Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Таможенная политика России в условиях глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях глобализации формирование и реализация государственной таможенной политики предполагают, наряду с опорой на общемировые тенденции и закономерности, учет специфических внутрии внешнеполитических условий конкретного национального сообщества. Государственная таможенная политика должна быть неразрывно связана с основными параметрами его политического, экономического, социального… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Таможенная политика как предмет исследований политической науки
    • 1. 1. Понятие и сущностные черты таможенной политики государства
    • 1. 2. Концептуализация таможенной политики и ее принципов в политической и экономической теории
  • Глава 2. Таможенная политика в условиях глобализации .'
    • 2. 1. Таможенная политика в системе внутри- и внешнеполитических мероприятий современного государства
    • 2. 2. Основные направления и содержание государственной таможенной политики в условиях глобализации
    • 2. 3. Модели таможенной политики зарубежных стран в условиях глобализации
  • Глава 3. Отечественный опыт, проблемы и перспективы формирования и реализации государственной таможенной политики
    • 3. 1. Становление и эволюция таможенной политики России
    • 3. 2. Глобализация и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику современной России
    • 3. 3. Специфика и приоритеты таможенной политики России в современных условиях

Таможенная политика России в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная ситуация наглядно свидетельствуют о том, что для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности социума — политической, экономической, культурной и др. — необходима глубоко осмысленная, четко сформулированная и последовательно проводимая политика, защищающая интересы общества и государства. Для современной России, оказавшейся одновременно в условиях как продолжения преобразований в важнейших областях, так и значительного возрастания глобальных вызовов и угроз, особенно актуальными становятся разработка и проведение эффективной, отвечающей реалиям и ориентированной на переход к инновационному типу развития государственной таможенной политики, призванной быть одним из основных регуляторов внешнеэкономических связей и шире — внешнеполитической деятельности.

Как известно, современный этап мирохозяйственного развития характеризуется ускоренными темпами научно-технического прогресса и возрастающей интеллектуализацией основных факторов производства. Интенсивное проведение исследований, разработка на их основе новейших технологий и выход с ними на мировые рынки для последующего развертывания международной интеграции в научно-производственной сфере в рамках формирующейся глобальной экономики фактически уже стали стратегической моделью экономического роста, взятой на вооружение индустриально развитыми странами. Причем интеллектуальные ресурсы, наряду с новейшими технологиями, не только определяют перспективы хозяйственного роста, но и служат показателем уровня экономической независимости и благосостояния страны. Встроенность в систему глобальных экономических связей превращается в один из важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность национальных экономик, смыслом взаимодействия которых все отчетливее становится ориентация на создание технологических инноваций общемирового применения, имеющих перспективные международные рынки сбыта и интегрирующих инновационные системы отдельных стран и регионов.

В условиях глобализации по сути происходит интеллектуальный передел мира, предполагающий ожесточение борьбы за преимущественное обладание последним неподеленным ресурсоминтеллектом, создающим наукоемкую продукцию. Миру уже известны три подобных передела: территориальный, международный передел капиталов и длящийся в течение нескольких последних десятилетий технологический передел. Каждый из них завершался обретением прав контроля за тем или иным видом мировых ресурсов, а также огромных экономических и политических преимуществ теми странами, которые выигрывали в этих процессах, получая возможность навязывать свою волю и условия другим участникам международных отношений.

Таким образом, новые подходы, поиски новых путей формирования и реализации таможенной политики государства требуют всестороннего научного анализа. Формирование и реализация отвечающей историческим традициям и современным вызовам государственной таможенной политики представляет собой сложный, разноуровневый и разнонаправленный политический процесс, нуждающийся как в комплексном предметном исследовании, так и в создании определенной концептуальной модели.

В то же время приходится констатировать, что процесс формирования и реализации государственной таможенной политики в современной России еще не стал предметом целенаправленных политологических исследований. Сегодня развитие таможенной политики базируется пока лишь на системном анализе, коммуникационном подходе с опорой на теорию вероятностей и модели социального общения, на фрагментарных, порой слабо связанных с текущими внутрии внешнеполитическими реалиями обобщениях практики развития таможенной политики в рамках международного сообщества или отдельных интегративных объединений, а также на хотя и многовековой, но весьма противоречивый отечественный опыт.

В.В. Путин еще в самом начале своих президентских полномочий обратил внимание на необходимость совершенствования работы таможенных органов: «Перед таможенными органами сегодня стоят непростые проблемы. В результате интенсивных процессов в мире появляются новые таможенные и экономические союзы, которые устраняют барьеры между странами, содействуют их сближению. Эти новые реалии требуют от России выработки эффективной таможенной политики, создания действенной системы мер по защите экономического суверенитета, поддержке национального товаропроизводителя, борьбе с контрабандой, наркоторговлей и терроризмом"1.

Комплексный политологический анализ особенностей формирования и реализации государственной таможенной политики России в условиях глобализации, как представляется, позволит более успешно решать имеющиеся и вновь возникающие проблемы, будет способствовать созданию более благоприятных условий для эффективного реформирования таможенной службы, а в конечном счете — для устойчивого развития в нашей стране инновационно активной и социальной ориентированной экономики.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ общей и специальной литературы по исследуемой теме показывает, что.

1 Цит. по: Таможня. 2001, № 20 (45). С. 3. источниковедческая база концептуальных и прикладных разработок по теории и практике развития таможенной политики в России весьма узка. Вместе с тем, существует ряд трудов, посвященных в целом таможенной политике, ее категориальному осмыслению, выявлению сущностных черт и характеристик.

