Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка единой эколого-ориентированной системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Российские же автопроизводители, включая иностранных производителей, работающих па территории РФ, на сегодняшний день никак не задействованы в решении вопросов, связанных с утилизацией АТС. Фактическое отсутствие индустрии утилизации отслуживших автомобилей, а российский автопарк один из самых старых в Европе — грозит рынку новых автомобилей снижением темпов роста. Эффективная система утилизации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Эколого-экопомические аспекты сбора и утилизации АТС и 6 ОГО
    • 1. 1. Экологические аспекты сбора и утилизации АТС
    • 1. 2. Экономические аспекты сбора и утилизации АТС
    • 1. 3. Анализ источников и объемов образования подлежащих утилизации 24 АТС и ОТО на территории Московского региона
    • 1. 4. Сравнительный анализ мирового опыта в сфере утилизации АТС и 36 ОТО: законодательство, финансирование, технологии
  • Выводы по Главе 1
  • Глава 2. Оценка эколого-экономического ущерба, причиняемого окружающей среде невовлеченным в сбор и утилизацию АТС и ОТО
    • 2. 1. Эколого-экономический ущерб и его составляющие
    • 2. 2. Выявление реципиентов, нодвержеппых воздействию АТС и ОТО
    • 2. 3. Оценка эколого-экономического ущерба, причиняемого земельным 66 ресурсам Московского региона
    • 2. 4. Оценка эколого-экономического ущерба, причиняемого водным 70 ресурсам Московского региона
  • Выводы по Главе 2
  • Глава 3. Разработка и обоснование основных принципов функционировании единой системы управлении сбором и утилизацией АТС и ОТО
    • 3. 1. Методы управления природоохранной деятельностью, направленные 78 на предотвращение загрязнения окружающей среды вышедшими из эксплуатации АТС и ОТО
    • 3. 2. Разработка основных принципов функционирования единой 86 системы управления сбором и утилизацией АТС и ОТО
    • 3. 3. Оценка эффективности функционирования единой 121 эколого-ориентированной системы сбора и утилизации АТС и ОТО па примере Московского региона
  • Выводы по Главе 3

Разработка единой эколого-ориентированной системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Автотранспортное средство (ЛТС), являясь предметом длительного пользования, всё же имеет конечный срок эксплуатации. По окончании данного срока необходимо принять меры по его утилизации, т.к. в вышедшем из эксплуатации АТС содержаться все тс материалы, которые были использованы при его изготовлении: черные и цветные металлы, пластмассы и резинотехнические изделия, стекло и керамика, дерево и картон, текстильные и битумные материалы и д.р. Поэтому вышедший из эксплуатации автомобиль может и должен стать источником вторичных материальных ресурсов.

В 2006 году па учете в Москве состояло почти 2,8 млн. единиц АТС. По отчетпо-статистическим формам ГАИ Москвы 55−65 тыс.ед. попадают в категорию выбракованного автотранспорта. Доля брошенных АТС стабильно составляет 1−1,1% от общего количества АТС в городе. По прогнозам, в 2008 году количество АТС, подлежащих утилизации, составит примерно 180 тыс. штук.

Па территории города ежегодно образуется большое количество отходов технического обслуживания (ОТО) ЛТС: изношенных шип — 65 тыс. тотработанных аккумуляторов — 30 тыс. тмоторных масел — 62 тыс. тантифриза — 16 тыс. тчерных и цветных металлов в изношенных деталях и расходных материалах — 52 и 18 тыс.т. соответственно. [92].

Все эти отходы концентрируются па городской территории в местах технического обслуживания, ремонта, хранения АТС и проживания граждан. Из всего объема образующихся в столице ОТО используется в качестве вторичного сырья только третья часть.

Автомобильный парк Московской области превышает 1,7 мл п. шт. Ежегодно завершают свой срок эксплуатации 103,1 тыс.шт. Из выходящих из эксплуатации легковых АТС утилизируется около 17%. 22].

Отсутствие единой эколого-ориептированпой системы утилизации вышедших из эксплуатации АТС и ОТО в России и в Московском регионе.

