Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы водных ресурсов в развитии отношений России с соседними странами и участие государства в их регулировании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с сформулированной целью в работе поставлены и решаются следующие задачи: раскрыть сущность и природу водно-экономических конфликтов (на примере стран Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии) — охарактеризовать трансграничные водные проблемы России и их влияние на обеспеченность водой отдельных регионов странына примере стран Средней Азии показать, что после развала союзной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Международные водно-экономические конфликты (на примере 14н Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии)
    • 1. 1. История вопроса
    • 1. 2. Отношения Израиля с соседними арабскими странами по 36 вопросам использования воды
    • 1. 3. Характеристика водно-экономического потенциала стран 48 Средней (Центральной) Азии
    • 1. 4. Конфликт экономических и политических интересов стран 68 Средней Азии на базе использования водных ресурсов региона
  • Глава II. Трансграничные водные проблемы России и поиск путей их 88 решения
    • 2. 1. Обострение водных конфликтов на границе РФ со странами 90 Средней Азии
    • 2. 2. Новые попытки втянуть Россию в «проект-века»: на поворот рек в 104 Среднюю Азию
    • 2. 3. Возможные формы участия РФ в решении трансграничных 119 водных проблем Средней Азии
    • 2. 4. Трансграничные водные проблемы России в других регионах
  • Глава III. Возможности международного (межгосударственного) 159 регулирования водных конфликтов
    • 3. 1. Правовые аспекты международного регулирования 159 экономического использования трансграничных водных ресурсов
    • 3. 2. Цена вопроса: примеры экономического расчета стоимости 185 трансграничных водных ресурсов
    • 3. 3. Роль мониторинга в оценке состояния и качества трансграничных 197 вод
  • Глава IV. Водохозяйственный комплекс России: состояние, 237 перспективы развития
    • 4. 1. Характеристика водных ресурсов и водохозяйственного 237 комплекса РФ
    • 4. 2. Методологические проблемы оценки стоимости водных ресурсов
    • 4. 3. Дифференциация цен на воду и факторы, ее обуславливающие
    • 4. 4. Практические расчеты стоимости воды в основных секторах- 290 пользователях
  • Глава V. Принципы управления водохозяйственным комплексом РФ в 301 условиях развития рыночных отношений
    • 5. 1. Этапы и проблемы формирования законодательной базы
    • 5. 2. Роль государственно-частного партнерства в обеспечении 323 населения водой
    • 5. 3. Задачи интегрированной системы управления водными ресурсами
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Проблемы водных ресурсов в развитии отношений России с соседними странами и участие государства в их регулировании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что по прогнозам международных организаций (например, ФАО — Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН) и ведущих специалистов, в XXI веке проблема пресной воды станет одним из главных лимитирующих факторов развития человечества, основным источником международных (а возможно и глобальных) конфликтов. По оценкам экспертов к 2030 году мировые потребности в пресной воде возрастут на 60%, тогда как запасы воды, пригодной для питья, сокращаются вследствие сброса в водоемы жидких отходов, общего загрязнения окружающей среды, вырубки лесов и т. п.

Сейчас в мировом масштабе используется 55−60% наличного годового запаса пресной воды, в том числе: 70% мировых ресурсов речных и подземных вод — на орошение, 20% - на нужды промышленности и 10% на бытовые нужды. Предполагается, что в предстоящие 20 лет только за счет роста численности населения использование мировых запасов пресной воды повысится до 70%, а использование годового запаса пресной воды постепенно приблизится к физическому пределу. К 2025 году примерно 2/3 человечества будут страдать от нехватки воды. Международный комитет по изменению климата (1РСС) прогнозирует, что в связи с нынешними климатическими изменениями будут усиливаться климатически контрасты (в особенности засухи и наводнения) и они будут боле интенсивными. Все это будет порождать новые внутристрановые и международные конфликты вокруг воды.

Для России сегодня весьма остро стоит проблема трансграничных рек в регионе Средней Азии и Дальнего Востока. После обретения независимости республики Средней (Центральной) Азии направили усилия на реформирование экономики, становление рынка, построение демократии, но оставили за полем зрения одну из наиболее важных проблем современности.

— проблему распределения водных ресурсов, что в последствии сыграло немаловажную роль в межгосударственных отношениях стран данного региона. Неразрешенность проблемы использования гидроресурсов в Центральной Азии становится серьезным тормозом на пути урегулирования многочисленных региональных внутренних и локальных конфликтов, превращаясь в настоящую болевую точку во взаимоотношениях этих стран. Примерно то же самое можно сказать об отношениях Китая и России, ибо воды трансграничной реки Амур все более превращаются в стратегическое оружие и вызывают все более острые споры между этими странами.

К настоящему времени сложились определенные нормы международного права и региональных соглашений, которые относятся к совместному использованию вод и управлению трансграничными водными ресурсами. В их числе выделяется региональная Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Водная Конвенция), принятая в 1992 г. Экономической Комиссией ООН для Европы. Она направлена на усиление национальных мер по охране трансграничных поверхностных и подземных воды и экологически обоснованному управлению ими и обязывает стороны предотвращать, контролировать и сокращать загрязнение воды из точечных и неточечных источников. Конвенция ООН «О Праве несудоходного использования международных водотоков» является единственным всесторонним международно-правовым документом, определяющим действия при конфликтах на трансграничных водах. Эта Конвенция состоит из ряда руководящих принципов, призванных содействовать двустороннему и многостороннему сотрудничеству без применения санкций. К настоящему времени она ратифицирована только двумя десятками стран, и ее нельзя считать полностью действующей. Но потенциал возникновения водных конфликтов возрастет, поэтому для разрешения конфликтов из-за трансграничных вод необходимо укрепление международных усилий.

Водохозяйственный комплекс России стоит на пороге серьезного реформирования, с внедрением рыночных принципов, но с сохранением государственной управляемости данным комплексом. Разработанные международными организациями принципы интегрированного управления водными ресурсами могут способствовать решению этой задачи. Вместе с тем, предпринятые в последних нормативных и законодательных актах России (особенно в Водном кодексе 2007 г.) попытки указывают на то, что акцент в водной реформе делается на приватизацию. Международный опыт вовсе не подтверждает и не оправдывает такой выбор: под созданием конкурентной среды организации ООН понимают обеспечение доступа на водный рынок частного сектора и этот доступ может быть обеспечен механизмами аутсорсинга, концессии, аренды и др. В числе этих механизмов может фигурировать и приватизация, но она не имеет никаких преимуществ перед другими механизмами.

Степень разработанности проблемы. В зарубежной и российской экономической литературе много публикаций, посвященных национальным и транснациональным водным ресурсам, о чем свидетельствует список использованной литературы, содержащий 308 наименований. Однако почти нет работ, исследующих глубинные социально-экономические причины водных конфликтов, без которых невозможно искать приемлемые способы их решения. Осложняет обстановку в центрально-азиатском регионе и ликвидация некогда единой союзной водной системы, «экономический национализм» и догматическое понимание экономического суверенитета странами региона, а на Дальнем Востоке — регионализм Китая.

Исследование диссертационной проблематики привело автора к выводу о том, что внутренняя водная проблематика никак не связана с трансграничной водной проблемой, эти проблемы в публикациях и научных докладах практически не пересекаются. Нелогичность такой исходной позиции обусловила поиск взаимных связей между данными проблемами, попытку выявить влияние трансграничных водных конфликтов на состояние национальных водных ресурсов. Наконец, слаборазработанной проблематикой в российской экономической литературе следует признать изучение нормативно-законодательных актов организаций ООН, ОЕСД, ЕС, Всемирного Банка и других международных институтов, занимающихся водными ресурсами и водными конфликтами, зарубежного опыта по охране водных ресурсов, по созданию рынка воды, по регулированию цен на воду и ДР.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов в области изучения, сохранения и защиты водных ресурсов в национальном и международном масштабах: В. Алешкова, Р. Алимова, В. Бломквиста, С. Бобылева, Ван Шушеня, В. Варнавского, Л. Гусевой, В. Данилова-Данильяна, В. Духовного, К. Кемпера, К. Крутиковой, Ю. Мерзликиной, С. Парвина, М. Редди, П. Роджерса, 3. Смита, В. Соколова, А. Турсунова, К. Хамзина, Чэнь Минынаня, С. Шарова, О. Яковлевой и др.

Важное методологическое значение имеют методические рекомендации и аналитические доклады различных организаций и комитетов ООН, посвященных водным и экологическим проблемам в отдельных регионах мира, ОЕСД, ЕС, Всемирного Банка, Института водных проблем РАН.

Информационную основу составляют данные официальных статистических и аналитических материалов Госкомстата России и международных статистических институтов, данные международных мониторингов. Нормативно-правовой базой исследования стали законодательные и подзаконные акты РФ, международные конвенции, договора и соглашения о совместном использовании водных ресурсов. Инструментами анализа послужили методы системно-структурного и системно-функционального анализа, широко использовались общенаучные методические приемы сравнительного, причинно-следственного и ситуационного анализа, а также методы сопоставления, группировки и экспертных оценок, социологические, экономико-статистические, графические и методы аналогии. Решение поставленных проблем выполнено с единых методологических позиций, основой которых стал комплексный и системный анализ стратегии международных интеграционных процессов.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является: на основании выявления роли трансграничных водных ресурсов в развитии отношений России с соседними странами обосновать направления и действенные механизмы решения спорных вопросов, а также принципы совместной интегрированной системы управления трансграничными водными ресурсами.

