Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономическая эффективность внедрения мультимедийных технологий в процесс вузовской подготовки специалистов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перемены, произошедшие л жизни нашей страны в последнее десятилетие, обусловленные социально-экономическими и политическими факторами, коснулись всех сторон общественной жизни, в том числе и системы образования. Актуальность исследований процессов, протекающих в сфере образования, возрастает, так как переход к информационному обществу ведет к возрастанию роли высокоинтеллектуальной личности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основы развития высшего профессионального образования на современном этапе
    • 1. 1. Современные тенденции развития системы непрерывного профессионального образования
    • 1. 2. Концепции образовательных технологий
    • 1. 3. Использование информационных технологий в образовательном процессе
  • Глава 2. Организационно-экономические основы формирования мультимедийных технологий
    • 2. 1. Организация создания мультимедийного образовательного продукта
    • 2. 2. Методика экономической оценки эффективности мультимедийного продукта
  • Глава 3. Технология разработки, внедрения мультимедийных образовательных проектов
    • 3. 1. Анализ эффективности мультимедийных образовательных проектов
    • 3. 2. Применение расчета критерия ROI для оценки эффективности мультимедийного учебника
    • 3. 3. Разработка и внедрение мультимедийных учебников при подготовке специалистов

Экономическая эффективность внедрения мультимедийных технологий в процесс вузовской подготовки специалистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуалыюсть исследования.

Перемены, произошедшие л жизни нашей страны в последнее десятилетие, обусловленные социально-экономическими и политическими факторами, коснулись всех сторон общественной жизни, в том числе и системы образования. Актуальность исследований процессов, протекающих в сфере образования, возрастает, так как переход к информационному обществу ведет к возрастанию роли высокоинтеллектуальной личности, которая способна воспринимать, обобщать, анализировать и создавать новое в виде передовых информационных технологий, что чрезвычайно важно при профессиональной подготовке будущих специалистов, способных работать в современных социально-экономических условиях. В связи с этим повышаются требования к качеству информационной подготовки как важного компонента профессионального образования современного специалиста.

В настоящее время система образования эволюционирует в сторону гибкости и вариативности форм обучения и формирования личности.

Современная ситуация в образовании формируется под воздействием глобальной тенденции информатизации общества. Образовательный процесс, являясь информационным, нуждается в насыщении мультимедийными возможностями. Различные типы и виды информации содержатся в мультимедийных продуктах, в частности, в мультимедийных учебниках.

Мультимедийные технологии, являясь элементом дистанционного образования, могут применяться в различных формах обучения: дневном, заочном, очно-заочном обучении, повышении квалификации, дистанционном обучении. Являясь обязательным элементом, без которого современное обучение невозможно, такие учебники способствуют самостоятельной работе студентов, тестированию, контролю знаний, проведению лабораторных, практических работ, внедрению case-study. Овладение мультимедийными технологиями повысит качество подготовки специалистов и их конкурентоспособность на рынке труда, с одной стороны, и с другойповысит экономическую эффективность обучения.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью создания механизмов разработки, внедрения и применения мультимедийных технологий и определение их экономической эффективности в образовательном процессе при подготовке специалистов.

Степень научной разработанности проблемы.

Важное методологическое значение для разработки темы исследования создали труды по проблемам организации и совершенствования профессионального образования Ю. П. Лзарова, Ю. К. Бабанского, Н. В. Кузьминой, В. Л. Сластенина, А. В. Петровского и др.

Экономическим проблемам организации высшего образования посвящены работы отечественных ученых А. Бабича, Е. Будко,.

A. Воронина, В. Зуева, Ю. Кузнецова.

Разработке теории и практики финансового механизма высшего образования посвящены работы Е. В. Галаевой, Е. В. Клеппер, Е. В. Колесниковой, Н. В. Кротовой, Н. П. Лапшина, В. В. Нагибиной, И. В. Чарной, В. В. Чекмарева.

Труды: А. И. Башмакова, И. А. Башмакова, А. П. Владиславлева,.