Москва и Московская область) в частности приводит к возникновению ряда негативных последствий:

— наносится экологический ущерб ОС (загрязнение почв, водных объектов, воздушной среды);

— оказывается негативное влияние па здоровье граждан (при гореиии и разложении составляющих АТС выделяются диоксины, полиароматические углеводороды, и т. д.);

— возникают экономические потери, как региональных бюджетов, так и экономики государства в целом вследствие неиспользования вторичных ресурсов (получение вторичного сырья в процессе переработки автопокрышек, кузовов, аккумуляторов и т. д.);

— снижается пропускная способность городских дорог, что способствует возникновению аварийных ситуаций, затруднению движения;

— создаются препятствия для полноценного и эффективного решения своих задач специализированными городскими службами (милиции, пожарной охраны, скорой помощи, работников ЖКХ);

— осложняется передвижение пешеходов;

— нарушается архитектурный облик и эстетика городского ландшафта.

Для успешного решения вышеизложенной проблемы необходимо разработать и внедрить эколого-ориептироваппую систему управления утилизацией вышедших из эксплуатации АТС и ОТО. При этом основой формирования системы должна стать комбинация административных инструментов и экономических методов управления природоохранной деятельностью, адаптированных к конкретному региону или субъекту РФ и позволяющих достичь максимальной полноты сбора, не противореча при этом, принципам функционирования рыночной экономики, и механизмам её функционирования.

Необходимость решения вышеизложенной проблемы обусловила выбор цели настоящего исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке концепции единой эколого-ориептироваппой системы управления вышедшими из эксплуатации автотранспортными средствами (АТС) и отходами технического обслуживания (ОТО).

Выбранная цель исследования определила постановку и решение следующих задач:

— Всестороннее изучение ситуации, сложившейся в сфере обращения с АТС и ОТО в России.

— Сравнительный анализ международных и отечественных методических подходов к обеспечению сбора и утилизации АТС и ОТО.

— Разработка административных, экономических и организационно-правовых мер, призванных обеспечить эффективное функционирование единой эколого-ориептироваппой системы управления вышедшими из эксплуатации АТС и ОТО.

— Оценка экономической эффективности и эффектов, возникающих благодаря функционированию единой эколого-ориеитировапиой системы управления АТС и ОТО в Московском регионе.

Научная новизна диссертации заключается в:

— выявлении специфических проблем, связанных с отсутствием централизованного сбора и утилизации АТС и ОТО;

— разработке альтернативных методов управления природоохранной деятельностью при сборе и утилизации АТС и ОТО, построенных на комбинации различных административных и экономических инструментов.

Выводы и рекомендации заключаются в следующем:

1. В каждом субъекте Российской Федерации должна и действовать система сбора и утилизации вышедших из эксплуатации ЛТС и ОТО, основанная па единых принципах законодательно установленных и регламентированных государством. В месте с тем, данные принципы и законодательные нормы должны приниматься в соответствии с мировыми стандартами ИСО 14 001.

2.

Введение

эколого-ориептироваппой системы сбора и утилизации ЛТС и ОТО в Московском регионе, основанной иа единых альтернативных методах управления сбором и утилизацией ЛТС и ОТО, позволит минимизировать ущерб, наносимый ОС вышедшими из эксплуатации ЛТСповысить обеспеченность сырьем заводов по переработке вторичных материаловполучать дополнительные средства в бюджеты Москвы и Московской области в виде налоговых отчислений с прибыли организаций, запятых в системе сбора и утилизации ЛТС и О ГО.

3. Основным принципом эколого-ориептировапной системы утилизации вышедших из эксплуатации ЛТС и ОТО является прямое либо косвенное участие в данном процессе автопроизводителей, как отечественных, так и зарубежных, что послужит катализатором развитию эколого-ориснтированпой автомобильной промышленности в Российской Федерации.

Реализация разработанных в диссертации предложений позволяет получить следующие эффекты:

1. Экологический эффект:

— Снижение негативного воздействия на окружающую среду вышедших из эксплуатации АТС и ОТО, выраженное в уменьшении величины эколого-экопомичсского ущерба, причиняемого земельным и водным ресурсам.

