Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Преемственность системы «колледж-вуз» в подготовке кадров для базовых учреждений культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди многочисленных проблем организации культур-но-досуговой деятельности важное место занимает проблема подготовки кадров. Изменения, происходящие в стране, предоставленные широкие возможности для совершенствования высшего и среднего образования, усиление гуманистического содержания культурно-образовательной и профессиональной подготовки дают основание для исследования и реализации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА «КОЛЛЕДЖ — ВУЗ» КАК ЦЕЛОСТНОГО СИСТЕМНОГО ОБЪЕКТА
    • 1. Взаимосвязь среднего и высшего образования в системе гуманитарных вузов. 1?
    • 2. Непрерывность и преемственность в культурологическом образовании
  • Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «КОЛЛЕДЖ-ВНЗ»
    • 1. Анализ взаимодействия Московского государственного университета культуры с Московским и Смоленским колледжами
    • 2. Позитивные и негативные последствия коммерциализации деятельности колледжей и вузов культуры

Преемственность системы «колледж-вуз» в подготовке кадров для базовых учреждений культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Осуществление демократических преобразований в Росг" ИИ Ot^OfTIQIipUMp ГТТЬИ Лкипгтн Р ПНШОГ" '^!^ НРРОЭМПУНП ноя сохранения национального культурного наследия и дальнейшего развития культуры.

Современная социокультурная ситуация достаточно сложная., что обусловлено стремительными переменами в нашем обществе. Эти перемены влекут за собой необходимость выработки адекватных мер в области культуры и культур-но-досуговой деятельности, и, соответственно, в области подготовки культурологических кадров.

Человек и его духовный мир всегда находились в центре внимания ученых. Различные исследования посвящены анализу его социальной жизни, проблемам свободного времени, организации культурно-досуговой деятельности и т. п. И это не случайно, т.к. от решения зтих проблем, в конечном счете, зависит как духовное развитие самой личности, так и поступательное движение всего общества.

В процессе приобщения людей к художественным ценностям огромную роль играют выпускники колледжей и ВУЗов культуры и искусства. От степени их подготовки, наличия достаточных фундаментальных теоретических знаний и получения разносторонних практических навыков, в конечном счете, зависит состояние всей культурно-досуговой деятельногти.

Современные условия жизни требуют грамотных, образованных людей. Высококвалифицированные специалисты необходимы для работы р. о вся:* пбллстя" «сизнц.

В связи с этим, возрастает потребность в совершенствовании форм и методов профессиональной подготовки специалистов, изменении статуса средних и высших учебных заведений России, выхода на международный уровень.

Всё это имеет непосредственное отношение и к сфере культуры.

Среди многочисленных проблем организации культур-но-досуговой деятельности важное место занимает проблема подготовки кадров. Изменения, происходящие в стране, предоставленные широкие возможности для совершенствования высшего и среднего образования, усиление гуманистического содержания культурно-образовательной и профессиональной подготовки дают основание для исследования и реализации принципиально новых подходов к формированию специалистов социально-культурной сферы.

Сложившаяся система образования уже не полностью удовлетворяет изменившееся общество, т.к. она пока еще нередко основана на методах, обращенных в прошлое. Это так называемое «поддерживающее» обучение базируется на устоявшихся методах и приёмах, предназначенных для того, чтобы справляться с уже известными, повторяющимися ситуа пиями.

Альтернативой этому может служить «инновационное обучение». Суть его в том, что оно ориентировано на будуоно предусматривает р-ТоВмтие гипсоГ-но ~ти У учащиеся и студентов. Поэтому составление проектов и программ обучения, нацеленных на будущее, требует кардинально новых подходов и’методов.

Современная социально-культурная ситуация, многоплановость и многовариантность стоящих задач, решаемых практикой, требуют от колледжей и вузов культуры ориентации на более высокий уровень профессионализма. Эта проблема является одной из наиболее актуальных в современной педагогике.

Её изучение позволяет глубоко и всесторонне осмыслить опыт работы колледжей и вузов культуры, выявить цели и задачи культурологического образования, наметить пути их достижения, а также определить профессиональные качества, наиболее ценные и значимые для формирования молодого специалиста.

Подготовка кадров для массовых учреждений культуры всегда была в центре внимания как руководящих работников, так и исследователей. По этой теме опубликовано достаточное количество работ, представляющих несомненный научный интерес.

В течение ряда лет научно-исследовательским институ.

— fi том культурологии Академии наук России проводилось изучение профессиограммы клубного работника, в рамках которого изучались проблемы обеспеченности кадрами различных досуговых учреждении, уровень их подготовки в средних и высших учебных заведениях культуры, потребность в кадровом обеспечении и т. п.

Имеется значительное количество дигсертационных работ по данной проблематике, а также научных статей, рефератов, монографий. Среди них можно назвать работы .П. П. Богданова,. Т. А. Куприной. С. Н. Плотникова. Р. И. Ибрагимова, В. И. Закутского, F. Владимирова, HI. А. Стрельцова, В. А. Волобуева. Г. Г. Савельева и др.

В них содержатся результаты проведенный авторами научных исследований, анализируется деятельность выпускников колледжей и вузов культуры, состояние культурного обслуживания городского и сельского населения, степень обеспеченности квалифицированными кадрами догуговых учреждений и т. д.

Однако в настоящее время нет завершённых исследований по проблеме преемственности профессионального образования: большинство исследований проводились преимущественно как частноаспектные, и не выходили за рамки изучения отдельных сторон проблемы.

Существующая научная литература, посвященная анализу современного состояния в области подготовки кадров для культурно-досуговых учреждений пытается в пределах педагогической науки отрегулировать уже сложившийся образовательный процесс.

Но сегодня задача i: octuht в том, чтоьы найти новые подходы к обучению, пересмотреть парадигму подготовки кадров, сформулировать новую концепцию культурологического образования. Восполнить эти пробелы, разработать концепцию преемственности в деле подготовки специалистов и предложить научно обоснованные рекомендации и призвано данное диссертационное исследование.

Актуальность данного исследования и состоит в том, чтобы по новому рассмотреть такой сложный многофункциональный процесс, каким является подготовка кадров для массовых учреждений культуры, представить его как целостную систему, исследовать ее природу, сущность, структуру, для того, чтобы предвидеть общую динамику её развития и влиять на его ход.