B.А. Гневко, А. Я. Кибанова, Г. М. Ложкиной, Е. И. Огарева, Ю. Н. Петрова, Т. Н. Симоновой, М. М. Субботина, В. Г. Узуновой, А. В. Суворинова, А. В. Осина, Ю. Н. Усова и др., посвящены закономерностям развития рыночных отношений, в них рассматриваются также вопросы организации процесса подготовки специалистов, исследование современных методов непрерывного образования, развитие мультимедийных технологий, принципы системного решения управленческих задач.

Перспективные тенденции развития новых информационных технологий исследованы в трудах Э. П. Семешока, В. А. Емелина, Н. А. Носова, М. М. Кузнецова, Н. А. Слядневой, А. Д. Урсула, А. В. Соколова и др.

Изучение мультимедийных технологий как креативного феномена и новой формы творчества отражены в работах М. Н. Афасижева, Ю.У. Фохт-Бабушкина, О. В. Шлыковой и др.

Изменения информационной культуры личности исследуются в работах Р. С. Гиляревского, А. И. Каптерева, Н. А. Слядневой, А. В. Соколова, Ю. А. Шнайдера.

Вопросы медиаобразования рассматривались в работах А. В. Шариковой.

Разработкой методологии создания системы образовательных порталов занимались М. А. Федотов, В. И. Яловецкий и др.

Вопросы интеллектуальной собственности рассмотрены в работах М. Фишера, Э. И. Гавршова и др.

Оценкой стоимости интеллектуального капитала занимались.

C.М. Климов, В. И. Черенков, Г. Беккер, Э. Дайсон, П. Друкер, Р. И. Капелюшников, К.-Э. Свейби, П. Страссман, Дж. Тобином, А. Пулик.

В ходе разработки внедрения мультимедийных технологий в процессе подготовки специалистов использовался зарубежный опыт мультимедийного обучения Р. Надсона, Е. Кофмана, Е. Вагнера, Д. Киркиатрика и др., который анализировался и адаптировался к современным российским условиям высшего образования.

Проблемы экономической эффективности в системе профессионального образования стали объектом диссертационных исследований Т. Н. Ширяевой,.

A.В. Волкова, М. Е. Баскаковой, Б. О. Шуляковкого. Методике создания мультимедийного продукта посвящены диссертационные исследования.

B.А. Касторновой, А. В. Тумалева, А.А. МеньшиковойПроблемы дистанционного обучения рассматриваются JI.C. Садковской, В. В. Кротовым.

Вместе с тем проблема экономической эффективности внедрения мультимедийных технологий в процесс вузовской подготовки специалистов недостаточно разработана, что и обусловило выбор ее в качестве темы диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является определение экономической эффективности внедрения мультимедийных технологий в учебный процесс при подготовке специалистов.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

— изучить концепции современных образовательных технологий;

— проанализировать модели мультимедийных технологий;

— адаптировать существующие методики создания мультимедийных продуктов и оценку их экономической эффективности;

— сформулировать практические рекомендации по оценке экономической эффективности внедрения мультимедийных технологий при подготовке специалистов;

— разработать и внедрить мультимедийный учебник для студентов экономико-управленческих специальностей.

Объектом исследования являются мультимедийные технологии в образовательном процессе.

Предметом исследования является процесс разработки и внедрения мультимедийных технологий и оценка их экономической эффективности при подготовке специалистов.

Гипотеза исследования заключается в том, что внедрение мультимедийных технологий повысит экономическую эффективность подготовки специалистов.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам экономики высшего образования, организационно-методическим проблемам высшей школы.

В работе использованы законодательные акты Российской Федерации в области образованияматериалы научно-практических конференцийпубликации периодической печати по вопросам использования мультимедийных технологий при подготовке специалистов.

Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось с применением системного, процессного подходов, функционально-целевого и абстрактно-логического методов.

