Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теория и методология формирования организационной культуры как фактора развития структуры и методов управления предприятием

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные исследования, посвященные культуре фирмы и проектированию ее структуры, существуют как бы параллельно. В лучшем случае формирование организационной культуры рассматривается как завершающий этап создания структуры фирмы. В результате предполагается, что культура должна просто зафиксировать те отношения, которые вытекают из созданной системы должностных инструкций. Воздействие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРОЦЕСС ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
    • 1. 1. Изменение общей парадигмы менеджмента и теории систем на современном этапе
    • 1. 2. Новый подход к формированию организационной структуры
    • 1. 3. Новая роль культуры организации в условиях постиндустриального (информационного) общества
    • 1. 4. Влияние культуры фирмы (организационной культуры) на эффективность организации
  • ВЫВОДЫ ИЗ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ
  • ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУРЫ И СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 2. 1. Системный подход к организационному проектированию
    • 2. 2. Воздействие организационной куль туры ил процесс создания и функционирования структуры с позиций системного подхода
    • 2. 3. Обоснование возможности проектирования характеристик организационной культуры в процессе организационного проектирования (моделирования)
    • 2. 4. Теоретические постулаты, принципы и алгоритм проектирования ипформационпо-коммуипкациопнон системы с учетом характеристик организационной культуры
  • ВЫВОДЫ ИЗ ВТОРОЙ ГЛАВЫ
  • ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА МОДЕЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ С УЧЕТОМ ХАРАКТЕРИСТИК КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
    • 3. 1. Характеристика информационных потоков
    • 3. 2. Требования, выдвигаемые к структуре информационных взаимодействий различными тинами культуры организации
    • 3. 3. Выьор информационной единицы (модуля)-элемента информационной структуры
    • 3. 4. Характеристика информационной модели, построенной на основе выделения решающих центров (на примере санкт-петербургского предприятия по производству безалкогольных напитков)
    • 3. 5. Характеристика информационной модели, построенной на основе структуры бизнеспроцессов (выделения единиц бизнеса) па примере санкт-петербургского авторемонтного предприятия
    • 3. 6. методика моделирования информационных потоков
    • 3. 7. Описание информационных потоков
  • ВЫВОДЫ ИЗ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ
  • ГЛАВА 4. МЕТОДИКА КОЛИЧЕСТВЕННОГО ИЗМЕРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 4. 1. Характеристика существующих. методик оценки и измерения организационной культуры. Методика OCAI
    • 4. 2. Направления адаптации н модификации методики OCAI
    • 4. 3. изучение caiikt-iieiерьургских предприятий с помощью адаптированной ii модифицированной методики oca
      • 4. 3. 1. Характеристика проведенного исследования
      • 4. 3. 2. Полученные результаты н сделанные па их основе
  • выводы
    • 4. 3. 3. Возможное i i. формирования представления о типичной организационной культуре предприятий г. Санкг-Петерьурга
  • ВЫВОДЫ ИЗ ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЫ
    • ГЛАВА 5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ СТРУКТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ФИРМЫ
    • 5. 1. Оыцпй критерий эффективности организационной культуры
    • 5. 2. Вспомогательные показатели эффективност и организационной культуры
    • 5. 3. Определение соответствия структуры и культуры организации
  • ВЫВОДЫ ИЗ ПЯТОЙ ГЛАВЫ

Теория и методология формирования организационной культуры как фактора развития структуры и методов управления предприятием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный период жизни мирового сообщества определяется большинством исследователей как время перехода от индустриального общества к постиндустриальному (информационному). Этот переход знаменуется сменой общей парадигмы менеджмента и теории систем, а также появлением принципиально новых организационных форм (кластерная и сетевая организации, виртуальная корпорация и т. д.). Новые организационные формы отличаются высокой открытостью и адаптивностью, отсутствием не только таких привычных характеристик организации как жесткая система власти или приоритет административной системы над информационной, но и стабильной формализованной структуры как таковой. Происходящие изменения в принципах структуризации и функционирования организации, системе бизнес-коммуникаций и принципах взаимодействия организации с внешней средой требуют нового взгляда на роль и значение культуры организации.

По своей сути культура организации представляет собой единый образ организации, совокупность ее целей, ценностей, правил поведения и нравственных принципов работников. Исследования организационной культуры регулярно осуществляются в США и странах Западной Европы и служат действенным инструментом развития как управленческой науки, так и практики менеджмента. Характеристики организационной культуры, принципы ее формирования и изменения вызывают интерес и в современной России. Появляется все больше научных исследований, посвященных данному феномену. Однако в данных исследованиях не учитывается роль культуры фирмы как связующей субстанции организации, того, что обеспечивает единство и согласованность действий ее составных частей (в сетевой организации ими являются самостоятельные фирмы). В настоящее время отсутствуют научные исследования, посвященные взаимосвязи процессов организационного проектирования и формирования культуры организации, эти процессы рассматриваются изолировано друг от друга. Как показывает проведенное исследование, такой подход негативно сказывается на функционировании организации в целом и снижает эффективность ее структуры в частности.

В условиях постиндустриального общества и использования новейших информационных технологий создаваемые организационные структуры являются все более гибкими, утрачивают жесткую иерархичность. При этом происходит изменение традиционных механизмов, обеспечивающих координацию и согласованность действий организационных элементов. До сей поры такими механизмами являлись система контроля собственности и, базирующаяся на ней, система контроля (распределения) власти. Но в современных формах организации, таких, как сетевая организация, они утрачивают свое былое значение. В этих условиях зачастую именно культура становится связующей сущностью организации, обеспечивает ей необходимое сочетание адаптивности и стабильности, согласованность и координацию действий составных частей фирмы. Однако этим роль культуры организации не исчерпывается. Она оказывает непосредственное воздействие на эффективность организационной структуры и определяет структуру и характер функционирования информационной системы организации. Именно культура организации определяет характер и вид информационных потоков, как внутри фирмы, так и между организацией и внешней средой. В то же время взаимодействие культуры и структуры организации, также воздействие организационной культуры на эффективность функционирования фирмы в целом и ее организационной структуры в частности являются практически не изученными вопросами.

