Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Библиотечный кадровый менеджмент как основа развития кадрового потенциала современной библиотеки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Связующим звеном между теорией и практикой библиотечного кадрового менеджмента выступают кадровые технологии, которые являются способом и ресурсом повышениямэффективности деятельности персонала, достижения баланса интересов библиотеки и интересов сотрудников. Традиционными технологиями библиотечного кадрового менеджмента можно считать: бюджетирование расходов на персонал, подбор персонала… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БИБЛИОТЕЧНОГО КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
    • 1. 1. Предпосылки формирования кадрового менеджмента в библиотеках России
    • 1. 2. Сущность и содержание библиотечного кадрового менеджмента
    • 1. 3. Функциональные технологии библиотечного кадрового менеджмента
  • Выводы
  • Глава 2. РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ЦЕНТРАЛЬНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАХ (на примере областных универсальных научных библиотек Центрального
  • Федерального Округа Российской Федерации)
    • 2. 1. Особенности и тенденции развития современных библиотечных коллективов как объектов библиотечного кадрового менеджмента
    • 2. 2. Формирование и развитие персонала центральных региональных библиотек России
    • 2. 3. Организационно-функциональная модель кадровой службы областной универсальной научной библиотеки
  • Выводы

Библиотечный кадровый менеджмент как основа развития кадрового потенциала современной библиотеки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Особенностью современного периода развития нашей страны является постиндустриальный характер экономики, когда основным ресурсом выступает интеллектуальный потенциал личности и общества в целом, а результаты его реализации проявляются как инновации во всех отраслях производства и социальной сфере. В этих условиях возрастает роль знания, и само общество приобретает статус общества знания, а процесс овладения новыми знаниями сопровождает человека на протяжении всей его профессиональной деятельности. В связи с этим возрастает роль библиотек в содействии образованию, организации доступа к источникам знаний, обеспечении экономической инфраструктуры для продолжающегося обучения.

Вместе с тем сами библиотеки в таком обществе становятся объектами и субъектами инновационных преобразований технологического, технического и организационного характера. Активное использование новых информационных технологий в библиотеках, изменение социальной роли библиотек и расширение их функций требует от библиотечных сотрудников новых знаний, а реформирование системы управления библиотечным делом и финансирование библиотек в зависимости от объема и качества услуг, требуют психологической мобильности и оперативной адаптации к новым условиям каждого сотрудника библиотеки и коллектива в целом. Основным принципом библиотечного менеджмента в связи с этими вызовами времени должен стать компетентностный подход к профессиональному развитию каждого сотрудника и повышение роли персонала в целом до уровня основного ресурса библиотеки. Соответственно этому должна изменяться и роль менеджмента в системе управления библиотекой — он должен статуироваться как основная задача руководителей всех уровней библиотечного менеджмента и основываться на новых социальных технологиях.

В России становление библиотечного кадрового менеджмента пришлось на период коренных социально-экономических и политических преобразований, поэтому незрелость институционной среды привела к тому, что освоение новых социальных технологий заменяется традиционными формами кадровой работы, в то время как уровень кадрово-производственной инициативы в каждой библиотеке в большей степени зависит от профессионально-личностных качеств ее руководителя.

Крупные библиотеки активно внедряют новейшие кадроведческие технологии в области использования человеческих ресурсов, занимаются формированием кадровой политики и имеют неплохие результаты. Однако при этом большинство библиотек страны сегодня работают на основе традиционных управленческих технологий, рассматривая кадровые службы лишь как инструмент организации правильного ведения кадровой документации, а именно поэтому испытывают существенные трудности.

В результате сложилась полярная ситуация: с одной стороны, имеется достаточно большое разнообразие теоретических воззрений на кадровый менеджмент как систему научных знаний, с другой — отсутствуют методология и теория, раскрывающие процесс развития системы кадрового менеджмента в библиотеках.

Изучение противоречий библиотечного кадрового менеджмента позволит с новой точки зрения подойти к анализу ее концептуальных положений, целей, задач и функций, выявить проблемы и определить пути развития. В практической области это будет способствовать внедрению современных тенденций кадрового менеджмента в деятельность библиотек, поможет предотвратить возможные ошибки в управлении персоналом, повысить эффективность формирования, использования и развития трудового потенциала библиотек страны.

Степень научной разработанности темы исследования. Различным аспектам управления кадрами в библиотечном деле посвящены труды Е. К. Высоцкой, В. К. Клюева, А. И. Пашина, И. М. Сусловой, Э. Р. Сукиасяна.

Значительная часть профессиональной литературы освещает отдельные направления кадрового менеджмента: повышение квалификации и обучение сотрудников библиотек, формирование организационной культуры в библиотеках, проведение аттестации, оценки персонала (Е.Я. Галимова, Н. В. Жадько, А. И. Каптерев, JI.C. Мартынова, Т. А. Петрова, Е. Г. Соболева, Э. Р. Сукиасян, И.М. Суслова).

Наиболее значимыми для изучения проблемы являются исследования Е. К. Высоцкой, В. К. Клюева, Э. Р. Сукиасяна, И. М. Сусловой, раскрывающие степень развития оперативного, тактического, стратегического и политического уровней библиотечного менеджмента в целом или тех или иных его частей.

Практический опыт библиотечного менеджмента, в том числе и кадрового, — раскрыт в публикациях Т. Е. Колесниковой, В. И. Павловой, Н. Т. Чуприной и др.

Однако при довольно значительном количестве работ, посвященных различным аспектам библиотечного кадрового менеджмента, отсутствуют фундаментальные исследования, характеризующие кадровый менеджмент в библиотечном деле как самостоятельную область деятельности, активно влияющую на развитие библиотек. Недостаточная разработанность этого направления определила выбор темы данного диссертационного исследования.

Общие принципы классического кадрового менеджмента, основные его положения, касающиеся его целей, функций, структуры, механизмы управления отдельными его направлениями освещаются в трудах Н. В. Артамонова, О. Ю. Артемова, Т. Ю. Базарова, П. В. Журавлева, М. А. Корговой, В. В. Травина, В. М. Цветаева.

