Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Инструменты внутрифирменного управления затратами промышленного предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Новые условия хозяйствования, характеризующиеся высокой степенью неопределенности и динамичности, требуют принципиально новых инструментов и технологий организации и управления различными сферами деятельности предприятий, способных обеспечить оперативность и адекватность реагирования на все изменения во внутренней производственной и внешней рыночной среде. В качестве информационной… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические аспекты исследования управления затратами промышленных предприятий
    • 1. 1. Категория затрат в трансформирующейся экономической системе
    • 1. 2. Характеристика подходов к классификации производственных затрат
  • 2. Анализ управления затратами на двух сравнительных промышленных предприятиях
    • 2. 1. Затраты как объект управления
    • 2. 2. Состояние и проблемы управления затратами на ОАО «ВЭМЗ»
  • 3. Пути и методы совершенствования управления затратами на промышленных предприятиях
    • 3. 1. Методика совершенствования управления затратами на промышленном предприятии
    • 3. 2. Оценка результата деятельности ОАО «ВЭМЗ» на принципах новой парадигмы управления затратами

Инструменты внутрифирменного управления затратами промышленного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Новые условия хозяйствования, характеризующиеся высокой степенью неопределенности и динамичности, требуют принципиально новых инструментов и технологий организации и управления различными сферами деятельности предприятий, способных обеспечить оперативность и адекватность реагирования на все изменения во внутренней производственной и внешней рыночной среде.

Опыт успешно функционирующих и развивающихся предприятий показывает, что в современных условиях необходимо, с одной стороны, все в большей степени учитывать индивидуальные предпочтения потребителей продукции и формировать потребительские свойства товаров, а с другой, — постоянно повышать результативность работы самого предприятия. Как представляется, в таких условиях функционирования необходима диверсификация производства (на основании необходимых потребителям модификаций товаров), которая при наличии соответствующей системы управления затратами позволит, не увеличивая накладных расходов, повысить уровень качества продукции, лояльность потребителей и, как следствие, укрепить конкурентные позиции предприятия на рынке. Поскольку основным экономическим результатом производства является разность дохода от продаж и затрат на производство и реализацию продукции, постольку проблема управления затратами на промышленном предприятии приобретает особую значимость, которая может быть реализована посредством разработки методики управления затратами, позволяющей выигрывать как потребителю, так и производителю. Перечисленные обстоятельства определили выбор темы диссертационной работы, ее актуальность и основные направления исследования.

Состояние научной разработанности проблемы. Вопросам управления затратами в нашей стране уделялось большое внимание в научной литературе и практике. С изменением условий хозяйствования промышленные предприятия вынуждены адаптироваться к новым условиям, используя старые инструменты управления, в том числе и инструменты управления затратами. Появление множества зарубежных подходов к управлению затратами не решило всех проблем, связанных с управлением ими на промышленных предприятиях при одновременномповышении качества продукции. Исследованию особенностей управления затратами промышленных предприятий посвящено множество научных работ. Различные теоретические и практические аспекты управления затратами нашли свое отражение в работах отечественных ученых: М. И. Баканова, П. Г. Бунича, М. А. Бахрушиной, О. Д. Кавериной, Т. П. Карповой, С. А. Николаевой, В. Ф. Палия, С. А. Стукова, А. Д. Шеремета и другихзарубежных авторов:

A. Апчёрча, В. Говиндараджана, К. Друри, Дж.Г. Сигела, Ч. Т. Хорнгрена, Дж.К. Шанка и других.

В разработку вопросов, связанных с затратами в области повышения качества продукции, внесли вклад такие ученые, как: И. А. Будищева, В .Г. Вильдгрубе, Д. С. Демиденко, Е. М. Карлик, А. Фейгенбаум, В. Швец,.

B.М. Шкловский и другие.

