Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Трансформация экономического поведения фирмы в современных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный период развития экономики России характеризуется активной политикой модернизации экономики, заключающейся в переходе к инновационному пути развития страны. Повышение конкурентоспособности отечественной продукции, сохранение и приумножение кадрового потенциала, развитие науки и технологий отнесены к числу приоритетных задач российского государства. Для достижения поставленных задач… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы изучения экономического поведения фирмы
    • 1. 1. Эволюция основных подходов к исследованию экономического поведения фирмы
    • 1. 2. Сущность, принципы и факторы экономического поведения фирмы
  • Глава 2. Трансформация экономического поведения фирмы— в~ России
    • 2. 1. Особенности экономического поведения фирмы в переходный период (начало 90-х гг. — 2000 г.)
    • 2. 2. Экономическое поведение фирмы в современных условиях (с 2000 г. по н.в.)
  • Глава 3. Экономическое поведение фирмы в период модернизации
    • 3. 1. Стратегическое поведение как основной вид экономического поведения фирмы
    • 3. 2. Реализация экономического поведения фирмы, направленного на модернизацию

Трансформация экономического поведения фирмы в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На пути к развитию и подъему экономики России актуальной становится проблема комплексного исследования поведения фирмы. Деятельность фирмы оказывает значительное влияние на благосостояние общества в целом через увеличение уровня ВВП, налоговых поступлений в бюджет, смягчение безработицы, развитие научно-технического потенциала, формирование устойчивого среднего класса. Исходя из этого особую актуальность приобретает решение проблемы методологического и теоретического обоснования изменения экономического поведения фирмы в различных условиях, выработка практических рекомендаций по корректировке ее поведения с учетом ограничений внешней среды и безусловной важности внутренней среды.

Реформы, происходящие в нашей стране до сих пор, процессы глобализации мировой экономической системы, новые правила поведения, совершенствование технологий усиливают неопределенность внешней среды фирмы и требуют изменений в экономическом поведении, что предполагает в обязательном порядке придерживаться стратегий поведения в целях адаптации к новым условиям, выживания и развития в долгосрочной перспективе.

При решении задач, связанных с прогнозированием поведения фирмы и выстраиванием стратегии поведения, практическую ценность приобретает изучение трансформации экономического поведения фирмы. Предполагается, что исследование трансформации экономического поведения фирмы позволит более достоверно оценивать возможные способы реакции российской фирмы на изменяющиеся условия.

Современный период развития экономики России характеризуется активной политикой модернизации экономики, заключающейся в переходе к инновационному пути развития страны. Повышение конкурентоспособности отечественной продукции, сохранение и приумножение кадрового потенциала, развитие науки и технологий отнесены к числу приоритетных задач российского государства. Для достижения поставленных задач необходима стабильная современная среда, способствующая распространению инноваций, созданию новых высокотехнологичных производств, возникновению и развитию наукоемких предприятий. Реалии времени таковы, что в целях дальнейшего развития фирмам необходимо постоянно стремиться к опережению своих конкурентов, управлению предпочтениями и запросами потребителей, непрерывному инвестированию в инновационные технологии своего бизнеса, т. е. необходимо формировать экономическое поведение, направленное на модернизацию.

Степень разработанности научной проблемы. В экономической теории основы исследования экономического поведения фирмы были заложены трудами У. Баумоля, С. Гроссмана, Р. Коуза, X. Лайбенстайна, Р. Марриса, А. Маршалла, Дж. Марча, Д. Морнингстара, Дж. Мура, Ф. Найта, Дж. Робинсон, Г. Саймона, Р. Сайерта, А. Смита, Д. Тропмена, А. Тюнена, О. Уильямсон, О. Харта, Дж. Хикса, Э. Чемберлина, Й. Шумпетера и др., которые описали природу фирмы, причины создания фирм, их деятельность, различные аспекты отношений фирм. В отечественной науке интерес к проблемам экономического поведения предприятий начал нарастать в переходный период российской экономики, в условиях реформирования и неопределенности. Г. Б. Клейнером, B.JI. Тамбовцевым и P.M. Качаловым была предложена интеграционная теория фирмы, объединившая основные аспекты деятельности предприятия, представленные в разных теориях фирмы. Значительный вклад в исследование экономического поведения фирм внесли российские ученые С. Б. Авдашева, Е. М. Авраамова, C.B. Алексашенко, С. П. Аукуционек, А. Е. Батяева, Е. А. Белянова, A.B. Бухвалов, В. В. Голикова, И. Б. Гурков, Т. Г. Долгопятова, С. Н. Ивашковский, A.A. Калашников, B.C. Катькало, А. Н. Клепач, П. Н. Кочанов., П. В. Кузнецов, И. Ю. Кушнир, П. С. Лемещенко, H.A. Мельникова, Н. М. Розанова, Э. С. Набиуллина, А. Е. Шаститко, М. В. Шишкин и др.

Среди современных представителей зарубежной экономической мысли следует отметить также И. Ансоффа, Б. Альстрэнда, Дж. Гибсона, Я. Корнай, Д. Лэмпела, Г. Минцберга, а среди российских ученых — М. И. Бухалкова, Д. В. Барыкина, ВА. Винокурова, Ю. В. Тарануху, раскрывающих проблемы адаптации и выживания предприятий в изменяющихся условиях внешней среды, выбора стратегии через обеспечение соответствия внутренней среды предприятия тенденциям изменений внешней среды. Проблемам модернизации фирмы уделяли внимание такие зарубежные исследователи как А. Джон, Д. Слевин, П. Снельсон, Дж.К. Пинто, а также российские ученые В. П. Вишневский, В. В. Дементьев, В. И. Кабалина, В. Ю. Колесов, О. П. Коробейников, Н. И. Лапин, А. Н. Нестеренко, А. И. Пригожин, A.A. Трифилова, Е. Г. Ясин и др. — - ———— - - ~ - ~.

Однако в рассмотренных работах недостаточно внимания уделено особенностям трансформации экономического поведения фирмы в различных условиях, задачам изменения экономического поведения фирмы в соответствии с реалиями времени. Поэтому необходимо более глубокое рассмотрение этих вопросов для решения актуальных экономических проблем современной России, что и определило выбор темы и цель диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является выявление особенностей трансформации экономического поведения фирмы в меняющихся условиях внешней среды.

Для достижения указанной цели поставлены следующие исследовательские задачи:

— анализ основных подходов к исследованию сущности фирмы и ее экономического поведения;

— исследование видов экономического поведения фирмы и факторов, на него влияющих;

— изучение экономического поведения фирмы в переходный период российской экономики;

— изучение специфики поведения фирмы на современном этапе развития;

— рассмотрение основных моделей экономического поведения фирмы.

Объектом диссертационного исследования выступает экономическое поведение фирмы в различных условиях.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе трансформации экономического поведения фирмы.