Объектом исследования является функциональное образование «колледж-вуз», как двууровневая система, обеспечивающая подготовку кадров для культурно-досуговых учреждений, а предметом исследования — подержание учебной деятельности системы «колледж-вуз», преемственность и взаимопроникновение учебных процессов.

В диссертации рассматриваются роль и место колледжей и вузов культуры в подготовке кадров, проводится педагогический анализ их деятельности на основе современных системных идей, вскрывается логика развития основных элементов педагогического процесса и его преемственности.

Цель исследования заключается в том. чтобы псуитрг-твить анализ феномена «колледж-вуз» как целостного системного объекта, определить пути повышения эффективности в деле подготовки кадров для досуговых учреждений, выявить возможности совершенствования данного процесса и обеспечения преемственности и взаимопроникновения учебных процессов в колледжах и вузах культуры, а также в определении условий для улучшения совместной деятельности этих учебных заведений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обосновать значение и необходимость нового подхода к подготовке кадров.

2. Изучить состояние учебного процесса в колледжах и вузах культуры с целью выявления возможных точек соприкосновения в их деятельности, обеспечения преемственности педагогического процесса и устранения дублирования.

3. Разработать программу взаимодействия двух составляющих двууровневой системы «колледж-вуз», выявить возможности развивающего обучения, разработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию учебного процесса и повышению уровня образования в высшем и среднем звене и внедрить их в практику.

Методелогическую основу д. ля написания диссертации составили основные концепции педагогики и психологии о развитии личности, о важности дооуговых занятий и самодеятельного творчества в жизнедеятельности человека. В качестве теоретических источников были использованы труды русских мыслителей Бердяева Н. А., Данилевского Н. Я., Соловьёва B.C. и др., а также работы отечественных педагогов Клонского П. П., Макаренко А. С., Сухомлинского В. А., Шацкого С. Т. Концептуальность высказанных в этих трудах суждений делают их актуальными и сегодня.

Кроме того, при подготовке диссертации мы опирались на выводы современных ученых Баклановой Н. К., Выгодского Л. С. Гулыги А. В., Монсурова Н. С., Рубинштейна С. Л., Чманскпго Л. И. и др.

Были использованы также концептуальные положения общепризнанных педагогов современности Азарова ff). П. ,. Ананьева Б. Г., Казанского К1. К., Баклановой Т. И., Дарин-ского А. В., Карамышева А. Л. и др.

В ходе исследования применялись взаимодополняющие ДРУГ друга теоретические и эмпирические методы, позволяющие изучать общую динамику и тенденции развития системы образования в сфере культуры.

Основными методами исследования являлись:

1) изучение литературных источников;

2) анализ руководящих документов по данной проблеме;

3) сопоставительный анализ учебно-программной документации;

4!) педагогическое наблюдение и анализ учебного процесса в вузах и колледжах культуры;

5) опытно-экспериментальная работа,.

6) разработка модели подготовки специалистов высшего и среднего звена.

Гипотеза исследования состоит в следующем: если рассматривать среднее и высшее звено в деле подготовки кадров для культурно досуговой сферы как единое функциональное образование «колледж-вуз», то можно применить к нему системный подход и проанализировать его как целостную педагогическую систему и, соответственно, раскрыть все ее структурные элементы.

Это позволит вскрыть новые резервы и построить перспективную модель подготовки кадров, повысить интенсивность и эффективность учебно-творческой деятельности и одновременно снизить временные С, а значит и финансовые) затраты на подготовку специалистов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) Впервые проблема подготовки кадров рассматривается на двух уровнях: функциональное образование -" колледжвуз" - представлено в виде целостной системы, обеспечивающей непрерывность и преемственность в деле подготовки кадров для массовых досуговых учреждений.

2) R диссертации предпринята попытка утвердить новые подходы к подготовке кадров в сфере культуры, качественно отличающиеся от тех, которые содержатся в предшествующих исследованиях.

3) В диссертации сформулировано и раскрыто понятие «преемственность» применительно к проблеме подготовки кадров.

4) В данном исследовании рассмотрена система организации и оптимизации учебного процесса в колледжах и вузах культуры.

5) В диссертации предложены более совершенные программы обучения, проверенные в ходе учебного процесса и подтвердившие эффективность использованных педагогических приёмов, основанных на принципах развивающего обучения.

6) Рассматриваемая педагогическая деятельность колледжей и вузов впервые стала объектом такого подробного исследования, направленного на решение перспективных задач.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что её материалы, выводы и научно-обоснованные рекомендации по исследуемой проблеме могут быть использованы для дальнейшего совершенствования учебного процесса в колледжах и вузах культуры с целью обеспечения преемственности в деле подготовки кадров.

Уже сегодня они применяются в работе Московского областного высшего училища (колледжа) искусств, а также на более высоком уровне в Московском государственном университете культуры.

Теоретические концепции и подходы нашли свое воплощение в ходе лекционных курсов, а также используются в деятельности областных органов культуры, находят свое применение в ходе организации учебного процесса на факультетах и в институтах повышения квалификации работников культуры.

Результативность проведённого исследования состояла в выявлении эффективных путей подготовки специалистов среднего звена для продолжения их обучения в университете.

При этом были достигнуты следующие результаты:

— определены факторы, оказывающие влияние на подготовку специалистов в сфере культурно-досуговой деятельности;

— выявлены особенности взаимодействия учебных заведений среднего и высшего образования;

— разработаны рекомендации по организации учебного процесса в системе «колледж-вуз» .

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе учебного процесса в различных учебных заведениях культуры и искусства, в частности, в Московском и Смоленском колледжах. Кроме того, состоялись неоднократные выступления на научных и научно-практических конференциях, в частности, следующих:

1. Перестройка. учебно-воспитательного процесса в вузе: опыт, проблемы, перспективы (Москва, МГИК, 1991 г. Э.

2. Народная художественная культура России: проблемы развития и подготовки кадров (Москва, МГИК, 1994 г. D.

3. Информационное мировоззрение и инжофмационная культура.