Среди отечественных и зарубежных ученых, внесших вклад в разработку теоретических и методологических аспектов планирования затрат, в частности, на основе бюджетного метода, следует отметить P.JI. Акоффа, А. П. Дугельного, В. Ф. Комарова, Р. С. Сайфулина, В. Н. Самочкина, А. Д. Шеремета и других.

Вместе с тем вопросы разработки инструментов управления затратами, способствующие адаптации промышленных предприятий к современным условиям, требуют в настоящее время дальнейшей проработки.

Гипотеза исследования. Высказано предположение, что методика управления затратами, построенная с использованием бюджета убытков, составленного по разработанным критериям, позволит согласовать требования потребителей к уровню качества продукции, с одной стороны, и минимизировать затраты на ее производство, с другой, что приведет к повышению эффективности работы промышленного предприятия.

Целью исследования является разработка инструментов управления затратами предприятия, способствующих адаптации производства к рыночным условиям функционирования.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

• выявить особенности управления категорией затрат в экономической системе;

• разработать классификацию затрат, отвечающую целям управления каждой сферой деятельности промышленного предприятия;

• определить роль и место бюджетирования в системе управления затратами промышленного предприятия;

• выявить проблемы управления затратами на промышленных предприятиях;

• предложить методику управления затратами для производства продукции с минимально возможными издержками, но отвечающую требованиям потребителей в области качества;

• обосновать необходимость внедрения разработанной методики и оценить ее влияние на результаты деятельности предприятия.

Объектом исследования являются затраты промышленного предприятия, функционирующего в условиях динамичной рыночной среды.

Предметом исследования — система инструментов управления затратами промышленного предприятия, обеспечивающая укрепление конкурентных позиций предприятия на рынке.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой исследования являются диалектический метод, методы структурного, системного, сравнительного, индуктивного и дедуктивного анализов, институциональная теория.

В работе были использованы различные методы и приемы экономических исследований: методы: расчета статистической средней величины, индексный метод, группировка, метод, основанный на базе сравнения с лучшими показателями конкурентов, диаграмма Парето.

Основой для выбора методов и проведения исследования послужили разработки таких направлений экономической мысли как теории маркетинга, всеобщего управления качеством (Total Quality Management — TQM) и других научных школ управления.

В качестве информационной базы исследования использовались законодательные и нормативные акты РФ: Налоговый Кодекс РФ, Положения по бухгалтерскому учету, а также письма, приказы и положения по регулированию процесса затратообразования промышленных предприятий, данные бухгалтерского учета и отчетности, плановая, нормативная информация предприятий машиностроения.

Достоверность исследования обеспечивается наличием системы логических доказательств и аргументов, представительностью использованных информационно-статистических данных, применением математических методов и практической апробацией на конкретном предприятии ОАО «ВЭМЗ».

Научная новизна работы заключается в следующем:

• обосновано введение в классификацию затрат по целям еще одного признака — «по уровню соответствия продукции требованиям потребителей», способствующего облегчению выделения затрат для сферы обучения и развития промышленного предприятия;

• разработана методика совершенствования управления затратами промышленного предприятия, основанная на статистических методах и бюджетировании, позволяющая, не увеличивая накладных расходов, повышать качество продукции;

• обосновано введение понятия «бюджет убытков», формирующийся из затрат на несоответствие качества выпускаемой продукции промышленного предприятия требованиям потребителей, позволяющий не только планировать и контролировать уровень выявляемых затрат, но и повысить их предсказуемость посредством внедрения системы ответственности по местам возникновения затрат;

• предложено взамен выборочного контроля качества продукции контролерами ввести рабочий последующий технологический контроль, заключающийся в сплошном контроле рабочим качества выполнения предыдущей операции, позволяющий: выявлять дефекты на более ранних этапах, что сокращает затраты, связанные с нарушением качества на последующих этапах ее производства.