Существенное значение для разработки проблем кадрового менеджмента имеют труды современных российских исследователей в сфере менеджмента организаций О. С. Виханского, В. В. Гончарова, А. Я. Кибанова, Э. М. Короткова, B.C. Половинко, Э. А. Уткина, Е. В. Шубенковой.

Цель настоящего исследования заключается в обосновании теоретических, технологических и организационных основ библиотечного кадрового менеджмента и разработке модели кадровой службы для областной универсальной научной библиотеки.

В соответствии с намеченной целью при проведении исследования предполагается решить следующие задачи:

1. определить предпосылки формирования и охарактеризовать современное состояние библиотечного кадрового менеджмента в библиотеках России;

2. раскрыть теоретические основы библиотечного кадрового менеджмента;

3. изучить результаты практического применения библиотечного кадрового менеджмента в областных универсальных научных библиотеках Центрального Федерального Округа Российской Федерации;

4. разработать модель кадровой службы библиотеки как инструмента реализации библиотечного кадрового менеджмента.

Объектом исследования является библиотечный кадровый менеджмент.

Предмет исследования — теоретико-организационные основы библиотечного кадрового менеджмента как деятельности, направленной на создание, развитие и эффективное использование профессионального, интеллектуального, креативного кадрового потенциала современной областной универсальной научной библиотеки.

Территориальные рамки исследования. Исследование выполнено на базе областных универсальных научных библиотек Центрального Федерального Округа Российской Федерации.

Методологической основой исследования являются концептуальные работы по теории классического кадрового менеджмента П. В. Жданова, М. А. Корговой.

Изучение особенностей библиотечного кадрового менеджмента основано на концепции Т. Ю. Базарова, рассматривающего кадровый менеджмент как альтернативу традиционному управлению персоналом и обосновывающей кадровый менеджмент как основу инновационного развития современной организации.

Существенно укрепляют методологическую основу, на которой базируется изучение данной проблемы, теоретические установки и методологические подходы библиотековедческой науки, концептуальные выводы, содержащиеся в трудах И. М. Сусловой, В. К. Клюева, Э. Р. Сукиасяна, Н. Т. Чуприной.

Проблемы развития систем управления персоналом и управления человеческими ресурсами, методология управления кадрами как неотъемлемой частью управления организацией и оценки персонала всесторонне освещены в работах Н. В. Кротовой, А. Павлуцкого, В. В. Травина, И. О. Тюрина, Н. В. Федорова, В. Ш. Цветаева.

Наряду с работами российских исследователей на формирование авторской позиции повлияли труды зарубежных ученых: М. Армстронга, П. Ф. Друккера, Р. Марра, М. Х. Мескона, Т. Питерса, Р. Уотермана, А. Морита и др., где представлена методология управления персоналом как неотъемлемая часть управления организацией, описаны современные проблемы развития и обобщен опыт различных организаций.

При проведении исследования использован комплекс методов: источниковедческий анализ философской, социологической, экономической и библиотековедческой литературы по проблемесистемный, факторный анализы применялись при выявлении факторов внешней и внутренней среды, воздействующих на систему руководства библиотекоймоделирование использовалось при построении модели кадровой службы библиотекиконтентный анализ библиотечной документации в целях выявления общих тенденций, основных направлений работы, а также проблемных ситуаций в процессе кадровой работысоциологические (анкетирование, интервьюирование) -применялись в целях выявления путей организации кадрового менеджмента в библиотеке, а также определения проблем в данной области.

Научная новизна исследования. В диссертации:

— выявлены основы развития кадрового потенциала областных универсальных научных библиотек Центрального Федерального Округа Российской Федерации;

— внесены дополнения в определение функций и роли библиотечного кадрового менеджмента в обеспечении стратегического развития библиотек;

— исследованы особенности и тенденции библиотечного кадрового менеджмента применительно к деятельности областных универсальных научных библиотек Центрального Федерального Округа Российской Федерации;

— выстроена организационно-функциональная модель кадровой службы областной универсальной научной библиотеки как инструмент реализации библиотечного кадрового менеджмента.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в диссертационном исследовании предложено понятие «библиотечный кадровый менеджмент» в контексте инновационного развития областных универсальных научных библиотек, характеризующееся как особое направление библиотечного менеджмента, призванное организовать внутрибиблиотечные процессы формирования кадрового потенциала, его развития и реализации в соответствии с выбранной стратегией развития библиотеки.

Раскрыта сущность и содержание библиотечного кадрового менеджмента, показана его системная целостность, очерчены хронологические рамки формирования библиотечного кадрового менеджмента в библиотеках России.

Рассмотрен потенциал основных функциональных технологий библиотечного кадрового менеджмента, которые позволяют воздействовать на систему социальных отношений в библиотечном коллективеобеспечить рациональное включение профессиональных и личностных возможностей человека в систему социальных ролей, формирующую механизмы воспроизводства профессионального опыта библиотекаря.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения диссертации позволяют библиотекам определить характер, темпы и этапы развития кадрового менеджмента в библиотекеразработать систему мероприятий, обеспечивающих инновационные изменения в кадровой работесоздать либо совершенствовать специализированное структурное подразделение по эффективному использованию кадрового ресурса в целях инновационного развития. Наши рекомендации могут служить основой при разработке и реализации кадрового менеджмента в библиотеках разных типов, моделирования кадровой службы в библиотечной сфере.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном курсе «Библиотечно-информационный менеджмент», положены в основу спецкурса «Библиотечный кадровый менеджмент», а также в системе повышения квалификации библиотечных работников.

Апробация результатов исследования. Предварительные результаты исследования неоднократно докладывались на различных научно-практических, международных, российских, межрегиональных конференциях, наиболее значимые из них:

Международная научно-практическая конференция «Библиотечное дело» (Москва, апрель 2005, апрель 2007, апрель 2008 гг.);

Международная научно-практическая конференция «Библиотеки и образование» (Ярославль, март 2008);

Межрегиональная научно-практическая конференция «Непрерывное профессиональное образование в социокультурной сфере: проблемы и перспективы» (Орел, март 2006).

