Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические особенности Я-концепции личности юношеского возраста с асоциальной направленностью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Респонденты с критическим уровнем развития Я-концепции характеризуются: по когнитивному компоненту — стремлением к подмене ценностей общества, доминированием материальных, социальных потребностей (отношений с ровесниками, «недостаточного уважения к себе как личности в школе», «признания себя как личности во дворе») над познавательными, нравственнымиценностей морального и физического насилияярко… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты изучения Я-концепции личности с асоциальной направленностью
    • 1. 1. Сущностные признаки Я-концепции и их проявления в развитии личности в юношеском возрасте
    • 1. 2. Системообразующие психические образования (Я-концепция, направленность) и их взаимосвязь в структуре личности
    • 1. 3. Проявление Я-концепции в типах поведения личности
    • 1. 4. Критерии, показатели и уровни развития Я-концепции личности с асоциальной направленностью
  • Глава 2. Эмпирическое изучение психологических особенностей Я-концепции личности у юношей и девушек с социальной и асоциальной направленностью
    • 2. 1. Обоснование программы исследования
    • 2. 2. Сравнительный анализ Я-концепции личности у юношей и девушек с социальной и асоциальной направленностью
    • 2. 3. Основные направления профилактической работы с асоциально направленными юношами и девушками

Психологические особенности Я-концепции личности юношеского возраста с асоциальной направленностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Кардинальные перемены, происходящие в российском обществе в связи с переходом к рыночным отношениям в экономике, вскрыли множество проблем, таких как социальная дифференциация и криминализация определенных слоев общества.

Следует учитывать тот факт, что больше половины (60%) взрослых преступников совершают первое преступление в период несовершеннолетия. По мнению Г. М. Миньковского (1987), большинство подростков и юношей с отклоняющимся противоправным поведением становится потенциальным «резервом» взрослой преступности. Количество правонарушений, совершенных подростками и молодыми людьми, значительно выше среднего значения. Кривые распределения количества преступлений в зависимости от возраста всегда резко идут вверх (начиная с 10-летнего возраста), достигая максимума (в период от 15 до 18 лет), и плавно снижаются (после 21 года). Россия безвозвратно теряет поколение своих граждан, которым сегодня от 13 до 18 лет. Серьезность проблемы усугубляется быстротой и непредсказуемостью распространения наркотиков, СПИДа, проституции.

Проблема исследования определяется прежде всего тем, что отклонения в поведении подростков и юношей в настоящее время приобрели угрожающие размеры. Появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Более того, сложно выделить отдельные группы молодых людей с конкретным видом отклоняющегося поведения (увеличивается совокупность деяний: воровство, бродяжничество, наркомания и т. д.). Проблема настолько велика, что она перестала быть только предметом профессиональной деятельности специалистов правоохранительных органов. Особенности асоциального поведения юношества изучаются в многочисленных социологических, педагогических, медицинских и, безусловно, психологических исследованиях. Когда речь идет о развитии личности, предупреждении асоциального поведения, важнейшая роль отводится психологии. Необходим психологический подход к личности с отклоняющимся поведением, ядром которой является Я-концепция, отражающая особенности социализации, системы отношений к себе и внешнему миру, ее когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-поведенческий и волевой аспекты. Теоретический анализ показывает, что с изменением отношения к себе и окружающему миру происходит сдвиг взаимозависимых компонентов в многоуровневой системе Я-концепции, что приводит к неустойчивости, внутренней рассогласованности ее элементов, искаженным представлениям о своем поведении.

Вместе с тем толкование рассматриваемых понятий (Я-концепция личности, асоциальная направленность личности, отклоняющееся поведение) весьма размыто в различных отраслях знаний, нередко используются неоднозначные по смыслу и содержанию термины, в том числе и в психологии.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость, недостаточная разработанность в теоретическом и методологическом аспекте определили выбор темы исследования: «Психологические особенности Я-концепции личности юношеского возраста с асоциальной направленностью».

Цель исследования — выявить особенности Я-концепции личности юношеского возраста с асоциальной направленностью и определить основные направления профилактической работы с асоциально направленными юношами и девушками.

Объект исследования — юноши и девушки с различной направленностью, живущие в условиях современного российского общества.

Предмет исследования — психологические особенности Я-концепции личности юношеского возраста с асоциальной направленностью.

Гипотеза исследования. Уровень развития Я-концепции личности оказывает влияние на развитие направленности (социальной / асоциальной) и определяет ее особенности на данном возрастном этапе.

Задачи исследования:

1. Раскрыть специфику проявления сущностных признаков Я-концепции в развитии личности в юношеском возрасте.

2. Рассмотреть особенности системообразующих психических образований (Я-концепция, направленность), их взаимосвязь и проявление в структуре личности в юношеском возрасте.

3. Выявить особенности ценностей юношества с нормальным и отклоняющимся от нормы поведением.

4. Обосновать критерии, показатели и уровни развития Я-концепции личности с различной направленностью.

