Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование системы управления трудовым потенциалом санаторно-курортной организации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показали результаты проведённого исследования, нехватка квалифицированных кадров является основной проблемой в процессе комплектования кадров. Выявлен недостаток стандартов качества в секторе гостеприимства и питания на курортах, в то время как контроль за качеством медицинского обслуживания практически приравнивает санатории к больницам. Наблюдается отставание стандартов по всем уровням. Все… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концептуальные основы формирования, оценки и управления трудовым потенциалом санаторно-курортной организации
    • 1. 1. Современные особенности функционирования санаторно-курортной отрасли
    • 1. 2. Теоретические аспекты формирования, оценки и управления трудовым потенциалом санаторно-курортной организации
    • 1. 3. Роль и место управления трудовым потенциалом в обеспечении эффективности функционирования санаторно-курортной организации
  • Глава 2. Система управления трудовым потенциалом санаторно-курортной организации
    • 2. 1. Социально-экономическое взаимодействие при формировании и использовании трудового потенциала санаторно-курортной организации
    • 2. 2. Разработка системы управления трудовым потенциалом санаторно-курортной организации
    • 2. 3. Определение направлений и критериев развития трудового потенциала санаторно-курортной организации
  • Глава 3. Методическое обеспечение управления трудовым потенциалом санаторно-курортной организации
    • 3. 1. Оценка трудового потенциала работников санаторно-курортной организации
    • 3. 2. Организационное обеспечение функционирования системы управления трудовым потенциалом санаторно-курортной организации
  • Заключение

Формирование системы управления трудовым потенциалом санаторно-курортной организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная индустрия туризма является одной из крупнейших и высокодоходных, наиболее динамично развивающейся сферой мировой экономики. По данным Всемирной туристской организации, на неё приходится около 10% мирового валового национального продукта, инвестиций, рабочих мест и потребительских расходов. В некоторых странах на туризм приходится от 20 до 50% валового национального продукта. Туризм оказывает стимулирующее воздействие на такие отрасли экономики как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления.

Важным фактором развития туристской сферы служит наличие природно-рекреационного и историко-культурного потенциала. Наличие соответствующего потенциала позволяет странам, не являющимся наиболее экономически развитыми, иметь серьёзные позиции на мировом туристском рынке.

Российская Федерация занимает одно из ведущих мест среди самых ресурсно-обеспеченных государств, в том числе она богаче остальных стран по природным ресурсам. В то же время по показателям качества жизни она никогда не выделялась в лучшую сторону, а в последние полвека оказалась в числе стран с наиболее низким уровнем благосостояния. Причиной этого является крайне неэффективный механизм использования имеющегося ресурсного потенциала.

В данном отношении особенно остро стоит проблема эффективности использования трудовых ресурсов, которые относятся к элементарным (непроизводным) факторам производства. Острота данной проблемы, в том числе, обуславливается тем, что сегодня во всех развитых странах человеческие ресурсы и знания, интеллектуальный потенциал, личные качества и способности работника рассматриваются как возобновляемые (а отчасти, и неисчерпаемые) ресурсы первостепенной важности, роль которых в замене невозобновляемых и исчерпаемых материальных ресурсов неуклонно возрастает.

Исторически обусловленным является тот факт, что санаторно-курортная отрасль является одной из основных составляющих туристской сферы в Российской Федерации. По состоянию на сегодняшний день санаторно-курортная отрасль выполняет важнейшие социально-экономические функции. Во-первых, ее деятельность является средством обеспечения физического и психического благополучия нации и развития личности посредством смены окружающей обстановки, применения специальных медицинских (профилактических и реаби-литационно-восстановительных) технологий. В результате этого санаторно-курортная деятельность становится объектом стратегических интересов государства, а ее обеспечение превращается в элемент государственной политики в области социальной защиты населения. Во-вторых, в ряде случаев наличие санаторно-курортных организаций наряду с совокупностью пансионатов, гостиниц и прочих специализированных предприятий определяет как основную туристическую ориентацию деятельности крупных административных образований. В этих условиях санаторно-курортная отрасль становится крупнейшим работодателем, а ее деятельность — одним из основных источников поступлений в бюджеты данных образований. Так, например, в г. Сочи в деятельности санаторно-курортной отрасли участвует 22−25%% трудоспособного населения, отрасль приносит в бюджет муниципального образования до 13% налоговых поступлений. В этих условиях рост эффективности функционирования санаторно-курортной отрасли, неразрывно связанный с ростом ее конкурентоспособности, превращается в важнейшую задачу управления со стороны всех уровней государственной власти, руководства отдельных организационно-правовых структур.

