Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-педагогические условия формирования моральных качеств у учащихся начальных классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучить учащихся и выявить отрицательные черты и привычки р поведения учащихся (эгоизм, грубость, обман, нечестность, воровство и т. д.) — объективные и субъективные причины возникновения отрицательных черт и свойств в поведении учащихся к отклонению от норм и правил поведения в обществе, которые в конкретной форме выражены в «Правила для учащихся, уровень сформированности у учащихся… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Формирование моральных качеств у учащихся — актуально-педагогическая проблема современности. ^" ^
    • 1. Теоретические вопросы формирования моральных качеств у учащихся начальных классов
  • Выявление отрицательных моральных качеств и привычек в поведении учащихся важнейшей предпосылок планирования. 42воспитательной работы
  • Анализ социально — педагогических факторов формирования отрицательных моральных качеств у учащихся начальных. 50классов
  • Педагогические условия формирования положительных моральных качеств у ^ ^^ учащихся начальных классов
  • Анализ потенциальной возможности программных материалов учебников ^ родного языка в формировании моральных качеств у учащихся начальных классов

§ 2.2. Экспериментально — педагогические условия формирования положительных ^? моральных качеств у учащихся начальных классов а)2.2.1. Формирование положительных моральных качеств у учащихся начальных классов в процессе изучения родного языка б)2.2.2. Формирование положительных качеств учащихся начальных классов- важнейшее 148средство внеурочных воспитательных работ

Социально-педагогические условия формирования моральных качеств у учащихся начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена углубляющимися преобразовательными процессами, происходящими в области политической, экономической и культурной жизни суверенного, правового государстваРеспублики Таджикистан — идущего по пути демократизации общества в условиях перехода к рыночной экономике и мирового сообщества.

Успех в развитии демократического общества в Республике Таджикистан всё больше зависит от сознательного отношения граждан республики, в первой очередь, учащихся и молодёжи к своему труду, к освоению знаний, ответственностью, а также и их высоких моральных качеств.

В Концепции национального воспитания в Республике Таджикистан отмечается, что Республика Таджикистан как молодое самостоятельное государство находится на начальном этапе формирования демократического, правового, светского и единого государства. Дальнейшее её развитие зависит от воспитания личности людей, объединяющих высокий уровень нравственности, богатые нравственные качества, физическое и умственное здоровье, высокое чувство патриотизма и национального самосознания, соблюдения законов, прав, свободы, трудолюбия, эстетичная и экономическая выдержанность, ответственность, объективность, созидательность, творчество и т. д.

Воспитание такой личности непосредственно входить в обязанности государства, общественности, и прежде всего, общеобразовательных школ республики, работающие в соответствии с Государственным стандартом образования.

Несмотря на пережитый республикой тяжёлый политический и экономический кризис, общеобразовательные школы добивались значительного успеха в воспитании у учащихся чувство национального самопознания, национальной гордости, гуманизма, патриотизма, дружбы и товарищества и т. д.

Однако, по объективным и субъективным причинам в поведении з определённого количества детей и молодёжи республики имеют место серьёзные недостатки.

В выступлении Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона, произнесенное по отношению проекта Закона «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» от 14 декабря 2010 года подчеркивается, что за последние годы в республике только подростками совершено 3000 тяжелых преступлений. Следует отметить, что названный закон был принят с учётом требований общества и всемерного значения обучения и воспитания подрастающего поколения.

Дело в том, что на современном этапе, когда в мире ускоренным темпом идёт глобализация мировых проблем, возрастает роль и значение обучения и воспитания как социальный фактор, направленная на интересах формирования нравственных качеств личности, учащихся и молодёжи, укрепления их умственного и морального потенциала, что составляет основу строительства нового, молодого демократического общества.

Таким образом, нравственная воспитанность учащихся, формирование их высоких моральных качеств, является объективной потребностью нового, молодого демократического общества в Республике Таджикистан.

Педагогический опыт, реализация инновационных подходов к социальнопедагогическим условиям, естественным образом приводит к совершенствованию процесса формирования у учащихся нравственных качеств, соответствующих молодым гражданам демократического общества.

Об уровне формирования моральных качеств учащихся можно судить, конечно, не по отдельным положительным поступкам, а по их повседневному поведению, по комплексу норм моральных поступков, в которых проявляются нравственные отношения и моральные качества. Формирование нравственных качеств учащихся начинается с воспитания и формирования у них моральных качеств, представлений, понятий и привычек и использования педагогом 4 определенных мер стимулирования, являющегося действительной мотивацией для соблюдения учениками моральных норм поведения и использование их в обществе.

Во все периоды истории таджикского народа нравственное воспитание подрастающего поколения и молодежи, формирование у них таких качеств как гуманизм, дружба и товарищество, патриотизм и свободолюбие, честность и справедливость, трудолюбие и др. занимали важное место в жизни общества и людей и являлись основным фактором укрепления государства.

Именно поэтому, и сегодня содержание и назначение Концепции национального воспитания Республики Таджикистан направлены на воспитание и подготовку достойных граждан нового демократического общества, обладающих высоким моральным качеством, фундамент которого будет заложен ещё в начальных классах.

Именно объективная потребность молодого демократического общества в высоконравственных граждан, имеющиеся серьёзные недостатки в поведении учащихся и молодёжи Республики Таджикистан, которые являются малоизученными сторонами данной проблемы, актуализирует избранной нами темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы Анализ педагогического исследования и систематические практические наблюдения свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме воспитания подрастающего поколения и молодёжи в новой общественной формации, выяснения оптимальных социально педагогических условий формирования у них нравственных качеств. Анализ философской, психолого-педагогической литературы, практики работы педагогов по нравственному воспитанию и формированию у учащихся нравственных качеств позволили нам сформулировать тему исследования, которая определяется противоречиями между возрастающими потребностями общества в обогащении умственных и нравственных потенциала граждан, с другой стороны, и 5 недостаточностью теоретической и практической разработанности педагогических основ исследования проблемы в новой формации.

В педагогических наследиях великих персидско-таджикских мыслителей А. Рудаки (114), А. Фирдауси (1), Абуали Ибн Сино (7), Саади Шерози (153,154,155), Абдурахмон Джоми (4), Х. В. Кошифи (183), Мухаммад Газзоли (119), Ш. Шохин (186), и других, нравственное воспитание занимает центральное место, так как основу педагогического наследия великих персидско-таджикских мыслителей в течении многих веков составляли формирование у подрастающего поколения и молодежи таких качеств как гуманизм, товарищество, патриотизм, трудолюбие, справедливость, вежливость, честность и правдивость, считать воспитание необходимым долгом родителей, школы и общества, и именно под их влиянием и воспитывались подрастающее поколение и молодежь.

Проблемы нравственного воспитания, формирования моральных качеств освещали в своих трудах великие педагоги К. Д. Ушинский, A.C. Макаренко (108, 109, 110), В. А. Сухомлинский (160, 163, 164), Н. И. Болдырев (41, 42, 43, 44, 45), психологи JI.C. Выгодский (49), C.JI. Рубейнштейн (152), П. К. Каптеров, В. Н. Колбановский (79, 80), В. А. Крутецкий (81, 90), Н. В. Клюевой и др. (12, 14, 20, 23, 24,27,40,120, 144).

Теоретические и практические аспекты нравственного воспитания учащихся отражены в трудах ученых-педагогов И. С. Марьянко (101,108,109,110), О. С. Багдановой (30,32,37,38,39), В. А. Сластёнина, И. В. Харламова (169, 170, 171, 172, 173), И. В. Свадковской (156, 157), С. Д. Лаптенок (92, 92), И. И. Зарецской (66), А. И. Дулова (61, 62, 63), Ю. К. Бабанский (27, 28, 29), Т. Н. Маольковской, Л. И. Рувинского и др. (33,40, 47,143,144,166).

Отдельные аспекты методики нравственного воспитания, культуры поведения учащихся начальных классов, формирования у них моральных качеств отражены в исследованиях О. С. Багдановой (30, 32, 37, 38, 39), И. С. Марьенко.

