Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимодействие бизнеса и власти на примере политических институтов Европейского Союза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Германии политики и чиновники имеют сильную заинтересованность в увеличении темпов экономического роста и сокращении безработицы, т.к. эти два показателя стали очень чувствительными для общества после объединения с бывшей ГДР. Они в большей степени, чем другие факторы влияют на смену власти на выборах. Поэтому правительство, с тем, чтобы не навредить экономике страны, часто обращается к бизнесу… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Институциональные особенности взаимодействия бизнеса и власти в Европейском Союзе
    • 1. 1. Особенности развития представительства интересов бизнеса в институтах Европейского Союза
    • 1. 2. Специфика и механизмы представительства интересов бизнеса в Европейском Союзе
    • 1. 3. Экспертное взаимодействие как процесс легитимизации интересов бизнеса в Европейском Союзе
  • Глава 2. Формирование принципов взаимодействия бизнеса и власти в институтах Европейского Союза
    • 2. 1. Особенности лоббистской деятельности групп интересов бизнеса в Европейском Союзе
    • 2. 2. Деятельность Европейской Комиссии по регулированию конкурентной политики Европейского Союза
    • 2. 3. Реализация модели политической сети для формирования единого европейского рынка
  • Глава 3. Сравнительный анализ взаимодействия бизнеса и власти в государствах-членах Европейского Союза
    • 3. 1. Институциональная специфика представительства интересов бизнеса в государствах-членах Европейского Союза
    • 3. 2. Формирование национальных особенностей взаимодействия бизнеса и власти в Европейском Союзе
    • 3. 3. Рекомендации по совершенствованию принципов и методов взаимодействия бизнеса и власти для Российской Федерации

Взаимодействие бизнеса и власти на примере политических институтов Европейского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема взаимодействия бизнеса и власти охватывает не только вопросы лоббистской деятельности бизнеса, но и деятельности властей по выстраиванию отношений с бизнесом в своих интересах. Если лоббистская деятельность бизнеса подразумевает одностороннее влияние на власть, то взаимодействие является двусторонним процессом влияния бизнеса и власти друг на друга, в силу чего его изучение носит более разносторонний характер. Кроме того, изучение взаимодействия бизнеса и власти позволяет оценить разнообразные формы их сотрудничества с точки зрения продуктивности.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в России отсутствует устойчивая система цивилизованных развитых взаимоотношений бизнеса и власти. Поэтому изучение европейского опыта функционирования такой системы позволит выявить эффективные механизмы взаимодействия бизнеса и власти, которые могут быть использованы в российской политической практике. Исследование процесса взаимодействия бизнеса и власти на примере общеевропейских и национальных институтов власти Европейского Союза (ЕС) позволяет проанализировать механизмы взаимодействия на разных уровнях. Это дает возможность выделить как универсальные эффективные технологии взаимодействия, так и технологии взаимодействия, эффективные только в условиях определенной политико-правовой и социально-экономической среды. На этом основании могут быть усовершенствованы механизмы взаимодействия бизнеса и власти в России.

Изучение опыта взаимодействия бизнеса и власти на общеевропейском уровне позволяет получить знания о том, какие механизмы оказываются действенными в среде активного взаимодействия с сильной конкуренцией различных интересов. Такая среда содействует и возникновению множества эффективных универсальных технологий. В исследовании на основе сравнительного анализа изучается также взаимодействие бизнеса и институтов власти в Германии, Франции и Великобритании, которые являются наиболее развитыми и влиятельными государствами-членами ЕС. Кроме того, в компаративистский анализ включена и Австрия, как государство с наиболее выраженной корпоративистской системой. Национальные власти определяют общеевропейскую концептуальную политику через Европейский Совет, а через Совет Министров они участвуют в разработке и принятии решений ЕС.

Актуальность исследования обусловлена и тем, что в перспективе развивающемуся российскому бизнесу потребуется активная защита его интересов, которые будут связаны с развитием зарубежных инвестиционных проектов и получением доступа к новым зарубежным рынкам. В связи с этим особую актуальность приобретает знание специфики и технологий взаимодействия бизнеса и власти на общеевропейском и национальном уровнях ЕС, объединившем 27 государств Европы и занимающем лидирующее экономическое положение в мире. Представители российского бизнеса должны знать точки доступа для лоббирования в усложненной многоуровневой системе принятия решений, они должны овладеть эффективными технологиями европейского лоббирования и его ориентационными установками.

Степень научной разработанности проблемы. Отдельные попытки понять и дать характеристику некоторым элементам взаимосвязи институтов власти с предпринимательскими структурами присутствуют в работах известных основоположников теории предпринимательства Г. Боуэна, М. Вебера, Р. Кантильона, X. Ламперта, А. Маршалла, Г. Минза, А. Смита, Дж. Стиглица, Ж.-Б. Сэя, М. Фридмена, Н. Чемберлена, О. Шпенглера, Й. Шумпетера и др.

Исследования, заложившие более глубокие основы в изучении взаимодействия бизнеса и власти, были проведены зарубежными учеными, которые занимались анализом воздействия представителей интересов бизнеса на политический процесс в США, Великобритании, Италии и Франции. Для современного понимания диалектики взаимодействия политики и бизнеса наиболее значимыми явились концепции, изложенные в работах А. Бентли, Г. Трумена, Ф. Шмитгера, М. Олсона и ДР1.

Различные аспекты взаимодействия бизнеса и власти в ЕС были исследованы в работах, посвященных общим вопросам европейского лоббирования, анализу влиятельности различных акторов лоббирования, отраслевому лоббизму, деятельности европейских федераций бизнеса и регулированию лоббистской.

1 Bentley A. The process of Government. A study of social pressures. Cambridge, 1967. Olson M. The Logic of Collective Action. Public goods and the theory of groups. Cambridge, 1965. Schmitter Ph. Still the Century of Corporatism. // Review of Politics. 1974. № 36 (1).- Truman D. The Governmental Process. Public interests and public opinion. NY, Knopf, 1951. деятельности. Проблемы европейского лоббирования изучаются в работах Р. ван Шенделена и К. Волл. В частности, Р. ван Шенделен исследовал коммуникации между различными представителями интересов и европейскими властями, согласованность действий лоббирующих акторов на национальном и общеевропейском уровне и проблему европейской демократии в условиях доминирующего влияния представителей интересов1. К. Волл провела сравнительный анализ американского и европейского лоббирования, изучив интенсивность увеличения представительства интересов в США и ЕС2.

Анализу влияния различных лоббирующих акторов в ЕС посвящены работы П. Бернхагена, П. Боуэна, А. Брошайда, Н. Митчелла, Д. Коэна, Х. Д. Крисмански и др. П. Бернхаген и Н. Митчелл исследовали связь между размерами корпораций и их лоббистским влиянием3, а П. Боуэн провел анализ лоббистского влияния различных представителей бизнеса на основе экспертных оценок4. А. Брошайд рассмотрел преимущества старых лоббирующих акторов в ЕС и обратил внимание на увеличение издержек европейского лоббирования5. Д. Коэн сопоставил лоббистскую активность корпораций на национальном и общеевропейском уровне6. В свою очередь, Х. Д. Крисмански исследовал отношения между властной, деловой и научной элитами и указал на привилегированный доступ крупного бизнеса к институтам европейской власти7.

Лоббирование отраслевых интересов бизнеса в ЕС анализировали К. Волл, А. Коусон и И. Михалович. К примеру, К. Волл исследовала различия в европейском лоббировании сельскохозяйственной, текстильной, финансовой и телекоммуникационной отраслей 8. А. Коусон проанализировал лоббирование.