Практическое внедрение результатов исследования было осуществлено на базе Белгородской государственной универсальной научной библиотеки и Белгородского государственного института культуры и искусств (центр карьеры выпускника).

Положения, выносимые на защиту:

1. Библиотечный кадровый менеджмент есть особое направление библиотечного менеджмента, в основу которого положена модель делового партнерства персонала и руководства, а результатом должны стать: систематизация кадрового потенциала библиотеки, развитие навыков самоконтроля у каждого сотрудникамотивация персонала на инновационное творчество и самореализациюпереход управленческой деятельности из режима функционирования в режим развития.

2. Внедрение технологий библиотечного кадрового менеджмента, (бюджетирование расходов на персонал, подбор персонала, адаптация, мотивация, профессиональное развитие, аттестация и ротация сотрудников) способствуют дифференцированному воздействию на систему социальных отношений библиотеки с целью удовлетворения ее потребностей в эффективном персоналеобеспечивают более тонкое и более рациональное включение профессиональных и личностных возможностей человека в систему социальных, прежде всего, предписанных, профессиональных ролейна их основе внутри библиотеки формируются механизмы воспроизводства и востребованности профессионального опыта человека.

3. В контексте развития кадрового потенциала современной областной универсальной научной библиотеки кадровая служба является востребованным структурным подразделением, отражающим развитие библиотечного кадрового менеджмента с приоритетными уровнями:

— оперативный уровень (документационное обеспечение управления);

— тактический уровень (управление персоналом);

— стратегический уровень (управление человеческими ресурсами);

— политический уровень (кадровая политика). Организационно-функциональная модель кадровой службы универсальна для библиотек разного уровня и представлена совокупностью функций (профессиональный отбор, документационное обеспечение управления, развитие персонала, мотивирование и стимулирование персонала) и зависит от: типа и вида, численного состава сотрудников, организационной структуры библиотеки. Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав,.

Результаты исследования, проводившегося на базе областных универсальных научных библиотек центрального федерального округа.

Российской Федерации, свидетельствуют о периферийной роли библиотечного кадрового менеджмента в управленческом «ядре» библиотек.

Объясняется данная ситуации разделением кадровых полномочий между руководителями и заведующими отделами библиотек, несовершенством пб применяемых кадровых технологий в библиотеках, нескоординированностью кадровых функций, низким статусом и полной зависимостью кадровых служб от решений руководителей библиотек.

Внедрению кадрового менеджмента в практику работы библиотек способствуют:

— признание человеческого фактора в роли ключевого в развитии библиотек;

— формирование системы непрерывного профессионального развития персонала библиотек;

— содействие карьерному росту сотрудников библиотек;

— повышение организационной культуры библиотек, развитие корпоративной культуры персонала.

Исследование подтверждает необходимость создания на базе областных универсальных научных библиотек новой модели кадровой службы. Эта работа может состоять из следующих мероприятий:

— создание идеального образа кадровой службы библиотеки;

— анализ состояния кадровой деятельности библиотеки;

— выявление ключевых проблем кадровой деятельности библиотеки;

— представление реальной модели кадровой деятельности библиотеки;

— создание программы перехода от реальной модели кадровой деятельности к идеальной модели кадровой службы.

Создание в структуре областных универсальных научных библиотек новой модели кадровой службы поможет привести сложные, динамичные процессы, возникающие в управленческой кадровой деятельности, в логическую стройную систему. На начальном этапе перехода к идеальной модели кадровой службы вполне достаточно менеджера по кадрам. По мере развития службы количество штатных единиц будет увеличиваться привлечением сотрудника на должность рекрутера, сотрудника по развитию.

117 персонала и привлечением специалиста по мотивации. В зависимости от численного состава сотрудников библиотеки, ее организационной структуры будет зависеть количество штатных единиц в кадровой службе. Но независимо от перечисленных особенностей все четыре должности будут реализованы, и возможно, что совмещать их будет один или два человека.

Изучение библиотечного кадрового менеджмента позволяет выделить ряд вопросов, на которые пока не получены ответы, наметить перспективные научные направления.

Незначительный временной период существования и получения реальных результатов библиотечного кадрового менеджмента не позволяет полномасштабно рассмотреть динамику этого явления. Следовательно, одно из перспективных направлений дальнейшего изучения кадрового менеджмента в библиотеках — исследование его как самостоятельного вида библиотечного менеджмента с присущей ему динамикой.

Важным направлением последующих научных изысканий может стать не только качественное изучение деятельности кадровых служб библиотек как самостоятельных структурных подразделений библиотек, но и их влияние на изменения социально-психологического поведения сотрудников библиотек.

Перспективным направлением также может выступать работа по обоснованию эффективных технологий библиотечного кадрового менеджмента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование теоретико-методологических основ библиотечного кадрового менеджмента в его практическом использовании в современных российских областных универсальных научных библиотеках позволяет сделать следующие концептуальные выводы:

Библиотечный кадровый менеджмент в России начинает формироваться в условиях 90-х гг. по инициативе руководителей библиотек, которые в кризисных условиях сконцентрировали внимание на интеллектуальном капитале, сумели сформировать команду единомышленников, ориентированную на личностный профессиональный успех, который в совокупности приводил к успешной деятельности всей библиотеки. Именно руководители акцентировали внимание на пробуждении у сотрудников библиотек осознанного желания способствовать развитию библиотеки.

В связи с признанием человеческого фактора «ключевым» в функционировании и развитии библиотеки, библиотечный кадровый менеджмент становится органической частью и самостоятельной профессиональной сферой библиотечного менеджмента. Библиотечный кадровый менеджмент определен как направление, ориентированное на формирование, функционирование и развитие человеческих ресурсов библиотеки в соответствии с ее целями и учетом интересов персонала. Библиотечный кадровый менеджмент ориентирован на совершенствование функций и структуры библиотеки для воспроизводства и развития кадрового, интеллектуального и креативного потенциала сотрудников как возобновляемого ресурса библиотеки.

