Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия формирования навыков самоконтроля при профессионально-иноязычной подготовке студентов вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ научной литературы по проблеме профессионально-иноязычной подготовки будущего специалиста средствами иностранного языка показал, что основное внимание исследователей направлено на определение способов организации внешнего контроля. Те же исследования, объектом которых является самоконтроль, касаются чаще всего проблемы формирования навыков внутреннего контроля учащихся школ (М.Е.Брейгина… Читать ещё >

Содержание

  • I. ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ ® 1.1. Самоконтроль как компонент учебной деятельности
    • 1. 2. Педагогические условия формирования навыков самоконтроля при профессионально-иноязычной подготовке
    • 1. 3. Сущность и содержание специальных учебных стратегий овладения иноязычным учебным материалом
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО Ф ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ СТРАТЕГИЯМ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНОЯЗЫЧНОЙ * ПОДГОТОВКЕ
    • 2. 1. Изучение уровня самоконтроля студентов в учебной деятельности
    • 2. 2. Технология обучения студентов специальным учебным стратегиям овладения иноязычным учебным материалом
    • 2. 3. Результативность опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Организационно-педагогические условия формирования навыков самоконтроля при профессионально-иноязычной подготовке студентов вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время мир открывает разнообразные возможности для профессиональной деятельности в разных сферах. На современном этапе развития общества увеличивается потребность в самостоятельных, организованных, инициативных специалистах, умеющих реально оценивать условия осуществления деятельности, нести ответственность за порученное дело, ставить цели и находить адекватные пути их достижения. Этот факт отражается на требованиях, предъявляемых к образовательным системам, в том числе и к высшим профессиональным учебным заведениям, поскольку именно в период студенчества наиболее активно формируется стиль выражения личности, мировоззрения, критическое осмысление действительности. Позитивное решение данных вопросов во многом зависит от сформированности навыков самоконтроля и самоорганизации деятельности. В студенческом возрасте активно развиваются абстрактное мышление и интеллект, что является основой успешного формирования необходимых профессиональных умений и навыков, овладение которыми происходит в процессе усвоения содержания образования в целом, в том числе и на уровне учебной дисциплины «Иностранный язык». В связи с развитием международных связей иностранный язык становится реально востребованным. За период обучения в вузе все большее число студентов стремится овладеть языком, чтобы по окончанию учебного заведения выйти на рынок труда квалифицированными, конкурентоспособными специалистами.

Происходящие в российском обществе политические, социально-экономические изменения затрагивают все сферы общественной жизни, в том числе и систему высшего профессионального образования. Сегодня одним из требований, предъявляемых к выпускнику вуза в области профессиональной компетентности, является достаточное для осуществления успешной иноязычной коммуникации в профессиональной сфере владение лексическим и грамматическим минимумом иностранного языка, а также способность будущего специалиста продолжать изучение языка в автономном режиме, самостоятельно развивая умения и навыки, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности в условиях межкультурной коммуникации.

Проблема подготовки специалистов со знанием иностранного языка в условиях ограниченного количества аудиторных часов требует изменений в подходе к организации учебного процесса по овладению иноязычной речевой деятельностью. Все больший объем учебного материала отводится на самостоятельное изучение. В этой связи возникает проблема рационального управления учебным процессом, решение которой связано с разработкой системы контроля над формированием умений и навыков обучаемых. Внешний контроль, нацеленный на объективное определение уровня овладения студентами иноязычным материалом, необходим для организации последующих звеньев учебной работы. Однако внешний контроль преподавателя действенен лишь во взаимосвязи с внутренним контролем обучаемых. В этом случае не только педагог получает информацию о результатах овладения студентами языковой деятельностью, но и сами студенты получают возможность самостоятельно оценивать динамику усвоения учебного материала, а также контролировать собственную речевую деятельность и при необходимости вносить соответствующие коррективы. Совершенно очевидно, что проблема формирования навыков самоконтроля особенно актуальна в условиях полуавтономного/ автономного овладения иноязычной речевой деятельностью, когда ответственность за безошибочность речевого высказывания берет на себя сам обучаемый.

Анализ научной литературы по проблеме профессионально-иноязычной подготовки будущего специалиста средствами иностранного языка показал, что основное внимание исследователей направлено на определение способов организации внешнего контроля. Те же исследования, объектом которых является самоконтроль, касаются чаще всего проблемы формирования навыков внутреннего контроля учащихся школ (М.Е.Брейгина, К. Б. Есипович, И. А. Зимняя, И. И. Китросская, А. С. Лында, К. А. Мичурина, М. Д. Рыбаков, и др.). Не подвергая сомнению целесообразность сознательного формирования навыков самоконтроля в школе, следует отметить, что в высшем учебном заведении, где одной из приоритетных форм организации учебной деятельности является самостоятельная работа (в том числе и по иностранному языку), развитие навыков внутреннего контроля особенно актуально и должно являться объектом целенаправленного формирования. Несмотря на актуальность исследуемой проблемы, в научной литературе практически отсутствуют работы, посвященные вопросам формирования навыков самоконтроля студентов современных высших учебных заведений при овладении иностранным языком. К разряду нерешенных относятся вопросы о методах измерения уровня самоконтроля в иноязычной речевой деятельности, способах организации учебного процесса и условиях, обеспечивающих его развитие.

Таким образом, налицо противоречие между требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к профессиональной компетентности специалистов, проявляющейся в способности самостоятельно приобретать новые знания, совершенствовать профессиональную деятельность в иноязычной сфере, и недостаточностью научно-методического обеспечения обучения студентов иностранному языку в аспекте формирования у них навыков самоконтроля. Стремление найти пути решения данного противоречия определило проблему нашего исследования.

