Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка учителя к обучению младших школьников образовательной области «Технология»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Технологическую подготовку младших школьников следует начинать с дифференцированного подхода, в процессе которого учащиеся должны получить четкое представление о существовании различных технологий, произвести их выбор для познания и практической реализации по интересам, а затем в старших классах познавать интеграционные явления в технологии, изучать общую, сравнительную технологию. Реализация… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Теоретические основы подготовки учителя начальных классов к педагогической деятельности в образова тельной области «Технология»
    • 1. 1. Историко-педагогический анализ развития трудовой школы и подготовки учителя ручного труда
    • 1. 2. Содержание обучения младших школьников образовательной области «Технология» в школьных программах
    • 1. 3. Концепция технологического образования учителя начальной школы
  • Глава вторая. Комплексно-деятельностный подход к подготовке учителя к обучению младших школьников образовательной области «Технология»
    • 2. 1. Подготовка учителя к обучению младших школьников образовательной области «Технология» в опыте высшей педагогической школы
    • 2. 2. Комплексно-деятельностная подготовка учителя к технологи ческому обучению младших школьников в специальном курсе
    • 2. 3. Методика и результаты экспериментальной работы по технологической подготовке учителя начальных классов

Подготовка учителя к обучению младших школьников образовательной области «Технология» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Трудовую подготовку и связанную с ней трудовую деятельность подрастающего поколения педагоги прошлого рассматривали как неотъемлемую часть общего образования, широко поддерживали идею трудовой школы, введение ручного труда, без которого невозможно сформировать целый ряд качеств личности. Более двух веков назад в женских школах России началось обучение девочек рукоделию и домоводству как существенной части женского образования, а с 1865 года в мужских школах стали организовывать занятия по ручному труду для мальчиков. Почти одновременно началась подготовка учителя начальных классов к трудовому обучению учащихся в учительских семинариях, педагогических классах гимназий, епархиальных училищах, институтах благородных девиц. Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять внимание проблемам трудовой подготовки, организации труда младших школьников, подготовки учителя начальных классов к педагогической деятельности и области трудового обучения и воспитания. Огромный вклад в разработку проблем начальной трудовой подготовки, включению младших школьников в труд, подготовку учителя начальных классов к этой работе внесли: К. Д. Ушинский, Д. Д. Семенов, Н. И. Пирогов, В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, Л. Н. Модзалевский, К. Цируль, Н. Касаткин, К. Сент-Илер, А. Ф. Гартвиг и многие другие.

Народная школа России, а это в основном начальная школа, обобщала, учитывала разнообразный опыт трудовой подготовки и организации труда младших школьников. Он широко использовался при подготовке учителя начальных классов к преподаванию ручного труда в различных профессионально-образовательных учреждениях России.

Исследования проблемы подготовки учителя начальных классов к трудовому обучению младших школьников базируются на общепедагогических работах О. А. Абдулиной, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, JI.B. Занкова, Л. Г. Лемберга, Л. И. Пидкасистого, М. Н. Скапсина, С. Г. Шаповаленко, научных трудах Ю. К. Бабанского, А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, С.А. Коси-лова, М. К. Махмутова, А. Н. Леонтьева, И. Л. Лернера, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной, раскрывающих физиологические, психологические, педагогические проблемы активизации познавательной деятельности и развития учащихся, теории и практики трудового обучения и политехнического образования, нашедших отражение в работах П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, М. А. Жиделева, К. А. Ивановича, А. Г. Калашникова, С. М. Шабалова, А. Г. Щеколдина, Д. А. Эппггейна и других.

Они также основываются на исследованиях по дидактике трудового обучения К. А. Ивановича, Ю. К. Васильева, Д. А. Тхоржевского, работах И. Д. Зверева, И. Д. Кириллова, В. А. Оншцука, Н. М. Яковлева, раскрывающих различные аспекты построения современных уроков труда, их структуру и элементы, концепциях технологического образования М. Б. Павловой, В. А. Полякова, Г. В. Рубиной, В. Д. Симоненко.