1 Schendelen R. van. Machiavelli in Brussels: The Art of Lobbying the EU. Amsterdam University Press. Amsterdam, 2002.

2 Woll C. Lobbying in Bruessel: Amerikanische Verhaeltnisse? Max-Planck-Institut flier Gesellschaftsforschung. Koeln, 2004.

3 Bemhagen P., Mitchell N. Global Corporations and Lobbying in the European Union. II University of Aberdeen. Department of Politics and International Relations. Aberdeen, 2006.

4 Bouwen P. Corporate Lobbying in the EU: Towards a Theory of Access. Working paper SPS 01/5. EUI. 2001.

5 Broscheid A., Coen D. Insider and Outsider Lobbying of the European Commission. An Informational Model of Forum Politics. II European Union Politics. Vol. 4 (2). 2003. P. 165−189.

6 Coen D. The European Business Interest and the Nation State: Large-firm Lobbying in the European Union and Member States. Cambridge University Press. 1998.

7 Krysmanski H.J. Wem gehort die EU? Berlin und Brussel, 2006.

8 Woll C. Trade Policy Lobbying in the European Union: Who Captures Whom? MPI flier Gesellschaftsforschung. Koeln, 2006. телекоммуникационного бизнеса1, а И. Михалович — лоббирование транспортной отрасли и отрасли высоких технологий2.

Исследования, посвященные деятельности влиятельных европейских федераций бизнеса, проведены К. Деквиртом, М. Г. Коулсом, М. Преннером, Г. Т. Стоуллом и Х. М. Цоллером. В основном данные исследования (Г.Т. Стоулла, М. Г. Коулса и Х.М. Цоллера) концентрируются на изучении деятельности Трансатлантического Бизнес-Диалога, который занимается активным лоббированием либерализации американо-европейских торговых отношений 3. Деятельности Европейского Круглого Стола Промышленников посвящено исследование М. Преннера4. Негативные последствия доминирующего влияния европейских торговых федераций проанализированы в работе К. Деквирта, указавшего на негативные социальные последствия такого влияния и возрастающую монополизацию в европейском бизнесе5.

Вопросы регулирования лоббистской деятельности в ЕС исследованы М. Бидермапом, Л. Боше, И. Весселиусом, О. Де Шутгером, В. Декмином, В. Леманном, И. Томсоном и О. Хедеманом. Процесс легитимизации европейского лоббирования рассматривали О. Де Шуттер, В. Декмин, И. Томсон и М. Бидерман6. В своем исследовании О. Хедеман и И. Весселиус указали на необходимость более жесткого регулирования лоббистской деятельности, чтобы ограничить лоббистское влияние бизнеса. Усовершенствование регулирования лоббистской деятельности в ЕС и.

1 Cawson A. Public Policies and Private Interests: the role of business interests in determining Europe’s future television system. Greenwood, 1995.

2 Michalowitz I. Governing and lobbying the EU: Examples from the IT and transport sectors. European Doctoral College, Strasbourg, 2002.

3 Stoll G.T. A Look Behind the Curtains of Transatlantic Trade Disputes: US Lobbying in Brussels versus European Lobbying in Washington DC. Universite Robert Schuman. Brussels, 1999; Cowles M. G. Private Firms and US-EU Policymaking: The Transatlantic Business Dialogue. Manchester University Press, 1999; Zoller H. M. Dialogue as global issue management. Legitimizing Corporate Influence in the Transatlantic Business Dialogue. // Management Communication Quarterly. Vol. 18, No. 2. 11.2004. P. 204−240.

4 Prenner M. ERT — European Round Table of Industrialists, Neoliberaler Think Tank der EU? Institut frier Politikwissenschaft. Universitaet Wien, 2004.

5 Deckwirth C. The EU Corporate Trade Agenda: The role and the interests of corporations and their lobby groups in Trade Policy-Making in the European Union. Seattle to Brussels Network. Brussels, 2005.

6 De Schutter O. Governance in the EU. European Commission. Brussels, 2001; Deckmyn V., Thomson I. Openness and Transparency in the EU. EIPA. Maastricht, 1998; Biedermann M. Braucht die EU Lobbying-Gesetze? // Europainstitut der Universitaet Basel, 2005.

7 Hoedeman O., Wesselius E. EU Lobbying: A Booming Business. // GUE/NGL. Berlin und Bruessel, 2006. практика регулирования лоббистской деятельности в государствах-членах проанализированы в исследовании В. Леманна и JI. Боше1.

В отечественной политологии отдельные аспекты взаимодействия бизнеса и власти в ЕС рассмотрены в работах A.C. Автономова, А. Д. Берлина, А. Э. Бинецкого, А. П. Любимова, С. П. Перегудова, И. С. Семененко, Д. О. Торхова и др. В частности, исследования И. С. Семененко и Д. О. Торхова посвящены анализу деятельности групп интересов. И. С. Семененко изучила наднациональную практику согласования интересов между группами интересов на уровне ЕС, указав на увеличение разнообразия представленных в ЕС интересов и положительный опыт естественной сбалансированности этих интересов. Однако надо отметить, что в настоящее время количественный рост представительства разных интересов вынудил европейские власти ввести ограничительные барьеры, чтобы при принятии решений учитывать мнения наиболее представительных и важных групп различных интересов, не замедляя при этом и так достаточно длительный процесс принятия решений. И. С. Семененко также описала европейские региональные федерации бизнеса, добивающиеся от европейских властей отраслевых субсидий2. В работе Д. О. Торхова изучены национальные особенности лоббирования групп интересов в немецком Бундестаге. В исследовании указывается на достоинства плюралистической модели представительства интересов в парламентских структурах Германии и России. В целом практика представительства интересов бизнеса в Германии представляется автору как пример корректности, прозрачности и сбалансированности. В исследовании также достаточно полно изучена сложившаяся культура участия различных объединений гражданского сектора в немецкой политике .

Интерес к лоббистской деятельности бизнеса в ЕС прослеживается в отечественных работах A.C. Автономова, А. Д. Берлина, А. Э. Бинецкого, А. П. Любимова и С. П. Перегудова. Например, A.C. Автономовым сделан обзор нормативных документов, регулирующих поведение представителей власти в Германии, Франции и Великобритании при лоббировании деловых интересов4. А.Э.

1 Lehmann W., Bosche L. Lobbying in the European Union: Current rules and practices. // Working Paper of Directorate-General for Research. AFCO 104 EN. European Parlament. Luxembourg, 2003.

2 Семененко И. С. Группы интересов на Западе и в России: Концепции и практика. М. 2001.

3 Торхов Д. О. Деятельность групп интересов и лоббизм в парламенте: На опыте Государственной Думы ФС РФ и Немецкого Бундестага. Автореф. дис. канд. наук: 23.00.02. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2001.

4 Автономов А. С. Азбука лоббирования. М.: Права человека, 2004.

Бинецкий1 и А.Д. Берлин2 проанализировали зарубежный корпоративный лоббизм с точки зрения его теоретического функционирования. В исследовании А. П. Любимова рассмотрены нормативные акты, относящиеся к лоббистской деятельности в Германии, и прописаны неформальные этические нормы, действующие при лоббировании в Европе3. С. П. Перегудов привел краткое описание институтов власти ЕС и наиболее влиятельных европейских федераций бизнеса, указал на потребность европейских институтов власти во внешней экспертизе и подчеркнул преимущественную роль крупного бизнеса, оказывающего влияние на европейские власти в своих интересах4.