5. Осуществить сравнительно-сопоставительный анализ Я-концепции личности юношеского возраста с различной направленностью.

6. Разработать основные направления профилактической работы с асоциально направленными юношами и девушками.

Методологическую основу исследования составили научные принципы: детерминизма, который способствовал выявлению причинно-следственных связей в развитии асоциальной личностисистемности, рассматривающего Я-концепцию как сложную систему развития личностиразвития, давшего возможность рассмотреть особенности Я-концепции на юношеском возрастном этапеличностного подхода, выявляющего особенности старшеклассников в выделенных группах (социальных и асоциальных) — единства теории и практики, позволяющего рассмотреть проявления наиболее существенных компонентов Я-концепции в реальной практике.

Теоретической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматривались следующие проблемы: интегративного подхода к разработке Я-концепции {А.В. Иващенко, B.C. Агапов, И.В. Барышникова)', Я-концепции, направленности как центральных, системообразующих психических образований личности (К.А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, А. В. Бруишинский, JJ.C. Выготский, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, М. Г, Ярошевский и др.) — закономерности становления Я-концепции {B.C. Агапов, Э. Фромм, Р. Берне, 3. Фрейд, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.) — системы отношений личности (В.Н. Мясищев, С. Р. Пантелеев, В. В. Столин и др.) — направленности и ее типов {С.Л. Рубинштейн, К. К. Платонов, А. Г. Ковалев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, А. Адлер, Б. С. Братусь, М. С. Нейсмарк, Д. И. Фелъдштеш, К. Хорни, Э. Фромм) — ценностей (Л. В. Зубова, А. В. Иващенко, А. В. Кирьякова,.

A.Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев и другие) — отклоняющегося поведения и психологической коррекции (Л.И. Анциферова, Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, Н. Л. Белопольская, А. И. Долгова, Т. А. Донских, Е. В. Змановская, К. Е. Игошев,.

B.Д. Менделеевич, В. Г. Степанов, Е. В. Свистунова, Д. И. Фельдштейн и другие).

Методы исследования: методы теоретического анализа источников, контент-анализопросные методы (интервью, беседа), тестирование, а также конкретные методики: глубинное интервью «Анкета от 13 до 18», методика «Незаконченные предложения», тест Т. Лири, методика Равенна, методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования. Результаты эмпирических данных были проанализированы с помощью количественных и качественных методов математической обработки (статистический пакет для социальных наук SPSS).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлена специфика проявления сущностных признаков Я-концепции в развитии личности в юношеском возрасте, нашедших свое отражение в ее когнитивном, мотивационном, эмоциональном и поведенческом аспектах;

— рассмотрены особенности Я-концепции и направленности как системообразующих ядро личности, которые объединяет ценностная природа и отличает структурная взаимосвязь (направленность является составляющей Я-концепции);

— выявлены особенности ценностей, освоенных юношами и девушками с различной направленностью, и их влияние на характер и направление поведения и действий;

— обоснованы критерии, показатели и уровни развития Я-концепции личности с различной направленностью, отражающие ее когнитивный, эмоциональный, мотивационный и поведенческий компоненты;

— установлено, что приближающийся к идеальному и достаточный уровни развития Я-концепции способствуют определению психологических особенностей Я-концепции личности с социальной направленностью, а тревожный и критический уровни — психологических особенностей Я-концепции личности с асоциальной направленностью;

— осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ Я-концепции личности юношеского возраста с различной направленностью, в результате выявлены общие, специфические, тендерные признаки Я-концепции личности с социальной и асоциальной направленностью;

— определены основные направления профилактической работы с асоциально направленными юношами и девушками.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно открывает актуальные направления научных поисков, связанных с изучением психологических особенностей Я-концепции личности юношеского возраста с различной направленностью, особенностей ценностей, освоенных юношами и девушками с различной направленностью, и их влияние на характер и направление поведения и действий.

Практическая ценность исследования заключается в том, что:

— на практике апробирован комплекс методик, способствующий выявлению уровня развития Я-концепции личности юношеского возраста с асоциальной направленностью;

— дана характеристика психологических особенностей Я-концепции личности с различной направленностью и определены основные направления профилактической работы с асоциально направленными юношами и девушками;

— материалы исследования могут быть использованы при подготовке учебных курсов для студентов-психологов, для педагогов и психологов, социальных педагогов, повышающих свою квалификацию, а также медицинских работников, работников правоохранительных органов, родителей.

Эмпирическую базу исследования составили 258 юношей и девушек, из них 125 (63 юноши и 62 девушки) — учащиеся из средних общеобразовательных школ № 23, 40 г. Оренбурга. Остальные 13 человека (87 юношей и 46 девушек) состояли на учете в комиссии по делам несовершеннолетних Ленинского, Промышленного, Центрального, Дзержинского районных отделов внутренних дел г. Оренбурга и находились в детских приютах, областном профильном лагере «Ровесник» (учредители — областной и городской комитеты по делам молодежи г. Оренбурга) для детей, имеющих проблемы, а также приемнике-распределителе Линейного отдела внутренних дел станции Оренбург.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2002;2003 гг.) анализировалась научная литература по теме, определялись исходные позиции исследования, его методология и методика, концептуальный аппарат, формировались гипотеза, логика и организация исследования.

