Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие педагогической культуры классного руководителя в современной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целостность процесса развития педагогической культуры классного руководителя определяется научно-организационной моделью процесса развития педагогической культуры классного руководителя (на вузовском, внутришкольном и внешкольном уровнях), системой освоения классными руководителями обновленного содержания их деятельности, форм и методов работы, условиями эффективности ее развития. При этом… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.Стр
  • ГЛАВА 1. Теоретические и методические основы развития педагогической культуры классного руководителя. Стр
    • 1. Сущность и содержание педагогической культуры классного руководителя. Стр
    • 2. Развитие представлений о педагогической культуре классных руководителей в истории образования (историко-педагогический анализ). .Стр
    • 3. Педагогическая помощь и поддержка ребенка в образовании как основание развития педагогической культуры классного руководителя. Стр
  • ГЛАВА 2. Совершенствование процесса развития педагогической культуры классного руководителя в современной школе. Стр
    • 1. Обновление содержания деятельности классного руководителя как способ развития его педагогической культуры. Стр
    • 2. Развитие педагогической культуры в системе научно-методической подготовки классных руководителей в школе (на основе опытноэкспериментального исследования).Стр
    • 3. Научно-организационная модель развития педагогической культуры классного руководителя. Стр

Развитие педагогической культуры классного руководителя в современной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие воспитания в системе образования определяется принципами и положениями, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании», «Программе развития воспитания в системе образования России», «Концепции модернизации российского образования до 2010 г.». В средней общеобразовательной школе это означает поиск новых подходов к модернизации образования и воспитания детей, повышение общей и профессиональной культуры педагога. Это и преодоление недостатков, имеющихся в жизни школы как социального института воспитания.

В этих условиях возникает необходимость в исследовании путей развития педагогической культуры учителя, способствующей повышению авторитета современной школы, укреплению ее статуса в системе других социальных структур. Деятельность классного руководителя в открытом школьно-семейном социуме постепенно преодолевает узкие рамки «школоцентризма» и ориентируется на активное педагогическое сопровождение воспитания детей в семье, детских и молодежных организациях, учреждениях дополнительного образования.

Исходя из данного подхода к рассмотрению деятельности классного руководителя можно выделить понимание общей и педагогической культуры личности как взаимосвязанных и взаимообусловленных характеристик педагога.

Общая культура личности — это комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, общей эрудиции, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет ей жить в гармонии с общечеловеческой, национальной культурой, развивать и общество, и свое индивидуальное своеобразие, предполагает надбиологический, позитивно-значимый способ деятельности человека, детерминированный его социальным опытом. Педагогическая культура — это прежде всего высокая образованность, интеллект, нравственный потенциал каждого члена педагогического сообщества: учителя, классного руководителя, воспитателя, педагога-психолога и др.- гуманное отношение к детям, взаимоуважение учеников и взрослых, сохранение и развитие морально-психологического климата в школьной среде. В нашем исследовании мы обращаемся к развитию педагогической культуры классного руководителя, который воспитывает не только на уроке, являясь учителем-предметником, но и вне урока. В связи с этим значимым становится еще одно понятие — «культурная педагогическая среда», которая развивается под влиянием педагогической культуры педагога и воздействует на ее развитие. Под культурной педагогической средой школы понимается такая система организации всей школьной жизни, в которой реализуется совокупность идей и ценностей, выработанных школьным сообществом, а также соорганизуются группы взрослых и детей на основе развивающихся взаимоотношений, в которой создаются условия для помощи, поддержки развития и саморазвития личности, когда ребенок и взрослый (педагог, родитель) действуют творчески, используя выбираемые ими ценности, нормы и образцы.

Разработанность проблемы исследования в науке, в теории обучения и воспитания. Проблема взаимосвязи общей и педагогической культуры нашла отражение в трудах по философии (Арнольдов А.И., Буева Л. П., Гуревич П. С., Гусева Н. В., Ильенков Э. В., Кузнецова Т. Ф., Маркарян Э. С. и др.), в работах ученых-педагогов (Амбросимова З.Ф., Барабанщиков А. В., Белозерцев Е. П., Бондаревская Е. В., Исаев И. Ф., Кузьмина Н. В., Левашова Т. Н., Нейштадг Л. А., Сластенин В. А., Сухомлинский В. А., Шиянов Е. Н., Щуркова Н. Е. и др.), в психологических трудах (Ананьев Б.Г., Выготский Л. С., Маркова А. К., Шадринов В. А. и др.).

Анализу проблемы творческого подхода как способа развития педагогической культуры посвящены работы Загвязинского В. И., Кан-Калика В.А., Никандрова Н. Д., Соколова В. В., Писаренко В. И. и др. Инновационный характер педагогической культуры рассматривали Исаев И. Ф., Подымова Л. С., Фролов П.Т.

