Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠŸΡƒΡ‚ΠΈ формирования морфологичСской стороны Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² словообразования Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² составС ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ дошкольного образования

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡ пСдагогичСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ грамматичСски ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ: Познавая ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½ΠΎ-слСдствСнныС, Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅, пространствСнныС, количСствСнныС ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ постигаСт способы ΠΈΡ… Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ Π² Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ичСских Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ… ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚рукциях (СдинствСнноС ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠΆΠ΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ число, ΠΏΠ°Π΄Π΅ΠΆ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, врСмя ΠΈ Π²ΠΈΠ΄ Π³Π»Π°Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΡ€.). Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ осваиваСт ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡƒΡ‚ΠΈ формирования морфологичСской стороны Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² словообразования Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² составС ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ дошкольного образования (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ° «Π˜ΡΡ‚ΠΎΠΊΠΈ», разработанная Π›. А. ΠŸΠ°Ρ€Π°ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ, Π’. И. АлиСвой, А. Н. Π”Π°Π²ΠΈΠ΄Ρ‡ΡƒΠΊ ΠΈ Π΄Ρ€., это ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ° Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠ°. Π’ Π½Π΅ΠΉ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΎ базисноС содСрТаниС дошкольного образования, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ разностороннСС, ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρƒ Π½Π΅Π³ΠΎ ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС творчСских способностСй Π΄ΠΎ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Ρ, ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ возрастным возмоТностям ΠΈ Ρ‚рСбованиям соврСмСнного общСства. ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°, являясь комплСксной, прСдусматриваСт ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π°ΠΌΠΏΠ»ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΡŽ дСтского развития, взаимосвязь всСх Π΅Π³ΠΎ сторон [13, с. 5−6].

Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄. Π”Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ развиваСтся ΠΎΡ‚ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π° ΠΊ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Ρƒ, ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π΅Π΅ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°.

Π’ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π΅ «Π Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅» Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ личностныС ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚Ρ‹, Π½Π°Π»Π°ΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ со Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ. Π”ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³ рассматриваСтся Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ основной Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ общСния. Π’ ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ подчСркиваСтся Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ словотворчСства, ΠΈΠ³Ρ€ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ со Π·Π²ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ, Ρ€ΠΈΡ„ΠΌΠ°ΠΌΠΈ, смыслами.

Π’ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠ΅ΠΌ дошкольном возрастС (3−5 Π»Π΅Ρ‚) Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ грамматичСского строя Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ тСсно связано с Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ словаря. Усваивая ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ΅ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ слово, Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ учится ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ Π΅Π³ΠΎ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ, ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ словами Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ, ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½ΠΈΠΌΠΈ ΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ связи (Ρƒ Π»ΠΈΡΡ‹ — лисСнок, Ρƒ Π³ΡƒΡΡ — гусСнок, для чая — Ρ‡Π°ΠΉΠ½ΠΈΠΊ, для ΠΊΠΎΡ„Π΅ — ΠΊΠΎΡ„Π΅ΠΉΠ½ΠΈΠΊ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.). Π―Π·Ρ‹ΠΊ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°ΡŽΡ‚, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ спСцифичСскиС способы обслСдования (ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ со Π·Π²ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ, Ρ€ΠΈΡ„ΠΌΡ‹, словотворчСство). Π‘Π²ΠΎΠ΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ΅ экспСримСнтированиС со ΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΌ, ΠΎΠ±Ρ‹Π³Ρ€Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ², «Π½Π°Ρ‰ΡƒΠΏΡ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅» Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ слова приводят ΠΊ Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΎΠΌΡƒ ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ количСства сконструированных Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ слов ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ, ΠΎΡ‚ΡΡƒΡ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠ΅ взрослых. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΉ процСсс Ρ‡Ρ€Π΅Π·Π²Ρ‹Ρ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ»Π΅Π·Π΅Π½ для всСго Ρ…ΠΎΠ΄Π° Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития.

