Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессиональной мобильности в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения и выводы диссертации изложены в опубликованных работах. Результаты исследования докладывались автором на международном конгрессе конференций «Информационные технологии в образовании» (Москва, 2003 г.), международной научно-методической конференции «Формирование системы управления качеством подготовки специалистов в вузе» (Казань, 2003 г.), X международной научно-методической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки формирования профессиональной мобильности в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля
    • 1. 1. Сущность, структура и детерминанты профессиональной мобильности специалиста машиностроительного профиля
    • 1. 2. Теория и проблемы формирования профессиональной мобильности специалиста в ретроспективе и перспективе развития
    • 1. 3. Систематизация и междисциплинарная дифференциация компонентов профессиональной мобильности
  • Выводы по главе I. 5g
  • Глава 2. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности специалиста машиностроительного профиля. gj
    • 2. 1. Учебно-методический комплекс как основа формирования профессиональной мобильности специалиста машиностроительного профиля
    • 2. 2. Методика формирования профессиональной мобильности в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля. 7g
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная реализация методики формирования профессиональной мобильности специалиста машиностроительного профиля и ее результаты. 1Q
  • Выводы по главе II

Формирование профессиональной мобильности в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход к новому этапу развития общества (информационному), обусловленному интеграционными процессами, вызывает изменения в структуре и содержании профессиональной деятельности специалистов, в динамике экономических, социальных и производственных процессов. Это выражено в изменении характера и содержания труда, во взаимопроникновении профессий и специальностей, возникновении новых, универсальных, интегрированных профессий.

Современное машиностроительное производство, реализующее новые информационные технологии и производственные технологии на базе ЭВМ выдвигает перед системой профессионального образования принципиально новые требования к структуре и содержанию профессиональной мобильности студентов.

Актуализация проблемы формирования профессиональной мобильности специалиста машиностроительного профиля обусловлена и тем, что развитие производства на прогрессивной основе, связанное с серьезными изменениями в самом хозяйственном механизме, требует существенных перемен в системе профессионального образования. Это выразилось в появлении в 90-х годах новых типов профессиональных образовательных учреждений, таких как лицеи, колледжи, факультеты среднего профессионального образования. Одной из целей реформирования системы профессионального образования являлась подготовка специалиста с качественно новым уровнем профессиональной мобильности. Для этого система профессионального образования должна учитывать и активно использовать в практике образовательно-воспитательный потенциал каждой учебной дисциплины, непосредственно или опосредованно влияющей на развитие компонентов, характеризующих профессиональную мобильность специалиста.

Обусловлено это и тем, что рынок труда в большей степени предлагает свои вакансии специалистам высококвалифицированным и способным в короткий временной срок приспосабливаться к конкретным условиям того или иного производства в целом и какого-либо производственного процесса в частности. Социально защищен лишь тот специалист, который обладает наибольшим коэффициентом адаптивности, способности быстро входить в процесс производства, становясь его неотъемлемой частью, гармонично дополняющей единое целое.

В современной педагогике под профессиональной мобильностью понимается способность и готовность работающего быстро осваивать технические средства, технологические процессы и новые специальности или изменения в нихпотребность постоянно повышать свое образование и квалификацию.

К.Д. Ушинский отмечал: «Чтобы удержать и улучшить ту сферу, в которой мы конкурентно способны на мировых рынках, нам следует посвятить себя реформированию нашей системы образования в интересах всех: старых и молодых, богатых и бедных, большинства и меньшинства. Образование, учение являются непременной инвестицией требуемой для успеха». 160]

В новых общественных и экономических условиях, складывающихся в нашей стране, эффективность подготовки специалистов среднего звена многие авторы (JI.A. Волович, Г. И. Ибрагимов, В. Ш. Масленникова, Г. В. Мухаметзянова, A.M. Новиков, Т. М. Трегубова и др.) связывают с перестройкой тех сторон образования, которые определяют фактический потенциал специалиста в его профессиональной деятельности. [23, 24, 25, 26, 47,48,105, 106, 107,118, 119]