Широкий круг вопросов, связанных с личностью классного руководителя, его деятельностью, нашел свое отражение в различных психолого-педагогических исследованиях, прочно вошедших в историю педагогики и по-прежнему актуальных в современных условиях. Среди них, на наш взгляд, можно выделить следующие проблемы: роль классного руководителя в формировании и развитии ученического коллектива (Аникеева Н.П., Воропаева М. В., Винникова Г. В., Измайлова Д. А., Иванов И. П., Каримова Л. А., Коган М. С., Конникова Т. Е., Макаренко А. С., Мельникова К. И., Новикова Л. И., Самойлова Н. Я., Скоморохов Н. Я. и др.) — осуществление классным руководителем индивидуального подхода к развитию личности ребенка (Ананьев Б.Г., Божович Л. И., Болдырев Н. И., Винникова Г. В., Газман О. С., Конникова Т. Е., Слободчиков В. И. и др.) — организация классным руководителем процесса учения школьников (Гаврилова М.И., Зайченко В. Н. и др.) — формирование нравственности школьников (Болдырев Н.И., Богданова О. С., Клейн М. Н., Коянбаев P.M., Марьенко И. С., Петрова В. И., Шемшурина А. И. и др.) — взаимоотношения классного руководителя и родителей (Крупская Н.К., Макаренко А. С., Сухомлинский В. А. и др.) — профессиональное развитие классного руководителя (Белых А.С., Мицкевич Ж. И., Павленко В. Г., Полетаев В. В., Тесля А.И.) — организация досуга детей (Шмаков С.А. и др.).

Непосредственно проблемой развития педагогической культуры классного руководителя занимались следующие ученые: Н. Б. Крылова в своих работах дает определение данного понятия и обосновывает черты отличия педагогической культуры классного руководителя от общей культуры педагогаН.Е. Щуркова и В. П. Сергеева рассматривают вопросы профессионального совершенствования личности классного руководителя через формирование и развитие его педагогической культуры с точки зрения культурологического подхода.

Однако многие аспекты данной проблемы, такие, как сущность и содержание педагогической культуры классного руководителя, базирующиеся на таком основании, как педагогическая помощь и поддержка ребенка в образованииуровни и условия эффективности развития педагогической культуры классного руководителянаучно-организационное моделирование процесса формирования и совершенствования педагогической культуры классного руководителя в современном общеобразовательном учреждениивзаимовлияние процессов развития педагогической культуры классного руководителя и педагогической среды школы не получили должного развития в научно-педагогических работах.

Это потребовало новых исследований, которые могли бы представить практико-ориентированные разработки обновленных содержания, форм и методов деятельности классного руководителя как способа развития его педагогической культурыпозволить проанализировать изменения ценностно-целевой направленности личности классного руководителя, совершенствование его профессиональных качеств в процессе взаимодействия с детьми.

Указанные проблемы определили выбор темы исследования: «Развитие педагогической культуры классного руководителя в современной школе».

Объект исследования — образовательно-воспитательная деятельность классного руководителя.

Предмет исследования — процесс развития педагогической культуры классного руководителя в современной школе.

Цель исследования — определить теоретические подходы и механизмы развития педагогической культуры классных руководителей, обеспечивающие эффективность их образовательно-воспитательной деятельности в школе.

Гипотеза. Процесс развития педагогической культуры классного руководителя будет эффективным при условиях:

— ориентации педагога на формирование ценностно-целевой позиции, соответствующей гуманистической парадигме модернизации образования;

— творческого освоения содержания собственной деятельности, современных форм и методов работы в области воспитания, направленных на поддержку развития и саморазвития ребенка;

— экстраполяции общей культуры в сферу педагогической деятельности;

— становления в школе инновационной среды, обеспечивающей творческую самореализацию личностей классного руководителя и школьника в процессе их взаимодействия с окружающей социальной средой;

— влияния классного руководителя на формирование индивидуальных качеств и базовой культуры личности подростка, его самоопределение и самореализацию.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Обосновать сущность и содержание педагогической культуры классного руководителя.

2. Провести историко-педагогический анализ представлений ученых-педагогов о культуре воспитателя, отраженной в профессиональной деятельности.

3. Разработать способы развития педагогической культуры классного руководителя и критерии ее оценки.

4. Определить условия эффективности развития педагогической культуры классного руководителя в профессиональной деятельности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: положения современных философских, социальных, педагогических, психологических концепций (гуманизма, гражданственности, педагогической поддержки ребенка в образовании, воспитания как социокультурного феномена) о необходимости создания в образовании условий для полноценного проживания ребенком в школе возрастных этапов и раскрытия индивидуальных способностей, личностно-деятельностном, средовом, культурологическом и системном подходах, обуславливающих эффективность воспитательного процесса.

Настоящее исследование опирается на психологические идеи развития личности (Ананьев Б.Г., Божович Л. И., Выготский Л. С., Зинченко В. П., Кон И. С., Петровский В. А., Фельдштейн Д. И., Эльконин Д. Б. и др.), гуманистической психологии (Маслоу А., Роджерс К. и др.), теорию личностно-ориентированной педагогики (Новикова Л.И., Якиманская И. П. и др.), концепции педагогической поддержки ребенка в образовании (Бедерханова В.П., Газман О. С., Михайлова Н. Н., Крылова Н, Б. и др.), гуманной педагогики (Амонашвили Ш. А., Корчак Я.,.

