Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принципы редакторской подготовки изданий русских писателей-классиков XIX века: на материале изданий П.И. Мельникова-Печерского

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вспомним, что в настоящее время в узком смысле культура трактуется как система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным индивидам или сообществам. Вот как определяет данное понятие Д. С. Лихачев: культура — это «сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. В идо-типологический состав изданий и 15 место в нем литературно-художественных изданий
    • 1. 1. Природа книги. Книга как часть культуры и культура 15 книги
    • 1. 2. Редактирование — особый вид профессиональной 24 деятельности
    • 1. 3. Издание как конечный продукт работы редактора
    • 1. 4. Формирование издания с учетом его вида и типа — один из 36 основных принципов редакторской подготовки
    • 1. 5. Особенности издания художественной литературы. 54 Читательский адрес — основополагающий фактор различных типов литературно-художественных изданий
  • ГЛАВА II. Редакторская подготовка литературно- 63 художественных изданий русских писателей-классиков: традиционные и современные принципы
    • 2. 1. Изучение редактором общественных и духовных 63 потребностей потенциальных читателей изданий русской классики
    • 2. 2. Специфика работа редактора над составом и композицией 71 издания
    • 2. 3. Текстологические основы подготовки изданий русских 76 писателей-классиков
    • 2. 4. Работа над аппаратом издания
    • 2. 5. Иллюстрации как элемент издания. И. С. Глазунов — 95 талантливый иллюстратор классической литературы
    • 2. 6. Театральные постановки и киноинтерпретации — формы 110 популяризации русской классики
    • 2. 7. Борьба за молодежную читательскую аудиторию: жизнь 118 классического текста в сети. Электронное издание — особая форма популяризации классики
    • 2. 8. Издательско-редакционный проект и реклама издания. 129 Связь редактора с литературными критиками, библиотекарями, читателями
  • ГЛАВА III. Становление и эволюция принципов 137 подготовки к печати произведений писателей-классиков (на примере изданий П.И. Мельникова-Печерского)
    • 3. 1. Дореволюционные издания (1839−1917 гг.)
    • 1. прижизненные (1839−1883 гг.)
    • 2. посмертные (1884−1917 гг.)
      • 3. 2. Советские издания (1917−1991 гг.)
      • 3. 3. Постсоветские издания (1992−2006 гг.)
      • 3. 4. Иноязычные издания
      • 3. 5. Иллюстрирование произведений
      • 3. 6. Издания инсценировок по мотивам произведений
  • П.И. Мельникова-Печерского
    • 3. 7. Электронные издания

Принципы редакторской подготовки изданий русских писателей-классиков XIX века: на материале изданий П.И. Мельникова-Печерского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется следующими факторами.

Современные условия рыночной экономики, набирающей силу и становящейся определяющим фактором развития всех сторон общественной жизни страны, развитие информационных технологий и массовых коммуникаций (радио, кино, телевидение, интернет), повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов оказывают влияние на книгоиздательскую деятельность, продукт которой (книга как комплексное явление) является частью общей культуры.

Так, в последнее время заметно упал традиционно высокий в России уровень редакторской подготовки книг Сказанное относится, в первую очередь, к тем издательствам, которые специализируются на выпуске литературы массового спроса, таких, например, как «ЭКСМО», «Азбука-классика» и других. Однако и «серьезная» книга выходит подчас небрежно подготовленной.

Переход России к рыночной экономике привел также к увеличению числа названий книг и брошюр на фоне падения средних тиражей, то есть количественная модель, характерная для периода застоя, уступила место прогрессивной качественной модели, при которой развитие книгоиздания осуществляется путем расширения книжного репертуара и проведения тиражной политики, соответствующей платежеспособному покупательскому спросу.

В целом российское книгоиздание в первом десятилетии нового века развивается чрезвычайно динамично, не только сохраняя, но и наращивая высокие темпы, которые были набраны еще в 1990;е годы. Высокая.

1 См. об этом: Зимина Л. В. Современные издательские стратегии: от традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти. М., 2004; Сухоруков К. М. Московское и общенациональное книжное дело: сходство и различия в издательской и книготорговой политике, динамика воздействия. М., 2005 и мн. др. стабильность роста книжного выпуска обеспечивает ежегодную прибавку почти в 10 тыс. названий.

Так, по данным Российской книжной палаты, в 2003 г. было выпущено 9 747 названий книг и брошюр в разделе художественной литературы, а в 2004 г. — уже 10 897. Рост числа названий объясняется образованием принципиально новой издательской системы, сложившейся в современных социально-политических условиях с уклоном на демократию, использованием современных информационных технологий, оказывающих влияние на все сферы книжного дела: полиграфию, книгораспространение, библиографию, библиотечное дело [см.: Ленский 2005: 131−161].

Помимо этого, развитие современной рыночной экономики, основанной на частной инициативе, привело к резкому увеличению числа издательств, отмене официальной цензуры, раскрепощению авторско-издательской воли и мысли и падению культуры книги в целом. Жажда прибыли и недостаточность профессиональных навыков в сфере книгоиздания приводят к огромному количеству репринтных изданий: в настоящее время число выпускаемых научных изданий с критической проверкой текстов невелико.

Особенно огорчает, что негативные изменения в книгоиздании коснулись и национального достояния — классической литературы, взявшей на себя в России «роль, которую в других европейских странах выполняли философия, социология, политика и иные формы общественного сознания» [Палиевский 1987: 8]. Данный факт отмечают современные книговеды: «Нельзя не быть удивленным, до какой степени теперь „издатели классиков“ не имеют ничего общего с издаваемыми поэтами и прозаиками» [Барыкин 1997: 86−92]. (Ср. со словами В. В. Розанова: «Им бы издавать Бонч-Бруевича, а они издают Пушкина» 2). А ведь классика, по справедливому замечанию Д. С. Лихачева, -это то, что «остается постоянным в мире культурной традиции, продолжает участвовать в жизни культуры» [Лихачев 2000: 124], то есть классика — это.

2 Розанов В. В. О себе и жизни своей. М., 1990. С 197−198. основа культуры. Разумеется, на каждом новом историческом этапе возникают собственные приоритеты в литературе, однако классика была и остается той частью художественной словесности, которая интересна и авторитетна для ряда поколений и составляет «золотой фонд» литературы, а значит, всегда актуальна для читателя, исходя из особенностей восприятия которого редактором готовятся издания.

Так, в изменившихся социально-экономических и культурных условиях к редактору предъявляют новые требования, анализ которых представлен в нашем исследовании.

