Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование системы контроллинга на предприятиях: На примере мясоперерабатывающей промышленности Воронежской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение предпосылок формирования системы контроллинга на предприятиях мясоперерабатывающей промышленности показало, что непродуманная стратегия вхождения в рынок сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности привели к резкому сокращению объемов производства сельхозсырья, разрыву хозяйственных связей, катастрофическому недостатку собственных оборотных средств, отсутствию реальных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА
    • 1. 1. Теоретические аспекты содержания контроллинга на предприятии
    • 1. 2. Контроллинг как инструмент развития предприятий
    • 1. 3. Специфика формирования системы контроллинга на предприятиях мясоперерабатывающей промышленности
    • 1. 4. Сущность контроллинга маркетинговых процессов на предприятии
  • Глава 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОНТРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
    • 2. 1. Предпосылки формирования контроллинга на предприятиях мясоперерабатывающей промышленности
    • 2. 2. Система контроллинга на предприятии
    • 2. 3. Анализ деятельности предприятия в подсистеме контроллинг маркетинга
  • Глава 3. РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
    • 3. 1. Программа формирования системы контроллинга на предприятиях
    • 3. 2. Процедура оценки финансово-экономической состоятельности предприятия в рамках стратегического контроллинга
    • 3. 3. Совершенствование маркетинговой деятельности на основе использования инструментов контроллинга

Формирование системы контроллинга на предприятиях: На примере мясоперерабатывающей промышленности Воронежской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Управление бизнес-процессами в современных условиях требует комплексного решения многочисленных проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними факторами. К основным внешним факторам относятся динамичность макроэкономической ситуации в России, усиление влияния на российскую экономику процессов, происходящих в международной финансово-экономической сфере, обострение внутренней конкурентной ситуации, а также неопределенность в правовой сфере управления бизнесом. Среди внутренних факторов целесообразно выделить неполноту информации как о текущем состоянии, так и о перспективах развития предприятия. Исходя из вышеизложенного, все большая роль отводится информации, поступающей к руководству, которая должна не только характеризовать текущее состояние дел, но и прогнозировать результат при изменении внутренней или внешней ситуации.

Указанные обстоятельства требуют формирования актуальных подходов к управлению и инструментов их внедрения, которые позволят своевременно получать сигналы о возможном возникновении кризисной ситуации на предприятии, выяснять причины усложняющихся экономических проблем, обеспечат информационную поддержку управленческих решений руководства.

Все вышеперечисленные проблемы характерны и для предприятий мясоперерабатывающей промышленности. Разрыв устоявшихся хозяйственных связей, кризис сбыта вследствие снижения платежеспособного спроса, низкая конкурентоспособность многих видов продукции мясной промышленности, а также малоэффективная денежно-кредитная политика оказали негативное влияние на платежеспособность, ликвидность, кредитоспособность и рентабельность предприятий. В создавшихся условиях руководителям следует менять устоявшиеся методы управления на более гибкие, быстро реагирующие на изменения внешней и внутренней экономической среды предприятия.

Таким образом, в современных условиях предприятиям требуются комплексная методология и основанный на ней инструментарий, которые помогли бы модернизировать организационную и информационную структуру, решить базовые проблемы развития, предопределить стабильные успехи не только в настоящем, но и в будущем. В качестве инструмента высокоэффективного управления целесообразно использование зарубежного опыта, в частности, достижений контроллинга.

Среди первоочередных задач можно выделить наиболее актуальные в настоящее время: исследование контроллинга как фактора стабилизации деятельности предприятия, изучение контроллинга маркетинга, формирование системы контроллинга и программы ее внедрения на предприятии. Методические материалы, в соответствии с которыми каждое предприятие могло бы оценить систему контроллинга на предприятии и определить пути ее развития, недостаточно разработаны.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью развития теоретических положений и научно-методических материалов, а также практических рекомендаций по формированию системы контроллинга в условиях сложного финансово-экономического положения предприятий мясоперерабатывающей промышленности.

Зарубежными и отечественными учеными проведена значительная работа в области создания фундаментальных основ и практического решения задач формирования и развития системы контроллинга. Среди работ зарубежных авторов ведущее место занимают исследования Ю. Вебера, А. Дейли, Х.-У. Кюппера, Э. Майера, Г. Пича, П. Прайслера, Т. Рейхмана, Х.Й. Фольму-та, П. Хорвата, А. Цюнда, Э. Шерма, Д. Шнейдера, Б Штагмайера, Ф. Фрайберга. Среди отечественных ученых следует выделить работы Ю. П. Анисимова, И. П. Богомоловой, Е. Г. Гребнева, Н. Г. Данилочкиной, Ю. В. Журавлева, В. Б. Ивашкевича, A.M. Карминского, О. И. Лаврушина, Н. И. Оленева, Ч. О. Осмонова, А. Г. Примака, С. Г. Фалько, А. И. Хорева, В. Широбокова.

Указанные ученые внесли большой вклад в формирование теории и методологии контроллинга. Однако в трудах этих исследователей не нашли достаточного отражения вопросы, связанные с формированием системы контроллинга на предприятии, имеющего сложное финансово-экономическое положение, выбором стратегических и оперативных инструментов контроллинга, модернизирующих организационную и информационную структуру предприятия и предопределяющих его стабильные успехи не только в настоящем, но и в будущем. В большинстве научных трудов не учитываются особенности формирования системы контроллинга на предприятиях мясоперерабатывающей промышленности. Представленная работа направлена на решение указанных проблем.

Диссертация выполнена в соответствии с одним из основных направлений научных исследований Воронежской государственной технологической академии «Экономическое обеспечение эффективной хозяйственной деятельности и устойчивого развития предприятий пищевой и химической промышленности» № ГР 01.9.60.012698.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является развитие теоретических и научно-методических положений формирования системы контроллинга и разработка научно обоснованных практических рекомендаций по внедрению инструментария контроллинга на предприятиях мясоперерабатывающей промышленности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: уточнить содержание контроллинга и выявить его специфику на предприятиях мясоперерабатывающей промышленностиисследовать контроллинг как инструмент развития предприятий мясоперерабатывающей промышленности в нестабильной экономической средевыявить сущность контроллинга маркетинговых процессов и разработать рекомендации по совершенствованию организации маркетинговой деятельности предприятий мясоперерабатывающего подкомплекса с использованием инструментария контроллингаизучить предпосылки формирования системы контроллинга на предпри т ятиях мясоперерабатывающего подкомплексасформировать систему контроллинга и предложить программу ее внедрения на предприятиях мясоперерабатывающей промышленностиразработать процедуру оценки финансово-экономического состояния предприятия[ в рамках стратегического контроллинга.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования являются предприятия мясоперерабатывающей промышленности Воронежской области. Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе формирования, внедрения и развития системы контроллинга на предприятиях мясоперерабатывающей промышленности.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической базой диссертационной работы явились труды отечественных и зарубежных ученых, исследующих процессы формирования, внедрения и развития системы контроллинга на предприятии, а также материалы и рекомендации научно-практических конференций и семинаров.