Целью библиотечного кадрового менеджмента является обеспечение библиотеки высококвалифицированным персоналом, способным решать задачи развития библиотеки, повышения ее конкурентоспособности и обеспечения стабильности будущего. Это возможно при реализации целей библиотеки и развитии персонала на основе интересов библиотеки и ее.

115 сотрудников:

В библиотечном кадровом менеджменте выделяется четыре уровня:

— оперативный, на котором доминирует документационное обеспечение управления библиотекой;

— тактический, где преобладает управление персоналом, как одна из функций управленческого цикла, которую реализуют практическивсе руководители организации;

— стратегический, на котором главенствует управление человеческими ресурсами и происходит интеграция индивидуальных целей сотрудников библиотеки и общей стратегической цели библиотеки;

— политический, здесь превалирует кадровая политика, которая способствует реализации миссии и целей библиотеки и в то же время направлена на реализацию целей и интересов ее сотрудников.

Связующим звеном между теорией и практикой библиотечного кадрового менеджмента выступают кадровые технологии, которые являются способом и ресурсом повышениямэффективности деятельности персонала, достижения баланса интересов библиотеки и интересов сотрудников. Традиционными технологиями библиотечного кадрового менеджмента можно считать: бюджетирование расходов на персонал, подбор персонала, адаптациюмотивацию, профессиональное развитие, аттестацию и ротацию сотрудников библиотеки. Технологии библиотечного кадрового менеджмента позволяют управлять количественными и качественными характеристиками персонала библиотеки, обеспечивают достижение ее целей и эффективное функционирование.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. Е. Персонал стратегия: эффективное кадровое планирование в библиотеке / Н. Е. Андреева // Учреждения культуры. — 2005.-№ 9.-С. 70−80.
  2. , В. М. Кадровая служба и управление персоналом организации : практ. пособие кадровиков / В. М. Анисимов. М.: Экономика, 2003. — 704 с.
  3. , С. В. Эффективность системы оценки персонала / С. В. Апенько // Человек и труд. 2003. — № 10. — С. 15−19.
  4. , А. Талант лидера ключ к успеху коллектива / А. Арзуханов // Библиотека. — 2002. — № 8. — С. 48−49.
  5. , М. Стратегическое управление человеческими ресурсами / М. Армстронг. -М.: ИНФРА-М, 2005. 328 с.
  6. , Н. В. Кадровый менеджмент : метод, пособие / Н. В. Артомонов. СПб.: ГУАП, 2003. — 215 с.
  7. , О. Ю. Кадровый менеджмент : практич. руководство для руководителей и специалистов кадровых служб / О. Ю. Артемов, Н. И. Архипова, И. Н. Ермакова. М.: ПРИОР, 2001. — 448 с.
  8. , Т. Ю. Управление персоналом : учеб. пособие / Т. Ю. Базаров. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2003. — 224 с.
  9. , М. И. Делопроизводство / М. И. Басаков. Ростов н/Д: Феникс, 2006.-192 с.
  10. , М. И. Как найти хорошего работника / М. И. Басаков. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 256 с.
  11. Библиотечные кадры: статус, использование, непрерывное образование: науч.-реф. сб. / сост. С. Д. Колегаева, Л. Б. Хайцева. М.: РГБ, 1996. -163 с.
  12. Библиотечный коллектив: формирование и управление: учеб. пособие / сост.: А. П. Ванеев, Н. И. Мошкина, Ж. С. Шадрина. СПб.: ГАК, 1996.58 с.
  13. , И. В. Кадры управления: подбор и оценка / И. В. Бизюкова. -М.: Экономика, 2005. 150 с.
  14. , А. Особенности управления персоналом с преобладанием женщин / А. Блинов // Упр. персоналом. 2003. — № 3. — С. 36−38.
  15. , А. Ф. Два подхода к оценке персонала / А. Ф. Борисов // Упр. персоналом. 2002. — № 4. — С. 21−25.
  16. , С. А. Коллеги пошли в школу / С. А. Бражникова // Библиотека. -2001. -№ 2. С. 54−58.
  17. , С. А. Профессионал должен учиться непрерывно, иначе -полураспад компетентности / С. А. Бражникова // Библиотечная газ. 2002. -№ 17.-С. 3.
  18. , Р. У. Профессиональная квалификация библиотечных работников и пути ее повышения / Р. У. Бугаева // Науч. и техн. б-ки. — 2003. № 6. — С. 62−71.
  19. , Р. Мобильность кадров / Р. Бутов // Упр. персоналом. 2000. — № 6.-С. 34−38.
  20. , В. Б. Персонал в управлении радикальными изменениями в организации / В. Б. Бычин. М.: Информ-знание, 1999. — 213 с.
  21. , О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник / О. С. Виханский, А. М. Наумова. М.: Гардарики, 2005. -528 с.
  22. , А. П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики / А. П. Волгин. -М.: Экономика, 2002. 541 с.
  23. , Г. Г. Человеческие ресурсы и современная служба персонала / Г. Г. Воробьев // Социолог, исслед. 1996. -№ 11. — С. 109−115.
  24. , Е. К. Кадровый потенциал отрасли / Е. К. Высоцкая // Управление и кадры: материалы Всерос. совещ. руководителей федеральных и центральных библиотек субъектов Рос. Федарации. М., 2002. — С. 217 -228.
  25. , Е. К. Кадровый потенциал библиотечной отрасли в России /120
  26. Е. К. Высоцкая // Вестник БАЕ. 2002. — № 3. — С. 56−59.
  27. , Е. К. Формирование кадровых ресурсов универсальных, библиотек РСФСР и пути их оптимизации : дис. канд. пед. наук: 05.25.03 / Е. К. Высоцкая. Л., 1989. — 223 с.