107, 108,109, 110), Л. Р. Болотиной (44), Д. И. Латышиной (44) и др. 6.

В Республике Таджикистан отдельные аспекты данной проблемы освещались в трудах М. Лутфуллоева (96, 97,98, 99, 100, 101, 102,103, 104, 105), Т. Шукурзод (181, 182, 183), И. Х. Каримовой, К. Б. Кодырова (73, 74, 75, 76), Ф. Шарипова, А. Нурова (123, 124, 125, 126, 127, 128) Б. Рахимова (151), К. С. Абдурахимова (17,18,19), М. Миралиева, А. Пудинаева (146), С. Кадырова (78), Д. Расулова (147, 148, 149), Ф. Гулмадова (54, 55, 56), Т. Мустафокулова (118,119, 121), С. Мирзоев (113) и др.

Анализ этих и других научно-педагогических исследований свидетельствуют об огромном значении и внимании, уделяемые в современном обществе к нравственному воспитанию и формированию у учащихся высоких моральных качеств.

Все исследователи в основном в своих работах коснулись вопросу об общих закономерностях процесса нравственного воспитания учащихся, т. е. содержания, форм и методов нравственного воспитания.

А что касается социально-педагогических проблем формирования моральных качеств учащихся младших классов, то оно по-прежнему остались малоизученными.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в новой общественной формации, в котором происходят значительные изменения в социально-политической жизни Республики Таджикистан и оказывающие большое внимание на формирование всесторонней личности, а именно^ подрастающего поколения и молодежи, исследуемая нами проблемы пока, что остаются неизученной.

В исследовании мы не стремились доказать, что уже в начальных классах можно окончательно сформировать у учащихся необходимые моральные качества, а постарались на основе использования имеющихся психолого-педагогических условий и возможности школьников показать процесс формирования моральных качеств учащихся названных классов в процессе обучения и во внеурочных 7 воспитательных мероприятий.

Исходя из этого, проблемой исследования была избрана выявление социально-педагогических условий формирования моральных качеств учащихся начальных классов.

Цель исследования — разработка теоретических основ и опытно-экспериментальное решение проблем формирования моральных качеств учащихся начальных классов в условиях общеобразовательных школ Республики Таджикистан.

Объект исследования — процесс формирования моральных качеств учащихся начальных классов.

Предмет исследования — социально-педагогические условия формирования моральных качеств учащихся начальных классов.

Рабочая гипотеза исследования основана на предположениях о том, о том, что для эффективной работы учителя по формированию моральных качеств учащихся начальных классов в учебном процессе и во внеурочное время решающая роль принадлежит следующим факторам и педагогическим условиям;

— профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов к решению проблемы формирования моральных качеств учащихся;

— программный, дидактический материал имеет большое значение в формировании моральных качеств учащихся, если целенаправленно понимать и использовать его потенциальные возможности;

— умело и целенаправленно анализировать на уроках содержание рассказов, стихотворений, изложенных в учебниках, раскрывающих положительные и отрицательные нормы и правила поведения людей;

— большое значение в формировании моральных качеств учащихся имеет учебный процесс, если учащиеся могут самостоятельно анализировать дидактические материалы и выявить по их содержанию положительные моральные качества воспитанных людей и отрицательные моменты 8 поведения других категорий людей, особенно в поведении своих одноклассников и близких людей;

— успех в формировании моральных качеств учащихся зависит от умелого использования учителя начальных классов технологии воспитания и инновационных форм и методов воспитания;

— немаловажную роль в формировании моральных качеств учащихся играет внеурочная работа при условии разумного составления плана воспитательной работы с конкретными указаниями перечня внеурочных мероприятий и использованием эффективных форм и методов работы;

— важным условием формирования моральных качеств учащихся может служить примерная программа содержания работы по решению данной проблемы и ее поэтапная реализация.

Цель и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи исследования:

— определить теоретические основы, сущность и содержание формирования моральных качеств учащихся начальных классов;

— выяснить уровень, психолого-педагогической профессиональной подготовки учителей начальных классов к практическому осуществлению формирования моральных качеств учащихся;

— выяснить различные виды недостатки, правонарушений в поведении учащихся начальных классов;

— выяснить основные причины появления в поведении учащихся начальных классов нездоровых поступков, отклонений от положительных норм и правил поведения;

— анализировать дидактические материалы учебников родного языка для 1−1У классов и выявлять их потенциальные возможности для формирования моральных качеств школьников;

— разыскивать и использовать эффективные формы и методы формирования моральных качеств учащихся начальных классов в процессе обучения и во 9 внеклассной работе;

— в ходе опытно-экспериментальной работы прослеживать процесс формирования моральных качеств учащихся начальных классов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили Конституция Республики Таджикистан (1994 г.), (81), Закон Республики Таджикистан «Об образовании» (2004 г.), (67), Национальная концепция образования Республики Таджикистан (2006 г.) Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан (2006 г.), Закон РТ «О высшем и последипломном образовании» (2001), (69), (Государственный стандарт образования Республики Таджикистан" (1996), (57), Закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитании детей» (2010), (68) труды ученых в области философии, педагогики, психологии и другие науки.

Исходя из общей цели и сформулированной гипотезы, в исследовании поставлены следующие задачи:

1. Изучить основные теоретические и методические труды, посвященные проблеме нравственного воспитания и формированию моральных качеств учащихся.

2. Опираясь на сущность и содержание профессиональной подготовки учителя, выяснить уровень теоретической, профессиональной, практической подготовки учителей начальных классов к решению проблемы формирования моральных качеств учащихся.

3. При помощи различных методов выяснить состояние представлений и знаний учащихся начальных классов о положительных и отрицательных норм и правил поведения.

4. Выяснить недостатки и правонарушения, имеющие место в поведении учащихся начальных классов и причины их появления.

5. Анализировать и определить потенциальные возможности дидактических материалов, изложенных в учебниках родного языка для 1−1У классов в ю формировании моральных качеств учащихся.

6. Прослеживать процесс формирования моральных качеств учащихся начальных классов в период использования опытно-экспериментальной работы в учебном процессе и во внеурочных воспитательных мероприятиях.

7. Разработать методические рекомендации в помощь учителей начальных классов по решению проблем формирования моральных качеств учащихся.

Для решения проблемы использовались следующие методы исследования:

— изучение, анализ и обобщения теоретический и методический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

— изучение, обобщение и распространение передового опыта нравственного воспитания и формирования у учащихся моральных качеств в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, а также двадцатилетней педагогической деятельности автора диссертации в школе и вузепедагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, групповые и индивидуальные беседы с учениками и учителями начальных классов с целью выявления уровня подготовки учителей к формированию моральных качеств учащихся, понятия и представления учащихся начальных классов об положительном и отрицательном поведении, отклонения в поведении школьников и причины их возникновенияпедагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

— изучение и анализ учебников родного языка для начальных классов, с целью выявления потенциальных возможностей дидактических материалов по формированию моральных качеств учащихся;

— математическая обработка полученных результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились общеобразовательные школы №№ 1, 50, 51, 42 г. Куляба, № 8, 39, Гимназия села.

Боги Хабиб Муминабадского района, № 21 участки Шобика Васейского района в 2005;2010 гг. Всего в исследовании участвовали 655 учащихся начальных классов, из них 320 учащихся опытно-экспериментальных классов, 24 учителя этих же классов.

Решение задач исследования осуществилось поэтапно с 2005 по 2010 годы.

На первом этапе (2006;2007 гг.) была изучена степень разработанности проблемы формирования моральных качеств учащихся начальных классов в процессе обучения и во внеурочных мероприятий и осуществовалось накопление и обобщение эмпирического материала, анализировался существующая практика по теме исследования. Формировался понятийный аппарат исследования, выяснилась сущность и значение социально-педагогических условий формирования моральных качеств учащихся в новой социально-политической формации, основные виды отклонения в поведении учащихся и причины их возникновения, уровень подготовленности учащихся младших классов в решении данной проблемы.

