Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные тенденции в истории зеркала и его место в художественной системе русского интерьера: XVIII — ХХ вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение существующей литературы позволяет прийти к выводу, что исследователи рассматривают зеркало в трех ипостасях: как самостоятельный предмет, как компонент художественного решения интерьера и как инструмент магических и культовых обрядов. При этом литература, посвященная системному изучению зеркала в интерьере, фактически отсутствует. Существующие же историко-художественные издания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Зеркало и его смысловые значения в художественной культуре
    • 1. 1. Зеркало как миф и образ в истории культуры
    • 1. 2. История и технология зеркального производства
    • 1. 3. Зеркало как жанр декоративно-прикладного искусства
  • Глава 2. Зеркало в художественном решении Русского интерьера XVII -XVIII века
    • 2. 1. Зеркало как компонент интерьера
    • 2. 2. Зеркало в интерьере допетровской эпохи. Двойственность эстетической интерпретации
    • 2. 3. Зеркало как компонент архитектурного проекта в интерьере первой половины — середины XVIII
    • 2. 4. Зеркало и процесс стилеобразования в интерьере эпохи Классицизма
  • Глава 3. Зеркало как образ в интерьере XIX—XX вв.еков
    • 3. 1. Модификации формы и принципы расположения зеркал в интерьере XIX века
    • 3. 2. Зеркало и интерьер стиля «Историзм»
    • 3. 3. Зеркало и дизайн интерьера в XX столетии
    • 4. 4. Зеркало в интерьере на рубеже XX—XI вв.еков

Основные тенденции в истории зеркала и его место в художественной системе русского интерьера: XVIII — ХХ вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современная эпоха предъявляет особые требования к декоративно-прикладному искусству. Нельзя не заметить, что отношение к отдельным его жанрам постоянно меняется. Так, становятся широко востребованными витраж, стекло, керамика. Особое место в этом ряду занимает зеркало. Зеркало — это и предмет декоративно-прикладного искусства, и элемент архитектурного убранства интерьера. Современная архитектура все чаще обращается к зеркальной поверхности, используя ее эстетические и архитектонические возможности. В связи с этим тема посвящена основным тенденциям в истории зеркала и его месту в художественной системе русского интерьера XVIII — XX веков. С самого начала необходимо отметить, что зеркалу отводится особая роль в истории декоративно-прикладного искусства, но, к сожалению, на сегодняшний момент нет системного исследования этой проблемы. Остаются мало изученными специфика зеркала как объекта культуры и его роль в формировании художественного образа интерьера, а также особенности зеркала как компонента интерьера, в зависимости от техники и технологии его исполнения. Исследование зеркала в интерьере дает возможность переосмыслить богатейшие культурные и художественные традиции и, опираясь на полученный опыт, рассмотреть функции и художественные свойства зеркальной поверхности в условиях современной архитектуры. В связи с этим чрезвычайно важно обратить внимание на способность зеркала «менять» интерьер, влиять на его восприятие, визуально «расширяя» и «сужая» пространство, на его способность собирать" помещение воедино, приводя к «равновесию» даже самое «неуправляемое» пространство.

Зеркало является по своей сути уникальным предметом, содержащим несколько параметров, которые можно рассматривать в отдельности. Это, прежде всего, зеркальность, затем — декоративное оформление и декорирование зеркала при помощи рамы или изображения на зеркальной поверхности. Зеркало и его оформление — единое целое. Именно это целое и становится компонентом интерьера, участвует в создании его образа, принимая на себя ту или иную роль.

Зеркало может быть произведением искусства и представлять собой важный элемент художественного убранства, но может быть и просто функциональным предметом, расположенным в интерьере.

В истории культуры зеркало наделяется двойственной сущностью, ассоциируемой как с чувственной стороной мира, так и с мистическими, символико-идеалистическими традициями культуры. При помощи зеркальной поверхности человек узнавал себямногие ученые древности полагали, что через зеркальность можно различать положительное и отрицательное, тайное и явное в человеческой личности. Парадоксальность зеркального отражения проявляется в том, что изображение в зеркале всегда на одно измерение меньше, чем мир, который оно отражает. Так, например, мы никогда не видим себя в зеркале такими, какие мы есть на самом деле, т. е. трехмерными, но всегда плоскими, двумерными.

Его функции в таком случае универсальны и многолики. Оно может выступать в роли универсального отражателя, оставаясь при этом практическим предметом.

Интересно заметить, что Жан Расин в своих одах, посвященных строительству Версаля, называет отражение в пруду «подвижной живописью» и «жидким магическим зеркалом» 1. Да и весь XVII век занимается поисками замены живописи в интерьере динамическими «зеркальными холстами» -отражениями. Подобные «живые» изображения стали использовать в оформлении интерьеров. Например, рисовать или инкрустировать их на потолках и полах вокруг зеркальных колонн, чтобы по мере движения как бы из ниоткуда возникали и исчезали живописные изображения (зеркальная анаморфоза позволяла увидеть портрет там, где, казалось, изображен пейзаж)2. Зеркало позволяло оживить застывшие картины. Зеркало в интерьере — это та же картина, только на ней изображены не постоянные, а текущие события.

Так, в интерьере возник приём «зеркало в интерьере», «зеркало в зеркале», или «картина в картине». При этом зеркалоэто не только удвоение изображения, но и расширение пространства картины за счет введения дополнительной плоскости восприятия. История искусства дает нам целый спектр различных приемов «расширения», «искривления» визуального пространства с помощью зеркала. Например, в картинах Гойя «До самой смерти» — Яна Вермеера Дельфтского «Кавалер и дама у спинета», «Урок музыки» — Ф. JI. Жакоба «Псише по рисунку Персье» — Кавабата «Зеркало вечернего пейзажа» — А. П. Левитина «Теплый день» — Менценя «Комната с балконом» — Утамиро «Семь.

1 Гилъде В. Зеркальный мир. М., 1988.

2 Молок Д. Ю. Метаморфозы зеркала // Сообщения Государственного музея изобразительных искусств. М., 1991. Вып. 9. женщин за туалетом" - Эккерсберга «Обнаженная перед зеркалом» — Энгра «Портрет графини д’Оссонвиль» — Веласкеса «Христос в доме Марии и Марфы» — Тициана «Венера с зеркалом» — П. П. Рубенса «Туалет Венеры» и «Венера с купидоном, держащим зеркало» — аналогичные картины Веронезе, Тинторетто, Диего Веласкеса «Венера с зеркалом», «Венера и амур», «Менины» и многих других художников.