  28. , Л. М. Документационное обеспечение деятельности кадровой службы : учеб. пособие / Л. М. Вялова. М.: Академия, 2003. — 176 с.
  29. , Е. Я. Организационная культура библиотеки : учеб. пособие / Е. Я. Галимова1 — Краснодарский гос. ун-т культуры и искусств. М.: Профиздат: Изд-во МГУКИ, 2002. — 56 с.
  30. , Е. Что значит быть хорошим менеджером, или теория концентрических кругов / Е. Гениева // Библиотека. 1995. — № 9. — С. 16— 18.
  31. , Б. Н. Менеджмент персонала : учеб. пособие / Б. Н. Герасимов, В. Г. Чумак, Н. Г. Яковлева. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 448 с.
  32. , В. И. Проектное бюджетирование: опыт Российской государственной библиотеки по организации оперативного управления финансами / В. И. Гнездилов // Справочник руководителя учреждения культуры. 2007. — № 2. — С. 8−16.
  33. , X. Т. Управление человеческими ресурсами : учеб. пособие / X. Т. Грэхем, Р. Беннетт. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 598 с.
  34. , Ю. М. Делопроизводство. Документационный менеджмент / Ю. М. Демин. М.: Бератор-пресс, 2004. — 203 с.
  35. , Л. Текучесть персонала со знаком минус и со знаком плюс / Л. Деребизова // Служба кадров и персонал. 2005. — № 12. — С. 56−62.
  36. , И. К. Менеджмент: история, теория, содержание / И. К. Джерелиевская // Науч. и техн. б-ки. 1992. — № 12. — С. 45−58.
  37. , А. Информационные технологии: управление персоналом / А. Дорохова // Упр. персоналом. 2002. — № 9. — С. 25−26.
  38. , П. Практика менеджмента : пер с англ. / П. Друкер. — СПб.- Киев: Вильяме, 2000. 86 с.
  39. , П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: пер с англ. / П. Друкер. М.: Гранд, 1998. — 285 с.
  40. , Л. А. Минимум управления, максимум управляемости : руководителям библиотек о всеобщ, упр. на основе качества / Л. А. Дубровина. М.: Гранд: Фаир-пресс, 2004. — 398 с.
  41. , А. П. Управление персоналом / А. П. Егоршин. -Н. Новгород: НИМБ, 2008. 624 с.
  42. , Л. С. Инновационные методы кадровой политики: технология разработки и реализации программы управления, развития и мотивации персонала / Л. С. Ежова // Справ, рук. учреждения культуры. 2006. — № 1. -С. 64−84.
  43. , Н. В. Проекты переподготовки управленческих кадров региональных библиотек «Школы Рудомино» / Н. В. Жадько // Науч. и техн. б-ки. 2000. — № 4. — С. 46−48.
  44. , Е. С. Психология управления : книга для руководителя и менеджера по персоналу / Е. С. Жариков. М.: МЦФЭР, 2002. — 512 с.
  45. , Т. А. Методология подготовки и проведения аттестации персонала библиотек / Т. А. Жданова // Науч. и техн. б-ки. 2001. — № 2. -С.142−157.
  46. , П. В. Менеджмент персонала : учеб. пособие / П. В. Журавлев. М.: Экзамен, 2008. — 448 с.
  47. Технология управления персоналом / П. В. Журавлев и др. М.: Экзамен, 2008.-215 с.
  48. , А. К. Внедрение социальных технологий в практику управления / А. К. Зайцев // Социальное развитие предприятия и работа с кадрами: учеб. пособие / В. Н. Якимов — под ред. В. Н. Якимова. М., 2007. -С. 90−115.
  49. , Т. А. Современные методики делопроизводства в библиотеке : учеб.-метод. пособие / Т. А. Зайцева. М.: ЛИБЕРЕЯ, 2004. — 128 с.
  50. , Н. В. Управление персоналом: имитационно-ролевая игра «Школа резерва» / Н. В. Збаровская // Библиотека. 2005. — № 5. — С. 45−47.
  51. , В. Методика оценки эффективности организационных структур управления / В. Золотов, Н. Федоров // Консультант директора. -1999.-№ 2.-С. 2−8.
  52. , Д. М. Управление персоналом организации : практикум / Д. М Иванцевич, Л. Ю. Лобанов — под ред. А. Я. Кибанова. М.: Дело, 1999. — 167 с.
  53. Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2003. -512 с.
  54. , Г. И. Мотивация деятельности молодых специалистов как фактор обновления библиотек / Г. И. Калашникова // Библиотечная жизнь Белгородчины: сборник / Белгор. гос. универс. науч. б-ка, Науч.-метод. отд. -Белгород, 2001.-Вып. 2.-С. 5−21.
  55. , М. Разрабатываем систему управления персоналом / М. Кацай // Упр. персоналом. 2004. — № 21. — С. 404.
  56. , М. В. Курс делопроизводства: документационное обеспечение управления: учеб. пособие / М. В. Кирсанова, Ю. М. Аксенов. -М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. 296 с.
  57. , В. К. Библиотечный менеджмент / В. К. Клюев, А. И. Пашин, И. М. Суслова. М.: МГУКИ, 2001. — 208 с.
  58. , В. К. Правовые аспекты деятельности библиотек : сб. науч. тр. / В. К. Клюев. М.: Пашков дом, 2002. — 234 с.
  59. , Л. А. Экономика библиотеки в вопросах и ответах : учеб.-метод, пособие / Л. А. Кожевникова — ГПНТБ СО РАН. Новосибирск: б. и., 2005.-48 с.
  60. , И. В. Инновационная готовность персонала организации: диагностика и пути повышения: автореф. дис.. канд. социол. наук: 22.00.08 / И. В. Конев — Белгор. гос. ун-т. Белгород, 2001. — 21 с.
  61. Концепция научного управления библиотекой в контексте ее внешней и внутренней среды // Библиотека в системе общественных отношений региона / Е. Б. Артемьева и др. — отв. ред. Е. Б. Соболева. Новосибирск, 1999.-С. 134−139.
  62. , М. А. Кадровый менеджмент : учеб. пособие / М. А. Коргова. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 456 с.
