Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дисциплинарные учебные комплексы как форма интеграции содержания курса физики и спецдисциплин в военном вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разрозненное, дифференцированное изучение дисциплин ведет к раздельному существованию в сознании студентов осваиваемых знаний, умений и навыков, не объединяемых в целостную систему. Возникает так называемый «феномен разрывности мышления», когда в результате обучения студент получает аддитивный набор знаний, не имея навыков их систематизации и переноса в другую предметную область. Современная же… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ДИДАКТИКЕ
    • 1. 1. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ
    • 1. 2. РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ КОМПЛЕКСОВ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВОЕННОГО ВУЗА
    • 2. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В КОМПЛЕКСЫ
    • 2. 2. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В КОМПЛЕКСЫ
    • 2. 3. СИСТЕМНО — СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТИРУЕМОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ФИЗИКИ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ УЧЕБНЫЕ КОМПЛЕКСЫ В ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЕННЫХ ВУЗАХ
    • 3. 1. ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ДИСЦИПЛИНАРНЫХ КОМПЛЕКСАХ, ОБЪЕДИНЯЮЩИХ ФИЗИКУ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
    • 3. 2. РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКИХ ПОНЯТИЯХ У КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ
    • 3. 3. СИСТЕМА КОМПЛЕКСНЫХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ О ФИЗИЧЕСКИХ ПОНЯТИЯХ
  • ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 4. 1. ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 4. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Дисциплинарные учебные комплексы как форма интеграции содержания курса физики и спецдисциплин в военном вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально — экономические изменения, происходящие в стране и мире, вынуждают искать новые подходы к качественному изменению состояния образования. Высокие темпы научно — технического прогресса обусловили появление принципиально новых образцов военной техники, средств управления войсками. Средства вооруженной борьбы достигли в своем развитии такой степени, что человек, участвующий в вооруженной борьбе, из воина в традиционном понимании этого слова превращается в военного специалиста, управляющего сложной системой вооружения или обеспечивающего его функционирование. Можно утверждать, что в настоящее время начался новый этап военно-технической революции, материальную основу которой составляют высокие наукоемкие технологии. Все это требует новых подходов к организации системы военного образования и принципиально нового уровня подготовки выпускников высшей военной школы. Возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов, их мобильности, способности самостоятельно и эффективно принимать решения, обновлять свои знания, повышать профессиональную компетентность.

Требования к уровню подготовки специалистов, отраженные в образовательных стандартах, опираются на деятельностно ориентированную модель специалиста. Эта модель задает не какие-то частные умения, которые должны быть сформированы у выпускников, а способности решать основные задачи профессиональной деятельности, осуществлять целеполагание, анализировать ситуации, переносить знания из одной предметной области в другую и т. д. В то же время, структурирование содержания образования по областям знаний (предметно-центрированное образование) не обеспечивает деятельностной ориентации подготовки специалистов. Как показывает анализ учебных планов и программ при построении учебных курсов различных дисциплин практически не реализуются принципы преемственности и системности содержательных компонент образования, которые позволили бы формировать у обучаемых целостные системы знаний. При формировании учебного содержания дисциплин практически не задействуется объективно существующая общность методологических и методических установок. В результате преподавание учебных дисциплин ведется, как правило, автономнов процессе преподавания имеются неоправданные различия в понятийно-терминологическом аппарате, слабо используются межпредметные связи.

Разрозненное, дифференцированное изучение дисциплин ведет к раздельному существованию в сознании студентов осваиваемых знаний, умений и навыков, не объединяемых в целостную систему. Возникает так называемый «феномен разрывности мышления», когда в результате обучения студент получает аддитивный набор знаний, не имея навыков их систематизации и переноса в другую предметную область. Современная же методология познания ориентирована на постижение целостности объектов, на переход от модельного подхода и абстрагированного обобщения к интегральному синтезу элементов реальной действительности. Поэтому новая образовательная парадигма приоритетной задачей ставит приобретение обобщенных знаний о глубинных, сущностных связях и основаниях между процессами объективного мира, объединенных в целостную научную системуформирование у студентов структуры мыслительной и практической деятельности, которая позволила бы ему самостоятельно решать комплексные профессиональные задачи и актуализировать свои знания.

В свете этого резко возрастает роль фундаментальных, в первую очередь естественнонаучных дисциплин. Фундаментальные дисциплины задают переход на качественно иной уровень содержания образования, так как именно эти дисциплины призваны формировать у студентов методологически важные, долго живущие и инвариантные знания, определяющие целостное восприятие научной картины окружающего мира, и способствуют развитию многогранного и гибкого научного мышления.

Значительная часть дисциплин, изучаемых в инженерном военном вузе, опирается в своей основе на те или иные фундаментальные теории, прежде всего физические. Поэтому именно физические знания, обладающие наивысшим уровнем систематизации и построенные в соответствии с единой методологией науки, могут выступить интегратором учебного знания. Объединение учебных дисциплин на основе стержневых, системообразующих, фундаментальных физических знаний посредством выстраивания системы интегративных связей позволит преодолеть существующие автономность и отторжение дисциплин друг другом, а, следовательно, и разрывность знания.