В соответствии с сформулированной целью в работе поставлены и решаются следующие задачи: раскрыть сущность и природу водно-экономических конфликтов (на примере стран Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии) — охарактеризовать трансграничные водные проблемы России и их влияние на обеспеченность водой отдельных регионов странына примере стран Средней Азии показать, что после развала союзной бассейновой управленческой системы водными ресурсами положение резко ухудшилось прежде всего из-за деградации всей управленческой системыраскрыть сущность новых попыток втянуть Россию в «проект века» — на поворот сибирских рек в Среднюю Азию, за которыми скрываются намерения отстранить РФ от решения совместных водных проблем и заменить ее роль организациями ООН, Всемирного Банка и НАТОпредставить реальные формы возможного участия России в решении трансграничных водных проблем Средней Азиисобрать воедино и охарактеризовать правовые аспекты международного регулирования совместного использования водных ресурсовна конкретных примерах представить возможность расчета стоимости трансграничных водных ресурсовдоказать необходимость организации постоянно действующего мониторинга на крупных бассейнах внутренних и трансграничных рек, представить оргструктуру такого мониторингас учетом мирового опыта охарактеризовать процесс становления рынка воды в России, показать второстепенность приватизации воды в данном процессепредставить формирование водного законодательства в России в динамике и его упущения в отношении трансграничных водных ресурсовдоказать (с использованием зарубежного опыта) перспективность государственно-частного партнерства в обеспечении населения водойпредставить организационную структуру интегрированной системы управления водными ресурсами.

Предмет исследования — направления совершенствования управления международными и внутренними водными ресурсами.

Объектами настоящего исследования являются мировой и отечественный рынки водных ресурсов, параметры их количества и качества, отношения, которые возникают между различными субъектами водных отношений.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оценка общего состояния и использования водных ресурсов России произведена с международной точки зрения: с учетом влияния трансграничных водных проблем на обеспеченность водой в отдельных проблемных регионах России, с учетом международных норм и требований по качеству, по ценам на воду, по степени коммерциализации рынка, с оглядкой на требования стран-соседей, которых с Россией объединяют общие (трансграничные) водные ресурсы. Выявлены международные принципы и факторы становления водных рынков в отдельных странах, особенности реализации таких рыночных принципов в России. Предложены предпочтительные варианты действий государственных органов управления в условиях становления рынка воды и обеспечения населения необходимой информацией о состоянии и качестве имеющихся в отдельных регионах водных ресурсов.

При выполнении исследования были получены следующие существенные научные результаты, обладающие, по нашему мнению, качествами научной новизны, которые выносятся на защиту:

— проведен детальный анализ наличия и состояния мировых запасов водных ресурсов и обоснована концепция о нарастании международных конфликтов в воднодефицитных регионах мировой экономики;

— исследованы причины конфликтов экономических и политических интересов стран на границе с Россией и определены основные способы решения водных конфликтов: путем заключения двусторонних и многосторонних соглашенийпосредством участия в работе соответствующих международных организацийза счет организации интегрированной системы управления трансграничными водными ресурсами на общей основесоздания системы постоянно действующего мониторинга за водными ресурсами;

— обобщены и проанализированы правовые аспекты регулирования международных водно-экономических споров, разработанные международными организациями и институтами, определены возможности их использования в развитии отношений России с соседними странами;

— выявлена зависимость усугубляющихся водных проблем в ряде промышленно-индустриальных регионов России из-за уменьшения стока и ухудшения качества трансграничных рек на границах с Китаем, Азербайджаном, странами Центральной Азии и с Северной Кореей;

— на конкретных примерах продемонстрирована возможность расчета стоимости трансграничных водных ресурсов, которая может служить базой при решении трансграничных споров;

— определена возможность использования концепции «виртуальная вода» в международном сравнительном анализе и при обосновании концепции экспорта и импорта сельхозпродуктов и продуктов питания;

— обоснована приемлемость принципов водного мониторинга на особо загрязненных участках трансграничных рек и озер, на основе которых можно выявить ситуации, способные привести к вспышкам или случаям заболеваний, связанных с водой;

— охарактеризовано состояние водного потенциала России (с учетом трансграничных ресурсов) выявлены узловые проблемы их использования;

— сформулированы принципы и условия формирования водного рынка России, с учетом мировых тенденций и национальных особенностей;

— определены узловые направления совершенствования системы государственного управления водными ресурсами РФ в направлении развития государственно-частного партнерства в целях обеспечения населения водой и внедрения интегрированной системы управления водными ресурсами.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждаются приведенными автором ссылками на первоисточники. Содержащиеся в работе положения, выводы и рекомендации базируются на методически строгом и диалектическом подходе к предмету исследования. Законодательные акты и нормативно-методические положения по водному хозяйству и экологические нормативы и предписания рассматриваются в диссертации как ограничительные условия.

Практическая значимость результатов исследования. Проведенные исследования научных, методологических и практических вопросов сохранения и использования мировых и отечественных водных ресурсов позволили автору выдвинуть обоснованные предложения по вопросам совершенствования методов государственного управления водообеспечением и водоснабжением. Автором предложены оправдавшие себя в международной практике методы и способы государственно-частного партнерства в области решения водных проблем. Сформулированы основные элементы организации и функционирования системы «водного мониторинга» в России. Методы расчета виртуальной стоимости воды, предложенные в работе, могут быть применены в глобальной оценке эффективности внешнеэкономических связей, а методы оценки стоимости трансграничных водных ресурсов — в решении международных споров по водным ресурсам.

Результаты работы могут быть использованы при разработке законодательных и нормативных актов по водным и экологическим вопросам, при решении международных споров по трансграничным водным ресурсам. Отдельные материалы выполненного исследования могут быть использованы при чтении лекций и подготовке учебно-методических пособий в ВУЗах по специальностям «Экономический потенциал России», «Управление народным хозяйством и комплексом», «Международное сотрудничество».

Апробация и реализация результатов диссертационной работы. Диссертация выполнена в Государственном университете управления в соответствии с планом научно-исследовательских работ на 2006;2007 гг., прошла апробацию на заседаниях кафедр Государственного регулирования национальной экономики и Управления внешнеэкономической деятельностью. Результаты проведенного исследования вошли в отчет кафедры Государственного регулирования национальной экономики о выполненной научно-исследовательской и педагогической работе за 2006 год.

Отдельные положения диссертации нашли отражение в выступлениях автора на международных и российских научно-практических конференциях, в частности на 10-ой Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления — 2005», Москва, октябрь 2005; на.

Форуме менеджеров России", Москва, апрель 2004 г.- на 11-ой Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления — 2006», Москва, ноябрь 2006 г.

Публикации. Базовые научные положения, изложенные в диссертации и выносимые на защиту, опубликованы в монографии и статьях, общим объемом более 30 п.л.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных литературных источников (308 наименований, в том числе 60 на иностранных языках).

Основные выводы по проведенному диссертационному исследованию сводятся к следующему:

1. Возникновение и развитие международных водно-экономических конфликтов в работе исследовано на примере стран Ближнего и Среднего Востока неслучайно. Дело в том, что примерно к 2030 г. для большинства стран будет характерна ситуация, которая сложилась в указанном регионе мировой экономики: потребности в пресной воде быстро возрастают, а запасы воды, пригодной для питья, сокращаются вследствие загрязнения окружающей среды. Климатические изменения будут, по всей вероятности, усугублять проблему. В этих условиях многие из воднодефицитных стран будут тяготеть к силовому разрешению конфликтов. Уже сегодня вырисовываются такие «болевые точки», где неразрешенность проблемы совместного использования гидроресурсов добавляется к неурегулированности других региональных или локальных конфликтов и создает взрывоопасный потенциал. Подобные «точки» стали возникать и на границах России: со странами Центральной Азии, с Китаем — практически вдоль всей границы с этой страной. Пассивная позиция государственных органов управления России по этим конфликтам уже привела не только к потере инициативы, но и к серьезным экономическим уступкам.

2. Несмотря на существующие межгосударственные договоренности и инициативы правительств Центрально-Азиатского региона по созданию межгосударственных учреждений по управлению, учету и распределению водных ресурсов, эти организации еще не готовы реально разрешать возможные конфликты. Разделение некогда единой союзной водной системы, а также отсутствие бюджетных средств у водных организаций всех без исключения государств региона привели к почти аварийному положению крупных, некогда входивших в единую систему водных объектов: водохранилищ, каналов, насосных станций. Износ технических средств по наблюдению, контролю и распределению водных ресурсов в межгосударственных и особо крупных водных объектах очень высок. Центрально-Азиатские государства расположены в аридной зоне, в которой без орошения возделывать сельскохозяйственные культуры и получать устойчивые урожаи невозможно. Поэтому почти во всех государствах региона существует и преобладает ирригация, которая требует огромного количества водных ресурсов. В то время уже было известно, что природные условия Центральной Азии неблагоприятны для длительного орошения, впоследствии земли выходят из сельскохозяйственного использования из-за естественной недренированности большей части территории.

