Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование планиметрических понятий у учащихся посредством организации их рефлексивной деятельности в условиях уровневой дифференциации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на заседаниях кафедры алгебры, геометрии и методики преподавания математики ЗабГПУ им. Н. Г. Чернышевского, на региональных научно-практических конференциях «Традиции и инновации в системе образования» (апрель 1997 г., г. Чита), «Традиции и инновации в системе образования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования планиметрических понятий у учащихся посредством организации их рефлексивной деятельности в условиях уровневой дифференциации
    • 1. 1. Психолого-педагогические основы формирования понятий в процессе обучения геометрии
    • 1. 2. Роль рефлексивной деятельности учащихся при формировании планиметрических понятий
    • 1. 3. Уровневая дифференциация и пути ее реализации в процессе формирования планиметрических понятий у учащихся
  • ГЛАВА 2. Содержание и методические особенности формирования планиметрических понятий у учащихся через организацию их рефлексивной деятельности в условиях уровневой дифференциации
    • 2. 1. Реализация уровневой дифференциации в процессе формирования планиметрических понятий посредством системы задач
    • 2. 2. Методика формирования планиметрических понятий в условиях уровневой дифференциации
    • 2. 3. Содержание и особенности работы с дифференцированными заданиями, направленными на формирование планиметрических понятий
    • 2. 4. Организация, проведение и результаты педагогического эксперимента

Формирование планиметрических понятий у учащихся посредством организации их рефлексивной деятельности в условиях уровневой дифференциации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития отечественного образования характеризуется переходом от предметно-ориентированных технологий обучения к личностно-ориентированным. Исследователями разрабатываются методические системы, направленные на интеллектуальное развитие учащихся.

Концепция математического образования в 12-летней школе выделяет две генеральные функции развития математического образования: образование с помощью математики и собственно математическое образование. Поэтому «главной задачей обучения математике становится не изучение основ математической науки как таковой, а общеинтеллектуальное развитие — формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе"^, с. 15].

Развитие мышления у учащихся предполагает формирование у них различных понятий, в том числе математических, так как последние выступают в качестве основной формы мышления. Л. С. Выготский отмечал, что «вопрос о развитии научных понятий у детей есть прежде всего практический вопрос огромной, может быть даже первостепенной важности с точки зрения задач, стоящих перед школой в связи с обучением ребенка системе научных знаний"[35, с.211].

В трудах философов и логиков Е. К. Войшвилло, Д. П. Горского, Н. И Кондакова, М. С. Строговича и других раскрывается сущность понятия, анализируется его логическая структура, выявляется связь понятия с другими формами мышления. Сущность понятия в психологии изучали Л. С. Выготский, А Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, М. А. Холодная.

Проблеме формирования понятий у учащихся в процессе обучения посвящены работы психологов и дидактов Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Е.Н. Кабановой-Меллер, Н. А. Менчинской, А. А. Смирнова, Н. Ф. Талызиной, А. В. Усовой, М. Н. Шардакова и др.

Вопросы, связанные с формированием математических понятий при обучении геометрии, исследуются в работах Н. Я. Виленкина, С. А. Владимирцевой, М. Б. Воловича, Г. В. Воробьева, В. А. Далингера, О. Б. Епишевой, В. И. Зыковой, З. П. Мотовой, Г. И. Саранцева, Г. П. Сенникова, С. Б. Суворовой, И. Ф. Тесленко, Т. И. Титовой, В. И. Чередниченко, А. Д. Чеснокова и др. Основная цель большей части работ состоит в поиске средств формирования отдельных понятий. В качестве таких средств чаще всего выступают системы обучающих задач.

Поскольку понятия являются базисными единицами в системе знаний, то проблема совершенствования методики формирования научных понятий у учащихся в любой учебной дисциплине, в частности в геометрии, всегда остается актуальной. Чем лучше усвоены учащимися формируемые у них понятия, тем легче им строить суждения, умозаключения и тем выше качество их знаний по предмету в целом. Процесс усвоения понятий оказывает непосредственное влияние на развитие логического мышления учащихся.

Анализ школьной практики показывает, что у учащихся при формировании новых понятий при обучении геометрии в основной школе часто возникают определенные затруднения. Они не умеют выделять признаки понятий, не знают видов определений, допускают ошибки при формулировании определений понятийчаще всего наблюдается тенденция к механическому заучиванию определений. Можно сделать вывод, что процесс формирования понятий при обучении у большинства школьников протекает неосознанно.

Эффективность и успешность учебной деятельности учащихся в значительной мере зависит от того, насколько полно задействована в ней система качеств личности школьников, обеспечивающая познавательную активность. Успех в учебе также зависит и от способностей ученика управлять своей познавательной деятельностью, осуществлять обратную связь в учении через самоанализ и самоконтроль за ходом усвоения учебного материала. Таким средством обратной связи является рефлексия. Многие исследователи (В.А. Далингер, В. В. Котенко, В В. Сериков, А. С. Шаров, И. С. Якиманская и др.) относят рефлексию к тем приемам учебной работы, которые должны лежать в основе личностно-ориентированного обучения.

Процесс формирования математических понятий очень сложный и поэтому должен строиться с учетом склонностей и способностей учащихся. Реализовать это можно лишь в условиях уровневой дифференциации, предполагающей возможность обучения по одним и тем же программам и учебникам, но с различной степенью требований к уровням овладения материалом.