Теоретическая значимость полученных результатов состоит в расширении классификации затрат, связанных с производством продукцииво введении в понятийный аппарат, используемый в управлении предприятием, бюджета убытков, целевого коэффициента недопущения нарушенийв разработке методических положений по выполнению бюджета убытков в рамках совершенствования управления затратами промышленных предприятий.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения методических подходов, полученных в результате исследования, для принятия управленческих решений и совершенствования процесса управления затратами промышленного предприятия. Результаты могут быть использованы:

• на промышленных предприятиях при выборе политики минимизации затрат, повышения уровня качества продукции, стимулирования мотивации работников;

• в учебном процессе по таким дисциплинам, как управленческий учет, управление качеством, экономика предприятия.

Апробация работы. Основные научные и практические результаты данного исследования докладывались на научно-практических и научно-методических конференциях: «Экономика и управление в современных условиях» (Красноярск, декабрь, 2003), «Основные пути повышения качества управления в условиях рынка» (Пенза, октябрь, 2003), «Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика» (Санкт-Петербург, июль, 2003), «Реформирование систем управления на современном предприятии» (Пенза, июнь, 2003), «Проблемы развития территориальных социально-экономических подсистем» (Владимир, февраль, 2003), «Время — вперед» (Владимир, апрель, 2002).

Публикации. Основное содержание диссертационного исследования изложено в 15 работах общим объемом 3,27 печ. л. (в том числе авторских — 3,23 печ. л.).

Структура и логика работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст занимает 140 страниц машинописного текста, включает 14 таблиц, 12 рисунков. Список использованной литературы состоит из 111 источников. Работа содержит 4 приложения.

Проведенные в рамках данной проблемы исследования и полученные результаты позволяют сделать следующие научные выводы и сформулировать практические рекомендации:

1. Особенности управления категорией затрат промышленного предприятия связаны с факторами трансформации экономики, определяющими условия функционирования предприятий, формирующими подходы к управлению затратами (производственный, финансовый, маркетинговый), особенности которых обусловливают изменение целей на каждом этапе системы управления затратами, требуют сосредоточения усилий на анализе внешней и внутренней среды, с целью адаптации традиционных этапов управления затратами к изменяющимся условиям.2. Предложенное расширение классификации затрат по целям управления позволило учесть интересы не только потребительской, финансовой и хозяйственной сфер деятельности промышленного предприятия, но и сферы инноваций, определяющей адаптацию предприятия к внешней окружающей среде.3. Использование бюджетного метода как элемента оперативного планирования в системе управления затратами промышленного предприятия способствует более экономичному расходованию средств производства, материальных и финансовых ресурсов и обеспечивает контроль расходов в зависимости от той цели, для которой они производятся, а также позволяет унифицировать термины и отказаться от таких понятий как «смета» и «план».4. В затратной политике предприятиям электротехнической промышленности, придерживающимся стратегии дифференциации, позволяющей ориентироваться как на серийный (массовый), так и на не серийный выпуск продукции, удовлетворяя требования потребителей путем расширения номенклатуры выпускаемой продукции, следует применять методы более жесткого контроля накладных затрат с одновременным повышением качества продукции.5. В рамках совершенствования управления затратами промышленного предприятия разработана методика, основанная на статистических и бюджетном методах, а также способах контроля качества продукции, отвечающая требованию динамичной рыночной среды при одновременном повышении качества и снижении затрат на производство продукции.6. В целях ужесточения контроля расходов, возникающих вследствие несоответствия качества выпускаемой продукции, предложено ввести в систему управления затратами бюджет убытков, элементы которого могут формироваться на основе статистических данных прошлых периодов, быть принятыми на базе рекомендаций стратегического планирования и являться результатом действия рынка.7. Применение правила Дж) фана 15:85 позволило сгруппировать причины появления несоответствий качества и предложить следующие мероприятия, устраняющие наиболее значимые из них: ввести в существующую систему обучения работников — обучение рабочих, производящих продукцию, несоответствующую качеству, в целях сокращения ошибок исполнителей, ввести в систему контроля качества продукции рабочий последующий технологический контроль — это текупщй контроль рабочим качества выполнения предыдущей операции в целях сокращения дефектов системы управления.8. Разработанный механизм внедрения предложенных мероприятий позволяет осуществить выполнение задачи по сокращению убытков от производства несоответствующей продукции и выполнить бюджет убытков.9. В результате внедрения предложенной методики управления затратами повышается степень надежности промышленного предприятия как поставщика гарантированно качественной продукции, при этом сокращаются прямые убытки от производства не соответствующей требованиям потребителей продукции за счет выявления ее на более ранних этапах производственного цикла, а также экономия затрат осуществляется за счет удержаний из фонда заработанной платы за нарушения качества с соответствующих работниковудержаний с бюджетов подразделений за не выполнение бюджета убытков на основе полного возмещения перерасходованных средствотсутствия косвенных цеховых расходов в связи с тем, что не производятся лишние операции по изготовлению продукции несоответствующего качества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Стратегическое рыночное управление/ Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского.— СПб: Питер, 2002.— 544с.
  2. И.А. Управленческий учет.— М.: Бератор-Пресс, 2003.— 176с.
  3. Ю. Восемь принципов, которые меняют мир// Стандарты и качество.— 2001.— № 5−6.— с.49−61.
  4. Р. Акофф о менеджменте/ Пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой — СПб.: Питер, 2002 — 448с.
  5. Р.Л. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ./ Общ. ред. и предис. с.5−21. В.И. Данилова-Данильяна.— М.: Прогресс, 1985.— 327с.