Итак, снижение общего уровня редакторской подготовки литературно-художественных изданий (в том числе и произведений классиков) дает основание для разработки способов его повышения с учетом современной социально-экономической и культурной ситуации, в связи с чем мы и обращаемся к анализу изданий классической литературы для определения недостатков и достоинств их редакторской подготовки в разные исторические эпохи, а также для выявления новых принципов подготовки и пропаганды современных изданий.

Нужно отметить, что степень научной разработанности проблемы достаточно высока. Это касается в основном теоретико-методологических разработок в области редакторской подготовки изданий (см. работы С. Г. Антоновой, JI.B. Зиминой, М. М. Козловой, А. Э. Мильчина, Н. М. Сикорского и др.). Анализ же принципов редакторской подготовки изданий (убеждений, взглядов редактора классической литературы, исходя из которых он работает над изданием) в трудах вышеперечисленных ученых не проводился. Данная работа посвящена именно этой проблеме.

Объектом исследования являются издания произведений П.И. Мельникова-Печерского и других отечественных писателей-классиков.

Предметом исследования стали традиционные и современные принципы издания отечественных классических произведений.

Цель исследования состоит в определении основных принципов работы редактора классической литературы посредством анализа конечного продукта его труда (литературно-художественного издания).

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. определить основные понятия, относящиеся к культуре книги;

2. рассмотреть составляющие процесса редактирования художественной литературы;

3. раскрыть особенности редакторской подготовки литературно-художественного издания;

4. дать характеристику основным знаниям, умениям и навыкам редактора отечественной классической литературы;

5. осмыслить традиционные и современные формы популяризации классического произведения;

6. проанализировать с точки зрения культуры книги издания произведений национального классика XIX века П.И. Мельникова-Печерского;

7. сформулировать основные принципы редакторской подготовки изданий русских писателей-классиков XIX века.

Научная новизна диссертации. Обращение к исследованию изданий произведений именно национального классика особенно актуально по многим причинам. В русской науке о литературе уже со второй половины XIX века появляются разделы, охватывающие изучение жизни и творчества отдельных писателей, и хотя, по мнению Е. И. Прохорова, «работа, проделанная русскими и советскими учеными над текстами писателей-классиков, колоссальна» [Прохоров 1983: 4], обобщений в науке об истории текста нет.

К тому же в отличие от «классиков первого плана», жизнь и творчество которых освещены в науке шире и полнее3, творческое наследие национальных классиков изучено меньше. «Между тем, — как отмечает А. Д. Михайлов, -литературу каждой конкретной эпохи создают не только и не столько великие.

3 Ср.: Бонди С. М. О Пушкине. Статьи и исследования. М., 1983; Прохоров Е. И. Текстология художественных произведений М. Горького. М., 1983 и др. писатели. этих других, то есть так называемых писателей второго и даже третьего ряда, тоже издают научно, тоже внимательно изучают" [Современная текстология. 1997: 53], однако конкретных примеров текстолог не приводит.

Помимо этого, поскольку история каждого текста индивидуальна и неповторима, не может быть механических, однообразных приемов и принципов издания.

Именно по перечисленным выше причинам в данной диссертации дается анализ (с привлечением элементов текстологии, ориентированной в России преимущественно на эдиционную практику) изданий произведений национального классика XIX века П.И. Мельникова-Печерского.

Об этом писателе вообще писали нечасто и немного. К тому же исследования его творчества имеют сугубо лингвистический или чисто литературоведческий характер: в основном это работы о языке, стиле, жанре и композиции его произведений (П.О. Пилашевский, В. Ф. Соколова, М. Н. Старикова, М. М. Белякова, М. Ф. Воронина, З. И. Власова, Е. Гибет, В. А. Грихин, В. А. Липатов, И. В. Мотеюнайте, Е. В. Николаева, Н. Н. Прокофьева, С. В. Шешунова и др. 4). И хотя опыт библиографического описания творчества П.И. Мельникова-Печерского имеется 5, однако анализ изданий его произведений в рамках науки о культуре книги не проводился. Данная работа посвящена именно такому анализу.

Помимо того, в настоящее время, когда интерес к старой, исконной русской культуре возрос, исследование изданий произведений П.И. Мельникова-Печерского (в особенности его романов), отобразивших связь.

4 См.: Пилашевский П. О. К вопросу о композиции и стиле романа П. И. Мельникова «В лесах» // Известия Нижегородского государственного университета. 1928. Вып. № 2. С. 330−347- Старикова М. Н. К вопросу о языке романов П. И. Мельникова «В лесах» и «На горах» // Проблемы жанра и взаимодействие литератур. Алма-Ата, 1986. С. 49−55- Белякова М. М. Обрядовый фольклор в романах П. И. Мельникова (Печерского) (к проблеме атрибуции колядовых текстов) // Материалы XVIII всесоюзной научной студенческой конференции. Филология. Новосибирск, 1980. С. 45−52 и т. д.

5 См.: Драницын Н. И. Библиографический указатель сочинений П. И. Мельникова // В память П. И. Мельникова: Сборник. Нижний Новгород, 1910. С. 306−313- Библиография П. И. Мельникова // Мельников П. И. Полное собрание сочинений. Пб., 1897. Т. 1. С. VII — Xбиблиографические данные о П. И. Мельникове имеются также и в указателе К. Д. Муратовой [см.: История русской литературы 19 века: Библиографический указатель / Под ред. К. Д. Муратовой. M., Л.: АН СССР, 1962. С. 452−454]. русской культуры более поздних периодов с ее истоками, запечатлевших старинный уклад в тех его формах, которые были еще живы в XIX веке, приобретает новое значение.

Новыми также являются: обобщение методов работы и функций редактора классической литературы, определение традиционных и современных форм популяризации отечественных классических литературных произведений, выявление актуальной тенденции к взаимодействию различных культурных деятелей (редактора и режиссера), обнаружение недостатков и достоинств в изданиях произведений П.И. Мельникова-Печерского, анализ иноязычных изданий его произведений.

Методологической основой исследования являются следующие традиционные и современные представления:

— о видо-типологической характеристике изданий (работы А. А. Беловицкой, Б. Я. Бухштаба, А. А. Гречихина, С. П. Омилянчука, в сопоставлении их взглядов с системой, представленной авторами «Стандартов по издательскому делу»);

— о методике, специфике работы и функциях редактора (труды С. Г. Антоновой, М. М. Козловой, Б. В. Ленского, А. Э. Мильчина, Н.З. Рябининой);

— об особенностях издания художественной литературы (работы С. Г. Антоновой, JT.B. Зиминой, Н.М. Сикорского);

— о сути классического литературного произведения (исследования В. Е. Хализева, Т. Т. Давыдовой, В.А. Пронина);

— о текстологических основах подготовки изданий русских писателей-классиков (работы С. М. Бонди, A.JI. Гришунина, Д. С. Лихачева, С. П. Омилянчука, Е. И. Прохорова, С. А. Рейсера, Б.В. Томашевского).

