Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление развитием естественной монополии: На примере газового комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сформулирована система принципов управления процессом подготовки менеджеров для газового комплекса страны, вытекающая из особенностей развития данной отрасли национальной экономики: ориентация подготовки на комплексные задачи развития газового комплекса и обеспечение востребованности менеджеров в рамках их запланированной карьерысочетание плановости и мотивации подготовки (применение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Задачи и функции управления развитием газового комплекса страны
    • 1. 1. Место, задачи и функции газового комплекса в экономике страны
    • 1. 2. Газовый комплекс как естественная федеральная монополия
    • 1. 3. Состояние управления развитием газового комплекса: стратегия, приоритеты, оргструктуры, функции
  • Глава 2. Демонополизация газового комплекса и создание конкурентной среды.,
    • 2. 1. Многовариантный подход к реформированию естественных монополий
    • 2. 2. Структурные преобразования и отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных
    • 2. 3. Формирование системы мер антимонопольного регулирования
    • 2. 4. Управление процессом подготовки менеджеров для работы естественных монополий в условиях конкуренции
  • Выводы
  • Список основной и использованной литературы

Управление развитием естественной монополии: На примере газового комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что действующая система управления развитием естественных монополий в России не обеспечивает их эффективного функционирования без разумного сочетания процессов демонополизации и государственного регулирования.

Вместе с тем, анализ различных сценариев развития энергетики России свидетельствует об отсутствии реальных альтернатив долгосрочной ориентации страны на газовую промышленность, как основу качественного совершенствования и количественного роста топливно-энергетического комплекса страны. Природный газ является важным источником энергии, которая наиболее выгодно может использоваться на подавляющем большинстве российских предприятиях. Однако газовый комплекс России, как естественная монополия, с одной стороны, пытается поддержать отечественную промышленность, создавая в ней рабочие места, с другой — превращается в многопрофильный финансово-промышленный конгломерат с неясной формой собственности, запутанной системой взаимоотношений с федеральной властью, собственными коммерческими интересами и, как итог, неэффективным использованием имеющихся ресурсов, вызывающим рост цен в промышленности и реальном секторе экономики.

Это обуславливает необходимость поиска путей управления развитием естественных монополий на базе концептуальных основ, способных обеспечить достижение целей социально-экономического развития государства.

Изученность проблемы. Естественным монополиям в научной и практической литературе уделено немало внимания. В течение длительного времени активно изучались вопросы определения экономических границ естественных монополий, позволяющих развиваться конкуренциирассматривались процессы банкротства предприятий-естественных монополистов, особенности инвестиций в основной капитал в отраслях естественных монополий. Проводились также исследования, касающиеся ряда проблем нормализации отношений естественных монополий с российскими регионами. Имеется немало работ в области государственного регулирования развития естественных монополий, включая различные подходы к разработке концепции антимонопольной политики.

Этим вопросам посвящались труды Байкова Н. Ю., Безрукова А. И., Бродского Н. Ю., Виленского А. Н., Ворожейкина В. Н., Вуколо-ва В.М., Вяхирева Р. И., Голубева Е. Н., Городецкого А. В., Гутмана Г. В., Котелкина Е. И., Луцкой Е. Е., Никифорова А. А., Ольсевича О. Я., Павленко Ю. А., Ремизова В. В., Семенова С. А., Тепикина М. В., ТотьеваК.Ю., Чемберлина Э., Шальмона О. В. и др.

Вместе с тем, недостаточно изучено место газового комплекса в реформируемой экономике страны с позиций уточнения функций управления его развитием. Требуется исследование газового комплекса как федеральной монополии для оценки целесообразности отделения монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных и для разработки системы мер антимонопольного регулирования. В литературе не уделено должного внимания анализу организационных структур и функций управления развитием газового комплекса с целью придания им гибкости и способности адекватно реагировать на изменения экономической среды. Еще требуют своей разработки современные принципы управления процессом подготовки менеджеров для структур управления данной отраслью и формирования резерва кадров, способных работать в новых условиях хозяйствования.

Решение этих проблем (как в научном, так и практическом плане) является, на наш взгляд, важной народнохозяйственной задачей.

Общая цель исследования состоит в разработке концептуальных основ управления развитием естественной монополии на примере газового комплекса страны (ОАО «Газпром») и выработке научно-практических рекомендаций по их использованию.