Теоретическая и методологическая основы исследования.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей, материалы периодических изданий, научных конференций. и семинаров.———- - ———.

Методологической основой для исследования послужили системный подход, сравнительно-аналитический, абстрактно-теоретический, конкретно-исторический, а также статистический методы исследования.

Эмпирическая база работы сформирована на основе официальных статистических данных, опубликованных рейтингов и исследований научных институтов, материалов периодических изданий и сети Интернет.

Область исследования соответствует п. 1.2 «Микроэкономическая теория: теория фирмы» Паспорта специальности 08.00.01 — Экономическая теория.

К числу наиболее существенных результатов исследования, полученных лично автором, относятся следующие:

— на основе систематизации основных подходов представлена эволюция основных концепций экономического поведения фирмы, синхронизированная с датами их появления, и позволяющая выделить их вклад в развитие теории фирмы;

— проведена классификация видов экономического поведения фирмы на основе предложенных автором критериев классификации, что позволило выявить особенности экономического поведения фирмы в различных условиях;

— определены модели трансформации экономического поведения фирмы, позволяющие проследить тенденции изменений* положительные и отрицательные сдвиги в поведении фирмы и выявить особенности временного пространства различных периодов развития российской экономики;

— обобщены стратегии экономического поведения фирмы в различных сферах деятельности, нацеленные на преодоление возможных проблем.

Элементы научной новизны исследования состоят в следующем:

— уточнено понятие экономического поведения фирмы: в отличие от имеющихся определений в научной литературе, где экономическое поведение фирмы трактуется в узком смысле слова без учета влияния внутренних факторов окружающей среды, предлагается расширенная трактовка экономического поведения фирмы с выделением отдельных элементов экономического поведения фирмы и влиянием на них внутренних факторов фирмы и внешних факторов окружающей среды;

— предложены критерии классификации видов экономического поведения фирмы — степень активности поведения, направленность поведения, состояние поведения, характер поведения и объект воздействия, что позволило выделить различия между основными видами экономического поведения фирмы;

— выявлены особенности трансформации экономического поведения фирмы в переходный период и в современных российских условиях, проявляющиеся в изменении внешних факторов, целей, способов выживания и ведения деятельностиобоснована специфика экономического поведения фирмы, направленного на модернизацию, состоящая в реализации внутренних и внешних партнерских отношений.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования основных положений, выводов и рекомендаций в преподавании учебного курса «Экономическая теория», а также при подготовке спецкурсов. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегий экономического поведения фирмы в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на межрегиональных, региональных и вузовских научно-практических конференциях в 2008;2010 гг.

Основные результаты, положения и предложения диссертации отражены в 7 научных публикациях общим объемом 2,97 п.л., в том числе две статьи в журналах из перечня ведущих рецензируемых научных изданий, определенных ВАК РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 217 наименований. Диссертация изложена на 176 страницах печатного текста, включает 14 таблиц, 7 рисунков.

Заключение

.

Проведенное исследование трансформации экономического поведения фирмы в современных условиях позволяет сделать следующие выводы.

Эволюция экономической теории демонстрирует постепенную смену взглядов на фирму и ее поведение. Сложившиеся в рамках микроэкономической теории основные концепции фирмы и ее поведения с точки зрения их возникновения можно представить в динамике следующим образом: классическая, неоклассическая, предпринимательская, институциональная и неоинституциональная, поведенческая, эволюционная, интеграционная. Каждая из этих теорий, кроме классической и интеграционной, развивалась и поочередно ветвилась на всем протяжении XX века. В данных теориях фирма ют простой производственной единицы меняется в сторону самостоятельного звена экономики, заключающего контракты, занимающегося внутренним управлением, рутинизацией организационных технологий и строящего стратегии поведения в целях адаптации к меняющимся условиям окружающей среды.

Экономическое поведение фирмы — это экономические отношения, связанные с постановкой целей, формированием принципов, выполнением функций и способами ведения деятельности фирмы, зависящие от внутренних факторов предприятия и трансформирующиеся под воздействием изменений внешних факторов окружающей среды, что в конечном итоге проявляется в многогранности видов экономического поведения фирмы.

В современных условиях актуальными становятся следующие функции предприятия:

— социальная — обеспечение граждан работой и заработной платой, воспитание навыков коллективной работы, реализация потребности в социальной оценке личности, а также предоставление работникам пакетов социальных компенсаций, поддержка социальной инфраструктуры региона, благотворительность, участие в крупных социальных проектах. инновационная — генерация, фильтрация, инкубация и распространение инноваций;

— воспитательная — создание, закрепление и развитие корпоративной культуры;

— познавательная — изучение в процессе деятельности особенностей товарных и ресурсных рынков, технологий, технических систем, освоение наиболее эффективных способов организации производства и взаимодействия с рынком, акционерами и т. п.;

— стабилизирующая, антикризисная — обеспечение бескризисного поступательного социально-экономического развития;

— функция предвидения — «предвидение» тех действий, которые следует осуществить-сегодня, так,—чтобы продукция фирмы была — востребована обществом завтра.

В связи с актуализацией социальных целей и социальной функции фирмы, популярным в поведении фирмы становится принцип социальной ответственности, традиционно понимаемый как необходимость оказания помощи тем, кто по объективным причинам оказался в затруднительном положении. Для фирмы это означает не только благотворительность, но и ответственность перед обществом за рабочие места, за сохранение отечественного производства. Даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ предприятия.

Как было отмечено в определении экономического поведения фирмы, существование различных факторов влияет на выбор того или иного вида поведения. Предложены следующие классификации видов экономического поведения фирмы, позволяющие выявить основные различия и тенденции в поведении предприятий.:

— по степени активности: активное, умеренное, пассивное;

— по направленности: внутрифирменное, межфирменное, локальное, региональное, национальное, мировое;

— по состоянию: депрессивное, прогрессивное;

— по характеру: передовое, последовательное;

— по объекту воздействия: ориентированное на потребителей, на поставщиков, на инвесторов.

