Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Аэродинамика потока и движение жидкой фазы во впускном трубопроводе двигателя внутреннего сгорания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ГЛАВА 4 посвящена динамике пленочных течений и изучению уоловий, влияющих на переход ламинарного режима течения в волновой и связанного с этим неравномерного распределения жидкой фазы по впускным каналам ДВС. В этой главе получено направление осредненного пленочного течения в зависимости от толщины пленки, скорости воздушного потока и других факторов, связанных с особенностями конструкции… Читать ещё >

Содержание

  • ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ
  • ВВЕДЕНИЕ '
  • ГЛАВА I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Обзор и анализ работ других авторов
      • 1. 1. 1. Впускные трубопроводы и каналы
      • 1. 1. 2. Причины износа впускных клапанов и их седел .! '-У
      • 1. 1. 3. Двухфазный поток во впускных трубопроводах ДВС
      • 1. 1. 4. Пленочные течения
    • 1. 2. Обоснование избранной тематики и характеристика объектов исследования
  • ГЛАВА 2. ГИДР0ДИНАМИ1СА ОДНОФАЗНОГО ПОТОКА
    • 2. 1. Кинематика потока во впускном коллекторе
    • 2. 2. Профилирование впускного патрубка
    • 2. 3. Геометрическое профилирование каналовых поверхностей
    • 2. 4. Выводы
  • ГЛАВА 3. ТУРБУЛЕНТНАЯ ДИФФУЗИЯ ДИСКРЕТНОЙ Ш. 1 ВО
  • ВПУСКНОМ КОЛЛЕКТОРЕ
    • 3. 1. Участок прямой трубы
    • 3. 2. Влияние местных сопротивлений на процесс диффузии
    • 3. 3. Диффузия на участке с отверстиями .Но
    • 3. 4. Выводы
  • ГЛАВА 4. ПЛЕНОЧНОЕ ТЕЧЕНИЕ
    • 4. 1. Ламинарное движение пленки по наклонной стенке под действием касательных напряжений и силы тяжести. .,
    • 4. 2. Волновой режим пленочного течения при наличии теплообмена
    • 4. 3. Управление потоком жидкой фазы
    • 4. 4. Влияние конструктивных элементов, .управляющих жидкой фазой, на гидродинамику воздушного потока. Другие сопутствующие факторы
    • 4. 5. Выводы
  • ГЛАВА 5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 5. 1. Экономическая эффективность. уменьшения гидравлических сопротивлений
    • 5. 2. Эффективность вследствие равномерного распределения жидкой фазы по цилиндрам и впускным каналам
    • 5. 3. Эффективность, достигаемая за счет закрутки и турб. улизации потока
  • ОСНОВНОЕ вывода И РЕЗУЛЬТАТЫ

Аэродинамика потока и движение жидкой фазы во впускном трубопроводе двигателя внутреннего сгорания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время большое внимание в нашей стране уделяется развитию машиностроения как одной из основных отраслей народного хозяйства, способствующих созданию и укреплению материально-технической базы коммунизма.

В основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года ставится задача по экономному расходованию сырья, топлива и других материалов, дальнейшему развитию машиностроения ГIJ.

Двигатели внутреннего сгорания /ДВС/ являются важнейшей составной частью машиностроения. Их совершенствование имеет решающее значение для экономики страны. Повышение топливной экономичности только дизелей на I % в целом дает экономию топлива около 500 тыс.т./год Одна из кардинальных проблем двигателестроения — увеличение ресурсных показателей, позволяющее значительно сократить сеть ремонтных предприятий, высвободить большое число обслуживающего персонала, уменьшить затраты средств и металла на производство запасных частей Г 5i7.

Как любые другие машины, двигатели внутреннего сгорания постоянно совершенствуются, главным образом за счет форсиров-ки и доводки по результатам испытаний и эксплуатации. При этом следует отметить, что некоторые факторы, играющие малозаметную роль на исходной конструкции, усиливаются и вызывают отрицательные последствия на форсированном двигателе.

Например, после введения наддува на двигателе ПО «Коломенский завод» размерности 30/38 был зафиксирован повышенный и неравномерный износ, впускных клапанов и их седел /рис.0.1/.

IV.

V/ vu v///.

5,.

ИМ.

0.3 0,2 0,1.

0,03 0,03.

П П.

0,32.

0,03 л.

0,28.

0,07 Л ом.

0,05 л.

0,25.

0,18.

0,05 И о, п.

0,04.

XL.

О, Of.

0,3.

0,2 со и 2к к 2к и 2к к 2 К fK 2к Щ 2Ц 5Ц 4ц 5ц х 2к 1к 2к 6ц 7ц к 2к.

8ц.

Рис. 0.1. Схема впускного коллектора и износ фасок впускных клапанов и их седел: износ — 0 — наибольший износ /2 мм/ - & - биение фасок клапанов.

— заметный.

Как видно из рисунка, больше изнашиваются фаски первых по ходу потока каналов, находящихся в «затененной» для потока зоне. Замеры показывают, кроме того, что наибольшему износу подвержены фаски первых пяти цилиндров. Это объясняется тем, что при повышении давления во впускном канале прекращается /либо резко уменьшается/ поступление масла через втулку впускного клапана, тогда как масла, находящегося в составе наддувочного воздуха, оказывается недостаточно для смазки фасок клапана и его седла /49 У. К тому же, как показали экспериментальные исследования, жидкая фаза распределяется неравномерно по впускным каналам /[04 /. В своих исследованиях Еременко Б. С. [49/ установил, что умеренная смазка маслом сопряжения впускной клапан — седло уменьшает скорость износа примерно в 20 раз. В США, по данным /[53 У, головка блока цилиндров и клапанный механизм составляют 20% внепланового техобслуживания. Примерно так же обстоит дело и в нашей стране. Например, на Всесоюзной научно-технической конференции в г. Харькове /" 107/ Ольховский Ю. В. отметил, что по мере совершенствования конструкции тепловых дизелей факторами, ограничивающими межремонтные сроки, все более становятся износ фасок и седел клапанов.

Актуальность исследований течения двухфазного потока во впускном трубопроводе дизельных двигателей вызвана также частичным использованием смесеобразования с подачей во впускной трубопровод некоторого количества распыленного топлива и подачей во впускной трубопровод воды /123 ]•.