На втором этапе (2003;2004 гг.) составлялась обобщенная картина состояния отклоняющегося поведения среди юношей в г. Оренбурге, выявлялись основные проблемы и противоречия в профилактической и коррекционной работе, проводимой разными специалистами.

На третьем этапе (2004;2005 гг.) изучались психологические особенности Я-концепции личности юношей и девушек с асоциальной направленностью.

На четвертом этапе (2005;2006 гг.) проводились систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, оформление диссертационного исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Общим в специфике проявления сущностных признаков Я-концепции личности в юношеском возрасте, которое проявляется в становлении Я-концепции, является то, что происходит постепенная смена ее важнейших компонентов, возрастает когнитивная сложность и дифференцированность, усиливается целостность и устойчивость Я-концепции, которые, однако, не являются однозначными у юношей и девушек, как и самоопределение, связанное с ценностно-смысловой природой самосознания. Специфика Я-концепции особенно ярко проявляется в когнитивном, мотивационном, эмоциональном, поведенческом аспектах.

2. Ценностная природа Я-концепции и направленности личности, отражающая когнитивный и мотивационный аспекты личности, определяет поведение и действия юношей и девушек в реальных ситуациях. Социальная направленность личности у юношей и девушек с устойчивой ценностной природой соответствует общественным ценностям и нормам. Ценностная природа у юношей и девушек с асоциальной направленностью личности ситуативна, размыта, влияет на их асоциальное поведение.

3. В основе проявления социальной направленности личности лежит достаточно высокий уровень освоения ценностей, соответствующих ценностям и нормам общества. Асоциальная направленность связана с отрицанием ценностей общества, их подменой, с доминированием материальных ценностей над ценностями общественными, что ведет к целенаправленным действиям и поведению, не соответствующим общественным ценностям (бродяжничество, воровство, наркомания, алкоголизм, токсикомания и т. д.).

4. В развитии Я-концепции личности, ее компонентов (когнитивный, мотивационный, эмоциональный, поведенческий) целесообразно выделить следующие уровни: приближающийся к идеальному, достаточный, тревожный и критический, которые отражают знания о ценностях общества, отношение к ним, особенности реализации мотивационно-поведенческого компонента в реальных ситуациях.

5. Общие признаки Я-концепции личности с социальной и асоциальной направленностью выражаются в наличии всех ее компонентов (когнитивный, мотивационный, эмоциональный, поведенческий) — специфические отражаются в иерархии и содержании данных компонентов в зависимости от уровня развития Я-концепции (приближающийся к идеальному, достаточный, тревожный и критический) и их проявлении в реальных ситуацияхтендерные — особенно ярко выражены в реализации эмоционального компонента Я-концепции личности.

6. Основные направления профилактической работы с асоциальными юношами и девушками включают в себя просветительско-образовательный, организационно-методический, интерактивно-управленческий аспекты, которые определяют взаимодействие разных субъектов (педагоги, психологи, родители, медики, сотрудники правоохранительных органов), участвующих в поддержке и помощи личности с асоциальной направленностью.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются проработанностью теоретико-методологических основ исследования, синтезом социально-методологических подходов к обоснованию ведущих идей, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методических приемов и сбором эмпирических данных, применением к ним методов статистической обработки с последующей интерпретацией.

Апробация и внедрение результатов исследования. Различные аспекты содержания диссертации, выводы и рекомендации нашли отражение в опубликованных статьях и тезисах, докладах на психологических чтениях ученых и студентов Оренбургского государственного университета (2004, 2005, 2006 гг.) — на Международной научно-практической конференции «Человек и общество» (Оренбург, 2001 г,) — на Всероссийской научно-практической конференции «Гендерная и кросс-культурная психология: проблемы и перспективы развития» (Оренбург, 2005 г.) — на Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Психология, образование, практика: способы и формы интеграции» (Москва, 2006 г.). Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии, психологии личности Оренбургского государственного университета.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (206 наименований) и приложений. Объем диссертации составляет страниц 175 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного теоретико-эмпирического исследования достигнута его основная цель: обоснованы психологические особенности Я-концепции личности юношеского возраста с асоциальной направленностью и определены основные направления профилактической работы с асоциально направленными юношами и девушками, подтверждена гипотеза исследования.

Выявлены особенности современного состояния и тенденций развития исследований по данной проблеме, сформулированы авторские представления о методических принципах и методах изучения психологических особенностей Я-концепции личности с асоциальной направленностью на современном этапе развития общества.

Обоснованы концептуальные представления о категориях «Я-концепция» и «направленность» личности как системообразующих ее ядро, которые объединяет их ценностная природа.

Выявлена роль ценностей в социально и асоциально направленном поведении и действиях юношей и девушек в реальных жизненных ситуациях.