Москва, Российская Государственная библиотека, 1994 г.).

4. Искусство и художник в информационном обществе (Москва, Московская государственная консерватория, 1995 г.).

5. Человек в мире культуры (Москва, МГУК, 1995 г.).

6. Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения (Москва, МГУК, 1997 г.).

Автором проведено значительное количество открытых уроков, построены^ на применении новых программ обучения. Открытые уроки посещались педагогами и руководством различных колледжей и вузов культуры.

Научные выводы и рекомендации автора изложены в ряде новых учебных планов и программ, а также в методических рекомендациях по изучаемым курсам.

Настоящая диссертация подготовлена в рамках комплексного исследования, проводимого кафедрой педагогики и психологии Московского государственного университета культуры «Совершенствование общей и профессиональной подготовки культурно-просветительных работников в вузах культуры» .

Структура диссертации подчинена логике научного исследования, обусловленна его целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

ВЫВОДЫ ПО 2-ой ГЛАВЕ.

Стремление к гуманизации общества, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей требуют и выработки более широкого кругозора у специалистов культурно-досуговой деятельности.

Это важно учитывать при внедрении модели подготовки кадров для культурно-досуговой сферы и разработки учебных планов и прогорамм.

Результатом этой деятельности станет включение новых дисциплин, ориентированных на формирование специалиста широкого профиля, умеющего свободно ориентироваться в изменяющемся мире и самостоятельно решать возникающие проблемы, раскрывать возможности людей, пришедших в досу-говые учреждения, отвечать на их возросшие потребности.

Проведённый нами анализ общей денамики развития культурологического образования позволил определить проящлШышг ц^/тт.

— 105 ft ляющиеся сегодня теденции и экстраполировать их на перспективу.

Среди них отметим некоторые:

1. Рыночные отношения требуют становления и утверждения новой системы подготовки кадров;

2. При подготовке специалистов необходим учёт всех факторов, влияющих на жизнь человека, в том чес-ле изменения его запросов, потребностей, интересов и т. д.;

3. Возрастающиее стремление человека к самореализации, организации своего дела требует подготовки таких специалистов, которые бы имели ряд вариантов выбора своей будущей деятельности и могли найти своё место в новых рыночных условиях;

4. Возрастает поль развивающего обучения, которое значительно увеличивает его эффективность, способствует приобретению навыков самостоятельного обучения, практическому применению полученных знаний в культурно-досуговой деятельности.

Развивающее обучение характеризует как среднее, так и высшее звено:

Среднее звено — колледжи культуры — являются главным в определении профессии будущего работника досуговой сферы. Именно здесь формируются основные навыки руководства досуговыми коллективами, приобретаются необходимые звания и практический опыт. ВУЗ выпускает специалиста широкого профиля, готового самостоятельно организовать и возглавить дело .

В дальнейшем исследовании нуждаются вопросы о многоуровневой системе образования: необходимо создать преемственную систему, в структуре которой будут детский сад, школа, колледж, вуз, поствузовское образование.

Глубокого изучения и практического воплощения требуют и вопросы учебно-методического обеспечения в системе культурологического образования.

В новых экономических условиях стремительно меняется социально-экономическя ситуация, которая требует незамедлительного решения возникающих проблем. Отсюда возрастает значимость приобретения новых профессиональных знаний и навыков.

Большой потенциал в решении этих вопросов принадлежит факультетам дополнительного образования вузов и некоторым другим платным подразделениям позволяющим реализоваться авторским школам и программам и дополнить полученные выпускниками знания новыми, не предусмотренными ос новным учебным планом, но крайне необходимыми в постоян, но меняющейся жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее диссертационное исследование посвящается поискам путей совершенствования подготовки кадров для досуговых учреждений.

Необходимость его была обусловлена переменами, происходящими в обществе, изменившимися социально-экономическими условиями.

Современный период в развитии культурологического образования характеризуется качественным улучшением в системе обучения и воспитания работников культуры.

В это же время остро встали вопросы обогащения содержания учебного процесса, улучшения профессиональной и общенаучной подготовки студентов с учётом Государственного образовательного стандарта.

В новых условиях нельзя было рассматривать проблему подготовки кадров для массовых досуговых учреждений в колледжах и вузах культуры как два изолированных друг от друга потока, как некий застывший процесс.

Весьма плодотворным оказался подход к двум звеньямсреднему и высшему — в деле культурно-просветительного образования, как к целостному системному объекту, в структуре которого колледж и вуз выступают как две самоетоятельные подсистемы, взаимодействующие, взаимодополняющие и взаимовлияющие друг на друга.

Отсюда вытекает необходимость непрерывного образования выпускников, и важность построения двууровневой системы «колледж-вуз» .

Именно решение этих проблем и явилось предметом изысканий автора.

Новая парадигма культурологического образования исходит из следующего.:

Вопервых, фундаментальное образование должно включать в себя основную базу знаний о человеке и обществе.

Во-вторых, необходимо усвоить учащимся основные закономерности развития человеческого общества и досуговой деятельности.

В третьих, сформировать у студентов системное мышление, единое видение мира. На передний план выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные виды обучения, основанные на системном мышлении.

Предложенная концепция непрерывного образования базируется на двууровневой системе «колледж-вуз» .

В колледже учащиеся обучаются по избранной специальности в соответствии с программой и получают право после окончания идти работать или поступать в вуз.

При этом на сегодняшний день складываются различные варианты подготовки специалистов в колледжах:

1) Выпускники среднего звена, получившие спе-циальость в соответствии с перечнем и подготовленные к работе в своей отрасли.

2) Выпускники-отличники, имеющие право поступления на 1 курс университета культуры без экзаменов.

3) Повышенный уровень подготовки по конкретной специальности, дающий право выпускнику колледжа поступать на 2 или даже 3 курс университета культуры.

Рассматривая будущее высшего образования в России, авторы статьи «Высшее образование в России: взгляд в 21 век» отмечают следующее:

Высшая школа России объективно обладает следующими достоинствами:

1) она способна осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки;

2) по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами она занимает одно из ведущих мест в мире;

3D она отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки;

4) она традиционно ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой." *.