В карбюраторных двигателях неравномерность распределения смеси по цилиндрам является одной из основных проблем.

Это отмечают и наши, и зарубежные специалисты /80, 81, 168.7. Авторами работ /80, 81 J отмечалось, что за счет более равномерного распределения смеси по цилиндрам двигателя с искровым зажиганием удалось повысить мощность на 4,8% и улучшить экономичность на 8,7%. Влияние неравномерного распределения топлива еще в большей мере сказывается при обеднении смеси.

Неравномерное распределение топлива по цилиндрам отрицательно влияет и на такие важные показатели, как дымнооть и токсичность. Для успешного решения задач по улучшению экономичности, уменьшению токсичности и повышению мощности ДВС необходимо уделять большое внимание также вопросам воздухо-снабжения /54, 59, 83, 104].

Вследствие актуальности вопросы, рассматриваемые в настоящей работе, включены в Комплексную программу «Создание новых типов и совершенствование существующих двигателей внутреннего сгорания на 1981;85 годы» под номером 05.03.03 /78/.

Целью исследования является сокращение сроков проектно-доводочных работ, повышение топливной и масляной экономичности и надежности работы ДВС.

Задачи исследования:

1. Выявление главных факторов, определяющих двухфазное течение во впускном тракте ДВС — разработка математической модели, удовлетворительно описывающей физический процесссоставление методики расчета двухфазного течения.

2. Разработка рекомендаций по уменьшению гидравлических сопротивлений впускного патрубка и канала.

3. Разработка рекомендаций по управлению распределением жидкой фазы по впускным каналам.

Научную новизну работы составляют:

1. Теоретическое обоснование возможности описания усредненной кинематики турбулентных течений с помощью методов, применяемых для невязкой жидкости.

2. Аналитическое описание усредненных параметров течения во впускном коллекторе прямоугольного поперечного сечения. .

3. Описание на основе турбулентной диффузии движения двухфазной среды на прямом участке впускного тракта ДВС: при постоянном коэффициенте диффузииза источником дополнительной турбулизации потока — на участке расположения впускных каналов.

4. Описание пленочного течения при несовпадении направлений векторов массовых и поверхностных сил.

5. Результаты исследования влияния градиента температуры на характер поведения волнового пленочного течения.

На защиту выносятся:

1. Результаты теоретических и экспериментальных исследований кинематики и динамики газового потока в элементах впускного тракта двигателя ЧН 30/38 ПО «Коломенский завод» .

2. Результаты теоретических и экспериментальных исследований двухфазных течений во впускном тракте ДВС.

3. Методики профилирования каналовых поверхностей и сопряжения впускной коллектор — впускной канал.

4. Способы управления потоком жидкой фазы с целью равномерного ее распределения по впускным каналам и цилиндрам.

Практическая ценность. Значительная часть диссертационной работы выполнена на основании хоздоговора, заключенного между Украинской сельскохозяйственной академией и ПО «Коломенский завод». В результате проведенных исследований заводу переданы:

1. Методика расчета кинематики газового потока во впускном коллекторе двигателя ЧН 30/38.

2. Методика профилирования каналовых поверхностей и сопряжения впускной коллектор — впускной канал.

3. Формы профилей впускных патрубков и каналов, обеспе-чиващие в сравнении с базовой конструкцией меньшие гидравлические сопротивления и более равномерное распределение жидкой фазы по впускным каналам одного цилиндра.

4. Схемы устройств в виде вставок и рекомендации по их расположению во впускном коллекторе для равномерного распределения жидкой фазы по впускным каналам цилиндров.

Основные результаты диссертационной работы были опубликованы в печати /40,41,42,43,44,65,66,69,104/ и докладывались на научно-технических конференциях, семинарах и школах-семинарах:

— Всесоюзном семинаре по гидроаэродинамике двигателей и машин в Харьковском авиационном институте в 1974 г.;

— Всесоюзной межотраслевой научно-технической конференции «Динамика, прочность и надежность ДВС», проходившей в ЦНЩЩ /г.Ленинград, январь 1978 г./;

— 202-м заседании Всесоюзного научно-технического семинара по ДВС при МВТУ им. Н. Э. Баумана;

— Всесоюзной школе-семинаре молодых ученых и специалистов «Газодинамика и теплообмен в энергетических установках», посвященной 150-летию МВТУ им. Н. Э. Баумана /г.Минск, май 1979 г./;

— Всесоюзной научно-технической конференции «Проблемы создания и использования двигателей с высоким наддувом» г. Харьков, июнь 1979 г./;

— Всесоюзной школе-семинаре МВТУ им. Н. Э. Баумана, /г. Нарва, май 1981 г./;

— втором заседании 1983 года Республиканского научно-технического семинара 10.9 Института кибернетики им. Глуш-кова В. М" АН УССР «Управление физико-химическими процессами в сплошных средах» ;

— почти на всех ежегодных научно-технических конференциях преподавателей УСХА, начиная с 1973 г.

Объем, структура и краткое содержание, работы. Диссертация изложена на 186 страницах, включает 35 рисунков и 3 приложений. Она состоит из списка основных условных обозначений, введения, 5 глав и заключения.

Во ВВЕДЕНИИ изложены актуальность темы, цель и задачи исследования, научная новизна, реализация результатов работы, апробация работы, основные положения, которые выносятся на защиту, объем, структура и краткое содержание работы.

В ГЛАВЕ I излагаются теоретические основы исследуемой проблемыприводится критический обзор научных работ, в которых освещены следующие вопросы:

— причины износа впускных клапанов;

— кинематика потока в разветвленных трубопроводах и каналах;

— характеристика каналов с точки зрения их гидравлического сопротивления;

— гидродинамика двухфазных течений во впускных трубопроводах ДВС;

— пленочные течения.

В первой главе также приводится обоснование избранной методики исследований и характеристика объектов исследования.

В ГЛАВЕ 2 приведены результаты экспериментальных и теоретических исследований кинематики воздушного потока у стенки впускного коллектора, гидродинамика впускного канала /вход во впускной канал/, профилирование каналовых поверхностей. ,.