Рассмотрены сущность и структура (когнитивный, мотивационный, эмоциональный, поведенческий аспекты) развития Я-концепции личности юношеского возраста с различной направленностью, позволившие определить уровни развития Я-концепции личности с социальной направленностью (приближающийся к идеальному, достаточный) и Я-концепции личности с асоциальной направленностью (тревожный, критический). Наиболее полная характеристика дана представителям с тревожным и критическим уровнем развития Я-концепции личности, суть которой находит свое выражение в следующем:

— респонденты с тревожным уровнем с развития Я-концепции характеризуются: по когнитивному компоненту — наличием определенных знаний о ценностях общества (интерес к этим знаниям ситуативен, ограничен собственным опытом, опытом референтной группы) — отрицанием этих ценностей, доминированием материальных и социальных потребностей («отношений с родителями», «признанием себя как личности дома») над познавательными, нравственнымиприсутствием ограниченных знаний о себе, о своих профессионально важных качествах, о своей профессии, о вариантах и способах профессионального самоопределенияпреобладанием подчиняемости, зависимости, ориентации на мнение другихпо мотивационному компоненту — стремлением к обеспечению личного материального благополучияотсутствием потребности в самореализации собственного потенциала («можно взять, где плохо лежит», «путем перепродажи вещей», «попросить у родителей») — по эмоциональному компоненту — неадекватным отношением к себе (преобла-данием заниженной самооценки), в том числе и как субъекту профес-сионального самоопределения, неадекватностью эмоциональных реакций, поступков, поведенияпо поведенческому компоненту — плохим пониманием связи между поведением и его последствиями, способностью попадать в конфликтные и опасные ситуации из-за неверного представления результатов своих действий и поступков других, плохой ориентацией в общепринятых нормах и правилах поведения, плохой социальной адаптацией;

— респонденты с критическим уровнем развития Я-концепции характеризуются: по когнитивному компоненту — стремлением к подмене ценностей общества, доминированием материальных, социальных потребностей (отношений с ровесниками, «недостаточного уважения к себе как личности в школе», «признания себя как личности во дворе») над познавательными, нравственнымиценностей морального и физического насилияярко выраженной агрессивностью и подозрительностьюотсутствием знаний о себе, о своих профессионально важных качествах, о своей профессии, о вариантах и способах профессионального самоопределения, готовности к овладению профессиейпо мотивационному компоненту — преобладанием потребительского отношения к жизни над активно-преобразующим, праздного отношения к жизниотсутствием потребности в самореализации («отобрать у других», «участие в азартных играх») — по эмоциональному компонентунеадекватным отношением к себе (преобладанием завышенной самооценки), в том числе и как к субъекту профессионального самоопределения, низкой оценкой состояний, чувств, намерений других людей, отсутствием планов на будущеепо поведенческому компоненту — плохим пониманием связи между поведением и его последствиями, способностью попадать в конфликтные и опасные ситуации из-за неверного представления результатов своих действий и поступков других, низкой ориентацией в общепринятых нормах и правилах поведения, низкой социальной адаптацией.

Представлен сопоставительный анализ Я-концепции личности с социальной и асоциальной направленностью. Специфика Я-концепции личности с социальной и асоциальной направленностью отражается в качественных характеристиках уровней развития Я-концепции личности: приближающийся к идеальному, достаточный, тревожный, критический.

Рассмотрены основные направления профилактической работы с асоциально направленными юношами и девушками, включающие в себя просветительско-образовательное, организационно-методическое, интерактивно-управленческие аспекты. Просветительско-образовательное направление предполагает повышение психологической компетентности юношей и девушек (обучение навыкам родительского воспитания), родителей, учителей (коррекция педагогических позиций), других лиц из близкого окружения, а также проведение индивидуальной работы с конкретным молодым человеком (формирование и упрочение личностных ресурсов, профессиональных планов, намерений, жизненных перспектив, здорового образа жизни, развитие интересов и ценностей, семейного самоопределения).