На втором этапе (2007;2008 гг.) разрабатывалась ориентировочная программа осуществления процесса формирования моральных качеств учащихся и ее поэтапного проведения, анализировались потенциальные возможности дидактических материалов, способствующие решению проблемы, разрабатывалась методика экспериментальной работы, структурно-содержательная модель и проверка выявленных комплексов социально-педагогических условий для решения проблемыпроводился формирующий этап экспериментаанализировался ход и результаты экспериментасформировался текст диссертационного исследования.

На этом этапе выявлялись уровни представлений учащихся с положительных и отрицательных норм и правил поведения. В ходе экспериментальной работы уточнялась гипотеза, корректировались содержание и технология эксперимента, проводилась обработка полученных результатов по.

12 завершению работы в каждом классе, дали ученикам возможность самим анализировать поведения героев рассказов и сделать выводы.

На данном этапе нами использовались такие методы как планирование, наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическая ситуация, сравнение, анализ, самооценка, письменные работы, констатирующий и формулирующий эксперимент, математическая статистика. Использовавшие методы дали нам возможность анализировать, обобщать полученные результаты исследования и их обосновать.

На третьем этапе (2010;2011 гг.) обобщались и систематизировались результаты исследования, были сформулированы основные выводы и предложения, написаны и опубликованы научно-методические статьи, методическая рекомендация в помощь учителей начальных классов по эффективному решению данной проблемы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в уточнении социально — педагогических условий, влияющие на качество личноститеоретическом и практическом обосновании, теоретическом и практическом обосновании разнообразии форм и методов учебно-воспитательной работы, способствующие формированию моральных качеств у учащихся начальных классов, научно — обоснованные и экспериментально проверенные факторы могут быть использованы в перспективе планирования и осуществования работы учителей в данном направлении.

Научная новизна.

— определена специфика формирования моральных качеств учащихся начальных классов;

— в годы независимости и новой общественно-политической формации в Республике Таджикистан данная проблема исследуется впервые;

— определен и обоснован процесс поэтапного формирования моральных качеств учащихся в процессе обучения и во внеурочное время;

— в Республике Таджикистан впервые анализирована и обоснована потенциальная возможность дидактических материалов учебников родного языка для 1−1У классов, составленных в соответствии с требованиями Государственной программы стандартизации образования в формировании моральных качеств учащихся;

— выявлены социально-педагогические условия, влияющие на эффективное решение исследуемой проблемы;

— разработана и экспериментально обоснована система педагогических воздействий на формирование моральных качеств учащихся начальных классов в процессе обучения и во внеклассное время;

— выявлена степень психолого-педагогической подготовки учителей начальных классов по решению данной проблемы, виды отклонений в поведении школьников и причины их возникновения;

— выявлена эффективность использования методов самоанализа, самооценки, создания педагогической ситуации, письменные работы в формировании моральных качеств учащихся;

— разработанная и опубликованная методическая разработка, на наш взгляд, может оказать помощь учителям начальных классов по более эффективному решению данной проблемы.

Практическая значимость исследования определяется конкретными методическими рекомендациями, направленными на повышение эффективности решения проблемы формирования моральных качеств учащихся начальных классов в процессе обучения и во внеурочное время. Результаты исследования открывают возможность для повышения роли дидактического материала, инновационных форм и методов работы в решении данной проблемы.

Разработанные теоретические и методические материалы, выводы исследования могут быть использованы преподавателями профессиональнопедагогических учебных заведений в процессе преподавания педагогики;

14 студентами при выполнении научных докладов, курсовых и дипломных работучителями при разумном планировании и проведении воспитательных мероприятий.

Составленная и опубликованная методическая разработка и обобщающие выводы могут оказывать учителям помощь при выборе наиболее эффективных форм и методов воспитания по данной проблемеродителям в нравственном воспитании детей в семье.

Объем опубликованных автором методических рекомендаций, статей и тезисы докладов по исследуемой проблеме составляет 7,8 печатных листов.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивается методологическими положениями современной философской и психолого-педагогической наукой, послужившей ориентиром в исследовательской работеэффективностью использования комплекса методов, адъективных объекту и предмету целям и задачам исследованиявсесторонним изучением исследуемой проблемыдостаточной экспериментальной базой, необходимой для качественной характеристики процесса формирования моральных качеств учащихсякачественный анализ полученных результатов опытно — экспериментальной работывнедрением в практику разработанных рекомендаций.

На защиту выносится следующие основные положения:

— формирование моральных качеств учащихся начальных классов, составляющих из основных самых важных норм и правил поведения гражданина демократического общества;

— социально-педагогические условия в новой формации существования Республики Таджикистан, способствующие целенаправленному решению данной проблемы;

— причины отклонения определённой части детей и подростков от установленной в обществе в соответствии с законодательствами правительства.

15 республики норм и правил поведения, пути и способы их устранения;

— потенциальные возможности дидактических материалов учебников родного (таджикского) языка для 1−1У классов, составленных в соответствии с требованиями Государственной программы стандартизации образования Республики Таджикистан, принцип интеграции материалов языка и чтения, межпредметной связи в формировании моральных качеств учащихся;

— эффективные формы и методы работы по решению данной проблемы в процессе обучения и во внеурочное время.

Апробация и внедрение результатов исследования проводилась в процессе экспериментального обучения и воспитания в школе №№ 1, 42, 50, 51 г. Куляба, № 8, 39, Гимназии Боги Хабиб Муминабадского района, № 21 участки Шобика Васейского района, № 2 района Хамадони Республики Таджикистан. Основные идеи и выводы исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики Кулябского госуниверситета имени А. Рудаки (2006;2011 гг.) на областных и внутривузовских научно-теоретических конференциях КГУ им. Рудаки, на опубликованных научно-методических статьях и методических рекомендациях, выступлениями перед родителями и учителей (2006;2011 гг).

Материалы исследования апробировались в процессе преподавания курса педагогики в Кулябском госуниверситете им. Рудаки и педагогическом колледже, в выполнении студентами курсовых работ и научных докладов, в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов образовательных школ Кулябской зоны Хатлонской области Республики Таджикистан.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, 5 параграфов, заключения и списка литературы. Содержание диссертации изложено на 170 страниц компьютерного набора с 7 таблицами.

Выводы учащихся были таковы: львица очень жестокая, беспощадная и кровожаднаяолениха, чтобы сохранить оленят, умоляла и просила льва пощадить ихжестокая и кровожадная львица, не внемля мольбам оленя, убила оленятохотник нашел львят одних и убив, снял с них шкуркилев, увидев своих.

127 детёнышей убитыми, поднял крик, ревел и стонал. Учащиеся действия льва и охотника назвали жестокими и кровавымив образах льва и охотника выведены люди бессердечные, немилосердные, жестокие, убийцы. Ребята сказали, что такие люди в наше время ещё встречаются и от них как-то надо избавляться.

Общий вывод по этому тексту был таков: «последствие зла есть зло» При прохождении текста «Маздак Бамдад» познакомились с героем таджикского народа Маздаком, борцом за свободу и справедливость. Маздак мечтал, чтобы все люди были равны, братьями, чтобы не было богатых и бедных, чтобы одни не были в радости и счастье, а другие в горе и печали. По его мнению, богатые должны отдать часть своих богатств бедным, чтобы не было завистников и жадных. Весь трудовой люд был на его стороне. Они во главе с Маздаком вышли победителями в борьбе против богатеев. Правитель иранской земли Кубад также перешел на сторону Маздака. Маздак был умным, храбрым и справедливым человеком. Кубад бояля, что Маздак, которого любил и уважал народ, отберет у него престол и казнил его. Для проведения беседы и вынесения заключения по моральному содержании тексту, были предложены вопросы:

1. Кем был Маздак?

2. О чем мечтал Маздак?

3. Почему богачи не любили Маздака?

4. Кто был сторонником Маздака?

5. Какую помощь оказал Маздак шаху Кубаду?

6. Как поступил шах Кубад по отношению к Маздаку?

7. Как вы оцениваете поведение Кубада?

8. Вы узнали, что со времени гибели Маздака прошло 1546 лет. Почему же имя Маздака до нашего времени живо в памяти народа?