Эта цель исследования достигается решением следующих конкретных задач:

— определением места газового комплекса в реформируемой экономике страны, анализом выполняемых им задач и реализуемых функций с целью уточнения особенностей управления его развитием;

— исследованием газового комплекса как федеральной монополии для оценки потребностей в его демонополизации, целесообразности отделения монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных и для разработки системы мер антимонопольного регулирования;

— анализом организационной структуры и функций управления развитием газового комплекса с целью придания ей гибкости и способности адекватно реагировать на изменения конкурентной экономической среды;

— дополнением системы регулирования развития естественных монополий рядом принципов, соблюдение которых будет способствовать усилению позитивного воздействия государства на финансово-экономические процессы, происходящие в газовом комплексе страны;

— разработкой принципов управления процессом подготовки менеджеров с целью обеспечения текущих потребностей гибких организационных структур управления в кадрах нового поколения, а также для формирования резерва кадров, способных работать в новых, более сложных условиях хозяйствования газового комплекса.

Объектом исследования является процесс управления развитием естественных монополий.

Предметом исследования выступают управленческие и связанные с ними экономические отношения, возникающие в процессе целенаправленного воздействия на развитие естественных монополий.

Теоретической и методологической базой исследования служат достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых, классиков теорий общественного развития, экономикиприкладные работы по данной проблемепрограммы, концепции, законы и другие материалы по управлению развитием газового комплекса страны.

В диссертации применяются методы статистической обработки информации, логического, экономического анализа.

Новые научные результаты, полученные лично автором в ходе исследования, состоят в следующем: решена важная народнохозяйственная задача — разработаны концептуальные основы управления развитием газового комплекса. Они включают: выработку организационных, управленческих и экономических подходов к реформированию естественных монополийпроведение структурных преобразований для отделения монопольных видов деятельности от потенциально конкурентныхформирование и реализацию системы мер антимонопольного регулированияуправление процессом подготовки менеджеров для работы в новых условиях функционирования естественных монополий. В том числе:

1) доказано, что функции управления развитием газового комплекса должны быть стратегически ориентированы на решение следующих ключевых задач: на закрепление его места в экономике страны как одного из крупных налогоплательщиков и основных источников валютных поступлений в бюджетна обеспечение приоритета в поставке газа на внутренний рынок как важнейшего и наиболее дешевого энергоресурса, способствующего экономическому и технологическому прорыву в базовых отраслях национальной экономикина усиление его позиций на мировом рынке как крупнейшей транснациональной газовой корпорации, осуществляющей не менее четверти мировой добычи газа и поддерживающей на этой основе экономическую и политическую стабильность в России;

2) установлено, что ОАО «Газпром» имеет следующие явно выраженные экономические признаки естественной монополии: с ростом объемов добычи, транспортировки, реализации газа и постепенного насыщения рынка его предельные единичные издержки уменьшаютсяосвоение и расширение рынков сбыта сопровождается стремлением максимально закрепить экономическую власть на них исключительно в своих интересах путем использования монопольного положения. Исходя из этого, рекомендована стратегия современной антимонопольной политики государства, которая, с одной стороны, направлена на выработку и реализацию системы гибких, взвешенных мер демонополизации, а с другой — сориентирована на борьбу с монополизмом как отрицательным явлением, снижающим возможности развития экономики;

3) обоснован подход к реформированию естественных монополий, предполагающий отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных (транспортных сетей от производства с соответствующим разделением инфраструктурной сферы на конкурентный и неконкурентный секторы) и развитие конкуренции. Доказано, что при этом принципиально усиление государственного регулирования транспортировки газа и создания совокупности условий для свободного доступа добывающих предприятий к распределительной сетистимулирование конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности ОАО «Газпром» путем привлечения отечественных и иностранных инвесторов для освоения новых месторожденийразвитие прямых договорных отношений между поставщиками и потребителями газа;

4) система регулирования естественных монополий дополнена рядом принципов: принцип комплексности и учета интересов всех категорий пользователей услуг естественных монополийпринцип одновременности изменения тарифов основных субъектов естественных монополий, в корне меняющих условия хозяйствования всех коммерческих структур, в том числе и других субъектов естественных монополийпринцип тесного сотрудничества антимонопольных органов и администраций субъектов Федерации по регулированию деятельности естественных монополий, обусловленный тем, что отличительной стороной большинства естественных монополий является их явно выраженный территориальный характер;