Центральные персонажи «Менин» — художник и его персонаж, инфанта Маргарита. У каждого из присутствующих в картине есть симметричный двойник, например, восхитительная принцесса и уродливая карлица, а у реального пространства «потустороннее», зеркальное, с изображением человека в черном.

Подобные идеи не могли не заинтересовать и многих крупных живописцев, например, Веласкеса. Именно он ввёл в Испании моду на зеркала, привезённые им из Италии, и стал широко использовать их в своей живописи, а его ученик, Хуан о.

Карреньо, создаёт знаменитый Зеркальный салон в Алькасаре .

По-видимому, с нелинейной зеркальностью и зеркальной симметрией связано и возникновение прямой и обратной перспектив в живописи, а также принципы перспективы в различных культурах.

Зеркало прекрасно отражает лучи, не видимые глазу, а отражение строится не на зеркальной поверхности, а как бы в глубине, в Зазеркалье. Если это так, то можно предположить, что в зеркалах отражаются «лучи» человеческих эмоций и чувств, а таинственный мир по ту сторону зеркальной поверхности вовсе.

3 Кеменов В. Картины Веласкеса. М., 1969. не выдумка сказочников, а самая что ни на есть параллельная реальность. Немецкий ученый XX века Карл фон Рейхенбах недаром говорил, что энергия, исходящая из наших глаз, отражается от зеркала и возвращается к нам. Механизм отражения Рейхенбах объяснял так: проникая в вещество, энергия вызывает обратную эмиссию, то есть испускает собственные частицыих же совокупность и является отражением, а видим мы его или нет — зависит от свойств энергии4.

Зеркало — это парадокс дуальности мира вещей. Для того чтобы начать изучение зеркала, в самом начале необходимо понять его сущность, его способность влиять на окружающий мир.

Для того чтобы рассматривать зеркало как архитектурный элемент и декоративный компонент в интерьере, в самом начале необходимо определить феномен зеркальности. С этой целью можно обратиться к размышлениям двух интереснейших авторов XX века ученого-писателя и философа-логика, которые по-разному интерпретировали понятие зеркальности и с двух разных сторон исследовали эту проблему. Это — «Алиса в зазеркалье» Кэрролла (необходимо заметить, что в английском языке нет слова «Зазеркалье», его придумал русский переводчик, в оригинале книга Льюиса Кэрролла называется «Through The Looking Glass», один из вариантов перевода «Через зеркало») и «Логика Смысла» Делеза.

В комментариях к книге Льюиса Кэрролла, Мартин Гарднер пишет: «В зеркале все асимметричные предметы (предметы, не совпадающие по своим зеркальным отражениям).

4Любимов Н. А. История физики. СПб., 1896. С 43 предстают обращенными, «выворачиваются» 5. В книге много примеров таких зеркальных отражений". Например, самое начало: «. я тебе расскажу все, что знаю про Зазеркальный мир. там есть комната, которая начинается прямо за стеклом. Она совсем такая же, как наша гостиная, кстати, только все там наоборот! Когда я залезаю на стул и смотрю в зеркало, она видна мне вся, кроме камина. .» 6. Тут Алиса оказалась на каминной полке, хоть и сама не заметила, как она туда попала. А зеркало, и точно, стало таять, словно серебристый туман поутру. Через миг Алиса прошла сквозь зеркало и легко спрыгнула в Зазеркалье" 7. Тут возникает дуальность мира и вещей. Дуальность же вещей, по Делезу, — это, по сути, дуальность сознаний. В рамках цивилизации, где синхрония и диахрония стремятся к всеобъемлющему, Зеркало (если оно не кривое) бесхитростно и правдиво: что увидит, то и отразит. Метаморфозы в духе Овидия происходят с тем, кто в него (=зеркало) смотрится: ведь что мы видим, то и воображаем. С пространством, обретающим в новой реальности подвижность и текучесть, с категорией времени, когда мгновения застывают в интерьере отдельными кадрами или по принципам кинематографа сливаются в изменчивый ряд отражений. В «Алисе в Стране Чудес» и «Алисе в Зазеркалье» речь идет о категории очень специфических вещей: о событиях и чистых событиях.

Алиса увеличивается", — я полагаю, что она становится больше, чем была. Но также верно, что она становится меньше,.

5 Кэрролл JI. Алиса в зазеркалье. М., 1992. С. 169.

6 Там же. С. 167.

7 Там же. С. 172. чем сейчас. Конечно, она не может быть больше и меньше в одно и то же время. Сейчас она больше, до того была меньше. Но она становится больше, чем была, и меньше, чем стала, в один и тот же момент. В этом суть одновременности становления, основная черта которого — ускользнуть от настоящего. Именно из-за такого ускользания от настоящего становление не терпит никакого разделения или различения на до и после, на прошлое и будущее. Сущность становления — движение, растягивание в двух смыслах-направлениях сразу: Алиса не растет, не сжимаясь, и наоборот"8. Наш опыт подтверждает, что у всех вещей есть четко определенный смыслсуть же парадокса Кэрролла состоит в утверждении двух смыслов одного предмета одновременно. (Зеркало несет в себе информативность, оно может сохранять и прошлое и отображать настоящее. Именно этот парадокс и станет одним из художественных аспектов, используемых при создании «зеркальных» интерьеров.).

Алиса, чувствует, что движется всегда в двух смыслах-направлениях сразу, оставаясь собой лишь благодаря оптической, зеркальной иллюзии. Происходит взаимообратимость дня «до» и дня «после», а настоящее всегда убегает: «варенье завтра и варенье вчера, но не сегодня». Только настоящее существует во времени, собирает и поглощает прошлое и будущее. Но только прошлое и будущее присущи времени и бесконечно разделяют каждое настоящее. Нет трех последовательных измерений, есть лишь два одновременных прочтения времени.

8 Делез Ж. Логика смысла. Екатеринбург, 1998. С 76.

Парадокс — это освобождение глубины, выведение события на поверхность и развертывание языка вдоль этого пределатем более парадокс, в котором встречаются юмор и совершенно не смешная, а порой и драматичная, деструктивная ситуация. Юмор

— искусство поверхности, противопоставленное старой иронииискусству глубины и высоты жизненного опыта. Кривые зеркала.