Тем не менее, несмотря на обилие работ по тебе исследования, для большинства из них очевиден уклон в сторону изучения механизмов лоббирования, тогда как более широкий и многообразный процесс взаимодействия власти и бизнеса занимает второстепенное место. Кроме того, для работ зарубежных и отечественных специалистов характерна недостаточная изученность первоначального эмпирического материала, включающего современные нормы регулирования и сведения о практике взаимодействия власти с группами интересов бизнеса.

Целью диссертационного исследования является выявление эффективных механизмов взаимодействия бизнеса и власти в Европейском Союзе, понимание которых поможет представителям отечественного бизнеса в защите их европейских интересов. Исследование также нацелено на обнаружение эффективных механизмов взаимодействия, которые могут быть использованы в российской политической практике.

Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:

— изучить существующие легальные способы доступа бизнеса к институтам власти;

— исследовать практику взаимодействия бизнеса и власти и выявить эффективные стратегии лоббирования бизнеса;

— проанализировать участие бизнеса в разработке и проведении политики властей;

— раскрыть механизмы, способствующие эффективности взаимодействия бизнеса и власти;

1 Бинецкий А. Э. Лоббизм в современном мире. М.: ТЕИС. 2004.

2 Берлин Д. Б. Корпоративный лоббизм: Теория и практика. М.: Изд. дом Международного унверситета в Москве, 2005.

3 Любимов А. П. Правовые институты демократии России и стран Европы: выборы, лоббизм и парламентаризм. М.: Институт Европы РАН, 1999.

4 Перегудов С. П. Крупная корпорация как субъект публичной политики. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006.

— предложить рекомендации по рационализации и усовершенствованию механизмов взаимодействия бизнеса и власти в России;

Объектом исследования выступают существующие отношения между представителями бизнес-сообщества (корпорациями, национальными ассоциациями бизнеса, европейскими федерациями бизнеса) и политическими институтами Европейского Союза.

Предметом исследования являются принципы и методы взаимодействия бизнеса и власти.

Методология исследования. В данном исследовании взаимодействие бизнеса и власти было охарактеризовано при помощи политологических моделей корпоративизма, плюрализма и политических сетей, служащих для описания взаимодействия государства с группами интересов. Корпоративистская модель (А. Косон, Дж. Лембрух, Ф. Шмитгер) предусматривает ограниченное число союзов, которые обладают монопольным правом на представительство в своей сфере и имеют иерархическую структуру. Членство в этих союзах часто стимулируется со стороны властей. Совместно с властями они принимают участие в разработке и проведении государственной политики. В плюралистической модели (Р. Даль, Й. Шумпетер) имеется неограниченное число союзов, свободно конкурирующих между собой (в т.ч. за влияние на власть), отсутствует государственный контроль, а формирование их позиций происходит автономно. Если корпоративистская система ориентирована на выработку общего консенсуса между акторами, то плюралистическая — на реализацию воли большинства акторов. Модель политической сети (Р. Айзинг, Т. Берцель, Б. Колер-Кох) подразумевают наличие горизонтальных союзнических отношений между представителями власти и внешними акторами, которые для достижения общих целей взаимодействуют между собой на основе ресурсной зависимости. Именно данная модель модифицирует понимание властно центрированной политики в направлении политики взаимной ответственности и обязательств.

В данном исследовании использовались различные методы политического анализа. При рассмотрении характера и особенностей взаимодействия бизнеса и власти на национальном и общеевропейском уровне применялись институциональный и структурно-функциональный анализ. Были исследованы функциональное устройство и сфера компетенции институтов власти, возможности доступа к ним представителей интересов бизнеса, их индивидуальное и общее взаимодействие с бизнесом. Анализировались мотивация властей при взаимодействии с бизнесом, эффективные лоббистские стратегии бизнеса, участие бизнеса в разработке и проведении политики.

Для заимствования опыта продуктивного сотрудничества бизнеса и власти использовались эмпирические методы, включающие изучение информации о существующей практике взаимодействия с бизнесом и анализ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность институтов власти. При исследовании взаимодействия бизнеса и национальных институтов власти применялся компаративистский анализ возможностей представительства интересов бизнеса во властных структурах, сравнительный анализ формальных и неформальных механизмов взаимодействия бизнеса и власти, качества сотрудничества между деловой и политической элитами.

Научная новизна.

• В работе был впервые исследован специфический для взаимодействия бизнеса и власти в Европейском Союзе феномен «экспертократии».

• Комплексно изучены прикладные аспекты европейского лоббирования, выявлены эффективные стратегии в лоббировании интересов бизнеса.

• На основе институциональных моделей корпоративизма, плюрализма и политических сетей охарактеризовано взаимодействие политических институтов ЕС с группами интересов бизнеса как на национальном, так и на общеевропейском уровне. В отличие от других исследований, в данной работе изучено не только парламентское, но и правительственное взаимодействие с бизнесом в различных странах Европы.

• В исследовании проанализированы факторы, способствующие эффективности функционирования корпоративистских институтов (Европейского Экономического и Социального Комитета, французского Экономического и Социального Совета, австрийского социального партнерства). Установлены критерии эффективности корпоративистского института, помогающего властям проводить гармоничную социально-экономическую политику.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Союзнические отношения бизнеса с европейскими властями и его экспертная активность привели к возникновению феномена «экспертократии», обозначающего институционализированную экспертную роль представителей интересов бизнеса при разработке политических решений. Представители бизнеса предоставляют европейским властям информацию и экспертные оценки, получить которые в удовлетворительном объеме и качестве из других источников невозможно. Тем самым «экспертократия» содействует большей легитимности и успешной реализации решений европейских властей.

• Эффективное лоббирование интересов бизнеса в ЕС основывается на долгосрочной стратегии экспертно-консультационного партнерства. Стратегии политического давления и угроз экономического характера, как правило, результативны только на национальном уровне для оказания влияния на позиции национальных правительств в Совете Министров. В каждой части сектора европейской политики количество конкурентоспособных групп интересов настолько велико, что эффективное лоббирование бизнеса возможно только при коалиционном действии всех заинтересованных сторон.

• Для взаимодействия групп интересов бизнеса с Европарламентом характерен плюрализм. Еврокомиссия на высшем руководящем уровне в большей степени склонна к корпоративизму, но на более низком техническом уровне наблюдается достаточно сильный плюрализм. Для взаимодействия с Советом Министров, состоящим из представителей национальных правительств, характерен корпоративизм, потому что в рассмотренных государствах-членах ЕС взаимодействие правительства с группами интересов бизнеса приближено к корпоративистской модели. В целом для взаимодействия бизнеса с европейскими властями характерна модель политической сети, которая определяет практику устойчивых союзнических отношений. Крупный бизнес помогает властям ЕС в углублении европейской экономической интеграции, благодаря чему был создан единый европейский рынок.

• Эффективное функционирование корпоративистского института, с помощью которого бизнес может продуктивно взаимодействовать с властью, возможно только в системе с компромиссной политической культурой и ограниченным количеством акторов, т. е. при условии высокой монополизации представительства интересов. Отсутствие соответствующей среды в России будет препятствовать эффективному функционированию отечественного корпоративистского института, даже при наделении его высоким правовым статусом. В условиях, когда внимание власти к интересам бизнеса зависит от его принадлежности к клиентелистским структурам, корпоративистский институт не будет обладать значительным влиянием, даже при наличии в нем устойчивого компромисса. Фактически он будет служить только обозначению высокого представительского статуса входящих в него объединений.