Научную новизну представляют следующие результаты, определяющие личный вклад автора в разработку проблем:

— проанализированы концептуальные основы технологизации образовательного процесса, доказано, что информационные технологии и компьютерные средства обучения играют стратегическую роль в подготовке специалистов высшей квалификации;

— мультимедийные технологии обеспечивают повышение экономической эффективности подготовки специалистов;

— выявлен и описан алгоритм разработки и внедрения мультимедийных продуктов в учебный процесс;

— систематизированы и обобщены современные методы оценки экономической эффективности внедрения мультимедийных образовательных проектов;

— разработан и экспериментально апробирован инструментарий использования мультимедийных технологий в учебном процессе;

— применен расчет критерия ROI для оценки эффективности мультимедийного учебника.

Практическая значимость результатов исследования.

На основе разработанной в ходе исследования методики создан Интернет-портал (внутренняя локальная сеть Московского государственного университета культуры и искусств) в помощь преподавателям в создании, внедрении и оценке экономической эффективности мультимедийных учебников в сфере высшего профессионального образования.

Мультимедийный учебник «Управление персоналом», разработанный автором, внедрен в учебный процесс в Московском государственном университете культуры и искусств при обучении студентов дневного, заочного, вечернего отделений по следующим специальностям и квалификациям:

— 60 800 Экономика и управление на предприятии (культура и искусство) /квалификация: экономист-менеджер/;

— 53 100 Социально-культурная деятельность /квалификация: менеджер социально-культурной сферы/.

Методические рекомендации, но разработке и оценке экономической эффективности электронных учебных пособий, предложенные в диссертации, могут быть использованы при подготовке специалистов высшего профессионального образованияв системе дополнительного профессионального образования, а также повышении квалификации специалистов.

На защиту выносятся:

1. Мультимедийные технологии как важный фактор повышения профессиональной подготовки специалистовЭто пункт я бы вообще выкинула, он тривиален.

2. Обоснование внедрения мультимедийных технологий в учебный процесс и их основополагающей роли в системе непрерывного профессионального образования;

3. Теоретические основы и принципы создания мультимедийных технологий;

4. Методика оценки экономической эффективности внедрения мультимедийных технологий в учебный процесс;

5. Алгоритм построения учебного материала в мультимедийном учебнике (на примере курса «Управление персоналом», предназначенного для обучения специалистов в области экономики и управления).

Апробация результатов исследования.

Основные результаты исследования были доложены на научно-практической конференции «Духовная культура накануне нового столетия» (Москва, 25−26 февраля 1998 г.), на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы обучения экономико-управленческим профессиям в вузах культуры» (Москва, 18 декабря 1998 г.), на десятой международной конференции «Крым 2003» «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества» (Судак, Украина, 07−15 июня, 2003 г.), на седьмой международной конференции «LIBCOM-2003» «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек» (Ершово, 17−21 ноября 2003 г.), на одиннадцатой международной конференции «Крым 2004» «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» (Судак, Украина, 5−13 июня, 2004 г.), на восьмой международной конференция «LIBCOM-2004» «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек» (Ершово, 15−19 ноября 2004 г.), международной конференции «Библиотеки и образование» (Ярославль, 19−22 апреля, 2005), на двенадцатой международной конференции «Крым 2005» «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» (Судак, Украина, 4−12 июня, 2005).

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Диссертация изложена на 149 страницах основного текста, оформлены 11 таблиц, 5 схемы.

Выводы по главе.

1. В целях наиболее обоснованного перехода к методическим рекомендациям по разработке, внедрению и применению мультимедийных учебников, автор проводит анаше эффскшвност образовательных проектов с использованием информационных технологий. По результатам анализа наиболее перспективными среди моделей оценки образовательных и ИТ-проектов, названы новейшая модель Филипса, оггшмальная при оценке больших и дорогих проектов обучения, а также «сбалансированная система показателей» Роберга Каплана и Дейвида Нортона. Отмечено также, что многие из проанализированных моделей включают расчет показателя ROI — возврата на вложенные инвестиции, являющегося в настоящее время чрезвычайно важным и актуальным критерием оценки эффективности образовательных ИТ-проектов.

2. Предложенная методика разработки мультимедийных учебников включает стадии концептуального проектирования, проектирования, реализации и подготовки продукта к распространению. Определена последовательность этапов и результатов каждого этапа, относящихся к выделенным стадиям.