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Психология и сознание личности //Проблемы методологи, теории и исследования реальной личности. Избранные психологические труды. М.: МОДЭК, 1999. — 224 с.
  2. К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  3. B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. М.: Институт молодежи. — 164 с.
  4. B.C. Сущностная характеристика Я-концепции //Психология Я-концепции: методология, теория, структура: Хрестоматия. М.: МТС А, 2002. — 230 с.
  5. Агапов В. С Становление Я-крнцепции в системе духовных потребностей подростков: Дис.. канд. психол. наук. М., 1997. — 179с.
  6. .А. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1988. — 150 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.288с.
  8. Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: Дис.. д-ра. психол. наук. Новосибирск, 1999.-434с.
  9. А.Г., Бодалев А. А., Бондырева С. К., Зинченко В. П., Кузина Л. П., Климов Е. Н., Кондаков И. В., Никандров Н. Д., Подольский А. И., Рубцов В. В., Сайко Э. В. Я как феномен социальной эволюции //Мир психологии, 2002. № 2. — С.3−11.
  10. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.-416 с.
  11. К. Психология криминального поведения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 352 с.
  12. Е.Н. Диагностика отношений личности: Дис.. канд. психол. наук. М., 2003 — 310с.
  13. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Редакционно-издательский центр консортизма «Социальное здоровье России», 1994.-219с.
  14. С.А. Социальная профилактика отклонений поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. М., 1993. — 62 с.
  15. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.- 424 с.
  16. Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога. М.: Высшая школа, 2003. — 64с.
  17. А.Н. О психологическом понимании Я человека //Мир психологии, 2002. № 2 (30). -С.12−17.
  18. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  19. Л.И. Некоторые проблемы формирования личности ребенка //Вопросы психологии, 1956. № 6. — С. 15−27.
  20. Л.И. Особенности самосознания у подростков //Вопросы психологии, 1953.-№ 1.-С.98−107.
  21. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе //Психология развития и возрастная психология: Хрестоматия. 4.1. Проблемы развития психики / Ред.- сост. Е. В. Гурова. — М.: МНЭПУ, 2001.-316с.
  22. Е.М., Валеев Р. Ф. Диагностика нравственно-психологических особенностей трудного подростка //Психологическая наука и образование, 1997.-№ 1. С.76−81.
  23. .С. Аномалии личности. М., 1988. — 304 с.
  24. .С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века //Вопросы психологии, 1993. № 1. — С.6−13.
  25. .С., Павленко В. Н. Соотношение самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномалии развития //Вопросы психологии, 1986. -№ 4.-С. 146−154.
  26. Е.Б. Образ будущего в картине мира и Я-концепция личности: Дис. канд. психол. наук. -М., 1999, — 163 с.
  27. Г. К., Гиппенрейтр Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологи, 1989. № 1. — С.45−54.
  28. З.И. К вопросу об изучении общественной направленности старших подростков в учебной деятельности //О нравственном воспитании школьников. Л., 1968. — 304 с.
  29. Е.Е. Проблема Человека: самость и Я в психологии //Мир психологии, 2002. -№ 2(30). С.30−44.
  30. Д.А. Проявление свойств активности темперамента в параметрах речевых действий: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2006. -19с.
  31. Л.Б. Нерешенные психологические задачи детства в определении ценностно-смысловой структуры личности в дальнейшем //Мир психологии, 2004.-№ 1. -С.114−119.
  32. Воспитание современных школьников: национально-региональный аспект. Монография / Под ред. А. В. Иващенко, Г. П. Иванова. М., 2002. — 168 с.
  33. Л.С. Проблема возраста // Психология развития и возрастная психология: Хрестоматия. Ч. 1. Проблемы развития психики /Ред.-сост. Е. В. Гурова. -М.: МНЭПУ, 2001. -316 с.
  34. Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
  35. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1988. -С.78−79.
  36. .И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии, 1973. -№ 5. С.18−28.
  37. А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981.- 159с.
  38. И.В., Круглов Б. С., Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся //Ценностные ориентации и интересы школьников. -М.: АПН СССР, 1983. 126 с.
  39. А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я-концепции ребенка: Дис.. канд. психол. наук. -Н.Новгород, 2000 212с.
  40. Л.Ф. Проблемы направленности личности в советской психологии //Вопросы психологии, 1972. № 5. — С. 157−162.
  41. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии, 1989. № 6. -С.100−108.
  42. А.Б. Трудные дети и методы работы с ними //Детская беспризорность и детский дом. М., 1926. — С.71−104.
  43. Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. -272 с: ил.
  44. А.В. Структурно-динамическая модель самооценки //Вопросы психологии, 1989.-№ 1.-С.5−14.
  45. Э.Ф. Психология профессионального образования. М.: Воронеж, 2003.-479 с.
  46. .В., Братусь Б. С. Очерки психологии аномального развития личности. М., 1980. — 157 с.
  47. В.В., Павлюченко Е. А. Самосознание субъекта // Психологический журнал, 2002. -Т.23. -№ 1. -С.31−41.
  48. Л.В. Методики изучения взрослых. Оренбург: ООИПКРО, 2005. — 92с.
  49. Л.В. Методики изучения социальной направленности личности подростков. Оренбург: ООИПКРО, 2005. — 271с.
  50. JI.B. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1997−212с.
  51. Л.В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности: Монография. — Оренбург: ООИПКРО, 2002. 175с.