Так, вопросы таможенной политики, управления таможенным делом получили освещение в трудах европейских экономистов, теоретиков внешней торговли Ф. Листа, Д. Рикардо, А. Смита2, а также известных российских ученых Н. С. Мордвинова, С.О. Никольского3 и др. В данных работах прослеживаются первые попытки выделить элементы таможенного администрирования, рассмотреть их на основе научного подхода, а также выявить характерные черты и тенденции развития теории таможенного дела. В частности, С. Никольский ввел понятие «таможенная защита», тем самым, сделав первый шаг по выявлению и применению функций таможенного администрирования.

Вместе с тем, в процессе исследования становления и реализации таможенной политики России вообще и в условиях глобализации в частности автор встретился с определенными трудностями, что потребовало новых подходов к оценке и изучению обширной литературы прошлых лет.

Так, особую значимость представляют работы различных авторов конца XIX — начала XX вв. Среди них можно выделить имена Е. Ф. Брандта, В. Витчевского, С. Ю. Витте, А. Головачева, С. М. Житкова, М. И. Кази, В. И. Ковалевского, И. М. Кулишера, Д. И. Менделеева, И. А. Милютина, М. Н. Соболева и др. В них, наряду с рассмотрением общих и частных проблем осуществления таможенной политики государства,.

2 См.: Лист Ф. Национальная система. СПб., 1910; Риккардо Д. Собр. соч. СПб., 1908; Смит А. Богатство народов. СПб., 1892.

3 См.: Мордвинов Н. С. Некоторые соображения по предмету мануфактур в России и тарифе. СПб., 1833- Никольский С. О. О внешних таможенных пошлинах. М., 1865. значительное место было посвящено вопросам взаимосвязи состояния таможенного дела и жизненного уровня населения или, говоря современным языком, вопросам социальной направленности проводимого государством политического курса в этой сфере4.

В советский период вопросы таможенной политики разрабатывались в исследованиях А. И. Винокура, И. М. Кулишера, А. И. Потяева, H.H. Шапошникова и др.5 Авторы рассматривали данные вопросы в тесной связи с проблемами совершенствования таможенного права, реформирования структуры таможенных органов, повышения эффективности осуществляемых таможенных процедур.

В постсоветский период основное внимание в исследованиях фокусируется на таможенной политике и таможенном деле в рамках государств-участников СНГ на примере документов, принимаемых в рамках Советов руководителей таможенных служб СНГ и Таможенного союза. В этой связи интерес, в частности, представляет литература по таможенному делу, изданная в странах Таможенного союза6.

4 См.: Брандт Е. Ф. Финансовая политика и таможенное покровительство. СПб., 1904; Витчевский В. Торговая, промышленная и таможенная политика России. СПб., 1909; Витте С. Ю. Избранные воспоминания. Т. 1−3. М., 1960; он же. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. СПб., 1912; Головачев А. Свобода торговли и протекционизм. СПб., 1893- Кулишер И. М. Очерки истории таможенной политики. СПб., 1903; Менделеев Д. И. Толковый тариф или исследование о развитии промышленности России с ее общим таможенным тарифом 1891 года. СПб., 1892- он же. Заветные мысли. М., 1905; Милютин И. А. Россия и Германия. Экономические письма. СПб., 1894- Очерки по истории таможенной политики. СПб., 1903; Поножин И. Справочная книжка для таможенных чиновников. СПб., 1890- Соболев М. Н. Таможенная политика в России во второй половине XIX века. Томск, 1911; и др.

5 См.: Александров П. Больше внимания таможенному делу // Внешняя торговля. 1934, № 22- Дмитриев С. С. Возникновение и развитие советской таможенной системы // Социалистический таможенный контроль. 1967, № 3−4- Копелова Ю. И. Таможенная война и вопрос о торговом договоре в русско-германских отношениях в 1880—1894. Горький, 1950; Козинцева Р. И. Очерки внешней торговли и таможенной политики России первой третьи XVIII века. Л., 1963; Кумыкин П. А. Практика таможенного дела. М., 1927; Кулишер И. М. История русского народного хозяйства. М., 1925; он же. Основные вопросы международной торговой политики. Л., 1929; он же. Очерк истории русской торговли. Пг., 1924; Потяев А. И. Теория таможенного дела. М., 1927; Практика таможенного дела / Под ред. А. П. Винокура. М., 1927; Шапошников H.H. Протекционизм и свобода торговли. М., 1924; он же. Таможенная политика России до и после революции. М. — Л., 1924; и др.

6 См.: Теория, методология и практика таможенного дела: Сборник научных трудов. Ч. 1. М., 1996; Основы таможенного дела: Учебное пособие. Ч. 1−8. М., 1997; Основы таможенного дела: Учебник / Под ред. В. Д. Дроганова. М., 1998.

На рубеже XX—XXI вв. число публикаций по рассматриваемой теме возросло. Весомый вклад в разработку проблематики таможенной политики, таможенного дела и таможенного администрирования внесли C.B. Барамзин, Н. М. Блинов, В. Н. Иванов, В. Б. Кухаренко, JI.A. Лозбенко и др. В их трудах, наряду со ставшими традиционными политэкономическими парадигмами, прослеживаются новыесоциокультурные и междисциплинарные — подходы к изучению таможенной политики. Пытаясь адекватно отразить сущностные черты таможенного дела в условиях глобализации внешней торговли и модернизации таможенной службы, исследователи этой проблемы использовали современные теоретические подходы. Авторы указанных работ рассматривают таможенную службу и управление таможенным делом (таможенное администрирование) как социальный институт, используемый для решения государственных задач, руководства таможенной службой и осуществления внешнеэкономической деятельности с использованием различных, в том числе социальных технологий.