3. Процедура осуществления выбора форм представления информации зависит от психопша личности обучаемого. Проведенное исследование на восприимчивость студентами материала мультимедийных учебников подтвердило необходимость разработки электронных тестов для определения психотипа обучаемого (визуал, аудиал, кинестатик, дигитал) и дальнейшего их учета при разработке соответствующих образовательных методик изучения материала.

4. Но ни одну методику нельзя считать законченной, не оценив эффективность ее применения. За основу методики оценки эффективности МУ в исследовании взята модель упрощенного ROI (SROI) Джефа Мунена Эта модель вобрала в себя как преимущества традиционного ROI, так и плюсы системы сбалансированных показателей. С помощью SROI могут быть оценены и финансовая (количественная) и качественная составляющие проекта по разработке и внедрению мультимедийного учебника, оценки могут быть даны как в денежном выражении так и через оценочную шкалу.

5. Такой подход является чрезвычайно важным, поскольку как доходы и результаты обучения, так и затраты с помощью МУ определить достаточно сложно, они часто носят скрытый, неявный характер и могут проявляться через значительный промежуток времени после окончания обучения. (Кроме того затраты также часто не поддаются оценке, поскольку многие из них скрыты и присутствуют в неявном виде.).

Заключение

.

Подводя общие итоги, следует отметить, что главный смысл диссертационного исследования автор видит в разработке эффективных методологических и методических подходов, а также практических рекомендаций по разработке, внедрению и применению мультимедийных учебников в образовательном процессе при подготовке управленческих кадров.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

• изучить основные тенденции развития системы профессионального образования и выделить современные концепции образовательных технологий;

• исследовать роль информационных технологий в образовательном процессе;

• выявить сущность и содержание мультимедийных технологий подготовки кадров;

• провести аналитические исследования моделей эффективности образовательных процессов;

• разработать методический инструментарий процесса разработки, внедрения и применения мультимедийных учебников;

• сформулировать методические и практические рекомендации по оценке эффективности мультимедийного учебника.

Поставленные задачи были решены следующим образом:

1. используется концептуальный подход к непрерывному профессиональному образованию как фактору создания и удержания конкурентных преимуществ России в период интеграции мировых экономических и информационных процессов, в отличие от традиционного подхода к образованию как фактору воспроизводства кадров экономики.

2. систематизированы современные концепции образовательных технологий, среди них выделены информационные технологии и компьютерные средства обучения и определена их решающая роль в современном образовательном процессе как обеспечивающих новые возможности, и реализующие многие существующие функции образования с более высоким качеством.

3. расширен и дополнен терминологический аппарат исследования путем уточнения и конкретизации понятий: образовательная технология, мультимедийная технология, компьютерное средство обучения с учетом их главного назначения — решения образовательных задач.

4. выявлены и структурирован!"! компьютерные средства обучения.

5. предложен методический инструментарий:

• разработки и внедрения мультимедийных учебников при подготовке управленческих кадров;

• применения расчета критерия ROI для оценки эффективности мультимедийного учебника.

Разработанные методики были внедрены в Московском государственном университете культуры и искусств при создании мультимедийного учебника по курсу «Управление персоналом» для обучения студентов дневного, заочного, вечернего отделений по следующим специальностям и квалификациям:

— 60 800 Экономика и управление на предприятии (культура и искусство) /квалификация: экономист-менеджер/;

— 53 100 Социально-культурная деятельность /квалификация: менеджер социально-культурной сферы/.

В результате изучения специальной литературы и полученных в ходе исследования результатов перед диссертантом встают новые перспективные задачи:

• совершенствование системы оценки эффективности мультимедийного учебника с применением различных методов;

• определение путей развития мультимедийных технологий с учетом психологических особенностей обучаемых.