Известный математик Л. Д. Кудрявцев отмечал. «Выбор правильного пути ознакомления учащихся с новыми для них вопросами усугубляется большими трудностями в выработке единого метода преподавания в связи с разными индивидуальными способностями и индивидуальными особенностями восприятия и мышления учащихся. одни лучше воспринимают понятия в рафинированном виде, при кратком их описании, другие при обстоятельном всестороннем их описании, одним свойствен подход снизу — от частного к общему, другимподход сверху — от общего к частному, одним конструктивный, другим — аксиоматический подход."[106, с.96].

Психолого-педагогические аспекты дифференциации обучения отражены в трудах Ю. К. Бабанского, Н. К. Гончарова, З. И. Калмыковой, А. А. Кирсанова, В. А. Крутецкого, Н. А. Менчинской, Е. С. Рабунского, И. Э. Унт, И М. Чередова, И. М. Шахмаева и др.

Проблема дифференциации в обучении математике рассматривается работах О. В. Бариновой, В. Г. Болтянского, Г. Д. Глейзера, И. Н. Вольхиной, Н. А. Гласман, В. А. Гусева, В. А. Далингера, Г. В. Дорофеева, А. Н. Капиносова, Ю. М. Колягина, J1.B. Кузнецовой, Т. М. Мамуновой, Р. А. Миндюк, Т.А. Сентя-бовой, И. М. Смирновой, Т. Н. Терешиной, Р. А. Утеевой, В. В. Фирсова и др., в которых основное внимание уделено исследованию:

— целей современного этапа дифференциации обучения математике в средней школе;

— содержания программного материала и соответствующих учебников для различных уровней и профилей;

— профильного обучения математике учащихся классов различного направления;

— выявления условий реализации уровневой и профильной дифференциации обучения математике в средней школе.

Однако в данных исследованиях не была поставлена и решена проблема формирования планиметрических понятий у учащихся посредством организации их рефлексивной деятельности в условиях уровневой дифференциации. Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что актуальность исследования определяется противоречием между потенциальными возможностями курса геометрии, позволяющими строить процесс формирования планиметрических понятий у учащихся посредством организации их рефлексивной деятельности в условиях уровневой дифференциации и реально сложившейся на сегодня практикой обучения геометрии в основной школе.

Проблема исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке такой методики обучения, основой которой служила бы рефлексивная деятельность учащихся в условиях уровневой дифференциации, обеспечивающая осознанность процесса формирования планиметрических понятий.

Цель исследования: определить роль и место рефлексивной деятельности учащихся в процессе формирования планиметрических понятий в условиях уровневой дифференциации, разработать методику формирования планиметрических понятий в условиях уровневой дифференциации.

Объект исследования: процесс обучения геометрии в основной школе.

Предмет исследования: процесс формирования планиметрических понятий, в котором рефлексивная деятельность учащихся является основой для ор

• ганизации обратной связи.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования выдвинута следующая гипотеза: если формирование планиметрических понятий строить посредством организации рефлексивной деятельности учащихся в условиях уровневой дифференциации, то это позволит достичь им не только уровня обязательной математической подготовки, но и будет способствовать осознанию школьниками содержания учебной деятельности и усвоению учебного материала на более высоком уровне.

Исследование проблемы и доказательство выдвинутой гипотезы предполагает решение следующих частных задач:

— определить психолого-педагогические основы формирования понятий у школьников в процессе обучения геометрии;

— выделить уровни сформированное&tradeу учащихся планиметрических понятий и критерии, их характеризующие;

— определить приемы организации рефлексивной деятельности учащихся в процессе формировании планиметрических понятий;

— разработать методику формирования у учащихся планиметрических понятий посредством организации их рефлексивной деятельности в условиях уровневой дифференциации и экспериментально доказать ее эффективность.

При решении поставленных задач использовались следующие методы:

— теоретический анализ научно-методической, философской, психологической и педагогической литературы по данной проблеме;

— анализ учебных программ и действующих учебников;

— изучение и обобщение передового опыта преподавания математики;

— анкетирование учителей;

— анализ результатов самостоятельных и контрольных работ учащихся;

— педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый и обучающий);

— статистическая обработка результатов эксперимента.

Методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические работы по проблеме формирования научных понятий (Е.К. Войшвилло, Д. П. Горский, Л. С. Выготский, Н А. Менчинская и др.) — концепция личностно-ориентированного обучения (В В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — теория учебной деятельности (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов) — концепция уровневой дифференциации в обучении математике (Г.В. Дорофеев, J1.B. Кузнецова, С. Б. Суворова, В.В. Фирсов) — основы теории рефлексивной деятельности, которая регулирует осознание, становление и саморазвитие личности (О С. Анисимов, И. С. Ладенко, Г. П. Щедровицкий, А С. Шаров и др.).

Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем впервые показаны возможности использования рефлексивной деятельности учащихся как средства, позволяющего строить осознанно процесс формирования планиметрических понятий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

— проведено обобщение научно-методических исследований по проблеме формирования понятий у учащихся при обучении геометрии;

— раскрыта роль рефлексивной деятельности учащихся как средства повышения осознанности процесса формирования понятий и определена ее структура;

— разработана теоретическая модель организации обучения, направленного на формирование планиметрических понятий у учащихся в условиях уровневой дифференциации;

— выделены базовый и повышенный уровни сформированности планиметрических понятий, являющиеся основой для реализации уровневой дифференциации при обучении геометрии;

— разработаны приемы организации рефлексивной деятельности учащихся в процессе формирования планиметрических понятий.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем разработаны: серия лабораторных работ, комплекс дифференцированных заданий, содержащий рефлексивные задачи, позволяющие формировать планиметрические понятия у учащихся на различных уровнях. Эти материалы могут быть использованы авторами при составлении учебно-методических пособий по геометрии для общеобразовательных школ, а также в практической деятельности преподавателей педагогических вузов при работе со студентами.

Обоснованность и достоверность проведенного исследования, его результатов и выводов обусловлены опорой на теоретические разработки в области психологии, педагогики, методики преподавания математикииспользованием методов, адекватных поставленным задачамрезультатами педагогического эксперимента, подтвердившего на качественном уровне справедливость основных положений исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Рефлексивная деятельность является средством, позволяющим строить осознанно процесс формирования планиметрических понятий у учащихся при обучении геометрии в основной школе.

2. Разработанная методика формирования у учащихся планиметрических понятий посредством организации их рефлексивной деятельности в условиях уровневой дифференциации способствует достижению ими не только уровня обязательной подготовки по курсу геометрии, но и повышению уровней сформированное&tradeпланиметрических понятий.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на заседаниях кафедры алгебры, геометрии и методики преподавания математики ЗабГПУ им. Н. Г. Чернышевского, на региональных научно-практических конференциях «Традиции и инновации в системе образования» (апрель 1997 г., г. Чита), «Традиции и инновации в системе образования: гуманитаризация образования» (апрель 1998 г., г. Чита), «Культура и образование: традиции и инновации» (ноябрь 2001 г., г. Чита), на III Сибирских методических чтениях (ноябрь 1999 г., г. Омск).

Учебно-методические материалы, разработанные в диссертационном исследовании, используются учителями математики школ города Читы и Читинской области, а также нашли отражение в работе со студентами Забайкальского государственного педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского на спецкурсах и в период педагогической практики.

Экспериментальная проверка теоретических положений диссертации и их внедрение проводилось в 1998 — 2001 гг. на базе средних школ № 24, № 44, № 47 города Читы.

Структура и содержание работы соответствуют логике научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений. Текст диссертации содержит схемы, таблицы и рисунки.

Заключение

.

1. На основе анализа литературы по теме исследования раскрыта сущность ка-гории «понятие», выявлены психолого-педагогические основы формирования понятий у учащихся при обучении геометрии:

— понятие — это сложная логическая и гносеологическая категориясуществуют различные подходы к определению понятия в философии, логике, психологии, педагогике;

— под понятием будем понимать форму мышления, отражающую и фиксирующую существенные признаки вещей и явлений окружающей действительности;

— сущность процесса усвоения понятия заключается в усвоении содержания понятия, его объема, существенных связей и отношений данного понятия с другими понятиями;

— в психолого-педагогической литературе описаны различные способы формирования научных понятий у школьников, но ни один из них не является универсальнымспособ формирования понятия следует определять в зависимости от содержания понятия, уровня общего развития учащихся, их предшествующего опыта и объема знаний;

— формирование планиметрических понятий — длительный по времени процессна каждом этапе обучения можно говорить лишь о некотором уровне сформированности понятия;

— понятие может быть полноценно усвоено лишь тогда, когда оно используется учащимися в собственном опытеоно не должно даваться учащимся как «готовое знание»;

— в процессе формирования планиметрических понятий мы выделяем следующие этапы:

1) начальный этап — «образование понятия» (мотивация введения понятия, выделение существенных признаков, формулировка определения, усвоение логической структуры определения, установление основных свойств, первичное применение понятия);

2) установление связей и отношений данного понятия с другими понятиями;

3) обогащение понятия;

4) применение понятия в решении творческих задач.

5) установление новых связей и отношений данного понятия с другими понятиями;

6) новое обогащение понятия.

— учителю необходимо обучать учащихся работе с определениями понятий, знакомить с логической структурой определений, формировать умения исправлять ошибки в определениях.

— процесс формирования планиметрических понятий строить с использованием наглядности, варьируя при этом несущественные признаки понятия, с опорой на жизненный опыт учащихся.

2. Определено, что рефлексивная деятельность учащихся является средством, позволяющим строить осознанно процесс формирования планиметрических понятий.

3. Разработаны приемы организации рефлексивной деятельности учащихся в процессе формирования планиметрических понятий.

Основным структурным элементом рефлексивной деятельности является рефлексивная задача. Под рефлексивными мы понимаем задачи, способствующие формированию у учащихся умений осмысливать и контролировать мыслительную деятельность, осуществлять поиск оснований собственных действий.

4. Выделены базовый и повышенный уровни сформированности планиметрических понятий, являющиеся основой для реализации уровневой дифференциации.

5. Разработана серия лабораторных работ, дифференцированных заданий для трех типологических групп учащихся, позволяющих формировать планиметрические понятия на различных уровнях.

6. Разработана методика формирования планиметрических понятий у учащихся посредством организации их рефлексивной деятельности в условиях уровневой дифференциации, способствующая достижению не только уровня обязательной математической подготовки, но и повышению уровней сформированности планиметрических понятий и развитию рефлексивных умений.

