Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы оценки и сохранения летных характеристик экземпляра воздушного судна в процессе эксплуатации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные материалы выполненных исследований и отдельные результаты работы докладывались на Республиканском семинаре по динамике полета (Киев, 1983 г.), Всесоюзной научно-технической конференции по идентификации математических моделей JIA (Жуковский, 1982, 1984 г. г.), Всесоюзных научно-технических конференции «Проблемы динамики, управления и безопасности полетов» в г. Рига (1985 г.), Всесоюзной… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. Решение системных и методических вопросов для оценки характеристик экземпляра ВС в системе поддержания летной годности
  • Глава.
    • 1. 1. Разработка системы показателей соответствия основных летных характеристик экземпляра ВС типовым
  • Глава.
    • 1. 2. Разработка типовых программ контрольных облетов
  • Глава.
    • 1. 3. Построение моделей типовых характеристик ВС
  • Глава.
    • 1. 4. Алгоритмы расчета фактических характеристик ВС
  • Глава.
    • 1. 5. Адекватность моделей типовых характеристик (связь результатов оценивания с параметрами моделей)
  • Глава.
    • 1. 6. Определение параметров распределения оценок
  • Глава.
    • 1. 7. Уточнение моделей типовых характеристик
  • Глава.
    • 1. 8. Исследование взаимосвязи показателей оценки основных летных характеристик (достоверность оценок)
  • Выводы по разделу
  • Раздел 2. Оценка погрешности определения показателей, пути получения достоверных оценок
  • Глава.
    • 2. 1. Анализ погрешности оценки показателей
  • Глава.
    • 2. 2. Определение характера закона распределения погрешностей
  • Глава 2. 3. Пути повышения точности оценок
    • 2. 3. 1. Проверка работоспособности аналоговых параметров типа ny, wx, wz, у
    • 2. 3. 2. Проверка работоспособности аналоговых параметров, регистрирующих отклонения управляющих поверхностей
    • 2. 3. 3. Проверка регулировочных параметров системы управления
    • 2. 3. 4. Проверка погрешностей регистрации показаний приборов топливно-измерительной системы
    • 2. 3. 5. проверка работоспособности аналоговых параметров типа nx, nz и ©-у
    • 2. 3. 6. Проверка зависимости изменений параметров полета от отклонений органов управления
    • 2. 3. 7. Проверка характеристик системы управления и работы параметров, регистрирующих отклонения рулей и органов управления
    • 2. 3. 8. Проверка соответствия расхода топлива за полет нормируемому
  • Выводы по разделу
    • Раздел 3. Анализ результатов оценивания, поиск причинно-следственных связей изменения характеристик, совершенствование технологий ТО и ремонта ВС
  • Глава.
    • 3. 1. Исследование изменений характеристик самолетов Ту
      • 3. 1. 1. Исследование влияния наработки планера и двигателей на расходы топлива самолетов Ту
      • 3. 1. 2. Исследование влияния регулировочных параметров маршевых двигателей на изменение основных летных характеристик самолетов Ту
      • 3. 1. 3. Исследование влияния характеристик планера на увеличение расходов топлива самолетов Ту
      • 3. 1. 4. Исследование влияния нивелировочных характеристик крыла на параметры поперечной балансировки
      • 3. 1. 5. Исследование изменений нивелировочных характеристик в процессе эксплуатации
      • 3. 1. 6. Исследование влияния упругих деформаций крыла на параметры поперечной балансировки
      • 3. 1. 7. Влияние регулировочных параметров системы управления на параметры поперечной балансировки
      • 3. 1. 8. Влияние неисправностей топливной системы на параметры поперечной балансировки
      • 3. 1. 9. Методика поиска причин изменения параметров поперечной балансировки
  • Глава.
    • 3. 2. Исследование изменения характеристик самолетов Ту
      • 3. 2. 1. Оценка взлетной тяговооруженности самолетов Ту
      • 3. 2. 2. Уточнение модели типовых характеристик набора высоты самолетов Ту
  • Глава.
    • 3. 3. Исследование изменения характеристик самолетов Ан-24 и Ан
      • 3. 3. 1. Исследование причин падение скоростей крейсерского полета самолетов Ан
      • 3. 3. 2. Исследование влияния наработки планера и двигателей на изменение основных летных характеристик самолетов Ан
      • 3. 3. 3. Оценка влияния давления масла в индикаторе крутящего момента двигателей Ан-24 на характеристики набора высоты
      • 3. 3. 4. Анализ влияния изменения нивелировочных данных на основные летно-технические и балансировочные характеристики самолетов Ан-24 и Ан
  • Глава.
    • 3. 4. Гармонические колебания параметров полета
      • 3. 4. 1. Гармонические колебания параметров продольного движения на самолете Ту
      • 3. 4. 2. Гармонические колебания параметров бокового движения на самолете Ту
      • 3. 4. 3. Гармонические колебания параметров бокового движения на самолете Ту
      • 3. 4. 4. Гармонические колебания параметров продольного движения на самолете Ту
      • 3. 4. 5. Гармонические колебания параметров продольного и бокового движения на самолете Ту
      • 3. 4. 5. Методика поиска и устранения неисправностей и дефектов самолетных систем по анализу параметров стабилизации в прямолинейном крейсерском полете
  • Выводы по разделу
  • Раздел 4. Использование результатов оценивания для определения массовых и центровочных характеристик ВС и при расследовании летных происшествий
  • Глава.
    • 4. 1. Контроль взлетной массы самолета по параметрам, регистрируемым МСРП
      • 4. 1. 1. Алгоритм автоматизированного отбора точек для моделирования и расчёта взлётной массы по зависимости
  • Су=Су (а)
    • 4. 1. 2. Моделирование Су по данным полёта с известной взлётной массой
    • 4. 1. 3. Статистический анализ результатов работы программы
  • Глава.
    • 4. 2. Использование результатов оценивания основных летных характеристик для уточнения расчета взлетной массы и центровки ВС
  • Глава.
    • 4. 3. Использование результатов оценивания основных летных характеристик для определения возможных остаточных деформаций при расследовании инцидентов
  • Выводы по разделу
  • Раздел 5. Оценка эффективности разработанной системы и её связь с экономической эффективностью и безопасностью полетов
  • Глава.
    • 5. 1. Описание разработанной системы сохранения летных характеристик
  • Глава.
    • 5. 2. Эффективность внедрения количественных оценок основных летных характеристик в программы летных испытаний после капитального ремонта планера
  • Глава.
    • 5. 3. Эффективность внедрения регулярного контроля основных летных характеристик эксплуатирующихся ВС ГА
  • Глава.
    • 5. 4. Вопросы эксплуатации самолетов, имеющих отклонения характеристик от типовых
  • Выводы по разделу

Методы оценки и сохранения летных характеристик экземпляра воздушного судна в процессе эксплуатации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно Чикагской конвенции международной организации гражданской авиации ИКАО [69] государство регистрации является ответственным за сохранение (поддержание) летной годности воздушных судов, занесенных в его реестр. При этом под сохранением летной годности в соответствии с директивными документами ИКАО [2, 109] понимаются все мероприятия, которые гарантируют, что в любой момент своего срока службы воздушные суда (ВС) соответствуют действующим требованиям к летной годности и их состояние обеспечивает безопасную эксплуатацию.

Таким образом, если говорить языком документов ИКАО, в государстве регистрации ВС, т. е. в России, должна функционировать Система обеспечения безопасной эксплуатации воздушных судов.