В работе применяются как общенаучные, так и специальные книговедческие методы исследования. К общенаучным методам относятся методы объективности, анализа и синтеза, позволяющие осуществить операции по обоснованному получению выводов. Описательный метод использован при изучении теоретических вопросов, а метод системного анализа — при составлении таблицы экранизации отечественной литературной классики. Автор применяет также сравнительный метод при сопоставлении работ художников-иллюстраторов произведений П.И. Мельникова-Печерского. При анализе изданий произведений национального классика используются культурно-исторический и социологический методы исследования (изучение исторического контекста), а также метод редакторского анализа и книговедческий функциональный подход.

Источниками исследования послужили все известные литературно-художественные издания произведений П.И. Мельникова-Печерского, в процессе разыскания которых использовался ряд справочно-библиографических указателей (к примеру, ежегодник книги СССР и РФ (19 442 005 гг.) — «История русской литературы XIX века» под редакцией К.Д. Муратовой- «Русские писатели второй половины XIX — начала XX века (до 1917 г.)» и др.) 6, многочисленные статьи о писателе в различного рода словарях, справочниках и энциклопедиях, а также материалы отдела рукописей Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург). Помимо этого, использовались ресурсы Рунета, содержащие информацию об электронных изданиях национальных писателей-классиков, в частности П.И. Мельникова-Печерского.

Теоретическая значимость работы состоит в обобщении принципов редакторской подготовки изданий русских писателей-классиков и осмыслении форм популяризации классических произведений, а также в культурологическом подходе к изучению подготовки изданий классических произведений XIX века.

Практическая значимость работы заключается в том, что наблюдения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в.

6 См.: Книги СССР и РФ: Ежегодник (1944;2005 гг.) — История русской литературы XIX века: Библиографический указатель / Под ред. К. Д. Муратовой. М.- Л., 1962. С. 452−454- Русские писатели второй половины XIX — начала XX века (до 1917 г.): Рекомендательный указатель литературы. М., 1963. Ч. 3. С. 98 108. качестве практических рекомендаций для текстологов и редакторов при подготовке изданий произведений П.И. Мельникова-Печерского и отечественных классических произведений в целом. Материалы диссертации могут быть использованы также при подготовке к лекциям и практическим занятиям по курсам «Редакторская подготовка отдельных видов литературы» и «Русская литература XIX века».

Апробация работы осуществлялась путем изложения ее положений на XI Международной научной конференции по проблемам книговедения «Книга и мировая цивилизация» в Московском госуниверситете печати (2004 г.), на Всероссийской научной конференции «Региональные культурные ландшафты: история и современность» в Тюменском госуниверситете (2004 г.), на Научно-технической конференции молодых ученых Московского госуниверситета печати (2006 г.), результатом чего стали следующие публикации.

1. Демченко О. Г. История издания романа П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» // Книга и мировая цивилизация: Материалы XI Междунар. науч. конф. по проблемам книговедения: В 4 тт. — М.: Наука, 2004. -Т. 1.-С. 156−158.

2. Демченко О. Г. Провинциальный ли писатель П.И. Мельников-Печерский? (к истории издания романа «В лесах») // Региональные культурные ландшафты: история и современность: Материалы Всероссийской научной конференции. — Тюмень: ИПП «Тюмень», 2004. — С. 194−200.

3. Демченко О. Г. К вопросу о некоторых текстологических принципах подготовки изданий произведений писателей-классиков XIX века (на примере изданий романа П.И. Мельникова-Печерского «В лесах») // Вестник МГУП. -2006.-№ 6. -С. 79−85.

Кроме того, основные положения диссертации изложены в следующих статьях:

— 124. Демченко О. Г. Иллюстрирование произведений П.И. Мельникова-Печерского (на примере романа «В лесах») // Вестник МГУП. — 2005. — № 9. -С. 154−162.

5. Демченко О. Г. «Издательский портрет» русского классика (на материале изданий романа П.И. Мельникова-Печерского «В лесах») // Вестник МГУП. — 2005. -№ 11. — С. 25−28.

6. Демченко О. Г. Редактор и режиссер — партнеры или конкуренты? // Высшее образование в России. — 2006. -№ 12. — С. 150−152.

7. Демченко О. Г. О современных принципах издания классической литературы // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2007. — № 3. — С. 101−105.

Положения, выносимые на защиту:

1. Одним из основных традиционных принципов редакторской подготовки издания является его формирование с учетом вида и типа (в соответствии с целевым назначением и читательским адресом), факторов, от которых во многом зависит популярность выпускаемой книги — продукта человеческой культурной деятельности, уникального и двойственного по своей природе.

2. Редактор в период работы над литературно-художественным изданием выступает как общественный деятель, философ, политик, критик, журналист, участвующий в формировании идеологии своей эпохи. Так, функции редактора классической отечественной литературы включают в себя многие навыки и предполагают:

— знание основ текстологической подготовки (при разработке состава издания и научно-справочного аппарата);

— осведомленность в истории, теории литературы, мировой истории и истории России, социологии, экономике, обществознании, религиоведении, культурологии и других дисциплинахзнание актуальных проблем времени;

— 13- знание сущности и функций изобразительного искусства и применение этих знаний в процессе создания книги (при художественном оформлении книги, выборе иллюстраций);

— осведомленность в сфере театрального и киноискусства, телевиденияиспользование средств других видов искусства в издательской деятельности;

— умение ориентироваться в современных цифровых технологиях и их широкое использование (создание как сайтов писателей-классиков в рамках электронных библиотек, так и их отдельных электронных изданий);

— навык общения с литературными критиками, библиотекарями и читателями;

— использование рекламных средств в сфере деятельности и умение ориентироваться в условиях рыночной экономики.

3. Произведения П. И. Мельникова-Печерского являются неотъемлемой частью национальной классической культуры, о чем свидетельствует история их издания.

4. В настоящее время редакторы книг П.И. Мельникова-Печерского с целью популяризации классики руководствуются как традиционными принципами (к примеру, формирование концепции издания в соответствии с актуальными проблемами общества), так и новыми (использование возможностей интернета).

5. В русле современной тенденции к экономии материальных средств за счет понижения уровня культуры издания оказывается и книгоиздание произведений отечественных классиков.

Структура и объем работы. В соответствии с целью, объектом и предметом диссертационного исследования определены его объем и структура. Диссертация состоит из введения, трех глав, в которых разрабатываются основные положения исследования, заключения, библиографического списка и двух приложений.

Заключение

.

