Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессиональные PR-сообщества: формирование имиджа средствами массовой информации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве основной формы овеществления имиджа в средствах массовой информации выступает особая группа текстов, названная имиджеобразующими текстами. Имиджеобразующие тексты — это группа медиа-текстов, характеризующиеся наличием перцептивной единицы базисного субъекта PR, имплицитно или эксплицитно связанной с СФИ, СКИ или СПИ в тексте. В разряд имиджеобразующих могут попасть все виды текстов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Имидж профессиональных сообществ: структура, характеристики, оценка эффективности
    • 1. Имидж: подходы к определению
    • 2. Структура имиджа
    • 3. Имидж профессиональных сообществ как особого вида базисного субъекта PR
    • 4. Критерии оценки эффективности имиджа: содержательный и экономический подходы
  • Глава 2. Имидж базисного субъекта PR в СМИ: имиджеобразующие тексты
    • 1. Имиджеобразующие тексты как особая группа текстов СМИ
    • 2. Типология имиджеобразующих текстов
    • 3. Овеществление имиджа в текстах
    • 4. Инструменты внедрения имиджевых характеристик в текст
  • Глава 3. Имидж профессиональных PR-сообществ в России
    • 1. Социокультурный контекст формирования имиджа профессионального
  • PR-сообщества России
    • 2. Перцептивные единицы профессиональных PR-сообществ в России
    • 3. Имиджевые характеристики профессиональных PR-сообществ в России
  • В ГОССИИ.1УУ
    • 5. Анализ эффективности имиджа профессиональных PR-сообществ в России

Профессиональные PR-сообщества: формирование имиджа средствами массовой информации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Переход к рыночным отношениям в экономике, произошедший в начале 90-х годов двадцатого века, привел к значительным изменениям в сфере массовых коммуникаций. Рост числа СМИ в сочетании с отменой цензуры стал причиной резкого увеличения количества информации, транслируемой различным группам общественности. Государственные структуры (в первую очередь, органы власти), равно как и коммерческие организации, были вынуждены предпринимать действия, направленные на установление и поддержание информационных связей с обществом. В таких условиях происходило формирование новой для России профессии — связи с общественностью.

С момента возникновения связей с общественностью как профессии в России стал актуален вопрос о се восприятии обществом. Изначально PR-деятельность организаций в пашей стране сводилась к медиарилейшнз — работе со средствами массовой информации1. Пресс-службы органов государственной власти осуществляли функцию фильтрации информации, что не могло устраивать журналистов с профессиональной точки зрения, а именно — необходимости объективно освещать общественно-важные события. В свою очередь, PR-подразделения коммерческих организаций использовали СМИ в качестве рекламных площадок, размещая под видом журналистских заказные материалы. Эти факты, став достоянием общественности, стали причиной резкого падения доверия к средствам.

1 «Первый этап (1988 — 1991) — зарождение рынка паблик рилейшнз, связанное с появлением соответствующих служб в государственных структурах (выделено мной — Д-М.) и открытием московских отделений международных агентств. Развитие предпринимательской деятельности способствует возникновению первых отечественных фирм, оказывающих наиболее простые PR-услугн (выделено мной — Д.М.) <.> шкие, как проведение презентаций, пресс-конференций, осуществление связей с прессой». См.: Шишкина, М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления [Текст] / М. А. Шишкина — СПб.: Издательств С.-Петерб.ун-та — 1999. С. 261, 265. массовой информации1. Однако, как показывают исследования, кризис доверия к СМИ никак не отразился на имидже связей с общественностью, поскольку подавляющее большинство населения попросту не имело представления о профессии2.

К концу 90-х годов ситуация изменилась: две крупных президентских избирательных кампании и непрекращающиеся выборы в регионах наглядно продемонстрировали силу манипулятивных технологий. Названные «черным PR», они создали в сознании общественности стереотип профессии, построенной на лжи.

В сложном историческом контексте представители связей с общественностью предприняли попытку изменить отношение к профессии. В 1991 году была основана Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО), в которую вошли российские PR-специалисты, журналисты, рекламисты и другие участники информационного рынка. Устав РАСО фиксирует популяризацию связей с общественностью в России о в качестве одной из целей существования организации. Отметим, что с момента создания ассоциации прошло уже 17 лет, однако «восстановление репутации профессии» по-прежнему является ее приоритетной задачей. Возникает парадоксальная ситуация, когда профессия, сущность которой заключается в формировании оптимального имиджа, страдает от негативного отношения со стороны общественности.

В связи с этим рассмотрение вопросов, связанных с созданием имиджа профессиональных сообществ, PR-сообщества в первую очередь, представляется актуальным и своевременным. Исследование структуры имиджа, форм его презентации и инструментов формирования в медиа-текстах, а также факторов, влияющих на восприятие имиджа, дает ключ к пониманию причин негативного восприятия профессии «связи с Так, в 1999 году показатель доверия к СМИ снизился с 47% до 12% (См.: И чувства добрые пиаром пробуждал. [текст] // PR-диалог — 2001. — № 2. — С. 12.).

2 В 2000 году 54,8% респондентов не слышали о PR, из оставшихся лишь 12% смогли охарактеризовать сферу деятельности специалистов по связям с общественностью (См.: Правда или подобие [текст] // PR-диалог — 2000. — № 4. — С. 1.).

3 См.: Устав РАСО [Текст] / СПб., 1999;4 с. общественностью" и профессионального PR-сообщества. Прогностический характер научного знания и сугубо практическая направленность отдельных частей работы позволит специалистам, занимающимся формированием имиджа профессиональных сообществ, более эффективно осуществлять свою деятельность.

Научная актуальность. В ходе исследования особенностей формирования имиджа профессиональных PR-сообществ в средствах массовой информации была выделена и описана особая группа текстов массовой коммуникации — имиджеобразующий текст, дефиниция, ставшая ключевой в представленной работе. Функциональный подход позволил объединить тексты массовой коммуникации (журналистский, рекламный и PR-тексты) по принципу потенциальной или реальной способности влиять на имидж организации. Включение в процесс анализа интенциональной составляющей авторов имиджеобразующих текстов, продолжающее концепцию конструктивно-стилевых векторов В. Г. Костомарова, дало возможность рассмотреть медиа-текст с позиций его воздействия на имидж базисного субъекта PR. Таким образом, сделана попытка внести в научное поле пиарологии элементы лингвистики, теории речи и стилистики, что представляется актуальным в связи с активным использованием текстов массмедиа в процессе создания имиджа.