— это сознательное зрительное воспроизведение такого опыта. Размышляя о зеркале, Делез пишет: «Если дано предложение, указывающее на некое положение вещей, то его смысл всегда можно рассматривать как-то, что обозначается другим предложением. Если принять предложение за некое имя, то ясно, что каждое имя, обозначающее объект, само может стать объектом нового имени, обозначающего его смысл: nl отсылает к п2, которое обозначает смысл nlп2 отсылает к пЗ и так далее. Для каждого из своих имен язык должен содержать некоторое имя для смысла этого имени. Такое бесконечное размножение вербальных сущностей известно как парадокс Фреге1"9. Но в этом же состоит и парадокс Кэррола. В наиболее четкой форме он появляется по ту сторону зеркала при встрече Алисы с Рыцарем. Рыцарь объявляет название песни, которую собирается спеть:

Заглавие этой песни называется «Пуговки для сюртуков». -" Вы хотите сказать — песня так называется?" - спросила Алиса, стараясь заинтересоваться песней. «Нет, ты не понимаешь, -ответил нетерпеливо рыцарь, — это заглавие так называется. А песня называется „Древний старичок“. — „Мне надо было спросить: это у песни такое заглавие?“ — поправилась Алиса. -» Да нет! Заглавие совсем другое. С горем пополам. Но это она.

9 Там же. С. 91 только так называется!" - «А песня это какая?» — спросила Алиса в полной растерянности. — «Я как раз собирался тебе это сказать. „Сидящий на стене“ ! Вот какая это песня!.» 10.

Чеширский кот таял и вновь появлялся как отражение в зеркале, которое может быть и явным, и скрытым. Зеркальное отражение — бой между Труляля и Траляля, а также битва между львом и единорогом. То же самое имеет место в Сильвин и Бруно, когда Кэррол просит читателя угадать, сочинил ли он куплеты песни садовника в соответствии с событиями или же события сочинены в соответствии с куплетами. «Но нужно ли излагать событие дважды, — ведь оба [случая] всегда существуют в одно и то же время, так как они — две неразрывные стороны одной и той же».

Каковы же характеристики этой парадоксальной инстанции? Она непрестанно циркулирует по обеим сериям и тем самым обеспечивает их коммуникацию. Это — двуликая инстанция, в равной степени представленная как в означающей, так и в означаемой сериях. Она — зеркало. Она сразу вещь и слово, имя и объект, смысл и денотат, выражение и обозначение и так далее. Следовательно, это она обеспечивает схождение двух пробегаемых ею серий, но при условии, что сама же вынуждает серии все время расходиться. Ее свойство — всегда быть смещенной в отношении самой себя. Если термины каждой серии смещены по отношению друг к другу, то как раз потому, что они несут в себе абсолютное место. Следовательно, зеркало напрямую связано со временем, его изменчивостьютак, события.

10 Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. С. 296−297 реальные и зеркальные могут развиваться в разных направлениях. Итак, можно прийти к выводу, что зеркальный мир является непохожим «двойником» реального мира, в котором все идет по законам этого мира.

Изучение существующей литературы позволяет прийти к выводу, что исследователи рассматривают зеркало в трех ипостасях: как самостоятельный предмет, как компонент художественного решения интерьера и как инструмент магических и культовых обрядов. При этом литература, посвященная системному изучению зеркала в интерьере, фактически отсутствует. Существующие же историко-художественные издания, затрагивающие настоящую проблему, представляют собой описание интерьеров с указанием расположения зеркал, характеристику техники и технологии производства зеркала. Искусствоведческий анализ в упомянутых работах посвящен исключительно художественному оформлению зеркал, фактически не затрагивая роли и места зеркала в системе интерьера как художественного целого. Тем не менее, в ряде искусствоведческих исследований: в монографиях, статьях, реставрационных отчетах, посвященных анализу восстановления и реставрации интерьеров, содержатся важные замечания, наблюдения, а также факты, характеризующие зеркало как компонент художественного интерьера. Среди таких источников: «Восстановление памятников архитектуры Ленинграда» М. Холодова, А. Ометрова, Г. Раскина- «Искусство интерьера» Л. Махриной- «История стилей изобразительных искусств» Кон-Винера- «History of Furniture» of Feduchi Luis;

Mirrors in 1650 — 1900″ of Graham Ch n.

Особый интерес в связи с проблематикой данной работы представляют справочные издания, такие как:

Иллюстрированная энциклопедия История Цивилизации" в Зх томах, подготовленная Германом ВейсомИллюстрированная энциклопедия «Русская изба», созданная коллективом авторов;

Porcelain of Germany XVIII" by Savidge D.- «Furniture» 1 encyclopedia) ed Christopher Payne- «Furniture of Antiquarian», в которых рассматривается история декоративно-прикладного искусства и, в частности, семантика зеркала в истории мировой культуры.

Необходимо подчеркнуть также значимость исследований, посвященных истории и технологии зеркал, а также зеркальному рынку. В этой связи следует отметить такие работы, как: «Зеркальное производство» А. И. Люблинского- «Обзор различных отраслей промышленности России» за 1862 год;

11. Холодов М, Омметров А., Раскин А. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. Л., 1983; Махрина Л. Искусство интерьера. СПб., 1989; Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств. Л., 1936; Feduchi L. History of Furniture. Barcelona, 1977; Graham Ch. Mirrors in 1650−1900. London, 1990. пВейс Г. История цивилизации: В 3-х т. М., 1999; Русская изба: Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 1999; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996; Furniture (encyclopedia) / Ed. Payne Ch. London, 1994; Savidge D. Porcelain of Germany XVIII. London, 1958; Furniture of Antiquarian. London, 1981.

Очерки по истории развития стекольной промышленности" А. Цейтлина.13.

Важным источником для данного исследования стали архивные материалы (фонды ГИОП, ЦИГА), в которых содержатся описания дворцовых интерьеров и усадеб.

Нельзя не заметить, что пониманию зеркала как явления культуры способствовали также произведения художественной литературы: «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье» JI. Кэрролла- «Понедельник начинается в субботу» А. и Б. Стругацких, и другие.

Анализ имеющихся изданий позволяет увидеть, что при всем обилии материала и существующих точек зрения вопрос о роли зеркала в художественной системе русского интерьера еще не ставился. Поэтому именно эта проблема и стала темой диссертации.