С точки зрения автора, одним из резервов роста конкурентоспособности санаторно-курортных организаций (а, следовательно, и роста эффективности их функционирования) являются резервы, заложенные в области управления персоналом и, в частности, его трудовым потенциалом. Это обусловило необходимость изучения проблем оценки и управления трудовым потенциалом работников, адаптации накопленного отечественного и зарубежного опыта специфическим условиям современного функционирования санаторно-курортной отрасли Российской Федерации.

Важные аспекты теории управления трудовыми ресурсами нашли освещение и получили развитие в трудах представителей разных экономических школ. Их рассматривали Дж. М. Кейнс, А. Маршалл, К. Маркс, В. Нордхаус, JI. Робби не, П. Самуэльсон, М. Фридман, Ф. Хайек и др. Глубокая разработка данных проблем содержится в исследованиях таких отечественных и зарубежных экономистов и социологов, как А. И. Рофе, В. В. Травин, В. А. Дятлов, В.В. Адам-чук, Б. З. Мильнер, Б. М. Генкин, Г. Э. Слезингер, Б. Ю. Сербиновский, О.А. По-тапкин, B.C. Буланов, Н. А. Волгин, А. П. Егоршин, А. И. Кравченко, А.Я. Киба-нов, Г. Г. Меликьян, Р. П. Колосова, М. Гершафт, Е. Е. Калле, Г. Стендинг, П. Р. Кругман, М. Обсфельд, Р. Дж. Эренберг и др. В трудах некоторых из этих ученых внимание обращено на рассмотрение теоретических и методологических 1 основ формирования и использования трудового потенциала. Другие исследователи занимаются рассмотрением теоретических и методологических проблем рыночного механизма, занятости населения, функционирования рынка труда, движения трудовых ресурсов.

Между тем, экономической наукой ещё недостаточно разработаны вопросы формирования и эффективного использования трудового потенциала на отраслевом уровне, в частности, в санаторно-курортной отрасли. Вместе с тем, решение данной задачи является чрезвычайно важным и необходимым, ибо каждой отрасли присущи свои, особенные условия формирования и воспроизводства (преобразования) трудового потенциала, специфическая структура занятости населения, отраслевые признаки становления и функционирования рынка труда.

В становление и развитие методологии функционирования туристско-рекреационной сферы и санаторно-курортной отрасли как ее неотъемлемой составляющей большой вклад внесли как российские (Азар В.И., Ананьев М. А., Богомолов В. А., Квартальное В. А., Куянцев И. А., Немоляева М. Э., Ходорков Л. Ф., Балабанов И. Т., Балабанов А. И., Чудновской А. Д., Дурович А. П., Копанёв.

А.С., Кабушкин Н. И., Бондаренко Г. А., Ляпина Н. Ю., Морозов М. А., Папирян Г. А., Сапрунова В., Зорин Н. В., Шпилько С. П., Тестов Е. В., Евсенков В. М., Горбылёва З. М., Яковенко Г. В. и др.), так и зарубежные учёные (Ваген Ван Дер JL, Уокер Дж. Р., Дэвидсон Р., Каз Ж., Джеральд В., Кауль Р. Н., Мердок Д., Рудди Д. И. др.).

Однако, при всем многообразии работ по теории управления трудовыми ресурсами как фактором производства и совокупностью санаторно-курортных организаций как отраслевой составляющей национальной экономики работы, в которых бы изучались проблемы, лежащие на пересечении данных направлений исследования, в настоящее время практически отсутствуют. Теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблем управления трудовым потенциалом с точки зрения развития санаторно-курортной отрасли предопределили выбор темы диссертационной работы, концептуальное направление исследования, его цель, задачи и предмет.

Цель диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка организационно-экономических основ управления трудовым потенциалом работников санаторно-курортной организации.

