Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимное обучение как условие развития когнитивной мобильности у будущих учителей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особое значение данная проблема приобретает в профессиональной деятельности педагога. Педагогическая деятельность является сложной по содержанию, протекающей в динамичных условиях, при обилии одновременно действующих факторов, поэтому от преподавателя требуется умение своевременно находить оптимальные решения в различных ситуациях. Однако, как показывают результаты проведенных исследований… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
    • 2. ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ- ИСТОРИКО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
    • 3. РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМНОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМНОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 1. ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗОВО-КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ОПЫТНО ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ
    • 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
    • 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Взаимное обучение как условие развития когнитивной мобильности у будущих учителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Динамически меняющийся современный мир и характер происходящих изменений во всех сферах жизни настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих эффективно ориентироваться в многообразии окружающей действительности, творчески и продуктивно подходить к любым переменам. Это стимулировало появление новых целей и ценностей в системе профессионального образования, ориентированных на интеллектуальное и творческое воспитание будущих специалистов, среди которых немаловажное значение имеет развитие когнитивной мобильности личности.

Приоритет данного направления отражен и в нормативных документах. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» подчеркивается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Создание условий для значительного повышения мобильности студентов, преподавателей, исследователей и управленцев является одним из исходных положений Болонской декларации, направленной на реформирование системы высшего профессионального образования.

Мобильность как способность человека быстро менять положение, двигаться, вникать в ситуацию, принимать решение под влиянием изменившихся условий жизнедеятельности отражает требования, которые предъявляет личности современная цивилизация (скорость, темп, эффективность, оперативность). Поэтому мобильность стала предметом изучения в ряде экономических (В.Г. Кинелев, А. В. Кирха и др.), социологических исследований (И.В. Василенко, Э. Гидденс, А. В. Мудрик, П. А. Сорокин и др.). Мобильность в русле компетентностного подхода определяется как ключевая компетенция, обеспечивающая самореализацию и самосовершенствование личности в различных ситуациях повседневной, профессиональной или социальной жизни (Э.Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Дж. Равен). В психолого-педагогических исследованиях разработаны концептуальные основы конструкторской мобильности личности (Н.Ф. Хорошко), социально-профессиональной мобильности специалиста (Ю.И. Калиновский, С.В. Яковлева), педагогической мобильности (JI.A. Амирова, З. А. Багишаев, Т. В. Луданова, И. В. Никулина и др.).

В современном информационном обществе успешность личности в любой сфере деятельности во многом зависит от активизации творческого потенциала, проявления мобильности при решении когнитивных задач. Значение мобильности в познавательной деятельности раскрывалось в исследованиях когнитивных стилей личности (Т.А. Гусева, И. С. Кудинов, М. Найс, У. Уиткин, М. А. Холодная и др.), где было показано, что сформированная у человека мобильность стилевого поведения создает значительные преимущества перед теми, кто данным качеством не обладает. Успешность объясняется большей вариативностью поведения и потенциальной адаптивностью к широкому кругу задач. Вместе с тем когнитивная мобильность как интегратив-ное качество личности, обеспечивающее способность эффективно работать с информацией, с знаниями, творчески и оперативно включать их в практическую деятельность, применять их в новых условиях, исследовано недостаточно.

Особое значение данная проблема приобретает в профессиональной деятельности педагога. Педагогическая деятельность является сложной по содержанию, протекающей в динамичных условиях, при обилии одновременно действующих факторов, поэтому от преподавателя требуется умение своевременно находить оптимальные решения в различных ситуациях. Однако, как показывают результаты проведенных исследований, педагог зачастую испытывает трудности в принятии решений, с трудом меняет свое мышление и поведение. Со временем у учителя возникают предпосылки для снижения профессиональной активности и роста, невосприимчивость к новому, авторитарность. Все это препятствует взаимопониманию педагога и учащихся, снижает эффективность педагогической деятельности, не позволяет учащимся стать самостоятельными, самореализующимися, конкурентоспособными. Сложившаяся ситуация актуализирует необходимость поиска, разработки и освоения современных условий и средств, содействующих развитию когнитивной мобильности как важной составляющей личности будущего педагога.

Проблемы профессионального образования раскрываются в работах О. А. Абдуллиной, В. И. Загвязинского, Ю. В. Сенько, В. А. Сластенина,.

A.И. Щербакова и др. Несмотря на ценность представленных исследований, возможности развития когнитивной мобильности у будущих педагогов в процессе вузовского обучения остаются мало разработанными.

Между тем, в настоящее время в системе образования становится востребованным взаимное обучение, основанное на общении, кооперации, сотрудничестве равноправных участников в процессе познания и решения учебных задач. Проблема организации учебных взаимодействий обучающихся в педагогике не нова. Она уходит корнями в отечественную теорию коллектива, использование возможностей которого для развития личности находится в центре педагогической системы Н. К. Крупской, А. С. Макаренко,.

B.А. Сухомлинского, рассматривающих коллектив как единый социальный организм, выполняющий воспитательные функции. Высокая эффективность коллективной организации учебной деятельности отмечена в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных педагогов: М. Д. Виноградовой, В. В. Гузеева, Д. В. Джонсона, В. К. Дьяченко, И. Б. Котовой, Х.Й. Лий-метса, В .Я. Ляудис, В. П. Панюшкина, И. Б. Первина, Е. С. Полат, А. Ю. Уварова, Р. Ш. Царевой, Г. А. Цукерман, И. М. Чередова, Е. Н. Шиянова и др. Результаты проведенных исследований доказывают значительную роль учебного сотрудничества в повышении качества усвоения знаний школьниками, формировании их социальной компетентности.

Большое значение представляют труды по проблемам интерактивного обучения (Б.Ц. Бадмаев, А. К. Быков, J1.K. Гейхман, Д. Н. Кавтарадзе, С. С. Кашлев, М. В. Кларин, Л. И. Корнеева, Е. В. Коротаева, Т. С. Панина и др.), где показано, что организация учебной деятельности на основе общения, взаимодействия обучающихся, совместными усилиями ищущих истину, создает необходимые условия для развития их инициативы, творческих способностей, выработки умения выбирать оптимальные средства и способы действий в разнообразных ситуациях. Проведенный анализ научно-методической литературы показывает, что, несмотря на многообразие подходов и неоспоримую теоретическую и практическую значимость перечисленных работ, вопрос о возможностях взаимного обучения как условия развития когнитивной мобильности у будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки остается открытым для научного изучения.