  63. , М. А. Социодиагностика как первый этап оптимизации кадрового менеджмента организации / М. А. Коргова // Упр. персоналом. -2004.-№ 5.-С. 40−44.
  64. , М. А. Становление кадрового менеджмента в организациях современной России : (на материалах региона юга России): дис.. д-ра социол. наук: 22.00.08 / М. А. Коргова. М.: РГБ, 2006. — 345 с.
  65. , М. А. «Портрет» кадровых служб организаций современной России / М. А. Коргова // Упр. персоналом. 2004. — № 8−9. — С. 28−30.
  66. , Э. М. Концепция российского менеджмента : учеб. пособие / Э. М. Коротков. М.: ДеКа, 1998. — 301 с.
  67. , А. И. Управление персоналом: история и современность / А. И. Кравченко // Прикладная социология и менеджмент. 1995. — № 12. — С. 130−148.
  68. , Н. В. Управление персоналом : учеб. пособие / Н. В. Кротова, Е. В. Клеппер. М.: МГУКИ, 2002. — 359 с.
  69. , Т. Я. Вызовы нового времени и кадровая ситуация в библиотечном деле: возможные пути решения кадровых проблем1 отрасли / Т. Я. Кузнецова // Информационный бюллетень РБА. 2007. — № 45. — С. 5762.
  70. , Т. Я. Профессиональное развитие библиотечных кадров как объект государственной политики / Т. Я. Кузнецова // Науч. и техн. б-ки. 2006. -№ 12.-С. 32−39.
  71. , Е. И. Библиотеки России на пороге XXI века : цифры и факты / Е. И. Кузьмин. М.: Либерия, 2002. — 224 с.
  72. , Е. И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы / Е. И. Кузьмин. М.: Либерея, 1999. — 224 с.
  73. , Е. И. Национальная библиотека и общенациональная библиотечная политика / Е. И. Кузьмин // Национальные библиотеки на пороге XXI века / сост. В. Н. Зайцев, В. В. Федоров. СПб., 1999. — С. 2228.
  74. , М. Б. Методы обучения. Обучение персонала как конкурентное преимущество / М. Б. Курбатова, М. И. Магура // Упр. персоналом. 2004. — N 11−12. — 80 с. — (Спецвыпуск журнала № 12).
  75. , Л. И. Социальная защита библиотечных работников в России / Л. И. Куштанина // Бибилотечное дело XXI век. — 2004. — Вып. 2. — С. 47−65.
  76. , Л. О развитии персонала / Л. Лабунский // Упр. персоналом. 2003. — № 7. — С. 43−46.
  77. , Л. Роль баланса интересов и ответственности в развитии компетенций персонала / Л. Лабунский // Упр. персоналом. 2004. — № 1−2. -С. 70−82.
  78. , М. И. Организация обучения персонала компании / М. И. Магура, М. Б. Курбатова. М.: Управление персоналом, 2006. — 192 с.
  79. , М. И. Оценка работы персонала, подготовка и проведение аттестации / М. И. Магура, М. Б. Курбатова. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2005. — 176 с.
  80. , М. И. Патриотизм персонала по отношению к своей организации решающее конкурентное преимущество / М. И. Магура // Упр. персоналом. — 1998.-№ 11.-С. 20−27.
  81. , Л. С. Непрерывное библиотечное образование: «точки роста» / Л. С. Мартынова // Библиотековедение. 2003. — № 6. — С. 34−40.
  82. , Е. В. Управление персоналом предприятия / Е. В. Маслова. -М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 2007. 312с.
  83. , А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу — пер. с англ. А. М. Татлыбаева. СПб.: Евразия, 2001. — 479 с.
  84. , М. X. Основы менеджмента / М. X. Мескон, А. М. Хедоури. -М.: Дело, 1997.-512 с.
  85. , В. Коммуникационная политика библиотеки: содержание и127особенности формирования / В. Минкина // Науч. и техн. б-ки. — 2003. № 6. -С. 13−30.
  86. , Н. Н. Корпоративная культура: понятие, подходы / Н. Н. Могутнова // Социолог, исслед. 2005. — № 4. — С. 130−136.
  87. , Е. В. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение / Е. В. Моргунов. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2006. -264 с.
  88. , А. Сделано в Японии. История фирмы «Сони» / А. Морита. -М.: Прогресс, 1993. 352 с.
  89. , М. А. Повышение эффективности управления персоналом / М. А. Морозов // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. — № 2. — С. 96 104.
  90. , П. Управление персоналом путь к успеху / П. Московая, Е. Какора // Упр. персоналом. — 2003. — № 5. — С. 30−32.
  91. Ю2.Мотульский, P.C. Общее библиотековедение: учеб. пособие для вузов / Р. С. Мотульский. М.: ЛИБЕРЕЯ, 2004. — 224 с.
  92. , Т. А. Смена поколений в библиотечном мире. Решение проблемы старения библиотечных кадров во Франции / Т. А. Недашковская // Открытый доступ: библиотеки за рубежом 2006. М., 2006. — С. 148−162.
  93. Некоторые аспекты работы с кадрами в зарубежных библиотеках // Библиотечные кадры: статус, использование, непрерывное образование: науч.-реф. сб. / сост. С. Д. Колегаева, Л. Б. Хайцева. М.: РГБ, 1996. -250 с.
  94. , Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 640 с.
  95. , Л. Воздействует человеческий капитал / Л. Нестеров // Журнал для акционеров. 1998. — № 7. — С. 8−12.
  96. , И. П. Современные системы делопроизводства и128документооборота / И. П. Норенков // Информ. технологии. 2001. — № 7. — С. 53−55.
  97. , Т. Новая парадигма управления персоналом в условиях переходной экономики / Т. Овчинникова // Упр. персоналом. — 2001. № 7. -С. 34−39.
  98. , Ю. Г. Управление персоналом : учебник для вузов / Ю. Г. Одегов, П. В. Журавлев. М.: Финстатинформ, 2003. — 878 с.