Американская (FAA) и европейская (JAA) системы поддержания летной годности основаны на:

• процедуре сертификации типа ВС;

• процедуре сертификации экземпляра ВС;

• государственном мониторинге летной годности путем непосредственной и постоянной технической и летной инспекции каждого экземпляра ВС.

Применительно для ВС отечественного производства обязательной во времена существования СССР являлась в основном процедура сертификации типа. Эта процедура на высоком уровне документально и методически обеспечена [14, 15], гармонизирована с аналогичными процедурами FAA и JAA. Сертификаты летной годности типа для отечественных ВС признаны странами — членами ИКАО. При этом вопросы сертификации экземпляра ВС не ставились, т.к. существовавшая система, основанная на жестком административном контроле и высокой степени централизации, позволяла обеспечивать высокий уровень летной годности и безопасности полетов эксплуатирующегося парка ВС.

Распад СССР и последовавший за этим распад единой авиакомпании Аэрофлот на сотни неравноценных авиакомпаний, ослабление системы административного управления, разделение Разработчика, Экс-плуатанта и поставщиков агрегатов ВС государственными границами, отсутствие государственного финансирования авиационной промышленности, и, как следствие, постоянного обновления парка ВС, множество других факторов, связанных с экономической обстановкой переходного периода не могли не повлиять на состояние летной годности в гражданской авиации [165,166,167].

По существу система поддержания летной годности (в том числе и летных характеристик) эксплуатируемых ВС, действующая до распада СССР [70,134] была основана: централизованной системе управления и финансированияжестком административном контроле исполнения всех установленных правил и нормативных документовстрогом соблюдении периодичности регламентных и ремонтных работподробном техническом и летном инспектировании отдельных экземпляров ВС, определяемых специальными приказами МГА.

Что касается контроля изменения летных характеристик ВС в процессе эксплуатации, то до 1991 года контроль за их состоянием осуществлялся при проведении периодических испытаний отдельных экземпляров различных типов ВС после капитального ремонта и при проведении контрольно-серийных испытаний (по терминологии ИКАО — летное инспектирование ВС) [133]. Фактически контрольно-серийные испытания проводились по сокращенным программам сертификационных испытаний типа ВС [110]. При этом, несмотря на то, что обследовались, как правило, не более 2−3-х экземпляров каждого типа ВС, с периодичностью 4−6 лет, стоимость проводимых работ была высока, т.к. для проведения работ ВС оборудовалось специальной контрольно-записывающей аппаратурой, полеты выполнялись экипажем летчиков-испытателей, все работы проводились с участием инженерно-технического состава ГосНИИГА, Разработчика и Изготовителя. Однако эффективность выполняемых работ с точки зрения контроля летных характеристик всего парка, была низкой, т.к. выводы о состоянии парка самолетов делались по уровню характеристик одного либо двух отдельных экземпляров.

В дальнейшем работы по проведению контрольных и контрольно-серийных испытаний (летное инспектирование) были приостановлены из-за отсутствия финансирования. В это же время была децентрализована система управления, ослабла система административного контроля, а периодичность регламентных и ремонтных работ в целях сокращения эксплуатационных расходов стала увеличиваться [45].

Необходимость создания и внедрения процедур, позволяющих обеспечить в новой обстановке летную годность и безопасность полетов стала очевидной. В соответствии с международным опытом и рекомендациями ИКАО [139], такая процедура должна быть в основном опираться не на выборочное инспектирование и административный контроль исполнения директив, а на контроль состояния каждого экземпляра ВС. На необходимость переноса приоритета в вопросах поддержания летной годности от системы административного контроля за выполнением директив к системе контроля за состоянием экземпляра ВС указывается во многих работах отечественных и зарубежных ученых и инженеров, работающих в области поддержания летной годности. Это, в первую очередь, работы профессора, д.т.н. Шапкина B.C., к.т.н. Громова М. С., к.т.н. Егорова Г. С., д.т.н. Ищенко С. А., д.т.н. Скрипниченко С. Ю., профессора, д.т.н.Ударцева Е. П. В работах Громова М. С. и Шапкина B.C. представлена концепция процедуры сертификации экземпляра ВС, как основная часть системы поддержания летной годности и рассматриваются вопросы оценки прочностных характеристик планера в рамках этой процедуры [134], в работах Егорова Г. С. и Скрипниченко С. Ю. [143, 161] указывается на необходимость контроля характеристик взлета и расхода топлива. В Летно-исследовательском институте им. Громова д.т.н. Свергуном В. В. разработаны методы контроля аэродинамических и тяговых характеристик по данным летных испытаний [156] в отдельных работах [70] поднимаются вопросы контроля технической исправности экземпляра. В ранних работах автора настоящей диссертации, выполненных в Гос-НИИГА, предлагалось применение регрессионного и корреляционного анализа статистических данных для поиска причин ухудшения основных летных характеристик самолетов Ан-2 и разработки рекомендаций по их улучшению [89,92, 93, 94,127, 128]. Вопросам исследования летных характеристик экземпляра ВС посвящено большое количество работ ученых Киевского механического университета Гражданской авиации (КМУГА) Ударцева Е. П., Ищенко С. А., Переверзева А. М. [56, 57, 58,61, 62, 170, 172]. В этих работах впервые поставлены вопросы о необходимости учета индивидуальных особенностей экземпляра в процессе эксплуатации, описаны особенности, влияющие на изменение основных летных характеристик, даны рекомендации по эксплуатации экземпляров ВС, характеристики которых не соответствуют характеристикам типа. Однако в этих работах создание методов технической диагностики аэродинамического состояния воздушного судна не закончилось созданием системы сохранения летных характеристик как части системы поддержания летной годности эксплуатирующегося парка ВС, а выводы о влиянии эксплуатационных и технологических факторов на изменение основных летных характеристик сделаны не на основе анализа результатов оценивания, а на результатах математического моделирования и не подтверждены экспериментально.

В настоящей диссертационной работе приведены результаты исследований, выполненных автором в Научном Центре по Поддержанию Летной Годности ГосНИИГА (НЦПЛГВС ГосНИИГА) с целью разработки системы контроля и обеспечения соответствия летных характеристик экземпляра ВС характеристикам типа, включающей разработку научно обоснованных показателей соответствия, методов оценки точности и достоверности получаемых результатов, методического и программного обеспечения, позволяющего сократить трудоемкость и стоимость работ, обеспечив, тем самым, их массовое внедрение в эксплуатационных предприятиях ГА. Основным отличием настоящей диссертационной работы от работ перечисленных авторов является то, что в результате проведенных исследований в эксплуатационных подразделениях ГА Российской Федерации внедрена и успешно функционирует система контроля и учета в процессе эксплуатации изменений летных характеристик, позволяющая с минимальными затратами обеспечить соответствие уровня летных характеристик каждого экземпляра ВС сертифицированному или аттестованному типу.

Разработанная система функционирует в рамках процедуры сертификации экземпляра ВС, внедренной Министерством транспорта РФ приказом от 16.05.2003 № 132 — Федеральные авиационные правила «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедура сертификации».

Работы по оценке основных летных характеристик, проводимые в рамках созданной системы, позволяют не только поддерживать летную годность за счет доведения характеристик отдельных экземпляров до требуемого уровня, но и являются основой для совершенствования технологий проектирования, ремонта и технического обслуживания ВС.

Целью работы является решение важной народно-хозяйственной проблемы обеспечения сохранения летных характеристик экземпляра ВС в процессе эксплуатации.