Реализация поставленной цели предопределила постановку и решение следующих задач:

1. Проанализировать современное состояние и тенденции развития санаторно-курортной отрасли в составе экономики Российской Федерации.

2. Уточнить содержание понятия «трудовой потенциал работников санаторно-курортной организации», определить роль и место управления трудовым потенциалом в обеспечении конкурентоспособности санаторно-курортной организации, выявить проблемы управления трудовым потенциалом работников санаторно-курортной организации.

3. Структурировать трудовой потенциал работников санаторно-курортной организации и выявить факторы, влияющие на формирование трудового потенциала работников с учетом специфики функционирования отрасли.

4. Разработать методические основы оценки трудового потенциала работников санаторно-курортной организации и предложения по совершенствованию методов управления им.

5. Обосновать принципы и разработать алгоритм формирования системы управления трудовым потенциалом работников санаторно-курортной организации.

Объектом исследования выступает санаторно-курортная отрасль и отдельные санаторно-курортные организации в ее составе.

Предметом исследования является система управления трудовым потенциалом работников санаторно-курортной организации.

Методологической основой исследования послужили новейшие труды отечественных и зарубежных экономистов и социологов в области управления трудовыми ресурсами, санаторно-курортной деятельностью, законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов, Федеральная и региональная программы занятости населения, нормативные акты и методические рекомендации Международной организации труда, положения Международной хартии туризма, Этического кодекса туризма.

Информационную базу исследования составили данные, предоставленные местными органами труда и занятости населения, органами статистики, управления профессиональным образованием, миграционной службой, данные учета и отчетности санаторно-курортных организаций, а также результаты проведённого автором социологического исследования среди руководителей и работников санаторно-курортных организаций, потребителей их услуг.

В работе нашли применение такие методы исследования, как: анкетирование, экспертных оценок, абстрактно-логический, экономико-математическое моделирование, сравнительный анализ. Также нашли применение личностно-деятельный, логико-исторический, содержательный, качественно-количественный, сущностный и обобщённый подходы.

Научная новизна полученных автором в процессе исследования результатов заключается в следующем:

1. Доказано наличие и определена степень влияния уровня развития трудового потенциала работников санаторно-курортной организации на ее конкурентоспособность.

2. Уточнено определение «трудовой потенциал работников санаторно-курортной организации», учитывающее отраслевые особенности его формирования и использованиявыявлена структура трудового потенциала работников санаторно-курортной организации.

3. Предложена классификация факторов, влияющих на формирование трудового потенциала работников санаторно-курортной организации с учётом специфики ее отраслевой принадлежности.

4. Разработана система показателей оценки трудового потенциала работников санаторно-курортной организации и обоснована методика их расчетов. «.

5. Сформулированы принципы и разработан алгоритм функционирования системы управления трудовым потенциалом работников санаторно-курортной организации.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее научные результаты могут быть использованы руководителями санаторно-курортных организаций для совершенствования управления трудовым потенциалом их работников с целью повышения эффективности использования трудовых ресурсов и повышения конкурентоспособности самих организаций. Разработанные теоретические и методические положения по управлению трудовым потенциалом работников можно использовать для преподавания спецкурсов в вузах.

Апробация результатов работы. Основные положения диссертационной работы были представлены автором на обсуждение на Всероссийских научно-практических конференциях, межвузовских научно-практических конференциях, на конференциях профессорско-преподавательского состава Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в 1999 — 2003 гг.

Научно-практические результаты диссертационной работы используются в учебном процессе Сочинского государственного университета туризма и курортного дела по дисциплине «Экономика предприятий туризма».

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 научных работ общим объёмом 2,1 п. л.

Заключение

.

По результатам исследования автор считает необходимым сформулировать следующие его результаты и выводы по итогам диссертации:

1. Проведён анализ современного состояния и тенденций развития санаторно-курортной отрасли России. Проведённый анализ включает оценку экономической ситуации в регионе и отрасли, уровня занятости населения и величины сезонного излишка рабочей силы, изучение кадровой политики предприятий, функционирующих на территории данного конкретного муниципального образования (региона).

