Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-экономические аспекты государственного регулирования деятельности малого предпринимательства в промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Долголетний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Данное предположение подтверждается в работе при разработке методологии экономического анализа хозяйственного (налогового) механизма по применению таких экономических регуляторов как финансовый лизинг и кредитование малых предприятий. В поиске… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Малое предпринимательство как мультипликатор рыночных отношений
    • 1. 1. Содержание теории мультипликатора и основные тенденции развития малого бизнеса
    • 1. 2. Основные направления мультипликационного влияния малого предпринимательства
  • 2. Методы государственного регулирования деятельности малого предпринимательства, их сущность, характеристика
    • 2. 1. Экономические методы государственного регулирования малого предпринимательства
      • 2. 1. 1. Лизинг как эффективная форма финансирования малых промышленных предприятий
      • 2. 1. 2. Кредитование как один из методов экономического регулирования деятельности малых предприятий в промышленности
    • 2. 2. Развитие институционально-правовых основ административного регулирования малого бизнеса
  • 3. Основные направления совершенствования и приоритеты развития малого предпринимательства в регионе
    • 3. 1. Совершенствование методики единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (по материалам малых промышленных предприятий)
    • 3. 2. Развитие экономического механизма использования лизинга малыми предприятиями
    • 3. 3. Система государственной поддержки малого предпринимательства в регионе: принципы и задачи
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Организационно-экономические аспекты государственного регулирования деятельности малого предпринимательства в промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Для эффективного функционирования рыночной структуры хозяйствования необходимо сбалансированное развитие структурных звеньев общественного производства. Одним из путей решения этой задачи является повышение эффективной деятельности малого предпринимательства.

Проблемы малого бизнеса в России являются сравнительно молодыми для отечественной экономической науки. Сложный, противоречивый процесс становления государственного регулирования деятельности малых предприятий как нового явления в нашей экономике требует углубления теоретических исследований по данной проблеме.

Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты государственного управления и регулирования развития деятельности малых предприятий, их выживаемости и адаптации к реалиям экономической ситуации России конца 90-х годов, их роли и значения в преодолении кризиса стали предметом исследования многих отечественных экономистов, таких как А. Бусыгин, Ю. Баженов, А. Виленский, А. Дадашев, А. Орлов, М. Лапуста, А. Шеховцев, О. Шестоперов, А. Булоуса, Е. Кабатова, А Курносова и ряд других. >

Проблемы мультипликационного процесса, теорию мультипликатора рассматривали Дж. М. Кейнс, Р. Харрод, Э. Хансен, П. Самуэльсон, Дж.Р. Хикс, Г. Хаберлер, Э. Лундберг, Д. X. Робертсон, Дж. М. Кларк, Е. Бухвальд, Р. Кан. Именно эти авторы уделяли наибольшее внимание проблемам воспроизводства, экономического роста, поиска адекватных ему методов государственного регулирования. Они раскрыли экономическое содержание эффектов мультипликации автономных расходов и акселерации инвестиций, дополнив классическую теорию инвестиций, определили контуры развития национальных экономик в целях преодоления спада и обеспечения экономического роста. К сожалению, отечественная экономическая наука не уделяла внимание конструктивному развитию теории мультипликатора и обеспечению на его основе увеличения объемов валового выпуска продукции. С точки зрения критического анализа явление мультипликатора и возможности его использования в регулировании капиталистической экономики рассматривались в работах Л. Альтера, Р. Хафизова, С. Носовой, И. Осадчей. В последнее время появились работы, посвященные различным аспектам использования мультипликаторной теории и регулирования занятости (Е. Балацкий), а также теории механизма хозяйственного регулирования (Ю. Осипов) и его эволюции (И. Крысина). Анализ публикаций этих ученых и специалистов показывает, что далеко не все проблемы малого бизнеса глубоко изучены и проработаны. Так, в первую очередь следует отметить, что еще не в достаточной «мере получили отражение основные направления развития мультипликационного эффекта малого бизнеса и организационно-экономические методы государственного регулирования деятельности малых предприятий.

Государство уже сейчас оказывает существенное влияние на малое предпринимательство. Но зачастую это воздействие не дает достаточного эффекта и в ряде случаев является избыточным. Особенно это касается налоговой сферы. Вместе с тем недостаточно используются внутренние возможности малого бизнеса для обеспечения его саморазвития. Малое предпринимательство обладает ресурсами для обеспечения мультипликационного эффекта всего народного хозяйства.

Актуальность проблемы и недостаточность ее научной разработанности предопределили выбор темы, обусловили цель и задачи.

Целью исследования является рассмотрение организационно-экономических отношений по регулированию деятельности малых предприятий со стороны государства и его структур для поддержки и развития конкурентных начал в экономике, содействия решению проблем занятости, поддержка инноваций.

Цель определила следующие взаимосвязанные задачи:

— выявление роли малого предпринимательства как мультипликатора рыночных отношений;

— определение влияния развития малых предприятий производственно-промышленной сферы на социально-экономическую стабилизацию региона;

— анализ динамики развития малых предприятий и их отраслевой структуры в экономике Республики Башкортостан;

— анализ методов государственного регулирования деятельности малого бизнеса, в том числе лизинга, кредитования;

— разработка методики оценки эффективности лизинга для малого предпринимательства;

— выявление отличительных особенностей лизинга «по сравнению с другими инструментами управления финансами и инвестициями: арендой, товарным и банковским кредитом;

— обоснование путей совершенствования институционально-правовых отношений в сфере малого бизнеса, особенно в области налогообложения;

— разработка практических рекомендаций по управлению развитием малого бизнеса в промышленности региона.

Предмет исследования: организационно-экономические отношения по управлению развитием малого бизнеса.

Объект исследования: сфера малого бизнеса в промышленности крупного региона.

Теоретической базой исследования являются концепции развития рыночной экономики, теория мультипликатора, ее современные варианты. Применительно к малому бизнесу доказывается особая его роль как такой сферы, которая умножает усилия других субъектов экономических отношений.

Метододология и источники исследования. Методологическую основу исследования составил диалектический подход, когда важнейшие отношения рассматриваются в развитии и движении, в столкновении различных экономических интересов. Использованы научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по этим проблемам. Широко привлечены законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Башкортостан по вопросам управления и регулирования экономики в рыночных условиях, в первую очередь, по развитию предпринимательской деятельности в промышленности, а также материалы федеральных и региональных Программ поддержки малого предпринимательства.

В качестве инструментов диссертантом применялись приемы и методы логического, статистического, причинно-следственного анализа.

Источниками первичной информации являлись материалы Государственного комитета по статистике Российской Федерации и Республики Башкортостан, Министерства ' промышленности, Министерства внешнеэкономических связей и торговли, данные отраслевой структуры промышленного комплекса республики за 1990;2002 г. г., итоги проводимых в России и за рубежом социологических опросов, а также материалы и отчеты о результатах производственно-хозяйственной деятельности малых предприятий за 1999;2002 годы.

Положения, выносимые на защиту;

— обоснованы основные направления мультипликационного эффекта малого предпринимательства;

— доказаны существенные различия между понятиями «государственное вмешательство в экономику» и «государственное регулирование экономических процессов" — выявлены основные объекты государственного регулирования и дана классификация экономических регуляторов;

— обоснована необходимость широкого применения лизинга как эффективной формы финансирования малых предприятий в промышленности;

— выявлены особенности кредитования в сфере малого бизнеса и доказана необходимость разработки нового механизма кредитования: на базе взаимного финансированияобеспечение, гарантии по ссудам малым предприятиям, работающим в социально значимых отрасляхсоздание механизма залогового права;

— очерчена сфера административных методов государственного регулирования, рассмотрены основные направления институционально-правового обеспечения функционирования малого бизнеса;

— рассмотрены достоинство и недостатки системы государственной поддержки малого предпринимательства в крупном промышленном регионе.

Научная новизна диссертации. Наиболее существенные результаты, полученные лично автором и содержащие элементы научной новизны, заключаются" в следующем:

— доказано, что сфера малого бизнеса играет особую роль мультипликатора рыночных отношений. Малое предпринимательство способствует повышению социально-экономической эффективности деятельности предприятий, связанных с ним экономических структур.

— предложен авторский вариант концепции многофакторного мультипликационного эффекта малого бизнеса в переходной экономикевыделены такие его свойства как: обеспечение роста совокупного спроса при конкурентном снижении цен для потребителя, развитие спроса инновационных технологий, обеспечение кооперации со средним и крупным бизнесом, вовлечение в сферу производительного использования капиталов домохозяйств;

— конкретизированы существенные различия между понятиями «государственное вмешательство в экономику» и «государственное регулирование экономических процессов». В связи с этим определены границы административного вмешательства государственных структур в сферу малого предпринимательства;

— предложено новое понятие «социальный мультипликационный эффект» и раскрыто его основное содержание;

— уточнено содержание формулы расчета коэффициента мультипликации малого бизнеса на уровне региона как соотношение прироста ВРП от малого бизнеса к приросту инвестиций в капитальные блага, прямых правительственных расходов на поддержку малого бизнеса и налоговых льгот;

— разработан авторский вариант нового механизма кредитования малого бизнеса, выделены его существенные элементы: развитие форм взаимного кредитования, обеспечение гарантий по ссудам малым предприятиям, работающим в социально значимых отраслях, совершенствование механизма залогового права;

— на основе обобщения опыта предприятий малого бизнеса предложен свой вариант экономического механизма использования лйзинга как наиболее эффективной формы финансирования приобретения новых средств производства предприятиями малого бизнесаопределены основные направления совершенствования этого метода для предприятий, занятых производством и переработкой нефтепродуктов (уточнение коэффициента ускоренной амортизации, обеспечение экономии средств за счет сокращения отчислений налога на имущество);

— предложена уточненная методика расчета единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности малых предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения (оказывающих платные услуги по предоставлению автостоянок). Обоснована экономически приемлемая степень налоговой нагрузки на малые предприятия данного профиля;

— обобщен опыт организации системы государственной поддержки малого предпринимательства в крупном промышленном регионе, определены основные пути совершенствования деятельности исполнительной и законодательной ветвей власти, активизации внутреннего потенциала предпринимательства как источника саморазвития.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Результаты диссертационного исследования заключаются в том, что положения и выводы работы могут быть использованы для дальнейшего теоретического исследования эффектов мультипликации в различных отраслях экономической науки. Кроме того, результаты могут быть применены не только в развитии деятельности малых предприятий, но и для всех субъектов малого предпринимательства. Практическая значимость разработанных мероприятий заключается в том, что теоретические, методологические и практические рекомендации, разработанные автором диссертации, будут способствовать повышению социально-экономической эффективности деятельности не только малых предприятий, но связанных с ними экономических структур.

Апробация работы. Основное содержание * диссертационной работы отражено в 11 опубликованных работах общим объемом 5,25 печатных листа, в том числе автора 4,25 печатных листа. Они докладывались на республиканских и международных научно-практических конференциях в городах Уфа и Ярославль. Теоретические положения и практические выводы и рекомендации были использованы при разработке и чтении курсов лекций по дисциплинам «Налоги и налогообложение», «Прогнозирование и планирование в условиях рынка».

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В диссертации представлены 3 рисунка, 28 таблиц, 2 схемы, основное содержание текста изложено на 177 страницах компьютерного текста.

Список использованных источников

включает в себя 170 наименований.

Выводы и предложения, полученные лично соискателем:

— обоснованы основные направления мультипликационного эффекта в процессе деятельности малого предпринимательства, в их числе: вовлечение в инвестиционную сферу капиталов домашних хозяйств, обеспечение конкурентного снижения цен и регулирование производства через влияние на спрос и предложение массовых товаров, развитие новых сфер приложения капитала, особенно венчурная деятельность, развитие капиталоемких отраслей производства — строительства, переработки продукции сельского хозяйства, обслуживание товаров длительного пользования;

— обосновано применение новой категории «социально-мультипликационный эффект», раскрыто его основное содержание;

— доказано существование факторов, которые способствуют мультипликационному эффекту и, напротив, противодействуют ему в сфере малого бизнеса;

— самостоятельно выявлена закономерность соотношения между приростом валового регионального продукта за счет малого бизнеса и суммой прироста инвестиций в малый бизнес, прямых — правительственных расходов на поддержку малого бизнеса и прироста налоговых льгот, называемого коэффициентом мультипликации малого бизнеса региона;

— выявлены пути расширения применения лизинга как эффективной формы финансирования в сфере малого бизнеса;

— доказана необходимость разработки нового механизма кредитования в области малого предпринимательства;

— показаны основные направления институционально-правового обеспечения функционирования малого бизнеса;

— установлены основные достоинства и недостатки системы государственной поддержки малого предпринимательства в крупном промышленном районе.

Автором выделены ряд задач в области государственного регулирования малых предприятий, которое вытекает из специфики его положения: выявление роли малого предпринимательства как мультипликатора рыночных отношенийопределение влияния развития малых предприятий производственно-промышленной сферы на социально-экономическую стабилизацию регионаснижение трансакционных издержек, обусловленных недостаточным функционированием кредитно-финансовой системы, информационной и товаропроводящей инфраструктурысокращение доли теневого оборота в малом предпринимательствестимулирование кооперации между крупными и малыми предприятиямидополнитель’ная поддержка малых предприятий на ' региональном уровне в определенных отраслях для преодоления моноспециализации, негативно сказывающейся на социально-экономическом положении ряда субъектов РФ, в том числе и в Республике Башкортостанпроведение анализа эффективности внедрения новых видов регуляторов в рыночных структурах.

Важным звеном в вопросе государственного регулирования деятельности малых предприятий выступает лизинговая деятельность. Здесь нормативно-правовые предписания различных государств существенно отличается друг от друга, поскольку учитывают как специфику инвестиционно-промышленной деятельности на территории региона, так и менталитет населения. Однако, целевая установка во всех странах единая — создавать условия для конкуренции, обеспечивать нормальную инфраструктуру и максимально гарантировать риски кредитов, независимо от формы собственности и статуса малых предприятий.

Долголетний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Данное предположение подтверждается в работе при разработке методологии экономического анализа хозяйственного (налогового) механизма по применению таких экономических регуляторов как финансовый лизинг и кредитование малых предприятий. В поиске решения мы, прежде всего, исходили из того, что проектируемые условия не должны приводить к ухудшению экономического состояния какой-либо группы предприятий, и в первую очередь, базовых отраслей промышленности (энергетика, металлургия, строительство), а также в отраслях непосредственно ориентированных на удовлетворение потребностей населения. Кроме того, моделируемая система применения регуляторов и налогообложения должны обеспечить структурный сдвиг экономики в направлении повышения эффективности экономики в целом. Так, результаты исследований подтвердили выгодность использования финансового лизинга для малых промышленных предприятий. Величина экономического эффекта для предприятия (экономии) составила 25,5%.

Кроме того, важную роль в развитии малого бизнеса играет налоговая политика государства, стимулируя или ограничивая предпринимательство. Одной из главных задач стоящих перед современной налоговой системой,. является снижение количества взимаемых. налогов и сборов, упрощение системы налогообложения в целом и достижение ее максимальной эффективности. Сложность исчисления отдельных видов налогов, их большое количество усложняют предпринимательскую деятельность. Но в настоящее время представляетсянереальным сокращение количества взимаемых налогов до одного или двух. Реальным может быть упрощение налогообложения для определенных субъектов предпринимательства или для некоторых видов деятельности ими осуществляемой.

В данной работе исследование совершенствования методики единого налога на вмененный доход показало, что использовании значительно низкого коэффициента базовой доходности на единицу показателя, исчисляемую исходя из результатов деятельности предприятия и величины налоговой нагрузки за предыдущий налогооблагаемый период (в частности по оказанию услуг автостоянок) снижает налоговую нагрузку на предприятие почти в 2 раза, при этом не уменьшая поступления налогов в бюджет.

В настоящее время проводится активная работа по совершенствованию системы налогообложения для субъектов малого бизнеса. Федеральным законом введено в действие с 1 января 2003 года главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации.

Результаты произведенного анализа прогнозирования поступлений на 2003 год единого налога от применения упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход при введении глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации показали следующее.

Прогноз гГоступления единого налога на вмененный’доход на 2003 год составил: 317 000 тыс. руб., с ростом к 2002 году на 14%. Поступления единого налога от применения упрощенной системы налогообложения прогнозируется в сумме 135 600 тыс. руб., с ростом к 2002 году также на 14%.

При этом прогноз выпадающих доходов на 2003 год составит:

— всего 1 513 014 тыс. рублей (3% налоговых доходов),.

— их них в федеральный бюджет — 603 968 тыс. рублей (2,6%) ,.

— в бюджет Республики — 645 880 тыс. рублей (2,3%), в том числе по видам налогов:

— по налогу на прибыль 504 000 тыс. рублей (4,8%),.

— по НДС 573 728 тыс. рублей (4,3%),.

— по ЕСН 263 166 тыс. рублей (1,2%).

На выпадающие доходы повлияет увеличение количества предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и отмены по ним уплаты налога на добавленную стоимость, налога с продаж и единого социального налога.

На современном этапе проведения экономических реформ необходимо закрепить положительный опыт развития малого бизнеса, перевести тенденцию роста малых предприятий, особенно в промышленности, и их вклада в экономику региона в категорию необратимых. Актуальность решения данной задачи объективно предопределяется тем, что предпринимательство, в ходе своего становления и развития, продолжает сталкиваться с рядом проблем, сдерживающих его дальнейшее развитие и обусловливающих настоятельную необходимость государственной поддержки малого бизнеса.

Основными факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства в республике и в целом по России, являются: наличие административных барьеров в развитии предпринимательской деятельностиотсутствие действенных механизмов взаимодействия с органами местной властинизкий уровень социальной защищенности и безопасности предпринимателейотставание нормативного правового и финансово-кредитного обеспечения предприйимательской деятельности от потребностей хозяйственной практикинедостаточность финансовых ресурсов для пополнения собственных оборотных средствтрудности с обеспечением нежилыми помещениями для офисов и производственных целейслабая действенность механизмов самофинансированиянедостаточное информационное обеспечениенизкий уровень профессиональной подготовки кадров.

В Республике Башкортостан за годы реформ были сформированы основы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Эффективным инструментом этой системы являются государственные программы поддержки и развития малого бизнеса, реализация которых способствовала становлению и развитию малого бизнеса в Республике. Благодаря поддержке предпринимательства со стороны региональных органов управления в Республике удалось смягчить негативные последствия структурной перестройки экономики, решить ряд социальных проблем, уменьшить территориальные различия в экономическом развитии региона. Однако, как показывает практика, действующая система государственной поддержки недостаточна эффективна.

В качестве основных направлений государственной поддержки нами определены: нормативно-правовая, финансово-кредитная, инвестиционная и налоговая поддержка малому предпринимательствуорганизационное и информационное обеспечениеразвитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательстваподготовка кадров предпринимательских структурподдержка производственной и инновационной деятельностисоциальная защита и безопасность работников малого бизнесамеждународное сотрудничество в развитии и поддержке малого предпринимательства, а также развитие партнерских отношений с органами управления субъектов. Предполагаю, с одной стороны, развитие партнерских отношений с республиканскими органами управления, а с другой — наличие внутреннего потенциала предпринимательства как источника саморазвития.

Исходя из вышеизложенного, автором, в целях1 дальнейшего развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан предлагается предусмотреть в законодательстве по поддержке предпринимательства: обеспечение гарантий стабильности и долгосрочности государственной политики в отношении малого бизнесаразделение полномочий по регулированию и поддержке малого бизнеса между региональными и местными органами власти в части разработки и принятия нормативных правовых актов, установления льгот по арендным платежам и кредитованиюпо лизинговой деятельности: налоговые льготы инвесторам, вкладывающим средства в лизинговую деятельностьвозможность использования имущества неплатежеспособных предприятий, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, в качестве источника ресурсного обеспечения малого бизнеса на условиях долгосрочной аренды или применением лизинга.

Вышеуказанные предложения найдут свое выражение в качественных и количественных изменениях малого предпринимательства.

Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

В Гражданском кодексе РФ предпринимательство характеризуется следующим образом: «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя».

По словам профессора Натаниэля X. Леффа, «предпринимательство представляет собой способность к нововведениям, инвестициям и расширению в отношении новых рынков товара».

Другими словами, когда кто-то принимает на себя риск и вкладывает средства в производство чего-нибудь нового, в разработку нового способа производства того, что уже существует или в создание новых рынков, то это означает, что работает именно предприниматель.

Заключение

.

В настоящее время интерес к основным направлениям развития мультипликационного эффекта малого бизнеса и организационно-экономическим аспектам государственного регулирования развития малого предпринимательства и все более возрастает, что объясняется не только возрастанием доли малых предприятий в национальном продукте (в некоторых странах до 66%), но и недостаточной научной разработкой данной проблемы.

Государство уже сейчас оказывает существенное влияние на малое предпринимательство. Но зачастую это воздействие не дает достаточного эффекта и в ряде случаев является избыточным. Особенно это касается налоговой сферы. Вместе с тем недостаточно используются внутренние возможности малого бизнеса для обеспечения его саморазвития. Малое предпринимательство обладает ресурсами для обеспечения мультипликационного эффекта всего народного хозяйства.

В российской экономической науке еще не сложилось единого универсального критерия, позволяющего различать малые и другие предприятия. Существует достаточно большое число различных-точек зрения и подходов к этой проблеме.

Как показывает анализ научной литературы, говорить о приоритетности какой-либо точки зрения не представляется возможным, поскольку, по нашему мнению, все критерии в той или иной мере являются дискуссионными. В большинстве стран критерием отношения предприятий к малым являются показатель — средняя численность работников за отчетный период, причем этот показатель колеблется от 10 чел. (Франция) до 500 чел. (США). В России действуют два критерия для отнесения предприятия к малому бизнесу: отраслевая принадлежность и максимальная допустимость численности работающих на предприятии. Поэтому к малым предприятиям, например, в промышленности относятся предприятия с численностью 10 и 100 человек, имеющие одинаковые льготы. В работе предлагается выделить в состав малых предприятий каждой сферы «очень малые предприятия» и установить еще один критерий — стоимость имущества предприятия.

В российском законодательстве правоотношения малых предприятий выделяются особо, поскольку имеют стратегическое значение для экономических реформ по следующим основным причинам:

Малое предпринимательство способствует созданию значительного количества новых рабочих мест, причем осуществляет это более быстрыми темпами по сравнению с крупными предприятиями;

Малые предприятия могут оказать существенную помощь в процессе реструктуризации крупных государственных предприятий, давая им возможность отказаться от не основных видов производственной и социальной деятельности, с одной стороны, и поглощая высвобождающуюся в процессе реструктуризации избыточную рабочую силу — с другой стороны;

Малое предпринимательство обладает гибкостью в предоставлении различных услуг населению и в производстве разнообразных потребительских товаров- •.

Малые предприятия создают конкурентную среду на рынке различных товаров и ограничивают монопольное положение крупных предприятийсоздают благоприятные условия для развития предпринимательства в инновационной сфере и могут вносить значительный вклад в научно-техническое развитие и в развитие территорий.

В развитии рыночной экономики следует выделить несколько важных закономерностей. Одна из них заключается в том, что структура рыночной системы имеет тенденцию к постоянному усложнению. Время приводит к тому, что во взаимодействие вступает все большее число экономических аспектов, явлений, обстоятельств. Порой это связано с немалыми издержками. Однако доминирующий итог — рост результативности рыночного механизма. Такой процесс затрагивает все исторические этапы его формирования и развития: от периода зарождения простых форм рыночного обмена, становления рыночной экономики в национально-государственных рамках до эпохи вызревания сложнейших международных кооперационных форм.

Усложнение рыночных отношений поднимает на более высокий качественный уровень роль государственного соучастия. С учетом динамики рыночного механизма государственные меры должны выйти за рамки нейтрального поведения в роли «ночного сторожа». Экономика стала нуждаться в более сложном комплексе государственных мер. Возможно явления, получившие название «экономическая политика», которая представляет собой совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их протекание. Реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику. В сложившихся условиях становится особенно важным сохранение экономического роста на основе обновления техники и технологии, выпуска конкурентоспособной, высокотехнологичной продукции, повышения эффективности. и профессионализма управления, целенаправленного. взаимодействия предприятии промышленности. с органами государственной власти, эффективной промышленной политики.

Реализация промышленной политики и ее успех во многом зависят от эффективного взаимодействия предприятий промышленности с органами государственной власти, учреждениями науки, российскими и зарубежными инвесторами. Достижение поставленной цели во многом зависят от повышения профессионального уровня и эффективности государственного управления в промышленности, государственной поддержки предприятий.

Важнейшей функцией государства в рамках промышленной политики состоит в создании условий, стимулирующей общественное воспроизводство. Такое воспроизводство включает следующие основные формы финансирования: финансово-кредитную, налоговую и некоторые другие, которые создают привлекательность развития малых предприятий и значительно повышают экономическую устойчивость предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998 г.) (с изменениями и ополнениями).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000 г.) (с изменениями и дополнениями).
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. М., 1996.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. М., 1996.
  6. Закон Республики Башкортостан от 14 марта 1996 года № 27-з «О государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан». Сборник нормативных актов для субъектов малого предпринимательства. Уфа: МВСТ РБ, 1999.
  7. Закон Республики Башкортостан от 16 июня 1999 года № 7-з «О развитии лизинговой деятельности в Республике Башкортостан». Сборник нормативных актов для субъектов малого предпринимательства. Уфа: МВСТ РБ, 1999.
  8. Федеральный Закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  9. Федеральный Закон РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ (принят ГД ФС
  10. РФ 12.05.1995 г.) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  11. Федеральный Закон РФ от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 г. № 198-ФЗ) «Об упрощенной системе налогообложения, учета, отчетности для субъектов малого предпринимательства».
  12. Федеральный Закон РФ от 31.07.98 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»
  13. Указ Президента Республики Башкортостан от 14.04.1998 года № УП-203 «О мерах по дальнейшему развитию малого предпринимательства в Республике Башкортостан». Законы Республики Башкортостан. Уфа: Выпуск 9, 1998.
  14. Указ Президента Республики Башкортостан от 30 апреля 1997 года № УП-261 «О развитии лизинга в Республике Башкортостан». Законы Республики Башкортостан. Уфа: Выпуск 6, 1997.
  15. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 18 мая 1994 года № 175 «О дополнительных мерах по развитию малого предпринимательства в Республике Башкортостан». Законы Республики Башкортостан. -Уфа: Выпуск 7,1994.
  16. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 16 мая 1997 года № 103 «О комплексе мероприятий по привлечению инвестиций в сферу малого предпринимательства». Законы Республики Башкортостан.1. Уфа: Выпуск 6, 1997.
  17. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 октября 1997 года № 200 «О мерах по формированию благоприятных условий для развития предпринимательства в Республике Башкортостан». — Уфа.
  18. Программа поддержки малого предпринимательства в городе Уфе на 2001 год: Одобрена Постановлением главы администрации г. Уфы от 29 декабря 2000 г. № 5754.
  19. Результаты и перспективы применения специальных режимов налогообложения малого бизнеса: Пресс-релиз к брифингу начальника Управления налогообложения малого бизнеса МНС России А. Н. Мельниченко 25.04.2002 г.
  20. Акбашева 3. X. Инструменты государства для свободы предпринимательства // Новости торговли. — 2001. — № 43−45.
  21. И. М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку /Под ред. А. В. Сидоровича. — М.: Дело и сервис, 1998.
  22. Р. Математическая экономия. М., 1963.
  23. В. Многомерный мир третьего тысячелетия // МЭ и МО. -2000.-№ 7.
  24. Л. Б. Избранные произведения. Критика современной буржуазной политической экономии. М., 1972.
  25. И. М. Налогообложение малого бизнеса в зарубежных странах // Консультант. 2002. — № 5.
  26. И. М. О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения // Налоговый вестник. 2001. — № 1,2.
  27. В. К. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Учеб. пособие. М.: Бухгалтерский учет, 1996.
  28. И. М. Практика применения единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности // Налоговый вестник. — 2002. № 3.
  29. В. Г. Общество: системность, познание, управление. — М.: Политиздат, 1981.
  30. Т. Г. «Как поддержать развитие малого бизнеса в условиях тревожной занятости» // Экономика и управление. 1998. — № 5.
  31. Т. Г., Аюпов А. Т. «Состояние рынка труда: развитие малого предпринимательства в республике» // Экономика и управление. 1997. — № 5.
  32. С. Бухгалтерский учет и годовая отчетность малых предприятий // Финансовая газета. 2002. — № 11−12.
  33. Е. В. Регулирование занятости в свете теории мультипликатора // Мировая экономика и международные отношения. — 1996. № 4.
  34. А. Б. Единый налог на вмененный доход: проблемы и пути совершенствования // Налоговый вестник. — 2001. — № 10.
  35. В. В. Малые предприятия. Бухгалтерский учет, отчетность, анализ финансового состояния. М.: Книжный мир, 2001. — 231 с.
  36. В. «Малое предпринимательство сектор выживания или развития» // Малое предприятие. — 1999. — № 6.
  37. Будущее мы строим сегодня // Московский предприниматель. 1999. -№ 4.
  38. Д. Единый налог на вмененный доход: налогообложение организаций и индивидуальных предпринимателей // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2000. — № 47.
  39. А. Е. Рыночные отношения в АПК: особенности и проблемы становления // Российский экономический журнал. — 1996. № 9.
  40. Е., Виленский А. «Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства» // Вопросы экономики. 1999. -№ 12.
  41. Р. Ф., Солодилова Н. 3., Амосова С. Н. Развитие субъектов малого предпринимательства в муниципальных образованиях Республики Башкортостан: Рекомендации для специалистов. Уфа: УТИС, 2001. — 94 с.
  42. Р. Ф. Малому бизнесу государственную поддержку // Экономика и управление. — 2002. — № 1.
  43. А. Малое предпринимательство: особенности налогообложения // Финансовая газета. 2001. — № 35.
  44. Е. Большие люди думают о малом бизнесе // Российская газета. 2002.
  45. В. Институциональные проблемы российских реформ. -М.: Диалог МГУК, 1998.
  46. В. В. Важнейшие критерии результативности управления. -М.: МНИПУ, 1998.
  47. Д. А. О налоговых режимах для субъектов малого предпринимательства // Налоговый вестник. 2001. — № 6.
  48. Л. П., Данилов А. И., Тютюкина Е. Б. Предпринимательство и бизнес. М.: Маркетинг, 1995. — 270 с.
  49. В. Миллиарды для «малышей» // Век. 2002.
  50. Т. Г. Информационное обеспечение при разработке управленческих решений. Материалы международной научно-практической конференции 29−30 октября 2002 г. Часть I. Ярославль. С. 17−22.
  51. Т.Г., Загитова JI.P. Зарождение малого предпринимательства в РБ. Уфа. — 2002.
  52. Т. Г. Единый налог на вмененный доход. — Уфа. 2002.
  53. Ю.Д., Поролло Е. В. Индивидуальная предпринимательская деятельность: регистрация, учет, налоги. М.: Приор, 1998. — 368 с.
  54. С. М. Налогообложение малого бизнеса" правильно выбираем форму осуществления деятельности // Консультант. 2002. — № 4.
  55. А. О. Пути содействия развитию малого предпринимательства и привлечению инвестиций в Российской Федерации // Налоговый вестник. — 2001.--№ 7.
  56. Л. А. О налогообложении субъектов малого предпринима-. тельства // Налоговый вестник. — 2002. № 1. .
  57. Э. Д., Линдсей Д. Э. // Рынок: микроэкономическая модель. 1997.-128с.
  58. Т. Переходная модель поведения российских промышленных предприятий (по данным эмпирических исследований 1991−1995 гг.) // Вопросы экономики. 1996. -№ 11.
  59. Т. «Малые предприятия в капкане аренды» // Малое предприятие. 2000. — № 1.
  60. Л.В. Положительные и отрицательные стороны упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства // Налоговый вестник. 2001. — № 10.
  61. Л.В. Практика применения регионального законодательства «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» и роль налоговых органов // Налоговый вестник. 2002. — № 1.
  62. JI.B. Налогообложение субъектов малого предпринимательства // Налоговый вестник. 2002. — № 2. .
  63. В. А., Черкаев Д. И. Упрощенная система перестала быть таковой для индивидуальных предпринимателей // Российский налоговый курьер. -2001.-№ 1.
  64. А. Весьма средняя революция // Время. 2002.
  65. Л. Р. Единый налог на вмененный доход. Пути совершенствования. 2002.
  66. Л. Р. Малое предпринимательство в Республике Башкортостан. 2002.
  67. Л. Р., Десяткина Т. Г. Методы регулирования в малом и среднем бизнесе. Материалы международной научно-практической конференции 29−30 октября 2002 г. Часть I. Ярославль. С. 33−35.
  68. Л. Р., Десяткина Т. Г. Малое предпринимательство в Республике Башкортостан. 2002.
  69. Л. Р. Зарубежные системы малого предпринимательства // Деловому человеку деловую информацию. — 2000.
  70. Л. Р. Региональные аспекты Госзаказа. // Малое предпринимательство в РБ: Материалы научно-практической конференции. — 2001.
  71. Л. Р. Политика содействия малому бизнесу в развитых странах // Деловому человеку деловую информацию. — 2001.
  72. Л. Р. Государственная поддержка малого предпринимательства региональный акспект // Экономика и управление. — 1999.
  73. Ю. П., Лотов А. В. Математические модели в экономике. -М., 1979.
  74. С. Недоделанный закон // Газета. 2002.
  75. Р. Р., Брялина Г. И. «О развитии малого предпринимательства в Башкортостане» // Экономика и управление. 1997. — № 5.
  76. Какой налоговый режим налог на вмененный доход или упрощенная система налогообложения — является наиболее удобным для малого бизнеса? // Русский фокус. 2002. — № 6 (43).
  77. Н. С., Рабинович Л. М., Рыжаков Е. Д. Государственное регулирование при переходе к рынку. Йошкар-Ола: МарГУ, 1994.
  78. А. Упрощение «у про щенки» // Расчет. 2002. — № 3.
  79. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Избранные произведения. -М., 1993.
  80. М. Ю. Реформирование экономики в России. Опыт, проблемы, перспективы. М., 2000.
  81. Г. «Российские предприниматели в инновационном бизнесе» // Российский экономический журнал. 1997. — № 4.
  82. А. Малый бизнес. Налоговая революция-// Аргументы и факты. 2002. -№ 14 (1119).
  83. А. Малый бизнес должен пойти в рост, считают чиновники // Коммерсант. 2002.
  84. Е. Мода на маленьких // Известия. 2002.
  85. Н. И., Плясунов.В. С. Математика в экономике. М., 1996.
  86. В. В. Межотраслевые модели. М., 1973.
  87. М. Г. Экономика труда: Учебное пособие. М: Издательство Магистр, 1998.
  88. Т., Старостина О., Степанова О., Тимохина Е. Бухгалтерский учет и налогообложение субъектов малого предпринимательства // Экономико-правовой бюллетень. 2000. — № 4.
  89. А. А., Апарин Н. П. Рациональное использование трудовых ресурсов.-М.: Знамя, 1983.
  90. Д. Б. Экономические реформы в России: кризис в 1991—1996 гг. г. и реакция предприятий // Проблемы прогнозирования. 1996. — № 6.
  91. Н. А., Басалаева Е. В. Особенности налогообложения в малом бизнесе // Финансы. 2001. — № 11.
  92. В. Бизнесу облегчили его тяжкую ношу // Независимая газета. 2002.
  93. Курс экономической теории / Под ред. проф. А. В. Сидоровича. -М., 1997.
  94. К. Математическая экономика. М., 1972.
  95. Л. А. Еще раз о едином налоге на вмененный доход // Налоговый вестник. 2001. — № 2.
  96. Л. И. Экономико-математический словарь. М., 1993.
  97. И. А. Государственное регулирование экономики: формы, инструменты, методы. 1998.
  98. С.С. Микроэкономическая модель распределения налогового бремени в малом бизнесе. Дисс. к.э.н. Ярославль, 2003 г. ¦106. «Маленьких» решили поддержать // Новая экономическая газета. -2002.-№ 11 (123).
  99. Малому бизнесу добавят денег // Труд. 2002.108.. Малый бизнес вздохнет свободнее // Парламентская газета. 2002.
  100. Малый бизнес может удвоить свою. долю // Новая экономическая газета. 2002. — № 11 (123).
  101. Н. Т., Бобоев. М. Р. Налогообложение малого предпринимательства в государствах-членах ЕврАзЭС // Налоговый вестник. 2002. -№ 2.
  102. М. Правовое регулирование малого бизнеса в России // АКДИ Экономика и жизнь. 2001. — № 5 (10).
  103. И. Государственная политика поддержки предпринимательства за рубежом // Экономист. 1993. — № 12.
  104. А. И. «Инвестиционная поддержка малого бизнеса» // Российский экономический журнал. — 1998. № 5.
  105. В. Д. Методология систем. М., 1999.
  106. Е. Б. Основы экономической теории. М.: ИНФРА-М, 1997.- 170 с.
  107. Налоговых поступлений не станет меньше. // Новая экономическая174газета. 2002. — № 11 (123). С. 4.
  108. В. Основные направления совершенствования системы налогообложения субъектов малого бизнеса // Финансовая газета. Региональный выпуск.-2000.-№ 22.
  109. В., Шереги Ф. Малое предпринимательство и банки: пути расходятся? // Российский экономический журнал. 1999. -№ 9−10. С. 18.
  110. А. Предпринимательство в России // Экономика и управление. 1999. -№ 6. С. 12.
  111. А. Научить предпринимательству // Служба кадров. 1998. -№ 2. С. 14.
  112. В. Пути стимулирования малого бизнеса // Служба кадров. -2000. № 2.С.2.
  113. В. Малое предпринимательство путь к сокращению безработицы // Служба кадров. — 1998. — № 11. С. 7.
  114. Основы экономической теории и практика рыночных реформ в России: Учебное пособие для вузов. М.: Издательская корпорация «Логос», 1997.
  115. Оптимальные методы перспективного планирования в кн. Применения математических методов в экономических исследованиях, т. 3 -М.: 1965.
  116. А. В. Система государственного управления. М.: Закон и право, 1997.
  117. Ю. В. Три системы налогообложения малых предприятий // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2000. — № 25−26.
  118. Ю. Д. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. М.: Ось-89, 2001.
  119. Поможет ли государство малому бизнесу с налогами // Новая экономическая газета. 2002. — № 11 (123). С. 9.
  120. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.: ИЭРАИ, 1997.
  121. Г. И. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий // Бухгалтерский учет. — 2001. № 17.
  122. Г. И. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности малых предприятий // Налоговые известия Московского региона. 2001. -№ 8.
  123. Т. В. Социальные ресурсы развития малого предпринимательства в РБ. — 2002.
  124. В. И. Основания общей теории систем: логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974.
  125. О. Насильно мил не будешь // Расчет. 2001. — № 12.
  126. А. О критериях предприятий к сфере-малого бизнеса // Экономика и управление. 1999. — № 6. С. 90.
  127. П. Экономика. М., 1993. — Т. 1.
  128. Р. М., Койков М. А., Загитова JI. Р. О кредитных кооперативах: анализ, нормативные документы, и рекомендации. Уфа: Комплекс Уфимского государственного института сервиса, 2001.
  129. . Основные течения современной экономической мысли. -М., 1968.
  130. Н. К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей: Пер. с англ. М.: Дело, 1997. — 136 с.
  131. Словарь по экономике (Коллинз). СПб, 1998.
  132. Сложности налогового упрощения // Главная книга. — 2001. № 9.
  133. Социальные приоритеты и механизм экономических преобразований в России /Рук. авторского коллектива JI. И. Абалкиной. М.: ИЭ РАИ, 1998.
  134. Н. Н., Левадная Т. Ю. Налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей в 2001 году // Налоговый вестник. 2001. — № 1.
  135. Н. Н. Практическое пособие по налогообложению доходов индивидуальных предпринимателей. М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2002. — 288 с.
  136. Л. Равновесие и экономический рост (принципы макроэкономического анализа). М., 1974.
  137. О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. М., 1991.
  138. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности // Консультант. 2002. — № 2. С. 78 -79.
  139. Упрощенная система: желающих немного // Расчет. — 2002. — № 6.
  140. Фонд развития предпринимательства // Экономика и управление. -1999.-№ 6. С. 88.
  141. А. Б. Критика современных буржуазных теорий международных экономических отношений. — М., 1964.
  142. Г. Процветание-и депрессия. М., 1960.
  143. Г. И. Российская экономическая эйфория образца 2000 года // ЭКО. 2000. — № 9.
  144. Э. Экономические циклы и национальный доход // Классики кейнсианства. — М., 1997. Т. 1.
  145. Р. К теории экономической динамики // Классики кейнсианства. -М, 1997.
  146. Е. Государственное регулирование инвестиций // Маркетинг. 1995. — № 4.
  147. Н. И. Налоговый паспорт региона в сфере малого бизнеса // Налоговый вестник. 2001. — № 4.
  148. А. Простота для малых // Время новостей. 2002.
  149. М. Особенности национального бизнеса // Аргументы и факты. 2002. — № 40, окт.
  150. Что такое современный рынок? // Проблемы теории и практики управления. 1997. -№ 6. — С. 8−14.
  151. Шпезингер Артур М. Циклы американской истории. М.: Прогресс-Академия, 1992.
  152. И. Теория экономического развития. М., 1992.- 163. Экономика Башкортостана /Под ред. Барлыбаева X. А., Уфа.: Башкирский университет, 1998. 18 с.
  153. Экономика и организация малого предпринимательства // Учебное пособие /Под ред. Мельнова М. А. 1999. — 428 с.
  154. Экономикс: Англо-русский словарь-справочник. -М., 1994.
  155. Экономикс: Англо-русский словарь-справочник / Э. Дж. Долан, Б. И. Домненко. М., 1994.
  156. Экономикс правовые и организационные основы пердпринима-тельства /Под ред. Тура А. Н., Каменкова В. С., Сазонова А. Ю. — 1999. — 378 с.
  157. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия (в 4 томах). -М., 1980.-Т. 4.
  158. Р. Дж. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  159. А. Промышленные предприятия на рынке: сдвиги в структуре хозяйственных связей, состояние и перспективы конкуренции // Вопросы экономики. 1996.-№ 11.
Заполнить форму текущей работой