В исследованиях последних лет, посвященных анализу истории становления таможенной службы и таможенной политики различных государств, рассматривались общие проблемы и специфика возникновения таможенной политики. Приведенные в этих трудах факты позволяют судить об изменении ее роли в обеспечении интересов о государства, способствуют выявлению тенденций в таможенном деле .

7 См.: Блинов Н. М., Иванов В. Н., Кухаренко В. Б. От культа таможни к таможенной культуре. М., 2000; Ершов А. Д. Основы управления и организации в таможенном деле. СПб., 1999. Иванов В. Н., Кухаренко В. Б., Пашинский А. Г. Проектирование таможенной политики. М., 2000; Кухаренко В. Б. Управление модернизацией таможенной службы. М., 1998; Лобзенко Л. А. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности. М., 2000; и др.

8 См.: Блинов Н. М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. М., 1997; Бутов Я. В. Исторический опыт разработки общего таможенного тарифа России 1891 г. М., 1998; Ежуков Е. Л. Становление и развитие пограничной охраны России XV — начала XX в. М., 1991; Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского. М., 1995; Якобсон В. А. Регулирование международной торговли по законам Хаммурапи // Древний Восток и мировая культура. М., 1991; и др.

Политологические и социологические аспекты таможенной политики, управления таможенными органами нашли отражение в трудах российских исследователей Ю. Д. Красовского, A.C. Круглова, В. Б. Кухаренко, С.И. Съедина9. Опираясь на результаты социологических исследований, принципы и способы научных оценок исследуемой проблемы, ученые излагают свое видение на характер управленческого менеджмента и обосновывают теоретико-методологические аспекты управления таможнями. Критически рассмотрев таможенное администрирование, авторы приходят к выводу о необходимости дальнейшего его совершенствования на основе привлечения зарубежного опыта.

Среди научных публикаций, отражающих результаты исследований специальных проблем таможенной политики как общественно-политического явления, заслуживают внимания разработки, в которых осуществлен анализ теоретико-методологических и эмпирических основ таможенного дела в условиях перехода экономики России на рыночные отношения.10.

Что же касается трудов зарубежных авторов, то в них исследуются в том числе этапы становления и развития таможенной политики,.

9 См.: Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме. М., 1997; Круглое A.C., Съедин С. И. Социологический мониторинг управленческих работ // Теория, методология и практика таможенного дела. М., 1996; Кухаренко В. Б. Управление модернизацией таможенной службы. М., 1998; и др.

10 См.: Агеносов В. В., Ломтев C.B. О таможенной службе и ее модернизации: Отчет о НИР. ГТК РФ. М., 1997; Бабин Э. П. Основы внешнеэкономической политики. М., 1997; Блинов Н. М. Проектирование таможенной политики / Н. М. Блинов, В. Н. Иванов, В. Б. Кухаренко, А. Г. Пашинский. М., 2001; Борисов К. Г. Международное таможенное право. М., 1997; Гончаров П. К. Проблемы формирования таможенной политики РФ в условиях разделения властей и многопартийности. Отчет о НИР. ГТК РФ. М., 1996; Горчаков В. В., Свинухов В. Г. АТЭС и стратегия таможенного развития // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 1998. № 4- Ершов А. Д. Основы управления и организация в таможенном деле: Учебное пособие. СПб., 1999; Жбанов В. А., Бушуев И. А. Внешнеэкономическая стратегия и усиление роли таможенной системы в стабилизации экономики России и ее структурно-технологической перестройке: НИР. ГТК. М., 1998; Лозбенко Л. А. Стратегия ВТО по модернизации таможенной службы мира // Актуальные проблемы современной таможенной политики России. М., 1996; Сорокин В. А. Таможенная политика как объект социально-философского анализа // Материалы менделеевских чтений, состоявшихся 18 июля 1998. М., 1998; Шамахов В. А. Государственно-правовые аспекты таможенной политики РФ. СПб., 1998; и др. таможенной службы в различных странах мира11. Изучение зарубежного опыта развития экономических контактов и внешнеторговых связей промышленно развитых стран-членов Евросоюза, Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), членов ГАТТ/ВТО и др. способствует более эффективному налаживанию внешнеэкономических связей России со странами Западной Европы и других регионов, с различными интеграционными структурами и объединениями.

Вместе с тем, несмотря на определенное внимание исследователей к данным вопросам и некоторые успехи в изучении содержания и реализации таможенной политики в современных условиях, остается целый ряд важных проблем, требующих своей дальнейшей разработки. В частности, еще не достаточно рассмотрены под политологическим углом зрения концептуальные основы таможенной политики, характер ее многосторонней детерминации со стороны основных сфер жизни общества и направлений деятельности государства, ее место и роль в системе внутренней и внешней политики современной России. Все это обусловливает объект и предмет настоящего диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования является государственная таможенная политика России, предметом — основные факторы, принципы, механизмы, тенденции и закономерности ее формирования и реализации в условиях глобализации.

11 См.: Кастро П. Новые тенденции в организации таможенной администрации (Автономия налоговых и таможенных органов: проблемы и опыт). МВФ, управление по бюджетным вопросам, 1997; Таможенная служба США. Пятилетний план: программа на будущее. 1993; Хейес Т. Государство без таможни, что машина без руля. Сорок лет Совету таможенного сотрудничества // Российские вести. 1992, 10 февраляУолш Д. Т. Таможенная администрация: стратегия реформ. МВФ, управление по бюджетным вопросам, 1997; GlashoffH. Customs valuation: Commentary on the GATT customs valuation code. P. — N.Y., 1988; Groom A.J.R., Light M. Contemporary international relation: A guide to theory. L. — N.Y., 1994; Janssen L. Free trade, protection and customs union. Stenfert, 1961; Knutsen T. History of international relation theory. Manchester, 1992; Lyons T. EC customs law. Oxford: Oxford university press, 2001; Rohr B. Custom system in EC countries. Berlin, 1998; The customs cooperation council. In brief. Brussels, 1988; The Finnish customs today. Scientific-practical conference. Helsinki, 1999; и др.