Как отмечает один из видных современных теоретиков книжного дела В. И. Васильев, «книжную культуру как систему мы вправе — и обязанырассматривать и в системе функционирования культуры как составляющую культурного потенциала общества» [Васильев 2004: 87].

Вспомним, что в настоящее время в узком смысле культура трактуется как система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным индивидам или сообществам [Радугин 2006: 236−237]. Вот как определяет данное понятие Д. С. Лихачев: культура — это «сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества» [Лихачев 2001: 11]. В своем проекте «Декларация прав культуры» — труде, создававшемся на протяжении многих лет ученым и его учениками, — а также в других своих работах Д. С. Лихачев отмечает общий культурный упадок, проявляющийся в усиливающейся экспансии антигуманитарных явлений массовой коммерческой культуры, и говорит о таком способе сохранения памятников культуры, как «экология культуры»: «» Бездуховность" охватила не только наше общество — она характерна для нынешнего времени в целом. Техника заполонила собой все и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре" [Лихачев 2000: 122]. То же мы находим и в трудах многих философов XIX—XX вв.еков: В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, А. С. Панарина и других: «Технический мир становится непомерно „велик“, человек же — „мал“, его способность развеществить мир технических объектов, пронизать его человеческим смыслом, гуманизировать существенно упала» [Современные духовные процессы. 1989: 5].

Многие ученые связывают упадок культуры с утратой христианской веры: «Современный мир переживает глубокий кризис, — религиозный, духовный и национальный.», «Сущность культуры и прогресса сводится к следующему: идет просвещение, а вера уступает и исчезает» [Ильин б.г.: 5,7].

Еще В. В. Розанов в свое время с присущей ему эмоциональностью говорил и о «падении нравов» в литературной среде: «Вся „цивилизация XIX века“ есть медленное, неодолоимое и, наконец, восторжествовавшее просачивание всюду кабака. Кабак прошел в книгопечатание. Ведь до XIX века газет почти не было (было кое-что), а была только литература. К концу XIX века газеты заняли господствующее положение в печати, а литературапочти исчезла.» [Розанов 1989: 341]. Незадолго до того, как по поводу упадочного состояния литературы высказался В. В. Розанов, о том же говорил и Ф. М. Достоевский в одной из статей 1876 г., вошедших в его «Дневник писателя»: «Вот вам наш современный литератор-художник. он вступает на поприще и знать не хочет ничего предыдущего. он ничего не читал.» [Достоевский 1987: 208].

В одной из современных научных дисциплин — истории философиисуществует концепция, согласно которой духовно-нравственной основой появления многих глобальных проблем современности является широкое распространение идеологии потребительства: «Большинство мыслителей, придерживающихся различных мировоззренческих ориентаций, сходятся на том, что глобальные проблемы современности — это не чисто экономические, политические или научные, а прежде всего, проблемы духовно-нравственные. И их решение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, переориентации людей с мирских ценностей на ценности духовные. Речь идет об изменениях социальных и нравственных установок личности и общества» [Радугин 2006: 252]. Таким образом, все мыслители отмечают техническую эволюцию на фоне общего упадка культуры, связанного, в первую очередь, с потерей духовно-нравственных ориентиров.

Книга же является фактором сохранения и развития культуры, а культура книги является важнейшей составляющей книжной культуры (следовательно, и общей культуры) и характеризуется прежде всего издательской культурой, искусством книги, культурой полиграфического воспроизведения (типографским искусством). Здесь и выбор репертуара, и качество проведения редакционно-издательских процессов, и творческое применение стандартов, и художественно-техническое конструирование издания, и соответствие аппарата издания его целевому назначению и читательскому адресу, и искусство оформления (культура шрифтового оформления, книжная графика и дизайн, искусство переплета и т. д.), а также типографское искусство. Не менее важен комплекс проблем, связанных с культурой распространения книги в обществе, включающий в себя организацию книжной торговли, сохранение и использование книг в библиотеках, развитие системы библиографической информации, собственно культуру чтения (формирование читательских интересов, приобретение книг, сам процесс чтения и усвоения через него культурного наследия) и т. д. Появление и активное развитие новых информационных технологий также ставит задачу научного осмысления соотношения традиционной книжной культуры и компьютерной цивилизации, учета многовекового опыта создания книги в развитии новых форм представления информации. Здесь речь идет прежде всего об электронной книге и ее взаимоотношениях с печатной книгой [Васильев 2004: 88−89].

Многие из актуальных аспектов науки о культуре книги были проанализированы в нашей работе на материале изданий произведений национального классика П.И. Мельникова-Печерского, в результате чего мы пришли к выводу, что общее снижение уровня культуры издания в современной России сказывается на книгопечатании классической литературы.

Необходимо подчеркнуть, что (как отмечают многие современные исследователи), хотя выпуск классики художественной литературы по сравнению с советским периодом значительно сократился, круг авторов, наоборот, расширился за счет тех имен, что ранее находились под официальным или неофициальным запретом, в первую очередь, речь идет об отечественных и зарубежных писателях XX века. В целом сокращение выпуска произведений мировой художественной классики, изменение структуры раздела изданий произведений современной литературы — закономерный результат указанного выше процесса коммерциализации книжной культуры России с характерным для конца XX века «принесением классики в жертву массовой культуре» 69. Отметим однако, что сейчас даже массовый уровень мировосприятия в интеллектуальном плане достаточно высок, что также должен учитывать редактор / издатель при выпуске художественной литературы.

Помимо этого, одним из основных традиционных принципов редакторской подготовки издания является его формирование с учетом вида и типа (в соответствии с целевым назначением и читательским адресом), факторов, от которых во многом зависит популярность выпускаемой книгипродукта культурной деятельности человека, уникального и двойственного по своей природе.

Кроме того, свойства редакторского интереса определяют отбор произведений для издания и формирования конкретного издания. Следовательно, редактор / издатель художественной классической литературы, учитывающий и уровень подготовки читателя, его запросы и интересы, должен хорошо ориентироваться в общественно-культурной жизни страны и учитывать духовные интересы публики и потребительскую способность при отборе произведений для печати. Так, редактор должен помнить об особенностях отечественной классической литературы (обращенность к национальным традициям, актуальным социально-экономическим проблемам и духовно-нравственным исканиям), выразительно представленных русскими писателями.

69 См.: Ленский Б. В. Россия в мировом книгоиздании (Продолжение) // Книга. Исследования и материалы. М., 1998.-Сб. 75. С. 8.

XIX века А. Н. Островским, Н. А. Некрасовым, Ф. М. Достоевским, JI.H. Толстым, Н. С. Лесковым, П.И. Мельниковым-Печерским и другими.