Теоретическая значимость результатов. В исследовании рассматриваются современные очертания, динамика функционирования и возможности сочетания институциональных моделей корпоративизма, плюрализма и политических сетей. При помощи данных теоретических моделей, характеризующих взаимодействие власти с группами интересов, выявлен характер взаимодействия политических институтов ЕС с группами интересов бизнеса. Соответствие моделям установлено в результате анализа большого массива нового эмпирического материала, состоящего из публикаций ведущих западноевропейских СМИ, сведений, распространяемых институтами власти и группами интересов бизнеса, и аналитических докладов.

Практическая значимость результатов. Результаты проведенного исследования позволяют выявить ориентационные установки и наиболее эффективные лоббистские технологии, которые могут быть полезны отечественному бизнесу и необходимы для эффективной защиты его интересов в ЕС. На основе изучения положительного опыта взаимодействия бизнеса и власти в ЕС подготовлены рекомендации по совершенствованию механизмов взаимодействия российской власти с отечественным бизнесом. Результаты проведенного исследования могут быть положены в основу рекомендаций по использованию продуктивных форм сотрудничества бизнеса и власти в процессе повышения квалификации и компетентности сотрудников ОЯ-департаментов компаний, а также при информировании государственных служащих о положительном зарубежном опыте. Материалы, обобщенные в диссертационном исследовании, а также его основные положения и выводы могут быть использованы для преподавания курсов политологии, а также государственного и муниципального управления.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования представлены в виде доклада на 15-й Международной научной конференции молодых ученых «Ломоносов — 2008» (апрель, 2008, МГУ им. Ломоносова), обсуждались на семинарах «Особенности взаимодействия бизнеса и власти в России» кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти ГУ-ВШЭ (2006;2007 гг.). По материалам диссертационного исследования в соавторстве издана монография. Основные теоретические и практические результаты диссертационного исследования отражены в 4-х работах общим объемом 9 печатных листа (личный вклад автора — 5 пл.), в том числе две работы опубликованы в журнале, включенном в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, и заключения. В первой главе «Институциональные особенности взаимодействия бизнеса и власти в Европейском Союзе» исследуются специфика и механизмы представительства интересов бизнеса на союзном уровне и его экспертное взаимодействие с европейскими властями. Во второй главе «Формирование принципов взаимодействия бизнеса и власти в институтах Европейского Союза» исследуются особенности лоббистской деятельности групп интересов бизнеса, конкурентная политика европейских властей и реализация модели политической сети для формирования единого европейского рынка. В третьей главе «Сравнительный анализ взаимодействия бизнеса и власти в государствах-членах Европейского Союза» проведен сравнительный анализ взаимодействия бизнеса и национальных институтов власти, анализируется формирование национальных особенностей взаимодействия бизнеса и власти и представлены рекомендации по совершенствованию принципов и методов взаимодействия бизнеса и власти для Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Для защиты своих интересов на общеевропейском уровне бизнес оказывает влияние на национальные институты власти ЕС. Самыми важными национальными институтами для этой цели оказываются правительства, которые формируют позицию Совета Министров. Проведенный сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что в рассмотренных государствах-членах ЕС взаимодействие правительства с бизнесом в большей степени приближено к корпоративистской модели, потому что национальные правительства сотрудничают с наиболее лояльными или представительными выразителями интересов бизнеса. Тем не менее, общий характер взаимодействия бизнеса и власти в государствах-членах различается. В Австрии наблюдается сильный корпоративизм, во Франции корпоративистские тенденции, в Великобритании склонность к плюрализму, а в Германии сильный плюрализм.

В Германии политики и чиновники имеют сильную заинтересованность в увеличении темпов экономического роста и сокращении безработицы, т.к. эти два показателя стали очень чувствительными для общества после объединения с бывшей ГДР. Они в большей степени, чем другие факторы влияют на смену власти на выборах. Поэтому правительство, с тем, чтобы не навредить экономике страны, часто обращается к бизнесу для получения рекомендаций и информационно-экспертной поддержки. Данная практика лучше всего может быть охарактеризована не в рамках моделей корпоративизма-плюрализма, а при помощи теории политических сетей. Политические сети подразумевают наличие горизонтальных союзнических отношений между представителями власти и внешними акторами, которые для достижения общих целей взаимодействуют между собой на основе ресурсной зависимости. Представители бизнеса обладают не только информационно-экспертными и инвестиционными ресурсами, но и, в случае подготовки отдельных законопроектов, принимают на себя ответственность за их экономические последствия. По принципу политической сети немецкий бизнес помогает правительству легитимизировать проведение болезненных для общества социально-экономических реформ, связанных с большей либерализацией экономики и сокращением социальных пособий. С этой целью немецкий бизнес занимается финансированием специальной агитации для населения. Бизнес часто оказывается союзником властей в проведении непопулярных, но необходимых для дальнейшего экономического развития государств социально-экономических реформ. В Великобритании и Австрии власть в проведении социально-экономических реформ также опирается на поддержку бизнеса. Так, в Австрии предпринимательские союзы выступили в поддержку правительственной пенсионной реформы, довольно болезненно воспринятой населением. Реформа была разработана при участии предпринимательских объединений, но без достижения консенсуса с профсоюзами в рамках социального партнерства. В Великобритании бизнес поддерживает проведение реформы местной власти, которая, в частности, должна сократить административные издержки бизнеса.

Приближение российской практики центрированного взаимодействия власти с бизнесом к модели политической сети, подразумевающей взаимную ответственность и обязательства, также будет способствовать повышению эффективности проводимой социально-экономической политики. Для обеспечения стабильного социально-экономического развития российская власть должна постоянно взаимодействовать с бизнесом и иметь возможность опереться на его консолидированную поддержку в случае проведения необходимых непопулярных реформ. Кроме того, стратегическое партнерство с бизнесом позволит российским властям выстраивать эффективную политику по привлечению инвестиций в национальную экономику.

Модель политической сети менее всего характерна для Франции, в которой власть избегает сотрудничества с бизнесом при разработке и проведении государственной политики. Французский бизнес лишен возможности быть эффективным союзником властей в проведении необходимых реформ. Наиболее отчетливо модель политических сетей во взаимодействии бизнеса и власти проявилась при утверждении европейской экономической интеграции. Первоначально идея создания единого европейского рынка и его либерализации для стимулирования экономического роста была предложена представителями крупного бизнеса. Для продвижения этой идеи был создан Европейский Круглый Стол Промышленников (ЕКС), в работе которого приняли участие члены Еврокомиссии. ЕКС, организуя кампании по оказанию давления на национальные власти, пытался ускорить процесс образования единого рынка и нейтрализовать сопротивление национальных правительств. Он стал катализатором создания единого рынка, призывая национальные власти отказаться от политики протекционизма, который ухудшал конкурентоспособность европейской экономики в мире. Роль ЕКС состояла не только в том, чтобы убедить правительства в необходимости создания единого европейского рынка. Стратегическое партнерство с Еврокомиссией позволило ЕКС внедрить программу эффективных с точки зрения европейского бизнеса политико-экономических мер, что позволило ускорить создание единого европейского рынка. Крупный бизнес, продвигающий интересы европейских властей в расширении европейской интеграции, фактически стал их важнейшим союзником. Репутационный ресурс крупного бизнеса обеспечивает ему привилегированное положение в сравнении с другими группами интересов при взаимодействии с европейскими властями, заинтересованными в дальнейшей европейской интеграции национальных экономик.