  6. Р.Л. Планирование в больших экономических системах: Пер. с англ. Г. Б. Рубальского. Под ред. и с предисл. д-ра техн. наук И. А. Ушакова. М.: «Сов. радио», 1972.— 223с.
  7. А.А. Универсальный подход к определению экономических категорий. Категория «инвестиций»: универсальный подход// http://www.colourless.chat.ru/
  8. А.А., Смирнов С. В., Морозова Н. В. Функциональный подход к учету затрат на качество// Сертификация.—2000.— № 4.— с.26−29.
  9. Г. Сбалансированная система показателей// http://www.osp.ru/cio/2003/06/029.htm
  10. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник.— 3-е изд., перераб.— М.: Финансы и статистика, 1994.— 288с.
  11. В.В. Автоматизация управления предприятия.— М.: ИНФРА-М, 2000.—239с.
  12. JI.E., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник.— М.: ИНФРА-М, 2002.— 212с.
  13. Е., Барашков С. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления// Маркетинг.— 2002. —№ 4. — с.29−34.
  14. Большой экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Фонд «Правовая культура», 1994.— 528с.
  15. С.А. Управленческий анализ: Учеб. пособие.— М.: Финансы и статистика, 2001.— 384с.
  16. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Статистика, 1980.— 263с.
  17. И.А., Плоткин Я. Д. Регулирование затрат на обеспечение качества продукции.— М.: Из-во стандартов, 1989.— 184с.
  18. П.Г. Хозяйственный механизм развитого социализма: сущность, структура, проблемы и перспективы.— М.: Наука, 1980.— 351с.
  19. И.П. Учет расходов, включаемых в себестоимость продукции// Бухгалтерский учет.— 2002.— № 8.— с.59−60.
  20. В.Г., Шкловский В. М. Классификация затрат на обеспечение качества продукции// Стандарты и качество.— 1975.— № 13.— с.80−81.
  21. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник.— 3-е изд.— М.: Гардарики, 2002.— 528с.
  22. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/ О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю.В. Зорин- Под ред. О. П. Глудкина.— М.: Радио и связь, 1999.—600с.
  23. .И., Сизикин А. Ю. Улучшение менеджмента качества промышленного предприятия// http://nimc.web.tstu.ru/articles/10/10.htm
  24. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование/ В. Н. Самочкин, Ю. Б. Пронин, Е. Н. Логачева. Под ред. В. Н. Самочкина.— 2-е изд., доп.— М.: Дело, 2002.— 376с.
  25. Д.С., Гряколов А. И. О затратах на качество продукции в новых условиях// Стандарты и качество.— 1993.— № 10.— с. 13−16.
  26. П.Ф. Задачи менеджмента в ХХ1веке.: Пер. с англ.: Уч. Пос.— М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.—272с.: ил.— Парал. тит. англ.
  27. П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: Пер. с англ. М. Котельниковой.— М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.—288с.
  28. К. Введение в управленческий: и производственный учет: Учебн. Пособие для вузов/ Пер. с англ. под ред. Н.Д. Эриашвили- Предисловие проф. П. С. Безруких. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.—783с.
  29. А.П., Комаров В. Ф. Бюджетное управление предприятием: Учеб.-практ. Пособие.— М.: Дело, 2003.— 432с.
  30. В.М. Содержание понятия «экономически оправданные затраты»// Бухгалтерский учет.— 2003.— № 6.— с.46−47.
  31. В.Б., Ермакова Н. А. Калькулирование полной стоимости продукции в международной практике учета// Бухгалтерский учет.— 2002.—№ 18.—с.54−57.
  32. В., Попова Т. Balanced ScoreCard — альтернативные модели// http ://www. iteam.ru/publications/strategy/section2 7/article478/
  33. О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры.— М.: Финансы и статистика, 2003.— 352с.
  34. Е.М., Шкловский В. Н. Подходы к классификации затрат на качество продукции// Стандарты и качество.— 1974.— № 7.-— с.71−73.
  35. Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов.— М.: ЮНИТИ, 2002.—350с.
  36. К вопросу о нормировании труда// Экономика учет труда.— 2002.— № 6.— с.3−23.
  37. Классическая философия качества. По материалам компании Ланит// http://www.iteam.ru/publications/qualitv/articIe 832/
  38. М.А. Ошибки при калькулировании себестоимости.— М.: Бератор-Пресс, 2003.— 144с.
  39. В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры.— М.: Финансы и статистика, 2001.— 560с.
  40. А.Н. Проблемы планового ценообразования. М., «Экономика», 1971.—215с.
  41. И.П. Об учете расходов организаций по экономическим элементам// Бухгалтерский учет.— 2003.— № 2.— с.60−62.