3. Вопросы использования ресурсов трансграничных рек — сфера отношений, недостаточно урегулированная на международном уровне. Документы ООН по этой проблематике подписали лишь 37 стран, а ратифицировали их лишь 20, причем среди участников нет Китая, с которым конфликтная ситуация возникает у все большего числа стран. Международное водное право базируется на «мягких» методах решения конфликтов, которые в новых обострившихся условиях показывают свою неэффективность. В международном праве не существует никаких запретительных или ограничительных положений на использование водных ресурсов рек в границах территории своего государства. Водные отношения строятся только на основе взаимных договоренностей. Однако, оговорено право других прибрежных государств на информацию и консультации о планируемых или выполняемых водохозяйственных мероприятиях на международных реках с тем, чтобы эти государства могли своевременно осуществить меры, компенсирующие негативное влияние. Международное право не содержит каких-либо обязательных норм по ограничению забора воды, но подразумевается, что он не должен превышать 50%.

В этих условиях возрастает роль двусторонних и многосторонних договоров и соглашений. Только за последние 50 лет было заключено и подписано 200 договоров о водных ресурсах.

Но, как показывает практика, такие договора не решают проблему водных конфликтов между странами.

4. Правовой режим трансграничных вод регулируется международными договорами, действие которых распространяется на государства, их подписавшие. Кроме того, к основным документам такого рода следует причислить и две международные конвенции — Конвенцию по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1991г.) и Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1993г.). Эти документы носят общий (рекомендательный) характер, затрагивая преимущественно экологические проблемы трансграничных водных ресурсов. В меньшей степени они касаются проблем управления водными ресурсами и разрешения экономических споров между государствами. В них практически отсутствует механизм разрешения международных споров, не проработана законодательная и нормативная база.

5. По поводу возобновившегося проекта переброски сибирских рек в Среднюю Азию делается вывод, он не отвечает национальным интересам России, поскольку его реализация отрицательно скажется на экологии ряда субъектов Российской Федерации и, безусловно, ухудшит качество жизни российского населения. Кроме того, проект негативно отразится на рыбной отрасли, водоснабжении крупных городов. Так же, данный проект не отвечает задачам Концепции перехода России к устойчивому развитию, обеспечивающей сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природноресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. Кроме того, для переброски рек нужны колоссальные инвестиции, а срок окупаемости проекта выходит за пределы 30 лет. Страны — получатели сибирской воды неплатежеспособны сегодня, то есть для России этот проект экономически невыгоден.

6. Россия до 2003 г. не принимала практически никакого участия в решении водных проблем Центральной Азии. Все спорные и конфликтные ситуации решались с участием представителей программы развития ООН (ПРООН), Европейской экономической комиссии (ЕЭК), Американского агентства международного развития (ЮСАИД), НАТО и др. Причем, первые пилотные проекты, реализуемых за счет донорской помощи и кредитов, вызвала у большинства специалистов стран смешанное чувство благодарности за поддержку, но ряд подобных проектов откровенно дублировал друг друга, либо содержал противоречивые или общеизвестные подходы. Порой они могли принести больше вреда, чем пользы, так как в их основу были заложены стереотипы, наработанные в развивающихся странах Африки. Очевидно, что такие модели не могли органически учитывать ни многовековые традиции водопользования в регионе, ни особенности климатических условий и сиюминутной экономической ситуации, ни, тем более, баланса интересов. Ни один из проектов не предусматривал значительных инвестиций в разработку и освоение наукоемких технологий, реабилитацию производственных мощностей предприятий машиностроения и других отраслей, которые бы в конечном счете способствовали ускоренной модернизации водохозяйственной инфраструктуры. Чаще речь шла о заимствовании оборудования и технологий за рубежом, и это дало повод для выводов о том, что Запад отнюдь не поощряет развитие тех отраслей национальных экономик, которые могли бы стать впоследствии конкурентоспособными.

7. Для России возможно многоплановое участие в решении проблем использования и охраны водных ресурсов в странах Центральной Азии:

— активация работы в международных организациях и форумах, решающих вопросы использования и экономии воды в регионе;

— участие в инвестиционном процессе и техническом содействии завершению совместного строительства Вахшского каскада гидросооружений;

— оказание технического содействия в восстановлении нарушенных в результате неприемлемых, с экологической точки зрения, систем орошения сельскохозяйственных земель;

— осуществление космического мониторинга состояния водных ресурсов;

— помощь в гидрогеологических исследованиях по оценке ресурсов подземных вод;

— участие в качестве посредника в переговорных процессах (на уровне отдельных стран и в рамках СНГ) по разрешению спорных конфликтов, связанных с эксплуатацией и распределением водных ресурсов в Центральной Азии.

Россия заняла активную позицию по водной проблеме в Организации Центрально-Азиатского сотрудничества (ОЦАС). Именно она обратила внимание, что страны региона не смогут в одиночку решить водную проблему и обеспечить экологическое равновесие. Еще до решения ЕврАзЭС о создании единого энергетического пространства, Россия, Иран, Китай проявили большой интерес к гидроэнергетике государств Средней Азии. Одновременно с проработкой вопроса об участии их в строительстве Камбаратинских ГЭС в Кыргызстане, российские бизнесмены и Иран инвестировали средства в строительство трех гидроузлов в Таджикистане.

8. Для объединения интересов сторон прежде всего необходимо признать воду товаром, за который необходимо платить. Затем следует создать наднациональную структуру, которая бы регулировала решение вопросов водообеспечения региона в целом. Но прежде чем продавать воду как товар, надо создать твердую межгосударственную правовую базу. Когда страны утвердят принцип «загрязнитель платит», можно продавать воду в зависимости от качества. Необходимо заключить базовые соглашения о трансграничных реках и разделе сфер ответственности сторон в вопросах общего водопользования. При совместном (кооперированном) использовании этого потенциала, попытки проводить давление со стороны или провоцирование на использование некоторых преимуществ (географических или территориальных) в перспективе обречены на провал. Именно на границе со странами Центральной Азии имеет смысл применить Интегрированную систему управления трансграничными водными ресурсами и Систему мониторинга и оценки воды, которые детально рассматриваются в диссертации.

9. Хотя Россия считается обеспеченной водными ресурсами страной, однако проблема водного дефицита возникает во все более многочисленных регионах вследствие влияния следующих факторов:

— наблюдается большая дифференциация областей и регионов России по обеспеченности водой и водоибыточность, например, северных территорий не спасает южные регионы страны от острой ее нехватки;

— для российской экономики характерен традиционно высокий расход воды на единицу произведенной продукции, а в коммунальном хозяйстве из-за изношенности водоподающих систем недопустимо высокий процент чистой или очищенной воды теряется в виде различных утечекна границах России обостряется проблема использования трансграничных рек и водоёмов, особенно после распада СССР данная проблема начинает приобретать значимость национальной безопасности.

10. Снижение инвестиционной активности в водном хозяйстве России приводит к старению основных производственных фондов, необеспеченности простого воспроизводства основного капитала и пополнения собственных оборотных средств. В результате снижается безопасность гидротехнических сооружений. Велики потери воды в жилищно-коммунальном хозяйстве — от 20 до 40%. При этом качество питьевой воды низкое: каждый второй россиянин вынужден использовать для питьевых целей воду, не соответствующую по ряду показателей гигиеническим требованиям, что создает серьезную угрозу для здоровья. Отставание России по средней продолжительности жизни (мужчины — 59 лет, женщины — 72 года) от экономически развитых стран в значительной степени связано с потреблением недоброкачественной воды. Состояние водохозяйственного комплекса России, близкое к кризисному, понимается и руководством страны, хотя до конкретных широкомасштабных мер дело здесь еще не дошло.

11. Требует серьезной модернизации не только водохозяйственный комплекс страны, но и вся вертикаль управления: современная система государственного управления водным хозяйством неспособна справиться с накопившимися проблемами. Одна из управленческих проблем состоит в отсутствии концепции формирования «рынка воды» в России. Важным элементом этого рынка является «платное водопользование», методические основы которого были проработаны Водным кодексом (1995 г.) и реализованы Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» (1998 г.). Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включала:

— плату за пользование водными объектами (водный налог);

— плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.

В 1999 г. были внесены изменения в эти законы, вследствие которых плата за водопользование была выведана из сферы водных отношений и, как любой налог, направлялась в государственный бюджет. «Переквалификация» всех водных платежей в ранг «налогов» нанесла серьезный вред всему водному хозяйству страны, она не учла важные отличительные особенности налога от природоресурсного платежа: налоги поступают в бюджеты различных уровней, а платежи — в государственные внебюджетные фондыналоги, поступающие в бюджет, обезличиваются и растворяются в общей массе налоговых поступлений, а платежи используются под контролем банков строго по целевому назначениюналоги поступают через федеральное казначейство, а платежи — через банки.

12. В Водном кодексе 2007 г. заложен ряд новых положений, способных изменить всю систему водопользования в стране. Этим законом государство попыталось заранее восполнить пробел в отношении прав собственности на водные ресурсы, установить «правила игры» еще до того, как на рынке возникнут предпосылки к обострению ситуации и жесткой конкурентной борьбе. Новый Водный кодекс практически создает правовую базу для приватизации водных ресурсов России. Но в нем нет и речи о воспроизводстве водных ресурсов, о контроле за их использованием, о согласовании интересов различных водопользователей, различных по типу использования воды, позволяет сокращать ширину водоохранных зон и вести любую хозяйственную деятельность в истоках рек. Отрицательную позицию к новому Водному кодексу практически заняли многие специалисты и организации, в том числе Общественная Палата.