Ряд работ послужил методологическим обоснованием для данного исследования. Это труды, в которых эксплицируются и анализируются современное понимание феномена зеркальности, гармонии предметного «ряда действительности», а также новое видение эстетических принципов организации предметной среды и ее влияние на человека. Именно такими работами являются.

13 Люблинский А. И. Зеркальное производство. Пг., 1917; Обзор различных отраслей: Промышленность России. СПб., 1862- Цейтлин А. Очерки по истории развития стекольной промышленности. СПб., 1916.

Логика смысла" Ж. Делеза- «Система вещей» Ж. Бодрийара14 и другие.

Для понимания роли зеркала в художественном целом интерьера методологически важными явились разработки таких авторов, как: И. С. Давидсон, Ю. Н. Звездина, Ю. Я. Зек, И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова, Кон-Винер, А. Н. Кубе, В. Пахомова, Т. Раппэ15 и других.

Цель исследования — изучить зеркало как художественный и архитектурный компонент интерьера и рассмотреть его «участие» в формировании интерьера как художественного целого. Объектом исследования явилось Зеркало в Русском интерьере XVIII — XX веков. Предметом исследования является роль зеркала в формировании интерьера в условиях разных стилистических систем. В процессе исследования обозначилась необходимость выявить следующие тематические аспекты:

1. Зеркало и его смысловые значения в художественной культуре.

2. Зеркало в художественном решении русского интерьера XVII — XVIII веков.

14 Делез Ж. Логика смысла. Екатеринбург, 1998; Бодрийар Ж. Система вещей. М., 2001.

15 Давидсон И. С. Французское серебро XYII — начала XIX Л., 1963; Звездина Н. Ю. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М, 1997; Бартенев И. А. Батажкова. В. Н Русский Интерьер XIX века Л., 1984; Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств М, 1936. Кубе А. Н. Венецианское стекло. Спб, 1825- Раппэ Т. Мебель от средневековья до модерна. // Декоративное искусство 1981. № 6.

3. Зеркало как образ в интерьере XIX — XX веков.

Анализ проблемы, заявленной в диссертации, требует осмысления следующих вопросов:

1. Зеркало как миф и образ в истории культуры.

2. История и технология зеркального производства.

3. Зеркало как жанр декоративно-прикладного искусства.

4. Зеркало как компонент интерьера.

5. Значение зеркала в интерьере допетровской эпохи. Двойственность эстетической интерпретации.

6. Особенности зеркала как компонента архитектурного проекта в интерьере первой половины — середине XVIII века.

7. Зеркало в процессе стилеобразования в интерьере эпохи классицизма.

8. Модификации формы и принципы расположения зеркал в интерьере XIX века.

9. Зеркало и интерьер стиля «Историзм».

10. Зеркало и дизайн интерьера в XX столетии.

11. Зеркало в интерьере рубежа XX — XXI веков.

Методы исследования. При работе над диссертацией использовались методы теоретического анализа (систематизация и типологизация материала, семантическое исследование), историко-художественного анализа (стилистический, сравнительный, предметно-аналитический подходы), а также метод технико-технологического исследования зеркала в его историческом развитии.

Базой данного исследования является: использование материалов, предоставленных антикварными магазинами и галереями, работа с технической и архивной базой Санкт-Петербургского Зеркального завода, использование материалов выставки, посвященной зеркалу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное исследование является попыткой рассмотреть зеркало как художественный феномен и как историко-культурное явление. В работе проанализирована роль зеркала в истории культуры от его практического значения до мистического, а также символико-идеалистического истолкования. Как правило, в истории культуры такие понятия, как правда, истина, самопознание нередко аллегорически были представлены зеркалом. Поэтому зеркало помещали в интерьер не только как вещь, способную отражать окружающий мир, но и как символический предмет. Все это привело к тому, что зеркало стало и необходимым практическим предметом, и элементом интерьера. Особую роль играет декоративное решение зеркала, в котором художник пытается отразить сущность зеркала, а также исследовать способность изменять пространство. Как предмет декоративно-прикладного искусства зеркало является комплексом декоративно-художественных и функциональных элементов. Применяя зеркало, архитекторы, дизайнеры утверждают его эстетическую, историко-культурную ценность именно в искусстве интерьера.

За многие столетия к зеркалу сложилось определенное отношение. Оно воспринималось как предмет быта, который обладал космическим значением. Именно в гаком сложном многообразном качестве и использовалось зеркало в интерьере. Являясь элементом интерьера, зеркало часто становилось его доминантой. Подтверждает это история зеркала. Проблема размещения этого предмета становится значимой уже в древнегреческой культуре и, что важно для нашей темы, в языческой Руси. В XVII веке его оформляли языческим орнаментом, и потому зеркало отрицалось Церковью. Зеркало не воспринималось ни как предмет декоративный, ни тем более как важный элемент интерьера. Путь зеркала в архитектурно-интерьерную среду был долгим и неспешным. Только в XVII веке можно говорить о том, что зеркало стало неотъемлемой частью художественного решения интерьера в целом.

XVIII век внес почти координальные изменения в русском интерьере. Он стал более светским, что привело к использованию зеркала в огромных количествах. Дворцы XVIII века известны изысканной роскошью. Зеркало приобретает различное значение в зависимости от предназначения помещений. Оно позволяло иллюзорно расширять пространство, «стирать» границы между отдельными помещениями, усиливать эффект световоздушного наполнения среды, добиваясь эстетического равновесия интерьера, быть как архитектурным, так и декоративным его элементом. Постепенно формировались принципы и приемы использования зеркала в интерьере. Располагаясь в простенках, порталах, над камином, оно «собирало» помещение и наполнявшие его предметы. Постепенно зеркало стало неотъемлемым элементом интерьера, вне зависимости от социальной его принадлежности.

В начале XIX столетия зеркало полноправно вошло в убранство жилого помещения среднего сословия. Его применение в интерьере приобрело новые оттенки по сравнению с предыдущим веком. Теперь не так существенна была декоративно-архитектурная функция зеркала, важнее было подчеркнуть с его помощью предназначение интерьера, определить его доминанту и просто добавить оригинальный предмет в художественное решение помещения.