Сухомлинский В.А. и др.). Содержание данного исследования основывается на обобщении теорий современной педагогики и психологии, в частности теории воспитания (Г.И. Батурина, Г. Н. Волков, Н. С. Дежникова, Б. Т. Лихачев, С. А. Козлова, В. М. Коротов, Н. Д. Никандров, Л. И. Новикова, P.M. Рогова, Г. И. Щукина, Н.Е. Щуркова), на философско-социологическом анализе проблем воспитания (С.В. Дармодехин, К. В. Кулаев, Г. Н. Филонов).

Методы исследования: сравнительно-исторический анализнаучно-теоретический анализизучение и обобщение передового опыта школ, инновационных подходов в воспитании, ретроспективный анализ деятельностиопытно-экспериментальная работасравнительный анализ экспериментальной деятельности классных руководителейметодики включенного педагогического наблюденияанкетированиетестирование и др.

База исследования: школа № 1940 г. Зеленограда (Москва) в качестве экспериментальной, школы № 1151 г. Зеленограда, № 155 г. Москвы и № 18 РАО г. Павловского Посада Московской области в качестве контрольных. Исследованием было охвачено 73 классных руководителя, 1825 школьников.

Этапы исследования:

1 этап (1991;1996 гг.). Изучалась проблема развития института классного руководства в России, автор принимал участие во Всероссийском эксперименте по теме: «Содержание деятельности освобожденного классного руководителя» под руководством Газмана О.С.

2 этап (1997;1999 гг.). Осуществлялся теоретический анализ литературы по теме «Педагогическая культура в образовании», определялись задачи исследования и разрабатывались критерии оценки результативности экспериментальной работы.

3 этап (1999;2001 гг.) связан с развертыванием опытно-экспериментальной работы в школе № 1940, проведением специализированной подготовки классных руководителей на базе школы, поиском путей развития их педагогической культурыпроводилось контрольное сравнение методик и выводов исследования с методами работы других школ.

4 этап (2001;2002 гг.) был связан с завершением опытно-экспериментальной работы и обобщением полученных результатов. Теоретическое обобщение результатов нашло отражение в публикациях, методических материалах для классных руководителей, в настоящей диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что дано теоретико-методическое обоснование сущности педагогической культуры классного руководителя и впервые определено ее содержание, выраженное в компонентах (онтологический, аксиологический, методический, личностно-творческий) и их взаимосвязяхвыявлены особенности развития педагогической культуры классных руководителей в истории отечественной педагогики и современном образовании с позиции педагогической помощи и поддержки ребенка в его формировании и становлении. Выстроена и обоснована научно-организационная модель целостного процесса развития педагогической культуры классного руководителя во взаимодействии с ребенком, направленная на оказание помощи ему совместно с учителем-предметником, психологом. Разработаны обновленное содержание деятельности классного руководителя, формы и методы работы, освоение которых является одним из способов развития его педагогической культуры и успешного воспитания личности школьника в современной школеразработаны критерии и уровни развития педагогической культуры классного руководителяопределены условия эффективности развития педагогической культуры классного руководителя в общеобразовательном учреждении.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в практику школ Москвы и Московской области методических рекомендаций, отражающих обновленное содержание деятельности, формы и методы работы классного руководителя, а также программы внутришкольной системы подготовки классного руководителя (в том числе системы творческих заданий). Данные методические материалы могут быть применимы в практике любых типов школ, при проведении семинаров и курсов в институтах повышения квалификации работников образования, разработке учебных педагогических курсов в вузах.

Достоверность результатов исследования обеспечивается совокупностью разнообразных методик, адекватных поставленным задачамсоотнесением результатов исследования с теоретическими положениями философии образования, психологии и педагогики развитияретроспективным анализом результатов педагогической деятельности классных руководителей, реализующих в своей работе функцию педагогической помощи и поддержкирепрезентативностью эмпирических материалов, опытной проверкой полученных выводов и результатами внедрения предложенных рекомендаций в практику i деятельности классных руководителей. I.

Положения, выносимые на защиту.

1. Сущность и содержание педагогической культуры классного руководителя характеризуются творческим взаимодействием педагога с ребенком, обеспечивающим трансляцию и усвоение ими достижений общей культурыопределяются совокупностью нравственных, профессиональных позиций, подходов, содержанием, формами и методами работы, личностно-профессиональными качествами, выработанными на основе опыта и индивидуальных особенностей личности классного руководителя в современной школе.

2. «Педагогическая помощь и поддержка ребенка в образовании» как базовый компонент гуманистической педагогики является основанием, стимулирующим процессы формирования педагогической культуры классного руководителя и эффективного развития культуры личности школьника.