Значительную роль в разработке данной проблемы сыграли научно-методические исследования А. К. Бешенкова, А. Г. Дубова, А. И. Иванова, В. И. Качнева, А. А. Ковырялга, А. С. Лынды, А. Н. Ставровского, посвященные концептуальным положениям определения содержания, форм и методов проведения уроков труда. За последние четверть века защищено более ста докторских и кандидатских диссертаций по подготовке учителя к обучению учащихся к обучению учащихся разнообразной трудовой деятельности, в том числе, и по начальной трудовой подготовке.

Однако, выполненные исследования, в условиях интенсивных социальноэкономических преобразований, развития рыночных отношений, сложности взаимосвязи и сочетания бытового, производительного и предпринимательского труда, нельзя считать завершением исследовательской работы. В ней недостаточно разработаны многие аспекты проблем современного трудового обучения младших школьников, остается неизученным целый ряд потенциальных возможностей повышения эффективности подготовки учителя начальных классов к организации трудовой деятельности учащихся. Это отрицательно сказывается на развитии их трудовой, технологической культуры, способностей к самостоятельной познавательно-преобразующей деятельности. Утверждение базисного учебного плана, включение в его структуру образовательной области «Технология», разработка и внедрение альтернативных программ этой области существенно не улучшили состояния начальной трудовой подготовки младших школьников, не устранили сложившихся в этой области противоречий.

Особенно остро проявляются противоречия между новыми требованиями изменившихся социально-экономических условий для трудовой подготовки младших школьников и недостаточным освоением студентами сущности этих условий, между многопредметностью преподавания в начальных классах и недостаточной подготовкой учителя к реализации взаимодействия образовательных областей, в первую очередь образовательной области «Технология» и естественно-математическими областями, между стремлением младших школьников к овладению знаниями и умениями разнообразной трудовой деятельности и односторонней практической подготовкой учителя начальных классов в учебных мастерских с методикой преподавания практикума, между необходимостью учитывать в трудовой подготовке природные, половые особенности учащихся начальных классов и почти полным отсутствием такой подготовки учителя I-IV (I-III) классов, между наличием значительного интереса младших школьников к художественному оформлению объектов трудовой деятельности и крайне недостаточной подготовкой учителя начальных классов к организации художественно-технологической деятельности. Имеют место и другие противоречия между практикой обучения младших школьников трудовой деятельности и ограниченностью подготовки учителя начальных классов.

Проблема исследования состоит в существенном совершенствовании подготовки учителя начальных классов в соответствии с изменившимися социально-экономическими условиями страны и требованиями к обучению младших школьников образовательной области «Технология», в обосновании педагогической целесообразности комплексной подготовки учителя к обучению младших школьников по альтернативным, региональным программам, обеспечивающим развитие интереса к трудовой деятельности. Многоаспект-ность указанной проблемы обусловила выбор темы нашего исследования: «Подготовка учителя к обучению младших школьников образовательной области «Технология» .

Цель исследования состоит в разработке содержания, форм и методов подготовки учителя к обучению младших школьников образовательной области «Технология», определении и реализации критериев готовности к этой педагогической деятельности в соответствии с государственным стандартом.

Объектом исследования является процесс подготовки учителя начальных классов.

Предмет исследования — теоретическое обоснование, разработка содержания и форм подготовки учителя начальных классов к обучению младших школьников образовательной области «Технология» .

Из цели, объекта, предмета исследования нами сформулирована гипотеза: учитель начальных классов будет успешно подготовлен к обучению младших школьников образовательной области «Технология», если на основе ис-торико-педагогического анализа подготовки учителя ручного труда, раскрытия содержания трудового обучения в начальных классах, характеристики подготовки учителя I-IV (I-III) классов в пединституте и концепции формирования готовности такого специалиста будет дано теоретическое обоснование, разработано и апробировано содержание и формы комплексной подготовки учителя начальных классов к обучению младших школьников в образовательной области «Технология», определены и реализованы критерии готовности к педагогической деятельности в соответствии с государственным стандартом.