Учащиеся при помощи учителей сделали правильные выводы: Маздак был человеком умным, храбрым, любил свой народон мечтал увидеть всех равными и братьями, чтобы не было богачей и бедныхпоэтому богатые не любили его,.

128 он требовал, чтобы богатые разделили свое богатство между беднымиМаздак помог Кубаду вновь занять царский престол, но Кубад, боясь Маздака, казнил егодействия Кубада по отношению к Маздаку были несправедливыми, бесчеловечными, лицемерными, эти плохие человеческие качестваимя Маздака потому до нашего времени сохранилось в памяти народной, он был справедливым, смелым, умным и любил свой народ. На примере действий Маздака и Кубада учащиеся поняли, что значит совершать добро и зло. Мужество и смелость Маздака являются для учащихся примером.

Изучение текстов «Легендарный Рустам», «Незнакомый богатырь» также содействуют формированию у учащихся такие высокие моральные качества как чувства мужества и смелости.

Опыт показал, что в формировании некоторых аспектов настоящей дружбы изучение текста «Черепаха и скорпион» также полезно. Содержание этого рассказ о настоящей и показной дружбе, об ответе злом на добро учителя пересказали на уроке. В целях закреплении уже полученных моральных представлений по нашей рекомендации учителя организовали беседу о дружбе, добре и зле, на которой были обсуждены следующие вопросы:

1. Какие отношения связывали черепаху и скорпиона?

2. В чем проявилось то, что черепаха была настоящим другом?

3. Был ли скорпион настоящим другом черепахе?

4. Что совершил скорпион по отношению к черепахе?

5. Какую оценку вы дадите привычке скорпиона?

6. В поведении черепахи и скорпиона каких людей вы видите?

Учащихся попросили каждого в отдельности ответить самостоятельно на эти вопросы ответы.

Такая же работа была предложена и учащимся обычных классов.

Результат ответов большинства учащихся экспериментальных классов был таков: черепаха и скорпион были друзьями, они постоянно были вместеслучилось так,.

129 что им пришлось покинуть родину и уйти в другую странувдруг на их пути встретилась большая полноводная река. Скорпион испугавшись, что утонет, задумалсячерепаха, увидев его состояние, спросила у него, что случилосьскорпион ответил, что не может перейти через рекутакже он сказал, что не хочет разлучаться с другом, но и преодолеть водное пространство не можетчерепаха, как настоящий друг, посадив скорпиона на спину, перевезла его на другой берегскорпион не был настоящим другом, он задумал ужалить черепаху, на её добро ответить зломчерепаха спросила у скорпиона, ведь мы прежде были друзьями, что случилось, что ты решил меня ужалить?- скорпион ответил, что жалить — это его привычка и ему всё равно, кто перед ним: друг или враг. Учащиеся констатировали, что в образе черепахи выведены настоящие, чистые душой, доброжелательные друзья, скорпион же представляет жестоких, плохих, не понимающих добра людей, потому что такие люди привыкли делать зло.

Исследование показало, что процесс обучения в тесной связи с процессом формирования различных сторон моральных качеств учащихся, в том числе дружбы и товарищества, патриотизма, добра и добродетельности, правил красноречия, уважения и почитания родителей, мужества и смелости и других, как основной социальный фактор оказывает большую помощь в воспитании детей.

Этот фактор также помог учащимся получить правильные понимание, представления о разных аспектах плохих человеческих качеств (отрицательные моральные критерии) как ложь, обман, ответ злом на добро, предательство друга, безжалостность, нечестность, жестокосердие, лицемерие, трусость и последствия зла и зловредности.

В процессе исследования мы, всесторонне проанализировав письменные и устные ответы учащихся, их способность к обсуждениям и оценке действий героев изученных текстов, составили итоговые выводы. Итоги этой части исследования отражены в таблице № 6.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс воспитания в школе состоит из множество подсистем, участвующих в формировании различных сторон личности учащихся, исходя из своей конкретной задачи.

Исходя из целостного подхода к процессу воспитания, воспитание учащихся сложный процесс и выполнять всех её сторон почти невозможно. Возникает необходимость выделить их по уровню важностей, а также с учетом цели, задач и содержании каждой из составных или видов воспитания.

Исходя из данной закономерности формирование моральных качеств учащихся младших классов в нынешних условиях Республики Таджикистан относятся к важнейшим задачам школьного, общественного и семейного воспитания.

На наш взгляд, учет исследователем этих особенностей процесса воспитания является гарантией успешного проведения и завершения исследовательской работы.

В своем исследовании, мы исходили из объективной общественной потребности Республики Таджикистан, успешно идущий по пути демократизации в подготовке будущих граждан, имеющие политическое сознание, высокие моральные качества, способные к активному участию в строительстве демократического, гражданского общества.

Изучение проблемы показывает, что важным условиям нравственного воспитания, и на этой основе формирования моральных качеств учащихся младших классов является:

1. Четкое понимание и осмысление учителями начальных классов содержания теоретических положений проблемы формирования моральных качеств у учащихся начальных классовфилософское и психолого-педагогическое понимание сущности и характеристики понятия формирования моральных качеств личности, социально-педагогические условия, активно влияющие на формирование моральных качеств личности учащихся, определение наиболее важных моральных качеств и необходимости формирования их у учащихся начальных классов (в нашем исследовании, мы выбирали формирование у учащихся младших классов таких наиболее важных моральных качеств, как гуманизм, дружба и товарищество, любовь к Родине, честность и справедливость и некоторые другие), структурные компоненты или элементы каждой их моральных качестввыбор критерий по которым изменяется уровень воспитанности учащихся, наличие положительных и отрицательных моментов в поведении учащихся, суждение о хорошем и плохом человеке, значение положительных моральных норм и правил, отрицательные черты поведения в жизни человекароль объективных и субъективных факторов в формировании моральных качеств учащихся.

2. Изучить учащихся и выявить отрицательные черты и привычки р поведения учащихся (эгоизм, грубость, обман, нечестность, воровство и т. д.) — объективные и субъективные причины возникновения отрицательных черт и свойств в поведении учащихся к отклонению от норм и правил поведения в обществе, которые в конкретной форме выражены в «Правила для учащихся, уровень сформированности у учащихся самовоспитания, умения анализировать и оценивать успехи и недостатки своего поведения и поведения друзей, одноклассников и др.- выявить уровень теоретической и практической подготовки учителей начальных классов к эффективному и целенаправленному проведению нравственного воспитания школьников и на этой основе формировать у них необходимые моральные качества, присущие активному участнику, строителю демократического обществамастерство учителей в разумном и чётком планировании и проведении воспитательных мероприятий, нацеленные на формирование у учащихся моральных качеств и преодоление недостатков, имеющие место в их поведении.

3. Эффективность воспитательной работы по формированию моральных качеств учащихся начальных классов в значительной степени, зависит от умения учителем разумного и четкого планирования всей деятельности учащихся и своей деятельности по определению содержания, формы и методов работы в данном направлении.

Основная задача планирования является научно — методический подход к процессу формирования моральных качеств учащихся и такую его организацию, которая позволяет вести целенаправленную систематическую работу со всеми учащихся, как в процессе обучения, так и во внеурочное время.

Составить четкий, разумный воспитательный план — это значить увидеть ход воспитательного процесса в всем его многообразии, в формировании моральных качеств учащихся, творческий подход к планированию даёт учителю возможность не только ярко представит содержание воспитательной работы по формированию моральных качеств учащихся, но и предусмотреть результаты.

План воспитательной работы должен отражать этапы деятельности учителя и этапы формирования моральных качеств учащихся начальных классов. План является конкретным воплощением целей и содержания воспитания и формирования моральных качеств с учетом возраста учащихся, уровня воспитанности учащихся данного класса, особенности работы, традиций и условий школы.

Ведущая роль в планировании работы по формированию моральных качеств учащихся начальных классов принадлежит учителю, его личностным качествам и профессиональным умений и навыков.

4.Важным условием формирования у учащихся моральных качеств является побуждение учащихся к самовоспитанию, самосовершенствованию, умение анализировать своё поведение и поведения других.

Исходя из этого, побуждение учащихся к самовоспитанию, самосовершенствованию является важнейшей задачей учителя начальных классов.