В ходе исследования предполагается достичь двуединую цель', во-первых, раскрыть специфику таможенной политики государства как предмета исследований политической науки, во-вторых, выявить особенности таможенной политики современной России.

Для реализации цели исследования представляется необходимым последовательно решить комплекс следующих задач: проанализировать основные подходы к определению понятия «государственная таможенная политика» и дать его авторскую трактовкураскрыть сущностные черты государственной таможенной политикирассмотреть особенности формирования и реализации государственной таможенной политики в системе внутрии внешнеполитических мероприятий государствавыделить базовые направления и содержание государственной таможенной политики в условиях глобализацииисследовать основные модели таможенной политики современных зарубежных странпроанализировать особенности генезиса и эволюции таможенной политики в Россииопределить характер влияния феномена глобализации на внутреннюю и внешнюю политику Россиивыявить основные приоритеты и специфику таможенной политики России в современных условиях.

Теоретико-методологические основы исследования включают в себя системный, сравнительный, проблемный и другие общенаучные подходы, а также широкий спектр методов современной политологии и ряда других смежных наук. Учитывая исходно комплексный, динамичный статус изучаемого материала, методологический фундамент исследования составили принципы единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения, целостности.

Хотя работа не носит характер экономического исследования, опора при ее осуществлении на подходы, применяемые в политической экономии, имеет существенное значение. Обладая значительной эвристической ценностью, данные подходы способствуют пониманию природы такого сложного и многогранного феномена, каким является государственная таможенная политика.

Не меньшим значением при осуществлении настоящего исследования обладает и юридический подход. Он позволяет осуществить анализ нормативно-правовых условий деятельности государственных органов власти и управления в сфере таможенного регулирования, а тем самым раскрыть сущностные черты данного явления.

Институциональный подход в существенной мере дополняет политэкономический и юридический в том отношении, что позволяет сфокусировать внимание на неправительственных и неформальных институтах, так или иначе участвующих во взаимоотношениях экономических (например, финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации, группы давления и т. д.) и властных структур в современном политическом процессе, выявить степень и характер их влияния на принятие политических решений, в том числе в таможенной сфере.

Использование деятельностного подхода дает возможность рассматривать таможенную политику как вид политической, экономической, правоохранительной и т. д. деятельности. Это позволяет, с одной стороны, учитывать наиболее важные онтологические характеристики таможенной политики как социального явления, а с другой стороны, выполняет роль объяснительного и методологического принципа ее исследования. Тем самым таможенная политика рассматривается как сложное социальное явление, как процесс воздействия субъекта (субъектов) на объект (объекты) специфическими средствами в соответствии с теми или иными целями и в рамках конкретного политического, экономического, правового, социокультурного и т. п. пространства.

Важной составляющей теоретико-методологической базы диссертационного исследования стали новые научные парадигмы анализа индустриального и постиндустриального общества, мировой политики и международных отношений, а также такие подходы к исследованию специфики участия государства и негосударственных институтов и структур в политических процессах разного уровня, как концепция политических сетей, плюралистическая концепция посредничества, неокорпоративизм и др. Наряду с этим, особое место в работе занимают положения концепций современного гражданского общества, политического участия, многопартийности и т. д.

При выявлении основных механизмов и форм реализации государственной таможенной политики автор опирался на результаты исследований крупнейших представителей политологической, экономической, правовой и социологической мысли, использовал труды российских и зарубежных ученых.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Государственная таможенная политика представляет собой совокупность стратегических и тактических мероприятий административно-управленческого характера, систематически и целенаправленно осуществляемых специально уполномоченными органами и направленных на выявление, согласование и реализацию различных внутрии внешнеполитических интересов общества и государства посредством таможенного дела.

2. Сущностными характеристиками государственной таможенной политики являются: внутренняя системность, т. е. наличие органично взаимосвязанных, находящихся в структурной соподчиненности и осуществляемых в соответствии с общими целями и задачами стратегических и тактических мероприятий административно-управленческого характера;

— внешняя системность, т. е. связанность с другими направлениями деятельности государства, вписанность в контекст его текущего внутри-и внешнеполитического курса;

— целенаправленность, т. е. ориентированность на достижение конкретных результатов в целом ряде сфер жизни общества и государства — экономической, социальной, политической и т. п.- ориентированность на административно-управленческие механизмы, т. е. использование в ходе ее осуществления таких приемов управления, как принятие решений, организация, регулирование, контроль, надзор, учет и т. п.;

— обусловленность интересами общества и государства.

3. Факторами, определяющими сущностные черты государственной таможенной политики в современных условиях, выступают: экономическая система государства (производство, распределение, налоги, занятость и т. д.) — социальная система (социально-демографические характеристики, социальная стратификация и т. п.) — политико-правовая система (политические институты, политическая культура населения, особенности политического режима и др.) — система международных отношений (положение основных игроков на международной арене, их ресурсы, характер внешнеторгового законодательства и т. д.) — технологическая система (наличие высокотехнологических и инновационных производств, характерных для информационного общества и т. п.).