  99. , О. В. Вхождение в коллектив: о работе по подбору и адаптации новых сотрудников / О. В. Орлова // Библиотека. 2005. — № 5. — С. 48−49.
  100. , А. Менеджмент третьего тысячелетия: системно-эволюционный подход к развитию организации / А. Павлуцкий, Е. Павлуцкая, О. Алехина // Упр. персоналом. 2001. — № 2. — С. 66−68.
  101. ИЗ. Павлуцкий, А. Управление персоналом: стереотипы и реальность / А. Павлуцкий, О. Алехина // Упр. персоналом. 2002. — № 8. — С. 53−56.
  102. , Н. Е. Ротация персонала: понятие и основные правила / Н. Е. Папонова // Кадры предприятия. 2003. — № 10. — С. 31−38.
  103. , Г. Б. Технологии современного менеджмента в библиотечной деятельности : учеб. пособие / Г. Б. Паршукова. Новосибирск: ГПНТП СО РАН, 2004. — 187 с.
  104. , JI. Бюджетирование расходов на персонал / JI. Патрушева // Упр. персоналом. 2004. — № 11−12.-С. 45−51.
  105. , А. Изменения в обществе и новые принципы управления в библиотечном деле / А. Пашин // Библиотека. 1997. — № 12. — С. 29−30.
  106. , Т. А. Повышение квалификации библиотекарей / Т. А.129
  107. Петрова//Науч. и техн. б-ки. 1998. — № 4.-С. 20−28.
  108. , Т. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний / Т. Питере, Р. Уотерман. М.: Прогресс, 1986. — 137 с.
  109. , В. С. Управление персоналом: системный подход и его реализация / B.C. Половинко. М.: Информ-знание, 2004. — 484 с.
  110. , В. А. Информационные технологии в делопроизводстве / В. Д. Полоудин // Информатика и образование. 2005. — № 4. — С. 88−93.
  111. Попова, М JI. Анализ состояния штата библиотеки для формирования ее политики / М. JI. Попова // Справочник руководителя учреждений культуры. 2004. — № 11. — С. 29 — 39.
  112. , А. И. Фонды массовой библиотеки и потребности читателей: контакты и конфликты / А. И. Рейтблат // Книга и чтение в зеркале социологии: сб. ст. / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина — сост. В. Д. Стельмах, Н. К. Лобачев. М., 1990. — С. 35−49.
  113. , Т. Б. Организационная культура как фактор развития персонала библиотеки : дис. канд. пед. наук: 05.25.03 / Т. Б. Сабинина. М.: РГБ, 2003.-318 с.
  114. , Л. Е. Кадровые ресурсы библиотек высших учебных заведений: современное состояние, пути оптимизации: автореф. дис.. канд. пед. наук: 05.25.03 / Л. Е. Савич. СПб., 1994. — 17 с.
  115. , В. А. Как оценить специалиста? / В. А. Селезнев // Упр. персоналом. 2001. — № 9. — С. 31−42.
  116. , Л. Г. Человеческий капитал в инновационной экономике / Л. Г. Симкина. СПб.: СПбИЭА, 2005. — 151 с.
  117. , Е. Г. Непрерывное образование: от методики к жизни / Е. Г. Соболева // Библиотека. 2001. — № 9. — С. 73−75.
  118. , Е. Г. Условия выживания библиотек / Е. Г. Соболева, Г. С. Елепов // Библиотековедение. 1993. — № 2. — С. 3—8.
  119. , В. Концепция «развивающее управление персоналом» и сфера компетенции менеджмента / В. Спивак // Упр. персоналом. 2004. — № 11−12.130- С. 44−46.
  120. , Ю. Н. Итоги развития отечественных библиотек к концу второго тысячелетия / Ю. Н. Столяров // Науч. и техн. б-ки. 1998. — № 10. -С. 37−50.
  121. , И. Б. Формирование кадровых ресурсов библиотек в новой информационной среде : науч.-практ. пособие М.: Новое знание, 2008. -223 с.
  122. , Э. Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование: сб. статей и докладов / Э. Р. Сукиасян. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.-448 с.
  123. , Э. Р. Кадровая политика Российской государственной библиотеки / Э. Р. Сукиасян // Мир библиотек сегодня: науч.-информ. сб. / Рос. гос. б-ка — Информкультура. 1997. — Вып. 1. — С. 3−10.
  124. , Э. Р. Новые подходы, генные решения: современная кадровая ситуация. Пути выхода из кадрового кризиса / Э. Р. Сукиасян // Науч. техн. б-ки. 2004. — № 6. — С. 54−63.
  125. , Э. Р. Прием новых сотрудников на работу: стратегические цели и повседневные реалии / Э. Р. Сукиасян // Науч. и техн. б-ки. 2006. -№ 10.-С. 45−51.
  126. , Э. Р. Управление персоналом в библиотеке: российские реалии / Э. Р. Сукиасян // Научн. и техн. б-ки. 2000. — № 4. — С. 41−45.
  127. , С. Работа с персоналом как средство повышения эффективности организации / С. Сурков // Упр. персоналом. 2003. — № 7. -С. 40−43.
  128. , И. М. Библиотечный менеджер: требования к личности /131
  129. И. М. Суслова // Науч. и техн. б-ки. 2000. — № 4. — С. 41−45.
  130. , И. М. Делегирование полномочий: о методах управления библиотечным делом / И. М. Суслова // Науч. и техн. б-ки. 1993. — № 11.-С. 4−9.
  131. , И. М. Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности / И. М. Суслова — Моск. гос. ун-т культуры и искусств. 2-е изд., дораб. и доп. — М.: Изд-во МГУКИ: Профиздат, 2000. — 144 с.
  132. , И. М. Мотивация как фактор совершенствования управления персоналом / И. М. Суслова // Науч. техн. б-ки. 2006. — № 12. — С. 5−12.
  133. , И. М. Основы библиотечного менеджмента : учеб.-практ. пособие / И. М. Суслова. М.: Либерея, 2000. — 232 с.
  134. , И. М. Три кита менеджмента / И. М. Суслова // Науч. техн. б-ки. 2006. — № 6. — С. 5−9.
  135. . И. М. Научный статус менеджмента / И. М. Суслова // Библиотека. 1999. — № 11. — С. 34−37.
