Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Диагностика качества обучения студентов средних профессиональных учебных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взяв за основу результаты исследования П. Ф. Анисимова и А. Е. Сосонко мы использовали для диагностики качества обучения студентов (на примере дисциплины «Русский язык») в зависимости от выявления уровня обученности используются следующие диагностические методы, формы и средства: уровень узнавания — закрытые тесты, диктанты, контрольные вопросыуровень понимания — экзамены, открытые тестыуровень… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы диагностики качества обучения студентов средних профессиональных учебных заведений
    • 1. 1. «Качество образования» и «качество обучения» в 15 средних профессиональных учебных заведениях как педагогические феномены
    • 1. 2. Сущность диагностики качества обучения студентов
    • 1. 3. Формы, методы и средства диагностики качества 51 обучения студентов в средних профессиональных учебных заведениях
  • Выводы
  • Глава 2. Реализация педагогических условий диагностики качества обучения студентов колледжа
    • 2. 1. Педагогические условия диагностики качества обучения 79 студентов в средних профессиональных учебных заведениях
    • 2. 2. Содержание, формы и методы диагностики качества 91 обучения в колледже (дисциплина «Русский язык»)
    • 2. 3. Результаты экспериментальной работы по диагностике 109 качества обучения студентов
  • Выводы

Диагностика качества обучения студентов средних профессиональных учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее время — повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам его качества и эффективности. Специалисты объединяют усилия в разработке методологии, технологии и инструментария сравнительных исследований качества образования.

Российская академия образования совместно с Министерством образования и науки РФ ведут исследования по сравнительной оценке качества образования. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утвержденная Законом Российской Федерации от 10.04.2000 г. № 51 ФЗ. Определенные Федеральной программой основные задачи и направления развития системы образования предусматривают ряд мер по достижению «эффективности и высокого качества образования», созданию государственной аттестационной службы контроля качества образования, функционированию государственной и общественной системы / оценки качества деятельности образовательных учреждений, созданию условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях.

Исторический опыт показывает, что среднее специальное образование издавна было одним из приоритетных в России. Именно открытие первых средних специальных учебных заведений Петром 1 позволило создать отечественную промышленность и заложить предпосылки промышленного переворота в следующем веке. Новые усилия по развитию среднего специального образования, предпринятые дальновидным председателем Государственного совета О. Ю. Витте, резко ускорили развитие страны на рубеже 19 -20 веков и вывели Россию в число первоклассных держав.

Россия стоит на пороге переломного момента, когда потребности в специалистах среднего звена резко возрастают. С точки зрения интересов общества, в целом, очень важно добиваться дальнейшего повышения социальной роли средних учебных заведений.

Изменения, происходящие в государственном устройстве и социально-экономической жизни страны, требуют коренного улучшения теории и практики управления качеством образовательного процесса. В сфере профессионального образования качество — это тот нормативный уровень, которому должен соответствовать «продукт» отрасли образования.

Система среднего профессионального образования Россия один из самых значимых уровней образования, она самая экономичная, самодостаточная и востребованная, успешно решающая важную социальноэкономическую задачу в обществе, направленную на подготовку специалистов среднего звена. В настоящее время среднее профессиональное образование имеет 22% населения России.

Многие ученые отмечают, что на данном этапе большую роль в обеспечении удовлетворения образовательных потребностей играет подготовка специалистов в колледжах: в системе среднего специального образования функционирует более 960 колледжей, которые осуществляют многоуровневую подготовку специалистов со средним профессиональным образованием.

Повышение качества профессионального образования может быть достигнуто в процессе адаптации его содержания в соответствии с потребностями рынка труда, запросами развития экономики и социальной сферы, науки, техники, причем повышение качества профессиональной подготовки должно идти с ее ориентацией на международные стандарты.

Внедрение в образовательную практику Государственных стандартов предполагает не только переход на новое содержание профессионального образования, но и разработку нового поколения учебно-программной документации на конкретной профессии, совершенствование форм диагностики, контроля знаний, умений, навыков для повышения качества образования. Определяя критерии и показатели оценки качества образования, мы ориентировались, прежде всего, на современный социальный заказ системе образования.

Изменившаяся образовательная парадигма, нашедшая отражение в законе РФ «Об образовании» [77], в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [104] и в последних правительственных документах об образовании, ориентирует на воспитание и развитие личности учащихся в процессе овладения ими предметными знаниями, умениями и навыками. В. современном обществе уже сформировался довольно устойчивый запрос не столько на «обученную», сколько на социально-адаптированную, конкурентоспособную, творческую личность.

В Концепции модернизации российского образования до 2010 года акцентировано внимание на то, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствияспособны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью» [104].

Региональные' нормативные документы (краевая и муниципальная Программы развития образования) на ступенях среднего профессионального и высшего образования одним из главных критериев образовательной деятельности выделяют качество обученности студентов.

Средние профессиональные и высшие учебные заведения, ориентированные не только на усвоение студентом определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, должны формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков на основе ГОС. А также формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования" [104].

Сущность понятий «качество» и «образование» рассматривали такие ученые: A.A. Аветисов, Ю. К. Бабанский, С. Г. Воровщиков, Б. С. Гершунский, С. А. Гильманов, В. И. Загвязинский, Г. И. Ибрагимов, В. А. Кальней, Д. Ш. Матрос, A.M. Моисеев, Э. М. Никитин, В. П. Панасюк, В. М. Полонский, М. М. Поташник, Ю. В. Сенько, В. Д. Симоненко, А. И. Субетто, Э. В. Татьянченко, С. Е. Шишова, Е.А.

Ямбург.

Проблема качества подготовки специалистов до настоящего времени решалась, главным образом, применительно к системе высшего образования. На уровне среднего профессионального образования она начала разрабатываться лишь в последние годы П. Ф. Анисимовым, Г. И. Ибрагимовым, Г. В. Кириловой, Е. А. Корчагиным, Т. В. Лопуховой, Мухаметзяновой, В. Е. Сосонко, Л. А. Тайнуловой, Р. Х. Шакуровым и др.

Проблемы педагогической диагностики и контроля исследовались в нескольких направлениях. Это работы, связанные с определением роли контроля в общей системе обучения: Б. Т. Ананьев, Ю. Н. Бабанский, И. У. Байер, Г. И. Батурина, Е. Л. Белкин, В. Т. Беспалько, В. И. Горовая, Т. А. Ильина, Л. Л. Куприянов, A.C. Лында, И. Я. Лернер, И. М. Огородников, Г. И. Щукина.

Вопросы педагогической диагностики и педагогического контроля решали педагоги и психологи — А. Анастази, В. И. Андреев, Ю. К. Бабанский, М. Я. Басов, В. П. Беспалько, В. Г. Битинас, Г. В. Воробьев, Л. С. Выготский, Л. Я. Гальперин, Н. К. Голубев, О. Ю. Ефремов, Л. Н. Майоров, А. К. Маркова, А. А. Попова, Н. Ф. Талызина.