В теоретическом плане — это проблема определения организационно-педагогических условий формирования навыков самоконтроля у студентов педагогического вуза при овладении иностранным языком. В практическом плане — это проблема разработки научно-обоснованных организационных форм и методов педагогической деятельности, направленной на развитие у студентов навыков самоконтроля при овладении иностранным языком.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки студентов педагогического вуза.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия формирования навыков самоконтроля студентов при овладении иностранным языком.

Цель исследования — формирование навыков самоконтроля студентов посредством разработки и внедрения технологии обучения их специальным учебным стратегиям.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что формирование навыков самоконтроля у студентов в процессе обучения иностранному языку будет более эффективным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

— формирование внутренней мотивации студентов к овладению иноязычной речевой деятельностью способствует целенаправленному становлению их навыков самоконтроля;

— уровень сформированности процесса саморегуляции, который характеризуется развитием таких функций как целеполагание, планирование, анализ, обобщение, оценивание, коррекция полученных результатов и другие, и уровень сформированности навыков самоконтроля находятся в прямой зависимости друг от друга;

— развитие навыков внутреннего контроля в учебной деятельности происходит в процессе возрастания уровня автономии будущих учителей от уровня частичной автономии к уровню полуавтономии и к полной независимости в организации собственной учебной деятельности (уровень полной автономии);

— стиль преподавания, направленный на автономию студента в учебном процессе, является важнейшей предпосылкой для развития у будущих учителей способности к автономному изучению иностранного языка, что способствует развитию навыков самоконтролирующей деятельности;

— эффективность формирования навыков внутреннего контроля студентов при профессионально-иноязычной подготовке обусловливается владением обучаемыми специальными учебными стратегиями.

Проблема, цель и гипотеза исследования предопределили необходимость решения следующих задач.

Задачи исследования:

1. Конкретизировать научные представления о содержании понятия «самоконтроль в учебной деятельности».

2. Разработать педагогическую технологию обучения студентов специальным учебным стратегиям овладения иноязычным учебным материалом в аспекте формирования их навыков самоконтроля.

3. Обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности по иностранному языку студентов высшего профессионального учебного заведения.

4. Разработать и апробировать содержание спецсеминаров и методических рекомендаций «Специальные учебные стратегии овладения иноязычным материалом».

5. Определить результативность опытно-экспериментальной работы по решению проблемы формирования навыков самоконтроля студентов при профессионально-иноязычной подготовке.

Теоретико-методологической основой исследования являются философские и педагогические теории деятельности, современные педагогические и психологические концепции образования, системно-деятельностный подход к организации педагогического процесса в вузе, отечественные и зарубежные теории и концепции, раскрывающие проблему профессиональной педагогической подготовки.

Источниками исследования являются фундаментальные положения:

— методологии педагогической науки, педагогического науковедения и понятийного аппарата педагогики (Н.Д.Никандров, В. В. Краевский, Е. В. Ткаченко и др.);

— теория отбора содержания образования (Ю.К.Бабанский, Г. В. Глухов, В. В. Давыдов, М.Н.Скаткин) — субъектно-деятельностного подхода (теория деятельности.

A.Н.Леонтьева, С. Л. Рубинштейнатеория учебной деятельности И. А. Зимней,.

B.М.Миниярова, Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдоватеория управления познавательной деятельностью учащихся К.Б.Есипович);

— системного подхода (В.Г.Афанасьев, Ф. Ф. Королев, Н. В. Кузьмина, К. К. Платонов, А. И. Субетто, В. Д. Шадриков, Г. П. Щедровицкий, Ю. И. Тарский, В. Хубка, У. Эшби, В.А.Якунин);

— концепций учебной мотивации и мотивов (Л.В.Благонадежиной, Л. И. Божович, Е. П. Ильина, А. К. Марковой, А. Н. Леонтьева, Т. А. Матиса, А.Б.Орлова);

— психологической концепции интериоризации Л. С. Выготского;

— схемы управления, основывающиеся на механизмах (аппаратах) предвидения, сличения, задавания цели и программирования П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна.

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

— теоретические и экспериментальные исследования по формированию способности к самоконтролю в учебной деятельности Д. Н. Александрова, М. Е. Брейгиной, К. Б. Есипович, И. А. Зимней, Е. П. Ильина, И. И. Китросской,.

A.В.Конышевой, А. С. Лынды, К. А. Мичуриной, М. Д. Рыбакова и др.- психологические и педагогические исследования стилевых особенностей системы саморегуляции О. А. Конопкина, Н. Ф. Кругловой,.

B.И.Моросановой, Г. С. Прыгина, В. И. Степанского, В. П. Фарютина, В. Н. Чиркова, К. М. Шоломийобщедидактические аспекты обучения учебным стратегиям П. Биммель, И. В. Верещагиной, Н. Ф. Коряковцевой, У. Рампиллон, Г. В. Роговой, С. Саразин и др.;

— исследования по организации учебной деятельности в автономном/ полуавтономном режиме П. Биммель, Н. Ф. Коряковцевой, Г. С. Прыгина, С. Саразин, Е. Н. Солововой.

В соответствии с целью и гипотезой в ходе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы, отражающей проблему исследованияпедагогический экспериментизучение и обобщение практики преподавательской деятельностипедагогическое наблюдение, сравнительный анализ, анкетирование, тестирование, беседа.

Организация и этапы исследования.