Π—Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ развития грамматичСского строя Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ: ΠŸΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ грамматичСски ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ слова ΠΈ ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ с ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ. Π‘Π°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ слова ΠΈ ΠΈΡ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ словотворчСство ΠΊΠ°ΠΊ спСцифичСски дСтский способ обслСдования Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-сСмантичСских ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ наимСнованиями. ΠžΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ своС ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· услоТнСниС структуры ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ [13, с. 77−79].

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡ пСдагогичСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ грамматичСски ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ: Познавая ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½ΠΎ-слСдствСнныС, Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅, пространствСнныС, количСствСнныС ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ постигаСт способы ΠΈΡ… Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ Π² Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ичСских Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ… ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚рукциях (СдинствСнноС ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠΆΠ΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ число, ΠΏΠ°Π΄Π΅ΠΆ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, врСмя ΠΈ Π²ΠΈΠ΄ Π³Π»Π°Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΡ€.). Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ осваиваСт ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ грамматичСских срСдств (окончанияов, -Π΅Π², -Π΅ΠΉ, Π½ΡƒΠ»Π΅Π²ΠΎΠ΅ Π² Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΠ°Π΄Π΅ΠΆΠ΅ мноТСствСнного числа; суффиксыонок, -Π½ΠΈΡ†, -Π½ΠΈΠΊ, -Ρ‚Π΅Π»ΡŒ, -Ρ‰ΠΈΠΊ Π² ΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ). НапримСр, Π² Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСской ΠΈΠ³Ρ€Π΅ «Π§Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅ ΡΡ‚Π°Π»ΠΎ?» ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ грамматичСскиС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹: кисточСк, Ρ€ΡƒΡ‡Π΅ΠΊ, фломастСров, Π½ΠΎΠΆΠ½ΠΈΡ†, ΠΊΠ°Ρ€Π°Π½Π΄Π°ΡˆΠ΅ΠΉ, Π±Π»ΠΎΠΊΠ½ΠΎΡ‚ΠΎΠ² ΠΈ Ρ‚. Π΄.; Π² ΠΈΠ³Ρ€Π΅ «ΠΠ° ΠΏΡ€ΠΎΠ³ΡƒΠ»ΠΊΡƒ» Π²Ρ‹Π±ΠΈΡ€Π°Π΅Ρ‚ сСбС Ρ‡Π΅Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΎΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… Π΄Ρ€ΡƒΠ·Π΅ΠΉ: ΠΌΡ‹ΡˆΠΎΠ½ΠΊΠ°, лисСнка, Π΅ΠΆΠ°Ρ‚, Π±Π΅Π»ΡŒΡ‡Π°Ρ‚ ΠΈ Ρ‚. Π΄.; устраивая Ρ‡Π°Π΅ΠΏΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΊΡƒΠΊΠ»Π°ΠΌ, ставит Π½Π° ΡΡ‚ΠΎΠ» Ρ‡Π°ΠΉΠ½ΠΈΠΊ, сахарницу ΠΈ Π·Π°Π΄ΡƒΠΌΡ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ся: для сахара — сахарница, Π° Π΄Π»Ρ ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π΅Ρ‚… — ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π΅Ρ‚Π½ΠΈΡ†Π°?, для сухарСй? — ΡΡƒΡ…Π°Ρ€Π½ΠΈΡ†Π°? [13,с. 79].

Разговаривая, Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ экспСримСнтируСт со ΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΌ ΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ичСскими Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ, ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΡ… ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π°. Для младшСго дошкольника ΠΏΠΎ-ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ½Π΅ΠΌΡƒ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ со Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌ выступаСт ΠΊΠ°ΠΊ основной источник развития языка, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. НС ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ для ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° совмСстныС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ. Π˜Π³Ρ€Π°Ρ рядом, Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π΄ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΡΡƒΡ‚ствия свСрстника ΠΈ Π΅Π³ΠΎ внимания ΠΊ ΡΠ΅Π±Π΅, ΠΊΠΎΠΌΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ свои ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ дСйствия.