В конце XIX века складывается несколько тенденций в оформлении интерьера: это тенденция оформления интерьера в рамках неостиля, характерная для больших помещений, где зеркало сохраняет архитектурную роль, организуя и собирая пространство интерьера. Вторая тенденция — оформление зеркалом маленьких помещений, которые в соответствии со вкусом времени заполняли огромным количеством «мелочей» и были тесно заставлены мебелью. Зеркало в таком случае становится предметом среди предметов, выделяясь только своей принадлежностью к декоративно-прикладному искусству. Третья тенденция отличалась доминирующей ролью зеркала, что было уместно, когда в интерьере сочетались вещи разных стилей.

Архитекторы экспонировали зеркала в интерьере с целью достижения визуального эффекта, активно используя его возможность «расширения» или, наоборот, «сужения» пространства, возникновения его «неожиданных» модификаций и превращений. Зеркальное отражение и реальный интерьер, благодаря архитектурному решению, становятся практически неразделимыми.

В XX столетии появились новые принципы создания интерьера. В оформлении современного интерьера дизайнеры, используя достижения декораторов прошлых веков, приходят к так называемым «новым-старым» решениям. В XX веке зеркало обретает с помощью дизайнеров «новую жизнь» в интерьерах парадного плана. Другая тенденция — это функциональное использование зеркала в оформлении интерьера. Зеркало слилось с интерьером, где главным становится отражающая поверхность, способная моделировать пространство.

Главной тенденцией в настоящий момент является переоценка функционального значения вещи, в данном конкретном случае зеркала. Художники, дизайнеры придают все большее значение культурно-художественному содержанию вещей, что совершенно не означает, что это развитие пойдет в ущерб функциональным качествам современному интерьеру. Речь идет лишь об изменении соотношения утилитарного и художественного в пользу художественного, с дальнейшим развитием и совершенствованием функционального качества. В настоящий момент именно зеркало предоставляет широкий простор для творчества и позволяет оформлять интерьеры на новом качественном уровне, не просто как предмет в интерьере, но как новый доминирующий элемент.

Необходимо отметить еще один аспект зеркала и его оформления. Оформление является одним из немаловажных факторов определения характеристики зеркала. Главная проблема в том, что рама может не соответствовать зеркалу по времени. Так как жизнь зеркальной поверхности без «болезней» и при идеальном хранении не такая большая, примерно 70−80 лет, то зеркало может часто быть заменено. «Болезнями» зеркала являются осыпание амальгамы, темные пятна, излом амальгамного слоя и другие повреждения. Такие повреждения реставрируются, но ценностное качество предмета намного уменьшается. Еще один немаловажный факт: в периоды революций, войн и других менее глобальных событий множество зеркал просто было разбито, но рамы при этом могли сохраниться. Рама является одним из подтверждений временного фактора, происхождения предмета. Рамы изготовлялись из разных материалов: бронзы, дерева, фарфора и т. п., вследствие этого каждый материал требует отдельного изучения и каждый является признаком своего времени.

Особый интерес представляют бронзовые, медные, стальные, серебряные, золотые и фарфоровые рамы. Как правило, на них можно найти клейма мастеров или цехов. В основном рамы являются главным критерием в оценке, и лишь с недавних пор ценность предмета в целом стала определяться в комплексе, то есть рамы и зеркальной поверхности.

Необходимо отметить и тот факт, что зеркало как предмет декоративно-прикладного искусства постепенно становится популярным у коллекционеров. Нельзя пока назвать этот вид коллекционирования массовым, но частные коллекции существуют. В XX веке на западном рынке появляются специализированные дни по продаже определенных категорий предметов: мебели (зеркала), галантереи и т. д. При ценообразовании учитываются состояние предмета, объем выполненных реставрационных работ, время изготовления предмета и т. д. Цена зависит также и от размера зеркала. Например, зеркало конца XIX века высотой 40 см стоит $ 600, а зеркало того же времени высотой 1,5 м — от $ 2 ООО (данные на 1996 год)1.

На аукционе Кристи георгианское зеркало 1728 года, авторской работы Пауля Креспи, стоило $ 10 208 тыс. Зеркало королевы Анны XVIII века, размеры 17,5 см (высота) стоило $ 10 580 тыс. Классическое зеркало начало XIX века, размеры 48,6 см (высота). Зеркальные рамы на аукционах могут продаваться отдельно. Так, например, рамы с левкасом и позолотой ценятся больше. Рама XVIII века стоит $ 1 400. На аукционах продаются также зеркала в мебели. Туалетный столик в стиле ампир (Франция) стоит от $ 3 000z. Цена может зависеть от материала, сложности и оригинальности оформления.

1 Аукционный каталог Гелос. М., 1996.

2 Аукционный каталог Кристи. — Лондон:. 1995; 1997.

После революции в России множество предметов было утеряно, а подчас просто уничтожено. Имущество дворцов, частных домов распродавалось. В наши дни на антикварном рынке России появляются предметы тех распродаж. Например, на аукционе Гелос в 1996 году продавалось зеркало фирмы «Овчинников» стоимостью $ 4 5 003. Но, к сожалению, специализированные аукционы зеркал и зеркальных рам в России отсутствуют. Зато в петербургских антикварных магазинах можно увидеть и приобрести различные виды зеркал от XVIII века до начала XX века, цены на которые колеблются в пределах от $ 500 до $ 7 ООО. В антикварных магазинах Москвы зеркал значительно меньше, чем в Петербурге, и их стоимость выше. В отличие от западного рынка, в России предметы антиквариата не получают должной оценки в соответствии с их художественной и исторической ценностью. Это можно проследить на примере западных и отечественных фирм, которые изготавливают зеркала по старым образцам, и стоимость такого зеркала может сравниться со стоимостью антикварного. Зеркала от $ 180—530 могут быть размером 120×125 см. Зеркало в плетеной раме до $ 200. Можно привести пример из книги Эрика Ноулза, в которой описывается ценностное соотношение предметов:

Позолоченное выпуклое зеркало в стиле Регентства. Около 1810 года. Высота 71 см, цена $ 1 200—1 800. Поверхность выпуклого зеркала слегка выступает за края рамы. Подлинные экземпляры обычно относятся к началу XIX века. Однако они были так популярны, что существует немало современных подделок дурного качества. Такие зеркала обычно венчает резной деревянный орел (его позы могут быть разными). Существуют также и очень.

3 Аукционный каталог Гелос. М., 1996. большие зеркала, с диаметром 91,5 см. Такие стоят не одну тысячу долларов.