Работа выполнялась на кафедре иностранных языков на базе института физики, математики и информатики (отделение математики), института иностранных языков (отделение очно — заочной формы обучения), а также на отделении дополнительного образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» при кафедре иностранных языков Самарского государственного педагогического университета.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2001;2002г.г.) осуществлялся контент-анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблеме формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности, овладения специальными учебными стратегиями. Изучение научных исследований, тематически близких нашей проблематике, позволило обосновать исходные позиции, проблему, объект, предмет, цель, сформулировать гипотезу и задачи исследования. Результатом этого этапа явилось определение методологии, методов исследования, обоснование его программы.

На втором этапе исследования (2003;2004г.г.) была разработана диагностическая методика измерения уровня самоконтроля студентов при овладении иноязычным учебным материалом.

На третьем этапе (2005;2006г.г.) была разработана и апробирована педагогическая технология обучения специальным учебным стратегиям овладения иноязычным материалом в режиме полуавтономной/ автономной учебной деятельности, проведены анализ и обобщение полученных результатов опытно — экспериментальной работы, обоснованы выводы, оформлены результаты диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

— конкретизированы научные представления о содержании понятия «самоконтроль в учебной деятельности», под которым мы понимаем осознанное проектирование студентом содержания и форм учебной деятельности, регулирование учебных действий, контролирование и оценивание достигнутых результатов, осмысление которых позволяет планировать собственное продвижение в учебной деятельностиопределены педагогические условия, соблюдение которых обеспечивает развитие навыков самоконтроля студентов при профессионально-иноязычной подготовке: внутренняя мотивация при овладении иностранным языкомсформированность индивидуально-типологических (стилевых) особенностей системы саморегуляциивысокий уровень автономии студентовпрофессиональное мастерство преподавателя высшей школы в организации учебного процесса, направленного на развитие учебной автономии студентов, а также владение обучаемыми специальными учебными стратегиями при ознакомлении, применении и диагностике качества усвоения учебного материала;

— разработана и апробирована педагогическая технология обучения студентов специальным учебным стратегиям овладения иноязычным материалом в режиме полуавтономной/ автономной учебной деятельности, включающая: и а) диагностическую методику измерения уровня самоконтроля студентов, позволяющую как преподавателям измерять уровень внутреннего контроля будущих учителей в режиме полуавтономной деятельности, так и самим студентам диагностировать уровень самоконтроля в режиме полной учебной автономииб) систему тренировочных заданий по овладению соответствующими стратегиямив) практические рекомендации для преподавателей по планированию учебного процесса в рамках обучения будущих учителей специальным стратегиямг) практические рекомендации для студентов по организации собственной учебной деятельности, направленной на усвоение иноязычного учебного материала посредством применения специальных учебных стратегий.

Теоретическая значимость исследования.

Результаты исследования позволяют осуществить более широкий подход к решению проблемы формирования навыков самоконтроля обучаемых в учебной деятельности, расширяют научные представления о способах организации учебной деятельности студентов вузов, способствующих формированию навыков самоконтроля при изучении иностранного языка, а также способах обучения студентов специальным учебным стратегиям.

Практическая значимость исследования.

Разработаны для преподавателей спецсеминары и методические рекомендации «Специальные учебные стратегии овладения иноязычным материалом» в аспекте формирования навыков самоконтроля студентов при овладении иностранным языком.

Разработанная система тренировочных заданий по овладению специальными учебными стратегиями может быть адаптирована к конкретным условиям учебной деятельности и применена как преподавателями в режиме полуавтономии, так и обучаемыми в режиме полной автономии, что способствует развитию способностей студентов непрерывно и целенаправленно пополнять профессиональные знания.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена соответствием методологии исследования поставленной проблеме, полнотой рассмотрения на теоретическом и экспериментальном уровнях объекта исследования, применением комплекса методов, адекватных предмету исследования, возможностью воспроизведения результатов экспериментальной работы и значимостью полученных в эксперименте данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в нескольких направлениях. Основные теоретические и практические положения исследования получили отражение в ряде статей, методических рекомендациях, опубликованных как в местных, так и в центральных периодических изданиях и сборниках научных трудов (Самара, Москва), а также в докладах на:

— межрегиональной научно-практической конференции «Современные подходы к обучению языкам в условиях поликультурной среды» (Самара, 2003);

— Ежегодной международной научной конференции «Наука в высшей школе: проблема интеграции» в секции «Интегративные проблемы методики преподавания языков» (Самара, 2003, 2004);

— 11-й региональной научно-практической конференции «Обучение английскому языку: в поисках новых решений» в секции «Современные подходы к обучению языку в вузе» (Самара, 2005);

— Дне Науки (профессорско-преподавательского состава) СГПУ в секции «Педагогика» (2005, 2006) — всероссийской научно-практической конференции «Высшее гуманитарное образование 21 века: проблемы и перспективы развития» (Самара, 2006);

— методических семинарах, организованных издательствами ЦентрКом-Самара, Релод-Самара (Самара, 2003, 2005, 2006), а также на методических семинарах и заседаниях кафедры иностранных языков Самарского государственного педагогического университета.

Результаты исследования внедрены в практические занятия по иностранному языку студентов Самарского государственного педагогического университета.

На защиту выносятся:

— организационно-педагогические условия формирования навыков самоконтроля при профессионально-иноязычной подготовке студентов вузов, заключающиеся в выявлении и систематизации подходов к формированию навыков самоконтроля с точки зрения внутренней мотивации к выполняемой учебной деятельности, индивидуально-типологических (или стилевых) особенностей осознанной саморегуляции личности, уровня учебной автономии студентов, а также владения обучаемыми специальными учебными стратегиями;

— педагогическая технология обучения студентов специальным учебным стратегиям, включающая: а) диагностическую методику измерения уровня самоконтроля студентовб) систему тренировочных заданий по овладению специальными учебными стратегиямив) практические рекомендации для преподавателей по планированию учебного процесса в рамках обучения будущих учителей специальным учебным стратегиямв) практические рекомендации для обучаемых по организации собственной учебной деятельности, направленной на усвоение иноязычного учебного материала посредством применения специальных стратегий.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, выводы, заключение, библиографию и приложения.