  52. А.Г. Сравнительная характеристика общественной направленности старших подростков //О нравственном воспитании школьника. Л., 1968. -304с.
  53. Л.М. О природе асоциального поведения несовершеннолетних // Вопросы психологии, 1973. № 4. — С.59−63.
  54. В.А. Задачи практической психологии в комплексной службе помощи детям // Вопросы психологии, 2005. № 1. — С.51−55.
  55. А.В. О дефинициях «Я» //Психология Я-концепции: методология, теория, структура: Хрестоматия. 4.1. — М.: МГСА, 2002. — 230 с.
  56. А.В., Агапов B.C., Барышникова И. В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии //Мир психологии, 2002. -№ 2(30).-С. 17−29.
  57. А.В., Агапов B.C., Барышникова И. В. Я-концепция личности в отечественной психологии: Монография. М.: МГСА, 2000. — 155 с.
  58. А.В., Фролова Н. В. Нравственные ценности и особенности их освоения школьной молодежью в современных условиях: Монография. М.: Институт молодежи, 1996. — 158 с.
  59. К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. -М., 1971.-242 с.
  60. Идея системности в психологии /Под ред. В. А. Барабанщикова. -М.: Институт психологии РАН, 2005. 496 с. (Труды института психологии РАН).
  61. Н.Г. Изменение структуры личности вследствие героиновой зависимости: Автореф. дис. кад. психол. наук. М., 2002. — 18 с.
  62. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. JI.M. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., 1972. — 352 с.
  63. .В. Структурно-динамические характеристики самопонимания в характеристике и развитии Я-концепции в юношеском возрасте // Мир психологии, 2002. № 2(30). — С.117−127.
  64. М.Е. О роли направленности личности в успешности учения детей //Психологическая наука и образование, 2001. № 1. — С.64−70.
  65. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. 2-е изд., перераб. и доп. — Оренбург: ОГУ, 2000. — 180 с.
  66. А.Г. Психология личности. М., 1970. — 319 с.
  67. А.Г. Психологические основы исправления правонарушителя. М., 1968. — 136 с.
  68. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.335 с.
  69. Кон И. С. Категория «Я» в психологии. Понятие и проблема //Психология Я-концепции: методология, теория, структура: Хрестоматия. -Ч. 1. М.: МГСА, 2002. — 230 с.
  70. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. — 366 с.
  71. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  72. Кон И. С. Социологическая психология. М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.-560 с.
  73. М.Ю., Крушельницкая О. Б., Нечаева С. Л., Швыкин Н. Н. Психолого-педагогическая работа со школьниками девиантами в Москве //Психологическая наука и образование, 1997. — № 3−4. — С. 46−65.
  74. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Автореф. дис. д-ра психол. наук. Л., 1970. — 57 с.
  75. Т.Е. Формирование общественной направленности личности как педагогическая проблема //О нравственном воспитании школьника: Ученые записки ЛГУ. Л., 1968. — Т. 341. — С. 4−59.
  76. Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. — 288 с.
  77. Т.В., Григоренко Е. Л., Смирнов С. Д. Подростки групп риска. СПб.: Питер, 2005. — 336 е.: ил.
  78. Н.А. Динамика Я-концепции на этапе ранней юности (на примере студентов факультета инностранных языков и экономических факультетов): Дис. канд. психол. наук. СПб., 2005. — 231 с.
  79. А. Н. «Образ Я» как фактор развития личности: Дис.. канд. психол. наук. М., 1984. — 141 с.
  80. В.Н. Причины правонарушений. М., 1976. — 286 с.
  81. Кудрявцев И. А, Сафуанов Ф. С., Тхостов А. Ш. Структурно-иерархическая организация самооценки у аномальных личностей в кризисной ситуации //Психологический журнал, 1991. Т. 12. — № 3. — С. 56−67.
  82. И.А., Семенова О. Ф. Смысловая сфера несовершеннолетних с психическими расстройствами, совершивших насильственные правонарушения //Психологический журнал, 2002. Т. 23. — № 3. — С.54−62.
  83. Н.Д. Направленность подростков. М., 1969. — С. 5−21.
  84. Н.Д. Психология характера. М., 1969. — 143 с.
  85. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1976.304с.
  86. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — 584 с.
  87. Д.А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение на построение образов возможного будущего //Вопросы психологии, 2001. -№ 1. С.57−65.
  88. Е. А. Психопатия и акцентуация характера у подростков. -Л., 1983.-475с.
  89. .Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды /Под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишной, В.А. Поно-моренко. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.-424 с.
  90. .Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии //Психологический журнал, 1980. Т.2. — № 1. — С.4−10.
  91. Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии, 1988. -№ 3. С. 93−99.
  92. Н.Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника //Вопросы психологии, 1983. № 5. — С. 42−48.
  93. В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 256 с.
  94. В.Г., Ситаров В. И. Развитие самосознания и проблемы формирования социально-активной личности. М., 1987. — 90 с.
  95. Ю.П. Направленность личности школьника. Пермь, 1985.-73с.
  96. В.Д. Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2005- - 445с.
  97. Н.А. Психологические закономерности формирования научного мировоззрения //Психология формирования и развития личности /Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. -С.306−307.
  98. В. С. Проблемы психологии личности и психологии труда. -Пермь, 1961.-203 с.
  99. B.C. Очерк психологии личности. Пермь, 1959. — 173 с.
  100. Методические проблемы современной психологии: Сб. статей /Под ред. Т. Д. Марцинковской. -М.: Смысл, 2004. 183 с.
  101. Методы системного педагогического исследования /Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980. — 172с.