Изучение кинематики потока необходимо при нахождении оптимальной формы впускного патрубка, обеспечивающей минимальное гидравлическое сопротивление, и при исследовании течения пленки по стенке впускного коллектора. Теоретическое изучение кинематики двумерного потока проводится с помощью метода конформных отображений. Для облегчения инженерных расчетов приводятся упрощенные формулы. При этом оговаривается граница их применимости. Трехмерный потенциальный поток описывается с помощью функций источников и стоков. Решение представляется в виде сходящихся рядов.

Для двумерного и трехмерного потоков показана возможность анализа нестационарных течений в квазистационарной постановке .

Исследование кинематики потока проводится также методом ЭГДА. Для случая, когда стоки, имитирующие вход во впускные каналы, расположены внутри области течения, разработана методика точного построения линий тока.

Кинематика потока, определенная аналитическим путем, сопоставляется с результатами экспериментальных исследований. На тех участках, где отрыв потока отсутствует, получено хорошее совпадение теории и эксперимента.

Впускной патрубок проектировался с учетом конструктивных ограничений таким образом, чтобы на стенке были минимальные положительные градиенты давлений, вызывающие отрыв потока. Форма профиля впускного патрубка выбиралась на основе общей кинематики потока, определяемой методом ЭГДА. Рассматривалось несколько вариантов, и для их сравнения выполнялся расчет пограничного слоя и определялась точка отрыва. Было установлено, что форма кривой округления выпуклой стенки патрубка играет незначительную роль в возникновении отрыва потока, а определяющим является средний радиус округления.

Профилирование каналовых поверхностей основано на принципе максимума гармонических функций. Этот метод позволяет обеспечить плавный переход между двумя различными по форме сечениями канала. Поперечные сечения выбираются по форме эквипотенциален, расположенных в неодносвязной области, которая с внешней стороны ограничена линией, вычерченной по форме начального /конечного/ сечения канала, а с внутренней сторонылинией, вычерченной по форме конечного /начального/ сечения канала.

Сущность метода изложена на примере разветвления канала круглого сечения на два канала, выходные сечения которых также круглые. При сопряжении каналов с сечениями произвольной формы реализация метода осуществляется с использованием электропроводной бумаги. Эти сечения можно строить также с помощью электронной цифровой вычислительной машины /ЭЦВМ/.

В ГЛАВЕ 3 исследуется турбулентная диффузия мелкого аэрозоля /топлива, масла, пылевых частиц/ в потоке с параметрами, соответствующими впускному тракту ДВС.

На основе результатов экспериментальных исследований, проведенных на двигателе ЧН 30/38 и его динамической модели участка впускного тракта, установлено, что главной причиной неравномерного износа фасок и седел впускных клапанов является неравномерное распределение, по впускным каналам масла, находящегося в составе наддувочного воздуха /масло поступает перед компрессором наддува в результате вентиляции картера /.

Закономерности оседания аэрозоля на стенки впускного трубопровода находятся из уравнения турбулентной диффузии.

Для более точного описания явлений, имеадих место во впуокном трубопроводе, исследуется влияние на диффузию таких факторов, как затухание турбулентности за источником местного сопротивления /например, за охладителем/, влияние на диффузию ответвлений /впускных каналов/.

Результаты, полученные аналитическим путем, сопоставлены с данными экспериментальных исследований.

ГЛАВА 4 посвящена динамике пленочных течений и изучению уоловий, влияющих на переход ламинарного режима течения в волновой и связанного с этим неравномерного распределения жидкой фазы по впускным каналам ДВС. В этой главе получено направление осредненного пленочного течения в зависимости от толщины пленки, скорости воздушного потока и других факторов, связанных с особенностями конструкции двигателя. Исследован волновой режим пленочного течения в зависимости от величины градиента температуры, угла наклона стенки и других параметров воздушного и пленочного потоков.

В ГЛАВЕ 5 приведен расчет экономической эффективности уменьшения гидравлических сопротивлений впускного патрубка и канала. Приведено также обоснование целесообразности выполнения рекомендаций по равномерному распределению жидкой фазы как для карбюраторных, так и для дизельных двигателей.

Заканчивается работа заключением, в котором приведены основные выводы.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ.

1. Доказана возможность описания усредненной кинематики турбулентных течений с помощью методов, применяемых для невязкой жидкости. Определена область применения этих методов. Полученные выражения для потенциала и функции тока квазистационарного газового потока во впускном коллекторе двигателя удовлетворительно согласуются с экспериментальными данными.

2. Разработанная методика построения линий тока для не-односвязной области с помощью ЭГДА позволяет весьма быстро и с достаточной для решения практических задач степенью точности строить гидродинамическую сетку, необходимую для профилирования входов во впускные каналы и расчета пленочного течения во впускном коллекторе.

3. Предложенные методики профилирования входов во впускные каналы и впускных каналов ДВС дают возможность обеспечить на этом участке малые потери энергии.

4. Экспериментальными исследованиями установлено, что перенос в поперечном направлении частиц, находящихся во впускном тракте ДВС, имеет главным образом дарфузионный характер. Поэтому даже при самом мелком распылении частицы топлива /масла/ оседают на стенки впускного трубопровода. Выбранная математическая модель процесса позволила получить аналитические выражения для описания характеристик двухфазного потока во впускном тракте ДВС. На основе полученных решений разработана методика определения коэффициента турбулентной диффузии с точностью в 20%,.

5. На основе размерностного подхода получена зависимость от продольной координаты коэффициента турбулентной диффузии для течения за источниками турбулизации потока /турбиной наддува, охладителем и т. д*/" которая качественно согласуется с результатами исследований других авторов по затуханию турбулентности за решетками и друг шли устройствами. Дополнительная турбулизации потока способствует более быстрому оседанию находящихся в потоке капель на стенки впускного тракта.

6. На участке впускного коллектора, где расположены впускные каналы, диффузионная модель расширяющегося потока в большей мере соответствует физической сущности процесса, чем диффузия в равномерном потоке. Сопоставление полученных зависимостей с зависимостями для диффузии в прямой трубе показывает, что убывание концентрации происходит быстрее, чем при диффузии в равномерном потоке в прямой трубе.

7. Установлено, что угол наклона осредненного пленочного течения не зависит от вязкости и очень слабо зависит от градиента давления, вызванного гидравлическими потерши. Тангенс этого угла пропорционален квадрату скорости газового потока и обратно пропорционален толщине пленки. Установлено, что переход ламинарного течения в волновой слабо зависит от поперечного градиента температуры в пленке и в большей степени зависит от средней температуры пленки.

