Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление интеллектуальными ресурсами предприятий региона: на примере Самарской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Для развитых экономических систем XX век завершился периодом активного перехода к экономике интеллектуальных ресурсов — стадии хозяйственного развития, на которой решающую роль в производстве товаров и услуг играют интеллектуальные ресурсы и формирующиеся на их основе возможности хозяйствующих субъектов. Отличительная черта новой экономики заключается в том, что интеллектуальные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические аспекты управления интеллектуальными ресурсами предприятий региона
    • 1. 1. Эволюция концептуальных подходов к теории и практике управления интеллектуальными ресурсами предприятий региона
    • 1. 2. Специфика управления интеллектуальными ресурсами предприятий сферы услуг региона
    • 1. 3. Проблемы управления интеллектуальными ресурсами предприятий региона
  • ГЛАВА 2. Разработка и апробация методического инструментария исследования состояния управления интеллектуальными ресурсами предприятий региона
    • 2. 1. Методика выработки стратегических решений по формированию, освоению и передаче интеллектуальных ресурсов на предприятиях региона
    • 2. 2. Исследование влияния эффективности управления интеллектуальными ресурсами на конкурентоспособность предприятий региона: экономическое содержание, методика и апробация
    • 2. 3. Методика оценки результативности процесса управления интеллектуальными ресурсами предприятий региона
  • ГЛАВА 3. Теоретико-методические подходы к управлению интеллектуальными ресурсами предприятий региона
    • 3. 1. Теоретико-методологическое исследование проблемы совершенствования управления интеллектуальными ресурсами предприятий региона в рамках поведенческого подхода

    3.2. Методические принципы и подходы к формированию модели взаимосвязи уровня производства услуг на душу населения и эффективности управления интеллектуальными ресурсами предприятий региональной сферы услуг.

    3.3. Система показателей и моделирование взаимосвязи между уровнем производства услуг на душу населения и эффективностью управления интеллектуальными ресурсами предприятий региональной сферы услуг.

Управление интеллектуальными ресурсами предприятий региона: на примере Самарской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Для развитых экономических систем XX век завершился периодом активного перехода к экономике интеллектуальных ресурсов — стадии хозяйственного развития, на которой решающую роль в производстве товаров и услуг играют интеллектуальные ресурсы и формирующиеся на их основе возможности хозяйствующих субъектов. Отличительная черта новой экономики заключается в том, что интеллектуальные ресурсы становятся непосредственной производительной силой. Информационные технологии преобразуют материальную основу современного производства и распределения, а производительность все в большей мере зависит от применения интеллектуальных ресурсов. Современная практика свидетельствует о появлении нового раздела науки управления и нового вида управленческой деятельности, отвечающих требованиям экономики интеллектуальных ресурсов — управления интеллектуальными ресурсами. Производство, освоение и распространение новых интеллектуальных ресурсов будут возможны только при адекватном изменении форм и методов управления предприятиями, которые на разных этапах и с нарастающим темпом станут проводниками технологической революции, науки и инноваций.

Говоря об эффективном управлении потоком интеллектуальных ресурсов на предприятиях региона, прежде всего, следует признать, что вся инфраструктура, необходимая для их создания, обращения и использования, находится сегодня в процессе становления. Это связано не с тем, что интеллектуальные ресурсы вдруг неожиданно появились в хозяйственном обороте предприятий региона: фактически их использованию столько же лет, сколько и нашей цивилизации.

Речь идет о том, что впервые (если опираться на известную нам историю) интеллектуальные ресурсы вышли на первое (по значимости) место, оттесняя таких признанных лидеров, как материальные и финансовые.

Однако совершенно очевидно, что если вся теория и практика, например, работы с финансовыми ресурсами, отрабатывалась и совершенствовалась много столетий, то для интеллектуальных ресурсов в их новом качестве этот процесс находится еще в самом начале.

Говоря о процессе управления интеллектуальными ресурсами предприятий региона, целесообразно обратиться к отдельным его составляющим и соответственно к функциональным элементам обеспечивающей инфраструктуры, поддерживающей этот процесс. Здесь можно выделить функции (применительно к потоку интеллектуальных ресурсов): генерированияпотреблениятрансляции (передачи, распространения) — накопления (хранения) — преобразования (качественные, количественные).

Учитывая реальную ситуацию в российских регионах и принимая безальтернативность инновационной трансформации отечественной экономики как данность, следует говорить о возможности эффективной реализации перечисленных выше функций, обеспечивающих все составляющие процесса управления интеллектуальными ресурсами предприятий, функционирующих на мезо — экономическом уровне.

Заметим, что менеджмент предприятий пришел к данной мысли не сразу. Длительный период времени и по настоящее время руководители региональных хозяйствующих субъектов находятся в непрерывном поиске новых рычагов, с помощью которых можно добиться превосходства в конкурентной борьбе. Совсем недавно акцент на качество позволял завоевать большую долю рынка. Сегодня же высокое качество стало нормой, и уже не может рассматриваться как конкурентное преимущество.