Современные исследования, посвященные культуре фирмы и проектированию ее структуры, существуют как бы параллельно. В лучшем случае формирование организационной культуры рассматривается как завершающий этап создания структуры фирмы. В результате предполагается, что культура должна просто зафиксировать те отношения, которые вытекают из созданной системы должностных инструкций. Воздействие характеристик культуры организации на предшествующие этапы и стадии процесса проектирования организационной структуры (выявление состава элементов организации, определение взаимосвязей между элементами и с внешней средой и т. д.) абсолютно исключается. Такой подход не верен. Организационная культура оказывает активное воздействие на эффективность организационной структуры предприятия, а это значит, что в процессе создания структуры (или ее модификации) должны быть учтены (спроектированы) основные характеристики желаемой культуры фирмы. Только в этом случае организационное проектирование можно признать в полной мере соответствующим системному подходу. В предлагаемом исследовании рассматриваются методологические основы и принципы проектирования характеристик организационной культуры в процессе создания гибких структур. Представлена характеристика влияния организационной культуры на эффективность функционирования организации, размер трансакционных издержек и размер гудвилла фирмы. Последний вопрос является фактически не изученным, впрочем, как и влияние организационной культуры на эффективность деятельности фирмы в целом.

Этим и определяется актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Теоретические основы, принципы и особенности функционирования постиндустриального общества изложены в исследованиях Д. Белла, Р. Арона, У. Хармена, А.

Воронина, 3. Румянцевой, Р. Уотврмана, Т. Питерса, И. Ансоффа, П. Друкера, О. Виханского, JI. Мартынова. Ведущим исследователем сетевой экономики является М. Кастельс, который обобщил исследования японских, китайских и корейских ученых с 1970;х по 1990;е годы. Принципы функционирования сетевых и иных новейших форм организации рассмотрены в работах П. Алдрича, П. Алена, Дж. Варне, Г. Доси, Н. Фосса, Б. Когута, Дж. Хейдждурна, Р. Нельсона, о. Вильямсона,.

B. Т. Рязанова, Б. 3. Мильнера, В. С. Катькало, С. П. Куща, О. А. Третьяк и др.

Вопросы организационного проектирования на основе системного подхода рассматривались в работах Д. А. Поспелова, Ю. И. Клыкова, Д. В. Соколова, П. Друкера, К. Менара, Дж. Вудворд, Р. Акоффа, Г. Кунца, Д. Хиксона, Д. Сильвермана и др. Значительный вклад в создание теории самоорганизации внесли Хакен Г., Пригожин И., Стенгерс И., Богданов А. А., Винер Н., фон Берталанфи Л., Эйген М., Карлоф Б., Б.-В.Занг, И. Рамоне,.

C. П. Курдюмов и др. Л. Берталанфи, С. Вира, Н. Винера, И. Пригожина, У. Р. Эшби. Идеи адаптации организаций к условиям меняющейся среды представлены в работах Р. Акоффа, И. Ансоффа, В. Кинга, Дж. Форрестера, С. Янга, Дж. Глика, М. Вуолдропа, П. Сэнджа и многих других. Следует отметить интерес к данной проблематике в работах отечественных ученых, в том числе в работах А. Г. Журавлева, А. И. Пригожина, М. И. Сетрова, Б. С. Украинцева, Ю. Кузнецова, В. Хиценко и других.

Вопросам реинжиниринга и организационных изменений посвящены исследования К. Левина, Р. Дафта, Ф. Гуияра, Дж. Келли, М Бира, Н. Нориа, С. Р. Фолоновича, Г. В. Широковой, Д. И. Баркана и др.

Культура организации исследовалась в работах Дж. Ховстида (Ховштеде), К. Камерона, Д. Эттингтона, Дж. Мартин, В. Оучи, Т. Фицжеральда, Г. Минцберга, Э. Шейна, Дж. Джереми, Дж. Хескетта, Я. Митроффа, Э. Джакуса, К. Голда, Э. Брауна, Г. Моргана, Д. Дреннана, Ф. Харриса, Р. Морана, Т. Диала, А. Кеннеди, Дж. Мартина. Э. Цейна, Дж. Коттера, В. В. Томилова, В. А. Спивака, Е. В. Песоцкой и др.

Как указывалось выше, исследования, посвященные взаимосвязи процессов организационного проектирования и формирования культуры организации отсутствуют.

Цель исследования: разработать теоретические и методологические основы формирования культуры организации как фактора развития структур и методов управления предприятием, установить взаимодействие процессов организационного проектирования и функционирования организации с процессом формирования организационной культуры, а также разработать методику и практические рекомендации проектирования и измерения характеристик культуры фирмы.

Задачи исследования. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

1. Разработать теоретические и методологические принципы проектирования и фунционирования гибких организационных структур в постиндустриальную эпоху;

2. Определить роль и место организационной культуры в процессе создания и функционирования гибких организационных форм;

3. Выявить теоретические и методологические принципы оценки воздействия организационной культуры на эффективность функционирования организации в целом, эффективность системы управления и эффективность структуры предприятия;

4. Выявить и проанализировать механизм взаимодействия процессов организационного проектирования и формирования культуры организации;

5. Разработать методологические подходы и методический инструментарий проектирования характеристик организационной культуры в процессе создания гибких организационных структур;

6. Осуществить анализ эмпирического базиса процесса формирования и функционирования культуры организации, выявить эмпирические закономерности и тенденции;

7. Разработать методологические основы и методику анализа и проектирования (моделирования) информационно-коммуникационной среды и информационных процессов в организации с учетом характеристик организационной культуры ;

8. Разработать методику и инструментарий количественной оценки организационной культуры, оценки ее эффективности и соответствия характеристик культуры и структуры организации.

