Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-экономические основы развития сельских территорий в странах ЕС

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертационной работе выделены направления использования опыта стран ЕС по совершенствованию организационно-экономических вопросов развития сельской экономики на федеральном и региональном уровне, предусматривающие организацию межведомственного сотрудничества, создание сети агентств сельского развития, развитие сельскохозяйственного производства с учетом потребностей развития сельских… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
    • 1. 1. Сельские территории, их функциональные и типологические основы
    • 1. 2. Принципы и подходы к развитию сельских территорий
    • 1. 3. Концептуальные основы развития сельских территорий в России и ЕС
  • Глава 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ЕС
    • 2. 1. Современные направления и меры государственного регулирования развития сельских территорий в ЕС
    • 2. 2. Особенности разработки и реализации программ развития сельских территорий в странах ЕС (на материалах Германии)
    • 2. 3. Анализ современных механизмов развития сельских территорий в странах ЕС (на материалах Франции)
  • Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ОПЫТА СТРАН ЕС ПО РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ К РОССИЙСКИМ УСЛОВИЯМ
    • 3. 1. Перспективные направления в планировании развития сельских территорий России
    • 3. 2. Адаптация опыта развития сельских территорий ЕС в рамках международного проекта по устойчивому развитию сельских территорий (Тамбовской области)
    • 3. 3. Развитие аграрного производства, учитывающее потребности развития сельских территорий
    • 3. 4. Предложения и рекомендации по развитию сельских территорий на региональном и муниципальном уровнях

Организационно-экономические основы развития сельских территорий в странах ЕС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В Европейском Союзе уже на протяжении многих лет большое внимание уделяется формированию и реализации эффективных подходов к развитию сельских территорий (сельской местности), которые за период своего существования претерпели значительные изменения: от обеспечения продовольственной безопасности на основе интенсивного сельского хозяйства к поддержке диверсифицированного развития многофункциональной сельской экономики, созданию привлекательных рабочих мест, и повышению рекреационного и экологического потенциала села.

В настоящее время в ЕС разработан и применяется комплекс административных, экономических, правовых и иных инструментов, направленных на развитие сельской местностисформирована многоуровневая и межведомственная система управления и финансирования сельского развития. Разработкой и реализацией стратегий и программ развития сельских территорий занимается ряд министерств и ведомств, при активном участии аграрных и промышленных объединений, организаций по охране окружающей среды, региональных управлений, представителей частного сектора и сельского населения.

В России же сельские территории сегодня сталкиваются со многими системными проблемами. Это неразвитость инженерной и социальной инфраструктуры, сферы услуг, отсутствие привлекательных рабочих мест. Вследствие чего наблюдается миграция сельского населения (преимущественно молодежи и трудоспособного населения) в города, опустение деревень. Кроме того, сельские территории пока не справляются с выполнением своей основной функции — обеспечение продовольствием населения.

В связи с этим возникает потребность в поиске новых путей развития сельской местности. Исторический опыт развития сельских территорий ЕС: от решения проблемы продовольственной безопасности, до комплексного и диверсифицированного развития села может оказаться весьма полезным. Адаптация к российским условиям накопленных в ЕС знаний и практических навыков в области оганизационно-экономических аспектов развития сельских территорий позволит выстроить собственную систему комплексных мер устойчивого развития сельского хозяйства и других отраслей сельской экономики, совершенствовать сельское самоуправление.

Состояние изученности проблемы. Изучению развития сельских территорий России и ЕС посвящены труды многих отечественных ученых:

A.Н. Антипова, В. М. Баутина, JI.B. Бондаренко, Т. И. Заславской, В. В. Козлова,.

B.В. Лазовского, A.B. Мерзлова, В. И. Назаренко, Т. Г. Нефедовой, J1.A. Овчинцевой, А. П. Огаркова, Б. П. Панкова, О. И. Пантелеевой, А. Г. Папцова, В. В. Пациорковского, A.B. Петрикова, И. Г. Ушачева, Н. В. Чепурных и др.

В рамках данного диссертационного исследования особый интерес представляют труды следующих европейских авторов: В. Борк, С. Бетц, Ж. Гравье, X. Магель, К. Мюллер, X. Хоппе, Г. Шаде и др.

В последние десятилетия в теоретических и практических подходах к развитию сельских территорий ЕС происходит ряд существенных изменений. Поэтому, несмотря на значительное количество научных работ по данной теме, проблемы развития сельских территорий по-прежнему остаются недостаточно изученными. Этим определяется актуальность исследования.