Внедрение практических рекомендаций, разработанных в данном исследовании, а также решение вновь поставленных исследованием задач позволит существенно повысить эффективность профессионального обучения в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высшее образование в России. — 1996. — № 1. -С. 7378-
  2. Автоматизация построения тренажеров и обучающих систем / Самойлов В. Д., Березников В. П., Писаренко А. П., Сметана С. И. Киев: Наукова думка, 1989, 200с.
  3. Активные методы обучения в системе многоуровневого образования: Сб. науч. тр. / Редкол: Р. Ф. Жуков (отв. ред.) и др. / СПбГИЭА. -СПб., 1995.126 е.-
  4. Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в экономическом вузе: Науч.-метод. сб. JL: Изд-во ЛФЭИ, 1990. — 166 е.-
  5. М.Б., Балан С. Н. Технология использования систем мультимедиа: Учебное пособие.- М., 2002.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.-339с.
  7. М.Н. Западные концепции художественного творчества. -М.: Высшая школа, 1990. 175 с.
  8. Л. О. Коллокационные модели прогнозирования в фи-нансовой среде. — М.: Экзамен, 2001.
  9. В.В. Современные проблемы управления воспроизводством научного потенциала высшей школы России. М.: Изд-во ГУУ, 2001.
  10. Ю.Башмаков А. И., Башмаков И. А. Компьютерные тренажерные комплексы для профессиональной подготовки и повышения квалификации в области электроэнергетики и технология их разработки // Проблемы энергетики. 1999. № 1−2. С.84−91.
  11. А.И., Башмаков И. А. Технология и инструментальные средства проектирования компьютерных тренажерно-обучающих комплексов для профессиональной подготовки и повышения квалификации. Части 1, 2.//Информационные технологии. 1999. № 6. С 39−45-
  12. Л.И., Башмаков И. Л. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. -616с.
  13. А.И., Зуев Э. Н. Научно-технические аспекты подготовки и повышения квалификации оперативно-диспетчерского персонала энергосистем // Вестник МЭИ. 1996. № 5. С. 57−64.
  14. И.Л., Щербин В. М. Организация дистанционного обучения с использованием компьютерных учебников // Международный форум информатизации «Информационные средства и технологии». М.: Изд-во «Станкин», 1996. С. 20−25.
  15. Дж. Д. Наука в истории общества/ Пер. с англ. A.M. Вязьминой- Общ. ред. Б. М. Кедрова, И. В. Кузнецова. М.: Изд. Иностр. лит., 1956.-735с.
  16. Л. фон. Общая теория систем критический обзор // Исследования по общей теории систем. Сборник переводов с англ, и польск. Общ. ред. и вступит, статья В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина — М.: Прогресс, 1969.-520с.-
  17. А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука: В 2 Кн.: Кн. 1.-М.: Экономика, 1989. 304 е.-
  18. . Система вещей. М.: Рудомино, 1995. — 174с. С. 98.
  19. М. Моя жизнь и взгляды / Пер. с англ. М. Арского и В. Бело-коня. -М.: Прогресс, 1973. 175 с.
  20. Ф.И., Богомолова И. В. Итоговый контроль знаний студентов// Бухгалтерский учет. 1996. — № 9. — С. 63−65.
  21. П. Искусство менеджмента / Пер. с англ. И. Б. Козыревой. -М.: Новости, 1993.-224 с.
  22. Вернер Ингенблек. Все о мультимедиа.- Киев: BHV, 1996.- 352с. С. 7.
  23. Л. Лвтоматизироваииая библиотечная сеть высшей школы // Высшее образование в России. 1996. — № 2. — С. 51−56. С. 54.
  24. О.С., Наумов Л. И. Менеджмент: Учебник для экон. спец. вузов. М.: «Высшая школа», 1994. — 224 с.
  25. Ф.С. Информатика. Новый систематизированный словарь-справочник. Вводный курс по информатике и вы-числительной технике в терминах. М.: Либерея, 2001.- 536с.