В результате исследования установлено также, что для популяризации классической литературы редактор пользуется различными средствами и руководствуется следующими принципами: учитывает программы школ и вузов, использует иллюстрации при издании классических произведений, отслеживает успешность произведений в других видах искусства (кино, театр), пропагандирует книги, используя как традиционные средства (реклама в печатной продукции того же издательства), так и новые (издательские презентации). Сегодня классическая литература популяризируется редакторами и с помощью электронных средств, в частности посредством интернета и электронных изданий, столь распространенных среди молодежи.

Итак, основными принципами редакторской подготовки и пропаганды изданий русских писателей-классиков являются:

1. использование основ текстологической подготовки;

2. формирование концепции издания в соответствии с актуальными проблемами общества;

3. использование иллюстраций;

4. анализ результатов, полученных представителями других видов культуры;

5. применение электронных средств;

6. привлечение к работе историков литературы и критиков;

7. использование рекламных средств.

Многие из вышеизложенных выводов мы сделали на основании анализа изданий произведений П.И. Мельникова-Печерского, которые являются неотъемлемой частью национальной классической культуры.

При изучении и анализе изданий произведений писателя мы обнаружили:

— произведения национального классика издавались с завидным постоянством на протяжении XIX в. — начала XXI в. как в центральных, так и в региональных издательствах;

— по полноте состава изданий произведений П. И. Мельникова имеются следующие виды: полное собрание сочинений, собрание сочинений, избранные сочинения, коллективные сборники, сборники с произведениями только национального классика, отдельные издания романов, очерков, рассказов и повестей писателяоднако удручающим является факт сокращения количества произведений писателя при их издании (до революции П. И. Мельникова печатали «полнее», чем, к примеру, в настоящее время);

— по типу издания — это большей частью научно-массовые издания;

— имеются издания с научно-справочным аппаратом, подготовленным известными текстологами и литературоведами (к примеру, И. С. Ежовым, Г. С. Виноградовым и т. д.), а также издания с иллюстрациями именитых художников (например, П. М. Боклевского, И. С. Глазунова и др.);

— в основном это издания в переплете;

— тиражи изданий разные: наиболее высокие — в советский период;

— интерес к творчеству П.И. Мельникова-Печерского не угасал не только у издателей и критиков, но и у театральных деятелей XIX—XX вв.- этот факт подтверждает, что романы «В лесах» и «На горах» являются произведениями классическими, не теряющим своей актуальности, о чем свидетельствует наличие их интерпретаций в виде инсценировок;

— издание произведений П.И. Мельникова-Печерского в основном соответствует общим тенденциям книгоиздания классической литературы (романы и рассказы писателя издавались и не издавались в связи с появлением и угасанием интереса к классике вообще) — на примере истории издания произведений национального классика можно проследить и настроение русской читающей публики в разные периоды времени (например, после ВОВ, в 1950;е годы, интерес к произведениям, затрагивающим национальные вопросы, значительно возрос);

— в настоящее время редакторы книг П.И. Мельникова-Печерского с целью популяризации классики руководствуются как традиционными принципами (к примеру, обращение к актуальным проблемам общества), так и новыми (использование возможностей интернета, экономия материальных средств за счет понижения уровня культуры издания).