В качестве рабочей гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что изучение богатого опыта ЕС по развитию сельских территорий (в частности немецкого и французского) будет способствовать совершенствованию политики развития сельских территорий России.

Целью настоящего исследования является изучение теоретических основ, анализ современного состояния и организационно-экономических основ развития сельских территорий ЕС, а также разработка научно-практических рекомендаций для российских условий. В связи с этим определены следующие задачи исследования:

— уточнить понятие сельских территорий, их функций и типологизацию на основе обобщения результатов отечественных и европейских теоретических разработок;

— проанализировать европейские и отечественные подходы к развитию сельских территорий;

— исследовать состояние и тенденции развития сельских территорий в ЕС, в том числе в Германии и Франции, и разработать предложения для их использования в России;

— выявить возможность адаптации опыта ЕС по развитию сельских территорий в модельном российском регионе — Тамбовской области;

— разработать рекомендации по совершенствованию организационно-экономических основ развития сельских территорий РФ на основе опыта ЕС.

Объектом исследований являются сельские территории стран ЕС (в частности Германии и Франции) и модельного российского региона (Тамбовской области).

Предметом диссертационного исследования являются особенности политики развития сельских территорий в ЕС.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и европейских ученых по исследуемой проблеместатистических данных ЕС и отдельных европейских стран (Германии и Франции), территориального органа Росстата по Тамбовской области.

При проведении исследования использованы также законодательные и другие нормативно-правовые акты Европейского Союза, Германии, Франции и Российской Федерации.

В процессе работы были использованы следующие методы исследования: абстрактно-логический, аналитический, монографический, расчетно-конструктивный, социологический, графический, сравнительного и ситуационного анализа.

Научная новизна исследования заключается в выявлении организационно-экономических основ развития сельских территорий в странах ЕС и разработке предложений по совершенствованию политики развития сельских территорий в России. По специальности 08.00.14 — Мировая экономика:

• обобщены теоретические подходы к определению и типологизации сельских территорий ЕС и представлены соответствующие предложения по совершенствованию формируемой в настоящее время государственной политики развития сельских территорий России с учетом опыта Европейского Союза;

• раскрыты современные научные подходы к развитию сельских территорий Европейского Союза: концепция устойчивого развития, концепция регионального сельского развития и принцип интегрированного сельского развития;

• выявлены особенности и тенденции развития сельских территорий Европейского Союза в условиях реформирования единой сельскохозяйственной политики. Из них предложены для использования при разработке и реализации программ и стратегий развития сельских территорий России межведомственный и интегрированный подходы, а также субсидиарный («снизу-вверх») и партиципативный (вовлечения населения) принципы;

• предложены направления использования опыта стран Европейского Союза по совершенствованию организационно-экономических основ развития сельской экономики на федеральном и региональном уровне: организация межведомственного сотрудничества, создание сети агентств сельского развития, развитие аграрного производства с учетом потребностей развития сельских территорий;

• разработаны на основе опыта стран ЕС рекомендации и предложения по совершенствованию механизмов развития сельских территорий в РФ, предусматривающих диверсификацию сельской экономики, в частности, совершенствование политики развития сельского туризма, создание отечественных сельских полисов, защиту места происхождения продукта, в т. ч. создание терруар (территорий, позволяющих создавать продукцию, обладающую яркой индивидуальностью и исключительными свойствами своего региона).

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что применение на практике разработанных и обоснованных предложений в области политики развития сельских территорий и механизмов ее реализации способствует улучшению социально-экономического положения сельских территорий. Отдельные предложения автора могут быть использованы органами федерального, регионального и муниципального уровней при формировании и реализации политики развития сельских территорий.

Теоретические предложения автора использовались преподавателями РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева при разработке программы дисциплины «Региональное и муниципальное управление сельскими территориями», а также могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курса мировой экономики.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на расширенном заседании кафедр экономического факультета РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева, проблемно-методической секции № 1 Ученого Совета ГНУ ВНИИЭСХ «Рыночные отношения в АПК», а также на международных научно-практических конференциях: XI Немчи-новских чтениях «Национальные приоритеты социально-экономического развития аграрной экономики России» (24−25 мая 2007), Международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов, посвященной 120-летию со дня рождения академика Н. И. Вавилова (31 мая — 1 июня 2007), XII Никоновских чтениях «Многофункциональность сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий» (31 октября — 1 ноября 2007).