3. Целостность процесса развития педагогической культуры классного руководителя определяется научно-организационной моделью процесса развития педагогической культуры классного руководителя (на вузовском, внутришкольном и внешкольном уровнях), системой освоения классными руководителями обновленного содержания их деятельности, форм и методов работы, условиями эффективности ее развития. При этом авторская программа внутришкольной подготовки классного руководителя, направленная на обеспечение процесса саморазвития педагога, позволяет последовательно осуществлять профессиональное совершенствование классных руководителей от формально-деятельностного (низшего) уровня к репродуктивно-вариативному (среднему) и творческо-поисковому (высшему) уровням развития педагогической культуры.

4. Совершенствование педагогической культуры классного руководителя осуществляется эффективно, если: 1) самообновляющаяся культурная педагогическая среда опирается на творческое взаимодействие педагога и школьника на основе принятия ими общих идей и ценностей, помощи и поддержки ребенка в образовании- 2) доверие и уважение учащихся к личности классного руководителя являются основой построения отношений сотрудничества.

Апробация результатов. Основные результаты и выводы исследования обсуждались на окружных научно-практических конференциях и семинарах по проблемам проведения опытно-экспериментальной работы в г. Зеленограде (2001;2002), научно-практической конференции, посвященной гражданскому и патриотическому воспитанию, в ГосНИИ семьи и воспитания (январь, 2002), научной сессии молодых ученых ГосНИИ семьи и воспитания (май, 2002), сессии Научного совета по проблемам формирования мировоззрения учащихся и студентов при Президиуме РАО (май, 2002), заседаниях педагогического совета школы № 1940, заседании экспериментальных площадок Зеленоградского окружного управления образования г. Москвы (ноябрь, 2002), городских семинарах на базе Московского института открытого образования, заседаниях лаборатории теории и методов воспитания ГосНИИ семьи и воспитания (май, сентябрь 2002).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

В первой главе: «Теоретические и методические основы развития педагогической культуры классного руководителя» проведен научно-теоретический анализ исследуемой проблемы в философии образования, психологии, педагогике, раскрыты сущность и содержание педагогической культуры, ее взаимосвязь с общей культурой личностиисторико-педагогический анализ представлений великих педагогов об основном подходе в деятельности воспитателя, изменений содержания деятельности классных руководителей в истории отечественной педагогики и образования, современных теоретико-методических подходов модернизации содержания деятельности классного руководителя.

Во второй главе: «Совершенствование процесса развития педагогической культуры классного руководителя в современной школе» рассматривается содержание деятельности классного руководителя по созданию условий для развития базовой культуры ребенка, оказания помощи и поддержки в решении его проблемсистема внутришкольной подготовки классных руководителей, направленной на развитие их педагогической культурыкритерии и уровни ее развития, определенные в ходе опытно-экспериментальной работынаучно-организационная модель развития педагогической культуры классного руководителяформы и способы организации в школе культурной педагогической среды как условия эффективного развития педагогической культуры классных руководителей в воспитании личности школьника.

В заключении излагаются основные выводы исследования, даются методические рекомендации классным руководителям.

практические рекомендации:

— предложить вузам внедрить в практику подготовки студентов изучение экспериментально разработанного содержания деятельности классного руководителя, системы развития его педагогической культуры;