  26. А.И., Пряничникова о.д. Мировые тенденции в области научных исследований высшего образования. М.: НИИ ВО, 1998.
  27. В.М., Цыганенко A.M. Методы и средства подготовки электронных изданий: Учебное пособие.- М., 2001.
  28. В.А. Учебное заведение в условиях экономики переходного периода. Концепция развития образования. СПб., 2001.
  29. В.В. Применение информационных технологий в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов: Тез. докл. / ГАУ. М., 1996: В 2 Вып. Вып. 1. — С. 34−35.
  30. ЗЬГолубицкий С. Новая мифология Интернет// Эксперт. 1997.-№ 27. — С. 54−55.
  31. ГОСТ 19.101−77, 19.002−80, 19.003−80. Виды программ и про-граммных документов. Схемы алгоритмов и программ. Правила выполнения. Обозначения условные графические. — М: Стан-дарты, 1984.
  32. Государственные приоритеты в науке и образовании/Ракитов А.И., Авдулов А. Н., Иванова Н. И. и др.- Отв. ред. Ракитов А.И.- РАН. ИНИОН.
  33. Центр науч.-ннформ. неслед. по науке, образованию и технологии- Центр информатизации, соц., технол. исслед. и науковед, анализа. М., 2001.
  34. Гроув Эндрю С. Высокоэффективный менеджмент. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. — 278 с.
  35. Гультяев Л.К. Macromedia Authorware 6.0. Разработка мультимедийшлх учебных ресурсов.- М., 2002.
  36. Дж.К. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ. / Под общ. ред. и с предисл. Н. Н. Иноземцева, А. Г. Милейковского. -М., 1979.-406 е. С. 67
  37. Даринский А.В.//Рос. пед. Энциклопедия. В 2 т. 1993.
  38. К.Х. Исторический характер рациональности в научном познании // Философские науки. 1978. — № 5. — С. 63 — 70.
  39. К.Х. Рационализм и социосинергетика // Общественные науки и современность. 1997. — № 1. — С. 117−124.
  40. И.С. Многослойные гипертекстовые среды.- М., 2002.
  41. Дистанционное обучение в современном мире.- М., 2002.
  42. В.А. Гипертекст и постгутенберговая эра.- См.: http://vvvv.geocities.com/emelmvadim/hipertext.htm
  43. В.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие по спец. «Педагогика и психология» (дополнительное образование) / СПбГТУ. -СПб., 1996.-36 с.
  44. Р.Ф. Активные методы обучения при повышении квалификации на судостроительном предприятии: Конспект лекций / ИПК. -JI., 1980. 52 с.
  45. Р.Ф. Деловые игры в деле // ЭКО. 1980. — № 9. — С. 75−86.
  46. Р.Ф. Конкретные производственные ситуации. Метод, разработки ИПКРР и ССП / ИПК. Л., 1975. — 86 с.
  47. Р.Ф. Технология обучения в системе повышения квалификации: Текст лекций для слушателей МИПКа / ЛИЭИ. Л., 1989. — 48 с.
  48. Р.Ф. Технология обучения в системе повышения квалификации: Текст лекций для слушателей МИПКа / ЛИЭИ. Л., 1989. — 48 е. С. 20.
  49. Р.Ф. Технология обучения в системе повышения квалификации: Текст лекций для слушателей МИПКа / ЛИЭИ. JI., 1989. — 48 е.
  50. В.М. Концепция государственной региональной политики Российской Федерации в области высшего и среднего профессионального образования//Регионология. -1994. № 2−3.
  51. Н.А. Теория и практика современных технологий подготовки экономических кадров./ СПбГИЭЛ. СПб., 1997. — 140 с.
  52. A.M. Мультимедиа как социокультурный фе-номен. М.: НПО Профиздат, 2002. — 224 с.
  53. A.M., Шлыкова О. В. Введение в мультимедиа: Учебное пособие / М-во культуры Российской Федерации МГУК.-М., 1997.-105 с.
  54. А. И. Информатизация социокультурного пространства. М.: ФАИР-ПРЕСС 2004. — 512 с.
  55. В.И. Обучающие программы.- М., 2001.
