Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Внешнеторговые аспекты регулирования иностранной инвестиционной деятельности в условиях либерализации мировой экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, во внешнеторговой деятельности совместные предприятия преимущественно играли роль посредников по реализации отечественной продукции. Основными факторами, влияющими на степень участия иностранного капитала в совместных предприятиях, а также на экспортную ориентацию их деятельности, являются адекватность правовой базы для инвестиций, развитость инфраструктуры, а также доступность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и практические подходы к определению инвестиций и инвестиционных мер, связанных с торговлей
    • 1. 1. Особенности понятия и видов инвестиций в международной договорной практике
    • 1. 2. Процесс усиления взаимозависимости иностранных инвестиций и внешнеторговых потоков
    • 1. 3. Инвестиционные меры, связанные с торговлей (ТРИМС): сущность и экономическое содержание
    • 1. 4. Теоретические вопросы влияния ТРИМС на торговлю и развитие
  • Глава 2. Международное регулирование применения ТРИМС
    • 2. 1. Развитие и формирование подходов к регулированию ТРИМС в рамках МЭО
    • 2. 2. Основные положения Соглашения Всемирной Торговой Организации (ВТО) об инвестиционных мерах, связанных с торговлей (ТРИМС) и ход его реализации
    • 2. 3. Практика развивающихся стран в сфере регулирования ТРИМС
    • 2. 4. Позиции договаривающихся сторон по регулированию инвестиционных мер в рамках ВТО на современном этапе
  • Глава 3. Проблемы либерализации инвестиционной контексте вступления России в ВТО
    • 3. 1. Основные аспекты взаимодействия между Россией и ВТО. сферы в
    • 3. 2. Анализ российского инвестиционного рынка на современном этапе
    • 3. 3. Инвестиционный климат — как важнейшее условие привлечения иностранных инвесторов
    • 3. 4. Проблемы реализации режима либерализации в инвестиционной сфере России с учетом выполнения соглашений по ТРИМС

Внешнеторговые аспекты регулирования иностранной инвестиционной деятельности в условиях либерализации мировой экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В настоящее время сотрудничество России с международными экономическими организациями становится одним из важнейших аспектов ее участия в сфере международных экономических отношений. В то же время российское сотрудничество с данными организациями в большей степени складывалось на основе решения краткосрочных проблем, а не на решении стратегических и долгосрочных задач, связанных с созданием условий формирования высокотехнологичного экспортного потенциала и конкурентоспособности национальной экономики.

В то же время наличие ряда особенностей нашей экономической системы и государственного устройства, сложности переходного периода, процесса реструктуризации, как на отраслевом, так и на региональном уровне, наличие обширного низкоконкурентного сектора российской экономики, осложняют возможности проведения внешнеэкономической либерализации, свидетельствует о том, что потери отечественных производителей при этом неизбежны.

Не смотря на эти факторы, одно из центральных мест во внешнеэкономической политике России в настоящее время занимает вопрос о вступлении во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). И здесь подходы различных экспертов и предпринимателей не однозначны.

По мнению одних участие в ВТО ограничивает возможности не только тарифной и нетарифной защиты национальных производителей, но и регулирования инвестиционной сферы и других областей экономики в рамках международной торговой системы, что не однозначно влияет на экономический рост и внешнеэкономические связи государств с разным уровнем экономического развития.

Другое мнение — огромный потенциал российской экономики не только оправдывает, но и настоятельно диктует проведение активной политики защиты национальных интересов в условиях глобализации. С точки зрения процесса присоединения России к ВТО это предполагает использование всех имеющихся у страны возможностей для долговременной, надежной и адекватной национальным приоритетам интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

Анализ российского законодательства и деловой практики в тех областях, которые становятся центральными на переговорах по вопросу присоединения России к ВТО отличаются сложностью, многоплановостью и являются исключительно значимыми с точки зрения их влияния на долгосрочные перспективы развития нашего государства.

Поэтому условия, на которых Россия войдет в ВТО, становятся весьма существенными для последующей трансформации структуры ее экономики.

Через регулирование режима внешней торговли ВТО имеет возможность влиять на многие сферы экономики, важнейшей из которых является инвестиционная сфера.

В ВТО торговые аспекты инвестиционных мер регулируются в рамках Соглашения об инвестиционных мерах, связанных с торговлей (ТРИМС).

Соглашение обеспечивает всем странам-членам ВТО (а значит, и России после ее присоединения) применение одинаковых правил в отношении инвестиционных мер, ограничивающих торговлю товарами, то есть исключает возможность использования таких мер в целях дискриминации. Однако России предстоит определенная работа по адаптации некоторых нормативных документов к положениям этого Соглашения. Также следует учитывать тот факт, что для многих государств меры, связанные с регулированием в инвестиционной сфере являются необходимыми с точки зрения поддержки национальных производств, занятости, регионального развития. Trade Related Investment Measures (TRIMs).

В этой связи предстоящее вступление России в ВТО требует приведения не только в соответствие отдельных российских законов с правилами ВТО, касающихся инвестиционных мер, связанных с торговлей, но также достаточно глубокого анализа и проработки самих мер, поскольку все они должны быть в первую очередь увязаны как с национальными интересами государства, так и интересами отечественных производителей, причем не только экспортоориентированных отраслей. Это и свидетельствует об актуальности данной проблемы.

Объектом исследования являются инвестиционные меры, связанные с торговлей (ТРИМС).

Предметом исследования являются теоретические и практические подходы к проблеме влияния ТРИМС на торговлюорганизационные и экономические вопросы применения ТРИМС для государств с различным уровнем экономического развитияпроблемы либерализации инвестиционной сферы в контексте вступления России в ВТО.

Цель и задачи исследования

Целью данного исследования является изучение теоретических и практических подходов к формированию и применению инвестиционных мер, связанных с торговлей в условиях либерализации международной торговой системы и проблем реализации Соглашения по ТРИМС Россией при вхождении в ВТО. В соответствии с поставленной целью в задачи исследования входят:

— раскрытие сущности понятий и видов инвестиций и инвестиционных мер, связанных с торговлей в международной договорной практике;

— анализ процесса усиления взаимозависимости иностранных инвестиций и внешнеторговых потоков;

— анализ основных положений ВТО об инвестиционных мерах, связанных с торговлей;

— изучение практики применения инвестиционных мер, связанных с торговлей;

— исследование теоретических подходов влияния ТРИМС на торговлю и развитие;

— рассмотрение развития и формирования подходов к регулированию ТРИМС в рамках международных экономических отношений (МЭО);

— исследование проблем либерализации порядка государственного регулирования инвестиционных мер, связанных с торговлей в системе ВТО в практике развивающихся стран;

— изучение проблем, стоящих перед странами-реципиентами иностранного капитала и соблюдения интересов инвесторов;

— комплексный анализ проблем либерализации в инвестиционной сфере России с учетом выполнения соглашений по ТРИМС в контексте вступления России в ВТО.

Теоретическая и методологическая основы исследования. Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды отечественных и зарубежных ученых.

При подготовке диссертации автор пользовался трудами таких зарубежных ученых в области теории международной торговли, конкуренции, макроэкономики как: А. Смит, Д. Риккардо, М. Портер, М. Пебро, П. Кругманн, Т. Моран, С. Гизингер, С. Пирсон, Д. Родрик, Г. Гросманн и др. Среди специалистов занимающимися проблемами ВТО следует отметить таких как Васильев И., Дюмулен А., Григорян С., Лабин Д., Ливенцев Н., Лисоволик Я., Ремчуков К., Федоров Б., Шумилов В., Крылов В., Пахомов А. и др.

Информационную базу диссертации составили материалы изданий Всемирного банка, ЮНКТАД, ГАТТ/ ВТО, Всемирного экономического форума, отчеты официальных служб США: Департамента Торговли США, Комиссии США по международной торговле (ИТС), Службы Торгового представителя США (УСТРО), Корпорации зарубежного страхования инвестиций (ОПИК).

Были использованы российские информационно-статистические сборники Госкомстата России, Министерства финансов РФ, Центрального Банка России, статистические материалы, доступные через Интернет, а также положения действующей нормативно-правовой базы России, регулирующей внешнеторговую, налоговую, валютную деятельность иностранных инвестиций в России и др. Научная новизна диссертации. Научная новизна диссертационного исследования заключается в первом в российской экономической литературе комплексном исследовании использования инвестиционных мер, связанных с торговлей, и проблем их реализации в условиях либерализации мировой экономики.