Дубовое туалетное зеркало. Около 1830 года. Длина 31 см. Цена $ 75−120. Туалетное зеркало — вполне практичный предмет обстановки спальни. Его можно поставить на комод или на туалетный столик. Такие зеркала изготовлялись самой разной формы. Образец хорошего качества, сделанный в середине XIX века из красного дерева, может стоить до $ 600, особенно если внизу у него есть ящик. Здесь представлено простое прямоугольное зеркало в раме с позолоченными металлическими шурупами. Большое зеркало в неоготическом стиле. Около 1850 года. Высота 178 см, ширина 81,3 см. Цена $ 1 200−1 800. Зеркала подобной формы появились в последней четверти XVIII века, данный экземпляр был создан британским архитектором и дизайнером Огастесом Пьюджином, который перестраивал здание Британского парламента. Рынок такого типа мебели увеличился за последние годы, так что интересные экземпляры стоят довольно дорого"4.

Антикварные зеркала, продаваемые на аукционах или в антикварных магазинах, обязательно должны иметь сертификат, свидетельствующий время создания зеркала и рамы.

Можно сделать вывод, что зеркало как предмет декоративно-прикладного искусства не только имеет свою историю, но и ценность, причем его значимость оценивалась уже с момента его возникновения. В наши дни зеркало стало еще более интересным и требующим изучения объектом, который рассматривается и как неотъемлемая часть интерьера, и как историческая и.