Важными и необходимыми элементами самовоспитания является самостоятельность и активность. В процессе воспитания, направленного на формирование у учащихся моральных качеств, важное место имеет проявление школьниками активность в рассуждении моральных вопросов, норм и правила поведения. Высшей формой активного проявления личности младших школьников, особенно 3−4 классов является стремление к самовоспитанию,' к самосовершенствованию, показать себя не только объектом, но и субъектом воспитания. Задача учителя начальных классов заключается не только поддерживать, но и устойчиво стимулировать рост умений и навыков учащихся, в области самовоспитания и самосовершенствования.

Самовоспитание учащихся — это и один из важнейших результатов деятельности учителя начальных классовучащиеся должны хотеть и уметь постоянно работать над собой, анализировать успехи и недостатки своих нравственных качеств и поведения в целом, самостоятельно рассуждать положительные и отрицательные нормы и правила поведения в содержание учебных материалов. Важным проявлением самовоспитания и самосовершенствования является умение учащимся оценивать своего поведения и написать на себя нравственную характеристику.

В исследовании нами использовались различные варианты написания учениками на себя нравственные характеристики в соответствии поставленными перед ними вопросы.

Например, ученики экспериментальных и классов написали на себя нравственную характеристику в соответствии со следующими вопросами:

1. Соответствует ли твоё поведение с требованиями «Правила для учащихся?».

2. Оказал ли ты бескорыстную помощь кому-либо из одноклассников в учебе или нуждающихся взрослого человека в помощь?

3. Если у тебя есть друзья, в чем выражается ваша дружба?

4. Любишь ли ты играть со сверстниками?

5. Как ты понимаешь «Любить Родину»?

6. Каких людей ты считаешь хорошими и каких плохими? Сочинение в основном давали положительные результаты.

7. Важным также является примерная программа исследования. Программа — это документ, в котором содержится теоретические положения и формирования моральных качеств учащихся, выявление отрицательных моральных норм в поведении учащихся, выявление объективных и субъективных причин стремления учащихся к отклонению от принятых в обществе моральных норм и правил поведенияопределения степени профессиональной подготовки учителей к воспитательной деятельности учащихся в целом, и формировании у них моральных качеств — роль и место учебного процесса и внеурочной работы в решении исследуемой нами проблемы, основные этапы формирования у учащихся начальных классов важных моральных качеств, форм и методов работы учителей в этом направлении.

8. Основными условиями формирования у учащихся моральных качество является учебно-воспитательный процесс. Ведущее положение в решение исследуемой проблемы отводиться учебному процессу. В учебном процессе каждый учебный предмет может внести определенный вклад в решении проблем формирования моральных качеств у учащихся начальных классов. В этом процессе велика роль обучения материалов учебников родного языка для 1 — 1У классов. Однако, этот процесс автоматически не совершается. Задача учителя начальных классов заключается в правильном определении места предмета «Родной язык» в системе других учебных предметов, его потенциальный возможности в формировании моральных качеств у учащихся начальных классоввыбирать из учебников родного языка для 1−1У классов основные темы, содержавшейся в себе положительные и отрицательные нормы и правила поведения, так, например, из программных материалов учебников родного языка для 1−1У классов нами было выбрано 100 тем (рассказов, сказок, легенд, стихотворении и т. д. содержится в себе положительные и отрицательные моральные нормы и правила поведенияна уроках обеспечить активности всех учеников класса, прослеживать процесс усвоения школьниками новых знаний об новых, еще не усвоенных ими компонентов моральных качеств, обогащению их знаний, понятий, представления о таких высоких моральных качествах, как гуманность, вежливость, честность и справедливость, трудолюбие, дружба и товарищество, любви к Родине и другие, о последствии отрицательных черт и свойств, привычек в поведении.

9. Исследование показало, что важным педагогическим условием, обеспечивающим эффективность работы учителя по формированию моральных качеств учащихся в процессе обучения является использование разнообразных форм, методов и приёмов, таких как доступный, эмоциональный рассказ содержания учебного материала, использования примеров из жизни и поведения известных людей, беседы на каждом уроке после объявления новой темы, содержавшейся положительные и отрицательные нормы и правила поведения по заранее составленными вопросами и требующие от учащихся конкретного ответа и высказывать своё мнениев ходе проведения бесед на моральные темы особое внимание уделяется не только на ответы учащихся, но и на их реакцию по отношению к положительными качествами поведения и отрицательными, вредными для жизни людей, таких как, неуважение к людям, непослушание, обман, отказ от оказания помощи нуждающимся, вредительство, воровство, насмешка, эгоистичность, свалит вину на других, формализм в дружбе и др.- обобщать устные ответы учащихся, давая им возможность самостоятельно сделать соответствующие выводы или в научные моменты оказать школьникам практическую помощь сознательно разобраться в оценке норм и правил.

169 поведения.

Важным условиям в решении изучаемой проблемы также является выполненные школьниками письменные ответы. По содержанию темы урока, содержавшие положительные или отрицательные нормы и правила поведения, учитель даёт ученикам задание дома и в классе, предлагая для них доступных вопросов.

Героями многих рассказов, изложенные в учебниках родного языка для 1−1У классов, содержавшие положительные и отрицательные нормы и правила поведения являются животные. А школьники в большинство случаев воспринимают их содержание такими, какими есть в учебниках. В результате возникает у них неправильное представление, как будто это качество поведения имеются у животных. Поэтому целесообразно объяснить, что на примере животных имеются ввиду образы поведения хороших и плохих людей.

Использование в учебном процессе создания педагогической ситуации является одной из важных способов формирования моральных качеств учащихся, так как это даёт ученикам возможность рассуждать о положительных и отрицательных норм и правил поведения, сопоставить их, сделать соответствующие выводы, что активизирует процесс формирования самовоспитания.

10. Исследование показало, что в решении изучаемой проблемы важную роль играет учебный процесс. Но однако, в силу ограниченности время сложности проблемы все вопросы формирования моральных качеств учащихся в учебном процессе решать невозможно, объективно возникает необходимость в использовании форм и методов внеурочной работы: этические беседы, рассказы, примеры из жизни и поведении известных в народе людей, встречи с родителями, поведения их детей, которые является примером для учащихся, выполнение учащимися 4-х классов небольшие по объему доклады, сочинения на моральные темы.

11. Главным фактором формирования моральных качеств у учащихся начальных классов является умелое сочетание учителем воспитательной возможности учебного и воспитательного процесса.

12. Известно, что в учебно-воспитательном процессе ведущую роль играет учитель, владеющий высокой профессионально-педагогической подготовкой и педагогического мастерства. Однако, как нами было отмечено, по объективным и субъективным причинам профессионально-педагогическая подготовка учителей начальных классов находится на низком уровне и не соответствует требованиями современности.

С целью совершенствования качества профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов по воспитательной работы и формирования у учащихся моральных качеств необходимо:

— в учебных планах педагогических вузов Республики Таджикистан, увеличить объем и количество часов для преподавания курса педагогики, ибо в объеме 150 часов, предусмотренные в учебных планах, преподаватели не имеют возможность хорошо подготовить будущих учителей для эффективного осуществления воспитательной работы в школе;

— вести в учебных планах преподавание учебного предмета «Методика воспитательной работы» с указанием приема зачетов и экзаменов- -учителя общеобразовательных школ, в том числе начальных классов Республики Таджикистан сильно нуждаются в методической литературе по организацию, планирования и качественного проведения внеурочных и воспитательной работы.

Возникает необходимость, чтобы ученые — педагоги республики с учетом достижения мировой педагогики, национальной особенности, достижения передового опыта, направили свою творческую силу на разработку «Примерной программы воспитания школьников», написания учебных пособий, методических рекомендаций и др. в помощь учителям общеобразовательных школ с.