В исследованиях многие авторы отмечают, что динамика рынка труда, то есть актуальность областей профессиональной деятельности, имеет вполне определенные тенденции, хорошо прослеживаемые в развитых странах и которые начинают появляться в Российской Федерации. Требования сегодняшнего дня состоят в том, что каждый гражданин Российской Федерации, вступающий в мир рыночных отношений, должен иметь высокий уровень общеобразовательной подготовки, обладать способностью и профессиональными навыками принятия самостоятельного решения. Все эти качества можно приобрести, имея хорошо отлаженную, эффективно функционирующую, открытую для новаций систему образования.

В связи с изменениями в области профессионально-классификационной структуры подготовки специалистов особую значимость ученые (В.П. Беспалько, Г. И. Ибрагимов, М. И. Махмутов, Н.Ф. Талызина) [12, 49, 50, 99, 100, 155] придают задаче разработки обновленного содержания профессионального образования и его проектирования в разнообразных видах типовой учебно-программной документации с учетом номенклатуры профессий профессиональных учебных заведений.

Н.А. Читалин и другие ученые в своих трудах важное значение отводят созданию фундаментальной базы общенаучных знаний и качеству подготовки, органично взаимосвязанных с профессиональными. Автор отмечает, что постоянное совершенствование взаимосвязи общего, политехнического и специального образования, является основой формирования профессиональной мобильности специалиста. [30,152].

Следует также отметить, что интенсивное развитие машиностроения, в частности, в условиях Республики Татарстан, определяет постоянную изменчивость характера познавательных и практических задач, решаемых специалистами данной области, что затрагивает и требования к подготовке будущих техников. Отсюда возникает весьма актуальная в практическом отношении задача — приведение существующих учебных программ в соответствие с современными требованиями подготовленности этих специалистов.

Как отмечается в работах С. Г. Вершловского, Э. Ф. Зеера, Т. В. Кудрявцева, В. Ш. Масленниковой, М. И. Махмутова, Г. В. Мухаметзяновой, П. Н. Осипова, Л. Г. Семушиной, В. А. Скакун, и др. [21, 41, 42, 97, 101, 108,

109, 122, 142, 144], посвященных проблемам профессиональной подготовки специалиста в системе организации профессионального обучения студентов по освоению сложных рабочих профессий, в том числе требующих определенного уровня инженерных знаний, важное место занимает блок общепрофессиональной подготовки. Для подготовки техников машиностроительного производства по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» одной из ключевых выступает общепрофессиональная дисциплина «Операционные системы и среды», она выполняет системообразующую роль в подготовке этих специалистов. Можно сказать с уверенностью, что качество обучения по данной дисциплине во многом определяет профессиональную подготовку специалиста в целом.

Характерной особенностью общепрофессиональной дисциплины «Операционные системы и среды» и самой концепции учебного процесса специальной подготовки в образовательных учреждениях машиностроительного профиля выступает повышенная изменчивость, связанная с постоянным прогрессом и углублением знаний в области компьютерных технологий, совершенствованием применяемой на производстве техники. Это свидетельствует о потенциальной возможности формирования профессиональной мобильности на занятиях по данному учебному курсу.

Философские аспекты формирования профессиональной мобильности в рамках интеграции научных знаний раскрывают фундаментальные труды JI.A. Воловича, Б. М. Кедрова, М. Г. Ченикова, Н. Т. Костюк, В. Г. Юдина, М. С. Асимова, А. С. Кравец, А. Д. Урсул, В. Я. Перминова.

Теоретико-методологическую основу профессиональной мобильности составляют теория гуманизации и гуманитаризации образования (Г.В. Мухаметзянова), психолого-педагогические исследования (А.Н.Леонтьев, М. А. Данилов, В. А. Белавин, Ю. С. Иванов, Е.И. Машбич), теория деятельности (Д.Б. Эльконин), функциональный подход к личности (К.К.