13. Основным недостатком нового Водного кодекса в работе считается то, что он сводит создание рынка воды в России к приватизации. Мировая практика такую исходную позицию не подтверждает. Во-первых, практика приватизации воды реализована лишь в нескольких странах и в них она не доказала свое преимущество перед другими формами внедрения конкуренции. Во-вторых, приватизация — не главный элемент рынка воды, таковым в большинстве стран выступает государственно-частное партнерство, с использованием механизмов аренды, концессии или аутсорсинга. В-третьих, государственное регулирование сохраняет свое значение и при хорошо организованных рынках воды, в частности, в области контроля за ценами на воду, дотирования неимущих и т. д.

14. В отечественной практике водохозяйственной деятельности постепенно развитие получает передача частному бизнесу прав управления водообеспечением и водоотведением ряда городов (Тула, Оренбург, Псков, Пермь). Однако механизм передачи инженерных сооружений водохозяйственного назначения, являющихся муниципальной собственностью, в частные руки в РФ не до конца отработан.

Но для того, чтобы вывести водохозяйственный комплекс России из состояния деградации, необходимы крупные капитальные вложения. Сегодня государство такими возможностями не обладает и одним из возможных решений этого вопроса может быть развитие партнерских отношений государства и частного бизнеса.

Система партнерских отношений между государством и частным сектором является одним из основополагающих элементов теории смешанной экономики. Хозяйственное партнерство государства и частного сектора представляет собой институциональный альянс между государством и частным бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов во всех сферах экономики. Согласно этой модели на частный бизнес возлагается вся ответственность за эксплуатацию водного хозяйства, остающегося однако в собственности государства, то есть речь идет о форме долгосрочной аренды. Частник инвестирует средства на ремонт и модернизацию инфраструктуры, а по окончании срока договора последний или продлевается, или инфраструктура возвращается государству.

Подобные модели успешно функционируют в Западной Европе, США, Канаде, они доказали свою эффективность и выгодность как государству, так и частному бизнесу. В Китае и в странах Латинской Америки рентабельность вложений капитала в системы водоснабжения колеблется на уровне 20−25 процентов, что привлекает миллиардные инвестиции. Поэтому необходимо разрабатывать и внедрять конкретные формы частно-государственного партнерства при реформировании водного хозяйства на основе демонополизации. Главным являются организационно-экономические отношения, возникающие между государством и частным капиталом в процессе управления естественной монополией в водном хозяйстве конкретного региона. Для этого особенно важно использовать опыт наиболее распространенной формы партнерских отношений в зарубежной практике водопользования — «концессионных отношений» .

15. Интегрированная система управления водными ресурсами предполагает участие в управлении не только государства (правительства), но также региональных и местных (административных) органов власти, а также частного сектора и гражданского общества. Логика включения состоит в том, что разные формы партнерских (договорных) отношений с частным сектором обычно курируют госструктуры разных уровней, а требования и интересы гражданского общества должны составлять цель и задачу деятельности всей системы государственного управления. В конечном итоге данная система определяет, кто получает какую воду, когда и каким образом, а также решает, кто имеет право на воду и сопутствующие услуги. В сферу ее компетенции входит также ряд вопросов, самым тесным образом связанных с водой, включая здравоохранение и продовольственную безопасность, экономическое развитие, землепользование, а также сохранение естественных экосистем, от которых зависят водные ресурсы.

В интегрированной системе управления находят отражение все те идеи, которые были претворены в жизнь в странах, осуществивших успешно реформу в водной отрасли, в том числе идея о государственно-частном партнерстве, о жестком контроле за качеством воды за счет постоянно действующего мониторинга, об образовании т.н. Бассейновых сообществ. Роль последних определяется тем, что в нынешних условиях очень сложно определить, кто в лице органа государственной власти должен исполнять функции главного собственника водных ресурсов и отвечать за качество воды. Бассейновые сообщества могли бы выполнять функции комиссий речного бассейна, координировать работу местных органов власти и субъектов Федераций по сохранению, охране и использованию вод отдельных бассейнов. Такие организации успешно работают в Южной Африке, Пакистане, предусмотрено их создание в Евросоюзе — согласно Водной рамочной директиве ЕС.

16. Сегодня в России практически отсутствует мониторинг экосистемы:

386 если и есть какие-то частные информации о состоянии лесных и земельных ресурсов, о состоянии охотного и рыбного хозяйства, то они никак не могут быть сведены в общую и цельную информацию о состоянии экологии. Известно, что экосистема — это некая целостность, сообщество организмов фауны и флоры в совокупности с условиями окружающей среды. Вместо цельного мониторинга экосистемы мы имеем два ведомства -«Ростехнадзор» и «Росприроднадзор», которые никак не поделят между собой полномочия, но экосистемой ни одно из них заниматься не хочет.