2. Экономический эффект:

— Сохранение материальных ресурсов за счет вовлечения в хозяйственный оборот продуктов переработки автомобильной техники, использования экологически безопасных технологий переработки, рационального территориального размещения пунктов сбора, переработки, утилизации техники и отходов ее эксплуатации.

— Снижение нагрузки на бюджет за счет альтернативного финансирования утилизации. :

— Увеличение налоговых поступлений в бюджет, вследствие роста прибылей компаний-участников единой системы утилизации.

3. Социальный эффект:

— Переход автомобильной промышленности РФ па более высокий уровень развития.

— Уменьшение социальной напряженности за счет создания новых рабочих мест.

— Создание благоприятных условий для проживания населения.

— Широкое использование научно-технического и инновационного потенциала.

— Повышение безопасности и качества автомобильного движения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Вследствие стремительного роста автомобильного парка РФ в целом и Московского региона (Москва и Московская область) в частности происходит образование и размещение иа урбанизированных территориях значительного количества вышедших из эксплуатации автотранспортных средств (АТС) и отходов технического обслуживания (ОТО), что делает актуальной проблему их сбора и утилизации.

Анализ административных, экономических и рыночных методов, применяемых па сегодняшний день для решения обозначенной выше проблемы, указывает иа их неэффективность. Отсутствие единой эколого-ориептироваппой системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации АТС и ОТО приводит к тому, что в из всего объема образующихся па территории Москвы вышедших из эксплуатации АТС утилизируется только треть. Оставшиеся па территории года АТС и ОТО становятся интенсивными источниками загрязнения городской территории, поверхностных и грунтовых вод, что в итоге негативно влияет па здоровье населения. Общая сумма ущерба окружающей среде Московского региона составляет 1 355 802 326 руб./год.

Наряду с этим возрастная структура автомобильного парка Москвы показывает, что десятилетний возраст имеют 28%-30% АТС (десять летвремя 100% амортизации АТС юридических лиц). Мосле десяти лет эксплуатации затраты па поддержание АТС в рабочем состоянии начинают прогрессивно расти, резко снижается его остаточная стоимость. Ежегодно численность АТС старше десяти лет увеличивается в Москве па 130 тыс. единиц. Гипотетически все эти АТС могут быть певовлечепы в процесс сбора и утилизации.

В РФ отсутствует единая система сбора, переработки и утилизации АТС и ОТО. Поэтому некоторые субъекты РФ, такие как Москва и Московская область, развивают собственные системы управления вышедшими из эксплуатации АТС и ОТО. Эффективность функционирования настоящей системы в Москве оценивается неоднозначно. В числе прочих замечаний можно выделить: нарушение законодательства в области обращения с опасными отходамиорганизация системы, перенасыщенной управленческими структураминерациональное использование бюджетных средств.

Несмотря па многоуровневую структуру, выделение отдельных направлений сбора, утилизации и переработки АТС и ОТО в Москве, система является неполноценной и несоответствующей передовым методам управления утилизацией в глобальном смысле, т.к. процесс эффективной утилизации является многоступенчатым, начинающимся уже на стадии разработки автомобиля.

Вторичная переработка должна рассматриваться как ключевой момент на протяжении всего жизненного цикла ЛТС, с момента его создания и до конечной стадии его эксплуатации. Очевидно, что утилизация автомобилей не может быть экономически выгодной и эффективной без внесения значительных изменений в сам подход к конструированию ЛТС и отношению к утилизации автопроизводителей.