Поставленная цель достигается решением следующих основных задач:

1. Разработка принципов построения системы показателей оценивания характеристик типа ВС и типовых программ контрольных облетов.

2. Структурная и параметрическая идентификация математических моделей типовых летных характеристик по каждому типу эксплуатируемых ВС, анализ адекватности полученных моделей.

3. Создание программно-методического обеспечения для оценки основных летных характеристик экземпляра ВС по данным бортовых систем объективного контроля (СОК) в процессе эксплуатации.

4. Оценка погрешности получения показателей оценивания, законов их распределения и определение допусков на изменение показателя оценки в процессе эксплуатации. Разработка путей получения оценок требуемой точности с заданной степенью вероятности.

5. Выполнение статистического анализа массивов показателей оценивания экземпляров ВС и выявление основных направлений изменений характеристик в процессе эксплуатации по каждому типу.

6. Разработка изменений эксплуатационной документации, позволяющих обеспечивать сохранение характеристик, либо корректировать границы области допустимых условий эксплуатации для обеспечения эквивалентного уровня летной годности экземпляра ВС.

Научная новизна работы заключается в том, что в результате её выполнения впервые:

1. Создана система, обеспечивающая анализ изменений летных характеристик ВС и разработку мероприятий по их сохранению на основе статистического анализа летных характеристик каждого экземпляра ВС в процессе эксплуатации.

2. Разработаны линейные по параметрам регрессионные модели типовых характеристик установившегося полета для воздушных судов типа Ту-145Б и М, Ту-134, Ту-204, Ил-76, Ил-86, Ан-24, Ан-26, Як-40 и др.

3. Обоснованы принципы построения типовых программ контрольных облетов и системы показателей соответствия летных характеристик экземпляра типу ВС.

4. Разработан экспериментально-статистический метод определения погрешностей получения показателей соответствия летных характеристик экземпляра воздушного судна типу по данным бортовых средств объективного контроля (СОК) и разработаны пути повышения точности и достоверности оценки показателей.

5. Созданы методики поиска неисправностей и дефектов самолетных систем и причин выхода за пределы ТУ параметров поперечной балансировки на основе анализа характера изменений параметров установившегося полета.

6. Определены основные тенденции и причины изменения летных характеристик ВС типа Ту-154, Ту-134 и Ан-24 в процессе эксплуатации. Перечисленные выше разработки и результаты выносятся на защиту.

Практическая значимость работы. Полученные результаты позволяют:

1. Построить эффективную систему сохранения основных летных характеристик ВС ГА в процессе эксплуатации.

2. Выявить связи изменения основных летных характеристик с регулировочными параметрами агрегатов и систем, эксплуатационными, технологическими факторами, с наличием неисправностей и дефектов в работе самолетных систем и конструктивными особенностями типа ВС.

3. Получить количественные оценки влияния наработок планера и силовой установки, а также покраски, нивелировочных характеристик, регулировочных параметров двигателей и системы управления на изменение основных летных характеристик ВС.

4. Выявить основные направления изменения летных характеристик ВС, характерные для самолетов различных типов.

5. Разработать рекомендации по улучшению основных летных характеристик ВС, имеющих отклонения показателей соответствия от типовых и подтвердить эффективность этих рекомендаций методом прямого эксперимента.

6. Разработать методы обеспечения эквивалентного уровня летной годности ВС, имеющих отклонение показателей летных характеристик от типовых.

Аппробация работы.

Основные материалы выполненных исследований и отдельные результаты работы докладывались на Республиканском семинаре по динамике полета (Киев, 1983 г.), Всесоюзной научно-технической конференции по идентификации математических моделей JIA (Жуковский, 1982, 1984 г. г.), Всесоюзных научно-технических конференции «Проблемы динамики, управления и безопасности полетов» в г. Рига (1985 г.), Всесоюзной научно-практической конференции «По безопасности полетов», Ленинград (1985 г.), конференции «Результаты эксплуатации самолетов Ту-154М в ОАО „Аэрофлот“ и задачи по обеспечению их дальнейшего эффективного использования на международных и внутренних авиалиниях до 2010 года», г. Москва 31 марта 2004 г., Летно-технической конференции по повышению эффективности и безопасности полетов ВС Ту-134 в ОАО «Аэрофлот» г. Москва 2005 г., Летно-технической конференции по проблемам эксплуатации самолетов Ил-96 (Москва, Шереметьево, 2006 г.), Международной научно-технической конференции.

Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества" (Москва, май 2006 г.), на заседаниях научно-технического совета ГосНИИГА и НЦПЛГВС ГосНИИГА г. Москва (2001,2002, 2003, 2004 г. г.), демонстрировались на третьей Международной выставке «АВИА-2002» в мае 2002 г. и отмечены медалью Всероссийского Выставочного Центра.

Внедрение результатов. Разработанная система является составной частью процедуры сертификации экземпляра ВС, внедренной Министерством транспорта РФ приказом от 16.05.2003 № 132 — Федеральные авиационные правила «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедура сертификации». Результаты выполненных работ использованы также при внедрении следующих документов:

1. «Временные требования и процедуры сертификации экземпляра ВС гражданской авиации», введенные в действие для авиакомпаний, подведомственных ЗС МТУ, указанием УПЛГГВС ФСВТ России от 31.08.1999 г. № 25.1.5−175;

2. «Инструкция для инспектора по оценке соответствия экземпляра воздушного судна требованиям Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации», введенная в действие распоряжением Ространснадзора от 21.12.05 г. № ВА-2571-Р (ФС).

3. Изменения технологии обслуживания и капитального ремонта самолетов Ту-154 (Технологические карты ТК 027.00.00.Г, ТК.

027.10.00.И, Технологическая инструкция капитального ремонта ту i" ,.

0−60 бюллетень № 154−4721БУ) изменение РЛЭ № 74РЛЭ самолета Ту-154М от 05.10.04 г. и № 172 РЛЭ самолета Ту-154Б от 05.10.2004 г. и др.;

4. «Методика количественной оценки индивидуальных характеристик продольной устойчивости и управляемости самолетов Ту-154 на режимах захода на посадку» (7 стр.) и «Программа летных испытаний самолетов Ту-154, находящихся в эксплуатации с целью количественной оценки характеристик продольной устойчивости и управляемости на режимах захода на посадку» — внедрены указанием ДВТ МТ РФ 15.02.93 №ДВ -6.1−13.

5. «Методика инструментального контроля параметров поперечной балансировки в крейсерском полете самолетов типа Ту-154 (Б, М)» (8 стр.) и «Программа контрольно-испытательного полета самолетов Ту-154Б, М после проведения регулировочных работ системы поперечного управления» — внедрены указанием ФАС 05.03.97 № 6.1−26. ,.

6. «Методика количественной оценки индивидуальных характеристик продольной устойчивости и управляемости самолетов Ту-134 (Ту-134 А, Б) на режиме захода на посадку» (6 стр.) и «Программа летных испытаний самолетов Ту-134, прошедших капитальный ремонт, с целью количественной оценки характеристик продольной устойчивости и управляемости на режимах захода на посадку» — внедрены указанием ДВТ МТ РФ 08.06.93 №ДВ-6.1−54.

7. «Программа испытаний самолетов Ту-154Б, М, С после ремонта» с «Методикой количественной оценки характеристик продольной устойчивости и управляемости, параметров поперечной балансировки и.

1″ основных летных характеристик" (11 стр.) — внердены директивным письмом ГС ГА МТ РФ 21.11.2000 г. № 24.9−21ГА.