По теме диссертационного исследования опубликовано 8 печатных работ, общим объемом 2,68 п.л., авторским объемом 1,6 п.л., в т. ч. 2 статьи в журналах, рекомендуемых ВАК Министерства образования и науки РФ для опубликования результатов диссертационных исследований.

Материалы диссертации апробированы в ходе российско-французского проекта программы «Содействие в реализации программы устойчивого развития сельских территорий 2008;2011» в Тамбовской области, что засвидетельствовано актом о внедрении.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Для целей сельского развития используются различные теории стратегического территориального планирования. Одними из наиболее распространенных в странах ЕС являются концепции устойчивого развития, регионального сельского развития и принцип интегрированного сельского развития. Они предусматривают учет потенциалов и недостатков развития сельской местности, на базе которых строятся цели, задачи и формируется пакет мер. Отличием от большинства российских подходов в них является участие населения в развитии своего региона (принцип партиципативности), учет планов низшего уровня административно-территориальной системы в планах высшего уровня (принцип субсидиарности), комплексный подход и координации всех участников в процессе сельского развития.

2. На основании различных подходов к определению понятия «сельские территории» и их типологизации, нами представлены соответствующие предложения по совершенствованию формируемой ныне концептуальной составляющей государственной политики развития сельских территорий РФ. В частности, предложено включить в понятие сельские территории малые города, а также выделить подтип «особо значимые аграрные территории». Кроме того, предложены меры по совершенствованию Концепции устойчивого развития сельских территорий России до 2020 г., прежде всего переход от отраслевого подхода к развитию сельских территорий к межотраслевому.

3. Развитие сельских территорий в последние годы становится все более актуальным направлением государственной политики ЕС. Основными механизмами реализации политики развития сельских территорий на уровне ЕС и государств-участников, в частности Германии и Франции, являются:

— межведомственный подход к решению многогранных проблем сельских территорий. Важными условиями при разработке и реализации программ развития сельской местности выступают интеграция и четкая координация межведомственных программ и целей, все больше внимания уделяется стиранию границ между различными ведомствами на всех уровнях управления;

— комплексный (интегрированный) территориальный подход, основанный на тесной кооперации различных уровней управления, представителей различных сфер экономики и сельского населения;

— субсидиарный и партиципативный принцип. Разработка и реализация программ развития сельских территорий в основном происходит на муниципальном уровне при активном участии сельского населения, с учетом направлений развития, предусмотренных на национальном и областном уровнях.

4. В диссертационной работе выделены направления использования опыта стран ЕС по совершенствованию организационно-экономических вопросов развития сельской экономики на федеральном и региональном уровне, предусматривающие организацию межведомственного сотрудничества, создание сети агентств сельского развития, развитие сельскохозяйственного производства с учетом потребностей развития сельских территорий. Предложено также использовать европейский опыт обоснования социальной эффективности аграрных бизнес-проектов с учетом сокращения рабочих мест на данных территориях/предприятиях, связанного с внедрением более производительных технологий.

5. Направления развития сельских территорий ЕС частично адаптируется при участии автора к условиям модельного региона — Тамбовской области в рамках французско-русского проекта «Содействие в реализации программы устойчивого развития сельских территорий 20 082 011». В рамках проекта большое внимание уделяется координации и передаче французского опыта в области методологии разработки проектов развития сельского хозяйства и сельского туризма, а также обучения и повышения квалификации специалистов местного управления. Все это создает благоприятные предпосылки для совершенствования и реализации стратегии развития сельских территорий Тамбовской области «Поселения 21 века — Тамбов».

6. На основании изученного опыта ЕС в диссертации предложены рекомендации по развитию сельской местности применительно к модельной территории:

— создание отечественных сельских полисов по опыту Франции. В ежегодном Национальном докладе о ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Министерство сельского хозяйства РФ должно будет отчитываться о создании сельских поселений XXI века. Предлагаемые сельские полисы — это территории, населенные пункты, объединяющие и способствующие развитию новых видов деятельности по определенным направлениям и, дающие мультипликативный эффект для других видов деятельности. Сегодня в России на сельских территориях создаются различные интеграционные структуры, но они, как правило, носят аграрных характер и имеют своей целью создание благоприятной инвестиционной и инновационной среды. Задачей же сельских полисов является развитие конкретной сельской местности, строящееся на ее потенциалах и недостатках и способствующее комплексному решению ее проблем;