8. Предложенные способы управления движением жидкой фазы позволяют получить ее относительно равномерное распределение по впускным каналам при неизменной внешней форме впускного коллектора, что в значительной степени повышает надежность и экономичность двигателя.

9. Методики, составленные в результате исследований двухфазного потока, и рекомендации по управлению движением жидкой фазы переданы ПО «Коломенский завод». Рекомендации по уменьшению гидравлических сопротивлений впускного патрубка внедрены на трех типах двигателей этого завода, и расчетный экономический эффект составляет 2300 руб. в расчете на один двигатель за год.

163 I.

Показать весь текст

Список литературы

  1. КПСС.Съезд 26-й. Москва. 1981. Материалы ХХУТ съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981.
  2. Г. Н., Крашенников С. Ю., Секундов А. Н. Турбулентные течения при воздействии объемных сил и неавтомодель-ности. М.: Машиностроение, 1975. — 96 с.
  3. Ю.И. Исследование влияния поперечной циркуляции на местные сопротивления в напорных трубопроводах. В кн.: Гидравлика и гидротехника. — К.: Техн1ка, 1970, вып. 10, с. 49 — 52.
  4. В.И. и др. Смесеобразование в карбюраторных двигателях /Андреев В.И., Горячий Я. В., Морозов К. А., Черняк Б. Я. М.: Машиностроение, 1975. — 176 с.
  5. В.А. Затухание повышенной турбулентности за донными и поверхностными :. — - .- затопленными прыжками. — В кн.: Гидравлика, J& 2. — К.: Техн1ка, 1966, с. 15 25.
  6. Бам-Зеликович Г. М. Об уравнениях пространственного пограничного слоя с большим градиентом давления. Изв. АН СССР, МЖГ, 1971, с. 49 — 55.
  7. Г. И. О движении взвеше.чных частиц в турбулентном потоке. Прикладная матем. и механика,. Т. ХУП, вып. 3. — М.: Изд-во АН СССР, 1953, с. 262 — 274.
  8. Дж. Введение в динамику жидкости.:Пер. с англ. М.: Мир, 1973. — 760 с.
  9. С.М., Ншпт М. И. Отрывное и безотрывное обтекание тонких крыльев идеальной жидкостью. М.: Наука, 1978, — 352 с.
  10. А.В. Графоаналитическим метод построения поверхностей каналов диМ>узорного типа. В кн.: Прикладная геометрия и инженерная графика. — К.: Виша тпкола, вып. 5, 1967.
  11. В.Б., Дитякин Ю. Ф. Неустойчивые капиллярные волны на поверхности жидкости. Прикладная математика и механика, Т. ХШ, — М.-Л.: Изд. АН СССР, 194.9, с. 267−276.
  12. В.А., Живайкин Л. Я., Стояк М. Ю. ПоосТжль скорости при пленочном течении жидкости с переменной вязкостью. -В кн.: Научн. тр. /Пеомский политехи, ин-т, 1974, $ 152, с. 138 143.
  13. Ю.Т., Рудин С. Н. Управление турбулентным пограничным слоем. К.: Вища школа, 1978. 320 с.
  14. В.Р., Шаманский В. Б. Расчет водопонижения при помощи электрических моделей. К.: Гослитиздат по строит, и архитектуре УССР, 1961. — 96 с.
  15. Р. Течения газа со взвешенными частицами: Пер. с англ. М.: Мир. — 384 с.
  16. Л.И. и др. Особенности процесса с вихревым движением заряда в карбюраторном двигателе /Вахошин Л.И., Истомин С. С., Партон М. М., Рунов А. Н., Сонкин В. И., Кутенев В. Ф. Автомобильная промышленность, 1979, № 4, с. 4 — 7.
  17. Л.И., Марков И. В., Химин Е. П. Тенденции развития бензиновых ДВС. В кн.: Двигатели внутреннего сгорания /Итоги науки и техники. — М. :. ВИНИТИ, 1975. — 208 с.
  18. М.А. Динамика русловых потоков. 2-е изд. перераб. и доп. — JI.: Гидрометеоиздат, 1949. — 474 с.
  19. М.М., Грудский Ю. Г. Конструирование впускных систем быстроходных дизелей. М.: Машиностроение, 1982.-151с.
  20. Р., Эласфури, Роберт М. /Париж/ Движение воздуха на впуске. Докл. семинара по двигателям внутреннего сгорания с автоматическим регулированием степени сжатия. -Тбилиси: Мецниереба, 1976, с. 258 271.
  21. A.M. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1977. — 277 с.
  22. Л.А. Струйные задачи прикладной газодинамики. -В кн.: Исследование физических основ рабочего процесса топок и печей. Алма-Ата: АН Каз. ССР, 1957, с. 15−53.
  23. М.М. Об учете анизотропии коэффициентов турбулентной теплопроводности при расчете теплообмена в трубах. -В кн.: Пристен. турбулент. течен. 4.1. Новосибирск, 1975, с. 194 — 202.
  24. В.Р. Об особенностях формирования показателей дизеля с непосредственным впрыском. В кн.: Теплонапря-женность тепловых двигателей. — Ярославль, 1978, с. 76−87.
  25. А.С., — Колесников А.В., Уханова Л. И. Вырождение турбулентности потока за двухрядной решеткой цилиндров при противоположном движении рядов. Изв. АН СССР, МЖГ, 1979, № 3, с. 17 — 25.
  26. А.Д. Два подхода к описанию турбулентной диффузии. В кн.: Гидравлика и гидротехника. — К.: Техн1ка, вып. 17, 1973, с. 9 — 14.
  27. Г. Ф., Фейман М. И. Критическое давление двумерного и трехмерного отрыва турбулентного пограничного слоя при М 2. Уч. записки /Центр. аэро-гидродинам. ин-т, 1979, № 4, 10, с. 37 — 47.
  28. Л.В., Степанов Г.10. Турбулентные отрывные течения. М.: Наука. Главная редакция физ.-мат. лит., 1979. -368 с.