4. В условиях глобализации формирование и реализация государственной таможенной политики предполагают, наряду с опорой на общемировые тенденции и закономерности, учет специфических внутрии внешнеполитических условий конкретного национального сообщества. Государственная таможенная политика должна быть неразрывно связана с основными параметрами его политического, экономического, социального, научно-технического и т. д. развития, а также соответствовать внутренним и внешним реалиям, в которых это сообщество находится, т. е. органично вписываться в контекст ситуации различного уровня. Государственная таможенная политика призвана защищать национальные интересы, определяемые в том числе исходя из особенностей социально-экономической структуры страны. Она является инструментом сохранения и укрепления единого политического, экономического, правового и социокультурного пространства государства.

5. Государственная таможенная политика как одно из направлений внутренней и внешней политики на современном этапе предполагает: превращение таможенного администрирования в реально действующий инструмент государственного регулирования внешнеторгового оборотаразработку и унификацию процедур таможенного оформления и контроля иностранных товаровмаксимальное приближение функций таможенного администрирования к потребностям субъектов внешнеэкономических отношенийрасширение и укрепление системы таможенных органов, усиление их технической оснащенности и обеспечение высококвалифицированными кадрами, создание и развитие объектов таможенной инфраструктурыобеспечение защиты экономического суверенитета и безопасности государства.

6. Контуры концептуальной модели государственной таможенной политики включают в себя такие основные направления, как: создание механизма формирования и реализации таможенной политикиобеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории странывзаимодействие с другими государствами в части наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на территории страныреализация торгово-политических задач по защите национального рынкасодействие в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики государства.

7. В современной России особенности формирования и реализации таможенной политики, являющейся составной частью политического курса страны, обусловлены, наряду с внутренними и внешними факторами, спецификой организации российского политического и экономического пространства, а также действующим федеральным законодательством в таможенной сфере. При формировании и реализации государственной таможенной политики необходимо ориентироваться на такую систему приоритетов, как: открытое обсуждение основных направлений таможенной политики РФучет законных интересов всех участников таможенной сферы деятельностиосуществление полноценной административной, правовой, организационной, материально-технической и т. п. поддержки государством мероприятий в таможенной сфере.

8. Для обеспечения эффективной таможенной политики на современном этапе следует учитывать, что: особенности таможенной политики требуют отношения к ней как к определенной сфере деятельности политических институтов общества, его граждантаможенная политика должна быть сферой прежде всего государственного регулирования внешнеэкономической деятельноститаможенная политика должна вырабатываться с учетом интересов субъектов Федерации и быть направлена на оптимизацию отношений между ними.

Научная новизна диссертации определяется рядом особенностей, которые не были обнаружены в существующих исследованиях по сходной тематике. Они заключаются в следующем:

— на основе комплексного анализа основных подходов к понятию «государственная таможенная политика» сформулировано его авторское определение;

— раскрыты сущностные черты государственной таможенной политики как общественно-политического феномена;

— рассмотрены особенности формирования и реализации государственной таможенной политики в условиях глобализации;

— выделены основные направления, содержание и специфика государственной таможенной политики России;

— обозначены основные приоритеты формирования концепции таможенной политики России на современном этапе.

Практическая значимость работы заключается в том, что она, во-первых, может способствовать формированию современной, адекватной внутрии внешнеполитическим реалиям концепции государственной таможенной политики России, а во-вторых, еще более привлечь внимание ученых и практиков к одной из актуальнейших и сложнейших проблем, какой является проблема формирования и реализации государственной таможенной политики, послужить новым импульсом для ее разносторонних и комплексных исследований.

Кроме того, основные выводы и положения, обоснованные в диссертации, могут быть использованы при разработке официальных документов государственными органами, политическими партиями и общественными организациями, в конкретных политологических исследованиях, а также при подготовке учебных и учебно-методических пособий, лекций и семинаров по теории политики, сравнительной политологии, мировой политике и международным отношениям, современной российской политике, политической экономии и др.

Апробация диссертационного исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры мировой и российской политики отделения политологии философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и рекомендована к защите.

По теме диссертации автором сделан доклад на XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2008 г.).

Практическое применение материалов исследования осуществляется в ходе профессиональной деятельности автора в качестве помощника заместителя председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике.

Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в публикациях автора.

Заключение

.

Формирование эффективной, адекватной внешним и внутренним реалиям государственной таможенной политики в нашей стране оказалось одной из самых трудных задач реформаторских мероприятий, начатых в 1990;е годы и по сути продолжающихся до сих пор. На пути этого процесса долгое время стоял, а в ряде российских регионов продолжает стоять целый комплекс экономических (затянувшийся процесс перехода к рыночным отношениям), финансовых (ограниченность доходной базы и несбалансированность местных бюджетов), социальных (распад существовавшей социальной инфраструктуры, снижение уровня жизни и т. д.), политических (падение доверия населения к институтам власти), социокультурных (отсутствие устойчивых традиций предпринимательства, низкий уровень культуры собственника и т. п.) препятствий.

Очевидно, что процесс формирования и реализации новой государственной таможенной политики в такой огромной, асимметрично развитой стране, как Россия, не может быть простым, гладким и бесконфликтным. Новая таможенная политика выросла из ресурсного наследия и стала соответствовать историческим и экономическим традициям российского общества. Поэтому уже сейчас Россия может успешно решать стоящие перед ней задачи, реализовывать политический и экономический курс в важнейших сферах жизнедеятельности общенационального сообщества, одной из которых является таможенное дело.

Однако, если вопросам формирования и реализации таможенной политики как таковой был посвящен целый ряд исследований, то в деле изучения государственной таможенной политики России в условиях глобализации пока имеются определенные пробелы, восполнить которые и было призвано проведенное диссертационное исследование.