— формирование государственной политики развития сельского туризма как дополнительного к сельскому хозяйству источника дохода и строительство сети гостевых домов. В ЕС на его развитие направлены различные министерства и ведомства разных уровней управления. Кроме того, государственная политика в области сельского туризма направлена преимущественно на депрессивные, территории и являясь своего рода социальным амортизатором, сельский туризм позволяет создать дополнительные рабочие места и способствует развитию сельской местности. Существенным тормозящим фактором развития сельского туризма в нашей стране, является то, что он строится «снизу» — практически без участия центральных структур. Однако для развития этой важной отрасли сельской экономики этого явно недостаточно. По нашему мнению, необходимо использовать опыт Франции при формировании государственной политики развития сельских территорий Россию. Прежде всего, на основе межведомственного подхода необходимо разработать государственную концепцию, стратегию и программу развития сельского туризма- - совершенствование механизма защиты места происхождения продукта: законодательной базы, уточнение терминологии и решение ряда других спорных вопросов в данной области, используя опыт ЕС, где, в отличие от России, этому большое внимание уделяется в рамках политики развития сельских территорий. Одним из таких новых механизмов является создание терруар на сельских территориях, обладающих значительными производственными традициями и природными и культурными потенциалами, которые становятся основой для модернизации сельской экономики, внедрения инноваций. В свою очередь, под терруар автором понимаются территории, позволяющие создавать продукцию, обладающую яркой индивидуальностью и типичными свойствами своего региона. Данные меры позволят сохранить традиции региона, защитить и повысить конкурентоспособность продукта.