Аналогичная ситуация наблюдается и с применением другой методологии повышения эффективности коммерческой деятельности — реинжинирингом процессов осуществления предпринимательства. Став общепринятой практикой, эффективность данных процессов вошла в состав «минимальной цены» присутствия на рынке.

Пройдя через увлечение ренжинирингом, всеобщим управлением качеством, разнообразными починами стратегического управления, руководство предприятий региона выявило тот факт, что традиционные рыночные преимущества уже не дают решения в формировании базовой компетенции.

В настоящее время основным конкурентным преимуществом называют нематериальные активы региональных предприятий — секреты производства, идеи, технологии и иные ноу-хау — в общем все то, что называют интеллектуальными ресурсами. У ведущих предприятий доля нематериальных активов достигает 30−80% их стоимости.

Изучение проблемы управления интеллектуальными ресурсами предприятий региона на современном этапе требует: дальнейшего обобщения результатов практики, проведения анализа новых тенденций в его эволюции, а также исследования специфики применения данной методологии в различных сферах экономики региона, что рассматривается важным как для обеспечения роста отдельных хозяйствующих субъектов, так и для экономики региона в целом.

Отмеченное определяет актуальность рассматриваемой в рамках диссертационного исследования проблемы, ее теоретико-методическую и практическую значимость.

Степень разработанности проблемы. Проблема управления интеллектуальными ресурсами предприятий региона является сравнительно новой как для российской, так и для мировой экономической науки и практики.

Теоретические и методологические проблемы исследования интеллектуальных ресурсов стали закономерным результатом эволюции мировой экономической мысли. На каждом этапе экономического развития данная проблема решалась в рамках определенной доминирующей научной теории.

В 60−80 гг. XX века зарубежными учеными Т. Шульцем, Г. Беккером, Дж. Минцером, У. Боуэном, И. Фишером, М. Блаугом были поставлены и частично решены проблемы возрождения идеи человеческих ресурсов и определенно их место в структуре интеллектуальных ресурсов.

Большое значение для развития концепции интеллектуальных ресурсов имеют работы ученых: П. Ромера, Р. Лукаса, Й. Шумпетера. В работах этих экономистов сосредоточено внимание на развитии субъектов экономики как основы эволюции экономической системы в целом.

В экономической литературе достаточно широко представлены исследования по управлению отдельными составляющими интеллектуальных ресурсов. Управление человеческими ресурсами рассматривают Е. В. Маслов, Г. Десслер, В. В. Травин и др. Управлению организационными ресурсами посвящены работы Б. З. Мильнера, А. Г. Грязновой. Вопросы управления информационными ресурсами рассматриваются В. В. Годиным, С. В. Тайлаковой. Проблемы управления коммуникационными ресурсами представлены в работах Д. Лейхифф, Д. М. Пенроуз и др. Но в исследованиях названных ученых не рассматриваются вопросы эффективности управления всеми перечисленными ресурсами в комплексе.

Учет в диссертационной работе специфики управления интеллектуальными ресурсами предприятий сферы услуг и возрастание роли последней в экономике региона предопределили необходимость обоснования тенденций эволюционирования проблем развития обозначенной сферы. Данный материал подробно представлен в работах следующих российских ученых — Л. С. Демидовой, Л. И. Ерохиной, Т. И. Корягиной, В. Ю. Морозова, Е. Г. Решетниковой, В. Н. Соловьева, Г. Н. Сюткина, Л. И. Якобсона, Л. С. Ядгарова и других. Однако многие их этих исследований были проведены в условиях начального этапа экономического реформирования, когда еще не было накоплено достаточного опыта работы регионов в новых условиях и в связи с этим не было возможности раскрыть проблему всесторонне и комплексно.

Новые социально-экономические условия выявили необходимость проведения дальнейших разработок в теории развития регионального уровня управления интеллектуальными ресурсами предприятий с учетом специфики сферы услуг и возрастания ее роли в экономике региона, что определило актуальность выбранной темы исследования и ее направленность.

Целью диссертационного исследования является экономическое обоснование необходимости совершенствования управления интеллектуальными ресурсами предприятий с учетом их специфики и доминирования в экономике региона.

Поставленная цель логически предопределила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:

— определения экономического содержания управления интеллектуальными ресурсами предприятий региона;

— выявления специфики и роли сферы услуг в экономике региона;

— обозначения проблем управления интеллектуальными ресурсами предприятий с учетом их специфики и доминирования в экономике региона;

— исследования влияния эффективности управления интеллектуальными ресурсами на конкурентоспособность предприятий региона;

— обоснования необходимости совершенствования управления интеллектуальными ресурсами предприятий региона в рамках поведенческого подхода;

— разработки методических принципов и подходов к формированию модели взаимосвязи уровня производства услуг на душу населения и эффективности управления интеллектуальными ресурсами предприятий сферы услуг региона;

— апробации научно — методических рекомендаций на предприятиях региона.