9. Определить направления практического применения предложенных принципов, методов и процедур.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом диссертационного исследования являются предприятия и организации различных сфер деятельности. В качестве предмета исследования выступают принципы, методы и процедуры проектирования и функционирования гибких организационных форм в контексте формирования и развития культуры организации, взаимное влияние данных процессов.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической, методологической и методической основой диссертационного исследования служат теория и методология системного подхода и системного анализа, современные концепции менеджмента и предпринимательства, теория организации, концепции организационного проектирования и организационного поведения, теория экономической информации и информационная логистика, а также работы ведущих зарубежных и отечественных ученых в исследуемой области. Применяется комплексный, системный, междисциплинарный анализ к формированию культуры организации и функционированию гибких организационных структур.

Использовались также формально-логические, экономико-математические и диалектические методы анализа эмпирических данных, методы аналогий, группировки и сравнения.

Основные научные результаты исследования и научная новизна состоят в том, что:

1. Обобщен исторический опыт и теоретический базис проектирования организационных структур и разработаны концептуальные основы, теоретические и методологические принципы создания и функционирования гибких организационных структур в постиндустриальную эпоху;

2. Проанализированы и обобщены теоретические, методологические и эмпирические результаты, полученные в области исследования культуры организации, вскрыты принципы и основные тенденции создания и функционирования организационной культуры в современных условиях.

3. Разработаны концептуальные положения, определяющие роль культуры фирмы в процессе создания и функционирования гибких организационных формвыявлена роль организационной культуры как связующей субстанции организации, обеспечивающей единство и согласованность действийвыявлены направления воздействия культуры организации на эффективность организационной структуры, определены критерии, позволяющие оценить степень данного воздействия;

4. Определены направления и разработаны критерии оценки воздействия культуры организации на эффективность деятельности организации (эффективность методов управления) в целом и, в частности, на размер гудвилла и трансакционных издержек, выявлены характеристики воздействия культуры организации на систему информационных потоков (бизнес-коммуникаций);

5. Уточнена и приведена в систему совокупность понятий, связанных с концепцией культуры организации как фактора, обеспечивающего развитие организации. Разработаны основные положения данной концепции, основанные на положении о приоритете информационной системы (информационного механизма) организации в процессе самоорганизации.

6. Разработан механизм взаимодействия процессов организационного проектирования и формирования культуры организации. Выявлены характеристики взаимного влияния данных процессов и параметры, определяющие соответствие структуры и культуры организации. В процессе исследования определено, что для успеха организации необходимо соответствие структуры и культуры фирмы не на уровне «видвид», а на уровне «тип-тип», гибкому типу структуры должен соответствовать гибкий тип культуры и наоборот. Разработанный подход позволил осуществить качественно новый анализ процессов организационных изменений и реинжиниринга, выявить факторы, обеспечивающие повышение эффективности этих процессов.

7. На основе сформулированных принципов и созданной концепции разработаны теоретические и методологические подходы, а также методический инструментарий проектирования характеристик организационной культуры в процессе создания гибких организационных структур;

8. Разработана оригинальная количественная методика и инструментарий изучения и оценки организационной культуры. С помощью созданной методики впервые в современной России проведено репрезентативное количественное исследование организационной культуры ряда предприятий. Выявлены типичные черты и тенденции формирования культуры организации в современных условиях. Определены исходные представления о типичной культуре российских предприятий различных сфер деятельности.

9. Разработана методология и методика оценки эффективности организационной культуры и процедура определения соответствия культуры и структуры организации. Разработанные инструменты применены к оценке организационной культуры реальных предприятий;

10. Разработаны методологические основы, методика и процедура проектирования (моделирования) системы информационных потоков (бизнес-коммуникаций). Выявлено, что данная система должна формироваться с учетом спроектированных (определенных) характеристик культуры, оказывающих непосредственное воздействие на все стадии осуществления процесса проектирования системы информационных потоков в организации. Разработаны принципы проектирования системы информационных потоков при использовании различных базовых элементов: структурных подразделений, решающих центров и единиц бизнеса. Представлены примеры моделей системы информационных потоков (бизнес-коммуникаций) для организаций различных сфер и видов деятельности.

Практическая значимость работы.

Результаты, полученные в диссертационном исследовании, могут служить теоретической и методологической основой для формирования организационных форм и структур, максимально адаптированных к условиям развивающейся внешней среды, повышения эффективности функционирования организаций, формирования эффективной информационно-коммуникационной системы организации, обеспечения успешного развития и реинжиниринга организационных процессов.

Разработанные теоретические и методологические положения доведены до стадии, позволяющей использовать их в конкретных организациях.

Общность и универсальность предложенных процедур продемонстрирована при обосновании подходов к решению разнообразных прикладных проблем управления в различных организациях. В том числе разработаны и апробированы: методика и процедура количественного анализа организационной культуры предприятияпроцедура выявления соответствия организационной структуры и культуры фирмыметодика формирования информационной системы (модели бизнес-коммуникаций) — процедура оценки эффективности организационной структуры.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические, методологические и методические результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на Международных, Всероссийских и Региональных научных и научно-практических конференциях.

По разработанной методике было проведено репрезентативное исследование ряда санкт-петербургских предприятий летом-осенью 2004 г. Теоретические и методологические результаты исследования частично внедрены на некоторых предприятиях города Санкт-Петербурга (предприятие по производству безалкогольных напитков ООО «Любимые напитки» и автотранспортное предприятие ООО «Транспортная компания Барс»).

Результаты исследования вошли в научный отчет госбюджетной темы кафедры экономики и финансов Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий «Проблемы формирования и функционирования новой модели хозяйственного механизма» за 1998;2002 гг. Регистр. № 1 980 005 773. Раздел 2.

Материалы диссертации использовались автором в учебных целях при чтении курсов «Теория организации и организационное поведение», «Управление организационными изменениями», «Теоретические основы бизнеса» на факультете экономики и менеджмента в Санкт-Петербургском государственном университете низкотемпературных и пищевых технологий. Они также применялись при чтении отдельных разделов экономической теории и теории менеджмента.

Выводы из пятой главы.