  102. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М.Салливана. Руководство по использованию. СПб.: ГП «Иматон», 1996. — 56 с.
  103. И. Роль микросреды в формировании аддиктивного поведения подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2003. -26 с
  104. B.C. Возрастная психология. М., 1997. — 432с.
  105. B.C. Социальное пространство личности //Развитие личности. -М., 2002. -№ 1. С. 16−39.
  106. В.Н. Личность и отношения человека //Проблемы личности /Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1969. — С. 63−73.
  107. В.Н. Психология отношений /Под редакцией А.А. Бода-лева. М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-368 с.
  108. И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. М.: Просвещение, 1990. — 270 с.
  109. М.З. Изучение подростков с разной направленностью личности //Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович, Л. И. Благонадежиной. М, 1972. — С. 147−249.
  110. М.З. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков //Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович, Л. И. Благонадежиной. М., 1972. — С.111−146.
  111. Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика. -М.:ВЛАДОС, 2001.-С.192.
  112. Несовершеннолетние с отклонением в поведении. Киев, 1981.238 с.
  113. ПЗ.Никиреев Е. М. Внимание и направленность личности//Вопросы психологии познавательной деятельности. М., 1982. — С. 29−35.
  114. Е.М. Некоторые теоретические вопросы изучения направленности личности //Психологические проблемы формирования социально-активной личности учителя: Сб. статей. -М., 1982. С.18−30.
  115. Е.М. Экспериментальные исследования общей и профессиональной направленности личности студента и педагогического института //Психологические проблемы формирования социально-активной личности советского учителя. М, 1983, — С. 14−27.
  116. О нравственном воспитании школьника: Сб. статей / Под ред. Т. К. Ахаян, Т. Е. Конниковой. JL, 1968. — 304 с.
  117. М.К. Связь структурно-содержательных характеристик Я-концепции с акцентуациями характера в раннем юношеском возрасте: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 2000. — 164 с.
  118. И.Б. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  119. И.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека //Вопросы психологи, 1995. -№ 2. -С.5−19.
  120. .Д. О некоторых аспектах социальной обусловленности ценностных ориентации личности // Проблемы личности / Под ред. Л.И. Анцы-феровой. М., 1969. -С.371−380.
  121. .Д. Общественное настроение. М., 1966. — С.31−32.
  122. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб.: СПб ГУП, 2003.616с.
  123. А.А. Личность. Деятельность. Коллектив: Над чем работают, о чем спорят философы. М.: Политиздат, 1982. — 250с.
  124. А.В. Введение в психологию. М., 1995. — С404−405.
  125. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с.
  126. В.Ф. Криминальная субкультура подростков и юношей: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1992. — 80 с.
  127. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 256 с.
  128. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии, 1994. — № 1. С. 61−69.
  129. А.С. Общепсихологическая теория установки // Исследования по психологии установки. — Тбилиси, 1967. 340 с.
  130. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории /Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Институт психологии РАН, 1997. -576 с.
  131. Психологическая профилактика недисциплинированного поведения учащихся. Киев, 1989. — 252 с.
  132. Психологические аспекты изучения направленности учащейся молодежи. Новосибирск, 1988. — 121 с.
  133. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологического исследования) / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. Самара: Самарский университет, 1998. -148 с.
  134. Психологические особенности самосознания подростков /Отв.ред. М. И. Боришевский. Киев, 1980. — 166 с.
  135. Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников. М., 1990. — 159 с.
  136. Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей. М., 1973. — 201 с.
  137. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. Тюмень, 1985. — 90 с.
  138. Психология личности /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1982.287с.
  139. Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. — 672 с.
  140. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М., 1987.-236 с.
  141. Психология формирования и развития личности: Сб. статей /Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. -365 с.
  142. Психология Я-концепции: методология, теория, структура: Хрестоматия / Сост. А. В. Иващенко, B.C. Агапов, И. В. Барышникова. М.: МГСА, 2002,-4.1.-230 с.
  143. Психология Я-концепции: профессиональные особенности развития: Хрестоматия / Сост. А. В. Иващенко, B.C. Агапов, И. В. Барышникова. М.: МГСА, 2002. — Ч.З. — 278 с.
  144. Психология, клиника и профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков /Под ред. В. А. Худика. Чернигов, 1991. — 119с.
  145. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. -Самара: Самарский университет, 1999. 200 с.
  146. В.М. Особенности Я-концепции несовершеннолетних правонарушителей: Дис. канд. психол. наук. М., 2000. — 174 с.
  147. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся / Под ред. В. А. Татенко. Киев, 1989. — 126 с.
  148. М. Помощь трудным детям. М., 1987. — 420 с.
  149. Н.И. Психология личности. -М., 1987. 196 с.
  150. X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. -М., 1994.
  151. О.Л., Иванникова И. В. Опыт применения программы профилактики отклоняющегося поведения для психологической коррекции «трудного» класса // Вопросы психологии, 1994. — № 6. С. 45−48.