8. «Программа летных испытаний самолетов Ан-24 (Ан-24РВ) и Ан-26 (Ан-26Б) после капитального ремонта» с Методикой оценки летных характеристик самолетов Ан-24 (РВ) и Ан-26 (19 стр.) — внедрены директивным письмом ГС ГА МТ РФ 01.04.02 № 24.9−7ГА.

9. «Методика количественной оценки расходов топлива и тяго-вооруженности на взлете самолетов Ту-154Б и Ту-154М по данным средств объективного контроля (записи МСРП) (6 стр.) — внедрена директивным письмом ГС ГА МТ РФ 12.03.03 № 24.9−62ГА.

10. «Программа летных испытаний самолетов Ан-2 после ремонта» с Методикой расчета характеристик скороподъемности и максимальной скорости самолета (3 стр.) внедрены директивным письмом ГС ГА МТ РФ 01.02.2001 № 24.9−9ГА.

11. «Сборник типовых программ контрольных облетов для оценки соответствия данным РЛЭ основных летных характеристик ВС ГА» (81 стр.) — внедрен директивным письмом ГС ГА МТ РФ 10.03.04 № 24.9−65ГА.

12. «Типовая программа контрольного облета самолета Як-42(Д) для оценки соответствия основных летных характеристик данным РЛЭ» внедрена директивным письмом ФС НСТ МТ РФ 21.04.05 № 5.10−26ГА.

13. «Программа испытаний самолетов Ту-134 всех модификаций после ремонта» с Методикой количественной оценки характеристик продольной устойчивости и управляемости, параметров поперечной балансировки и основных летных характеристик в летных испытаниях (9стр.) — внедрена директивным письмом ГС ГА МТ РФ 28.02.04 № 24.9−43ГА.

14. «Типовая программа контрольного облета самолета Ил-76Т (ТД) для оценки соответствия основных летных характеристик данным РЛЭ» (13 стр.) — внедрена директивным письмом РОСТРАНСНАДЗОРа 27.02.06 № 5.10−16ГА;

15. «Типовая программа контрольного облета самолета Ил-96−300 для оценки соответствия основных летных характеристик данным РЛЭ» (13 стр.) — внедрена директивным письмом РОСТРАНСНАДЗОРа 27.02.06 № 5.10−17ГА и др.

В НЦПЛГВС ГосНИИГА внедрение результатов диссертационной работы связано с решением вопросов продления ресурсов и сроков службы ВС, а также с расширением условий эксплуатации самолетов.

Ту-154, Ту-134, Ан-24 и Ан-26 (подготовка Решений о возможности эксплуатации отдельных экземпляров ВС с увеличенной взлетной массой);

В дальнейшем результаты работы могут быть использованы при создании систем мониторинга летных характеристик ВС.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 41 печатная работа, из них 10 — в изданиях, в которых ВАК РФ определяет необходимость публикаций основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.

Сгрустура и объем диссертационной работы. Работа состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка литературы и 3-х приложений.

Выводы по разделу 5.

1. Разработанная система сохранения летных характеристик экземпляра ВС в процессе эксплуатации в настоящий момент в полном объеме внедрена на самолетах типа Ту-154(Б, М), Ан-24, Ан-26 и Ту-134.

2. Внедрение количественных оценок основных летных характеристик в программы летных испытаний после капитального ремонта позволило заметно улучшить среднестатистические показатели оценки показателей характеристик ВС, прошедших капитальный ремонт.

3. Внедрение регулярного контроля основных летных характеристик самолетов, находящихся в эксплуатации позволило существенно снизить частоту повторяемости таких недостатков как:

• снижения характеристик тяговооруженности;

• несоответствия ТУ регулировочных параметров маршевых двигателей;

• неисправностей приборов топливно-измерительной системы;

• нарушение параметров поперечной балансировки;

• несоответствие ТУ регулировочных параметров системы управления.

4. Внедрение регулярного контроля основных летных характеристик самолетов Ту-134 в процессе эксплуатации позволило сохранить на уровне четырехлетней давности частоту повторяемости недостатков, связанных с увеличением наработки планера СНЭ.

5. Разработанная система абсолютных и относительных показателей оценки основных летных характеристик позволила определить условия обеспечения эквивалентного уровня летной годности ВС, имеющих отклонения основных летных характеристик ВС от типовых.

Заключение

.

1. Результаты проведенных исследований позволили разработать и внедрить в Российской Федерации эффективную систему обеспечения сохранения основных летных характеристик ВС в процессе эксплуатации, использующую современные методы сбора, анализа и передачи информации по электронным линиям связи. Система гармонически вписана в процедуру сертификации экземпляра ВС, на основании анализа данных бортовых СОК позволяет получать данные об основных изменениях летных характеристик ВС, характерных для каждого типа, исследовать причины этих изменений и через совершенствование технологий обслуживания, ремонта и изменение эксплуатационной документации добиваться обеспечения нормируемого уровня летной годности.

2. В работе впервые обоснованы принципы построения программ контрольных облетов, выполняемых для оценки основных летных характеристик экземпляра ВС. Подход, базирующийся на оценке допустимости использования ограничений условий эксплуатации типа для конкретного экземпляра ВС, позволяет разработать программы облетов, в которых по результатам анализа одного полета продолжительностью не более 2,5 часов могут быть выявлены области непригодности ограничений условий эксплуатации типа для конкретного экземпляра ВС.

3. На основании комплекса работ по созданию моделей типовых характеристик ВС для оценивания соответствия экземпляра ВС типу, сформулированы критерии структурной идентификации линейных регрессионных моделей типовых летных характеристик в области эксплуатационных режимов полета, при условии определения фактических характеристик по данным СОК и показана их адекватность для решения задачи оценивания.

4. Разработаны и внедрены инженерные методы оценивания соответствия летных характеристик экземпляра данным РЛЭ и типовым характеристикам ВС, доведенные до уровня автоматизированного расчета. Использованная в работе система показателей оценивания позволяет автору анализировать корреляционно-регрессионные связи и параметры распределения оценок, полученных в широком диапазоне допустимых условий эксплуатации.

5. На основе использованной в работе системы корреляционного и регрессионного анализа, без проведения специальных дорогостоящих летных исследований, по результатам облетов (или рейсовых полетов), выполняемых в эксплуатации в соответствии с действующей ЭД, выявлены и исследованы основные причины ухудшения характеристик в процессе эксплуатации, количественно оценено влияние различных эксплуатационных и технологических факторов на изменения основных летных характеристик ВС. В частности получены количественные оценки влияния наработок планера и двигателей на увеличение расходов топлива и характеристики тяговооруженности ВС типа Ту-154 и Ан-24, изменения нивелировочных характеристик и неисправностей в работе топливной системы на балансировочные характеристики, нарушения параметров поперечной балансировки и покраски на увеличение расходов топлива и др. Для самолетов типа Ту-154 разработана методика поиска причин нарушения параметров поперечной балансировки и даны рекомендации по устранению скоса штурвала, соответствующие выявленной причине его появления. Эффективность выполнения рекомендованных работ проверена в прямом эксперименте.

6. На основе выявления связей характеристик ВС с эксплуатационными и технологическими факторами, по результатам оценивания характеристик устойчивости и управляемости и параметров стабилизации движения ВС в крейсерском полете, определены изменения нивелировочных характеристик вследствие грубых посадок и инцидентов, нарушения и неисправности в работе топливной системы, системы управления и других^систем.