5) выявлены диспропорции между отраслевыми потребностями в менеджерах в регионах и местными возможностями обеспечения их высококвалифицированными управленцами. Аргументировано создание в системе газового комплекса страны межрегионального фонда обмена резервистами, обеспечивающего перемещение менеджеров всех уровней управления в рамках их запланированной карьеры и регулирование данного процесса;

6) сформулирована система принципов управления процессом подготовки менеджеров для газового комплекса страны, вытекающая из особенностей развития данной отрасли национальной экономики: ориентация подготовки на комплексные задачи развития газового комплекса и обеспечение востребованности менеджеров в рамках их запланированной карьерысочетание плановости и мотивации подготовки (применение стратегического и годового планирования подготовки менеджеров структурными подразделениями газового комплекса, введение индивидуального планирования, подкрепленного соответствующей мотивацией) — взаимосвязь непрерывности подготовки менеджеров с выполнением плана их карьеры (обучение и стажировка в течение всего периода профессиональной деятельности работника, сопровождающиеся изменениями в карьере) — корпоративность (объединение возможностей отраслевых, межотраслевых учебных заведений и кадровых служб предприятий в обучении и реализации карьеры менеджеров) — уровневость подготовки (по основным уровням управления с выделением главного направления обучения в каждом из них) — адресность финансирования подготовки (определение на стадии стратегического планирования подготовки как объемов финансирования, так и источников их покрытия);

7) доказана необходимость создания Российского газового союза, представляющего собой общественную организацию, объединяющую ведущих специалистов и газовые предприятия России, включая организации и специалистов Газпрома, Росгазификации, газовых предприятий нефтяной промышленности, территориальных и местных газовых ассоциаций и негосударственные частные газовые предприятия. Такой союз должен представлять интересы газового комплекса страны за рубежом.

Практическая значимость работы заключается в том, что исследование доведено до конкретных рекомендаций по управлению развитием газового комплекса страны. Основные предложения и выводы, сформулированные в диссертации, реализованы автором в практике работы газового комплекса страны.

Апробация результатов исследования. Положения и выводы диссертации апробированы в ходе практической деятельности автора и обсуждены на заседании центра управленческого консультирования кафедры общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Различные аспекты исследования изложены в публикациях автора.

Логика и структура работы. Логика и цель исследования определяют структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

— 123 -ВЫВОДЫ.

1. Газовый комплекс России занимает важное место в экономике страны. Он является одним из крупнейших налогоплательщиков и основных источников валютных поступлений в бюджет государства за счет больших объемов добычи газа и его реализации как на внутреннем, так и на внешнем рынках. При этом газ в России по-прежнему остается наиболее дешевым энергоресурсом, использование которого в сфере производства и для населения поддерживает процессы экономической стабилизации, снятия социальной напряженности в стране.

2. Увеличение внутренних потребностей России в природном газе как наиболее эффективном источнике энергии, рост конкуренции на зарубежных газовых рынках обусловливают необходимость создания более совершенной системы управления развитием естественной монополии ОАО «Газпром», которая позволит снижать издержки производства, цены, повышать гарантии бесперебойного и качественного обеспечения газом отечественных и зарубежных потребителей.

3. Учитывая региональную ориентацию добычи газа, государственное регулирование развития ОАО «Газпром», наряду с позитивным воздействием на отраслевые проблемы через имеющийся в собственности государства пакет акций, должно быть направлено на создание условий, выгодных не только для газового комплекса, но и для территорий, на которых ведется освоение месторождений газа. К таким условиям необходимо отнести следующие: сохранение окружающей среды и улучшение экологической обстановкиорганизационные, финансово-экономические и нормативно-правовые возможности создания дополнительных рабочих местрешение других социально-экономических проблем региона, муниципальных образований и населения.

4. ОАО «Газпром» является федеральным монополистом, имеющим организационную и технологическую целостность на базе собственной добычи, подготовки, а главное транспортировки и распределения природного газа. Исследования показывают, что ОАО «Газпром» обладает и рядом других важнейших экономических признаков естественной монополии. Прежде всего чрезвычайно высокой степенью концентрации производственно-технологического комплекса на добыче, подготовке, транспортировке, распределении природного газа. Рост объемов освоения рынков газа и постепенное их насыщение сопровождаются снижением предельных единичных издержек. Освоение рынков сбыта проходит на фоне абсолютизации экономической власти на них в интересах Газпрома. Монопольное положение ОАО «Газпром» определяется и его долей в общем объеме добычи газа на российском газовом рынке, которая достигает 95%.