  29. О.В. Курс механики сплошных сред. М.: Высшая школа, 1972. — 368 с.
  30. И.С., Рыжик И. М. Таблицы интегралов, сумм, рядов и произведений. М.: Физматгиз, 1963.
  31. X., Лейн В. Аэрозоли пыли, дымы и туманы.: Пер. с англ. — 2-е изд., стереотипное. — Л.: Химия, 1972. — 428 с.
  32. Гришин Ю. А. Мандат аладзе А. А. Принципы профилирования выпускных клапанов и выпускных патрубков двигателей внутреннего сгорания. Изв. вузов, Машиностроение, 1982, В 9, с. 95 — 98.
  33. В.В. и др. 0 линейной и нелинейной устойчивости совместного плоскопараллельного течения пленки жидкостии газа /Гугучкин В.В., Демехин Е. А., Калугин Г. Н., Маркович Э. Э., Пикин В. Г. Изв. АН СССР, МЖГ, 1979, В I, с. 36−42.
  34. М.И. Теория струй идеальной жидкости. М.: Наука, 1979. — 536 с.
  35. Д., Харлеман Д. Механика жидкости: Пер. с англ. М.: Энергия, 1971. — 480 с.
  36. Е.А. О линейной устойчивости течения пленок жидкости совместно с газовым потоком. Изв. АН ССОР, ЖГ, 1976, Js I, с. 143 — 146.
  37. .Х. Методика профилирования проточной части впускных каналов двигателей внутреннего сгорания. Научн. тр. /УСХА, 1973, вып. 89, с. 5 — 16.
  38. .Х. Приложение теории потенциального течения к исследованию течения заряда во впускном канале поршневого двигателя. Научн. тр. /УСХА, 197Я б, вып. 89, с. 22 — 31.
  39. .Х., Карпусь А. Т. Структура воздушного потока во впускном коллекторе у стенки впускных каналов. Изв. вузов, Машиностроение, 1979 а, $ 8, с. 43 — 47.
  40. .Х., Карпусь А. Т., Мищенко А. В. Метод построения каналов двигателей внутреннего сгорания на основе гармонических функций. В кн.: Прикладная геометрия и инженерная графика, вып. 6. — К.: БудТвельник, 1979, с. 40 — 42.
  41. .Х., Карпусь А. Т., Никитин Е. А. Построение проходных сечений каналов. Изв. вузов, Машиностроение, 1979, J6 10, с. 61 64.
  42. Р.А. Воздухоочистка в дизелях. Л": Машиностроение, 1975, — 152 с.
  43. Н.Х. и др. Теория двигателей внутреннего сгорания /Дьяченко Н.Х., Костин А. К., Пугачев «К.П., Русинов Р. В., Мельников Г. В. 2-е изд. перераб. и доп. — Л.: Машиностроение, 1974. — 552 с.
  44. Я.А. Определение параметров в цилиндре двигателя в период газообмена с учетом нестационарного характера истечения газа. В кн.: Двигатели внутреннего сгорания. -Харьков: Вища школа, 1974, вып. 19, с. 15−19.
  45. Я.А., Спекторов Л. Г. К вопросу о смесеобразовании при впрыске бензина во впускной тракт двигателя. В кн.: Двигатели внутреннего сгорания. — Харьков: Вшца школа, 1978, с. 125 132.
  46. E.G. Исследование надежности и долговечности быстроходного дизеля, форсированного турбонаддувом: Автореф. дис. канд. техн. наук, Харьков, 1969. — 16 с.
  47. Е.В., Юрков Ю. В., Стенер О. М. Использование теории турбулентной диффузии при расчете разбавления сточных вод. В кн.: Гидравлика и гидротехника. — К.: Техн1ка, 1971, вып. 12, с. 15−25.
  48. В.Ф. Ускорение научно- технического прогресса в двигателестроении. Двигателестроение, 1979, № I, с. 2−3.
  49. M.II. Вихревая теория турбулентности применительно к гидравлическим и тепловым расчетам технически гладких труб. Вильнюс: Минтис, 1966. — 149 с.
  50. Е.А., Барановский Б. В. Влияние выходной неравномерности на характеристики плоских диффузоров. Труды /Моск. энерг. ин-т, 1976, вып. 306, с. 89 — 94.
  51. JI.A. Исследование впускного тракта карбюраторного -образного двигателя методом прокручивания вала. -Автомобильная промышленность, 1972, J§ 7, с. II 13.
  52. Л.А., Гаврилов А. К. Исследование впускного тракта быстроходного карбюраторного двигателя с помощью теплового баланса. В кн.: Двигатели внутреннего сгорания. -Омск, 1974, вып. 5, с. 209 — 224.
  53. В.Л., Сабельников В. А. О турбулентной диффузии в среде, подвергающейся действию однородной деформации. -Изв. АН СССР, МЖГ, 1975, Ш 2, с. 31 41.
  54. В.И., Киселев Б. А. Постановка задачи и метод расчета процессов смесеобразования во впускном тракте карбюраторного двигателя. Труды /Научно-иссл. автомоб. и автомотор. ин-т, 1976, вып. 160, с. 99 — 115.
  55. м.Х. и др. Структура турбулентного потока и механизм теплообмена в каналах /Ибрагимов М.Х., Субботин В. И., Бобков В. П., Сабелев Г. И., Таранов Г. С. М., Атомиздат, 1978.296 с.
  56. Н.Н. Исследования в области рабочего процесса, газообмена и наддува дизелей. В кн.: Дизелестроение. Отв. ред. В. И. Балакин. — Л.: Машиностроение, 1974, с. 88 — 100.
  57. И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям. М.: Машиностроение, 1975. — 559 с.
  58. И-Цзя-шунь. Устойчивость течения жидкости, стекающей по наклонной плоскости. Механика, 1963, В 5, с. 77 — 99.
  59. Р.В., Лысенко В. Г. Влияние вращательного движения воздуха в цилиндре на рабочий процесс тепловозного дизеля. В кн.: Двигатели внутреннего сгорания. — Харьков: Вшца школа, 1973, вып. 18, с. 30 — 37.