Также классификация экономического поведения фирмы, в зависимости от фазы воспроизводственного цикла дополнена еще одним видом экономического поведения, а именно стратегическим поведением фирмы, которое в соответствии с требованиями современного времени должно присутствовать на всех фазах воспроизводственного цикла. -Выбор—фирмами видов экономического &bdquo-поведения .зависит от .их. финансовых возможностей, временных ресурсов, положения фирмы на соответствующем рынке товаров (услуг) и других факторов. Современной особенностью экономического поведения фирмы является то, что актуальными на сегодняшний день являются такие внутренние и внешние факторы экономического поведения как миссия (смысл жизнедеятельности) предприятия, которая определяет «угол зрения» фирмы на текущую ситуацию и прогноз ее развития, управляет формированием целей и стратегиями их достиженияэкономические знания агентов фирмы, которые являются регулятором экономического поведения фирмы и ориентируют их на те или иные формы экономической активностифактор ожидания — любая появившаяся фирма сталкивается с многочисленными ожиданиями со стороны самых разнообразных экономических субъектов. Она связывает свои ожидания с внешним объектом и является одновременно адресатом его ожиданийфактор времени, взаимосвязанный с фактором ожидания. Сделанное сегодня отчасти основано на нынешних представлениях фирмы в отношении того, что случится в будущемфактор «нужного действия», которое должно осуществляться заранее, т. е. еще до того, как всем стала ясна его необходимостьэкологичность — из-за формирования новых ценностей в обществе, направленных на уважительное отношение к природе и выражающихся в росте спроса потребителей на экологически чистую продукцию, необходимости соблюдения экологических норм, интересов в повышении репутации фирмы становится популярным экологически ориентированное производство, выступающее фактором перспективного развития фирмынеполнота информации — несмотря на то, что совокупные возможности внешней среды по приему и накоплению информации практически не ограничены, координация и концентрация этой информации затруднены. Кроме того, передача информации о фирме вовне, кроме некоторых процедур, не регламентирована. Внутренняя среда, атмосфера предприятия остаются недоступными за его пределами для заинтересованных лиц. .

Также в современных условиях многое в деятельности фирмы зависит от работников, поэтому предприятия, в которых отсутствует доверие к руководству, нет взаимопонимания, сотрудничества и сплоченности коллектива, оказываются неконкурентоспособными. Именно поэтому актуальным становится взаимодействие экономических агентов внутри предприятия, направленное на создание партнерских отношений между руководством фирмы и персоналом, являющихся эффективным средством достижения поставленных целей предприятия.

Определение сущности экономического поведения фирмы, его принципов и факторов позволило проанализировать трансформацию поведения фирмы в переходный и современный периоды развития экономики России. Трансформация экономического поведения советского предприятия в поведение рыночно-капиталистической фирмы происходила через, во-первых, изменение собственности: процесс приватизации привел к формированию двух типов предприятий в российской экономике — государственных и частных фирм. Во-вторых, через кардинальное изменение внешних факторов экономического поведения фирмы: с 1992 г. практически перестала существовать прежняя иерархическая структура отраслевого управления, централизованного планирования и распределения продукции, новую экономическую среду предприятий характеризовали неразвитость рыночной среды, механизмов конкуренции и инфраструктуры рынка, -институциональной и информационной и т. д. В-третьих, через изменение целей: традиционные ценности сохранения производства и занятости были потеснены рыночными целями — первоначально это было выживание, а затем уже увеличение доходов, укрепление своих позиций на рынке, поддержание платежеспособности и т. д. В-четвертых, через усиление дифференциации интересов собственников, менеджеров, работников предприятия, что выражалось в актуализации рентоориентированного поведения. И в-пятых, через изменение способов ведения деятельности, что означало поиск методов выживания и адаптации к суровым условиям внешней среды.

Сегодня предприятия постепенно обретают устойчивость, таким образом, можно сказать, что адаптация по существу закончилась, однако общая экономическая ситуация в стране остается настолько сложной, реформы в России осуществляются по сей день, и российские предприятия по-прежнему вынуждены активно приспосабливаться к условиям внешней среды.

Современная внешняя среда предприятий характеризуется высокой скоростью изменений, которая может быть объяснена, прежде всего, высокой насыщенностью потребительского спроса, его разнообразным, быстроизменяющимся характером. Непрерывно меняющиеся требования со стороны потребителей вынуждают предприятия производить в своем поведении и приоритетах глубокие изменения. На сегодняшний день актуальными становятся такие цели как переход к выпуску новой продукции, модернизация производственных мощностей, повышение качества продукции и снижение издержек, диверсификация деятельности, переход к новой структуре внутрифирменного управления и межфирменного партнерства, что свидетельствует о стремлении предприятий к серьезной реструктуризации производства и качественным сдвигам.

В настоящее время процесс трансформации отечественных предприятий характеризуется следующими положительными явлениями:

— формирование стратегического типа поведения;

— изменение форм и методов управления предприятием;

— обновление коллектива работников, изменение организационной структуры управления.

— устойчивость деловых и хозяйственных связей;

— актуальность использования инноваций;

— участие крупных предприятий в различных бизнес-ассоциациях;

— рост нематериальных активов;

— рост значения рекламы;

— повышение роли трудовых ресурсов в деятельности .фирм;

— ускорение производственного процесса;

— слияния и поглощения;

— поддержание связей с общественностью, или организация «паблик рилейшнз» (ПР).

Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов у потребителя, возрастание конкуренции, глобализация экономики, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления предпринимательской деятельности, развитие информационных сетей, позволяющих молниеносно распространять и получать информацию, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического поведения.

Стратегия напрямую связана с целями фирмы, с приемами их достижения и направлена, прежде всего, на адаптацию предприятия к изменениям внешней среды. Выработка стратегии представляет собой достаточно сложную задачу, которая может быть решена только после четкого определения приоритетов и целей деятельности фирмы, детального изучения ограничений стратегий, анализа информации о результативности работы фирмы в динамике. В условиях рыночной экономики каждая фирма должна иметь собственную экономическую стратегию, направленную на создание и поддержание конкурентного преимущества. Однако, возможны обобщающие стратегии поведения, или алгоритмы действий фирмы для различных сфер деятельности в случае возникновения той или иной проблемы.

Современный период развития экономики России характеризуется активной политикой модернизации экономики, заключающейся в переходе к инновационному пути развития страны.

К сожалению, в условиях дефицита инвестиционных ресурсов на российских предприятиях по-прежнему преобладают «поддерживающие» инновации — те, что обеспечивают выживаемость предприятия, позволяют сохранять приемлемые уровни объемов производства и продаж, сохранять.-клиентуру, снижать издержки, сохранять кадры. Между тем, сегодня ни у кого не возникает сомнения в необходимости широких стратегических планов действий. Современный потребительский рынок имеет свойство насыщаться предлагаемыми товарами через определенные периоды времени. То, что сегодня является привлекательным товаром или услугой, завтра может не быть таковым. Поэтому для того, чтобы обеспечить себе рост объемов продаж и доходов, предприятиям постоянно нужно находить что-то новое, чтобы не потерять интерес потребителей. Реалии времени таковы, что в целях получения прибыли и дальнейшего развития фирмам необходимо постоянно стремиться к опережению своих конкурентов, управлению предпочтениями и запросами потребителей, непрерывному инвестированию в инновационные технологии своего бизнеса. Поведение фирм, построенное с ориентацией на новые технологии с учетом ожидания ответной положительной реакции потребителей на их действия, является поведением, направленным на модернизацию.

Исходя из того, что среди внутренних факторов огромное влияние на поведение фирмы оказывают взаимоотношения между руководством и персоналом, а среди внешних факторов — поставщики предприятия, при учете и грамотном использовании данных факторов, а именно путем создания партнерских отношений как с другими фирмами, так и внутри предприятия, поведение фирмы можно направить на модернизацию, то есть партнерские отношения могут выступить как элемент поведения фирмы, направленного на модернизацию.