Педагогическая интеграция выступает одним из перспективных направлений совершенствования организации и содержания образования. Работа по созданию теоретических основ педагогической интеграции ведутся в последние годы очень активно. Значительное количество исследований данной проблемы посвящено обучению в общеобразовательной (Ю.И.Дик, В. И. Загвязинский, С. А. Старченко, О. А. Яворук и др.) и профессиональной школе (В.С.Безрукова, М. Н. Берулава, Ю. С. Тюнников, Н. К. Чапаев, В. В. Щипанов и др.).

Уровень разработки проблемы интеграции образования в высшей школе отстает от дидактического осмысления ее в условиях общеобразовательной и профессиональной школы. Исследования педагогической интеграции содержания обучения в области высшего технического образования пока крайне малочисленны (Т.А.Дмитренко, Ю. А. Кустов, Ю. Н. Семин и др.).

Недостаточная разработанность дидактических основ интеграции содержания учебных дисциплин в высшей школе является одной из причин того, что в практической деятельности вузов возможности интегративных технологий обучения используются крайне ограниченно. Реализуемые межпредметные связи, как правило, являются связями односторонними, связывающими только две дисциплины и носят эпизодический характер. В практике учебного процесса наблюдается некоторое отторжение учебных дисциплин друг другом. Все это приводит к тому, что студенты не осознают цели изучения дисциплин, усвоение учебного материала происходит на репродуктивном уровнесформированные знания не встраиваются в цельную систему и определяют эмпирическое мышление, в то время как будущая профессиональная деятельность инженеров и военных специалистов требует развитой интегративности мышления.

Таким образом, теоретическое осмысление вопроса педагогической интеграции содержания обучения в военных вузах позволило выявить следующие противоречия:

— между растущими требованиями, предъявляемыми обществом к качеству подготовки выпускников вузов, предполагающее умение комплексного применения знаний, и узкопредметным, дифференцированным изучением учебных дисциплин, отсутствием органической взаимосвязи между ними, неизбежно приводящих к декларативности и разрывности знаний;

— между действующими в науке интеграционными тенденциями и недостаточной разработанностью теории и методики осуществления междисциплинарной интеграции;

— между диктуемой логикой процесса познания необходимостью установления комплексных системных связей между учебными дисциплинами и единичным, дифференцированным их проявлением в реальном учебном процессе.

Необходимость разрешения указанных противоречий определяет актуальность исследования дидактических основ интеграции содержания курса физики со специальными дисциплинами в военном вузе.

На основании изучения опыта работы высшей и средней школы, анализа философской, педагогической и психологической литературы, поиска средств разрешения указанных противоречий нами была сформулирована проблема исследования: определение возможностей осуществления интеграции содержания курса физики со специальными дисциплинами в военном вузе в рамках дисциплинарных учебных комплексов. Все вышеизложенное позволило сформулировать тему нашего исследования: «Дисциплинарные учебные комплексы как форма интеграции содержания курса физики и спецдисциплин в военном вузе» .

Цель исследования заключается в поиске и разработке средств и форм интеграции содержания курса физики и спецдисциплин в военном вузе.

Объект исследования — процесс обучения физике в военном вузе.

Предмет исследования — обучение физике в составе дисциплинарных учебных комплексов.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: изучение физики в военном инженерном вузе в составе дисциплинарных учебных комплексов, объединяющих физику и предметы спеццикла, будет способствовать:

— профессиональной актуализации физических знаний;

— изменению у курсантов мотивации изучения физики;

— повышению качества усвоения курсантами физических знаний.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ состояния проблемы интеграции в педагогической науке и практике.

2. Выявить и обосновать объективную необходимость интеграции содержания курса физики и дисциплин спеццикла в военном вузе.

3. Разработать и обосновать структурно-функциональную модель дисциплинарного учебного комплекса физики и предметов спеццикла в военном инженерном вузе.

4. Выявить влияние комплексного изучения дисциплин на процесс формирования и развития физических понятий.

5. Разработать методику реализации дисциплинарных учебных комплексов в инженерном военном вузе.

6. Осуществить опытно-экспериментальное обоснование результатов исследования. Проверить педагогическую целесообразность изучения физики в военном вузе в рамках дисциплинарных учебных комплексов.

Методологической базой исследования являются: теория познания и ее положения о гносеологической общности и внутреннем единстве научного знания (Н.Т.Абрамова, В. В. Ильин, Б. М. Кедров и др.) — принципы системного подхода (В.Г.Афанасьев, И. В. Блауберг, В. П. Кузьмин, Ф.Ф.Королев) — общие положения методологии психолого-педагогических наук (Ю.К.Бабанский, В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский и др.).