— предложить ИПКРО открыть спецкурс по подготовке классных руководителей на основании предложенного материала, научно-методических подходов и требований к этой работеиспользовать разработанное содержание деятельности классного руководителя для других категорий воспитателей с учетом их специализации: социального педагога, воспитателя школы-интерната и детского дома и т. п.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.Ф. Педагогическая культура учителя: Учебное пособие для учителей. Курган: Курганский пед. университет, 1999. — 68 с.
  2. З.Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплин педагогического цикла: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Челябинск, 1994. — 17 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. — 224 с.
  4. К. А. Славская А.Н. К истории союза психологии и философии //Вопросы философии. -1996. № 5. — С. 163 — 170.
  5. Ш. А. Письма к дочери //Педагогический факультет. М.: Знание, 1988.
  6. Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1985.
  7. И. История гимназического образования в России. СПб, 1912. ф 8. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды /Под ред. А. А. Бодалева и др.: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.
  8. Н.П., Винникова Г. В. Управление процессом формирования личности через ценностные ориентиры коллектива //Вопросы управления и руководства процессами воспитания школьников. М., 1971.
  9. Ю.Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования //Забота поддержка — консультирование. — М.: Инноватор, 1996. — 196 с. -С.72−74.(Сер.: Новые ценности образования- Сб.№ 6).
  10. П.Анохина Т. Классный воспитатель: какая экспертиза нам нужна: (Вариант экспертного заключения по результатам деятельности классного воспитателя Бала-бановской средней школы № 3 М.Р. Матвеевой) //Народное образование. 2000. -№ 3. — С. 86−90.
  11. Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования //Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 63−81.
  12. А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М., 1992.1. Ф 240 с.
  13. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования. М.: Педагогика, 1982.
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.
  15. Базовая культура личности /Под ред. О. С. Газмана, Л. И. Романовой. М.: АПН СССР. ВНИК, 1989.
  16. Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991.
  17. Е.И. Работа классного руководителя V-VII классов по изучению учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1954.
  18. А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура преподавателя высшей школы. М., 1985. — 173 с.
  19. В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка //Классный руководитель. 2000. — № 3. — с.39−51.
  20. В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. -Краснодар, 2001. 220 с.
  21. А.С. Формирование готовности будущего классного руководителя решать ориентационныезадачи: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1990.
  22. И. К вопросу об институте классных наставников //Журнал Министерства народного просвещения. 1865. — 10 (отд.4). — С.65−68.
  23. В.Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996. -36с.
  24. Н.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991.
  25. Н.И. Система воспитательной деятельности классного руководителя по формированию гражданских качеств личности //Организация и содержание гражданского образования. Челябинск, 1988. — С. 41−45.
  26. . Структура процесса воспитания (методологический аспект). Каунас, 1984.
  27. Ф.А. Проблемы классного руководства (групповодства) в истории советской школы и педагогики (1917−1931 гг.): Дисс.канд. пед. наук. М., 1977.
  28. А.А. Личность и общение. Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.
  29. JI.И. Некоторые проблемы формирования личности школьника и пути их изучения //Вопросы психологии. 1956, — № 5. -С. 15.
  30. Л .И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания// Психологическая наука в СССР: В 2 т. М.: АПН РСФСР, 1960. — Т.2 — С. 190−227.
  31. Л.И. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979.
  32. Н.И. Очерки по методике работы классного руководителя. М.: Просвещение, 1959.
  33. Н.И. Классный руководитель. М.: Просвещение, 1978.
  34. Н.И. Методика работы классного руководителя. М.: Просвещение, 1984.
  35. Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1974.
  36. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность //Педагогика. -1999. № 3. — С. 37−43.
  37. Е.В. Личностно-ориентированное образование как прогностическая модель педагогической культуры XXI века //Инновационная школа. 1998. — № 2.-С. 14−20.
  38. Е. В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социально-экономических условиях. Ростов-н, Д., 1991.
  39. Е. В.Формирование педагогической культуры будущего учителя //Межвузовский сборник научных трудов. Ростов-н/Д., 1989.41 .Борисова Л. Г. Молодой учитель. Труд, быт, творчество. М.: Знание, 1983.
  40. П. Чего надо желать для нашего общественного воспитания. Мо-гилев-на-Днестре, 1895.
  41. П.П. Основы педагогики. М., 1925.
  42. П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964.
  43. Д. Мультикультурное образование: цели и измерения.//Культурная и мультикультурная среда школ. М.: Инноватор, 1996. (Сер.: Новые ценности образования- Сб. № 4). — С. 15−18.
  44. Л.П. Культура и образование. Проблема взаимодействия //Культура и культурология образования (материалы круглого стола) //Вопросы философии. -- 1997,-№ 4.- С. 12−18.
  45. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие /Под ред. Е.В. Бонда-ревской, — Ростов н/Д., 1995. 172 с.
  46. А. Общая польза. СПб., 1909.
  47. И.Е. Общая культура учителя как фактор успешной педагогической деятельности: Дисс. канд. пед. наук. Тюмень, 1995.
  48. М.Д. Изучение возможностей разнотипных коллективов в формировании интересов школьников-подростков// Вопросы управления и руководства процессами воспитания школьников. М., 1971. ф 51. Водовозова Е. Н. На заре жизни. Воспоминания. СПб., 1911.