Партнерские отношения экономически целесообразны и выгодны как для крупных, так и для средних и малых предприятий. Часто наиболее перспективные идеи зарождаются на малых предприятиях. Однако затем оригинальная идея должна быть воплощена в жизнь, то есть первоначально реализована в опытном образце, а затем выпущена мелкосерийной партией. Для этого необходимы производство и средства для продвижения идеи.

— — Малые — предприятияне — всостоянииобеспечитьмасштаб икачество—-производства при низкой себестоимости продукции. Доля малых и средних предприятий на российском рынке, связанных с инновациями, ничтожно мала. Возможный путь решения данной проблемы может заключаться в реализации партнерских отношений между фирмами, что убедительно доказывает успех японских компаний в этом направлении. Обладающие значительными ресурсами крупные фирмы могут играть роль заказчика разработок многочисленных средних и малых предприятий. Типичная крупная японская фирма состоит из одного относительно небольшого головного предприятия, пользующегося услугами до трех звеньев субподрядных фирм, расположенных обычно в географической близости к нему.

Головные компании получают следующие преимущества от взаимодействия с субпоставщиками и субподрядчиками: они существенно экономят на издержках на рабочую силу, используют субподрядные предприятия в качестве «абсорбентов потрясений» в случае колебаний конъюнктуры, экономят на трансакционных издержках, и, наконец, получают выгоды за счет разделения труда между ними и субподрядными фирмами в сфере НИОКР. Так, за счет передачи субпоставщикам/субподрядчикам второстепенных видов производства и НИОКР крупные компании могут, не распыляя средств, сконцентрировать усилия на наиболее важных и сложных их направлениях. В то же время благодаря особым отношениям между партнерами крупные компании имеют доступ к уникальной технологии, разработанной на передовых субподрядных предприятиях.

В свою очередь, благодаря отношениям с головной компанией субпоставщики/субподрядчики получают возможность работать на известный рынок и рассчитывать на получение контрактов не только в краткосрочном плане, но и в долгосрочной перспективе. В случае возникновения разного рода осложнений шансы остаться «на плаву» у субпоставщиков/субподрядчиков намного выше, чем у независимых, мелких и средних предприятий, поскольку в рамках групповых отношений головные фирмы берут на себя обязательство обеспечивать субподрядчиков финансовыми ресурсами и оказывать им разного рода консультационные услуги. И, наконец, будучи заинтересованы в получении от субпоставщиков/субподрядчиков продукции высокого качества и снижении издержек производства, головные фирмы активно содействуют повышению технического уровня субподрядных предприятий (путем передачи им технологии, оказания помощи в проведении НИОКР и т. д.), в результате чего многие из них со временем настолько упрочивают свои позиции, что вырастают до фирм среднего масштаба и становятся независимыми от головной компании.

Для реализации модели экономического поведения фирмы на примере японских компаний необходимо создать именно такую среду, чтобы компании были заинтересованы в партнерских отношениях. Главным толчком в данном направлении должно выступить государство.

Создание партнерских отношений между руководством фирмы и персоналом также можно отнести к элементам экономического поведения фирмы, направленного на модернизацию, так как успешные инновационные предприятия — это, прежде всего, творческие коллективы совместно действующих людей со специализированными навыками и знаниями.

В России и руководителями предприятий, и работниками, и профсоюзами и ассоциациями предприятий не осознана в достаточной мере, чтобы начать предпринимать конкретные шаги, необходимость формирования партнерских отношений. Сохраняется крайне низкий уровень жизни большинства наемных работников, резкая дифференциация доходов работодателей и работников. Все это сильно тормозит развитие фирм.

В развитии партнерских отношений между руководством фирмы и работниками наглядным примером может послужить также опыт зарубежных фирм. В японских фирмах каждый работник ощущает, что его благополучие в долгосрочной. перспективе напрямую зависит от благополучия предприятия, руководство которого в свою очередь сознает, что процветание фирмы находится в непосредственной зависимости от продуктивности труда занятых, их добросовестности, инициативности, деловой и личностной порядочности. Здесь каждая сторона получает выгоду: работники — рост реальных доходов, гарантии социальной защиты, повышение уровня жизни и образования через повышение квалификации, обеспечение достойных условий труда и т. д.- руководство фирмы — увеличение прибыли через рост производительности труда, повышение конкурентоспособности, эффективное использование капитала.

В Японии партнерские отношения между персоналом и руководством фирмы существуют, главным образом, благодаря реальному обеспечению заинтересованности работников максимальное время работать на одном предприятии. Для того, чтобы российские предприятия эффективно функционировали, их руководителям необходимо создавать условия для мотивации своих сотрудников. Согласно некоторым исследованиям, для того, чтобы интересы наемного работника отождествлялись с интересами своей фирмы, необходимо, чтобы не менее 20% дохода работник получал из прибыли, при меньшем проценте материального стимулирования работники не имеют достаточной заинтересованности в результатах труда. Можно применять различные формы участия персонала предприятий в прибылях, например, программы, основанные на акциях предприятий.

Главным в становлении системы партнерских отношений является изменение отношения руководства фирмы к работникам, их места и роли в производственном процессе, гарантирование своим сотрудникам защиты и покровительства в обмен на добросовестный труд, что, в свою очередь, даст ответную реакцию со стороны персонала, заключающуюся в изменении их отношения друг к другу, и, конечно же, к процессу своей деятельности. Трансформация интересов и поведения каждого агента фирмы, в конечном итоге, влечет трансформацию экономического поведения фирмы, нацеленного на коллективное удовлетворение интересов субъектов фирмы.