Платонов, Р.Х. Шакуров), педагогические технологии обучения (Г.И. Ибрагимов, М.И. Махмутов), создание и использование компьютерных средств обучения (И.В. Роберт).

В основном все выделенные авторы единодушны в том, что профессиональные учебные заведения должны осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих мобильностью. Однако, к сожалению, в теории рассматриваются главным образом общедидактические проблемы формирования анализируемого феномена. Анализ теории и практики показал, что работ, характеризующих дидактические возможности конкретных дисциплин в формировании профессиональной мобильности недостаточно.

Подчеркивая актуальность, немаловажно отметить и то, что существующие программы, предлагаемые в качестве ориентиров в преподавании, например, общепрофессиональной дисциплины «Операционные системы и среды» и другие учебно-методические материалы на сегодняшний день не в полной мере обеспечивают реализацию имеющегося потенциала каждой учебной дисциплины в формировании профессиональной мобильности. Таким образом, существует необходимость в теоретическом обосновании и специальных научно-методических разработках подготовки мобильных специалистов, обеспечивающих активизацию в этом направлении потенциала всех дисциплин. Особенно это касается общепрофессиональных дисциплин, так как они являются основой формирования специалиста — профессионала и отражают в себе инновационный потенциал современного машиностроения.

Анализ теоретической разработанности актуальных аспектов формирования профессиональной мобильности специалиста машиностроительного профиля и сложившейся педагогической практики, научных основ и системы методического обеспечения данного процесса позволяет констатировать наличие противоречия между возросшими требованиями современного машиностроительного производства к уровню профессиональной мобильности специалиста и процессом осуществления ее в условиях профессиональных учебных заведений соответствующего профилямежду необходимостью активизации потенциальных возможностей каждой учебной дисциплины в формировании исследуемого качества специалиста и не разработанностью данной проблемы в теории и практике подготовки специалиста машиностроительного профиля.

Отсюда вытекает проблема исследования: Каковы педагогические условия эффективности формирования профессиональной мобильности и активизации потенциала учебных дисциплин в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля?

Цель исследования: Выявить и обосновать педагогические условия эффективности формирования профессиональной мобильности и активизации потенциала учебных дисциплин в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля.

Объект исследования: Формирование профессиональной мобильности в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля.

Предмет исследования: Педагогические условия эффективности формирования профессиональной мобильности и активизации потенциала учебных дисциплин в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля.

Гипотеза исследования: Формирование профессиональной мобильности в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля будет эффективным, если:

— выявлены и обоснованы структурные компоненты исследуемого качества (возможность овладения новыми знаниями и умениямиперестраиваемость в своей профессиональной деятельностиприспосабливаемость к новым условиям работы), которые могут быть сформированы в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля посредством активизации потенциальных возможностей учебных дисциплин;

— активизация потенциальных возможностей учебных дисциплин обеспечивается использованием учебно-методического комплекса, направленного на поэтапное формирование компонентов профессиональной мобильности специалиста машиностроительного профиля и включающего в себя методические рекомендации, конспекты лекций, комплект носителей информации CDтестовый контрольсистему ситуационных заданий и задач и т. д.;

— разработана и используется поэтапная методика формирования профессиональной мобильности в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля, включающая в себя три этапа. Особенностью каждого этапа является то, что деятельность преподавателя и студентов носит взаимосвязанный, вариативный характер и меняется в зависимости от используемых методов обучения.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «профессиональная мобильность» в соответствии с новыми требования подготовки специалиста машиностроительного профиля.

2. Выявить проблемы формирования профессиональной мобильности специалиста в ретроспективе и перспективе развития.

3. На примере общепрофессиональной дисциплины «Операционные системы и среды» выявить и обосновать компоненты профессиональной мобильности, формируемые в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля.

4. Выявить и научно обосновать педагогические условия эффективности формирования профессиональной мобильности и активизации потенциала учебных дисциплин в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля.