Проблема оценивания и оценки в различных аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б.Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, П. П. Блонский, Л. И. Божович, Дж. Брунер, Л. С. Выготский, Э. А. Голубева, В. Джеймс, З. И. Калмыкова, Г. Клаус, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, А. К. Маркова, B.C. Мерлин, А. И. Раев, М. Н. Скаткин, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и ДР-).

Вопросы использования рейтинга в образовательной практике освещены в работах Е. С. Гиматова, Л. И. Вареновой, H.A. Васильевой, О. В. Вязовой, В. Ж. Куклина, Г. В. Лаврентьева, Н. Б. Лаврентьевой, В. П. Мизинцева, В. Г. Наводникова, В. Н. Нуждина, М. Н. Пиганова, Ю. В. Попова и др.

На необходимость дальнейшего улучшения качества подготовки специалистов в педагогических учебных заведениях указывается в материалах конференций, в трудах видных ученых (Ю.С. Брановский, Е. И. Лященко, И. А. Новик, Т. А. Стефановская, Н. Ф. Хорошко, И. С. Якименко и др.).

П.Ф.Анисимов, В. И. Байденко, занимаясь разработкой системы качества в средних профессиональных и высших учебных заведениях, [10] утверждают, что повышение качества образования становится одной из главных задач на длительную перспективу.

Таким образом, обобщение результатов анализа методологической, научно-методической, психолого-педагогической литературы позволило выявить противоречия в теории и практике педагогической науки между:

— требованиями, предъявляемыми обществом к современному специалисту, и реальным уровнем подготовки выпускников среднего профессионального учебного заведения;

— необходимостью повышения качества обучения в средних специальных учебных заведениях и недостаточной изученностью условий его повышениянеобходимостью внедрения диагностических технологий в образовательный процесс вуза и недостаточной разработанностью дидактических основ их использования.

С учетом вышеизложенного проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия диагностики качества обучения студентов средних профессиональных учебных заведений? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: процесс обучения в средних профессиональных учебных заведениях.

Предмет исследования: диагностика качества обучения студентов средних профессиональных учебных заведений по общим гуманитарным дисциплинам.

Гипотеза исследования. Диагностика качества обучения студентов средних профессиональных учебных заведений опирается на положения индивидуального, дифференцированного и гуманистического подходов в профессиональном образовании и будет эффективной, если:

— проведена входная диагностика уровней обученности студентов, сформирована позитивная мотивация студентов к диагностике качества обучения;

— разработано содержание диагностических процедур выявления качества обучения и их периодичность применительно к общим гуманитарным дисциплинам («Русский язык»);

— разработаны и апробированы формы, методы и средства диагностики качества обучения в зависимости от уровней обученности и сформированности творческой деятельности студентов средних профессиональных учебных заведений.

Проблема, цель и гипотеза исследования определили следующие задачи, исследования:

Г. Выявить методологические и психолого-педагогические основы и изучить состояние проблемы диагностики качества образованияи" качества обучения в системе среднего профессионального образования;

2. Разработать содержание, формы, методы-и средства диагностики качества обучения студентов колледжа (на примере дисциплины «Русский язык»).

3. Выявить педагогические условия диагностики качества обучения студентов в средних профессиональных учебных заведениях.

4. Проверить через организацию и проведение эксперимента эффективность предложенной модели диагностики качества обучения студентов по общим гуманитарным дисциплинам в средних профессиональных учебных заведениях.

Методологическую базу исследования составили гуманистический, личностный, деятельностный, дифференцированный, системный подходы к профессиональному становлению личностиидеи личностно ориентированного обучения в профессиональном образовании.

Теоретическую основу исследования составили: фундаментальные положения теории качества образования (Ю.К. Бабанский, В.П. БеспалькоИ. Я Лернер, Ю. ЯЯкуба) — концепция создания различных систем контроля (П.Ф. Анисимов, В. П. Беспалько, В. А. Гудков, В. А. Кальней, В. Е. Сосонко, М. А Чекулаев, С.Е.Шишов) — концепция различных систем оценки обучения (В.В.Гузеев, В. П. Беспалько, В. П. Симонов и др.) — теория управления учебнопознавательной деятельностью учащихся и качеством образования (С.И. Архангельский, Т. А Бордовский, К. Б. Есипович, В. А. Кальней, JI.H. Леонтьев, Д. Ш. Матрос, H.H. Мельникова, Д. М. Пол ев, М. М. Поташник, В. П. Симонов, С.Е. Шишов) — принципы реализации диагностики и контроля обучения (B.C. Аванесов, Е. Д. Божович, Е.И. Перовский) — теория управления учебными заведениями (Т.П. Афанасьева, И. И. Калина, A.A. Малахов, М. М. Поташник, Т. И. Шамова, Е.А. Ямбург) — теории рейтингового обучения и контроля в образовательной практике (Л.И. Варенова, H.A. Васильева, C.B. Вахнина, О. В. Вязова, Е. С. Гиматов, В. Ж. Куклин, Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева, В. П. Мизинцев, В. Г. Наводников, В. Н. Нуждин, М. Н. Пиганова, Ю. В. Попов, В. А. Хлебников и др.).

Для решения задач исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической, методической литературы, публикаций научного характера в периодической печати по теме исследованиясравнение, сопоставление, систематизация и обобщениенаблюдение, анкетирование и тестирование студентовпедагогический экспериментстатистические методы.

Опытно-экспериментальная база исследования: педагогический колледж г. Ессентуки.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2004 по 2009 год и включало три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2004 — 2005 гг.) был осуществлен анализ психолого-педагогической и методической литературы по педагогической диагностике, разрабатывались теоретические основы и программа исследования, изучалась степень разработанности проблемы, разрабатывалась концепция экспериментальной работы.

На втором этапе исследования (2005 — 2007 гг.) происходило осмысление теоретико-методологических подходов к рассматриваемой проблемеразработка содержания диагностики качества обучения и проведение констатирующего эксперимента на базе педагогического колледжа г. Ессентуки. На этом этапе происходила апробация методов, форм и средств диагностики качества обучения студентов в зависимости от уровня усвоения содержания образования.

На третьем этапе исследования (2008 — 2009 гг.) осуществлялось уточнение исследовательского аппарата и методологической базы исследованияпродолжалась экспериментальная работа: проводилась дальнейшая апробация результатов диссертационной работы в педагогическом колледже г. Ессентуки. Были подготовлены и оформлены результаты работы в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнена дефиниция «диагностика качества обучения студентов»;

— выявлены педагогические условия организации диагностики качества обучения студентов средних профессиональных учебных заведений (на примере педагогического колледжа);

— разработана модель диагностики качества обучения студентов колледжа в зависимости от выявленных уровней обученности и сформированности творческой деятельности студентов по общим гуманитарным дисциплинам (на примере дисциплины «Русский язык»).