1. Суть проблемы определения степени эффективности культуры фирмы состоит в сложности количественной оценки организационной культуры, относительности измеряющих ее показателей. Именно поэтому, в настоящее время практически полностью отсутстувуют исследования, посвященные этому вопросу. Однако, на наш взгляд, данная проблема может быть успешно решена с помощью предлагаемой модифицированной методики OCAI. Действительно, наиболее общим критерием эффективности организационной культуры очевидно является степень ее соответствия определенному эталонному целевому типу. Проще говоря, организационная культура может быть сочтена эффективной если она максимально соответствует требуемой, желаемой культуре. Расчет данного критерия эффективности организационной культуры можно представить в виде формулы:

ЭФ0К = Дл + Лр + Д8, где ЭФ0К — показатель эффективности организационной культуры ;

ДА — относительное отклонение значения показателей существующей культуры по переменной А;

Ар — относительное отклонение значения показателей существующей культуры по переменной Р;

As — относительное отклонение значения показателей существующей культуры по переменной S;

2. Кроме показателя, отражающего соответствие имеющейся культуры требуемой (желаемой), который, по нашему мнению, может быть выделен как решающий (итоговый) показатель эффективности организационной культуры, можно определить и некоторые вспомогательные критерии, обеспечивающие выявление таких характеристик культуры как сила, уровень и соответствие культуры определенному типу. К таким показателям в частности относятся :

• Степень конфликтности (Скj.

• Степень усвоения культуры работниками фирмы (Ук).

• Степень документализации культуры (Сдк).

• Степень креативности (Скр).

• Степень согласованности действий (Сед).

• Уровень общности (совместимости) кадров управления (Пт).

Еще один аспект, определяющий эффективность организационной культуры — ее соответствие структуре организации.

Как указывалось выше, культура должна обеспечивать и стабильность и гибкость организации. В культурах различного типа данное диалектическое противоречие решается по-разному. В одних типах культур (например, оделинистской) явно превалирует требование обеспечения стабильности, устойчивости организации, в других (новелтистской) абсолютизируется требование обеспечения гибкости и развития фирмы.

Как отмечалось выше, структура организации тоже может быть разделена на два типа. Первый тип, который условно назван структурная (иерархическая) система, ориентирован на создание четкой, стабильной и формально закрепленной структуры. Этот тип соответствует требованиям оделинистской и триумфистской культур. Второй тип, условно названный диффузная (органическая) система, требует формирования гибкой структуры, обеспечивающей максимально широкий доступ к информации внутри, высокий уровень децентрализации фирмы. Он отвечает требованиям дивотидлистской и новелтистской культур.

В качестве основы для выявления соответствия культуры и структуры организации можно использовать такие характеристики как:

• Открытость системы;

• Гибкость системы;

• Доступность информации.

Каждая из этих характеристик имеет свои критерии (измерители). Например, в качестве критериев измерения открытости системы могут быть использованы:

• Число внешних взаимосвязей, чем их больше, тем более открыта система;

• Степень влияния внешних взаимосвязей на деятельность организации, определяемая в частности соотношением изменений, произошедших во внешних взаимосвязях с изменениями, произошедшими внутри организации (например, вызывает ли смена поставщиков или потребителей изменения в структуре организации);

• Интенсивность внешних информационных потоков, определяемая частотой и объемом обмена информацией с внешней средой и т. д.

4. Если, в результате проведенного исследования, структуру управления организации можно определить, как гибкую, открытую и обладающую достаточно высокой степенью открытости информации, а культура фирмы может быть отнесена к дивотидлистскиму или новелтистскому типу, то можно говорить о соответствии структуры и культуры организации. Если же культура относится к оделинистскому или труифистскому типу, то налицо противоречие, которое может привести к существенному снижению эффективности структуры организации и, в конечном счете, организации в целом. Напротив, если культура организации соответствует оделинистскому или триумфистскому типу, а структура управления характеризуется низкой гибкостью (стабильностью), закрытостью и низкой доступностью информации, можно считать, что соответствие культуры и структуры фирмы достигнуто.

Таким образом, определение соответствия характеристик структуры и культуры фирмы должно быть, на наш взгляд неотъемлемой частью процесса организационных изменений и осуществляться на начальной стадии этого процесса. Выбор концепции осуществления организационных изменений также должен производиться с учетом особенностей имеющейся организационной культуры и желаемых характеристик культуры фирмы. Только в этом случае можно обеспечить должную эффективность осуществляемого процесса и избежать многих проблем и трудностей, возникающих в течение него. Определение соответствия характеристик структуры и культуры фирмы должно осуществляться на начальной стадии процесса организационных изменений. Выбор концепции осуществления организационных изменений должен производиться с учетом особенностей имеющейся и желаемой организационной культуры.

Обеспечение синхронизации создания (преобразования) структуры организации и формирования (изменения) ее культуры является, на наш взгляд, существенным резервом повышения эффективности не только этих процессов самих по себе, но и деятельности организации в целом, особенно в современных условиях, характеризующихся формированием информационного менеджмента и созданием гибких организационных форм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Переход к постиндустриальному обществу, новая парадигма теории управления и теории систем, появление новых хозяйственных форм — все эти ключевые характеристики современного этапа развития общества и менеджмента требуют нового подхода к организационной культуры, определения теоретических, методологических и методических аспектов ее воздействия на функционирование и развитие организации. В новейших условиях организационная культура приобретает особое значение, которое связано, в частности, со следующим:

• Организационная культура становится важнейшей характеристикой, обеспечивающей единство организации. В условиях высокой обособленности самостоятельности отдельных подразделений (элементов) организации и неэффективности многих распространенных административных механизмов, основным (и едва ли не единственным) цементирующим фактором становится организационная культура. Именно она обеспечивает единство целей, единство взглядов и этических норм и наконец «общий язык» всех составляющих организации. По сути своей во многом организационная культура обеспечивает целостность гибкой структуры организации и устойчивость самоорганизующейся системы.