При этом наиболее существенными научными результатами, выносимыми на защиту являются, следующие:

— теоретически и практически обосновано положение, о том, что вопрос о воздействии ТРИМС на торговлю должен рассматриваться не в рамках неоклассических предложений идеальной конкуренции, а на основе концепции «стратегической торговли»;

— раскрыто значение инвестиционных мер, связанных с торговлей, для экономики развивающихся стран;

— проанализирован и обобщен опыт применения ТРИМС развивающимися странами, а также их подходы к выполнению Соглашения по ТРИМС;

— обосновано положение, о том, что Соглашение по ТРИМС в рамках всемирной торговой системы соответствует ближе интересам ТНК;

— выявлены наиболее уязвимые с точки зрения эффективности своего дальнейшего развития сферы национальной экономики в случае выполнения соглашений по ТРИМС при вступлении России в ВТО;

— предложен комплексный системный подход к вступлению России в ВТО, учитывающий единство интересов государства и производителей (не только экспортеров), степень подготовленности отраслей и регионов к внешнеэкономической либерализации, имея в виду фактор существующей дифференциации регионов;

— проанализировано состояние инвестиций в России и разработаны рекомендации по мерам государственного регулирования, с учетом выполнения норм ВТО по ТРИМС;

— обоснован вывод, что в условиях российской экономической системы возможно только постепенное расширение ограничений на применение государством ТРИМС даже при его вступлении в ВТО.

Практическая значимость диссертации. Основные обобщения, выводы и конкретные рекомендации диссертационного исследования могут быть полезны при разработке стратегии вступления России в ВТОмогут быть использованы при подготовке позиций российских компаний на переговорах с иностранными инвесторами по вопросу привлечения инвестиций в Россию.

Материалы работы, основные положения и выводы могут быть также использованы в учебном процессе при чтении курсов: «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», «Внешнеэкономическая деятельность»,.

Международные экономические организации", как студентам, так и аспирантам, а также на курсах повышения квалификации руководителей структур, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

Апробациярезультатовисследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре международных экономических отношений экономического факультета РУДН, на научно-практических конференциях и семинарах. По результатам исследований опубликовано 2 научных работы, общим объемом 1 п.л.

Структура диссертации определяется поставленной целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих 12 параграфов, библиографии и приложений. Объем работы 158 страниц основного текста.

Выводы.

Анализируя условия формирования инвестиционного климата России с 1991 г.- по настоящее время, т. е. со времени принятия первого и последнего законов «Об иностранных инвестициях», в России была создана административная система регулирования ПИИ, для которой, на первых этапах ее развития, было характерно распыление функций выработки и осуществления политики в области ПИИ, дублирование деятельности различных ведомств и государственных организаций. Министерство экономики оказалось не в состоянии эффективно выполнять возложенные на него функции координации соответствующей деятельности министерств и ведомств. В результате сложилась ситуация, когда несогласованная деятельность различных ведомств вела к повышению неэффективности системы регулирования ПИИ, отсутствию единой стратегии и столкновению ведомственных интересов. Режим в отношении ПИИ в России за данный период характеризовался нетранспарентностью, что также отрицательно воздействовало на привлекательность отечественной экономики для иностранных инвесторов.

В отношении законодательства следует отметить тот факт, что российское инвестиционное законодательство в области привлечения ПИИ по своей привлекательности заметно уступает законодательствам многих других стран, конкурирующих с Россией в области привлечения ПИИ. Национальный режим для иностранного инвестора в российских условиях означает для него функционирование в высокорискованной предпринимательской среде с неопределенным уровнем ожидаемой прибыли. В этой связи ключевыми направлениями совершенствования российской законодательной базы привлечения ПИИ, реализация которых может дать максимальный эффект уже в ближайшие годы, являются: коренной пересмотр системы государственных гарантий иностранным инвесторам, включая предоставление полноценной гарантии от изменения условий хозяйственной деятельности на протяжении периода реализации инвестиционного проектапереосмысление принципа равноправия отечественных и иностранных инвесторов с учетом того факта, что национальный режим хозяйственной деятельности фактически ставит иностранных инвесторов в неравноправное положение на рынках;

Законодательная гармонизация отношений федерального центра с регионами в области регулирования иностранных инвестицийадаптация национального законодательства к условиям участия в международных инвестиционных и торговых организациях, расширение практики двухи многосторонних соглашений о гарантиях и взаимной защите инвестиций, присоединение России к международным механизмам решения инвестиционных споров.

Неэффективность системы государственного контроля за деятельностью иностранных капиталовложений дает возможность использования иностранцами экономического и правового хаоса: для спекулятивных покупок предприятий (или акций) с целью последующей перепродажи, используя при этом подставных лицвыкачивания богатых сырьевых источниковзакрытия и свертывания производства с целью переноса его за рубеж и ограничения предложения, чтобы обеспечить большую выгодность зарубежных предприятийприобретения предприятия исключительно ради ноу-хау с утратой российским деловым сообществом приоритета в соответствующих областях на мировом и внутреннем рынкахпревращение российских предприятий в технологический придаток зарубежных компаний, неспособный к самостоятельному развитию, путем ограничения и свертывания НИОКР, перевода их за рубежперевод в Россию загрязняющих, экологически вредных и опасных производствприобретения зарубежными компаниями российских предприятий с целью ограничения их экспорта на рынки, контролируемые иностранными компаниями.

Заметно улучшить ситуацию в сфере ПИИ может ряд внесений радикальных изменений и дополнений в Федеральный Закон «О соглашениях о разделе продукции», в области СЭЗ следует продолжить совершенствование Закона «О свободных экономических зонах». Необходимо превратить режим СЭЗ из механизма финансовой помощи территориям с режимным статусом в механизм стимулирования инвестиционной активности.

В настоящее время, учитывая важность процесса привлечения иностранных инвестиций и специфику российских условий, было бы целесообразным создать структуру, которая полностью отвечала бы за весь спектр вопросов привлечения иностранного капитала, а именноВедомство по иностранным инвестициям.

По мнению многих экспертов, постепенная либерализация валютного регулирования и валютного контроля является одним из необходимых условий расширения оборота внешней торговли России и привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

Важным условием улучшения инвестиционного климата является изменение региональной политики, потому что создание системы надежных правовых гарантий и механизмов разрешения споров обеспечивали бы иностранным инвесторам уверенность как в надежной защите их прав собственности на хозяйственные активы на территории субъектов РФ, так и в стабильности правового режима регулирования их деятельности. В то же время большое значение по-прежнему сохраняет задача дальнейшей оптимизации набора и объема льгот, предоставляемых на региональном уровне. Необходимо совершенствование административных рамок решения вопросов о стимулировании инвестиций.

Тот факт, что многие субъекты Российской Федерации приняли собственные законы об иностранных инвестициях означает, что иностранный инвестор должен руководствоваться не только положениями федерального закона, но и законами субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляются иностранные инвестиции. Поэтому одной из важнейших задач является необходимость обеспечить непротиворечивость таких законов федеральным законам, и в более широком смысле — непротиворечивость инвестиционного федерального и регионального законодательства.

Таким образом, либерализация режима в инвестиционной сфере не может быть эффективной и учитывать национальные приоритеты развития, пока не создана правовая база, охватывающая все направления внешнеэкономической деятельности нашего государства. Ниже проведем анализ, касающийся проблемы, обострение которой может возникнуть в связи с выполнением Соглашения по ТРИМС при условии вступления России в ВТО.

3.4. Проблемы реализации режима либерализации в инвестиционной сфере России с учетом выполнения соглашений по.

ТРИМС.

Как рассматривалось выше процесс привлечения иностранных инвестиций, регулируется и определяется законодательством России в области иностранных инвестиций, особенностями размещения иностранного капитала, а также системой мер по защите иностранных инвестиций и перечнем объектов для инвестирования. Кроме того интерес для иностранных инвесторов представляет ситуация в области государственных гарантий, характеристика инвестиционного потенциала и слагаемых инвестиционного риска.

В условиях либерализации инвестиционной сферы в рамках ВТО России необходимо пересмотреть определенные параметры и критерии в отношении условий функционирования иностранных инвестиций на своей территории.

При более благоприятном для России раскладе ее обязательства в сфере практики регулирования инвестиционной политики будут в основном сводиться к выполнению норм ТРИМС, которые были выработаны в процессе Уругвайского раунда, сущность и практика применения которых были рассмотрены в двух предшествующих главах.

В случае если Россия не успеет стать членом ВТО до завершения основных переговоров по «новым сферам» в рамках нового торгового раунда, включающих конкурентную политику, регулирование иностранных инвестиций, экологические проблемы, а также ряд других областей, а решения по ним будут приняты, нашей стране, вполне возможно, придется брать на себя дополнительные обязательства по либерализации в инвестиционной сфере при вступлении в ВТО.

Меры в области инвестиционной политики, которые противоречат нормам ТРИМС, как уже было рассмотрено выше, включают: ограничения на экспорт (п. 1 ст. XI ГАТТ), обязательство об использовании определенной доли местных факторов производства или товаров (п. 4 ст. III ГАТТ), а также требование о сбалансированности экспортно-импортных товарных или валютных потоков (ст. XI и III ГАТТ).67.

В соответствии с нормами ВТО каждая страна должна зарегистрировать в органах ВТО те положения своего законодательства, которые нарушают положения ТРИМС. На переговорах о присоединении России к ВТО регулирование иностранных инвестиций рассматривалось дважды (на Втором и Седьмом заседаниях рабочей группы по присоединению) в связи в представлением соответствующего российского Меморандума и дополнений к нему. В указанных документах констатируется, что действующее в стране законодательство в основном не противоречит положениям ТРИМС и, как правило, не предъявляет иностранным инвесторам особых требований.