  49. Н.В. Развитие классного коллектива подростков сельской школы: Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1990.
  50. Вопросы воспитания: системный подход /Под ред. Л. И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981.
  51. В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей ВУЗов, студентов и учителей. М.: Школьная Пресса, 2000. — 96 с.
  52. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: Материалы Всероссийской конференции /Под ред. О. С. Газмана. М., 1996. — 76 с.
  53. .З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы Содержание и методика деятельности. М.: Просвещение, 1983.
  54. Л.С. Избранные психологические произведения. М.: АПН, 1958.
  55. М.И. Вопросы успеваемости в работе классного руководителя V класса: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1953. ф 59. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философии герменевтики /Под ред. Б.Н.
  56. . М., 1988. — 704 с.
  57. О.С. Базовая культура и самоопределение личности //Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. М.: АПН СССР, 1989. -150 с.-С. 5−12
  58. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века //Забота поддержка — консультирование. — М.: Инноватор, 1996. — 196 с -С. 10−38. (Сер.: Новые ценности образования- Сб. № 6).
  59. О.С., А.В. Иванов. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). М.: Малое предприятие «Новая школа», 1992. — 114 с.
  60. Ш. И. Очерки по истории средней школы в России. Л., 1937.
  61. Ш. И. Классный наставник и его воспитательная работа //Классный руководитель /Под ред. Л. Е. Равкина. Л., 1939.
  62. Гегель. Наука логики. М.: Энциклопедия философских наук, — 1975. — Т.2. -695с.ф. бб. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Под ред. П. В. Алексеева. М., 1995. — 448 с.
  63. В.А. Особенности работы с классными руководителями в условиях формирования воспитательной системы школы (школа-лаборатория № 1026 г. Москвы) // Классный руководитель. 2001. — № 1. — С. 47−54.
  64. Н.К. Из истории русской школы. Роль и место классных наставников и надзирателей в дореволюционной школе. М., 1937.
  65. Н.К. Некоторые теоретические предпосылки системы воспитательной работы в школе //Советская педагогика. -1965. № 5. — С. 32−37.
  66. Н.К. Очерки по истории советской школы. Киев: Родзянска школа, 1968.
  67. П.И. Изучение индивидуальных особенностей учащихся. Из опыта работы классного руководителя /Под ред. А. В. Петровского. М.: АПН РСФСР, 1960.-С. 52.
  68. А.Ю. Формирование отношений педагогов и учащихся в советской ф школе.-М., 1977.
  69. P.M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: Университет, 1991.
  70. В.В. Исторический очерк русской школы. М., 1900.
  71. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.
  72. Н.С. Педагогический коллектив средней общеобразовательной школы как субъект воспитания: Автореф. дис. доктор, пед. наук. М., 1989. — 32 с.
  73. М.И. История русской педагогики. М., 1909. — Т.З.
  74. М.В. Этикет в системе педагогической культуры: смена парадигм// Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя. Уфа, 1998.- С.39−45.
  75. Н.А. О значении авторитета в воспитании. Избр. пед. соч. М., 1986.
  76. И.А. Забота и радости классного руководителя. М.: Просвещение, 1982.
  77. И.А. Педагогическая психология. Ростов-н/Д., 1997. — 477 с.
  78. И.П. Методика коммунарского движения. М.: Педагогика, 1990.
  79. И.П. Творческое содружество поколений как условие воспитания юных общественников. Дисс. доктор, пед. наук.- Л., 1972.
  80. И.П. Энциклопедия коллективных и творческих дел. М.: Педагогика, 1990.
  81. Т.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе (На материале дисциплин педагогического цикла): Автореф. дисс.канд. пед. наук. Луганск, 1991. 17 с.
  82. Д.А. Формирование разновозрастного коллектива группы продленного дня (1−3 классы): Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1988.
  83. И.Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателя высшей школы. Белгород, 1993. — 219 с.
  84. И.Ф., Шеховская Н. Л. Колледж как инновационное образовательное учреждение. Белгород, 1997. — 142 с.
  85. И.Ф. Профессиональная педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект. Белгород. 1992.102 с.
  86. Исторические записки Санкт-Петербурской 6-й гимназии. СПб., 1912.
  87. П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога. Томск: Гос. университет, 1999. — 140 с.
  88. М.Г. Формирование идеалов у подростков в процессе общественной деятельности: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Л., 1967.
  89. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.
  90. В.А. Директор учитель — ученик. — М.: Знание, 1980.
  91. Каникулы: игра, воспитание /Под ред. О. С. Газмана М.: Просвещение, 1990.
  92. К вопросу о воспитательницах средних учебных заведений //Вестник воспитания. 1896. -№ 6. -С.3−18
  93. Классный руководитель /Под ред. Л. Е. Равкина. Л., 1939.
  94. Классный руководитель. 2000. — № 3. — 144 с.
  95. М.Н. Формирование у школьников единства моральных знаний и поведения в работе классного руководителя: Автореф. дисс.канд. пед. наук, — Л., 1989.
  96. С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988.
  97. С.В. Психология личности. М.: Просвещение, 1965.
  98. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1988.
  99. М.Ю. Слагаемые авторитета. М., 1988.
  100. Т.Е. Общие основы методики воспитательной работы //Ученые записки. Л.: ЛГПИ имени Герцена. — 1964. — Т.247. — С.5−30.
  101. Т.Е. Механизм воздействия коллектива на личность школьника //Советская педагогика. 1969. — № 11. — С.28−34.
  102. Н.А. Очерки по истории средней школы. М.: Учпедгиз, 1947.
  103. Концепция модернизации образования Российской Федерации до 2010 года. // Директор школы. 2002. — № 1. — С. 3−12.