• Организационная культура обеспечивает эффективность использования информационных технологий. Результаты использования информационных технологий находятся в тесной взаимосвязи с культурой, освоенной работниками интеллектуального труда.

• Организационная культура обеспечивает возможность развития организации. Управление бизнесом становится все более динамичным и адаптирующимсяоно требует введения непрерывных процессов (например, непрерывной финансовой отчетности). Образ мышления руководства и персонала, а также традиционные инструменты менеджмента зачастую ориентированы на традиционную модель и с трудом приспосабливаются к новой. Высокая адаптивность структуры и гибкость организации могут быть достигнуты только при условии формирования соответствующей культуры.

• Организационная культура во многом определяет характер взаимодействия с внешней средой и вид информационных потоков. Это положение вытекает из основных характеристик организационной культуры, которая определяется как набор представлений, ценностей и норм, формирующих четкое представление об организации (так сказать, в сфере взаимодействия «я — не я»). Поэтому, создавая представление о себе, организация неизбежно создает представление и об окружающем ее мире и о принципах взаимоотношений с этим миром. Так как для организации взаимодействие с внешней средой носит форму обмена ресурсами (важнейшим из которых в настоящее время является информация), то и тип и характер информационных потоков во многом определяются характеристиками организационной культуры.

• Организационная культура во многом определяет эффективность деятельности организации в целом и ее структуры в частности. Итоговыми экономическими показателями, позволяющими оценить влияние организационной культуры являются размер (увеличение) гудвилла (цены репутации компании) и размер (уменьшение) трансакционных издержек1. В тоже время организационная культура определяет и многие частные критерии эффективности организации в целом и ее организационной культуры в частности (например, такие, как время на принятие и реализацию решений или норма управляемости).

• Эффективная (положительная) организационная культура усиливает положительные стороны (преимущества) конкретного вида организационной структуры управления, используемой на предприятии, и позволяет значительно нивелировать ее недостатки. Однако это утверждение истинно лишь при условии обеспечения соответствия типа организационной культуры типу организационной структуры. Так, гибкая (орпганическая) организационная структура требует создания гибкой организационной культуры (новелтисткого или девотидлистскогго вида), в то время как структура стабильного типа (иерархическая) предполагает существование и стабильного типа организационной культуры (к нему относится оделинистская и триумфистская культуры).

• Организационная культура обеспечивает такие характеристики организации как перманентность функционирования организации и преемственность управления в условиях высокой гибкости и саморазвития организации.

• Организационная культура во многом определяет успешность процесса организационных изменений. Более того сами концепции организационных изменений (теории О и Е) базируются на определенных культурных нормах, постулатах и ценностях, что позволяет сделать вывод о зависимости эффективности применения этих концепции от сформированной или формируемой организационной культуры. Такой подход позволяет по-новому решить проблему совместимости этих концепций: на основе совместимости используемых культурных ценностей.

Таким образом, в современных условиях организационная культура становится одним из ключевых факторов, определяющих направление, успешность и содержание процесса развития организации и эффективность управления ею. Именно организационная культура во многом обуславливает.

1 Напомним, что согласно концепции Р. Коуза, трансакционные издержки — любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур. качество и эффективность структуры организации, формирует систему ее бизнес-коммуникаций.