Данные, которые получают специалисты на основе водного мониторинга, являются важнейшей информацией о состоянии водных ресурсов, о характере и масштабах водных проблем. Они служат основой для разработки соответствующей водной политики на местном, национальном и международном уровнях. В диссертации предложено организовать водный мониторинг в основных речных бассейнах внутренних и трансграничных вод, проанализированы такие важнейшие циклы (этапы) мониторинга, как: организация водохозяйственной деятельности, определение информационных потребностей, разработка стратегии и программ мониторинга, сбор, обработка и анализ данных, использование и хранение информации.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.A. Сравнительно-правовой анализ антимонопольного законодательства зарубежных стран и его применения // Законодательство и экономика. 1995. — № 3−4. С.113−119
  2. А. Водные ресурсы и палестино-израильские отношения в 1967—1997 гг.. // Страны Ближнего Востока (актуальные проблемы современности и истории), Институт востоковедения РАН, Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, М., 1998, 248 стр.
  3. И. Политика Пекина в отношении бывших советских республик Средней Азии // Центральноазиатский макрорегион и Россия М., 1993.
  4. А. Иордано-Израильский договор о мире: результаты реализации.// Востоковедный сборник (выпуск второй). М, 2001, 374 стр. Стр. 12−23.
  5. Алешков В. Проект переброски части северных рек в Арал отвечает интересам России // Парламентская газета, 29.01.2003
  6. Р. Центральноазиатская безопасность и геополитические интересы // Marco Polo magazine. 2003. -№ 1.
  7. Н., Болотов И. Жажда третьего тысячелетия. // Эксперт, 2001, № 8 (268).
  8. А. Последняя капля. Одной из причин войны в Ливане стали споры из-за пресной воды, «Новые известия», http://www.newizv.ru/news /2006−09−01/53 122/
  9. Е.- Зырянов А.- Савицкий А. и др. Оптимизация использования водных и энергетических ресурсов Сырдарьи // Water1.ternational. 2002. — Vol. 27, № 4. — P. 504−517.
  10. В. О переброске сибирских рек в Аральское море // Monday, March 07 2005 http://www.analitika.org
  11. В. Проект переброски сибирских рек в Центральную Азию // http.7/www.ferghana.ru/article.php?id=1796 06.08.2002
  12. Дж., Хидалго Дж. Управление водными ресурсами на границах Мексики // Water International. 2004. — Vol. 29, № 3. — P. 362−374.
  13. Апасов Р. Водный баланс в регионе. Интеграция или экономический национализм // Monday, March 07 2005http://www.analitika.org
  14. К. Водные ресурсы и переброска северных рек // 07 2005 http://www.analitika.org
  15. М. Зачем Китаю так много воды? // Мегаполис, № 3, 22.11.2000.
  16. В. Турецко-израильский альянс новая угроза для ближневосточного региона. // «Дружба», № 6, март 1999, с. 19.
  17. А. Губернатор Омской области Полежаев раскритиковал проект поворота рек на юг http://www.ferghana.ru/article.php?id= 1796 24.12.2002
  18. Д. Любовь к электричеству, или почему Таджикистан и Киргизия не считаются с соседями // Sunday, June 18 2006 http://www.analitika.org
  19. Д. Поднебесная геополитика: Водяной поводок для Азиатского региона в руках у Китая, // Независимая газета, 13 сентября 2006.
  20. С. Мертвая вода // Новое время, № 9, 2006 (5 марта).
  21. Г., Собянин А. Водные ресурсы и их использование, // http ://tm. cintech.ru/voda.php
  22. А. Воды в мире или где-то слишком много, или слишком мало // http://www.ferghana.ru/article.php?id= 1796 10.08.2002
  23. В., Инграм X. Видимые и невидимые границы: решение проблем трансграничных подземных вод. // Water International. -2003. Vol. 28, No 2. — Р 162−169.
  24. С. Воздействие изменения климата на сельское хозяйство и водные ресурсы России М.: МГУ, 2004
  25. С., Стеценко А. Экономическая оценка природных ресурсов и услуг // Вестник МГУ, сер. Экономика. 2000. — № 1. С.108−110
  26. Богданов А.. Формула благоденствия. Что мешает задействовать гидроэнергетические ресурсы Средней Азии. // Friday, August 25 2006 http://www.analitika.org
  27. А. В пустыню могут превратить Среднюю Азию новые гидростанции. // Tuesday, June 27 2006 http://www.analitika.org
  28. К. Центральная Азия: фрагментный взгляд на прошлое и водные проблемы // http://www.ferghana.ru/article.php?id= 1796 25.07.2002
  29. В. Лужков реанимировал, казалось бы, уже давно забытую идею поворота северных рек // 25.12.2002 http ://www.ferghana.ru/ article, php? id= 1796
  30. . Переговоры в контексте международных соглашений, имеющих отношение к водным ресурсам. // IHP-VI, Technicalг
  31. Documents in Hydrology, PC 1 CP series. No 8. 2003.
  32. Бричери-Коломби Дж. Гидроцентризм: ограниченный подход к достижению продовольственной и водной безопасности // Water International. 2004. — Vol. 29, № 3. — P. 318−328.
  33. Д. Политики ссорятся из-за. воды, 23.07.2002 НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА
  34. С., Спрей М. Институты для управлениямеждународными пресноводными ресурсами. // IHP-VI, Technical Documents in Hydrology, PC 1 CP series. No 3. 2003.
  35. В. Миллиард за незыблемость границ // «Ежедневные новости» (Владивосток) 15 июля 2005 г. Пресс-обзор межрегионального агентства информации «Вся Россия» 121 (1438) 16 июля 2005 г. http://www.severinform.ru/?page=pressa&pressid==374
  36. А. Естественные монополии. Теория и проблемы регулирования. М.: «Новый век» — 2003, 152 с.
  37. Г. Узбекистан стоит на пороге водного кризиса // Monday, March 07 2005, http://www.analitika.org
  38. В. Водные проблемы центральноазиатского региона. -Wednesday, June 22 2005 http://www.analitika.org/
  39. Е., Писаренко Д. Вода Деньги — Вода // http://www.ferghana.ru/article.php?id=1796 07.05.2003
  40. Быц И. О совершенствовании экономического механизма водного хозяйства // Мелиорация и водное хозяйство. 1998. — № 3. С.32−35.
  41. Ван Шушень, Управление водными ресурсами Желтой реки и устойчивое водохозяйственное развитие в Китае. // Water Policy 5 (2003) 305−312.
  42. В. Концессионные формы управления государственной собственностью // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 4. С. 66−71
  43. В. «Дайте воды! „Еженедельная газета сибирского отделения российской академии наук „Наука в Сибири“ (г. Новосибирск) http ://www-sbras .nsc.ru/HB С/
  44. О. Проблема перераспределения водных ресурсов Сибири и ее экологические аспекты//Методологические проблемы комплексных исследований. Новосибирск: Наука, 1983. С. 265−283.
  45. В. Жажда в Центральной Азии грозит не только российской безопасности, но и казне // http://www.analitika.org, июль 2003
  46. Г. Иордания. Вода, www.polpred.com. 2000. Агентство „Бизнес-пресс“.
  47. К. Преодоление распада системы управления речным бассейном: многоплановые проблемы в Центральной Азии // Water Policy.2004. № 6. — P. 335−344.
  48. Е., Марей А. Один ресурс, два видения: перспективы для водного сотрудничества Израиля и Палестины. // Water International. -2002. Vol. 27, № 4. — P. 460−468.
  49. В. Воду потребителям подадут французы. http//archive. slovo.odessa.ua.53. „Виртуальная вода“ нужна нам данная концепция или нет? Научно-информационный центр МКВК, 22.12.2004 г. http://if.russ.ru/issue/11/2 002 1224yil-pr.html
  50. Виртуальная вода// World Water Council Newsletter, July 2003. http://www.worldwatercouncil.org/virtualwater.shtml.
  51. Вирус в Хабаровск пришёл из Китая // Trud.ru 08.09.2006 17:20
  52. Д., Хун By и др. Управление водными ресурсами в бассейне Нила: экономическая ценность сотрудничества // Water Policy.2005. Vol. 7, № 3. — P. 227−252.
  53. H. Проект. Вот новый поворот // http://www.ferghana.ru/article.php?id=1796 24.03.2003
  54. Влияние глобальных изменений климата на функционирование основных отраслей и здоровье населения России. М.: Эдиториал УРСС, 2001, с.212
  55. Вода дороже золота и нефти? // Немецкая волна. // 30.12.200 260. „Вода для потребления“. Доклад о развитии человека в 2006 г. -ООН.
  56. Водная проблема в Центральной Азии // Monday, March 07 2005 http ://www. analitika. org
  57. Водные ресурсы и их использование, // http://tm.cintech.m/voda.php
  58. Водные ресурсы Казахстана в новом тысячелетии: Обзор. -Алматы: UNDP, 2004. 132 с.
  59. Водный кодекс отфильтровали. Вода отойдет в собственность вместе с землей 08 июня 2006- dp.ru
  60. Водный кодекс: Собственность на источник жизни? http://www.aquaexpert.ru/analytics/?t=3&id=44
  61. Водохозяйственная структура бассейна реки Амударьи http://www.cawater-info.net/amudarya/watermanage.htm
  62. Войны за воду. // Немецкая волна | 30.03.2002 http://www.dw-world.de/popups/popuplupe/0"487 330,00.html
  63. В. Афганистан имеет право на „свою“ воду.// Немецкая волна, 30.12.2002
  64. К., Тошич К. Год воды// Итоги. 2003. N 3. С. 29.
  65. В. Распри из-за воды // Немецкая волна, 23.09.2002
  66. А., Йоффе III., Джордано М. Международные воды: определения бассейнов, находящихся под риском // Water Policy. 2003. -Vol. 5, No 1. — P. 29−60.
  67. Д., Фассо К. Совместное использование подземных и поверхностных вод: обзор и перспективы // Irrigation and Drainage. 2002. -Vol. 51, no. l.-P. 1−15.
  68. Ю., Попов В., Шушарин А. Реформирование системы регулирования ЖКХ города в условиях рынка. Томск, 1998. — 264 с.
  69. М. О курдской проблеме в Турции. // Специальный бюллетень Ин-та востоковедения АН СССР. М., 1988. — № 3 (254). — С. 13.
  70. А. Опять реки вспять? // http://www.ferghana.ru/article.php?id= 1796 24.04.2002
  71. К. Российская рулетка продолжает крутиться // Global Water Intelligence, 2006, № 1
  72. . Водоснабжение в Египет // Страны Ближнего Востока (актуальные проблемы современности и истории), Институт востоковедения РАН, Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, М., 1998, 248 стр.