Дальнейшее изучение феномена имиджеобразующих текстов привело к созданию их классификации по различным основаниям. Феноменологический подход к газетному тексту Б. Я. Мисонжникова позволил исследовать имиджеобразующие тексты во всей их полноте, включая используемые основные и дополнительные элементы: собственно текст, иконические и индексальные знаки.

Собранный эмпирический материал подтвердил гипотезу о наличии глубоких интертекстуальных связей различных видов имиджеобразующих текстов. Каждый из них оказывает воздействие на отдельные элементы структуры имиджа, формируя, в конечном итоге, целостный имидж базисного субъекта PR в прессе.

В фокусе научных изысканий также оказались формализованные профессиональные сообщества, в частности, PR-ассоциации, как особый тип базисного субъекта PR. Характеристики этого типа позволяют говорить о необходимости иного — по сравнению с существующими — подхода к способам формирования его имиджа.

Научно доказанным можно считать тезис о комплексности структуры имиджа, характеризующейся взаимным влиянием его элементов и необходимости комплексного подхода к программному формированию образа базисного субъекта PR в текстах печатных СМИ.

Также в работе были предприняты попытки создания теоретической базы для оценки эффективности формирования имиджа и функционирования имиджеобразующих текстов.

Объектом исследования является имидж профессионального сообщества в СМИ.

Предметом исследования стал имиджеобразующий медиа-текст как инструмент формирования имиджа профессионального сообщества в печатных СМИ.

Цель исследования: комплексное изучение процесса формирования имиджа профессионального сообщества в печатных средствах массовой информации.

Задачи исследования:

1. Проанализировать структуру имиджа и основные инструменты его формирования в печатных средствах массовой информации, выделить основополагающие характеристики этих инструментов и их функции в комплексном процессе формирования имиджа профессионального сообщества.

2. Выделить основания для типологизации и типологизировать виды имиджеобразующих текстов.

3. Определить критерии эффективности формирования и функционирования имиджа в целом и эффективности функционирования имиджеобразующих текстов в частности.

4. Дать характеристику эффективности построения имиджа профессионального сообщества (на примере РАСО и АКОС) и определить роль имиджеобразующих текстов в формировании имиджа указанных сообществ.

Основная гипотеза исследования. Имидж профессиональных сообществ в печатных СМИ формируется посредствам имиджеобразующих текстов — особой группировки медиа-текстов, имеющих свои классификационные характеристики.

Методологический базис исследования. В работе использовался.

• ~ 1 2 методологическии инструментарии теории журналистики, лингвистики, стилистики3 (в рамках определения имиджеобразующего текста), социологии4 (в качестве инструмента анализа эмпирической базы), а также.

1 Дзялошпнский И. М. Российский журналист в посттоiэлитарную эпоху: некоторые особенности личности и проф. деятельности [Текст] / И. М. Дзялошпнский — М.: Восток, 1996. -299 е.- Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества [Текст] / Е. Е. Пронина — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 320 е.- Свитич Л. Г. Профессия: журналист: Учеб. пособ. для студ. вузов [Текст] / Л. Г. Свитич — М.:Аспект-Пресс, 2003. —253 е.- Ворошилов В: В. Журналистка: курс лекций [Текст] / B.B. Ворошилов — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. — 127 е.- Воскобойников Я. С. Журналист и информация: Проф. опыт. зап. прессы [Текст] / Я. С. Воскобойников — М.: РИА «Новости», 1993. — 204 е.- Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учеб. для студ. вузов [Текст] / С. Г. Корконосенко — М.: Аспект-пресс, 2007. — 316 е.- Прохоров Е. П.

Введение

в теорию журналистики: учеб. для студ. вузов [Текст] / Е.П. Прохоров— М.: Аспект Пресс, 2007. — 349 с.

2 Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека [Текст] / Н. Д. Арутюнова. — М.: Яз. рус. культуры, 1999. — 895 е.- Аспекты семантических исследований [Текст] / [Н.Д. Арутюнова и др.] - М.: Наука, 1980. — 356 е.- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и вступ. ст., с. 3−45, Г. К. Косикова. [Текст] М., 1994. Барт Р. Структурализм: «за» и «против» / [Текст] М., 1975. Барт, P. Camera Iucida [Текст] / Р. Барт — М.: Ad Marginem, 1997. — 223 е.- Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика [Текст] / Р. БартМ.: Издат. группа «Прогресс», 1994. — 615 е.- Гапьперии И. Р. Информативность единиц языка. [Текст] М.,.

1974. Гальперин И. Р. К проблеме зависимости предложения от контекста. [Текст] 1977, № 1. Гальперин, И. Р. Избранные труды [Текст] / И. Р. Гальперин. — М.: Высш. шк., 2005. — 254 е.- Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: Сб. рабог [Текст] / T.A. ван Дейк — М.: Прогресс, 1989. -310 е.- Соссюр, Ф. де Курс общей лингвистики [Текст] / Ф. де Соссюр — М.: УРСС, 2004.-271 с. и др.

3 Виноградов, В. В. Проблемы русской стилистики [Текст] / B.B. Виноградов — М.: Высш. школа, 1981. -320 е.- Костомаров, В. Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики [Текст] / В. Г. Костомаров — М.: Гардарикн, 2005. '- 287 е.- Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект [Текст] / В. И. Коньков [и др.]- [под ред. В.И. Конькова] - С.-Пб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.-272 е.- Виноградов, B.B. Исследования по русской грамматике. [Текст] / В. В. Виноградов — М.,.

1975. Лосева, Л. М. Как строится текст. [Текст] / Л. М. Лосева [под ред. Г. Я. Солганика] - М.: Просвещение, 1980. — 94 е.- Солганик, Г. Я. Синтаксическая стилист ика [Текст] / Г. Я. Солганик — MocKBa: URSS КомКнига, 2006. — 227с. и др.

4 Социология [Текст]: учебник / Волков Ю. Г. [и др.]- [Под ред. Ю.Г. Волков]- М.: Гардарики, 2006. — 512 е.- Социология журналистики [Текст]: Учеб. пособ. для студ. вузов / [И.Н. Блохин и др.]- [Под ред. С.Г. Корконосенко] - М.: Аспект Пресс, 2004. — 318 е.- Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В.Л. психологии и социологии журналистики1, пиарологии2 и теории массовых коммуникаций (воздействие средств массовой информации на аудиторию).