  56. Качество высшего образования//А1та mater: Вестник высшей школы. — 1999. № 1.
  57. М. Мультимедиа / Пер. с нем. СПб.: BHV — Санкт-Петербург, 1994.- 192с. С. 3.
  58. М. Мультимедиа/Пер. с нем. СПб.: BI IV -Санкт-Петербург, 1994. — 192 с.
  59. И. Система подготовки инженеров: Социологический ракурс// Высшее образование в России. 1996. — № 2. — С. 79−87. С. 83.
  60. П. С, Петров Л.Л. Принципы построения моделей. — М.: ФАЗИС: ВЦ РАН, 2000.
  61. Кремер Н.III. и др. Исследование операций в экономике. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1997.
  62. Д. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий.- М., 2003.
  63. Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ / Пер. с англ. C.JI. Володиной, В. А. Кузнецова, С. П. Романовой. -М.: Прогресс, 1970.-258 с.
  64. Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ / Пер. с англ. СЛ. Володиной, В. А. Кузнецова, С. П. Романовой. -М.: Прогресс, 1970.-258 с.
  65. Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ / Пер. с англ. СЛ. Володиной, В. А. Кузнецова, С. П. Романовой. -М.: Прогресс, 1970. 258 е. С. 130
  66. О. О подготовке работников финансово-банковского профиля // Финансовая газета. 1997. — № 18. — С. 12.
  67. Г. В. Письмо к Косту // Лейбниц Г. В. Соч. — М.: Мысль, 1983. Т. 1.-С. 378−382.72Лотман ЮМ. Избранные статьи в трех томах. Т.З. Тал-линн: Александра, 1993.-480 с.73Лотман ЮМ. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. — 272 с.
  68. Материалы 2 и 3-й Всерос. конф. по дистанц. образованию / МГУЭСиИ,-М., 1997.- 132 с. С. 16.
  69. Мир электронного обучения. март-апрель 2004. № 2, — М.: МЭСИ.
  70. Мир электронного обучения. май-июнь 2004. № 3.- М.: МЭСИ.
  71. Мир электронного обучения. июль-август 2004. № 4.- М.: МЭСИ.
  72. Мир электронного обучения. сентябрь-декабрь 2004. № 5−6.- М.: МЭСИ.
  73. Мир электронного обучения. март-апрель 2005. № 1.- М.: МЭСИ.
  74. Мир электронного обучения. январь-февраль 2004 № 1.- М.: МЭСИ.
  75. К. Как построить свою экспертную систему: Пер. с англ. — М.: Энергоатомиздат, 1991.
  76. Г., Пригожий И. Познание сложного : Введение/ Пер. с англ. В. Ф. Пастушенко. М.: Мир, 1990. — 342 е.-
  77. Новые формы и методы учебно-методической работы на современном этапе: Тез. докл. и выступлений на Междунар. учеб.-метод. конф. (26−28 марта 1996 г.). Ч. I. -М.: ФА, 1997. 124 с.
  78. Представление и использование знаний: Пер. с япон. / Под ред. Х. Уэно, М. Исидзука. М.: Мир, 1989. 220с.
  79. Н.Л. Экономические аспекты развития научно-образовательного потенциала высшей школы: Дисс. канд. экон. наук. -Омск, 1997.
  80. Перспективы: Вопросы образования. Изд-во ЮНЕСКО. 1994. — № 3 — 4.
  81. Перспективы: Вопросы образования. Изд-во ЮНЕСКО. 1994. -№ 1 — 2.
  82. Перспективы: Вопросы образования. Изд-во ЮНЕСКО. 1995. -№ 1 — 2.
  83. Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования. Н. Новгород: Ай Кью, 1994. — 351 с.
  84. Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования. Н. Новгород: Ай Кыо, 1994. — 351 с.
  85. СВ. Интернет-услуги в правовом поле России.-М.: Агентство «Издательский сервис», 2003. 272 с.
  86. Э.В. Общение с ЭВМ на естественном языке. М.: Наука, 1982. 359с.- Любарский Ю. Я. Интеллектуальные информационные системч. М.: Наука, 1990. 232с.
  87. М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. — М.: Международные отношения, 1993.
  88. Проблемы совершенствования организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф.: В 2 Вып. Вып. II / ГАУ. М., 1996. — 84 е. С. 8 — 9.