Выводы по второй главе.

Изучение уровня самоконтроля студентов СГПУ, а также сравнительный анализ результатов анкетирования студентов (будущих учителей) педагогического университета г. Людвигсбурга (Германия) и студентов СГПУ подтвердили актуальность выбранной проблемы исследования и обусловили необходимость разработки научно-обоснованных организационных форм и методов педагогической деятельности в режиме полуавтономной/ автономной учебной деятельности, направленной на развитие у студентов навыков самоконтроля при профессионально-иноязычной подготовке.

Нами была разработана педагогическая технология обучения студентов специальным учебным стратегиям овладения иноязычным материалом (на примере грамматического аспекта) с целью формирования их навыков самоконтроля. Данная технология включает: а) диагностическую методику измерения уровня самоконтроля студентовб) систему тренировочных заданий по овладению специальными учебными стратегиямив) практические рекомендации для преподавателей по планированию учебного процесса в рамках обучения будущих специалистов вышеперечисленным стратегиямг) практические рекомендации для студентов по организации собственной учебной деятельности, направленной на усвоение иноязычного учебного материала посредством применения специальных учебных стратегий.

Нами была составлена «Классификация специальных учебных стратегий овладения иноязычным материалом в режиме полуавтономной/ автономной учебной деятельности», на основе которой была разработана система тренировочных заданий по овладению соответствующими стратегиями.

Рассматриваемые нами стратегии ознакомления с грамматическим явлением направлены на формирование у студентов умений отбора, фиксации и первичной обработки информации о грамматической единице с последующим внесением полученных сведений в индивидуальный грамматический справочник.

Стратегии применения грамматических знаний направлены на обучение студентов запоминать изученные грамматические явления, осуществлять грамматические операции в вариабельных условиях, использовать различные опоры при грамматическом конструировании высказывания.

Стратегии корректорской проверки применения грамматических знаний формируют у студентов умения мониторинга письменной/ устной речевой деятельности собеседника, а также мониторинга собственной речевой деятельности.

Предлагаемые нами методические приемы обучения специальным учебным стратегиям овладения иноязычным грамматическим материалом можно использовать как на занятиях под руководством преподавателя (в режиме полуавтономной учебной деятельности), так и самостоятельно (в режиме полной автономии).

На формирующем этапе экспериментального исследования в экспериментальной группе была апробирована разработанная нами педагогическая технология и экспериментально доказана эффективность обучения студентов высших профессиональных учебных заведений на занятиях по иностранному языку специальным учебным стратегиям овладения иноязычным материалом как организационно-педагогического условия формирования навыков самоконтроля студентов в учебной деятельности по иностранному языку.

При обучении иностранным языкам развитие у студентов способности к самоконтролю должно выступать в качестве важного объекта целенаправленного формирования, поскольку сформированность навыков внутреннего контроля напрямую влияет на продуктивность учебной деятельности.

Эффективность развития самоконтроля студентов обеспечивается взаимосвязью следующих выявленных компонентов структуры педагогических условий формирования навыков самоконтроля при профессионально-иноязычной подготовке: специальных учебных стратегий овладения иноязычным материалом, внутренней мотивации, индивидуально-типологических особенностей системы саморегуляциивысокого уровня автономии студентов.

Стиль преподавания, направленный на автономию обучаемого в учебном процессе, является важнейшей предпосылкой для развития у будущих специалистов способности к автономному изучению иностранного языка, что способствует развитию навыков самоконтролирующей деятельности.

В аспекте формирования навыков самоконтроля при профессионально-иноязычной подготовке нами была разработана педагогическая технология обучения студентов специальным учебным стратегиям овладения иноязычным материалом в режиме полуавтономной/ автономной учебной деятельности, которая включает: а) диагностическую методику измерения уровня самоконтроля студентовб) систему тренировочных заданий по овладению соответствующими стратегиямив) практические рекомендации для преподавателей по планированию учебного процесса в рамках обучения студентов специальным стратегиямг) практические рекомендации для студентов по организации собственной учебной деятельности, направленной на усвоение иноязычного учебного материала посредством применения специальных учебных стратегий.

Апробация педагогической технологии подтвердила, что формирование навыка самоконтроля обучаемых в большей степени обусловливается сформированным умением студентов выбирать и применять специальные учебные стратегии при ознакомлении, тренировке и корректорской проверке применения полученных знаний в полуавтономном/ автономном режиме.

Наблюдение за деятельностью студентов в процессе экспериментальной работы показало, что внедрение разработанной педагогической технологии в экспериментальных группах способствовало также:

— формированию общеучебной компетентности будущих учителей;

— развитию готовности и способности обучаемых к изучению иностранных языков в контексте непрерывного образования;

— осуществлению межпредметных связей посредством переноса умений пользоваться специальными стратегиями при овладении иностранным языком на другие учебные дисциплины и области знанийразвитию личностных качеств студентов: ответственности, самостоятельности, инициативности, целеустремленности, творческой активности и других.

Разработанные нами подходы к формированию навыков самоконтроля при профессионально-иноязычной подготовке направлены не только на изучение языка на занятиях под руководством преподавателя (в режиме полуавтономной учебной деятельности), но и, что очень важно, могут быть использованы обучаемыми в дальнейшей профессиональной деятельности (в режиме автономного обучения).