  60. П.Л. Волновое течение тонких слоев вязкой жидкости. ЖЭТФ. — М., — Л.: АН СССР, 1948, т.18, вып.2,4.1,11. с. 3−28- Капица ПЛ., Капица С. П., 1949, т. 19, вып. 2,1. Ч. Ш, с. 106 120.
  61. Карлсон, Джонстон, Сэйдти. Влияние формы стенки на режимы течения и характеристики плоских диффузоров с прямолинейной осью. В кн.: Теоретические основы инженерных расчетов: Тр. америк. общ. инж.-мех. /русск. перев./, 1967, т. 89, Д, й I, с. 173 — 185.
  62. А.Т. Закономерности течения двухфазного потока в коллекторе двигателя внутреннего сгорания. В кн.: Повышение мощности, экономичности и надежности тракторных двигателей /Научные труды УСХА, вып. 186. — К.: изд. УСХА, 1976, с. 44 — 48.
  63. А.Т. Движение двухфазного потока в прямой прямоугольной трубе. Двигателестроение, 1981, № II, с. 4−7.
  64. Карпусь АЛ'., Чечко Г. А. Волновое нестационарное течение жидкой пленки по вертикальной стенке в присутствии магнитного поля. В кн.: Вычислительная и прикладная математика, вып. 186. — К.: Вшца школа, 1979 а, с. 75 — 80.
  65. А.Т., Чечко Г. А. Волновое течение тонких слоев жидкости с переменной вязкостью по вертикальной стенке. -В кн.: Гидромеханика и теория упругости, вып. 25. Днепропетровск: изд. ДГУ, 1979 б, с. 47 — 52.
  66. А.Т., Чечко Г. А. Влияние переменной вязкости на устойчивость течения жидкой пленки по наклонной поверхности фазового перехода. В кн.: Выч. и прикл. матем., вып. 43, — К.: Изд. КГУ, 1981, с. 24 — 29.
  67. А.Т., Чечко Г. А. Устойчивость двухфазного кольцевого течения в вертикальной трубе. В кн.: Вычисл. и прикл. матем., вып. 49. -К.: Изд. КГУ, 1983, с. 109 — 113.
  68. И.А., Бучара В. А., Вахтель В.Ю.,. Савран Г. Д. Дизель СЗД-60. М.: Колос, 1979. — 272 с.
  69. Д.С. Контактная гидродинамика смазки деталей машин. М., Машиностроение, 1976. — 304 с.
  70. Л.Ф., Никитина Г. Д. О возможности использования квазистационарной модели для расчета свободных колебаний жидкости. Прикладная механика, 1979, т. ХУ, № 12, с. 95−100.
  71. Комплексная научно-техническая программа „Создание новых типов и совершенствование существующих двигателей внутреннего сгорания“ на 1981 1985 г. /Утв. зам Министра Н. И. Костюк. — Киев — Харьков: ХПИ игл В. И. Ленина, 1981.- 52с.
  72. И.Л. Граница вихря и коэффициент турбулентной вязкости воздушного потока в цилиндре двигателя. В кн.: Двигатели внутреннего сгорания. — Харьков: Вшца школа, 1976, вып. 24, с. 15 — 21.
  73. Е.К., Ддамчик И. М., Нечаев С. Г. Влияние неравномерности распределения составов смеси по цилиндрам на мощ-ностные и экономические показатели двигателя. В кн.: Двигатели внутрен. сгорания. Омск, 1974, вып. 5, с. 199 — 202.
  74. Е.К., Ддамчик И. М. Онекоторых вопросах неравномерности составов смеси в цилиндрах V -образного двигателя. В кн.: Двигатели внутреннего сгорания. — Омск, 1969, вып. I, с. 216 — 223.
  75. В.И. Осаждение частиц на стенках канала. -Изв. высших учебн. заведений. Машиностроение, 1979, № 5, с. 73 78.
  76. С.С. Пристенная турбулентность. Новосибирск: Наука, 1973. — 228 с.
  77. М.А., Шабат Б. В. Проблемы гидродинамики и их математические модели. М.: Наука, 1973, 416 с.
  78. Ю.П., Ткаченко В. Ф. Гидродинамические неустойчивости в металлургических процессах. М»: Наука. Гл. ред. ф.-м. лит., 1983.
  79. В.А. Неустановившиеся процессы в разветвленных передачах и каналах. Изв. высш. учебн. заведений. Машиностроение, 1977, № 4, с. 76−81.
  80. В.И., Сандомырский ¥-.Г., Дьяченко в.Г. Влияние параметров воздуха на всасывании на основные показатели тракторного дизеля. В кн.: Двигатели внутреннего сгорания. -Харьков, 1967, вып. 5, с. 32−36.
  81. М.М. Моделирование уравнения Пуассона на электропроводной бумаге. В кн.: Расчет физических полей методами моделирования. — м.: Машиностроение, 1968, с. III-II5.
  82. В.А., Мангусиев В. А., Маркова И. В. Пути повышения экономичности автотракторных двигателей. В кн.: Двигатели внутреннего сгорания.-М.: ВИНИТИ АН СССР, 1982, т.3.-232с.
  83. ., Эльбе Г. Горение, пламя и взрывы в газах: Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Мир, 1968. — 592 с.
  84. Малюк Н."В. Влияние изменения числа оборотов турбины на поле пульсационных скоростей в нижнем бьефе ГЗС. В кн.: Гидравлика и гидротехника. — К.- ТехнГка, 1968, вып. 7, с. 54 — 58.
  85. Л.Н., Одишарня Г. Э., Точилин А. А. Развитые квазигармонические движения жидкой пленки, обтекаемой газом. -Журнал ПМТФ, 1976, № I, с. 66 73.
  86. Е.П. Турбулентный перенос и осаждение аэрозолей. М.: Наука, 1980. — 176 с.
  87. Р.И. О механизме сгорания расслоенного топли-вовоздушного заряда. Двигателестроение, 1979, $ 10, с. 3−6.
  88. А.Н., Мещеряков Е. А. К задаче о построении контура канала, переводящего сверхзвуковой поток одной формы в поток другой формы поперечного сечения. Изв. высших учебн. заведений. Авиационная техника, 1977,)? 3, с. 64−70.
  89. Н.Н. Некоторые вопросы гидродинамики поверхностных волн. В кн.: Механика в СССР за 50 лет. Т.2. — М.: Наука, 1970, с. 55 — 78.