171 конкретными рекомендациями, по составлению планов воспитательной работы, выбору эффективных форм и методов внеурочных воспитательных работ и методика их проведения;

— активизировать деятельность институтов усовершенствования учителей, организовать при них постоянно действующие курсы повышения и семинары при содействии ученым-педагогом, известных учителей-методистов, так как из-за отсутствия необходимого профессионализма, совместно проведенные с негосударственными учреждениями и организациями педагогических мероприятий является малоэффективным;

— с целью педагогического просвещения родителей по проблеме семейного воспитания, выполнения ими задачи и обязанности, исходящие из содержания Закона Республики Таджикистан «Об ответственности родителей в обучении и воспитании детей», организовать при школах, отделов народного образования и вузов республики народные университеты педагогических знаний.

И так, в данной главе анализирована потенциальной возможности учебных программных материалов учебников родного (таджикского) языка для 1−1У классов в формировании моральные качества учащихсяпроцесс поэтапного формирования моральных качеств учащихся экспериментальных классовэкспериментальным путём обоснован эффективность, использованных в процессе исследования форм и методов работы в учебном процессе, способствующие формированию моральных качеств у учащихсязначимость внеурочных воспитательных мероприятий в данном процессе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдулкасым Фирдоувси. Шахнаме, — Душанбе, т. 1., 1964, — С.150−157.
  2. И., Икромова Ф. Забони модарй. (Родной язык). (Учебник для 2 классов).- Душанбе, «Полиграф групп», — 2005.
  3. Абдурахими Умрон. Танзими оила дар ислом.(Планирование семьи в исламе) — Душанбе, 1999.- С. 338.
  4. Абдурахман Джами. Осор (Наследие).- Душанбе, «Ирфон», т. 1. Д986.-560с
  5. Абдухамид Мухаммади Газели. Кимиёи саодат (Рецепт счастья)-Бомбей, 190.- 274 с.
  6. Г. С. Возрастная психология.- Екатеринбург, «Деловая книга», 1999.- 624 с.
  7. Абуали ибн Сина. Осори мунтахаб. (Собрание сочинений) Душанбе, Т. I. 1984.
  8. Абулкасым Фирдоуси. Шахнаме. в 9-и томах. 1981−1985 гг.
  9. Авесто (Шпигель), В, I. Вендидат, 111, с. 6−100.Авесто (Шпигель), В, II. Ясна, XII, с. 22.
  10. Авесто (Шпигель), В, III. Ясна XII, с. 28.
  11. Авесто: Избранные гимны (Перевод с Авесты и комментарий И.М. Стеблин-Каменская).- Душанбе, «Адиб», 1990. 173 с.
  12. Ю.П. Семейная педагогика. М., 1982.
  13. Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы.- М.: «Аргументы и факты», 2002, 608 с.
  14. Н.Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: «Просвещение», 1983, — 207 с.
  15. Ш. А. Как живёте дети? М.: «Просвещение», 1986.- 163 с.
  16. Антонова Г. П. Уровень развития познавательных интересов у детей 6−7 лет.// Вопросы педагогической психологии: Тезисы докладов VII съезда психологов. М.: АН СССР, 1989.- 104 с.
  17. Абдура*имов К.С., Муродиён X., Рахим К., Хомарахш Р. Бодгохи173маърифат дар Вахшонзамин. (Образовательные круги Вахшской долины)1. Душанбе, 1998. -226 с.
  18. Абдура*имов К.С. Ак-идах, ои педагогии Мир Сайд Алии Х^амадонй. (Педагогические взгляды Мир Сайда Али Хамадони) Душанбе, 2003.-263с.
  19. К.С. Акидах, ои ахлокй дар осори шох, и Хдмадон. (Нравственные взгляды в произведениях царя Хамадана) Курган -тюбе, 1996. -221 с.
  20. A.M. Столяренко. Психология и педагогика. М., Юнити, 2004, С. 147 192.
  21. JI.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности.- М.: «Знание», 1978, — 64 с.
  22. JI.M., Кеманов О. Н., Петров Ю. П. К вопросу о природе, структуре и функциях нравственного идеала. Структура морали.-Свердловск, 1970.- С.42−59.
  23. В.Б. Профессиональный интерес учащихся VII-VIII классов и основные пути их формирования во внеклассной работе. Дис.канд. пед. наук. — Волгоград. 1986,175 с.
  24. X., Рахимов Б. Таърихи педагогикаи халки точик. (История педагогики таджикского народа) — Душанбе, 1994, — 190 с.
  25. Г. Н. Психологические особенности правдивого и неправдивого поведения дошкольного возраста. Автореф. дис.канд. психол. наук.- М., 1981,-16 с.
  26. Ахмад Нафиси. Хикояти «Маснавии Маънави"-и (Нравственное учение) Мавлоно Джалолидцин Мухаммад Балхии Руми.- Душанбе, „Зовет дружбы“, 2007.- 415 с.
  27. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: „Педагогика“, 1985.- 560 с.
  28. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: „Просвещение“, 1982. -192 с.
  29. Ю.К. Педагогика.- М.: „Просвещение“, 1993.- 560 с.
  30. БагдановаО.С., Черенкова C.B. Нравственное воспитание старшеклассников. М., 1988.
  31. JI.A., Лапик В. М. Половое воспитание подростков, — М., 1973.
  32. О.С., Каирова И. А. Азбука нравственного воспитания.- М.: „Просвещение“, 1979. -318 с.
  33. A.M. Правдивость, честность, бескорыстие.- М.: „Советская Россия“, 1961, — 69 с.
  34. Барномахои таълими синфхои ибтидой (Забони точики).Учебные программы начальных классов (Таджикский язык) — Душанбе, 2007,148 с.
  35. М.С. Семья здоровье общество. М.: „Мысль“, — 1986. -233с.
  36. В.Г. Избранные педагогические сочинения.- М., 1982.- 88 с.
  37. О.С. Нравственное воспитание младших школьников: автореф. дис. д-ра пед. наук / О. С. Богданова.- М., 1975.- 55 с.
  38. О.С. Формирование коммунистической нравственности школьников. // под.ред. Богдановой О.С.- М., 1983.- с. 3−8.
  39. О.С., Петрова В. И. „Методикаи коркой тарбиявй дар синфхои ибтидой“. (Методика воспитательной работы в начальных классах) (на тадж. язык). Душанбе, „Маориф“, 1977.- 222с.
  40. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Божов. ич Л.И.- М.: „Просвещение“, 1968.- 464 с.
  41. Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. // Болдырев Н. И. М.: „Педагогика“, 1979.- 224 с.
  42. Н.И. О качественном своеобразии процесса нравственного воспитания // М.: „Советская педагогика“.- 1965.- № 8.- С.70−79.
  43. Н.И. Формы и содержание внеклассной работы. // Болдырев175
  44. Н.И. Воспитание в учебе и труде. // под ред. Сенькевич Г. Г., Александровской В.П.- Минск, 1967.- С.91−104.
  45. Л.Р., Латышина Д. И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. М., „Просвещение“, 1978.134 с.
  46. Н.И. Методика воспитательных работ в школе, (на тадж. языке).- Душанбе, 1979.- 210 с.
  47. ., Боев В., Забони модарй.(Родной язык) (Учебник для 3 классов).- Душанбе, „Сарпараст“, 2008, 224 с.
  48. B.C. Психологические аспекты нравственного развития личности.-М: „Знание“, 1977, 64 с.
  49. Д.И. Педагогические основы системы нравственного воспитания старшеклассников. Автореф. Дис. д-ра пед. наук.- М., 1970.48 с.
  50. Л.С. Детская психология. // Под ред. Эльконин Д. Б. М.: „Педагогика“, 1984, — 432 с.