5. Разработать учебно-методический комплекс, способствующий подготовке специалиста машиностроительного профиля, обладающего профессиональной мобильностью (на примере общепрофессиональной дисциплины «Операционные системы и среды»).

6. Разработать и экспериментально проверить методику формирования профессиональной мобильности специалиста машиностроительного профиля.

Методологической основой исследования послужило применение диалектического метода познания, философского и психолого-педагогического положения о закономерностях развития личности в обучении и воспитании (Б.Г. Ананьев, И. И. Божович, J1.A. Волович, JI.C. Выготский, М. И. Махмутов, Г. В. Мухаметзянова, М. А. Менчинская, Н. М. Таланчук, Р. Х. Шакуров и др.).

Ведущая роль отведена концепциям: интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки, социокультурных факторов образования студента (Л.А. Волович, Г. Г. Габдуллин) — гуманизации и гуманитаризации образования средней профессиональной школы (Л.А. Волович, Г. И. Ибрагимов, Г. В. Мухаметзянова, A.M. Новиков).

При организации исследования использовались теоретические положения и выводы, структурированные по различным аспектам проектирования содержания общей средней и профессиональной подготовки (С.Я. Батышев, Г. И. Ибрагимов, В. В. Краевский, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Г. В. Мухаметзянова, A.M. Новиков и др.) — теории деятельности и методов образования (В.В. Давыдов, В. В. Крупнов, А. Н. Леонтьев, Р.Х. Шакуров) — формирования мотивационной сферы личности (А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс) — ценностных ориентаций: через психологический аспект (Б.Г. Ананьев, В. М. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Р.Х. Шакуров) — через социологический аспект (А.Г. Здравомыслов, П. Н. Осипов, В.А. Ядов) — целостного процесса формирования личности (М.А. Данилов, А. А. Кирсанов, Г. В. Мухаметзянова, Л.Ю. Сироткин) — развития личности в коллективе, ее социализация в современных условиях (А.В. Мудрик, В. Ш. Масленникова, М. Ш. Рожков, Т.М. Трегубова).

В процессе работы над поставленными задачами исследования использовалась система взаимодополняющих методов:

Методы теоретического исследования: сравнительный, информативно-целевой анализ педагогической, философской, социологической, психологической литературы по проблеме исследования, законодательных и нормативных актов и документов, учебно-программной документациигипотетико-дедуктивный методмоделирование и педагогическое проектирование. Эти методы позволили выявить общую тенденцию развития идеи формирования профессиональной мобильности специалиста в теории и практике, существующие противоречия и проблемы, обосновать отбор основополагающих методологических подходов для организации работы по совершенствованию процесса формирования профессиональной мобильности в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля.

Методы эмпирического исследования: педагогическая диагностика, наблюдение за образовательно-воспитательным процессом, анкетный опрос, психологическое тестирование, педагогический экспериментметоды статистической и математической обработки результатовкорреляционный анализ и др., позволяющие контролировать и анализировать динамику и состояние процесса формирования профессиональной мобильности специалиста в условиях интеграции образовательной и профессиональной деятельности, использовать передовой отечественный и зарубежный опыт организации данного процесса с учетом его особенностей протекания в средних профессиональных учебных заведениях.

Опытно-экспериментальной базой послужили средние профессиональные учебные заведения машиностроительного профиля в городе Набережные Челны. Всего исследованием было охвачено 112 человек. Выборочную совокупность для проведения формирующего эксперимента составили 112 студентов Негосударственного Образовательного Учреждения «Региональный Институт Передовых Технологий и Бизнеса» (Факультет Среднего Профессионального Образования) (г. Набережные Челны).

Научная новизна исследования заключается в решении проблемы формирования профессиональной мобильности специалиста машиностроительного профиля, с учетом новых социально-экономических условий и изменившихся требований производства.

В результате исследования:

1. Выявлена и систематизирована компонентная структура профессиональной мобильности специалиста машиностроительного профиля. На примере общепрофессиональной дисциплины «Операционные системы и среды», проведена дифференциация компонентов в соответствии с потенциальными возможностями их формирования в процессе преподавания конкретной дисциплины.