2. Выявлены проблемы развития трудового потенциала работников санаторно-курортной сферы и его оценки с точки зрения повышения конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса и его работников. Рассмотрены теоретические основы данной проблемы в привязке к санаторно-курортным организациям, а также роль и место управления трудовым потенциалом в обеспечении эффективности их функционирования.

3. Как показали результаты проведённого исследования, нехватка квалифицированных кадров является основной проблемой в процессе комплектования кадров. Выявлен недостаток стандартов качества в секторе гостеприимства и питания на курортах, в то время как контроль за качеством медицинского обслуживания практически приравнивает санатории к больницам. Наблюдается отставание стандартов по всем уровням. Все существующие квалификации, даже административного уровня, не соотносятся с туризмом и гостеприимством. Всё это приводит к тому, что в деятельности работников санаторно-курортной организации имеется явное несоответствие не только между запросами со стороны предложения и спроса, но и между наличным и желаемым (идеальным) внутри самого предложения (т.е. между тем, что реально есть у работника, и тем, что они сами хотели бы видеть в своей работе).

4. В результате социологического исследования определены наиболее характерные положительные и отрицательные качества современных работников, а также идеальные качества, необходимые для работников определённой квалификации. Выявлены факторы, влияющие на развитие трудового потенциала работников санаторно-курортной организации.

5. Разработана структура трудового потенциала работников в отраслевом разрезе (на примере санаторно-курортной сферы). Выявлены группы компонентов трудового потенциала работников, характерные для каждого из них элементы и возникающие взаимосвязи.

6. Уточнены понятия «трудовой потенциал работников», «управление трудовым потенциалом работников» и «система управления трудовым потенциалом работников» в привязке к санаторно-курортной организации.

7. Разработаны теоретические положения и методические рекомендации по формированию организационно-экономических основ оценки трудового потенциала работников санаторно-курортной организации. Выдвинуты предложения по совершенствованию методов управления им.

8. Обоснованы принципы и разработан алгоритм формирования системы управления трудовым потенциалом работников санаторно-курортной организации.