Таким образом, ключевыми элементами экономического поведения фирмы, направленного на модернизацию, являются: правильный выбор ниши и сохранение своего направления в бизнесе, формирование и сохранение команды, создание и укрепление партнерских отношений между фирмами, а также между руководством фирмы и персоналом, внедрение и освоение новых технологий, постоянное реинвестирование прибыли в развитие. При условии последовательных действий в указанном направлении, осознании руководителей предприятий о необходимости изменения экономического поведения в сторону модернизации, их самоорганизации зависит экономическое развитие предприятий и, в целом, всей страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С., Дементьев В. Акционерные и неимущественные механизмы интеграции в российских бизнес-группах // Российский экономический журнал. — 2000. № 1. — С. 13−27-
  2. С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков,— М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. 320 е.-
  3. Е.М. Воспроизводство адаптационных практик в период российской трансформации // Общественные науки и современность. — 2005. -№ 6. -С. 5−15-
  4. Е., Гурков И. Российские предприятия после августовского шока // Вопросы экономики. — 1999. № 10. — С. 98−104-
  5. В. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1997. — 232 е.-
  6. И. И. Экономика и этика: аспекты взаимодействия. М.: Юристъ, 2002.-190 е.-
  7. С.А., Мордвинцев А. И., Фомин П. А., Шаховская Л. С. Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Высшая школа, 2003. — 42 е.-
  8. М.С. Так дайте, дайте мне мотив! Формирование партнерских отношений на уровне фирмы // Российское предпринимательство. -2008. № 1. — С. 143−147-
  9. ., Ритерман Р. От предприятия к фирме. Заметки по теории предприятия переходного периода // ЭКО. 1994. — № 9. — С. 23−33-
  10. С. Кризис-2008: пора ставить диагноз // Вопросы экономики. 2008. — № 11. — С. 25−37-
  11. С., Набиуллина Э. Предприятия в переходный период: новые модели поведения // ЭКО. 1993. — № 11. — С. 104−116-
  12. Т., Буев В., Голикова В., Долгопятова Т. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей // Вопросы экономики. 1994. — № 11. -С. 108−123-
  13. А., Демсец Г. Производство, информационные издержки и экономическая организация. — М.: Дело, 2007 480 е.-
  14. В. Ключевые факторы успешности российских инновационных проектов в реальном секторе экономики // Вопросы экономики. 2010. -№ 11.-С. 41−61-
  15. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: ПитерКом, 1999.-416 е.-
  16. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. -519 с.-
  17. О.Н. Асимметрия информации // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 2003. — № 2. — С. 110−125-
  18. М. Фирма в японской экономике. С-Пб.: Лениздат,-1995.431 е.-
  19. Г. П. Социальную ответственность бизнеса на уровень стандарта // Российское предпринимательство. — 2009. — № 10 (2). — С. 21−26-
  20. С.П. Эмпирика перехода к рынку: опыт России. — М.: Наука, 1998.- 111 е.-
  21. С.П., Батяева А. Е. Российские предприятия в рыночной экономике: ожидания и действительность. М.: Наука, 2000. — 139 е.-
  22. Г. С., Баранова Н. А. Рынок и этика: к проблеме интерактивности рыночно-экономического и этического сознания. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. 183 е.-
  23. Д.В. Выбор стратегии поведения организации на рынке с учетом влияния внешней среды // Региональная экономика. 2007. — № 13. — С. 118−121-
  24. О.Л. Теоретические аспекты организации стратегического управления на предприятии в современных условиях. Наука управления на пороге XXI века: Материалы международной научной конференции М.: ГАУ, 1997.- 58 е.-
  25. Е. Мотивация и поведение российских предприятий // Вопросы экономики. 1995. — № 6. — С. 15−21-
  26. М. Новая конкуренция: институты промышленного развития. -М.: ТЕИС, 2002. 356 е.-
  27. М.В. Формирование и развитие благоприятной предпринимательской сферы в условиях экономического кризиса на примере Тамбовской области // Региональная экономика: теория и практика. — 2009. -№ 38 (131). -С. 2- 11-
  28. О.В. Реализация стратегического подхода к финансовому оздоровлению кризисных предприятий в современной экономике России // Экономический анализ: теория и практика. 2008. — № 19 (124).-С. 56−63- - ----------.. .. «
  29. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. 6-е изд., доп. М.: Институт новой экономики, 2004. 412 е.-
  30. Н.В. Персонал. Бизнес без проблем // Деловой Петербург. 2002. — № 2−4, — С. 64−70-
  31. Ф. Социальная сфера предприятия: современная российская практика в мировом контексте. М.: ИМЭМО РАН, 2002 — 256 е.-
  32. К.В., Донова И. В. Управление инновациями на предприятии: новые контексты и старые проблемы // Социологические исследования. 2007. — № 5 (277). — С. 31−37-
  33. М.И. Внутрифирменное планирование. М.: Инфра-М, 1999. — 392 е.-
  34. A.B., Катькало B.C. Эволюция теории фирмы и ее значение для исследований менеджмента // Российский журнал менеджмента. 2005. — № 1, том 3. — С. 75−84-
  35. Е. Инвестиции против инфляции. Россия переходит на новую модель экономического развития // Российская газета www/rg/ru/2006/01/11/investicii.html-
  36. В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа // Социологические исследования, 1994. — № 10. -С. 120−125-
  37. Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы / под ред. В. М! Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1999. — 534 е.-
  38. В.А. Управление развитием рыночных возможностей^ предприятия: Серия: Библиотека хозяйственного руководителя. — Mi: Издательство Благовест-В, 2007. 200 е.-
  39. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Фирма Гардарика, 1996. — 416 е.-
  40. В., Веткин А. Уклонение от уплаты налогов и рациональный-выбор налогоплательщика // Вопросы-экономики.---2004.- №~ 2-С. 96−108-
  41. В., Дементьев В. Инновации, институты и эволюция // Вопросы экономики. 2010. — № 9. — С. 41−62-
  42. H.A. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. — М.: Экономика, 1998. — 255 е.-
  43. Н. Развитие „Экономики участия“ в передовых странах Запада // Мировая экономика и международные отношения. 1990. — № 5. -С. 78 — 89-
  44. Е.Т. Гибель империи. М.: ИЭПП, 2006. — 386 е.-
  45. В. Анализ моделей взаимодействия крупных и средних российских компаний с местными и региональными органами власти и негосударственными предпринимательскими объединениями: Предпринт? Р1/2007/06/В.Голикова, А.Яковлев. М.:ГУ ВШЭ, 2007. — 76 е.-
  46. А. Слияния и поглощения в период кризиса // Эксперт. — 2009. -№ 13.-С. 9−13-
  47. JI. О чем знают не только экономисты // Вопросы экономики. 2001. — № 9. — С. 39−58-
  48. Т., Шаповалов Г. Стратегия конкурентной борьбы в предпринимательстве // Экономист. 1999. — № 6. — С. 66−73-