7. Экспериментальная часть исследования достоверно подтвердила возможность и эффективность реализации предлагаемой модели формирования планиметрических понятий у школьников в условиях уровневой дифференциации.

Дальнейшее решение исследуемой проблемы может быть направлено на выявление особенностей процесса формирования планиметрических понятий в условиях реализации идей фузионизма (параллельное изучение планиметрии и стереометрии), а также в совершенствовании учебно-методического обеспечения процесса обучения геометрии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Д. и др. Геометрия для 8−9 классов: Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики / А. Д. Александров, A.JI. Вернер, В. И. Рыжик. -М.: Просвещение, 1995. 415 с.
  2. А.Д. О геометрии // Математика в школе. 1980. — № 3. -С.56−62.
  3. Н.Г. Познавательная деятельность при формировании у студентов осознанности решения задач. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1975 -21с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Наука, 1968. — 339 с.
  5. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. — 416 с.
  6. А.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М., 1991. — 142 с.
  7. JI.C. и др. Геометрия: Рабочая тетрадь для 7 класса. М.: Просвещение, 2001. — 157 с.
  8. В.В. Методические основы формирования творческой активности студентов в процессе решения математических задач: Автореф. дис. докт. пед. наук. Спб., 1997. — 61с.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод, основы). М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  10. О.В. Уровневая дифференциация в обучении младших школьников решению текстовых математических задач: Автореф. дис. канд. пед. наук. Саранск, 1999. — 18 с.
  11. М.И. Уровень и профиль школьного математического образования // Математика в школе. 1993. — № 2. — С.8 — 9.
  12. Т.В. Педагогическая технология формирования рефлексии школьников в процессе обучения. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 22 с.
  13. Г. А. Критериальная дагностика сформированности научных понятий // Вестник Челябинского гос. пед. ун.-та.Серия 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания. Изд — во ЧГПУ «Факел». — 1997. — С.69 -75.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 191с.
  15. В.Г. Современная дидактика: теория практике / под. ред. И.Я. Лер-нера, И. К. Журавлева. — М., 1994. — 288 с.
  16. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний. М. АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  17. В.Г., Глейзер Г. Д. К проблеме дифференциации школьного математического образования // Математика в школе. 1988. — № 3. — С.9 — 13.
  18. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 1456 с.
  19. Э.К., Пайсон Б. Д. Различные формы представления понятий математического анализа: Учебное пособие. Барнаул, 1997. — 113 с.
  20. Э.К. Фомирование математических понятий высокого уровня абстракции // Педагогика. 1998. — № 7. — С.45 — 49.
  21. А.Л. Геометрия: Учеб. Пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений /А.Л. Вернер, В. И. Рыжик, Т. Г. Ходот. М.:Просвещение, 2001. — 192 с
  22. А.Л. Геометрия: Учеб. Пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений /А.Л. Вернер, В. И. Рыжик, Т. Г. Ходот. М.: Просвещение, 2001. — 202 с.
  23. Н.Я., Абайдулин С. К., Таварткиладзе Р. К. Определения в школьном курсе математики и методика работы над ними // Математика в школе.-- 1984, — № 4. С. 43 — 47.
  24. Л.В. Развитие мышления учащихся при обучении математике.-Петрозаводск, 1989, 175с.
  25. С.В. Формирование геометрических понятий как систем взаимосвязанных суждений: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1991. 125 с.
  26. Е.К. Понятие. М.: Изд-во МГУ, 1967. — 286 с.
  27. Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 239 с.
  28. М.Б. Наука обучать: Технология преподавания математики. М.: LINKA-PRESS, 1995, — 280 с.
  29. И.Н. Дифференциация обучения математике учащихся предпро-фильных классов (с использованием системы упражнений прикладного характера): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1998. — 17 с.
  30. Г. В. Формирование геометрических понятий на основе восприятий и представлений (на учебном материале 6-х классов): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1954. — 19 с.
  31. Н.Н. Методические приемы активизации образовательного процесса. Методическое пособие: ОмГПУ, 1999. 18 с.
  32. Н.Н. Педагогические условия ценностного самоопределения старших школьников в образовательном процессе: Дис.. канд. пед. наук. -Омск.-2001.-227с.
  33. JI.C. Детская психология // Собр. Соч., т.4. М., 1952. — 432 с.
  34. JI.C. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблема психологического развития ребенка. М.: АПН РСФСР, 1956.-519 с.
  35. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М. Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 45 с.
  36. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. Психологическая наука в СССР, т. 1. М., 1959. — С.441 — 487.
  37. П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащихся // Вопросы психологии. 1957. — № 1. — С. 28 — 44.
  38. Г. Наука логики. М.: Мысль, 1999 — 1068 с.
  39. Геометрия: Учеб. для 7−9 кл. сред. шк. / JI.C. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 1990. — 336 с.
  40. Геометрия: Учеб. для 7−9 кл. сред. шк. / А. Д. Александров, A. J1. Вернер, В. И. Рыжик. М.: Просвещение, 1992. — 320 с.
  41. Геометрия: Учеб. для 6−8 кл. сред. шк. / А. Н. Колмогоров, А. Ф. Семенович, Р. С. Черкасов. -М.: Просвещение, 1979. 323 с.
  42. Геометрия: Учеб. для 7 9 кл. сред, шк./ А. Д. Александров, A. J1. Вернер, В. И. Рыжик. — М.: Просвещение, 1992. — 320 с.
  43. Геометрия. Экспериментальное учебное пособие для учащихся VII класса средних учебных заведений / А. Д. Александров, А. Л. Вернер, В. И. Рыжик. -М.:МИРОС, 1994.-200 с.