4 Ноулз Э. Путеводитель для любителей антиквариата и коллекций. М., 1998.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. О горном деле и металлургии: В 12 книгах. М., 1962.
  2. П. Практическое руководство. Зеркальное производство.СПб., 1913.
  3. М. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 1939.
  4. Г. X. Снежная королева. Петрозаводск, 1977.
  5. Архитектура и реставрация дворца Строганова // Санкт-Петербургская газета. 1995 № 4(16).
  6. Аукционный каталог Гелос. М., 1996.
  7. Аукционный каталог Кристи. Лондон, 1995−1997.
  8. Е. А. Воспоминания // Наше наследие. 1990. № 6.
  9. М. И. Николай Бенуа. СПб., 1994.
  10. И. А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XIX века. JL, 1984.
  11. А. Прогулки по Москве. М., 1902.
  12. Ю. Блестеть всегда, блестеть везде! // Домовой. 1995. № 4.
  13. А. А. Эстетика Словарь. М., 1989.
  14. Н. Кризис искусства. М., 1918.
  15. Библия Книга премудростей Соломона. М., 2000.
  16. А. И. Описание Санкт-Петербурга. СПб., 1997.
  17. БодрийарЖ. Система вещей. М., 2001.
  18. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Прага, 1980.
  19. БоннарА. Греческая цивилизация. Т. I, II. М., 1992.
  20. А. Н. Деловая элита России. 1914. М., 1994.
  21. О. Сделай ванную комнатой // Домашний очаг. № 11. 1996.
  22. К. Тайна третей планеты. М., 1982.173
  23. К. Во власти зеркала // Домашний очаг. 1997. № 3.
  24. К. А. Родословная вещей. М., 1985.
  25. В. Г. Словарь. Стили в искусстве. Т. 1. СПб., 1995.
  26. К. Роман одной императрицы. М., 1989.
  27. Л. Л. Исчезнувшая Россия. Воспоминания великой княгини Лидии Леонидовны Васильчиковой. 1886−1919. СПб., 1995.
  28. Г. История цивилизации: В 3-х тт. М., 1999.
  29. А. Фонтанный дом. Л., 1990.
  30. Весь Петербург 1894 года. СПб., 1895.
  31. Г. В., Камелова П. Н., Коршунова Т. Т. Русское искусство эпохи барокко XVII XVIII. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. Л., 1984.
  32. С. Н. Царское село. СПб., 1992. (Репринт 1911 г.)
  33. В. Ю. История древнего мира. М., 1990.
  34. А. А. История средних веков. М., 1993.
  35. В. А. Каменный остров. Л., 1991.
  36. И. А., ДубоваД. Н. Невский хрусталь. Л., 1987.
  37. Всеобщая история химии. М., 1980.
  38. П. Брильянты и драгоценные камни. М., 2000.
  39. Выставка кружев, зеркал, табакерок. Каталог. СПб., 1896.
  40. . Зеркало и человек // В мире науки. 1966. № 9.
  41. В. А. Москва и москвичи. Т. 1. М., 1994.
  42. А., Гордин М. Путешествие в пушкинский Петербург. Л., 1983.
  43. К. С., Хабло Е. П. Почему так названо. Л., 1985.
  44. Галларт обозрение И Художественные советы. 1997. № 3.
  45. А., Коева Б., Вязова Е. Книга для каждого дня и каждого дома. Энциклопредия домашнего хозяйства. София, 1978.
  46. А. Описание Петергофа. СПб., 1868.
  47. В. Зеркальный мир. М., 1988.174
  48. П. П., Глоба Т. М. О чем молчит луна. Л., 1991.
  49. Городской указатель. Адресная книга на 1850-й год. СПб., 1850.
  50. Т. Воспоминания о путешествии в Россию. М., 1991. Репринт
  51. Л. Карманный оракул или наука благоразумия. (Афоризмы). СПб., 1998.
  52. Н. Весь Петербург в кармане. СПб., 1851.
  53. А. С. Горе от ума. Л., 1969.
  54. Г. Г. Информационные сообщения: об опыте работы ведущих научно-технических музеев мира. М., 1993.
  55. И. М., Знаменов В. В., Мясоедова Е. Г. Большой Петергофский дворец. Л., 1979.
  56. И. С. Французское серебро XVII начала XIX. Л., 1963.
  57. Двойной эффект. Интерьер // Дом и квартира. 1995. № 37.
  58. Дей К. Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебное средство. М., 1994.
  59. . Логика смысла. Екатеринбург, 1998.
  60. А. В. Западноевропейское купечество в России с XVII в. М., 1994.
  61. Дом Кавригиных. Пг., 1921.
  62. Л. И. Таврический дворец. Л., 1988.
  63. Г. История Дзен Буддизма: Индия и Китай: пер. с англ. СПб., 1993.
  64. Екатерининский дворец музей и парк. Л., 1930.
  65. Журнал 4 комнаты. М., 1999. № 2.
  66. Журнал Пинакотека. М., 1999. № 4.
  67. М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990. Репринт.
  68. Л. К. Домик Петра I. Путеводитель по музею. Л., 1983.
  69. И., Славко П. Чески Крумлов. Прага, 2001.
  70. В. Н. Западноевропейские купцы в России. Эпоха Петра I. М., 1996.
  71. Н. Ю. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., 1997.
  72. Н. Ю. Некоторые особенности восприятия предмета в XVII веке: эмблематические стихи «на случай» и нидерландский натюрморт. М., 1998.
  73. Зек Ю. Я. Декоративная бронза Пьера-Филиппа Томира (1751−1843). Каталог выставки. Л., 1984.
  74. Э. Страницы любви. М., 1983.
  75. П. Зеркало в интерьере // Наука и жизнь. 1997. № 7.
  76. Д. Искусство мебели. Русское декоративное искусство. М., 1924.
  77. А., Фехнер В. Сокровища русского зодчества. Кострома, 1984.
  78. М. Сто тысяч почему. Л., 1989.
  79. Историческая выставка предметов искусства 1904 года. СПб., 1908.
  80. История Франции. Т. 2. М., 1973.
  81. К. Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992.
  82. А., Камелова Л. Русское искусство петровской эпохи. СПб., 1983.
  83. Я. Прогулки по Санкт-Петербургу. СПб., 1994.
  84. С. Старый дом и его обитатели // Нива. 1914. № 11.
  85. П. Каталог предметов стеклянного производства и живописи на стекле. СПб., 1893.
  86. В. Картины Веласкеса. М., 1969.
  87. Китай в эпоху древности. Новосибирск, 1990.
  88. М. Это может каждый. Советы по домоводству. М., 1989.
  89. А. Меншиковский дворец-музей. Л., 1986.
  90. Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1936.176
  91. . А. Очерки технологии древнейших производств. М., 1975.
  92. П. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.
  93. А. Н. Венецианское стекло. СПб., 1825.
  94. КугукН. П. Три тысячи советов. М., 1991.
  95. Н. О дворце Великой княгини Марии Николаевны. СПб., 1845.
  96. Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. Алма-Ата, 1985.
  97. А. М. Павловск. Л., 1980.
  98. КючарианцД., Раскин Г. Пригороды Ленинграда. Л., 1985.
  99. КючарианцД. А. Художественные памятники города Ломоносова. Л., 1985.
  100. Л. Алиса в зазеркалье. М., 1992.
  101. Э. Словарь символов. М., 1994.
  102. Л. По обе сторона зеркала // SALON. № 10, 2000.
  103. Ю. И. Творчество французского архитектора Ж. А. Мансара // Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Л., 1973. Вып. 3.
  104. А. В. Русская старина. Путеводитель по XVIII веку. М., СПб., 1996.
  105. В. Г. Фомин И. А. Л., 1979.
  106. Н., Каганэ Л., Прийменко Н. Искусство XVII века. М., 1964.
  107. К. Священное пространство: как обустроить мир вокруг себя. М., 1998.
  108. И. И. Дома рассказывают. СПб., 1991.
  109. С. Мифы и правда о стекле // Дизайн и строительство. СПб., 2001. № 2.
  110. А. Д. Зрительное восприятие пространства. М., 1981.
  111. М. Энциклопедия суеверий. М., 1998.
  112. А. Ф. История античной эстетики. М., 1988.
  113. А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. М., 1958.
  114. И. Граф Калиостро. М., 1991.
  115. Н. А. История физики. СПб., 1896.
  116. А. И. Зеркальное производство. Пг., 1917.
  117. И. Вторая жизнь дерева. М., 1983.
  118. Мифологический словарь. Советская энциклопедия. М., 1991.
  119. Мануфактурная выставка 1870 года. СПб., 1872.
  120. С. Я. Веселые путешествия от, А до Я. Л., 1953.
  121. . М., Красно А. В. Фонтанный дом. СПб., 1996.
  122. Материалы по истории и современному состоянию стекольной промышленности в России. 1918. № 1,2.