Вместе с тем, как признают эксперты, отдельные российские законы все же содержат положения, несовместимые с правилами ТРИМС.

Речь идет прежде всего о Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г., где в п. 2 ст.7.

67 Дюмулен И. И. ВТО.- М., Экономика, 2003, с. 188. предусматривается обязательство инвестора по «.предоставлению российским юридическим лицам при прочих равных условиях преимущественного права на участие в выполнении работ по.

Соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основе договоров (контрактов), с инвестором. Кроме того, там же говорится, что 70% (по стоимости) заказов на изготовление оборудования, технических средств и материалов размещаются между юридическими лицами — российскими или иностранными зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории РФ.68 Положения, не соответствующие ТРИМС, содержатся также в более позднем Федеральном законе «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в.

Российской Федерации" от 21 июня 1997 г. В параграфе 5 ст. 21 закона говорится, что «при продаже объектов приватизации на коммерческом конкурсе в качестве инвестиционных условий может служить обязательство победителя коммерческого конкурса осуществить установленные меры тарифного и нетарифного протекционизма в отношении российских товаропроизводителей, в том числе использовать российское сырье, материалы и полуфабрикаты в случаях, если их качественные характеристики соответствуют зарубежным аналогам или превосходят характеристики указанных аналогов, либо если цены указанного сырья, материалов или полуфабрикатов соответствуют ценам зарубежных аналогов или ниже таких цен».69.

В продолжение такого рода стратегии 5 февраля 1998 г. был подписан указ Президента «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности» ,.

68 Пахомов А. Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей. Внешняя торговля, 1998, № 1−3.

69 Григорян С. А. ВТО и Россия: международно-правовые аспекты. -М, Международные отношения, 2000, с. 141 в котором даются основные критерии государственной поддержки крупных проектов:

• суммарный объем инвестиций, необходимых для реализации проекта, составляет не менее 250 млн долл. в течение 5 лет;

• размер иностранного участия в капитале должен быть не менее 25 млн долл.;

— доля затрат, произведенных на территории РФ по истечении 5 лет с начала реализации проекта и относимых на себестоимость, чл составляет не менее 50% себестоимости конечной продукции.

Такого рода положения содержатся и в отдельных подзаконных актах, например в Распоряжении Правительства РФ от 2 февраля 1996 г.№ 132-р относительно обеспечения интересов отечественных товаропроизводителей, стабилизации работы промышленных комплексов и национальной экономической безопасности.

Несмотря на ряд важных достоинств перечисленных нормативных документов, они вступают в противоречие с нормами ВТО, в частности с положениями по ТРИМС, которые запрещают требования со стороны реципиента инвестиций об определенной доле затрат, произведенных на его территории, требование местного компонента, приоритетное использование отечественного персонала.

В декабре 1997 г. (последнее заседание в ВТО по данному вопросу) российская сторона направила в Секретариат ВТО уведомление о содержащихся в Законе о соглашениях о разделе продукции противоречиях с нормами этой организации. Несмотря на то, что российская сторона уведомила о наличии национальных законодательных норм, противоречащих нормам ВТО, лишь в одном законе, такого рода нарушения положений ТРИМС, по данным экспертов содержатся и в других нормах, о которых мы указали выше. Причем при более пристальном внимании несоответствия с положениями ТРИМС можно.

70 Российский рынок автомобилей. — ВНИКИ, М., с. 14,2001. отметить практически по всему спектру отраслей — от сельского хозяйства до промышленности (автомобилестроение) и сферы услуг (банковская сфера).

Автомобилестроение является наиболее наглядным примером в качестве подробного рассмотрения вопроса о влиянии присоединения ВТО на стимулирование инвестиций, так как российский рынок автомобилей является емким и привлекательным, а российская автомобилестроительная промышленность требует глубокой модернизации и, соответственно инвестиций. Помимо всего прочего, автомобильная отрасль играет очень важную роль в Российской экономике, являясь самым крупным источником рабочих мест и, кроме того, благодаря своему разностороннему влиянию на остальные отрасли экономики, а также одним из важных источников дохода от налоговых поступлений в бюджет.

Долгое время российской автомобильной промышленности были присущи следующие черты:

— массовое производство товаров ограниченного ассортимента,.

— контролируемое развитие с малой долей импорта и недостатком внутренней конкуренции,.

— финансирование развития и реструктуризации за счет бюджетных ассигнований.

В то же время российский автомобильный рынок обладает высоким потенциалом роста. На каждую тысячу жителей России приходится 110 автомобилей, в то время, как, например, в Польше -180 машин на тысячу жителей. Однако низкая требовательность российских покупателей в условиях невысокого платежеспособного спроса к качеству и эксплуатационным характеристикам автомобилей и соответственно отсутствие стимулов для усовершенствования и модернизации выпускаемой продукции отрицательно влияет на конкурентоспособность российской автомобильной промышленности. Тот факт, что развитие российской автомобильной промышленности нельзя назвать успешным, свидетельствует о том, что кроме ресурсов, ей еще необходимы капиталовложения в развитие новых технологий и эффективные методы управления. Вместе с тем в России до сих пор не созданы условия для реальной конкуренции. Учитывая высокие ввозные пошлины и низкий курс рубля, конкуренция с иномарками не является в настоящий момент острой проблемой для российских предприятий.

Нестабильность финансовой среды делает практически невозможным долгосрочные инвестиции, а значит, и модернизацию оборудования и выпускаемой продукции. Таким образом, современная ситуация не только не способствует повышению конкурентоспособности автомобильной промышленности России, а, скорее, снижает ее. Такое положение вещей обусловливает повышенный интерес российских автомобильных предприятий к возможностям привлечения зарубежного капитала. Со стороны иностранных инвесторов возможность снизить издержки, в частности, избежав таможенных пошлин на ввозимую готовую продукцию и использовав дешевые российские ресурсы, стимулирует последних к заключению совместных проектов в данной отрасли. Оценивая полезность для России подобного рода проектов, следует индивидуально рассматривать каждый из них, принимая во внимание планы конкретных иностранных инвесторов. Тем не менее, еще до кризиса были созданы ряд СП с участием иностранного капитала известнейших автомобильных концернов.

В числе стратегий, которые были приняты на вооружение наиболее преуспевающими производителями на российском рынке, следует выделить создание частных сбытовых звеньев с целью более глубокого проникновения на рынокдиверсификациюпостепенную модернизацию выпускаемой продукциисоздание партнерств и совместных предприятий с зарубежными производителями.

Положительную роль в данном процесс сыграло и продолжает играть государственное внешнеэкономическое регулирование, которое за счет сохранения относительно высоких импортных тарифов способствовало проникновению иностранных производителей на российский рынок посредством создания совместных предприятий и других форм участия иностранного капитала, которые, в свою очередь, создали условия передачи ноу-хау, сохранили рабочие места и присутствие национального производителя на внутреннем рынке.

После кризиса 1998 г., ряд иностранных автоконцернов заявили о продолжении своей деятельности в России. Сохранение присутствия иностранных автоконцернов в России во многом свидетельствует о долговременной приверженности данных компаний развитию производства на российском рынке, т. е. о стратегическом инвестиционном интересе, что особенно ценно в условиях России. В результате к настоящему времени наблюдается определенный прогресс в области формирования СП в автомобильной промышленности. Это относится к фирме Renault, которая организовала с правительством Москвы СП «Автофрамос» для выпуска автомобилей Renault Meganeк фирме Fiat, заявившей о продолжении работ по созданию СП «Нижегородмоторс» (ГАЗ-Fiat-EBPP) — к компании General Motors, представитель которой заявил о возможности создания СП «GM-АвтоВАЗ» 1. Одним из примеров наиболее удачного взаимодействия российских и зарубежных партнеров в рамках СП стало создание калининградского завода «Автотор», на котором осуществляется сборка автомобилей BMW и Kia. В производство автомобилей в рамках данного проекта уже вложено 150 млн долл., при этом вопреки ожиданиям успешно производится выпуск высокотехнологичных автомобилей для российских потребителей, что демонстрирует позитивное взаимодействие между качеством спроса и качеством производимой продукции4. В конце.

2001 г. стало известно о планах создания в России производства автомобилей компанией Volkswagen.71.

В 2002 г. началась реализации еще нескольких проектов: в рамках проекта АвтоВАЗ-GM в сентябре 2002 г. начался выпуск внедорожника Chevy-Niva, а во Всеволожске Ленинградской области с участием компании Ford запущено в серийное производство модели Ford-Focus. Данная компания стала первой, построившей полностью иностранный завод по выпуску автомобилей, т. е. с полным циклом производства. Она уже является активным участником автомобильного рынка России и планирует в дальнейшем развивать финансовые программы, создавая благоприятные условия для реализации своих автомобилей. С учетом указа президента России завод во Всеволожске обязан через пять лет на 50% локализовать производство, т. е. собирать машины, половина стоимости которых формируется в России. В этой связи уже сейчас заключены контракты с двумя поставщиками — после того, как их продукцию тщательно протестировали специалисты европейской компании Форд. Пока это боковые тонированные стекла для всех модификаций Ford — Focus, коврики и брызговики для всего модельного ряда. Есть и другие претенденты на поставку компонентов, чьи изделия уже проверяются на качество или только ждут тестов и, возможно, сертификации. Компания также интенсивно проводит профессиональную подготовку национальных кадров, прикладывает много усилий в развитие дилерской сети. Несмотря на все сложности развития отечественного рынка легкового автомобилестроения данная компания держит сильную конкурентоспособную позицию.