5. Организационная структура управления ОАО «Газпром» представляет собой целостный, крупнейший вертикально интегрированный промышленно-финансовый комплекс, обеспечивающий развитие и эксплуатацию единой системы газоснабжения. Однако его целостность и уровень монополизации не являются необходимыми составляющими, присущими естественной монополии. Нельзя утверждать, что сложившееся организационное и финансово-экономическое устройство ОАО «Газпром» обусловлено природными условиями, оправдывающими данную монополию.

6. Изучение экономики ОАО «Газпром» свидетельствует о том, что реальный вклад данной организации в национальное благосостояние страны мог быть и гораздо выше, если организационную структуру управления и всю систему отношений привести в соответствие с функциями и задачами данного предприятия на базе отделения монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных. При этом условия, приводящие к «естественному» монополизму, должны регулироваться государством, а прочие — рынком.

7. Исследование показывает, что в России, начиная с 1993 г., с периодичностью примерно один раз в год возникают попытки коренного реформирования Газпрома, чаще всего понимаемого как тот или иной вариант его разделения. Можно выделить два источника соответствующих настроений и предложений. Это «реформаторская часть» правительства и международные финансовые организации. Анализ показал, что предложения правительства при этом имеют разные мотивы, но в большей мере они основаны на причинах объективного финансово-экономического характера.

8. Изучение теоретических исследований и анализ практики реформирования естественных монополий позволяет сделать вывод о том, что наличие конкуренции является не только главным условием, но и важнейшим критерием эффективности их функционирования. Для того, чтобы ее действие распространялось на естественные монополии, необходимо осуществить отделение транспортных сетей (сохраняющих монопольное положение) от производителей газа, электрои теплоэнергии, которые должны быть поставлены в условия конкуренции.

9. Важнейшим условием, предшествующим демонополизации естественных монополий, является проведение независимой оценки возможного эффекта реформирования и сопоставление его с величиной неизбежных в таких случаях трансформационных издержек. При этом необходим также и учет уроков практики далеко не рыночной экономики России.

Иначе непродуманное разукрупнение ОАО «Газпром» может привести не к оживлению конкуренции со всеми положительными для экономики последствиями, а к образованию многочисленных посредников, как это произошло в угольной отрасли после разукрупнения организационных структур управления и выделения шахт в самостоятельные юридические лица.

10. До тех пор, пока транспортировка газа по единой системе газоснабжения России будет являться естественной монополией, государственному регулированию должны подвергаться не сами цены на газ, а тарифы на его транспортировку. Одновременно необходимо реализовать право эффективного доступа независимых производителей газа к газотранспортной сети ОАО «Газпром». Это создаст условия для сохранения целостности существующей газотранспортной системы и ослабит монополизм, что чрезвычайно важно для обеспечения высокого уровня надежности подачи газа потребителям.