  49. И.Б. Адаптация промышленной фирмы: теория и практика. — М.: ВШЭ, 1997.-234 е.-
  50. И.Б. Кризис стратегии и стратегия кризиса. Поведение российских компаний накануне и в ходе экономической рецессии. // ЭКО. -2009.-№ 5.-С. 2−34-
  51. A.A. Структура распределения собственности и цели управления на уровне приватизированного предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. — № 3. — С. 3−13-
  52. Демочкина А. В, Кувалин Д. Б., Кузнецов Ю. В. Российские предприятия: адаптация к кризису и поиски новых стратегий развития // Проблемы прогнозирования. 2000. — № 3. — С. 101−114-
  53. Т. Модели и механизмы корпоративного контроля в российской промышленности // Вопросы экономики. 2001. — № 5. — С. 46−60-
  54. Т. Переходная модель поведения российских промышленных предприятий (по данным эмпирических исследований 19 911 995 гг.) // Вопросы экономики. 1996. — № 11. — С. 119−130-
  55. Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. М.: Дело ЛТД, 1995. — 288 е.-
  56. Н.Л. Особенности японской системы рационального принятия экономических решений // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. -2007.-№. 2.-С. 105−114-
  57. Дэй Дж. Стратегический маркетинг. / Пер. с английского. М.: Эксмо, 2003.-632 е.-
  58. E.H., Поварницына С. Е. Психология Бизнеса. — М.: АРМАДА, 1998.-511 е.-
  59. Л.Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент. М.: Магистр, 2008. — 526 е.-
  60. А. Рентоориентированное поведение: потери для общества // Вопросы экономики. 2000. — № 5 — С. 31−45-
  61. Н. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы. Аналитический доклад. М.: Поматур, 2005.-101 е.-
  62. А. Идем на снижение // Большой Бизнес, апрель 2009. С. 913-
  63. С.Н. Экономика для менеджеров: Микро- и макроуровень. Учебное пособие — М.: Дело, 2007. — 440 е.-
  64. А. Осторожный оптимизм // РГ-Бизнес, № 730 (46) от 01.12.2009 г. // www.rg.ru/2009/12/01/ivlev.html-
  65. C.B. О переходности российской экономики в современных условиях с позиции новой институциональной экономической теории // Проблемы современной экономики, № 1 (17), 2006 // www. m-economy.ru-
  66. История экономических учений / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой М.: Инфра-М, 2001. — 784 е.-
  67. В.И., Кларк С. Инновации на постсоветских предприятиях // Вопросы экономики. 2001. — № 7. — С. 18−33-
  68. Л. Организация отраслевых рынков / Пер. с англ. А. Д. Шведа. М.: Новое знание, 2003. — 355 е.-
  69. А. Японская экономика: прошлое, настоящее, будущее // Япония сегодня. 2006. — № 2. — С. 4−7-
  70. A.A. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России // Региональная экономика: теория и практика. -2009. № 38 (131). — С. 34−38-
  71. Е. Разберутся сами // Российская газета / www.rg.ru/2011/02/15/inspector.html-
  72. И. Конкуренция и предпринимательство. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-239 е.-
  73. . Вертикальная интеграция как право собственности на организацию: еще раз об отношениях между „Фишер боди“ и „Дженерал моторе“ // Природа фирмы / Пер. с англ. М.: Дело, 2001. — С. 319−339-
  74. Г. Механизм принятия решений и стратегическое планирование на предприятиях // Вопросы экономики-1998. № 9 — С. 46−65-
  75. Г. Б. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. 2002. — № 10. — С. 47−69-
  76. Г. Б. Стратегии бизнеса: аналитический-справочник. — М.:-1. КОНСЭКО», 1998.-331 е.-
  77. Г. Б. Стратегия предприятия. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. — 568 е.-
  78. Г. Б., Тамбовцев B.JL, Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. — М.: Экономика, 1997. 286 е.-
  79. А., Кузнецов П., Крючкова П. Корпоративное управление в России в 1995—1996 гг.. (от предприятия советского типа — к фирме, контролируемой менеджерами) // Вопросы экономики. — 1996. № 12. — С. 7387-
  80. Ю. О научных экономических школах // Общество и экономика. 2003. — № 12. — С. 108−132-
  81. М. и др. Стратегический разрыв. Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 232 е.-
  82. Г. Экономическое поведение предприятий лесного сектора Карелии в условиях рыночных преобразований // Вопросы экономики. 2007. — № 7. — С. 136−151-
  83. Кокорев В.: Институциональные преобразования в современной России: анализ динамики трансакционных. издержек//Вопросы экономики. -1996.-№ 12.-С. 61−72-
  84. Л., Предпринимательство: от «максимизации, прибыли» к синергии: социально-экономических систем // Вопросы* экономики. 2000. — № 10. — С. 40−53-
  85. В., Садовая Е. Объединения работодателей в системе социального партнерства: опыт развитых стран и России // Мировая экономика и международные отношения. 1997. — № 5. — С. 52−61-
  86. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учеб. пособие для вузов / С. Б. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов и др.: Под ред. А. Г. Цыганова. М.: Логос, 1999. — 368 е.---------------------------------------------------—
  87. Конкурентоспособность России в глобальной экономике / Под ред. А. Дынкина, Ю. Куренкова. М.: Международные отношения, 2003. -376 е.-
  88. Концепция социального государства Российской Федерации / под ред. В. Я. Саленко. М.: АТиСО, 2003. — 55 е.-
  89. О.П., Колесов В. Ю., Трифилова А. А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 3. — С. 88−129-
  90. Г. В. Развитие поведенческой трактовки характера конкуренции фирм // Финансы и кредит. 2005. — № 1 (169): — С. 69−71-
  91. Р. Фирма, рынок и право/ Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1993. -192 е.-- 93. Кошеварова Э. Р. Экономическое поведение хозяйствующих субъектов: антология подходов // Проблемы современной экономики, № 3 (27), 2007 // /www.m-economy.ru-
  92. П., Кушнир И. Скрытые «группы интересов» как фактор перераспределения ресурсов // Общество и экономика.-2001.- № 1. — С. 57−66-
  93. А.Е. Про овраги. преодоление стратегического разрыва // Российское предпринимательство. -2007. № 10 (1). — С. 37−41-
  94. Д.Б. Поведение предприятий как фактор макроэкономической динамики в переходной российской экономике // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 6. — С. 3−10-
  95. П. Социальное партнерство или корпоративизм? // Вопросы экономики. 1994. — № 5 — С. 71−77-
  96. Д. Новая европейская бизнес-модель / пер. с англ. С. Б. Ильина / под общ. ред. В. В. Балашова М.: Вершина, 2007. — 288 е.-
  97. Н. И. Теория и практика инноватики. Москва: Логос, 2008. -326 е.----100. -Лапина -Н-. Социальная- ответственность- бизнеса: какое- будущее— —для России? // Мировая экономика и международные отношения. — 2006. № 6.-С. 31−38-
  98. И. Л. Группирование предприятий в Японии (вертикальные объединения кэйрэцу) // Консультант директора. 2005. — № 15-С. 4−17-