7. Адаптация и использование исследованного передового европейского опыта в области развития сельских территорий в условиях российской сельской экономики будет способствовать решению наиболее актуальных проблем, возникающих сегодня в сельской местности и позволит существенно улучшить политику развития сельских территорий и России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008−2012 годы» // http://mcx.ru.
  2. Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 г. (проект). -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009. 88 с.
  3. Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации. Закон РФ № 131-ФЭ. М.: Собрание законодательства Российской Федерации № 40, 2003.-65 с.
  4. Повестка дня на XXI в. Заключительный документ Глобального форума ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро, 1992.
  5. Проект концепции «Комплексное развитие Алтайского Приобья», 2008.
  6. Проект программы по комплексному развитию сельских территорий, социально-экономические преимущества. — Самарская область, 2009. 35 с.
  7. Проект устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области «Поселения XXI века — Тамбов». Тамбов: Изд-во Юлиус", 2006. — 60 с.
  8. Сборник действующих нормативно-правовых актов и методических материалов по развитию сельских территорий. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2006. 436 с.
  9. Указ Президента Российской Федерации № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». М., 1996.
  10. Федеральный закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» № 166-ФЗ от 11.12.2002.
  11. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года»: утв. Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 858. -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. 92 с.
  12. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», № 264-ФЗ от 29.12.2006 г. // http://www.consultant.ru/onliпe/base/?req=:doc.
  13. Монографии, учебно-методические пособия
  14. Аграрная политика: Уч. пособ. / В. И. Назаренко, В. В. Шайкин и др.- под ред. А. П. Зинченко. М.: Колос, 2004. — 304 е.: ил.
  15. А.Н., Мерзлов A.B., Чепурных Н. В. Устойчивое развитие сельской местности в России. Концепция и рекомендации. — Иркутск: Изд-во ИГ СО РАН, 2000. 82 с.
  16. А.Д., Бетин О. И., Богданов И .Я., Гордеев A.B., Мерзлов A.B., Сергеев И. И. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века. Тамбов: Изд-во «Юлиус», 2005. —384 е.: ил.
  17. В.М., Козлов В. В., Мерзлов A.B. Устойчивое развитие сельских территорий: вопросы стратегии и тактики. М.: ФГНУ «Росинформагротех». -2004.-312 с.
  18. В.М. Информационно-консультационная служба АПК России (методология, организация, практика). М.: КолосС, 1996.
  19. В.М., Лазовский В. В. Крестьянское подворье — резерв товарного производства. -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. 117 с.
  20. М. Характерные черты французской аграрной истории. М.: Иностр. лит-ра, 1957.-315 с. (Bloch, 1931−1944.)
  21. JI.B. Российское село в эпоху перемен: занятость, доходы, инфраструктура. М.: Изд-во ФГУП «ВО Минсельхоза России, 2003. — 224 с.
  22. Гапоненко A. JL Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: Учебное пособие. — М.: Изд-во РАГС, 2001. 224 с.
  23. Н.Ф., Гордеев Н. Ф., Сдасюк Г. В. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Зарубежный опыт и проблемы России (Серия «Устойчивое развитие. Проблемы и перспективы») КМК -2005, 615 с.
  24. A.B. Продовольственное обеспечение России (Вопросы теории и практики). М.: Колос, 1999. 228 с.
  25. Город и деревня в Европейской России: 100 лет перемен. / Под ред. Т. Нефедовой. М.: О.Г.И., 2001
  26. А.Г., Штульберг Б. М., Войтоловский В. Г., Арбатов A.A. и др. Проблемы стратегии территориального развития России // СОПС. — М., 2000. -72 с.
  27. В.В., Мерзлов A.B. Методические рекомендации по разработке планов и программ устойчивого развития сельских территорий. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005. — 148 с.
  28. В., Незадоров А. Внешнеэкономическая деятельность в агропромышленном комплексе. — М.гЭлит., 2000. — 494 с.
  29. К.П. Прогнозирование и планирование АПК: Учебник. М.: Гар-дарики, 1999.
  30. Ю.М. Сельский капитализм в России: столкновение с будущим. -М.: ОАО «Московские учебники», 2005.
  31. А.Н. Проблемы социально-экономического развития территориальных систем: Монография. — М., 2001.
  32. A.B., Новоселов А. Л., Чепурных Н. В. Региональное развитие: сельская местность. Издательство Наука, 2006. — 490 с.
  33. A.B. Переход к устойчивому развитию сельских территорий: теория, методология и практика. — М.: Издательство ИГ РАН, 2006. 308 с.
  34. В.И.- Папцов А.Г. Сельское хозяйство, продовольственная безопасность, внешняя торговля России и ВТО, 2002 -189 с.
  35. Т.Г. Сельская Россия на перепутье: географические очерки. -Москва: «Новое издательство», 2003.