2. Научно обоснованы методические приемы и этапы формирования профессиональной мобильности, учитывающие уровневую дифференциацию содержания образования, в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля.

3. Определены и научно обоснованы критерии диагностики уровня профессиональной мобильности специалиста машиностроительного профиля. Их выбор был основан на определении содержания профессиональной мобильности как интегрированного качества личности и показателями его профессиональной подготовки. Определяющими критериями при осуществлении экспериментального обучения по разработанной методике являются: возможность овладения новыми знаниями и умениями, перестраиваемость в своей профессиональной деятельности, приспосабливаемость к новым условиям работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— определены сущность и структура профессиональной мобильности специалиста машиностроительного профиля в условиях формирования информационного общества и реализации новых технологий производства, базирующихся на ЭВМ;

— раскрыты компонентные связи общепрофессиональных дисциплин и учебно-методического комплекса, обеспечивающие системность и этапность формирования профессиональной мобильности в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля;

— научно-обоснована методика формирования профессиональной мобильности специалиста машиностроительного профиля.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана методика формирования профессиональной мобильности в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля для учащихся I ступени образования. Данная методика может быть использована преподавателями в их практической деятельности, а студентами в свою очередь при подготовке к семинарским занятиям, при написании курсовых и дипломных работ.

Основной подход к разработке данной экспериментальной системы может быть применен к любой дисциплине.

Разработан учебно-методический комплекс общепрофессиональной дисциплины «Операционные системы и среды», обеспечивающий формирование компонентов профессиональной мобильности в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля.

Выводы и практические рекомендации, сделанные на основе данного диссертационного исследования, способствуют совершенствованию системы обучения и воспитания в профессиональной школе специалистов машиностроительного профиля, отвечают современным требованиям развития производства и общества.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и выводы диссертации изложены в опубликованных работах. Результаты исследования докладывались автором на международном конгрессе конференций «Информационные технологии в образовании» (Москва, 2003 г.), международной научно-методической конференции «Формирование системы управления качеством подготовки специалистов в вузе» (Казань, 2003 г.), X международной научно-методической конференции «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» (Пенза, 2003 г.), всероссийской научно-методической конференции «ССУЗ в системе непрерывного профессионального образования: проблемы перспективы развития» (Казань, 2000 г.), межрегиональной научно-методической конференции «Проблемы развития современных информационных технологий» (Набережные Челны, 2004 г.). Материалы диссертационного исследования вошли в Межвузовский сборник научных трудов «Профессиональное мастерство: формирование, становление и развитие» (Челябинск, 2003).

Материалы диссертационного исследования систематически используются автором при проведении лекционных, практических и лабораторных занятий для студентов учебных заведений города Набережные Челны, а также другими преподавателями при чтении лекций и проведении практических и лабораторных занятий в Негосударственном образовательном учреждении «Камский институт менеджмента и бизнеса» на факультете среднего профессионального образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается последовательной реализацией диалектического метода при разработке исходных теоретических положений и категориально-понятийного аппарата исследованияметодологическими позициями, основанными на общепризнанных идеях философов, психологов и педагоговиспользованием комплекса теоретических и эмпирических методовадекватностью логики и методов исследования его объекту, предмету, целям и задачамдлительностью как исследования в целом, так и опытно-экспериментальной работырезультатами опытно-экспериментальной работы, целенаправленным анализом результатов практики, комплексным характером исследования, охватывающего различные формы обучения студентов ССУЗ машиностроительного профиля.

Достоверность экспериментальных данных и результатов исследования подтверждается репрезентативностью выборки, опытной проверкой гипотезы, актами внедрения соответствующих организаций и личным активным участием соискателя в экспериментальной работе.

На защиту выносятся:

1. Сущность и структура профессиональной мобильности специалиста машиностроительного профиля.

2. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля, обеспечивающие активизацию имеющегося потенциала учебных дисциплин.