В стране идёт реформа высшего образования: начата реализация программы универсального высшего образования, осуществляется комплекс мер, направленных на гуманитаризацию и фундаментализацию процесса обучения.

В данном диссертационном исследовании мы пытаемся определить содержание и стратегическое направление культурологического образования, с тем, чтобы сохранить всё хорошее, что в ней сложилось, и определить то, что надо улучшить.

Наличие двууровневой системы образования позволяет абитуриенту выбрать свой путь с учётом личных познавательных и профессиональных интересов, а также позволяет учитывать запросы общества в том или ином виде труда.

Сегодняшние социально-экономические реалии требуют гибкой системы образования, удовлетворяющей, с одной стороны, запросы личности, с другой, нужды культурно-досуго-вой сферы, с учётом рыночных условий. м Шукшунов В. Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Высшее образование в России: взгляд в 21 век // «Специалист», N 10. 1993, — с. 2−4.

Многоплановость и многовариантность задач, стоящих сегодня перед практикой, постоянно меняющиеся запросы и интересы людей требуют подготовки таких кадров, которые устояли бы в условиях рыночных отношений, нашли своё место в системе культурно-досуговой деятельности.

Подготовке именно таких кадров способствует многогранное образование, получаемое выпускниками в колледжах и вузах культуры.

В диссертации среднее и высшее звено — колледж и вуз — рассматриваются как целостная единая педагогическая система, отвечающая всем требованиям системного объекта и включающая в себя все необходимые структурные элементы, в том числе:

— субъект деятельности (педагогический персонал);

— объект педагогического воздействия (учащиеся и студенты);

— процесс педагогического воздействия (знания, умения, навыки, передаваемые учащимся и студентам);

— предмет совместной деятельности (содержание учебных курсов, планов и программ и т. д.);

— цель обучения — подготовка высокообразованных кадров для организации культурно-досуговой деятельности в стране и управления этой деятельностью);

— и, наконец, средства достижения данной цели (лекционные и семинарские занятия, производственная практика, совокупность зачётов и экзаменов).

Наличие всех этих структурных элементов и позволило рассматривать функциональное образование «колледж-вуз» как целостный системный объект, существующий по своим внутренним законам, присущим системным объектам и способствующий интенсификации учебно-творческого процесса.

Интенсификация учебно-творческой деятельности даёт качественный скачок в обучении за счёт оптимального использования резервных возможностей личности, стимулирующих её активность.

Именно интенсификация учебного процесса, осуществляемая в системе «колледж-вуз», способствует повышению качества обучения, его эффективности и, временных С, а значит, и финансовых) затрат, т.к. выпускники колледжей получают возможность продолжать учёбу на втором или даже на третьем курсе университета культуры.

При этом, профессиональное образование представляет собой не просто передачу накопленного педагогом профессионального опыта и зананий, не просто однонаправленный прямолинейный процесс от преподавателя к студенту, а их тесное взаимодействие как субъектов профессиональной деятельности.

Процесс обучения в этом случае представляет собой организацию взаимоотношений преподавателей и учащихся по.

— из производству и обмену идеями, знаниями, навыками, организацию взаимодействия, в ходе которого (в соответствии с принципами современной дидактики) решаются задачи образования, воспитания и общего развития человека.

Анализ деятельности средних и высших учебных заведений позволил разработать в диссертации педагогически целесообразную и перспективную модель подготовки кадров для культурно-досуговой сферы. В основу её были положены общие педагогические принципы:

— прогнозирование и перспективное планирование в сфере подготовки кадров;

— непрерывность образования;

— преемственность в образовательном процессе;

— единство научной, творческой и практической деятельности учащихся и студентов;

— устранение дублирования в преподавании и укрепление междисциплинарных связей.

Сердцевиной данной концепции подготовки специалистов стало развивающее обучение, которое значительно увеличивает его эффективность, формирует качественное восприятие изучаемого материала, способствует развитию самостоятельности, активности, учит практическому применению полученных знаний, позволяет легче ориентироваться в жизни и т. д.

Новые тенденции в изменении культурно-досуговой деятельности — переход на хозрасчёт, самоуправление, создание различных любительских объединений, выход из-под жёсткого контроля со стороны управленческих органов и т. д. — требуют усиления самостоятельности учащихся, формирования у них педагогических способностей и методических знаний и навыков самостоятельной работы.

Материалы диссертационного исследования, все выводы и рекомендации широко применялись автором в ходе его преподавательской работы.

Они нашли своё воплощение в лекциооных курсах Московского государственного университета культуры, в работе Московского и Смоленского колледжей культуры, в деятельности областных и республиканских руководящих органов, в учебном процессе факультетов и институтов повышения квалификации работников культуры.

Проведённое исследование подчёркивает важность создания целостной системы подготовки специалистов для культурно-досуговой сферы. Стройная система знаний С, а не разрозненные фрагментарные представления о культурно-досуговой сфере), основное условие становления хорошего специалиста.

Эта стройная система требует преемственности учебных планов и програм колледжей и вузов, и более динамичного совершенствования всей учебной работы.

Усиление общетеоретической подготовки в свою очередь способствует более качественному освоению профессиональных знаний в области музыки, хореографии, режиссуры и т. п.

Именно это позволит будущему выпускнику лучше ориентироваться в современном окружающем мире, выступать организатором досуга и эмоциональной жизни людей и проводником новых полезных для общества идей.