Таким образом, на основе анализа научных исследований, требований практики и запросов общества можно выделить следующие противоречия, определяющие актуальность исследования:

— между потребностью современного общества в мобильных педагогах, способных к адекватным действиям в изменяющихся ситуациях педагогической действительности, и недостатком теоретических исследований, раскрывающих сущность когнитивной мобильности и возможности ее развития у студентов педагогических вузов;

— между потенциалом взаимного обучения как актуального и эффективного способа познания и недостаточным его использованием в развитии когнитивной мобильности у будущих учителей в условиях вузовской подготовки.

Поиск эффективных путей разрешения обозначенных противоречий позволил определить проблему исследования, которая состоит в выявлении возможностей взаимного обучения в развитии когнитивной мобильности у будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки.

Актуальность и выявленные противоречия определили выбор темы диссертационного исследования: «Взаимное обучение как условие развития когнитивной мобильности у будущих учителей».

Объектом исследования является развитие когнитивной мобильности у будущих учителей в процессе вузовской подготовки.

Предмет исследования составляет методика взаимного обучения, способствующая развитию когнитивной мобильности у будущих учителей.

Цель исследования заключается в выявлении, теоретическом обосновании и проверке на практике возможностей взаимного обучения в развитии когнитивной мобильности у будущих учителей.

Гипотезу исследования составляет предположение о том, что методика взаимного обучения студентов, предусматривающая совершенствование мо-тивационного, креативного и рефлексивного компонентов когнитивной мобильности, способствует развитию данного качества у будущих педагогов, поскольку повышает мотивацию и вовлеченность каждого участника в решение обсуждаемых проблем, актуализирует творческий потенциал личности, стимулирует инициативу, формирует открытую познавательную позицию, совершенствует у будущих учителей рефлексивные умения и навыки, обеспечивающие адекватность действий, выработку конструктивного решения.

С учетом цели и гипотезы исследования были определены следующие задачи:

1) на основе анализа психолого-педагогической литературы определить сущность и содержание понятия «когнитивная мобильность будущего педагога»;

2) обосновать возможности взаимного обучения в развитии когнитивной мобильности;

3) разработать методику организации взаимного обучения, стимулирующую развитие когнитивной мобильности студентов педвуза;

4) в ходе опытно-поисковой работы проверить эффективность разработанной методики в развитии когнитивной мобильности у будущих педагогов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: общие положения теории деятельности (Б.Г. Ананьев, J1.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.) — исследования, посвященные изучению мобильности личности (JI.A. Амирова, О. В. Амосова, З.А. Багиша-ев, И. В. Василенко, Ю. И. Калиновский, П. А. Сорокин, Н. И. Томин, Н.Ф. Хо-рошко и др.) — общетеоретические основы содержания профессиональной подготовки учителя (О.А. Абдуллина, С. И. Архангельский, Ф. Н. Гоноболин, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Н. Д. Никандров, Ю. В. Сенько, В. А. Сластенин, А. С. Щербаков и др.) — идеи о сущности и направлениях профессионального развития педагогов (В.А. Болотов, Н. С. Ефимова, Э. Ф. Зеер, М. М. Левина, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.) — психолого-педагогические подходы к осмыслению роли общения и взаимодействия субъектов образовательного процесса (М.Д. Виноградова, Х. Й. Лийметс, В. Я. Ляудис, В.П. Па-нюшкин, И. Б. Первин, Л. Д. Столяренко, А. Ю. Уваров, Р. Ш. Царева, Г. А. Цу-керман, И. М. Чередов и др.) — психолого-педагогические основы организации интерактивного обучения (Б.Ц. Бадмаев, А. К. Быков, Л. К. Гейхман, Д. Н. Кавтарадзе, С. С. Кашлев, М. В. Кларин, Л. И. Корнеева, Е. В. Коротаева, Т. С. Панина и др.).

Методы исследования определялись его целью, необходимостью разрешения теоретических и практических проблем и включали в себя: теоретические методы — изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования на основе теоретического анализа и синтезаобобщение передового педагогического опытаанализ документацииэмпирические методы — диагностические (тестирование, анкетирование, групповые и индивидуальные беседы, опросы) — педагогическое наблюдениеопытно-поисковая работастатистические методы обработки данных опытно-поисковой работы.

Исследование проводилось в несколько этапов.

В течение первого этапа (2002;2004 гг.) проводилось исследование проблемы развития когнитивной мобильности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в вузеосуществлялся историко-логический анализ литературных источников в областях философского, психолого-педагогического и методического знаниявелась работа над формированием понятийного аппарата исследованияразрабатывалась методика организации взаимного обучения, обеспечивающая развитие когнитивной мобильности будущих педагоговподбирался диагностический инструментарий для проведения опытно-поисковой части исследования.

На втором этапе (2004;2005 гг.) уточнялась рабочая гипотеза, цели, задачи исследованияосуществлялось диагностическое исследование исходного уровня развития когнитивной мобильности у будущих учителейвнедрялась и корректировалась методика организации взаимного обучения, направленная на развитие когнитивной мобильности студентов.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) проводился анализ результатов опытно-поисковой работы, проверялась эффективность взаимного обучения в развитии когнитивной мобильности у будущих педагоговкорректировались теоретические и практические положения исследования, уточнялись формулировки выводов, осуществлялось оформление текста диссертации.

Эмпирической базой для исследования послужил Институт психолого-педагогического образования Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. К участию в работе привлекались 150 студентов, 30 преподавателей.

Научная новизна исследования заключается в следующем: ¦ уточнена сущность понятия «когнитивная мобильность будущего педагога», выявлены ее компоненты (мотивационный, креативный, рефлексивный) и уровни (нулевой, характеризующий немобильный тип личностинизкий, характеризующий ситуативно-мобильный тип личностисредний, характеризующий мобильно-ведомый тип личностивысокий, характеризующий мобильно-ведущий тип личности будущего педагога) — предложена методика организации взаимного обучения, предполагающая поэтапное развитие компонентов когнитивной мобильности, использование интерактивных методов, способствующих актуализации творческого потенциала личности, формирующих умение не только отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими идеями, но и перестраивать свою позицию, варьировать, выходить за ее пределы в зависимости от особенностей проблемной ситуацииобосновано, что организация взаимного обучения в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов позволяет повысить их мотивацию, стимулирует инициативную позицию, активный отклик на проблемные ситуации, творческий поиск их решения, опирающийся на опыт участников с одновременным его обогащением, способствует актуализации и развитию их когнитивной мобильности.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: дефиниция «когнитивная мобильность будущего педагога» раскрывается как интегративная профессионально-личностная характеристика будущего педагога, включающая мотивационный, креативный и рефлексивный компоненты, обеспечивающие готовность и способность личности к конструктивному решению проблем в меняющихся ситуациях современной педагогической действительностиобосновано содержание компонентов когнитивной мобильности: мотивационный (обеспечивающий побуждение к познавательной деятельности, успешность и продуктивность ее осуществления), креативный (характеризующий творческую направленность на решение проблемных задач), рефлексивный (обеспечивающий способность к соотнесению своих действий с проблемной ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями).

Проведенное исследование расширяет, углубляет и дополняет теорию и методику высшего профессионального образования и вносит новые элементы в существующие работы в области развития когнитивной мобильности у будущих педагогов. Полученные результаты могут послужить основой для дальнейшего изучения данной проблемы.

К практической значимости исследования могут быть отнесены: характеристика уровней когнитивной мобильности (немобильный, ситуативно-мобильный, мобильно-ведомый, мобильно-ведущий), позволяющая осуществлять диагностику и самодиагностику ее развитиядиагностический инструментарий, позволяющий исследовать уровни сформированности и динамику когнитивной мобильности личностиметодика организации взаимного обучения в условиях образовательного процесса высшей школы, включающая вариативное использование интерактивных форм и методов (дискуссий, ролевых и деловых игр, анализ проблемных ситуаций и др.), этапы реализации, отражающие динамику развития мотивационного, креативного, рефлексивного компонентов когнитивной мобильностидиагностику уровней развития когнитивной мобильности, позволяющую оценивать и корректировать процесс развития данного качества у студентов.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, использованием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных природе исследуемого объекта, позитивными изменениями в динамике когнитивной мобильности будущих учителей, полученными на основании результатов математико-статистической обработки данных исследования, воспроизводимостью результатов опытно-поисковой работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в период опытно-поисковой работы в Институте психолого-педагогического образования Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии (2003;2006 гг.), а также в процессе участия в международной конференции «Психология общения: на пути к энциклопедическому знанию».

Москва, 2006), во всероссийских научно-практических конференциях «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2004, 2005), «Формирование профессиональной компетентности специалистов как цель модернизации образования (Бузулук — Оренбург, 2005), в научно-методических конференциях «Управление как фактор повышения качества подготовки специалистов» (Нижний Тагил, 2005), «Организация коллективной познавательной деятельности студентов» (Нижний Тагил, 2006), а также в виде публикаций в сборниках научных трудов (Нижний Тагил, 2004, 2005, 2006, Екатеринбург, 2006, Казань, 2006, Москва, 2006). Содержание диссертации отражено в 13 публикациях.

Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на научно-методических семинарах кафедры педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета, на кафедрах педагогики, технологий дошкольного и начального образования Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В качестве актуальной педагогической цели профессионально-личностного развития будущего педагога когнитивная мобильность определяется нами как интегративное качество личности, включающее мотиваци-онный, креативный и рефлексивный компоненты, характеризующие готовность и способность личности к конструктивному решению проблемных задач в изменяющихся условиях современной педагогической действительности.

2. Развитие когнитивной мобильности обусловлено основными характеристиками взаимного обучения: позитивной взаимозависимостью участников, сотрудничеством, взаимоподдержкой и взаимообогащением, что способствует формированию открытой познавательной позиции обучающихся, стимулирует инициативность, активное проявление творческих резервов личности, совершенствует рефлексивные умения и навыки в различных образовательных обстоятельствах.

3. Методика организации взаимного обучения включает последовательные этапы развития когнитивной мобильности и целевые установки на каждом из нихвариативное использование форм и методов интерактивного обучения, способствующих актуализации и развитию компонентов когнитивной мобильностидиагностику уровней развития когнитивной мобильности, позволяющую корректировать и оценивать процесс развития данного качества у студентов.

4. Последовательная реализация взаимного обучения обеспечивает положительную динамику когнитивной мобильности будущих педагогов (от немобильного (нулевого) к ситуативно-мобильному (низкому), мобильно-ведомому (среднему) и мобильно-ведущему (высокому) уровням ее развития).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложений. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

Анализ результатов опытно-поисковой работы позволил сделать следующие выводы.

1. Исследования, проведенные на базово-констатирующем этапе опытно-поисковой работы, подтвердили наше предположение о том, что традиционно организованный учебно-воспитательный процесс в высшей школе не способствует в должной мере эффективному развитию когнитивной мобильности у будущих учителей, что заметно снижает уровень их общей профессиональной подготовки.

2. Проведенное исследование позволило выделить четыре уровня развития когнитивной мобильности у студентов педвуза.

Нулевой уровень развития когнитивной мобильности характеризует немобильный тип личности, с индифферентным отношением к познавательной деятельности, отсутствием потребности в приобретении знаний, которые часто носят поверхностный характер и могут применяться неправильно даже в знакомой ситуации. Включение в решение учебных проблем происходит преимущественно под давлением со стороны педагога, инициатива не проявляется, рефлексия не развита.

Низкий уровень развития когнитивной мобильности характеризует ситуативно-мобильный тип личности с неустойчивыми познавательными потребностями, недостаточным уровнем собственной активности, проявляющейся периодически, временно, при наличии непосредственных, внешних стимулов и мотивов, требований педагога. Использование творческих элементов носит ситуативный характер, чаще отдается предпочтение решению задач по установившимся шаблонам, в соответствии с образцом, детальными указаниями преподавателя. Отношение к поиску поверхностное, без критического анализа и проверки идей и выводов.

Средний уровень развития когнитивной мобильности характеризует мобильно-ведомый тип личности, обладающей устойчивой самостоятельностью и творческой активностью, стремлением к поиску и приобретению недостающих знаний. Творческая деятельность имеет воспроизводящий характер, но отличается наличием поиска новых решений и возможностью их применения в несколько измененных условиях, при периодическом использовании посторонней помощи. Осознанное стремление к критическому рассмотрению предложенных подходов, оценке результатов деятельности с целью ее дальнейшего усовершенствования.

Высокий уровень развития когнитивной мобильности характеризует мобильно-ведущий тип личности, обладающей устойчивыми познавательными потребностями, высокой активностью, чувствительностью к проблемам и противоречиям в учебном материале, способностью гибко реагировать на меняющиеся условия, быстро менять свое поведение. Поиск решений характеризуется относительной независимостью и вместе с тем ответственностью за свои действия и поведение. Рефлексивная позиция характеризуется грамотным и объективным осмыслением условий задачи, своих действий с точки зрения достижения оптимального пути решения.

3. Методика организации взаимного обучения, реализующаяся последовательно в три этапа, на каждом из которых использовались разнообразные методы и приемы, стимулирующие мотивацию студентов, инициативную позицию в учебно-познавательной деятельности, активный отклик на проблемные ситуации, творческий поиск их решения, способствует эффективному развитию когнитивной мобильности у будущих учителей.

4. Многоаспектный контроль эффективности предложенной формы учебной работы, осуществленный с привлечением методов математической статистики, подтвердил эффективность и результативность использования взаимного обучения для развития когнитивной мобильности будущих учителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование, подтвердив исходную гипотезу, позволяет сделать ряд выводов.

1. В качестве актуальной педагогической цели профессионально-личностного развития будущего педагога когнитивная мобильность определяется нами как интегративное качество личности, включающее мотиваци-онный, креативный и рефлексивный компоненты, обеспечивающие конструктивное решение проблемных задач в изменяющихся ситуациях современной педагогической действительности.

2. Анализ научной литературы и проведенное исследование позволило выделить четыре уровня развития когнитивной мобильности будущих педагогов: нулевой, характеризующий немобильный тип личностинизкий, характеризующий ситуативно-мобильный тип личностисредний, характеризующий мобильно-ведомый тип личностивысокий, характеризующий мобильно-ведущий тип личности будущего педагога. Показателями оценки сформированности исследуемого качества выступают познавательная активность, устойчивость познавательных интересов и потребностей, неадаптивная самостоятельность, творческая направленность, гибкость, критичность личности.

3. Взаимное обучение, основанное на взаимодействии, сотрудничестве обучающихся в процессе познания, позволяет повысить мотивацию студентов, стимулирует инициативную позицию, активный отклик на проблемные ситуации, творческий поиск их решения, опирающийся на опыт участников с одновременным его обогащением, что способствует развитию когнитивной мобильности и возможности ее последующей актуализации в будущей профессионально-педагогической деятельности.

4. Методика организации взаимного обучения включает последовательные этапы развития когнитивной мобильности и целевые установки на каждом из нихформы и методы интерактивного обучения, способствующие актуализации и развитию компонентов когнитивной мобильностидиагностику уровней развития когнитивной мобильности, позволяющую оценивать и корректировать процесс развития данного качества у студентов.

5. Опытно-поисковая работа, проводившаяся в течение 2003;2006 г. г., показала, что организация взаимного обучения в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов обеспечивает статистически достоверное повышение уровня развития их когнитивной мобильности.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы. Перспективами дальнейшего исследования могут стать углубленное изучение сущности когнитивной мобильности, выявление эффективных условий и средств ее развития как у школьников, так и педагогов образовательных учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Кризис образования: поиск новой парадигмы / З. А. Абасов // Alma mater. — 2004. — № 11. — С. 3−6.
  2. З.А. Форма обучения групповая работа / З. А. Абасов // Директор школы. — 1998. — № 6. — С. 62−66.
  3. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1984.-208 с.
  4. Л.А., Багишаев З. А. Профессионально-педагогическая мобильность учителя как целевая установка высшего педагогического образования / JI.A. Амирова, З. А. Багишаев // Alma mater. 2004. — № 1. С. — 55−60.
  5. О.В. Подготовка студентов университета к воспитательной работе в современных условиях: дисс. канд. пед. наук / О. В. Амосова. Иркутск, 1999.- 197 с.
  6. .Г. Познавательные потребности и интересы / Б. Г. Ананьев. -СПб.: Питер, 2001.-198 с.
  7. Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2004. — 365 с.
  8. С.А. Современные вопросы методологии и методики педагогических исследований: метод. Рекомендации / С. А. Аничкин. Нижний Тагил: НТГПИ, 1991.-47 с.
  9. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX в.) — Сост. А. В. Овчинников, JI.H. Беленчук, С. В. Лыков. М.: Академия, 2000. -384 с.
  10. Ю.Аристова Л. П. Активность учения школьника / Л. П. Аристова. М.: Просвещение, 1968. — 138 с.
  11. П.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе: его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980. — 367 с. 12. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев.1. М.: Мысль, 1976.- 158 с.
  12. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл- Академия, 2002. — 416 с.
  13. М.Аствацатуров Г. Тактика познавательного поиска. Интерактивное обучение на уроках права и обществознания / Г. Аствацатуров // Учитель. -2002.-№ 1.-С. 59−65.
  14. .Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие для препод, и аспирантов вузов. М.: ВЛАДОС, 1999. — 304 с.
  15. B.C. Словарь нового педагогического мышления / B.C. Безрукова. Екатеринбург: Свердл. обл. ин-т усовершенствования учителей. На-уч.-исслед. лаборатория «Альтернативная педагогика», 1996. — 94 с.
  16. С.В. Диалог основа профессии педагога / С. В. Белова. — М.: Академия, 2002.- 146 с.
  17. М.Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 106 с.
  18. Г. О символическом интеракционизме. М.: Академия, 2001. -264 с.
  19. Д.Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. М.: Знание, 1981.-96 с.
  20. А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. М.: Изд-во ЛГУ, 1965. — 200 с.
  21. В., Спиро Дж. Критическое мышление ключ к преобразованиям российской школы / В. Болотов, Дж. Спиро // Директор школы. — 1995.1. С. 67−73.
  22. Болыпой толковый психологический словарь / А. Ребер. В 2 т.: Пер. с англ. Е. Ю. Чеботарева. Т. 1. — М.: ACT- ВЕЧЕ, 2001. — 592 с.
  23. Болыпой толковый словарь русского языка- Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с.
  24. А.Я., Молчанов В. А., Трофимов Н. М. Динамика рефлексивных актов в продуктивной мыслительной деятельности / А. Я. Болыпунов,
  25. B.А.Молчанов, Н. М. Трофимов // Вопросы психологии. 1984. — № 5.1. C. 117−124.
  26. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. -М.: Академия- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 560 с.
  27. Н.В., Реан А. А. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. -СПб.: Питер, 2000.-304 с.
  28. А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  29. А.К. Методы активного социально-психологического обучения / А. К. Быков. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 160 с.
  30. И.В. Социокультурная мобильность как субъективная сторона социальной динамики / И. В. Василенко // Личность. Культура. Общество. -Т.2. М.: Просвещение, 2000 — С. 15−20.
  31. А.А. Активное обучение: контекстный подход / А. А. Вербицкий М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  32. М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер- Пер. с англ.- Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко Вступ. ст. В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987.-336 с.
  33. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников / М. Д. Виноградова, И. Б. Первин. М.: Просвещение, 1977. — 159 с.
  34. Выготский J1.C. Развитие высших психических функций / J1.C. Выготский.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 500 с.
  35. П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М.: Феникс, 1999.-330 с.
  36. JI.K. Интерактивное обучение общению: подход и модель / JI.K. Гейхман. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2002.
  37. И.Ф. Общая педагогика, выведенная из воспитания / И. Ф. Гербарт // Избр. пед соч. Т. 1.- Пер. и прим. Г. Г. Вейсберга- ввод. ст. Н. К. Баумана, Г. П. Вейсберга. — М.: Учпедгиз, 1940. — 289 с.
  38. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен- Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. -447 с.
  39. Э. Устроение общества: очерк теории структурации / Э. Гидденс.- М.: Академический проект, 2003. 528 с.
  40. Е.Э. Исследование критичности отношения школьников к получаемой информации / Е. Э. Горшунова // Школьные технологии. 2002. -№ 4.-С. 76−78.
  41. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения- Под ред. С. Шехтера и Н. Воскресенской. М.: Учительская газета, 1998. — 190 с.
  42. А.Г. Дидактика высшей школы. Современные образовательные технологии / А. Г. Грецов. СПб.: РГТГУ, 2005.
  43. Н.И. Записки о моей жизни / Н. И. Греч. М.: Наука, 1990. — 396 с.
  44. В.Н. Организация самостоятельной работы студентов в процессе группового взаимодействия: дисс. канд. наук / В. Н. Гришин. Елец, 2000.
  45. Г. О. Обучение в парах сменного состава / Г. О. Громыко //
  46. Школьные технологии. 2004. — № 3. — С. 109−117.
  47. В.В. Групповое обучение / В. В. Гузеев // Директор школы. 1996. -№ 5.-С. 61−70.
  48. Т.А., Кудинов С. И. Современные проблемы когнитивного обучения / Т. А. Гусева, С. И. Кудинов // Педагог: наука, технология, практика. -Барнаул: БГПУ, 2000. С. 93−96.
  49. Д.В., Джонсон Р. Т., Смит К. А. Кооперативное обучение возвращается в колледж. -М.: Академия, 1999. 120 с.
  50. А.Н. Развитие образования в современном мире / А.Н. Джу-ринский. М.: ВЛАДОС, 1999. — 200 с.
  51. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики- Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  52. А. Руководство немецким учителям / А. Дистервег // Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
  53. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России / Э. Д. Днепров. М.: Интерпракс, 1994. — 248 с.
  54. В.И., Кравченко А. И. Социология / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. М.: ИНФРА-М, 2003. — 624 с.
  55. Древнекитайская философия. Собрание текстов: В 2 т.- Сост. Ян Хин-Шун. Т. 2. — М.: Принт, 1994. — 384 с.
  56. В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2000.-368 с.
  57. В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе работы / В. К. Дьяченко. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  58. В.П. Патриотический долг высшей школы / В. П. Елютин // Вестник высшей школы. 1975. — № 5. — С. 3−8.
  59. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. — 168 с.
  60. М.И. Теория и практика активизации учебного процесса /
  61. М.И. Еникеев. Казань: Татар, кн. изд-во, 1967. — 122 с.
  62. С. и др. Использование интерактивных (диалоговых) технологий обучения в процессе творческого саморазвития личности учащихся / С. Еримбетова, А. Маджуга, Б. Ахмеджан // Alma mater. 2003. — № 11. -С. 48−50.
  63. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 3442.72.3имняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2001. -384 с.
  64. Игры: обучение, тренинг, досуг- Под ред. В. В. Петрусинского. Кн. 5. Педагогические игры. — М.: Новая школа, 1994. — 136 с.
  65. Г. Л. Нетрадиционная форма усвоения социального опыта в контексте психологии образования / Г. Л. Ильин // Вопросы психологии. 1992. — № 3−4.-С. 19−23
  66. Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. -512 с.
  67. Интенсификация творческой деятельности студентов- Под ред. В. И. Андреева, A.M. Белякина. Казань: изд-во Казанского ун-та, 1990. — 72 с.
  68. Е.И. и др. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 57−67.
  69. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев. М.: Академия, 2002. — 208 с.
  70. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 1998. — 192 с.
  71. А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал. 2003. — Т. 24. — № 5. -С. 45−57.
  72. Ю.А. Инновации, интеллект, образование / Ю. А. Карпова. М.: Изд-во МГУЛ, 1998.-305 с.
  73. М.М. Психология педагогического мышления / М. М. Кашапов. -СПб.: Алетейя, 2000. 463 с.
  74. С.С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. Мн.: Белорусский верасень, 2005. — 196 с.
  75. Дж.А. Теория личности. Психология личных конструктов / А.Дж. Келли. СПб.: Речь, 2000. — 249 с.
  76. А.Г., Плотникова Е. В., Савельева Л. А. Образование педагога: приоритеты и условия / А. Г. Кислов, Е. В. Плотникова, JT.A. Савельева. Екатеринбург: Учебная книга, 2001. — 68 с.
  77. М.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта / М. В. Кларин // Педагогика. — 2000. — № 7. — С. 12−18.
  78. М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. — № 2. — С. 3−10.
  79. М.В. Учебная дискуссия / М. В. Кларин // Мир образования. -1996.-№ 1.-С. 28−31.
  80. Д. Что такое критическое мышление? / Д. Клустер // Русский язык.-2002.-№ 29.
  81. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы- Под ред. Т. Галкиной и Э. Лоарера. Пер. с франц. И. Блинниковой. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. — 296 с.
  82. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  83. И.А. Педагогическая реальность: Опыт межпарадигмальной рефлексии / И. А. Колесникова. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 288 с.
  84. Я.А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избр. пед. соч.- Под ред. А. И. Пискунова и др. В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. -656 с.
  85. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Наука и школа. 2003. — № 1. — С. 3−19.
  86. А.В. и др. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования / А. В. Коржуев, В. А. Попков, Е. Л. Рязанова // Педагогика. 2002. — № 1.-С. 18−22.
  87. Л.И. Интерактивные методы обучения / Л. И. Корнеева // Высшее образование в России. 2004. — № 12. — С. 105−108.
  88. Л.И. Современные интерактивные методы обучения в системе повышения квалификации руководящих кадров в Германии: зарубежныйопыт / Jl.И. Корнеева // Университетское управление: практика и анализ. -2004. -№ 4(32).-С. 78−83.
  89. Т.В. Идея активности познания в отечественной психологии мышления / Т. В. Корнилова // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. -№ 4.-С. 61−72.
  90. Ю1.Коростелев А. Ю. Психологические особенности организации совместного учебного действия школьников / А. Ю. Коростелев // Вопросы психологии. 1980.-№ 4.-С. 112−117.
  91. Ю2.Коротаева Е. В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики) / Е. В. Коротаева. Екатеринбург.: Урал. гос. пед. ун-т, 1995.-84 с.
  92. Е.В. Вопросы теории и практики педагогики взаимодействий / Е. В. Коротаева. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000. — 135 с.
  93. Е.В. Директор ученик — учитель: пути взаимодействия / Е. В. Коротаева. — М.: Сентябрь, 2000. — 144 с.
  94. Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е. В. Коротаева. М.: Сентябрь, 2003. — 176 с.
  95. Е.В. Педагогика взаимодействий / Е. В. Коротаева. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1999. — 147 с.
  96. Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. — М., 1997.
  97. М.Н. Инновационные процессы в развитии педагогического образования / М. Н. Костикова // Традиции и инновации в системе образования: Гуманитаризация образования: Мат. науч-прак. конф. Ч. 1. — Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1998. — С. 36−41.
  98. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 112 с.
  99. Краткий словарь иностранных слов- Под ред. И. В. Лехина и проф. Ф. Н. Петрова. М.: Госуд. изд-во иностр. и нац. словарей, 1952. — 456 с.
  100. Краткий словарь по социологии- Сост. С. Н. Айрапетова, И. Е. Левченко, Л. Я Рубина. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1999. — 42 с.
  101. Краткий словарь современных понятий и терминов / Н. Т. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др.- Сост., общ. ред. В. А. Макаренко. 3-е изд., дораб. и доп. — М.: Республика, 2000. — 670 с.
  102. С.И., Гусева Т. А. К проблеме системного изучения познавательной активности личности / С. И. Кудинов, Т. А. Гусева // Мир человека. -Вып. 6. Красноярск: СибГТУ, 1999. — С. 18−25.
  103. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В. Т. Кудрявцев. М.: Знание, 1991. — 80 с.
  104. Л.М. От познавательного интереса к созиданию знаний / Л. М. Кузнецова // Педагогика. 1993. — № 4. — С. 35−39.
  105. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
  106. Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии.-1984.-№ 5.-С. 41−44.
  107. Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  108. Л.В. Активизация познавательной деятельности школьников в условиях инновационных образовательных процессов / Л. В. Куриленко. -Самара: Изд-во «КОМПРЭЛ», 1998. 108 с.
  109. Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач / Г. М. Кучинский // Проблемы общения в психологии. М.: Просвещение, 1981.-С. 92−120.
  110. И.М. Креативность: содержание, развитие, диагностика / И. М. Кыштымова. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002.
  111. А.Ф. Очерк науки о характерах / А. Ф. Лазурский. М.: Наука, 1995.-271 с.
  112. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 288 с.
  113. Л.А. Педагогика и современность / Л. А. Левшин. М.: Просвещение, 1964.-360 с.
  114. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  115. Н.Н. Коммуникация и общение в педагогическом процессе / Н. Н. Лепехин // Психологическое обеспечение социального развития человека. Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 13- Под ред.
  116. A.А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1989. — С. 36−43.
  117. И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  118. Х.И. Групповая работа на уроке / Х. И. Лийметс. М.: Знание, 1975.-64 с.
  119. А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А. И. Липкина, Л. А. Рыбак. М.: Просвещение, 1968. — 141 с.
  120. В.Д. Процессы изложения и восприятия учебной информации /
  121. B.Д. Лобашев // Школьные технологии. 2004. — № 1. — С. 155−162.
  122. .Ф. Категория общения и деятельности в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопросы психологии. 1979. — № 6. — С. 34−47.
  123. Т.В. Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки: автореф.. канд. пед. наук / Т. В. Луданова. Ярославль, 2006.-23 с.
  124. Дж. Школы «взаимного обучения» в России // Народное образование.-2005.-№ 2.
  125. Н. Обучение педагогов с помощью интерактивных методов / Н. Мальцева, JI. Карунова // Дошкольное воспитание. 2003. — № 3. — С. 9093.
  126. В.Н. Жизненная позиция личности: идеологические и социально-психологические аспекты / В. Н. Маркин. М.: Мысль, 1989. — 171 с.
  127. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  128. А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
  129. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 5−17.
  130. М.И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  131. М.И. Теория решения изобретательских задач / М.И. Мееро-вич, Л. И. Шрагина. Минск: Харвест, 2003. — 428 с.
  132. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л. М. Митина. М.: Дело, 1994. — 216 с.
  133. Л.М., Ефимова Н. С. Интеллектуальная гибкость учителя. Психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л. М. Митина, Н. С. Ефимова. М.: Флинта, 2003. — 144 с.
  134. А. Рефлексивно-игровая технология обучения / А. Митина //
  135. Высшее образование в России. 2003. — № 4. — С. 86−90.
  136. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. М.: Педагогика, 1981.- 120 с.
  137. JI.H. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / JI.H. Модзалевский. В 2 ч. Ч. 2- Под ред. М.В. Захарчен-ко. — СПб.: Алетейя, 2000. — 496 с.
  138. Э.И. Становление и развитие советской педагогики 19 171 987г. / Э. И. Моносзон. М.: Просвещение, 1987. — 223 с.
  139. Н.А. Технологии профессионального образования / Н. А. Морева. М.: Академия, 2005. — 429 с.
  140. А.В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический проект, 2004. — 560 с.
  141. А.В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
  142. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.- 112 с.
  143. С.А., Соловьева А. А. Нетрадиционные педагогические технологии / С. А. Мухина, А. А. Соловьева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 384 с.
  144. Р.С. Межличностная активность в условиях группового обучения // Психологический журнал. 1984. — Т. 5. — № 6. — С. 39−47.
  145. Р.С. Психология: В 3 кн. / Р. С. Немов. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 632 с.
  146. Н.И. Психодиагностика личности / Н. И. Непомнящая. -М.: ВЛАДОС, 2001.-324 с.
  147. Ю.В. Формирование познавательной мобильности у старших дошкольников и младших школьников в лингвистическом образовании: автореф. дисс. канд. пед наук / Ю. В. Нестерова. Екатеринбург: УрГПУ, 2006. — 22 с.
  148. И.В. Формирование профессионально-педагогической мобильности преподавателя высшей школы: автореф. дисс.. канд. пед. наук / И. В. Никулина. М., 2005.
  149. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е. Петров- Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2002. — 272 с.
  150. Новые ценности образования. Тезаурус для учителей и школьных психологов- Ред.-сост. Н. Б. Крылова. М.: Российский фонд фундаментальных исследований, Ин-т педагогических инноваций РАО, 1995. — 114 с.
  151. С.И. Словарь русского языка / Ожегов С.И.- Под ред. Н. Ю. Шведовой. 20-е изд. — М.: Русский язык, 1988. — 750 с.
  152. А.Б. Проблема перестройки психолого-педагогической подготовки учителя / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С. 16−26.
  153. Основы дидактики- Под ред. Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967. -472 с.
  154. Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь / Урал, гос. пед ун-т. Екатеринбург, 1995.
  155. Основы социально-психологической теории / Н. Н. Богомолова, А.А. Бо-далев, Р. Б. Гительмехер и др.- Под общ. ред. А. А. Бодалева и А.Н. Сухоруко-ва. М.: Междунар. пед. академия, 1995.
  156. Т.С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, JI.H. Вавилова- Под ред. Т. С. Паниной. М.: Академия, 2006. — 176 с.
  157. А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога- Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. — 368 с.
  158. А.П., Андреева Т. П. Определение образовательной результативности игровых технологий профессионального обучения / А. П. Панфилова, Т. П. Андреева // Инновации в образовании. 2003. — № 1. — С. 35−37.
  159. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов и др.- Под ред. В. А. Сластенина.- М.: Академия, 2002. 576 с.
  160. Педагогика и психология высшей школы- Под ред. С. И. Самыгина. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.
  161. Педагогика и школа зарубежом. Критико-библиографический сборник. -Вып. 7. М.: Педагогика, 1970.
  162. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др.- Под ред. С. А. Смирнова. -М.: Академия, 1999. 509 с.
  163. Педагогическая энциклопедия- Гл. ред. А. И. Каиров, Ф. И. Петров. М.: Советская энциклопедия, 1964.-831 с.
  164. Педагогический словарь: В 2 т.- Гл. ред. И. А. Каиров М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-774 с.
  165. Педагогический энциклопедический словарь- Под ред. Б.М. Бим-Бад. -М.: Большая рос. энциклопедия, 2003. 528 с.
  166. И.Г. Нейгорский опыт / И. Г. Песталоцци // Избр. пед. соч.- Пер. с нем.- Под общ. ред. С. А. Каменева и др. В 3 т. Т. 1.- Ред и ввод. ст.
  167. A.П. Пинкевич. М.: Учпедгиз, 1936. — 349 с.
  168. А.В., Ярошевский М. Г. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. -М.: Академия, 1998. 512 с.
  169. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности /
  170. B.А. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  171. . Избранные психологические труды / Ж. Пиаже- Пер с франц. М.: Педагогика, 1969. — 659 с.
  172. Плутарх. Ликург, XVI // Хрестоматия по истории древнего мира- Сост. Е. А. Черкасова. М.: Просвещение, 1991.
  173. А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: автореф. дисс. канд. пед. наук. -М.: МГУ, 2001.
  174. Познание и общение- Под ред. Б. Ф. Ломова, А. В. Беляевой, М. Коула. -М.: Наука, 1988.-344 с.
  175. Е.С. Обучение в сотрудничестве / Е. С. Полат // Профессиональное образование. 2004. — № 4. — С. 10−11.
  176. Н.И., Ривина И. В. Особенности развития системности мышления младших школьников в разных технологиях обучения / Н. И. Поливанова, И. В. Ривина // Начальная школа плюс До и После. 2002. — № 11.
  177. Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов / Л. М. Попов. Казань: Изд-во казанского ун-та, 1990. — 237 с.
  178. А.И. Методы развития организаций / А. И. Пригожин. М.: МЦФЭР, 2003.-864 с.
  179. Психологические тесты- Сост. Э. Р. Ахмеджанов М.: Лист, 1996.
  180. Психология. Словарь- Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. М.: Просвещение, 1990. — 368 с.
  181. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация / Дж. Равен. М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002. — 396 с.
  182. А.В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве / А. В. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 320 с.
  183. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Питер, 1999. — 416 с.
  184. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера / П. Е. Решетников. М.: ВЛАДОС, 2000. -304 с.
  185. Д. Грамматика фантазии / Д. Родари. М.: Прогресс, 1990. -192 с.
  186. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс- Пер. с англ. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
  187. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.- Гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая российская энциклопедия, 1993. 608 с.
  188. C.JI. Основы общей психологии / C. J1. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000.-712 с.
  189. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР /В.В. Рубцов.- М.: Педагогика, 1987. 159 с.
  190. К.Р. Групповая психотерапия / К. Р. Рудестам. СПб.: ПИТЕР, 1998.-234 с.
  191. Т. Психологический потенциал интерактивных методов / Т. Рыбакова // Высшее образование в России. 2004. — № 12. — С. 41−44.
  192. А.П. Этнология / А. П. Садохин. М.: Гардарики, 2000.
  193. Н.У. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях совместной деятельности: автореф.. канд. пед. наук / Н.У. Сады-кова. Волгоград, 1996. — 23 с.
  194. Г. И. Познавательная самостоятельность будущего учителя / Г. И. Саранцев // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 63−66.
  195. Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998.
  196. В.В. Когнитивный стиль в процессе мышления / В. В. Селиванов // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 4. — С. 104−112.
  197. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 35−42.
  198. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования /
  199. Ю.В. Сенько. М.: Академия, 2000. — 240 с.
  200. А.А. О роли общения в повышении воспитательного воздействия коллектива на личность // Личность в системе коллективных отношений: Тез. док. Всесоюз. конф. в г. Курске. М.: МГУ, 1980.
  201. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении / М. Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1965.
  202. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность / В. А Сластенин., Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  203. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности / В.И. Слобод-чиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  204. Н. Социология / Н. Смелзер- Пер. с англ., науч. ред. В. А. Ядов. -М.: Феникс, 1994.-687 с.
  205. С. Болонский процесс: перспективы развития в России / С. Смирнов // Высшее образование в России. 2004. — № 1. — С. 43−51.
  206. А. Методы активного обучения / А. Смолкин. М.: Высшая школа, 1991.- 175 с.
  207. Советский энциклопедический словарь- Науч.-ред. совет: A.M. Прохоров.-М.: Советская энциклопедия, 1981.
  208. Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо- Пер. с англ. Н.Ю. Спомиора- Под общ. ред. В. П. Зинченко. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Тривола, 1996.-600 с.
  209. П.А. Социальная мобильность / А. П. Сорокин. М.: Akademia, 2005.-588 с.
  210. Н. Инновационные методы обучения: проблемы внедрения / Н. Сорокина//Высшее образование в России. -2001.-№ 1.-С. 116−118.
  211. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. СПб.: Питер, 2003. — 272 с.
  212. Социологический энциклопедический словарь- Под ред. Г. В. Осипова.1. М.: А-НОРМА, 1998.-939 с.
  213. Сравнительный анализ математической и естественно-научной подготовки учащихся основной школы России. TIMSS. — Выпуск 2. — М., 1996.
  214. Стиль человека: психологический анализ / А. В. Либин, В.И. Моросано-ва, И. Г. Скотникова, М. А. Холодная, И.П. Шкуратова- Под ред. А. В. Либина. -М.: Смысл, 1998.-320 с.
  215. Л.Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. 3-е изд., пере-раб. и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 672 с.
  216. Л.Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 541 с.
  217. Н. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. Суворова // Учитель. 2000. — № 1. — С. 64−67.
  218. Дж. Влияние взаимодействия и коммуникации между сверстниками на их когнитивное развитие / Дж. Тадж // Вопросы психологии. 1991. -№ 1. — С. 33−40.
  219. Н.И. Профессиональное самоопределение школьников: теория, практика, исследование / Н. И. Томин. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001.
  220. А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа / А. Ю. Уваров. -М.: МИРОС, 2001.-224 с.
  221. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Л. И. Уманский. -М.: Просвещение, 1980. 160 с.
  222. М.А. Формы организации обучения в современной общеобразовательной школе / М. А. Уфимцева. М., 1986.
  223. К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский // Пед. соч.: В 6 т. Т. 5- Сост. С. Ф. Егоров. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 576 с.
  224. Философский энциклопедический словарь- Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: Инфра-М, 1998. — 575 с.
  225. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе / Ю. Г. Фокин.- М.: Академия, 2002. 224 с.
  226. Формирование учебной деятельности студентов- Под ред. В. Я. Ляудис. -М.: Изд-во московского ун-та, 1989. 240 с.
  227. Формирование учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов, А. К. Маркова, И. Ломпшер и др.- Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1982.-216 с.
  228. Л.М. Психопедагогика общего образования / Л. М. Фридман. -М.: Институт практической психологии, 1997. 288 с.
  229. Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. СПб.: Питер, 2000.-512 с.
  230. И.Ф. Как активизировать учение школьников / И. Ф. Харламов. -М.: Педагогика, 1982.
  231. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  232. М.А. Формирование персонального познавательного стиля ученика как одно из направлений индивидуализации обучения / М. А. Холодная // Школьные технологии. 2002. — № 4.
  233. Н.Ф. Теория и практика развития конструкторской мобильности школьников: автореф. дисс.. док. пед. наук / Н. Ф. Хорошко. Челябинск, 1995.-48 с.
  234. Хрестоматия по истории педагогики: В 4 т.- Под общ. ред. С. А. Каменева. Т.1. Античный мир. Средние века. Начало нового времени- Сост. И. Ф. Свадковский. — М.: Учпедгиз, 1935. — 639 с.
  235. Хрестоматия по общей психологии- под ред. В. В. Петухова. Вып. III. -М.: Тривола, 1998.-350 с.
  236. Н.Н. Понятийно-терминологичесикй словарь: Управление образованием как социальной системой / Н. Н. Хридина. Екатеринбург: Урал, изд-во, 2003.
  237. Р.Ш. Развивающее учебное взаимодействие как условие профессиональной подготовки будущих учителей: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Р. Ш. Царева. Казань, 1997. — 43 с.
  238. Т.К. Исследования учебного сотрудничества в педагогической психологии США / Т. К. Цветкова // Вопросы психологии. -1989. № 5.
  239. Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. Томск: Пеленг, 1993.
  240. Г. А. Кто учит, учится (взаимное обучение: возможности и пределы возможностей) / Г. А. Цукерман // Начальная школа. -1999. № 7. -С. 53−56.
  241. И.М. Формы учебной работы в средней школе / И. М. Чередов. -М.: Просвещение, 1988. 160 с.
  242. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с.
  243. М. Малая группа в учебном процессе. О кооперативных методах обучения / М. Чошанов // Директор школы. 1999. — № 5.
  244. Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1982.-208 с.
  245. Ю.В. Сущность и генезис познавательной потребности / Ю. В. Шаров // Вопросы воспитания и перевоспитания- Под ред. Ю. В. Шарова. Новосибирск: Гос. пед. ун-т, 1972. — 248 с.
  246. Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника / Н. Шевченко // Учитель. 2004. — № 5. — С. 12−17.
  247. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Академия, 1999. — 288 с.
  248. Школа как communities. Уровни бедности ученических «популяций». Позиции, мотивация и успеваемость учеников: многоуровневый анализ // Новые ценности образования: Образование и сообщество. № 5. М.: Инно-ватор, 1995.-С. 75−80.
  249. А.И. Психология учителя. Возрастная и педагогическая психология / А. И. Щербаков. М.: Педагогика, 1973.
  250. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.- Просвещение, 1979. — 160 с.
  251. Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков, А. П. Савченко, Е. А. Осипова. М.: Новая школа, 1994.-112 с.
  252. Е.JI. Психология развития творческого потенциала личности / E.JI. Яковлева. М.: Флинта, 1997. — 224 с.
  253. C.JI. Формирование социальной мобильности будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка в вузе / C. J1. Яковлева. -Йошкар-Ола, 2006. 20 с.
Заполнить форму текущей работой