Высокое значение организационной культуры требует подробного изучения принципов ее формирования, изменения и измерения, а также взаимодействия культуры фирмы с другими атрибутами и характеристиками организации. Именно эти проблемы были рассмотрены в представленном исследовании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной инвестиционной деятельности предприятия. М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 1994.
  2. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры.-М.: Наука, 1991.
  3. Э., Ландензакк К. Творчество в руководящей деятельности и всесторонняя интенсификация экономики,— М.: МНИИПУ, 1990.
  4. Р. Планирование в больших экономических системах. Пер. с англ. -М: Сов. радио, 1971.
  5. В.Н. Информация и моделирование в управлении производством. Л.: Из-во ЛФЭИ, 1985.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996.
  7. И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ, при содействии Э. Дж. Макдоннелла.- СПб.: Питер, 1999.
  8. И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
  9. В. Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981.
  10. Г. Л. Маркетинг взаимодействия: Учебное пособие.— СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  11. Г. Л. Маркетинг взаимодействия: философия организации, инструментарий- СПб., 1998.
  12. Г. Л., Успенский И. В., Ченцов В. И. Интерактивные модели маркетинговых решений на виртуальных рынках.— СПб., 1998.
  13. М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. -М.: Финансы и статистика, 1996.
  14. И.Т. Основы финансового менеджмента— М.: Финансы и статистика, 1998.
  15. И.Т. Электронная коммерция— СПб.: Питер, 2001.
  16. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: Пер. с англ.- М.: Academia, 1999.
  17. Д. Третья технологическая революция и ее возможные социо-экономические последствия.- М., 1990.
  18. А.С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика-СПб.: Питер, 2000.
  19. Бор М. 3. Управление как процесс. Процедуры, методы реализации. М.: Изд-во МФИ, 1986.
  20. Э. Интеллектуальный капитал. Ключ к успеху в новом тысячелетии / Пер. с англ, под ред. Л.Н. Ковалик- СПб.- М.- Харьков:1. Питер, 2001.
  21. С. А., Игнатьева А. В. Организационный менеджмент. -М.: Нефть и газ, 1993.
  22. В. Р. Основы менеджмента. М.: Триада, 1996.
  23. С.М., Войтович П.А., Bye М.А. и др. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность- СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
  24. О. С, Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс.-М.: Гардарика, 1996.
  25. В. И., Фигурнов Э. Б. Анализ потерь и резервов в процессе управления промышленным производством. Таллин: Вамус, 1980.
  26. Р. Руководство по использованию финансовой информации. The Financial times: Пер. с англ.- М.: Финансы и статистика, 1999.
  27. Д. М. Организация и управление. М.: Наука, 1972.
  28. . Бизнес со скоростью мысли.-М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  29. И. Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, 1994.
  30. Дж.Л., Иванцевич Д и др. Организации: поведение, структура, процессы.- М. ИНФРА-М, 2000.
  31. О.В., Охрименко С. А., Хорошилов А. В. и др. Введение в информационный бизнес: Учеб. пособие- М.: Финансы и статистика, 1996.
  32. Е. П. Программно-целевой метод управления. М.: Наука, 1981.
  33. Е.Н. Маркетинговые коммуникации.- М.: Финпресс, 2000.
  34. В.А. Информационные технологий для менеджеров.
  35. М.: Финансы и статистика, 2001.
  36. Дж. К., О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века.-М.: Экономика, 1991.
  37. Ф.Ж., Келли Дж.Н. Преобразование организаций.- М., 2000.
  38. П. Менеджмент: стратегия и тактика.- СПб.: Питер, 1999.
  39. Д. Информационный рынок инноваций и ноу-хау // Бизнес-информ.-1996.-№ 21 .-С. 37−38.
  40. П. Задачи менеджмента в XXI веке: Учебное пособие: Пер. с англ.- М.- СПб- Киев: Издательский дом «Вильяме», 2000.
  41. П. Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
  42. К. Учет затрат методом СТАНДАРТ-КОСТС. Пер. С англ. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
  43. Н., Куприянов Е. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США // Проблемы теории и практики управления-2002.-№ 2.-С. 83−88.
  44. Э., Мизла М. Управленческие информационные системы //Проблемы теории и практики управления-1996.-№ 2.- С. 114−120.
  45. JI. И. Организационная структура управления промышленными корпорациями США. -М.: Наука, 1983.
  46. В. А. Научные основы управления промышленным предприятием. Донецк, 1971.
  47. Г. М. Программно-целевое развитие крупных хозяйственных комплексов. М.: Знание, 1984.
  48. Н.Н. Социология культурные основы хозяйства и предпринимательства.- М.: ИИП, Изд-во «Магистр», 1998.
  49. А. Коммуникационный менеджмент— СПб.: Изд-во Бу ковского, 1995.
  50. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М. Экономика, 1990.
  51. В.В., Ленский Е. В. Задачи и организационные основы менеджмента.-М.: Корона-принт, 1996.
  52. Имитационные системы принятия экономических решений. М.: Наука, 1989.
  53. Инжиниринг информационных и деловых процессов.-М.: МЭСИ, 1998.
  54. В.Л. За пределами экономического общества— М.: Academia-HayKa-1998
  55. В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учебное пособие для студентов ву-зов-М.: Логос, 2000
  56. Интеллектуальная собственность и экономические формы ее реализации / Под ред. О. В. Катихина.- М.: Ин-т перспектив и проблем страны, 1998.
  57. Информационные системы в экономике / Под ред. В. В. Дика.- М.: Финансы и статистика, 1996
  58. Информационные технологии в бизнесе / Под ред. М. Желены,-СПб.: Питер, 2002.
  59. К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры.- СПб.: Питер, 2001.
  60. Дж. Управленческие информационные системы: Пер. сангл.-М.: Радио и связь, 1982.
  61. КарлофБ. Деловая стратегия. -М.: Экономика, 1991.
  62. A.M., Нестеров П. В. Информатизация бизнеса.- М.: Финансы и статистика, 1997.
  63. М. Информационная эпоха: экономика, наука и культура: Пер. с англ.-М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  64. А.В. Менеджмент: методологическая культура: Учеб, пособие -М.: Гардарика, 2001.
  65. В.Д. Управление организационной культурой.- М.: Изд-во Академии общественных наук, 1990.
  66. Комплекс моделей перспективного планирования. М.: Наука, 1986.
  67. Г. К. Организационная культура как инструмент управления корпоративым поведением персонала // Управление персоналом. Ученые записки. Книга 1- СПб., 2003.
  68. И.К., Машурцев В. А. Информационные технологии в управлении.- М.: Инфра-М, 2001.
  69. А.В. Основы информационного менеджмента: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2001.— 336 с.