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении сущностной характеристики понятия «качество обучения студентов» в рамках данного исследования и определении его структурных компонентовв развитии представлений о формах, методах и средствах диагностики качества обучения в зависимости от уровней обученности и сформированности творческой деятельности студентов в средних профессиональных учебных заведениях, что позволяет расширить их использование в теории и практике как в профессионального, так и общего образованияв расширении представлений о диагностическом инструментарии (уровнях, показателях, измерительной шкале, переводе баллов в пятибалльную системупонижающих и повышающих показателей работы студентов по итогам рубежного контроля и др.) качества обучения студентов средних профессиональных учебных заведений на примере дисциплины «Русский язык».

Практическая значимость исследования состоит в том, что.

— разработан методический инструментарий, уровни, показатели и 10-балльная шкала оценивания качества обучения студентов средних профессиональных учебных заведений на примере дисциплины «Русский язык», входящей в блок «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Государственного образовательного стандарта среднего профессионально образования (ГОС СПО, 2002);

— разработаны практические рекомендации по внедрению в учебный процесс средних профессиональных учебных заведений методов, форм и средств, позволяющих диагностировать качество обучения студентовэкспериментально доказана эффективность разработанной модели диагностики качества обучения студентов средних профессиональных учебных заведений;

— внедрено в педагогическую практику учебно-методическое пособие «Рейтинговый контроль качества обучения студентов педагогического колледжа (дисциплина «Русский язык»).

Результаты работы могут быть использованы для совершенствования преподавания и других дисциплин в образовательных учреждениях. Материалы исследования также могут быть использованы в профессиональном образовании при подготовке учебников и учебных пособий, при разработке курсов по выбору, тематики дипломных и курсовых работ, а также в системе повышения квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими позициями, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логикесоотнесением выводов и результатов с научными позициями ученых психологов и педагогов относительно современного состояния педагогической диагностики в общем и профессиональном образовании, апробацией и внедрением полученных результатов в практику.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Диагностика качества обучения студентов — процесс контроля, проверки, учета, оценивания результатов обучения студентов (уровней обученности, владения творческой деятельностью, сформированности общеучебных (универсальных) умений и навыков), накопления статистических данных с целью выявления динамики образовательных изменений и личностных приращений, коррекции процесса обучения.

2. Модель диагностики качества обучения студентов средних профессиональных учебных заведений представляет совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов: форм, методов и средств контроля, шкалы оценивания, форм учета и накопления статистических данных в зависимости от уровня обученности студентов и базируется на принципах системности, систематичности, объективности, конфиденциальности, совместной деятельности преподавателя и студента.

3. Педагогические условия обеспечения эффективности диагностики качества обучения студентов средних профессиональных учебных заведений:

— формирование позитивной мотивации студентов к диагностике качества обучения;

— точное, адекватное оценивание уровней обученности студентов в соответствии с разработанными критериями, показателями и шкалой оценивания;

— определение содержания диагностики качества обучения по контрольным точкам: заданий различных уровней сложности (первый, второй, третий) для выявления различных уровней обученности (узнавания, понимания, репродуктивного применения, синтеза и анализа, моделирования) и их рейтингового оценивания по 10-балльной шкале;

— поэтапность, периодичность контроля на всех этапах процесса обучения — от начального восприятия знаний и до их практического примененияпри этом периодичность контроля организована следующим образом: на первых этапах процесса усвоения контроль должен быть пооперационнымв начале материального (материализованного) и внешне-речевого этапов внешний контроль должен быть систематическим — за каждым выполняемым заданиемв конце этих этапов, а также на последующих этапах внешний контроль должен быть эпизодическим — по требованию обучаемого или при наличии у него систематических ошибок;

— совместное обсуждение и анализ результатов диагностики студента с преподавателем, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

3. Для диагностики качества обучения студентов в зависимости от выявленного уровня обученности по общегуманитарной дисциплине «Русский язык» конкретизированы следующие диагностические методы, формы и средства: уровень узнавания — закрытые тесты, диктанты, контрольные вопросыуровень понимания — экзамены, открытые тестыуровень репродуктивного применения — задания (типовые, требующие решения по известному алгоритму: диктанты-тесты, практические работы), ситуативные задачи (типовые: изложение) — уровень анализа и синтеза — задания с обязательным анализом их решения: открытые тесты, изложения, лингвистический анализ текстауровень моделирования — выполнение комплексных заданий (творческие работы: проекты (индивидуальные и групповые), сочинения, сочинения-миниатюры) — создание портфолио.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в процессе участия автора в научных конференциях, разработке учебных программ и учебных пособий.

Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры начального и дошкольного образования, кафедры социализации, воспитания и развития личности, кафедры теории и истории педагогики ГОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» в 2004;2009 гг., на заседаниях предметно-цикловой комиссии филологов педагогического колледжа г. Ессентукина международных конференциях: «Теоретические и прикладные проблемы педагогической антропологии» (Ставрополь, 2006), «Антропологические основы современного педагогического образования» (Ставрополь, 2007), «Педагогические технологии как фактор повышения качества образования» (Пятигорск, 2009), региональных: «Развитие личности как стратегия гуманизации образования» (Элиста, 2006), «Педагогическая наука и практикарегиону» (Ставрополь, 2006).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы.

Список литературы

включает 240 источников. В работе имеются таблицы, диаграммы, приложения.

ВЫВОДЫ.

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволило определить педагогические условия организации и проведения диагностики качества обучения студентов средних специальных учебных заведений:

— позитивная мотивация студентов к использованию новых форм диагностики качества обучения;

— точное, адекватное оценивание уровней обученности в соответствии с разработанными критериямипоказателями и шкалой оценивания;

— определение содержания диагностики качества обучения по контрольным точкам: заданий различных уровней сложности (первый, второй, третий) для выявления различных уровней усвоения содержания учебного материала (узнавания, понимания, репродуктивного применения, синтеза и анализа, моделирования) и их рейтингового оценивания по 10-балльной шкале;

— диагностическое контролирование на всех этапах дидактического процесса.— от начального восприятия знаний и до их практического примененияпри этом периодичность контроля’организована следующим образом: на первых этапах процесса усвоения контроль должен быть пооперационнымв начале материального (материализованного) и внешне-речевого этапов внешний контроль должен быть систематическим — за каждым выполняемым заданиемв конце этих этапов, а также на последующих этапах внешний контроль, должен быть эпизодическим — по требованию обучаемого или при наличии у него систематических ошибок;

— совместное обсуждение и анализ диагностических срезов (рейтингового листа) преподавателя и студента, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

Дисциплина «Русский язык» входит в федеральный компонент государственного образовательного стандарта, как среднего, так и высшего профессионального образования (Блок гуманитарно-социально-экономических дисциплин).

Для диагностики качества обучения студентов (на примере дисциплины «Русский язык») в зависимости от выявления уровня обученности используются следующие диагностические методы, формы и средства: уровень узнавания — закрытые тесты, диктанты, контрольные вопросыуровень понимания — экзамены, открытые тестыуровень репродуктивного применения — задания (типовые, требующие решения по известному алгоритму: диктанты-тесты, практические работы), ситуативные задачи (типовые: изложение) — уровень анализа и синтезазадания с обязательным анализом их решения, открытые тесты, изложения, лингвистический анализ текстауровень моделирования — выполнение комплексных заданий (творческие работы: проекты (индивидуальные и групповые), сочинения, сочинения-миниатюры) — создание портфолио.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведенного диссертационного исследования были получены следующие теоретические и практические результаты, подтвердившие выдвинутую гипотезу.