  136. Технологии кадрового менеджмента. Белгород: БФ ОРАГС, 2007. -196 с.
  137. , В. В. Основы кадрового менеджмента : практ. пособие / В. В. Травин, В. А. Дятлов. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2006. — 336 с.
  138. , Г. Л. Менеджмент в сфере культуры / Г. Л. Тульчинский — С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. СПб.: Лань, 2005. -384 с.: ил.
  139. , И. О. Кадровый менеджмент. Процесс отбора персонала / И. О. Тюрина // Социолог, исслед. 2000. — № 4. — С. 22−32.
  140. Д. Новый стиль менеджмента и управления персоналом / Д. Уитмор. М.: Финансы и статистика, 2007. — 160 с.
  141. Управление библиотекой: учеб.-практич. пособие / А. С. Аверьянов, А. Н. Ванеев, В. Т. Горев и др. СПб.: Профессия, 2003. — 302 с.
  142. Управление и кадры: материалы Всерос. совещ. руководителей библиотек субъектов РФ / сост. Л. А. Дубровина. М.: Пашков дом, 2002.132 406 с.
  143. Управление персоналом библиотеки: новые подходы / ГПНТБ России — сост. Е. М. Ястребова. М.: ГПНТБ, 2004. — 54 с.
  144. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М.: Дело, 2004. — 258 с.
  145. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. А. Кибанова. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Инфра-М, 2004. — 636 с.
  146. Управление персоналом предприятия: учеб. пособие / под ред. А. А. Крылова, Ю. В. Прушинского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 495 с.
  147. Управление персоналом: учебник / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. JI. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2006. — 560 с.
  148. Управление человеческими ресурсами: энциклопедия / под ред. М. Пула, М. Уорнера. СПб.: Питер, 2008. — 1200 с.: ил.
  149. , Э. А. Инновации в управлении человеческими ресурсами предприятия / Э. А. Уткин, К. Т. Сатабаев, Р. К. Сатабаева. М.: ТЕИС, 2006.-304 с.
  150. , А. Обшее и промышленное управление / А. Файоль. М.: Контроллинг, 1992. — 412 с.
  151. , Р. А. Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности / Р. Фатхутдинов // Упр. персоналом. -2000.-№ 1.-С. 29−39.i
  152. , Н. В. Управление персоналом организации : учеб. пособие / Н. В. Федорова, О. Ю. Минченкова. М.: КНОРУС, 2005. — 416 с.
  153. , Е. А. Управление общедоступными библиотеками в современной России : пособие в помощь самообразованию библ. работников / Е. А. Фенелонов — науч. ред. Ю. А. Гриханов — Рос. гос. б-ка. М.: РГБ, 1997. -174 с.
  154. , В. Р. Государственное законодательное регулирование деятельности библиотек / В. Р. Фирсов — Рос. нац. б-ка. СПб., 2000. — 256 с.
  155. , И. Кадры вузовских библиотек в условиях внедрения иразвития* библиотечно-информациониых технологий : профессиональные и социально-психологические аспекты: автореф. дис.. канд. пед. наук: 05.25.03 / И. Фомичева. Казань, 2005. — 21 с.
  156. , Г. П. Библиотека общество — Россия. Исследование социокультурной среды / Г. П. Фонотов. — М.: Леберея, 2002. — 212 с.
  157. , Г. П. Библиотечные кадры: формирование и совершенствование: конспект лекций / Г. П. Фонотов — Всесоюз. ин-т повышения квалификации работников культуры. М.: б. и., 1989. — 138 с.
  158. , Б. Ю. Нетрадиционные методы оценки, подбора персонала / Б. Ю. Хигир. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2002. — 384 с.
  159. , В. М. Кадровый менеджмент : учебник / В. М. Цветаев. М.: ТКВелби, 2004.- 160 с.
  160. , А. С. Бибилотекари как социально-профессиональная, группа : автореф. дис.. д-ра. пед. наук / А. С. Чачко. М., 1991. — 30 с.
  161. , Г. Н. Социальная эффективность: сущность и критерии / Г. Н. Черкасов // Соц. исследования. 1978. — №" 1. — С. 43−46.
  162. , Н. Т. Доход библиотекарей приравнен к доходу среднего класса / Н. Т. Чуприна // Новая библиотека. 2001. — № 6. — С. 4.
  163. , Н. Т. Инновация в кадровой политике / Н. Т. Чуприна // Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. — № 5. — С. 43−47.
  164. , Н. Т. Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике / Н. Т. Чуприна. М.: Либерия, 1 342 004.- 117 с.: ил.
  165. , JI. Б. Кадровый потенциал библиотек Краснодарского края / JT. Б. Чурсина // Науч. техн. б-ки. 2006. — № 4. — С. 48−58.
  166. , С. В. Управление персоналом современной организации / С. В. Шекшня. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2002. — 384 с.
  167. , А. X. Ротация кадров как элемент системы управления деловой карьерой / А. X. Шидов, А. Б. Хапов // Менеджмент в России и за рубежом. — 2003,-№ 2.-С. 24−36.
  168. , Я. JT. Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий : ежегод. докл. на 8-й Международ, конф. «Крым-2001», 9−12 июня 2001 г., Украина, Судак / Я. JT. Шрайберг // Науч. и техн. б-ки. 2002. — № 1. — С. 257.
  169. , Е. В. Организационная составляющая управления человеческими ресурсами: методологические аспекты развития: автореф. дис.. канд. экон. наук / Е. В. Шубенкова. М., 2005. — 37 с.
  170. , Е. В. Управление персоналом: требования систем менеджмента качества / Е. В. Шубенкова // Упр. персоналом. 2004. — № 11−12.-С. 35−40.
Заполнить форму текущей работой