  70. В., Матвеев А., Привалов Н и др. Семь нот менеджмента. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1997.
  71. М.П. Информационные технологии поддержки управленческих решений / Под общ. ред. проф. В. А. Белоусова.- М.: Эконо мика, 1997.
  72. Кукор Б. J1., Организационное моделирование процесса управления предпринимательской деятельностью в регионе. СПб.: Изд-во СпбУЭиФ, 1996.
  73. И. С., Тульчинский Г. Л. Логика целевого управления. -Новосибирск: Наука, 1988.
  74. Р., Дранг Д., Эделсон Б. Практическое введение в технологию искусственного интеллекта и экспертных систем с иллюстрациями из Бейсика. Пер с англ. М.: Финансы и статистика, 1991.
  75. М.А. Методология и методика проектирования культуры фирмы в процессе создания гибких организационных структур. Монография. СПб, СПбГУЭиФ, 2004
  76. М.А. Исследование организационной культуры санкт-петербургских предприятий//Вестник СПбГУ. Серия «Менеджмент», № 3,2004, с53−78.(1,6 п.л.)
  77. М.А. Основные направления воздействия уровня культуры предприятия на эффективность его деятельности (системы бизнес-коммуникаций) // Вестник СПбГУЭиФ, № 3, 2004, с. 86−100.
  78. М.А. Роль субъективных факторов в процессе оценки (обоснования) управленческих решений. / Материалырегиональной научной конференции «Проблемы реформирования и организации учебного процесса на современном этапе». Павлодар, 1997. (0,5 п.л.)
  79. М.А. Принципы осуществления организационного проектирования // Известия СПбГУНиПТ. Межвузовский сборник научных трудов. № 1,2003, с. 103−106
  80. М.А. Направления повышения адаптивности организационной структуры предприятия // Регион: политика, экономика, социология, № 3, 2003, с.96−99.
  81. М.А. Формирование гудвилла санкт-петербургских предприятий и влияние на его величину организационной культуры // Современные аспекты экономики, № 10, 2003, с. 101−105. (0,25 п.л.)
  82. Макарченко М. А. Системный подход к формированию организационной структуры / Экономическая кибернетика: системный анализ в экономике и управлении. Сборник научных трудов. Выпуск 6, СПбГУЭиФ, 2002, с.13−21.
  83. М.А. Оценка эффективности организационной структуры предприятия /Экомические проблемы развития пищевых производств в современных условиях. Юбилейный сборник научных трудов. СПб, СПБГУНиПТ, 2003, с. 81−91.
  84. Макарченко М. А. Организационная культура российских предприятий: принципы и направления изучения / Управление персоналом. Ученые записки. Книга 1., СПб, СПбАУП, 2003.
  85. М.А. Организационная культура как фактор успеха фирмы // Вестник Самарского Государственного университета, № 3 (33), 2004, с. 70−89.
  86. М.А. Современный подход к формированию гибких организационных форм / Материалы Семинаров политехнического симпозиума «Молодые ученые промышленности Северо-западного региона», СПб, из-во Политехнического университета, с. 101−103.
  87. JI.M. Методология стратегического управления инновационным развитием организаций на основе использования их интеллектуальных ресурсов и инфокоммуникационных технологий.- М.: ИГУ, 2000.
  88. JI.M. Теория и методология управления организациями в информационно-коммуникационной среде, СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.
  89. Н. Разработка структуры управления, обладающей потенциалом для изменений // Проблемы теории и практики управления-2002.-№ 4.-С. 62−67.
  90. В.Г., Ильдеменов С. В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства.—М., 1999.
  91. . 3, Теория организации. М.: Инфра-М, 2000.
  92. Г., Шнайдер Д. Мегакапитализм и революция вэлектронном бизнесе: какими будут компании и рынки в XXI веке- М.: Альпина паблишер, 2001.-280 с.
  93. М. Фрейм для представления знаний. Пер. С англ. -М.: Энергия, 1979.
  94. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий.- СПб.: Питер, 2000.
  95. Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс.— СПб.: Питер, 2001.
  96. Модели и методы управления производством. Новосибирск: Наука, 1986.
  97. Модели и механизмы внутрифирменного управления. М., 1994.
  98. Л.А. Коммерция информационного общества.- СПб.: Изд-воСП6ТУЭФ, 2000
  99. Фр. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности.- М.: Экономика, 1990.
  100. А.И. Менеджмент в условиях глобализации мировой экономики.- М.: Высшая школа, 2001.- 230 с.
  101. О’Шонесси Дж., Принципы организации управления фирмой, М., Экономика, 1988.
  102. Организационно-экономическое информационное обеспечение бизнес-процессов: Сб. науч. трудов, — Ростов-на-Дону: Рост. гос. строит, ун-т, 1999.
  103. Ю. Н. Имитационные системы и модели. М.: Знание, 1990.
  104. . Управление деловой активностью персонала // Проблемы теории и практики управления -2002-№ 2 -С. 78−82.
  105. И. К., Исмуратов С. Рынок. Бизнес. Менеджмент. М,-Кустанай, 1994.
  106. Е.В., Бабкина Л.Н, Пилипенко В. И. и др., Основы менеджмента, СПб, СПБГУЭиФ, 2004.
  107. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. Опыт лучших компаний, — М.: Прогресс, 1988.
  108. Н. Управление культурным многообразием требует смены парадигмы // Проблемы теории и практики управления.- 2000.- № 2-С. 40−44.
  109. Предприятие: стратегия, структура, положение об отделах и службах, должностные инструкции. М.: Экономика, НОРМА, 1997.
  110. Проблемы программно-целевого планирования и управления /Под ред. Г. С. Поспелова. М.: Наука, 1981.
  111. Пью Д.С., Хиксон Д. Дж. Исследователи об организациях-Pencuin books, 2000.
  112. А. И. Проблема совершенствования систем управления производством на основе системного подхода. М., 1988.
  113. Р. Культура предпринимательства.-М.: Экономика, 1992.
  114. Системный синтез критериев в задачах принятия решений. М.: Радио и связь, 1991.
  115. Д.В. Основы организационного проектирования: структуризация хозяйственных объектов. Часть П: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  116. Д.В. Основы организационного проектирования: предпринимательский подход: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
  117. Д. В. Калугин В.К. Организационное проектирование: теория, методы СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998.
  118. В. А, Организационное поведение и управление персоналом. СПб.- М. — Харьков- Минск: Питер, 2000.
  119. В.А. Корпоративная культура СПб.: Питер, 2001.
  120. Справочник директора предприятия / Под ред. М. Г. Лапусты. -М.: ИНФРА-М, 1996.
  121. Структура производственного объединения, положения об отделах и службах, должностные инструкции. М.: Экономика, 1987.
  122. Типовая методика исчисления потерь и резервов в сфере материального производства. М.: Из-во ЦСУ СССР, 1979.
  123. А.В. Инновационные процессы как объект управления экономическим развитием.-М.: НИИУ, 1993- 121 с.