  44. Н.С. Дифференциация обучения математике учащихся 5−6-х классов физико-математического профиля: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Новосибирск, 2000. 20 с.
  45. Г. А. Рефлексия как фактор развития // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исслед-я. Новосибирск: Наука, 1987. — С.54 — 60 .
  46. Н.К. Еще раз о дифференцированном обучении в старших классах средней школы // Советская педагогика. 1963. — № 2. — С. 39 — 50.
  47. Н.К. О введении фуркации в старших классах средней школы // Советская педагогика. 1958. — № 6. — С. 12 — 37.
  48. Д.П. Вопросы абстракции и образования понятий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-351 с.
  49. Д.П. Определение: (Логико-методологические проблемы). М.: Мысль, 1974.-311 с.
  50. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977.- 136 с.
  51. Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 224 с.
  52. В.А., Медяник А. И. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 80 с.
  53. В.А. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в средней школе // Математика в школе. 1990. — № 4. — С. 27 — 31.
  54. В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе: Дис.. докт. пед. наук. М., 1990. — 364 с.
  55. В.В. Виды обобщений в обучении: (Логико-психологические проблемы построения учебн. предметов). М.: Педагогика, 1972. — 424 с.
  56. В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995. -№ 1. — С.33 — 38.
  57. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретич. и экспе-рим. психол. исслед. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  58. В.В. Психологические возможности младших школьников в усвоении математики. М.: Просвещение, 1969. — 288 с.
  59. В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников// Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой /. М.: Просвещение, 1982. — С. 10 — 21.
  60. В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 80 с.
  61. В.А. Об аналогиях в планиметрии и стереометрии // Математика в школе. 1995. — № 6. -С.16−21.
  62. В.А. Совершенствование процесса обучения математике на основе реализации внутрипредметных связей. Омск: ОмИПКРО, 1993. — 323с.
  63. В.А. Современные проблемы методики преподавания математики // Традиции и инновации в системе образования: гуманитаризация образования. Материалы региональной научно-практической конференции. Часть 1. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1998. С. 44 — 47.
  64. В.А. Чертеж учит думать // Математика в школе. 1990. — № 4. -С.32 — 36.
  65. А. Избранные педагогические произведения. М.: Учпедгиз, 1956.-374 с.
  66. Г. В., Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Фирсов В В. Дифференциа-ация в обучении математике // Математика в школе. 1990. — № 4. — С. 1521.
  67. Л.П. Геометрия: Рабочая тетрадь для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1998. — 96 с.
  68. О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов физ.- мат. спец. пед. ин-тов. -Тобольск: Изд. ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 1997. 191с.
  69. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов умственной деятельности. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. -128 с.
  70. Заир-Бек С.И. Личностно-ориентированные технологии в школьном образовании// Обновление школьных технологий образования: Сборник научных трудов. Спб., 2000. — С. 16 — 25.
  71. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1984. — 152 с.
  72. Закон Российской Федерации об образовании М.: Новая школа, 1992.-56 с.
  73. А.В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой/. -М.: Просвещение, 1982. С. 152 — 163.
  74. А.Е. Система упражнений, направленных на выявление взаимосвязи геометрических понятий // Методические рекомендации по преподаванию математики в средней школе. М., 1979. — 139 с.
  75. Зив Б. Г. Задачи по геометрии для 7−11 классов / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер, А. Г. Баханский. М.: Просвещение, 1991. — 270 с.
  76. В.И. Оперирование понятиями при решении геометрических задач // Известия АПН РСФСР. 1950. — Вып. 28. — С. 155 — 194.
  77. В.И. Очерки психологии усвоения начальных геометрических знаний: Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1955. — 164 с.
  78. Т.А. Методология научного поиска основа технологии развивающего обучения // Математика в школе. — 1995. — № 5. — С. 25 — 28.
  79. Из опыта обучения геометрии в 6 классе по учебному пособию «Геометрия, 6 10» А. В. Погорелова / В. В. Пикан, Г. А. Ястребинецкий, В. М. Мейлер, А. Г. Баханский. — М.: Просвещение, 1983. — 48 с.
  80. Изучение геометрии в 7 9 классах: Метод, рекомендации к учебн.: Кн. для учителя / JI.C. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др. — 3-е изд. — М. Просвещение, 2000. — 255 с.
  81. Дж. Математическая культура школьника. Ташкент, 1981.-280 с.
  82. Э.В. К истории вопроса о предмете логики как науки. // Вопросы философии, 1966, № 1. С. 32 — 43.
  83. А.Б. Развитие мыслительных действий учащихся при формировании понятий на уроках математики в младших классах школы. Дис. .канд. пед. наук. М., 1997. — 236 с.
  84. Индивидуализация и дифференциация обучения в вечерней школе: Пособие для работников веч. (смен.) шк. / Под ред. Г. Д. Глейзера. М.: Просвещение, 1985. — 143 с.
  85. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников: (Проблема приемов умственной деятельности). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 376 с.
  86. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  87. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. — 328 с.
  88. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.: Знание, 1979.-48 с.
  89. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981, — 200 с.