  51. Л.А. Система и процесс нравственного воспитания. М.: „Советская педагогика“.- 1966.- № 11.- С. 28−36
  52. , В.А. Проблемы развития теории нравственного воспитания школьников (1945−1985 гг.).- Кишинев, „Штинца“, 1990.- 170 с.
  53. Государственный стандарт образования Республики Таджикистан.-Душанбе, 1996.
  54. И.В. Воспитание климат семьи. М., 1976.
  55. Ф., Рустамов X. Баъзе сабабхои паст шудани кобилияти фикрии хонандагон. (Некоторые причины снижения умственного развития учащихся) Ж. „Мактаби совета (Советская школа) № 10,1990, С. 14.
  56. Ф. Оила ва тарбияи ахлокии мактаббачагони хурдсол. (Семья и нравственное воспитание младших школьников) Душанбе. Ж. „Мактаби совета“,(Советская школа) № 2,1983.- С. 51.
  57. Ф. Ташаккули хулку атвори мактаббачагони хурдсол. Душанбе. (Формирование поведения младших школьников) Ж. „Мактаби совета“, (Советская школа) № 4, С. 5
  58. Государственный стандарт образования Республики Таджикистан (1996).
  59. И. Тарбияи маънавии мактабиён дар шароити кунуни. (Нравственное воспитание учащихся на современном этапе) Душанбе, „Мавлавй“, 2007, — 255 с.
  60. Давлатхоч-аи Мирзохочаи Раштй. Гулчине аз гулистони „Кимёи саъодат"-и Мудаммад Газзолй. (Избранное из „Рецепта счастья“ Мухаммада Газоли) „Рафиграф“, Душанбе -2007,240 с.
  61. В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.: „Педагогика“.-1986.- 334 с.
  62. А.И. Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения,-Иркутск, автореф. дис. д-ра. пед. наук, 1973.- 60 с.
  63. А.И. Психолого-педагогические основы управления процессом нравственного воспитания в школе //А.И.Дулов. Вопросы нравственного воспитания учащихся // Иркутский гос.пед. ин-т- под ред. А. И. Дулов,-Иркутск, 1971, — Вып. 4.- С. 20−38.
  64. , А.И. О состоянии исследования проблем нравственного воспитания школьников. //Дулов А.И.// Вопросы нравственного воспитания учащихся //Иркутский гос. Пед. ин-т- под.ред. А. И. Дулова.- Иркутск, 1971.- Вып. 4,-С. 3−19.
  65. А. Тарбият дар хона ва мактаб. (Воспитание в семье и школе)-ИРИ (Иран), „Гулзор“, 1967,231с.
  66. М.О. Педагогические основы использования национальных ценностей в духовно нравственном мире и социальный прогресс. М., МГУ. Под ред. Розова М. А., 1989. 289 с.
  67. P.C. Духовно нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана.- Махачкала, 2000. Автореф. дис. канд. пед. наук, — 22 с.
  68. К. Суфийско нравственные поучения Джалолиддина Руми.-Душанбе, „Маориф“, 2000.168 с.
  69. К.Б. История таджикской философии. Душанбе: Маориф, 1998.264 с.
  70. К.Б. История воспитания школы и педагогической мысли таджиков с древнейших времен до возникновения ислама.- Автореферат дисс. док. пед. наук. Душанбе, 2000.28 с.
  71. К.Б. Отражение морально- воспитательных проблем в книге „Авесто“. От Авесты до Хамадона. (на тадж. языке).- Куляб, „Сада“, 1994. С.-26−27.
  72. И.А., Богдановой О. С. Азбука нравственного воспитания. М.: „Просвещение“, 1979. 314с.
  73. Кайковус Унсур-ул-маоли. Кайковуснаме.- Душанбе, „Образование“, 1979, — С. 727−731.
  74. С. Хамкории оила, мактаб ва чамъият дар тарбияи ахлокии хонандагон. (Содействие семьи, школы и общества в нравственном воспитании учащихся) Душанбе. Ж. „Мактаби советй"(Советская школа), № 10 с. 1983. С. 30.
  75. В.Н., Крутецкий В. А. „Вопросы психологии нравственного развития школьников“ Изд.-во Академии педагогических наук РСФСР. М., 1962.195с.
  76. В.Н., Крутецкий В. А. Вопросы психологии нравственного развития школьников.- М., 1962. 195 с.
  77. Конституция Республики Таджикистан (1994). Душанбе, 2003.84с.
  78. Консепсияи миллии тарбия дар Чумхурии Точикистон. (Концепция национального воспитания в Республике Таджикистан) 3.03.2006.
  79. Концепция общеобразовательной школы Таджикистана. Душанбе, 1994.
  80. Концепция структуры и содержания общего среднего образования в12 летней школе // На пути к 12 — летней школе: Сб. науч. тр. // Под ред.Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2000. С.9−21.
  81. М. Фаъолияти чонишини директори мактаб оид ба коркой тарбиявй. (Дастури методй). (Деятельность заместителя директора школы по воспитательной работе) (Методическое пособие) Душанбе, 1992.48с.
  82. М., Хамидов Р. Корхои тарбиявй дар мактаб.- (Воспитательная работа в школе) Душанбе, 1997.70 с.
  83. М. Баъзе мушкилоти корхои тарбиявий (Некоторые проблемыевоспитательной работы) Душанбе, „Маърифат“, № 5−6, 1993.
  84. JI. И. Роль семьи в воспитании дошкольника. М.: „Известий“, 1995 .79 с.
  85. В.А. Основы педагогической психологии. М.: „Просвещение“, 1972. 255 с.
  86. А.Ш. Авеста и ее моральные основы. От Авеста до Хамадон.-Куляб, „Сада“, 1984.С. 9−10.
  87. В.О. Внеурочная деятельность школьников. М., 1983. 87с.
  88. Лаптенок С.Д. .Система нравственного воспитания (Опыт БССР) М.: Ж. „Этика“, № 2,1982.
  89. Лаптенок С. Д. Система нравственного воспитания.-М.,"Знание“, 1982,64 с.
  90. Н.Д. Детская и педагогическая психология.- М.: „Просвещение“, 1964.478 с.
  91. А.И. О нравственной жизни школьника.- М.?"Знание“, 1978.1*38 с.
  92. М. Забони модарй (Родной язык) (Учебник для 1 классов).- Душанбе, „Сарпараст“, 2008.143с.
  93. М. Легенда о начале воспитания.- Душанбе, 2002.164 с.
  94. М. Современная дидактика. Душанбе, 2005. 320 с.
  95. М.Л. Возрождение педагогики Востока.- Душанбе, 1997, 116 с.
  96. М.Л. Дидактика времен.- Душанбе, „Маориф“, 2001, — 333 с.
  97. М.Л. Фарзанд хддяи худованд.(Ребёнок- божий дар)-Душанбе, „Сифат“, 2007, — 88 с.
  98. М.Л., Шарифов Ф., Абдуллоев И. Забони модарй. (Родной язык) (Учебник для 4 классов).- Душанбе, 2005. 238 с.
  99. Лутфуллоев М. Л. Улыбка преподавателя.-Душанбе,"Сарпараст“, 2005−52 с.
  100. М.Л. Педагогикаи башар. (Мировая педгогика) Душанбе, 2008.141с.
  101. A.C. Маърузахо оид ба тарбияи бачагон. (Доклады о воспитании детей) — Душанбе,"Маориф», 1980. С. 9−20.
  102. Юб.Макаренко A.C. Лекция о воспитании детей. Соч., т. 4, 317с.
  103. Ю7.Маренько И. С. Примерное содержание воспитания школьников. М.: «Просвещение», 1976.141с.
  104. Ю8.Марьенко И. С. Нравственное воспитание детей в семье. М.: «Просвещение», 1972, — 238 с.
  105. Ю9.Марьенко И. С. Нравственное воспитание школьников. М: «Просвещение», 1969. -309 с.
  106. ПО.Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: «Просвещение», 1980.182 с.
  107. Ш. Мирзоев С. С. Роль внеклассных занятий в активизации познавательных интересов учащихся. Куляб, 1993 С. 147−148.
  108. С. Проблема формирования познавательных интересов у учащихся У1-Х1 классов при изучении биологии. Душанбе «Ирфон"2009.207 с.