Π’Π°ΠΆΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‚ совмСстныС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ взрослыми — Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Π΅, ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚Π½ΠΎ-дидактичСскиС, Ρ‚Π΅Π°Ρ‚Ρ€Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅, дидактичСскиС. Они ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ с ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ содСрТаниСм ΠΈ ΡƒΠ·ΠΊΠΎΠ΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚чСскиС (фонСтичСскиС, лСксичСскиС, грамматичСскиС).

ОсобоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ со Π·Π²ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ, Ρ€ΠΈΡ„ΠΌΠ°ΠΌΠΈ, словами, своСобразноС экспСримСнтированиС с ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ спонтанно Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ³Ρ€. Π’Π΅Π»ΠΈΠΊΠ° Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ языковых ΠΈΠ³Ρ€ Π² ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡΡ… Ρ„ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠ»ΠΎΡ€Π°, авторского словотворчСства, ΠΈΠ³Ρ€ Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π²Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹ΡˆΠΈ [13,с. 80−81].

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ грамматичСского строя Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π² ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅ΠΌ дошкольном возрастС (5−7 Π»Π΅Ρ‚) обусловлСно Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ критичСского ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, стрСмлСния Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎ, Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π½ΠΎ. Π‘Ρ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅Ρ… сфСрах Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ — Π² ΠΌΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ (Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΌ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ, усвоСнии многообразия Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ: столов, ΡΡ‚ΡƒΠ»ΡŒΠ΅Π², Ρ‡ΡƒΠ»ΠΎΠΊ, носков, клячСй, этаТСй, ΠΊΠ°Ρ€Π°Π½Π΄Π°ΡˆΠ΅ΠΉ), Π² ΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ (для Ρ…Π»Π΅Π±Π° — Ρ…Π»Π΅Π±Π½ΠΈΡ†Π°, для соли — солонка, для Π²Π°Ρ€Π΅Π½ΡŒΡ — Π²Π°Π·ΠΎΡ‡ΠΊΠ°), Π² ΡΠΈΠ½Ρ‚аксисС (ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ конструкций Ρ€Π°Π·Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ: «Π½Π°Π½ΠΈΠ·Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΡ» ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ употрСблСния союза «ΠΈ», смСшСния Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ прямой ΠΈ ΠΊΠΎΡΠ²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈ Π΄Ρ€.). Π‘Ρ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ичСской ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½ΠΎ для сСдьмого Π³ΠΎΠ΄Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. ΠŸΡΡ‚ΠΈΠ»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΠΉ дошкольник всС Π΅Ρ‰Π΅ с ΡƒΠΏΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΎΠ±Ρ‹Π³Ρ€Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ грамматичСскиС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ это экспСримСнтированиС со ΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΌ создаСт прСдпосылки для ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ грамматичСски ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ оформлСния Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ.

Π—Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ развития грамматичСского строя Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ: Π‘ΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡŽ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Ρ‹Ρ… случаСв словоизмСнСния. Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ способы словообразования Π³Π»Π°Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ², ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, ΠΏΡ€ΠΈΠ»Π°Π³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…. Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ освоСния грамматичСских срСдств ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ критичСскоС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, стрСмлСниС Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ.

Π’ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅ΠΌ дошкольном возрастС основными Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ с Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ словСсныС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΈ Π·Π°Π½ΡΡ‚ия.

ДидактичСскиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, упраТнСния ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹Π΅ ситуации с Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ичСским содСрТаниСм — Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ΅ условиС развития грамматичСской ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, поисковой активности Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ грамматичСской Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹. ЭкспСримСнтируя со ΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΌ, «Π½Π°Ρ‰ΡƒΠΏΡ‹Π²Π°Ρ» ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ, Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ учится Π²ΡΠ»ΡƒΡˆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² Π·Π²ΡƒΡ‡Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ слово, ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ грамматичСскиС Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΈ словообразования. Π’ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… ситуациях Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ учатся ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ прСдлоТСния Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΉ структуры, ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ.

Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎΠ΅ условиС ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития — взаимосвязь Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² словСсных ΠΈΠ³Ρ€, ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹Ρ… ситуаций, ΠΈΡ… ΠΏΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ услоТнСниС, систСматичСская постановка ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡. ΠžΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ систСматичСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ языка ΠΈ ΡΠ²ΡΠ·Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ являСтся ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ΅ занятиС, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ»Π΅ΠΊΡΠ΅ ΠΈ Π²ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΡΠ²ΡΠ·ΠΈ [13, с. 152].