7. Разработано программно-методическое обеспечение, которое позволяет осуществлять постоянный мониторинг основных летных характеристик экземпляра ВС в процессе эксплуатации силами эксплуатантов.

8. На основании экспериментально статистического подхода к расчету погрешностей оценивания и критериев типа %2 для определения закона их распределения, определено необходимое для расчета показателей оценивания с заданной вероятностью и степенью точности количество экспериментальных точек.

9. Разработано специальное программно-математическое обеспечение для контроля фактической взлетной массы воздушных судов по данным СОК, позволяющее установить послеполетный контроль за правильностью загрузки ВС, что привело к существенному сокращению количество случаев перегруза самолетов.

10. Все разработанные подходы могут быть использованы для создания аналогичных систем сохранения характеристик сложных систем, имеющих постоянную регистрацию параметров функционирования (систем управления, кондиционирования, силовых установок и др.) применительно к другим видам транспорта, отраслям народного хозяйства. Результаты функционирования разработанной системы могут быть также в дальнейшем использованы при проектировании и разработке новой авиационной техники.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Оказание государствам помощи в устранении недостатков с целью повышения безопасности полетов и поддержания летной годности в СНГ. -Информационный документ ICAO. A35-WP/124, ЕХ/49, 9/09/04. — с. 3
  2. Е.А., Комиссарчик В. Ф. Оптимальное оценивание параметров регрессионных моделей в условиях измерения независимых переменных с ошибками.- Заводская лаборатория.- 1983. № 3. — М.: Металлургия
  3. Авиационные двухконтурные двигатели Д-30КУ и Д-30КП (конструкция, надежность и опыт эксплуатации)/ Л. П. Лозицкий, М. Д. Авдошко, В. Ф. Березлев и др. М.: Машиностроение. -1988.- 288 с.
  4. Авиационный двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30 2 серии. Техническое описание. М.: Машиностроение. — 1973. — 144 с.
  5. Авиационный турбовинтовой двигатель АИ-24 2-ой серии. Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию. М.: Машиностроение.- 1977.-279 с.
  6. Авиационный турбовинтовой двигатель АИ-24Т. Инструкция по эксплуатации Отв. Редактор А. Ф. Рябов. М.: Машиностроение. — 1971. — 282 с.
  7. Акт по результатам контрольно-серийных испытаний самолета Ил-76ТД: Отчет о НИР/ ГосНИИГА.- Руководитель работы И. С. Майборода.- Отв. исп. А. Д. Большаков. ГР 1 830 063 834. — инв. № 2 840 078 568. 1. М., 1984. 72 с. I
  8. Акт по результатам контрольно-серийных испытаний самолета Ил-86: Отчет о НИР (заключительный)/ГосНИИГА/ Работа 1.01.01.022. Руководитель и отв. Исп. В. Х. Нигметов. — ГР 1 840 070 704. — инв. 2 850 080 138.-М. 1985.-67 с.
  9. Алгоритмы расчета летно-технических характеристик самолета: Отчет о НИР (окончательный)/ Министерство гражд. Авиации, ГосНИИГА- Руководитель темы и отв. Исп. М. С. Иванов. 30.06.78- № ГР- Инв.164.-М, 1978.- 162 с.
  10. Анализ результатов разовой проверки величины страгивания элерон-интерцепторов относительно их элеронов, определенных с помощью оптического квадранта, на самолетах типа Ту-154. Отчет Утв. Директором АСЦ ГосНИИГА 31.10.96 г.
  11. АП-21 // Процедуры сертификации авиационной техники. -М.:Авиаиздат, 1994, 40 с.
  12. АП-25 // Нормы летной годности самолетов транспортной категории. -М.: Авиаиздат, 1992, 154 с.
  13. К.А., Масленникова Г. Е., Степин А. С. Расчет погрешности оценки часовых расходов топлива по записям МСРП рейсовых полетов самолетов Ту-154 // Сборник научных трудов ГосНИИ ГА. вып. 309. -М. — 2004. с. 65−71.
  14. Е.Ю. Приложение математических методов к задачам эксплуатации авиационной техники. ВВИА им. Проф. Жуковского. — М., 1965
  15. Е.Ю., Зубков Б. В., Бецков А. В., Люлько С. В. и др. О новом подходе к определению эффективности точечных оценок показателей безопасности полетов. Научный вестник МГТУ ГА, № 35, М., 2001.
  16. Баскакова А. Г:. Сергеев В. И., Шквар Е. А., Бехтин А. Ю. Влияние шероховатости внешней поверхности на аэродинамическое сопротивление воздушных судов/ Вопросы аэродинамики и прочности воздушных судов ГА/ Труды ГосНИИГА, вып. 243. М., 1985. — с.65−69
  17. С.М., Скрипач Б. К. Аэродинамические производные летательного аппарата и крыла при дозвуковых скоростях.- М.: Наука. -1975
  18. Л.М., Поплавский Б. К., Мирошниченко Л. Я. Частотные методы идентификации летательных аппаратов. М: Машиностроение. — 1985.184 с.
  19. К., Кэйри П. Анализ данных с помощью Microsoft Excel. -С.П.-.Издательский дом «Вильяме». 2004. — 560 с.
  20. JI.E., Шифрин М. Н. Практическая аэродинамика самолета Як-40. М.: Машиностроение. — 1077. — 96 с.
  21. Г. Н., Горяшко С. А. Математическое моделирование в задачах летной эксплуатации воздушных судов. Киев: Знание, 1985. — 16 с.
  22. В.Г., Лысенко Н. М., Микитрумов З. Б. И др. Практическая аэродинамика самолетов с ТРД. М.: Машиностроение. — 1969. — 419 с.
  23. Брандт 3. Статистические методы анализа наблюдений. М.: Мир. -1975.-482 с.
  24. Г. С., Студнев Р. В. Динамика продольного и бокового движения.- М.: Машиностроение. 1979. — 352 с.
  25. К.К., Леонов В. А., Пашковский И. М., Поплавский Б. К. Летные испытания самолетов. 2-ое изд. — М.: Машиностроение, 1996. -720 с.
  26. И.О., Кашин Г. М., Смирнов В. В. Влияние упругости конструкции на летно-технические характеристики дозвукового транспортного самолета.- Труды ВВИА им. Н. Е. Жуковского, вып. 1304, 1974.- с. 142−147
  27. Влияние атмосферных и эксплуатационных факторов на летные характеристики самолета ан-24 с двигателями АИ-24 и РУ-19А-300, отчет № 161−67-II. п/я В-8759. — ДСП. — утв. 20.06.1967. -М., 1967. — 112 с.
  28. А.Г., Зыков А. А., Коннов МБ., Масленникова Г. Е. Автоматизированная обработка результатов летных испытаний самолета Ил-86 по определению характеристик устойчивости и управляемости //Труды ГосНИИ ГА.- вып. 202. М. 1981. — С. 8.
  29. ГОСТ 11.006−78 (СТСЭВ 1190−78) Прикладная статистика: Правила проверки согласия опытного распределения с теоретическим. М.: Изд-во стандартов. 1978. -37 с.
  30. ГОСТ 23 281–76. Аэродинамика летательных аппаратов. Термины, определения и буквенные обозначения. — Введ 01.07.79. — 32 с.
  31. ГОСТ 4401–81. Атмосфера стандартная. Параметры. — Введ.01.07.1982. -179 с.
  32. ГОСТ 8.010−72. Общие требования к стандартизации и аттестации методик выполнения измерений. В сб. Основополагающие стандарты в области метрологии. М.:Изд-во стандартов, 1986. — 311 с.