11. Исследование показывает, что регулирование развития естественных монополий должно осуществляться при непосредственном участии субъектов Федерации. Это предполагает учет следующих моментов: примат экономической целесообразности развития над политической конъюнктуройвзвешенность решений, достигаемая путем их ориентации на стратегию развития естественных монополий и региональную концепцию развития субъектов Федерациисовершенствование законодательной базы, позволяющей государству эффективно регулировать развитие естественных монополий федерального уровня, работающих в субъектах Федерации, и обеспечивающей прозрачность решений по локальным естественным монополиямнормативно-правовая ориентация на решение части бюджетных проблем субъектов Федерации за счет финансовых ресурсов субъектов естественных монополий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Б., Розанова, Н.Г. Теория организации отраслевых рынков. М., 1998.
  2. Н. Инвестиции в отраслях ТЭК и естественные монополии // «Мировая экономика и международные отношения». 1998. № 1. С. 130.
  3. К. Будущее российского природного газа. Роль на мировом рынке // «Газовая промышленность». 1997. № 8. С. 8.
  4. В.Н. Призраки и реалии рынка. М., 1993, 294 с.
  5. Н.Ю. Естественная монополия и ее экономические границы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. «Экономика». 1999. № 1. С. 60−76.
  6. В. Мы нищенствуем потому, что сказочно богаты // «Нефть России». 1998. № 4. С. 26.
  7. А., Голубева Е. Пути нормализации отношений естественных монополий с российскими регионами// «Федерализм». 1999. № 3. С. 121.
  8. В.Н. Роль государства в регулировании монопольных секторов рынка: состояние и пути совершенствования // «Вопросы экономики». 2000. № 1. С. 41.
  9. Р.И. Транснациональная компания ОАО «Газпром» и ее роль в экономике России. Санкт-Петербург. 1998. С. 10.
  10. Гальперин В. М и др. Микроэкономика. Вып 22. Спб., 1998. 503 с.
  11. В.М. Теория фирмы. «Вехи экономической мысли». Вып.2.Спб., 1995. 534 с.
  12. С.Ю. Перспективы экономического роста в 1996 г. // «Вопросы экономики». 1996. № 5.С. 41−61.
  13. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития: формирование экономической политики, преодоление структурного кризиса. М., 1993. 310 с.
  14. С.Ю. Технологические сдвиги в экономике России // «Экономика и математические методы». Вып.2. 1997. С.5−24.
  15. В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высш. упр. персонала. Опыт лучших пром. фирм США, Японии и стран Западной Европы. Т.2. М., 1996. 720с.
  16. А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // «Вопросы экономики». 2000. № 1. С. 137−146.
  17. Государственное регулирование национальной экономики / Тезисы всероссийской научной конференции. М., 1996. 135 с.
  18. Государственное регулирование экономики России: теория, методология, опыт. М., 1992. 237 с.
  19. А. Между рынком и государственностью // Россия-2010. 1994. № 3. С.42−44.
  20. Г. Программа перехода к рынку на региональном уровне // «Рынок». 1991. № 1. С.58−67.
  21. Г. В., Лапыгин Ю. Н. Антимонопольный путь к конкуренции. Владимир, 1996. 64 с.
  22. Деловой Петербург". 2000. 31 мая.
  23. И. Проблемы взаимодействия естественных монополий с регионами //" Экономист". 1999. № 11 .С. 30−42.
  24. Инвестиции в основной капитал в отраслях естественных монополий // «Вопросы статистики». 1999. № 2. С. 54−59.
  25. Е.И. Естественные монополии: опыт стран с рыночной экономикой. В кн. «Государственное регулирование естественных монополий: опыт, проблемы, перспективы». Под ред. О. В. Коломийченко и В. Н. Ворожейкина. М., 2000. С. 18.
  26. Е.Е. Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах. Научно аналит. обзор. Отв. ред.
  27. А.И. Безруков. М. Д992. 38 с. (Экон. теория и практика современного капитализма). С.37−38.
  28. А. Что век грядущий нам готовит? //"Нефть России". 1998. № 2. С. 36.
  29. Мацусита Коносукэ. Сотворение мечты: Япония сегодня. Пер. с яп. Б. Раскин. 1993.134 с.
  30. Независимая газета". 1998. 2 июня.
  31. А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа. «Вестн. Моск. ун-та», Сер.6. Экономика. 1998. № 1.С. 14−30.
  32. А. А. Регулирование и реструктуризация естественных монополий в переходной экономике: ценовой аспект //"Альманах центра общественных наук". 1997. № 4. Янв. С.101−116.
  33. В.В. Газовая промышленность России и ее развитие на период до 2015 г. //"Газовая промышленность". 1997. № 1.С. 6−7.
  34. В.В., Водолагин А. В., Вуколов В.М и др. Под общ. ред. Ремизова В. В. Газпром и современная зкополитика. Открытое акционерное общество «Газпром». Междунар, акад. ноосферы (устойчивого развития). М., 1999. 329 с.
  35. М. Разгосударствление и приватизация // «Российский экономический журнал». 1994. № 9. С. 89−95.