Следует учитывать тот факт, что формирование международных альянсов, совместных предприятий и запуск проектов в автомобилестроении, будучи процессом трудоемким, имеет достаточно длительный временной цикл. Так, переговоры между компанией General.

71 Павлов С., Саутин А. Опоздавшие остануться на перроне. Эксперт, Авто № 11, 2001,3 декабря.

Motors и компанией АвтоВАЗ по организации совместного производства заняли почти 10 лет. Почти такие же сроки выдержали все иностранные инвесторы данной отрасли.

Необходимо отметить, что желания заниматься стратегическим инвестированием на российском автомобильном рынке при всей усложненной процедуре допуска к нему объясняется тем, что, как сказал президент компании Форд в России Хенрик Нензен: «Лет через десять на российском рынке будет продаваться около 3-х миллионов легковых машин в год. Ни одна автостроительная компания не упустит возможность внести свою долю в столь внушительный объем сбыта».

В этой связи принятые в России законы, обязывающие иностранных инвесторов использовать местные компоненты, безусловно, способствуют развитию и поддержанию многих смежных с данным производством предприятий, а также стимулируют занятость и повышение профессионального уровня в данной сфере, включая современную организацию управления.

В то же время нормы ТРИМС требуют отмены данных требований как противоречащих данному соглашению. В случае присоединения России к ВТО следует ожидать модификации данного подхода с российской стороны и поиска других механизмов повышения конкурентоспособности и экономической устойчивости российских производителей в данной сфере. Хотя как показало все выше проведенное исследование и международная практика регулирования по данному вопросу необходимо интенсивно использовать имеющееся на данный период время для реструктуризации отечественного автомобилестроения, а также сочетать данные требования с предоставлением в качестве компенсации мер привлекающих инвесторов.

Теперь о Законе о СРП. На переговорах в Женеве о вступлении в ВТО от российской делегации потребовали привести законодательство в.

72 Продажи автомобилей FORD, Автопонарама, 2001 г., № 9 соответствие со стандартами организации, а это означает, что норму 70% будет трудно сохранить даже для действующих СРП. При совершенствовании инвестиционного законодательства следует учитывать, что для инвесторов проблема СРП — это проблема устойчивости законодательства и решений правительства. Режим раздела продукции сам по себе не является идеальным для страны способом извлечения доходов и решения налоговых вопросов. Но механизм СРП и в мире, и в самой России наглядно показал возможность ускорения развития в отдельных периферийных регионах, для которых это наиболее приемлемый способ привлечения инвестиций. С учетом этого необходимо осуществлять подготовку специального регионального законодательства по вопросам СРП в тех субъектах России, которые собираются на условиях раздела продукции участвовать в разработке находящихся на их территориях месторождений, обеспечив соответствие регионального законодательства федеральному.

При этом выполнение соглашений по ТРИМС в значительной степени подвержено вмешательству со стороны региональных властей. Из всех соглашений по ТРИМС в наибольшей степени подвержен нарушению со стороны российских регионов запрет на требования об определенной доле издержек, которые должны осуществляться на территории реципиента инвестиций. Соответственно возникает проблема координации применения данной категории ТРИМС между федеральным центром и региональными властями.

Как уже отмечалось, существенной проблемой несоответствия нормам ТРИМС российского законодательства является ряд положений Закона о соглашениях о разделе продукции (Закон о СРП). В соответствии с данным законом иностранному инвестору, заключающему соглашение с российскими государственными органами, предоставляется особый порядок налогообложения, при котором взимаются только налог на прибыль и платежи за пользование недрами. Инвестор освобождается от прочих видов налогов и платежей, которые компенсируются передачей государству оговоренной доли продукции.

Рассмотрим данную проблему подробнее. Одним из нарушений ТРИМС в Законе о СРП является положение этого закона об использовании определенной доли (70%) российских поставок оборудования и материалов. Данное положение противоречит п. 4 ст. III ГАТТ (ст. 1(a) приложения к ТРИМС), а также ряду международных соглашений, заключенных Россией, которые основываются на нормах ТРИМС. В частности, положения ТРИМС заложены в основу Договора к Энергетической Хартии (ДЭХ), которая была подписана Россией в 1994 г. Обязательства не использовать меры, противоречащие ТРИМС, также содержатся в двусторонних соглашениях России с США, Японией и Кувейтом1. В этой связи приведение российского Закона о СРП в соответствие с нормами ВТО — это помимо всего прочего шаг к унификации российского законодательства во внешнеэкономической сфере.

Но ее отмена, по расчетам экспертов, снизит эффективность СРП в три-четыре раза, и государству будет трудно возместить потери от снижения поступлений в бюджет и сокращения количества и объема заказов для российских предприятий. На сегодняшний день в Российской Федерации на условиях СРП разрабатываются ряд крупных нефтегазовых месторождений, (в частности на о. Сахалин) однако зачастую законодательный норматив в 70% на практике не соблюдается. Помимо этого положения, при рассмотрении данного закона, на наш взгляд, для иностранного инвестора принципиально важно другое положение, касающееся вопросов налогов, поскольку налоги в рамках Закона переносятся из административного права в договорное. А для инвестора обеспечение налоговой стабильности на весь период действия соглашения является не менее значимым условием, чем требование местного компонента. В данном Законе для его эффективной реализации по мнению многих экономистов желательно отменить 30%-ную квоту по запасам полезных ископаемых для разработки месторождений на условиях раздела продукции, либо (как компромиссный вариант) увеличить размер квоты для нефтяных месторождений до 50%- устранить необходимость утверждения федеральными законами перечней участков недр для разработки на условиях СРПа не только исключить квоты на обязательное использование отечественного оборудования и национальных кадров.

Роль регионов в данной проблеме далеко не последняя — ведь проекты СРП реализуются на территории конкретных регионов, при активном участии региональной администрации, которая крайне заинтересована в увеличении числа рабочих мест и бюджетных поступлений от проектов. Региональные администрации через своих представителей также активно воздействуют на ход обсуждения законодательства о СРП в верхней палате Федерального Собрания. Что более важно с точки зрения обсуждаемой проблематики, реализация даже незначительной доли проектов СРП может принести миллиарды долларов отдельным регионам и таким образом, коренным образом изменить картину регионального распределения иностранных инвестиций. Такая картина уже наблюдалась в 1999 г., когда благодаря началу реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» Сахалинская область вышла на первое место среди регионов по объему прямых зарубежных инвестиций, опередив по этому показателю Москву. Реализация проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» позволила освоить в 1998 г. около 640 млн долл., а в 1999 г. — 1 млрд долл. Продолжается осуществление проекта «Сахалин-3», разрабатывается проект «Сахалин-4» и проект промышленной разработки Харьягинского месторождения нефти в Республике Коми с объемом инвестиций в 2000;2002 гг. около 5,0 млрд долл. Несмотря на первые плоды реализации проектов СРП, сохранение противоречий в законодательстве о СРП нормам ВТО может влиять на процесс присоединения России к ВТО, а также снижением инвестиционного потенциала проектов СРП.

Следует отметить, что для полного выполнения требований Соглашения ТРИМС России необходимо изменить соответствующие ему приведенные выше положения законов и принятые на их основе подзаконные акты, а также избегать в дальнейшем, по крайней мере, явно запрещенных ТРИМС, в том числе на уровне субъектов федерации.

Либерализации инвестиционного режима в России при ярко выраженной региональной дифференциации увеличивает рост регионально-инвестиционной проблемности, с точки зрения присоединения России к ВТО.

Либерализация инвестиционных потоков, которую России придется осуществлять в рамках ВТО, может усилить дифференциацию регионов, так как инвестиционные потоки устремятся в более благополучные регионы. В условиях России, как показал предыдущий анализ, таких объектов с точки зрения их привлекательности для инвестирования достаточно ограничено.

Помимо источника возникновения экономических дисбалансов в регионе, стабильность его экономического развития в результате внешнеэкономической либерализации будет определяться направлением использования инвестиций. Преимущественная ориентация иностранных инвестиций на финансирование потребления в регионе может привести к обострению структурных диспропорций и росту дефицита платежного баланса региона. В то же время финансирование инвестиционного потенциала региона могло бы в значительной степени смягчить проблему структурных диспропорций в более долгосрочной перспективе.74.

73БИКИ. 15.07.2000.

74Вардомский, Л.Б., Скатерщикова Е. Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России.- М., АРКТИ, 2002.

Исследования прямых зарубежных инвестиций, относящиеся к первым этапам экономических реформ в России, свидетельствуют о том, что инвестиционные потоки были во многом ориентированы именно на финансирование потребления населения в наиболее благополучных регионах, что в свою очередь вызывает опасения, связанные с возможной дифференциацией инвестиций в пользу именно этих регионов. На региональное направление потоков иностранных инвестиций в Россию влияет совокупность различных факторов: географических, политических и социально-экономических.

Среди данных факторов следует выделить прежде всего наличие полезных ископаемых, приграничный статус региона (наличие общей границы со странами дальнего зарубежья), который статистически значим и оказывает положительное воздействие на приток иностранных инвестиций в регион (например, Финляндия, Китай). Такой же эффект на динамику иностранных инвестиций оказывают уровень урбанизации региона, а также столичный статус Москвы. Важно то, что привлечению инвестиций способствует также более высокий уровень потребительских расходов на душу населения в регионе.

Другим важнейшим аспектом присоединения России к ВТО в инвестиционной сфере, по мнению ряда экономистов, будет доступ российских предприятий к западным технологиям и возможность их распространение в регионы, что даст возможность более активного участия российских регионов в международном разделении труда в области технологий за счет более полного вовлечения российского научного потенциала. Благоприятная инвестиционная среда, образующаяся в результате присоединения России к ВТО, будет способствовать перемещению базовых технологических производств в российские регионы, что в перспективе может привести к образованию новых региональных технологических комплексов.

Однако же наши предприятия в настоящее время ограничиваются ролью звеньев в транснациональных технологических цепочках. Вступление России в ВТО может быть и увеличит интересы и потребности ТНК в российской экономике, хотя с одной стороны, скорее всего, налоги и зарплата будут оставаться в России, а прибыль будет выводится за ее пределы. В этой связи отстаивание и реализация национальных интересов для России только усиливают проблематику по вступлению в ВТО, так как связаны с нагнетанием конфликта между глобальными и национальными тенденциями развития.

Не исключено, что с проникновением иностранного капитала, связанного со вступлением России в ВТО, будет расти и мобильность отечественного «человеческого капитала», которая может обострить проблему утечки мозгов.

Тем не менее, в долгосрочной перспективе приток технологий благодаря внешнеэкономической либерализации должен привести к образованию полюсов экономического роста в регионах, которые в свою очередь стали бы опорой для развития экономики в других регионах России. Для наибольшего благоприятствования образованию таких полюсов роста необходимо разработать меры для субсидирования НИОКР в государственном секторе (в соответствии с нормами ВТО) и создать хорошие условия для финансирования НИОКР частным сектором.

Значительную роль в освоении инвестиций, передаче технологий и ноу-хау в Россию призваны играть совместные предприятия. Основной проблемой функционирования совместных предприятий многие исследователи признают недостаточную экспортную ориентацию их деятельности. Для большинства российских регионов уровень собственной продукции в объеме экспорта не превышал 50%, а для предприятий Москвы этот показатель не достигал 10% во время.

75 Ремчуков К. В. Россия и ВТО: правда и вымыслы, — М., МО, 2002, с. 153. проведения большей части российских реформ. В среднем же по России доля собственной продукции в экспорте предприятий с иностранными инвестициями не достигала и трети. Хотя для государства с огромным экономическим потенциалом и неудовлетворенным потребительским спросом это вполне объяснимо.

Таким образом, во внешнеторговой деятельности совместные предприятия преимущественно играли роль посредников по реализации отечественной продукции. Основными факторами, влияющими на степень участия иностранного капитала в совместных предприятиях, а также на экспортную ориентацию их деятельности, являются адекватность правовой базы для инвестиций, развитость инфраструктуры, а также доступность и качество факторов производства. С присоединением России к ВТО и началом масштабной внешнеэкономической либерализации экспортная ориентация совместных предприятий в регионах России, вероятно, будет увеличиваться по мере того как в России станут появляться все более конкурентоспособные производители, выступающие в качестве партнеров при создании совместных предприятий. Это в свою очередь будет способствовать формированию экспортного производства в регионах, которое окажет позитивный мультипликативный эффект на экономическое развитие в других регионах. Данный процесс начнет проявляться скорее в долгосрочной перспективе, после того как в основном завершится формирование единого правового пространства, будут ликвидированы межотраслевые и межрегиональные барьеры для перетока товаров и капитала и начнется процесс дифференциации регионов на основе абсолютных преимуществ и проводимой в этих регионах экономической политики.

Конкуренция регионов за привлечение иностранного капитала будет несомненно усиливаться по мере внешнеэкономической либерализации в рамках ВТО, что неизбежно приведет к тому, что в этом соревновании.

76 МЭиМО, № 5, 2002, с. 57 будут как победители, так и побежденные. В этой связи немаловажным фактором станет необходимость обеспечения устойчивого экономического роста, который бы распространялся на возможно большее число регионов России.

Инвестиционный климат в России во многом определяется ситуацией, которая создается субъектами РФ и местными администрациями. В регионах России идет процесс активизации привлечения инвестиций, устанавливаются международные региональные связи, формируется региональная инфраструктура и т. д. Широко внедряется практика получения инвестиций для реализации региональных проектов под гарантии региональных бюджетов. Наиболее актуальной проблемой несоответствия нормам ТРИМС российского законодательства является ряд положений отдельных нормативных документов. Безусловно, вступление нашего государства в ВТО снимет данные противоречия. Тем не менее, по нашему мнению, государство должно выработать меры эффективной защиты национальных производителей от чрезмерного давления со стороны иностранных конкурентов, разработать компромиссные решения в сфере стимулирования иностранных инвестиций, а самое главное разработать долгосрочную инвестиционную политику, учитывающую подготовленность отечественных производителей и отраслевых комплексов к либерализационным условиям международной торговой системы, последовательно и настойчиво добиваться для себя более льготных условий и выиграть за счет разработки гибкой политики протекционизма.

Заключение

.

Процесс усиления взаимозависимости иностранных инвестиций и международных торговых потоков привел к появлению мер, регулирующих данный процесс в рамках конкретных экономик, как стимулирующих приток иностранного капитала, так и требующих их размещения и функционирования с учетом интересов национальной экономики и национальных производителей.

Анализ применения инвестиционных мер, связанных с торговлей показал, что воздействие ТРИМС на торговлю и развитие зависит от контекста, в котором они используются. Процесс глобализации дает возможность странам поновому взглянуть на проблемы конкуренции и сотрудничества.

Говоря о показаниях влияния ТРИМС на промышленную структуру, можно найти существование олигополии во всех отраслях, где концентрируются прямые иностранные инвестиции. Инвестиционные меры (в том числе именно, относящиеся к запрещенным по Соглашению ТРИМС) концентрируются прежде всего в таких отраслях, как производство компьютеров, автомобилестроение, химическая, нефтехимическая промышленность. Ясно, что совершенная конкуренция здесь не является типичным случаем. И меры в данном случае, в первую очередь направлены на ограничение экспансии ТНК и защиту от нее национальных производителей.

В этой связи в контексте стратегической торговли несовершенной конкуренции ТРИМС могут играть позитивную роль в стимулировании развития и компенсации за искажения в торговле. Нельзя заключить, что они автоматически вызывают положительный эффект. Они не могут сами по себе обеспечить выгодный результат, даже когда они успешны, могут быть и другие инструменты для достижения такой политики.

В то же время в условиях несовершенной конкуренции существует необходимость государственного вмешательства, и ТРИМС могут служить в качестве средства для того, чтобы такое вмешательство было эффективным.

Анализ также показал, что некоторые страны для поощрения инвесторов к добровольному выполнению этих требований, увязывают их с предоставлением различных стимулов. Причем данная практика привлечения ПИИ в большей мере характерна для промышленно развитых стран (предоставления прямых субсидий, предназначенных влиять на место и операциигрантов, влияющих на инвестиционное решениевозмещение наличными более чем 50% всех инвестиционных затрат для фирм, желающих расположиться в районах, предназначенных для развития и др.) Помимо данных форм стимулирования ПИИ они обладают такими конкурентными преимуществами, как благоприятный инвестиционный климат, институциональные основы, качество труда и инфраструктуры, политическая стабильность и четкая стимулирующая политика экономического роста.

Исследование показало, что многие НИС в настоящее время взяли на вооружение именно эти факторы для привлечения прямых иностранных инвестиций. В то же время их позиция по отношению к режиму либерализации регулирования ТРИМС отличается. Один из широко используемых вариантов заключается в концентрации усилий на создании «ровного игрового поля» для всех участников международной инвестиционной деятельности и на этой основе достижения конвергенции в торгово-инвестиционной политике. При другом варианте предпочтение отдается сближению уровней развития в будущем.

Таким образом, подавляющее большинство наиболее передовых из развивающихся стран продемонстрировали своей политикой по отношению к иностранному капиталу в инвестиционной области необходимость защиты своих отраслей, которые считают особо важными для национальной экономики и считают, что они по-прежнему должны оставаться объектом протекционизма. По существу либерализация инвестиционного режима в этих странах охватывает только те секторы, которые обеспечили себе конкурентные позиции на мировом рынке.

Обследование международных фирм, оперирующих в зарубежных странах в качестве инвесторов, показало, что наличие развитой инфраструктуры являлось наиболее важным фактором решения о размещении в стране международной штаб-квартиры деловых (сервисных и документационных) центров, и фактором выбора местоположения производства. В этой связи можно отметить, что ПИИ все чаще увязываются с торговыми возможностями, нежели с эксплуатацией местного рынка. ПИИ в основном приходят в страны, которые проводят политику содействия экспорту, нежели в странах, проводящих политику замещения импорта. Потому, что развитие, ориентированное на экспорт означает, что инвестиционные решения меньше всего зависят от масштаба отечественных рынков, и не привязанные к внутренним рынкам ТНК, становятся более гибкими в выборе местоположения, стремясь к продажам на глобальном рынке.

В то же время, страны — принимающие иностранные инвестиции, чтобы придать их притоку наиболее выгодное, с точки зрения интересов национальной экономики, направление, стараются включить в свою инвестиционную политику не только меры связанные с поощрением иностранного капитала, но и меры дифференцирующие доступ инвесторов к различным объектам, а также связанные с требованиями, ограничивающими возможности иностранного инвестора в пользу национального.

Все переговоры, связанные с регулированием инвестиционной сферы на международном уровне, ведущиеся на протяжении достаточно продолжительного времени продемонстрировали, что правительства многих стран не готовы сделать свою инвестиционную политику предметом регулирования международных правил и дисциплин.

Сложность переговоров по инвестиционным вопросам связана прежде всего с тем, что на примере ТРИМС наглядно иллюстрируется, что данное Соглашение в рамках всемирной торговой системы рассматривается как одно из наиболее открыто направленных на реализацию интересов ТНК, в той части, в которой они не совпадают с интересами осваиваемых ими национальных экономик, безусловно, что международные корпорации хотели бы иметь единый режим для инвестиций по всему миру.

В этой связи, достигнутое в ходе Уругвайского раунда торговых переговоров Соглашение для ограничения мер государственного регулирования инвестиционного характера ТРИМС явилось результатом, достигнутым на основе длительного поиска компромисса между развитыми и развивающимися странами.

В Соглашении, ограничивающем ТРИМС, несмотря на формальную оговорку в пользу развивающихся государств, заинтересованы в первую очередь экономически развитые страны, и прежде всего и больше всего ТНК, поскольку данный вопрос непосредственно связан с целесообразностью устранения ограничений на ГОШ, что безусловно способствует большей конкурентной маневренности данных субъектов мирового рынка.

Противоречивость позиций развитых и развивающихся стран по данному вопросу говорит о том, что проблема международной либерализации порядка государственного регулирования инвестиционной сферы находится лишь на начальной стадии своего развития и является сложным и актуальным процессом, требующим пристального внимания, детального и комплексного изучения.

Актуальность проблематики либерализации инвестиционной сферы и ее регулирования в рамках международной торговой системы для России, связанна с ее присоединением к ВТО, поскольку условия, на которых Россия войдет в ВТО, становятся весьма существенными для последующей трансформации структуры ее экономики. Существующее состояние российской экономической системы, находящейся в процессе реструктуризации, как на отраслевом, так и на региональном уровне свидетельствует о том, что потери отечественных производителей неизбежны. В этой связи раскрытие заведомо неконкурентоспособных отраслей и регионов перед неуклонно обостряющейся глобальной конкуренцией — наиболее близорукое решение этого вопроса.

В российском законодательстве есть положения, расходящиеся с Соглашениям по ТРИМС в рамках ВТО, и поэтому несмотря на ряд важных достоинств этих документов, они вступают в противоречие с нормами ВТО, в частности с положениями которые запрещают требования со стороны реципиента инвестиций об определенной доле затрат, произведенных на его территории, требование местного компонента, приоритетное использование отечественного персонала., что безусловно потребует привести их в соответствии с требованиями норм ВТО, а также избегать в дальнейшем, по крайней мере, явно запрещенных ТРИМС, в том числе на уровне субъектов федерации. С другой стороны, огромный потенциал российской экономики не только оправдывает, но и настоятельно диктует проведение активной политики защиты национальных интересов в условиях глобализации. С точки зрения процесса присоединения России к ВТО это предполагает использование всех имеющихся у страны возможностей для долговременной, надежной и адекватной национальным приоритетам интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

В основе национального приоритета России в процессе присоединения к ВТО должна быть выработка условий присоединения к данной организации, способствующих достижению баланса между либерализацией экономики и сохранением устойчивости отраслевого и регионального развития в соответствии с требованиями экономической безопасности.

Учитывая тот факт, что издержки, связанные с открытием российской экономики внешней конкуренции, могут быть значительными, данное направление государственной стратегии приобретает важнейшее значение.

Интересы российского предпринимательства также должны найти отражение в государственной экономической политике.

Соответственно, концепция этой политики будет направлена на реализацию интересов не только российских предприятий, активно участвующих во внешней торговле, но и всего российского делового сообщества в целом.

При этом в концепции необходимо прежде всего уделить внимание тем отраслям, которые могут столкнуться с интенсификацией иностранной конкуренции после присоединения России к ВТО.

Наши предприятия в настоящее время ограничиваются ролью звеньев в транснациональных технологических цепочках. В этой связи отстаивание и реализация национальных интересов для России только усиливают проблематику по вступлению в ВТО, так как связаны с нагнетанием конфликта между глобальными и национальными тенденциями развития.

Сферой национальных интересов является не изоляция отечественных производителей от международной конкуренции, а создание качественно новых конкурентоспособных отраслевых комплексов, ориентирующихся на долговременные тенденции развития мировой экономики, что в свою очередь требует выработки соответствующей экономической стратегии, повышения качества государственного и коммерческого управления.

Однако, весь проделанный анализ важнейших аспектов инвестиционной сферы России, приводит к выводу о том, что в условиях российской экономической системы возможно только постепенное расширение ограничений на применение государством ТРИМС даже при его вступлении в ВТО.

Поэтому подходить к этой актуальнейшей проблеме, безусловно, необходимо с позиций приоритета национальных интересов в контексте долгосрочной стратегии развития национальной экономики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Л. Россия на пути в ВТО: отраслевой анализ. — РАН ИМЭиМО, 2001.
  2. В.Д. Иностранный капитал. ЭКО, 1999, № 11.
  3. В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М., ОАО издательство «Экономика», 1999.
  4. В.В., Рацич Б. Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия. М., Буквица, 1999.
  5. В., Сафронов Б., Марковская В. Конъюнктура инвестиционного рынка. Экономист, 2001, № 8.
  6. А., Лисоволик Я. Присоединение России к ВТО: проблемы и перспективы. Обзор экономики России. М., Прогресс-Академия, 1998.
  7. Н. Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М.'.Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2002.
  8. Вопросы экономики. 2001. № 6, с. 15−35.
  9. Е. Международное антимонопольное регулирование и ВТО. МЭиМО. — 2000. 10.
  10. Ю.Внешняя торговля на рубеже веков. под ред. С. И. Долгова. -М., 2001.11 .Всемирная торговая организация: документы и комментарии. Издание ТПП РФ. — под ред. С. Смирнова. в2-х томах. — М., 2001.
  11. К.С. Геополитика. М., Международные отношения, 1997.
  12. В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. М.: Фонд «Правовая культура», 1997.
  13. И. А. О некоторых возможностях адаптации российских предприятий к условиям ВТО. М., МГУ, 2002.
  14. JI. Трансформация без иностранного капитала: 10 лет спустя.
  15. С. А. Всемирная торговая организация и Россия: международно-правовые аспекты. -М.: Международные отношения, 2000.
  16. Док. ООН TD/8/Com.2/EM.6/2 15 april 1999. Иностранные портфельные инвестиции (ИЛИ) и прямые иностранные инвестиции: характерные особенности, сходные черты, взаимодополняющие компоненты и различия, последствия для политики и влияние на процесс развития.
  17. М. Россия не торопится в ВТО. — Независимая газета, 1999, 25 мая.
  18. И.И. Всемирная торговая организация. М., Экономика, 2003.
  19. Ю. А. Работа над ошибками. М., Нефть в России, 2001, февраль.
  20. Ю.А. Соглашение ВТО по связанным с торговлей инвестиционным мерам и российское законодательство об иностранных инвестициях. Внешнеэкономический бюллетень. -2000. — № 5.
  21. А.Д. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. — С-Птб. Институт внешних связей экономики и права, 2001.
  22. К. Экономика регионов: редкие анклавы зарубежных активов. Экономика и жизнь. № 40, октябрь 1997, с. 20 -26.
  23. JI.JI. Инвестиции: под ред. Д-ра экон. Наук, проф. В, А. Слепова. -М.: Юристь, 2002.
  24. Инвестиционный бизнес: общ. ред. Яковец Ю.В.- М.: Изд-во РАГС, 2002. Иностранные инвестиции в России: современноесостояние и перспективы / под ред. И. П. Фаминского. М.: Международные отношения, 1998.
  25. Каика 3., Евстигнеева Е. Приказано договориться. — Ведомости, 2002, 12 февраля.
  26. Л.П. Африка в международной торговле в условиях глобализации экономики. М., Институт Африки РАН, 2001.
  27. Т.В. Вступление России в ВТО и роль региональных властей в выполнении условий членства. — М., Институт Мировой экономики, 1999.
  28. В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ. М.: Финансы и статистика, 2001.
  29. Курс экономической теории./Под ред. Чепурина М.Н.- Киров: Изд-во «АСА», 1998.31 .Конов Ю. Показатели для оценки стоимости договоров на передачу ноу-хау} // Промышленная собственность № 6 — 2001.
  30. Конкурентный потенциал отраслей промышленности России. — БИКИ, 1998, 3 декабря.
  31. П., Обетфельд М. Международная экономика. Теория и политика Учебник для вузов. Пер. с англ. Под ред. В. П. Колесова, М. В. Кулакова М. ЮНИТИ, 1997.
  32. В.Н. Прямые иностранные инвестиции: мотивы и препятствия /, Финансы № 2 — 2001.
  33. А. Региональное размещение инвестиций в России. РЭЖ. 2002.№ 3.
  34. А.Н., Никитин М. Е. Новый режим иностранных инвестиций // Законодательство № 11 — 1999.
  35. Лабин Д-К. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций — М., 2001 .
  36. Н.Н., Лисоволик Я. Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М., Экономика, 2002.
  37. Н., Лисоволик Я. Региональные аспекты присоединения России к ВТО. МэиМО, № 5, 2002.
  38. И.И. Глобализация, государство и право, XXI век. М., 2002. Лебедев В. М. Иностранные инвестиции в российской экономике. Финансы. 1997. № 11.
  39. В. М. Привлечение иностранных инвестиций: фактология, проблемы, подходы к решению. РЭЖ.2000. № 5−6.
  40. Л., Заварухин В. Международные аспекты российской инновационной политики. МЭиМО, 2001, май.
  41. Н. Стимулирование инвестиций как фактор социальной стабильности в регионе. Экономист. 2000, № 2.
  42. Н. Инвестиции и государственная инвестиционная политика. РЭЖ.2002. № 8.
  43. О. Китай, ВТО и мировая экономика. МЭиМО, № 3, 2002.
  44. Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. — М., 1998.
  45. В. Россия и ВТО: возможности повышения конкурентоспособности отечественной продукции. МэиМО, № 5, 2002.
  46. Опыт стран-членов ВТО по защите национальных интересов на внутреннем и внешнем рынках. -МэиМО, № 8, 2002.50.0сновы интеллектуальной собственности. ВОИС.- Киев, 1999.
  47. Отраслевой анализ присоединения России к ВТО. Международная торговая палата. Всемирная организация бизнеса. М., 2001.
  48. М. Прямые иностранные инвестиции как фактор конкурентоспособности и интересы России. Инвестиции в России. № 10,2002.
  49. Н. Вдогонку за инвестициями. Экономика и жизнь. № 24, июнь 1999.
  50. Н. Инвестиции: весна надежды нашей. Экономика и жизнь. № 11, март, 2000.
  51. А. Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей // Внешняя торговля № 1 — 1998.
  52. К.В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. М., МО, 2002.
  53. М., Цибульский А. Эльдорадо для автопрома. Ведомости, 2001,7 декабря.
  54. Россия: проблемы импорта и экспорта автомобилей. — Известия, 2001, 13 февраля.
  55. Россия и международная торговая система. Под ред. Э. Ван Дузера, С.Ф.
  56. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./ Госкомстат России. М., 2000.
  57. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./ Госкомстат России. -М., 2001.
  58. JI. Проблемы участия России в соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. -Международный бизнес России. № 8−9.
  59. , В.И. Капусткина. Спб., 2000. Рамилова А. Э. Прямые иностранные инвестиции как объект государственного регулирования. РЭЖ. 2000. № 7.
  60. Е.В. ВТО: введение в правовую систему. М., Финансы и статистика, 2003.
  61. В. Кривая дорога прямых инвестиций. Известия, 2002, И апреля.
  62. Тенденции развития национальной экономики России в среднесрочной и долгосрочной перспективе. под ред. А. Белоусова.- М., 1999.
  63. А. Глобализация: процесс и осмысление. М., Логос, 2000.
  64. Д.И. Офшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. М.:Юристъ, 2002.
  65. Н.А. Государство в системе международно-правового регулирования. М., 1997.
  66. .Г. Новый англо-русский банковский и экономический словарь. -Санкт-Петербург: Лимбус Пресс, 2000.
  67. П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. М., Финансы и статистика, 1999.
  68. В.Ф. Всемирная торговая организация: меры в отношении иностранных инвестиций, затрагивающие торговлю товарами. — С-Птб.ТПП, 2002.
  69. В.Ф. Всемирная торговая организация: механизм обзора торговой политики и практики стран-членов ВТО. — С-ПтбТПП, 2001.
  70. А. Иностранные инвестиции: региональные аспекты. Экономика и жизнь. № 6, февраль 1998.
  71. А., Приходько П., Панова М. Возвращение блудного сына?
  72. Экономика и жизнь. № 47, ноябрь 2000. 82. Чистов А. Регулирование иностранных инвестиций. Инвестиции в
  73. России. № 5, 2002. 83. Черничкина Г. Н. Охрана промышленной собственности. Юридический комментарий законодательства. М.: Юриспруденция, 200 1 .
  74. А. Регулирование международной торговли. — М., Инфра-М, 1998.
  75. Н. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма. МэиМО, № 3, 2003.
  76. О. В. Привлечение иностранных инвестиций в Россию. Особенности. М.: «Книга сервис», 2002.
  77. Р.А. Механизм расширения споров в рамках ВТО. Внешняя торговля. 1999.-№ 3.
  78. В.М. Всемирная торговая организация и международное право. Международное публичное и частное право. — 2003. — № 1(5).
  79. В.М. «Право ВТО» и международное право. М., 2003. 90. Экономика России: рост возможен. Исследованиепроизводительности ключевых отраслей. M., McKinsey Global Institute, 1999.
  80. Экономическая безопасность. под Ред. В. К. Сенчагова. — М.,
  81. Финстатинформ, 1998. 92. Экономические проблемы КНР к моменту вступления в ВТО, информационные материалы. М., Институт Дальнего Востока РАН, 2002.
  82. Эффективность привлечения иностранных инвестиций в экономику
  83. России. БИКИ № 29, 2000 г. 94. Юданов Ю. Иностранные инвестиции в России: региональный аспект. МЭиМО. 1999, № 1.
  84. Источники на иностранных языках
  85. Arndt S., Kierzkowski H.Ed. Fragmentation. Oxford university peat, 2001.
  86. Anderson K., Pangestu M. Structural Changes in a Reforming World Economy: Implications for Indonesia, Bulletin of Indonesian Economic Studies. Vol. 34. № 3. December 1998.
  87. Bowe C. Survey — FT AUTO. All systems go as push gives way to pull tactics/ZFinancial Times. 2001. February 28.
  88. Burt T. Survey-FT AUTO. Carmakers eye route to twin-track revenues//Financial Times. 2001. February 28.
  89. Bolger A. Study sees big benefits from single EU market. -Financial Times. 2002. February 26.
  90. Blanchard O. Disorganization. MIT, 1997.
  91. Bhala R., Kennedy K. World Trade Law. The GATT-WTO System, Regional Agreements, and U.S. Law. Charlottesville, Virginina, 1998.
  92. Bale H.E. Walter D. Investments policy aspects of US and global trade interests Looking Ahead. National Planning Associations, January, № 9, 1986.
  93. Business Guide to the Uruguay Round. Geneva, 1996.
  94. Brusick P. Gibbs M. Ashaykhi M. Anti-competitive in the services sector. Uruguay Round purthner papers on selected issues UNCTAD, 1990.
  95. Buckley P., Dunning J.H. The industrial structure of US indirect investment in the UK // Journal of International Business Studies. Spring/Summer 1980, vol.XI.
  96. Colitt R. Brazil: sights set to give exports needed best//Financial Times. 2000. June 14.
  97. Caves R.E. Multinational Enterprise and economic analysis. Cambridge: Cambridge University Press, 1982.
  98. Caves R., Frankel, Roland J. World Trade and Payments: as Introduction. N.Y., Harper Collins College Publishers, 1993.
  99. Conybeare John A.C. Trade wars. The theoiy and practice of international commercial rivalry. New York: Columbia University Press, 1987.
  100. Cohen S.S., Zusman J. Manufacturing matters: the myth of the Post industrial economy. New York: Basic Books, 1987.
  101. Connor J.M. The Market Power of Multinationals: a Quantitive Analysis of US Corporations in Brazil and Mexico. New York: Praeger, 1977.
  102. De J enquires G. and Montagnon P. Speed entry of developing countries to the WTO//Financial times. 1999. February 16.
  103. De Jenquires G. and Kynge J. Beijing ponders how to meet demands to open economy//Financial times. 1999. February 15.
  104. Dollar D., Kraay A. Trade, growth and poverty. Joint Bank-Fund seminar. 2001. August 30.
  105. Didi A. Tax policy in open economics Jn.: Averbach A., Feldstein M., eds., The Handbook of public economics. Amsterdams: North -Holland, 1984.
  106. Dixit A. International trade policy for oligopolistic industries. Supplement to the Economic Journal. Vol.94, 1984.
  107. Daviddi R. The liberalization of foreign trade in the Russian Federation and the accession to the WTO. DGII-European Commission. Brussels. 1996. 20−21 March.
  108. De Soto H. The Mystery of Capital. New York: Basic Books, 2000.
  109. Fischer S. Distinguished lecture on Economics in Government. Exchange rate regimes: is the bipolar view correct? Journal of Economic Perspectives. Vol. 15. № 2. 2001. Spring.
  110. Hoekman B. and Kostecki M. The Political Economy of the World Trading System. Oxford University press, 2001. Ebril L. et al. Revenue implications of trade liberalization. Washington DC: IMF, 1999.
  111. Evans R. Moore: World Needs Russia in the WTO//The Moscow Times. 2002. February 15.
  112. Emerson M. The three horses of Russia’s foreign trade troika: globalism, regionalism and protection. London, Nov. 27. 1996. (Center for Economic Performance).
  113. Final Act Embodying the Results of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations. Agreement on trade-related Investment Measures.
  114. Fishwick F. Multinational companies and economic concentration in Europe. Paris Institute for Research and Information on Multinationals. 1981.
  115. Founthein R., Gadbow J. Trade related reformance requirements under the BATT-MTH System and under US law // LAW and International business Vol.14 -1982.
  116. From GATT to the WTO: The Multilateral Trading System in the New Millennium / The WTO Secretariat. WTO. London, Boston, 2000.
  117. GATS Fact and Fiction / WTO. Geneva, 2001.
  118. Guide to the Uruguay Round Agreements / WTO. London, Boston, 2001.
  119. GATT Resolution of 5 November 1958. Restrictive Business Practices.
  120. Gray H.P., Walter J. Investment-related trade distortions in Petrochemicals // Journal of World Trade Law, January, 1984.
  121. Grossman G. and Helpman E. Outsourcing in a global economy. 2001. September.
  122. Grossman G. Theory of domestic content protection and content preference// Quaterly Journal of Economics. November, 1981.
  123. V. «On the move: industrial deconcentration in today’s developing economies» in Local Dynamics in an Era of Globalization. World Bank, Washington DC, 2000.
  124. Helpmann E., Krugmann. Market structure and foreign trade: Increasing returns, Imperfect competition and the international economy -Cambridge: the Mitt press, 1986.
  125. Investment treaties in the mid-1900s — New York- United Nations. 1998.
  126. The impact of trade-related investment measures on trade and development. Theory and policy implications. New York: United Nations, 1991.
  127. International Investment Agreements: Accordium. Volume I: Multilateral Instruments. Volume II: Regional Instruments. Volume III: Regional Integration. Bilateral and Non-governmental Instruments -Geneva. United Nations, 1996.
  128. Issues and Developments in International Trade Policy/Eds. M. Kelly, K. McGuirk K. IMF. Washington D.C. 1992. August.
  129. International trade policies. The Uruguay Round and Beyond, ed. N. Kirmani. Vol. 2. Background papers. Washington D.C.: International Monetary Fund, 1994.
  130. Jackson J. The World Trading System. Cambridge: MIT press, 1994.
  131. Krugman P. Development, geography and economic theory. Cambridge: The MIT Press- Massachusetts. London, 1999.
  132. Krugman P. Geography and trade. Cambridge: The MIT press- Massachusetts. London, 1997.
  133. Krugman P. and Obstfeld M. International economics. Theory and Policy. Harper Collins College Publishers, 1994.
  134. Krugmann P. ed. Strategic Trade Policy and the New International Economics Cambridge: the Mitt Press, 1986.
  135. Krishna K., Jtoh M. Content protection and politic interactions. National Bureau of Research. Working paper, № 1843, February, 1986.
  136. Leidy M. and Ibrahim A. Recent trade policies and an approach to further reform in the Baltics, Russia, and other countries of the former Soviet Union. IMF working paper. July. 1996. Washington D.C.
  137. Melitz M.J. The Impact of Trade on Intra-Industry Reallocations and Aggregate Industry productivity, Department of Economics. Harvard University. 1999. November 5.
  138. MFK Renaissance. Svyazinvest — holding it all together. Moscow. 1998. Feb. 27.
  139. Moran Т., Pearson C. Trade related investment performance requirements. Wash. Overseas private investment corporation, 1987.
  140. Nash R. Corporate consolidation — the latest lurch towards capitalism. Renaissance Capital Economic Update. 2001. March.
  141. Newfarmer R., ed., Profits, Progress and Poverty. Notre Dame: Indiana University- of Notre Dame Press, 1988.
  142. Parra A.B. The scope of new investment laws and international instruments / Transnational Corporations 1995 — Vol.4 — № 3 (December).
  143. Palmeter D., Mavroidis P.C. The WTO legal system: sources of law // American Journal of International Law, 1998.
  144. Pugel T.A. International market. Linkages and US Marketing: prices, profits and patterns. Cambridge: Bellinger, 1978.
  145. Porter M. The Competitive Advantage of Nations. The Free Press. New York, 1990.
  146. Qing W. Import-reducing effects of trade barriers: a cross-country investigation. IMF Working Paper, WP/01/216, 2001. December.
  147. Rinaco Plus. Automotive production. 1997. April.
  148. Rodrick D. Imperfect competition, scale economies and trade policy in developing countries. Jn.: Baldwin R.E., ed., Trade Policy issue and Empirical Analysis -Chicago: The University of Chicago Press, 1988.
  149. Roberts D. and Marsh P. A failure in the making//Financial Times. 2002. January 19.
  150. Qureshi A. H. The World Trade Organization: implementing international trade norms. N.Y., 1996.
  151. Sanfarain A. Trade related Investment Issues / In: Trade Policy in the 1982s. New York, 1983.
  152. Sornarajah M. The international law of foreign investment. Cambridge, 1994.
  153. Trade policy issues/Ed. th.-H. Wong and N. Kirmani. International Monetary Fund. Washington D.C. 1997.
  154. Ed. J. Schott. The WTO after Seattle, Institute for International Economics. 2000.
  155. Sharer R. Trade liberalization in IMF-supported programs. Washington DC: IMF, 1998.
  156. Storper M. The regional world. Territorial development in a global economy. The Guilford press, London, New York, 1997.
  157. Tamirisa N. Exchange and capital controls as barriers to trade. IMF staff papers. Vol. 46. 1999. March.
  158. UNCTAD Doc. Trade and Development Report, 1994 (Supplement). United Nations. Doc. E/Conf.2/78. Trading into the Future: Introduction to the WTO / Second edition. Revised. WTO. Geneva, 2001.
  159. United States Department of Commerce. Benchwerk Survey Date. Wash.: Government Pricing Office, 1982.
  160. United States Department of Commerce. International Trade Administration (ITA). The use of investment incentives and performance requirements by Foreign Governments. Wash.: ITA, 1981.
  161. United States Trade Representative Office of Investment Policy. Inventory harriers. 22 October 1985.
  162. World Economic Outlook, International Monetary Fund, Washington D.C. 2000. September.
  163. Russian Economic Trends, Russian-European Center for Economic Policy (RECEP), London, Whurr Publishers, various issues. Transitionreport update, European Bank for Reconstruction and Development. 1996. April.
  164. World Bank discussion paper № 401. Russian trade policy reform for WTO accession. Ed. Broadman H. Washington D.C., 1999.
  165. World trade report. Global Economics. The Economist Intelligence Unit, 1st quarter. London, United Kingdom. 1996.
  166. The World Trade Organization in Brief / WTO. Geneva, 2001.
  167. Vamvakidis A. Regional Trade Agreements or Broad Liberalization. IMF staff papers. International Monetary Fund. Vol. 46. № 1, 1999. March.
  168. Venables A. Cities and Trade: External Trade and Internal Geography in Developing Economies//Local Dynamics in an Era of Globalization. World Bank, Washington DC.
  169. Williams F. WTO members set to sharpen hatchets for Seattle talks//Financial Times. 1999. August 6.
  170. The Economist. Seeds sown for future growth. 2001. November 1723.
  171. The Economist. Lovingly touched by Mao. 2002. February 2−8.
  172. The Economist. In the Great American Desert. 2001. December 15.
  173. The Economist. Outsourcing. Out of the back room. 2001. December 1−7.
  174. Financial Times. 2001. July 31.
  175. Financial Times. 2003. August 01.
  176. Financial Times. 2003 July 07.
  177. Financial Times. 2002 February 02.1. Официальные документы
  178. Закон Российской Федерации № 2116 «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации//Российская газета. 1999. 16 января.
  179. Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 декабря 1992 г.№ 3615−1
  180. Таможенный Кодекс РФ от 18 июня 1993 г. № 5221−1 и от 25 апреля 2003 г.
  181. Федеральный закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.95 № 225-ФЗ
  182. Федеральный закон РФ «О лизинге» от 29.10.98. № 164 -ФЗ
  183. Федеральный закон РФ № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999.
  184. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.
  185. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.
  186. Закон Российской Федерации № 2230 «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ//Российская газета. 1999. 30 июня.
Заполнить форму текущей работой