  36. А.П. Социально-экономическое развитие и обустройство села. -М.: Типография PACXH, 2006. 398 с.
  37. Л.М. Состояние и проблемы регионов России: Уч. пособ. — Но-восиб., 2002.
  38. . П. Рынок труда на селе и его регулирование / Б. П. Панков. М.: МП «Петит», 2002.
  39. . П., Федотова О. В. Система социальной защиты сельского населения на рынке труда. М.: Компания «Спутник+», 2008. — 136 с.
  40. А.Г. Государственное регулирование экономики за рубежом: аграрный аспект. М.: МиД. 2006. — 349 с.
  41. В.В. Сельская Россия: 1991−2001 гг. М.: Финансы и статистика, 2003. — 368 е.: ил.
  42. JI.C. Мировые товарные рынки : учеб. пособие / JI. С. Ревенко, Т. И. Ружинская — МГИМО (У) МИД России, каф. междунар. экон. отношений и внешних экон. связей. -М.: МГИМО-Университет, 2005. 182 с.
  43. Сельская бедность: причины и пути преодоления. — М.: ЭРД, ВИАПИ, 2004 453 с.
  44. Сельская Россия: приоритеты развития /В.В. Пациорковский. М.: Поколение, 2009. — 192 с.
  45. Сельская экономика: Учебник / Под ред. C.B. Киселева М.: Инфра-М, 2008. 572 с. — (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).
  46. .Е. Организационно-экономические и правовые аспекты развития органического сельского хозяйства в зарубежных странах: Обзорн. ин-форм. / Центр информации и технико-экономических исследований АПК. -М., 2003.-68 с.
  47. .Е. Экономические и правовые аспекты агроэкологической политики в странах с развитой рыночной экономикой: Обзорн. информ. / Центр информации и технико-экономических исследований АПК. — М., 2008. -58 с.
  48. В.В. Организационно-экономические аспекты формирования природоохранной политики в сельском хозяйстве стран Северной Европы/ Обзорная информ.// НИИТЭИагропром., 1994. 44 с.
  49. Д.И. Социально-трудовая сфера села (состояние и перспективы) / МСХ РФ. М., 2005. — 264 с.
  50. М.П. Экономическое развитие: Учебник/Пер. с англ. Под ред. С. М. Яковлева, Л. З. Зевина. М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.-671с
  51. Устойчивое развитие сельских территорий./ Под ред. В. М. Баутина. — М.: ФГНУ «Росинформагротех». — 2004. — 312с.
  52. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий: Зарубежный опыт и проблемы России / Отв. ред. Н. Ф. Глазовский, A.B. Гордеев, Г. В. Сдасюк. М.: Т-во научных изданий КМК, 2005.
  53. Устойчивое развитие сельских территорий: региональный аспект: Науч. тр. ВИАПИ им. A.A. Никонова/ Под общ. ред. A.B. Петрикова. Вып. 25. -М.: ВИАПИ им. A.A. Никонова: ЭРД, 2009 — 272 с.
  54. Филипп Котлер, Кристер Асплунд, Ирвинг Рейн и Дональд Хайдер. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. — Спб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. — 376 с.
  55. В.П. Саморазвитие сельских территорий важная составляющая продовольственной безопасности страны. (Методология построения системы). — М.:ФГНУ «Росинформагротех», 2004.- 468с.
  56. , В.П. Устойчивое развитие сельской экономики М.: ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2008
  57. A.B. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. — М.: Наука, 1991. — 456 с.
  58. Г. П. Экономика Франции: Традиции и новейшие тенденции. -М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002. — 416 с.
  59. Г., Шайкин В. В., Пошатаев A.B. Практикум по маркетингу: учебник. М.: Колос, 2008. — 271 с.
  60. Научно-практические материалы, материалы конференций, статьи журналов, отчеты, словари, интернет-ресурсы, статистические сборники
  61. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопр. экономики. 1997. — № 6.
  62. X. 1999. Структурные изменения в сельской местности: факторы и тенденции // Политэконом. — № 1 (12). — С. 67−75.
  63. Т. Приоритеты социально-демографической политики. // АПК: экономика, управление. — № 12. 2002. С. 20.
  64. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М, 2007. — VI, 858 с.
  65. Л.В., Машенков В. Ф., Панков Б. П. и др. Демографическая ситуация на селе // Экономические проблемы АПК М.: Петит, 1995.- с.218−222.
  66. JI.B. Социально-демографическая ситуация на селе // АПК: экономика, управление. — № 12. — 2002. — С. 13.
  67. X. Показатели устойчивого развития: Теория, метод, практическое использование. Отчет, представленный на рассмотрение Балатонской группы. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2001.- 123 с.
  68. В.А., Спасов В. П., Сдасюк Г. В. Переход к устойчивому развитию сельского хозяйства и сельских территорий: локальный уровень. // Материалы для чтения. Великолукская государственная сельскохозяйственная академия. ИГ РАН. 2001.
  69. A.M. Структурные сдвиги в продовольственной сфере и качество жизни населения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. 2004. — № 4. — С. 61−81.
  70. Т.П. Теоретические вопросы исследования социально-территориальной структуры советского общества // Социально-территориальная структура города и села: (Опыт типологического анализа) / СО АН СССР. ИЭиОПП. Новосибирск, 1982.