С учетом вышеперечисленных задач объектом исследования выступают предприятия сферы услуг региона (на примере банковских услуг).

Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений, складывающихся в процессе управления интеллектуальными ресурсами предприятий сферы услуг региона.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В основу исследования положены концептуальные, методологические и теоретические положения, представленные в классических и современных экономических работах отечественных и зарубежных ученых. Проблема управления интеллектуальными ресурсами предприятий региона трактуется в диссертации с позиции единства теории и практики.

Специальные методы познания использованы в соответствии с поставленными задачами и особенностями объекта исследования. Для изучения рассматриваемой в работе проблемы задействованы методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщения и систематизации. В методическом разделе диссертации широко используются принципы дополнительности, экономического и социального детерминизма, адаптации, методы диалектики (восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, единства логического и исторического, единичного, особенного и общего). Для выявления тенденций развития применяются методы сравнительного анализа и декомпозиции, которые дают возможность выделить специфические черты взаимосвязи социально-экономического развития региона и сферы услуг в нем как одной из особенных и значимых компонент регионального хозяйственного комплекса.

Информационную базу диссертационного исследования составили законодательные акты Российской Федерации, нормативные и распорядительные документы правительства Самарского региона, данные всероссийской и областной статистики, публикации по данной теме в отечественной и зарубежной печати, материалы конференций, форумов и совещаний, статистические данные хозяйствующих субъектов.

Проведенное исследование, выводы и предложения диссертации соответствуют следующему пункту специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» в области «региональная экономика» Паспорта специальности ВАК «Экономические науки»:

5.16. Управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управленияразработка, методическое обоснование, анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов управления;

5.18. Разработка проблем функционирования и развития предприятий, отраслей и комплексов в регионах.

Научная новизна исследования состоит в разработке научно обоснованных предложений и рекомендаций по управлению интеллектуальными ресурсами предприятий региона.

Научная новизна подтверждается следующими наиболее существенными научными результатами, выносимыми на защиту:

Уточнены сущность и экономическое содержание понятий «интеллектуальный капитал» и «интеллектуальные ресурсы».

Предложена классификация интеллектуальных ресурсов. Сформирована структура интеллектуальных ресурсов предприятий региона. Выделены основные составляющие компоненты управления интеллектуальными ресурсами предприятий.

Обоснована необходимость совершенствования управления интеллектуальными ресурсами предприятий региона в рамках поведенческого подхода на основе: ориентации на промежуточного и конечного потребителя, усиления позиций креативного управления, развития коммуникационных процессов и повышения социальной ответственности.

Разработаны методические принципы и подходы к формированию модели взаимосвязи уровня производства услуг на душу населения и эффективности управления интеллектуальными ресурсами предприятий сферы услуг региона, отражающей взаимосвязи и взаимозависимости развития последней и хозяйственного комплекса региона в целом с позиции поиска решения в формировании базовой компетенции.

Предложена методика исследования влияния эффективности управления интеллектуальными ресурсами на конкурентоспособность предприятий региона, позволяющая охарактеризовать зависимость положения диагностируемых предприятий от степени использования ими поведенческого подхода к управлению интеллектуальными ресурсами, открывающего возможность реализации синергетического эффекта и хеджирования колебаний спроса на продукцию (услуги), на фоне всех профессиональных участников рынка.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности применения его выводов и обобщений при решении проблемы управления интеллектуальными ресурсами предприятий региона. Научную ценность имеют обобщение и систематизация различных точек зрения на обозначенную проблему, которые могут быть использованы в преподавании дисциплин экономического цикла. Научно-теоретической и методической ценностью обладает модель взаимосвязи уровня производства услуг на душу населения и эффективности управления интеллектуальными ресурсами предприятий региона, отражающая целостность проблемы и основные ее элементы. Результаты исследования использованы в ряде разработок, направленных на совершенствование управления интеллектуальными ресурсами предприятий Самарского региона, что подтверждается соответствующими справками о внедрении.

Полученные в ходе исследования выводы и обобщения могут служить исходным материалом для дальнейших научных изысканий по проблеме управления интеллектуальными ресурсами предприятий региона.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были представлены и обсуждались на научно-практических конференциях различных уровней:

Второй Международной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в области сервиса» (г.о. Тольятти, 2007 г.).

— VI Международной научно-практической конференции «Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие» (г.о. Пенза, 2008 г.).

— II Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук» (г.о. Новосибирск, 2008 г.).