На основе рабочей гипотезы сформулированы следующие задачи исследования:

— сформулировать теоретические основы формирования готовности учителя начальных классов к обучению учащихся образовательной области «Технология» ;

— произвести историко-педагогический анализ подготовки учителя к обучению младших школьников ручному труду;

— выполнить анализ содержания трудового обучения учащихся общеобразовательной школы и разработать требования к подготовке учителя начальных классов;

— разработать содержание, формы, методы и критерии комплекснодеятельно-стной подготовки учителя начальных классов к обучению младших школьников образовательной области «Технология» ;

— осуществить экспериментальную проверку комплекснодеятельностной подготовки учителя и обобщить результаты его готовности к обучению учащихся образовательной области «Технология» .

Методологической основой исследования являются философские теории о человеке как субъекте и объекте общественных отношений, о социально — деятельностной сущности личности и ее формировании, о единстве теории и практики, о диалектике единства и различиях познавательной и трудовой деятельности, роли познания и труда в развитии личности, диалектическая теория познания, а также психолого-педагогические положения о целостном педагогическом процессе, системном подходе к изучению явлений реальной действительности, дидактические основы профессионального и политехнического образования, психолого-педагогические положения об объективной необходимости систематического обновления содержания обучения, концепция технологического образования.

Исследование выполнено принятыми в педагогике методами, в числе которых широко использовались методы теоретических исследований, в том числе моделирование, изучение философской, педагогической, методической литературы, анализ, синтез, абстрагированиеметоды эмпирического исследования (систематические и периодические наблюдения, изучение школьной и вузовской документации, анализ и обобщение опыта работы школ и педагогических институтов, анкетирование, беседа, тестирование и т. д.), статистико-математические методы обработки экспериментальных данных. В основе исследования лежал констатирующий и формирующий эксперимент, опытно-практическая работа по внедрению педагогических технологий, изучение теоретического материала, проведение лабораторных и практических работ, выполнение заданий педагогических практик, широко использовался метод экспертных оценок.

Исследование выполнено в три этапа.

На первом этапе (1995;1996г.г.) изучались литературные источники, определялся уровень подготовки студентов к работе в школе, анализировались разработки внедрения изучаемой проблемы в практике образовательных учреждений, формулировалась научная проблема, разрабатывался научный аппарат исследования.

На втором этапе (1996;1997 годы) концентрировалось внимание на организации и проведении констатирующего и формирующего эксперимента, проводился входной и выходной контроль, разрабатывалось содержание подготовки студентов, система учебных заданий, применение дидактических средств и других условий эффективной опытно-практической работы. Обрабатывались и анализировались участниками эксперимента данные выполненных заданий, обсуждались перспективные задачи.

На третьем этапе (1997;1998 годы) завершался формирующий эксперимент комплексной подготовки учителя к обучению альтернативных, региональных учебных курсов образовательной области «Технология», обобщались результаты, литературно оформлялась диссертационная работа.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— уточнено понятие «технологическое образование» применительно к начальному образованию и подготовке учителя начальных классов;

— разработана и внедрена комплексная подготовка учителя к обучению младших школьников альтернативным и региональным курсам образовательной области «Технология» ;

— определено содержание и структура деятельности учителя к обучению младших школьников альтернативным и региональным-курсам образовательной области «Технология» на основе выявленных и сгруппированных знаний и умений;

— разработаны, апробированы и обоснованы критерии готовности учителя к обучению младших школьников альтернативным и региональным учебным курсам образовательной области «Технология» .

Практическая значимость работы состоит в разработке следующих программ, рекомендаций педагогическим училищам, факультетам педагогики и методики начального образования, готовящих учителей к обучению младших школьников образовательной области «Технология» :

— программы и методические рекомендации комплекса учебных дисциплин, специальных курсов, педагогических практик, обеспечивающих подготовку учителя к обучению младших школьников альтернативным и региональным учебным курсам образовательной области «Технология» — -программа специального курса «Профессионально-педагогическая подготовка учителя к обучению младших школьников образовательной области «Технология» .

— критерии готовности учителя к обучению младших школьников альтернативным и региональным учебным курсам образовательной области «Технология» ;

— перечень групп знаний и умений, подлежащих выработке у младших школьников в процессе освоения альтернативных и региональных учебных курсов образовательной области «Технология» .

На защиту выносятся: -содержание комплексной подготовки учителя к обучению младших школьников альтернативным и региональным учебным курсам образовательной области «Технология» ;

— формы подготовки учителя к обучению младших школьников альтернативным и региональным учебным курсам образовательной области «Технология» — -программно-методическое обеспечение подготовки учителя к изучению в начальных классах технологических, альтернативных и региональных учебных курсов.