  104. П.А. Взаимоотношение классного руководителя с подростками в общественно-полезной деятельности как фактор формирования коллективизма: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1981. — 19 с.
  105. Ф.Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин З. И. Очерки по истории советской школы и педагогики (1921 -1931). М., 1961.
  106. В.М. Педагогическое требование. М.: Просвещение, 1966.
  107. Я. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 1990. — 493 с.
  108. P.M. Совместная работа классного руководителя и родителей по приобщению учащихся к опыту старших поколений: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1979. — 19 с.
  109. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс — Энциклопедия, 1994. -576 с.
  110. В.В. Методология педагогического исследования.: Пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994.
  111. Н.Б. Культурология образования //Новые ценности образования. -М.: Народное образование, 2000. Сб. № 10. — 272 с.
  112. И.П. Профессиональная культура преподавателей и мастеров производственного обучения: управление формированием и развитием. СПб., 1997.-237 с.
  113. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся //Вопросы психологии. 1984. — № 1.- С. 17−23
  114. С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя// Методология педагогики. М., 1998. — С. 63−73.
  115. В.Г. Пути самосовершенствования личности. JL, 1979. С. 34−35.
  116. Н. К вопросу об уставе для школ повышенного образования //За работой.- Сталинград, 1927. № 9 (2).
  117. А.Н. Природа и формирование психологических свойств и процессов человека //Вопросы психологии. 1955. — № 1. — С.29−35.
  118. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е, М.: Политиздат, 1977.
  119. Г. О надзирателях при воспитании. Из энциклопедии. СПб., 1770.
  120. Ле Шан Э. Когда дети сводят нас с ума. М.: Просвещение, 1989.
  121. .Т. Философия воспитания. — М., 1995.-281с.
  122. А.В. Речь на 1 Всероссийском съезде по просвещению 26 августа 1918 г.//Учит. газ. 1989. -15 март (№ 32).
  123. А.С. О коммунистическом воспитании. М., 1956.
  124. Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестации. М., 1992.
  125. Т.Н. Социальная активность школьников. Л.: Знание, 1978.
  126. А.К., Матис Т. А., Орлов Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.
  127. А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М., 1993.
  128. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя //Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55−63.
  129. И.С. Организация и руководство воспитательной работой в школе. М.: Просвещение, 1974.
  130. Материалы для инструкции классным дамам. Проект: Министерство народного просвещения. СПб., 1857.
  131. Л.А. Становление и развитие психолого-педагогической культуры учителя: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1999. 18 с.
  132. Международный форум философов: мировоззренческий спор //Вопросы философии, — 1984. № 5. — С. 31−47.
  133. Методика воспитательной работы /Под ред. В. М. Коротова. М.: Просвещение, 1990.
  134. Методы педагогического исследования /Под ред. В. И. Журавлева. М.: Педагогика, 1972.
  135. Методы педагогического исследования /Под ред. И. И. Пискарева, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 195 с.
  136. Н.Н., Юсфин С. М. Педагогическая поддержка и международный опыт //Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 81−87.
  137. Н.Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2001. — 208 с.
  138. А.В. Педагогические проблемы свободного общения старшеклассников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1970. — 20 с.
  139. А.В. Коммуникативная культура личности //Базовая культура личности М.: ВНИК «Школа» АПН СССР, 1989. — С. 56−67.
  140. А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1981.
  141. Наставления для воспитания девиц в институтах, данные императрицами Марией Федоровной и Александрой Федоровной. СПБ., 1904.
  142. Настольная книга классного руководителя /Автор-составитель Л. Д. Гуткина. М.: Центр Педагогический поиск, 2000. — 143 с.
  143. Невинчанюк Ю, Сухоруков С. Сотворчество и проблемы классного руководителя// Директор школы. 2000. — № 1. — С. 65−73.
  144. Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема //Советская педагогика. 1966. -№ 11. — С. 27−34.
  145. Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 280 с.
  146. Нравственное воспитание школьников /Под ред. И. С. Марьенко. М., 1969.
  147. Нравственное воспитание советских школьников. (Основы методики) /Под ред. И. С. Марьенко, М. Г. Кутейниковой. М., 1975.
  148. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы). Коллективная монография. В 2 кн. / Под ред. И. А. Зимней. М.:
  149. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 200.. -кн. 1.
  150. Обязанности классной наставницы, инспектрисы и учащихся гимназии ЭЛ. Шаффе,-СПб., 1898.
  151. О классном руководителе: Положение и инструктивно-методические указания. -М, 1947.
  152. О методической работе с учителями. О классном руководителе. Хабаровск, 1949.
  153. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М: Просвещение, 1991.
  154. Осокин Ю. В, К проблеме изучения социокультурной роли искусства в культуре общества. (Культурологический подход) /Теория художественной культуры. М., 1998. — Сб. № 2.
  155. В.Г. Оптимизация системы повышения квалификации классных руководителей: Автореф. дисс. канд. пед, наук. Ростов-н/Д, 1986 г.
  156. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др.: Учеб. пособие для учителей и студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 1997. — 512с.
  157. В. А. Личность в психологии: парадигмы субъективности, Ростов н/Д, 1996. — 512 е.,
  158. И.Г. Лебединая песня. М., 1981. — Т.2.
  159. М.М. Насущные проблемы современной советской школы. М., 1925.
  160. Плетнев 11А. Обязанности наставников юношества. СПБ., 1838.