Личный вклад автора:

— Сформировано авторское определение «интеллектуальных ресурсов», позволившее уточнить классификацию и структуру данного вида ресурсов;

— Построена и апробирована модель взаимосвязи уровня производства услуг на душу населения и эффективности управления интеллектуальными ресурсами предприятий региональной сферы услуг;

— Предложена и апробирована методика исследования влияния эффективности управления интеллектуальными ресурсами на конкурентоспособность предприятий региона.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в десяти работах общим объемом 3,95 п. л., в том числе авторским — 3,75 п. л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы составил страниц текста, включает рисунков и схем, таблицу.

Заключение

.

Об управлении интеллектуальными ресурсами впервые заговорили в конце 60 — х — начале 70 — х годов, а к концу прошлого века управление интеллектуальными ресурсами стали рассматривать как одно из основных направлений управления объектом исследования, средство капитализации данного вида ресурсов, наиболее существенное конкурентное преимущество хозяйствующих субъектов, что позволяет говорить об актуальности и значимости поднятой в рамках диссертации проблемы.

В связи с этим целью диссертационного исследования явилось экономическое обоснование необходимости совершенствования управления интеллектуальными ресурсами предприятий с учетом их специфики и доминирования в экономике региона.

Для достижения обозначенной цели был решен следующий комплекс взаимосвязанных задач: определено экономическое содержание управления интеллектуальными ресурсами предприятий регионавыявлена специфика и роль сферы услуг в экономике регионаобозначены проблемы управления интеллектуальными ресурсами предприятий регионаисследовано влияние эффективности управления интеллектуальными ресурсами на конкурентоспособность объекта исследованияобоснована необходимость совершенствования управления интеллектуальными ресурсами предприятий регионаразработана модель взаимосвязи уровня производства услуг на душу населения и эффективности управления интеллектуальными ресурсами предприятий сферы услуг регионапроведена апробация разработанных научно — методических рекомендаций на предприятиях региона.

С учетом вышеперечисленных задач в качестве объекта исследования выступили предприятия Самарского региона. Предмет исследования составила совокупность социально-экономических отношений, складывающихся в процессе управления интеллектуальными ресурсами предприятий Самарского региона.

В ходе проведенного исследования существующих проблем управления интеллектуальными ресурсами предприятий региона было выявлено следующее.

В управлении интеллектуальными ресурсами большое значение имеет не только внутренний обмен ими, но и общение с внешней средой: потребителями, поставщиками, партнерами. В условиях все возрастающей конкуренции, роста затрат на научные исследования, увеличения риска, связанного с созданием и коммерциализацией технологий хозяйствующие субъекты объединяются в консорциумы и стратегические альянсы, сталкиваясь с множеством организационных, технологических и культурных барьеров. Существенной проблемой управления интеллектуальными ресурсами является их эффективное использование.