Анализ мирового опыта организации сбора и утилизации вышедших из эксплуатации ЛТС показывает, что во всех странах где действуют системы сбора и утилизации АТС законодательство в данной области носит системный и комплексный характер и четко регламентирует правоотношения всех участников процесса. Главным условием утилизации в развитых странах является тот факт, что ответственность за нее прямо или косвенно песет в первую очередь производитель. Еще в 2001 году до вступления в действие директивы ПС 2000/53 компании Volkswagen, BMW, DaimlerChrysler основали фонды для утилизации собственных автомобилей, выделив на это по 510, 255 и 200 млн евро соответственно. В начале 2006 года британские владельцы автомобилей марок BMW, Rolls-Royce и MINI получили возможность бесплатно вернуть их производителю для дальнейшей переработки. Компания Toyota открыла около 600 точек по приему старых АТС в Нидерландах, Дании, Германии, Швейцарии. Ежегодно в Европе утилизируется 12 млн. АТС, только в Германии работает 15 тыс. пунктов по приему подержанных АТС, а расходы Европы на рециклипг АТС ежегодно составляют более 2,1 млрд евро.

Российские же автопроизводители, включая иностранных производителей, работающих па территории РФ, на сегодняшний день никак не задействованы в решении вопросов, связанных с утилизацией АТС. Фактическое отсутствие индустрии утилизации отслуживших автомобилей, а российский автопарк один из самых старых в Европе — грозит рынку новых автомобилей снижением темпов роста. Эффективная система утилизации машин — это эффективная долгосрочная поддержка рынка. Поддержка автопрома — шанс на коренную модернизацию всей страны и решение куда более глубоких проблем, от диверсификации экономики до вопросов регионального развития.

В настоящей работе была проведена оценка экономического ущерба, причиняемого окружающей среде Москвы и Московской области в условиях отсутствия единой эколого-ориентироваппой системы сбора и утилизации АТС и ОТО. Для этого были выявлены реципиенты, на которые наиболее негативно воздействуют певовлекаемые в сбор и утилизацию АТС. Чтобы выявить рециниептов наиболее сильно подверженных влиянию негативного воздействия АТС и ОТО предлагается использовать методику оценки вреда при загрязнении и захламлении почвы и водной среды не в денежном выражении, а с использованием системы специальных индикаторов. Расчеты указывают на то, что основную нагрузку от вредного воздействия невовлечепных в сбор и переработку АТС и ОТО несут такие рециниепты, как почва (захламление) и водные ресурсы. Для выявленных рециниептов была проведена экономическая оценка ущерба. Так в целом, но Московскому региону ущерб, наносимый земельным ресурсам несанкционированными свалками вышедших из эксплуатации и невовлечепных в процесс сбора и утилизации АТС, составляет 898 201 037 руб./годводным ресурсам -457 601 289 руб./год.

С целыо определения возможности использования различных методов управления природоохранной деятельностью при регулировании процессов сбора и утилизации АТС и ОТО был проведен их анализ. Также был проведен анализ комбинации различных инструментов управления природоохранной деятельностью при сборе и утилизации АТС и ОТО и на основе анализа были разработаны альтернативные методы управления природоохранной деятельностью при сборе АТС и ОТО. Разработана принципиальная схема функционирования единой эколого-ориеитироваппой системы управления вышедшими из эксплуатации АТС па основе альтернативных методов управления.

Об эффективности функционирования разрабатываемой единой эколого-ориеитироваппой системы управления сбором и утилизацией АТС и ОТО можно судить иа основании появления совокупности эффектов, возникающих вследствие функционирования данной системы: экологического эффекта — выраженного в уменьшении величины эколого-экоиомического ущерба, причиняемого земельным и водным ресурсамэкономического эффекта — снижение нагрузки па бюджет за счет альтернативного финансирования утилизациисоциального — переход автомобильной промышленности РФ иа более высокий уровень развития и в отношении качества выпускаемой продукции и в отношении экологичности.

Исходя и того, что экономическая эффективность системы сбора и утилизации АТС определяется как отношение экономического эффекта от утилизации автомобиля к затратам иа его сбор и утилизацию в работе были проведены расчеты величин показателей, позволяющих обосновать экономическую эффективность использования в рамках единой эколого-ориеигироваипой системы сбора и утилизации АТС и ОТО шредерных установок.

Полученные показатели позволяют сделать вывод о экономической эффективности и целесообразности утилизации АТС при помощи шредерной установки, а также косвенно позволяет сделать вывод о эффективности единой эколого-ориептироваппой системы сбора и утилизации АТС и ОТО.