9. Подытоживая диссертационное исследование, можно сделать вывод относительно того, что трудовой потенциал — понятие многоаспектное и многогранное. Поэтому в одном научном исследовании невозможно охватить все аспекты данного понятия. Остаются неразработанными вопросы эффективности использования трудового потенциала работников, влияния оценки трудового потенциала работников как ресурса на цену труда (заработную плату), соответствующие системы материального стимулирования и многие другие вопросы. Следовательно, есть поле деятельности для дальнейших исследований в этой сфере.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.М. Социальная мобильность в условиях российского кризиса // Общественные науки и современность. — 1999. № 3. — С. 5−12.
  2. В.В., О.В. Ромашов, М. Е. Сорокина. Экономика и социология труда: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. — 407 с.
  3. М.М., Татаринов А. А. Эколого-экономические проблемы развития рекреационных регионов // Экономика и математические методы. -1990 г. Т. 26, вып. 6. — С. 1132−1135.
  4. А.В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2000. — 368 с.
  5. A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы: учебное пособие. Казань, 1996.
  6. И.Ф. Управление трудовыми ресурсами в новых условиях хозяйствования. -М.: Знание, 1989.
  7. И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2000. 176 с.
  8. Т. Состояние региональных рынков труда Российской Федерации и проблемы их регулирования // Проблемы теории и практики управления. 1998, № 4. — С. 50−55.
  9. JI.B. использование психолого-управленческого тестирования в современном кадровом менеджменте// Справочник кадровика. 2001, № 1. — С. 101−104.
  10. Ю.Бородина В. В. Ресторанно-гостиничный бизнес: учёт, налоги, маркетинг, менеджмент. М.: Книжный мир, 2001. — 165 с.
  11. ., Костенко Т., Нанавян А. Занятость в сфере услуг и перспективы её развития в России // Общество и экономика. 1998, № 7. — С. 172−180.
  12. Е.Б. Население и занятость. М.: Финансы и статистика, 1984. -112 с.
  13. Бухал ков М., Бабордина О. Эффективная занятость персонала как фактор роста производительности труда // Человек и труд. 2001, № 10. — С. 5154.
  14. Ваген Ван Дер JI. Гостиничный бизнес: учебное пособие. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2001. — 416 с.
  15. Т. По стандарту мастерства: в Минтруде считают, что рынком рабочей силы надо управлять // Ваше право. 2000, № 16. — С. 5.
  16. И. Рынок труда в туризме // Туристский бизнес. 2000, № 4. — С. 21.
  17. П.Ветитнёв A.M. Маркетинг санаторно-курортных услуг. — М.:Медицина, 2001.-224 с.
  18. А. Санаторный резерв российского турбизнеса // Туризм. 1997, № 4.-С. 5.
  19. А., Боков М., Угрюмов Е. Конкурентоспособность санаторно-курортных организаций. Сочи: РИО СГУТиКД, 1999. — 98 с.
  20. Г. С., Вечканова Г. Р., Пуляев В. Т. Краткая экономическая энциклопедия. СПб: Петрополис, 1998. — 508 с.
  21. В.И., Леонов В. А. Индустрия туризма: теоретические, методологические и практические аспекты. Сочи: Сочинский государственный университет туризма и курортного дела. 1998. — 214 с.
  22. А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики. 2002, № 8. — С. 115−121.
  23. А., Андреев Е. Население России в 1-й половине нового века // Вопросы экономики. 2001, № 1. — С. 27−45.
  24. Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. — М.: Изд-во «Финансы и статистика», 1998.
  25. .М. Экономика и социология труда: учебник для вузов. — 4-е изд., перераб. и доп., М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 1999.-416 с.
  26. .М. Экономика и социология труда: учебник для вузов. — 4-е изд., перераб. и доп., М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2002. 416 с.
  27. В.В., Ионин В. Г. Статистический анализ: учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Информ.-изд. дом «Филинъ», 1998. — 264 с.
  28. Е.Н. Регулирование показателей и согласование интересов в системах управления персоналом // Управление персоналом. Санкт-Петербург: Гос. инж.-экон. акад. 1997. — С. 51−53.
  29. Н.А. Экономика трудовых ресурсов: учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1989 г. 208 с.
  30. Гостиничный и туристский бизнес: учебник / Под ред. проф. А.Д. Чуд-новского. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», изд-во ЭКМОС, 1998.-352 с.
  31. А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. — М.: ГУ ВШЭ. 2000.
  32. Дж. К. мл., О' Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: пер. с англ. — М.: Экономист, 1991.