3. Доказательство того, что разработанная и реализованная в практике подготовки специалистов машиностроительного профиля поэтапная методика существенно повышает эффективность формирования профессиональной мобильности в соответствии с новой парадигмой общественного развития, ориентирующей на становление информационного общества и расширение сфер использования новых информационных технологий.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап — пилотажное исследование. Оно было организовано в 2001/2002 учебном году с целью выявления уровня профессиональной мобильности студентов. На первом же подготовительно-организационном этапе была определена база экспериментальной работы.

2 этап — основной (2001/2002 и 2002/2004 учебные годы). Пилотажное исследование, проведенное ранее, показало правомерность наших предположений о низком уровне профессиональной мобильности и необходимости ее формирования.

Подготовив на первом этапе базу, мы осуществили формирующий эксперимент. Главным механизмом проектируемой методики формирования профессиональной мобильности будущего специалиста машиностроительного профиля являются:

— образовательный стандарт общепрофессиональной дисциплине «Операционные системы и среды»;

— экспериментальная программа общепрофессиональной дисциплины «Операционные системы и среды" — результаты анализа теории и практики формирования профессиональной мобильности специалистов.

3 этап — заключительный (2004;2006 учебный год). На этом этапе обрабатывались экспериментальные данные, подводились итоги экспериментальной работы, анализировались результаты.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 196 источников, из них 26 на иностранном языке, 5 приложенийсодержит 142 страницы машинописного текста и иллюстрирована 12 таблицами, 9 рисунками.

Выводы по второй главе

Материалы второй главы диссертационного исследования позволяют утверждать, что одной из основных линий развития профессиональной мобильности специалиста является формирование и преобразование опыта его профессиональной деятельности. Необходимость формирования такого опыта связывали с тем, что до поступления на обучение студенты, как правило, не имеют опыта работы в области «Операционные системы и среды». Индивидуальный опыт играет весьма важную роль в профессионально-личностном развитии. Усвоение знаний и способов деятельности личностью всегда опосредуется ранее приобретенным опытом. На основе практического опыта осуществляется конкретизация теоретических идей, закономерностей педагогического процесса. В субъектном опыте теоретические идеи проверяются на истинность, здесь определяется мера их ценности для конкретного человека. В личном опыте осуществляется «примерка» средств и способов профессиональной деятельности на себя. Происходит их личностное присвоение. Практическая, профессиональная деятельность выступает и в качестве средства интеграции знаний по всем учебным дисциплинам, незаменимого средства развития системного мышления будущего специалиста.

Процессу взаимодействия индивидуального опыта студента с профессиональным опытом, как условие формирования профессиональной мобильности, способствует использование такого учебно-методического материала, который способствует исправлению неверных или нерациональных действий, уточнению знаний и представлений об функционирующих в современном производстве операционных системах и средах.

Эффективное формирование профессиональной мобильности специалиста невозможно без обеспечения взаимосвязи в преподавании общепрофессиональной дисциплины «Операционные системы и среды» с другими учебными предметами.

Реализация принципа взаимосвязи предполагает согласование общих подходов к профессионально-личностному развитию специалистовустранение необоснованного дублирования в содержании подготовки на основе разработки единых планов и взаимосвязанных программучет в формировании профессиональной мобильности каждой из учебной дисциплины и взаимную компенсацию их недостатковобеспечение взаимопонимания между участниками образовательного процесса на основе расширения зоны пересечения их смысловых полейопределенную независимость преподавателей других учебных предметов в поисках новых подходов и технологий формирования профессиональной мобильности.

Основными критериями эффективности формирования профессиональной мобильности на занятиях по общепрофессиональной дисциплине «Операционные системы и среды» являются: возможность овладения новыми знаниями и умениямиперестраиваемость в своей профессиональной деятельностиприспосабливаемость к новым условиям работы.

Заключение

На основе анализа результатов исследования были выявлены основные тенденции формирования профессиональной мобильности в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля.