Обращаясь к вопросу о перспективах исследования, укажем, что наша работа может послужить основой для более детального текстологического изучения произведений П.И. Мельникова-Печерского, для выработки приемов и методов редактирования художественной литературы, которые будут способствовать повышению уровня культуры книг с произведениями классики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Г. Художественное изучение раскола // Русский вестник. 1874. -№ 1. С. 352−378.
  2. Л.А. Три еретика: Об А. Ф. Писемском, П.И. Мельникове-Печерском, Н. С. Лескове. М., 1988. 350, [2] с.
  3. С.Г., Соловьев В. И., Ямчук К. Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов. М., 1999. 256 с.
  4. Л.М. Раскольнические типы в произведениях П.И. Мельникова-Печерского. Пб., 1904. 19 с.
  5. А.В. Боклевский и Мельников-Печерский // Восемнадцать рисунков П. М. Боклевского (1816−1897) к роману П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах». М.- Л., 1934. С. 5−11.
  6. О.Е. Циклизация как принцип поэтики П.И. Мельникова-Печерского: На материале произведений 1840−1860-х гг.: Дисс.. канд. филол. наук. Йошкар-Ола, 2005. С. 6−16.
  7. Д. А. Библиотека П.И. Мельникова-Печерского // Горьковская область. 1938. -№ 3. С. 101−106.
  8. Д.А. «Сокровеное» в пометах П.И. Мельникова-Печерского // Горьковская область. 1940. -№ 4−5. С. 85−89.
  9. К. Русский язык (Воля как основа творчества) // Бальмонт К. Избранное: Стихотворения. Переводы. Статьи. / Сост., вступ. ст. и коммент. Д. Г. Макогоненко. М., 1991. С 559−566.
  10. И.Е. История книги. М., 1984. 247 с.
  11. И.Е. Основы книговедения. Л., 1988. 90,2. с.
  12. В.Е. О культуре издания книги (К постановке проблемы) // Книга. Исследования и материалы. М., 1983. Сб. 47. С. 58−64.
  13. В.Е. О некоторых аспектах культуры книги в современных условиях // Книга. Исследования и материалы. М., 1997. Сб. 74. С. 81−98.
  14. А.С. Историческая топография книжной Москвы // Книжное дело: Новые имена: Сб. науч. ст. / Ред. кол.: Р. А. Симонов, JI.B. Соколова, Н. А. Соболев, Н. С. Грачева. М., 2002. Вып. 1 (5). С. 5−9.
  15. С.В., Толстяков А. П. Русские издатели конца XIX-начала XX века. Л., 1976.- 170 с.
  16. А.А. Общее книговедение: Учебное пособие. М., 1987. -256 с.
  17. Беседа с «королем китча», как называют Илью Глазунова некоторые критики // Огонек. 1989. № 52. С. 8−11.
  18. Д.Д. Типы советских изданий русских писателей-классиков // Вопросы текстологии. М., 1951. Вып. 1. С. 5−28.
  19. А.И. Полное собрание сочинений П.И. Мельникова // Годы перелома: 1895−1906. Пб., 1908. С. 261−272.-22 228. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. М., 1954. Т. 27. С. 125.
  20. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. М., 1974. Т. 16. С. 58, 162.
  21. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. О. Ю. Шмидт. М., 1938. Т. 38. С. 770−771.
  22. С.М. О Пушкине: Статьи и исследования. 2-е изд. М., 1983. -478,1.с.
  23. С. М. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 17 т. М., 1994. Кн.1. — 543,6. е., [9] л. Кн. 2. — 481, [5] е., [10] л.
  24. В.Ф. Островский и Мельников-Печерский // Сб. ст. к 40-летию ученой деятельности акад. А. С. Орлова. Д., 1934. С. 67−74.
  25. К.М. Записки художественного редактора. М., 1987. 269,2.с.
  26. В.И. История книжной культуры: Теоретико-методологические аспекты. М., 2004. 112 с.
  27. В.И. Книга и книжная культура в истории книгоиздательства военных лет (1941−1945 гг.) // Книга. Исследования и материалы. М., 2002. Сб. 84. С. 5−19.
  28. В.И. Книжная культура в отечественной истории: теоретические и историко-книговедческие аспекты (XVIII начало XXI в.): Дисс. в виде научного доклада. доктора исторических наук. М., 2005. — 100 с.
  29. С. Молодая редакция «Москвитянина» // Вестник Европы. 1886.-Кн. 2. С. 582−603.
  30. С. П.И. Мельников // Энциклопедический словарь / Издатели: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб., 1896. Т. 37. С. 46−49.
  31. Г. С. Опыт выяснения фольклорных источников романа Мельникова-Печерского «В лесах» // Советский фольклор. 1935−1936. № 2−3. С. 341−368.
  32. Л.И. Всеобщая история книги. М., 1988. 310,2. с.
  33. Л.Л. Краткий биографический словарь деятелей русской книговедческой периодики второй половины XIX начала XX века // Букинистическая торговля и история книги. — Вып. 6. М., 1997. С. 84−102.
  34. А. П.И. Мельников-Печерский // Горьковская область. 1938.-№ 3. С. 95−100.
  35. В.А. Некоторые художественные особенности дилогии П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» // Сб. тр. аспирантов. Сер. филологических наук. Душанбе, 1966. С. 64−74.
  36. В.М. Творческий путь П.И. Мельникова-Печерского: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Душанбе, 1966.-23 с.
  37. Вопросы текстологии: Сб. ст. / Отв. ред. B.C. Нечаева. М., 1957. -Вып. 1.-365 с.-22 454. Вопросы текстологии: Сб. ст. / Отв. ред. B.C. Нечаева. М., 1960. -Вып. 2. 274 с.
  38. Восемнадцать рисунков П. М. Боклевского (1816−1897) к роману П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» / Под. Общ. ред. А. Н. Тихонова. М.- Л., 1934. 13,2. е., [18] л.
  39. А.С. П.И. Мельников // Волжский вестник. 1883. № 7. С. 159−161.
  40. Е. Обломки империи // Книжное обозрение: PRO. 2003. № 125 (от 24 ноября 2003 г.). С. 3.
  41. Е. Самостоятельная ценность // Книжное обозрение: PRO. 2003. -№ 125 (от 24 ноября 2003 г.). С. 1.
  42. Ю.Я. История графики и искусства книги: Учеб. пособие. М., 2000.-320 с.
  43. Е. Гимн красоте О языке эпопеи «В лесах» и «На горах» П.И. Мельникова-Печерского. // Русская речь. 1972. № 3. С. 34−41.
  44. Е. Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский) (18 181 883) // Русские писатели в Москве: Сб. / Сост. Л. П. Быковцева. М., 1977. С. 455−462.
  45. П.Г. Справочник художественного и технического редакторов. М., 1988. 526,1. с.
  46. Р.С. Электронная книга: современное состояние и перспективы развития // Книга. Исследования и материалы. М., 1997. Сб. 74. С. 51−60.
  47. Е.В. Проблемы поэтики дилогии П.И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и «На горах»: характерология, художественноепространство и время: Дисс.. канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2003. С. 165−168.
  48. А.А. Типология книги. М., 1984. 72 с.
  49. А.А. Типология учебно-педагогической книги: Учебное пособие. М., 1985. 60 с.
  50. В. О прозе и поэзии XIX—XX вв.еков. СПб., 2006. 320 с.
  51. Грихин В.А.. Славная русская поэма // Мельников П. И. (Андрей Печерский) В лесах: В 2 кн. М., 1984. Кн. 1. С. 3−16.
  52. А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. М., 1998. С. 3−359.
  53. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. СПб., 1881. С. 125.