Как показывают его результаты, таможенная политика Российской Федерации нуждается в значительном совершенствовании, причем как внутренняя, так и внешняя ее составляющие. В условиях неразработанности законодательной базы, в том числе в таможенной сфере, а также ограниченности экономических, сырьевых, кадровых, временных и т. п. ресурсов решение комплекса важнейших внутрии внешнеполитических задач, реализация национальных проектов и защита интересов страны будут продолжать сталкиваться со многими затруднениями.

В тоже время большинство экономически развитых стран мира уделяют большое значение таможенной политике. Совершенствуется законодательная база, разрабатываются новые механизмы контроля на границах — причем нередко весьма эффективные, невзирая на «размывание» государственных рубежей вследствие глобализационных процессов. Огромные затраты в этой области представляются большинству зарубежных исследователей и специалистов в области таможенного дела вполне оправданными, обеспечивая устойчивый экономический рост, а тем самым — высокий уровень доходов подавляющего большинства граждан и социальную стабильность, что, безусловно, оказывает колоссальное влияние на все сферы жизнедеятельности общества.

Представляется, однако, что реализация государственной таможенной политики в России должна осуществляться на основе национально-культурной специфики и многовековых традиций с учетом мирового опыта, а не сопровождаться бездумным заимствованием иностранных подходов и технологий. В рамках таможенной политики современной России должны быть заложены основы для решения таких стратегически важных задач, как укрепление единого экономического пространства, обеспечение пограничной безопасности государства, расширение правового поля регулирования общественных отношений.