  90. А.С., Яглом A.M. Статистическая гидромеханика: В 2-х ч. М.- Наука, 1965, ч. I. — 640 с.
  91. К.А., Бенедиктов Д. Р., Сербии В.II. О распылении топливной пленки в зоне дроссельной заслонки. Изв. высших учебн. заведен. Машиностроение, 1978, № 3, с. 86 — 89.
  92. .Н., Кондратов В. М. Экспериментальные исследования гидродинамики топливной пленки. Научн. тр. /Челябинский политехи, ин-т, 1977, $ 195, с. 58−61.
  93. М.М., Ковецкая М. М., Панченко В. Н. Обратный переход турбулентного течения в ламинарное. К.: Науко-ва думка, 1974. — 96 с.
  94. Никитин И, К., Никитина Ф. А. Турбулентные пульсации давления в напорных системах с местными сопротивлениями и метод их расчета. В кн.: Стратифицированные и турбулентные течения. — К.: Наукова думка, 1979. — 10 — 18.
  95. B.C., Василевский О. В. Применение метода сложения выпуклых кривых к конструированию каналовых поверхностей. Прикладная геометрия и инженерная графика, 1978, вып. 26, с. 15 — 17.
  96. Проблемы создания и использования двигателей с высоким наддувом /Тезисы докладов Всесоюзной научно-технической конф. в Харькове, июнь 1979 г. Харьков, 1979. — 477 с.
  97. Г. Ф. Г1дродинам1ка турбомашин. 3-е изд., испр. и доп. — К.: АН УССР, 1959. — 580 о.
  98. А.И. Математическая теория диффузии в приложениях. Киев: Наукова думка, 1981. — 396 с.
  99. НО. Рудык Э. Г. Исследование структуры воздушного потока и газодинамических потерь в основных элементах впускной системы тракторного двигателя: Автореф. канд. техн. наук. К.: Укрземпроект, 1972. — 27 с.
  100. М.М. Сравнительная оценка работы многоцилиндрового двигателя при различном распределении топлива по цилиндрам. Л., 1978. — 8 с. — Рукопись представлена Ленинград. электротехн. ин-том. Деп. в НИИ Автопром. 18 апреля 1978, J& 343.
  101. Ю.Б. Особенности газодинамических процессов в двигателе при дросселировании наполнения: Сб. научн. тр. /ШИТА. Ленинград, 1969, вып. 40, с. 3-II- вып. 41, с. 3 19.
  102. Ю.Б. Смесеобразование и сгорание в дизелях. Л.: Машиностроение, 1972. — 224 с.
  103. B.C., Блудов В. М., Дитвиненко Б. Я. Совершенствование выпускных коллекторов двигателя СМД-60. В кн.:
  104. Двигатели внутреннего сгорания. Харьков: Вшца школа, 1974, вып. 20, с. 12−11.
  105. ТС. В. Об одной задаче гидродинамической устойчивости в случае переменной вязкости. Изв. АН СССР, Механика и машиностроение, 1964, № 4, с. T6I — 165.
  106. В.И. Аэродинамическое исследование впускных каналов бензиновых двигателей. Труды /НАМИ, Т975, вып. 155, с. 44 — 61.
  107. В.И. Исследование течения воздуха через клапанные щели. Труды /НАМИ, 1974, вып. 149, с. 21−38.
  108. А.Я. и др. Устройство для гомогенизации смеси в ДВС: А.С. 449 168 /СССР/. Заявл. 15.12.74.
  109. Л.Г. Исследование процесса смесеобразования и разработка топливной аппаратуры для впрыска бензина во впускной тракт двигателя: Автореферат кандидатской диссертации. Ленинград — Пушкин, 1977. — 15 с.
  110. T2I. Спекторов Л. Г., Ддановский Н. С., Николаенко А. В., Гурлянд А. Д. Особенности смесеобразования при впрыске бензина во впускную трубу двигателя. Труды /Ленинградский с.-х. ин-т, 1976, т. 300, с. 48 — 54.
  111. М.И., Тыричев Л. Г., Тадца Г. Б., Савран Г. Д. Исследование влияния конструктивных особенностей впускной системы дизеля СМД-60 на величину ее сопротивления. В кн.: Двигатели внутреннего сгорания. — Харьков, 1973, вып. 18, с. 82 90.
  112. А.Н., Самарский А. А. Уравнения математической физики. 4-е изд., исправл. — М.: Наука, 1972. -736с.
  113. Н.А. Энергетическая характеристика газовоздушного тракта комбинированного двигателя. В кн.: Двигатели внутреннего сгорания. — Харьков, 1973, вып. 18, с. 778?.
  114. .А. Исследование влияния электрических и магнитных полей на распространение ламинарного пламени.: Автореф. дисс. канд. техн. наук. Куйбышев, 1972. — 22 с.
  115. В.А., Шарапов В. А. Движение и распад пленки жидкости при взаимодействии с вихревым газовым потоком. В кн.: Аэродинамика и теплопередача в электрических машинах. — Харьков, 1974, вып. 4, с. 85 — 95.
  116. Г. И., Левина Ж. Г. Конструирование поверхностей типа диффузора с использованием преобразования. -В кн.: Прикладная геометрия и инженерная графика. — К., 1978, вып. 26, с. 39 — 42.
  117. К.К., Гиневский А. С., Колесников А. В. Расчет турбулентного пограничного слоя несжимаемой жидкости.-Л.: Машиностроение, 1973. 256 с.
  118. I. Фидман Б. А. О переносе реагирующих примесей в турбулентном потока. Водные ресурсы, 1977, № 6, с. 148 -155.
  119. П.Ф., Панчишин В. Н. Интеграторы ЭГДА: Моделирование потенциальных полей на электропроводной бумаге. Киев: АН УССР, 1961. — 172 с.
  120. Форсированные дизели. Доклады на XI Международном конгрессе по двигателям /СИМАК/. Пер. с англ. и франц. IL4 Машиностроение, 1978. — 360 с.
  121. Н.А. Механика аэрозолей. М.: АН СССР, 1955.351 с.