  73. Глобальное потепление: миллионы китайцев останутся без воды //11.10.05, http://www.cnews.ru
  74. Глобальные проблемы, связанные с производством продовольствия, безопасностью и торговлей. ICID New Delhi, 2005. — 48 p.
  75. Глобальные и региональные проблемы изменения климата и их природные и социально-экономические последствия / отв.ред. В. М. Котляков. М.: ГЕОС, 2000.
  76. Н., Васильев О. Территориальное перераспределение водных ресурсов как межотраслевая проблема// Зональное перераспределение водных ресурсов. М.: Стройиздат, 1984. С. 22-
  77. А. Использование ресурсов трансграничных вод: состояние и перспективы // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 5. С. 83−91
  78. А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики. 2000. — № 1. — С. 137−146.
  79. Государственный доклад „О состоянии и охране окружающейсреды Волгоградской области в 2002 году“ / НИА Природа, РЭФИА. — М.: 2003. 300 с.
  80. П. Реки раздора// Мировая энергетическая политика. 2003. N 1.С. 51.
  81. А. „Водная геополитика“ в „новой Азии“: конфликтный потенциал нарастает // Wednesday, March 02 2005http://www.analitika.org
  82. Гуреев С, Тарасова И. Международное речное право. М., 1993. — С. 140- Ас-Сияса. Хартум, 23.02.1987.
  83. JI. Проблема использования водных ресурсов трансграничных рек в казахстанско-китайских отношениях, // http://www.kisi.kz/old/Parts/Confs/cnf3/3Guseva.html
  84. Гуч Г. Трансграничные проблемы не только экологические // World Water and Environmental Engineering. 2004. — No. 6. — P. 24
  85. JI. Водные ресурсы бассейна p. Иордан и иордано-сирийские отношения // Ближний Восток и современность (выпуск четвертый), Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, М., 1997, 348 стр.
  86. Данилов Данильян В. Новый водный кодекс не имеет права называться кодексом / / http://www.lentacom.ru/, 2006−06−07.
  87. Демонополизация и развитие конкуренции в Российской экономике / Российская Академия наук. Институт экономики. М.: ИЭРАН, 1995.-30с.
  88. Доклад Конференции ООН по водным ресурсам. Док. E/CONF. 70/29, гл. 1, разд. G.H. С. 63−66.96. „Доклад о мировом развитии“ (перевод с анг.) М.: „Весь мир“, 2004 (Раздел 9 „Водопровод, канализация, электричество“).
  89. В. Уроки сотрудничества в построении управления водными конфликтами в бассейне Центральной Азии // Marco Polo magazine. 2003. — № 1.
  90. Hydrology, PC 1 CP series.)
  91. В., Соколов В. Основы интегрированного управления водными ресурсами в Центральной Азии // Экология и водное хозяйство. -2005. -№ 5.-С. 37−58.
  92. Европа толкает Россию на разворот сибирских рек // 17.02.04 http://www.cnews.ru
  93. Ель-Фадел М., Ель-Фадл К. Еще раз о воде на Ближнем Востоке: альтернативы управления конфликтами // Water Policy. 2005. -Vol. 7, № 4. — P. 385−412.
  94. А. Турция. Гидроузел на Евфрате. // Азия и Африка сегодня. 1995. — № 4. — С. 30.
  95. Еще раз о проблеме Иртыша. Экология.// Казахстанская правда, 27.11. 1999.
  96. Заг П. ван дер., Кармо В. Разделение вод Инкомати: балансирование сотрудничества и конкуренции // Water Policy. 2003. — Vol. 4, no. 5. — P. 349−368.
  97. . „Приватизация“ и GATS. www.gotswatch.org.GATS Watch
  98. Загрязнение трансграничное, // http://www.fegi.ru/primorve/ PROTECT / mz82. htm
  99. Ибрагимова 3., Притвиц Н. Из хроники несостоявшейся переброски//"Треугольник“ Лаврентьева. М.: Сов. Россия, 1998. С 305−315.
  100. Какую воду мы будем пить.//Реформа, коммунальный комплекс России. 2006, № 11.
  101. Ирак предупреждает Турцию о недопустимости строительства новых дамб. // Новый Курдистан. сентябрь 1998. — № 7 (14).
  102. Ю., Шулепина Н. Арал должен быть спасен и восстановлен! // 12.02. 2005 Немецкая волна
  103. К., Местре E., Аморе JI. Управление системой водоносных горизонтов Гуарани: действия для будущего // Water International. 2003. — Vol. 28, No 2. — P. 185−200.
  104. В. Потекут ли реки вспять?//Эпоха Коптюга. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. С. 385−387.
  105. А., Ибатуллин С., Заурбек А. Проблемы использования водных ресурсов в Республике Казахстан// Водное хозяйство Казахстана. 2005. — №. 4. — С. 23−31
  106. Н. Региональные проблемы водного хозяйства / -Алматы, 2004. 486 с.
  107. Китайцы устроят в Сибири великую сушь 06.01.2006 http://www.vestsnab.ru/news/local/7id-328
  108. С. Трансграничные реки стратегический ресурс водообеспечения Казахстана, // Казиноформ, 21.10.2005 г., http://www.geopolitics.ru/common/publics/019.htm
  109. Ю.Б., Крутикова К. В. Совершенствование экономического механизма водопользования / Вода России. Вода в государственной стратегии безопасности / под науч.ред. A.M. Черняева- ФГУП РосНИИВХ. Екатеринбург: Издательство „АКВА-ПРЕСС“, 2001. 425 с.
  110. И., Бородычева И., Степушенкова Е. Дорого ли обходится нам вода? // http://www.nasledie.ru/oboz/1204/1201.HTM
  111. Конвенция ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. Хельсинки, 1992. С. 3.
  112. Концепция совершенствования и развития системы государственного управления использованием и охраной водных ресурсов и водохозяйственным комплексом Российской Федерации. М., 2002 (МПР РФ). С. 5-
  113. Корбут JL, Баскин Ю. Международно-правовой режим рек: история и современность. М., 1987.
  114. Крейцберг-Мухина Е., Горелкин Н. и др. Перспективы сохранения биоразнообразия пресных вод в Центральной Азии // Проблемы освоения пустынь. 2004, № 4, с.32−41.
  115. К. Регламент формирования ставок платежей как элемент экономического механизма водопользования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. Екатеринбург, 2005.
  116. К. Развитие механизма платного водопользования в целях гармонизации природоохранного законодательства Евросоюза и России / Водное хозяйство России: проблемы, технологии, управление. Том 5, № 6, 2003, 492−503 с.
  117. Кудайбергенулы К. Взаимодействие в области рационального использования водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии // Водное хозяйство Казахстана. 2005. — ~№. 4. — С. 21−22.
  118. К укреплению сотрудничества по рациональному и эффективному использованию водных и энергетических ресурсов Центральной Азии. Нью-Йорк: ООН, 2004 123 с.
  119. ., Трешкин С. Экологические последствия строительства Южно-Каракалпакского магистрального коллектора // Проблемы освоения пустынь. 2004. — № 1. — С. 13−16.
  120. . Иртыш потечет в Китай? //Российская Федерация сегодня. 1999. N 16. С. 55−56.
  121. Ф. Переброска северных рек. Биология, экономика или политика? // Вертикаль власти. 2003. N 3. С. 42−46.
  122. Куртов А. Водные конфликты в Центральной Азии //Monday, March 07 2005, http .-//www, analitika.org
  123. Дж., Рис М. и др. Водораспределение, изменение климата и устойчивый мир: предложение Израиля // Water International. -2005. Vol. 30, № 2. — P. 197−209
  124. Ю. Письмо Президенту РФ В.В.Путину. Зеленый мир, № 11−12, 2002, с. 6−7.
  125. Ю. Приватизация водных ресурсов „торговля воздухом“ // РИА „Новости“, http://lentacom.ru/ 2006−06−05.
  126. Малых-Богалдин В. Ощущение „дежа вю“ возникает при ознакомлении с проектом „поворота рек“ http://www.ferghana.ru/article.php?id= 1796 08.07.2003
  127. Мамун, Мустафа Атта-Эль Манан. Международно-правовые аспекты регулирования режима реки Нил: Дисс. на соиск. канд. юр. наук. -М., 1987.-С. 76.
  128. А., Рубин М., Марголина Е. Оценка потерь в орошаемом земледелии от усыхания Аральского моря в зоне
  129. Казахстанского Приаралья // Мелиорация и водное хозяйство. 2005. — №. 4.-С. 38−40.
  130. А., Вольф А.К миру на Среднем Востоке: скрытые проблемы арабо-израильской водной политики // Water Resources Development. 2004. — Vol. 20, No. 2.
  131. Международное право. T. 7. M., 1992. С. 81−83.
  132. К., Шаститко А. и др. Контракты и издержки в ресурсоснабжающих подотраслях жилищно-коммунального хозяйства. М.: ТЕИС, 2000.
  133. С. Перспективы развития водного хозяйства в Центральной Азии. Научные труды ТИИИМСХ, 1999 г.
  134. С. Населенные пункты могут лишиться питьевой воды // РИА „Новости“, http://www.lentacom.ru/ 2006−06−07
  135. H. „Три ущелья“ крупнейший гидротехнический проект мира. // Природа, 1999, № 11.
  136. Мода на „панамы“ // Экологическое досье России. 2003. № 4., С. 4—5.
  137. А. К 2032 году воды не будет хватать половине населения планеты // http://www.ferghana.ru/article, php? id=1796 05.01.2003
  138. Ю. Питье-вода, остальное-еда.//Парламентская газета, № 252, (1869), 02 февраля 2006 года.
  139. Н. Гидростратегические аспекты курдского вопроса // Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск десятый) -М.:2001, с. 361.
  140. Ч. Водные ресурсы главный фактор в устойчивом развитии Центральной Азии // Проблемы освоения пустынь. — 2004. — № 3. -С. 20−23.
  141. А. Казахстан-Китай: решение водной проблемы опять откладывается.// Институт войны и мира. 10.04.01. www.caapr.kz
  142. Мэр Юрий Лужков размышляет о том, почему его здравая идея не находит поддержки http://www.ferghana.ru/article.php?id==1796 18.02.2003
  143. На поддержание водного хозяйства в 2005 году потратили 9,5 млрд руб. // Росбалт, информационное агентство 2006−01−27 http://www.rosbalt.ru/ 2006/01/27/241 867.html
  144. Национальная программа действий по совершенствованию и развитию водохозяйственного комплекса России на перспективу //"Вода России XXI век»". Проект (первая редакция). М., 2003 (МПР РФ, Государственная водная служба). С. 11, 15, 36.
  145. О. В Средней Азии снова заговорили о повороте сибирских рек // http://www.ferghana.ru/article.php7id-1796 11.10.2002