Достоверность результатов исследования обеспечена теоретико-методологической обоснованностью исходных позиций, использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам исследованияколичественным и качественным анализом фактов, материалов и результатов опытно-экспериментальной работы, реально отражающих теоретическую и практическую стороны исследуемой проблемыобработкой и широким обсуждением результатов, использованием объективных и доказательных методов исследования.

Апробация и внедрение. Результаты исследования систематически обсуждались с участниками эксперимента на заседаниях кафедры и совете факультета Славянского филиала АГПИ, на научных итоговых конференциях Армавирского государственного педагогического института и его филиалов (1995;1998 годы), на «днях науки студентов» Славянского филиала АГПИ (1996;1998 годы), освещались в публикациях автора. Результаты исследования внедрены в практику работы факультетов педагогики и методики начального образования Армавирского педагогического института, Кировоградского государственного педагогического университета, Славянского филиала АГПИ.

Заключение

.

Технология как совокупность процессов, правил, навыков применяемых в любой сфере деятельности, отражает тесную связь технологических, природных и социальных факторов. Поэтому технология имеет прямое отношение к формированию личности и является фундаментальной основой для развития творческого отношения человека к деятельности, без которой он не может существовать, а тем более развиваться. Следовательно, формирование технологического образования, и на его основе технологической культуры, важнейший, неотъемлемый компонент педагогической системы обучения, образования, развития и воспитания подрастающего поколения, начиная с младшего школьного возраста.

Технологическую подготовку младших школьников следует начинать с дифференцированного подхода, в процессе которого учащиеся должны получить четкое представление о существовании различных технологий, произвести их выбор для познания и практической реализации по интересам, а затем в старших классах познавать интеграционные явления в технологии, изучать общую, сравнительную технологию. Реализация таких подходов возможна при наличии дастаточного технологического образования и культуры учителя начальных классов. Наша диссертационная работа рассчитана на подготовку учителя к осуществлению традиционного трудового обучения младших школьников и одновременную готовность к обучению учащихся альтернативным курсам образовательной области «Технология». Теоретическая разработка и экспериментальная проверка показали доступность, посильность и достаточность разработанного содержания форм и методов подготовки учителя в виде комплекса учебных дисциплин, специального курса и педагогических практик.

В диссертационной работе доказано решение поставленных задач, реализация рабочей гипотезы, достижение сформулированной цели — завершение нашего исследования.