1. Система среднего профессионального образования в России — один из самых значимых уровней образования, самая экономичная, самодостаточная и востребованная, успешно решающая важную социально-экономическую задачу в обществе, направленную на подготовку специалистов среднего звена. В настоящее время среднее профессиональное образование имеет 22% населения России, что повышает требования к качеству обучениястудентов и делает проблему его диагностики крайне актуальной.

В нашем исследовании понятие качества обучения студентов используется в узком смысле, а именно качество обучения как соотнесение целей и результатов обучения на уровне государственных образовательных стандартов и государственных законов (Закон РФ «Об образовании»), а основными критериями качества обучения студентов средних специальных учебных заведений явились: уровень обученности студентовуровень сформированности общеучебных (универсальных) умений и навыковуровень владения творческой деятельностью. Это также связано с возможностью описания и точного измерения соответствующих показателей.

2. Анализ ряда современных учебников по педагогике показал, что B.C. Кукушин, Л. П. Крившенко, И. П. Подласый, A.B. Хуторской включают в диагностику образовательной деятельности контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений, переопределение целей, уточнение образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Проведенное теоретическое исследование позволило определить диагностику качества обучения студентов средних профессиональных учебных заведений как процесс контроля, проверки, учета, оценивания, накопления статистических данных о результатах их образовательной деятельности (уровня обученности и обучаемостиуровня сформированности общеучебных (универсальных) умений и навыков, а также уровня владения творческой деятельностью) с целью выявления динамики образовательных изменений и личностных приращений, коррекции процесса обучения.

3. Взяв за основу результаты исследования П. Ф. Анисимова и А. Е. Сосонко мы использовали для диагностики качества обучения студентов (на примере дисциплины «Русский язык») в зависимости от выявления уровня обученности используются следующие диагностические методы, формы и средства: уровень узнавания — закрытые тесты, диктанты, контрольные вопросыуровень понимания — экзамены, открытые тестыуровень репродуктивного применения — задания (типовые, требующие решения по известному алгоритму: диктанты-тесты, практические работы), ситуативные задачи (типовые: изложение) — уровень анализа и синтеза — задания с обязательным анализом их решения, открытые тесты, изложения, лингвистический анализ текстауровень моделирования — выполнение комплексных заданий (творческие работы: проекты (индивидуальные и групповые), сочинения, сочинения-миниатюры) — создание портфолио.

Для более полной оценки сформированности умений и навыков, а также уровня творчества студентов мы использовали портфолио, в том числе и новые его формы — электронные ' портфолио — ориентированные на новые образовательные цели — паспорт компетенций и квалификаций. Это позволило оценить такие ключевые умения студентов как самостоятельное целеполагание, рефлексия, самоконтроль, которые остаются вне поля внимания при традиционных способах оценки учебных результатов.

4. Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволило сформулировать педагогические условия организации и проведения диагностики качества обучения студентов средних специальных учебных заведений:

— позитивная мотивация студентов к использованию новых форм диагностики качества обучения;

— точное, адекватное оценивание уровней обученности в соответствии с разработанными критериями, показателями и шкалой оценивания;

— определение содержания диагностики качества обучения по контрольным точкам: заданий различных уровней сложности (первый, второй, третий) для выявления различных уровней усвоения содержания учебного материала (узнавания, понимания, репродуктивного применения, синтеза и анализа, моделирования) и их рейтингового оценивания по 10-балльной шкале;

— диагностическое контролирование на всех этапах дидактического процесса — от начального восприятия знаний и до их практического примененияпри этом периодичность контроля организована следующим образом: на первых этапах процесса усвоения контроль должен быть пооперационнымв начале материального (материализованного) и внешне-речевого этапов внешний контроль должен быть систематическим — за каждым выполняемым заданиемв конце этих этапов, а также на последующих этапах внешний контроль должен быть эпизодическим — по требованию обучаемого или при наличии у него систематических ошибок;

— совместное обсуждение и анализ диагностических срезов (рейтингового листа) преподавателя и студента, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

Наиболее приемлемой системой оценивания качества обучения студентов средних профессиональных учебных заведений, на наш взгляд, является рейтинговая система. Был разработан диагностический инструментарий на примере дисциплины «Русский язык» (уровни, показатели, измерительная шкала, перевод баллов в пятибалльную системупонижающие и повышающие показателей работы студентов по итогам рубежного контроля и др.).

По итогам проведенного эксперимента можно утверждать, что разработанные и апробированные нами формы, методы и средства диагностики качества обучения студентов позволили повысить эффективность образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях.

До внедрения разработанной нами диагностики качества обучения высокий уровень сформированности орфографической грамотности был отмечен у 3,4% студентов КГ1 и у 3,6% КГ2- у 3,8% студентов ЭГ1 и 4% студентов ЭГ 2. После проведения опытно экспериментальной работы в ЭГ1 высокий уровень был отмечен у 5,9% студентовв ЭГ2 — у 5,3% студентовв то время как в КГ 1 у 4,1% студентовв КГ 2 — у 4,6% Уровень сформированности коммуникативной компетенции в экспериментальных группах составил 47,5%. В контрольных группах показатели сформированности коммуникативной компетенции улучшились до 34, 6%.

Эксперимент показал, что представленная диагностика качества обучения студентов средних специальных учебных заведений (на примере дисциплины «Русский язык») является эффективной. Все это позволило:

— научить • студентов рационально организовывать свою, учебную деятельность;

— повысить уровень обученности с 76,9 до 100% в экспериментальных группах;

— в контрольных группах уровень обученности повысился с 77% до 89%.

Это мы связываем с повышением заинтересованности, мотивации и удовлетворенности студентами процессом обучения.