  71. Использование опыта поддержки малого предпринимательства в ЕС для устойчивого развития сельских территорий РФ: Дисс. на соискание ученой степени к.э.н. / A.B. Филиппова 08.00.14, 08.00.05. М., 2006. — 181 с.
  72. Использование опыта регионального маркетинга в Европейском Союзе для устойчивого развития сельских территорий РФ: — Дисс. на соискание ученой степени к.э.н. / Д. Н. Ивашов 08.00.14, 08.00.05. М., 2004. 195 с.
  73. Круглый стол по проблеме «Устойчивое развитие сельской местности» // РФ Минсельхоз. М., 2000. — С. 81.
  74. Н.В. Новые направления развития сельских территорий в Евросоюзе // Никоновские чтения: Многофункциональность сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий, 2007
  75. Н.В., Мерзлов A.B. Разработка программ развития сельских территорий в Федеративной Республике Германия // АПК: экономика и управление. № 1. 2009
  76. Н.В., Чайка В. П. Возникновение парадигмы устойчивого развития: теоретические аспекты // Экономика и финансы. — № 10 (135). — 2007
  77. Н.В., Чайка В. П. Политика устойчивого развития сельских территорий ЕС // Международный сельскохозяйственный журнал. 2008. № 1
  78. Многофункциональность сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий. — М.: ВИАПИ им. A.A. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2007. — 655 с.
  79. Т.Г., Трейвиш А. И. Между городом и деревней // Мир России. 2002. № 4.
  80. A.A., Липсиц И. В. Россия, которую пора увидеть. Страна в новой системе политико-экономических координат. // http://www.hse.ru/ioumals/wrldross/volOQ 4/neshadin.htm. № 4. — 2000
  81. А.П. Деревни-призраки // Российская земля. — № 255. Февраль. 2005- Модели и методы оптимизации: Сб. ст. / Отв. ред. В. Т. Дементьев. — Новосибирск: Изд-во ин-та математики, 1994. — 150 с.
  82. Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского Континента // Европейская конференция министров регионального планирования (СЕМАТ). — Ганновер, 7—8 сентября 2000 г.
  83. Отчет о научно-исследовательской работе «Разработать концепцию устойчивого развития сельской местности» (Государственный контракт № 1922 на выполнение научно-исследовательских работ от 18 сентября 2001 г.). — М.: ВИАПИ, 2001. — 115 с.
  84. БЗ.Очарков А. П. Роль местного самоуправления в социальном обустройстве сельских поселений // Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия М., 2002.
  85. . Развитие сельских территорий: шаг вперед, два — назад //Человек и труд. — 2004. — № 10.
  86. . П. Сельская занятость: нужны не столько деньги, сколько оригинальные решения // Человек и труд. 2002. — № 8.
  87. A.B. Многофункциональность сельского хозяйства: теоретические и политические аспекты: Доклад на XII Никоновских чтениях. Москва: РГАУ МСХА, 30.10 2007 г.
  88. A.B. Перспективы устойчивого развития сельских территорий // Экономика с.-х. и перераб. предприятий. — 2005. № 7. — С. 7−10.
  89. С.Ф. Развитие сельской местности в свете реформ аграрной политики в странах Евросоюза// Агропромышленное производство: опыт, проблемы и тенденции развития. — 2006. № 2.
  90. К. «Потенциал рынка российских клиентов для сельского туризма», французская Ассоциация «Cercle Kondratieff, 2006, 6 с.
  91. Практическое пособие серии «Путеводитель по вопросам территориального развития» // Организация процесса стратегического планирования в сельском муниципальном округе» / A.B. Мерзлов и др.: Практическое пособие. М.: Изд-во МСХА, 2003. — 28 с.
  92. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: Статистический сборник. Информационно-издательский центр «Статистика России». — 2007.
  93. И.С., Савенко В. Г., Гасанова Х. Н. Освоение инноваций в агропромышленном комплексе: опыт проблемы. М.: ФГУ РЦСК, 2006. — 136
  94. Е.С. Устойчивое развитие сельских территорий — важнейший фактор улучшения качества жизни населения Белгородской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий — № 8. — 2005.
  95. Сайт Администрации Тамбовской области http://www2.tambov.gov.ru/
  96. Е., Шик О. Мировой опыт политики сельского развития. Аналитический центр АПЭ // www.iet.ru/afe 2007.
  97. Современный толковый словарь/ Изд. «Большая Советская Энциклопедия», 1997 г.
  98. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию. Ежегодный доклад по результатам мониторинга (10 выпуск) -М.-ВНИИЭСХ, 2009, 189 с.
  99. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2006: Стат.сб. / Росстат М., 2006. — 493 с.
  100. Устойчивое развитие сельской местности: концепции и механизмы // Никоновские чтения-2001. — М.: РАСХН, ВИАПИ, Фонд поддержки аграрной реформы и сельского развития, 2001 516 с.
  101. Устойчивое развитие сельских территорий (теория, методология и практика): — Дисс. на соискание ученой степени д.э.н. / А. В. Мерзлов 08.00.05. М., 2006.-305 с.
  102. И.Г. Аграрная политика: лимит времени на эксперимент исчерпан // Аграр. эксперт. 2006. — № 1. — С. 3−6.