2. Можно утверждать, что в целом взаимодействие бизнеса и власти на уровне ЕС носит плюралистический характер. В многоуровневом механизме принятия решений, усложненном внешним взаимодействием с государствами-членами, имеется очень много точек доступа для лоббирования. Усложненность системы и наличие большого числа субъектов лоббирования исключает монопольное положение какого-либо субъекта лоббирования при оказании влияния или при получении доступа к европейским властям. Конкурентная борьба между лоббистскими группами обострилась из-за увеличения их представительства вследствие расширения ЕС и усиления его политико-экономической власти. В каждой части сектора европейской политики количество конкурентоспособных групп интересов настолько велико, что эффективное лоббирование бизнеса возможно только при коалиционном действии. При этом лоббистская коалиция может включать не только представителей бизнеса со схожими интересами, но и профсоюзы, аналитические и научные центры, а также общественные организации разного профиля.

Главную роль во взаимодействии бизнеса и власти в ЕС играет консультационный процесс. Для результативного лоббирования интересов бизнеса приемлема только долгосрочная стратегия экспертно-консультационного партнерства, стратегии политического давления и угроз экономического характера, как правило, эффективны только на национальном уровне, чтобы повлиять на позиции национальных правительств в Совете Министров. В целом особенность европейского лоббирования состоит в его долгосрочном характере. Это связано с тем, что законодательство на различных этапах его формирования проходит очень длительный этап согласования. Такая практика дает определенные преимущества тем представителям бизнеса, которые занимаются долгосрочным лоббированием и обладают достаточными для этого ресурсами.

3. При взаимодействии с бизнесом институты власти ЕС могут быть склонны как к корпоративизму, так и к плюрализму в зависимости от своего устройства. Еврокомиссия, которая наделена исключительным правом законодательной инициативы и является самым влиятельным институтом европейской власти, придерживается смешанной модели взаимодействия с бизнесом, сочетающий корпоративизм с плюрализмом. Корпоративизм проявляется на высшем уровне принятия решений, когда еврокомиссары проводят согласование своей политики с представителями бизнеса на специализированных форумах или закрытых консультациях с европейскими федерациями бизнеса. Еврокомиссия в корпоративистской манере способствовала созданию европейских федераций. Это обеспечило постоянное получение отфильтрованной информации об общеевропейских интересах бизнеса. Проблема чрезмерно большого количества представляемых на уровне ЕС интересов вынудила Еврокомиссию содействовать не только образованию европейских федераций, но и стимулировать развитие консультационных форумов в форме прямого диалога еврокомиссаров и высокопоставленных служащих Еврокомиссии с наиболее влиятельными представителями бизнеса. Консультационные форумы стали мозговыми центрами по выработке европейской экономической политики. Плюрализм во взаимодействии с бизнесом характерен для работы на нижних уровнях властной иерархии Еврокомиссии, т. е. для работы экспертных комитетов, от которых, тем не менее, в значительной степени зависит техническое наполнение законопроектов. Количество представителей интересов в работе экспертных комитетов Еврокомиссии обычно не ограничивается, но при большом количестве конкурирующих лоббирующих акторов их реальное индивидуальное влияние даже на этапе технического консультирования, как правило, остается незначительным.

В Евро парламенте, в котором совместно с Советом Министров корректируются и принимаются законопроекты Еврокомиссии, взаимодействие с бизнесом строится по плюралистической модели. Кроме активной внутрипарламентской работы, европейский бизнес организует внепарламентские форумные объединения, в которых европарламентарии на систематической основе проводят консультации с представителями бизнеса. В работе форумных объединений принимают участие более одной трети европарламентариев. Плюралистический характер взаимодействия Европарламента с бизнесом объясняется главным образом тем, что европарламентарии фактически неподконтрольны своим европейским партиям и фракциям, они действуют как самостоятельные акторы, исходя из собственных интересов. Данные особенности приводят к широкому спектру влияния представленных в Европарламенте интересов. Из всех институтов европейской власти Европарламент наиболее восприимчив к общественным интересам (профсоюзным, экологическим, потребительским), т.к. он специализируется в этой политической сфере и является единственным непосредственно избранным институтом ЕС, что определяет его внимание к «малым» вопросам. При формировании законодательства в Европарламенте представители интересов бизнеса вынуждены не только отстаивать свои позиции, но и проводить нейтрализацию влияния тех общественных интересов, которые могут нанести существенный вред их бизнесу. Данная ситуация свидетельствует о важности превентивного представительства интересов бизнеса в Европарламенте. Значительную роль в поддержке интересов бизнеса играет территориальное происхождение европарламентариев. Они, как правило, активно помогают бизнесу, который имеет значение для их региона или государства. Бизнес, в свою очередь, способен создавать территориальные парламентские коалиции защиты своих интересов.

Для Совета Министров, который обладает заключительным «правом подписи» под законопроектами, во взаимодействии с бизнесом характерен корпоративизм. Представительство интересов бизнеса в Совете Министров носит косвенный характер и реализуется через позицию правительственных структур государств-членов ЕС. Для защиты своих интересов бизнес активно взаимодействует с чиновниками национальных министерств и с этой целью может оказывать влияние на национальном политическом уровне. Взаимодействие бизнеса с национальными правительствами, как правило, носит корпоративистский характер. Совет Министров склонен к защите интересов крупного национального бизнеса.

Структурное представительство интересов бизнеса закреплено в Европейском Экономическом и Социальном Комитете (ЕЭСК), который является консультативным институтом власти ЕС и обладает официальными рекомендательными полномочиями. Он представляет заключения по законопроектным предложениям Еврокомиссии в социально-экономической сфере. Эти заключения обязательны для ознакомления во всех институтах европейской власти до утверждения соответствующих законопроектов. ЕЭСК является корпоративистским институтом, который был создан для взаимодействия европейских властей с представителями социально-экономических групп. В комитет входят представители интересов бизнеса, профсоюзов, потребительских ассоциаций и других общественных объединений ЕС. Влияние ЕЭСК определяется ключевым внутренним фактором образования консенсуса между группами с противоположными интересами. Обостренная внутренняя конкуренция между группами приводит к потере влияния комитета. Как правило, институты европейской власти получают от ЕЭСК либо обзор различных точек зрения по конкретному вопросу, либо общую абстрактную рекомендацию. Поэтому роль ЕЭСК в качестве европейского корпоративистского института незначительна. У бизнеса остается много альтернативных возможностей эффективного влияния на принятие политических решений в ЕС.

4. Проведенный анализ показывает, что эффективное функционирование корпоративистского института, через который бизнес может продуктивно взаимодействовать с властью, возможно только в системе с ограниченным количеством акторов, т. е. при условии высокой монополизации представительства интересов. Так, австрийское социальное партнерство, объединяющее предпринимательские союзы и профсоюзы, является влиятельной и эффективной консультативной структурой по разработке и оценке всей социально-экономической правительственной политики. Вместе с тем, обостренная внутренняя конкуренция приводит к потере влияния корпоративистских институтов. Например, корпоративистские институты в системе с множеством конкурирующих акторов во Франции (Экономический и Социальный Совет) и в ЕС (Европейский Экономический и Социальный Комитет) оказались малоэффективными. При этом правовой статус корпоративистского института не определяет его фактическое влияние. Так, в Австрии существование социального партнерства не отражено каким-либо образом в законодательстве, а во Франции официальный статус Экономического и Социального Совета закреплен в конституции.

Высокая монополизация представительства интересов характерна для относительно небольших государств с малым количеством акторов и компромиссной политической культурой. Отсутствие соответствующей среды в России будет препятствовать эффективному функционированию отечественного корпоративистского института (Трехсторонней комиссии или другим аналогичным консультативным советам), даже при наделении его высоким правовом статусом. Как и во Франции, влиянию корпоративистского института в России будет препятствовать также существование параллельной полуклановой системы взаимодействия бизнеса и власти. Влияние бизнеса во Франции и России в большей степени определяется личными связями корпораций в правительственных структурах, в особенности это относится к влиятельным корпорациям с государственным участием. В условиях, когда внимание власти к интересам бизнеса зависит от его принадлежности к клиентелистским структурам, корпоративистский институт не будет обладать значительным влиянием, даже при наличии в нем устойчивого компромисса, фактически он будет служить только обозначачению высокого представительского статуса входящих в него объединений.