На сегодняшний день формирование профессиональной компетенции будущего специалиста неразрывно связано со способностью студента к непрерывному обучению, совершенствованию полученных в вузе профессиональных навыков. В процессе овладения специальными учебными стратегиями в иноязычной деятельности обучаемый не только формирует навыки изучения иностранного языка, но и, благодаря переносу приобретенных умений на другие дисциплины, формирует навык работы в любой сфере деятельности в автономном режиме без внешней помощи и контроля.

Проведенное нами исследование формирования навыков самоконтроля студентов педагогического вуза посредством специальных учебных стратегий вносит определенный вклад в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в рамках соответствующей предметной области. Вместе с тем исследование выявило ряд проблем, требующих специального изучения: проблемы влияния внутренней мотивации на формирование навыков самоконтроля в овладении языком, эффективных способов повышения внутренней мотивации студентов, способствующих совершенствованию внутреннего контроля, разработки способов повышения уровня автономии обучаемых, а также педагогических условий эффективного обучения специальным учебным стратегиям овладения иноязычным материалом. Таким образом, проведенное исследование формирования навыков самоконтроля студентов высшей школы затронуло целый спектр вопросов, требующих специального исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Н. Самоконтроль, самокоррекция и формирование учебно -познавательной активности учащихся/ Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. Ред. — сост. В. А. Слободчиков. М.: «Просвещение», 1986 .- С. 71−75
  2. Д.Н. Уровни становления самоконтроля и самокоррекции в процессе обучения устной речи в ЛУР/ Теоретические и экспериментальные исследования в области психологии и методики обучения иностранным языкам. МГПИИЯ им. М.Тореза. М., 1975. -Вып. 97
  3. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968. -С. 248−250
  4. А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М., 1988
  5. К.Э. Содержание и организация самостоятельных работ учащихся начальных классов в кабинете английского языка во внеурочное время// Иностранные языки в школе. № 5, 1993
  6. В.П., Белянина Н. В. Грамматика. Это интересно!// Иностранные языки в школе № 1, 2004. С. 29−31
  7. Берцфаи Л. В. Специфика учебного действия контроля// Вопросы психологии. 1987, № 4. — С. 55−60
  8. Бим И. Л. Всегда ли инновации в области терминологии следствие развития научного знания?// Иностранные языки в школе, № 3, 2004.-С. 30−33
  9. Бим И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач// Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/ Сост. Леонтьев А.А.- М.: Русский язык, 1991. С. 99−111
  10. П.П. Память и мышление. М.-Л., 1935 С. 128−129
  11. Л.И. Избранные психологические труды/ Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995. — С. 53.
  12. В.В. М.М. Троицкий о мотивации деятельности человека как основном законе его самосохранения// Психологический журнал. 1995, Том 16, № 4- С. 123−132
  13. Большой толковый психологический словарь/ Под ред. Артура Ребера. М., 2000
  14. М.Е. О контроле базового уровня обученности// Иностранные языки в школе. № 2, 1991
  15. М.Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе. № 1,2000. — С. 23−28
  16. М.Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе. № 2, 2000. — С. 10−15
  17. Г. В. Исследование индивидуально-психологических особенностей методом поэтапного формирования умственных действий и понятий// Вопросы психологии. 2002, № 5- С. 89−103
  18. В.А. О системе упражнений//Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А.А.- М.: Русский язык, 1991.-С. 92−98
  19. О.М. Тестовые задания как один из приемов контроля (на материале учебников для IV и V классов по немецкому языку)// В сб.: Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. Ред. сост. Слободчиков В. А. М.: Просвещение, 1986. — С. 95−98
  20. JI.C. Педагогическая психология//Психология: классические труды. М., 1996
  21. Т.И. Формирование самоконтроля у учащихся 5−8 классов в учебной деятельности: Дис. .канд. пед. наук. Киев, НИИ психологии УССР, 1964.
  22. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000 165с.
  23. Н. Д. Шаповалова В.М. Повышение эффективности контроля при дифференцированном обучении // Иностранные языки в школе. 1987, № 4.
  24. Е. Пальмер. Устный метод обучения иностранным языкам. М., «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1960- 165с.
  25. И.А. Самостоятельная работа по практическому курсу иностранного языка// Иностранные языки в школе. 1990, № 1.
  26. Г. В. Теория и методика проектирования содержания германских языков в системе высшего профессионального образования: Дис. док. пед. наук. Тольятти, 2000. — 438 с.
  27. А.Ю. Объекты и приемы контроля в обучении грамматической стороне устной речи// В сб.: Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. Ред. сост. Слободчиков В. А. М.: Просвещение, 1986. -С. 19−28
  28. П.Б., Кудряшов Ю. А. Грамматические умения, обусловливающие говорение на иностранном языке, и основные линии их развития// Хрестоматия / Сост. Леонтьев А.А.- М.: Русский язык, 1991. С. 282- 295
  29. В.В. Теория развивающего обучения.- М., 1996. 529с.
  30. Н. В. Жукова Е.А. Устный контроль при комунникативном подходе к обучению иностранным языкам// Иностранные языки в школе. -№ 3, 1991
  31. Н.В., Тихомирова Е. В. Контроль устного неофициального общения на иностранном языке// Иностранные языки в школе. 1998. № 2
  32. К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранных языков в средней школе. М., Просвещение, 1988 -191с.