  33. ГОСТ 8.207−76.- Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. В сб. основополагающие стандарты в области метрологии. М.: Из-во стандартов, 1986 — 311 с.
  34. М.С., Шапкин B.C. Проблемы поддержания летной годности воздушных судов// Научный вестник МГТУ ГА. Серия: «Аэромеханика, прочность, поддержание летной годности». — 2004. — Вып.73 (2).- с. 59.
  35. Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. М.: Статистика, 1973.-392 с.
  36. Е.И., Товмаченко Н. Н., Федоров В. В. Методы регрессионного анализа при наличии ошибок в предикторных переменных. Препринт АН ССР Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика».- М.-1979
  37. JI.A., Масленникова Г. Е. Выбор метода получения угла атаки в летных испытаниях самолетов // Труды ГосНИИ ГА. вып. 233. -1985.- с. 10.
  38. А.Г. Индуктивный метод самоорганизации моделей сложных систем. Киев: Наук, думка, 1982. — 296 с.
  39. А.Г. Системы эвристической самоорганизации в технической кибернетике. Киев: Наук, думка, 1971. — 610 с.
  40. А.А., Токарев B.JI. Алгоритм структурной идентификации нелинейного статического объекта//Перспективы и опыт внедрения статистических методов в АСУ ТП: Тез. докл. III Всесоюзной конф. Тула, 2- 4 июня 1987 г. 1987. С. 42 — 43.
  41. Исследование авиационной техники с помощью ЭВМ, Сборник статей под редакц. С. М. Белоцерковского. ВВИА, 1981, вып. 1310
  42. С.А. Качество ремонта и летно-технические характеристики воздушных судов // Проблемы эксплуатации и надежности авиационнойтехники. Киев: КМУГА. — 1998. — с. 115−122.
  43. С.А. Методы технической диагностики аэродинамического состояния воздушных судов. Автореф. дис. доктора тех. наук: 16.11.98/ Киевский международный универ. граж. ав-ции Киев. — Киев 1998. — 32 с.
  44. С.А. Оценка влияния индивидуальных особенностей воздушных судов на характеристики расхода топлива // Прикладная аэродинамика. Киев: КМУГА. — 1997. — с. 118−131.
  45. С.А., Голимбиевский Г. Г. К вопросу об оценке точности определения дистанции разбега по данным штатных бортовых систем регистрации.// Моделирование полета и идентификация характеристик воздушных судов. Киев: КИИГА. -1991.-е. 80−92
  46. С.А., Давидов А. Р. Оценка суммарной погрешности в определении летно-технических характеристик по данным ботовых систем регистрации.// Моделирование полета и аэродинамические исследования. -Киев:КИИГА. 1998. — с. 63−67
  47. С.А., Давидов А. Р. Оценка технического состояния воздушных судов по данным бортовых регистраторов режимов полета. // Предотвращение авиационных происшествий в гражданской авиации. Киев: КИИГА.- 1988.-с. 126−135л
  48. С.А., Давидов А. Р. разработка методов контроля и диагностики аэродинамического состояния воздушных судов ГА. Общество «Знание» Украинской ССР. -Киев, 1990. — с. 44
  49. В.А., Масленникова Г. Е., Ударцев Е. П. Уточнение значений фазовых координат в продольном движении самолета по данным летныхиспытаний // ВНТК «Проблемы динамики, управления и безопасности полетов»: Тезисы докладов. Рига. — 1985. — с. 25.
  50. В.А., Ударцев Е. П., Суббота В. Н., Папченко О. М. Опыт идентификации аэродинамических характеристик продольного движения по данным летных испытаний. в кн.: Некоторые вопросы прикладной аэродинамики. — Киев: КНИГА, 1982. — с. 51−57
  51. В.А., Урадцев Е. П. Определение характеристик воздушных судов методами идентификации. М.: Машиностроение, 1988.- 176 с.
  52. М., Стьюарт А. Статистические выводы и связи. М.: Наука, 1973. — 900 с.
  53. Д., Хинкли Д. Теоретическая статистика. М.: Мир, 1978. — 560 с.
  54. Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г). Подписано в Чикаго 7 декабря 1944 г. — Документ 1С АО, 1963.-25с.
  55. Контроль технической исправности самолетов и вертолетов/ Справочник под ред. В. Г. Александрова. М. Транспорт. — 1976. — 360 с
  56. В. Не долетел. Почему?// Воздушный транспорт № 15. апрель 2001
  57. М.Г., Павлов А. В., Пашковский И. М. Летные испытания самолетов.- М. Машиностроение, 2-ео изд. 1968.-423 с.
  58. М.Г., Филиппов В. В. Полет на предельных режимах. М.: Воен-издат. — 1077. — 239 с.
  59. А.Н., Масленникова Г. Е. Чувствительность оценок аэродинамических производных к систематическим погрешностям измерений //Труды ГосНИИ ГА.- вып. 247. М., 1985. — с. 6.
  60. Л.А., Стерлин A.M. Оценивание параметров по результатам неравноточных измерений при наличие систематических ошибок.- Заводская лаборатория.- 1983. № 1. — М.: Металлургия
  61. .Ю., Гильдебрант С. Я., Постовалов С. Н. К оцениванию параметров надежности по цензурированным выборкам // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2001. Т.67. № 1. — С.52−64.
  62. .Ю., Денисов В. И., Постовалов С. Н. Прикладная статистика. Правила проверки согласия опытного распределения с теоретическим. Методические рекомендации. Часть I. Критерии типа хи-квадрат. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998. — с. 126.
  63. В.В., Фирсанов В. А., Верховская И. М. К задаче оценивания аппроксимирующей зависимости.- Заводская лаборатория.- 1983. № 3. -М.: Металлургия
  64. Т.И., Скрипниченко С. Ю., Чульский Л. А., Шишмарев А. В., Юрский С. И. Аэродинамика самолета Ту-154. -М.: Транспорт, 1977. 304 с.
  65. Т.И., Юровский С. И. Аэродинамика самолета Ту-134. М.: Транспорт. — 1969. — 304 с.
  66. М.В. Основные направления исследований по разработке и внедрению средств автоматизации определения параметров взлета воздушных судов/ Вопросы аэродинамики и прочности воздушных судов ГА/ Труды ГосНИИГА, вып. 243. М., 1985. — с. 110−116
  67. Мартин Ф. Моделирование на вычислительных машинах, изд-во «Советское радио», 1972
  68. А.К. Прикладная аэродинамика. М.: Машиностроение. -1972.-448 с.
  69. Г. Е. Диагностика неисправности самолетных систем на основе анализа записей МСРП параметров установившегося полета. //
  70. Научный вестник МГТУ ГА. Серия: «Аэромеханика, прочность, поддержание летной годности». — 2006. — Вып. 103. С. 36−43.
  71. Г. Е. Изменение балансировочных характеристик самолетов Ту-134 в процессе эксплуатации, возможные причины и следствия этого явления // Научный вестник МГТУ ГА. Серия: «Аэромеханика и прочность». — 1998, — Вып. № 11. — С. 81−87.
  72. Г. Е. Контроль основных летных характеристик ВС для поддержания летной годности // Поддержание летной годности основа безопасной эксплуатации воздушных судов. — М. — 2002. — с. 233−242.