Авторы ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ «Π”Стство» Π’. И. Π›ΠΎΠ³ΠΈΠ½ΠΎΠ²Π°, Π’. И. Π‘Π°Π±Π°Π΅Π²Π°, Н. А. Ноткина, О. Н. Π‘ΠΎΠΌΠΊΠΎΠ²Π° ΠΈ Π΄Ρ€. [8].

ЦСль: обСспСчСниС развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ дошкольного дСтства (ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, физичСского, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, нравствСнного, Π²ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-личностного).

" ДСтство" - комплСксная ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°, разработанная Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ с ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ гуманистичСской ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ, личностно-Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒ-ностного ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°-дошкольника. Она Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Ρ‚Ρ€ΠΈ части Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Ρ‚рСмя ступСнями дошкольного ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° (младший, срСдний, ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΠΉ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст).

Возраст ΠΎΡ‚ Π΄Π²ΡƒΡ… Π΄ΠΎ Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅Ρ… Π»Π΅Ρ‚ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ особоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ для Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ΠšΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ измСнСния Π² Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ связаны с Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΡ… ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ людСй, Π²Π΅Ρ‰Π΅ΠΉ, ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹. Π‘ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ взрослого Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ устанавливаСт Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ связи ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ: Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅, пространствСнныС, количСствСнныС, ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉΡˆΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½ΠΎ-слСдствСнныС. ΠΠ΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ отраТСния этих ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡΠ²ΡΠ·Π΅ΠΉ Π² Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΏΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌΡƒ освоСнию грамматичСских Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ (ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π°Π½ΠΈΠΉ, суффиксов, приставок).

Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π° воспитатСля Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ младшСго дошкольного возраста — ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‡ΡŒ ΠΈΠΌ Π² ΠΎΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π°Π·Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. Π­Ρ‚Π° главная Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ воспитаниС ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ: ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ с ΠΎΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π½Π° Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π²ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ, Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ свои мысли, чувства, впСчатлСния, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ срСдства [8, с. 48−49].

Π’ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅ΠΌ дошкольном возрастС Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ достаточно свободно Π²Π»Π°Π΄Π΅ΡŽΡ‚ Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ языком. Π­Ρ‚ΠΎ связано с Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠΌ ΠΏΠΎ ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ с ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠΌ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠΌ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, с Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΡ… ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… способностСй: ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ связи, Π»Π΅Π³ΠΊΠΎ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈΡΡ знаниями, ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹.

Для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ этого возраста Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½ΠΎ критичСскоС, ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ контроля Π·Π° Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ своСго высказывания.

Π₯Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ многочислСнныС упраТнСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅Π³ΠΎ дошкольного возраста Π² ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ языка. Они Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ со ΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΌ, видоизмСняя Π΅Π³ΠΎ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄ΡƒΠΌΡ‹Π²Π°Ρ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ слова, с ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ΠΌ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² Ρ‚Π²ΠΎΡ€Ρ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄ΡƒΠΌΡ‹Π²Π°Π½ΠΈΡŽ Π·Π°Π³Π°Π΄ΠΎΠΊ, сказок, рассказов.

К ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅ΠΌΡƒ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ возрасту Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΡƒΠΆΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ всСми основными грамматичСскими Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, Π½ΠΎ ΡΡ‚ΠΎ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ нСустойчиво. Главная Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° воспитатСля — ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½ΡΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ использовании освоСнных грамматичСских Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ для Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ выраТСния мыслСй ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΡΠΎ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ случаями использования русской Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ. Π”Π΅Ρ‚ΠΈ способны Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ грамматичСскиС ошибки Π² Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ свСрстников ΠΈ ΠΈΡΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΈΡ…; ΠΎΠ½ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ грамматичСскиС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ [8, с. 191].

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, использованиС описанных ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ дошкольного воспитания способствуСт Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ ΠΈ, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ словообразования Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