5. Союзнические отношения бизнеса с европейскими властями и его экспертная активность привели к возникновению феномена «экспертократии», обозначающего институционализированную экспертную роль представителей интересов бизнеса при разработке политических решений. Основой «экспертократии» стал принцип, согласно которому европейское законодательство не может быть разработано без учета всесторонних интересов и соответствующей внешней экспертизы. Представители бизнеса часто предоставляют европейским властям экспертизы и практическую информацию, получить которые в удовлетворительном объеме и качестве из других источников невозможно. Всестороннее экспертное обсуждение с участием экспертов из бизнеса значительно повышает качество принимаемых решений. Можно утверждать, что «экспертократия» содействует большей легитимности и успешной реализации решений европейских властей.

Заимствование механизмов европейской «экспертократии» позволит углубить цивилизованное экспертно-консультационное партнерство бизнеса и власти в России.

При разработке законодательства в социально-экономической сфере, а также в сферах регулирования, затрагивающих интересы бизнеса, было бы полезно ввести предварительное публичное обсуждение законодательных инициатив с участием представительных объединений бизнеса и представление программных положений законодательных инициатив в специальных публичных документах, обнародование которых стало бы неотъемлемым элементом законотворческого процесса. Предлагаемые меры позволят реализовать принцип предупредительности, что имеет большое значение для отечественного бизнеса с точки зрения обеспечения стабильности и устойчивости его развития и улучшения российского инвестиционного климата. Одновременно с обозначением в консультационных документах четких целей и приоритетов законодательной инициативы утверждаются принципы прозрачности и обоснованности формирования законодательства. Данные меры позволяют также указать на те направления законодательной инициативы, при разработке которых будут проводиться консультации с заинтересованными сторонами и будут востребованы дополнительные сведения и экспертизы.