Рассмотренные проблемные аспекты управления интеллектуальными ресурсами предприятий региона потребовали дальнейшей теоретической и практической проработки, что нашло свое отражение в: уточнении сущности и экономического содержания понятий «интеллектуальный капитал», «интеллектуальные ресурсы» и «управление интеллектуальными ресурсами" — предложении классификации интеллектуальных ресурсов и структуры интеллектуальных ресурсов предприятий регионавыделении основных составляющих компонентов управления интеллектуальными ресурсами предприятийобосновании необходимости совершенствования управления интеллектуальными ресурсами предприятий региона в рамках поведенческого подходаразработке методических принципов и подходов к формированию модели взаимосвязи уровня производства услуг на душу населения и эффективности управления интеллектуальными ресурсами предприятий сферы услуг регионапредложении методики исследования влияния эффективности управления интеллектуальными ресурсами на конкурентоспособность предприятий региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ISO 14 001. Environmental Management Systems, 1996.
  2. ISO 9000: 2000. Quality Management Systems. The International Organisation for Standardisation, 2000.
  3. ISO 9001: 2000. Quality Management Systems. The International Organisation for Standardisation, 2000.
  4. SA 8000. Social Accountability, 1998.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации Текст. Части первая, вторая и третья: офиц. текст по сост. на 25 марта 2004 г. [Текст]. М.: Омега-Л, 2004. — 390 с.
  6. Конституция Российской Федерации Текст. М.: Приор, 2004. — 32 с.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации Текст.: по сост. на 1 февр. 2002. Ч. 1 и 2. М.: Юрайт-М, 2002. — 392 с.
  8. О защите прав потребителей Текст.: федер. закон // Экономика и жизнь. -1999. -№ 4. -С. 3.
  9. Платные услуги. Правила и порядок предоставления (Ответственность исполнителей. Защита прав потребителей. Учет и контроль) Текст. М.: Ось-89, 1996.- 112 с.
  10. Трудовой кодекс Российской Федерации Текст. М.: ИНФРА-М, 2002. -92 с.
  11. Указ Президента РФ от 01.04.1996 «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию».
  12. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Текст. от 10.02.1999 № 32 — ФЗ.
  13. А.Г. Система экономико-математических моделей оптимального территориально-производственного планирования на перспективу //Проблема народнохозяйственного оптимума. — Новосибирск: Наука, 1966. 532 с.
  14. А.Г. Системный подход в долгосрочном планировании. -Новосибирск: Наука, Новосибирское отделение, 1972.
  15. А.Г., Багриновский К. А., Гранберг А. Г. Система моделей народнохозяйственного планирования. М.: Мысль, 1972.
  16. М.М. Проблемы оптимизации территориального планирования. Вып.1.- М.: Экономика и мат. методы, 1975.
  17. С., Нещадин А., Косаренко С. Единство реформы и реформы единства // Доклад экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей. М., 1992.
  18. М.К. Территориально-производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований / Под ред. Аганбегяна А. Г. -Новосибирск: Наука, 1980. 254с.
  19. Н.К. Советская экономика на пути интенсивного развития. М.: Знание, 1981.
  20. Э.Ф. Опыт разработки плановых межотраслевых моделей экономического района. -М.: Наука, 1978.
  21. Э.Ф. О методических вопросах построения системы моделей согласования отраслевых и территориальных плановых решений // Экономика и мат.методы. 1981. — т. 17. — вып.5. — с. 873−879.
  22. В.А. Система управления экономикой в переходный период // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. — № 4. — с. 35−61.
  23. А.Н., Тихомиров А. П. Моделирование экономических систем (целевой подход). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
  24. , Е. В. Управление в сфере услуг в условиях нестабильной экономической среды Текст.: монография / Е. В. Башмачникова. М.: КНОРУС, 2005. — 268 с.
  25. М.Ф. Вопросы прогнозирования региональный пропорций вывоза и ввоза продукции // Экономика и мат. методы. 1978. — т. 14. -вып.4.
  26. Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории/Г.С.Беккер- сост. Р.И. Капелюшников- пер. с англ. Е. В. Батракова и др. М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 671 с.
  27. Бир С. НАУКА УПРАВЛЕНИЯ. ЖИ. 2007.
  28. Бир С. Мозг фирмы С. Бир Пер. с англ. М. М. Лопухина- Предисл. Л. Н. Отоцкого М.: ЛИБРОКОМ. 2008 г., 415 стр.
  29. М. Экономическая мысль в ретроспективе: пер. с англ. / М. Блауг. -4-е изд. М.: Дело Лтд, 1994. — 720 с.: ил. — (Зарубежный экономический учебник).
  30. А.Б. Большой экономический словарь. / Борисов А. Б. Книжный мир, 2003.
  31. У. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. учеб. для вузов./Котлер, Ф. пер. с англ. под ред. Р. Б. Ноздревой, У. Боуэн, Дж. Мейкенз М.: ЮНИТИ, 1998. — 787 с.