Это положение ни в коем случае не означает полное завершение исследования проблемы подготовки учителя начальных классов к альтернативному обучению младших школьников в образовательной области «Технология». Необходимо исследовать возможные варианты подготовки учителя начальных классов к преподаванию альтернативных курсов образовательной области «Технология» с учетом региональных, национальных особенностей, достаточности технологического образования учителя начальных классов, организации и руководство хозяйственно-трудовой деятельностью младших школьников и другие темы проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение. 1980, с. 141.
  2. О.А., Загрязкина КН. Педагогическая практика студентов. М.: Просвещение. 1989, с. 175.
  3. .Г. Современные принципы обучения. М.: Просвещение. 1987, с. 196.
  4. П.Н. Техническое творчество учащихся (из опыта работы). М.: Просвещение, 1986, с. 128.
  5. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа. 1974, с. 384.
  6. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа. 1980, с. 368.
  7. П.Р. Связь трудового обучения с основами наук. М.: Просвещение. 1988, с. 128.
  8. П.Р., Кальней В. А. и др. Трудовая подготовка школьников. К.: Ра-дяньска школа. 1987, с. 224.
  9. П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение. 1985, с. 128.
  10. П.Р. Подготовка преподавателей для профессионального обучения учащихся. Ж. Советская педагогика. № 7, 1985, с.54−57.
  11. К.Ш., Горесловский С. И., Сазонов А. Д. Организация и деятельность ученических производственных бригад. М.: Педагогика. 1978, с. 151.
  12. А.Ф. Педагогическое руководство производительным трудом. Ж. Советская педагогика. 1985, № 6, с. 15−18.
  13. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение. 1982, с. 192.
  14. С.Я. Трудовая подготовка школьников. М.: Педагогика. 1981, с. 192.
  15. Н., Вельдбрехт Д. Методическое обеспечение межпредметных связей. Народное образование. № 10,1984, с.51−53.
  16. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа. 1989, с. 144.
  17. В.П. Опыт разработки критериев учета усвоения знаний учащимися (методы и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся при программировании обучения.) Изд. АПН РСФСР, 1969, с.16−28.
  18. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН, 1964, с. 695.
  19. B.C. Совершенствование методики технологической подготовки будущих учителей трудового обучения. Дис. канд. пед. наук, М., 1990, с.59−82.
  20. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика. 1983, с. 272.
  21. Ю.К. Политехническая подготовка учителя средней школы. М.: Педагогика. 1978, с. 172.
  22. И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение. 1982, с. 144.
  23. Воспитание школьников в труде. (Под редакцией А. А. Шибанова и др.) -М.: Педагогика. 1976, с. 104.
  24. П.Я. Управление процессом обучения. Новые исследования в педагогических науках. М.: 1965, — Вып. 4 — с.15−20.
  25. А.Ф. Ручной труд как метод обучения и воспитания в семье и школе. Москва, 1912, с.8−31.
  26. В.В. Формирование элементов графической грамоты у учащихся на уроках труда в I-IV классах. М.: 1985.
  27. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Учитель начальных классов.»
  28. М.Н., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы. М.: Просвещение. 1977, с. 136.
  29. Э.А. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки учителя. Ростов-на-Дону, 1970, с. 225.
  30. В.А. О некоторых проблемах внутрипредметных и межпредметных связей школьного курса математики. М.: Просвещение. 1977, с. 86.
  31. Г. Столетие Московской первой гимназии. М.: Синодальная типография, 1903, с. 23, 51, 72, 108,158,190.
  32. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972, с. 423.
  33. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1 (Под редакцией П. Р. Атутова Москва: ИОСОРАО, 1997, с. 230.)
  34. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть II (Под редакцией П. Р. Атутова Москва: ИОСОРАО, 1998, с. 176.
  35. Т.И. Научно-организационные основы улучшения качества подготовки учителей (математики) начальных классов в системе высшего заочного образования. Ташкент. 1980, с. 194.
  36. М.Б. Система подготовки студентов педвузов к осуществлению межпредметных связей в средней школе. Автореферат канд. пед. наук. М.: 1985, с. 16.
  37. Д.П., Ханин М. Б. Воспитание школьников в процессе трудового обучения. М.: Просвещение. 1979, с. 112.
  38. Журнал Министерства народного просвещения. Сентябрь, 1892, с. 7.
  39. Журнал «Русская школа», № 4, апрель 1890, с. 113.