  124. В.В. Культура предпринимательства. Учебник для вузов.- СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
  125. Р. Фактор становления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании: Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1988.
  126. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, И.А. Саломатина-М.: ИНФРА-М, 1998.
  127. Управление персоналом. Ученые записки. Книга 1 СПб.: Из-во СПб ГУЭиФ, 2003.
  128. Управление ресурсами в условиях рынка: Учеб. пособие.— М: МИМ ЛИНК, 1999.
  129. Р. А, Система менеджмента. М.: Интер-синтез, 1996.
  130. Ю. И. Системный анализ в управлении экономикой. -М&bdquo- 1975.
  131. Д. И. Принятие решений в системах организационного управления: использование расплывчатых категорий. М.: Энергоатомиздат, 1983.
  132. Г. В. Курс «Управление изменениями» в системе бизнес-образования // Вестник СПбГУ. Сер. «Менеджмент», 20 036, Вып.2, с. 174−203.
  133. Г. В. Подходы к проведению организационных изменений в российских компаниях // Вестник СПбГУ. Сер. «Менеджмент», 2003а, Вып. З, с.76−95.
  134. И. Теория экономического развития: Пер. с нем.— М.: 1982.
  135. Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций.- М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2001
  136. Э.А. Информационные сети и системы: Справ, кн.- М: Финансы и статистика, 1996.
  137. М. Н. Judgment in Managerial Decision Making, N. Y., ' USA, 1994.
  138. Bromwich M. Costing for planing, Aldershot, USA, 1988.
  139. Building the Information Society: Moving Canada into the 21st Century. Ministry of Supply and Services, Canada, 1996.
  140. Bunn D. W. Analysis for Optimal Decision, Chichester, 1982.
  141. Burns Т., Stalker G.M. The Menagment of Innovation, London, Tavistock, 1976.
  142. Business and the Internet. The net imperative // Economist-26.06.1999.
  143. Cameron K.S., Ettington D. The conceptual foundation of organization culture // Higher Education: Hahdbook of Theory and Research-N.Y.: Agathon, 1988.-P. 356−396.
  144. Dutton J. E. Understanding Strategic Agenda Building and its Implications for Managing Change / / Journal of Management Studies. 1986.-August — p 48−65.
  145. Edwards C, Ward J., Bymeway A. The Essence of Information Systems-Prentice-Hall, 1995.
  146. Europe and the global information society. Recommendations to the European Council, May 1994.
  147. Fitzgerald T. Can change in organizational culture really be managed? // Higher Education: Hahdbook of Theory and Research-N.Y.: Agathon, 1988-P. 4−17.
  148. Global Economic and Information Technology Market Forecasts. 2000−2005.- Strategic Planning Services (SPS).- Spectrum Economics, USA, 1999.
  149. Green Paper. Living and Working in the Information Society: People
  150. First. European Comission, Belgium, 1996.
  151. Gregory G. Decision Analysis, London, G. В., 1988.
  152. Gregory R. Cromov. The Roads and Crossroads of Internet’s History, 1996.
  153. Hickson D.J., McMillan C.J. (eds.). Organization and Nation: The Aston Programme IV Birmingham: Gower Publishing, 1981.
  154. Hickson D.J., McMillan C.J. (eds.). Organization and Nation: The Aston Programme IV Birmingham: Gower Publishing, 1981.
  155. Hofstede G. Culture’s Consequences L.: Sage Publications, 1980.
  156. Horge B.S., Antony W.P., Gales L.M. Organization Theory.-Englwood Cliffs: Prentice Hall, 1996.
  157. Hunt R.G., Technology and Organization, Homewood, R.D.Irwin, 1970.
  158. Jaques E. The Changing Culture of a Factory Tavistock, 1971.
  159. Jerimier J.M., Slocum J .W., Fly L.W., Gaines J. Organizational subcultures in a soft bureaucracy //Organization Science 1991- № 2 — P. 170 195.
  160. Johnson D. Quantitative Business Analysis, London, G. В., 1986.
  161. Kotter J.P., Heskett J.I. Corporate Culture and Perfomance N.Y.: Free press, 1992.
  162. Lapidus M. C., Corbin M. D. Business in the Russian Free Market, -Kansas City, USA, 1995.
  163. Lawrence P. R, Lorsch J.W., Organization and Environment Homewood, R.D.Irwin, 1969.
  164. Managerial Decision Making. History of Management Thought. -Aldershot, USA, 1995.
  165. Martin J. Cultures in Organization N.Y.: Oxford University Press, 1997.
  166. Mintzberg G.H. Structures in Fives: Designing Effective Organizations Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1983.
  167. Mintzberg G.H. Structures in Fives: Designing Effective Organizations Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1983.
  168. Mitroff I. Stakeholders of the Organizational Mind S. Francisco: Jossey-Bass, 1986.
  169. Models and Experiments in Risk and Rationality. Dordrecht, 1994.
  170. Ouchi W.G. Theory Z: How American Business Can Meet the Japanese Challenge-Reading: Addison-Wesley, 1981.
  171. Perrow C. Organizational Analysis. Wadsworth, 1970.
  172. PoratM. The Information Economy-Wash., 1977−510 c.
  173. Pugh D.S., Hickon, D.J., Organizational Structure in its Context: The Aston Programme I, .-Birmingham: Gower Publishing, 1976.
  174. Pugh D.S., Minings C.R.,. Organizational Structure Extensions and Replications: The Aston Programme II, — Birmingham: Gower Publishing, 1976
  175. Pugh D.S., Payne, R.L., Organizational Behaviour in its Context: The Aston Programme III, Birmingham: Gower Publishing, 1977
  176. Pugh D.S., Payne R.L. Organizational Behavior in its Context: The Aston Programme III Birmingham: Gower Publishing, 1977.
  177. Rivett В. H. P. Models Building for Decision Analysis, Chiichester, G. B, 1980.
  178. Robbins S. Organization Theory. Structure, Design and Application-Englwood Cliffs: Prentice Hall, 1990.
  179. Sheine E.H. Organizational Culture and Leadership- S. Francisco: Jossey-Bass, 1985.
  180. Silverman D. The Theory of Organizations-Heinemann, 1976.
  181. The Global Information Infrastructure: Agenda for Cooperation /R. Brown, L. Irving, A. Prabhakar, S. Kotzen. 1995.
  182. Trist E.L., Bamforth K. W., Some Social and Psychogical Consequences of the Longwall Method of Case Getting // Human Relations, Vol. 44, № 1, 1955.
  183. Tukey J.W. Exploratory Data Analysis.- N.Y., 1977.
  184. Urwick L. Notes of the Theory of Organization. N. Y.: Amacom, 1956.
  185. Williamson O. Markets and hierarchies, analysis and antitrust implications: a study in the economics of internal organization- N.Y.: Free Press, 1975.
  186. Woodward J., Industrial Organization, — London, Oxford University Press, 1965.
  187. Yuchtman E., Seashore S. E., A System Resource Approach to Organizational Effectiveness /Readings in Organizational Behavior and Human Performance, Homewood, R.D.Irwin, 1973.
Заполнить форму текущей работой