  33. А. Регулирование рынка труда: программно-целевой подход // Человек и труд. 1997, № 9. — С. 45.
  34. Демография: современное состояние и перспективы развития: учебное пособие / Н. В. Зверева, А .Я. Кваша, В. Н. Козлов и др. / Под ред. Д.И. Ва-лентея. М.: Высшая школа, 1997. — 271 с.
  35. Динамика и факторы эффективности профессионального обучения и переподготовки безработных // Вопросы экономики. 2002, № 11. — С. 76−90.
  36. А. Смысл и методика расчёта индекса развития человеческого потенциала // Российский экономический журнал. 2001, № 8. — С. 8991.
  37. Должностные инструкции. М.: Изд-во «ПРИОР», 2001. — 128 с.
  38. Г. М. Международный туристский бизнес: история, реальность и перспектива. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. — 320 с.
  39. Домашняя юридическая энциклопедия. Работа. М.: Олимп, ООО «Изд-во ACT», 1997 г. — 624 с.
  40. К. Введение в эконометрику: учебник, пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2001. 402 с.
  41. А.П., Копанёв А. С. Маркетинг в туризме: учебное пособие / Под общ. ред. З. М. Горбылёвой. -М.: Экономпресс, 1998. 400 с.
  42. А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов — 3-е изд. Нижний Новгород: НИМБ, 2001. 720 с.
  43. В.А. Обеспечение качества рабочей силы и повышение конкурентоспособности российских предприятий // Трудовое право. 2001, № 3, -С. 17−26.
  44. Информационно-аналитический обзор «Экономический и рекреационный потенциал г. Сочи и перспективы инвестирования дальнейшего развития Сочинского курорта». г. Сочи, 1994.
  45. Ищу работу: рекомендации центра социальной поддержки молодёжи. г. Краснодар, 2000.51 .Кабалина В., Рыжикова 3. Неполная занятость в России // Вопросы экономики. 1998, № 2. — С. 131 -144.
  46. Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. -Мн.: БГЭУ, 1999 г. 644 с.
  47. Н.И., Бондаренко Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. пособие. Мн.: ООО «Новое знание», 2000. — 216 с.
  48. Р. Движение рабочей силы и рабочих мест в российской промышленности // Вопросы экономики. 1998, № 2. — С. 96−114.
  49. В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. М.: Финансы и статистика, 1999 г. — 496 с.
  50. А .Я. Управление персоналом организации. — МЛ 997 г.
  51. В. В управлении персоналом нет уникальных решений // Человек и труд. 1999, № 12. — С. 51−52.
  52. А. О понятии рынка труда // Вопросы экономики. 1998, № 1. — с. 33−41.
  53. А.И. Социология для экономистов: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ ДАНА, 2000. — 336 с.
  54. А.И. Социология менеджмента: Учеб пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999.-366 с.
  55. Курортно-туристский комплекс как объект управления / Быков А. Т., Карпова Г. А., Кветенадзе Л. А., Романов С. М., Романова Г. М. / Ред. Карпова Г. А. СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 2000. — 146 с.
  56. Л., Рыкова Е., Гривина И., Гринько В. Профобразование и рынок труда: прямая зависимость // Человек и труд. 2000, № 8. — С. 44−45.
  57. Л.И. Экономико-математический словарь / Отв. ред. акад. Н. П. Федоренко. М.: Наука, 1987. — 509 с.
  58. Г., Цысина Г. Тенденции развития рынка труда в странах Европейского союза (90-е г. г.) // МЭиМО 1999, № 11. — С. 19−27.
  59. Г. А. Развитие человеческих ресурсов — стратегическое направление обеспечения устойчивого экономического роста // Вестн. между-нар. акад. наук высш. шк. 1997, № 2. — С. 57−61.
  60. И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания: Учебник для нач. проф. образования / Под ред. канд. пед. наук А. Ю. Лапина. М.: Профобриздат, 2001. — 208 с.
  61. В.И., Соболева И. В. Экономика человека: Учеб. пособие для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1995. — 286 с.
  62. Методологические положения по статистике. — М.: Госкомстат РФ, 1996.
  63. .З. Теория организации: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2000 — 480 с.
  64. Г., Чистяков И. Социальные аспекты рынка труда // Общество и экономика. 1999, № 9. — С. 93−103.
  65. М.А. Маркетинговые исследования российского рынка туризма // Маркетинг в России и за рубежом. 1998, № 5(6). — С. 50−65.
  66. Г. Влияние глобализации экономических связей на состояние рынка труда в США // Управление персоналом. 2000, № 9. — С. 49−53.
  67. Организация труда работников санаторно-курортных учреждений. Сборник официальных материалов. М.: Профиздат, 1967 г. — 664 с. 74.0рлова Т. В. Определение психологической профессиональной пригодности // Справочник кадровика. 2002, 2, с. 85−94.
  68. Основы управления персоналом / Под ред. Проф. Б. М. Генкина. М., «Высшая школа», 1996.