  122. Н.С., Токарь В. В. Исследование турбулентности воздушных потоков в цилиндрах автомобильных турбопоршне-вых дизелей. Двигателе строение, 1981, № II, с. 12−14.
  123. А.С. и др. Двигатели внутреннего сгорания /Хачиян А.С., Морозов К. А., Трусов В. Н., Луканин В. Н., Гав-рилов А.К., Багиров Д. Д., Кореи Е. К. М.: Высшая школа, 1978. — 280 с.
  124. А.С., Гальговский В. Р., Никитин С. Е. Доводка рабочего процесса автомобильных дизелей. М.: Машиностроение, 1976. — 104 с.
  125. М.С. и др. Некоторые результаты сравнительной газодинамической оценки впускных каналов дизеля АМЗ /Ховах М.С., Камгоер Г. М., Мез еще в С. В., Грудский Ю. Г., Лунин Н. П. Труды /МАДИ, 1978, № 162, с. 4 — 13.
  126. Дк., Холл-Тэйлор Н. Кольцевые двухфазные течения: Пер. с англ. М.: Энергия, 1974. — 408 с.
  127. Г. В., Данилин B.C., Селезнев Л. И. Адиабатные двухфазные течения. М.: Атомиздат, 1973. — 448 с.
  128. Чан Ван Чан, Шкадов В. Я. Неустойчивость слоя вязкой жидкости под воздействием граничного потока газа. Изв. АН СССР, МЖГ, 1979, JS 2, с. 28 — 36.
  129. В.А. Экспериментальное определение толщины жидкостной пленки и величины «капельного уноса», возникающего под воздействием скоростного газового потока. Изв. высших учебных заведений. Машиностроение, 1965, J& 4, с. I07-II2.
  130. П. Отрывные течения: В 3-х томах. Пер. с англ. М.:. Мир, т. I, 1972. 300 е.- т.2, 1973 а. — 280 е.- т. 3, 19 736. — 336 с.
  131. П. Управление отрывом потока: Пер. с англ. М. Мир, 1979, 552 с.
  132. В.Д. Интенсификация процессов горения электромагнитными методами: Автореф. дисс.канд.техн.наук. 1968.
  133. Шкадов В. Я. Некоторые методы и задачи теорий гидродинамической устойчивости.-Науч.тр./Ин-т механ. МГУ, 1973, ЪЪ25−192с.
  134. Г. Теория пограничного слоя: Пер. с 5-го нем. изд., изд., исправл. по 6-му /америк./ изданию.-М.:Наука, 1974. -712 с.
  135. Ю.Н. О возможности использования турбокомпрессоров в системе подачи дополнительного завихривающего воздуха. -Труды/ Николаев. Кораблестроит, ин-т, 1978, ЖГЯ7, с.30−40.
  136. В.В. и др. Влияние параметров впускного канала на показатели дизелей ВТЗ /Эфрос В.В., Чирик П. И., Тихомиров КН. Шадцин Г. И., Шведов В. Ф., Грудский Ю. Г. -Научн. тр. /УСХА. -К., 1973, вып. 89, с. 32 43.
  137. Brown P.J., Quiddington A., Gayler R.J., Henrotte G.A.1.provements in or relating to combustion apparatus (Piper
  138. P.M. Ltd.) Англ. пат. № 1 542 254, заявл. 6.02.75. опубл. 14.03.79.
  139. Carr V., Carr D., Fuel charge atomizing device: Пат. США Ш 4 080 943, заявл. 26.08.76,опубл. 28.03.78.
  140. Chou D.C., Luidens R.W., Stockman И.О. Prediction of laminar and turbulent boundary lauer flow separation in vstol endine intets. AJAA Pap., 1977, И 144, 1−17.
  141. Cyrkowicz A., Kuczynski R. Kolektor ssacy silnika spalino-wego (Politechnika Krakowska: Патент ПНР, № 91 981, заявл. 31.05.74, опубл. 15.12.77.
  142. DyeA.0., Littlechild D.H. An inlet valve assembly for internal combustion engine: Англ.пат. № 1 540 232,заявл.28.05.75. опубл. 7.02.79.
  143. F.H.W. TCL progress report. Automot. Eng./Gr. Brit., 1978, 3, И2 3, 69−70. /англ./
  144. Кономи ТосиакиДода Дзедзи, Танадзава Ясуси. Тоета дзидося коге к. к. :Япон.пат.52−41 813, заявл.12.07.73. Д° 48−77 871, опубл. 20.10.77.
  145. Кшш E.L., Moriarty M.J. Atomizer: Пат. США, № 4 153 028, заявл. 6.09.77., опубл. 8.05.79.
  146. Lange Kariheinz. Vorrichtung zur Erzeugung eines Schichtla-dungseffektes bei gemischverdichtenden Brennkrafmaschinen/ Bayerische Motoren Werke AG: Заявка ФРГ, № 255I90I, заявл. 19.II.75, опубл. 2.06.77.
  147. Nikuradse J., Kinematographische Aufnahme einer turbulenten Stromung. ZAMM 9, 1929, 495−496.
  148. Miiller Gh. Anforderangen heutiger Ottomotoren an die Gemi-sebildungseinrichtung.- Kroftfahrzeugtechnik, 1979, № 5,147.
  149. Oppenheim A.K. Prospects for internal combustion engines among advanced energy conversion system. P-roc. 13th Inter-soc.Energy Convers Eng. Conf. San Diego, Calif., 1978, vol.2. Warrendale, Pa 1978, 1192−1200/англ./
  150. Pellerin A., Dispositif rendant plus homogene le melange airessence dans les moteurs a explosion: Франц. заявка2 356 822, заявл. 28.06.76.опубл. 27.01.78.
  151. Renner R., Siegel H.M. Fuel eoonomy of alternative automotive engines-learning curves and projections. SAE Techn. Pap. Ser. 1979, N2 790 022, 13 /англ./
  152. Suzuki Taxashi, Siozaki Tadakazu. A new combustion system for the diesel engine and its analysis via high speed photography. SAE Prepr., 1977, Ш 770 674, 14 pp., ill.
  153. Vergaser kontra Einspritzung. Auto, Mot. und Zubehor, 1979, 67, на 8, 32, 34−35 /нем./
  154. Zanelli S., Hanratty Т., Relationship of entrainment to wave structure on a liquid film. Int.Symp. Two-Phase Syst., Technion City, Haifa, Aug. 29 — Sept. 2., 1971. s.l., s.a., 22 pp. /англ./.
Заполнить форму текущей работой