Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Наблюдение как метод экологического образования дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Путь становления наблюдения автор определяет следующим образом: «Развитие высших форм восприятия приводит к его превращению в направленную, сознательно регулируемую операцию, по мере того, как восприятие становится… Читать ещё >

Наблюдение как метод экологического образования дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия — зрительное, слуховое, тактильное, кинестическое, обонятельное и др.

Наблюдение — это специальное организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных методов в экологическом образовании является метод наблюдений дошкольников за природой. [3,43−45].

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя — развивать и наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.

Советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Путь становления наблюдения автор определяет следующим образом: «Развитие высших форм восприятия приводит к его превращению в направленную, сознательно регулируемую операцию, по мере того, как восприятие становится сознательным и целенаправленным актом, оно превращается в наблюдение». Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой — оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения. [19,102−103].

С. Л. Рубинштейн считает, что содержание наблюдений должно составлять: перечисление предметов, их описание или интерпретация, в каком направлении должно двигаться развитие наблюдения — от недифференцированного целого к отдельным частям или, наоборот, от отдельных и разрозненных деталей к единому целому. 19,102−103].

К. Д. Ушинский говорил, что наглядности при обучении никак не отделить от обучения родному языку, что главную цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логического мышления и развитие умения выражать свои выводы и наблюдения в словах.

«с того момента, когда мать берет на руки ребенка, — говорит Песталоцци, она учит его, делая доступные его чувствам все то, что природа предлагает ему без связи на большом расстоянии, без всякого порядка, и делая для него легким, приятным и привлекательным самый процесс наблюдения и, следовательно само знание, от него зависящее».

Е. И. Тихеева рассматривала, что уроки наблюдения, понимаемые в смысли систематически проводимых приемов, клонящихся к развитию наблюдательности и речи детей, должны иметь место уже в первые годы их жизни, когда их речь начинает формироваться. Внешний мир вторгается во внутренний мир ребенка главнейшим образом посредством зрения и слуха. 23,28−30].

Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные. [3,3].

Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. Метод включает как способ деятельности (конкретный вид деятельности) обучающегося, так и способ, вид деятельности обучающегося стимулированной деятельностью взрослого. 10,112].

Метод — это способы работы воспитателя, обеспечивающие усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. [14,208−209].

Метод — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи [15,94].

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. 3,43−45].

Организация длительных наблюдений — это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности. Каждый вид наблюдения требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

  • 1. Цель и задачи наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать, ответ на поставленный вопрос.
  • 2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Каждое наблюдение должно давать детям новые задания, постепенно расширяя и углубляя первоначальное представление.
  • 3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей среде.
  • 4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим.
  • 5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
  • 6. Знания полученные детьми в процессе наблюдения, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы.
  • 7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы. [4,83−85]

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопрос, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию. [5,34].

Структура и виды проиродоведческих наблюдений Каждое наблюдение имеет начало, основную часть и конец. Функции 3-х ступенчатых компонентов различны.

Начало наблюдения — решает достаточно трудную задачу — постановка цели, способы наблюдения, собрание доказательств и концентрация их внимания. Приёмы не должны быть слишком яркими, чтобы само наблюдение не показалось скучным. Наилучшим является словесные и действенные приемы. Это может быть призыв вместе посмотреть на что-то интересное, новое. Это может быть загадка — описание или действие.

Вторая часть наблюдения — наблюдение является основой. Здесь надо использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения. Педагог предлагает посмотреть внимательно на объект и начинает задавать вопросы. Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями, рассказом, отвлекать стихами, играми. А вот усилить наблюдение могут правильно найденные и включенные в него действия и движения, которые выполняют сами дети. Это могут быть самые разные движения.

Завершение наблюдения — должно быть эмоциональным, чтобы дети находились в хорошем настроении. Именно в конце наблюдения воспитатель читает стихи, поет песни, играет и загадывает загадки.

В работе с детьми выявляются различные типы наблюдения, определенные содержанием оформления занятий: одноразовые и многоразовые.

Наблюдая за животными проводится:

  • 1. Рассмотрение внешних особенностей
  • 1. Наблюдение за способами функционирования отдельных органов или частей тела
  • 2. Знакомство с компонентами внешней среды
  • 3. Выявление зависимости состояния животного существа от наличия или отсутствия необходимых условий

Наблюдение лучше всего проводить в форме циклов (взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом) При наблюдении важно следующее:

  • 1. Компактное проведение цикла: одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени. Содержание каждого следующего наблюдения основывается на предыдущем, укрепляет (уточняет и дополняет) общую систему знаний об объекте.
  • 2. Преобладание визуального источника знаний над словесным: дети должны получать информацию, рассматривая объект, а не со слов воспитателя. Вопросы и очень короткие объяснения педагога направляют внимание дошкольников и побуждают их называть увиденное.
  • 3. В каждом конкретном случае могут одновременно участвовать столько детей, сколько спокойно расположатся вокруг объекта, чтобы беспрепятственно его рассматривать.
  • 4. Во всех наблюдениях должны принимать участие все дети.
  • 5. В работе необходима опора на биологические особенности, видовую специфику животных. Дети смогут увидеть запланированные моменты жизни животных, если есть специальные условия.
  • 6. Наблюдение с использованием раздаточного материала способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении отводиться обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства.

Особым типом являются многоразовые наблюдения за изменениями состояния одного и того же объекта в процессе роста и развития. Есть еще самостоятельные наблюдения, они проявляются в повышении интереса к природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности детей.

Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц, сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т. д. организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы роста и развития растения или животного. Побуждает детей каждый раз рассмотреть объект, сравнить его состояние с тем, что было раньше, определить признаки, по которым изменение хорошо заметно.

Таким образом, руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями с неживой природы. 17,59−60].

Анализ планов воспитателей детского сада

По планам психолого-педагогической работы проводятся наблюдения за погодой, ветром, снегом, дождем, небом, солнцем, сезонными изменениями в природе, почвой, одеждой людей, автомобилем, кошками и собаками.

Проанализировав планы психолого-педагогической работы воспитателей Махневой О. Н., Закреевой А. А. с детьми средней, старшей и подготовительной групп, я пришла к выводу, что очень мало внимания уделяется наблюдению за животными, как на улице, так и в группе.

Поэтому я решила провести эксперимент «Наблюдения за хомяком».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой