Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика преподавания дисциплины «История фортепианного исполнительства» у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По истории фортепианного исполнительства весьма обширна. История возникновения и преобразования инструмента и закономерности развития его выразительных и технических возможностей рассматриваются в трудах М-. С. Друскина, М: А. Зильберквита, П. Н. Зимина, И. В. Розанова. Последовательный обзор творческих и педагогических школ содержится* в упомянутом учебнике А. Д. Алексеева. Другие работы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ? ИСТОРИИ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА У СТУДЕНТОВ-ПИАНИСТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
    • 1. 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
    • 1. 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
    • 1. 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ, ИСТОРИИ ФОРТЕПИАННОГО ЙСПОЛНИТЕЛЬСТВА У СТУДЕНТОВ-ПИАНИСТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
  • ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА» У СТУДЕНТОВ-ПИАНИСТОВ В ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПИАНИСТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»
    • 2. 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА» У СТУДЕНТОВ-ПИАНИСТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
    • 2. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА» У СТУДЕНТОВ-ПИАНИСТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Методика преподавания дисциплины «История фортепианного исполнительства» у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Система профессионального музыкального образования в России пользуется заслуженным признанием во всем мире. Средние специальные учебные заведения занимают в ней особое место — именно здесь обучающиеся получают основные знания, уменияи- навыки, которые становятся фундаментом их творческого роста. Для специальности «0501 Инструментальное исполнительство, специализация фортепиано» неотъемлемым компонентом профессионального базового комплекса является история данного вида творческой деятельности, которая представлена в учебной дисциплине '"История фортепианного исполнительства", нацеленной на развитие исполнительской культуры будущих музыкантов.

Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», принятой Правительством Российской Федерации, главной задачей образовательной политики в стране является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Однако, как показывает опыт, у студентов-пианистов и даже выпускников средних специальных учебных заведений нередко наблюдается диспропорция между уровнем развития практических навыков исполнительства, приобретаемых на занятияхпо специальности, и уровнем их теоретической оснащенности в области фортепианного искусства. Основные исторические и теоретические знания в данной сфере студенты получают в процессе изучения дисциплины «История фортепианного исполнительства». Усвоенные знания являются верным руководством в их дальнейшем профессиональном становлении и творческом поиске: они становятся базисом для выработки у будущих пианистов историчности мышления применительно к музыкальному искусству, стилистической грамотности в их исполнительской деятельности, способствуют формированию профессионально обоснованных критериев оценки явлений исполнительского искусства. Это обстоятельство отражено в требованиях к минимуму содержания и 4 уровню подготовки выпускников по соответствующей специальности, зафиксированных в Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования. Стандарт содержит следующие дидактические единицы, обязательные для изучения: «история возникновения-и преобразования инструментазакономерности развития его выразительных и технических возможностейтворческие и педагогические школыпериодизация истории исполнительства, анализ исполнительских концепций, ведущих мастеров» [66].

Сложность освоения истории фортепианного исполнительства заключается в том, что данная область научного знания, а, следовательно, и базирующаяся на ней учебная дисциплина, находятся ещё в стадии становления. Здесь до сих пор не сформирована единая система периодизации, общепринятый понятийный аппарат. В процессе изучения предмета студенты получают значительный объем информации, успешное освоение которойнуждается в систематизации и структурировании. Между тем по указанной дисциплине не существует даже специального учебника для-средних специальных учебных заведений, поэтому в педагогическом процессе обычно используется учебник А. Д. Алексеева «История фортепианного искусства» [5- 6], предназначенный для студентов музыкальных вузов. Он отличается строгой систематичностью и ясностью изложения-, однако отдельные положения автора не всегда соответствуют современным представлениям об исторических реалиях. Государственный образовательный стандарт предусматривает также «применение теоретических знаний в исполнительской практикеиспользование научно-исследовательских трудов в области теории исполнительства» [66]. Но на сегодняшний день исследований по методике преподавания предмета, обеспечивающей подобную практическую направленность, явно недостаточно, и преподаватели истории фортепианного исполнительства испытывают значительный дефицит в методологическом и методическом обеспечении дисциплины.

Литература

по истории фортепианного исполнительства весьма обширна. История возникновения и преобразования инструмента и закономерности развития его выразительных и технических возможностей рассматриваются в трудах М-. С. Друскина [72], М: А. Зильберквита [86], П. Н. Зимина [87], И. В. Розанова [209]. Последовательный обзор творческих и педагогических школ содержится* в упомянутом учебнике А. Д. Алексеева [5- 6]. Другие работы этого же автора посвящены отдельным национальным исполнительским школам (Россия, Франция) [8- 9], инструментальным эпохам (клавир-ный период) [7], конкретным этапам развития исполнительского искусства (музыкально-исполнительское искусство конца XIX — первой половины XX века) [4]. А. Ф. Хитрук [255] в диалогах с выдающимися музыкантами предлагает размышления об исторических судьбах отечественной фортепианной школы. Фортепианное искусство с позиций смены технических систем (пальцевая игравесовая играанатомо-физиологическая школапсихотехническая школа) анализирует Дж. Кочевитски (G. Kochevitsky) [282].

Вопрос периодизации истории фортепианного исполнительства различными авторами решался по-разному. У А. Д. Алексеева [5] основой' периодизации становятся общественно-экономические отношения. Стилистический подход к периодизации явлений исполнительства характерен для Д. А. Рабиновича [205], С. Е. Фейнберга [244], В. П. Чинаева [264]. Культу-ротворческий потенциал фортепианного искусства, взятый в исторической перспективе, раскрывает Н. И. Мельникова [149]. Эволюцию исполнительства во взаимодействии инструментального и композиционного аспектов рассматривает Б. Б. Бородин [41]. Анализ исполнительских концепций ведущих мастеров содержится в монографиях таких авторов как JI. А. Баренбойм [19], Г. М. Коган [108], Я. И. Милыптейн [157], В. А. Натансон [169], А. А. Николаев [174], М. В. Смирнова [226], В. А. Шекалов [269], Г. Г. Фельдгун [245], С. М. Хентова [254], Г. М. Цыпин [262].

Значительно меньше работ методического плана. На основании исследования категории художественного стиля, её роли в теории и практике преподавания музыки А. И. Николаевой [177] предложена методика освоения музыкального стиля в исполнительском классе. Вопросы методики преподавания консерваторского курса истории и теории фортепианного искусства рассматриваются в работе ЛА. Баренбойма «О специальных историко-теоретических и методических курсах для пианистов» [19]. Обучающим компьютерным технологиям всфере музыкального образованияв том числе и таким, которые целесообразно применять для изученияистории фортепианного исполнительства, посвящено исследование С. А. Полозова [198].

Обзор специальной литературы позволил сделать вывод, что по всем дидактическим единицам рассматриваемой учебной дисциплины, зафиксированным в Государственном образовательном стандарте [66], имеется обширная библиография, но в ней. преобладают работы искусствоведческой, а не методической направленности. Рассмотренные источники отличаются разнородностью подходов к изучаемым проблемам и не всегда применимы в условиях средних специальных учебных заведений. Свод знаний, образующийсодержание дисциплины «История фортепианного исполнительства», должен отвечать принципу доступности, учитывающему уровень теоретических знаний в области искусства и возрастные особенности студентов колледжа. В полной мере это касается вопроса периодизации истории фортепианного исполнительства, по которому существуют разноречивые мнения, а также оценок исполнительских концепций выдающихся музыкантов, порой вызывающие ожесточённые споры специалистов. Важно отметить, что, в отличие от вузовской, методика преподавания истории фортепианного исполнительства у студентов среднего звена до сих пор не была предметом специального исследования. Таким образом, выявлены следующие противоречия:

— социально-пеДагогического характера — между требованиями общества к фундаментальности и качеству подготовки современного специалиста и недостаточным уровнем теоретической оснащенности выпускников фортепианных отделов средних специальных учебных заведений в области истории исполнительства;

— научно-педагогического характера — между многообразием: подходов к проблемам истории исполнительства и необходимостью формирования содержания дисциплины: «История, фортепианного исполнительства» для студентов. средних специальных учебных заведений, отвечающего принципу доступности- -'.

— научно-методического характера — между той: значительной ролью, которую играет дисциплина «История фортепианногоисполнительства» в формировании исполнительской культуры профессионального пианиста, и недостаточной разработанностью методики преподавания указанной дисциплины в средних специальных учебных заведениях.

Данные противоречия позволили обозначить проблему исследования, сущность которой заключается в теоретическом обосновании и разработке методики преподавания истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений. Актуальность, практическая значимость, но при этом недостаточная разработанность выделенной проблемы определили тему нашего диссертационного исследования: «Методика преподавания дисциплины „История фортепианного исполнительства“ у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений».

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов-пианистов в средних специальных учебных заведениях.

Предмет исследования: методика преподавания дисциплины «История фортепианного исполнительства» у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений.

Цель исследования: обосновать и разработать методику преподавания дисциплины «История фортепианного исполнительства» у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений как важнейшей составляющей их профессионального комплекса знаний, умений и навыков и проверить её эффективность на практике.

Гипотеза исследования: освоение содержания дисциплины «История фортепианного исполнительства» студентами-пианистами средних специальных учебных заведений будет проходить эффективно, если:

— предложить такую периодизацию истории фортепианного исполнительства, которая позволяла бы рассматривать этот вид творческой деятель-¦ ности в контексте истории культуры, в органической связи с историей смежных видов искусства;

— построить методику на принципах междисциплинарности, единства чувственного и рационального познания, когда освоение теоретических знаний студентами происходит на базе непосредственных художественных впечатлений от различных явлений исполнительского искусства (знакомство с аудиои видеоматериалами, посещение концертов);

— считать главными компонентами методики методы, предполагающие целостное восприятие студентами художественных особенностей той или иной эпохи, развивающие самостоятельность и творческую активность учащихся;

— определить педагогические условия реализации данной методики и приёмы, организации учебного процесса, обеспечивающие взаимосвязь в формировании теоретических знаний и практических навыков.

В соответствии с заявленной целью и гипотезой исследования нами определены следующие задачи:

1) осуществить анализ специальной литературы для установления научно обоснованной периодизации истории фортепианного исполнительства;

2) определить этапы и методы предлагаемой методики, их содержание и последовательность их введения в педагогический процесс;

3) выявить педагогические условия эффективной реализации методики преподавания истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений;

4) разработать критерии и показатели уровней освоенности у студентов-пианистов знаний об истории фортепианного исполнительства;

5) в процессе опытно-поисковой работы проверить эффективность разработанной методики.

Методологическую основу, исследования составили: концепции, раскрывающие закономерности развития культуры и искусства (Н. А. Бердяев [27], Г. Ф. Гегель [58], Д. С. Лихачев [134], А. Ф: Лосев,[138], О. Шпенглер [273], П. А. Флоренский [247]) — идеи историзма, предусматривающие изучение объекта как системы, развивающейся во времени (Дж. Вико [49], И. Г. Гердер [59], Н. Я. Данилевский [70], А. Тойнби [239], Э. Трёльч [240]), а также положения историзма, высказанные применительно к музыкальному искусству (Т. Адорно [3], Б. В. Асафьев [14], А. Н. Серов [221], Б. Л. Яворский [278]) — разработки в области теории познания (В. В. Байлук [16], В. В. Ильин [90], В. А. Лекторский [128], Л. А. Микешина [153], В. С. Степин [232]) — теоретическое обоснование «метода погружения» (Р. М. Грановская [68], А. А. Остапенко [186], А. В. Хуторской [259], М. П. Щетинин [275]) — дидактические подходы к определению содержания образования и эффективной организации учебного процесса (Ю. К. Бабанский [15], В. В. Краев-ский [117], И. Я. Лернер [132], М. Н. Скаткин [222]) — идеи развивающего обучения (Л. С. Выготский [55], В. В. Давыдов [69], Л. В. Занков [79]) — концепции истории и теории фортепианного исполнительства (А. Д. Алексеев [5], Л. А. Баренбойм [19], О. Би {Oscar Bie) [280], Б. Б. Бородин [41], Л. Е. Гаккель [56], Г. М. Коган [108], Н. П. Корыхалова [115], К. Мартинсен [143], Н. И. Мельникова [149], Я. И. Милыитейн [157], В. А. Натансон [169], А. И. Николаева [177], Д. А. Рабинович [205], В. П. Чинаев [264], Г. М. Цыпин [261]). '.

В ходе исследования применялись следующие методы: — теоретические: анализ специальной литературы по различным аспектам исследования (проблемы историзма в изучении явлений культуры, в частности, в области фортепианного исполнительства и педагогики, вопросы ¦ методологии формирования знаний) — обобщение и систематизация идей по структурированию содержания учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства" — педагогическое проектирование и моделирование;

— эмпирические: целенаправленное педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, творческие задания, опытно-поисковая работа, статистическая, обработка данных.

Экспериментальной базой исследования явился ГОУ СПО «Озер-ский колледж искусств» (г. Озёрск, Челябинская область). Исследование проводилось с 2002 по 2010 год и состояло из трех этапов. Первый этап (2002;2004) включал в себя осмысление личного опыта преподавания учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства», а также изучение и анализ литературных источников по различным аспектам исследования, что дало возможность обозначить объект, предмет, цель, задачи диссертации и сформулировать ее предварительную гипотезу. На втором этапе. (2004;2007) были определены теоретические основы, на базе которых была разработана авторская методика преподавания истории исполнительства. С этой целью были выделены основные тематические блоки указанной дисциплины и разработаны дидактические материалы, ориентированные на оптимальное усвоение студентами ее содержания. Для" проверки выдвинутой гипотезы и выявления эффективности разработанной методики в естественных условиях учебного процесса последовательно проводилась опытно-поисковая работа. На третьем этапе (2007;2010) осуществлялся аналйз, обобщение и систематизация накопленных материалов, обработка и интерпретация данных опытно-поисковой работыформулировались выводы, и происходило литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1) Разработана методика преподавания предмета «История фортепианного исполнительства» у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений, включающая три этапа: мотивационный, нацеленный на формирование стойкого интереса к данной дисциплине как к важнейшей составляющей профессионального образованияразвивающий, направленный на создание у студентов целостной картины каждого из периодов истории исполнительстваобобщающий, ориентированный на выработку у них историчности мышления применительно к музыкальному искусству, стилистической грамотности в собственной исполнительской практике и научно обоснованных критериев оценки явлений исполнительского искусства.

2) Установлено, что мотивационный, этап методики преподавания, предмета «История фортепианного исполнительства» у студентов-пианистов средних специальных’учебных заведений предполагает применение принципа единства чувственного и рационального познания, сочетание словесных и наглядных методов, приёмов анализа и сравнения интерпретаций, форм лекций и семинаров, использование аудиовизуальных средств. Развивающий этап должен базироваться на принципе комплексности, методах концентри рованного обучения (в частности на методе «погружения»), на приёмах аналогии и ассоциации, формах бесед, диспутов, коллективных обсуждений с использованием средств мультимедиа. Обобщающий этап основывается на принципе самостоятельности обучающихся, на применении проблемно-поисковых методов, приёмов синтеза и обобщения, форм студенческих конференций, конкурсов научных работ и творческих презентаций.

3) Выявлено, что педагогическими условиями реализации данной методики являются: опора на непосредственные художественные впечатлениявосприятие явлений исполнительского искусства в художественном контексте эпохиосвоение студентами принципа историзмаактивные и интерактивные формы проведения занятий с использованием средств мультимедиавозрастающий с каждым этапом уровень самостоятельности студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— определены следующие параметры периодизации истории фортепианного исполнительства, связанные со структурой содержания соответствующей дисциплины: специфика художественной эпохи, статус и миссия исполнителя, основные принципы и цель его обучения, доминирующая трактовка инструмента и его конструктивные особенности;

— дана рабочая дефиниция метода «погружения» применительнок изучению дисциплины «История фортепианного исполнительства»: он предполагает комплексное воздействие на эмоциональную и логическую^ память обучающихся в. процессе восприятия ими произведений различных видов искусства (музыки, архитектуры, живописи, литературы) и нахождения в этих произведениях соответствий с исполнительской сферой определенной художественной эпохи;

— выявлены и проанализированы основные психолого-педагогические. предпосылки освоения знаний по истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений, связанные с возрастными особенностями обучающихся (стремление к самостоятельности, определенная диспропорция между уровнем сформированности у них практических исполнительских навыков и теоретических знаний).

Практическая значимость исследования:

— создана авторская программа учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства», учитывающая специфику функционирования среднего специального учебного заведения в условиях малого города;

— разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «История фортепианного исполнительства»: учебный план, программа, курс лекций, тесты, контрольные формы, тетрадь семинарских занятий, список обязательной и дополнительной литературы;

— разработано и-внедрено в педагогический процесс пособие «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства (фортепиано)», предназначенное для студентов-пианистов 1 курса;

— разработан дидактический материал по освоению содержания дисциплины «История фортепианного исполнительства» студентами-пианистами средних специальных учебных заведений, соответствующий их возрастным особенностям, основанный на проблемных методах обучения с применением средств мультимедиасформирована видеотека.

Достоверность результатов ш обоснованность выводов исследования обеспечены комплексной теоретико-методологической проработкой проблемы, адекватной цели, задачам и объекту исследованияподтверждены данными опытно-поисковой работы.

Апробация: результатов исследования, осуществлялась в естественных условиях учебного процесса в рамках изучения^ дисциплины «История фортепианного исполнительства» студентами Озерского колледжа искусств (г. Озерск, Челябинская область). Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на научных и научно-практических конференциях в. Екатеринбурге, Челябинске, Перми, Самаре, Нижнем Новгороде, Саратове, Томске, Магнитогорске. Результаты исследования внедрены в практику учебного процесса ГОУ СПО «Озерский колледж искусств» и «Миасский колледж искусства и культуры». Отдельные компоненты методики применяются на фортепианных отделениях в ДШИ г. Железногорск (Красноярский край" и г. Карабаш (Челябинская область).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Для эффективного освоения, содержания дисциплины «История фортепианного исполнительства» студентами-пианистами средних специальных учебных заведений целесообразно придерживаться следующей наиболее обобщённой периодизации, отражающей структуру названной дисциплины: клавир-ный периодпериод перехода от клавира к фортепианопериод классицистско-го фортепианопериод романтического фортепианопериод постромантического фортепиано.

2. Методика преподавания учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства» у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений состоит из трех этапов: мотивационного, развивающего и обобщающего. Для мотивационного этапа характерны: принцип единства чувственного и рационального познания, сочетание словесных и наглядных методов, приёмы анализа и сравнения интерпретаций, формы лекций и семинаров, применение аудиовизуальных средств. Развивающий этап основан: на принципе комплексности, на методе «погружения», на приёмах аналогии и ассоциации, формах бесед, диспутов, коллективных обсуждений с использованием средств мультимедиа. Обобщающий этап подразумевает принцип самостоятельности обучающихся, базируется на проблемно-поисковых методах, приёмах синтеза и обобщения, формах студенческих конференций, конкурсов научных работ и творческих презентаций.

3. Педагогическими условиями реализации данной методики последовательно выступают: опора на непосредственные художественные впечатленияформирование восприятия явлений исполнительского искусства в художественном контексте эпохиосвоение студентами принципа историзмаактивные и интерактивные формы проведения занятийвозрастающий с каждым этапом уровень самостоятельности студентов.

4. Критериями освоенности студентами знаний по истории фортепианного исполнительства являются: осведомлённость о периодизации истории фортепианного исполнительстваидентификация периодов истории фортепианного исполнительства исходя из их содержаниязнание о взаимосвязи периодов истории фортепианного исполнительства с особенностями соответствующей художественной эпохиприменение полученных знаний при знакомстве с новым произведением, в собственной исполнительской практике и при оценке явлений исполнительского искусства.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

1. Баренбойм, Jl.А. Антон Григорьевич Рубинштейн, т. 2. / J1.A. Баренбойм. — JI.: Гос. муз. изд., 1962. — 492 с.

2. Баренбойм, JI.A. Рубинштейновские традиции и наша современность / О субъективном и объективном в исполнительском искусстве: хрестоматия по музыкальной педагогике и. исполнительству в 2 ч. / сост. Л. Ф. Ивонина Пермь: ПГИИК. — 2007. — Ч. 1. — 195 с.

3. Борейко, И. М. История фортепианной литературы А. Г. Рубинштейна и идеи философии истории / И. М>. Борейко. // Музыка и время. 2007 № 7. — С. 9−11.

4. Коган, Г. М. Вопросы пианизма: избр. ст. / Г. М. Коган. -М.: Советский композитор, 1968. 462 с.

5. Уточнить диагностический инструментарий.

6. Определить методы и средства, необходимые для проведения диагностики на данном этапе.• 3. Осуществить контрольную диагностику освоенности знаний в намеченной сфере.

7. Основные принципы и цели обучения исполнителя в следующие эпохи:1. Клавирный период: а) Музыкант-виртуозб) Универсальный музыкантв) Исполнитель-пропагандистг) Исполнитель-композиторд) Исполнитель-педагоге) Музыкант-аутентист.

8. Период перехода от клавира к фортепиано: а) Музыкант-виртуозб) Универсальный музыкантв) Исполнитель-пропагандистг) Исполнитель-композиторд) Исполнитель-педагоге) Музыкант-аутентист.

9. Период классицистского фортепиано: а) Музыкант-виртуозб) Универсальный музыкантв) Исполнитель-пропагандистг) Исполнитель-композиторд) Исполнитель-педагоге) Музыкант-аутентист.

10. Период романтического фортепиано: а) Музыкант-виртуозб) Универсальный музыкантв) Исполнитель-пропагандистг) Исполнитель-композиторд) Исполнитель-педагоге) Музыкант-аутентист.

11. Абдулин, Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдулин. -М.: Академия, 2008. 336 с.

12. Аберт, Г. В. А. Моцарт / пер. с нем., вступ. ст., коммент. К. К. Саквы. М.: Музыка, 1978; - Ч. 1, Кн. 1. — 534 с.

13. Адорно, Т. В. Философия новой музыки / пер. с нем. Б.Скуратова. Bern. ст. К. Чухрукидзе. — М.: Логос, 2001. — 343 с.

14. Алексеев, А. Д. Исполнители на клавишных инструментах / А. Д. Алексеев // Музыкально-исполнительское искусство конца XIXначала XX века: в 2-х томах. М.: РАМ им. Гнесиных, 1995. — Т. I. — 150−209.

15. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства: учебник. — Ч. 1−2- М.: Музыка, 1988. 415 с.

16. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства: учебник. — Ч. 3 — М.: Музыка, 1900. 286 с.

17. Алексеев, А. Д. Клавирное искусство: очерки и материалы по истории пианизма. М.-Л.: МУЗГИЗ, 1952. — 252 с.

18. Алексеев, А. Д. Русская фортепианная музыка. От истоков до вершин творчества / А. Д. Алексеев. М.: Академия наук СССР, 1963. — 271 с.

19. Алексеев, А. Д. Французская фортепианная музыка конца XIX начала XX века / А. Д. Алексеев. — М.: Изд-во АН СССР, 1961. — 219 с.

20. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки / Б. Г. Ананьев.- Л.: Труды института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева, 1935. 115 с.

21. Ананьев, БГ. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев.- М.: АПН РСФСР, 1960. -486 с.

22. Ананьев, Б. Г. Теория ощущений / Б. Г. Ананьев. Л.: ЛГУ, 1961. -454 с.

23. Ананьев, Ю. Новая парадигма мироотношения в культуре конца XX века / Ю. Ананьев // Искусство XX века — уходящая эпоха?: сб. стат. -Н. Новгород: ННГК, 1997. Т. 2. — С. 186−202.

24. Асафьев, Б. В. Русская музыка: XIX и начало XX века. 2-е изд.- Л.: Музыка, 1979. 341 с.

25. Бабанский,. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования: дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1982. 106 с.

26. Байлук, В. В. Человекознание: в 5 кн. — Книга пятая: Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов: монография / В. В. Байлук.- Екатеринбург: УрГПУ, 2007. Ч.2. 253 с.

27. Баренбойм, Л. А. Антон Григорьевич Рубинштейн / Л. А. Барен-бойм. Л.: Государственное музыкальное издательство. — 1962. — Т. 2. — 492 с.

28. Баренбойм, Л. А. Еще раз о подготовке педагогов, о курсах методики и о многом другом / Л. А. Баренбойм // Советская музыка. 1975. -№ 9.-С. 80−87.

29. Баренбойм, Л. А. Курс истории и теории фортепианного искусства и его роль в воспитании пианистов / Л. А. Баренбойм // За полвека / Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Советский композитор, 1989. — С. 294−332.

30. БаренбоймЛ. А. О некоторых тенденциях музыкальной педагогики XX века / Л. А. Баренбойм // Путь к музицированию. Исследование. — 2-е изд., доп. — Л.: Советский композитор, 1979. 15−40 с.

31. Баренбойм, Л. А. Рубинштейновские традиции и наша современность / Л. А. Баренбойм // О субъективном и объективном в исполнительском искусстве: хрестоматия по муз. пед. и исполн.: в 2 ч. / сост. Л. Ф. Ивонина. -Пермь: ПГИИК, 2007. 195 с.

32. Баренбойм, Л. А. Фортепианная педагогика / Л. А. Баренбойм. -. М.: Классика XXI, 2007. 192 с.

33. Бах, К. Ф. Э. Опыт истинного искусства клавирной игры Книга первая (1753 г.) / пер. с нем, и комм. Е. Юшкевич. — 1-е изд. — Спб.: Earlymu-sic publishing house, 2005. 172 с.

34. Бах, Ф. Э. Опыт правильного способа игры на клавире / Ф. Э. Бах, А. Д. Алексеев // Клавирное искусство. М. — Л.: МУЗГИЗ, 1952. — 251 с.

35. Белкин, А. С., Ткаченко, Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / А. С. Белкин, Е. В ТкаченкоЕкатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т — Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — 2005. -298 с.

36. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: 2-х т. / Н. А. Бердяев. М.: Искусство, 1994. — Т. 1. — 542 с.

37. Берман, JI. Н. Годы странствий. Размышления пианиста / JI. Н. Берман. М.: Классика XXI, 2006. 240 с.

38. Берченко, Р. Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «ХТК» / Р. Э. Берченко. М.: Классика XXI. — 2006. — 372 с.,.

39. Бодки, Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха / пер. с англ. А. Майкапара. М.: Музыка, 2006. — 388 с.

40. Бормотов, А. Н. Подготовка специалиста в условиях рейтинговой системы обучения: учеб. пособие / А. Н. Бормотов, Ю. А. Соколова, И. Н. Максимова, Е. П. Тюкленкова, Г. Г. Харькова.- М.: «Палеотип», 2006.80 с.

41. БородинБ: Б. Композитор и исполнитель: учеб. пособие для преп. и студ. конс-й, вузов иск. и культуры, муз. уч., преп. дет. муз. школ: — Пермь: ПГИИК, ред.-изд. отдел, 2001. 115 с.

42. Бородин, Б. Б. Мир Брамса и русская культура: некоторые параллели // Б. Б. Бородин // Музыкальная академия. 2002. — № 2. — С. 144−148.

43. Бородин, Б. Б. О клавирном творчестве Гайдна / Б. Б. Бородин // Фортепиано. 2004. — № 3−4 (25−26). — С. 52−60.

44. Бородин, Б. Б. Очерки по истории фортепианного искусства: учебное пособие по курсу «История фортепианного искусства». М.: «ДекаВС», 2009.-176 с.

45. Бородин, Б. Б. Три тенденции в инструментальном искусстве / Б. Б. Бородин: монография. Екатеринбург: Банк культурной информации. -2004. — 222 с.

46. Бородин, Б. Б. Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплексного исследования: автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. искусст-вов.: (17.00.02) / Бородин Борис Борисович. М.: 2006. — 44 с.

47. Бочкарев, JI. JI. Психология музыкальной деятельности / JI. JI. Бочкарев. М.: Классика XXI, 2006. — 352 с.

48. Букреев, И. С. О психологическом аспекте музыкального исполнительства / И. С. Букреев // Музыкальное образование в XXI веке: проблемы, поиски, перспективы: межвуз. сб. науч. тр. Екатеринбург: Урал гос. пед ун-т, 2005. — Вып. 2. — С. 8−14.

49. Буслаева, Н. В. Национальная романтическая традиция в истории польского фортепианного искусства: автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. искусствов: (17.00.02) / Буслаева Нонна Валентиновна — Н. Новгород, 2006. 29 с.

50. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств / Г. Вельфлин. -М.: издательство В. Шевчук, 2002. 290 с.

51. Вико, Дж. Основания Новой Науки об общей природе наций / Дж. Вико. М.- Киев: КЕРЬ-Ьоок-иСА, 1994. — С. 489.

52. Виролайнен, М. Н. Типология культурных эпох русской истории / М. Н. Виролайнен // Русская литература. 1991. — № 1. — С. 3−20.

53. Вицинский, А. В. Процесс работы пианиста исполнителя над муз. произведением. Психологический аспект / А. В. Вицинский. -М.: Классика XXI. 2005. — 100 с.

54. Вопросы музыкальной педагогики / ред. — сост. В. А. Натансон, Л. В. Рощина. М.: Музыка — 1984. — Вып. 5. — 140 с.

55. Вопросы фортепианного исполнительства: очерки, статьи, воспоминания. М.: Музыка. — 1968. — Вып. 2. — 260 с.

56. Вспоминая Нейгауза / сост. Е. Рихтер. М.: Классика-ХХ1, 2007. -328 с.

57. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. Мн.: Современное Слово. — 1998. — 480 с.

58. Гаккель, Л. Е. Фортепианная музыка XX века / Л. Е. Гаккель. Фортепианная музыка XX века: очерки. — Л.: Советский композитор. — 1990. -288 с.

59. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука / под ред. А. И. Подольского / вступ. ст. А. И. Подольского Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-480 с.

60. Гегель, Г. Ф. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. / Г. Ф. Гегель. М.: Мысль. 1977. — Т. 3. Философия духа. — 472 с.

61. Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества / И. Г. Гер-дер. -М.: Наука, 1977. 703 с.

62. Герцман, Е. В. Музыка Древней Греции и Рима (из серии «Античная библиотека») / Е. В. Герцман. СПб.: Алетейя, 1995. — 328 с.

63. Гинецинский, В. И. Пропедевтический курс общей психологии: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. 200 с.

64. Гинзбург, Г. Р. Статьи. Воспоминания. Материалы / сост. М. Яковлев. — М.: Советский композитор. 1984. — 288 с.

65. Гладышева, Н. К., Нурминский, И. И. Методика преподавания физики в 8−9 классах общеобразовательных учреждений: книга для учителя. — М.: Просвещение, 2001. 111 с.

66. Гордон, Г. Б. Эмиль Гилельс. За гранью мифа / Г. Б. Гордон. — М.: Классика XXI. 2007. — 352 с.

67. ГОСТ 70 102–2002. -Взамен ГОСТ 0501-ВГ-1997. — введ. 01.09.2002. М., 2002. — 1 электронный диск.

68. Гофман, Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре (+CD) / Й. Гофман. М.: Классика XXI, 2007. — 192 с.

69. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. — 2-е изд. Л.: Ленинградский университет, 1988. — 560 с.

70. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие для вузов. М.: Academia, 2004. — 288 с.

71. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М.: Терра, 2008. — 704 с.

72. Дмитриева, М. А. Психологические факторы профессиональной адаптации // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / М. А. Дмитриева. СПб.: Речь, 1991. — С. 32−60.

73. Друскин, М. С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии ХУ1-ХУП вв / М. С. Друскин. Л.: Музгиз, 1960.-283 с.

74. Друскин, М. С. О периодизации истории зарубежной музыки XX века / М. С. Друскин. Исследования. Воспоминания. Л.: Сов. композитор, 1977.-268 с.

75. Дуков, Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры / Е.B. Дуков. М.: Классика XXI. — 2003. — 256 с.

76. Дюбал, Д. Вечера с Горовицем / пер. с англ., вступ. ст. и примеч.C. Грохотова. М.: Классика-ХХ1. — 2001. — 388 с.

77. Дятлов, Д. А. Феномен самоорганизации в музыкальном исполнении.. / Д. А. Дятлов // Музыкальная психология и психотерапия. 2008. — № 6 (9).-С. 33−47.

78. Загвязинский, В. И. Практическая методология педагогического поиска / В. И. Загвязинский. Тюмень: ЗАО «Легион-Групп», 2005. — 74 с.

79. Зак, Я. И. Встречи и размышления. Беседы с Г. Цыпиным / Пианисты рассказывают // ред. М. Соколова. М.: Советский композитор, 1979. -С. 123−137.

80. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. -М.: Педагогика, 1990. 424 с.

81. Зарубина, Л. П. Философия и музыка: учеб. пособие. Челябинск: ЧГАКИ, 2002.-250 с.

82. Захарова, О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVIIпервой половины XVIII века: принципы, приемы / О. И. Захарова. М.: Музыка, 1983.-77 с.

83. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. М.: Академический проект, 2006 — 336 с.

84. Зенкин, К. В. Романтизм как историко-культурный переворот / К. А. Жабинский, К. В. Зенкин. Музыка в пространстве культуры: ызбр. ст. — Ростов-н/Д., 2001.-Вып. 1.-С. 8−28.

85. Зенкин, К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма / К. В. Зенкин. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1997. — 515 с.

86. Зенкин, К. В. Фортепианная миниатюра Шопена как зеркало интонационного словаря эпохи (на материале прелюдий ор.28) / Фортепианная миниатюра Шопена / К. В. Зенкин. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1995. -С. 74−132.

87. Зильберквит, М. А. Музыкально-исполнительское искусство / М.A. Зильберквит. М.: Знание, 1982. — 56 с.

88. Зимин, П. Н. История фортепиано и его предшественников / П. Н. Зимин. М.: Музыка, 1968. — 220 с.

89. Игольникова, И. В. Специфика применения принципов развивающего обучения в фортепианной педагогике / И. В. Игольникова // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сб. науч. тр. — Саратов: ИЦ «Наука», 2007. Вып. 3. — С. 88−98.

90. Игумнов, К. Н. О творческом пути и исполнительском искусстве пианиста / ред. М. Соколова. -М.: Советский композитор, 1979. С. 75−82.

91. Ильин, В. В. Теория познания.

Введение

Общие проблемы / В.B.Ильин. -М. :МГУ, 1993. 168 с.

92. Исполнительское искусство зарубежных стран /ред. В. Ерохин. -М.: Музыка, 1980. Вып. 9. -240 с.

93. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петоро-полис, 1996.-396 с.

94. Кадцын, Л. М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк, 1990. — 303 с.

95. Как исполнять Баха / сост. М. Толстоброва. -М.: Классика XXI, 2006. 208 с.

96. Как исполнять Бетховена / сост. А. Засимова. -М.: Классика XXI, 2005.-236 с.

97. Как исполнять Гайдна / сост. А. М. Меркулов — М.: Классика XXI, 2007.-204 с.

98. Как исполнять Моцарта / сост. А. М. Меркулов — М.: Классика XXI, 2007. 184 с.

99. Как исполнять Шопена / сост. А. Засимова. М.: Классика XXI, 2006. — 244 с.

100. Калинина, Н. П. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе / Н. П. Калинина. 2-е изд., испр. — Л.: Музыка, 1988. — 160 с.

101. Кандинский-Рыбников, А. А. Эпоха романтического пианизма и современное исполнительское искусство / А. А. Кандинский-Рыбников // Музыкальное исполнительство и педагогика / сост. Т. А. Гайдамович. М.: Музыка, 1991.-С. 189−213.

102. Карпычев, М. Г. О произведениях, композиторах, стилях / М. Г. Карпычев // Практика пианизма Размышления и советы: учеб. пособие. -Новосибирск: НГОНБ, 2007. С. 129−161.

103. Кириллина, Л. В. Классический стиль в музыке XVIII начала XIX века. Ч. III: Поэтика и стилистика / Л. В. Кириллина.- М.: Издательский Дом «Композитор», 2007. — 376 с.

104. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. -М.: Академия, 2010. 304 с.

105. Коган, Г. М. Вопросы пианизма: избр. ст. М.: Советский композитор, 1968. — 462 с.

106. Коган, Г. М. Работа пианиста / Г. М. Коган. М.: Классика XXI, 2005.-204 с.

107. Коган, Г. М. Теория «инструментального фактора» и проблема французского клавесинизма / Г. М. Коган: избр. ст. — М.: Всесоюзное изд-во «Советский композитор», 1985. Вып. 3'. — С. 7−24.

108. Коган, Г. М. Теория и история исполнительства / Вопросы пианизма: избр. ст. / Г. М. Коган. М.: Советский композитор. — 1972. — В. 2.С.5−87.

109. Коган, Г. М. У врат мастерства / Г. М. Коган. М.: Классика XXI, 2005. 136 с.

110. Кокорева, JI. М. Бах и Скарлатти в интерпретациях М. Плетнева / Л. М. Кокорева // Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко: науч. тр. МГК им. П. И. Чайковского. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2001. -Сб. 32. С. 173−183.

111. Корто, А. О фортепианном искусстве / А. Корто. — М.: Классика XXI, 2006. 252 с.

112. Корчагина, Н. В. Акмеологический аспект формирования эмоционально-волевых качеств музыканта-исполнителя / Н. В. Корчагина // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сб. науч. тр. — Саратов: ИЦ «Наука», 2007. Вып. 3. — С. 107−114.

113. Корыхалова, Н. П. За вторым роялем / Н. П. Корыхалова. СПб.: Композитор, 2006. — 552 с.

114. Корыхалова, Н. П. Проблема объективного и субъективного в музыкально-исполнительском искусстве и ее разработка в зарубежной литературе / Н. П. Корыхалова // Музыкальное исполнительство. М.: Музыка, 1972. — 7-й сб. ст. — С. 47−93.

115. Краевский, В. В., Бережнова, Е. В. Методология, педагогики. Новый этап: учеб. пос. для вузов.— М.: Academia, 2008. — 400*с.

116. Крипец, О. Э. Исполнительский анализ произведения / О. Э. Крипец // Анализ хоровой партитуры (письменная аннотация): метод, разр. в помощь учащимся специализации «Хоровое дирижирование». Минск: МГКИ, 2008'.

117. Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика / В. В. Крюкова. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 288 с.

118. Куперен, Ф. Искусство игры на клавесине / Ф. Куперен. М.: Музыка, 1973. 152с.

119. JI. Н. Оборин педагог: сб. ст. — М.: Музыка, 1989. — 190 с.

120. Ландовска, В. О музыке / пер. с англ., послесловие А. Е. МайкапараМ.: Классика XXI, 2006. 368 с.

121. Лебедев, С. А. Философия науки: словарь осн. терминов. — М.: Академический Проект, 2004. 320 с.

122. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избр. тр. Москва: Московский психо лого-социальный'институт, 2008., — 478 с.

123. Леонова, Г. А. Музыкальные аффекты в «Хорошо темперированном клавире» И. С. Баха / Г. А. Леонова // Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко: науч. тр. МГК им. 77. И. Чайковского. — М.: МГК им. П. И. Чайковского.-2001. Сб. 32. С. 110−139.

124. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. -М.: Мысль, 1965. 574 с.

125. Леонтьев, К. Н. Избранное / К. Н. Леонтьев. -М.: «Рарогъ», 1993. 400 с.

126. Лернер, И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1978. — 112 с.

127. Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер.- М.: Знание, 1974.-274 с.

128. Лихачев, Д. С. Принцип историзма в изучении литературы / Д. С. Лихачев // Очерки по философии художественного творчества. СПб.: Блиц, 1996.-С. 103−127.

129. Лобанова, М. Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики / М. Н. Лобанова М.: Музыка, 1994 — 320 е., нот.

130. Лонг, M. За роялем с Дебюсси / пер. с фр. Ж. Грушанской. Ml: Советский композитор, 1985. — С. 22−79.

131. Лонг, М. Фортепиано Ноты. / пер. с франц. Ж Грушанской. М.: Композитор, 2005. — 118 с.

132. Лосев, А. Ф. Социально-исторический принцип изучения античной философии / А. Ф. Лосев7/ Проблемы методологии историко-философского исследования. М.: Мысль, 1974. — Вып. 1. — С. 4−45.

133. Любимов, А. Б. Бах после Баха / А. Б. Любимов // Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко: науч. тр. МГКим. П И. Чайковского. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2001. Сб: 32. — С. 139−145.

134. Майкапар, С. М. Творчество музыканта-исполнителя / С. М. Май-капар //Музыкальное исполнительство и педагогика Текст.: из неизд. тр. проф. С. М. Майкапара. Челябинск: MPI, 2006. — С. 18−94: нот. ил. — (Антология сочинений).

135. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. М:: Мысль, 1986. — 456 с.

136. Мартинсен, К. А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли / К. А. Мартинсен // пер. с нем. М.: Музыка, 1966. — 220 с.

137. Маслоу, А. X. Мотивация и личность / А. X. Маслоу. СПб.: Пит тер, 2008.-352 с.

138. Мельникова, Н. И. Музыкант-виртуоз эпохи романтизма как со-цио-культурное явление: учеб. пособие по курсу «История фортепианного искусства» для ст-в фортеп. фак-в муз. вузов. Магнитогорск: МаГК, 2005. -70 с.

139. Мельникова, Н. И. Некоторые вопросы «анатомии» исполнительского ритма / Н. И. Мельникова // Вопросы фортепианного исполнительства и педагогики: межвуз. сб. ст. /ред.-сост. А. А. Глазунов. — Магнитогорск: МаГК, 2000. С. 41−58.

140. Мельникова, Н. И. Стабильность концертных выступлений как педагогическая проблема: метод., рекомендации педагогам муз. училищ и ДМШ. Магнитогорск: МаГК, 2006. — 26 с.

141. Мельникова, Н. И. Старинное клавирное исполнительство: учебное пособие по курсу «История фортепианного искусства» для студентов фортепианных факультетов музыкальных вузов / Н. И. Мельникова. Магнитогорск: МаГК, 2005.-98 с.

142. Мельникова, Н. И. Фортепианное исполнительское искусство как культуротворческий феномен / Н. И. Мельникова. — Новосибирск: НТК, 2002.-232 с.

143. Меркулов, А. М. Как исполнять Моцарта / А. М. Меркулов. М.: Классика-ХХ1, 2003. — 184с.

144. Меркулов, А. М. Редакции клавирных сочинений Гайдна и Моцарта и проблемы стиля интерпретации / Музыкальное исполнительство и педагогика / сост. Т. А. Гайдамович. М.: Музыка, 1991. — С. 155−189.

145. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности: авт. сб.- Москва: МОДЭК, МПСИ, 2009. 544 с.

146. Микешина, Л. А. Философия познания диалог и синтез подходов / Л. А. Микешина // Вопросы философии. — М.: Институт философии РАН. -Наука, 2001. — № 4. — С. 70−84.

147. Милыптейн, Я. И. «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха / Я. И. Милыптейн. М.: Классика XXI, 2002. — 352 с.

148. Милыптейн, Я. И. О фортепианной фактуре Шопена и Листа / Я. И. Милыптейн // Очерки о Шопене. М.: Музыка, 1987. — С. 109−120.

149. Милыптейн, Я. И. Советы Шопена пианистам / Я. И. Милыптейн // Очерки о Шопене. М.: Музыка, 1987. — С. 19−72.

150. Милыптейн, Я. И. Статьи, воспоминания, материалы / сост. Е. Ка-линковицкая, С. Милыптейн. -М.: Сов. композитор, 1990. -288 с.

151. Михеев, Д. А. История фортепианного искусства: прогр. для ст-в IV курса фортеп. отд. Среднего специального учебного заведения— Челябинск: ЧВМУ (вуз) им. П1 И. Чайковского, 2000. 10 с.

152. Монсенжон, Б. Глен Гульд. Нет, я не эксцентрик! / пер. с франц. М. Аннинской. -М.: Классика-ХХ1, 2003. 272с.

153. Монсенжон, Б. Рихтер. Диалоги. Дневники / Б. Монсенжон. М.: Классика XXI, 2006. — 480 с.

154. Музалевский, В. И. Русская фортепианная музыка Очерки и материалы по истории русской фортепианной культуры (XVIIпервой половины XIX ст.) / В. И. Музалевский. JI.: Гос. муз изд-во, 1940. — 360 с.

155. Музыкальная риторика и фортепианное искусство: сб. ст. / сост. А. А. Александров, Н. А. Южанин. М.: ГМПИ, 1989. — 134 с.

156. Музыкальное исполнительство и современность. М.: Музыка, 1988. Вып. /.-310 с.

157. Музыкальное исполнительство / отв. ред. А. А. Николаев // сост. и общ. ред. В. Ю. Григорьева, Н. П. Корыхаловой, В. А. Натансона. М.: Музыка, 1976. — 9-й сб. ст. — 198 с.

158. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.

159. Мысли о Моцарте / сост. А. М. Меркулов. М.: Классика XXI, 2006. — 228 с.

160. Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование: статьи, материалы / под ред. С. JI. Гинзбурга. JI.: Гос. муз. изд., 1959. — 327 с.

161. Найссер, У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии / У. Найссер. М.: Прогресс, 1981. — 232 с.

162. Натансон, В. А. Прошлое русского пианизма (XVIII-начало XIX века) / В. А. Натансон: очерки и материалы. — М.: Гос. муз. изд., 1960. — 290 с.

163. Натансон, В. А. Фортепианные произведения Бетховена в русском концертном репертуаре (первая половина XIX столетия) / В. А. Натансон // Бетховен: сб. статейV ред.- сост. Н. JI. Фишман. — М.: Музыка. — 1972. -Вып. 2. -С. 211−225.

164. Наумов, JI. Н. Под знаком Нейгауза. Беседы с Екатериной Замото-риной / JI. Н. Наумов. М.: Музыкальное обозрение, 2002. — 336 с.

165. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Г. Нейгауз. -М.: Музыка, 1999. 240 с.

166. Немов, Р. С. Общая психология: краткий курс, ВУЗ. / Р. С. Не-мов. СПб.: Питер, 2010.-304 с.

167. Николаев, А. А. Ещё раз о семиотике и множественности исполнительского образа / Музыкальное исполнительство / сост. Г. Я. Эдельман. Отв. ред. А. А. Николаев. Общая ред. Г. Я. Эдельмана и В. А. Натансона. -М.: Музыка. 1973. — 8-й сб. ст. — С. 3−19.

168. Николаев, В. А. Шопен педагог / В. А. Николаев. — М.: Музыка, 1980.-93 с.

169. Николаев, JI. В. Статьи и воспоминания современников Письма / ред.-сост. Л. А. Баренбойм, Н. Л. Фишман. Л.: Советский композитор. -1978.-296 с.

170. Николаева, А. И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки: автореферат дис. на соискание учен. степ. д. пед. наук: (13.00.02) / Николаева Анна Ивановна — Моск. пед. гос. ун-т. — Москва, 2004. — 52 с. ил. 21.

171. Носина, В. Б. Символика музыки И. С. Баха / В. Б. Носина. М.: Классика XXI, 2008.-56 с.

172. Нурминский, И. И., Гладышева, Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся / И. И. Нурминский, Н. К. Гладышева. М.: Педагогика, 1991. — 224 с.

173. Оборин, JI. Н. Горизонты недавнего прошлого. Беседа с С. Хентовой / ред. М. Соколова. М.: Советский композитор, 1979. — С. 110−123.

174. Оборин, Л. Н. Композитор-исполнитель / Л. Н. Оборин // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 3. — М.: Музыка, 1973. — С. 138 142.

175. Овчинников, М. А. Фортепианное исполнительство и русская музыкальная критика XIX века: исслед. М.: Музыка, 1987. — 198 с.

176. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1990. — 922 с.

177. Остапенко, А. А. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии Текст. / А. А. Остапенко // Завуч. 1999. — N 4. — С. 84 118.

178. Остапенко, А. А. Погружение в образ как модель концентрированного обучения, адаптированная к начальной школе / А. А. Остапенко // Школьные технологии: научно-практ. журнал школьного технолога. М.: Красная звезда, 2005. — N 4. — С. 58−61.

179. Павчинский, С. Э. Из истории интерпретаций произведений Скрябина / С. Э. Павчинский // Музыкальное исполнительство: 7-й сб. статей. —М.: Музыка. 1972. — С. 304−350.

180. Павчинский, С. Э. Образное содержание и темповая интерпретация некоторых сонат Бетховена / С. Э. Павчинский // Бетховен. Сборник статей /ред.-сост. Н. JI. Фишман. М.: Музыка, 1972. — Вып. 2. — С. 53−74.

181. Панфилов, О. Смех в эпоху постмодерна / О. Панфилов // Искусство XX века: Парадоксы смеховой культуры: сб. ст. Н. Новгород: ННГК, 2001.-С. 287−293.

182. Петру шин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. М.: Академический проект, 2006. — 400 с.

183. Петриков, С. М. Эволюционное музыковедение в системе художественного образования студентов / С. М. Петриков. Новосибирск: НТК, 1990.-92 с.

184. Пианисты рассказывают / сост. М. Г. Соколов 2-е изд. — М.: Музыка, 1989. — Вып. 1. — 180 с.

185. Пианисты рассказывают: под общей ред. М. Г. Соколова. — М.: Советский композитор, 1988. Вып. 3.-180 с.

186. Плетнев, С. В. Михаил Плетнев: пианист и дирижер / С. В. Плетнёв // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сб. науч. тр. Саратов: ИЦ «Наука», 2007. — Вып. 3. — 186−190.

187. Полозов, С. П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование / С. П. Полозов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2 002 208 с.

188. Прокопьева, А. А. Проблема языка и сознания в постмодерне / А. А. Прокопьева // Философия и наука: Материалы IV Всерос. научно-практ. конф. асп-в и соиск. «Философия и наука», Екатеринбург, 11 мая 2005. Екатеринбург: УрГПУ, 2005. — С. 164−166.

189. Прокопьева, А. А. Эстетика постмодернизма / А. А. Прокопьева // Философия и наука: Материалы IV Всерос. научно-практ. конф. асп-в и соиск. «Философия и наука», Екатеринбург, 11 мая 2005. Екатеринбург: УрГПУ, 2005. С. 166−168.

190. Протасова, С. В. Педагогические условия управления качеством музыкально-инструментальной подготовки / С. В. Протасова // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сб. науч. тр. Саратов: ИЦ «Наука», 2007. В. З.-С. 102−107.

191. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996: — 246 с.

192. Пустовойтов, В. Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся старших классов (на материале математики и информатики): дис. канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 25.06.02: утв. 22.11.02. Брянск, 2002. — 205 с.

193. Рабинович, Д. А. Исполнитель и стиль. Избранные статьи: Вып. 1. Проблемы пианистической стилистики / Д. А. Рабинович. М.: Советский композитор, 1979. 320 с.

194. Рабинович, Д. А. Исполнитель и стиль. Избранные статьи: Вып. 1. Критико-публицистические этюды / Д. А. Рабинович. М.: Советский композитор, 1981. — 230 с.

195. Раку, М. Становление советской музыкальной эстетики как мифотворческий процесс / М. Раку // Искусство XX века: Элита и массы: сб. ст. — Н. Новгород: ННГК, ?004. С. 245−258.

196. Раппопорт, С. X. О вариантной множественности исполнительства / С. X. Раппопорт // Музыкальное исполнительство: 7-й сб. ст. М.: Музыка, 1972.-С. 3−47.

197. Розанов, И. В. История, теория и практика клавирного исполнительства: учеб. пособие. ~ Спб.: Сударыня, 2007. — 47 с.

198. Розанов, И. В. От клавира к фортепиано. Из истории клавишных инструментов / И. В. Розанов. СПб.: Лань, 2001. — 448 с.

199. Ромишвили, Г. 3. Философия музыки и творчество исполнителя / Г. 3. Ромишвили // Музыкальная психология и психотерапия. -2008. № 4 (7). — С. 4−22.

200. Рубинштейн, А. Г. Лекции по истории фортепианной литературы / ред. и коммент. С. Л. Гинзбурга. М.: Музыка, 1974. — 110 с.

201. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / сост., комм., по-слесл. А. В. Брушинского, К. А. Альбухановой-Славской. СПб.: Питер, 2000.-720 с.

202. Сабанеев, Л. Л. Всеобщая история музыки / Л. Л. Сабанеев. М.: Гос. муз. гиз., 1925. — 296 с.

203. Савельева, И. М., Полетаев, А. В. Социология знания о прошлом Текст.: учеб. пособие для вузов — Гос. ун-т Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. — 344 с. — (Учебники Высшей школы экономики). -Библиогр.: с. 336- 343.

204. Савенко, С. И. Постмодернизм: между элитой и массами / С. И. Савенко // Искусство XX века: Элита и массы: сб. ст. И. Новгород: ННГК, 2004. — С. 43−50.

205. Савшинский, С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С. И. Савшинский. М.: Классика XXI, 2005. — 192 с.

206. Самарин, Ю. А. Очерки психологии ума / Ю. А. Самарин. М.: Акад. пед. наук, 1962. — 504 с.

207. Сандовская, Г. В. Новые приемы фортепианного исполнительства в творчестве композиторов XX века / Г. В. Сандовская — С.-Петерб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб.: Б.и., 1994. — 71 с.

208. Серов, A. Hi Избранные статьи: в 2 т. I под pedi Т. Н. Хубова. М. — Л.: Гос. муз. изд. — 1950;1957. — 628с.+735с.

209. Скаткин, M. Н. Проблемы, современной дидактики / M. Н. Скат-кин. -2-е изд. М.: Педагогика, 1984. — 96 с.

210. Смирнов, ДА. Музыкальная идея зарождение и сотворение / Д. А. Смирнов // Музыкальная психология и психотерапия. — 2009: — № 1- (10). -С. 16−30.

211. Смирнов, М. А. Русская фортепианнаямузыка: черты своеобразия /М. А. Смирнов. М.: Музыка, 1983. — 335 е.

212. Смирнова, И. Л. Воспитание самостоятельности у студентов фортепианного класса педвуза / И. Л. Смирнова // Актуальные проблемы-муз. и худ. образования Текст.: материалы межд. Интернет-конф., декабрь 2008 г. Екатеринбург: УрГПУ, 2009. — С. 147−149.

213. Смирнова, М. В. Артур Шнабель и его эпоха / М. В: Смирнова. -СПб.: Сударыня, 2006. 352 с.

214. Соловцов, А. А. Шопен пианист и педагог / А. А. Соловцов // Фридерик Шопен. Жизнь и творчество. — М.: Гос. муз. изд., 1960. — С. 418 433.

215. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин.- М.: Политиздат, 1992. 442 с.

216. Сорокин, П. А. Главные тенденции нашего времени / пер. с англ., сост. предисл. Т. С. Васильева — РАН,.Ин-т социологии. -М.: Наука, 1997. — 351 е., портр.

217. Стариченко, Б. Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера / Б'. Е. Стариченко. -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2004. 218 с.

218. Степин, В. С. Теоретическое знание текст.: Структура, историческая эволюция / В. С. Степин. М.: Прогресс Традиция, 2000. — 744 с.

219. Столпянский, П. Н. Музыка и музицирование в старом Петербурге / коммент. А. Розанова. 2-е изд. — JI.: Музыка. — 1989. — 223 с.

220. Суровцев, Ю. И. Литературный процесс и его периодизация / Ю. И. Суровцев // Вопросы литературы. 1983. — № 10. — С. 113−144.

221. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды / под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: МПСИ. 2003. — 640 с.

222. Тихонова, Е. В. Самостоятельная работа как основа профессионального самообразования будущего учителя музыки: метод, рекомендации.- Екатеринбург: УрГПУ, 2004. 25 с.

223. Тищенко, К. Исполнительская драматургия как предмет сравнительного анализа / К. Тищенко // Акт. проблемы выс. муз. образования: материалы VIII Межд. научно-метод. конф. аспирантов, соиск. и преп. Вузов. -Н. Новгород: ННГК, 2007. Вып. 8. — С. 55−60.

224. Тойнби, А. Д. Постижение истории: сб. / пер. с англ. — М.: Прогресс, 1991. 736 с.

225. Трёльч, Э. Историзм и его проблемы / пер. с нем. М. И. Левина, С. Д. Сказкина. М.: Юрист, 1994. — 719 с.

226. Федорович, Е. Н. Педагогическая деятельность выдающихся российских пианистов: учеб. пос. Екатеринбург: УрГГГУ, 1998. — 80 с.

227. Фейнберг, С. Е. Пианизм как искусство / С. Е. Фейнберг. М.: Классика XXI, 2003. — 340 с.

228. Фельдгун, Г. Г. История смычкового искусства от истоков до 70-х годов XX века: лещ. курс для студ. оркестр, факультета муз. вузов / Г. Г. Фельдгун. Новосибирск: НТК, 2006. — 500 с.

229. Философия науки / под ред. С. А. Лебедева: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2005. — 736 с. — («Gaudeamus»).

230. Флоренский, П. А. История и философия искусства / П. А. Флоренский. М.: Мысль, 2000. — 446 с.

231. Фортепианное искусство: история и современность: проблемы творчества, исполнительства, педагогики: межвуз. сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена — науч. ред. Р. Г. Шитикова. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 149 с.

232. Фортепианное искусство XX столетия: межвуз. сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена // науч. ред. Р. Г. Шитикова. СПб.: РГПУ, 2000. — 129 с.

233. Фортепианное искусство на рубеже ХХ-ХХ1 веков: проблемы современного творчества, исполнительства, педагогики: межвуз. сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена // под общ. ред. О. Ю. Кошелева. — СПб.: Изд-во РГПУ, 2004. 213 с.

234. Хайдеггер, М. Европейский нигилизм / Время и бытие: сб. пер. — М.: Республика, 1993. С. 154−162.

235. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2000. С. 113−117 из 519.

236. Хентова, С. М. Маргарита Лонг / С. М. Хентова. М.: Музгиз, 1961. 104 с.

237. Хентова, С. М. О музыке и музыкантах наших дней / С. М. Хентова. Л.: Советский композитор, 1976. — 360 с.

238. Хитрук, А. Н. Одиннадцать взглядов на фортепианное искусство / А. Н. Хитрук. М.: Классика-ХХ1, 2007. — 320 с.

239. Холопов, Ю. Н. Русская философия музыки и труды А. Ф. Лосева / Ю. Н. Холопов // Музыкальная психология и психотерапия. 2008. — № 2 (5) — С. 15−29.

240. Хохлова, А. Л. К вопросу о развитии креативности студентов исполнительских факультетов / А. Л. Хохлова // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сб. науч. тр. Саратов: ИЦ «Наука», 2007. — Вып. 3. — С. 98−102.

241. Хрулькова, И. А. Некоторые вопросы психологии интерпретации музыкального произведения / И. А. Хрулькова // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сб. науч. тр. — Саратов: ИЦ «Наука», 2007. — Вып. З.-С. 148−156.

242. Хуторской, А. В. Метод «погружения» в обучении Электронный ресурс. Версия 1.0. -М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2006. -291 Кб.

243. Цыпин, Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля) / Г. М. Цыпин. Тамбов: Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова, 2005.-337 с.

244. Цыпин, Г. М. Мастера советского пианизма: муз.-критич. ст. -М.: Сов. композитор, 1990. 328 с.

245. Чередниченко, Т. В. Музыка в истории культуры: курс лекций для студентов-немузыкантов, а также для всех, кто интересуется муз. искусством: В 2 вып. / Т. В. Чередниченко М.: Мособлупрполиграфиздат, 1 994 215 с.

246. Чинаев, В. П. У истоков эпического исполнительского стиля / В. П. Чинаев // Музыкальная академия. 1992. — № 1. — С. 174−178.

247. Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах / пер. с нем. Я. Друскина, X. Стрекаловского. М.: Классика XXI, 2005. — 816 с.

248. Швейцер, А. Культура и этика / пер. с нем. Н. А. Захарченко и Г. В. Колшанского. Общая ред. и предисловие В. А. Карпушина. — М.: Прогресс, 1973.-344 с.

249. Шекалов, В. А. Ванда Ландовская и возрождение клавесина / В. А. Шекалов. СПб.: Канон, 1999. — 336 с.

250. Шекалов, В. А. Возрождение клавесина (Европа и Америка) / В. А. Шекалов. ~ СПб.: «Наука"-"Сага», 2008. 256 с.

251. Школяр, Л. В. Красильникова, М. С. Теория и методика музыкального образования детей: научно-метод. пособие. — М.: Наука, 1999. 336 с.

252. Шнабель, А. «Ты никогда не будешь пианистом» / пер. с нем. М.: Классика XXI, 2002. — 336 с.

253. Шонберг, Г. Великие пианисты / пер. с англ. В. Бронгулеева, вступ.ст. А. Хитрук. М.: Аграф, 2003. — 416 с.

254. Шпенглер, О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории.: в 2-х томах / пер. с нем. Минск: Харвест: М.: ACT, 2000. — 1376 с. -(Классич. филос. мысль).

255. Щедровицкий, П. Г. Очерки по философии образования / П. Г. Щедровицкий. М.: Эксперимент, 1993; 156 с.

256. Щетинин, М. П. Объять необъятное: Записки педагога / М: П. Щетинин. М.: Просвещение, 1986. — 176 с.

257. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.

258. Яворский, Б. Л. Сюиты Баха для клавира. Носина, В. Б. О символике франц. сюит / Б. Л. Яворский, В. Б. Носина. М.: Классика XXI, 2006. -156 с.

259. Яворский, Б. Л. Избранные труды: в 2 т. / Б. Л. Яворский.- М.: Советский композитор, 1987. T. II. — Ч. 1. — 368 с.

260. A History of the Pianoforte and Pianoforte Players. Book by E. E. Kellett, E. W. Naylor, Oshar Bie. — J M Dent and Company, 1899. — 336 p.

261. Bie Oscar. Das Klavier und seine Meister. Munchen, 1898. — 312 S.

262. Donald, J. The Nineteenth Century: instrumental music / A history of western music fourth edition // ADA GP. Paris, 1988. — P. 683−696.

263. Kochevitsky, G. The Art of piano playing. Miami. Florida. — 1967. —66 p.

264. Niemann Walter. Meister des Klavier. Die Pianisten der Gegenwart und der letzten Vergangenheit. Berlin, 1919. -115 p.

265. Piano. An Encyclopedia: Second Edition. N-Y. L., 2003. — 528 p.

266. Rapin Eugene. Histoire du Piano et des Pianistes. -Lausanne, Paris, 1904. 256 p.

267. Schonberg Harold C. Great Pianists. N. Y., 1963. — 528 p.

268. Willoughby, D. The World of Music. Second Edition / D Willoughby. -Eastern New Mexico University WCB Brown Benchmark, 1993. 357 p.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой