Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методическое обеспечение оценки и анализа эффективности функционирования малых промышленных организаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повышение эффективности функционирования малых промышленных организаций во многом определяется их умением рационально использовать ресурсный потенциал. Ресурсосбережение является тем весьма крупным резервом, который используется пока явно недостаточно. В этой связи предлагается комплексная система управления рациональным использованием материальных ресурсов, нормативно-технической… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Современное состояние проблем оценки и анализа эффективности функционирования малых промышленных организаций
    • 1. 1. Тенденции развития малого бизнеса в экономике России
    • 1. 2. Особенности функционирования малых промышленных организаций
    • 1. 3. Практика оценки и анализа эффективности функционирования малых промышленных организаций
  • Выводы по главе 1
  • 2. Теоретико-методические аспекты оценки и анализа функционирования малых промышленных организаций
    • 2. 1. Теоретические основы оценки и анализа эффективности функционирования малых промышленных организаций
    • 2. 2. Исследование современных подходов и методов к оценке и анализу эффективности функционирования малых промышленных организаций
    • 2. 3. Особенности оценки и анализа реализации управленческих решений в малых промышленных организациях
  • Выводы по главе 2
  • 3. Методические положения по оценке и анализу эффективности функционирования малых промышленных организаций
    • 3. 1. Методические рекомендаций по оценке и анализу функционирования малых промышленных организаций
    • 3. 2. Диагностика эффективности функционирования промышленной организации
    • 3. 3. Формы и методы взаимодействия малой промышленной организации с хозяйственными партнерами для повышения ее эффективности функционирования
  • Выводы по главе 3

Методическое обеспечение оценки и анализа эффективности функционирования малых промышленных организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В средствах массовой информации сегодня много говорится о возросшем внимании государства к роли малого бизнеса в России XXI века в становлении инновационно-ориентированной отечественной экономики и решении задач социального развития. Об этом свидетельствует принятие базового Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего бизнеса, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», направленные на поддержку предпринимателей малого бизнеса.

В заключительном слове на совещании по вопросам защиты прав собственности субъектов малого и среднего предпринимательства 31.07.08 Президент России заявил, что «малый бизнес не должен рассматриваться просто как фискальный источник. Малый бизнес. является способом возрождения нашей страны, и, .если мы сможем 40−50% людей вовлечь в реальное дело [к 2020 г.], мы просто получим совершенно другую страну», 1 что подтверждает важную роль малого бизнеса в развитии страны.

Пока в малом бизнесе работает 20−25% занятых. Чтобы в бизнесе была половина работающих, и он был эффективным, институциональных условий мало: нужно менять ментальность, культивировать предпринимательство и совершенствовать методическое обеспечение оценки и анализа эффективности функционирования малых и средних промышленных организаций.

Сегодня вопросы повышения конкурентоспособности российских малых промышленных организаций на внутреннем и внешнем рынках являются одними, из наиболее актуальных. Задачи повышения конкурентоспособности малых промышленных организаций требуют выхода страны на передовые научно-технические рубежи, развития действенных.

1 Д. Казьмин, Е. Письменная, К. Лат^хина Сигнал дан /Ведомости, № 142 (2164), 1.08.08 форм организации, управления и оценки эффективности хозяйствования.

В переходной экономике у хозяйствующих субъектов возникают качественно новые цели и задачи. Вместе с тем сегодня действует множество факторов, осложняющих положение малых промышленных организаций. Трансформация малых промышленных организаций в рыночные структуры связана с попаданием их в область высокой хозяйственной неопределенности и риска. Многие малые промышленные организации испытывают сложности в решении вопросов менеджмента, технического и технологического обеспечения, методологии оценки и анализа их функционирования и т. п.

Повышение хозяйственной устойчивости малых промышленных организаций различных форм собственности, обусловленное развитием конкурентных отношений, обеспечит рост налоговых поступлений, даст импульс рыночным переменам в регионах, позволит стабилизировать политическую ситуацию и будет способствовать выхода России на мировой уровень развития.

Усиленное внимание в науке и практике к малому бизнесу на данном этапе экономического развития мировой экономики связано с тем, что экономическая наука не сформировала еще адекватный рынку механизм управления крупным хозяйством. Пока наука не выйдет на равноценный рынку механизм управления крупной собственностью, перед государствами всегда будет стоять проблема — каким быть малому бизнесу и как оценивать эффективность его функционирования.

Из-за отсутствия адекватного рынку механизма управления крупной корпоративной собственностью появился и утверждается малый бизнес в мировой экономике. В мировой практике это своего рода тактическое отступление. Экономика организации и предприятия как наука не сложилась, а малым бизнесом управлять значительно легче. Не случайно в развитых странах малый бизнес (в общем количестве предприятий более 95%) занимает заметные позиции: его доля в ВВП в среднем около 50%, а численность занятых -50−70%. Налоги, которые платят представители малого бизнеса, составляют значительную часть налоговых поступлений в бюджет развитых стран.2.

Отступление к малому бизнесу в развитых странах имеет свои особенности. Если в США распадающаяся крупная собственность сразу переходила в собственность мелких предпринимателей, то в Европе она национализировалась в госсектор. А когда госсектор не справился с управлением, правительства европейских стран вынуждены были проводить реприватизации национальной собственности в частную.

Но малый бизнес на данном этапе развития мировой экономики выгоден и государствам: частная собственность в нем постепенно трансформируется в трудовую частнуюмалый бизнес играет определяющую роль в повышении общественной производительности трудаон может обойтись без внутреннего механизма, потому как сам работает в режиме экономиион практически не подвержен бюрократизацииразорение мелких организаций общество переживает менее болезненноформирует новые рабочие местаувеличивает занятость населения и самозанятостьформирует средний классспособен быстро заполнять ниши рынка и сравнительно быстро окупатьсяформирует конкурентную средубыстро адаптируется к потребностям рынкас меньшими затратами удовлетворяет спрос в товарах и услугахимеет потенциал быть эффективным в научно-исследовательской деятельности;

2 Трансформационная экономика России /А.В. Бузгапин, В. В. Герасименко, З. А. Грандберг и др. -М.:Финансы и статистика, 2006.-С.314 обеспечивает собственные источники поступления средств в муниципальные и региональные бюджеты.

А главное преимущество малого бизнеса в том, что в нем эффективно работает частная собственность, поскольку здесь она трудовая.

В интересах России воспользоваться преимуществами малого бизнеса с должной эффективностью, а это возможно посредством совершенствования методического обеспечения оценки и анализа эффективности функционирования малых промышленных организаций.

Все выше сказанное говорит об актуальности диссертационного исследования.

Сложность, многоплановость и актуальность проблем препятствующих эффективному функционированию малых промышленных организаций в условиях конкурентной среды обусловили большое внимание к ним ученых и практиков.

Общими экономическими проблемами функционирования промышленных организаций и их развития занимались и занимаются многие отечественные и зарубежные специалисты. Вопросы государственной финансовой (бюджетно-налоговой и кредитно-инвестиционной) поддержки субъектов малого бизнеса и связанные с ними проблемы входят в круг научных интересов таких экономистов, как: А. Архипов, Г. Баткилина, СВ. Барулин, А. Боброва, Э. Иорданская, А. Ю. Казак, В. Калинин, В. Г. Князев, М. Г. Лапуста, Т. Ю. Мазурина, В. И. Самаруха, В. Сорокина, А. В. Сухонос, Н. Юсупова и др.

Проблемы корпоративного управления и финансовой политики организаций, включая финансовое и налоговое планирование, минимизацию и оптимизацию налогов в рамках малых промышленных организаций, рассматривались в трудах В. Р. Берника, В. В. Брызгалина, О. Б. Веретенниковой, Е. С. Вылковой, Е. А. Ермаковой, А. И. Гончарова, Т. А. Козенковой, М. В. Романовского, Б. А. Рогозина, В. В. Степаненко, П. А. Фомина и др.

Вопросы, посвященные построению систем управления и оценке их эффективности исследовались в работах отечественных и зарубежных специалистов, таких как: В. И. Бовыкин, М. Г. Браун, О. С. Виханский,.

A.А.Воронов, Б. М. Генкин, В. В. Глущенко, И. И. Глущенко, АЛЕгоршин,.

B.И.Захарченко, А. В. Игнатьева, Р. С. Каплан, А. Б. Карасев, В. Ф. Катичев, В. И. Кнорринг, Э. М. Коротков, В. Ф. Кутепов, М. М. Максимцов, М. В. Мельник, Б. З. Мильнер, А. И. Наумов, Д. П. Нортон, Е. В. Попова, С. В. Рогожин, Т. В. Рогожина, Д. С. Синк, Э. А. Смирнова, Е. К. Смирницкий, В. А. Таран, Р. Фатхутдинов, Х. А. Фасхиев, Т. С. Хачатуров, Л. ВДеликова, П. Хейне и др.

Несмотря на кажущуюся достаточно высокую степень разработанности отдельных аспектов общей проблемы, нельзя считать ее окончательно решенной, особенно в свете новых обстоятельств и, прежде всего, необходимости реализации государственной политики ускоренного экономического роста в России, важным фактором которого, выступает система оценки и анализа эффективности функционирования малых промышленных организаций.

Ряд вопросов, связанных с методическим обеспечением оценки и анализа эффективности функционирования малых промышленных организаций еще остаются недостаточно исследованными и не нашли должного освещения в экономической литературе, а некоторые вопросы рассматриваемой проблемы либо вообще не освещены в научной литературе, либо требуют своего научного переосмысления.

В науке отсутствует целостная комплексная оценка и анализ функционирования малых промышленных организаций в условиях построения в России конкурентной экономики инновационного типа, а российской экономической стратегии нужна научная основа методического обеспечения оценки и анализа эффективности функционирования малых промышленных организаций. Для этого необходимо дальнейшее развитие теории, методологии и механизмов реализации стратегии и тактики функционирования субъектов малого бизнеса, с акцентом на государственную поддержку инновационных, научных, научно-технических организаций, субъектов осуществляющих деятельность в сфере высоких технологий, в отраслях (сферах деятельности) и территориях страны, охваченных национальными проектами и специальными федеральными (региональными) программами.

Углубленной проработки требуют проблемы совершенствования форм и методов взаимодействия малых промышленных организаций и звеньев инфраструктуры, проблемы совершенствования методов управления ресурсным потенциалом и развития информационно-аналитического обеспечения, вопросы бизнес-партнерства промышленных организаций с выходом на конкурентоспособные хозяйственные альянсы. Научной поддержки требуют проблемы формирования благоприятных макроэкономических условий для динамичного развития малых промышленных организаций на основе совершенствования инструментов государственного регулирования бизнеса.

Приведенные обстоятельства, а так же недостаток ряда методических разработок в этой области обусловили выбор темы настоящего исследования и определили его цель, задачи, предмет и объект исследования.

Целью исследования является разработка теоретических, методических, организационных положений по оценке и анализу деятельности малых промышленных организаций для повышения эффективности их функционирования в целом.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования были сформулированы следующие задачи:

1) определить состав и специфику хозяйствующих субъектов малого бизнеса в современной российской экономике и ее регионов;

2) выявить тенденции, условия и особенности развития и функционирования малых промышленных организаций;

3) исследовать практику оценки и анализа эффективности функционирования малых промышленных организаций;

4) теоретически обосновать и разработать комплексный подход к оценке и анализу эффективности функционирования малых промышленных организаций;

5) выявить особенности оценки и анализа реализации управленческих решений в малых промышленных организациях;

6) разработать методические положения и рекомендации по оценке и анализу, а так же по диагностики функционирования малых промышленных организаций.

Объектом исследования малые промышленные организации.

Предметом исследования являются методы, механизмы, инструменты и подходы к оценке и анализу эффективности функционирования малых промышленных организаций.

Теоретической и методической основой диссертационного исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов. В процессе исследования использованы программные документы, законодательные и нормативные акты РФ по вопросам функционирования малых промышленных организаций и повышения их эффективности.

При проведении исследования применялись методы сравнительного, системного и структурного подхода, группировки, обобщения, статистического анализа и синтеза, функциональной классификации, логического и графического моделирования и другие общенаучные и специальные методы.

Информационная база исследования. При изучении многих вопросов по теме диссертации за основу были взяты законы Российской Федерации, постановления Российского Правительства, федеральные целевые программы.

Информационную базу исследования составили материалы статистической отчетности Госкомстата России, периодической печати, информационных ресурсов сети Интернет, а также экономических обзоров, прогнозов и опросов, проводимых Минэкономразвития РФ, МНС РФ, ОЭСР, Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фондом общественного мнения (ФОМ) и показатели собственного исследования.

Научная новнзна исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке комплекса методического обеспечения оценки и анализа функционирования малых промышленных организаций на основе использования системы взаимоувязанных показателей, предусматривающая поэтапное приближение качественных и стоимостных характеристик выпускаемой продукции к существующим и прогнозируемым запросам потребителей в режиме постоянного учета стратегии конкурентов.

Наиболее важные научные результаты диссертационного исследования, обладающие новизной, заключаются в следующем:

1. Обоснована роль и тенденции развития малого бизнеса в социально-экономическом развитии России, а так же определена специфика малых промышленных организаций.

2. Выявлены особенности деятельности малых промышленных организаций, которые работают в постоянно меняющихся экономических условиях, что связано с периодом значительной неопределенности, на основе которых предложено применять интегральные индексы для оценки и анализа эффективности их функционирования.

3. Исследована практика оценки и анализа функционирования малых отечественных промышленных организаций.

4. Теоретически обоснован и разработан комплексный подход к оценке и анализу эффективности функционирования малых промышленных организаций на основе использования системы взаимоувязанных показателей.

5. Выявлены особенности оценки и анализа реализации управленческих решений в малых промышленных организациях.

6. Разработаны методические положения по оценке, анализу и диагностики функционирования малых промышленных организаций, включающие повышение действенности маркетинга, информационно-аналитического обеспечения, улучшения качества продукции и оптимизации работы по ее сбыту, бизнес-партнерства и методов управления ресурсным потенциалом.

Научное и практическое значение результатов исследования состоит в том, что разработанные теоретические положения и методические рекомендации могут быть использованы малыми промышленными организациями при дальнейшей разработке вопросов принятия управленческих решений, при разработке методов, механизмов, оценки и анализа эффективности функционирования малых промышленных организаций. Теоретическое значение диссертации заключается в возможности использования положений, результатов, выводов и рекомендаций в работах научных коллективов и отдельных ученых, занимающихся исследованием малых промышленных организаций, взаимодействия предпринимательства и управления. Можно использовать результаты исследования как в процессе преподавания экономических дисциплин и чтения спецкурсов по проблемам российских экономических реформ, так и в ходе повышения квалификации управленческих кадров.

Апробация результатов исследования.

Весомость и значимости научных результатов придает их практическая направленность, которая в диссертационном исследовании подкреплена как результатами внедрения и апробации выводов и результатов исследования, так и отдельными элементами, обеспечивающими их практическое применение. Организационные и методические положения разработок по оценке и анализу функционирования малых промышленных организаций были использованы в ходе совершенствования системы управления процессом рационального использования материальных ресурсов в ООО «Дорстрой-92». Повышение эффективности управления было достигнуто в результате внедрения стандартов организации, в которых регламентировались правила, методы, этапы и содержание процессов управления материалопотреблением, что позволило сократить время документооборота в 1,5 раза, привело к экономии трудозатрат на 17% и повысило эффективность ресурсопотребления без дополнительных капитальных вложений. Также повысилась оперативность принятия управленческих решений за счет согласованности всех структур управления в ООО «Дорстрой-92».

Основные теоретические и методические положения были представлены и обсуждены на Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «реформы в России и проблемы управления -2006» (Москва, ГУУ, 2006), на юбилейной научно-теоретической конференции, посвященной 75-летию МГОУ (Москва, МГОУ, 2006), Межвузовских научно-практических конференций «Проблемы экономики, управления народным хозяйством и экономического образования» (Москва, МГОУ, 2008) и «Актуальные проблемы рыночной экономики» (Тула, ТГУ, 2008).

Публикации автора.

По теме диссертации опубликовано 8 научных трудов, общим объемом 3,2 п.л., в том числе статья в Вестнике МГОУ Серия «Экономика» № 3 2006 г., который является рецензируемым и подписным изданием, предназначенным для публикации научных статей докторантов, аспирантов и соискателей.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 147 наименований, 3 приложений. Основная часть изложена на 169 стр. и включает 13 таблиц, 14 рисунков.

Выводы по главе 3.

По результатам проведенного анализа в главе 3. можно сделать следующие выводы: От уровня развития методов взаимодействия малых промышленных организаций со своими партнерами, достаточности ресурсного потенциала и совершенства механизма управления хозяйствованием, зависит состояние выходных параметров организации.

Для того чтобы успешно выживать и функционировать в долгосрочной перспективе, менеджмент малой промышленной организации должен уметь прогнозировать трудности и новые возможности. Для решения этой задачи предлагается применять метод Strength Weak Opportunity Threat (SWOT) (сила-слабость-возможности-угрозы), позволяющий провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Этот метод дает возможность установить связи между сильными и слабыми сторонами, которые присущи конкретной малой промышленной организации, внешними угрозами и возможностями. Для этой оценки рекомендуется применять метод позиционирования. Для анализа своих рыночных позиций и проведения работ по их усилению малой промышленной организации необходимо детализировать внутреннюю структуру совокупного потребительского эффекта своей продукции и совокупных затрат, определять величины каждого их элемента и целенаправленно выбрав определенную стратегию, влиять на них в направлении расширения своего присутствия на рынке. При этом методы оценки состояния рыночных позиций должны основываться на идее рассмотрения процессов закрепления на рынке в динамике. В целях оценки степени соответствия продвигаемой продукции малой промышленной организации требованиям рынка, предлагается применять методику, базирующуюся на использовании системы взаимоувязанных критериев. Реализация предлагаемых методических подходов возможна в три этапа.

На первом этапе: уточняется состав существующих сегментов и намечающихся сегментов рынка продвигаемой продукции, и систематизируются требования этих сегментов. Для каждого сегмента устанавливается степень удовлетворения его требований конкурирующим товаром в сравнении с идеальной, по мнению покупателей продукциейвыполняется сопоставление технико-экономических параметров изделий с аналогичнымивыявляются направления и пути повышения качества и расширения потребительских свойств и спектра возможностей продвигаемой продукции (нформация на этом этапе должна собираться на основе опроса представительных групп потребителей).

На втором этапе: определяется, какой должна быть предлагаемая продукция, чтобы ее можно было реализовать с максимальной рентабельностьюанализируется возможность снижения производственных издержеквыявляются резервы производства, оптимизируется состав поставщиков комплектующих, определяются целесообразные сферы взаимодействия с отечественными и зарубежными партнерами. На третьем этапе: анализируется эффективность сбытовой деятельности и всей товаропроизводящей сети в сопоставлении с аналогичными показателями деятельности конкурентовопределяется продолжительность выполнения сбытовых функций и услуг, выявляются возможности сокращения (экономии) времени. t* Детальный анализ деятельности конкурентов должен проводиться систематически, поскольку рынки пребывают в постоянном изменении. Такой анализ может внести коррективы, как в рыночную стратегию организации, так и в ее текущую деятельность, чтобы успешно противостоять своим соперникам.

Для обеспечения конкурентоспособности рекомендуется анализироваться методы конкурентной борьбы, используемые соперниками, прогнозироваться возможная их реакция на выход на рынок нового товара, увеличение и уменьшение доли рынка организации, должны анализироваться причины, по которым промышленные организации появлялись на рынке и уходили с него. В качестве одного из организационно-экономических путей повышения эффективности функционирования предлагаются методические подходы по сегментации рынка с четким определением своей рыночной ниши. Данные методические положения могут служить целям совершенствования элементов маркетинга, способствующих повышению устойчивости малых промышленных организаций.

Повышение эффективности функционирования малых промышленных организаций во многом определяется их умением рационально использовать ресурсный потенциал. Ресурсосбережение является тем весьма крупным резервом, который используется пока явно недостаточно. В этой связи предлагается комплексная система управления рациональным использованием материальных ресурсов, нормативно-технической и организационно-методической основой, которой должны быть стандарты организации, регламентирующие правила, методы, этапы и содержание процессов управления материалопотреблением. Комплексный характер рассматриваемой системы означает, что в ее рамках должны проводиться мероприятия: научно-технического характера (использование передовой техники и технологии по сбору и переработке вторичного сырья) — экономического характера (внутрихозяйственное планирование образования, сбора, использования и реализации отходов, установление цен на эти ресурсы и продукты их переработки, материальное стимулирование их рационального применения, комплексный учет и анализ результатов работы с вторичным сырьем) — правового характера (использование директивных указаний и инструкций в работе с вторичным сырьем, подбор и расстановка кадров, расширение и упорядочение договорных отношений между поставщиками и потребителями, претензионно-исковая работа) — экологического (организация использования вторичного сырья с учетом аспектов защиты окружающей среды). Предложенные методические подходы в области стандартизации рационального использования отходов производства являются одним из элементов стандартизации общей системы управления ресурсным потенциалом малой промышленной организации. Эти же рекомендации с учетом некоторой корректировки могут быть применены в части управления использованием и первичных материальных ресурсов и в других сферах организации хозяйственной деятельности.

Предложенная классификация диагностик малых промышленных организаций, включающая маркетинговую, глобальную, стратегическую, оперативную, функциональную, диагностику в продуктовом разрезе необходима для анализа и оценки эффективности функционирования малых промышленных организаций на современном этапе. Повышение хозяйственной устойчивости малых промышленных организаций возможно, не только при помощи их внутрифирменных усилий, но и отработкой связей с партнерами. Эффективность самого межфирменного взаимодействия зависит от рациональности хозяйственного поведения непосредственных участников взаимоотношений, так и от результативности макроэкономических усилий по поддержке бизнеспартнерства.

В целях повышения эффективности работы с поставщиками путем строгой регламентации требования к ним рекомендуется совершенствование методического обеспечения этой деятельности, включая разработку и внедрение в практику соответствующих стандартов малой промышленной организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование теоретических, методических, организационных положений по особенностям функционирования промышленных организаций, формирования механизма управления промышленными организациями, существующих методик оценки и анализа эффективности функционирования малых промышленных организаций позволили сделать следующие выводы и рекомендации. Малый бизнес в России до настоящего момента являлся только как фискальный источник. Трансформация малых промышленных организаций в рыночные структуры связана с попаданием их в область высокой хозяйственной неопределенности и риска. Вместе с тем сегодня действует множество факторов, осложняющих положение малых промышленных организаций. Многие малые промышленные организации испытывают сложности в решении вопросов менеджмента, технического и технологического обеспечения, имеют огромное административное давление, наличие существенных ограничений для предпринимательской деятельности, проблемы с арендой помещений, отсутствие заказов монополий, высокие налоги и т. п. В этой связи с учетом поставленной Правительством РФ задачи о поднятии социально-экономического статуса малого бизнеса, необходимо в первую очередь совершенствование методики оценки и анализа малых промышленных организаций для их эффективного функционирования.

2. В процессе исследования особенностей функционирования малых промышленных организаций для характеристики эффективности их функционирования на современном этапе применяются в основном из обобщающих показателей: национальный доход (вновь созданная стоимость) за конкретный период времени, на уровне отрасли — показатель производительности труда, на уровне организации — прибыльа из частных: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т. д.

3.С позиции социальной эффективности обобщающими показателями в узком смысле являются: доля решений, принятых по предложению работников трудового коллективаколичество работников, привлеченных к разработке управленческого решения и др.- а частными показателям: степень технической оснащенности управленческого труда, текучесть работников аппарата управления, квалификационный уровень кадров и т. п. 4. При всех сложностях оценки эффективности функционирования малой промышленной организации в большей мере в практике разработаны теоретико-методологические и методические приемы оценки эффективности отдельных мероприятий. Наиболее типичным для определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию работы, например, руководителя является начисление годового экономического эффекта, полученного от их реализации, и сравнение его с затратами на эти мероприятия. Методика расчета экономического эффекта зависит от того, какой характер носят мероприятия и к какой подсистеме они относятся -" входу", «процессу преобразования» или «результату» .

5.Оценка функциональных подразделений системы управления малой промышленной организации проводится по следующим четырем позициям: оценка квалификации персонала подразделенияоценка организации управленческого труда в подразделенииоценка технологии управленияоценка результативности управленческой деятельности. б. Эффективность инвестиций рассчитывается по показателям, сведенным в систему, а именно: показатели коммерческой (финансовой) эффективности, отражающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участниковпоказатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия для федерального, регионального и местного бюджетовпоказатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты.

Показатели оценки эффективности инвестиций могут быть как качественными, так и количественными, которые характеризуют ее уровень. В данном случае в практике используются статистические, динамические, простые, сложные, временные (могут охватывать год или другой временной интервал: расчетный период, включающий несколько интервалов времени) показатели. Практически все они рассчитываются как с дисконтированием, так и без него.

В этой связи можно сделать вывод, что в практике используются отдельные показатели функционирования и управления малых промышленных организаций, а комплексный подход к оценке и анализу эффективности функционирования малых промышленных организаций отсутствует.

7.На современном этапе необходим комплексный подход к оценке и анализу эффективности функционирования малых промышленных организаций, в основе которого лежит система показателей эффективности функционирования малых промышленных организаций, а так же подходы и методы оценки их деятельности. Разработка сбалансированной системы показателей заключается в разработке системы взаимосвязанных целей, критических факторов успеха и ключевых показателей эффективности.

8.Исторически сложилось, что основным критерием экономической эффективности деятельности и управления принято считать прибыльность. Экономическим критерием эффективности, подчиненным критерию прибыльности, является продуктивность, характеризуемая показателями индивидуальной и групповой производительности труда, объемом выпускаемой продукции, качеством продукции. Сюда же относятся показатели использования материальных ресурсов (показатели сбалансированности товарно-материальных запасов, текущие прямые и накладные расходы и др.), человеческих ресурсов (затраты на наем рабочей силы, на подготовку и повышение квалификации, показатели организации труда), внедрение нововведений (наличие соответствующих мощностей, производственные резервы).

9.На качественном уровне эффективность оценивается и выражается динамикой объемных и качественных показателей: производства продукции, товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли и других, отражающих результаты деятельности коллектива организации в целом,.

10.В качестве критериев эффективности могут быть использованы такие показатели, как прирост прибыли, объемов производства и реализации продукции, изменение сроков окупаемости капиталовложений, повышение оборачиваемости оборотных средств, прирост экономической рентабельности, сокращение затрат на содержание управленческого аппарата и т. п. В качестве базы при определении экономического эффекта принимаются запланированные значения показателей финансово-хозяйственной деятельности в действующей организации.

11.Практика показала, что в методологическом подходе отсутствует комплексная оценка и анализ управленческих решений. Мы считаем, что самыми важными в комплексном подходе являются показатели, подходы и методы эффективности управленческих решений.

12.В реальной практике к оценке эффективности принятия управленческого решения чаще всего применяются два подхода: финансовый подход, оценивающий финансовую отдачу от управленческого решения, и смешанный подход, содержащий в себе как финансовую, так и нефинансовую составляющие. Именно на этой методологии основан подход диссертанта.

13.В качестве методов оптимизации управленческих решений используются экономико-математические методы (линейного, нелинейного, динамического, параметрического программирования, теории массового обслуживания), экспертные оценки (метод взвешенных критериев), применяются: маржинальныйметод анализа эффективности затратметод генерации альтернатив и метод оценки и выбора альтернатив.

14.В этой связи диссертантом предлагается методика оценки и последовательности усиления прочности позиций малой промышленной организации в рыночных нишах. Данная методика базируется на использовании системы взаимоувязанных показателей, предусматривающей поэтапное приближение качественных и стоимостных характеристик выпускаемой продукции к существующим и прогнозируемым запросам потребителей в режиме постоянного учета стратегии конкурентов.

В целях оценки степени соответствия продвигаемой продукции требованиям рынка может применяться методика, базирующаяся на использовании системы взаимоувязанных критериев, совершенствования элементов маркетинга, стандартизации рационального использования материальных ресурсов, диагностики и бизнес-партнерства. 15.0т уровня развития методов взаимодействия малых промышленных организаций со своими партнерами, достаточности ресурсного потенциала и совершенства механизма управления хозяйствованием, зависит состояние выходных параметров организации.

16.Для того чтобы успешно выживать и функционировать в долгосрочной перспективе, менеджмент малой промышленной организации должен уметь прогнозировать трудности и новые возможности. Для решения этой задачи предлагается применять метод Strength Weak Opportunity Threat (SWOT) (сила-слабость-возможности-угрозы), позволяющий провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Этот метод дает возможность установить связи между сильными и слабыми сторонами, которые присущи конкретной малой промышленной организации, внешними угрозами и возможностями. Для этой оценки рекомендуется применять метод позиционирования.

17.Для анализа своих рыночных позиций и проведения работ по их усилению малой промышленной организации необходимо детализировать внутреннюю структуру совокупного потребительского эффекта своей продукции и совокупных затрат, определять величины каждого их элемента и целенаправленно выбрав определенную стратегию, влиять на них в направлении расширения своего присутствия на рынке. При этом методы оценки состояния рыночных позиций должны основываться на идее рассмотрения процессов закрепления на рынке в динамике. В целях оценки степени соответствия продвигаемой продукции малой промышленной организации требованиям рынка, предлагается применять методику, базирующуюся на использовании системы взаимоувязанных критериев. Реализация предлагаемых методических подходов возможна в три этапа.

На первом этапе: уточняется состав существующих сегментов и намечающихся сегментов рынка продвигаемой продукции, и систематизируются требования этих сегментов. Для каждого сегмента устанавливается степень удовлетворения его требований конкурирующим товаром в сравнении с идеальной, по мнению покупателей продукциейвыполняется сопоставление технико-экономических параметров изделий с аналогичнымивыявляются направления и пути повышения качества и расширения потребительских свойств и спектра возможностей продвигаемой продукции (нформация на этом этапе должна собираться на основе опроса представительных групп потребителей).

На втором этапе: определяется, какой должна быть предлагаемая продукция, чтобы ее можно было реализовать с максимальной рентабельностьюанализируется возможность снижения производственных издержеквыявляются резервы производства, оптимизируется состав поставщиков комплектующих, определяются целесообразные сферы взаимодействия с отечественными и зарубежными партнерами. На третьем этапе: анализируется эффективность сбытовой деятельности и всей товаропроизводящей сети в сопоставлении с аналогичными показателями деятельности конкурентовопределяется продолжительность выполнения сбытовых функций и услуг, выявляются возможности сокращения (экономии) времени.

18. Детальный анализ деятельности конкурентов должен проводиться систематически, поскольку рынки пребывают в постоянном изменении. Такой анализ может внести коррективы, как в рыночную стратегию организации, так и в ее текущую деятельность, чтобы успешно противостоять своим соперникам.

Для обеспечения конкурентоспособности рекомендуется анализироваться методы конкурентной борьбы, используемые соперниками, прогнозироваться возможная их реакция на выход на рынок нового товара, увеличение и уменьшение доли рынка организации, должны анализироваться причины, по которым промышленные организации появлялись на рынке и уходили с него.

19.В качестве одного из организационно-экономических путей повышения эффективности функционирования предлагаются методические подходы по сегментации рынка с четким определением своей рыночной ниши. Данные методические положения могут служить целям совершенствования элементов маркетинга, способствующих повышению устойчивости малых промышленных организаций.

Повышение эффективности функционирования малых промышленных организаций во многом определяется их умением рационально использовать ресурсный потенциал. Ресурсосбережение является тем весьма крупным резервом, который используется пока явно недостаточно. В этой связи предлагается комплексная система управления рациональным использованием материальных ресурсов, нормативно-технической и организационно-методической основой, которой должны быть стандарты организации, регламентирующие правила, методы, этапы и содержание процессов управления материалопотреблением. Комплексный характер рассматриваемой системы означает, что в ее рамках должны проводиться мероприятия: научно-технического характераэкономического характераправового характера и экологического. Предложенные методические подходы в области стандартизации рационального использования материальных ресурсов являются одним из элементов стандартизации общей системы управления ресурсным потенциалом малой промышленной организации. Они так же могут быть применены в части управления использованием и первичных материальных ресурсов и в других сферах организации хозяйственной деятельности.

20.Предложенная классификация диагностик малых промышленных организаций, включающая маркетинговую, глобальную, стратегическую, оперативную, функциональную, диагностику в продуктовом разрезе необходима для анализа и оценки эффективности функционирования малых промышленных организаций на современном этапе.

21.Повышение хозяйственной устойчивости малых промышленных организаций возможно, не только при помощи их внутрифирменных усилий, но и отработкой связей с партнерами. Эффективность самого межфирменного взаимодействия зависит от рациональности хозяйственного поведения непосредственных участников взаимоотношений, так и от результативности макроэкономических усилий по поддержке бизнеспартнерства.

В целях повышения эффективности работы с поставщиками рекомендуется совершенствование методического обеспечения этой деятельности, включая разработку и внедрение в практику соответствующих стандартов малой промышленной организации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Постановления Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446.
  2. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ.
  3. О Государственном комитете РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства: Постановление Правительства РФ № 1045 от 28.10.1995 г.
  4. Постановление Правительства РФ «О создании Федерального фонда поддержки малого предпринимательства» № 1184 от 4.12.1995г.
  5. Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства: Федеральный закон от 1 января 1996 г. № 222-ФЗ.
  6. О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности: Федеральный закон от 1июля 1998 г.
  7. Об основах малого предпринимательства в г. Москве: Закон Москвы № 123-М от 20 февраля 2000 г.
  8. О государственной регистрации юридических лиц: № 129-ФЗ Федеральный закон № 134-ФЭ от 20 февраля 2001 г.
  9. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора): Федеральный закон № 134-ФЭ от 23 марта 2002 г.
  10. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года: постановление Правительства РФ от 5 августа 2005 г. № 2473п-П7 //Инновации. 2005 г. № 7.
  11. ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» № 290-ФЗ от 24.07.2007 г.
  12. Письмо Департамента г. Москвы по конкурентной политике «Методические рекомендации о порядке проведения торгов среди субъектов малого предпринимательства» № 77−13−577/7 от 20.07.2007 г.
  13. Распоряжение Правительства Москвы о вводе с 1.05.07 в промышленную эксплуатацию информационно-аналитической системы «Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы» № 832-РП от 4.05.2007г.
  14. ФЗ РФ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 159-ФЗ от 22.07. 2008 г.
  15. ФЗ РФ «О внесении изменений в часть 2 Налогового кодекса РФ» № 155-ФЗ от 22.07.2008 г.
  16. Т. Н. Формы и методы налогового стимулирования инвестиционной деятельности малого бизнеса // Экономический анализ: теория и практика.2006. № ю.
  17. Е. Г. Кредитные кооперативы как альтернатива банковскому кредитованию малого бизнеса //Банковские услуги. 2007. № 6.
  18. В., Крылова Е. Малое предпринимательство в решениипроблем занятости // Российский экономический журнал. 2006. № 1.
  19. JI.B., Чирикова А. Е. Очередные меры и очередные перемены// Экономика и организации промышленного производства. 2006. № 7.
  20. У. Предпринимательство, инновации и рост: симбиоз Давида и Голиафа // Проблемы теории и практики и управления. 2005.№ 2.
  21. СВ., Ермакова Е. А., Степаненко В. В. Налоговый менеджмент. М., 2006.
  22. А.В., Берник В. Р., Брызгалин В. В. Методы налоговой оптимизации. М., 2001.
  23. А. О передаче контрольных и регулирующих функций государства объединениям малых предприятий //Вопросы экономики. 2006. № 11.
  24. Е., М. Романовский. Налоговое планирование. СПб., 2004.
  25. В. А. Малые и средние предприятия: финансово-кредитные проблемы развития. //Банковское дело. 2007. № 6.
  26. В. А. О системе финансирования среднего и малого бизнеса. / /Финансы и кредит. 2007. № 4.
  27. А.З. Разработка управленческих решений. Учебное пособие. М.: Дело, 1999.
  28. А. И. Некоторые особенности разработки и отбора инвестиционных проектов для малого бизнеса. //Проблемы прогнозирования. 2005. № 5.
  29. В. П. Инновационный путь развития //ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. 2005. № 12.
  30. В. А. Специальные режимы налогообложения малого бизнеса: настоящее и будущее.//Финансы и кредит. 2006. № 2.
  31. JI. А. Эволюция системы налогообложения малого предпринимательства в России /Финансы и кредит. 2005. № 9.
  32. А. Государственные гарантии для малого инновационного бизнеса //Проблемы теории и практики управления. 2008. № 2.
  33. И.Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. М.: ИЭПП, 2004.
  34. М. Л. Дифференциация субъектов Российской Федерации по уровню развития малого бизнеса // Регион: экономика и социология. 2003. № 4.
  35. М. Л. Потенциал малого предпринимательства и экономика российских регионов //Российский экономический журнал. 2006. № 9/10.
  36. М. С. Об определении субъектов малого предпринимательства для целей государственной поддержки и налогообложения //Налоговый вестник. 2006. № 11.
  37. С. В. Польза и преимущества зарубежного опыта поддержки и развития малого и среднего бизнеса применительно к России // Финансы и кредит. 2005. № 11.
  38. Л. Венчурное финансирование малого предпринимательства // Финансы и кредит. 2006. № 4.
  39. Л. Государственная финансово-кредитная поддержка малого бизнеса// Финансы и кредит. 2007. № 16.
  40. Л. Т. Правовые проблемы банковского кредитования малого бизнеса//Банковское дело. 2006. № 1.
  41. Е. Малый бизнес, рынок и общество. М.: Крокус-А, 2001.
  42. В. В. Система управления развитием малого бизнеса территории/Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 2.
  43. А. Система оценочных показателей для интегрированной сферы малого бизнеса/Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 11.
  44. Э. Мелкие и средние предприятия в Германии // Мироваяэкономика и международные отношения. 2007. № 9.
  45. А. В. Возможности межгосударственного сотрудничества в инновационном развитии государств-участников СНГ // Инновации.2005. № 7.
  46. Калугина 3. И. Большие проблемы малого бизнеса СибириЮКО. Экономика и организация промышленного производства. 2006. № 2.
  47. В. В. Развитие малого высокотехнологичного бизнеса в РоссииЮКО. Экономика и организация промышленного производства.2004. № 9.
  48. Г. Б., Смоляк С. А. Эконометрические зависимости: принципы и методы построения. М.: Наука, 2006. — 104с.
  49. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций.2003
  50. Д.В. Малые предприятия. М.: Вершина, 2003.
  51. В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996.
  52. А., Колесникова JT. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблемы определения // Вопросы экономики. 2006. № 7.
  53. А. В. Деятельность малых предприятий Российской Федерации в начале XXI века / /Вопросы статистики. 2004. № 12.
  54. И. А. Обзор элементов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Германии//Инновации. 2005. № 8.
  55. Н.Д. Вопросы учета деятельности малого предпринимательства //Вопросы статистики. 2004. № 6.
  56. Т.А. Налоговое планирование на предприятии. М., 1999.
  57. Королевская В .PL Управление региональной экономикой в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  58. Г. Б. Предпринимательство как фактор развития. М.: Прогресс-С, 2006.
  59. Г. А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. СПб.: СПбГИЭА, 2005.
  60. . Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива.Пер. с фран. СПб.: «Наука», 1996.
  61. Г. К. Научно-технологический потенциал отраслей: инновационная активность организаций//Проблемы прогнозирования. 2007. № 1.
  62. М.Г. Проблемы кредитования малого бизнеса в России //Финансы. 2006. № 4.
  63. JI. США: малое предпринимательство как образ жизни //Человек и труд. 2005. .№ 9.
  64. . Малый и средний бизнес ключевой фактор развития/Проблемы теории и практики управления. 2005. № 5.
  65. М. В. Тенденции развития малого предпринимательства //Регион: экономика и социология. 2003. № 3.
  66. Р. Местные власти стимуляторы малого бизнеса/ЛТроблемы теории и практики управления. 2003. № 3.
  67. Макроэкономические агенты //Экономическое развитие России. 2005. Т. 12. № 7., Т. 13. № 1.
  68. Малый бизнес // Коринф. 2004. № 7. С. 12.
  69. М. Малыхин. Кого боится малый бизнес/ Ведомости, № 126(2148), 10.07.08
  70. А.Б. Некоторые результаты выполнения 2-го года программы «Старт»// Инновации. 2005. № 8.
  71. В. С. Институциональные аспекты в государственном регулировании малого бизнеса // Вестник Московского университета. Экономика. 2004. № 2.
  72. В.А. Совершенствование инвестиционного законодательства: федеральный и региональный аспекты //Регион: экономика и социология. 2004. № 3.
  73. В.Г. Лизинг: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2004.
  74. Малое предпринимательство в России 2006: Стат.сб. / Госкомстат России. М., 2006.
  75. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/Под общ. ред Е. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева. М.: Фонд «Либер. миссия», 2003.
  76. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  77. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник
  78. Под ред. Ф. М. Русинова и M.JI. Разу.- М.: ФБК Пресс, 2005.
  79. Менеджмент. Учебник / Под ред. Томилова В.В.- М.: Юрайт, 2003.- 590 с.
  80. Д.А. Методологические основы анализа эффективности развития малых предприятий в РФ// Экономический анализ: теория и практика.2005. № 17.
  81. Е. С. Налоги и сборы. Официальные разъяснения государственных органов. М.:ПБОЮЛ, 2000.
  82. Мшу н И. В. О кредитовании ЕБРР малого и среднего бизнеса в странах Центральной и Восточной Европы / /Деньги и кредит. 2004. № 7.
  83. И.В. Программы кредитования малого бизнеса в России зарубежными финансовыми организациями // Банковское дело. 2004. № 8.
  84. А. Технологии микрокредитования // Страховое ревю. 2004. № 2.
  85. Р., Агеев А., Большаков 3. Новая матрица, или Логика стратегического превосходства.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, Институт экономических стратегий, 2003.- 239 с.
  86. О.М. Конкуренция выгодна всем. М.: Международный союз экономистов, 2002.
  87. Оганян 0.0 государственной поддержке малого бизнеса в России //Экономист. 2002. № 8.
  88. Л.Н. Развитие венчурного бизнеса важный фактор интенсификации экономики России//Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 16.
  89. О.Кувшинова, Б. Грозовский В России упал рост /Ведомости, № 134(2156), 22.07.08
  90. Е. Малые предприятия. М.: Ось-89,2001.
  91. П. Малое и среднее предпринимательство в России/Юбщество и экономика. 2005. № 12.
  92. Е.В. Государственная поддержка предпринимательства: мифы и реальность. //Власть. 2003. № 3.
  93. М. Э. Инновационное развитие Санкт-Петербурга1. Инновации. 2005. № 7.
  94. Организация и методы оценки предприятия (бизнеса): Учебник /Под ред. В. И. Кошкина .- М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002.
  95. Основы предпринимательского дела / Под ред. Осипова Ю. М. М.: МГУ, 1992.
  96. В.Н., Федоренко Т. М. Теория организации: Учебное пособие. -М.:Кнорус, 2004.
  97. По данным сборника «Социально-экономическое положение России. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2007″.
  98. В.А. Управление рисками в банковском кредитовании малого предпринимательства. М.: Ин-т экономики РАН, 2001.
  99. Е.В. Как пройти через Долину Смерти или зачем нужна коммерциализация технологий/Инновации. 2005. № 8.
  100. Т.Ю. В малом бизнесе нужны перемены к лучшему /Аудитор.2004. № 10
  101. С.Н. Еще один дебют упрощенной системы //Финансы. 2004. № 1.
  102. Об. Развитие малого предпринимательства в регионах РоссииЛОбгцество и экономика. 2005. № 10/11.
  103. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 1997.
  104. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: Стат. сб./ Росстат.М., 2006.
  105. Регионы России: статистический сборник. М.: Госкомстат, 2007.
  106. Регионы России: статистический сборник. М.: Госкомстат, 2005.
  107. Регионы России: статистический сборник. М.: Госкомстат, 2006.
  108. А. Н. О малом и среднем бизнесе в сфере высоких технологий //ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. 2005. № 5.
  109. Ринат Сагдиев Оружие победы для бизнеса /Ведомости, № 141 (2163), 31.07.2008
  110. Российский малый бизнес. Рейтинг регионов //Человек и труд. 2005. № 8.
  111. Россия в цифрах. 2004: Краткий стат. сб./ Госкомстат России.- М., 2004.- С. 159−161.
  112. Российский статистический ежегодник. 2008 г. Стат. Сб. / Росстат. М.: изд-во: Статистика России, 2008.
  113. З.П., Филипов Н. Б., Шрамченко Т. Б. Общее управление организацией: принципы и процессы. Модульная программа для менеджеров. М.: Инфра-М, 1999.
  114. Е. В. Что сдерживает развитие субъектов малого предпринимательства на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. № 5.
  115. Е.Е. Очередные изменения в налогообложении малого бизнеса//Аудитор. 2005. № 8.
  116. Становление рынка в постсоветской России: Институциональный анализ / Под ред. Р.М. Нурееева- Ин-т „Открытое общество“. М.: Аспект Пресс, 2002.
  117. Дж. Экономика государственного сектора. Пер. с англ. М: ИНФРА-М, 1997.
  118. А.В. В защиту малого и среднего бизнеса // Деловой мир. 2004. № 12.
  119. В. Малый бизнес в региональной экономике: (на примере Московской области) //Экономист. 2003. № 7.
  120. А.А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации: Пер. с англ.- М.: ИНФРА-М, 2001.- 411с.
  121. Торговля в России. 2005: Стат. сб. /Росстат. М., 2006.
  122. Трансформационная экономика России /А.В. Бузгалин, В. В. Герасименко, З. А. Грандберг и др. -М.:Финансы и статистика, 2006.-С.314
  123. В.В., Песоцкая Е. В. Маркетинг в системе предпринимательства.- СПб.: Геликон Плюс, 2000.- 519 с.
  124. Л.А., Трофимов В. В. Управленческие решения (методологические аспекты).- СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.- 87 с.
  125. Управление изменениями в социально-экономических системах региона: Сб. статей /Под ред. И. Е. Рисина, Ю. И. Трещевского. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003.
  126. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ / Отчет по результатам общероссийского исследования.- М.: ОПОРА РОССИИ ВЦИОМ, 2006.
  127. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ / Отчет по результатам общероссийского исследования.- М.: ОПОРА РОССИИ ВЦИОМ, 2005.
  128. Д. Административные барьеры в сфере российского малого предпринимательства: оцешса временных и денежных издержек их преодоления//Российский экономический журнал. 2005. № 3.
  129. С. Начальные этапы коммерциализации результатов фундаментальных исследований. Опыт ФФИ // Интеллектуальная собственность: Промышленная собственность. 2005. № 4.
  130. М.Ю. Институциональные соглашения в инновационной деятельности НИИ//ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. 2005. № 1.
  131. Ф.Э. Социология предпринимательства: прикладные исследования. М.: Центр соц. прогнозирования, 2002.
  132. С. Стратегия современного предпринимательства и социального развития корпораций.: М.» Дашков и К' «, 2002.
  133. П.Н. Финансы предприятия.: Издат-кн.-торгов, корпорация Дашков и К, 2003.
  134. А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России (специальный курс) // Российский экономический журнал. 1997. № 5.
  135. А. С. Малый бизнес и местные бюджеты // Финансы. 2005.
  136. Экономика СНГ: 10 лет реформирования и интеграционного развития/Исполком СНГ. М.: Финстатинформ, 2001.
  137. Энциклопедия начинающего предпринимателя: Практ. рекомендации /Под ред. Е. В. Михайловича. М.: «Новый изд. дом», 2004.
  138. Kaplan R.S., Norton D.P. The Balanced Scorecard Measures then drive Performance // Harvard Business Review. — 1992. — Vol. 70. — N 1. — P. 7179.
  139. The Facts about Small Business 1999. US Small Business Administration / Office of Advocacy.
Заполнить форму текущей работой