  42. Е.Б. Анализ конкурентоспособности товаров// Маркетинг в России и за рубежом.— 2000.— № 3.— с.45−59.
  43. Г. Н. Стратегический менеджмент. Курс лекций// http://joker.u.pereslavl.ru/Manad/gl-5.html
  44. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях/ A.M. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько.— 2-е изд.— М.: Финансы и статистика, 2002.— 256с.
  45. В., Брагун В. Процессный подход к управлению организацией// Стандарты и качество.— 2001.— № 9.— с.80−82.
  46. В.А., Ю.Ю. Костылева Бухгалтерский и налоговый учет: проблемы взаимодействия// Бухгалтерский учет.— 2002.— № 13.— с.62−67.
  47. Кот А.Д., Филиппов В. Е., Якименко А. А. Организация процесса бюджетирования в крупных компаниях// Менеджмент в России и за рубежом — 2003.— № 4.— с.82−89.
  48. Ф., Амстронг, Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ.— 2-е европ. изд. — М.- СПб.- К.- Издательский дом «Вильяме», 2002.—944с.
  49. С.П. Экономическое содержание управления народнохозяйственным комплексом.— М.: Издательство МГУ, 1982.— 158с.
  50. Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности: Учебное пособие для вузов. Издание второе, переработанное и дополненное/ О. В. Рожнова.— М.: Издательство «Экзамен», 2003.— 256с.
  51. Менеджмент XXI века/ Под ред. С. Чоудхари: Пер. с англ.— М.: ИНФРА-М, 2002.—XIV, 448с.
  52. Менеджмент систем качества: Учеб. пособие/ М. Г. Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др.— М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.— 368с.
  53. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.— М.: Дело, 1993.—702с.
  54. Е.А. Основы бенчмаркинга.— М.: Юристь, 2002.— 110с.
  55. В.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов/ ГУ У/— М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.— 119с.
  56. Ю.А. Система управленческого учета на современном предприятии// Менеджмент в России и за рубежом.— 2001.— № 3.— с.75−84.
  57. Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке// Энциклопедия маркетинга, http://www.marketing.spb.ru/read/m3/
  58. Н. Маркетинговые технологии и обеспечение деловой активности организации// Проблемы теории и практики управления.— 2002.— № 6.— с.91−97.
  59. Н.К. Выбор технических решений при создании новых изделий. — М.: Машиностроение, 1980.— 181с.
  60. Н.В., Филимонова Н. М., Моргунова Р. В. Система управления издержками на уровне предприятия: Моногр./ ВООО ВОИ ПУ «Рост». Владимир, 2003. 206с.
  61. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.
  62. А.Г. Феномен снижения затрат на взаимодействие в интегрированных логистических цепочках// http://www/integprog/ru/pubfenomen/php
  63. О.Е., Шишкова Т. В. Управленческий учет. Изд. 3-е, испр. и дополн.— М.: Эдиториал УРСС, 2002.— 320с.
  64. В.Д., Сабанин Р. Л. О понятиях «доходы» и «расходы» в бухгалтерском учете и налоговом законодательстве//Бухгалтерский учет.— 2002.— № 24.— с.53−56.
  65. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. чл.- корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 18 изд., стереотип.— М.: Рус. яз., 1987.— 797с.
  66. О’Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход/ Пер. с англ. под ред. Д. О. Ямпольской.— СПб.: Питер, 2002.— 864с.
  67. В.Ф. Управленческий учет — система внутренней информации// Бухгалтерский учет.— 2003.— № 2.— с.57−59.
  68. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: Учеб. пособие для вузов.— М.: Высш. шк., 1989. — 367с.: ил.
  69. Н.Н., Краев В. Н. Прогнозирование конкурентоспособности станков: Моногр./Владим. гос. ун-т- Владимир, 2001. 100с.
  70. Положения по бухгалтерскому учету. — 4-е изд., перераб. и доп.— М.: ТК Велби, 2003.— 176с.
  71. Е., Крючкова О. Ценообразование: методы установления цен и их классификация// Маркетинг.— 2002.—№ 5.— c. l 11−120.— № 6.— с. 102−114.
  72. М.Э. Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.—496с.
  73. JI.B. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.— 360с.
  74. С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник.— М.: Мастерство, 2001.— 336с.
  75. К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник.— 4-е изд., перераб. и доп.— М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003.— 1012с.
  76. К.М., Скрипко Л. Е. Состав затрат на обеспечение качества// Стандарты и качество.— 1998.— № 8.— с.51−54.
  77. К. ЕУАлюция сбалансированной системы показателей// http://www.cfin.ru/management/controlling/evalution.shtml