В заключении следует отметить, что богатая политическая практика ЕС, концентрирующая опыт, экспертный потенциал и позволяющая отразить законные экономические интересы в процессе принятия решений, как показывает проведенный анализ, может быть использована при формировании цивилизованных отношений между бизнесом и властью в российской политической действительности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.C. Азбука лоббирования. М.: Права человека, 2004. 112 с.
  2. Д.Б. Корпоративный лоббизм: Теория и практика. М.: Изд. дом Международного унверситета в Москве, 2005. 200 с.
  3. А.Э. Лоббизм в современном мире. М.: ТЕИС. 2004. 247 с.
  4. А.П. Правовые институты демократии России и стран Европы: выборы, лоббизм и парламентаризм. М.: Институт Европы РАН, 1999. 57с.
  5. С.П. Крупная корпорация как субъект публичной политики. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006. 163 с.
  6. И.С. Группы интересов на Западе и в России: Концепции и практика. М. 2001. 153 с.
  7. Д.О. Деятельность групп интересов и лоббизм в парламенте: На опыте Государственной Думы ФС РФ и Немецкого Бундестага. Автореф. дис. канд. наук: 23.00.02. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2001.
  8. An open and structured dialogue between the Commission and special interest groups. // Commission of the European Communities. 02.12.1992. Brussels.
  9. Andrecs R., Kutzbach-Berger N., Martelanz V. EU-Lobbying. Praxistipps & Ansprechpartner. Wirtschaftskammer Oesterreich. Wien, 2007.
  10. Autoindustrie laeufit Sturm gegen Bruessel. // Stern. 28.01.2007.
  11. Autokonzerne drohen EU-Kommission mit Jobabbau. // Financial Times Deutschland. 27.01.2007.
  12. Barroso bietet Mitarbeitern EU-Beihilfen an. // Stern. 19.01.2008.
  13. Beaupuy de F. Sarkozy’s Plan on Overtime Isn’t Enough, French Businesses Say. // Bloomberg. 25.01.2007.
  14. Bennhold K. For lobby group, a French revolution. // The International Herald Tribune. 06.07.2007.
  15. Bentley A. The process of Government. A study of social pressures. Cambridge, 1967.
  16. Bernauer J., Raabe C., Fakner N. Organisationsstaat Der Unternehmerstaat. // Die Staatsteorie. Universitaet Konstanz, 2004.
  17. Bernhagen P., Mitchell N. Global Corporations and Lobbying in the European Union. // University of Aberdeen. Department of Politics and International Relations. Aberdeen, 2006.
  18. Biedermann M. Braucht die EU Lobbying-Gesetze? // Europainstitut der Universitaet Basel, 2005.
  19. Blairs grosszuegiges Dutzend. // Spiegel. 21.03.2006.
  20. Bodoni S. Dutch AGolden Shares' in KPN, TNT Are Ruled Illegal. // Bloomberg.com. 28.09.2006.
  21. Bouwen P. A Theoretical and Empirical Study of Corporate Lobbying in the European Parliament. // European Integration Papers. Vol. 7. 2003.
  22. Bouwen P. Corporate Lobbying in the EU: Towards a Theory of Access. Working paper SPS 01/5. EUI. 2001.
  23. Bouwen P. Exchanging Access Goods for Access: A Comparative Study of Business Lobbying in the EU Institutions. Max Planck Project Group on Common Goods. Bonn, 2004.
  24. Broscheid A., Coen D. Insider and Outsider Lobbying of the European Commission: An Informational Model of Forum Politics. // European Union Politics. Vol. 4 (2). 06.2003.
  25. Bruessel entruempelt Vorschriften. // Financial Times Deutschland. 09.03.2007.
  26. Brussels the EU quarter. 3rd edition. // Corporate Europe Observatory. Amsterdam, 2005.
  27. Buck T. Comment and analysis: From competitor’s complaint to record fine and judicial scrutiny main moments in a tortuous antitrust affair. // The Financial Times.2004.2006.
  28. Bulldozing REACH the industry offensive to crush EU chemicals regulation. // Corporate Europe Observatory. Amsterdam, 2005.
  29. Cawson A. Public Policies and Private Interests: the role of business interests in determining Europe’s future television system. Greenwood, 1995.
  30. Chilling Intent: The F-gas industry plot to subvert EU climate legislation. // Corporate Europe Observatory. Amsterdam, 2005.
  31. Christodoulou L. Brown’s new team: A corporate watch audit. // Corporate Watch.0407.2007.
  32. Coates S. A quick fix: how lobbyists got controversial policy changed. // The Times. 13.01.2006.
  33. Coates S. How business pays for a say in Parliament. // The Times. 13.01.2006.
  34. Code of conduct for Commissioners. // Commission of the European Communities. SEC (2004) 1487/2. 27.08.2004. Brussels.
  35. Code of good administrative behaviour. // Commission of the European Communities. 01.11.2000. Brussels.
  36. Coen D. The European Business Interest and the Nation State: Large-firm Lobbying in the European Union and Member States. // Journal of Public Policy. Vol. 18 (1). 01.1998.
  37. Company health and corporate social responsibility. // British United Provident Association. 08.2003.
  38. Competing Ourselves to Death? // Corporate Europe Observatory. Amsterdam, 2004.
  39. Corporate Profile Tesco. // Corporate Watch UK. 09.2004.
  40. Covert industry funding fuels the expansion of radical rightwing EU think tanks. // Corporate Europe Observatory. Amsterdam, 2005.
  41. Cowles M. G. Private Firms and US-EU Policymaking: The Transatlantic Business Dialogue. Manchester University Press, 1999.
  42. De Schutter O. Governance in the EU. European Commission. Brussels, 2001.
  43. Deckmyn V., Thomson I. Openness and Transparency in the EU. EIPA. Maastricht, 1998.
  44. Deckwirth C. The EU Corporate Trade Agenda: The role and the interests of corporations and their lobby groups in Trade Policy-Making in the European Union. Seattle to Brussels Network. Brussels, 2005.
  45. Deutschland hintertreibt strengere Klimaschutz-Regeln. // Spiegel. 22.01.2007.
  46. Ebbinghaus B. Sozialstaat und Sozialpartnerschaft in Europa: Die Rolle der Tarifparteien in der Fruehverrentungspolitik. // Max-Planck-Institut fuer Gesellschaftsforschung. Koeln, 2003.
  47. Endres A. Der Lohn des Lobbyismus. //Zeit. № 42. 16.10.2007.
  48. EU beschliesst Klimaschutz light. // Financial Times Deutschland. 07.02.2007.
  49. EU klagt gegen «Lex Telekom». // Financial Times Deutschland. 26.02.2007.
  50. EU verhaengt Rekordstrafe gegen ThyssenKrupp. // Financial Times Deutschland. 21.02.2007.
  51. EU-Gericht kippt nachtraeglich die Fusion. // Stern. 13.07.2006.
  52. EU-Gericht staerkt Firmen gegen Fiskus. // Financial Times Deutschland. 30.03.2007.
  53. European Transparency Initiative. // Green Paper. Commission of the European Communities. Brussels, 2006.
  54. Finanziers wollen ihr Geld zurueck. // Spigel. 22.02.2006.
  55. Flagge zeigen: Landesvertretungen in Bruessel. // Politik & Kommunikation. 02.2005.
  56. Fritz L., Mitterbauer P., Raidl C., Seitz W. Unser Weg zum Spitzenstandort. // Die Mitgliederzeitschrift der Industriellenvereinigung. 02.2004.
  57. Fuchs C. Tony Blair arbeitet in einer Bank. // Stern. 01.10.2008.
  58. Gadher D. Prescott 'did talk about dome casino'. // The Sunday Times. 16.07.2006.
  59. Gammelin C. Patentierter Gewinn. // Die Zeit. Nr.15. 06.04.2006.60. «Geheimkredite» werden zum Fall fuer Scotland Yard. // Spiegel. 21.03.2006. ol. Gehmlich K. Sarkozy flirtation with rich leaves French unmoved. // Reuters.1105.2007.
  60. Gehrmann W. Handel mit Hautgout. // Die Zeit. Nr.6. 2002.
  61. Gerhard Schroeder beraet Ringier-Verlag. // Stern. 24.11.2005.
  62. Geschaftsordnung des Deutschen Bundestages. Anlage 1. Verhaltensregeln fur Mitglieder des Deutschen Bundestages. // Deutscher Bundestag. Berlin, 2007.
  63. Geschaftsordnung des Deutschen Bundestages. Anlage 2. Registrierung von Verbanden und deren Vertretern. // Deutscher Bundestag. Berlin, 2007.
  64. Goehner R. Als Lobbyist im Bundestag. // Welt am Sonntag. 23.01.2005.
  65. Guessgen F. Pipeline-Karriere oder Rohrkrepierer? // Stern. 12.12.2005.
  66. Hack J. Das Ende einer Vorzeigekarriere. // Stern. 20.04.2007.
  67. Haiusa M. Die Lobbyisten werden untersucht. // Die Welt. 11.03.2005.
  68. Hamann G. Geld fiier gute Worte. // Die Zeit. Nr.4. 20.01.2005.
  69. Hamann G. Lautsprecher des Kapitals. // Die Zeit. Nr.19. 04.05.2005.
  70. Heckel M. Kolumne: Lobbyismus ist ueberall. // Financial Times Deutscgland. 17.01.2005.
  71. Herz W. Die Ohnmacht der Macher. // Die Zeit. Nr.36. 2002.
  72. Hoedeman 0., Wesselius E. EU Lobbying: A Booming Business. // GUE/NGL. Berlin und Bruessel, 2006.
  73. Hoette R., Otto K., Schmidt V., Veit V. Profitabel Wie die Industrie an Gesetzen mitstrickt. //Monitor. Nr. 554. 19.10.2006.
  74. Hoffmann W., Kirbach R. Kontakthof der Macht. // Die Zeit. Nr.28. 1999.
  75. Holland N. Power Struggle over Biotech in Brussels. // Corporate Europe Observatory. Amsterdam, 2004.