Информационная база работы включает в себя нормативно-правовые акты, принятые на федеральном и местном уровнях, данные отечественной статистики, материалы зарубежного опыта и работы передовых отечественных предприятий, внутреннюю документацию исследуемых предприятий мясоперерабатывающей промышленности Воронежской области.

Научные положения, выводы и рекомендации, сформулированные в настоящей работе, обоснованы результатами исследований, полученных на основе приемов системного исследования, экономико-статистического, абстрактно-логического методов. В качестве инструментов исследования использованы приемы статистического и сравнительного анализа.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем: уточнено содержание контроллинга применительно к мясоперерабатывающим предприятиям как функционально обособленного направления экономической работы, связанного с реализацией финансово-экономической, интегрирующей и координирующей функций в менеджментеобоснована необходимость использования контроллинга в качестве инструмента развития предприятий, функционирующих в нестабильной экономической среде, отличающаяся учетом специфики мясоперерабатывающей подотраслипредложена система контроллинга, представляющая собой комплекс средств, который отличается четкой направленностью на решение задачи развития предприятия на основе принятия обоснованных управленческих решений в условиях нестабильной экономической средыраскрыт методический подход к оценке финансово-экономической состоятельности в рамках стратегического контроллинга, отличительной чертой которого является определение и оценка уровня инвестиционно-инновационной состоятельности на основе предложенного комплекса аналитических показателейрекомендована программа формирования системы контроллинга на предприятиях мясоперерабатывающей подотрасли, позволяющая систематизировать комплекс организационных работ и повысить эффективность принятия оперативных управленческих решенийсформирована и апробирована на практике процедура оценки финансово-экономической состоятельности предприятия в рамках стратегического аспекта системы контроллинга, отличительной чертой которой является комплексный, скоординированный подход, а также возможность своевременного выявления кризисных тенденций и направлений развития предприятий мясоперерабатывающего подкомплекса.

Практическая значимость работы. Практическое значение имеют научные и прикладные разработки, в которых содержатся: программа формирования системы контроллинга на предприятиях, позволяющая сконцентрировать усилия ведущих специалистов предприятия на решении проблемы внедрения системы контроллингамероприятия по организации работ, направленных на формирование системы контроллинга на предприятиях мясоперерабатывающей промышленности, связанные с выделением службы контроллинга в отдельное подразделение, распределением задач и ответственности между работниками, разработкой регламентирующих документов, обоснованием научных подходов и методов управленияпроцедура исследования финансово-экономической состоятельности, позволяющая оценить динамику рыночного положения предприятий мясоперерабатывающей подотрасли с целью оперативной выработки стратегии и тактикирекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии, основанные на использовании инструментария контроллинга в системе сбыта.

Внедрение разработанных автором рекомендаций позволит более обоснованно подойти к формированию системы контроллинга на предприятии и адекватно реагировать на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру.

Апробация и реализация результатов исследования.

Основные положения диссертации докладывались автором на всероссийских научно-практических конференциях в Воронеже (2003 г.) и Пензе (2004 г.), а также научных конференциях ВГТА (2002, 2003, 2004).

Разработанные методические положения и рекомендации по формированию системы контроллинга: программа формирования системы контроллинга (ЗАО р «НП Борисоглебский мясоконсервный комбинат»), процедура оценки финансово-экономической состоятельности предприятия (ОАО «Комбинат мясной Россошанский»), рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности на основе инструментов контроллинга (ОАО «Комбинат мясной Калачеевский»), нашли практическое применение на мясоперерабатывающих предприятиях Воронежской области, что подтверждено соответствующими актами и справками о внедрении. Отдельные положения диссертационной работы, а именно теоретические и методические основы формирования системы контроллинга, были внедрены в учебный процесс и используются при подготовке экономистов-менеджеров по специальности 80 502 «Экономика и управление на предприятии (в пищевой промышленности)» ГОУ Воронежской государственной технологической академии по курсу «Контроллинг». На защиту выносятся следующие положения. содержание и специфика контроллинга на предприятиях мясоперерабатывающей промышленностисистема контроллинга как инструмент развития предприятияпрограмма формирования системы контроллинга на предприятиипроцедура оценки финансово-экономической состоятельности предприятия в рамках стратегического контроллингарекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятий мясоперерабатывающей подотрасли на основе использования инструментов контроллинга.

Публикации. По теме диссертации опубликована 18 печатных работ, в том числе монография, 4 работы в сборниках материалов научных конференций, 13 статей в сборниках научных трудов.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

В процессе работы автором были исследованы основные причины возникновения и внедрения контроллинга, проанализирована эволюция концепций контроллинга. Было выявлено, что причиной возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами. Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций управления: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.

Рассмотрены и охарактеризованы концепции контроллинга, сформированные в настоящее время, среди них: управленческий учет, управленческая информационная система, планирование и контроль, координация, управление управлением, координация процесса принятия решений.

Исследование сущности и содержания контроллинга показало, что концептуальные дискуссии о содержании контролинга еще не закончены, а понятие «контроллинг» не нашло своего окончательного толкования. По мнению соискателя, контроллинг на предприятии выполняет метафункцию управления, которая позволяет координировать процессы менеджмента: контроль, планирование, мотивацию и организацию. При этом координация заключается в согласовании подсистем и призвана обеспечить обратную связь в контуре регулирования.

Применительно к предприятиям мясоперерабатывающего комплекса, целесообразно, по мнению диссертанта, охарактеризовать контроллинг, как функционально обособленное направление экономической работы на предприятиях мясной подотрасли, связанное с реализацией финансово-экономической, интегрирующей и координирующей функции в менеджменте. Это целеориентированная система управления, обеспечивающая интеграцию, системную организацию и координацию процесса управления, функциональных областей, организационных единиц и проектов предприятий мясоперерабатывающей подотрасли.