Теоретическая база исследования опирается на: философскую концепцию интеграции научного знания (В.С.Готт, Б. М. Кедров, А. Д. Урсул, М. Г. Чепиков, М. А. Розов и др.) — теорию педагогической интеграции (В.Н.Безрукова, М. Н. Берулава, Ю. С. Тюнников, С. А. Старченко, Ю. Н. Селин, Н. К. Чапаев и др.) — дидактическую теорию межпредметных связей (И.Д.Зверев, Д. И. Кирюшкин, В. Н. Максимова, А. В. Усова, В. Н. Федорова и др.) — основные положения дидактики высшей школы (С.И.Архангельский, В. П. Беспалько, В. В. Краевский, Н. Ф. Талызина и др.) — исследования проблемы содержания образования (В.В.Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер и др.) — исследования по проблеме формирования научных понятий (П.Я.Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Усова, М. Н. Шардаков и др.).

Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ научной литературы, обобщение, систематизация, классификация, типологизация, моделирование, системный подход) — методы эмпирического исследования (обобщение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент) и методы математической статистики.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось на базе Челябинского танкового института. Исследованием было охвачено, в общей сложности, более 300 курсантов ЧТИ. В проведении эксперимента принимали участие преподаватели кафедры естественнонаучных дисциплин и военно-специальных дисциплин ЧТИ.

Исследование проводилось в три этапа с 1997 по 2002 гг.

I этап (1997 — 1998 г.) включал в себя изучение проблемы на основе анализа психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований с целью выяснения состояния вопроса в педагогической теории и практике военных вузовопределение цели, задач, гипотезы, методолого-теоретической базы исследованияпроведение констатирующего экспериментаанализ и обобщение результатов констатирующего эксперимента.

На II этапе (1998 — 2001 г.) разрабатывалась модель дисциплинарных учебных комплексов, исследовался процесс усвоения физических понятий в условиях дисциплинарных комплексов, разрабатывалась система комплексных заданийпроводился формирующий эксперимент по проверке основных положений гипотезы исследования.

На III этапе (2001 — 2002 г.) был проведен контрольный педагогический эксперимент, проведено обобщение и интерпретация полученных результатов теоретического и экспериментального исследования.

Научная новизна выполненного исследования состоит в следующем:

— разработано средство интеграции содержания курсов физики и спецдисциплин — дисциплинарный учебный комплекссоздана модель дисциплинарного учебного комплекса, объединяющего физику и дисциплины военно-специального цикла;

— разработана методика интеграции содержания курса физики и спецдисциплин: системы комплексных заданий, комплексных семинаров.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— введено и определено содержание понятия «дисциплинарный учебный комплекс» ;

— выявлены особенности процесса формирования и развития физических понятий в условиях комплексного изучения дисциплин.

Практическая значимость работы состоит:

— в разработке и публикации методических рекомендаций для преподавателей военных вузов по использованию комплексного изучения дисциплин;

— в разработке содержательной компоненты физики и дисциплин спецциклов для танковых институтов;

— в разработке системы комплексных заданий по курсу общей физики для дисциплинарных учебных комплексов военных вузов.

На защиту выносятся:

1. Дисциплинарные учебные комплексы, обеспечивающие интеграцию содержания курса физики и спецдисциплин.

2. Структурно-функциональная модель дисциплинарных учебных комплексов в военных вузах.

3. Методика интеграции содержания курса физики и спецдисциплин в составе дисциплинарных учебных комплексов.

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования прошли апробацию на кафедре естественнонаучных дисциплин Челябинского танкового института (ЧТИ). Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на межвузовской областной научно-практической конференции «Развитие профессионального образования на пороге III тысячелетия» (Челябинск, 2000 г.) — межвузовской научно-методической конференции «Научные исследования и опыт работы кафедр — основа образовательной деятельности института» (ЧВАИ. Челябинск 2000 г.) — научно-практической конференции «Актуальные проблемы повышения практической направленности образовательного процесса в вузе и пути их решения» (ЧТИ, Челябинск 2000 г.) — научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы повышения качества подготовки курсантов и пути их решения» (ЧВАИ, Челябинск 2002 г.) — на конференции по итогам научно-исследовательской работы преподавателей и аспирантов ЧГПУ (2002г.).

Основные результаты проведенного диссертационного исследования сводятся к следующему:

1 .На основе анализа методической литературы, диссертационных исследований и научных публикаций обоснована необходимость внедрения интеграционных технологий в практику преподавания физики в военных вузахразработаны основания и определены средства интеграции содержания курса физики и спецдисциплин в военных вузах.

2.Разработана структурно-функциональная модель дисциплинарного учебного комплекса, объединяющего физику и военно-специальные дисциплины.

3. Определены принципы проектирования дисциплинарных учебных комплексов. Разработаны содержательные компоненты дисциплинарных комплексов физики и спецдисциплин для танковых институтов.