Анализ готовности выпускников к перемене вида и форм профессиональной деятельности показал, что без разработки теоретических основ формирования профессиональной мобильности специалиста данную задачу решить практически невозможно.

Методика формирования профессиональной мобильности в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля представляет собой модельную копию реального образовательного процесса, который отражает наиболее существенные черты формируемого качества, проявляющиеся в профессиональной деятельности. Педагогическая модель включает в себя описание педагогических принципов, на основе которых строится вся методическая система образовательной области «Операционные системы и среды" — характеристику особенностей формирования профессиональной мобильности специалистаописание основных психолого-педагогических механизмов управления данным процессом.

Принципы формирования профессиональной мобильности устанавливаются и формулируются на основе анализа противоречий, присущих образовательному предмету, как составной единице образовательного процесса, особенностей профессиональной деятельности и механизмов формирования отдельных компонентов профессиональной мобильности специалиста. Система выделенных принципов обеспечивает регуляцию целевых установок преподавания дисциплиныдеятельности субъектов, реализующих эти установкипроцесса развития профессиональной мобильностиотношения, складывающиеся в педагогическом процессевзаимосвязи учебной дисциплины с другими областями науки.

Пооперационный анализ действий педагогов и студентов показал, что при выполнении хорошо освоенных действий обычно упрощаются аналитические, конструктивные, диагностические, исследовательские функции. Некоторые из них эффективно осуществляются по уже отработанным образцам (алгоритмов), поэтому наиболее эффективное развитие специалиста на занятиях по общепрофессиональной дисциплине «Операционные системы и среды» возможно лишь на основе последовательности от освоения алгоритма типичных действий к решению задач нетипичных ситуаций. Это составляют основу уровневой дифференциации процесса формирования профессиональной мобильности.

Анализ экспериментальной деятельности приводит к выводу о том, что педагогическая система должна предполагать использование учебно-методического комплекса, раскрывающих специфику функциональных блоков деятельности специалиста и обеспечивающий возможность произвольно выстраивать процесс преподавания в соответствии с решаемыми задачами.

Реализация данной идеи предполагает работу студентов в режиме развития, создание в процессе преподавания развивающей средыпостроение обучения и воспитания с учетом зоны ближайшего развития студентовориентацию образовательного процесса на завтрашний день профессиональной деятельностиустановку в деятельности педагогов и студентов не на готовые решения, а на поиск собственных решений.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили основные положения гипотезы исследования и позволили сделать следующие выводы.

1. Использование разработанной нами в ходе диссертационного исследования методики позволяет найти резервы для существенного повышения уровня профессиональной мобильности в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля.

2. Сущность формирования профессиональной мобильности специалиста во внешнем плане проявляется как процесс и результат становления личности субъектом профессиональной деятельности.

Такое становление предполагает:

• включение студентов в усложняющуюся учебно-профессиональную деятельность на протяжении всего срока обучения;

• обеспечение субъектной позиции их в образовательном процессе и последующей профессиональной деятельности;

• осознание будущими специалиста личностного смысла профессиональной мобильности как фактора успешности профессиональной деятельности;

3. Формирование профессиональной мобильности специалиста во внутреннем плане проявляется в изменении его компонентного составаизменении количества и характера связей между его компонентамиизменении характера функционирования этой структуры.

На основе использования в исследовании факторного анализа было установлено, что характер и количество значимых связей между компонентами профессиональной мобильности зависит от содержания и технологии образовательного процесса. Построение образовательного процесса с использованием разработанного УМК позволяет существенно увеличить число значимых связей и тем самым обеспечить достижение высокого уровня профессиональной мобильности специалистов.