  40. Журнал «Русская школа», № 1, январь, с. 149.
  41. Журнал «Народное образование», 4.1, кн. 4, апрель, 1909, с. 456.
  42. Журнал «Народное образование», Спб., 1906, т. II, с. 656.
  43. Журнал «Народное образование», т. 1, кн. 4,1904, с. 369.
  44. Журнал «Народное образование», кн. 2, февраль, 1898. Суздальская типография. Спб. с. 116.
  45. Журнал «Народное образование» 1,1892, с.57−58.
  46. Л.П. Проблемы подготовки учителя обслуживающего труда в ретроспективе развития педагогического образования. Славянск-на-Кубани: СФ АГПИ 1998, с. 181.
  47. Л.П. Теория и практика профессионально-педагогической подготовки учителя обслуживающего труда. Славянск-на-Кубани: СФ АГПИ. 1998, с.290−389.
  48. Н.Н., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация. М.: Просвещение. 1989, с. 192.
  49. И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание. 1977, с. 64.
  50. П.Ф. Комплексные технологические задания как средство повышения эффективности трудовой подготовки учащихся IV-VIII классов. М.: 1981, с. 724.
  51. Ф.И. Труд и развитие личности школьника. М.: Просвещение. 1987, с. 94.
  52. К.А., Эпштейн Д. А. Педагогические основы трудового обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение. 1968, с. 14−68.
  53. Т.И. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. -М.: Знание. 1975, с. 122.
  54. B.C. Формирование личности школьника, (целостный процесс). М.: Педагогика. 1984, с. 301.
  55. А.Г. Проблемы политехнического образования: Избранные труды. -М.: Педагогика. 1990, с.325−346.
  56. А.П. Методические основы построения уроков трудового обучения в начальных классах. М., 1987, с. 14−28.
  57. Каррель. Педагогический ручной труд по датской системе. Санкт-Петербург, 1905, с.4−11.
  58. Е. Сельскохозяйственные знания в учительских семинариях и начальных школах. Журнал Министерства народного просвещения. 1882, сентябрь, с. 38.
  59. A.M. Некоторые вопросы взаимосвязи курса математики с другими предметами. М.: Просвещение. 1989, с. 89.
  60. В.А. Подготовка будущих учителей к руководству производительным трудом школьников. М.: 1986, с. 210.
  61. Я.А. Великая дидактика. М.: Просвещение. 1972, с. 316.
  62. А.Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе. М.: Педагогика. 1979, с. 174.
  63. Н.А., Медвенский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение. 1982, с. 447.
  64. К.П. Межпредметные связи и их влияние на формирование знаний и способов деятельности учащихся. М., 1968, с. 217.
  65. В.М. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. Народное образование. 1976, № 4, с.13−14.
  66. Краснодарский краевой архив, фонд 470, дело 524, с. 134.
  67. Краснодарский краевой архив, фонд 418, дело 165, с. 2.
  68. Краснодарский краевой архив, фонд 418, дело 918, с. 64.
  69. Краснодарский краевой архив, фонд 252, дело 2361, с. 6.
  70. B.C. Содержание образования. М: Высшая школа. 1989, с. 360.
  71. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение. 1981, с.23−68.
  72. .Т. О соотношении теории и практики в педагогическом познании и обучении. Пути повышения эффективности подготовки учителя для начальной школы. М.: Изд. МТПИ. 1976, с.5−14.
  73. Ю.А., Матяш Н. В., Семенович Н. А., Симоненко В. Д., Хохлова М. В. Методика обучения младших школьников выполнению творческих проектов. (Под редакцией В. Д. Симоненко. Брянск: Издательство БГПУ НМД «Технология», 1998, с. 104.
  74. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение. 1988, с. 189.
  75. В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в условиях процесса обучения. Л., 1981.
  76. И.Г., Романенко В. И., Тарнопольский Д. М., Гусакова A.M. Трудовое обучение в начальных классах. М.: Просвещение. 1978, с. 259.
  77. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: 1977, с. 362.
  78. В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание, 1978, с. 44.
  79. Межпредметные и внутрипредметаые связи как средство повышения качества обучения младших школьников: Пособие для учителя. Сост. Л. Я. Осадчий (Под редакцией Л. Ю. Гордина.) М.: Просвещение. 1990, с. 144.
  80. Методика обучения технологии. Книга для учителя. (Под редакцией В. Д. Симоненко. Брянск-Ишим: Изд. ИГПИ НМЦ «Технология», 1998, с. 296.
  81. Ю.К. Совершенствование методико-математической подготовки будущих учителей начальных классов на педагогическом факультете. К., 1981, с. 186.
  82. В.М. Методика формирования природоохранных знаний на межпредметной основе. М, 1986.