Работа над диссертацией позволила получить следующие результаты:

— Исследовано настоящее состояние сбора и утилизации АТС и ОТО в Московском регионе, которое оценивается как неудовлетворительное, неспособное предотвратить или минимизировать загрязнение окружающей среды вредными веществами.

— Проведен анализ мирового опыта по организации сбора и утилизации АТС и нормативно-правовых баз, регламентирующих данный процесс в ряде зарубежных государств и па основе данного анализа выявлены недостатки в нормативно-правовой базе РФ.

— Проведена оценка эколого-экопомического ущерба, причиняемого окружающей среде Москвы и Московской области в условиях отсутствия единой эколого-ориептироваппой системы сбора и утилизации АТС и ОТО.

— Проанализированы методы управления природоохранной деятельностью применительно и па основе их анализа разработаны альтернативные методы управления природоохранной деятельностью при сборе АТС и ОТО.

— Определены основные участники эколого-ориептироваппой системы управления вышедшими из эксплуатации АТС и ОТО, обозначена роль и степень участия каждого субъекта в процессе утилизации АТС, рассмотрены экономические связи между этапами утилизации и мотивацией участников внутри каждого этапа, и на основе полученных данных разработана принципиальная схема функционирования единой эколого-ориептироваппой системы управления вышедшими из эксплуатации АТС и ОТО па основе альтернативных методов управления.

— Оценены эффекты, возникающие вследствие функционирования системы в Московском регионе: снижение эколого-экопомического ущербаувеличение объема бюджетных средств Москвы и Московской области, сэкономленных в результате функционирования разрабатываемой системырост налоговых поступлений в бюджет от предприятий-участников эколого-ориептировапной системы управления сбором и утилизации ЛТС.