— не.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В., Рокитянский В. Россия в поисках будущего. — Мысль, 1993. — 321 с.
  2. Ю. П., Чернышёв А. А. Проблемы и условия демократизации целостного педагогического процесса.// Совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузе культуры.- М.-МГИК", 1989.
  3. Ю. П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свобода. М., 1993.
  4. Л. С. Формирование основ профессионального мастерства будущих руководителей самодеятельных оркестровых коллективов в вузах культуры в процессе практики. Дис. канд. пед. наук. МГИК, 1989.
  5. Аилимов 0. С. Новые ценности обучения и методология образования. М.: Мир, 1989.
  6. И. С. Идея непрерывности образования в педагогическом наследии Д. И. Менделеева // Дис. канд. пед. наук. 13.00.01. Тбилиси, 1989.
  7. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования: Тез. док. и выступлений на 25 сес. Науч. Совета по пробл. истории образования и пед. науки С17−18 мая 1994г). М.: ИТПиМИО РАО, 1994.
  8. Активные методы обучения в вузе.- Набережные Челны, 1983.
  9. Актуальные вопросы обучения и воспитания детей и молодёжи: Материалы науч.-практ. конф., 8−9 дек. 1994 г. М.: ИПиПК РАО, 1994.
  10. Актуальные вопросы практической деятельности руководителя образовательного учреждения: Информ. метод.: Вып. 1. М., НИИВШ. Сб. — Самара: Упр. образования администрации Самар. 18 выпусков в год. обл., 1993.
  11. Актуальные проблемы развития высшей школы. Переход к многоуровневому образованию: Межвуз. сб. науч. тр. / СПбЛГА. 11. Актуальные проблемы возрождения духовности .- СПб.: ЛТА, 1993.
  12. . Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969.
  13. С. А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М.: Наука народного художественного творчества/ 1989. 369 с.
  14. С. И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству.1. М.: школа, 1976.
  15. Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.
  16. А. Перестраивается гуманитарное образование // Независимая газета. 1992. — 27 мая. — С. 6.
  17. Т. И. Профессиональное мастерство работника культуры. М.: МГИК, культуры. — М.: МГИК, 1994.
  18. Т. И. Теоретические основы педагогического руководства художественной самодеятельностью // Дис. докт. пед. наук. Л.: ЛГИК1991., 1990.
  19. С. Я. Теоретическая концепция начального, среднего и среднего специального профессионального образования: Для обсуждения на заседании Президиума АПН / АПН. М., 1988.
  20. К. Л. Талант не заслуга / М-во науки и образования Респ. Адыгея. — Майкоп: РИП «Адыгея», 1994. канд. пед. -наук. — М., 1983.
  21. P.M. Образование как важнейший фактор совершенствования человека: препринт, докл. на заседании Учен, совета Ин-та яз., лит. и истории 22 марта 1990 г./ Карельск. фил. Ан СССР, 1990.
  22. И.С. Психологические предпосылки формирования творческой индивидульности студента-дирижёра.-Дис. канд. пед. наук., М., 1983.
  23. Бестужев-Лада И. В., Филиалов Ф. С. Социально-философские аспекты непрерывного образования и формирования единой системы непрерывного образования. М.: Наука, 1988.
  24. Л. П. Современные проблемы культурологического образования, его состояние и перспективы // Современные проблемы культурологического образования (Сб. ст.). М.: МГИК, 1993.
  25. Т. Г. Целостный подход к учебно-воспитательному процессу в вузе культуры как условие формирования личности специалиста. Дис. канд. пед. наук. М., 1992.
  26. А. 0., Смирнов П. И. Россия и русские. Характер и судьбы страны. Спб, 1992. — 286 с.
  27. Г. П. Перестройка системы образования -явление времени / Образование как важнейший фактор просвещения РСФСР. М., 1988.
  28. Взаимосвязь содержания, форм и методов обучения в средних специальных учебных заведениях: Сб. науч. тр. // НИИ проблем высшей школы.- М. НИИВШ, 1990.
  29. Вопросы совершенствования подготовки специалистов со средним специальным образованием: Сб. науч. тр./ НИИ проб л. высш. шк. М.: НИИВШ, 1987.
  30. Воробьёва Н., П. Организационно-методические основы управления учебным процессом на заочном отделении институтов культуры как фактор повышения качества подготовки специалистов. Дис. канд. пел. наук. — М.: МГИК, 1990,
  31. А. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М,, 1978.
  32. Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов. Челябинск, 1991.
  33. Вуз в системе непрерывного образования: Тез. докл. межвуз. конф., 30 янв.-1 февр. 1990 г. Чебоксары, 1990.
  34. Высшая и средняя специальная школа за рубежом: Биб.лиогр. указ. И.: НИИВО, 1994. Все выпуски.
  35. Высшая школа за рубежом: гуманитарная подготовка: Информ. сб. Учеб.-метод, об-ния по подготовке учителей без отрыва от пр-ва / Мое. гос. открытый пед. ин-т: МГОПИ, 1992.
  36. Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения / К. Н. Цейкович, Л. Н. Тарасик, Н. И. Давыдов и др. — Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов.
  37. М.: центр проблем качества подгот. специалистов. N.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 1994.
  38. Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт: Информ.-аналит. сб. / НИИВО. М.: НИИВО, 1994. Все выпуски.
  39. Высшее образование в странах Западной Европы: проблемы и тенденции: Науч.-аналит. обзор: (Специализир. информ. для системы нар. образования) / Д. К. Беридзе: АН ССР- ИНИОН. М., 1989. — С Науковедение за рубежом).
  40. Т.С. Высшая школа США на современном этапе. М.: Высш. шк., 1989.
  41. . С. Россия: образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге 21 в.). Челябинск: Челяб. Фил. Ин-та проф. образования, 1993.
  42. . С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России / РАО- ИТПиМИО. М.: ИППиМИО, 1993.
  43. Гибкие образовательные структуры в системе непрерывного образования. М.: НИИВШ, 1989.
  44. В. К., Кудрявцев Ю. А. Образование в условиях рыночных отношений: (Зарубеж. опыт) / Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.
  45. В. А.. Коханова JI. А. Основы непрерывного образования. М., 1987.