Мы считаем, что содержание, формы и методы диагностики качества обучения студентов, могут быть использованы для оценки уровня обученности в разных образовательных учреждениях СПО, различными педагогами, в различных группах и дает возможность объективно оценивать успешность обучения при минимальных затратах времени и средств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний. М., 1999. — 135с.
  2. A.A. О системологическом подходе в теории оценки и управления качеством образования //Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. М., 1996.- С. 56.
  3. A.C. Практикум по общей педагогике.- Учебное пособие.-Спб.: Питер, 2003.- 416с.
  4. Актуальные проблемы теории и практики лингводидактического тестирования // Материалы международной научно-практической конференции. 17−18 декабря 1996 г. М., 1996. С. 56.
  5. Д.Т. Опыт применения тестов для дидактической экспертизы обучения // Высшее образование в России.- 1993. № 2. — С. 102−107.
  6. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.- Мн.: Университетское, 1990. 560с.
  7. .Г. Психология педагогической оценки/ Избранные труды: в 2х томах М.: Педагогика. 1980.- т. 2- 266с. С. 145.
  8. A.A. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Дис.. докт. пед. наук. М., 1999. — 289с.
  9. П.Ф., Сосонко В. Е. Управление качеством среднего профессионального образования: Монография. — Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. 256 с.
  10. П.Ф., Байденко В. И., Системы качества среднего профессионального образования в Российской Федерации. Основные направления деятельности по их созданию / Новое качество высшего образования в современной России. -М., 1995.- С. 150- 158.
  11. П.Анисимов П. Ф. Система среднего педагогического1 образования: состояние и проблемы. модернизации // Среднее профессиональное образование.-2002.-№ 6.-С. 3−9.
  12. Г. Ф. К проблеме гуманизации отметки. // Среднее профессиональное образование. 2004.- № 1. — С. 40−41.
  13. Е.В. О методе моделирования и возможностях применения тестовых заданий при обучении орфографии // Русский язык в школе. — 2003.- № 2. -С. 6−11.
  14. Т.В., Есенков.Ю. В. Система контроля* качества подготовки специалистов // Среднее профессиональное образование. 2004.- № 6. — С. 22−24.
  15. Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1984.- 96 с.
  16. БД. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. -303 с.
  17. .А. Тестовый контроль знаний как средство активизации" учебной деятельности студентов: Автореф.' дис. канд. пед. наук, — Махачкала, 1999.- 22 с.
  18. Т.Д. Актуальные проблемы обеспечения качества-профессионального образования // Среднее профессиональное образование. -2006.- № 9. С. 3−4.
  19. И.А. Структура педагогической оценки. Оценочные суждения и сенсорная оценка.1 Образовательные технологии. М.: Народное образование. — 2005.- С. 86−92.
  20. Бермус А. Г Управление качеством профессионально педагогического-образования: дис. канд. пед. наук.- Ростов-на-Дону. — 2003.- 170 с.
  21. В.П. Профессиональная^ педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. — М: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. 303 с.
  22. В .П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.- Изд -во ИРПО, 1995.- 336 с.
  23. П.П. Память и мышление. М.- Л., 1935. С. 128 -129.
  24. Г. А. Показатели эффективности реализации инновационных технологий в системе СПО // Среднее профессиональное образование. 2004.-№ 2.- С.14−17.
  25. В.А., Ефремова Н. Ф. Система оценки качества образования //Педагогика. -2006. № 1. — С. 22−31.
  26. A.M. Модульно-рейтинговая технология: за и против // Специалист. 1999.- № 9. — С. 27.
  27. A.B. Управление качеством образовательного процесса. // Среднее профессиональное образование. 2006.- № 7.- С. 3−6.
  28. Л.П. Качество образования в педагогическом колледже в контексте модернизации отечественного образования //Вестник университета (Государственный университет управления). № 3. -М.: ГУУ, 2007. -С. 33−37.
  29. Л.П. Рейтинговый контроль качества обучения студентов педагогического колледжа (дисциплина «Русский язык»): Учебно-методическое пособие. Ставрополь: Бюро новостей, 2008. — 197 с.
  30. Л.П. Формы, методы и средства диагностики качества обучения студентов средних профессиональных учебных заведений //Вестник университета (Государственный университет управления). М.: ГУУ. 2009. -№ 3. -С.
  31. Н.И. Качество образования. Системный подход. Ставрополь, 2002.- 141с.
  32. Н.М. Диагностическая деятельность педагог: учеб. пособие для студентов высш. учебн. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 288 с.
  33. Н.М. Соловцова И:А'., Байбаков A.M. Педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений М.: Издательский- центр «Академия», 2007. — 353 с.
  34. Т.К., Бочарников Р. В. Рейтинговая оценка знаний студентов // Среднее профессиональное образование. (Приложение). 2006.- № 4.- С. 115 120.'
  35. А.Т. Система- стандартизированного контроля качества-образования и условия ее применения в деятельности профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук. Ставрополь. — 2001.- 187 с.
  36. М.А. Компьютерный? контроль знаний' Akademia XXI // Информатика* и образование М., 20 021 — № 9, — С. 81 — 88:39:Буторина H.H. Частично-рейтинговая- система оценки' знаний
  37. Специалист.- 1998.- № 10. С. 16.
  38. Войтов А. Г Учебное' тестирование для гуманитарных^ и экономических специальностей: Теория и практика.- М.: «Дашков и К», 2005.- 402 с.
  39. В.А., Ревин С. А. Система управления качеством подготовки специалистов //Среднее профессиональное образование* (Приложение): -2006.-№ 6. С. 6−16.
  40. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика.-1991.480 с.
  41. Высоцкий' В! А. Рейтинг и автоматизация учебно-методической работы // Среднее профессиональное образование. — 1996.- № 3. С. 5−8.
  42. Т.В. Педагогическая психология. М.: «Академия», 2000: — 240 с.
  43. Д.С. Тестирование учебных достижений: критериально-ориентированный подход // Педагогика. 1995.- № 4. — С. 105 — 110.
  44. Ю.Н. К устному экзамену по русскому языку// Русская словесность.- 1996.- № 1.- С. 59−66.52Хришанова Н. А Тестовый контроль знаний и умений. Методические рекомендации. №.: ИПК СК.- 1996.- С. 34.
  45. Гришина Л. Я1, Наумкина Ю. В. Единая педагогическая стратегия управления качеством образования в профессиональном образовательном учреждении// Среднее профессиональное образование. (Приложение). 2004.-№ 5.- С. 23−30.
  46. А.Г., Масленникова И’Л., Федорова Е. А. Стандартизированная система тестового контроля, по русскому языку //Русская словесность. — 1997.-№ 2.- С. 76−79.
  47. В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология . М.: Народное образование, 2000.- 240 с.
  48. В .В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: 1996.-111с.
  49. В.В., Киселев C.B. Система автоматизированного контроля знаний учащихся УНПО // Профессиональное образование. 2000. — № 6. — С. 2016.
  50. И.Н., Шатун А. Н. Методика конструирования тестов. М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2003. — 112 с.
  51. Н.Л., Маркин Н. С., Симонова Т. Ю. Мониторинг качества образования // Стандарты и качество.- 2000. № 5. — С. 86 — 88.
  52. И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников. Изд-во РГПУ им. Герцена. 2000. — 157 с.
  53. В.В. Проблемы развивающего обучения. М. 1986.- С. 157.
  54. Н.В., Бельченко Л. А. Система непрерывного контроля знаний студентов на основе индивидуального кумулятивного индекса и модульной структуры курса / Тезисы докладов научно-практической конференции.- Барнаул, 1994.- С. 3−5.