  33. Л.В. Самоконтроль в учебной работе подростков. «Советская педагогика». № 7,1996
  34. И.А., Китросская И. И., Мичурина К. А. Самоконтроль как компонент речевой деятельности и уровни его становления/ В сб.: Общая методика обучения иностранным языкам. Сост. Леонтьев А. А. М, Изд. Русский язык, 1991. С.144−153
  35. И.А. Педагогическая психология. М., Логос, 2002. -384с.
  36. Е.В. Самоопределение личности: проблема мотивации// Наука в высшей школе: проблемы интеграции. Материалы III международной (VI межрегиональной) научной конференции. М., Изд. УРАО, 2003 С. 85−86
  37. B.C. Развитие навыков самоконтроля у учащихся начальной школы (Зкл). Ученые записки Омского пединститута, вып. 19. Омск, 1963
  38. Н.Д. О наиболее типичных ошибках при изучении английского языка и некоторых путях их преодоления// Иностранные языки в школе. -М., 1995, № 3
  39. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божовича и Л. В. Благонадежиной М., «Педагогика», 1972 352с.
  40. Е.П. Мотивация и мотивы СПб.: Изд. «Питер», 2000.- 512с.
  41. Е.П. Психология воли.- СПб.: «Питер», 2000.- 288с.
  42. Е.П. Психофизиология физического воспитания (Деятельность и состояние). М., 1980
  43. М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку. М., «Педагогика», 1975- 152с.
  44. Индивидуальная работа со студентами вуза. Под ред. О. А. Иващенко. Рига, 1970
  45. И.Ф. Профессионально педагогическая культура преподавателя. Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Academia, 2002. — 206 с.
  46. Л.Б. Об особенностях формирования самоконтроля при производственном обучении // Вопросы психологии. 1961, № 2
  47. М.Г. О самоконтроле студента в учебном процессе. В сб.: Ученые записки I МГПИИЯ: Психология и методика обучения иностранным языкам. М., — 1968.- Т.44
  48. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М., 1978
  49. Г. Н. Лекция в вузе как средство активизации познавательной деятельности студентов педагогического университета// Дис. на соиск. ст. канд. пед. наук. Самара, 2004
  50. О.А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности// Вопросы психологии, № 5,1989. С. 18−26
  51. О.А. О психологической саморегуляции сенсомоторной деятельности. В сб.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978- С.78−92
  52. О.А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально типологическими особенностями их саморегуляции// Вопросы психологии. — 1984, № 3 — С.42−52
  53. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. Изд-во «Наука», М.-1980.- 256с.
  54. А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку -СПб: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2004. 144с.
  55. Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. М.:АРКТИ, 2002- 176 с.
  56. В.В. Общие основы педагогики. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.
  57. Н.Ф. Психологические особенности саморегуляции подростка в учебной деятельности// Психологический журнал. М., 1994, Том 15, № 2.
  58. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. М., 2000
  59. Н.И. Влияние повторных упражнений на самоконтроль учащихся в производственном обучении// Вопросы психологии. -1956, № 2.
  60. JI.B. Активизация познавательной деятельности школьников в условиях инновационных образовательных процессов. Самара, 1998
  61. A.M. Педагогика иностранного языка. Глава 13. Грамматическая база иностранного языка// Школьные технологии № 6, 1997.- С. 140−163
  62. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-386с.
  63. А.Н. Потребности, мотивы и сознание. XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум № 13. -М., 1966
  64. .Ф. О системном подходе в психологию// Вопросы психологии. 1975, № 2
  65. Т.П. Предложение и его грамматические категории.- М., 1972.-С.44
  66. А.С. Методика формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий. М., 1973
  67. А.С. Самостоятельная работа и самоконтроль в учебной деятельности старших школьников. М., 1972
  68. А.С. Экспериментальная разработка методики использования технических средств для контроля и самоконтроля в процессе трудового обучения. Ученые записки МОПИ, т.230. Педагогика, вып. 15. М, 1969
  69. М. В. Кошман И.М. Технические средства в обучении иностранным языкам. М., 1981
  70. М.В. Общая методика обучения иностранным языкам. М., 1991
  71. Н.Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника// Вопросы психологии. 1987, № 5
  72. С.И. О пользе ошибок при изучении иностранного языка// Наука в высшей школе: проблемы интеграции. Материалы III международной (VI межрегиональной) научной конференции. М., Изд. УРАО, 2003 С. 178−180
  73. Н.Т., Яровой И. Н. О технических средствах самоконтроля// Школа и производство, № 9, 1965
  74. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., «Просвещение», 1990.- 192с.
  75. А.К., Орлов А. Б., Фридман JI.M. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., «Педагогика», 1983. 64с.
  76. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 96с.
  77. К.С. Развитие языковой личности в условиях дополнительного высшего образования// Преподаватель М., № 2, 2000
  78. Е.У. Дифференцированный подход на уроке французского языка// Иностранные языки в школе. 1987, № 3
  79. В.М. Педагогическая психология. 4.2. Психология обучения. -Самара. Изд-во СамГПУ. 2003.-169с.
  80. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку.- М.: Просвещение, 1990, — Стр.121
  81. О.Э. Обучение грамматике в языковом вузе// Хрестоматия/ Сост. Леонтьев А.А.- М.: Русский язык, 1991.- С. 306−314
  82. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека//Психологический журнал. М., 1995, Том 16, № 4.
  83. В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности // Вопросы психологии. 1991, № 1.-С. 121−127
  84. А.В., Захаревич В. Т. Самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция в учебном процессе. Таганрог, 1989
  85. Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека — оператора. Л., 1987
  86. И.В. Педагогическая технология формирования отношения к здоровью учащихся// Дис. на соиск. ст. канд. пед. наук. Самара, 2004
  87. С.Ю. Подход к проблеме упражнений с позиции теории индивидуализации обучения//Иностранные языки в школе. 1987, № 5.
  88. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранным языкам. Белгород, 1988 (Педагогический институт им. М.С.Ольминского)
  89. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках/ Под ред. В. А. Бухбиндера.- Киев, 1980.- С. 94−95
  90. Е.И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. Учитель иностранного языка. Мастерство учителя. М., 1993
  91. Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам.- М., 1977. С. 146−147
  92. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.-М.: Школьная пресса, 2002. 502с.
  93. А.Н. Образ мира и вопросы сознательности учения: Современный контекст// Вопросы психологии. 2003, № 2 — С. 122−132
  94. И.П. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений. М.: Просвещение: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996.432 с.
  95. Л.Г. Об особенностях формирования самоконтроля в трудовой деятельности учащихся 5−8 классов// Вопросы психологии, № 6, 1959
  96. Е.К. О самостоятельном чтении учащихся на иностранном языке// Иностранные языки в школе. 1990, № 2
  97. О.Г. Роль теорий учения и анализа потребностей в проектировании профильно-ориентированного курса английского языка// Иностранные языки в школе № 3, 2004. С. 45−51
  98. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Под ред. Рабунского Д. А. Самара 1998
  99. Преподавание иностранных языков в средней школе. Под ред.
  100. B.С.Цетлин, JI.C. Шеляпиной. М., 1955
  101. Проверка и оценка знаний в высшей школе. Под ред. Б. Т. Иоганзена и Н. И. Кувшинова. М., 1969
  102. Программирование контроля знаний. Сб. М., 1979
  103. Профессиональная педагогика: Ученик для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.- 512 стр.
  104. Г. С. Проявление феномена «автономности зависимости» в учебной деятельности // Новые исследования в психологии. М., 1984 № 21. C.48−52
  105. Г. С. Степанский В.И. Фарютин В. П. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на старшеклассников// Вопросы психологии. -1987, № 4.
  106. А.А. Алгоритм развития познавательных способностей учащихся// Педагогика № 3, 2002. С. 8−15
  107. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности./ Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991
  108. Т.П. Воспитание навыков самоконтроля как одно из средств подготовки учащихся к практической деятельности// Советская педагогика, № 11, 1958
  109. Н.А. Овладение учебными стратегиями как одна из предпосылок автономного обучения учащихся иностранному языку// Обучение английскому языку: в поисках новых решений.- Самарский государственный аэрокосмический университет. Самара, 2005. С. 52−56
  110. Н.А. Проблемы развития навыков самоконтроля у студентов, изучающих иностранный язык// Наука в высшей школе: проблемы интеграции. Материалы III международной (VI межрегиональной) научной конференции. М., Изд. УРАО, 2003. С. 173−178
  111. Н.А. Специальные учебные стратегии овладения иноязычным грамматическим материалом: Методические рекомендации для преподавателей иностранных языков, студентов, аспирантов. Самара: Издательство СГПУ, 2006. — 90 с.
  112. Т.Г. О некоторых формах контроля и самоконтроля навыков и умений старшеклассников// Практические вопросы контроля при обучениииностранным языкам в средней школе: Сборник научных трудов НИИ школ.-М, 1985.-С. 130−135
  113. Ф.М. Контроль на уроке иностранного языка// Иностранные языки в школе. 1987, № 1.
  114. Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов младших курсов. Сб. Саратов, 1985
  115. И.А. К методологии тестового контроля// В сб.: Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. Ред. сост. Слободчиков В. А. М.: Просвещение, 1986. — С. 83−89
  116. А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. -СПб.: Питер, 2003. С. 356−359
  117. З.А. Организация деятельности усвоения и развития учащегося// Вопросы психологии. 2002, № 5 — С.70−78
  118. Г. В. Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях (Пособие для учителей и студентов педагогических вузов). М., 1998. 232с.
  119. Г. В., Каган И. Т. Самостоятельная работа учащихся на уроке и ее содержание// Иностранные языки в школе. 1976, № 5 — С. 35−42
  120. Г. В. Никитенко З.Н. О некоторых путях повышения мотивации изучения иностранного языка у школьников IV-VII классов// Иностранные языки в школе. 1982, № 6
  121. Е.И. Эмоции и воля. М., 1999 -240 с.
  122. И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии//Психологический журнал.- 2001-Т.22, № 1.- С.108
  123. Н.А. Самоконтроль учащихся начальной школы при обучении письму. Ученые записки Вологодского пединститута. Вологда, 1959, Том 25.
  124. Российская педагогическая энциклопедия (в 2-х томах)/ Гл. ред. В. В. Давыдов М., 1993. С. 305−306
  125. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973
  126. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989
  127. М.Д. Аудирование как средство для развития самоконтроля. В сб.: Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. Ред.-сост. Слободчиков В. А. М., 1986. С. 75−83
  128. И.Д. К вопросу о системе уроков иностранного языка// Хрестоматия / Сост. Леонтьев А.А.- М.: Русский язык, 1991. С. 111−144
  129. И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. М.: Высшая школа, 1976, — С.94
  130. А.К. Психологические особенности воспитания самоконтроля у учащихся 1−3 классов в учебной работе/ Дис. на соиск. ст. канд. псих. наук. -Киев, НИИ психологии УССР, 1952
  131. Ю.А. Ошибки учащихся как степень сформированности их умений// Иностранные языки в школе. 1987, № 2
  132. Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим ученикам. М., 1958
  133. Г. А. Формирование навыков самоконтроля у учащихся начальных классов на уроках русского языкаII Вопросы психологии. 1964, № 2.
  134. А.Я. Приучение учащихся к самоконтролю в учебной работе/ Революционные традиции и народное образование. Ставрополь, 1968
  135. Л.А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся// Иностранные языки в школе № 1, 2005.-С. 19−26
  136. Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности// Иностранные языки в школе № 2, 2004.-С. 11−17
  137. Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности// Иностранные языки в школе, № 3, 2004.-С.41−44
  138. Е.Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: Учебное пособие для вузов. М.: Просвещение, 2004. — 192с.
  139. О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников// Вопросы психологии. 2003, № 3 — С.22−34
  140. А.П. Функциональная направленность контроля// Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. Ред. сост. Слободчиков В. А. М.: Просвещение, 1986. — С. 28−33
  141. А.Э., Медведев С. Д., Литвиненко О. В. Динамика развития основных свойств внимания в детском возрасте// Вопросы психологии. -2003, № 3-С.118−122
  142. B.C. Методика преподавания французского языка в старших классах.- М., 1955
  143. Я.И. Теория и практика исследования контрольных психических процессов у спортсменов. Труды Львовского института физкультуры, т. З, Львов, 1958
  144. О.А. Психолого педагогические особенности мотивов учебной деятельности студентов различных вузов: Автореф. канд. дис. Самара, 2003
  145. И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск, 1997
  146. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека//Вопросы психологии. 1996, № 3 — С.116−132
  147. В.Н. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция// Вопросы психологии. № 3, 1997
  148. С.Ф. Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту иноязычной речи// Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. Ред. сост. В. А. Слободчиков. М.: «Просвещение», 1986.- С. 295−305
  149. К.М. Об одном виде саморегуляции мышления// Вопросы психологии. 1979, № 6
  150. Д.Б. Избранные психологические труды. -М., 1989.- 658 с.
  151. Энциклопедический словарь юного филолога. Сост. Панов М.В.- М.: «Педагогика», 1984.- 352 с.
  152. С. Т. Сафонова Н.М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников// Вопросы психологии. 1999, № 5.
  153. Accelerated learning for the 21st century. The 6-step plan to unlock your m-a-s-t-e-r mind. Colin Rose and Malcolm J.Nicholl. 1997, Chathem, Kent.
  154. , H. (1987). Grundlagen des Lehrens, Stuttgart: Klett
  155. Bimmel, Peter (1993): Lernstrategien im Deutschunterricht. In: Fremdsprache Deutsch, H. 8 Lernstrategien. Стр. 4−11
  156. Bimmel, Peter. Rampillon, Ute. Lernerautonomie und Lernstrategien. 1. Verlagsvorlage 10.5.99. 1999 Goethe-Institut, Miinchen (199стр.)
  157. Bohn, Rainer. Probleme der Wortschatzarbeit. Fernstudieneinheit 22. 1999 Goethe- Institut, Munchen (192 стр.)
  158. Bohmer, Maria. Lernerfolgskontrolle. Scriptor Verlag, 1979
  159. Dickinson, Leslie. Self-instruction in Language Learning. 1988 Cambridge.
  160. DePorter, Bobbi. Hernacki, Mike. Quantum Learning (Unleash the genius within you). 1993 London
  161. Eckersley G.E. Essential English for foreign students. Book 2. (Эккерсли K.E. Английский для всех: В 4-х книгах. Кн. 2: Учебное пособие. — М.: «Дело», 1992.)-255 с.
  162. Evans, Virginia. Dooley, Jenny. Upstream Proficiency. Student’s Book. -Express Publishing. 2002.- 276 стр.
  163. Evans. Virginia. Dooley, Jenny. Upstream Proficiency. Teacher’s Book. -Express Publishing. 2002, — 184 стр.
  164. Funk, Hermann. Koenig, Michael. Grammatik lehren und lernen. Fernstudieneinheit 1. Langenscheidt. 1991, Goethe-Institut, Munchen (160 стр.)
  165. Jurgens, Eiko: Leistung und Beurteilung in der Schule: Eine Einfuhrung in Leistung -und Bewertungsfragen aus padagogischer Sicht/ Eiko Jurgens-4., erweiterte Aufl.- Sankt Augustin: Academia Verl., 1998
  166. Karin Kleppin. Fehler und Fehlerkorrektur. Fernstudieneinheit 19. Langenscheidt. 1998, Goethe Institut, Munchen (152стр)
  167. Neuner, 1981 Ubungstypologie zum kommunikativen Deutschunterricht-стр.11(цит. по 2.9 стр.39)
  168. Pintrich, Paul R. Schunk, Dale H. Motivation in Education (theory, research, and applications). 1996, Englewood Cliffs, New Jersey
  169. Sarasin, Susanna: Das Lernen und Lehren von Lernstrategien: theoretische Hintergrunde und eine empirische Untersuchung zur Theorie «Choreographien unterrichtlichen Lernens"/ Hamburg: Kovac, 1995
  170. Selbstgesteuertes Lernen: psycholog. u. padag. Aspekte e. handlungsorientierten Lernens/ hrsg. von Heinz Neber. unter Mitarb. von Wolfgang Mischke.-l. Aufl.- Weinheim, Basel: Beltz, 1978
  171. Simons, P.R.J. (1992). Lernen selbstandig zu lernen- ein Rahmenmodell. In H. Mandl & H.F. Friedrich (Hrsg.), Lern- und Denkstrategien. Gottingen, Toronto, Zurich: Hogrefe. Стр. 251−264
  172. Soars, John and Liz. Headway Pre-intermediate. Student’s Book. Oxford University Press. 2000.- 144 стр.
  173. Todd, Richard Watson. Using Self-assessment for Evaluation // English Teaching Forum. January 2002.
Заполнить форму текущей работой