  54. О.Г. «Издательский портрет» русского классика (на материале изданий романа П.И. Мельникова-Печерского «В лесах») // Вестник МГУП. 2005. № 11. С. 25−28.
  55. О.Г. Иллюстрирование произведений П.И. Мельникова-Печерского (на примере романа «В лесах») // Вестник МГУП. 2005. № 9. С. 154−162.
  56. О.Г. История издания романа П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» // Книга и мировая цивилизация: Материалы XI Междунар. науч. конф. по проблемам книговедения: В 4 тт. М., 2004. -Т. 1. С. 156−158.
  57. О.Г. К вопросу о некоторых текстологических принципах подготовки изданий произведений писателей-классиков XIX века (на примере изданий романа П.И. Мельникова-Печерского «В лесах») // Вестник МГУП. 2006.-№ 6. С. 79−85.
  58. О.Г. Провинциальный ли писатель П.И. Мельников-Печерский? (к истории издания романа «В лесах») // Региональные культурные ландшафты: история и современность: Материалы Всероссийской научной конференции. Тюмень, 2004. С. 194−200.
  59. О.Г. Редактор и режиссер партнеры или конкуренты? // Высшее образование в России. 2006. -№ 12. С. 150−152.
  60. Н.И. Библиографический указатель сочинений П.И. Мельникова // В память П. И. Мельникова (Андрея Печерского): Сборник Нижегородской ученой архивной комиссии. Нижний Новгород, 1910 (на обл. 1911).-Т. 9. С. 307−313.
  61. Ю.Н. Библиотерапия: Полный курс: Учеб. пособие. М., 2007. 560 с.
  62. Жук Л. А. Русская проза второй половины XIX века: Пособие для учителей. М., 1981.-254 с.-22 790. Западов А. В. От рукописи к печатной странице: О мастерстве редактора. 2-е изд. М., 1982. — 303 с.
  63. О.М. «Русская идея»: антиномия женственности и мужественности в национальном образе России // Общественные науки и современность. 2000. -№ 4. С. 109−115.
  64. В.В. Наша эпоха. Париж, 1952. 47 с.
  65. В.В. Основы христианской философии: в 2 т. Т. 1. Христианское учение о познании. Франкфурт-на-Майне, 1960. 151 е.- Т. 2. Христианское учение о мире. Франкфурт-на-Майне, 1964. — 189 с.
  66. С.А. Русское старообрядчество: В 2-х тт. / Сост. Г. М. Прохоров / Общ. ред. В. В. Нехотина. М., 2006. 688 с.
  67. JI.B. Современные издательские стратегии: от традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти. М., 2004. -274 с.
  68. А.И. О языке и стиле произведений П.И. Мельникова (Андрея Печерского). М., 1916. 20 с.
  69. Издательства России: Справочник. Вып. 3. М., 1999. — 420 с.
  70. А. П.И. Мельников-Печерский: Критико-биографический очерк // Мельников П.И. Полное собрание сочинений: в 7 т. СПб.- М., 1911. Т. 1.С. 3−26.
  71. И.А. Путь духовного обновления. Белград, б.г. 248 с.
  72. Илья Глазунов / Гл. ред. Н. Астахова. М., 2003. 48 с.
  73. Илья Глазунов. Перечитывая Достоевского // Саквояж (СВ). 2007. -Февраль. С. 65−68.-228 104. История книги / Под ред. А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. М., 2001.-400 с.
  74. С.Ю. Как правильно оформить выходные сведения издания: Пособие для издателя. 3-е изд. М., 2003. — 219 с.
  75. О.В. Издательское дело и традиции старообрядческой культуры // Издательское дело и редактирование. Теория. Методика. Практика: Межведомственный сб. науч. тр. М., 2002. Вып. 6. С. 129−142.
  76. Классическое наследие и современность: Сб. ст. / Под ред. Д. С. Лихачева. Л., 1981.-415 с.
  77. Книга: Энциклопедия / Под ред. В. М. Жаркова. М., 1999. С. 35−729.
  78. Книги СССР и РФ: Ежегодник (1944−2005 гг.).
  79. Книговедение: Энциклопедический словарь / Ред. Н. М. Сикорский. М., 1982.-664 с.
  80. Книжное дело в России во второй половине XIX начале XX веков: Сб. науч. тр. / Сост. В. Е. Кельнер, И. И. Фролова. СПб., 1994. — Вып. 7. — 200 с.
  81. А.Н., Лезунова Н. Б. Компьютеризация книготорговой деятельности. Информационные технологии в книжном деле: Краткий конспект лекций. СПб., 2003.- 136 с.
  82. С.А. Становление негосударственного книгоиздания в России (1987−1993) // Книга. Исследования и материалы. 1997. Сб. 74. С. 6180.
  83. И. В. Дилогия П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» (Поэтика портрета): Дисс.. канд. филол. наук. Волгоград, 2000. С. 6−8.
  84. П. Ранний период творчества П.И. Мельникова-Печерского: Истоки и взаимосвязи. Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Киев, 1971.-21 с.
  85. Д.С. Декларация прав культуры (проект). СПб., 2001. 20с.
  86. Д.С. Заметки о русском. М., 1984. 64 с.
  87. Д.С. Раздумья о России. СПб., 1999. 672 с.
  88. Д.С. Русская культура. М., 2000. 440 с.
  89. Д.С. Текстология: краткий очерк. М., 2006. — 175 с.
  90. Е.С. и др. Теория и практика редактирования. Ч. 1. Основы редактирования книги. — 2-е изд. М., 1964. — 360 с.
  91. Лица: Биографический альманах / Ред. сост. М. М. Павлова, А. В. Лавров. СПб., 2002. — 554 с.
  92. Личная библиотека A.M. Горького в Москве: Описания в 2 кн. М., 1981. Кн. 1.-412 е.- кн. 2.-228 с.
  93. Л.М. П.И. Мельников // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. A.M. Прохоров. М., 1974. Т. 16. С. 58.
  94. О.Г. Две редакции романа А. Фадеева «Молодая гвардия». Исторические и образные акценты. Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М., 2005. С. 4−9.
  95. С.Н., Мареева Е. В. История философии (общий курс): Учебное пособие. М., 2004. 880 с.
  96. Д.А. Особенности лексики романа П.И. Мельникова-Печерского «В лесах». Автореф. дисс. доктора филол. наук. М., 1962. 42 с.
  97. Методика редакторского анализа текста: Методическое пособие / Под ред. М. А. Даниловой и А. П. Морозевич. М., 1980. С. 4−21.
  98. Н.В. Научно-справочный аппарат книги // Редакционное и издательское дело. М., 1969. С. 126−149.
  99. А.Э. Аппарат издания // Книжное обозрение. 1996. № 45. С. 14- № 49. С. 19- № 51. С. 19- 1997.-№ 3. С. 19.
  100. А.Э. Издательский словарь-справочник. 2-е изд., испр. и доп. М., 2003.-560 с.
  101. А.Э. Культура книги: Что делает книгу удобной для читателя. М., 1992. 223,1. с.
  102. А.Э. Методика редактирования текста. Изд-е 3-е. М., 2005. — 524 с.
  103. А.Э. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания. 2-е изд. М., 2003. — 800 с.
  104. М. 100 крупнейших издательств России // Книжное дело. 2002.-№ 4. С. 40−44.
  105. И.В. Образ «цельного» человека в хрониках Н.С. Лескова «Соборяне», «Захудалый род» и дилогии П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». Псков, 2004. 159 с.
  106. И.В. Память коллективная и личная в дилогии П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» // Филологические науки. 2000.- № 2. С. 32−40.
  107. Т.В. Редактору. Рекомендательный библиографический указатель. 1978−1983 гг. М., 1984. С. 4−23.
  108. Г. Междуцарствие в головах: новейшая история российского сознания. М., 2006. 399 с.
  109. О. В. Переписка М. Горького и В.Г. Короленко (Проблемы источниковедения, текстологии и комментирования): Дисс.. канд. филол. наук. М., 1996. С. 3−132.