  146. Э. Некоторые аспекты проблемы регулирования стока Нила //. Ближний Восток и современность, Сборник статей (выпуск десятый) М., 2001, 362 стр.
  147. ОАО «РКС» и французская компания Suez договорились о сотрудничестве //REGNUM, 22 сентября 2004. http//www.urbaneconomics.ru//news.php?folderid=109&matid=2342
  148. Обеспечение россиян чистой водой должно стать частью стратегии национальной безопасности. ИТАР-ТАСС http://www.ami-tass.ru/article/7872.html 24.04.2006
  149. О развитии мирового водного хозяйства //БИКИ, 25.02.2003.
  150. Г. Трансграничные проблемы бассейна реки Тобол // Водное хозяйство Казахстана. 2004. — ~ 2. — С. 37−40.
  151. Очистка воды и экология http//www.water-andecology.ru/news.php ?р=30
  152. С., Фейсал А. Торговля виртуальной водой между Бангладеш и Индией: политикоэкономическая дилемма // Water Policy. -2004. Vol. 6, No 6. — P. 549−558
  153. С. Урал может стать испытательным полигоном по переброске северных рек в Азию http ://www.ferghana.ru/article .php?id= 1796 26.06.2003
  154. P. Вода право человека или рыночный товар?" // Государственное управление ресурсами, 09.10, 2006. — Общественно-политический журнал Министерства природных ресурсов РФ http://www.gosresurs.ru/jurnal/viewdoc/86.html
  155. Перечень международных договоров и соглашений с участием МПР России, http://www.mnr.gov.m/oldsite/part/?act=more&id=710&pid= 148
  156. Повернет ли Россия вспять сибирские реки в сторону Азии? прайм-тасс http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id:=l 133&cfr=articleshttp://www.newscom.ru/index.php?w=ecolf&ecid=2 003 090 501
  157. Природопользование в развивающихся странах. М.: Наука, 1995.
  158. Проблема Кара-Иртыша вышла на президентский уровень// ИТАР-ТАСС (АТЛАС), 20.04.99
  159. Проблемы использования водных ресурсов государствами Центральной Азии. // Иностранная печать. Серия Экономический и научно-технический потенциал / ВИНИТИ. 2002. N 1. С. 8−9.
  160. Н., Мерзликина Ю., Крутикова К. Развитие механизма формирования ставок платежей в целях обеспечения полного возмещения водохозяйственных и водоохранных затрат / ЭКВАТЕК 2004: Материалы конгресса — М., 2004.
  161. В.В. в России не везде приятно пахнет http://news.bbc.co.uk/hi/russia/newsid3078000/3 078 896.stm
  162. Путин призывает россиян эффективнее распоряжаться водными ресурсами, Финансовые Известия, 3.09.2003 http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-artnews/idart-631 381
  163. С. Трансграничные реки: Китаю нужно много воды. // Время ПО, 04.12.2000.
  164. Реализация принципов интегрированного управления водными ресурсами в странах Центральной Азии и Кавказа. GWP, 2004. — 170 с.
  165. М., Чар Н. и др. Уменьшение водных конфликтов в странах Южной Азии // XII World Water Congress. Water for Sustainable Development Towards Innovative Solutions. 22−25 November 2005, New Delhi, India. — Vol. 3. — P. 3.75−3.87.
  166. П., Бхатия Р., Хубер А. Вода как социальный и экономический товар: Как применить этот принцип на практике (Тематическая публикация Технического Консультативного Комитета № 2) //
  167. Global Water Partnership/Swedish International Development Cooperation Agency S105−25 Stockholm, Sweden, www.gwpforum.org
  168. Росбалт, информационное агентство, http//www.rosbalt.ru//2006/01/27/24/867.html
  169. Россия может лишиться части водной территории из-за обмеления Амура //31 июля 2006 http .-//www.kreml.org
  170. Руководство по водной конвенции ЕЭК ООН доступно на шести языках // UNECE Weekly, 8.02.2005 г.
  171. А., Кеншимов А. Водные ресурсы Казахстана: проблемы и перспективы использования // Водное хозяйство Казахстана. Астана: Азамат, 2004. — № 1. — С. 18−27.
  172. Р., Динар А. Институциональные реформы в водном хозяйстве: теория и практика // Water Policy. 2005. — Vol. 7, № 1. — 3.1−21
  173. Г. Национальное водное право Республики Казахстан и его увязка с международным водным правом. Приоритеты и проблемы. Направления совершенствования http://www.cawater-info.net
  174. О. Назрел водопередел. Найдет ли ШОС брод в водных проблемах Средней Азии. // Monday, June 12, 2006 http ://www.analitika.org
  175. А. Реки Сибири как средство влияния на Центральную Азию //Tuesday, May 24, 2005. http://www.analitika.org
  176. Сибирские академики и политики выступают против проекта поворота сибирских рек http://www.ferghana.ru/article.phpVid^ 1796 26.03.2003
  177. Смит 3. Межштатная и международная конкуренция за подземные ресурсы: возвращаясь к вопросам управления подземными водами спустя 1 5 лет // Water International. 2002. — Vol. 27, № 4. — P. 485 492.
  178. В., Мирзаев H., Нагибин Д. Проблемы совершенствования управления водными ресурсами на уровне крупных каналов (систем) (опыт внедрения ИУВР в Ферганской долине) // Водноехозяйство Казахстана. 2005. — №. 4. — С. 32−41.
  179. Сколько и кому черпать из Сырдарьи и иных азиатских рек? -Thursday, January 26 2006http://www.analitika.org
  180. Состояние планов интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР) в арабском регионе. CEDARE, UNDP, A WC, 2005. — 71 с.
  181. Стартовал форум «Виртуальная вода» Всемирный совет по водным ресурсам — Российский Региональный Экологический Центр 04/09/2003 http://info.rusrec.ru/ru/node/701 http ://www.cawater-info .net/news/water/0702.htm
  182. Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье-Информационно-аналитический бюллетень, (№ 74 от 1 мая 2003 г.)201. «Суперканал» из Сибири в Среднюю Азию //CNA: ИТ в органах госвласти России 2006 http://www.cnews.ru
  183. С. Покупать сибирскую воду государства Азии все равно не смогут нет денег // http://www.ferghana.ru/article.php?id=1796 10.04.2003
  184. Таджикистан и Россия: параметры взаимодействия в 2006 -2008 гг. // АЗИЯИНФОРМ, 21.09.2006 г.
  185. . Проблема трансграничных рек в казахстанско-китайских отношениях как фактор региональной безопасности в Центральной Азии, //сайт Лондонского института по освещению войны и мира, http://www.iwpr.net.
  186. . Между Казахстаном и Китаем может начаться конфликт из-за воды.// Центральная Азия: политика и экономика, № 1, 2000
  187. А. Международное сотрудничество КНР и Республики Казахстан (1992−2002 гг.) // http://www.analitika.org/article.php7story- 20 050 225 010 252 972
  188. А. Проблема распределения водных ресурсов между Израилем и его соседями. // Востоковедный сборник (выпуск третий) Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, М., 2002, 309 стр.
  189. А. Заявление в связи с планами переброски северных рек // Комсомольская правда, 22.04, 2003, с.6
  190. Н., Зубкова Н. Водное партнерство как эффективный фактор межгосударственного сотрудничества. // Вопросы мелиорации. -2003. № 3−4 — С. 22−36.
  191. А. Гидроэкологические проблемы Республики Казахстан. // «Центральная Азия и Кавказ», 1998, № 13., (www.ca-c.org -электронная версия журнала «Центральная Азия и Кавказ»)
  192. А. О проблеме переброски части стока сибирских рек в бассейн Аральского моря. // Электронный журнал «Биосфера», Институт географии МОИ PK 2003. N1.
  193. Э. Ливийский акведук // Интеллектуальный Форум / 2002 год / 11 выпуск if.mss.ru/2002/ll/2 002 1224yil.html London Review of Books, June 27, 2002 http://www.lrb.co.uk/
  194. Ул X., Старклофф P. И др. Несоответствие требованиям в реформах водохозяйственного сектора Кыргызской Республики: институциональный анализ // Colombo, 2004. 44 pp. (IWMI Research Report. No. 81)
  195. H. Турция: старые и новые подходы к проблемам Юго-Востока. // Ближний Восток и современность. М., 1997. — Вып. 3. — С. 117.
  196. У России «тырят» даже воду // Парламентская газета 28.09.2005 г. № 169(1786), http ://www.pnp.ru/archive/l 7 860 110. html
  197. Д. Значение водного фактора в политике стран Центральной Азии будет возрастать из года в год // Friday, September 01 2006
  198. Факты и цифры, касающиеся воды и мира // UNESCO Water Portal, сентябрь 2005 г
  199. Факты и цифры, касающиеся трансграничных бассейнов // The first World Water Development Report (WWDR), 'Water for People, Water for Life', UNESCO Water Portal, сентябрь 2005 г.
  200. Факты и цифры по «Водному следу» и виртуальной воде //
  201. UNESCO Water Portal, июнь 2006 r. the 2nd United Nations World Water Development Report, 'Water, a shared responsibility’the UNESCO-IHE Institute for Water Education’s 'Water footprint' website
  202. E. Когда и как можно управлять разделяемыми водоносными горизонтами? // Water International. 2003. — Vol. 28, No 2. — P. 145−153.
  203. А., Рогожина H. Юго-Западная и Юго-Восточная Азия: Проблемы водных ресурсов (социально-экономическое и политико-экологические аспекты). М., 1996. — С. 23-
  204. Фразу «поворот рек» пустили в обиход бессовестные люди" // Экономическое досье России. 2003. № 4. С. 3.
  205. Хакназаров. Водно-энергетический эгоизм Бишкека и Душанбе угрожает всей Центральной Азии // Wednesday, June 28 2006 http://www.analitika.org
  206. О. Освещение в казахстанских СМИ проблемы трансграничных рек Казахстана и Китая (контент-анализ казахстанских СМИ за период апрель 1999 апрель 2001). // (www.kisi.kz -сайт Казахстанского института стратегических исследований)
  207. К. Проблема распределения водных ресурсов между Израилем и соседними государствами // Ближний Восток и современность (выпуск третий) Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, М. 1997.
  208. К. Водные ресурсы бассейна реки Иордан и арабо-израильский конфликт. / Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. Москва 1998 — С. 115.
  209. В. Геополитический треугольник: Казахстан-Китай-Россия. Прошлое и настоящее пограничной проблемы М. 1999