Научная и практическая значимость исследования. Предложенная в работе концепция имиджеобразующего текста как инструмента формирования имиджа профессиональных сообществ продолжает традицию разделения видов текстов массовых коммуникаций по функциональному признаку (журналистские, рекламные, PR-тексты4) и является логичным продолжением концепций конструктивно-стилевых векторов В.Г. Костомарова3 и единого газетного текста Б.Я. Мисонжникова6. Подобный подход позволяет учитывать все многообразие факторов, оказывающих воздействие на имиджеобразующие тексты и имидж профессиональных сообществ: от характеристик функционирования каждого конкретного типа текста, до особенностей восприятия имиджа различными группами общественности.

С практической точки зрения становится очевидной необходимость учета интенциональной и смысловой сонаправленности, всех типов текста,.

Абушенко, Г. М. Велькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск, 2003. 1312 с. Л. Н. Социология массовой коммуникации. [Текст] / Л. Н. Федотова С.-Пб.: Питер, 2003.-400 с.

1 Ким, М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества [Текст] / М. Н. Ким. — С.-Пб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. — 495 е.- Кузин, В. И. Психологическая культура журналиста: Учеб. пособие [ Текст] / В. И. Кузин — С.-Пб.: СПбГУ, 2004 — 205 е.- Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. [Текст] / Г. В. Лазутина — М.: Аспект Пресс, 2000. — 240 е.- Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. [Текст] / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко — С.-Пб., 2000. — 272 с. — Пронина, Е. Е. Психология журналистского творчества. [Текст] / Е. Е. Пронина — M.: Изд-во Московского унт-та, 2003. -320 е.- Шестерина А. М. Основы творческой деятельности журналиста. [Текст] / A.M. Шестерина — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2004. — 282 е.- Шостак М. И. Журналист и его произведение: Практич. пособ. [Текст] / М.И. Шостак-М., 1998.-96 с. и др.

2 Шишкина. М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления [Текст] / М. А. Шишкина — С.-Пб.: Издательство С.-Петерб.ун-та — 1999. — 444 е.- Чумиков, А. Н. Связи с общественностью: теория и практика. [Текст] / Чумиков А. Н., Бочаров М. П. — М.: Дело, 2004. — 496 е.- Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. [Текст] / Д. Ньюсом [и др.] — М.: Консалтинговая группа «Имидж-Контакт», Инфра-М, 2001. — 628 с. и др.

3 Назаров, М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований [Текст] / М. М. Назаров. 2-е изд., испр. М.: УРСС, 2002. — 239 е.- Основы теории коммуникаций / Под. Ред. М. А. Василика. [Текст] М., 2003. — 615 е.- Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций. [Текст] / Р. Харрис — С.-Пб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 448 е.- Яковлев, И. П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. [Текст] / И. П. Яковлев — С.-Пб.: Азбука-классика, 2006. — 240. и др.

См. Кривоносое, А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. [Текст] / А. Д. Кривоносов — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002. — 288 с.

5 Костомаров, В. Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики [Текст] / В. Г. Костомаров — М.: Гардарики, 2005.-287 с.

6 Мисонжников, Б. Я. Феноменология текста (соотношение содержательный и формальных структур печатного издания) [Текст] / Б. Я. Мисонжников — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001.-490 с. относящихся к имиджеобразующим, повышенное внимание к категории авторства, как одной из ключевых при рассмотрении имиджеобразующих текстов, анализа социальных особенностей и уровня знаний о профессии групп общественности, а также социально-исторического контекста в процессе формирования имиджа профессиональных сообществ.

Результаты исследования можно использовать при разработке программы формирования имиджа профессиональных (в частности — PR) сообществ в России, а также в учебном процессе (по дисциплинам «Основы теории связей с общественностью», «Проведение PR-кампаний» и др.).

Эмпирическим материалом исследования стали:

Общественно-политические издания регионального и федерального уровня: точечная выборка изданий «Коммерсантъ», «Санкт-Петербургские Ведомости» и «Смена» (июнь 1999 года, декабрь 2000 и 2006 года), обусловленная целями, стоящими перед контент-анализом: определить количественное соотношение имиджеобразующих текстов до появления специальных мероприятий, проводимых профессиональными PR-сообществами, в первый год и через 6 лет их регулярного проведения. Общая выборка составила более 3 000 текстов, из которых не более 2% были отнесены к имиджеобразующим.

Пресс-клипп по тематике «связи с общественностью» за период с 2004 по 2007 годы (пресс-клипп осуществлен по базе данных материалов СМИ ресурса www.public.ru, который насчитывает более 20 млн. документов из более 3000 источников — газет, журналов, информационных агентств и интернет-изданий).

Профессиональные издания: сплошная выборка профессиональных журналов «PR-диалог» и «Рекламист» (1999 —2006).

База данных конкурса «PR на страницах российской прессы» 2004 — 2006 (ежегодный конкурс www.sovetnik.ru, совместно с РАСО, журналом «Советник» и компанией «Бритиш Американ Тобакко Россия»). В базу данных вошли материалы профессиональных журналистов, сотрудников СМИ, внештатных авторов, опубликованные в печатных и интернет-изданиях. Общая выборка составила 450 текстов.

Профессиональные Интернет-ресурсы (официальные сайты РАСО, Северо-Западного отделения РАСО, «Советник», АКОС).

Результаты исследования аудитории имиджеобразующих текстов, проведенного методом анкетирования.

В общей сложности было проанализировано более 3500 материалов различных жанров, из которых порядка 10% имели признаки имиджеобразующих текстов формализованного профессионального PR-сообщества и были использованы в исследовании.

Низкая информационная активность профессиональных ассоциаций в выбранных общественно-политических и деловых изданиях и как следствие — фактическое отсутствие эмпирического материала на начальных этапах исследования заставила обратиться к готовым подборкам публикаций. Отметим, что метод первоначальной выборки (по наличию перцептивной единицы) совпадал с используемым автором, поэтому было принято решение о привлечении данного источника эмпирических данных. Материалы пресс-клипа в дальнейшем были дифференцированы и проанализированы на основе теоретических положений исследования.

В анкетировании приняло участие 120 человек с различными социально-демографическими характеристиками (пол, возраст, образование), из которых 50% имеют профессиональное отношение к связям с общественностью и СМИ. Первоначальный этап исследования включал в себя анкетирование 100 человек, однако в дальнейшем число опрашиваемых было пропорционально увеличено. Анализ результатов анкетирования показал, что с увеличением количества респондентов основные тенденции сохраняются.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования эмпирического материала:

1. Контент-анализ материалов периодических изданий.