  55. Дехканова Н. Н Рейтинговая система контроля знаний // Среднее профессиональное образование. (Приложение). 2007. -№ 2.- С. 85−91.
  56. H.H., Герасименко Е. В. Оценочная деятельность как основа управления качеством образования //Стандарты и мониторинг в образовании. 2003.- № 4.- С. 22−26.
  57. А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования //Высшее образование в России. — 2005. № 4. — С.30−33.
  58. Р.Ю. Система контроля по общеобразовательным дисциплинам // Среднее профессиональное образование. (Приложение). 2004.- № 6.- с. 141−148.
  59. М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология.- М.: Изд-во ПРИОР.- 2002.- 560 с.
  60. C.B. Рейтинговая система оценки качества подготовки специалиста//Среднее профессиональное образование.- 2002,-№ 10.- С. 13−15.
  61. М.И., Полисар Э. Л. Разработка и применение тестов успешности усвоения /Пособие для самостоятельной подготовки специалистов ипреподавателей профессиональных учебных заведений. — М.: Изд-во ИРПО, 1996.- 84 с.
  62. М.И., Чекулаев М. А. Система контроля качества подготовки студентов, обеспечивающая требования государственных стандартов.-М.: НМЦ СПО, 1994.-52 с.
  63. В.Г. Контроль в системе развивающего образования: Дис. докт. пед. наук. — М, 2006.- 280с.
  64. М.А., Макашов В. Я., Смотрова JI.A. Педагогическая диагностика воспитания.- Балашов, 2001.
  65. О.Ю. Формирование системы педагогической диагностики в высшем военном инженерном училище Дис. канд. пед. наук. — СПб-, 1998.- 178 с.
  66. Н.Ф., Звонников В. И., Челышкова М. Б. Педагогические измерения в системе образования //Педагогика. 2006.- № 2.- С. 14−22.
  67. Н.Ф. Тестовый контроль качества учебных достижений в образовании. Автореф. дис. докт. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2003.- 54с.
  68. В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 192 с.
  69. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: ИНФРА — М., 2001.- 64 с.
  70. Заир-Бек С. Как поставить отметку и в каком случае она не нужна. -М.:ЦГЛ, 2005.- 80 с.
  71. И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.: «Логос», 2002.-384 с.
  72. Г. И. Государственный образовательный стандарт и формирование системы контроля качества подготовки выпускников //Среднее профессиональное образование.- 2002.- № 1.-С. 10−14.
  73. Г. И. Качество подготовки специалистов среднего звена: проблемы формирования критериев оценки // Среднее профессиональное образование.- 2003.- № 6.- С. 9−12.
  74. Г. И. Качество профессионального образования в современных условиях // Педагогика. — 2006.- № 6.- С. 75−81.
  75. Г. И. Принципы управления качеством образования и их реализация в системе СПО // Среднее профессиональное образование.- 2006.-№ 2.- С. 108−116.
  76. Н.В. Корректирующий контроль как фактор повышения качества обучения. Автореф. дис. канд. пед. наук.- Брянск, 2004.- 19 с.
  77. К. Педагогическая диагностика. Пер. с нем. М., Педагогика, 1996.- 96 с.
  78. Н.А. Контроль за усвоением знаний по русскому языку, формирование языковых и речевых умений и их оценка. Методика преподавания русского языка в школе. — М.: Академия, 2001. 393 с.
  79. В.М. История тестов. М., 2004. — 464 с.
  80. Ф.М. Комплексная система контроля качества подготовки специалистов в профессионально-педагогическом колледже. Дис. канд. пед. наук.- Казань, 2003.- 200с.
  81. З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики. М., 1975.
  82. Р.Я., Сафонов А. Ф., Лукьянов Б. В. и др. Рейтинговая автоматизированная система управления обучением студентов. М., 1994.- 62с.
  83. Каспортова В. Н Рейтинговый контроль знаний //Специалист. 2000.-№ 4.- С. 22−23.
  84. M. В. и др. Методика разработки и внедрения рейтинг-контроля умений и знаний студентов: Учебное пособие. М., 1991. 48с.
  85. . Оценивание работы в группе. Оценка без отметки. Сборник. Составитель О. Варшавер.- М.: ЦГЛ, 2005.- 80 с.
  86. C.B. Система автоматизированного контроля знаний учащихся УНПО //Профессиональное образование. 2000. — № 6.- С. 20.
  87. Т.Е., Овчинникова И. Г., Федченко Е. В. Технология конструирования дидактических тестов для оценки качества образования. Учебное пособие. Магнитогорск: Изд-во МаТУ, 2003. — 146 с.
  88. Г. М. Педагогическая антропология: Учебное пособие.-М.: Гардарики, 2005.- 287 с.
  89. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике.-Москва: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». 2005.- 448с.
  90. Контроль качества знаний учащихся профессиональных образовательных учреждений с использованием заданий тестового типа. Сборник методических материалов /Под ред. Тупикина Е. И. — Серпухов, 1995.-с.74.
  91. Кныбин А. Ю Дидактическая система оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе. Дисс.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2003.- 122 с.
  92. О.И., Лякина О. В. Повышение качества подготовки специалистов //Среднее профессиональное образование.- 2002.- № 2.- С. 41−42.
  93. P.C., Чернилевский Д. В. Подходы к диагностике качества обучения. М.: МГТА.- 2000.-С. 27.
  94. В.К., Рындак В. Г. Методологическая основа технологии контроля качества обучения. // Специалист.- 2002.- № 7.- С. 12−13.
  95. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // Профессиональное образование. — 2002. № 5.- С. 17 -20.
  96. Е.В. Качество подготовки будущего педагога //Педагогика.- 2006.- № 6.- С. 24−28.
  97. Э.М. Управление качеством образования. Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект. -2007.- С. 107.
  98. К. Тесты — не роскошь, и не идеал // Народное образование. — 2002.-№ 4.- С. 91−98.
  99. К. О качестве систем педагогических измерений // Народное образование.- 2002.- № 2.- С. 126−131. •
  100. В.В., Тоискин B.C. Основы разработки педагогических тестов. Учебно-методическое пособие. — Ставрополь: ООО «Бюро новостей», 2005.- 128 с.
  101. В.А. Технология конструирования теста для студентов среднего профессионального образования Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 2000.-21 с.
  102. Л.П. Педагогика. М., 2007. — 429с.
  103. В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. М.: Издательство Владос, 2001.-368с.
  104. М.П. Поэтапный междисциплинарный контроль качества подготовки специалистов // Среднее профессиональное образование.- 2005.- № 9.-С. 43−45.
  105. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2001.- 128 с.
  106. B.C. Дидактика (теория обучения): Учебное пособие. М. Ростов -на/Д: ИКЦ «МарТ», 2003. 368 с.
  107. A.A. Пути повышения эффективности контроля знаний в учебном процессе на обнове объективизации его результатов и усиление обучающее-воспитательных функций: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М, 1999. -22 с.
  108. М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе: дидактические основы и реализация системы: Автореф. дис. докт. пед. наук. Майкоп, 1998.- 48 с.
  109. Н.Д. Контроль учебно-познавательной деятельности обучающихся (технология формирования умения). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.- 168 с.
  110. М.Б. Рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов при изучении дисциплин, связанных с ИКТ //Информатика и образование. № 9. — 2006. — С. 123−128.
  111. М.М. Технологии профессионально педагогического образования: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2001.- 272 с.
  112. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1971.