  32. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. //Брукинг Э. СПб.: Питер, 2001.
  33. Вальрас Мари Эспри Леон «Этюды прикладной политической экономии» (Etudes d’economie politique appliquee, 1898).
  34. Ю.Н. Прогнозирование и перспективное планирование в промышленности. Л., 1973.
  35. А. Особенности государственного регулирования переходной экономики // Проблемы теории и практики управления. -1996.-№ 6.-с. 19−24.
  36. Г. Теория систем. М.: Советское радио, 1978.
  37. В.В., Корнеева И. К. Информационное обеспечение управленческой деятельности. — М.: Высшая школа- Мастерство, 2001. -239с.
  38. А. Г. Оценка бизнеса Текст.: учеб. для экон. спец. вузов / А. Г. Грязнова [и др.] - Фин. акад. при Правительстве РФ, Ин-т проф. оценки — под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.
  39. Финансы и статистика, 2008. 734 с.: табл. — Библиогр.: с. 719−720. -Слов, терминов по бизнесу.
  40. Г. В., Лапыгина Ю. Н., Прилепский А. И. Экономическая безопасность региона. М.: Наука, 1996. — 123с.
  41. Э. Жизнь в эпоху Интернета. Release 2.0: Пер. с англ. / Э. Дайсон. -М.: Бизнес и компьютер, 1998. 398 с.
  42. , Л. С. К вопросу теории и практики экономики переходного периода: Материалы заседания Ученого совета ИМЭМО РАН 3−5 июня 1996 г. -М., 1996. 103 с- Библиогр. в конце ст. -300 экз.
  43. Денисон Э. Исследование различий в темпе экономического роста — М., 1971 г.
  44. Г. Управление персоналом : учеб. пособие для экон. спец. / Г. Десслер — пер. с англ. под общ. ред. Ю. В. Шленова. М.: БИНОМ, 1997. -432 с.: ил. — 37−00−37 000−00.
  45. Г. Управление персоналом. / Десслер Г. Бином. Лаборатория знаний, 2004. — 799 стр.
  46. Н. Региональная экономика в системе рыночных отношений (методологические аспекты управления) // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 4. — с.44−71.
  47. П.Ф. издание: Менеджмент: задачи, обязанности, практика. — М.: «Вильяме», 2008. — С. 992.
  48. П.Ф. Бизнес и инновации. — М.: «Вильяме», 2007. — С. 432.
  49. П.Ф. Русскоязычное издание: Менеджмент в некоммерческой организации: принципы и практика. — М.: «Вильяме», 2007. — С. 304.
  50. П.Ф. на каждый день. 366 советов по мотивации и управлению временем. — М.: «Вильяме», 2007. — С. 416.
  51. Т. Мультипликативная теория чисел. / Перевод с англ. Е. П. Голубевой, под ред. Н.Г. Чудакова//М.: Наука, 1971.
  52. Л. И., Игумнова Н. Е. Основы организации производства на предприятиях сферы сервиса: Учебное пособие для экономических специальностей. — Тольятти.: ПТИС, 1998.
  53. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1996−1997 годы // Эксперт. 1997. — № 47. — с. 18−39.
  54. С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. / Климов С. М. -Знание, 2000.
  55. В. Инвестиционная деятельность в странах Содружества // Экономист. 1997.-№ 4. — с.74−79.
  56. Н. Д. Проблемы экономической динамики : монография. / Н. Д. Кондратьев — Ин-т экономики АН СССР — отв. ред. Л. И. Абалкин — сост.
  57. Е. В. Белянова и др. М.: Экономика, 1989. — 525 с. — (Экономическое наследие).
  58. Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения : избр. тр. / Н. Д. Кондратьев — Междунар. фонд Н. Д. Кондратьева и др. — Ин-т экон. РАН — сост. Ю. В. Яковец. М.: Экономика, 2002. — 767 с. -Библиогр.: с.751−763. — Имен. указ.
  59. Г. В. Региональная экономика. Ижевск: «Персей», 1994. — 198с.
  60. Т.И. (академик Российской академии естественных наук, д.э.н., член Совета директоров Института социального развития ООН): Круглый стол (24.04.96) «РОССИЯ, США И ГЛОБАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС»
  61. Е.М. Адаптивные экономические модели. Новосибирск: Наука, 1981.-224 с.
  62. . Энциклопедия web-дизайнера. Все, что вы хотели знать о создании web-сайтов! Мультимедиа. / Б. Леонтьев. М.: Новый изд. дом: Бук-Пресс: БИЗНЕССОФТ, 2005.
  63. Р. Э. «Методы и проблемы теории делового цикла» (Methods and problems in business cycle theory, 1980).
  64. П. P. Г. «Микроэкономическая теория» (Microeconomic Theory, 1978, совместно с Э. Уотерсом)
  65. П. Р. Г. Макроэкономика. М.: Джон Уайли энд Санз, 1994.
  66. Дж.М., Пенроуз Дж.М. Бизнес-коммуникации. Стратегии и навыки. СПб, 2001.-С. 48 171. Маркс К. Капитал
  67. Е.В. Управление персоналом предприятия Москва -Новосибирск.- ИНФРА — М.: НГАЭиУ, 2000. — 814 с.
  68. Ф. «Проблема верификации в экономической теории» (The Problem of Verification in Economics, 1955).
  69. Ф. «Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористские и управленческие» (Theories of the Firm: Marginalist, Behaviorial, Managerial, 1966).
  70. В.А. Управление социалистическим производством: проблемы теории и практики. — М.: Политиздат, 1983.
  71. .З. Теория организации Текст.: учеб. для вузов по напр. «Менеджмент», спец. «Гос. и муницип. упр.», «Менеджмент орг.» / Б. 3. Мильнер. Изд. 7-е, перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 863 с.: табл. -Библиогр.: с. 848−858. 39−258−64−344−85.