  210. В., Абдуллаев И. Институциональные аспекты управления водой в Центральной Азии: ассоциации водопользователей // Water International. 2003. — Vol. 28, No 2. — P. 237−245.
  211. В., Духовный В. Водные ресурсы в Центральной
  212. M. Права на подземные воды и соответствующее законодательство для устойчивого развития аридных регионов: на примере Саудовской Аравии // Water Resources Development. 2001. — Vol. 17, no. 2. -P. 227−235.
  213. Человечеству угрожает гибель от жажды. Международный социально-экономический coK>3//Washington ProFile, 12 сент.2002, № 62. -http//www.sen.ru/members/bereginya/2002/09/5−7.htm.
  214. Дж., Малано X., Бирд Дж. Интегрированное управление международными речными бассейнами: ситуация в бассейне реки Меконг// Water Resources Development. 2001. — Vol. 17, no. 3. — P. 365 378.
  215. Чэнь Минынань, Хэ Сицюань. Центральная Азия: сегодня и завтра// Contemporary international relations, vol.5 № 8, 1995
  216. С. Учет экологического фактора в рамках системы макроэкономической информации (на примере водных ресурсов). Автореферат на соискание ученой степени к.э.н., МГУ, 2004.
  217. Г. На минном поле. // Азия и Африка сегодня. 1998. — № 2.-С. 19.
  218. И. Почем вода? // Sunday, January 29 2006 http://www.analitika.org
  219. Швейцарская региональная среднесрочная программа для
  220. Центральной Азии 2002−2006 // Swiss Agency for Development and Cooperation (SDC)
  221. О. «Реки перебросить, нельзя отказаться» или «реки перебросить нельзя, отказаться» http://kungrad.com/aral/povorot/perebros
  222. С., Вали А., Сусиайо Г. Проблематика реки Нил: интегрированный взгляд в будущее Египта и Эфиопии // Water International. 2002. — Vol. 27, ~ 4. — P. 517−532.
  223. К. Воздействие гидроклиматических и социально-экономических факторов на международные водные отношения // Water International. 2005. — Vol. 30, № 3. — P. 270−282.
  224. А. Развитие управления локальной естественной монополией в регионе на основе концессии // http://smartcat.ru
  225. Экологический портал Средней Азии http://www.eco-portal.kz/geo3/geo-ru/ 6 .html
  226. Й., Экштейн Г. Ресурсы подземных вод и международное право на мирных переговорах на Ближнем Востоке // Water International. 2003. — Vol. 28, No 2. — Р 154−161.
  227. Энергетика и вода основа интеграции в Центральной Азии // Мировая Энергетика Июль 2006, № 7 http://www.undp.kz/library of publications/files/1115−14 092.pdf
  228. Эстония Вода в Таллине дороже, чем в Нью-Йорке, Москва и Риге — 04.10.2005. — http.regnum.ru/news/521 640.html
  229. О. По новому кодексу собственностью владельца участка становится и водный объект // http ://www. lentacom.ru/ plots/647/comments.html 2006−06−07.
  230. Anandalingam, R. Bhatia, and R. Cessti. 1992. Subernarekha Integrated
  231. Water Management Project. World Bank Final Report.
  232. Beaumont P. Water resources and their management in the Middle East. II Change and development in the Middle East. Essay in honor of W.B. Fisher. Ed. by John J. Clarke and Howard Bowen-Jones. N. Y., 1981. — C. 41.
  233. Blake G., Dewdney J., Mitchell J. The Cambridge Atlas of the Middle East and North Africa. Cambridge, 1987. — C. 19.
  234. Bowen-Jones, Howard. Development in the Middle East. // Change and development in the Middle East. Essay in honor of W.B. Fisher. Ed. by John J. Clarke and Howard Bowen-Jones. N. Y., 1981. — C. 14.
  235. Chesnot C. Les objectifs caches du Grand Projet Anatolien. // Le Monde Diplomatique. 14.08.1993. C. 14.256. Crossroads & conflict: security & foreign policy in the Caucasus & Central Asia Edited by G.N. Bertson &. N.Y., L. 2000
  236. Desvouges, W.H. and Smith, V. Kerry. 1993. Benefit-Cost Assessment for Water Programs, Volume I. Prepared for the U.S. Environmental Protection Agency, Research Triangle Institute, North Carolina.
  237. Dixon, J.A., L.F. Scura, R.A. Carpenter, and P.B. Sherman. 1994. Economic Analysis of Environment Impacts. Earthscan Publications.
  238. Global Water Intelligence, http//www.globalwaterintel.com
  239. , B.D. 1986. Output impact according to main irrigation sources: empirical evidence for four selected states. Paper to Seminar on Water Management. Indian National Science Academy.
  240. Elmusa Sharif S.,"Negotiating Water: Israel and the Palestinians". Institute for Palestine Studies, Washington D.C. 1996. pp. 33, 47 (in http://www.cais.com/ipsips/water3.htm).
  241. Four Major Projects Will Re-draw China’s Economic Division Map, http://english.peopledaily.com.cn/200 103/14/eng2001031465036.html
  242. Griffin, C., Briscoe, B. Singh, Ramasubban and R. Bhatia. 1995. Contingent Valuation and Actual Behavior: Predicting Connections to New Water Systems in Kerala, India. The World Bank Economic Review, 9, 1, 373−395.
  243. Kinzer S. A fierce struggle for water drives all the players in the Kurdish conflict. // International Herald Tribune, 02.03.1999.
  244. Koucher A. State and Society, 1999. C. 240.
  245. Lindholm H., Water and the Arab-Israeli conflict: an imperative for regional cooperation? Goteborg, 1992.
  246. Lowi M. Water and Power. The Politics of a Scarce Resource in the Jordan River Basin. Cambridge University Press, Cambridge (UK). 1993, c. l73.
  247. Middle East. May 1998. C. 7.271. «Middle East Economic Digest», London- 31.01.1997, c. 2
  248. Melet Y. China's political & economic relations with Kazakhstan & Kyrgystan// Central Asian Survey 1998 17(2)
  249. Pavluk T., Nosal A., Krutikova K., Oosterberg W. Assessment of different systems of water quality norms for the Russian Federation. Assessment of the advantages and disadvantages of the Russian and EU system. Inception report. Eng. 2005.
  250. Patmasiriwat, D. c coaBT., 1995. Full Cost Water and Wastewater Pricing: A Case Study of Phuket, Thailand Development Research Institute.
  251. Pearce F., «Wells of Conflict on the West Bank», New Scientist, № 130, 1991
  252. Prokhorova N., Cheryaev A., Kozlova J., Pozdina E., Krutikova K. Environmental and economic management of the water quality of river basins in the EU and Russia, 2003. INTAS 01−0768. Inception report. Eng.
  253. Sariibrahimoglu, Lale. Demirel intervenes in water issue. // Turkish Daily News. 10.02.2000.
  254. Savage Ch. Middle East Water.// Asian Affairs. L., Vol. XII, part 1, February 1991, p. 6.
  255. , D. 1996. New Era in Water Management. International Irrigation Management Institute. Colombo, Sri Lanka.
  256. Selcuk Gultasli. Foreign Ministry: no request to U.S. over Syria. // Turkish Daily News, 04.01.2000.
  257. Sievers E. Water, Conflict, and Regional Security in Central Asia. Environment Law Journal, 2002, Vol. 10, #3
  258. Shuval H., «Resolution of water resources conflicts between Israel and her Neighbours», University of Michigan, Michigan, USA, April 1991
  259. Stevens G. Jordan River Partition.- The Hoover Institution on War, Revolution and Peace. Stanford University, USA, 1965, c.37.
  260. Strategic Survey 1998/1999. // Oxf. University Press. May 1991. — C. 164.
  261. Strategic Survey. 1991−1992 // International Institute for Strategic Studies. -L.: 1992, p.220
  262. Tang Shiping Economic integration in Central Asia: The Russian & Chinese relationship//Asian survey Berkeley (Cal.) 2000 vol.40 № 2
  263. The Middle East in 1990's: Hearing before the Subcomittee on Europe and Middle East of the Committee on Foreign Affairs. Wash., 1991. — C. 158.291. «The Middle East and North Africa», London. 1994, c. 148
  264. The Middle East and North Africa. 1999. Forty-Fifth edition. L., — 1998. -C. 23.
  265. The Nile Valley countries. Continuity and Change. Khartoum, 1984. -C. 5.
  266. The Battle for Water by Tony Clarke and Maude Barlow- Yes Magazine- march 02, 2004 http://www.zmag.org/content/showarticle.cfm?SectionID:=10&ItemID~5071
  267. The German Water and Sewerage Sector: How Well it Works and What this Means for Developing Countries. Briscoe, John. 1995. TWU 21, Water and Sanitation Division, The World Bank. Washington, DC.
  268. Trolldalen J., Fjeld N., Gjessing J. Water Resources Data for Decision-Making in the Middle East, CESAR, Oslo (Norway), 1995, Volume III Data base, p. 385.
  269. Turkish Daily News. 05.11.1993
  270. Turkish Daily News. 30.03.1997.
  271. UNESCO Water Portal // World Water Development Report «Water for People, Water for Life», май 2005.
  272. , A. 1993. Second India Series Revisited: Water. Madras Institute of Development Studies. Madras, India.
  273. Water for people, woder for life. Executive Summary of the UN World Water Development Report The United Nations Educational, Scientific and413
  274. Cultural Organization (UNESCO), Paris, 2003.
  275. Water Resources of the Occupied Palestinian Territory, prepared for, and under guidance of the Committee on the Exercise of the Inalienable Rights of the Palestinian People. United Nations. New York, 1992, UN document A/AC. 183/, p. 39.
  276. Water resources management in Chile: Lessons learned from a World Bank Study Tour. Briscoe, J. 1996. The World Bank. Washington, DC.
  277. Water Charging in irrigated agriculture: A analysis of international experience FAO Water Reports 28.2004. Rome.
  278. Water as an Economic Good: The Idea and What it Means in Practice. Briscoe, J. 1996. Proceedings of the ICID World Congress. Cairo, Egypt.
  279. , J.T. 1991. Values for the Environment: A Guide to Economic Appraisal. Her Majesty’s Stationery Office. London, UK.
  280. World Bank. 1995. Azerbaijan" Baku Water Supple Rehabilitation Project. Washington, DC.
  281. World Water Development Report «Water for People, Water for Life», UNESCO Water Portal, mai, 2005
Заполнить форму текущей работой