  161. В.В. Подготовка классных руководителей к профессиональной работе с учащимися в условиях сельской школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук-Волгоград, 1990.
  162. Противоречия школьного воспитания: семь проблем семь решений/ Автор, коллектив под рук. Н. Е. Щурковой. — М.: Московское городское педагогическое общество, 1998. — 95 с.
  163. Проект «Модель классного руководителя». Творческая лаборатория классных руководителей средней школы № 151 г. Челябинска /Классный руководитель. 2000. — № 1. — С. 91−95.
  164. Профессиональное мастерство преподавателя высшей школы /Под ред. А. В. Барабанщикова. -М., 1980. 99 с.
  165. Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983.
  166. Работа классного руководителя по формированию коллектива учащихся /Н.П. Аникеева, Г. В. Винникова, Н. С. Коган и др. Новосибирск, 1987.
  167. Разаева J1.A. Формирование педагогической культуры учителя в процессе освоения игровой технологии: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Саратов. 2001.
  168. Е.И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: Дисс. канд. пед. наук.- Ростов-н/Д, 1999.
  169. P.M. Воспитательный процесс в современной общеобразовательной школе: опыт анализа воспитания, тенденций и перспектив: Научный доклад. -М., 2001.
  170. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. — Т.1
  171. С.А. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1976.
  172. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.,. 1991.
  173. Н.Л. Забытое слово // Учит. газ. 2001. — 20 март.
  174. В. Отрицательные результаты положительной деятельности классных наставников//Вестник воспитания. 1916. — № 5.
  175. В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от, А до Я. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.
  176. В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: Граф-пресс, 2001.-192 с.
  177. Н. Социология. М., 1994. 688 с.
  178. В.Е. Психология юношеского возраста. М.: Молодая гвардия, 1929.
  179. Советский энциклопедический словарь /Под ред. A.M. Прохорова. М., 1988.
  180. В. Классный час или час классного руководителя?// Народное образование. 2000. -№ 1. — С. 107−114.
  181. В.П. Организация воспитательной работы в классе. М.: Центр Педагогический поиск, 2000. 160 с.
  182. С.А. Воспитание по Иванову. М.: Просвещение, 1989.
  183. Д.И. Методика индивидуального подхода в воспитательной работе //Ученые записки. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1964. — Т. 247- С. 33−66.
  184. Д.И. Основные вопросы работы классных руководителей в старших классах мужской средней школы: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Л., 1950.
  185. В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990.
  186. В.А. Педагогический коллектив средней школы. М., 1958.
  187. В.А. Родительская педагогика. //Педагогический университет. -М.: Знание. 1978.-№ 6.
  188. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.
  189. А.И. Внугришкольное управление деятельностью классных руководителей: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Минск, 1986.
  190. Д.И. Вопросы воспитания и обучения. Труды педагогического общества, состоящие при императорском Московском университете. М., 1901.
  191. С.В. Нравственное воспитание старших подростков в системе работы классного руководителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Минск, 1986.
  192. А.С. Очередные задачи отдела единой школы //Народное просвещение. -1923. № 4−5. — С. 87−90.
  193. Л.Н. Дневники Яснополянской школы. Собр. Соч.: В 22 т. М., 1983.-Т.2.
  194. Г. Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. Л.: Ленинградский университет, 1990.
  195. М. Как оценить эффективность работы классного руководителя //Сельская школа. 2001. — № 2. — С.50−53.
  196. К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1974. — Т.2. — С. 304−326.
  197. К.Д. Программа педагогического курса для женских учебных заведений. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1974. — Т.1.
  198. К.Д. Три элемента школы. Пед. соч. в 6 т., т.1, М. 1988. С. 177−193.
  199. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1974. — Т.2.
  200. Д.А., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. М.: Просвещение, 1990.
  201. А. Введение в детский психоанализ /Детский психоанализ. М., 1991. — Сб. № 1.
  202. Фрейд 3. О психоанализе. М.: Просвещение, 1990.
  203. В. Человек в поисках смысла /Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  204. С. Избранные педагогические сочинения. М.: Прогресс, 1990.
  205. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  206. В.Р. Семейные клубы //Педагогический факультет. М.: Знание. -1987.-№ 9.
  207. Н.П. Императорское воспитательное общество благородных девиц 1764−1914 гг. СПб., 1914. -Т.1.
  208. С.А. Ученическое самоуправление в школе 1917−1931 гг. Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли. М.: Педагогика, 1973.
  209. С.Т. Работа для будущего. М.: Просвещение, 1986.
  210. Н.Л. Формирование профессионально-педагогической культуры преподавателя колледжа: Дисс.канд. пед. наук. Белгород. 1997.
  211. М.И. Учителю о воспитании школьников. М.: Педагогика, 1990.
  212. С.А. Уроки детского досуга. М.: Тип. РИПКРО, 1991.
  213. Е. История средних учебных заведений в России. СПБ., 1878.
  214. И.Л. настольная книга классного руководителя// Классный руководитель. 2000. — № 1. — С. 40−83.
  215. Г. И. Возрастные особенности школьника. Л.: J11'ПИ им. А. И. Герцена, 1955.
  216. Г. И. Методика воспитания привычек, культуры поведения школьников. Л.: J11 ПИ им. А. И. Герцена, 1973.
  217. Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1988.
  218. Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
  219. Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2001. 96 с.
  220. Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России, 2000.- 128 с.
Заполнить форму текущей работой