В работе обосновано, что контроллинг ориентирован, прежде всего, на поддержку процессов принятия решений и эффективен именно для нестабильной, постоянно меняющейся экономической среды.

Изучение особенностей функционирования предприятий в современной рыночной среде показало, что отечественные промышленные организации вынуждены работать в условиях, близких к кризисным. Выявлена специфика и обоснованы проблемы формирования системы контроллинга на предприятиях мясоперерабатывающей промышленности. Изучены цели, функции и задачи контроллинга с учетом присущей ему стратегической и оперативной направленности. Установлено, что чем динамичнее развивается внешняя среда, и чем активнее она оказывает влияние на внутреннюю среду предпринимательства, тем более активный, определяющий направление развития предприятия характер должен носить контроллинг. И, наоборот, если внешняя среда предсказуема и стабильна, то достаточно того, чтобы контроллинг исполнял пассивную сервисную функцию в процессе управления предприятием.

Исследование показало, что непредсказуемость и невозможность охватить всю деятельность на предприятии, которые связаны с его постоянно растущими размерами, а также усложнение процесса принятия решений привели к разделению управленческих задач в сферах деятельности. В настоящее время на рынке успешно действуют те предприятия, которые объединяют сбыт и свои цели в единую стратегию предприятия в целом и осуществляют соответствующую политику. Помочь здесь может инструментарий контроллинга маркетинга, который напрямую переносит весь инструментарий контроллинга в сферу маркетинга и гибко отвечает специфическим потребностям этой области деятельности. В связи с этим была дана характеристика контроллинга маркетинговых процессов предприятия. Сформулированы принципы и задачи контроллинга маркетинговых процессов, которые позволят более обоснованно подходить к построению системы маркетинга, адекватной современным условиям хозяйствования.

Изучение предпосылок формирования системы контроллинга на предприятиях мясоперерабатывающей промышленности показало, что непродуманная стратегия вхождения в рынок сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности привели к резкому сокращению объемов производства сельхозсырья, разрыву хозяйственных связей, катастрофическому недостатку собственных оборотных средств, отсутствию реальных эффективных источников финансирования деятельности отраслей. Следствием этого являются снижение объемов производства, сокращение численности кадров, особенно квалифицированных, явная и скрытая безработица. Мясная промышленность относится к отраслям с крайне низким государственным финансированием. Большую тревогу вызывает положение с развитием производственной базы по переработке продуктов животноводства. Сегодняшнее финансовое состояние большинства мясных заводов является кризисным, а, следовательно, требует более серьезного внимания к организации финансовой работы и повышению деловой квалификации специалистов всех рангов. Все вышеуказанные проблемы имеют место и на предприятиях мясоперерабатывающего подкомплекса Воронежской области.

Без наличия системы управления, адекватной рыночным отношениям, решить задачу повышения эффективности функционирования предприятий практически невозможно. Таким образом, на нынешнем этапе развития предприятий мясоперерабатывающего подкомплекса назрела необходимость использования на них принципов контроллинга.

В результате проведенного исследования установлено, что на предприятиях мясоперерабатывающего подкомплекса имеются предпосылки для формирования контроллинга, который будет направлен на рационализацию экономической работы и стабилизацию финансового состояния рассматриваемых предприятий.

Предприятия мясоперерабатывающего подкомплекса работают в разных условиях, неодинакова степень их адаптации к рыночным отношениям, поэтому особую роль приобретает контроллинг в области маркетинга. В связи с этим был проведен анализ маркетинговой деятельности предприятий мясоперерабатывающего подкомплекса Воронежской области на основе использования инструментов контроллинга. Анализ позволил выявить недостатки в областях сбыта, политики заказов, оплаты труда представителей, скидок.

Сформирована система контроллинга, которая, по мнению автора, состоит из множества отдельных, взаимообусловленных элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, каждый из которых обладает присущими ему свойствами, но в целом действующих целенаправленно.

Сущность системы контроллинга состоит в объединении множества отдельных частей (элементов) со всеми их свойствами, функциями, особенностями, установлении взаимозависимостей и взаимосвязей между ними для получения единого целого, выделении наиболее существенных связей, формировании механизма подчиненности, обратных связей, а также взаимодействия с внешней средой.

Система контроллинга является динамичной, реагирующей на изменение окружающей среды и своих элементов. Данная система характеризуется целенаправленным, активным поведением с обратной связью. Она органически входит в общую систему управления предприятием, являясь одной из основных функциональных его систем, обеспечивающих реализацию как стратегических, так и тактических решений.

В качестве субъекта управления (управляющей подсистемы) системы контроллинга выступает служба контроллинга, которая может быть создана по принципу действующей постоянно рабочей группы. Объектом управления (управляемой подсистемой) системы являются управленческие процессы в деятельности предприятия. В работе представлены основные характеристики системы контроллинга предприятий. Основная цель системы — повышение эффективности управления деятельностью предприятия.

Рассмотрены подробно подсистемы, которые, по мнению автора, включает в себя система контроллинга, а именно: контроллинг маркетинга, контроллинг обеспечения ресурсами, контроллинг логистики, финансовый контроллинг, контроллинг инвестиций, контроллинг инноваций, контроллинг персонала.

Предложена программа формирования системы контроллинга на предприятии, которая представляет собой совокупность организационно и процедурно оформленных средств и методов, определяющих порядок осуществления реструктуризации управления предприятием, направленной на создание условий для повышения эффективности работы предприятия.

Целью разработки программы является организация комплекса мероприятий по формированию системы контроллинга для осуществления информационно — аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия.

Дана подробная характеристика этапов программы формирования системы контроллинга. Использование данной программы в практической деятельности позволит сконцентрировать усилия ведущих специалистов предприятия на решении проблем, связанных с внедрением системы контроллинга на предприятии в целях повышения эффективности управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия.

Предложена процедура оценки финансово-экономической состоятельности, позволяющая осуществить обобщенную оценку состоятельности предприятия. Оценка экономической состоятельности основана на использовании специального инструментария в рамках стратегического контроллинга, включающего перечень признаков экономической состоятельности, уровни классификации экономической состоятельности, табулизированную форму экспресс-анализа, шкалу соответствия количественных и качественных характеристик показателей и их тенденций уровням финансово-экономической состоятельности, формализованную оценку финансово-экономической состоятельности. Особое внимание уделено оценке уровня инвестиционно-инновационной состоятельности.