  72. Минцер Дж. Schooling, Experience and Earnings, National Bureau of Economic Research, Cambridge, MA./Mincer, J., 1974.
  73. Моделирование американской экономики. Новосибирск: Наука, 1975. -176с.
  74. В.Ю. Управление земельными ресурсами Кухтин П.В. Левов А. А. Морозов В.Ю. Спб. Литер, Учебное пособие 2006. 448 с.
  75. М., Эдвинссон Л. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компаний //Новая постиндустриальная волна на Западе /Под ред. В. Л. Иноземцева.- МГ, 1999. -С.429−447.
  76. В., Смит А., Рикардо Д."Антология экономической классики" М: «Эконов-ключ», 1993.
  77. А.Б., Решетникова Е.Г.Проблемы регулирования уровня жизни населения // Регион. агросистемькэкономика и социология: Ежегодник. — Саратов, 1996.- С.34−42.
  78. Г. Б. Бюджет города. -М.: Финансы, 1978.
  79. Потребности, доходы, потребление. Методология анализа и прогнозирования народного благосостояния. М., 1979.
  80. Р.Я. Прогнозирование развития отраслей промышленности в народном хозяйстве союзной республики. Рига: Зинатне, 1981.
  81. К.К., Хамел Г. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. / Прахалад К. К., Хамел Г. Олимп-Бизнес, 2002.
  82. Программа Правительства Р. Ф. «Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 гг.» // Вопросы экономики. 1994. — № 4. — с. 75−89.
  83. Развитие российской экономики в 1997 г.: региональный аспект // ЭКО. -1998.-№ 6.-с.2−20.
  84. Р.Л. Система моделей планирования и прогнозирования. М.: Экономика, 1976. — 286 с.
  85. Р.Л., Плакунов М. К. Количественный анализ в экономике. М.: Наука, 1987.-392 с.
  86. Р.Л., Плакунов М. К. Экономические догмы и управленческая реальность . М.: Экономика, 1991. — 207 с.
  87. Региональная экономика: Вопросы теории и практики. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1978.-304с.
  88. Е.Г. Перспективы смягчения социальной и региональной дифференциации потребления продовольствия как фактор преодоления бедности в России. 05−02−2 149а. ИАП РАН. 2007.
  89. Romer С., Romer D. Was the Federal Reserve Constrained by the Gold Standard during the Great Depression?/ Hsieh C.-T., Romer C., 2006.
  90. Romer С., Romer D. Choosing the Federal Reserve Chair: Lessons from History/ Romer C., Romer D. // Journal of Economic Perspectives. — 2004. -No. 18. —Pp. 129−162.
  91. Румизен M. K, Управление знаниями. M.: ACT, 2004. — 318c.
  92. П. Экономика. T.l. М.: НПО «АПГОН» ВНИИСИ «Машиностроение», 1994. — 187с.
  93. JI.M. Межотраслевые модели территориального планирования. — Вильнюс: Минтиз, 1973.
  94. В.Н. Методы оптимизации: Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсам «Математическое программирование», «Методы оптимизации и исследование операций» /Сост.: Карасева А. Г., Соловьев В. Н. -Ульяновск, 1998, 52с.
  95. P.M. «Политика полной занятости» (Policy of Full Employment, 1962).
  96. Юб.Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986. С. 393.
  97. С.Г. Очерки экономической истории России. М., 1960.
  98. С. Общественный прогресс в СССР за 50 лет //Вопросы экономики. 1969, № 11.
  99. Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. В книге: Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология./Под редакцией В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 377.
  100. ПО.Сюткин Г. Н., Семенов М. Ю. Сертификация безопасности и качества услуг: Учебное пособие. -М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003.
  101. Г. Н., Томохова И. Н. Управление качеством. М.: МГУС, 2005.
  102. С.В. Информационные ресурсы победят бюрократию//ЭКО, 2000, № 8, с. 23.
  103. X., Нонака И.Компания создатель знания. / Такеучи X., Нонака И. — Олимп-Бизнес, 2003.
  104. В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента : практ. пособие / В. В. Травин, В. А. Дятлов. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2003. — 336 с.: ил.
  105. В. В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия : учеб.-практ. пособие / В. В. Травин, В. А. Дятлов. М.: Дело, 2002. — 272 с.: ил. — 61−00.
  106. Пб.Тюнен И. Г. «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике» (Der Isolierte Staat in Beziehung auf Landwirtschaft und Nationaloekonomie, 1826).
  107. С.Дж., Нельсон P.P. Эволюционная теория экономических изменений. / Уинтер С.Дж., Нельсон P.P. М. гДело, 2002. — 536 с.
  108. М. Уорнер М. Виртуальные организации. Новая форма ведения бизнеса в XXI веке: Концепции. Технологии управления. Практика работы издательство Добрая книга 2005. 296 с.
  109. Р.А. Система менеджмента. М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-синтез», 1997. — 352с.
  110. И. Управление изменениями в организации Фрайлингер К., Фишер И. Книгописная палата, 264 с.
  111. Э. X. «Экономические циклы и национальный доход» (Business Cycles and National Income, 1951).