— Доказана экономическая эффективность единой эколого-ориептировапной системы сбора и утилизации ЛТС и ОТО па примере использования шредерпых установок.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ИСО 14 000 «Экологическое управление»
  2. ИСО 14 040 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структурная схема»
  3. ИСО 14 043 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация жизненного цикла»
  4. ГОСТ 17.4.1.02.-83 «Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения»
  5. ГОСТ 28 084–89 «Жидкости охлаждающие пизкозамерзающие»
  6. ГОСТ 12.1.007−76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»
  7. Гигиенические нормативы. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйствеппо-питьевого и культурно-бытового водопользования. ГН 2.1.5.1315−03.
  8. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. (с изменениями от 29 декабря 2000 г., 10 января 2003 г, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.)
  9. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» № 119-ФЗ от 24 июня 1999 г.
  10. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08 августа 2001 г.
  11. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г.
  12. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994, № 51-ФЗ
  13. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31.07.1998, № 146-ФЗ, часть вторая от 5.08.2000, № 117-ФЗ
  14. РФ. «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпопептов, ввозимых для промышленной сборки»: Постановление Правительства РФ № 166 от 29 марта 2005 г.
  15. МПР России. «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов па их размещение»: Приказ МПР России № 115 от 11 июля 2001 г.
  16. МПР России. «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»: Приказ МПР России № 511 от 15 июня 2001 г.
  17. Правительство Москвы. «О неотложных мерах по созданию общегородской системы сбора и переработки автотранспортных средств, подлежащих утилизации („Авторециклипг“)»: Постановление Правительства Москвы № 647-ГНI от 5 августа 2003 г.
  18. Правительство Москвы. «Об организации обращения с опасными отходами в городе Москве»: Распоряжение Правительства Москвы № 399-РП от 21 марта 2005 г.
  19. Закон города Москвы № 58 от 22.11.2006 «О бюджете города Москвы па 2007 год»
  20. Закон Московской области № 190/2006−03 от 25.10.2006 «О бюджете Московской области на 2007 год»
  21. Программа Правительства Московской области «Развитие сети организаций, но сбору, утилизации и переработке автомобильнойтехники, крупногабаритного металлолома, бытовой техники на территории Московской области на период 2004—2007 годов»
  22. ГЛ. Конкуренция: Анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996 г.
  23. И.А., Багиев Е. Г. Бепчмаркинг и маркетинговые решения. -СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1997 г.
  24. Г. Л., Моисеева Н. К., Никифорова С. В. Международный маркетинг. СПб: Питер, 2001 г.
  25. . Методы оптимизации. Вводный курс. М.: Радио и связь, 1988 г.
  26. Д.И., Ходячепко В. Д. Практический маркетинг. Вып. 2. Поймем наш бизнес: как сегментировать рынок и изучать потребителя. М.: Аквилон, 1991 г.
  27. В.И. Инвестиции на автомобильном транспорте. М.: Финансы и статистика, 2007 г.
  28. С.Н., Ходжаев A.III. Экономика природопользования: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004 г.
  29. С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М.: Норма-ИНФРА, 1999 г.
  30. С.А., Панкратов И. Ф. Концепция развития экологического законодательства. М.: Законодательство и экономика, 1998 г.
  31. А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. М.: Экономика, ТОО «КоМаркт Лтд», 1997 г.
  32. Н.П. Научные основы проектирования малоотходной технологии переработки и использования отработанных минеральных масел. Зерпоград: ВИИПТИМЭСХ, 2000 г.
  33. С.Г. «Эколого-ориеитировапный менеджмент утилизации свинецсодержащих отходов». Диссертация иа соискание ученой степени кандидата экономических паук. М.: ГУУ, 2000 г.
  34. Э.В., Бобылев C.I I., Новоселов Л. Л., Чепурных I I.B. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДА11Л, Единство, 2002 г.
  35. В.Г., Макар С. В. Экономика природопользования: Учеб. Пособие. -М.: Гардарики, 2003 г.
  36. A.M. Основы промышленной экологии. М.: Оникс, 2007 г.
  37. А.А., Струкова Е. Г. Экономика природных ресурсов. М.: Аспект-Пресс, 1998 г.
  38. А.А., Струкова Е. Б. Экономические методы управления природопользованием. -М.: Наука, 1993 г.
  39. А.А., Струкова Е. Б. Экономика природопользования. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Аспект-пресс, 1995 г.
  40. А.Г. Региональная экономика. М.: Изд. ВШЭ, 2000 г.
  41. А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов 4-е издание. -М.: Алышна Бизнес Бук, 2007 г.
  42. В. П., Рогалев В. А. Проблемы экологизации автомобильного транспорта. -М.: МАНЭБ, 2005 г.
  43. Ю.И. Процессы и аппараты химической технологии. -М.: Химия, 1995 в 2 томах.
  44. И.Е., Каримов Б. Б. Автомобильные дороги и окружающая среда, М.: Траисдориаука, 1997 г.
  45. Евдокимов АЛО., Фукс И. Г., Шабалипа Т. П., Багдасаров J1. I I. Смазочные материалы и проблемы экологии. М.: ГУН Издательство «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И. М. Губкипа, 2000 г.
  46. О.С. Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих от них. М.: Альфа-Пресс, 2005 г.
  47. Жаворопкова I I. Г. Эколого-правовые проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях нриродиого и техногенного характера. М.: Юриспруденция, 2007 г.
  48. И.И., Фадипа И. М. Инженерная экология и экологический менеджмент. М.: Логос, 2006 г.
  49. Э.Ф., Хавкип В. А. Глубокая переработка нефти: технологический и экологический аспекты. Киев: Техника, 2001 г.
  50. В.Г. Математическое программирование. -М.:Наука, 1986 г.
  51. М.Ю. Утилизация как завершающая стадия жизненного цикла машины. Сборник материалов научной сессии Россельхозакадеми. М.: Россельхозакадемия, 2004 г.
  52. М.Ю. Ресурсосбережение при эксплуатации автотракторной техники. М.: Ипформагротех, 1998 г.
  53. М.Н. Введение в международное экологическое право. М.: РУДН, 2007 г.
  54. II.А. Инвестиционный анализ. М.: Дело, 2007 г.
  55. Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. Учебник для вузов. М.:ЮНИТИ, 1999 г.
  56. Р.А. Нормативно-правовая унификация экологических стандартов для субъектов Российской Федерации. -М.: РУДН, 2007 г.
  57. А.И., Юрченко Т. И., Новоселов АЛ. Экономико-математические методы в планировании: Учеб. для сред. спсц. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и дои. -М.: Высш. шк., 1991 г.
  58. А.И., Юрченко Т. И. Экономико-математические методы в планировании: Учеб. для учащ. спец. учеб. заведений. М.: Высш. шк., 1984 г.
  59. В.П., Трофимеико Ю. В. Промышленно-транспортная экология. -М.: Высшая школа, 2003 г.
  60. В.II., Трофимеико Ю. В. Снижение экологических нагрузок на окружающую среду при работе автомобильного транспорта // Итоги пауки и техники. ВИНИТИ, Автомобильный транспорт. Том. 19.- 1996 г.
  61. А.И. Хозяйственный механизм и удовлетворение спроса населения. Под ред. В. И. Клецкого. Ми.: Навука i тэхшка, 1990 г.
  62. И.И., Молдавапов О. И., Шищов В.II. Инженерная экология. В 2-х томах. М.: Высшая школа, 1996 г.
  63. С.В., Гусева Т.В.Экологический менеджмент. М.: Эколайн, 1998 г.
  64. С.В., Шагарова Л.Б.Экологическое аудирование промышленных производств. М.: НУМЦ Госкомэкологии России, 1997 г.
  65. Т. Жизнь в окружающей среде. В 3-х томах: Пер. с англ. / Под ред. Ягодина Г. А. М.: Издательская группа «Паигея», 1993 г.
  66. О.В. Учет и анализ основных средств промышленных предприятий. М.: Феникс, 2006 г.
  67. Л.И. Вредные факторы среды и репродуктивная система человека (ответственность перед будущими поколениями). СПб.: ЭЛБИ, 2005 г.
  68. В.В., Зазуля A.M., Голубев И. Г. Современные технологии и оборудование для восстановления отработанных масел. -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001 г.
  69. Е.И. Экология транспорта. М.: Высшая школа, 2006 г.
  70. Ы.В., Эпдрсс А., Пахомова ГШ., Рихтер К. Экологический менеджмент. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004 г.
  71. П., Рихтер К., Эпдрес А. Экологический менеджмент. Практикум. СПб.: Питер, 2004 г.
  72. P.JI. «Рециклирование как составная часть проектирования ЛТС. Опыт «АВТОВАЗа», Ж-л «Автогрип», № 1,2005 г.
  73. Е.В., Клюев Ю. Б. Методы маркетинговых исследований. Екатеринбург: УГТУ, 1996 г.
  74. И.М. Окружающая среда как экономическая категория. Журнал «Экологические аспекты охраны окружающей среды», Москва, 1997 г-№ 2.
  75. А.И. и др. Технологические процессы экологической безопасности. -Калуга: изд-во Бочкаревой, 2000 г.
  76. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 4-е изд.- М., 2003 г.