2. Сравнительный анализ материалов периодических изданий.

3. Дискурсный анализ периодических изданий.

4. Анкетирование аудитории федеральных и региональных изданий («Коммерсантъ» и «Санкт-Петербургские Ведомости»), а также профессионального журнала «PR-диалог».

Основные положения, выносимые на защит}'.

1. Имидж — это имеющий определенную структуру частный вид образа, ключевым отличием которого является прагматичность.

2. Имиджеобразующие тексты — это особая группа медиа-текстов, включающих в себя журналистские, рекламные (в том числе тексты модульной рекламы) и PR-тексты, формирующие имидж базисного субъекта PR в печатных СМИ.

3. Формирование имиджа базисного субъекта PR происходит путем трансляции имиджевых характеристик имиджеобразующими текстами, воспринимаемых аудиторией как относящиеся к базисному субъекту PR благодаря наличию в текстах определенных перцептивных единиц.

4. Восприятие имиджевых характеристик зависит как от особенностей имиджеобразующих текстов, так и от особенностей контекста их существования.

Апробация результатов исследования.

Отдельные части работы изложены на конференции «Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения» (2005 г.), в рамках аспирантских семинаров (2006 и 2007 гг.) и опубликованы в научных журналах, рецензируемых ВАК: «Вестник Санкт-Петербургского университета» и «Аспирантские тетради» (издание Санкт-Петербургского российского государственного педагогического университета им. Герцена). Некоторые тезисы исследования также были апробированы на проведенных диссертантом практических занятиях в Санкт-Петербургском государственном университете и в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете.

Структурно диссертация состоит из трех глав, введения, заключения и приложений, включающих в себя программу анкетирования и контент-анализа.

Первая глава «Имидж профессиональных сообществ: структура, характеристики, оценка эффективности» посвящена определению феномена «имидж» и его дифференциации в ряду смежных понятий, а также структуре и критериям оценки эффективности его формирования. Отдельное внимание уделено профессиональным сообществам как особому типу базисного субъекта PR.

Во второй главе «Имидж базисного субъекта PR в СМИ: имиджеобразующие тексты» исследования внимание сфокусировано на имиджеобразующих текстах как основном инструменте формирования имиджа в печатных средствах массовой информации, их определению, типологии, особенностям создания и функционирования.

Третья глава «Имидж профессиональных PR-сообществ в России» носит прикладной характер и включает в себя анализ имиджа формализованных профессиональных PR-сообществ — имиджа РАСО и АКОС, а также практические рекомендации по их эффективному имиджированию.

В заключении формулируются основные выводы проведенного исследования.

Основные выводы, сделанные по результатам данного анализа, свидетельствуют о высокой функциональной эффективности имиджа обоих базисных субъектов PR. Имиджирование ведется дифференцировано, в качестве основания для дифференциации выступает тип общественности (внешняя или внутренняя). Для каждой группы общественности выбирается свой способ внедрения имиджевых характеристик. При этом если относительно внутренней общественности коммуникативная эффективность имиджей высока, то процесс имиджирования профессиональных PR-ассоциаций относительно внешней общественности требует более пристального внимания.

Имиджевые тексты формализованных профессиональных PR-сообществ проигрывают дискурсно-имиджевым по таким признакам, как значимость темы для читателей и используемая лексика и выбор средств овеществления текста и имиджа. Закономерным результатом диспропорции стал неоптимальный имидж PR как профессии в общем и профессиональных сообществ в частности в представлении внешней общественности.

Заключение

.

В ходе исследования нами была предпринята попытка комплексного изучения процесса формирования имиджа формализованных профессиональных PR-сообществ России в печатных СМИ и сделать выводы об их текущем состоянии.

Понятие «имидж» было актуализировано как программно сформированный образ, призванный оказывать на аудиторию определенное эмоционально-психологическое воздействие. Концепты «образ» и «имидж» находятся в родовидовой связи, где имидж является частным видом образа. При этом имидж, как видовое понятие по отношению к образу (понятию родовому) наследует ряд ключевых характеристик, среди которых выделяются синтетичность, единство, удаленность объекта из зоны прямого восприятия, несовпадение образа и прообраза, соотнесение объектам, имеющим имя собственное.

Выступая в роли самостоятельной категории, имидж имеет собственные отличительные характеристики: программность формирования, публичность, структурность, прагматическая целенаправленность создания.

Особое внимание в рамках рассмотрения феномена «имидж» было уделено его структуре и соотношению его структурных элементов, а также формам их выражения в тексте. В частности, доказано, что структура имиджа представляет собой совокупность ядра имиджа, базовых имиджевых характеристик и вторичных имиджевых характеристик. Каждый элемент структуры оказывает влияние на остальные в процессе функционирования имиджа, несмотря на то, что иерархически ядро имиджа является главенствующим по отношению к имиджевым характеристикам.

Профессиональное сообщество является особым типом базисного субъекта PR: оно совмещает в себе функции практически всех субъектов института PR и имеет особый вид внутренней общественности, объединяющей всех участников неформализованного профессионального сообщества.

Особенности профессионального сообщества формируют особые свойства его имиджа: деление групп общественности на внешнюю и внутреннюю по уровню профессиональных знаний, различные функциональные задачи имиджевых характеристик относительно этих групп общественности при едином ядре имиджа, особое семиотическое наполнение базовых имиджевых характеристик.

Критерии «уровень знаний аудитории» относительно базисного субъекта PR и «ожидания целевых групп общественности» обуславливают наличие двух типов сценариев формирования имиджа формализованного профессионального сообщества: имидж знакомого и имидж незнакомого объекта.

Являясь образом с ярко выраженной функциональной направленностью, имидж требует обоснования критериев оценки его эффективности. Она лежит в как минимум в двух плоскостях: функциональной и коммуникативной. Функциональный аспект эффективности имиджа реализуется на этапе планирования имиджа, формулировки его ядра и базовых характеристик. Грамотная и всесторонняя оценка целей и задач, лежащих перед имиджем организации, позволяет создать имидж, способствующий приращению паблицитного капитала базисного субъекта PR.

Элементы структуры имиджа имеют свое воплощение в тексте, выражаются через содержательно-подтекстовую информацию (ядро имиджа), содержательно-фактуальную и содержательно-концептуальную информацию (базовые и вторичные имиджевые характеристики) и несут дескриптивное и/или оценочное значение.