  46. Государственный стандарт высшего профессионального образования. Изд. офиц.. — М.: Гос. ком. РФ по высш. образованию, 1995.
  47. В., Ильсов И., Ляудис В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. М.: МГУ, 1981.
  48. Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США / РАО- ИТПиМИО: Рос.-амер. центр непрерыв. образования. М.: ИТПиМИО РАО, 1994.
  49. Гуманитарии и культура: Пробл. гуманитар, образования: По материалам обсуждения за «круглым столон», организ. ред. журн. «Вестн. высш. шк. «на филол. фак. МГУ им. Ломоносова / Подгот. к печати А. Г. Бойчук. // Вестн. высш. шк. 1987. — N 3. — С. 18−29.
  50. А. Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М.: Просвещение, 1993.- (Учеб. пособ. для пед. ин-тов.).
  51. А. Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. М.: Знание, 1989.
  52. Э.Д. Четвёртая школьная реформа в России: Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994.- (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»).
  53. И. Д.. Терещенко В. И. Формирование навыка самостоятельной работы у студентов-заочников на занятиях по орекстровому дирижированию. М.: МГИК, 1986.
  54. Т.Г. Формирование рыночных отношений в высших учебных заведениях теория и практика // Дис. канд. экон. наук. М., 1994.
  55. В. К. Высшее образование за рубежом: С США, Великобритания, Франция, ФРГ, Япония. КНР): Учеб. пособие. ЛГУ, 1989.
  56. Л. Г. Национальные университеты на пороге 21 века: Сб. ст. Чебоксары: Изд-во при МГУ, 1994.
  57. В.И. Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в самодеятельных хоровых коллективах клубных учреждений по музыкально-певческому развитию их участников. Дис. канд. пед. наук. — М.: МГИК, 1979.
  58. А. Д. Организационно-методические основы культурно-просветительской деятельности // Дис. докт. пед. наук. Л.: ЛГИК, 1990.
  59. Зарубежный опыт формирования и реализации концепции непрерывного образования: Обзор / ОНТИ ВНИИ проф.-техн. образования. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1989.
  60. В.Г. Основные направления развития вузов культуры и искусств // Вестн. высш. шк. 1987. N 8. — С. 3−14.
  61. С. Н. Молодёжь и культура. М., 1989.- 64 с.
  62. Т.И. Активные проблемы высшей школы // Новое в теории и практике обучения. М., 1979. — вып. 4.
  63. Инновационное обучение и наука: Науч.-аналит. обзор / В. Я. Ляудис- РАН- ИНИОН. М.: ИНИОН РАН, 1992.
  64. Инновационные процессы в образовании: Сб. тез. докл. и выступлений на науч.-практ. конф. «Инновац. процессы в образовании: опыт, пробл., решения». Новокузнецк: НГИУУ, 1994.
  65. Инновационные учебные заведения в России: Инфор-м.-справоч. пособие в помощь руководителям шк. / МО РФ- Респ. ин-т повышения квалификации работников образования.- М.: Изд-во РИПКРО МО РФ, 1992.
  66. Интегративный подход при разработке содержания обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: НИИВО, 1993.
  67. Интеграция и межпредметные связи в системе непрерывного профессионального образования: Тез. докл.: Меж-вуз. конф., 15−16 ноября 1990 г., Ленинград. Л.: Все-союз, ин-т повышения квалификации руковод. работников и специалистов профтехобразования, 1990.
  68. Интеграция содержания обучения как предпосылка совершенствования профессиональной подготовки специалистов со средним специальным образованием / НИИ проблем высш. шк. Я: НИИВШ, 1990.
  69. Интеграция университетов России в общемировую систему университетского образования и науки. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  70. Информационное обеспечение прогнозирования развития системы непрерывного образования: Сб. науч. тр. / АПН ССР- НИИ общ. педагогики. М.: АПН СССР, 1990.
  71. Исследование тенденций развития содержания сре-него специального образования в новых социально-экономических условиях. М. ¦¦ НИИВШ, 1988.
  72. Исследования НИИВШ по проблемам перестройки высшего и среднего специального образования в 1987 г. / НИИ пробл. высш. шк. М.: НИИВШ, 1988.
  73. Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования: 13 сес. Науч. Совета по пробл. истории образования и пед. науки РАО 25−26 мая 1993 г. (Тезисы докладов и выступлений). М.: ИТПиМИО РАО, 1993.
  74. Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования: Комплекс, программа «Стратегия развития образовательных систем» / РАО: ИТПиМИО- Междунар. центр методологии историко-пед. исслед. М., 1994.
  75. Е. В. Высшая школа в системе непрерывного образования: Науч.-теорет. пособие. Минск: Вы-шэйш. шк., 1990.
  76. Т. Г. Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГ9К, 1995.
  77. Кадры и кадровая политика в высшей школе. М.: МГИК, 1990.
  78. Калмыкова 3.И. Психологические принципы развивающие обучение. М.: Педагогика, 1979.
  79. A. JI. Педагогика и культурология: проблемы взаимосвязи. // Современные проблемы культурологического образования. М.: МГИК, 1993.
  80. А., Цагорелли Ю. Призвание и мастерство. М., 1986.
  81. В.Г. Университетское образование: его настоящее и будущее // Magister. 1995. — N 3. — С. 1−9.
  82. Коваленко (0. И. Профессиональное образование в ФРГ. М.: Высш. шк., 1988. — (Профтехобразование за рубежом) .
  83. Колледж как вид среднего специального учебного заведения / Л. Г. Семушкина, В. И. Байденко, С. В. Васильева, Г. Г. Городничева- НИИ высш. образования. М.: НИИВО, 1994.
  84. Л. Ф. и др. Эффективность образования.: Педагогика, 1991.
  85. Комплексная программа «Стратегия развития образовательных систем» / РАО. М.: РАО, 1993.
  86. С. Н. Художественная интеллигенция: противоречия в сознании и деятельности.- М., 1991.- 129 с.
  87. С. Н., Наместников И. В. культура в свете нового мышления, — М., 1991, — 48 с.
  88. Н. В. Управление инновационными процессами в условиях педагогического колледжа: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/ Моск. пед. ун-т. -М., 1994.
  89. Концептуальные основы перехода к непрерывному образованию: Обзор информ. / НИИ проблем высш. шк. М.: НИИВШ, 1989.
  90. Концепция исследования проблем непрерывного образования: Проект/ НИИ общ. образования для взрослых. 1988.