  78. Реструктуризация предприятий и компаний/ И. И. Мазур, В. Д. Шапиро и др. Справочное пособие/ Под ред. И. И. Мазура.— М.: Высшая школа, 2000.— 587с.
  79. А.И., Сергеев В. И. Логистика. Основы теории: Учебник для вузов.— СПб.: Издательство «Союз», 2001.— 544с.
  80. С.Н. Классификация затрат на обеспечение заданного уровня качества продукции// Стандарты и качество.— 1975.— № 5.— с.74−76.
  81. Системный подход к организации управления/ Мильнер Б. З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C.— М.: Экономика, 1983.— 224с.
  82. Снижение себестоимости машин/ М. И. Ипатов, А. В. Проскуряков, В. М. Семенов.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Машиностроение, 1988.— 208с.
  83. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. A.M. Прохоров.— 4-е изд.— М.: Сов. энциклопедия, 1989.— 1632с.
  84. Современный маркетинг/ В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева, Е. Э. Автухова. Под ред. В. Е. Хруцкого.— М.: Финансы и статистика, 1991.— 256с.
  85. Я.В., Пятов M.JI. Управленческий учет: как его понимать// Бухгалтерский учет.— 2003.— № 7.— с.53−55.
  86. Стандартизация и управление качеством продукции: Учеб. для вузов/ Швандар В. А., Панов В. П., Купряков Е. М. и др.- Под ред. В. А. Швандара. -М.: ЮНИТИ, 2001.— 487 с.
  87. Е.С., Быкова Е. В., Бланк И. А. Управление оборотным капиталом/ Под ред. Е. С. Стояновой.— (Серия «Финансовый менеджмент для практиков»)—М.: Изд-во «Перспектива», 1998.— 128с.
  88. А., Котов А. Практический опыт внедрения бюджетного управления на предприятии// Управление компанией.— 2003.— № 1.— с.31−38.
  89. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А. Г. Прошнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина.— 3-е изд., перераб. и доп.— М.: ИНФРА-М, 2003.—716с.
  90. Управление социалистическим производством (вопросы теории и практики). М., «Экономика», 1974.— 671с.
  91. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент.— М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.— 892с.
  92. М. Что надо знать о BSC// Ведомости, — № 169 (969),—18 сентября, — 2003.—с.А7.
  93. П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием// Проблемы теории и практики управления.— 2000.— № 4.— с.108−113.
  94. Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер. с англ./ Под ред. Я. В. Соколова.— М.: Финансы и статистика, 1995.— 416с.
  95. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие.— 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Финансы и статистика, 2003.— 560с.
  96. Цены и экономика капитализма: Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. Е. И. Пунина и С. Б. Рычкова.— М.: Прогресс, 1989.— 320с.
  97. Шабанов Д. www.clientov.net. Создание принципиально новых коммуникаций с клиентом — залог успешного развития компании//Управление компанией.— 2003.— № 4.— с.4−9.
  98. Дж. К., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами: Пер. с англ./ Под ред. Е.Н. Бондаревской— СПб: ЗАО «Бизнес Микро», 1999.— 288с.
  99. С.С. Функционирование экономики развитого социализма: теория, методы и проблемы.— М.: Издательство МГУ, 1982.— 384с.
  100. В. Дорога к качеству и совершенству: преодоление барьеров// Стандарты и качество.— 2001.— № 5−6.— с.74−79.
  101. А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий.— М.: ИНФРА—М, 1997.—343с.
  102. Шим Дж.К., Сигел Дж.Г. Основы коммерческого бюджетирования: Пер. с англ.— СПб: Азбука, 2001.— XVI, 474с.
  103. Шим Дж.К., СигелДж.Г. Финансовый менеджмент: Пер. с англ.— М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.— 400с.
  104. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг: Сокр. Пер. с англ./ Авт. предисл. и науч. ред. А. А. Горячев.— М.: Экономика, 1993.— 355с.
  105. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. О. И. Волкова. — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: ИНФРА-М, 2001.— 520с.
  106. Экономика фирмы. Словарь-справочник/ Под ред. В. К. Скляренко, О. И. Волкова.— М.: ИНФРА- М, 2000.— VIII, 401с.
  107. Экономическая энциклопедия/ Науч. ред. совет изд-ва «Экономика" — Ин-т экон. РАН- Гл. ред. Л. И. Абалкин.— М.: ОАО «Издательство «Экономика»», 1999.— 1055с.
  108. О.Б., Краев В. Н., Паныпин И. В. Экономический механизм адаптивного менеджмента: Моногр./ Владим. гос. ун-т. Владимир, 2002.148с.
  109. Shinder М., McDowell D. ABC, The Balanced Scorecard and EVA// www. sternste wart, com/content/e valuation/info/v 1 n2 .pdf
Заполнить форму текущей работой