  113. М. На образовательном рынке // Высшее образование в России. 2001.- № 4. С. 34 -42.
  114. Г. А., Савва А. И. Проблемы подготовки будущих учителей к педагогическому мониторингу. Магнитогорск.-2000.- С. 108.
  115. Лихачев.Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М.: Юрайт. 2001.- 607с.
  116. А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М. — 2000.- с. 127.
  117. А.Н. Тесты школьных достижений- нормирование тестов. // Школьные технологии- 1999.- № 3.- С. 179−198.
  118. В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М., 2002.- 272 с.
  119. И.А. Педагогический мониторинг как фактор повышения качества успеваемости студентов учреждений среднего профессионального образования. Автореф. дис. канд. пед. наук.- Майкоп, 2006.- 26с.
  120. И.И. Комплексная система контроля качества образования в профессиональном лицее. Дис. канд. пед. наук. Москва, 2000. — 269с.
  121. A.K. Психология труда учителя.- М., 1993.- 190 с.
  122. И.Л., Федорова Е. А. Обучающая роль лингводидактических тестов в практическом курсе русского языка // Русская словесность, — 1998.- № 1.- С. 87−93.
  123. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова H.H. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. — М.: Педагогическое общество России. 2001, — 128 с.
  124. Г. У. Педагогическое тестирование в России // Педагогика.-2002.-№ 2.- С. 15−21.
  125. Н.В. Организация модульно рейтингового контроля обучения студентов педагогического колледжа. Дис. канд. пед. наук. Барнаул, 2005.-210 с.
  126. Е.И. Теории и практика мониторинга качества образования в региональной системе образования. -М.: Педагогическое общество Росси, 1999.-224 с.
  127. Е.А. Требования к разработке стандартизованного дидактического теста //Специалист.- 1996.- № 3, — С. 31−33.
  128. Г. Н., Соломахина И.А Проблемы контроля учебной деятельности и рейтинговая система оценки знаний // Среднее профессиональное образование. (Приложение). — 2007. № 1.-С. 120−126.
  129. H.A. Педагогика среднего профессионального образования: Учебное пособие для студентов высших пед. уч. заведений. -М.: «Академия», 2001.-272 с.
  130. Морева Н. А. Технология профессионального образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М: Издательский центр «Академия», 2005.- 243 с.
  131. С.Н., Федотова T.B. Организации внутриколледжного контроля // Среднее профессиональное образование. (Приложение). 2004.- № 6.-С.133−141.
  132. Надеина Н. В Мотивирующее оценивание знаний студентов на основе рейтинговой системы // Среднее профессиональное образование.- 2006.- № 8, — С. 127−129.
  133. Н.В. Технология «Портфель студента» //Среднее профессиональное образование. (Приложение). 2005.- № 5.- С.57−65.
  134. O.A. Управление качеством образовательного процесса в педагогическом колледже. Автореф. дис.докт. пед. наук. Челябинск, 2003.- 45 с.
  135. Научно-методические основы и практика организации учебного процесса в вузе: учебное пособие / И. А. Новаков, Ю. В. Попов, Н. Подлеснов и др. -Волгоград, 2003.-316 с.
  136. Г. С. Самоконтроль человека.- Л., 1989.-235с.
  137. Новейший психологический словарь /Под общ. ред. В. Б. Шапаря.-Ростов н/Д.: Феникс, 2005.- 808с.
  138. Т.Г., Пинская М. А., Прутченков A.C. Портфолио в российской школе //Народное образование.- 2005. № 1. — С. 84−97.
  139. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров /Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 272 с.
  140. Общая профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. В. Д. Симоненко.- М.: Вентана- Граф, 2006.-368 с.
  141. Оганесян Н. Т Педагогическая психология. Система разноуровневых контрольных заданий: учебное пособие, — М.:КНОРУС, 2006. 328 с.
  142. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000слов и фразеологических выражений М.: Азбуковник, 1997.-944 с.
  143. JI.В. Дидактические условия создания и использования электронных средств обучения: Дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 2005. — 265 с.
  144. О сертификации качества педагогических тестовых материалов / Вестник образования России. 2000. — № 3.- С. 16−23.
  145. Э.В., Чернышева Л. И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э. В. Островского. — М.: Вузовский учебник, 2006.-384с.
  146. В.П. Системное управление качеством образования в школе. СПб -М., 2000.- 140с.
  147. .И., Василовский В. В., Дроздов Ю. А. Исследование и разработка технологии обучения на основе системы РИТМ. Таганрог, 1995.
  148. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие /Под ред. М. В. Булановой — Топорковой. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.-512с.
  149. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений. /Под редакцией С. А. Смирнова. — М.': Академия, 2000. 544 с.
  150. Педагогика: Учебное пособие/Под редакцией П. И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998.- 640 с.
  151. Педагогическая психология / Под ред. Н. В. Клюевой. М., «Владос-Пресс», 2003.-400 с.
  152. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей ред. B.C. Кукушина М. — Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2004.- 336 с.
  153. Педагогический мониторинг как системная диагностика в управлении качеством образования. /Тезисы 5 Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 1997. — 126 с.
  154. Педагогический энциклопедический словарь. М.: «Большая Российская энциклопедия», 2003. 528 с.
  155. В.Ю. Качество среднего профессионального образования: проблемный аспект // Среднее профессиональное образование.-2003.- № 7. С. 2−3.
  156. H.H. Педагогические условия управления качеством профессионального образования в вузе. Дис. канд. пед. наук.- Москва, 2003.- с. 64.
  157. И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений: в 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.-Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  158. Положение о рейтинговой системе контроля и оценки качества обучения студентов. Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, http://www.magtu.ru/ winl251/study/sbornik/NonnDoc /2002/reitmgl.htm.
  159. В.П., Кузьмина Т. В. К проблемам управления качеством образования. // Среднее профессиональное образование.- 2006.- № 7.- С. 2−4.
  160. И.А. Влияние педагогического оценивания на развитие профессионального самосознания студентов колледжа: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Москва, 2002. 23 с.
  161. М.М. Управление качеством образования в вопросах и ответах //Народное образование. 2002.- № 1.- С. 86−91.
  162. М.М. Управление качеством образования // Народное образование. 1999. — № 7−8. — С. 167−170.
  163. Т.В., Соловьева H.H. Методы и формы контроля на уроках русского языка. / Книга для учителя. Под ред. H.H. Соловьевой. М.: Материк — Альфа, 2005.-136 с.
  164. H.A. Влияние контрольно-оценочной деятельности на формирование нравственных отношений между преподавателями и учащимися высшего учебного заведения. Дис. канд. пед. наук.- Рязань, 2003.- 210с.
  165. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. — М: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.- 303 с.
  166. Т.Н. Процессный подход к созданию системы управления качеством образования в колледже // Среднее профессиональное образование.-2007.- № 1.- С. 2−3.
  167. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М. К. Акимовой, K.M. Гуревича. Спб.: Питер, 2006.- 315 с.
  168. Пурин В.Д.. Педагогика среднего профессионального образования. -Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 256 с.