  91. Концепция общего среднего образования как базового в единой системе непрерывного образования: Проект/ АПН СССР. М.: Педагогика, 1988.- (Всесоюз. съезд работников нар. образования).
  92. Концепция среднего специального образования/ НИИ высш. образования. М.: НИИВО, 1991.
  93. Г. А., Калитенкп В. Д. Сочетание новых и традиционных методов преподавания на практических занятиях в высшей школе.// Совершенствование форм и методов в учебном процессе высшей школы. М., 1982.
  94. Кузьмина- Н. В. Опыт экспериментального моделирования деятельности преподавателей. Л.: ЛГУ, 1977.
  95. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980.
  96. HI. Н., Сухотская Г. С. индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. -М.: Педагогика, 1971.
  97. HI. Н. Психология обучения взрослых. -М.: Просвещение, 1985.
  98. В. А. Философия и проблема гуманитарного образования.- Дис. докт. фил. наук.- М., 1990.-400с.
  99. В. А., Медведева Л. Б. Колледж при университете как первая ступень высш. образования. (Подгот. учителя для неполн. сред. шк.) // Высш. обр. в России.- N 3, — С. 83−9i.
  100. Культура в современном мире. Опыт, проблемы, решения. М., 1990.
  101. ЛадыжеЦ Н. С. Развитие идеи западного университета: Социал. -филос. анализ.- Ижевск: Изд-во Нижегород. ун-та. Фил. при УДГУ, 1991.
  102. В.А. Чтобы не буксовала школьная реформа: (Контакты школы и вуза)// Вестн. высш. шк. 1987.1. N 12. С. 22−27.
  103. B.C. Непрерывное образование: структу ра и содержание. М, 1988.
  104. И.Я. Процесс обучения и его закономер ности. М.: Знание, 1980.
  105. Н. П. Интенсификация образования фактор повышения эффективности педагогического труда. Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1989.
  106. М.И. Генезис и функции: (непрерывное образование) // Вестн. высш. шк.- 1989.- N 6. С. 51−53.
  107. Межвузовские учебно-творческие центры в системе непрерывного образования. Учебный центр «Новые информационные технологии обучения». М.: НИИВО, 1992.
  108. Международное сотрудничество в области высшего образования, — М.: НИИВО, 1991.
  109. Методические основы педагогики взрослых, — Л, НИИ общего образования взрослых, 1972.
  110. Методические основы функционирования и развития системы многоуровневого образования: Всерос. науч.-метод, конф., 17−18 нояб. 1993 г.: Тез, докл.- Саратов: СГТУ, 1993.
  111. В. И. Учреждения высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации: Аккредитация самообследование — рейтинг, — М.: Изд-во Рос ун-та дружбы народов, 1995.
  112. Модернизация в России и конфликт ценностей.-М., 1993.- 290 с.
  113. В. Jl. Социологический анализ опыта гау-манитаризации высшего образования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук/ МГУ.- М., 1993.
  114. Непрерывное образование в СССР: (Соврем, состояние, перспективы развития): Указ. основ, лит.- Л.: ГПБ им. Салтыкова-Щедрина, 1991.
  115. Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. / НИИ пробл. высш. шк. М.: НИИВШ, 1989.
  116. Непрерывное образование научно-педагогических кадров: концепция и практика реализации: Метод, пособие/ Исслед. центр Гособразования СССР по проблемам упр. качеством подготовки специалистов- Моск. энерг. ин-т.- М., 1991.- (Труды Исслед. центра).
  117. Непрерывное образование: проблемы и перспективы развития: Обзор информ. / НИИ проблем высш. шк. М.: НИИВШ, 1988.
  118. Непрерывное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития: Обзор информ. / НИИ проблем высш. шк.- М.: НИИВШ, 1988.
  119. A.M. Английский колледж/ Моск. департамент образования, М.: Новая школа, 1994.
  120. Новые методы и средства обучения, — М.: Знание, 1988.
  121. Новые модели образовательных учреждений/ Моск. департамент образования.- М.: Новая школа, 1994.
  122. Нормативные документы Гособразования СССР по перестройке среднего специального образования.- М, 1990.
  123. Образование: будущее России и человечества: Проблемы становления системы наук и теорий об образовании: Первая науч. сессия отделения образования Петров, акад. наук и искусств С14−15 декабря 1993 г., С.-Петербург). СПб., 1993.
  124. Образование в мире на пороге 21 века: Сб. науч. тр./ АПН СССР, НИИ теории и истории педагогики, — М.: АПН СССР, 1991.
  125. Образование и культура: история и современность: (Методол. аспект) / Том гос. ун-т им. В. В. Куйбышева.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989.
  126. В.Г. Социально-философский анализ современной тенденции непрерывного образования.- Ереван, 1991.
  127. Общее среднее образование в России: Сб. нормат. документов/ МО РФ.- М.: Новая шк., 1994.
  128. Опыт разработки словаря терминов среднего специального образования.- М.: НИИВО, 1992.
  129. Организация учебного процесса и технология обучения в системе многоуровневой подготовки специалистов: Тез. докл. Томск: ТПУ, 1995.
  130. А.Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы. М.: МГПУ им. Ленина, 1991.
  131. Op .лов В. И. Методы обучения в средней специальной школе: В 2 ч. / Моск. ун-т потреб, кооп.- М.: МУПК, 1993.
  132. Орлова 3.А. Современная городская культура и человек. М., 1987. — 117 с.
  133. В. Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования/ АН АрмССР- Ин-т философии и права, — Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1989.
  134. Основные тенденции развития высшего образования в развитых зарубежных странах/ НН пробл. высш. шк. -М.: Н НИИВШ, 1989.
  135. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: учеб, пособие.- М: Интерпракс, 1995, — (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»).
  136. Педагогические кадры системы непрерывного образования, — М.: НИИВО, 1992.
  137. Педагогические технологии в условиях многоуровневого образования: Тез. Рос. семинара, 24−2 окт. 1994 г.- Рязань: РГПУ, 1994.
  138. Ф.И. Непрерывное образование: проблемы и перспективы, — М.: Знание, 1991, — (В помощь лектору).
  139. Передовой опыт подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях/ Ассоц. «Проф. образование», — М., 1993.