  73. Г. Е. Оптимизация установочного угла лопасти воздушного винта АВ-2 для улучшения J1TX самолетов Ан-2 // Вопросы аэродинамики, прочности и летной эксплуатации воздушных судов: Сборник научных трудов. Москва. -1991. — Вып. № 300.- С. 14−19.
  74. Г. Е. Разделение тяговых и аэродинамических характеристик при идентификации аэродинамической модели самолета // ВНПК «По безопасности полетов»: Тезисы докладов. J1. — 1985. — с. 5.
  75. Г. Е., Смирнова JI.B. Типовая программа контрольного облета самолета Ту-134А, Б для определения соответствия характеристик экземпляра типовым // Инженерно-авиационный вестник. ООО
  76. Информационно-аналитическое агентство «РусАЭРО-Инфо». 2004. -вып. № 5 (83). — с. 4−6 i
  77. Г. Е., Ударцев Е. П., Страдомский О. Ю. «Получение аэродинамических характеристик из летных испытаний методом идентификации» //Материалы НТК по идентификации моделей движения ЛА. Предприятие п/я В-8759. — М.- 1982. — с.73−79
  78. Ю.Е., Павлова З. А., Фальков А. И., Корачков В. И. Автоматизированная обработка результатов измерений при летных испытаниях: Справочная библиотека авиационного инженера-испытателя. М.: Машиностроение. 1983. — 112 с.
  79. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) «Руководство по организации работ в области летной годности воздушных судов. Doc 9389-AN/919″
  80. Методика оценки летно-технических характеристик гражданских самолетов, выходящих с серийных и ремонтных заводов. М.: Летно-испытательный институт, 1984. — 225 с.
  81. Методы определения характеристик устойчивости и управляемости самолета. Справочная бибилиотека авиационного инженера-испытателя/ Под редакцией Ю. И. Снежко. М.: Машиностроение, 1994. — с. 224
  82. Методы определения эксплуатационно-технических характеристик самолета и вертолета / В. И. Бочаров, О. Я. Деркач, О. Б. Буслаев и др. М.: Машиностроение, 1991.-44 е.- (Справ, библиотека авиационного инженера-испытателя).
  83. М., Никулин М. С. Критерии согласия типа хи-квадрат / Заводская лаборатория. М.: Металлургия, 1992. Т. 58. № 3. С.52−58.
  84. Моделирование полета воздушных судов гражданской авиации// Сб. науч. тр. Киев: КИИГА, 1986. -92 с.
  85. A.M. Аэродинамика. М.: Машиностроение. — 1976 с. 448
  86. Наставление по производству полетов в гражданской авиации (НППГА -85). М.:Воздушный транспорт, 1985.-254 с.
  87. М.С. Критерий хи-квадрат для непрерывных распределений с параметрами сдвига и масштаба // Теория вероятностей и ее применение.- 1973. Т. XVIII. № 3. С. 583−591.
  88. М.С. О критерии хи-квадрат для непрерывных распределений //Теория вероятностей и ее применение. 1973. Т. XVIII. № 3. С.675−676.
  89. В.В. Решение задач аппроксимации с помощью персональных компьютеров. М., 1994. — изд-во „МИКАП“. — 384 с.
  90. Об утверждении правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1329.-М. 1999.-е. 13
  91. И.В. Аэродинамика самолета.- М.: Оборонгиз, 1957.-560 с.
  92. И.В., Стражева И. В. Динамика полета. Траектории летательных аппаратов. М.: Машиностроение. — 1969. — 499 с.
  93. И.В., Стражева И. В., Динамика полета. Устойчивость и управляемость летательных аппаратов. М.: Машиностроение. — 1965. -468 с.
  94. И.М. Устойчивость и управляемость самолета. М.: Машиностроение, 1975. — 328 с.
  95. И.М., Леонов В. А., Поплавский Б. К. Летные испытаний самолетов и обработка результатов испытаний. М.: Машиностроение, -1985.-с. 416
  96. По результатам контрольно-серийных испытаний самолета Ту-154Б № 85 512: Отчет по НИР (заключительный). работа 1.01.01.2782/1.01.02.20−81. — Руководитель В. В. Глазков. — отв. исп. В.АКоршунов. — инв. № 0283.5 163. — М., 1982. — 61 с.
  97. Поддержание летной годности основа безопасной эксплуатации воздушных судов/ Редакц. коллегия М. С. Громов, Г. Я. Полторанин, В. С. Шапкин. — М. 2002, Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации. — 2002. — 333 с.
  98. Программа испытаний самолета Ту-134 всех модификаций после капитального ремонта: утв. Департамент. ПЛГВСиТРГА 28.02.2004: введена в действие с 01.03.2004 директ. Письмом от 28.02.04 № 24.9−43ГА //М-вотранспорта РФ. М., 2003. — 129 с.
  99. Программа летных испытаний самолетов Ан-24 (Ан-24РВ) и Ан-26 (Ан-26Б) после капитального ремонта: утв. Департамент. ПЛГВСиТРГА 14.12.2000: введена в действие с 01.01.2001 директ. Письмом от 14.12.2000 № 24.9−30ГАШ-во транспорта РФ. М., 2000. — 38 с.
  100. Программа летных испытаний самолетов Ту-154Б, Ту-154М и Ту154С после ремонта. Утв. Гос. Службой Гражданской ав-ции РФ 21.11.2000 г.- введ. в действие с 01.01.2001 дирек. письмом ГСГАМТРФ № 24.9−21ГА от 21.11.2000 г.- с. 156
  101. А.В. Сибирский журнал индустриальной математики. 2002. -Т.5. № 3. — С.115−130.УДК 519.24
  102. Рабочее соглашение в области летной годности между Межгосударственным авиационным комитетом и Европейским агенством по безопасности полетов: Подписано в С.-Петербурге 16 июля 2004 г. MAK-EASA с.6
  103. С.Г. Математическое моделирование технологических процессов в машиностроении К.: ЗАО „Укрспецмонтажпроект“, 1998.-274 с.
  104. Рао. С. Р. Линейные статистические методы и их применения. М.: Наука, 1968. — 548 с.
  105. Л.А. Статистические методы поиска. М.: Наука, 1968. — 376 с.
  106. Руководство по летной эксплуатации и пилотированию самолета Ил-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20. Министерство гражданской авиации СССРРедакционно-издательский отдел. — М. — 1972. -352 с.
  107. Руководство по летной эксплуатации самолета Ан-24 (Ан-24РВ). -Мин. трансп. России, Департамент возд. трансп. -М.: Воздушный транспорт, 1995.-635 с.
  108. Руководство по летной эксплуатации самолета Ан-26. -Мин. трансп. России, Департамент возд. трансп. -М.: Воздушный транспорт, 1992. -610 с.
  109. Руководство по летной эксплуатации самолета Ту-154М. -М.: МГА, 1980.-Книга 1−2.-1128 с.
  110. Руководство по летной эксплуатации самолета Як-40. -Мин. трансп. России, Департамент возд. трансп. -М.: Воздушный транспорт, 1995. 530 с.
  111. Руководство по летной эксплуатации самолетов Ту-134. -Мин. трансп. России, Департамент возд. трансп. -М.: Воздушный транспорт, 1995. Книга 1 345 с.
  112. Руководство по летной эксплуатации самолетов Ту-134. -Мин. трансп. России, Департамент возд. трансп. -М.: Воздушный транспорт, 1995. Книга 2 640 с.
  113. И.Н. Основы точности и метрологического обеспечения радиоэлектронных измерений. М.: Изд-во стандартов, 1990. — 180 с.