  83. Об устройстве при Кубанской учительской семинарии мастерской столярной, токарской, переплетной, § 4,"О необходимости устройства при семинарии мастерских", Краснодар, краевой архив, фонд 252, архивное дело 2857, стр. 23.
  84. Общая психология (Богословский В.В. и др) М.: Просвещение. 1981, с. 383.
  85. В.П., Симоненко В. Д. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Гу-манитарно-деятельностный подход. Брянск: БГПУ — 1998, с. 29.
  86. О преподавании сельского хозяйства во второклассных школах. Журнал «Народное образование», книга 4, ч. 1,1909, апрель, с. 456−457.
  87. Организация общественно-полезного труда школьников. (И.А. Соссовас, П.Р. Атутов) М.: Педагогика. 1989, с. 160.
  88. Организация труда на современном производстве. (Под редакцией Щекол-дина А.Г.) Ростов-на-Дону. 1980, с. 130.
  89. Основы производства (Сост. П. Г. Винник и др.) Ростов-на-Дону. 1989, с. 166.
  90. Основы технологии обработки различных материалов и практикум по начальной трудовой подготовки (Составители: Л. П. Заречная, М. Б. Ковальчук, В.Ф. Лещенко) Сбор.: «Программы подготовки учителя труда и физики» -Умань: УГПИ, 1992, с. 148.
  91. А.В. Начальное образование в дореволюционной России (18 611 917): Учебные пособия для студентов педагогических институтов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». М.: Просвещение. 1982, с. 208.
  92. Отчет о состоянии Кубанской учительской семинарии за 1872 год. Краснодар, краевой архив, фонд 252, архивное дело 2326, с. 17.
  93. Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента. М.: Знание, 1972, с. 58.
  94. Ф.Г. Школа и общественный процесс. М.: Просвещение. 1988, с. 255.
  95. Педагогическая энциклопедия. В 4 томах, М., 1964.
  96. Педагогическая практика (Ред. В.К. Розов) М.: Просвещение. 1981, с. 160.
  97. Г. И. Система математической подготовки учителя начальных классов в педагогическом институте. М., 1981, с. 132.
  98. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина. 1970.
  99. Проблемы развития современных педагогических систем. (Ред. Беспалько В. П. и др.) М.: Московский педагогический институт, 1980, с. 130.
  100. Песталоцци Йоган-Генрих. Как Гертруда учит своих детей, М.: Просвещение. 1964, с. 206.
  101. Познавательные процессы и способности в обучении (Под редакцией В. Д. Шадрикова.) М.: Просвещение. 1990, с. 141.
  102. В.А. Политехнический принцип в трудовом обучении школьников. М.: Просвещение, 1977, с. 80.
  103. Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации. Начальные классы (1−4) одиннадцатилетней школы, М.: Просвещение.
  104. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. 1−4 классы, 5−11 классы. (Под редакцией Ю. Л. Хотунцева, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение. 1996, с. 222.)
  105. Программы средней общеобразовательной школы. Социально-экономическая подготовка I-XI, IX-XI, классы. Основы экономических знаний. -М., 1994 (ИПСМРАО).
  106. Программы восьмилетней школы. Начальные классы. М.: Просвещение. 1980, с. 208.
  107. Программы восьмилетней школы. Трудовое обучение IV-VIII классов. (Для сельских школ РСФСР). М.: Просвещение. 1982, с. 65.
  108. Программы педагогических институтов. Педагогика. Сб. № 1 М.: Просвещение. 1980, с. 18.
  109. Программы педагогических институтов. Сб. № 16. М.: Просвещение. 1987, с. 76.
  110. Программы педагогических институтов. Сб. № 20. М.: Просвещение. 1981, с. 88.
  111. Программы педагогических институтов. Педагогика. Сб. № 21.- М.: Просвещение. 1980, с. 30.
  112. Программы педагогических институтов. Сб. № 22. М.: Просвещение. 1980, с. 39.
  113. Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников. (Под редакцией Менгинской Н.А.) М., 1968, с.3−19.
  114. A.M., Стойлова Я. П. Совершенствование математической и методической подготовки учителей начальных классов. Советская педагогика, 1976, с.22−43.
  115. Ремесленные отделения и классы ручного труда при народных училищах в России. Журнал «Народное образование». Спб., 1906, т. II, июль-август, с. 51.
  116. Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Просвещение. 1962, с. 278.
  117. А.И. Межпредметные связи в вузе как дидактическая проблема. Межпредметные связи в учебном процессе педагогического вуза. Минск: Изд-во МГПИ, 1983, с.130−135.
  118. В.В. Единство дидактической и методической подготовки студентов в процессе педагогической практики : Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. -М., 1987, с. 218.
  119. В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. М.: Просвещение. 1985, с.5−56.