  140. Перспективы развития системы непрерывного образования, — М.: Педагогика. 1990.
  141. А. И. Университет, лицей, колледж: (Беседа с президентом рос.-амер. ун-та А. И. Подберёзкиным)/ Записал Г. Бехтерев// Труд, — 1990, — 9 окт.
  142. Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук: (Материалы для сравн. анализа).- М: Госкомвуз России, 1995.
  143. Н. А. Интенсификация подготовки специалистов высшей квалификации. М., 1986.
  144. М. В. Сущность и социально-культурная обусловленность гуманизации образования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук/ МГИК. М., 1994.
  145. Проблемы высшей школы за рубежом: Межвуз. сб. науч .тр. / Моск. гос. заоч. пед. ин-т, М.: МГЗПИ, 1990.
  146. Проблемы зарубежного опыта в практике российского образования: Сб. ст./ Моск. деп. образования- Центр, окруж. упр. образования- РАО.- М., 1994.
  147. Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор информ. / НИИ пробл. высш. шк. М., 1980. 4 вып. в год.
  148. Проблемы кадрового обеспечения системы непрерывного образования. М.: НИИВО, 1991.
  149. Проблемы многоуровневой системы образования: (Материалы 2-й науч.-практ. конф.), апр. 1994 г.- Томск: 1994. В 2-х ч.
  150. Проблемы непрерывного образования: Науч. реф. сб. / НИИ общ. педагогики АПН СССР.- 1990, Вып. 1.- М., 1990.- Выходит 1 раз в год.
  151. Проблемы профессионально-технического образования: Сислиогр. указ. лит. за 1988−1993 гг./РАО- Ин-т проф.-тех. образования.- СПб.: Ин-т профтехобразования, 1993. В 2-х ч.
  152. Проблемы развития различных систем подготовки специалистов: Тез. докл. вуз. науч.-метод, конф., 20−21 окт. 1994 г.- Кемерово: КТИПП, 1994.
  153. Проблемы средней специальной школы: Обзор ин-форм./ НИИ проблем высш. шк.- 1988. Вып. 1, — М.: НИИВШ, 1988. 2 вып в год.
  154. Проблемы теории культуры.- труды НИИ культуры 55, 1977, 259 с.
  155. Проблемы учебных заведений-комплексов, — М.: НИИВО, 1991.
  156. Проблемы целостного процесса общей и профессиональной подготовки специалистов в вузе культуры.- М.: МГИК, 1987.
  157. Проблемы профессиональной подготовки кадров культуры в условиях перестройки высшей школы.- Пермь, 1991.
  158. Прогностические модели систем образования в зарубежных странах: Сб. науч. тр. / РАО- Ин-т теорет. педагогики и междурарод. исслед. в образовании, — М.: ИТПиМИО РАО, 1994.
  159. Программа научно-методического обеспечения развития образования в России/ РАО- ИТПиМИО, 1993.
  160. Профессиональное образование в регионе: проблемы развития: Сб. тез. докл. и выступлений участников науч.-практ. конф.- М.: ИПКиПРНО МО, 1993.
  161. Профессиональное образование в России: новые тенденции: Тез. докл. науч. -практ. конф., Санкт-Петербург, 21−22. сент. 1993.- СПб., 1993.
  162. Профессиональные учебные заведения нового типа: Метод, рекомендации для работников проф. учеб. заведений/ Омск, 1994.
  163. Я.В. Управление и организация. Философия деятельности: Метод, рекомендации/ Рос. респ. ин-т повышения квалификации работников образования- АО «Класс-сервис».- М.: АО «Класс-сервис», 1991.
  164. К.Э. Коммерция и творчество. Враги или союзники?. М., 1986, 260 с.
  165. Реформы системы образования в новых землях ФРГ.- М.: НИИВО, 1994.
  166. Н. С. Культура, ценности и развитие образования: (Основания реформы гуманитар, образования в высшей ж.)/ Исслед. центр по упр. качеством подготовки специалистов.- М., 1992.- (Труды исслед. центра).
  167. Российско-американский исследовательский проект «Россия-США: образование для будущего. 10+10"/ Б. С. Гер-шунский.- М, 1993.
  168. Развитие творческого мышления на основе диалоговых методов обучения.- Калинин, 1990.
  169. Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития МО РСФСР.- М.: МО РСФСР, 1991.
  170. Россия сегодня: реальный шанс. М., 1994.- 380с.
  171. В.а. Профессиональная ориентация и подготовки кадров в Великобритании.- К: Высш. шк., 1991.-СПТО за рубежом).
  172. В. А. Культура: :спехи и поражения -ВКН.: Россия накануне 21 в.- М., 1:95, 363 с.
  173. Сборник справочных инструктивных и нормативных документов С к Всероссийскому совеонию руководителей государственных органов управления высшим и средним профессиональным образованием)/ Гос. кеч. Рос. Федерации по высш. образованию. М., 1995.
  174. Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: С Учеб.-метод, пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.- М.: Высш. шк., 1990.
  175. В.В. О государственных образовательных стандартах в области социально-гуманитарных дисциплин: СБ высш. шк.)// Социал.-полит, журн., 1993.- N 8.- С. 55−57.
  176. Г. Н. Элементы теории системного управления образованием/ Гос. ком. Рос. Федерации по высш. образованию- Челяб. техн. ун-т.- Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1994.
  177. Система воспитания в высшей и средней специальной школе: Библиогр. указ. / НИИ пробл. высш. шк.-N.: НИИВШ, 1990. Периодические выпуски.
  178. Система высшего образования стран Запада.- М., 1991.
  179. Система народного образования в зарубежных странах на современном этапе: (Кап. и развивающиеся страны): Сб. науч. тр. / MHO УССР- КГПИ им. Горького и др.-Киев: КГПИ, 1990.
  180. B.C., Писарский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный ана. лиз, Москва Амстердам: С По материалам социол. опроса учителей, учащихся и родителей).- М.: Центр социологии РАО, 1994.
  181. Современная высшая школа: Междунор. журн. М., 1991. Периодические выпуски 1 раз в квартал.
  182. Содержание подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием: Сб. науч. тр./ НИИ пробл. высш. шк, — М.: НИИВШ, 1988.
  183. Содержание, формы и методы обучения в высшей и средней специальной школе: Библиогр. указ.- М.: НИИВШ, 1989. Периодические выпуски.
  184. Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Библиогр. указ. / НИИ пробл. высш. шк, — М., 1966. 10 выпусков в год.
  185. П. Человек, цивилизация, общество. М., 1991.- 560 с.
  186. А. Как нам обустроить Россию.- М., 1990, 320 с.
  187. .
Заполнить форму текущей работой