  123. Э. Древнеегипетские мифы. Л., 1956.
  124. Л. Искусство интерьера. СПб., 1989.
  125. Д. Александр I. М., 1993.
  126. Мифы народов мира. Ведийская мифология. Т. 1. М., 1986.
  127. В. Н. Уход за зеркалами. Минск, 1978.
  128. Д. Ю. Метаморфозы зеркала // Сообщения государственного музея изобразительных искусств. М., 1991. Вып. 9.
  129. Моя неповторимая крепость // Домашний очаг. 1997. № 2.
  130. Музей общества поощрения художеств. Приемы художественной обработки дерева. Л., 1928.
  131. Г. П. Звезды и судьбы. М., 1996. (Сонник).
  132. А. А. Синто. СПб., 2000.
  133. Новейший путеводитель по Строгановскому дворцу. СПб., 1995.
  134. Э. В мире антиквариата: Путеводитель для любителей антиквариата и коллекций. М., 1998.
  135. Обзор различных отраслей. Промышленность России. СПб., 1862.
  136. Л. Твой дом, твой семья. Л., 1986.
  137. Ю. Ф. Великие зодчие Санкт-Петербурга. СПб., 1996.178
  138. Ю. Ф. Б. Растрелли. JL, 1982.
  139. С. И. Словарь русского языка. М., 1986.
  140. Описание первой публичной выставки Российских мануфактурных изделий 1829 года. СПб., 1829.
  141. Г. Указатель фабрик и заводов. СПб., 1913.
  142. Останкинский дворец-музей. Альбом. М., 1987.
  143. Очерки по истории торговли и промышленности в России XVII и начала XVIII веков. М., 1928.
  144. В. В., Ходжаш С. М. Художественное ремесло древнего Египта. М., 1959.
  145. Памятники истории и культуры Петербурга. СПб., 1994.
  146. Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М, 1980.
  147. В. Сообщения Государственного Эрмитажа. Л., 1980.
  148. Ш. Золушка. Л., 1981.
  149. П. Фавор и Опала. М., 1995.
  150. Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. М., 1997.
  151. В. А. Русская мебель конца XVIII в. М., 1957.
  152. Предпринимательство и предприниматели от истоков до начала XX века. М., 1997.
  153. Прикладное искусство Западной Европы и России. СПб., 1999.
  154. А. Русский торгово-промышленный мир. М., 1993.
  155. А. Декоративное искусство в Академии художеств. М., 1983.
  156. И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974.
  157. Л. Черный кот и разбитое зеркало. Русские народные бытовые приметы. М., 1993 .
  158. А. С. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. М., 1977.
  159. А. С. Евгений Онегин. М., 1981.179
  160. ПыляевМ. И. Старое житье. СПб., 1986.
  161. Развлекательная культура России XVIII—XIX вв. СПб., 2001.
  162. Т. Мебель от средневековья до модерна // Декоративное искусство. 1981. № 6.
  163. М. Дом и хозяйство. Т. 1. СПб., 1895.
  164. А. Время и вещи. М., 1989.
  165. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 1999.
  166. Сборник мириад листьев. Т. 1. М., 1971.
  167. Н. Н. Стили в мебели. М., 1939.
  168. П. П. Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестности. СПб., 1997.
  169. Т., Орлова К. Глазами современников. JX, 1982.
  170. Справочный указатель по Санкт-Петербургу на 1865. СПб., 1865.
  171. Старая усадьба Маргариты Шубинской // Нива. 1914. № 13.
  172. Старые годы. 1914. июль-сентябрь.
  173. Сто пятьдесят лет Николаевско-Бахметьевскому заводу князя А. Д. Оболенского. СПб., 1914.
  174. Столица и усадьба. СПб., 1914.
  175. Столица и усадьба. СПб., 1915.
  176. Столица и усадьба. СПб., 1916. № 58−67.
  177. О. Русская мебель 1830−1890-х гг. // Советский музей. 1981. № 117.
  178. А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу. М., 1999.
  179. И. О. Обстановочная бронза стиля ампир. СПб., 1996.
  180. . Т. А. Фон Дервизы и их дома. СПб., 1996.
  181. Скурлов В, В. Т. Ф. Фаберже. А. С. Горыня. Фаберже и Петербургские ювелиры. СПб., 1997.
  182. Г. Г. Зеркальная симметрия в нашем мире. М., 1999.
  183. В. А. Воспоминания. М., Д., 1965.180
  184. А., Андреева Е., Ахабадзе 3. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. М., 1990.
  185. А. Н. Золотой ключик, или приключения Буратино. М., 1983.
  186. Торгово-адресный календарь, или всеобщий коммерческий указатель Российского государства на 1836 г. СПб., 1836.
  187. Дж. Словарь символов. М., 1999.
  188. В. Зеркало-пунктир истории // Декоративное искусство СССР. 1987, № 5.
  189. Убранство русского жилого интерьера XIX в. Павловский дворец-музей. Л., 1978.
  190. Устав общества стеклянного производства И. Ритинга. СПб., 1897.
  191. О. Рыбак и его душа. М., 1986.
  192. О. Портрет Дориана Грея. М., 2000.
  193. И. Н. Слюда в русском народном искусстве // Музей народного искусства и художественных промыслов. М., 1985. Вып. 5.
  194. И. Н. Лаковая живопись в России. Л., 1979.
  195. Фанты, увеселительные игры на святках. Драгоценные поддельные камни, фарфор, стекло. СПб., 1898.
  196. Финист ясный сокол. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1977.
  197. Ф. Зеркальное стеклянное производство. СПб., 1914.
  198. А. Металл и стекло в интерьере // Табурет. М., 2000. № 4.
  199. Г. История химической техники. Харьков, 1938.
  200. М., Ометров А., Раскин Г. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. Л., 1983.
  201. ХоллДж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996.
  202. Художественные сокровища России за 1902 год. СПб., 1903.
  203. И. На грани невозможного. М., 1998.
  204. А. Очерки по истории развития стекольной промышленности. СПб., 1916.
  205. А. Оловянные зеркала // Декоративно-прикладное искусство. 1975. № 1.
  206. А. И. История художественной обработки изделий из древесины. М., 1978.
  207. Р. Мебель для Обломова // Домовой. 1995. № 5.
  208. В. Новый и полный сонник Предсказание снов. Гадание на картах. Кофе и бобах. Распознавание будущего по лицу и рукам человека и прочие гадания. М., 1993.209. Шварц И. Тень. М., 2001.
  209. Д. Московские особняки. А. О. Московские учебники. М., 1997.
  210. ., Гейченко И. Историко-бытовой музей XVIII века в Петергофе (Большой дворец). СПб., 1930.
  211. Энциклопедия антиквариата. М., 2001.
  212. Энциклопедия Мирового искусства. М., 2001.
  213. Юнг К. Человек и его символы. М., 1997.
  214. М. Что отражает зеркало? // Декоративно-прикладное искусство. 1987. № 5.
  215. Архив КГГИОП. фонд 587. Дело №-3826 (Усадьба Орлова-Денисова, Коломяги, Главная 32, 1852.)
  216. Архив РАН: Подвиги человеческого ума. Общепонятное изложение изобретений и технических производств. Т. 2. СПб., 1870.
  217. ЦГИА. Дело из переписки Великого князя Михаила Николаевича. 1861−1862. Ф.547, on 1, д. 287, 313.
  218. ЦГИА Дело о рассмотрении постройки дворца Великого Князя Михаила Николаевича. 1857−1862. СССР, фонд 547, документы 287, 313, 495,509, 536, 543−544.
  219. РГИА. Ф. 468. Оп. 35. Д. 367, 368, 500- Оп. 10. Д. 182- Ф. 515. Оп. 8. Д. 273,279, 280,284,343.
  220. Архив Санкт-Петербургского зеркального завода. Дело № 358
  221. Alvar G. The French Empiry Style. Hemlin, 1978. 223. Furniture (encyclopedia) / Ed. Payne Ch. London, 1994.
  222. GoradechiS. History of Furniture. Milano, 1988.
  223. Feduchi L. History of Furniture. Barcelona, 1977.
  224. Furniture of Antiquarian. London, 1981.
  225. Selimkhanov I. R. Sur l’etude du fragment de vase de Telo appartenant au Musee de Louvre et le probleme de l’utilisation de l’antimoine dans l’antiquite. Ann. Lab. Rech. Musees de France, 1975.
  226. Savidge D. Porcelain of Germane XVIII. London, 1958.
  227. Witman I. Mirrors. Goteborg, 1990.
  228. Renate Kr. Bidermeier. Leipzig, 1979.
  229. Dietlind G. Bidermeier. Leipzig, 1977.
Заполнить форму текущей работой