4. Выявлено влияние комплексного изучения дисциплин на формирование и развитие знаний курсантов о физических понятиях.

5. Разработана система комплексных заданий по курсу общей физики, направленная на междисциплинарное развитие и обобщение знаний курсантов о физических понятиях.

6. Получено экспериментальное подтверждение эффективности методики комплексного изучения дисциплин и осуществлено ее внедрение в учебный процесс Челябинского танкового института.

По результатам исследования можно сформулировать следующие основные выводы :

1. Дидактическим средством интеграции содержания может выступать объединение учебных дисциплин в дисциплинарные учебные комплексы. Методологическим основанием объединения дисциплин является рефлексивная симметрия объекта и метода познания, а также общность понятийно-категориального аппарата объединяемых дисциплин.

2. Проектируемое объединение дисциплин относится к понятийно-категориальному и проблемно — объектному роду интеграции.

3. Дисциплинарный учебный комплекс представляет собой стадию процесса интеграции, заключающуюся в создании, углублении, и упорядочении связей между учебными элементами объединяемых дисциплин. Структурными элементами дидактической системы «дисциплинарный учебный комплекс» являются: целевая компонента, содержательная компонента, компонента методов и форм, контролирующая компонента.

4. Комплексное изучение дисциплин создает объективные условия для междисциплинарного развития и обобщения изучаемых физических понятий. Проектирование содержательных компонент комплексов позволяет выделять узловые точки в развитии физических понятий и управлять процессов переноса и обобщения знаний обучаемых о физических понятиях в область профессиональных знаний.

5. Средством междисциплинарного развития и обобщения знаний обучаемых о физических понятиях является система комплексных заданий. Комплексное задание — способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, включающей самостоятельное решение качественных межпредметных задач и создание нового образовательного продукта.

6. Опытно-экпериментальная часть исследования, реализовавшая в практике инженерного военного вуза предложенную модель дисциплинарного учебного комплекса, показала целесообразность и эффективность комплексного изучения дисциплин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ВЫВОДЫ.

В условиях ускоряющихся темпов научно — технического прогресса и меняющегося социально — экономического положения в стране главная задача высшей школы заключается в повышении качества обучения студентов. Новая образовательная парадигма и растущие требования к уровню подготовки специалистов, отраженные в образовательных стандартах, приоритетной задачей обучения выдвигают задачу формирования целостной системы обобщенных знаний и умений комплексного их применения, развитие у студентов структуры теоретической и практической деятельности.

В свете этого объективно возрастает роль в образовательном процессе фундаментальных, в первую очередь естественно — научных дисциплин. Решение поставленных перед высшей школой задач возможно при органическом сопряжении фундаментальных и специальных дисциплин, а в пределе — при достижении междисциплинарной интеграции.