При этом важно подчеркнуть, что в современных условиях глобализации и связанных с ней процессов таможенная политика федеральных и региональных властных структур, чтобы быть полноценно и эффективно реализованной, требует широкой огласки и поддержки со стороны различных социальных слоев и групп, институтов гражданского общества. Только таким образом можно будет достичь весомых результатов в таможенной сфере.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2005.
  2. Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 2004.
  3. Закон РФ «О таможенном тарифе Российской Федерации» от 21 мая 1993 г. № 5003−1 (в редакции федерального закона от 27.05.2000 г. № 74-ФЗ) // Сервер органов государственной власти «Официальная Россия» (http://www.gov.ru).
  4. Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ // Сервер органов государственной власти «Официальная Россия» (http://www.gov.ru).
  5. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 30 июня 2000 г. // Независимое военное обозрение. 2000, № 25.
  6. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом исполняющего обязанности Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 // Независимое военное обозрение. 2000, № 1.
  7. Приказ ГТК России от 27.10.2003 г. № 1199 «Об утверждении Положения о защите интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации» // Российская газета. 2003, 25 декабря.
  8. Приказ ГТК России от 27.11.2003 г. № 1342 «Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства» //Российская газета. 2004, 15 января.
  9. Приказ ГТК России от 05.12.2003 г. № 1397 «Об установлении компетенции таможенных органов по совершениютаможенных операций в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом» // Российская газета. 2004, 14 января.
  10. Приказ ГТК России от 05.12.2003 г. № 1399 «Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» // Российская газета. 2003, 23 декабря.
  11. Приказ ГТК России от 20.01.2004 г. № 55 «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров определенного вида, перемещаемых физическими лицами» // Российская газета. 2004, 10 февраля.
  12. Приказ ГТК России от 17.03.2004 г. № 330 «О фиксированном размере обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров» // Российская газета. 2004, 7 апреля.
  13. Распоряжение ГТК России от 27.05.2004 г. № 246-р «Об особенностях таможенного оформления товаров, вывозимых железнодорожным транспортом» // Российская газета. 2004, 13 июля.
  14. Приказ ГТК России от 11.06.2004 г. № 664 «О компетенции таможенных органов по совершенствованию таможенных операций в отношении подакцизных товаров» // Российская газета. 2004, 06 июля.
  15. Приказ ГТК России от 17.06.2004 г. № 682 «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров определенного вида, перемещаемых физическими лицами» // Российская газета. 2004, 13 июля.
  16. Монографии, научные статьи, учебники и учебные пособия
  17. В.В., Ломтев C.B. О таможенной службе и ее модернизации: Отчет о НИР. ГТК. М., 1997.
  18. Актуальные проблемы современной таможенной политики России: Материалы заседания «круглого стола» 14 декабря 1995 г. / Под научной редакцией проф. Н. М. Блинова. М., 1996.
  19. Г. В. Правовое регулирование таможенных платежей. М., 2000.
  20. Н.М. Финансово-правовое регулирование внешней торговли. М., 1999.
  21. Е.В. Международный опыт и российская практика защиты товаропроизводителей на внутреннем рынке // Бюллетень иностранной коммерческой информации. 2001, № 121−122.
  22. C.B. Таможенная политика: проблема реализации // Актуальные проблемы современной таможенной политики России: Материалы заседания «круглого стола» 14 декабря 1995 г. / Под науч. ред. проф. Н. М. Блинова. М., 1996.
  23. Н.М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. М., 1997.
  24. Н.М., Иванов В. Н., Кухаренкоо В. Б. От культа таможни к таможенной культуре. М., 2000.
  25. В. Таможенное законодательство Российской Федерации. М., 1993.
  26. Л. Фактор, от правильного учета которого во многом зависит эффективность экспортно-импортных операций в России // Внешнеэкономический бюллетень. 2001, № 1.
  27. В. На стороже Руси стояти. М., 1994.
  28. Е.Ф. Финансовая политика и таможенное покровительство. СПб., 1904.
  29. Я.В. Исторический опыт разработки общего таможенного тарифа России 1891 г. М., 1998.
  30. А.Т. О влиянии таможенно-тарифной политики на развитие экономики и состояние внутреннего рынка России // Внешнеэкономический бюллетень. 2001, № 6.
  31. Г. И., Еременко В. Г., Кузин В. А., Мосин В.В, Шамахов В. А. Таможенный брокер. СПб., 1998.
  32. В. Торговая, таможенная и промышленнаяполитика России со времен Петра Великого до наших дней. СПб., 1909.
  33. Внешняя торговля России на рубеже веков / Под. ред. С. Долгова. М., 2001.
  34. А. Тарифное регулирование импорта в преддверии присоединения России к ВТО // Российский экономический журнал. 2002, № 9.
  35. ВТО. Всемирная торговая организация. Изд-во секретариата. Женева, 1995.
  36. Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. М., 1998−2002.
  37. .Н., Зобов В. Е. Таможенная служба в Российской Федерации. М., 1993.
  38. .Н., Полежаев Д. М. Становление и развитие таможенной службы в Советском государстве // Государство и право. 1992, № 10.
  39. Г. Разумный протекционизм // Эксперт. 1998, № 33.
  40. Е.Ф., Кутовой В. М. Таможенные режимы: практические аспекты таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. М., 1999.
  41. О. Экономическая безопасность России в свете внешнеэкономической деятельности // Внешнеэкономический бюллетень. 2001, № 1.
  42. С.Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны: альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. 1997, № 1.
  43. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России. М., 2004.
  44. А. Свобода торговли и протекционизм. СПб., 1893.
  45. П.К. Проблемы формирования таможенной политики РФ в условиях разделения властей и многопартийности. Отчет о НИР. ГТК РФ. М., 1996.
  46. В., Сабельников Л., Чеботарева Е. Таможенное обложение товаров при ввозе в Европейский Союз. М., 1997.
  47. А., Ляпунова Г. Таможенники укрепляют налогоплательщиков // Коммерсантъ. 2001, № 85.
  48. ОД. Внешняя торговля: времена перемен. М., 1996.
  49. А. Международная торговля: инструменты регулирования. М., 1999.
  50. С.С. Возникновение и развитие советской таможенной системы // Социалистический таможенный контроль. 1967, № 3−4.
  51. И. Современое таможенно-тарифное регулирование (зарубежная практика). М., 1998.
  52. Е.Л. Становление и развитие пограничной охраны России XV начала XX в. М., 1991.
  53. АД. Основы управления и организации в таможенном деле. СПб., 1999.
  54. В.А., Бушуев И. А. Внешнеэкономическая стратегия и усиление роли таможенной системы в стабилизации экономики России и ее структурно-технологической перестройке: НИР. ГТК. М., 1998.
  55. А. Таможенные режимы. Таможня и бизнес. М., 2001.
  56. В.Н., Кухаренко В. Б., Пашинский А. Г. Проектирование таможенной политики. М., 2000.
  57. Кази М. К По поводу таможенной войны с Германией. СПб., 1893.
  58. Каика 3. День защитника отечества: Россия включилась во всемирную стройку протекционистских барьеров // Ведомости. 2002, 14марта.
  59. П. Новые тенденции в организации таможенной администрации (Автономия налоговых и таможенных органов: проблемы и опыт). МВФ, управление по бюджетным вопросам, 1997.
  60. Ю.Г. История таможни государства российского. М., 1995.
  61. Козинцева РЖ Очерки внешней торговли и таможенной политики России первой третьи XVIII века. Л., 1963.