  89. Разработка и применение экспертно-обучающих систем: Сб. науч -Трудов. М.: НИИВШ, 1989. 154с.
  90. Ратбон Эдди. Мультимедиа и CD-ROM для «чайников»: Для сомневающихся. Киев*. Диалектика, Информейшн Компьютер Энтерпрайз, 1996. — 268 с.
  91. А .Я., Новиков В. А., Лобанов Ю. И. Подготовка информации для обучающих информационных систем: Метод. Пособие дляпреподавателей и студентов ВУЗов / Под ред. А. Я. Савельева. М.: Высшая школа, 1986. 176 с.
  92. Л.Я., Новиков В. Л., Лобанов Ю. И. Подготовка информации для обучающих информационных систем: Метод. Пособие для преподавателей и студентов ВУЗов / Под ред. Л. Я. Савельева. М.: Высшая школа, 1986. 176 с.
  93. Самоорганизация, организация, управление / Под ред. Б. I I. Бессонова, Б. А. Вороновича, B.C. Егорова. М.: РАГС, 1995. — 273 е. С. 235.
  94. Самоорганизация: кооперативные процессы в природе и обществе. Ч. 1.- М.: Изд-во АН СССР, Ин-т философии, 1990. 116 е.-
  95. Самоорганизующиеся системы / Пер. с англ. В. Г. Бородулиной, В. П. Евменова и Н.М. Французова- Под ред. Т. Н. Соколова. М.: Мир, 1964.-435с.-
  96. А.П., Шалобина И. А. Сетевые модели динамики знаний / Под ред. Ю. Н. Мельникова. М.: МЭИ, 1992. 88с.
  97. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  98. М.П. Профессиональное обучение: Педагогические технологии. СПб., 1996. — 100 с.
  99. Л.Дж., Хэйфмейстер Сюзен, Чеснат Анжела М. Оптимизация мультимедиа ПК / Пер. с англ. Киев: НИПФ «ДиаСофт Лтд», 1997. -352с.
  100. Статические и динамические экспертные системы / Э. В. Попов, И. Б. Фоминых, Е. Б. Кисель, М. Д. Шаиот. М.: Финансы и статистика, 1996. 320с.
  101. М.М. Гипертекст: новая форма письменной ком-муникации.- М.: ВИНИТИ, 1994. 157 с. (Итоги науки и техники. Сер. Информатика. Т. 18.).
  102. Томпсон Стивен, Элшир Кейт. Осваиваем мультимедиа / Пер. с англ. -М.: Восточная кн. компания, 1997. 288 с.
  103. Д. Руководство, но экспертным системам: Пер. с англ М.: Мир, 1989. 388с.
  104. IO.II. Основы экранной культуры. М.: МП Новая • школа, 1993.-90 с.
  105. Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском проф. образовании"//Бюллетень Минобразования России. М., 1996. -№ 10.
  106. Философско-психологические проблемы развития образования/ Под ред. В. В. Давыдова. М.: ИНТОР, 1994. — 128 е. С. 83.
  107. Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Пер. с англ. Ю.А. Данилова- Под ред. IO. J1. Климонтовича. М., 1985. — 419 е.
  108. Ф.Э. и др. Социология образования: прикладной аспект. М.: ЮРИСТЪ, 1997.
  109. О.В. Феномен мультимедиа. Технологии эпохи электронной культуры: Монография. М.: МГУКИ, 2003. — 251 с.
  110. Ю.А. Информатизация и культура// НТИ. Сер.2. -1991-№ 8.-С. 1−9.
  111. Ф. Технология обучения в системе высшего образования/ Пер. С польского О. В. Долженко. М.: Высш. шк., 1986. — 133 с.
  112. М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. 1985. — № 6.
  113. Chapman Nigel, Chapman Jenny. Digital Multimedia.- John Wiley and sons, LID Chichester, NY, — 2000.- 568p.
  114. Mbarika Victor W., Sankar Chotan S., Raju P.K., Raymond Jennie Importance of Learning-Driven Constructs on Perceiveds, Skill Development when Using Multimedia Instructional Mate-rials //J. Education Technol. System. 2000 -2001. — V.29. -№l.-P.31−40.
  115. Wise Richard, Steemers Jeanette. Multimedia: a critical introduction. -London, NY: Routledge, 2000. 228 p.
Заполнить форму текущей работой