Проблема педагогической интеграции становится ведущей тенденцией развития современной образовательной теории и практики, ей посвящено значительное количество исследований. В то же время большинство этих работ посвящены обучению в общеобразовательной и профессиональной школе. Исследования педагогической интеграции содержания образования в высшей технической школе крайне малочисленны, а применительно к специфике военных вузов данные вопросы остаются практически неизученными и требуют дальнейшей разработки. Вместе с тем, будущая профессиональная деятельность военных специалистов требует от них развитой интегративности мышления. Формирование у обучаемых целостных систем знаний, инвариантных к различным видам деятельности, невозможно в рамках узкопредметного, дифференцированного преподавания. В качестве одного из возможных путей разрешения выделенных противоречий в работе предложена и обоснована модель дисциплинарных учебных комплексов, проведено исследование эффективности использования данной модели в реальном учебном процессе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Т. Принцип целостности и синтез знания // Синтез современного научного знания. — М.: Наука, 1973. — С. 275−293.
  2. А.Н. Системное познание мира: Методол. Пробл. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  3. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб.-метод, пособие. М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.
  4. М.С., Турсунов А. А. Современные тенденции интеграции наук// Материалы III Всесоюз. совещ. по философ, вопр. современного естествознания. Вып. 1. — М., 1981. — С. 111.
  5. В.Г. Системность и общество. -М.: Просвящение, 1980.346 с.
  6. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  7. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  8. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург. 1994. — 152 с.
  9. Г. И. О сущности и видах межпредметных связей. / Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей. М.: Изд-во АПН СССР, 1982.
  10. М. Н. Интеграция естественно-научных и профессионально-технических дисциплин.// Сов. Педагогика.- 1987.- N 8.1. С. 81 83.
  11. М. Н. Интеграция общего и профессионального образования. // Сов. Педагогика.- 1990.- N 9. С. 57−60.
  12. М. Н. Интеграция содержания общего и профессионального обучения в профтехучилищах: теоретически-методический аспект. Томск: Томский универ-т., 1988. — 222 с.
  13. И.В. Проблема целостности и системный подход // Науч.шк. Системный подход. М: Эдиториал УРСС, 1997. — 448 с.
  14. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. -М.: Изд-во АПН СССР, 1959. 347 с.
  15. Бур дин П. М. Межпредметные связи в политехнической подготовке студентов педвуза. М.: Педагогика, 1985. — 112 с.
  16. Т.Д. Задачи с производственно техническим содержанием как одно из средств реализации политехнического принципа при обучении физике. Дис.канд. пед. наук. — Челябинск, 1987,-217 с.
  17. Е. С. Решение задач как одно из средств реализации межпредметных связей физики с другими естественно-научными дисциплинами. Дис.канд. пед. наук. Челябинск, 1984. — 226 с.
  18. Е.А. Развитие индивидуальности военного профессионала: теоретический аспект.// Военная мысль. 2001.4. С. 54−57.
  19. Вопросы совершенствования форм и методов общеобразовательной подготовки в средних профтехучилищах./ Под ред. М. И. Махмутова. М.: АПН СССР, 1980. — 165с.
  20. Н.М. Использование интегративных связей для формирования у студентов профессиональных умений. Автореф. дис.канд. пед. наук. Л., 1987. — 19 с.
  21. В.И. Знание как категория педагогики: Опыт педагогической когнитологии. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. -С. 144.
  22. Д.Ж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.:1. Прогресс, 1976. 495 с.
  23. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1994.
  24. B.C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки (становление и развитие). М.: Мысль, 1984.-269с.
  25. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  26. О.С. Проблемы формирования мотивации. М.: Педагогика, 1985. — 152 с.
  27. В.В. Виды обобщения в педагогике. М: Педагогика, 1972. — 423 с.
  28. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-239 с.
  29. В.А. Применение метода математического моделирования в процессе решения прикладных физических задач в техническом вузе. Дис.канд. пед. наук. Челябинск, 1990. — 176 с.
  30. А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика. 1998. — № 2. С. 8−12.
  31. Т.А. Дидактические основы управления учебной деятельностью студентов (на материале технических дисциплин): Автореф. дис. д-ра пед. наук. Харьков, 1991. — 34с.
  32. О.В., Шатуновский В. И. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: Высш. школа, 1990. -191 с.
  33. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  34. А.И. Система межпредметных связей в высшей школе (аспект подготовки учителя). Харьков: Изд-во ХГУ, 1984. — С. 151.
  35. В.И. Методология и методика дидактических исследований.- М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  36. В.В., Серафимов Л. А., Айнштейн В. Г. Интеграция знаний: модуль баланса. // Высшее образование в России, — 1994. -N2. С. 173−185.
  37. И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977. -64 с.
  38. И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема.// Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. Материалы Всесоюз. конф. 10−12 окт.1973.- М., 1975. С. 4−9.
  39. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе.- М.: Педагогика, 1981.- 160 с.