  120. В.А. Совершенствование профессиональной подготовки учителей начальных классов в процессе преподавания математики в педагогическом институте. М., 1981, с. 179.
  121. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: проблемы и перспективы. М.: Знание. 1981, с. 96.
  122. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП, Издательство Магистр, 1997, с. 308.
  123. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение. 1976, с. 160.
  124. В.А. Профессионально-педагогическая подготовка учителя трудового обучения. М.: Просвещение. 1976, с.5−25.
  125. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач, (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование), (Под редакцией П.И. Пизнасистого) М.: Издательство «Российское педагогическое агентство», 1997, с. 174.
  126. Н.А. Педагогические основы производительного труда школьников. -Челябинск. 1970, с. 213.
  127. Трудовая подготовка школьников. (Под редакцией П.Р. Атутова) К.: Ра-дяньска школа. 1987, с. 224.
  128. С.В. Педагогические условия эффективного использования межпредметных связей в начальных классах (на примере изучения математики, природоведения, трудового обучения.) К.: Освгга, 1985, с.9−46.
  129. Т.В. Влияние межпредметных связей на развитие у учащихся конст-рукторско-технических умений. М.: Просвещение. 1966, с.19−32.
  130. Н.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук. Народное образование. 1984, № 8, с.78−79.
  131. К.Д. Избр. пед. произв. -М., 1946, вып. IV, кн. 1, с. 165.
  132. К.Д. Человек как предмет воспитания, -М., Собр. соч. 1950, т. 8, с. 296.
  133. К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968, с. 557.
  134. Учителю о производстве. (Сост. Ю. П. Аверичев. Под редакцией Д. Д. Москвина.) М.: Просвещение, 1991, с. 256.
  135. В.Н. Дидактическое значение взаимных связей школьных естественных дисциплин. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Челябинск. 1973, с. 43.
  136. В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. М.: Просвещение. 1972, с. 149.
  137. Г. Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения. JL: Изд. ЛГУ. 1980, с. 116.
  138. Г. Ф. Осуществление межпредметных связей в обучении. Советская педагогика. № 12,1981, с.14−16.
  139. М.К., Магомеддибирова З. А. Реализация межпредметных связей и трудового обучения. Математика в школе. № 6, 1986, с.23−26.
  140. Хрестоматия по истории педагогики. Учпедгиз, 1938.
  141. А.Н. Подготовка педагогических кадров для села. Ростов-на-Дону. 1978.
  142. С.М. Политехническое обучение. М.: Изд. АПН РСФСР. 1956, с. 723.
  143. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика. 1982, с. 208.
  144. Т.И. Педагогические основы активизации учения школьников : Методические рекомендации для руководителей школ. М.: МГПИ. 1981, с. 84.
  145. Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. -С.Пб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1992, с.10−16.
  146. Школа и труд. (Под редакцией П.Р. Атутова) М.: Педагогика. 1987, с. 216.
  147. А.Г. Трудовое политехническое обучение в сельской школе зоны интенсивного землеведения. Краснодар, 1973, с. 358.
  148. А.Г., Заречная Л. П., Осадчий А. С., Краснобокий Ю. Н. Учитель трудового обучения школы. Монография К., 1997, с. 236.
  149. А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе. Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя. Л.: ЛГПИ. 1980, с.3−46.
  150. А.И. Профессиограма учителя советской школы. Проблемы профессиональной подготовки студентов. М.: Издательство МГУ, 1976, с. 1624.
  151. Е.Д. связи естественных наук и производства в предметах естественно-математического цикла. Советская педагогика. 1975, № 3, с. 49.
  152. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. с. 203.
  153. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение. 1979, с. 160.
  154. Л.М., Эрдниев Б. П. Укрупление дидактических единиц в обучении математике. М.: Просвещение. 1986, с. 254.
  155. Д.В. Избранные психологические труды. М.: Просвещение.1989, с.57−64.
  156. Э.Г. Понятие целостного и его роль в научном знании. М.: Знание. 1972, с. 48.
  157. П.А. Принципы модульного обучения. Советская педагогика.1990, № 1, с.55−70, № 2, с.56−72.
  158. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика. 1979, с. 144.
  159. П.М. Технические способности и их изучение у учащихся в сб. Вопросы психологии способностей. — М., 1964, с. 17−19.
  160. И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. Л., изд. ЛГУ, 1980, с. 116. т
Заполнить форму текущей работой