Даны рекомендации по совершенствованию контроллинга маркетинга по ряду составляющих: конкуренции, областям сбыта, объемам заказов, системе оплаты труда торговых представителей и скидкам. Внедрение предложенных мероприятий в практику позволит повысить эффективность маркетинговой деятельности предприятий.

В частности в области конкуренции — это улучшение качества продукции, продвижение продуктов с высокими суммами покрытий, совершенствование рекламы для привлечения новых клиентов, разработка новых продуктов, повышение расходов на упаковку, увеличение объема продаж, улучшение обслуживания клиентов.

В областях сбыта — проведение углубленного анализа рынков сбыта, повышение точности в определении потребностей клиентов, расширение рынков сбыта, повышение квалификации сотрудников внутренних и региональных служб сбыта, усиление мероприятий по продажам, активизация целевых рыночных исследований.

В области объемов заказов — это уменьшение количества мелких заказов, сокращение сроков оформления заказов, более эффективная обработка документации при отгрузке заказов, введение минимальных партий по реализации, установление надбавок для минимальных партий, определение значений минимальных объемов заказов, отпуск мелких партий только при оплате наличными, дифференциация размера комиссионных в зависимости от объема заказа, расчет сумм покрытия по заказам в разрезе диапазонов шкалы объемов заказов, дифференциация ставок затрат в управлении и сбыте в разрезе диапазонов, шкалы объемов заказов для целей калькулирования себестоимости.

В области оплаты труда — повышение мотивации сотрудников служб сбыта, замена комиссионного вознаграждения на базе оборота комиссионным на базе сумм покрытия, ориентация работников сбыта на доходность.

В области системы скидок — внедрение скидок за самовывоз продукцииза срок работы с предприятием более 6 месяцевза оплату продукции по факту, за предоплатув случае крупных заказов.