  76. House of Mirrors: Burson-Marsteller Brussels lobbying for the bromine industry. // Corporate Europe Observatory. Amsterdam, 2005.
  77. John S., Schwarzer D. Industrial lobbying within the European Union: Actors, strategies and trends in the multy-level system. The American Institute for Contemporary German Studies. Washington, 2006.
  78. Johnson J. Caste out. // The Financial Times. 17.12.2004.
  79. Kittel B. Deaustriflcation? The Policy-Area-Specific Evolution of Austrian Social Partnership. // West European Politics. Vol.23, Iss.l. 01.2000.
  80. Kleinlein K. Lobbyismus Das Einflussfeld der Public Affairs-Bueros in Berlin. // Lobbyismus in Deutschland. Fuenfite Gewalt: unkontrolliert und einflussreich? Tagung. Universitaet Leipzig. 26.01.2003.
  81. Kritik von allen Seiten Bundestag veroffentlicht Nebeneinkunfte der Abgeordneten. // Transparency International. Rundbrief 36. 2007.
  82. Krysmanski HJ. Wem gehort die EU? Berlin und Brussel, 2006.
  83. Langlott W. Lobbyisten, die fuenfte Gewahlt. // Tagesschau. 07.01.2005.
  84. Le Conseil Economique et Social. The French Republic’s number three assembly. // Le Conseil Economique et Social (Economic and Social Council). Paris, 2007.
  85. Lehmann W., Bosche L. Lobbying in the European Union: Current rules and practices. // Working Paper of Directorate-General for Research. AFCO 104 EN. European Parlament. Luxembourg, 2003.
  86. Leif T. Rohstoff «Information». // Die Zeit. Nr.2. 11.01.2005.
  87. Leif T., Speth R. Die fiienfte Gewalt. // Die Zeit. Nr.4. 02.03.2006.
  88. Mai C. Bruessel treibt kontroverses Steuerprojekt voran. // Financial Times Deutschland. 30.04.2007.
  89. Mai C. EU-Staaten schotten ihre Firmen ab. // Financial Times Deutschland. 27.02.2007.
  90. Mandly L. Professionelle Kommunikation zwischen Politik, Zivilgesellschaft und Wirtschaft in Oesterreich durch die Kommunikationsdisziplin Lobbying. // Diplomarbeit aus Publizistik- und Kommunikationswissenschaft. Universitaet Wien, 2003.
  91. Martin H. Bericht ueber die Rolle der europaeischen Industrieverbaende politischen Massnahmen der Union. // Europaeisches Parlament. Plenarsitzungsdokument. PE 322.023. 20.11.2003.
  92. McGrath C. Comparative Lobbying Practices: Washington, London, Brussels. // University of Ulster, 2002.
  93. Meer H. Spitzen-Lobbyismus im Bundesfinanzministerium oder Wo kommen eigetlich die Steuergesetze her? // Steuer Newsletter. Nr. 17. 10.10.2003.
  94. Merkel will mit Nokia sprechen. // Stern. 18.01.2008.
  95. Michalowitz I. Goverrning and lobbying the EU: Examples from the IT and transport sectors. European Doctoral College, Strasbourg, 2002.
  96. Microsoft trennt sich von Hunzinger. // Frankfurter Allgemeine Zeitung. 23.07.2002.
  97. Milliarden-Strafe fuer Aufzug-Kartell. // Stern. 21.02.2007.
  98. Mimkes P. Das Europa der Konzerne. // SWB. 01.1998.
  99. Mit amerikanischen Mitteln gegen den Klimaschutz. // Greenpeace Deutschland. 11.2005.
  100. Mueller G., Otto K., Schmidt M. Die Macht ueber die Kopfe: Wie die Initiative Neue Soziale Marktwirtschaft Meinung macht. // Monitor. 13.10.2005.
  101. Mueller A. Sechs Millionen Minimum. // Vorwarts. 06.2003.
  102. Mueller T. Roaming ist 'Zoll-Erheberei'. // Stern. 25.07.2006.
  103. Mueller W. Sozialpartnerschaft «reloaded». // Der Standard. 09.02.2005.
  104. Newman M. EU Court Reduces BASF Fine for Fixing Vitamin Prices. // Bloomberg.com. 15.03.2006.
  105. Newman M. EU Fines Heineken, Grolsch, Bavaria for Beer Cartel. // Bloomberg.com. 18.04.2007.
  106. Newman M. EU Fines Otis, Four Other Elevator Makers for Cartel. // Bloomberg.com. 21.02.2007.
  107. Newman M. GE, Honeywell Lose Appeal to Overturn 2001 EU Veto. // Bloomberg.com. 14.12.2005.
  108. Newman M. Otis, ThyssenKrupp to Get EU Fine for Elevator Cartel. // Bloomberg.com. 10.11.2006.
  109. Olson M. The Logic of Collective Action. Public goods and the theory of groups. Cambridge, 1965.
  110. Parker G., Buck T., Bounds A. Brussels split over new laws to cut vehicle emissions. // The Financial Times. 23.01.2007.
  111. Pelinka A. The (in)compatibility of corporatism and federalism: Austrian social partnership and the EU. // West European Politics. Vol.22, Iss.2. 04.1999.
  112. Piech darf an der Spitze bleiben. // Stern. 13.02.2007.
  113. Pinzler P. Dann beginnt der Krach. // Die Zeit. Nr.48. 23.11.2006.
  114. Poettering H., Koch-Mehrin S., Gminder B., Tillack H. Wie viel Einfluss hat die Lobby? // Politik & Kommunikation. 11.2004.
  115. Politiker a.D. in ihren neuen Jobs. // Sueddeutsche Zeitung. 29.01.2008.
  116. Prazak R. Vom Manager zum Staatsmann Politik als Wirtschaftszweig? // Wirtschaftsblatt. 02.02.2002.
  117. Prenner M. ERT European Round Table of Industrialists, Neoliberaler Think Tank der EU? Institut fuer Politikwissenschaft. Universitaet Wien, 2004.
  118. Quittkat C. Strategies of Interest Intermediation in the European Union: French trade associations under pressure? // Mannheim Centre for European Social Research (MZES). University of Mannheim, 2000.
  119. Riemenschneider J. Praezise Verhaltensregeln erwuenscht Warum die Grenze zwischen Lobbyismus und Korruption oft unscharf ist. // NDR Info. 03.02.2005.
  120. Rules of Procedure of the European Parliament. // Parliament of the European Communities. Brussels, 2007.
  121. Rules on lobbying and intergroups in the national parliaments of the member states. // Workingdocument «National Parliaments». Series W-5/rev. European Parliament. Directorate-General for Research. 1998.
  122. Scharping hat offenbar Hunzinger-Honorare bei Thierse verheimlicht. // ZDF. 20.07.2002.
  123. Sehendelen R. van. Machiavelli in Brussels: The Art of Lobbying the EU. Amsterdam University Press. Amsterdam, 2002. P. 34.
  124. Schilder P. Gegenseitige Abhaengigkeiten. // FAZ. Nr. 299. 22.12.2004.
  125. Schmid F., Parker G. Dossier EU will Handelspolizei gruenden. // Financial Times Deutschland. 18.04.2007.
  126. Schmitter Ph. Still the Century of Corporatism. // Review of Politics. 1974. № 36 (1).
  127. Schroeder beraet Bankhaus Rothschild. // Financial Times Deutschland. 23.03.2006.
  128. Seils C. Lobbyisten im Bundestag. // Zeit. № 42. 16.10.2007.
  129. Sherwell P., Hastings C. Prescott discussed entertainment complex at dinner with tycoon. // The Telegraph. 10.07.2006.
  130. Siemens bezahlte Vorsitzende des Forschungsausschusses. // Politikerkoruption. 18.01.2005.
  131. So schont der Praesident die Reisekasse. // Stern. 27.12.2007.
  132. Sozial- und Wirtschaftspartnerschaft in Oesterreich. // Arbeiter Kammer. 2004.
  133. Staendig aktualisierte Fassung der oeffentlichen Liste ueber die Registrierung von Verbaenden und deren Vertretern. // Deutscher Bundestag. Berlin. 13.12.2007.
  134. Steinbrueck fuerchtet Milliarden-Rueckzahlung. // Financial Times Deutschland. 06.03.2007.
  135. Stoll G.T. A Look Behind the Curtains of Transatlantic Trade Disputes: US Lobbying in Brussels versus European Lobbying in Washington DC. Universite Robert Schuman. Brussels, 1999.
  136. Tesco Pic Annual Report 2004. // Tesco Pic. 2004.9(71
  137. The Government’s Response to the Sixth Report from the Committee on Standards in Public Life. // Official Documents. The Prime Minister. Cm 4817. 27.07.2000.
  138. Transparency Boost Needed for European Parliament Cross-Party Groups. // Corporate Europe Observatory. Amsterdam, 2006. r
  139. Truman D. The Governmental Process. Public interests and public opinion. NY, Knopf, 1951.
  140. Unionspolitiker unterstuetzen Schroeder.//Stern. 14.12.2005.
  141. Unternehmens Verantwortung. Nachhaltigkeit. Politik. // Volkswagen. Wolfsburg, 2004.
  142. Verbraucherschutz im Netz soll verbessert werden. // Stern. 08.02.2007.
  143. Verheugen fordert Ende aller Subventionen. // Die Welt. 19.01.2008.
  144. Webster P. Six private companies to compete for ?200m welfare contracts. // The Times. 12.09.2007.
  145. Webster P. Tony Blair to take up ?500,000 job as political adviser to US company.//Times. 10.01.2008.
  146. Wendel T. Lobbyismus. Vorbereitungen auf einen Regierungswechsel. // Berliner Zeitung. 15.07.2002.
  147. Werle H. Die unkontrollierte Macht. // MieterEcho. Nr. 300. 12.2003.
  148. Werle K. Bueffeln mit Beamtenbonus. // Manager Magazin. 25.06.2004.
  149. Woll C. Lobbying in Bruessel: Amerikanische Verhaeltnisse? Max-PlanckInstitut fuer Gesellschaftsforschung. Koeln, 2004.
  150. Woll C. Trade Policy Lobbying in the European Union: Who Captures Whom? MPI fiier Gesellschaftsforschung. Koeln, 2006.
  151. Zoller H.M. Dialogue as Global Issue Management: Legitimizing Corporate Influence in the Transatlantic Business Dialogue. // Management Communication Quarterly. Vol. 18 (No.2). 11.2004.
Заполнить форму текущей работой