  109. ПЗ.Мирзо Муллоах, мад, С. К^урбонова. Абуабдулло Рудакй. (Абуабдуллох Рудаки) Душанбе „Варзоб“ 2006.47 с.
  110. М.Маснавии Маънавй: Мавлоно Цалолуддин Мухаммадй Балхй. Техрон-2001.728 с.
  111. Момов Васил. Человек, мораль, воспитание. М.: „Прогресс" — 1975.161с.
  112. Пб.Моносзон Э. Н. О методах научного исследования вопросов обучения // М.: „Советская педагогика“.- 1947, № 7.
  113. Т. Психологические особенности нравственных чувств суждений и поступков детей младшего школьного возраста. Автореферат дисс. канд. псих.наук. Тблиси, 1990. 31с.
  114. Т., Назруллоева М. Асосхои психологияи синнусолй ва педагогй. (Основы возрастной и педагогической психологии) Кулоб, 1993, — 360 с.
  115. Мухаммад Газзоли. Насихат-ул-мулук.- Душанбе, „Ирфон“, 1993.134 с.
  116. Нагаев В. В Формирование нравственных чувств. Сыктывкар, 1978. с. 96.
  117. .О. О сознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. Изд.-во Московского университета. 1976. 95с.
  118. Л.И. Вопросы воспитания: системный подход.- М.: „Прогресс“, 1981, 136 с.
  119. А. Кори якчояи оила ва мактаб дар тарбияи ахлокди мактаббачагони хурдсол“. (Совместная работа семьи и школы „в нравственном воспитании младших школьников). Душанбе, „Маориф“, 1989. 69 с.
  120. А. Талаби ягона дар тарбияи ахлокии хонандагони синни хурди181мактаби.(Единые требования в нравственном воспитании учащихся младших классов) Душанбе. Ж. „Мактаби совета, № 12,1983, — С. 9.
  121. А. Як шакли мухими хамкории мактаб ва оила.(Один из важных форм совмесной деятельности школы и семьи) Душанбе. Ж. „Мактаби совета“,"Советская школа“ № 3, 1988. С. 7.
  122. А., Рахимов Б. Методикаи корхои тарбияви дар мактаб.(Методика воспитательной работы в школе) Душанбе, 2005. 98 с.
  123. А., Рахимов X. Методикаи корхои тарбияви дар синфхои ибтидой.(Методика восптательной работы в начальных классах) Душанбе, 2005.138 с.
  124. А., Рахимов X. Педагогика. Душанбе, „Хумо“, 2007. 443с.
  125. JI.M. У порога семейной жизни. М.: „Просвещение“, 1991, с. 143.
  126. А. Педагогическая мысль таджикского народа в XVI—XVII вв.. Душанбе, 1994. 241с.
  127. Пахлавонова А., Салимшо 3. Майората волидайн. (Мастерство родителей). Душанбе, 2005.78 с.
  128. Педагогика. Под ред. Кондратюка А.П.- Киев, 1976. 405 с.
  129. Педагогика. Под ред. Огородникова И.Т.- М.: „Педагогика“ 1978.414 с.
  130. Педагогика. Под ред. Щукиной Г. И.- М.: „Педагогика“, 1966. 450 с.
  131. Д.И. Избранные педагогические сочинения. М.: „Педагогика“, 1984, — 165с.
  132. И.Г. Избранные педагогические произведения. Т. 1, АПН РСФСР, 1961,201с.143 .Попов A.A. Нравственное воспитание и религия в современных условиях. М.: „Педагогика“, № 6. 1999. С. 42.
  133. И.С. Нравственный выбор. М.: „Знание“, 1982, 94 с.
  134. И.С. Педагогика. Книга 2, М., M.B. Jlayoc, 2006, 399 с.
  135. Д.Р., Сайдахмадов Л., Гаффоров А. Педагогика. Душанбе, 2009. 123 с.
  136. Д. Проблемы учение и воспитание в „Кабуснаме“. Куляб, „Сада“, 1996. 141 с.
  137. Д., Гафурова Д. Проблема воспитания гуманизма, товарищество и патриотизма в этнопедагогики таджикского народа, (на тадж. языка). Учебная пособия. Куляб, 2007.147 с.
  138. X. Одоби оиладорй. (Семейная этика) (методическое пособием-Душанбе, 1987.86 с.
  139. . Сабаби танбалии бачахо дар чист?.(В чём причина ленивости детей?) — Душанбе. Ж. „Мактаби совета“, „Советская школа“ № 5,1984.-С. 63.
  140. С.Л. Основы общей психологии, в 2-х томах. Т.2.- М, — „Педагогика“, 1989.- 328 с. 1. С
  141. С. Шерози. Бустон.- Душанбе, 1980.124 с.
  142. С. Шерози. Гулистон.- Душанбе, 1981.118 с.
  143. Н.В. Педагогика. М.: „Просвещение“, 1978.- С. 231−243.
  144. И.Ф. Нравственное воспитание детей. М., Академии педагогических наук РСФСР. М., 1962.176 с.
  145. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание.М. :"Педагогика“, 1972,-142с.
  146. М.Н. Методология и методика педагогических исследований.-М.: „Педагогика“, 1986.151 с.
  147. А. Баъзе хусусиятхои психологи- педагогии наврасони душвортарбия. (Некоторые психоло-педагогические особенности трудновоспитуемых подростков)-Душанбе. Ж."Мактаби совета», «Советская школа» № 3,1984. С. 19−21.
  148. В.А. Краткое собрание педагогических сочинений. Душанбе, Маориф, 1982, С. 464−470 (на тадж. языке).
  149. Столяренко. Психология и педагогика. М., 2004. С. 188−190.
  150. Н. X. Дидактика. Душанбе-1992. 82 с.
  151. В.А. Нравственный идеал молодого поколения.- М., АПТ РСФСР, 1963.152 с.
  152. В.А. Родительская педагогика.- Избранные педагогические сочинения. М., 1981, т.З.С.24.
  153. Н.Ф. Педагогическая психология.- М., Академия, 2002.192 с.
  154. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: «Просвещение», 1988. — 178 с.
  155. О. Никох, оила, ахлок ва конун. (Брак, семья, мораль и закон) Душанбе, «Ирфон», 1990.123 с.
  156. Унсурмаолии Кайковус «Кобуснаме». Душанбе, Маориф, 1979, С. 33−37.
  157. И.Ф. Нравственное воспитание школьников.- М.: «Просвещение», 1983, — 160 с
  158. И.Ф. Педагогика. М.: «Высшая школа», 1990. Глава XIX. с. 327−385.
  159. И.Ф. Теория нравственного воспитания. (Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи).- Минск, Изд-воБГУ, 1972,-364 с.
  160. И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания. М.: «Педагогика», 2003, № 3.- С. 52−59.
  161. И.Ф. Нравственное воспитание школьников.- М.: «Наука», 1983.- 98 с.
  162. Хельмут Штольц, Линда Анзорг. Каким должен быть твой ребенок?, Дети и семейный конфликт. М.: «Просвещение». 142 с.
  163. Хельмут Штольц, Роланд Рудольф. Как воспитывать нравственное поведение? М.: «Просвещение», 1986, — С. 78.
  164. Ходжи Мирзоиброхими Саидзодаи Худжанди. Ахлоки хамида.(Правильное поведение) Худжанд, 2002.146 с.
  165. Хусайн Воизи Кошифи. Ахлоки мухсинй.- Душанбе, «Адиб», 1991.187 с.
  166. П.В., Майкиной О. Н., Павлюк Г. Ф., Шилиной З. М. Выявлениеи формирование нравственных убеждений советских школьников. Ростовское книжное изд.-во. 1968.180 с.
  167. Чдлолиддини Руми «Девони кабир», «Великое творение» т. 1. Душанбе «Адиб» 1992. 447с.
  168. Т.А. Талаботхо оид ба бедор намудани шавки хонандагон дар корхои беруназсинфй. (Требования к привлечению учащихся квнеклассной работе) Куляб, 1993.178 с.
  169. Т.А. Теоретические формы познавательной деятельности учащихся. Пособие для учителей. Душанбе, НИИПИ, 2007.- 140 с.
  170. Эмомали Рахмон. Танзими оила кафолати рушди устувори чомеа.(Планирование семьи — гарантия развития общества)1. Душанбе, 2002,21 с.
  171. Н.Г. Минск, «Советская семья», 1970. 207 с.
  172. К.П. Практические занятия по естествознанию в начальной школе. М.- Изд-во МП РСФСР, 1953.
  173. И.С. Развивающее обучение.-М.?"Педагогика", 1979.-144 с.
Заполнить форму текущей работой