  69. Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. -М.: Финансы и статистика, 1999. 208 с.
  70. Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства (отели и рестораны). М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000. — 207 с.
  71. Перечень курортов России с обоснованием их уникальности по природным лечебным факторам // Туризм. Экономика и учёт. 2001, № 3. — С. 7089.
  72. Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами Федерального значения // Туризм. Экономика и учёт. -2000, № 12-С. 36−40.
  73. БО.Попов А. Рынок труда. Оценка ситуации и перспектив // Человек и труд. -1997, № 9.-С. 35−39.
  74. JI.A. Анализ и моделирование трудовых показателей: Учебник. — 2-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 1999. — 208 с.
  75. О.А. Рынок труда. Становление и развитие на Кубани. — Краснодар: Сов. Кубань, 2001. 800 с.
  76. Проблемы и перспективы устойчивого развития туристско-рекреационного комплекса Краснодарского края // Сборник материалов научно-практической конференции молодых учёных Кубани // Под ред. В. А. Леонова и Ю.И. Салова- Сочи: СГУТиКД. 1998.
  77. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие / В.И. Бори-севич, Г. А. Кандаурова, Н. Н. Кандауров и др. / Под общ. ред. В.И. Бори-севича, Г. А. Кандауровой. Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000. — 432 с.
  78. В. Социологические подходы к анализу рынка труда: спрос на труд // Российский экономический журнал. 1995, № 3. — С. 86−92.
  79. Российские курорты: 2 недели до открытия сезона //Туринфо. 1998, № 10 (15 мая).-С. 12.
  80. Россия в цифрах. М.: Госкомстат. 1998.
  81. А.И., Жуков A.JT. Теоретические основы экономики и социологии труда: Учебник для студентов вузов. М.: Изд-во ИМК, 1999. — 336 с.
  82. А.И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие // Под ред. проф. А.И. Ро-фе. -М.: Изд-во «МИК», 1997 г.
  83. З.А., Утинова С. С. Основные характеристики современного положения на рынке труда в Российской Федерации // Общество и экономика. 1995, № 10−11.-С. 139−158.
  84. Р., Глушко С. Развитие иностранного туризма в городе Сочи (1954 1987 г. г.). — г. Сочи- 1997 г.
  85. Рынок труда: Учебник // Под ред. Проф. B.C. Буланова и проф. Н. А. Волгина. М.: «Экзамен», 2000. — 448 с.
  86. Рыночная экономика: Словарь / Под общ. ред. Г. Я. Кипермана. М.: Изд-во «Республика», 1993. — 524 с.
  87. К. Микроэкономический анализ динамических изменений на российском рынке труда // Вопросы экономики. 1998. № 1. — С. 42−58.
  88. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — 3-е изд. М.: ИП «Экоперспектива», «Новое знание», 1999 г.
  89. В.И., Макарова И. Л., Якунина Н. Ф. Практикум по эконометрике. Сочи: РИО СГУТиКД, 2002. — 114 с.
  90. Л.В. Рекомендации по оформлению документов в организациях: ответы на вопросы // Справочник кадровика. — 2002.№ 2. С. 46−52.
  91. В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. — М.: «Ось-89», 1997 г.
  92. Сборник «Социально-экономическое положение Сочи за 1998 г. г. Сочи. 1999.
  93. Г. П., Чижова Л. С. Эффективное использование трудового потенциала. М.: Знание, 1987. — 64 с.
  94. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учеб. пособие / Институт труда, Министерство труда РФ. М.: ИНФРА-М, 1996. — 336 с.
  95. Д. Высшее образование как способ продления жизни // Человек и труд.-2001.№ 1.-С. 30−32.
  96. Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-375 с.
  97. Современная экономика. Научный ред. Мамедов О. Ю. Ростов-на-Дону, 1996.
  98. М.Г. Современный менеджмент в туристской организации // Междунар. Научно-практ. Конфер. «Будущее России — соц.-экон. аспект», Санкт-Петербург, 7−9 апреля 1998.-СПб, 1998.-С. 14.
  99. С. Сочи принимает вызов Средиземноморья // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1999, № 5. — С. 52−56.
  100. С., Афанасьева А. Сохранение трудового потенциала и максимизация прибыли // Человек и труд. 1999, № 7. — С. 81−84.
  101. Социально-экономические проблемы развития курортов России: Сб. материалов 3-й Всероссийской научно-практической конференции, 27 — 28 мая 1998 г. / Отв. ред. П. П. Чуваткин. Сочи: СГУТиКД. 1999. — 113 с.
  102. Социально-экономическое положение России. Январь октябрь 1997 г. — М.: Госкомстат РФ. 1997.
  103. В.Н. Основы системного анализа: Учеб. Пособие. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000 г. — 326 с.
  104. Справочник абитуриента. 6-е изд., перераб. и доп. — Сочи: РИО СГУТиКД, 2002.- 117 с.
  105. ПЗ.Супян В. США: сфера труда на пороге XXI века // Человек и труд. — 2001. № 1.-е. 60−64.