  40. А.Н. Форма организации учебных занятий в средней школе, способствующие систематизации знаний учащихся: Метод. рекомендации в помощь учителю средней школы и студентам педвузов. Челябинск: Изд-во Челяб.пед.института, 1978. -22 с.
  41. С.П. Межпредметные связи физики с биологией в 7 8 кл. основной школы. Дис.канд. пед. наук. — Челябинск, 1999. — 190 с.
  42. Л.Я. Дидактические основы формирования системы знаний. М.: Педагогика, 1978.- 325 с.
  43. А.Ф. Влияние межпредметных связей физики с биологией на развитие интереса к будущей профессии у слушателейподготовительного отделения медвуза. Дис. канд. пед. наук. -Челябинск, 1985.-216 с.
  44. JI.B. Развитие познавательной самостоятельности курсантов в курсе общей физики. Дис.канд.пед.наук. Челябинск, 1998.- 197 с.
  45. Т.А. Структурно системный подход к организации обучения,— М.: Просвещение, 1972. Вып.1. — 72 с.
  46. . Интегрированная подготовка инженеров // Высшее образование в России.- 2000. № 4. С. 105−110.
  47. В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.: Изд-воМГУ, 1993.- 168 с.
  48. В.Р. Формирование естественно-научного миропонимания школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
  49. Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования. Сборник научных трудов. М.: Мысль, 1983. — 205 с.
  50. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс./ Под ред. М. А. Розова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. -232 с.
  51. Кабанова Миллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся.- М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  52. В.И., Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе (Единая методическая система института: теория и практика).- М.: Высш.шк., 1987. 143 с.
  53. Ю.Е. использование понятий из курса физики в общетехнических дисциплинах. Челябинск. Изд-во ЧГТУ, 1996. -63 с.
  54. И.С. Комплексные семинары как форма систематизации и обобщения знаний учащихся средней школы. Дис.канд. пед. наук. -Челябинск, 1980. 195 с.
  55. .М. Взаимосвязь наук. М.: Наука, 1984. -320 с.
  56. .М. Классификация наук. Прогноз К. Маркса о науке будущего. М.: Мысль, 1985. — 543 с.
  57. Н.А. Курс физики как методологическая и методическая основа системы обучения студентов дисциплинам технического цикла в вузе: Дис. .док.пед.наук. Владивосток, 2000. — 319 с.
  58. Ю.А. Что нужно знать директорам школ о системах и системном подходе: Учеб. пособие, Челябинск: ЧГПИ, 1986. -135 с.
  59. Н.И. Логический словарь справочник. 2-е изд. — М.: Наука, 1975.-720 с.
  60. Т.А. Формирование экспериментальных умений и навыков по физике у курсантов высших военных учебных заведений. Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1997. -20 с.
  61. .Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М.: Просвещение, 1997. 187 с.
  62. Кот B.C. Военное образование в Военно-Воздушных силах: проблемы и пути их решения. // Военная мысль.- 1996. № 5. С. 5866.
  63. В.В. Теоретические основы процесса обучения всоветской школе. М.: Педагогика, 1989. — 316 с.
  64. С.А. Интегративные уроки как одно из средств реализации межпредметных связей физики с математикой (на примере курса физики IX кл.). Дис.канд. пед. наук. Челябинск, 1992.-217 с.
  65. Н.Н. Взаимосвязь физики с другими предметами естественного цикла как необходимое дидактическое условие формирования общих естественно-научных понятий (на материале курса физики I ступени). Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1985. -175 с.
  66. А.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 114 с.
  67. П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981. — 96 с.
  68. Ю.А. О дидактических основах управления межпредметными связями /Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования: Сб. науч.тр./ редкол. Г. И. Батурина и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1983.-96 с.
  69. Г. А. Комплексные задания как средство формирования умения решать инженерные задачи в курсе общей физики втуза: Дис. .канд.пед.наук. Челябинск, 1991. — 178 с.
  70. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  71. Н.А. Место межпредметных связей в системе дидактических принципов современной дидактики // МПС в процессе преподавания основ наук в средней школе. М., 1973. 4.1. С. 36−37.
  72. Н.А. О понятиях и видах межпредметных связей.// Сов.
  73. Педагогика, — 1972.- N 6. С. 52−56.
  74. Э. Дидактические основы реализации межпредметных связей в формировании у школьников естественнонаучных понятий. Учебно метод, пособие. — Фрунзе, 1990. — 94 с.
  75. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
  76. В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема// Сов. педагогика. 1981. — N 8. С. 100−107.
  77. В.Г., Чайнов В. И. Военно-прикладные вопросы курса физики. 4.1. М.: Воениздат, 1985. -124с.
  78. А.К. Формирование мотивации учения.- М.: Просвещение, 1990, — 192 с.
  79. Материалы Международного симпозиума ЮНЕСКО «Фундаментальное (естественно-научное и гуманитарное) университетское образование, 17−19 окт. 1994. «. М.: МГУ, 1994. -174 с.
  80. М.И., Шакирзянов А. З. Учебный процесс с использованием МПС в средних ПТУ.: Метод. Пособие для преподавателей ПТУ. М.: Высшая школа, 1985. — 207 с.
  81. М.И. Вопросы совершенствования форм и методов общеобразовательной подготовки в средних профтехучилищах. -М.: НИИ ОП, 1980, — 165 с.
  82. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  83. Медведева J1.B. Внутрипредметные связи как методологическаяоснова совершенствования естественно научного образования // Наука и школа, — 1999. — N 2. С. 53 — 57.
  84. Межпредметные связи естественно математических дисциплин.: Сборник статей / Под ред. Федоровой В. Н. — М.: Просвещение, 1980. — 208с.
  85. С.Т. Интеграция науки и развитие способов объяснения явлений //Материалы III Всесоюз. совещ. по философ, вопр. современного естествознания. Вып.1. — М., 1981. — 45с.
  86. Н.А. Применение знаний в учебной практике школьников (психологическое исследование). М.: АПН РСФСР, 1961.-375 с.
  87. Методические рекомендации о реализации межпредметных связей в профессионально методической подготовке учителя физики в педвузе / Сост. Усова А. В., Тулькибаева Н. Н., Янцен В. Н. -Челябинск, 1986. — 17 с.
  88. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. JI.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 170 с.
  89. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: Научно метод.пособие.- М.: Высш.шк., 1987. — 200 с.
  90. И.Б. Реализация межпредметных связей курса физики с общеобразовательными и специальными дисциплинами в военном вузе. Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 173 с.
  91. В.Я. Основы стрельбы из танка. М.: Изд-во министерства обороны, 1958. — 323 с.
  92. В.А., Петров В. И. Приборы наблюдения ночью и при граниченной видимости. М: Воениздат, 1989. — 254 с.
  93. Г. Интеграция дифференциация — прогресс // Интегративные тенденции в современном мире и социальныйпрогресс/ Под ред. М. А. Розова.- М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 27−42.
  94. Пидкасистый П.И.Ю Фридман J1.M., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. -354 с.
  95. Платон. Соч. -Т. 3. --Ч. 1. --М.: Мысль, 1971.-С.349.
  96. Проблемы интеграции научного знания: Теорет.- методол. аспект / Г. Я. Буш, А. П. Дрейманис и др.- Отв. ред. В. А. Марков Рига: Зинатне, 1988.-210 с.
  97. И.Т. Оптика в военном деле. М.: Изд-во ДОСААФ, 1988.-156 с.
  98. М.А. Процессы и механизмы интеграции в развитии науки // Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс / Под ред. М. А. Розова. М.: Изд — во МГУ, 1989. — С. 135 164.
  99. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, т.1. 1993. -608 е., т.2 1999. — 672 с.
  100. Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962. — 185 с.
  101. Ю.Н. Интеграция содержания инженерного образования: дидактический аспект.- Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. 140 с.
  102. Ю.Н. Интеграция содержания профессионального образования // Педагогика.- 2001. -№ 2. С. 20−25.
  103. Ю.Н. Теория и технология интеграции содержания общепрофессиональной подготовки в техническом вузе. Автореф. дис.докт.пед.наук. Екатеринбург, 2001. — 41 с.
  104. С.А. Дидактические основы построения интегрированных курсов: Автореф. дис. канд. пед. наук. С-Пб., 1992, — 19 с.
  105. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-95 с.
  106. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования, Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981.96 с.
  107. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. — 1632 с.
  108. Современный словарь иностранных слов. М.: Изд-во «Русский язык», 1993. — 740 с.
  109. Н.Р. Философские вопросы развития современной науки. -М.: Выс.шк., 1974.-231 с.
  110. С.А. Методические условия целенаправленного осуществления взаимосвязи курса физики с профилирующими дисциплинами в сельскохозяйственном вузе (на примере подготовки ветеринарных врачей). Дис. канд. пед. наук. -Челябинск, 1990. 248 с.
  111. С.А. Теоретические основы интеграции содержания естественнонаучного образования в лицее. Дис.докт.пед.наук. -Челябинск, 2000. 420 с.
  112. B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М.: Контакт — Альфа, 1995. — 384 с.
  113. А.И. Проблема фундаментализации и источников формирования содержания высшего образования: грани государственной политики. Кострома. — М.: КГПУ, Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов. 1994. — 185 с.
  114. А.И. Системогенетика и теория циклов. М.: Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов, 1994. — 416 с.
  115. А. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСах. // Высшее образование в России. 1996. — N 3. С. 17−24.
  116. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вест.высш.шк. 1986. — № 3. — С.10−14.
  117. Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. М.: Знание, 1983. -96 с.
  118. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд -во МГУ, 1984.-344 с.
  119. Н.Н. Методические основы обучения учащихся решению задач по физике. Дис.док. пед. наук. 1989. 378 с.
  120. Н.Н. Эвристические и алгоритмические методы решения задач // Теория и практика развивающего обучения: Сборник статей. Выпуск 11.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001.1. С.8−22.
  121. Н.Н. Оценка объективности результатов педагогических исследований на основе использования метода коррекции // Совершенствование процесса обучения физике в средней школе. Вып. 2. — Челябинск, 1975. — С. 121−129.
  122. Н.Н., Большакова З. М. Методологический аспект определения содержания МПС // Теория и практика развивающего обучения. Сб. статей. Выпуск 4. Челябинск, ЧГПУ, 1998. С. 3 — 7.
  123. Н.Н., Зубов А. Ф. Задачи межпредметного содержания и методы их решения: Учеб. пособие./ МО РФ. Челябинский филиал НПО Челябинск, 1993. — 94 с.
  124. Н.Н., Тулькибаева З. М. Методика педагогического исследования и некоторые показатели эффективности использования сред обучения: Метод.указания./ Отв.ред. Н. П. Гресс. Челябинск: ЧГПИ, 1982. — С. 42 — 65.