  90. И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. — 591с.
  91. А.Н. Уровневая дифференциация при обучении математике в V IX классах. // Математика в школе. — № 5. — 1990. — С. 16−19.
  92. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982. — 223 с.
  93. Ю.М., Ткачева М. В., Федорова Н. Е. Профильная дифференциация обучения математике // Математика в школе. 1990. — № 4. — С.21 — 26.
  94. Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. — 720 с.
  95. Концепция математического образования (в 12-летней школе) // Математика в школе. 2000. — № 2. — С.13 -18.
  96. Концепция развития школьного математического образования // Математика в школе. 1990. -№ 1.-С. 2−13.
  97. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // Математика в школе. 2000. — № 2. — С.6 -13.
  98. В.В. Рефлексивная задача как средство повышения обучаемости школьников в процессе изучения базового курса информатики: Дис.. канд. пед. наук. Омск, 2000. — 166 с.
  99. Г. В. Формирование компонентов общей культуры мышления школьников // Математика в школе. 1994. — № 2. — С.42 — 44.
  100. Г. В. Формирование общих интеллектуальных умений у учащихся на математическом материале в основной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 16 с.
  101. O.K. Развитие математического мышления учащихся при изучении понятий. 8 класс// Математика. Приложение к газете «Первое сентября». 1999. — № 2. — С. 10−13.
  102. С.В. Приобщение учащихся к методам научного познания как средство формирования рефлексивных умений при изучении химии: Дис.. канд. пед. наук. Омск, 1997. — 187 с.
  103. В.А. Психология математических способностей школьников. -М.: Просвещение, 1963. -431 с.
  104. Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении. М. Наука, 1977.- 112 с.
  105. Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий //Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979.-С. 22−29.
  106. В.В. Изучение способностей направляет дифференциацию // Математика в школе. 1991. — № 5. — С.8 — 10.
  107. Н.А. Методические функции примеров и контрпримеров в обучении математике (на материале курса математики 7−9классов): Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1990. — 16 с.
  108. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов / Под ред. Е. И. Лященко. М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
  109. И.С. Феномен рефлексивного стиля мышления и генетическая логика// Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987. — С. 8−25.
  110. Н.И. Преемственность в формировании понятий у учащихся начальной и неполной средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999.- 16 с.
  111. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.-304 с.
  112. И.Я., Журавлев И. К. Прогностическая концепция целей и содержания образования. М.: Изд-в РАО, 1994. — 120 с.
  113. Д. Опыт о человеческом разуме.// Избранные философские произведения. В 2-х т. М.: 1960. Т.1., — 532 с.
  114. JIokk Д. Сочинения: В трех томах. T. l, М.: Мысль, 1985 622 с.
  115. Т.М. Индивидуализация учебной деятельности учащихся в процессе самостоятельной работы по формированию математических понятий: Дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 149 с.
  116. М.И. Современный урок / Вопросы теории /. М.: Педагогика, 1981.-192 с.
  117. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1989. — 218 с.
  118. Н.А. Психология усвоения понятий // Известия АПН РСФСР. 1950. — Вып. 28. — С. 3 — 16.
  119. Н.А. Обучение и умственное развитие / Ред. кол. Н. А. Менчинская и др. М.: Просвещение, 1966. — С.5 — 8.
  120. Методика преподавания геометрии в старших классах средней школы / Под. ред. А. И. Фетисова. М.: Просвещение, 1967. -271с.
  121. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ.- мат. фак. пед. институтов / В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В. Я. Саннинский. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1980. — 368 с.
  122. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. М.: Просвещение, 1985. — 336 с.
  123. Методика преподавания математики в средней школе. Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по физ.- мат. спец. / А. Я. Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев и др.- Сост. В. И. Мишин. М.: Просвещение, 1987.-416 с.
  124. Н.В. Использование нетрадиционных педагогических технологий для реализации дифференциального обучения. Автореф. дис. канд. пед. наук. Тюмень, 1997. — 24 с.
  125. М.Б. Групповая работа как средство реализации уровневой дифференциации при обучении алгебре в 7 классе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1992.- 162 с.
  126. Т.М., Шарыгин И. Ф. Геометрия.7 класс: Методическое пособие к учебнику И. Ф. Шарыгина «Геометрия 7 9». — М.: Дрофа, 1998. — 128 с.
  127. В.М., Орлов В. А., Фирсов В. В. Дифференциация обучения в средней школе // Советская педагогика. 1990. — № 8. — С.42.
  128. Н.Ф. Оптимизация уровневой дифференциации учебной деятельности учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 2000. — 22 с.
  129. З.П. Методика формирования геометрических понятий с помощью системы обучающих задач: Дис.. канд. пед. наук. Ростов — на-Дону, 1974. — 173 с.
  130. М.И. Дифференцированный подход к учащимся при обучении началам анализа: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1984. 128 с.
  131. В.В., Рупасов К. А. Определения математических понятий в курсе средней школы. Пособие для учителей. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения СССР, 1963. — 150 с.
  132. А.П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. -Новосибирск. Наука, 1987. С. 13 — 19.
  133. А.П., Юдин Э. Г. Деятельность // БСЭ. М. 1972. — Т.8 — С. 180 -181.
  134. А.А. Введение в геометрию. Лабораторные работы.// Математика. Приложение к газете «Первое сентября». № 32. — 1998. — С.26 — 31.