  62. А.Н. Таможенное право России. Учебное пособие. М., 1995.
  63. Ю.И. Таможенная война и вопрос о торговом договоре в русско-германских отношениях в 1880—1894. Горький, 1950.
  64. Краткий таможенный словарь. М., 1994.
  65. И.М. Очерки по истории таможенной политики. СПб., 1903.
  66. И.М. Очерк истории русской торговли. Петроград, 1924.
  67. И.М. История русского народного хозяйства. М., 1925.
  68. И.М. Основные вопросы международной торговой политики. Л., 1929.
  69. П.А. Практика таможенного дела. М., 1927.
  70. В.Б. Управление модернизацией таможенной службы. М., 1998.
  71. Л. А. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности. М., 2000.
  72. К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886.
  73. Л.Н. Очерки по истории таможенной службы.1. Иркутск, 1987.
  74. А.В. Государственная поддержка национальных производителей и экспортеров по законодательству Великобритании // Внешнеэкономический бюллетень. 2001, № 11.
  75. В. Проблемы экономической безопасности народного хозяйства // Вопросы экономики. 1997, № 3.
  76. Международные экономические отношения / Под ред. И. П. Фаминского. М., 2001.
  77. Д.И. Толковый тариф или исследование о развитии промышленности в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 г. СПб., 1892.
  78. А.Ц. Таможенные книги XVII века. М., 1957.
  79. А.Г. Либерализм и экономика. М., 2003.
  80. И.И., Мовчан Е. И. Таможенные вопросы в деятельности российских предпринимателей. Практическое руководство. Изд. 7-е, перераб. и доп. М., 1996.
  81. Н. Некоторые соображения по предмету мануфактур в России и тарифе. СПб., 1833.
  82. В.М., Назаренко КС. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности. М., 2001.
  83. Налоговое регулирование ввоза / вывоза товаров, 2001 / Центр экономики и маркетинга. М., 2001.
  84. С.О. О внешних таможенных пошлинах. М., 1865.
  85. В., Голяшева Т. Методические основы определения таможенных пошлин на производственно-техническую продукцию // Экономист. 2002, № 9.
  86. Е. Следовать национальным интересам в регулировании внешнеэкономической деятельности // Внешняяторговля. 2000, № 3.
  87. Основы таможенного дела: Учебное пособие. Ч. 1−8. М., 1997.
  88. Основы экономической безопасности. (Государство, регион, предприятие, личность) / Под общей ред. Олейникова Е. А. М., 1997.
  89. Ю.М. Мировая политика и международная экономика. М., 1998.
  90. А.И. Теория таможенного дела. М., 1927.
  91. В. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы. М., 1997.
  92. Реформа внешнеэкономических связей СССР: основные проблемы и тенденции. М., 1991.
  93. Проблемы адаптации внешнеэкономических связей России в условиях открытой экономики / Под. ред. М. Осьмовой. М., 1997.
  94. JI. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности. М., 1991.
  95. М.Н. Таможенная политика России во второй половине XIX века. Томск, 1911.
  96. Современные проблемы регулирования внешнеэкономической деятельности. М., 1993.
  97. А. Киотская конвенция и основные направления таможенной реформы // Таможня. 2002, № 6.
  98. А. Менделеевский тариф. История реформ: 110лет таможенному тарифу 1891 г. // Экономика и жизнь. 2001, № 26.
  99. Таможенная служба США. Пятилетний план: программа на будущее. 1993.
  100. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. М., 1993.
  101. Таможенный контроль товаров, подлежащих нетарифным мерам регулирования ВЭД. М., 1999.
  102. Таможенные книги Великого Новгорода 1610/11 и 1613/14 годов. СПб., 1995.
  103. Таможенные режимы. Таможня и бизнес. М., 2002.
  104. Таможенное дело. Словарь-справочник. СПб., 1994.
  105. Таможенное дело в России X начало XX вв. Исторический очерк. Документы. Материалы / Научн. редактор проф. Мячин А. И. СПб., 1995.
  106. Таможенное право. Учебник для вузов. Отв. редактор проф. Б. Н. Габричидзе. М., 1995.
  107. Таможенное право / Ред. Ноздрачев А. Ф. М., 1998.
  108. Таможенное право России. М., 2000.
  109. Таможня. Все пошлины, налоги и платежи 2001 г. Справочник / Под ред. Карпова В. В. М., 2001.
  110. Таможенное право России (Конспект лекций в схемах) / Ред.-сост. Платонов Д. И. М., 1999.
  111. Таможенная политика России в новых условиях. Материалы научно-практической конференции в РТА 24 ноября 1998 г. М., 1998.
  112. Теория, методология и практика таможенного дела: Сборник научных трудов. В 2 ч. М., 1996.
  113. И. Таможенное право России. М., 2001.
  114. Д.Т. Таможенная администрация: стратегия реформ. МВФ, управление по бюджетным вопросам, 1997.
  115. Н.Н. Внешнеэкономические связи России: статистико-аналитический справочник / МГИМО МИД РФ. М., 2001.
  116. В.Г. Таможня и закон. М., 1979.
  117. В. Внешнеэкономическая политика России в переходный период. Вопросы формирования, направления, реализации. М., 1998.
  118. Г. И. Малая таможенная энциклопедия / Под редакцией В. Г. Драганова. М., 1997.
  119. Г., Пресняков В., Фаминский И. Регулирование внешнеэкономических связей. М., 1997.
  120. В.А. Государственно-правовые аспекты таможенной политики РФ. СПб., 1998.
  121. Н.Н. Протекционизм и свобода торговли. М.-Л., 1924.
  122. Н.Н. Таможенная политика России до и после революции. M.-JL, 1924.
  123. Экономико-правовые вопросы государственного регулирования и организации внешней торговли Российской Федерации / Под ред. Дворцова В. И. М., 2001.
  124. Casson М. The growth of international business. London, 1983.
  125. Caves R.E. Multinational enterprise and economic analysis. Cambridge, 1982.
  126. Emerson M. The three horses of Russia’s foreign trade «troika»: globalism, regionalism, and protection. London, 1996.
  127. Globalization, the multinational firm, and emerging economies. Ed. by A. Yapark, H. Tutek. Amsterdam, 2001.
  128. Hall P. Patterns of Economic Policy: An Organizational Approach I I States and Socutus. Ed. David Held et. al. Oxford, 1983.
  129. Hummels D., Levinsohn J. Monopolistic competition andinternational trade: reconsidering the evidence // The quarterly journal of economics. 1995. Vol. 50, issue 3. P. 799−836.
  130. Jackson J. The World Trading System. London, 1999.
  131. Keohane R., Nye J. Transnational relations and world politics. Cambridge, 1971.
  132. Robinson J, Multinationals and political control. New York, 1983.
  133. Rohr B. Custom System in EC Countries. Berlin, 1998.
  134. Rosenau J. Turbulence in the world politics. Theory of change and continuity. New York, 1960.
  135. The Customs Co-operation Council. In brief. Brussels, 1988.
  136. Sally R. States and firms: multinational enterprises in institutional competition. New York, 1995.
  137. Waters M. Globalization. London New York, 1996.
  138. Диссертации и авторефераты диссертаций
  139. Д.А. Приграничное сотрудничество как особая форма международных отношений (на примере отношений Российской Федерации и Европейского союза). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. СПб., 2003.
  140. П.И. Таможенная политика России как объект политологического исследования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. СПб., 1998.
  141. И.Н. Таможенная политика как инструментобеспечения национальной безопасности Российской Федерации (социально-философский анализ). Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2002.
  142. A.C. Пограничная безопасность России в современных условиях: политико-правовой анализ. Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук. М., 1998.
Заполнить форму текущей работой