  112. P., Typoy JI. Экономика для всех: пер. с англ./Р. Хейлбронер, Л. Туроу. Новосибирск: Экор, 1994. — 315 с.
  113. С.С. Функционирование экономики развитого социализма. — М.: изд-во МГУ, 1982.
  114. Л. // Деловые люди. 1998. — № 86. — с. 48−49.
  115. Р.И. Система региональных комплексных программ // Программный подход в планировании и управлении народным хозяйством. Новосибирск, 1972.
  116. Т.У. Трансформирование традиционной аграрной сферы (Transforming Traditional Agriculture)/T.y. Шульц, 1964. о
  117. И. А. История экономического анализа: в 3 тт./ Шумпетер Й. — СПб.: Экономическая школа, 2004.
  118. Й. А. Капитализм, социализм и демократия: пер. с англ. / Шумпетер И. А. Предисл. и общ. ред. В. С. Автономова. — М.: Экономика, 1995. — 540 с.
  119. И. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. Йозеф Алоиз Шумпетер. Издательство: Эксмо, 2008. 864 стр.
  120. Эдвинссон JL Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. / Эдвинссон JI. Инфра-М, 2005. — 248 стр.
  121. Энциклопедия кибернетики. (В 2-х томах). Киев, 1975.
  122. Эрл М. Разработка пищевых продуктов. / Эрл М., Эрл Р., Андерсон А. -М.-Профессия, 2004. 384 с.
  123. JI.C. История экономических учений: Учеб. -4-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2001.
  124. Якобсон. JI.И.Социальная политика: попечительство или солидарность? // Общественные науки и современность. 2008. № 1. С. 69−80. Статья.
  125. Исходные данные для принятия стратегического решения
  126. Наименование показателя Проектып/п 1 2 3 4 5 6 7
  127. Эффективность (в млн. руб.) 26 18 23 27 20 16 3
  128. Стоимость реализации проекта (в млн. руб.) 10 9 10 12 7 6 2
  129. Экспертный лист Сравните критерии по степени важности при принятии решения2 > 4 5 6 6 < 71 < 2 4 < 5 2 64 6 3 < 5 4 <73> 6 5 <7 3 ? 72> 5 1 > 3 4 < 31 < 7 6 <1 1> 52 > 3 1 > 4 2 < 7
  130. При Сер = 1, a dep = 0 граф будет выглядеть следующим образом: Ф11. Ф6 1О
  131. Ф2 2 —> (-—) (Ф2 лучше Ф1 и Ф4 по всем критериям). Ф5 СГ ф4 41. ОфЗ
  132. Рис. 1. Граф вариантов решений при Сер = 1 и dep = О
  133. Поскольку информация для принятия решения явно недостаточна, необходимо установить другие Сер и dep. Пусть Сер = 0,79 и dep = 0,3. Тогда граф примет следующий вид: Ф11. Ф6
  134. Ф2 2 —> 1—> 4 (Ф1 лучше Ф4 по всем критериям). Ф4 оФЗ
  135. Рис. 2. Граф вариантов решений при Сер = 0,79 и dep = 0,3 Ф141. Ф2 2 —" 1—> (5). ФЗ 6
  136. Ф1 лучше Ф4, Ф5 и Ф6 по всем критериям). Рис. 3. Граф вариантов решений при Сер = 0,79 и dep = 0,3 (продолжение рис. 2) О
  137. Второй граф более богат дугами и дает больше информации, чем первый, но, как уже отмечалось, к ней следует относиться с некоторой осторожностью, поскольку граф формируется с «заниженными» требованиями к качеству информации.
  138. Для того, чтобы закончить сравнение вариантов и определить соотношение 3,4,5 и 6 го вариантов, сделаем еще один шаг, установив Сер = 0,75 и dep = 0,5. Тогда граф будет выглядеть следующим образом:
  139. Рис. 4. Граф вариантов решений при Сер = 0,75 и dep = 0,5
  140. В целях повышения обоснованности результатов социологического опроса занятых в сфере услуг Самарской области нами была использована следующая методика формирования группы респондентов, выступающих в роли экспертов.
  141. Для описания экспертов использована характеристика «компетентность», поскольку именно она, на наш взгляд, в значительной степени определяет достоверность экспертных оценок.
  142. Компетентность эксперта по данному вопросу (в долях единицы) характеризуется следующим расчетом: h *h=*J-2L (5.1)100
  143. При решении задачи формирования репрезентативной группы респондентов определена сеть респондентов с использованием панельного метода. Состав панели в общем случае рассчитывается следующим образом: Л1. С5.2)
  144. Где tct нормированное отклонение, соответствующее доверительной вероятности расчета а.6 среднеквадратическое отклонение оценки характеристик. s абсолютная погрешность получаемой оценки.
  145. Так как в данном случае панель формировалась заново, то 5 задавалась в долях от среднеквадратического отклонения. Расчетная формула преобразуется и приобретает вид:
  146. Где Nmin минимальная численность членов панели от наименьшей группы экспертов, человек-mm — удельный вес экспертов, входящих в наименьшую группу, в общей массе экспертов.
  147. Среднеквадратическое отклонение определено по формуле (3.5):1. К’фахт ~Кср)2б=Г—---(5'5)
  148. Где Клфакт и Кср фактическая и средневзвешенная компетентность базовой группировки-п количество членов, участвующих в расчете среднеквадратического отклонения.
  149. Абсолютная погрешность получаемой оценки рассчитана по формуле (3.6):п1. У! |факт ~ Кср jе = --(5.6)п
  150. Для определения минимальной численности панели использована выборочная совокупность в размере 60 человек, обладающих интересующим нас набором характеристик (табл. 5.1).
Заполнить форму текущей работой