  36. Р. Любят ли в России Газпром? // «Фактор». 1998. № 5−6. С.66- 69.
  37. С.А. Проблемы реструктуризации естественных монополий (на примере РАО «ЕЭС России»). Структурная перестройка экономики и экономический рост: Материалы науч. конф. М., 1999. С. 157−169.
  38. М.Н. Концепция разработки государственных федеральных программ // ЭПОС: Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 1994. № 1. С.7−13.
  39. А. Государственное управление при формировании рыночных отношений // «Экономист». 1994. № 9. С.33−38.
  40. Система государственного управления. А. В. Пикулькин. М., 1997. 352 с.
  41. В.И. Реформы и будущее России // Общество и экономика. 1996. № 7. С.84−90.
  42. Смешанная экономика: формирование и управление. М., 1994. 221 с.
  43. Смешанное общество: основы, сущность, проблемы / Отв. ред. JI.B. Никифоров. М., 1993. 176 с.
  44. В. Движение основных производственных фондов в народном хозяйстве // «Экономист». 1997. № 4. С.3−12.
  45. А. А. Экономическая политика государства. М., 1998. С.7−8.
  46. Составление бюджета / Пер. с англ.: Учеб. пособие для вузов. М., 1993 79 с.
  47. Социально-экономическое положение России в 1994 г. // «Общество и экономика». 1995. № 1. С.89−127- № 2. С.95−158.
  48. Социально-экономическая ситуация в России: итоги, проблемы, пути стабилизации // «Вопросы экономики». 1994. № 2. С. 126−160.
  49. Социально-экономические преобразования в России: современная ситуация и новые подходы. М., 1994. 32 с.
  50. Тироль Жан. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности: Пер. с англ. /Под ред. В. М. Гальперина и J1.C. Тарасевича. Спб., 1996. 745 с.
  51. М.В. Особенности банкротства предприятий-естественных монополистов // «Юридический мир». 2000. № 3. С. 14−20.
  52. К.Ю. Конкуренция и монополии: Правовые аспекты регулирования. М., 1996. 261 с.
  53. В.Ф., Омаров A.M. и др. Народ, государство, инвестиции -стабильность развития. М., 1999, 640 с.
  54. У развития трех сценариев: Россия на пути к 2000 году. Варианты развития экономики: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный // «Российская газета». 1996. 24 февр.
  55. Я. Перспективы инвестиционной активности// «Экономист». 1997. № 2. С.3−9.
  56. Н.П. Вопросы экономической теории. М., 1994. 222 с.
  57. К.Ф. Просвещенное общество: экономика с человеческим лицом. М., 1994. 301 с.
  58. Форд Генри. Сегодня и завтра. Пер. с англ. М., 1992. 237 с.
  59. А.А. Экономика России в 1992—1996 гг.: тенденции, анализ, прогноз. М., 1996. 170 с.
  60. С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике // «Вопросы экономики». 1994. № 1. С. 80−91.
  61. Д.С. Государственное регулирование путь к стабилизации // «Научный Татарстан». 1996. № 4. С.40−46.
  62. Д.С. Разгосударствление и приватизация собственности -основа формирования рыночной экономической среды. М., 1992. С. 122−136.
  63. А. Курс предпринимательства. Практическое пособие: Пер. с англ. М., 1993. 352 с.
  64. А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование. М., 1999. 367с.
  65. Чемберлин Эдвард. Теория монополистической конкуренции: Реори-ентация теории стоимости. Под ред. О. Я. Ольсевича. М., 1996. 351 с.
  66. В. Надо пересмотреть подход к государственному регулированию экономики // «Экономика и жизнь». 1996. № 33. С. 1−2.
  67. М. Татарстан на пути реформ: опыт государственного управления // «Проблемы теории и практики управления». 1996. № 4. С.8−13.
  68. О.В. Некоторые проблемы регулирования деятельности субьек-тов естественных монополий в области универсальной почтовой связи (правовой аспект) // «Законодательство и экономика». 1998. № 5. С. 35−39.
  69. Шансы российской экономики / Под ред. Ю. М. Осипова, Г. С. Зотовой. М., 1996. 655 с.
  70. Д.А., Чебунин П. К. Основы прогнозирования социально-экономического развития народного хозяйства. Учеб. пособие. Владивосток, 1994. 194 с.
  71. Ю.М. Государственное воздействие на процесс формирования и функционирования российской экономики // Вестник Моск. ун-та. 1995. № 6. С.3−14.
  72. О.Ю. Проблемы построения сценариев социально-экономического развития. М., 1992. 175 с.
  73. Ю. Россия-2000: Подведение итогов и прогнозирование протяженного будущего // «Деловая жизнь». 1977. № 1. С. 16−21.
  74. Н.П. Экономические перспективы России // Социологические исследования". 1995. № 3. С. 12−16.
  75. Г. Социальная политика как составная часть социальной рыночной экономики // Вестник Моск. ун-та, сер.6.Экономика. 1994. № 5. С.31−47.
  76. И. Теория экономического развития. Пер. с нем. М., 1982. 456 с.
  77. Экономика переходного периода. Учебное пособие. Под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. М., 1995. 410 с.
  78. Экономические реформы. Проблемы и перспективы. СПб., 1993. 212 с. Экономическая энциклопедия. Под ред. Абалкина Л. И. М., 1999.442 с.
Заполнить форму текущей работой