  103. И.Г. Устойчивое развитие агропродовольственного сектора: основные направления и проблемы // АПК: экономика, управление. — 2006. — № 4.
  104. Центрально-Черноземный район: У каждой области своя модель развития // http://annews.ru/news/detail.php?ID= 120 815.
  105. В.П., Исаев А. Г. Сельский туризм в устойчивом развитии сельских территорий // Экономика сельского хозяйства. № 11. — 2007
  106. А., Кругликов А., Трофимова В. Экономические и социальные проблемы села и пути их решения.// АПК: экономика, управление. — № 12. 2002. С. 4.
  107. .А. Новая роль сельского хозяйства в современном обществе: Доклад на XII Никоновских чтениях. Москва: РГАУ МСХА, 30.10 2007 г.
  108. Е. Две концепции городских и сельских территорий в Европе // Демоскоп Weekly № 253−254 21 августа 3 сентября 2006, http://demoscope.ru/weekly/2006/0253/barom04.php
  109. Baur, H.-W. Integrierte landliche Entwicklung Instrumente und Perspektiven. Zeitschrift fur Kulturtechnik und Landentwicklung 38: 218−222., 1997.
  110. Beetz, S. Dorfer in Bewegung: Ein Jahrhundert sozialer Wandel und raumliche Mobilitat in einer ostdeutschen landlichen Region. Kramer, Hamburg, 2004
  111. Bundesgesetz «Flurbereinigungsgesetz (FlurbG)» // http://www.bundesrecht.iuris.de/flurbg/BJNR005910953 .html
  112. Decret n 2006−429 du 12 avril 2006 relatif aux poles d’excellence rurale http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT00000024066 l&dateTexte
  113. Entwurf Programmplanung Entwicklungsplan fuer den laendliche Raum Brandenburgs und Berlin 2007−2013. Stand 13.07.2007
  114. Fact Sheet: die EU-Politik zur Forderung der Entwicklung des landlichen Raums 2007−2013 //http://ec.europa.eu/agriculture/publi/fact/rurdev2007
  115. Forderung der landlichen Entwicklung in Deutschland. Forderrahmen, Ma? nahmen, Zustandigkeiten BMELV
  116. Forschung fur die Nachhaltigkeit. Rahmenprogramm des BMBF fur eine zu-kunftsfahige innovative Gesellschaft. Bundesministerium fur Bildung und Forschung, Bonn, Berlin. 2004.
  117. GAP die Gemeinsame Agrarpolitik erklaert // http://ec.europa.eu/agriculture/publi/capexplained
  118. Gesetz uber die Gemeinschaftsaufgabe «Verbesserung der Agrarstruktur und des Kustenschutzes» (GAK-Gesetz-GAKG)
  119. Gesetz uber die Gemeinschaftsaufgabe «Verbesserung der regionalen Wirtschaftsstruktur»
  120. Gravier Jean-Francois «Paris et le desert francais» Paris: Flammarion, 1972, 285 p
  121. Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland // http://www.bundestag.de/parlament/funktion/gesetze/grundgesetz/index.html
  122. H.Hoppe Die Bedeutung des Tourismus fur die Entwicklung der landlichen Raume // Vortrag im Rahmen der Fachkonferenz «FahrRad in Brandenburg» am 10. Mai 2006
  123. Laendliche Regionalentwicklung: LRE aktuell- Strategieelemente fuer eine Umsetzung des LRE-Konzeptes unter veraenderten Rahmenbedingungen / Deutsche Gesellschaft fuer Technische Zusammenarbeit (GTZ) GmbH. Rossdorf: TZ-Verl.-Ges., 1993, S. 177
  124. L’agriculture au coeur de l’ambition europeenne S.20
  125. La Lettre du Cercle n° 31 juin 2007
  126. Le gout de l’origine. INAO. Hachette 2005, 255 pages.
  127. Magel, H.: Landmanagement — die neue Herausforderung an Bodenordnung und Landentwicklung. In: Flachenmanagement und Bodenordnung ., 2003, 65 S.
  128. Magel, H.: Kommunen und Landentwicklung von neuen Herausforderungen Lehrstuhl fur Bodenordnung und Landentwicklung, TU Munchen, 2004, 14 S.
  129. Magel, H.: Landlicher Raum wohin? Pladoyer fur ein nachhaltiges Landmanagement und eine aktive Burgergesellschaft, TU Munchen, 2006, 12 S.
  130. Merzlov A.V. Die Landwirtschaft Russlands eine Analyse der Lage und actuellen Veranderungen, ICA — Tagungsdocumentation, Firenze 1993.
  131. Meyer J. A. Regionalmarketing: Grundlagen. Konzepte. Anwendung. — Munchen: Vahlen, 1999.
  132. Nachhaltige Regionalentwicklung — ein neues Leitbild fur eine veranderte Wirtschafts- und Strukturpolitik. Forschungsbericht des Projekts «Nachhaltige Regionalentwicklung Trier». — Universitat Trier, 1996. — 275 S.
  133. Network of Independent Agricultural Experts in the CEE Candidate Countries, 2004
  134. OECD-Prufbericht zur Politik fur landliche Raume. Deutschland/Organisation fur wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung, 2007
  135. Politik zur Entwicklung des landlichen Raums 2000 2006 // http://ec.europa.eu/agriculture/rur/index de. htm
  136. Politiques des temps dans les territoires ruraux, ARTEVER, Fevrier 2007, 4S // http://www.grep.fr/proiets/Artever/PDF/ArteverFranceRurale.pdf
  137. Rural development in the European Union. Statistical and economic information// Directorate-General for Agriculture and Rural Development. REPORT 2008
  138. Verordnung (EG) Nr. 1698/2005 des Rates vom 20. September 2005
Заполнить форму текущей работой