  99. П.С., Мельникова H.A. Институциональная теория фирмы. Минск: Издательский центр БГУ, 2005. — 118 е.-
  100. В. Экономические эссе: Теории, исследования, факты и политика / Пер. с англ. М.: Политиздат, 1990. — 414 е.-
  101. C.B., Праздничных А. Н. Процессы трансформации собственности: мировой опыт // Менеджмент в России и за рубежом. — 1998. № 2 //http://www.cfin.ru/press/management/1998−2/05.shtml-
  102. В.Е., Лященко В. И., Павлов К. В., Хахулин В. В. Развитие малого предпринимательства. — М., Экономист, 2006. — 254 е.-
  103. Н. Этика и экономическая теория // Общественные науки и современность. 1998. — № 3. — С. 12−26-
  104. K.P., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. -М: ИНФРА-М, 2005. 972 е.-
  105. A.A. Стратегии экономического поведения российской молодежи. — Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2006. 224 е.-
  106. А. Принципы экономической науки.В 3-х т. Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1993.-415 е.-
  107. И. Формирование системы социального партнерства в России: проблемы и противоречия // Вопросы экономики. — 1994. № 5. — С. 79−83-
  108. С. Правовая основа фирмы // Природа фирмы / Под ред. О. Уильямсона и С. Уинтера. М.: Дело, 2001. — С. 294−318-
  109. Ф. Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористские и управленческие // Вехи экономически мысли / Теория фирмы. СПб.: Экономическая-школа. -1995. — С. 82−84- ---- --------- ------
  110. К. Экономика организаций. — М.: Инфра-М, 1996. 160 е.-
  111. Микроэкономика: инновационные аспекты / Под общ. ред. А. Н. Фоломьева. М.: Изд-во РАГС, 2008. — 437 е.-
  112. Микроэкономика. Теория и российская практика / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова.- М.: КНОРУС, 2005. 592 е.-
  113. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2000. — 336 е.-
  114. Т. Японские организационные формы в западной экономике // www.subcontract.ru портал информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса-
  115. А. Основа для согласия в российском обществе есть // Человек и труд. 1998. — № 10. — С. 91−93-
  116. Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М. Наука, 1970. — 708 е.-
  117. Е.Г. Экономика и управление предприятием: конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997. — 374 е.-
  118. А. Переходный период закончился. Что дальше? // Вопросы экономики. — 2000. № 6. — С. 4−17-
  119. P.M. Теоретические основы информационной экономики. Владикавказ: Проект-Пресс, 1998. — 248 е.,
  120. А. Институциональная экономика // Вопросы экономики.- 1999. № 9. — С. 126−144-
  121. А. Домашние хозяйства в переходной экономике: типы и особенности поведения на рынке // Вопросы экономики. — 1998. № 12 — С. 56−66-
  122. А. «Рентоориентированное поведение» в российской переходной экономике // Вопросы экономики. 1996. — № 8. — С. 99−108-
  123. Основы рыночной экономики: Учебное пособие / Ф. Б. Марголин, Г. Ф. Андрейчик, Г. Г. Касьянович и др. Гродно: ГрГУ, 1999. — 82 е.--127. Оучи—У. Г. Методы -организации- -производства: -японский- и- — американский подходы. М.: Наука, 1993. — 230 е.-
  124. О’Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход.- СПб.: Питер, 2001. 864 е.-
  125. Ю., Мисько О. Введение в бизнес. — JL: Издательство Ленинградского университета, 1991. —303 е.-
  126. М.Э. Конкуренция/ Пер. с англ.-М.:Вильямс, 2000 — 495 е.-
  127. В.Ф. Модель поведения предприятия. М.: Наука, 1991.-192 е.-
  128. А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. — 863 е.-
  129. В. Сетевой мир // Эксперт. 2000. — № 12. — С. 34−37-
  130. В. Хозяйственная организация в свете экономических и социологических теорий // Вопросы экономики. 1996. — № 12. — С. 88−100-
  131. Н., Рощина Л., Сергиенко Я., Френкель А., Мальцева И., Баранов Э. Экономика в 2009—2011 гг.. // Экономист. 2010. — № 8.- С. 18−54-
  132. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. -М.: Прогресс, 1986.-469 е.-
  133. В. Новый патернализм или управленческая эволюция по-американски // Управление персоналом. — 2000. № 9. — С. 26−30-
  134. Н.М. Фирма в экономической системе. М.: ТЕИС, 1998. -285 е.-
  135. Н.М. Формирование рынка в переходной экономике. -М.: Новый век, 1999. 168 е.-
  136. Н. Эволюция взглядов на природу фирмы в западной экономической науке // Вопросы экономики. — 2002.- № 1. С. 50−67-
  137. Н.М. Экономический анализ фирмы и рынка — М.: ЮНИТИ-Дана, 2009. 279 е.-
  138. Российская промышленность на перепутье: что мешает нашимфирмам статьконкурентоспособными: доклад- ГУ-ВШЭ // Вопросы —экономики. -2007. № 3. — С. 4−35-
  139. Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности / Отв. ред. Д. С. Львов, Д. Е. Сорокин. М.: Наука, 2005. — 508 е.-
  140. Ю. Стратегии конкурентного поведения субъектов предпринимательства: поиск рационального выбора // Общество и экономика. 2005. — № 2. — С. 65−83-
  141. Э. Управление трудом в России: к вопросу о применении японского опыта // Российский экономический журнал.-2002.- № 1- С. 48−56-
  142. Е.И. Кризис и корпоративная социальная ответственность // Российское предпринимательство. 2009. — № 11 (2) — С. 10−16-
  143. А. Участие в собственности и прибылях компании // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. — № 2. — С. 11−17-
  144. Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. Микроэкономика, 18-е изд.: Пер. с англ. -М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2008. 752 е.-
  145. П.А. Основания экономического анализа / Пер. с англ. под ред. П. А. Ватника. СПб.: Экономическая школа, 2002. — 604 е.-
  146. С., Мурзина А., Горбань А., Туригина О. «Локомотив» российской экономики // Вопросы экономики. — 2008. № 11. — С. 102−109-
  147. Я. Феномен использования «доверительных» стратегий предприятиями реального сектора экономики // Российский экономический журнал. 2002. — № 1. — С. 57−63-
  148. B.C. Эволюция предпринимательской деятельности и ее содержание в условиях новой экономики // Новая экономика / под ред. проф. Е. Ф. Авдокушина, проф. B.C. Сизова / ВСЭИ. М.: Магистр, 2009. — 543 е.-
  149. Система статистического наблюдения за развитием частного сектора. Аналитический доклад.- М. гИСАРП, 1997. — 188 е.-
  150. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. --М.: Эксмо, 2007. 960 е.- - --
  151. И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии // Вопросы экономики. — 2005. № 10. — С. 90−102-
  152. Г. Н. История экономической мысли двадцатого столетия. -М.: Изд-во РАГС, 2001. 246 е.-
  153. Д. О стратегии развития России // Вопросы экономики. — 2010. № 8. — С. 28−40-
  154. Социальная хартия российского бизнеса // Человек и труд. 2005. -№ 1.-С. 45−46-
  155. Дж. Экономическая теория информации // Вехи экономической мысли / Т. 2: Теория фирмы / под ред. В. М. Гальперина -СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 507−529-