  125. Н.Н., Фридман Л. М., Драпкин М. А., Валович Е. С., Бухарова Г. Д. Решение задач по физике. Психолого-методический аспект. Челябинск: Изд-во «Факел», 1985. — 120 с.
  126. Ю.С. Существенные признаки и паспортные характеристики интегративного процесса // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр./ Свердл. инж.- пед. инст-т.- Свердловск, 1991. Вып. 2. С. 19−20.
  127. А.Д. Философия и интегративно общенаучные процессы. -М.: Наука, 1981. -367 с.
  128. А.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий: Дис.. докт.пед.наук.-Челябинск, 1969. 523 с.
  129. А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Метод, рекомендации. Челябинск: Изд — во «Факел «, 1996. — 15 с.
  130. А.В. Межпредметные связи как необходимое дидактическое условие повышения научного уровня преподавания основ наук в школе. // Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Челябинск, 1973. — Вып. 1. С. 23 — 28.
  131. А.В. О взаимосвязи преподавания физических дисциплин в педвузе с методикой преподавания физики // Межпредметные связи как необходимое условие качества подготовки учителя в педвузе. -Челябинск, 1981. С. 42 — 53.
  132. А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе : Избранное Челябинск: ЧГПУ, 2000. — 221 с.
  133. А.В. Роль межпредметных связей в развитии познавательных способностей у учащихся // Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе. Челябинск, 1982. — С. 10 -20.
  134. А.В. Система форм учебных занятий в условиях развивающего обучения // Совершенствование форм учебных занятий в средней школе. Межвузовский сборник науч. трудов.-Челябинск, 1986.-С. 3 10.
  135. А.В. Сущность, значение и основные направления в осуществлении межпредметных связей. В кн. «Совершенствование процесса обучения физике в средней школе». Вып. 3. — Челябинск, 1976.-С. 3- 10.
  136. А.В. Форма учебных занятий. // Сов.педагогика. 1994. — № 1. -С. 19−24.
  137. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  138. А.В. Формирование у школьников обобщенных умений и навыков при осуществлении межпредметных связей // Межпредметные связи естественно математических дисциплин: Пособие для учителей: Сб. статей. — М.: Просвещение, 1980.1. С. 40 53.
  139. А.В., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1981. — 158 с.
  140. А.В., Завьялов В. В. Учебные конференции и семинары по физике в средней школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. — 111 с.
  141. А.В., Тулькибаева Н. Н. Практикум по решению физических задач: Для студентов физ.-мат.фак.- 2-е изд.перераб. М.: Просвещение, 2001. — 206 с.
  142. Учебные программы подготовки курсантов высших танковых командных училищ.- М., 1996. -368 с.
  143. К.Д. Родное слово: Собр. соч. Т. 6. — М.: Педагогика, 1949. -326 с.
  144. Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Учебное пособие.- Ленинград.:. ЛГПИ, 1983. 88 с.
  145. И. Социология и психология в инженерном образовании. // Высшее образование в России. 2000. — N 1. С. 99 — 105.
  146. В.Н., Кирющкин Д. И. Межпредметные связи. М.: Педагогика, 1972. — 172 с.
  147. Философский энциклопедический словарь./ Ред. Л. Ф. Ильичев. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  148. А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Владос, 2000.-319с.
  149. А.В. Эвристический тип образования: результаты научно- практического исследования // Педагогика.- 1999. № 7. -С.15−22.
  150. Н., Каган В. Высшая школа 21 века : проблема качества // Высшее образование в России. 2000. — N 1. С. 19 -26.
  151. Н., Каган В. Что такое учебная дисциплина. // Высшее образование в России. 1997. — N 3. С. 42 — 45.
  152. М.Г. Интеграция науки. Философский очерк М.: Мысль, 1981.-276 с.
  153. Д.В. Технология обучения в средней специальной школе: Учеб.пособие. Киев.: Выщая шк., 1990. — 198 с.
  154. М.А. Комплексные учебные задания как средство углубления и расширения физических понятий // Сборник научных статей ЧТИ. Челябинск: ЧТИ, 2002. -С. 80−81.
  155. О.Р. Методика формирования у учащихся умений комплексно применять знания для решения физических задач. Дис.канд.пед.наук. Челябинск, 1999. — 160 с.
  156. В.Н. Связь преподавания физики с техническими дисциплинами в ПТУ как необходимое педагогическое условие повышения качества знаний учащихся по физике и своей будущей профессии: Дис. .канд.пед.наук. Челябинск, 1982. — 220 с.
  157. В.В. Интегративно дивергентное проектирование мультидисциплинарных образовательных систем: Моногр.- М.: Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов, 1999. — 173 с.
  158. Электрооборудование и автоматика бронетанковой техники. М.: Воениздат, 1988. — 306 с.
  159. В.А. Интегратизм путь от простого к сложному в познании явлений жизни. — Вопр.философ. — 1970.-№ 11.- С. 106−115.
  160. О.А. Теоретико-методические основы построения интегративных курсов в школьном естественно-научном образовании. Дис.докт.пед.наук. Челябинск, 2000. — 332 с.
  161. О.А. Теория и практика интегративных курсов (в системе школьного естественно научного образования). — ЧГПУ, 1987. -185 с.
  162. И.С. Технология личностно ориентированного образования. — М.: Посвещение, 2000. — 246 с.
  163. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии.- 1994, — № 2. С.64−76.
  164. П.И. Интеграция высшей школы с наукой и производством.- Л.: Изд во ЛГУ, 1987. — 126 с.
  165. В. Н. Валович Е.Е. Формирование физических понятий путемрешения задач межпредметного содержания. В сб.: Совершенствование процесса обучения физике в средней школе. — Челябинск: Изд-во ЧГТТИ, 1983. — С. 60−68
Заполнить форму текущей работой