  152. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. — 328 с.
  153. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. -720 е.: ил.
  154. С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191с.
  155. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. — 264 с.
  156. Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2005.-460 с.
  157. Л.С. Самооценка и притязания подростка//Психологические особенности самосознания подростка / Под ред. М.И. Бори-шевского. Киев, 1980. — 166с.
  158. В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии, 1982. № 1. — С.69−75.
  159. В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986.- 142с.
  160. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения //Вопросы психологии, 1975. № 3. — С.70−81.
  161. В.Ф., Никонов Г. П. Психологический аспект самоопределения //Психологический журнал, 1984. № 4. — С.65−74.
  162. Е.В. Особенности Я-концепции подростков с нарушением поведения: Дис. канд. психол. наук. СПб., 2001. — 166 с.
  163. И.А. Социально-психологическая идентичность подростков участников территориальных группировок: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 2003. — 23 с.
  164. Т.П. Системный подход к психологической коррекции агрессивного поведения детей // Психология в школе, 2000. № 3−4. — С. 128 142.
  165. А. Психолого-педагогический опыт самовоспитания учащихся старших классов: Монография. М, 2002. — 175 с.
  166. Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях /Е.Т. Соколова, В. В. Николаева. М.: Аргус, 1995.-360 с.
  167. .А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. — М., 1992.-30 с.
  168. Ю.М. Индивидуально-типологические особенности любознательности и специфика их проявлений в учебной деятельности студентов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2006. — 17 с.
  169. В.Г. Психология индивидуального подхода к трудным учащимся. М., 1991.- 117с.
  170. В.Г. Психология трудных школьников. М.: Академия, 1996.-320 с.
  171. Ф.Г. Психологические особенности взаимосвязи направленности личности и темперамента подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1988, — 16с.
  172. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 286 с.
  173. Е.В. Формирование у ребенка морального действия //Вопросы психологии, 1979. № 3. — С. 47−55.
  174. .М. Избранные труды. -М., 1985. Т.2. — 360 с.
  175. Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей //Вопросы психологии, 1984. -№ 3. С.38−45.
  176. Трудный подросток: причины и следствие /Под ред. В. А. Татенко. -Киев' 1985.- 175 с.
  177. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Д., 1980. — 258 с
  178. Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. СПб.: Питер, 2007.-160 с.
  179. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси, 1961.-210с.
  180. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г. Г. Ара-келова. М., 1990. — 304с.
  181. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.-М., 1995.-368 с.
  182. Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М., 1982. — 224 с.
  183. Д.И. Психология развивающейся личности. М., Воронеж, 1996.-512 с.
  184. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М., 1989.-206с.
  185. А.А., Кондратьева JI.JI. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение личности. М., 1976. — С.65−76.
  186. Формирование направленности личности /Под ред. Ю. П. Истратова. Владамир, 1976. — 132с.
  187. Э. Бегство от свободы. Человек для самого себя. М.: Клиника глубинной психологии проф. П. С. Гуревича, изд-во «Изида», 2004. -399 с.
  188. И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М.: изд-во института психотерапии, 2002. — 228 с.
  189. X. Категории девиантного, асоциального и делинквент-ного поведения у подростков // Невропатология и психиатрия, 1987. С. 15 271 529.
  190. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1985.-200 с.
  191. И.М. Особенности развития самосознания в отногенезе //Принцип развития в психологии. -М., 1978. 368 с.
  192. B.C. и др. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением. Ставрополь, 1993. — 140 с.
  193. В.Э. К вопросу о психологической сущности устойчивости личности //Вопросы психологии, 1978. № 2. — С.65−78.
  194. В.Э. Нравственная устойчивость личности //Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
  195. И.В. Влияние ориентировки в личностных качествах сверстников на субъективные позиции и статус подростков и юношей в группах: Дис.. канд. психол. наук. -М., 2003. — 132 с.
  196. З.М. Формирование общественной направленности личности школьника. — М., 1977. 224 с.
  197. Эпидемиология злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами в г. Оренбурге: тенденция 1994−2001 г., данные2001 г. (ежегодный отчет). Оренбург, 2002. — 64 с.
  198. Эпидемиология злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами в г. Оренбурге: тенденция 1994−2002 г., данные2002 г. (ежегодный отчет). Оренбург, 2003. — 65 с.
  199. Эпидемиология злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами в г. Оренбурге: тенденция 1994−2005 г., данные 2005 г. (ежегодный отчет). Оренбург, 2006. — 65 с.
  200. JI.B. Психологические проблемы ранней профилактики правонарушений у несовершеннолетних: Дис.. д-ра. психол. наук. -Комсомольск на — Амуре, 1997. — 479с.
  201. Allport G. W, Pattern and Growth in Personality. N. Y, 1961.
  202. Guilford J. Personality. N.Y., 1959.
  203. Shatter K. Social and Personality Development. Monterey, California,
  204. Wells L.E., Marwell G. Self-esteem: It’s Conceptualization and measurement. London, 1976. 279p.
  205. Wylie R.G. The Self-Concept: a Review of Methodotological Concederations and Measuring Instruments. Nebraska, 1974, v.l. — 433 p.
Заполнить форму текущей работой