В качестве основной формы овеществления имиджа в средствах массовой информации выступает особая группа текстов, названная имиджеобразующими текстами. Имиджеобразующие тексты — это группа медиа-текстов, характеризующиеся наличием перцептивной единицы базисного субъекта PR, имплицитно или эксплицитно связанной с СФИ, СКИ или СПИ в тексте. В разряд имиджеобразующих могут попасть все виды текстов СМИ: журналистские, рекламные и PR-тексты. Использование интенционального конструктивно-стилевого вектора при анализе имиджеобразующих текстов позволяет дифференцировать их, выделяя имиджевые (созданные с целью формирования имиджа) и дискурсно-имиджевые (созданные с другими целями, но оказывающие влияние на имидж базисного субъекта PR).

Имиджеобразующие тексты были классифицированы по различным основаниям: структура текста, соотношение СФИ и СКИ в тексте, новизна информации относительно существующего имиджа базисного субъекта PR, тип создаваемых имиджевых характеристик.

Для того чтобы текст выполнял имиджеобразующую функцию, необходимо наличие как минимум двух основных элементов: перцептивная единица (идентификатор базисного субъекта PR) и ее эксплицитно/имплицитно выраженная связь с содержательно-фактуальной и/или содержательно-концептуальной информацией.

Как показал анализ имиджеобразующих текстов PR-ассоциаций, для внедрения имиджевых характеристик автор (коллективный речедеятель издания, технологический субъект PR или рекламист) может использовать богатый арсенал как лингвистических, так и экстралингвистических инструментов. К первым были отнесены: семантические (ориентированные на смысл слова) и синтаксические (ориентированные на формы и способы связи слов в предложении, предложений и межфразовых единств в тексте). В разряд вторых попали технологии фрейминга, особенности выбора каналов коммуникации, авторизация источника информации и Buzz-технология.

Помимо инструментов внедрения имиджевых характеристик, авторами имиджеобразующих текстов используются различные приемы аргументации и убеждения, снижающие порог критического восприятия информации и позволяющие более эффективно донести имиджевые характеристики до аудитории. Среди них выделяются: приемы, рассчитанные на рациональное восприятие (апелляция к опыту и разуму), и приемы, рассчитанные на эмоциональное восприятие (апелляция к чувствам и ценностям).

Имиджеобразующие тексты профессионального сообщества в силу особенностей самого базисного субъекта PR также имеют свою специфику: значительное расширение количества перцептивных единиц, связанных с базисным субъектом PR и появление псевдоимиджеобразующих текстов.

В ходе изучения имиджеобразующих текстов профессиональных PR-сообществ были выявлены три уровня их функционирования: макро-, мезои микроуровни. Они взаимосвязаны с точки зрения имиджирования и способны оказывать влияние на восприятие имиджевых характеристик, транслируемых в текстах других уровней. В связи с этим особую роль играет контекст, в котором функционирует сообщение.

Исходя из предложенных схем создания имиджа и оценки его эффективности, путем анализа имиджеобразующих текстов и официальных документов, были рассмотрены имиджи профессиональных ассоциаций РАСО и АКОС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аакер, Дэвид А. Идентичность бренда текст. / Дэвид А. Аакер // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2003. № 5. — С. 24.
  2. , Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учеб. пособие Текст. / Д. С. Авраамов М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999. — 224 с.
  3. , И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров Текст. / И. В. Алешина М.: Массоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 1997.-256 с.
  4. , В.И. Аналитические жанры газетной публицистики : учеб. пособие Текст. / В. И. Антонова Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. — 83 с.
  5. И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учеб. пособие. Текст. / И. В. Арнольд М.: Высш. шк., 1991. — 140 с.
  6. Н.Д. Номинация и текст Текст. / Н. Д. Арутюнова // Языковая номинация (Виды наименований) / Отв. ред. Б. А. Серебренников и А. А. Уфимцева. М.: Наука, 1977. — С. 188 — 206.
  7. Н.Д. Понятие пропозиции в логике и лингвистике / Н. Д. Арутюнова // ИАН СЛЯ. 1975. — Т. 35. — № 1.
  8. Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. Текст. М., 1990. С. 136 — 137.
  9. , Н. Д. Язык и мир человека Текст. / Н. Д. Арутюнова. — М.: Яз. рус. культуры, 1999. 895 с.
  10. Аспекты семантических исследований Текст. / [Н.Д. Арутюнова и др.] -М.: Наука, 1980.-356 с.
  11. П.Барт Р. Структурализм: «за» и «против» / Текст. М., 1975. — С. 27 — 139.
  12. Барт, P. Camera lucida Текст. / P. Барт M.: Ad Marginem, 1997. — 223 с.
  13. , P. Избранные работы: Семиотика. Поэтика Текст. / Р. Барт —М.: Издат. группа «Прогресс», 1994. 615 с.
  14. , К. Современная реклама. Текст. / К. Бове, У. Арене — Тольятти: Довгань, 2001.-704 с.
  15. , Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие Текст. / Б. Л. Борисов. -М.: ФАИР-Пресс, 2004. 624 с.
  16. , С.А. Связи с общественностью: учеб. пособ. Текст. / С. А. Варакута, Ю. Н. Егоров М.: ИНФА-М, 2001. — 246 с.
  17. , А.Б. Пиар крупных российских корпораций. Текст. / А. Б. Василенко М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 304 с.
  18. , А. И. Журналистика: три легитимации политической власти. Текст. / А. И. Вертешин М., 2006. — 137 с.
  19. , М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. Текст. / М. С. Вершинин СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001.-253 с.
  20. , В. В. Проблемы русской стилистики Текст. / В. В. Виноградов М.: Высш. школа, 1981.-320 с.
  21. В.В. Журналистика: курс лекций Текст. / В. В. Ворошилов СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. — 127 с.
  22. В.В. Техника и технология СМИ: Конспект лекций Текст. / В. В. Ворошилов СПб.: Михайлов В. А., 2000. — 47 с.
  23. Я.С. Журналист и информация: Проф. опыт. зап. прессы Текст. / Я. С. Воскобойников М.: РИА «Новости», 1993. — 204 с.
  24. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. Текст. / Д. Ньюсом [и др.] М.: Консалтинговая группа «Имидж-Контакт», Инфра-М, 2001. — 628 с.
  25. , Э. А. Основы PR. Текст. / Э. А. Галумов М.: «Летопись XXI», 2004. — 408 с.
  26. И.Р. Информативность единиц языка. Текст. М., 1974. -201 с.
  27. И.Р. К проблеме дифференциации стилей речи. // Проблемы современной филологии. М., 1965. С. 87 — 103.
  28. , И. Р. Избранные труды Текст. / И. Р. Гальперин. М.: Высш. шк., 2005. — 254 с.
  29. , И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Текст. / И. Р. Гальперин М., 2007. — 144 с.
  30. , А.А. Работа журналиста в прессе. Текст. / А. А. Грабельников М.: РИП-Холдинг, 2001. — 366 с.
  31. , Т. Э. Политические технологии. Текст. / Т. Э. Гринберг СПб.: Аспект-Пресс, 2006. 317 с.
  32. , С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра. Текст. / С. М. Гуревич — М.: Аспект Пресс, 2004. 288 с.
  33. О.А. Заимствования-аббревиатуры в языке современных средств массовой информации Язык современной публицистики: сб. статей Текст. / О.А. Давыдова- [сост. Г. Я. Солганик] — М.: Флинта, 2007.-232 с.
  34. , Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: Сб. работ Текст. / Т.А. ван Дейк-М.: Прогресс, 1989. -310 с.
  35. , Ю.М. Бизнес-PR. Текст. / Ю. М. Демин М.: Бератор-Пресс, 2003.-336 с.
  36. , П. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей Текст. / П. Дженстер, Д. Хасси М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 368 с.
  37. Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: Учеб. пособ. для вузов Текст. / Ф. Джефкинс, Д. Ядин М.: «Юнити-дана», 2003. — 416 с.
  38. Джи, Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. Текст. / Б. Джи СПб.: Питер, 2000. — 224 с.
  39. И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям Текст. / И. М. Дзялошинский М.: Престиж, 2006. -102 с.
  40. И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху: некоторые особенности личности и проф. деятельности Текст. / И. М. Дзялошинский М.: Восток, 1996. — 299 с.
  41. И.М. Формы и методы работы журналиста с источником информации : Учеб. пособие Текст. / И. М. Дзялошинский. -М.: Пульс, 2001.-39 с.
  42. , И. М. Формы и методы работы журналиста с источником информации: учеб. пособие. Текст. / И. М. Дзялошинский М.: Пульс, 2001. — 40 с.
  43. , В.Н. Брендинг: новые технологии в России. Текст. / В. Н. Домнин СПб.: Питер, 2004. — 381 с.
  44. JI.P. Принципы типологии газетных речевых жанров // Язык современной публицистики Текст. / J1.P. Дускаева- [сост. Г. Я. Солганик] М.: Флинта, 2007. — С. 115 — 143.
  45. Егорова-Гантман, Е. В., Политическая реклама Текст. / Е. Егорова-Гантман, К. Плешаков. М.: Никколо М, 1999. — 236 с.
  46. Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия Текст. / [Корконосенко С.Г. (ред.-сост.), Блохин И. Н., Виноградова С. М. и др.]- Под ред. д.полит.н., проф. С. Г. Корконосенко СПб.: Михайлов В. А., 2004. — 446 с.
  47. Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия Текст. / И. Н. Блохин [и др.]- [Ред.-сост. С.Г. Корконосенко] СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. — 448 с.
  48. Журналистика в мире политики: поиски назначения Текст.: Мат-лы секционного заседания конференции «Дни Петербургской философии2005» / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко, В. А. Сидоров.- С.-Петерб. гос. ун-т, Факультет журналистики. СПб., 2006. — 123 с.
  49. , Э.А. Корпоративная культура и PR. Текст. / Э. А. Капитонов, А. Э. Капитонов М.: ИКЦ «МарТ», 2003. — 416 с.
  50. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием. Текст. / С.Г. Кара-Мурза -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 832 с.
  51. В.И. Структура институционально дискурса Текст. // Проблемы речевой коммуникации / В. И. Карасик Саратов, 2000. — С. 25−33.
  52. , В. И. Язык социального статуса Текст. / В. И. Карасик М.: Ин-т языкознания, 1992. — 329 с.
  53. , В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс Текст. / В. И. Карасик М.: ГНОЗИС, 2004. — 389 с.
  54. , X. Гармония в рекламной коммуникации. Текст. / X. Кафтанджиев М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 368 с.
  55. , Э.П. Журналистский словарь. Текст. / Э. П. Кессарийский Н. Новгород: Деком, 2001. — 320 с.
  56. Ким, М. Н. Жанры современной журналистики Текст. / М. Н. Ким. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. 335 с.
  57. Ким, М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества Текст. / М. Н. Ким. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. — 495 с.
  58. Ким, М. Н. От замысла к воплощению: Технология подгот. журналист, произведения: Учеб. пособие Текст. / М. Н. Ким — СПб.: Б.и., 1999. — 101 с.
  59. Ким, М. Н. Технология создания журналистского произведения Текст. / М. Н. Ким М.Н. -СПб.: Михайлов В. А., 2001. 319 с.
  60. Ким, М. Н. Жанры современной журналистики. Текст. / М. Н. Ким М.: Издательство Михайлова В. А., 2004. — 336 с.
  61. Ким, М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества. Текст. / М. Н. Ким М.: Издательство Михайлова В. А., 2004. — 496 с.
  62. Ким, М. Н. Технология создания журналистского произведения. Текст. / М. Н. Ким М.: Издательство Михайлова В. А., 2001. — 320 с.
  63. , Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. Текст. / Г. В. Клошанский М.: ЖИ, 2007. — 176 с.
  64. В.Г. Как разграничить PR и рекламу (к курсу лекций). Текст. / В. Г. Комаров СПб.: СПбГУ, 1999. — 36 с.
  65. С.Г. Основы журналистики: учеб. для студ. вузов Текст. / С. Г. Корконосенко М.: Аспект-пресс, 2007. — 316 с.
  66. , В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики Текст. / В. Г. Костомаров М.: Гардарики, 2005. — 287 с.
  67. , А.В. Медиапланирование: социологические и экономические аспекты Текст. / А. В. Кочеткова — М.: РИП-Холдинг, 2005.-206 с.
  68. Кривоносов, А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. Текст. / А. Д. Кривоносов СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002. — 288 с.
  69. , В. И. Психологическая культура журналиста: учеб. пособие Текст. / В. И. Кузин СПб.: СПбГУ, 2004 — 205 с.
  70. , Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. Текст. / Г. В. Лазутина М.: Аспект Пресс, 2000. — 240 с.
  71. , В.И. Полное собрание сочинений 5-е изд. Текст. М., 1967.
  72. , Л.М. Как строится текст. Текст. / Л. М. Лосева [под ред. Г. Я. Солганика] М.: Просвещение, 1980. — 94 с.
  73. JI.M. Структура и композиция газетного текста: Средства выразит. Письма Текст. / JI.M. Майданова Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987. — 178 с.
  74. , Е. Основы избирательных технологий. Текст. / Е. Малкин, К. Сучков М.: «Русская панорама», 2002. — 464 с.
  75. Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. — № 5.
  76. , Б.Я. Феноменология текста (соотношение содержательный и формальных структур печатного издания) Текст. / Б .Я. Мисонжников СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001. — 490 с.
  77. , В.В. Социальные ограничения: Структура и механика подавления человека. Текст. / В. В. Михайлов М.: Комкнига, 2006. -280 с.
  78. Мурзин, JL Н., Штерн А. С, Текст и его восприятие Текст. / J1.H. Мурзин, А. С. Штерн Свердловск., 1991. — 171 с.
  79. , А.Н. Рекламная деятельность газет и журналов: Практическое пособие Текст. / А. Н. Назайкин М.: РИП-холдинг, 2002.-е. 205.
  80. Д.В. Психология масс. Текст. / Д. В. Ольшанский СПб.:
  81. Питер, 2002. 368 с. 87. Ольшанский, Д. В. Политическая психология. Текст. / Д.В.
  82. Ольшанский СПб.: Питер, 2002. — 576 с. 8 8. Ольшевский, А. С. Негативные PR-технологии. Текст. / А.С.
  83. , А.С. Ольшевская -М.: ИНФРА-М, 2004. 329 с. 89. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. Текст. / Ред.-сост.
  84. С.Г. Корконосенко СПб., 2000. — 272 с. 90. Основы теории коммуникаций / Под. Ред. М. А. Василика. Текст. М., 2003.-716 с.
  85. Паблик рилейшнз Текст.: Теория и практика / С. Катлип [и др.] М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. — 624 с.
  86. , А.П. Маркетинг территорий. Текст. / А. П. Панкрухин — СПб.: Питер, 2006. 416 с.
  87. Политические коммуникации Текст.: Учеб. пособ. для студентов вузов / Ю. Ю. Петрунин Ю.Ю. [и др.]- [под ред. А.И. Соловьева]. М.: Аспект Пресс, 2004. — 332 с.
  88. Попова И.В. PR-технологии в избирательных кампаниях Текст. / И. В. Попова. -М.: Изд-во Моск. открытого социал. ун-та, 2003. 134 с.
  89. , Г. Г. Имиджелогия. Текст. / Г. Г. Почепцов М.: Ваклер, 2006. — 704 с.
  90. , Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. Текст. / Г. Г. Почепцов М.: Ваклер, 2000. — 352 с.
  91. Е.Е. Психология журналистского творчества Текст. / Е. Е. Пронина -М.: Изд-во МГУ, 2003. 320 с.
  92. , Е. Е. Психология журналистского творчества. Текст. / Е. Е. Пронина М.: изд-во Московского унт-та, 2003. — 320 с.
  93. Е.П. Введение в теорию журналистики: учеб. для студ. вузов. Текст. / Е. П. Прохоров — М.: Аспект Пресс., 2007. — 349 с.
  94. Е.П. Введение в теорию журналистики: учеб. для студ. вузов Текст. / Е. П. Прохоров М.: Аспект Пресс, 2007. — 349 с.
  95. Е.П. Исследуя журналистику: теорет. основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ: учеб. пособ. для студентов вузов Текст. / Е. П. Прохоров — М.: РИП-холдинг, 2005. 200 с.
  96. , Ю.Е., Действительность. Текст. Дискурс. РКИ Текст. / .Е.Прохоров М.: Гос. ин-т рус. яз., 2003. — 265 с.
  97. Реклама и манипуляция Текст.: учеб. пособ. для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики / Под ред. Д. Я. Райгородский Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2001. — 752 с.
  98. Реклама и связи с общественностью Текст.: Учеб. пособие для студентов отд. журналистики / С. А. Глазкова [и др.]- [Отв. Ред. А. Д. Кривоносов, М.А. Шишкина]- С-Петерб. гос. ун-т, Факультет журналистики. — СПб: СПб гос. ун-т, 2004. — 225 с.
  99. Рекламная деятельность Текст.: Учеб. для студ. ВУЗов / Ф. Г. Панкратов [и др.] — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. 364 с.
  100. Рекламная коммуникация Текст.: учеб. пособ. / B.JI. Полукаров [и др.] — М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления: Изд-во «Палеотип»: ИТК «Дашков и К», 2002. 344 с.
  101. , Е. А. Коммуникативная структура текста в лексикограмматическом аспекте Текст. / Е. А. Реферовская — М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 165 с.
  102. , Е. Реклама. Текст. / Е. Ромат СПб.: Питер, 2003. — 560 с.
  103. Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект Текст. / В. И. Коньков [и др.]- [под ред. В.И. Конькова] Спб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007. — 272 с.
  104. Л.Г. Профессия: журналист: Учеб. пособ. для студ. вузов Текст. / Л. Г. Свитич М.: Аспект-Пресс, 2003. — 253 с.
  105. Связи с общественностью в политике и государственном управлении Текст. / [под ред. B.C. Комаровского] М.: Изд-во РАГС, 2001.-520 с.
  106. , И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности Текст.: Учеб. / И. М, Синяева- [под ред. Г. А. Васильева] М.: ЮНИТИ, 1998.-287 с.
  107. , Д. Выборы и журналистское расследование. Текст. / Д. Скиллен М.: «Права человека», 2001. — 216 с.
  108. Слово и ключевые смыслы в современных медиа-текстах Текст. / Майданова Л. М. и др. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2004. — 229 с.
  109. , С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века): Научное издание. Текст. / С. И. Сметанина — СПб.: издательство Михайлова В. А., 2002.-384 с.
  110. , Г. Я. Синтаксическая стилистика Текст. / Г. Я. Солганик MocKBa: URSS КомКнига, 2006. — 227с.
  111. , А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов Текст. / А. И. Соловьев. М.: Аспект Пресс, 2005. — 559 с.
  112. , Ф. де Курс общей лингвистики Текст. / Ф. де Соссюр -М.: УРСС, 2004.-271 с.
  113. Социология Текст.: учебник / Волков Ю. Г. [и др.]- [Под ред. Ю.Г. Волков]- М.: Гардарики, 2006. 512 с.
  114. Социология журналистики Текст.: Учеб. пособ. для студ. вузов / [И.Н. Блохин и др.]- [Под ред. С.Г. Корконосенко] — М.: Аспект Пресс, 2004.-318 с.
  115. Социология журналистики: Очерки методологии и практики Текст.: Пособ. для студ. вузов по спец. «Журналистика» / [Под ред. С.Г. Корконосенко]. М.: ТОО «Гендальф», 1998. — 256 с.
  116. Социология: Энциклопедия Текст. / А. А. Грицанов [и др.] -Минск, 2003.- 1312 с.
  117. Теория метафоры Текст. / Под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской М.: Прогресс, 1990. — 511 с.
  118. , А. А. Аналитическая журналистика: Познавательно-психологический подход Текст. / А. А. Тертычный. М.:Гендальф, 1998.-255 с.
  119. , А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. Текст. / А. А. Тертычный М., 2006. — 312 с.
  120. Тульчинский, Л.Г. PR фирмы: технология и эффективность Текст. / Л. Г. Тульчинский СПб., 2001. — 294 с.
  121. , У., Реклама: принципы и практика Текст. / У. Уэллс, Дж. Бернет, С. Мориарти СПб.: ЗАО «Издательство „Питер“», 1999. — 736 с.
  122. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-Ф3 Электронный ресурс. / http://www.consultant.ru/ (5 июня 2008).
  123. Федеральный закон «О средствах массовой информации» (закон о СМИ) от 27.12.1991 N 2124−1 Электронный ресурс. / http://www.consultant.ru/ (5 июня 2008).
  124. , JI.H. Паблик рилейшнз и общественное мнение. Текст. / J1.II. Федотова СПб.: Питер, 2003. — 352 с.
  125. , JI.H. Социология массовой коммуникации. Текст. / Л. Н. Федотова СПб: Питер, 2003. 400 с.
  126. , М. Г. Теория и практика массовой информации: учеб. пособ. для студентов специальности «Связи с общественностью» дистанционной формы обучения Текст./ М. Г. Федотова Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. — 400 с.
  127. , Л.Г. Структура рекламного текста Текст. / Л. Г. Фещенко СПб.: «Петербургский институт печати», 2003. — 232 с.
  128. , М. Воля к истине : По ту сторону знания, власти и сексуальности Текст. / М. Фуко М.: Магистериум: Изд. дом «Касталь», 1996.-446 с.
  129. , Р. Психология массовых коммуникаций. Текст. / Р. Харрис СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 448 с.
  130. , А. Большая манипулятивная игра. Текст. / А. Цуладзе -М.: Алгоритм, 2000. 336 с.
  131. , А.Н. Связи с общественностью: теория и практика. Текст. / Чумиков А. Н., Бочаров М. П. М.: Дело, 2004. — 496 с.
  132. , Ф. И. Паблик рилейшнз. Текст. / Ф. И. Шар ков М.: Деловая книга, 2005. — 304 с.
  133. , Л.М. Работаем со средствами массовой информации каждый день. Текст. / Л. М. Шерова М.: АНО «Национальный Институт региональных исследований и политических технологий „Экспертное сообщество“», 2002. -186 с.
  134. А. М. Основы творческой деятельности журналиста. Текст. / A.M. Шестерина Тамбов: Изд-во ТГУ, 2004. — 282 с.
  135. , М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления Текст. / М. А. Шишкина СПб.: Издательство С.-Петерб.ун-та — 1999. — 444 с.
  136. М.И. Журналист и его произведение: практическое пособие. Текст. М., 1998. 96 с.
  137. Штерн, А С. Влияние лингвистических факторов на восприятие речи: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд.филол. наук: (10.02.01) Текст. / А. С. Штерн Л., 1981. — 24 с.
  138. , А. С. Проблемы деривации в системе языка и в речевой деятельности: синхронное словообразование и номинация: Межвуз. сб. науч. тр. Текст. / А. С. Штерн [под ред. Л.Н. Мурзин] М.: ИЯЗ, 1995. — 167 с.
  139. , А.С. Перцептивный аспект речевой деятельности текст. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филол. наук: 10.02.19 / А.С. Штерн-Л., 1990.-33 с.
  140. Д.Е., Китчен Ф.Дж. Маркетинг. Интегрированный подход Текст. / Д. Е. Шульц, Ф. Дж. Китчен М., 2004. — 372 с.
  141. , Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба М.: УРСС, 2004 — 427 с.
  142. И.П. Современные теории массовых коммуникаций: Учеб. пособ. Текст. / И. П. Яковлев СПб., 2004. — 95 с.
  143. , И. Паблик Рилейшнз в организациях. Текст. / И. Яковлев СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995. — 148 с.
  144. , И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. Текст. / И. П. Яковлев СПб.: Азбука-классика, 2006. — 240 с. 1. Словари
  145. Cambridge Advanced Learner’s Dictionary Электронный ресурс. / http://dictionary.cambridge.org/ (3 апреля 2008)
  146. Compact Oxford English Dictionary Электронный ресурс. / http://www.askoxford.com/ (3 апреля 2008).
  147. The Universal English-Russian Dictionary Электронный ресурс. / http://slovari.yandex.ru ABBYY Software Ltd., 2004. (2 апреля 2008 г.)
  148. Справочник официальных определений и терминов по экономике и финансам Электронный документ. / slovari.yandex.ru. (4.12.2006).
  149. С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника / С. И. Стефанов М.: Гелла-принт, 2004. — 320 с.
  150. Словарь современного жаргона российских политиков и журналистов: От, А до Я Текст. / Под ред. А. В. Моченов, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 253 с.
  151. Словарь терминов по стилистике английского языка Текст. / В. А. Кухаренко [и др.] Николаев, 2004.
  152. Пресс-клипп сайта www.sovetnik.ru (совместно с www.public.ru) // http://www.sovetnik.ru/pressclip/ (архив 2005 — 2007 г. г.).
  153. Материалы конкурса «PR на страницах российской прессы» // http://www.sovetnik.ru/konkurs/places/ (архив 2005 2007 г. г.).
  154. Санкт-Петербургские ведомости (подшивка номеров 1999, 2001, 2006, июнь, дек.).
  155. Коммерсантъ (подшивка номеров 1999, 2001, 2006, июнь, дек.).
  156. Смена (подшивка номеров 1999, 2001, 2006, июнь, дек.).
  157. PR-диалог (подшивка номеров 2000 2006 г. г.).
Заполнить форму текущей работой