  106. Сфера туризма: структурное и бесструктурное управление: Учеб. пособие / Под ред. докт. эконом, наук, проф. Г. А. Карповой. СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 2000.-79 с.
  107. П.К., Гуртуев А. О. Рекреационная сфера в России // ЭКО. — 1999. № 12-С. 30−35.
  108. А. А. Методология оценки и анализа рекреационно-туристского региона. Сочи: РИО СГУТиКД- СППО, 1998. — 92 с.
  109. В.В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия. — М. 2000.
  110. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М. 1995.
  111. Труд и занятость в России. Статистический сборник. — М., 1996.
  112. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. -192 с.
  113. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник / Под ред. проф., доктора эконом, наук А. Д. Чудновского. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», изд-во ЭКМОС, 2000. — 400 с.
  114. Туризм: нормативно-правовые акты: Сборник актов / Составитель Н.и. Волошин. — М.: Финансы и статистика, 1998.
  115. Туристский терминологический словарь: Справочно-методическое пособие / Авторы-составители И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. М.: Советский спорт, 1999. — 664 с.
  116. Дж. Р. Введение в гостеприимство: Учебник / Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ, 1999 г.-463 с.
  117. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнёва, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001.-669 с.
  118. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибано-ва.-М.: ИНФРА-М, 1998.-512 с.
  119. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Ерёмина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2001. — 560 с.
  120. Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1998 г. — 453 с.
  121. Хоткина 3. Женская безработица и неформальная занятость в России // Вопросы экономики. 2000, № 3. — С. 85−94.
  122. Т.А. Практика применения законодательства РФ о занятости населения // Справочник кадровика. 2002, № 4. — С. 73−77.
  123. Т. Особенности российского рынка труда в середине 90-х г.г. // Человек и труд. 1998, № 7. — С. 48−51.
  124. Н.И. Трудовой потенциал работника: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 399 с.
  125. Е.В., Чхартишвили А. Г. Математические методы и модели в управлении: Учеб. пособие. М.: Дело, 2000. — 440 с.
  126. Л. Кубанские курорты становятся конкурентоспособными // Человек и труд. 2001, № 12. — С. 24−27.
  127. С.П., Тестов Е. В., Шегелия Н. О., Евсеенков В. М. Гостиничное хозяйство в России: перспективы развития // Туринфо. 1997, № 11.-С. 9.
  128. В. Компанию покидает ценный специалист. Удерживать или расставаться? // Человек и труд. 2001, № 11. — С. 73−75.
  129. Эконометрика: Учебник / Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2002. — 344 с.
  130. Экономика и социология труда ЮНИТА 1. Экономика труда // Кулаков Ю. Н., М.: Современный гуманитарный университет, 1998 г. — 70 с.
  131. Экономика и социология труда ЮНИТА 2. Социология труда // Кулаков Ю. Н., М.: Современный гуманитарный университет, 1998 г. — 70 с.
  132. Экономика и социология труда: учебное пособие // Под ред. Б.Ю. Сер-биновского, В. А. Чуланова. — Ростов на Дону, 1999. 512 с.
  133. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г. Г. Ме-ликьяна, Р. П. Колосовой. М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо, 1996. — 623 с.
  134. Р. Дж., Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во МГУ. 1996.
  135. Г. В., Винокуров Б. Л., Быков А. Т. Технологии управления предприятиями курортных и туристских услуг. — Сочи, 1997. — 215 с.
  136. Г. В., Винокуров Б. Л., Ветитнёв A.M. Экономика туристских и санаторно-курортных предприятий. — Сочи, 1997. — 209 с.
  137. A job based analysis of labor markets/ Lazear Edward P. Amtr. Econ. Rev. — 1995. — 85, № 2, p. 260−265.
  138. Creating effective university field partnerships: An analysis of two inter-organization models for field education/ Bogo Marion, Globerman Judith// J/ Teach. Soc.Work. — 1995. — 11 № 1, p. 177−192.
  139. Eapanding the behavioral foundation of labor economics/ Kaufman B.E.// Ind. And labor Relat. Rev. 199.-52, № 3, p. 361−392.
  140. Reform and completion of universities' operational mechanism for development of market economy/ Wang Minhua, Han Wenxiu// Xifong gongcheng Lilun yu shjian= Syst. Eng. Theory and Pract. — 1995. 15, № 3, p. 50−53.
  141. We’re being empowered but fear is our workmate/ Dover Kofodimos Joan// J/ Qual. and Particip. 1994. — 17, № 7, p. 12−18.
Заполнить форму текущей работой