  135. В.В. Построение основного курса геометрии общеобразовательной школы в концепции личностно ориентированного обучения. Автореф. дис. .докт. пед. наук. Санкт-Петербург, 2000. — 44 с.
  136. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография / Научные редакторы Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. -М., 1994 277с
  137. Е.Н. Формирование диагностической деятельности у будущих учителей математики: Монография. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2000.-371 с.
  138. . Как дети образуют математические понятия // Вопросы психологии. № 4. — 1966. — С.121 — 126.
  139. . О природе креативности// Вестник МГУ, Сер. 14, Психология. -1996. № 3 — С.8−17.
  140. Планирование обязательных результатов обучения математике / J1.0. Де-нищева, JI.B. Кузнецова, И. А. Лурье и др.- Сост. В. В. Фирсов. М.: Просвещение, 1989. -237 с.
  141. А.В. Геометрия: Учеб. для 7 11 кл. сред. шк. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1992. — 383 с.
  142. Подходова Н С. К проблеме личностно ориентированного обучения геометрии // Математика в школе. 2000. — № 10. — С.54 — 58.
  143. Полянская Е В. Комплекс ТСО как средство формирования фундаментальных понятий старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Оренбург, 2000. 19 с.
  144. Я.И. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  145. Н.Н., Поспелова И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. -М.: Педагогика, 1989.-153с.
  146. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989. — 204 с.
  147. А.А. Учет индивидуальных особенностей школьников как одно из условий повышения эффективности процесса формирования научных понятий: Дис.. канд. нед. Наук. Казань, 1981. — 191 с.
  148. Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Математика 5 -11 кл. / Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. М.: Дрофа, 2000. — 320 с.
  149. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. М., 1990 -124 с.
  150. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности). М.: Педагогика, 1975. — 182 с.
  151. В.П. Методика организации познавательной деятельности учащихся при решении задач по математике в 4 5 классах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ленинград, 1987. — 19 с.
  152. В.В. Общая методика преподавания математики. М.: Учпедгиз, 1958.-223 с.
  153. Рефлексия в науке и обучении / Сборник научных трудов под ред. И.С. Ла-денко. Новосибирск: ИИФФСО, 1989. — 254 с.
  154. Н.М. Каким быть дифференцированному учебнику // Математика в школе. 1990. — № 3. — С. 11 — 12.
  155. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Т.2. М. — 1999, -690с.
  156. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1989.-488 с.
  157. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 351 с.
  158. С.С. Формирование математических понятий у учащихся 4−5 классов. Дис. .канд. пед. наук. Фрунзе, 1986. — 175 с.
  159. Г. И. Гуманизация образования и актуальные проблемы методики преподавания математики // Математика в школе. 1995. — № 5. — С. 3639.
  160. Г. И. Методика преподавания геометрии в девятилетней школе: Учебное пособие для студентов физико-математических факультетов педагогических институтов. Саранск, 1992. — 130 с.
  161. Г. И. Теоретические основы методики упражнений по математике в средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1987. — 36 с.
  162. Г. И. Упражнения в обучении математике. М.: Просвещение, 1995.-239 с.
  163. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации / Профессион. пед. б-ка. М.: Народное образование, 1998. — 255 с.
  164. И.Н., Степанов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. -С.154- 181.
  165. Г. П. К методике образования понятий при изучении геометрии по пробным учебникам // В помощь учителю математики (Методические рекомендации). Горький, 1981. — 124 с.
  166. Г. П. Образование геометрических понятий в IV классе // Из опыта преподавания математики в средней школе: Пособие для учителей / Сост.: А. В. Соколова, В. В. Пикан, В. А. Оганесян. М.: Просвещение, 1979. — С. 51−78.
  167. Т.А. Методика реализации уровневой дифференциации в процессе обобщающих повторений курса алгебры и начал анализа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1997. — 20 с.
  168. В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика. -№ 5.- 1994.-С.16−21.
  169. И.И. Освоение педагогом рефлексивно-проективной деятельности в современной школе: Дис. канд. пед. наук. Тобольск, 2000 — 182 с.
  170. В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987. — С.60 — 68.
  171. З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике: Метод, пособие. Киев.: Рад. школа, 1983. — 192 с.
  172. А.А. Вопросы психологии усвоения понятий школьниками // Советская педагогика, 1946. № 8 — № 9. — С.76 — 78.
  173. И.М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения: Дис.. докт. пед. наук. -М., 1995.-364 с.
  174. Стандарт среднего математического образования // Математика в школе. 1993. — № 4.-С. 10−23.
  175. А.А. Педагогика математики: (Учеб. пособие для физ.-мат. фак. пед. институтов) 3-е изд. — Минск: Вышейш. шк., 1986. — 413 с.
  176. М.С. Логика: (Учеб. пособие для высш. учеб. заведений). М.: Госполитиздат, 1949. — 363 с.
  177. С.Б. Упражнения как средство организации учебной деятельности при обучении алгебре в 6 8 классах. Автореф. дис... канд. пед. наук. -М., 1982, — 25 с.
  178. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 343 с.
  179. С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. Рига, 1997. -39 с.
  180. И.И. Теория и технология развивающего обучения: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997.- 100 с.
  181. И.Ф. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся при изучении математики: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 16 с.