В области информационного обеспечения маркетингового процесса — обеспечение информационной поддержки продаж, улучшение информационных связей с сотрудниками региональных служб сбыта, проведение интенсивных курсов обучения и повышения квалификации для сотрудников внутренних и региональных служб сбыта, внедрение детализированной информационно-управленческой системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации Текст.: части первая, вторая и третья: [принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.: по состоянию на 15 фев. 2002 г.]. -М.: Юрайт-М, 2002. 462 с. — 10 000 экз. — ISBN 5−94 227−139−9.
  2. Российская Федерация. Законы. Об акционерных обществах Текст.: фе-дер. закон: [принят Гос. Думой 24 ноября 1995 г.: по состоянию на 13.06.1996 г.]: офиц. текст. М.: Ось-89, 1996. — 80 е.- 20 см. — 5000 экз. — ISBN 5−86 894−109−8.
  3. Российская Федерация. Законы. О техническом регулировании. Текст.: федер. закон: [привит Гос. Думой 27 декабря 2002 г.: по состоянию на 27.12.2002 г.]: офиц. текст // Российская газета. 2000. — № 245.
  4. , Л.И. Курс переходной экономики Текст. / Л. И. Абалкин. М.: Финстатинформ, 1997. — 632 с.
  5. , О.В. Прогнозирование состояния технических систем Текст. / О. В. Абрамов, А. Н. Розенбаум. М.: Наука, 1990. — 126 е.: ил.- 22 см. — Библиогр.: С. 122−124. — 2000 экз. — ISBN 5−02−6 720−2.
  6. , В.Н. Производственный потенциал промышленного предприятия Текст. / В. Н. Авдеенко, В. А. Котлов. М.: Экономика, 1989. — 240 е.: граф.- 21 см. — Библиогр.: С. 236−238. — 19 000 экз. — ISBN 5−282−125-Х.
  7. , Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика Текст. / Г. Л. Азо-ев. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 е.: ил.- 21 см. — 1000 экз. — ISBN 5−85 871−026−4.
  8. , Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы Текст.: уч. пособие / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. М.: Гос. ун-т управления, 2000. — 254 е.: ил.- 21 см. -3000 экз. — ISBN 5−88 149−045−2.
  9. , Р.Л. Планирование будущего корпорации Текст. / Р. Л. Акофф. — М.: Сирин, 2002. 256 с. — ISBN 5−86 567−045−4.
  10. , М.М. Планирование деятельности фирмы Текст.: учебно-метод. пособие / М. М. Алексеева. М.: Финансы и статистика, 2000. — 248 е.- 20,5 см. — 5000 экз. — ISBN 5−279−1 679−9.
  11. , Л. Проблемы создания конкурентоспособного предприятия XXI века Текст. / Л. Альперин // Стандарты и качество. 2000. — № 7. — С. 50−54. -ISSN 0038−9692.
  12. , Ю. П. Гармонизация деятельности предприятия Текст.: Монография / Ю. П. Анисимов, Ю. В. Журавлев, С. В. Горин. Воронеж: Воронеж, гос. технол. акад., 2003.- 304 е.- 500 экз.- ISBN 5−89 448−279−8.
  13. , Ю.П. Управление промышленным бизнесом Текст. / Ю. П. Анисимов, Ю. В. Журавлев. Воронеж: Воронеж, гос. технол. акад., 2001. — 224 е.- 20 см. — 500 экз. — ISBN 5−89 448−141−4.
  14. , И. Стратегическое управление Текст. / И. Ансофф: сокр. пер с англ. // Науч. ред. и автор предисловия Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  15. , М.И. Теория экономического анализа Текст.: учеб. пособие / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 416 е.: ил.- 21 см. — 10 000 экз. — ISBN 5−279−2 042−7.
  16. , Е.Г. Математическое моделирование экономических процессов Текст. / Е. Г. Белоусов, Ю. Н. Черемных, X. Керта, К. Отто. М.: Изд-во МГУ, 1990. -157 е.- 21 см. — 1000 экз.
  17. , Е.Н. Продовольственная безопасность России: проблемы и перспективы Текст. / Е. Н. Борисенко. Науч. ред. B.C. Балабанов. М.: Экономика, 1997. — 349 е.: рис.: табл. — ISBN 282−1 875−6.
  18. , С.В. Теория бухгалтерского учета Текст.: учебное пособие. / С. В. Булгакова, Н. Г. Сапожникова. Воронеж: Издательство Воронеж, гос. ун-та, 2002. — 288 с.
  19. , В.П. Бизнес план инновационного проекта. Методика составления Текст.: метод, пособие / В. П. Буров, В. В. Галь, А. П. Казаков и др. — М.: ЦИПКК АП, 1997. — 106 е.- 20 см. — 1000 экз. — ISBN 5−5-88 124−017−0.
  20. , В.Н. Организация производства в условиях рынка Текст. / В. Н. Васильев. М.: Машиностроение, 1993. — 367 е.: ил.- 22 см. — Библиогр.: с. 364.- 1000 экз. ISBN 5−217−1 932−8.
  21. , Г. А. Показатели оценки эффективности работы подразделений контроллинга Текст. / Г. А. Васильева // Контроллинг. 2002. — № 2. — С. 54−56.
  22. , А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху- Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха Текст. / А. Вайсман- пер. с нем. М.: АО «Интерэксперт», Экономика, 1995. — 344 е.: 22 см. -15 000 экз. — ISBN 5−282−1 829−2.
  23. , Н.П. Маркетинг Текст.: учебник-практикум / Н. П. Ващекин, Т. Н. Парамонова, В. И. Зонов, Ж. Л Арто и др. М.: Московский гос. ун-тет коммерции, 1999.-570 с.
  24. , В.Г. Интеграция производства и управление качеством продукции Текст. / В. Г. Версан, В. И. Сиськов, Л. Г. Дубицкий, Н. З. Солодилова, С.Х. Екшем-биев М.: Издательство стандартов, 1995. — 350 с. — ISBN 5−70 500−397−8.
  25. , С.Л. Контроллинг как технология менеджмента. Заметки практика Текст. / С. Л. Виноградов // Контроллинг. 2002, № 2. — С. 2−6.
  26. , О.С. Стратегическое управление Текст.: учебник / О.С. Ви-ханский. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Гардарика, 2002. — 296 е.- 21 см. — Библиогр.: с. 292.- 10 000 экз. — ISBN 5−8297−0021−2.
  27. , О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс Текст.: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. 2-е изд. — М.: Гардарники, 2002.- 416 с. 5000 экз. — ISBN 5−7762−0001−6.
  28. , В.П. Стратегическое управление конкурентоспособностью организации: теория, методология, практика Текст. / В. П. Воронин, В. М. Самойлов,
  29. Э.П. Лесникова- под науч. ред. проф. В.П. Воронина- М-во образования РФ, Воронеж. гос. технол. акад. Воронеж: ВГТА, 2004. — 188 е.- 21 см. — Библиогр.: с. 180 185. — 500 экз. — ISBN 5−89 448−303−4.
  30. , В.П. Технологии контроллинга в системе управления хлебопекарными предприятиями Текст. / В. П. Воронин, В. М. Самойлов, JI.B. Смарчкова. — Воронеж: Воронеж, гос. технол. акад., 2005. 136 е.- 21 см. — 300 экз. — ISBN 5 -89 448−397−2.
  31. , А.А. Стратегическое управление Текст.: учебник / А.А. Гапо-ненко, А. П. Панкрухин. М.: Омега-Л, 2004. — 472 с. — ISBN 5−98 119−075−2.
  32. , Д.М. Организация и управление. Текст. / Д. М. Гвишиани. — М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 1998.- 160 с.
  33. , Л.Т. Экономический анализ Текст.: учебник / Под ред. Л. Т. Гиляровской. 2-е изд., доп. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 616 с. — библиогр.: с. 611−612.-ISBN 5−238−383.
  34. , Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология Текст. / Е. П. Голубков. М.: Издательство «Финпресс», 1998. — 416 е., 26 см. — Библиогр.: с. 402−404. — 10 000 экз. — ISBN 5−8 001−0003−9.
  35. , Е.П. Основы маркетинга Текст.: учебник / Е. П. Голубков. -М.: Финпресс, 1999. 656 с. — 5000 экз. — ISBN 5−8001−0018−7.
  36. , Е.Т. Поможет ли нам логистика? Текст. / Е. Т. Гребнев, Ч. О. Осмонов // Пищевая промышленность. 1992. — № 7. — С. 25−28.
  37. , А.Г. Антикризисный менеджмент Текст. / А. Г. Грязнова. М.: Изд-во «Экмос», 1999. — 366 с.
  38. , И.Б. Сущность и необходимость системного анализа при внедрении контроллинга на предприятии Текст. / И. Б. Гусева // Контроллинг. 2003. — № 5.-С. 18−26.
  39. , И.Б. Нефинансовые критерии оценки деятельности предприятия в системе контроллинга Текст. / И. Б. Гусева // Контроллинг. 2004. — № 12. — С. 4856.
  40. И.Б. Контроллинг на предприятии Текст.: учебное пособие / И. Б. Гусева, А. Ф. Плеханова. Н. Новгород: РИО НТУ, 2004. — 92 с.
  41. , А.А. Фактор НТП в современной рыночной экономике Текст.: учебное пособие. М.: Наука, 1994. — 207 с. — 3000 экз. — ISBN 5−02−10 845−6.
  42. , Н.Г. Контроллинг производственной сферы Текст. / Н. Г. Данилочкина, Н. В. Чернер // Контроллинг. 2003. — № 4 (8). — С. 18−25.
  43. , Н.Г. Контроллинг как интегрированная функция управления Текст. / Н. Г. Данилочкина // Контроллинг. 2002. -№ 1. — С. 10−17.
  44. , П. Эффективное управление: экономические задачи и оптимальные решения Текст. / П. Друкер- пер. с англ. М. Котельниковой. М.: Фаир-Пресс, 2001. — 288 с. — ISBN 5−8183−0018−8.
  45. , П. Практика менеджмента Текст. / П. Друкер- под ред. Я.К. Ма-риновича. М.- СПб- Киев: «Вильяме», 2000. — 398 е.: ил. — 5000 экз. — ISBN 5−845 900 885−9- 0−7506−4393−5.
  46. , В. Оценка бизнеса Текст. / В. Есипов, Г. Маховикова, В. Терехова. СПб.: Питер, 2001. — 416 е.: ил.- 20 см. — Предм. указ.: с. 410−415. — Имен, указ.: с. 401−409. — 5000 экз. — ISBN 5−318−575−6 (в пер.).
  47. , B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах Текст. /
  48. B.C. Ефремов. М.: Изд-во «Финпресс», 2001. — 240 е.- 25 см. — 5000 экз. — ISBN 58 001−002.
  49. , С.А. Экономические модели и методы в управлении Текст. /
  50. C.А. Жданов. М.: Дело и Сервис, 1998. — 176 е.- 21 см. — 1000 экз. — ISBN 5−80 180 028-Х.
  51. , Ю.В. Управление бизнесом на основе развития маркетинга Текст. / Ю. В. Журавлев: Под ред. Ю. П. Анисимова. Воронеж, гос. технол. акад. Воронеж, 2004. -227 с. — ISBN 5−89 448−330−1.
  52. , Ю.В. Управление экономической деятельностью пищевых предприятий Текст. /Ю.В. Журавлев, С. В. Горин, А. П. Татьянченко и др.- под ред. Ю. П. Анисимова. Воронеж, гос. технол. акад. Воронеж, 2004. — 544 с. — ISBN 589 448−307−7.
  53. , Ю.В. Формирование системы контроллинга на мясоперерабатывающих предприятиях Текст. /Ю.В. Журавлев, Л. И. Балабанова // Монография. -Воронеж: Воронеж, гос. технолог, акад., 2005. 208с. — ISBN 5−89 448−403−0.
  54. , Л.И. Проблемы контроллинга производственно-экономической деятельности предприятия Текст. / Л. И. Завьялова // Пищевая промышленность. 2003. — № 4. — С. 54−56. — ISSN 0235−2486.
  55. , Н.И. Контроллинг как системообразующий фактор интегрированной системы управления Текст. / Н. И. Зверева, Р. С. Зинатулина // Контроллинг. 2002. — № 1.-С. 24−27.
  56. , В.Б. Контроллинг: экзотика или необходимость? Текст. / В. Б. Ивашкевич // Бухгалтерский учет. 1996. — № 7. — С. 28−29.
  57. , П.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: составление и анализ Текст. / П. И. Камышанов, А. П. Камышанов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ОМЕГА-Л, 2005. — 214 с. — ISBN 5−9811−011−6.
  58. , Б. Деловая стратегия: Концепция. Содержание. Символы. [Текст] / Б. Карлоф- пер. с англ. изд. М.: Экономика, 1991. — 238 е.: ил.- 22 см. -Перевод изд.: Strategy of Business / В. Karloff. New York. 1988. — 5000 экз. — ISBN 5314−105−5 (в пер.).
  59. , A.M. Информатизация контроллинга Текст. / A.M. Кармин-ский // Контроллинг. 2002. — № 1. — С. 54−58.
  60. Г. Б. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность Текст. / Г. Б. Клейнер, В. Л. Тамбовцев, P.M. Качалов. М.: Экономика, 1997. — 288 с. — ISBN 5−282−1 865−9.
  61. , С.В. Проблематика контроллинга инновационных процессов на предприятии Текст. / С. В. Клементьева // Контроллинг. 2005. — № 2 (14). -С.16−23.
  62. , В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия Текст.: учебник /В.В. Ковалев, О. Н. Волкова. М.: Проспект, 2004. — 424 с. — Библиогр.: с. 416−417. — ISBN 5−98 032−291−4.
  63. , В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности Текст. / В. В. Ковалев. 2-е из., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 560 е.- 24 см. — Предм. указ.: с. 545−548. — 7000 экз. -ISBN 5−279−2 354-Х.
  64. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях Текст. / A.M. Карминский и др. М.: Финансы и статистика, 1998. — 256 е.: ил.- 20 см. — 5000 экз. — ISBN 5−279−2 000−1.
  65. Контроллинг как инструмент управления предприятием Текст. / Е. А. Ананькина, С. В. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина и др.: Под ред. Н.Г. Данилоч-киной. М.: ЮНИТИ, 2002. — 279 с. 6 ил.- 20 см — 20 000 экз. — ISBN 5−85 177−039−2.
  66. , П. Об организации системы контроллинга на промышленных предприятиях России Текст. / П. Лабзунов, Р. Попов // Проблемы теории и практики управления. 2003/ - № 2 — С. 97−99.
  67. Ламбен, Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива Текст. / Жан-Жак Ламбен- пер. с франц. Б. И. Лифляндчик, В. Л. Дунаевского.
  68. СПб.: Наука, 1996. XV+589 е.- 26 см. — Перевод изд.: Le Marketing Strategigue. Une perspective europeenne / J-J. Lambin. Paris. 1994. — Предм. указ.: с. 583−589. — 5000 экз. — ISBN 5−02−24 833−9 (в пер.).
  69. , П.В. Инструменты контроллинга: использование сумм покрытия Текст. / Лебедев П. В. // Контроллинг. 20 032 — № 3. — С. 48−52.
  70. , И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг Текст. / И. М. Лифиц. М.: Юрайт-М, 2001. — 224 е.- 20 см. — Библиогр.: с. 218−221. — 3000 экз. — ISBN 5−94 227−028−7.
  71. , В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой Текст. / В. Л. Лунев. -М.: Финпресс, НГАЭиУ, 1997. 356 е.- 21 см. — 1000 экз. — ISBN 5−61 001−0027.
  72. , Д.С. Развитие экономики России и задачи экономической науки Текст. / Д. С. Львов. -М.: Экономика, 2001.-79 е.: табл. ISBN 5−282−1 951−5.
  73. , А.А. Особенности современной методологии внедрения контроллинга в России Текст. / А. А. Любавин // Контроллинг. 2002. — № 1. — С. 2841.
  74. , Э. Контроллинг как система мышления и управления Текст.: под ред. С. Н. Николаевой / Э. Майер. М.: Финансы и статистика, 1993. — 96 с. — ISBN 5−238−178−9.
  75. , К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика Текст.: учебник / К. Р. Макконелл, С.Л. Брю- пер. с англ. Н. Н. Барышникова, Е. В. Вышинский, В. Д. Мидвинская и др. М.: ИНФРА-М, 2001. — 974 с. — ISBN 5−16−1−1 (рус.) — 0−07−46 814−1.
  76. , JI.A. Управление организационными изменениями на основе контроллинга Текст. / Л. А. Малышева. Екатеринбург: Институт экономики УкрО АН, 2004.-165 с.
  77. , С.Г. Проблемы создания системы контроллинга на среднем промышленном предприятии Текст. / С. Г. Матвеев, B.C. Матвеев // Контроллинг. -2005.-№ 1(13).-С. 8−15.
  78. , В.Д. Стратегический менеджмент Текст.: Курс лекций / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. М. [и др.]: ИНФРА-М, 2000. — 288 е.- 21 см. — Биб-лиогр.: с. 282−284. — 3000 экз. — ISBN 5−16−27−5.
  79. , В.Г. Инновационный менеджмент Текст.: учебник / В. Г. Медынский. М.: ИНФРА-М, 2004. — 295 с. — 3000 экз. — ISBN 5−16−1 089−0.
  80. , Г. С. Оценка экономической состоятельности предприятия Текст.: монография / Г. С. Мерзликина, Л. С. Шаховская. ВолгГТУ, Волгоград, 1998. — 256 с. — 1000 экз. — ISBN 5−230−3 704−0.
  81. , Б.З. Системный подход к организации управления Текст. / Б. З. Мильнер, Л. И. Евенко, B.C. Рапопорт. М.: Экономика, 1983. — 224 е.: 22 см. -Библиогр.: с. 220−222. — 15 000 экз.
  82. , Б.З. Организация программно целевого управления Текст. / Б. З. Мильнер. — М.: Наука, 1980. — 37б е.- 20 см. — 8550 экз.
  83. , Б.З. Теория организаций Текст.: учебник / Б. З. Мильнер. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002. — XVIII+558 е.- 21 см. — Библиогр.: с. 546−553. — 6000 экз. — ISBN 5−16−1 174−9.
  84. Михельсон-Ткач, В.JI. Стадии развития контроллинга и его информационной среды Текст. / B.JI. Михельсон-Ткач, Е. В. Толкачева // Контроллинг. -2003.-№ 1(5).-С. 10−17.
  85. , Ю.В. Экономические основы организации конкурентоспособного производства Текст. / Ю. В. Мишин. М.: «Издат. дом НОВЫЙ ВЕК», 2000. -212 е.- 21 см.-Библиогр.: с. 198−211.-500 экз.-ISBN 5−8235−0032−7.
  86. , Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление Текст.: в 2 т. / Н. К. Моисеева, Ю. П. Анискин. М.: Внеш-торгиздат, 1993. -221с.- 304 с.
  87. , В.И. Методы исследования и совершенствования информационных систем в управлении предприятия Текст. / В. И. Нестеренко, Н. М. Паршин, Л. И. Чуриков. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2003. — 159 с.
  88. , Т.И. Современные методы управления персоналом в торговых организациях Текст. / Т. И. Овчинникова. Воронеж: ВГПУ, 1999. — 136 е.- 20 см. — Библиогр.: с.124−135. — 100 экз. — ISBN 5−88 519−129−8.
  89. , В.В. Управление качеством Текст.: учебник. 2-е изд. доп. и перер. — М.: Экономика, 1998. — 639 с. — рис., табл. — ISBN 5−282−1 912−4.
  90. , А.И. Информационные системы управления предприятием в решении задач контроллинга Текст. / А. И. Орлов, Е. А. Гуськова // Контроллинг. —2003.-№ 5.-С. 52−59.
  91. , Е.А. Специфика функционирования и организации контроллинга на российских предприятиях Текст. / Е. А. Панфилова // Контроллинг.2004. -№ 12.-С. 22−25.
  92. , Т. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) Текст. / Петере Т., Уотермен Р.- пер. с англ. изд. М.: Прогресс, 1986. — 423 е.- 23 см. — 5000 экз. (в пер.).
  93. , Г. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки Текст. / Г. Питч, Э. Шерм // Проблемы теории и практики управления. 2001.-№ 3. — С. 102−107.
  94. , Т.А. Практикум по анализу финансовой отчетности Текст.: учеб. пособие / Т. А. Пожидаева, Н. Ф. Щербакова, Л. С. Коробейникова. М.: Финансы и статистика, 2005. — 264 с. — ISBN 5−279−2 859−2.
  95. Положения по бухгалтерскому учету. 4-е изд. перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2003.- 176 с.
  96. , А.Н. Стратегическое управление развитием промышленных организаций Текст. / А. Н. Полозова. М.: Изд-во МАИ, 2003. — 464 с. — 500 экз. -ISBN 5−7035−1398−7.
  97. , В.А. Понятие контроллинга применительно к условиям функцинирования российских промышленных организаций Текст. / В. А. Поникаров, О. И. Голышкин // Контроллинг. 2004. — № 10. — С. 22−30.
  98. , С.А. Стратегическое управление Текст. / С. А. Попов. М.: ИНФРА-М, 2000. — 304 е.- 21 см. — (Управление развитием организации: в 17 модулях / С.А. Попов- модуль 4). — Библиогр.: с. 264−268. — 6000 экз. — ISBN 5−16−2 782.
  99. , Г. С. Процедуры и алгоритм формирования комплексных программ Текст. / Г. С. Поспелов, В. А. Ириков, А. Е. Поспелов, А. Е. Курилов. М.: Наука, 1985.-422 е.: ил.- 23 см. — Библиогр.: с.413−423. — 1000 экз.
  100. Предпринимательство Текст.: учебник / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б Полякова, В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ, 2000. — 475 е.: табл., граф., схемы. — Библиограф.- с. 469−470. — ISBN 5−238−57-Х.
  101. , Д.М. Бизнес и менеджмент. Терминологический словарь Текст. / Д. М. Разенберг. М.: ИНФРА-М, 1977. — 464 с.
  102. Реструктуризация предприятий и компаний: Справочное пособие для специалистов и предпринимателей Текст. / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, С. А. Титов, Л. В. Элькина. М.: Высшая школа, 2000. — 587 е.- 21 см. — 1000 экз. — ISBN 5−6 003 657-Х.
  103. , В.И. Основы управления. Многоаспектный подход: {Монография} Текст. / В. И. Рыкунов. М.: Изограф, 2000.- 112 е.- 21 см. — Библиогр.: с. 105−107. — 1000 экз. — ISBN 5−87 113−097−6.
  104. , Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия Текст.: учебник / Г. В. Савицкая. -2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. — 400 с. (Высшее образ-е). — ISBN 5−16−1 454−3.
  105. , П.А. Экономика Текст.: учеб. пособие / П. А. Самуэльсон, Д. А. Нордхаус.- пер. с англ. Тарасевича JI.C., Лусского А. И. 15-е изд. — М.: Бином Кно Рус, 1997. — 800 е.: ил. — ISBN 0−07−05−4981−8(англ.) — 5−7989−0030 (бином) — 593 208−004−3 (ЛБЗ).
  106. , Н.Г. Бухгалтерский учет для менеджеров Текст.: учебник / Н. Г. Сапожникова. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2005. — 468 с.
  107. , В.М. Сервис промышленных товаров Текст. / В. М. Семенов, О. Е. Васильева. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. — 208 е.- 22 см. — Библи-огр.: с. 202−205. — 3000 экз. — ISBN 5−85 873−075−2.
  108. , В.Н. Пищевая промышленность России на «весах» продовольственной безопасности Текст. / В. Н. Сергеев // Пищевая промышленность. 2001. — № 6. — С. 4−9- № 7. — С.10−13- № 8. — С.22−25- № 9. — С.24−27.
  109. , Н.Е. Методы анализа рынка Текст. / Н. Е. Симионова. М.: Экспертное бюро, 2000. — 128с.- 20 см. — Библиогр.: с. 121−122. — 2000 экз. — ISBN 57 990−0424−8.
  110. , Э. Контроллинг Текст. / Э. Смирнов // Аудит и налогообложение. 1998, № 6. — С. 41 — 47.
  111. , Б.А. Управление маркетингом Текст. / Б. А. Соловьев. М.: ИНФРА-М, 2000. — 288 е.- 21 см. — (Управление развитием организации: в 17 модулях / Б.А. Соловьев- модуль 13). — Библиогр.: с. 264. — 6000 экз. — ISBN 5−16−287−1.
  112. , Е.Г. Конфликт контроллера и руководителя Текст. / Е. Г. Сомова // Контроллинг. 2003. — № 6. — С. 28−34.
  113. Стратегическое планирование Текст.: учеб. пособие / А. Н. Петров, Л. Г. Демидова, С. М. Климов и др.- под ред. Петрова С. М. СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003. -200 с. — ISBN 5−7320−0679−6.
  114. Управление организацией Текст.: учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатиной. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1998 — 669 е.- 21 см. — 3000 экз. — ISBN 5−16−1 597−3.
  115. , С.Г. Контроллинг: национальные особенности российский и американский опыт Текст. / С. Г. Фалько, К. А. Рассел, Л. Ф. Левин // Контроллинг. -2002.-№ 1.-С. 2−9.
  116. , В.К. Основы управления предприятием Текст. / В .К. Фальцман, Л. А. Давыдова. М.: ТЕИС, 2000. — 122 е.- 20 см. — Библиогр.: с. 122.- 3000 экз. ISBN 5−7218−0254−5.
  117. , Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление Текст. / Р. А. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М, 2000. — 312 е.: 20 см. — Библиогр.: с. 310−311.-5000 экз. — ISBN 5−16−313−4.
  118. , Р.А. Организация производства Текст.: учебник / Р. А. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М, 2001. — 672 с. — (Высшее образование). -Библиогр.: с. 669−670. — ISBN 5−16−201−4.
  119. , И.Г. Концепиция контроллинга в аспекте организационного развития Текст. / Фахразиев И. Г. // Контроллинг. 2003. — № 5. — С. 2−9.
  120. , С. Экономика Текст. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи: пер. с англ.- общ. Ред. И предисл. Г. Г. Сапова. М.: «Дело», 2002. — 864 е.: ил. -ISBN 0−07−17 781−3(англ.) — 5−7749−0136-Х (русск.)
  121. Хан, Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга Текст. / Д. Хан- пер. с нем. / Под ред. А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича. М.: Финансы и статистика, 1997. — 800 е.: ил. — ISBN 5−279−1 520−2.
  122. Хан, Д. Основные стоимостные показатели контроллинга промышленных предприятий Текст. / Д. Хан // Контроллинг. 2003. — № 2 (6). — С. 48−51.
  123. , А.И. Проблемы оценки экономического и финансового состояния предприятия Текст. / А. И. Хорев, А. Н. Полозова, И. П. Богомолова. М.: Хлеб-продинформ, 1997. — 24 е.- 20 см. — 300 экз.
  124. , А.И. Приоритетные направления промышленной политики предприятия Текст. / А. И. Хорев, Ю. А. Саликов, Е. Ю. Саликова. Воронеж: ВГТА.- 2005. 158 с. — 300 экз. — ISBN 5−89 448−358−1.
  125. , П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием Текст. / П. Хорват // Проблемы теории и практики управления.- 2000. № 4. — С.108−113. — ISSN 0234−4505.
  126. , Г. Стратегические факторы успеха на рынках потребительских товаров Текст. / Г. Хэдрих, Т. Йеннер // Проблемы теории и практики управления. -1997.-№ 1.-С. 110−115.-ISSN 0234−4505.
  127. , У. Введение в исследование операций Текст. / У. Черчмен, Р. Акоф, JI. Арноф- пер. с англ. М.: «Наука», 1967. — 489 с.
  128. , Л.И. Маркетинговые исследования на преуспевающих фирмах Текст. / Л. И. Чуриков, Ю. В. Журавлев, С. Л. Житенев. Воронеж: Воронеж, гос. технол. акад, 2002. — 276 с. — ISBN 5−89 448−177−5.
  129. , Л.И. Количественная оценка риска и кризисная ситуация Текст.: учеб. пособие / Л. И. Чуриков. Воронеж: Воронеж, гос. технол. акад, 2001. -169 с.
  130. , А.Д. Методика финансового анализа Текст. / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. Изд. 3-е перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 208 е.- 20 см. -60 000 экз. — ISBN 5−16−45−3.
  131. , В. Система контроллинга на сельскохозяйственных предприятиях АПК Текст. / В. Широбоков // Экономика и управление. 1998. — № 3. -С. 11−14.
  132. , Б. О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования Текст. / Б. Шпотов // Проблемы теории и практики управления. 2001. -№ 3. — С. 50−55.-ISSN 0234−4505.
  133. , К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона Текст. / К. В. Щиборщ // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 5. — С. 92−111. — ISSN 1028−5849.
  134. Экономикс: Анго-русский словарь-справочник / Э.Дж. Долан, Е. И. Домненко. М.: Лазурь, 1994. — 544 с.
  135. , А.Ю. Конкуренция: теория и практика Текст. учеб. практ. пособие / А. Ю. Юданов. — М.: АКАЛИС, 1996. — 272 е.- 21 см. — ISBN 5−88 275−042−7.
  136. , А.А. Методические рекомендации по разработке положения о службе контроллинга среднего предприятия Текст. / А. А. Якименко // Контроллинг. 2002. — № 1. с. 60−63.
  137. , Д.А. Технология разработки и внедрения регламентирующих документов Текст. / Д. А. Ярмош // Контроллинг. 2005. — № 1(13). — С. 58−63.
  138. Baus, J Controlling. Berlin. 1996. — 176 s.
  139. Reichmann, Th. Controllin mil Kennzahlen. Muenchen, — 1990. — 384 s.
Заполнить форму текущей работой