  110. К.М. Очерки по истории редактирования в России XVI—XIX вв.еков: Опыт и проблемы. 2- изд. М., 2004. — 153 с.
  111. B.C. Илья Глазунов. Русский гений. М., 2005. 416 с.-233 169. Новикова А. А. Религиозно-нравственные искания в творчестве Н. С. Лескова 1880-х 1890-х годов: Дисс.. доктора филол. наук. М., 2003. С. 375 420.
  112. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -19-е изд. М., 1987.-750 с.
  113. С.П. Проблемы типологии собраний сочинений // Книга. Исследования и материалы. М., 1969. С. 20−43.
  114. С.П. Текстология: Конспект лекций. М., 2002. 174 с.
  115. Л.Д. Эволюция мировоззрения автора и проблема выбора текста // Вопросы текстологии. М., 1957. С. 89−134.
  116. П.В. Русские классики: Опыт общей характеристики. М., 1987.-239 с.
  117. А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002.-496 с.
  118. А.С. Реванш истории: Российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 1998. 392 с.
  119. А.С. Россия в циклах мировой истории. М., 1999. 288 с.
  120. И.А. Издания произведений Н.С. Гумилева: Типологический анализ и принципы редакторской подготовки: Дисс.. канд. филол. наук. М., 1996. С. 3−19.
  121. М.В. Национальная идея России: история и современность. Ижевск, 2005.-244 с.
  122. Православие и культура: Сб. религиозно-философских статей / Под ред. В. В. Зеньковского. Берлин, 1923. 287 с.
  123. Предпринимательство в книжном деле: Справочник / Б. С. Есенькин, Г. Н. Ершова, В. Д. Синянский и др.- / Под ред. Ю. Ф. Майсурадзе. М., 2003. 275 с.
  124. Э.А. Работа редактора над аппаратом книги. М., 1982.31с.
  125. Е.И. Текстология художественных произведений М. Горького. М., 1983. С. 3−189.
  126. А.А. Философия: курс лекций. М., 2006. 272 с.
  127. Редактор: сегодня и завтра: Сб. ст. / Под общ. ред. Б.В. Ленского- сост. О. И. Слуцкий. М., 1991. С. 6−53.
  128. Редакторская подготовка изданий: Учебник / Под ред. С. Г. Антоновой. М., 2004. 496 с.
  129. Редакционное и издательское дело: Сборник методических материалов по специальным дисциплинам, читаемым на отделении книговедения и редакционно-издательского дела факультета журналистики МГУ / Под ред. А. В. Западова. М., 1969. 184 с.
  130. В.В. О писательстве и писателях. М., 1995. 734 с.
  131. В.В. Религия. Философия. Культура. М., 1992. 399 с.
  132. Российская книга в XXI веке: Статистический обзор (2001−2003 гг.). / Сост. Б. В. Ленский. М., 2004. 32 с.
  133. Л.М. П.И. Мельников-Печерский в 1830—1860 годы (Вопросы биографии и творчества): Дисс.. канд. филол. наук. Саратов, 1996. С. 1−16- 52−63- 153−173.
  134. Русские писатели: Библиографический словарь / Ред. Б. Ф. Егоров, Ю. В. Манн, П. А. Николаев и др. М., 1990. С. 28−30.
  135. Русские писатели: Библиографический словарь / Ред. Д. С. Лихачев. М., 1971. С. 432−435.
  136. Русские писатели 1800−1917 гг.: Биографический словарь. М., 1994. -Т.З.С. 578−582.
  137. Н.З. Редактор и автор: Конспект лекций. М., 2004. 24 с.
  138. Л.В. Специфика жанровой структуры повестей Н.С. Лескова 1860−1890-х годов: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Ставрополь, 2005. 22 с.
  139. С.Д. Над пушкинскими рукописями. М., 1980. 128 с.-236 210. Сидоров А. А. Искусство русской книги 19−20 веков // Русская книга 19 века. М&bdquo- 1926. С. 140−347.
  140. Н.М. Теория и практика редактирования: Учебник для вузов по спец. «Журналистика». 2-е изд. М., 1980. — 328 с.
  141. Словарь издательских терминов / Под. ред. А. Э. Мильчина. М., 1983.-207 с.
  142. Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1998. Вып. 3. -Ч. 3.-519 с.
  143. Современная текстология: теория и практика. М., 1997. С. 3−87.
  144. Современные духовные процессы в мире и борьба идеи (Новое мышление во внешнеполитическом и внутриполитическом аспекте): Сб. ст. / Под ред. А. С. Панарина. М., 1989. 141 с.
  145. В.Ф. П.И. Мельников (Андрей Печерский): Очерк жизни и творчества. Горький, 1981. 191 с.
  146. В.Ф. П.И. Мельников-Печерский исследователь жизни Поволжья//Волга. 1970.-№ 2. С. 188−191.-237 223. Соколова В. Ф. Романы П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». Творческая история: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Л., 1971. -17 с.
  147. Стандарты по издательскому делу: Сб. док. / Сост. А. А. Джиго, С. Ю. Калинин. 3-е изд. М., 2004. — 623 с.
  148. И. Предприятие И. А. Ефрона // Книжное дело. 1996. № 2. С. 82−84.
  149. К.М. Московское и общенациональное книжное дело: сходство и различия в издательской и книготорговой политике, динамика воздействия. М., 2005. 208 с.
  150. Типология изданий. М., 1990. 231 с.
  151. Типология книжных изданий. М., 1976. 44 с.
  152. .В. Писатель и книга: Очерк текстологии. М.- Л., 1928.-230 с.
  153. .В. Стилистика: Учебное пособие. 2-е изд. Л., 1983.-288 с.
  154. .Г. Аппарат произведения печати: Методика выбора, подготовка и редакционная обработка. М., 1977. 127 с.
  155. В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986. 240 с.
  156. Фай Г. За что мы сражаемся? Идеологический словарь. М., 2007.240 с.
  157. Ю.А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. 3-е изд. М., 2000. — 263 с.
  158. В.Е. Ценностные ориентации русской классики. М., 2005. С. 7−10.
  159. JI.H. Обеспечение точности воспроизведения текстов в периодической печати в условиях современных издательских процессов. Дисс.. канд. филол. наук. Краснодар, 2005. 196 с.
  160. Чтение как стратегия жизни: Материалы междунар. науч.-практ. конференции / Сост. М. А. Ермолаева, Ю. П. Мелентьева, А.Ю. Самарин- Отв. ред. Б. В. Ленский. М., 2006. 213 с.
  161. Л.К. В лаборатории редактора. 3-е изд. М., 2005. — 510с.-239 249. Шешунова С. В. Бытовое поведение в изображении П.И. Мельникова-Печерского // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. 1987.-№ 2. С. 71−74.
  162. С.В. П.И. Мельников // Русские писатели: Библиографический словарь / Ред. Б. Ф. Егоров, Ю. В. Манн, П.А. Николаев и др. М., 1990. С. 28−30.
  163. О.Ю. Текстология: наука или искусство? (Вехи истории западноевропейской экдотики) // Вестник МГУ. Филология. 2005. № 5. С. 38−46.
  164. Экранная культура в современном медиапространстве: методология, технологии и практики: Сб. ст. / Под ред. Н. Б. Кирилловой, К. Э. Разлогова и др. М., 2006. 288 с.
  165. Энциклопедический словарь / Издатели: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб., 1896. Т. 37. С. 46−49.
  166. Энциклопедия книжного дела / Ю. Ф. Майсурадзе, А. Э. Мильчин, Н. П. Маковеев и др. Изд. 2-е. М., 2004. — 634 с.
  167. Энциклопедия русской жизни: Роман и повесть в России второй половины XVIII-начала XX в.: Рек. библиогр. справочник / Под ред. В.И. Кулешова- сост. Е. М. Сахарова, И. В. Семибратова. М., 1988. С. 155−160.
Заполнить форму текущей работой