  169. JI.JI. Управление качеством непрерывного образования в региональном учебно — научном педагогическом комплексе. М.: Илекса- Москва-Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. -320 с.
  170. Российская педагогическая энциклопедия в 2 т. /Гл. ред. Давыдов В. В. Т.2.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.- т.1.- 608с.
  171. В.А. Среднее профессиональное образование и будущее России / Какое среднее профессиональное образование нужно России в 21 в. /Под общ. ред. В. М. Демина. М., 2003. — С. 80−83.
  172. Е.И. Управление качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный подход. Волгоград, 2003.- 260 с.
  173. В.А. Мониторинг в системе обеспечения качества подготовки специалистов /Проблемы модернизации среднего профессионального образования. СПб., 2005. — С. 62.
  174. Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных заведениях: Учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования. — Москва: Мастерство, 2001.- 272 с.
  175. А.Г. Компьютерный экзамен — реалия новой системы образования в России//Народное образование.- 2001, — № 5.- С. 21−26.
  176. В.В. Общая педагогика: Избранные лекции.- Волгоград: Перемена, 2004.- С. 278.
  177. Т.Т. Компьютерный контроль знаний при изучении социально-политических дисциплин //Педагогика.- 2005.- № 4.- С.53−60.
  178. В.П. Диагностика степени обученности учащихся: Учебное пособие.- М.: Московский университет, 1999. 46 с.
  179. В.П. Новая философия оценки степени обученности личности. // Специалист. 2000. — № 4. — С. 26 — 30.
  180. В.П., Черненко Е. Г. Десятибалльные шкалы оценки степени обученности по предметам. Учебное пособие. -М.: Международная педагогическая академия, 2001.- 61 с.
  181. В.А. Дидактика. М.: Издательский центр «Академия», 2002.368 с.
  182. A.A. Формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов среднего звена как основное направление модернизации среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование.-2003.- № 6.- С. 3−8.
  183. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Общая педагогика. М., Владос, 2002.- 512 с.
  184. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. — М., Академия, 2001.- 408 с.
  185. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. / Полонский В. М. М., 1995.- 20 с.
  186. Словарь иностранных слов.-М., «Русский язык», 1989.-624 с.
  187. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. Учебное пособие для студентов выс. пед. уч. заведений. -М.: «Академия», 2001. -400с.
  188. Современный словарь по педагогике /Сост. Рапацевич Е.С.- Мн.: «Современное слово», 2001.- 928 с.
  189. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. —М.: Сов. Энциклопедия, 1987.- 1600 с.
  190. В.Е. Учебно-методическое и организационное обеспечение контроля качества подготовки специалистов // Среднее профессиональное образование.- 2002.-№ 7.- С. 19−21.
  191. В.Е., Курябова Г. А. Рейтинговая система контроля знаний. Пути разработки и внедрения //Среднее профессионально образование. 1996.- № 5−6.- С. 27−29.
  192. Л.Д. Педагогика Учебник для учащихся педагогических колледжей. Ростов на/Д: Феникс, 2000.- 448 с.
  193. А.И. Оценочные средства и технологии аттестации качества подготовки специалистов в вузах. Методология, методика- практика. Монография. СПб. -М., 2004.- 67 с.
  194. А.И. Система рейтинговой оценки// Специалист. -1994.-№ 8.-С. 26−27.
  195. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 288 с.
  196. И.П. Качество подготовки специалиста как цель внутриколледжного управления // Среднее профессионально образование.-(Приложение). 2004.- № 2.- С. 3−5.
  197. Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. /Е.В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др.- под ред. Сабаткоева. М.: Издательский центр «Академия», 2005.320 с.
  198. В.Ф., Пружникова О. П. Система менеджмента качества в колледже //Среднее профессионально образование. (Приложение). — 2006.- № 6.-С. 18−21.
  199. Тубер И. И- Управление качеством подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования. Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2004.- 176с.
  200. Управление качеством образования /Под ред. М. М. Поташника -Mi: Педагогическое общество России: 2000.- 448 с.
  201. Л.С. Рейтинговая система контроля знаний и педагогическая диагностика: как средство управления учебным процессом в профессиональном образовательном, учреждении: Автореф. дис.канд. пед. наук.-Ставрополь, 2000.22 с.
  202. И.Ф. Педагогика Учебное пособие. М.: Юристъ, 1997.- 512с.
  203. . О.С., Феденева P.M., Рындак В.Г Управление качеством образования как педагогическая проблема //Завуч, 2001. № 5.- С. 14.
  204. Н.Л. Взаимосвязь диагностики, коррекции, контроля при обучении фонематическому оформлению речи на неродном языке. Автореф- дис. докт. пед. наук. СПб,.2004.-48 с.
  205. Философско-педагогические проблемы образования / Под ред. В. В. Давыдова М., 1991.- 142с.
  206. C.B. Единство контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте (на материале работы ССУЗов). Автореф. дис.канд. пед наук.-Саратов, 2000.- 21 с.
  207. Г. В. Тестовый контроль как средство организации самостоятельной работы студентов технического вуза по гуманитарным предметам. Брянск, 2004. — 165 с.
  208. И.А. Многоуровневая система контроля языкового образования в высшей технической школе. Автореф. дис. канд. пед. наук.-Таганрог, 1995.- 48с.
  209. М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. М., Логос, 2002. — 432 с.
  210. М.А. Организационно педагогические и дидактические условия использования тестовых способов контроля для обеспечения требований государственных образовательных стандартов: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Москва, 1997. — 22 с.
  211. B.C., Кулемин И. Н. Рейтинговые системы в образовании. Народное образование.- 2003.- № 4.- С. 79−84.
  212. В., Розина Н. Централизованное тестирование: проблемы и перспективы //Высшее образование в России. 2000. — № 1.- С. 27 —31.
  213. В.Н. Диагностика и оценка качества образовательных систем // Педагогика. 1995.- № 4. — С. 36−41.
  214. Т.И., Третьяков П.И, Капустин Н. П. Управление образовательными системами. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002.- 320 с.
  215. М.В. Образовательный мониторинг в управлении качеством подготовки учащихся начальной профессиональной школы: Дис. канд. пед. наук.- Ставрополь, 2003. — 163 с.
  216. E.H. Контроль как фактор повышения ответственности у студентов педагогического колледжа // Среднее профессионально образование. (Приложение). -2006.-№ 10.-С. 142−146.
  217. Е.А., Крюков М:П. Управление качеством образовательной деятельности в ССУЗе // Среднее профессионально образование. 2006.- № 7.- С. 15−17.
  218. Шишов! С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования, в школе. -М.: Педагогическое общество России, 1999.- 354 с.
  219. В.П. Совершенствование системы управления качеством образования в условиях эксперимента // Среднее профессионально образование. (Приложение). -2006.- № 12.- С. 31−35.
  220. E.H. Педагогика: Общая теория образования. Ставрополь: СКСИ, 2007. — 636 с.
  221. Н. Диагностика обученности как способ управления качеством образования / Народное образование. 2004.- № 7.- С. 131−139.
  222. Н.Г. Концептуальные подходы и основные этапы формирования второго поколения государственных образовательных стандартов СПО // Среднее профессиональное образование. 2002.- № 1.- С. 17−18.
Заполнить форму текущей работой