  77. А.И., Трофименко Ю. В., Шелмаков С. В. Экологическая безопасность автомобиля: Учебное пособие/ МАДИ (ТУ). -М.: 2000 г.
  78. Савинов Е. Г1. Фотокаталитичесие методы очистки воды и воздуха. Соросовский образовательный журнал. Москва, 2000 г № 11.
  79. Т.Ю., Громова 11.Ю., Шкрабак B.C. Основы экологии. Аудит и экспертиза техники и технологии. М.: Лань, 2004 г.
  80. Г. П. Экологический аудит. Учебно-практическое пособие. -М.: Экзамен, 1999 г.
  81. Г. В., Родионов А. И. Экология: Учеб. Пособие для вузов -4-е изд., исправл. СПб: Химия, 1997 г.
  82. .И., Тяптова Е. Н., Мелехова О. П. Экологический риск. -М.: Логос, 2005 г.
  83. Ю.В., Григорьева Т. Ю. Авенариус И.А. Оценка экологической безопасности легкового автомобиля. Журнал «Экология и промышленность России». Москва, 2004 г № 8.
  84. Ю.В., Шслмаков СВ., Комкон В. И. 11рогпоз динамики образования отходов. Журналл «Автотранспортное предприятие». Москва, 2004 г № 6.
  85. Ю.В., Лобиков А. В. Биологические методы снижения автотранспортного загрязнения придорожной полосы. М.: Ипформавгодор, 2001 г.
  86. П., Брайерли Дж., Мак-Дуголл Р. Как измерить удовлетворенность клиентов. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2005 г.
  87. II.В., Новоселов A.JL, Дунаевский JI.B. «Экономика природопользования. Эффективность. Ущербы. Риски». М., Паука, 1998 г.
  88. Черчилл Гилберт А. Маркетинговые исследования. СПб: Питер, 2000 г.
  89. A.M. Московский авторециклипг. Ж-л «Рынок вторичных металлов», № 4, 2005 г.
  90. A.M. Экономические ресурсы муниципального развития: Финансы, Имущество, Земля. М.: УРСС, 2002 г.
  91. И. А. Экология. Учебник для вузов. -М.'Высшая школа, 2000 г.
  92. Автомобильные дороги: безопасность, экологические проблемы, экономика. Под ред. В. П. Луканипа, К. Х. Лепца. М.: Логос, 2002 г.
  93. Инженерная экология. Под ред. В. Т. Медведева,-М. Гардарики, 2002 г.
  94. Комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды». М.: Ось-89, 2006 г.
  95. Комплексное исследование российского автомобильного рынка по состоянию па начало 2005 года. М.: Аналитическое агентство «Автомобильная статистика», 2005 г.
  96. Курс экономики: Учебник. Под ред. Б. А. Райзберга. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006 г.
  97. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб. пособие / Под ред. Л. В. Сидоровича. 2-е изд. — М.: Дело и Сервис, 2001 г.
  98. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти: подходы к проведению административной реформы в Российской Федерации. М.: Алекс, 2005 г.
  99. Правовое регулирование природоресурсиых платежей. Под ред. Ялбулгапова А. А. -М.: Юстиципформ, 2007 г.
  100. Регенерация отработанных смазочных масел и законодательство БЭС в этой области. Журнал «Мир нефтепродуктов», 2003 г № 2.
  101. Состояние окружающей среды 2005: Статистический справочник Всемирного байка: Пер. с англ .- М.: Весь Мир, 2005 г.
  102. Стратегия реформы государственного управления в России и её реализация иа региональном уровне. Материалы конференций: 28−29 сентября 2004 года, 21 декабря 2004 года. М.: Алекс, 2005 г.
  103. Экологическое право Европейского Союза: нер. с нем. Авторы: Кремер Л., Винтер Г. М.: Городец, 2007 г.
  104. Экология: Учебник для технических вузов/ Л. И. Цветкова, М. И. Алексеев и др.- Под ред. Л. И. Цветковой. М.: Изд-во АСВ- - Спб.: Химиздат, 1999 г.
  105. Экология и охрана природы Москвы и Московского региона. Иод ред. Садовнического В. А. М.: Изд. МГУ, 1990 г. 112. «Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба», Утв. Госкомэкология, М., 1999 г.
  106. Backgrounds Environmental life Cycle Assessment of Products, CML Centre of Environmental Science Leiden University, Dutch Organisation for Applied Scientific Research Apeldoorn (Hg.), B&G Fuels and Raw Materials Bureau, Rotterdam, 1992.
  107. Beitrag der Abfallwirtschaft zur nachhaltigen Entwicklung in Deutschland, Teilbericht Siedlungsabfalle, Heidelberg, April 2005.
  108. Directive 2000/53/EC «On end-of-life vehicles»
  109. Methodik der Wirkungsbilanz im Rahmen von Produkt-Okobilanzen unter Berucksichtigung nicht oder nur schwer quantifizierbarer Umwelt-Kategorien. Forschungsprojekt im Auftrag des Umweltbundesamtes, Berlin, 1995.
  110. Recyclingorientierte Produktentwicklung, Dtisseldorf, 2002
  111. Umweltdaten Deutschland 2002, Umweltbundesamt, Berlin, 2002.
Заполнить форму текущей работой