  114. Расчет взлетных характеристик Ту-134А с двигателями Д-30 Шсерии. -отчет ОАО „Туполев“. утв. Селяковым JI.JI. 15.07.80. -М., 1980, 116 с.
  115. Сборник типовых программ контрольных облетов для оценки соответствия данным РЛЭ основных летных характеристик ВС ГА // утв. Рук. Органа по сертиф. организ. по тех. обсл. рем-ту ав. тех. и назем, ав-ой тех.//М-во транспорта РФ. М., 2004. — 81 с
  116. В.В. Методика комплексных исследований по определению в полете аэродинамических, тяговых и летных характеристик самолетов с TP Д. Труды Летно-исследовательского ин-та. — Вып. 383С. — М. — 1982
  117. Э., Меле Дж. Теория оценивания и ее применение в связи и управлении. М.: Связь. — 1976. — 496с.
  118. В.И., Скрипниченко С. Ю. Методика оценки расхода топлива в зависимости от качества поверхности планера самолета// Материалы всесоюз. научн.-тех. конф. „Проблемы динамики, управления и безопасности полетов“. Рига: РКИИГА, 1985. — с. 10−12
  119. Самолет Ту-145Б, Ту-154Б-1, Ту-154Б-2. Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию. М.: МГА, 1981. — Книга 1. — 815 с.
  120. Ф.И. Динамика полета и управляемость тяжелых реактивных самолетов. М.: Машиностроение. — 1976. — с. 208
  121. С.Ю., Сергеев В. А. Влияние качества поверхности самолета на расход авиатоплива// материалы Всесоюз. научно-технич. семинара „Комплексные проблемы экономии авитоплива в ГА“. ГосНИИ-ГА.-М. 1983.-6.5.
  122. Ю.И. Исследование в полете устойчивости и управляемости самолета. М.: Машиностроение, 1971. — 328 с.
  123. Ю.И. Устойчивость и управляемость самолета в эксплуатационной области режимов полета. Справочная бибилиотека авиационного инженера-испытателя. М.: Машиностроение, 1987. — 136 с.
  124. Совершенствование действующих отечественных норм летной годности и методов определения соответствия: Отчет о НИР, работа 1.01.02.54. -Руководитель работы В. В. Глазков. Отв. Исп. А. Г. Иванчук. — инв. № 0282.81 253.-М. 1982.-27 с.
  125. Состояние безопасности полетов в Гражданской авиации государств-участников соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства в 2000 году: Доклад Межгосударственного авиационного комитета. М. 2000. — с.4.
  126. Состояние безопасности полетов в Гражданской авиации государств-участников соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства в 2003 году: Доклад Межгосударственного авиационного комитета. М. 2003. — с.5.
  127. Состояние безопасности полетов в Гражданской авиации государств-участников соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства за десятилетний период (1992−2001 г. г.) Доклад Межгосударственного авиационного комитета.
  128. Справочник по высшей математике. Выгодский М. Я. — М. Физматгиз. — 1963.- 872 с.
  129. Справочник по прикладной статистике: в 2 т./ Под ред Э. Ллойда, У. Ле-дермана, Ю. Н. Тюрина, — М.: Финансы и статистика, 1990.- Т1.- 526 е.
  130. Е.П. Динамика пространственного сбалансированного движения самолета: Учебное пособие. Киев: КИИГА, 1989. — 115 с.
  131. Е.П., АМ.Переверзев A.M. Индивидулальные аэродинамические особенности легкомоторных летательных аппаратов и безопасность полетов. КМУГА, Киев, Украина, General Aviation № 10 ноябрь 1995.
  132. Е.П., Переверзев A.M., Ищенко С. А. Эксплуатационная аэродинамика. Траекторные задачи: Учебное пособие. Киев: КМУГА, 1998.-136 с. I
  133. Федеральные авиационные правила „Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации“, -утв. приказом Мин. транспорта РФ 16.05.03 г.- № 132.- зарег. Мин. юстиции РФ 06.07.03. per. № 4653.
  134. М.И. Обработка результатов испытаний: алгоритмы, номограммы, таблицы. М.: Машиностроение, 1988. — 168 с. (Справ, библиотека авиационного инженера-испытателя).
  135. Ю.В., Коняев Д. С., Мерный С. А. Построение модели комплексо-образования: от результатов измерений к окончательному вердикту. -Вестник Харьковского университета. No 437. Химия Вып. 3. — 1999. -с. 17−35
  136. Э.В. Графический анализ статистических данных в Microsoft Excel 2000. С.-П.: Компьютерное издание „Диалектика“. -2002. — 464 с.
  137. Д.М. Некоторые критерии типа хи-квадрат для непрерывных распределений//Теория вероятностей и ее применение. 1971. Т. XVI. № 1.-С. 3−20.
  138. .А. Методология оптимизации статистических диагностических моделей авиационных ГТД для установившихся режимов работы. -МГТУ ГА Редакционно-технический отдел. М. — 2001. — 253 с.
  139. П. Основы идентификации систем управления. М.: Мир. -1975.-683 с.
  140. П., Ванечек А., Савараги Е. Современные методы идентификации систем: Пер. с англ. М.: Мир. — 1983. — 400 с
  141. . Динамика полета. Устойчивость и управляемость. М.: Машиностроение. — 1964. — 494 с.
  142. Aguirre N., Nikulin М. Chi-squared goodness-of-fit test for the family of loилг.л.l:i inn' лг *ч ч i^igistic distributions // Kybernetika. 1994. V. 30. № 3. P.214−222.
  143. BALAKRISHNAN, S. N. (Missouri-Rolla, University, Rolla) Observability results and improved tracking with a tracking filter using passive measurements. -AIAA-1987−125
  144. Aerospace Sciences Meeting, 25th, Reno, NV, Jan. 12−15,1987. 9 p.
  145. Belyaev Yuri K. Bootstap, Resampling and Mallows Metric Institute of Mathematicical Statistics Umea University, Umea, Sweden, Lecture notes, N 1,1995.
  146. CHAPMAN, С. E. (FAA, ENGINEERING AND MANUFACTURING DIV., WASHINGTON, D.C.). Development of airworthiness standards and certification rules for STOL. AIAA-1970−1331
  147. AMERICAN INST. OF AERONAUTICS AND ASTRONAUTICS, ANNUAL MEETING AND TECHNICAL DISPLAY, 7TH, HOUSTON, TEX., OCT. 19−22, 1970.
  148. Chernoff H., Lehmann E.L. The use of maximum likelihood estimates in Chi-squared test for goodness of fit //Ann. Math. Stat., 1954. V. 25. P. 579 586.
  149. Flight testing for renewal of certificates of airworthiness or permit to fly. -BCAR section B, Sub-Section B3. CAP 554.- Chapter B3−5 Revised 21 November 2003. — p. 1−6
  150. GUPTA T. L., HALL N. K., JR. TRANKLE W. E» (Systems Control, Inc., Palo Alto, Calif.) Advanced methods of model structure determination
  151. MARX, ROBERT I. CASSINO, CRAIG A. (USAF, Aeronautical Systems Center, Wright-Patterson AFB, OH) The effects of use of civil airworthiness criteria on U.S. Air Forceacquisition, test and evaluation practices. AIAA-1992−4114
  152. Narendra K. Gupta and W. Earl Hall Jr. System Identification Technology for Estimating Re-entry Vehicle Aerodynamic Coefficients. Journal of Guidance, Control, and Dynamics 19 790 731−5090 vol.2 no.2 (139−146)
Заполнить форму текущей работой