  156. О. Концепция экономической дисфункции и эволюция фирмы // Вопросы экономики. 2002. — № 10. — С. 70−81-
  157. Тан Хашида. Как воспринимают японский менеджмент в Китае // ЭКО. 1997. — № 11. — С. 193−210-
  158. Ю.В. Предприятие и предпринимательство в трансформируемой экономике. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. — 368 е.-
  159. Теория организации / по ред. В. Б. Акулова, М. Н. Рудакова.-Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1999. 312 е.-
  160. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: ЮНИТИ, 1998. — 577 е.-
  161. H.H. Предприятие и его структура. Анализ, диагностика, оздоровление. М.: ПРИОР, 2000. — 240 е.-
  162. В. Анализ отраслевой организации рынков // Российский экономический журнал. 2002. — № 1. — С. 78−82-
  163. С.Н. Социальная ответственность — государства, бизнеса, работников // Российское предпринимательство. 2009. — № 12 (1). — С. 18−23-
  164. О. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая контрактация». СПб.: Лениздат, 1996. — 702 е.-
  165. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Под ред. Д. С. Львова, А. Г. Поршнева. — М.: Экономика, 2002. 592 е.-
  166. Е. Рывок через поколения // РГ (Федеральный выпуск), № 4381 от 05.06.2007 //www.rg.ru/2007/06/05/utkin.html-
  167. P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000. 312 е.-
  168. Ю.В. Институциональные факторы экономического поведения фирм // Экономический вестник Ростовского государственного института. 2007. — № 4, том 5. — С. 130−134-
  169. М.Л. Поразмышляем о том, что такое стратегия // Российское предпринимательство. — 2009. № 10 (1). — С. 45 — 49-
  170. Ф. Пагубная самонадеянность. М: Новости, 1992. — 304 е.-
  171. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем./ М.: Финансы и статистика, 1997. 800 е.-
  172. О. Неполные контракты и теория фирмы // Природа фирмы. -М.: Дело, 2001.-360 е.-
  173. А., Гуревич Е. А. О возможности прямого заимствования опыта японского менеджмента в России // Финансовый менеджмент. — 2001. -№ 6.-С. 101 112-
  174. П. Экономический образ мышления. — М.: Дело при участии Издательства «Каталаксия», 1997. — 704 е.-
  175. Дж. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1988. — 488 е.-
  176. Ф. От социального диалога к социальной безопасности // Человек и труд. 1999. — № 11. — С. 77−81-
  177. Э. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономическое наследие, 1996.— 351 е.-
  178. В.И. Несостоятельность, банкротство и концепция институционализма-//-Российское предпринимательство.- --2010. --№ -7- (2). — С. 19−23-
  179. М.А. Российский бизнес на пути к более цивилизованному? // Общественные науки и современность. 2008. — № 5. -С. 18−35-
  180. А. Теория фирмы: альтернативные подходы // Российский экономический журнал. — 1995. № 8. — С. 97−103-
  181. Т.С. Риск в структуре экономического поведения // Социологические исследования. — 1998. № 5. — С. 116−119-
  182. И.А. История экономического анализа: В 3-х т. / Пер. с англ. под ред. B.C. Автономова. — СПб: Экономическая школа, 2001-к*
  183. И. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Пер. с немецк. — М.: ЭКСМО, 2007. — 864 е.-
  184. В. Плюсы и минусы кадровой политики в США и Японии // Служба кадров. 2003. — № 12 — С. 86−90-
  185. Т. Экономическое поведение и институты / Пер. с англ. М.: Дело, 2001. — 408 е.-
  186. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов / под общ. ред. В: И. Кушлина, В. П. Чичканова М.: РАГС, 2004. — 744 е.-
  187. К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. 1995. — № 5. — С. 98−107-
  188. А. Кто планирует инвестиции несмотря на кризис и что им мешает? // Вопросы экономики. 2009. — № 12. — С. 101−110-
  189. А., Симачев Ю., Данилов-Ю. Российская-корпорация: модели поведения в условиях кризиса // Вопросы экономики. 2009. — № 6. — С. 70−83-
  190. . Е.Г. Модернизация России: доклады для 10 конференций: в 2 кн. М. Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2009. — кн.1 — 540с., кн.2 — 466с.-
  191. Е.Г. Как поднять экономику России. М.: Издательство «Вита-Пресс», 1996. — 72 е.-
  192. Baumol W. On the Theory of Oligopoly / Economica. — 1958. vol. 25 — p. 187−198-
  193. Baumol W. On the Theory of the Expansion of the Firm / American Economic Review. 1962. — vol. 52. — p. 1078−1087-
  194. Bocquet R., Servais O. Concurrence et cooperation. Une approche du systeme industrial par les conventions. Dans Firms et economic industrielle. -Paris, 1997.-528 p.-
  195. Buchanan J. Rent Seeking and Profit Seeking. In: J. Buchanan et al. (eds.) Toward a Theory of the Rent Seeking Society. Texas: A & M University Press, 1980.-p. 4−15-
  196. Chandler A.D. Strategy and Structure: A. Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, MIT. — Press, 1962. — 431 p.-
  197. Coase R. Lecture on The Nature of the Firm. Journal of Law, Economics and Organization. — 1988. — vol.4. — P. 32−50−204: Demsetz H. Costs of Transacting // Quarterly Journal of Economics. -2000.- V. 81. № 1.-P. 25−33-
  198. Jones Kato T. EmployeeStock Ownership Plans and Productivity in Japan Manufacturing Firms: // British: Journal of Industrial Relations. — 1993. -September.-P. 21−28-
  199. Kawakita T. Corporate Strategy and Human Resource Management. In: Japanese Labour and Management in Transition 320 p.-
  200. Knight F. Risk, Uncertainty and Profit.- New York, 1965. 338 p.-
  201. Lefevre C. La municipalisation complexe de la «sphere sociale» des. enterprises-russes: umaspect importantet-meconnu.de la. transition-economique et sociale: (2001) // Revue d’etudes comparatives Est-Ouest. 2001. — V.32. № 4. -P. 131- 142-
  202. Levine D., Tyson L. Participation, Productivity and the Firm’s, Environment. In: Paying for Productivity. A Look at the Evidence / Ed. Blinder. -Washington: The Brooking Institution, 1990. 213 p.-
  203. Marris R. A Model of the Managerial Enterprise // Ouarterly Journal of Economics. 1963. — vol. 52. — P. 1078−1087-
  204. Marris R. The Economic Theory of Managerial Capitalism. L., 1966. -P. 249−265−212: Prescott E.C. Visscher M. Organizational Capital // Journal of Political Economy. 1980, № 11. — P. 7 — 18-
  205. Schumpeter J. Capitalism, socialism and democracy. N.Y.: Harper and Brother, 1939. — 927 p.-
  206. Simon Hi Rationality as Process and as Product of thought // American Economics Review. 1978 / Vol. 68. № 2. — P. 23−32-
  207. Takeuchi Y. The End of Companyism // The Japanese Economy. — 1998. № l.-P. 11−20-
  208. Tullock G. The Economics of Special Privilege and Rent Seeking. -225 p.-
  209. Tullock G. Rent Seeking as a Negative-Sum Game. In: J. Buchanan et al. (eds.). Toward a Theory of the Rent Seeking Society. — 17 p.
Заполнить форму текущей работой