  182. Т.И. Изучение начал математического анализа в условиях дифференциации учебного процесса в средней школе: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1996.- 186 с.
  183. И.Ф. О преподавании геометрии в средней школе: (По учеб. пособию А. В. Погорелова «Геометрия 6 10»). Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1985. — 95 с.
  184. Технология формирования и развития общих учебных умений и навыков учащихся: Методическое пособие/ под. ред. JI.A. Шипилиной. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. — 108 с.
  185. М.Е. О дифференцированной помощи учащимся при решении задач // Математика в школе. 1993. — № 2. — С. 12 — 14.
  186. Т.И. Разработка и исследование системы учебных задач для формирования геометрических понятий в 6 8 классах средней школы: Дис.. канд. пед. наук. — Киев, 1982. — 119 с.
  187. Г. Д. Геометрия: Рабочая тетрадь для 7 класса. Чита. Изд-во ЗабГПУ, 2002.-71с.
  188. Г. Д. О строгости определений понятий школьного курса геометрии в условиях уровневой дифференциации // Естественные науки и экология: Ежегодник. Вып. 3: Межвузовский сборник научных трудов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.-С. 18−21.
  189. Г. Д. Развитие логической культуры учащихся в процессе формирования математических понятий // Культура и образование: традиции и инновации. Материалы региональной научно-практической конференции. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002.
  190. А.А. О путях описания психологических механизмов рефлексии // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987. — С.68- 75.
  191. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М. Педагогика, 1990.- 192 с.
  192. Усвоение научных понятий в школе / Г. А. Буткин, И. А. Володарская, Н. Ф. Талызина. М.: Полиграф сервис, 1999. — 112 с.
  193. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  194. Р.А. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в средней школе. Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1998. — 37 с.
  195. Р.А. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в средней школе. -М.: Прометей, 1997. — 230 с.
  196. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. -576 с.
  197. В.М. Заинтересовать учеников // Математика в школе. -1993. № 2. — С.17 — 21.
  198. В.М. О двух видах контрпримеров и одном неудачном определении из учебника. // Математика в школе. 1997. — № 5. — С.57 — 60.
  199. В.М. О подготовке учеников к изучению нового понятия, новой теоремы Н Математика в школе. 1996. — № 6. — С.21 — 23.
  200. В.В. Базисный уровень образования // Вечерняя средняя школа. -1994.- № 3.-С. 5−9.
  201. В.В. Каждый школьник имеет право ненавидеть математику, или от базисного плана к стандартам образования (об уровневой дифференциации в математике и физике) // Учит, газета. — 1992. — № 52. — С.4.
  202. . Логика. М., Изд-во иностран. литер., 1959. — 496 с.
  203. Формирование математических понятий в средней школе. Методические рекомендации // Составители: Л. П. Афонькина, Э. К. Брейтигам, Л. А. Одинцова. Барнаул, 1991. — 33 с.
  204. Формы обучения как условие развития активности и самостоятельности личности учащихся. Материалы научно-практической конференции /Под ред. профессора И. М. Чередова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. — 106 с.
  205. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о пед. психологии. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  206. М.А. Психологические механизмы процесса формирования понятий // Вопросы исследования организационных и педагогических условий всеобщего среднего образования. Томск, 1978. — С.83 — 92.
  207. А.Я. Дидактические материалы по геометрии с элементами исследования для 7 класса. М.: Просвещение, 1998. — 79 с.
  208. А.Я. Дидактические материалы по геометрии с элементами исследования для 8 класса. М.: Просвещение, 1999. — 80 с.
  209. В.А. Уровневая дифференциация обучения учащихся средней общеобразовательной и профессиональной школы: Дис.. канд. пед. наук. -Казань, 1996, 197 с.
  210. В.И. Геометрические понятия и их изучение в курсе планиметрии в курсе восьмилетней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М, 1968.-20 с.
  211. И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск, 1973. -155с.
  212. А.Д. Методика образования геометрических понятий у учащихся средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1952. — 12с.
  213. А.В. Функции задач в различных типах обучения //Психолого-педагогические проблемы совершенствования образовательного процесса. Материалы научно-практической конференции. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. -С.18 — 22.
  214. М.Н. Мышление школьника. М.: Учпедгиз, 1963. — 255 с.
  215. А.С. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия. Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. — 358 с.
  216. И.Ф. Геометрия. 7 9 кл. — 3-е изд. -М.: Дрофа, 1999. — 352 с.
  217. И.Ф. 2200 задач по геометрии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999. — 304 с.
  218. И.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе // Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982. — С. 264 — 296.
  219. А.Н. Логико-гносеологические основы процесса формирования понятий в обучении. (Пособие к спецкурсу для студентов пед. ин-тов), М., 1981.-75 с.
  220. Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследования речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974. — С. 12 — 28.
  221. Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. М., 1993. — С. 16 — 201.
  222. Е.Г. Уровневая дифференциация обучения геометрии студентов в педагогическом вузе. Автореф. дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. -16 с.
  223. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С.31 — 42.
Заполнить форму текущей работой