4. Опытно-экспериментальная апробация разработанной методики показала, что эффективность формирования профессиональной мобильности в процессе подготовки специалиста машиностроительного профиля существенно выше, чем при обучении по традиционной системе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Я. Формирование гибких профессиональных умений / А. Я. Абубакаров // Специалист. 1999. № 10 — С. 10−40.
  2. , А.Н. Развитие теории общих методов обучения в советской педагогике (1917−1971 гг): Автореф. дисс.. доктора пед. наук. / А. Н. Алексюк Киев, 1973, — 46 с.
  3. , Т.В. Компьютерная революция, информатизация общества и судьбы новых поколений (обзор) / Т. В. Андрианова, А. И. Ракитов // Информатика и молодежь: Сб. научно-аналитических обзоров. М.: ИНИОН, 1987. — С. 103−147.
  4. , М.П. Внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику прямая и обратная связь. / М. П. Архипова // Актуальные проблемы среднего профессионального образования: опыт апробации и внедрения. Казань: ИСПО РАО, 1998, — С.41−46.
  5. , К.Ш. Профессиональное становление молодежи и рынок труда / К. Ш. Ахияров // Профессиональное образование. 2000. № 4.- С.9−10.
  6. , Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  7. , С.Я. Подготовка рабочих профессионалов / С. Я. Батышев -М., 1995.-254 с.
  8. , В.Ф. Модернизация образования в ССУЗах на основе педагогической теории деятельности / В. Ф. Башарин // СПО 3'2001- С.37−40.
  9. , B.C. Педагогика профтехобразования. Педагогический процесс в профтехучилище. Текст лекций. / B.C. Безруков -Свердловск, 1990.-253 с.
  10. , Г. JT. Компьютеризация и общество / Г. Л. Белкина // Вопросы философии. 1988. -№ 6 — С. 132−140.
  11. П.Берулава, М. Н. Межпредметные связи общеобразовательных и специальных дисциплин на политехнической основе в сельских СПТУ. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. / М. Н. Берулава Казань, 1982. -18 с.
  12. , В.П. Программированное обучение. (Дидакт. основы). / В. П. Беспалько М., Высш. школа, — 1970. -300 с. с ил.
  13. Бим, И. Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы. / И. Л. Бим // ИЯШ № 2 — 2002 г.- С. 1115
  14. , Д.А. Телекоммуникации в школе. / Д. А. Богданова // Информатика и образование. 1997. -№ 2. — С. 45.
  15. , Д.Н. Психология усвоения знаний в школе. / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская М. Из-во АПН РСФСР, 1960. -254 с.
  16. Болыпой толковый словарь русского языка / Гл.ред. С. А. Кузнецов.-СПб.: «Норинт», 2000.-1536 с.
  17. П.Борисова, Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности / Е. М. Борисова // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.
  18. , М.Ю. Сотрудничество преподавателя и студентов в образовательном процессе / М. Ю. Быкова // СПО 6'2000, с. 40.
  19. , Ю.В. Межпредметные связи в учебном процессе педагогических училищ / Ю. В. Васильев // Советская педагогика, 1971, № 12.
  20. , А. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход. / А. Вербитский М., 1990.
  21. , Л.А. Социокультурный потенциал системы непрерывного профессионального образования / Л. А. Волович // Магистр.- 1997.-С.42−49.
  22. , Л.А. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методологические подходы. / Л. А. Волович, Г. В. Мухаметзянова, Л. П. Тихонова Казань: ИСПО РАО, 1997. — 104 с.
  23. , Л.С. Собр. соч.: В 6 т. / Л.С. Выгодский- М.: Педагогика, 1984. Т. 4.
  24. Выгодский, J1.C. Собр.соч. в 6-ти томах.-T.l. / JI.C. Выгодский М.: Педагогика, 1982. — 457 с.
  25. , С.Б. Разработка содержания школьного курса информатики экономической ориентации в системе профильной дифференциации образования. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. / С. Б. Гусенкова Москва, 2001. — 18 с.
  26. , В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. / В. В. Давыдов М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  27. Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 363 с.
  28. , В.И. Социология: В 3 т. Т. 2: Социальная структура и стратификация. / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко М.: ИНФРА-М, 2000. — 536 с.
  29. , Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психологический журнал. 1997. — № 6. Т. 18. — С.35−44.45 .Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. / И. А. Зимняя М.: Просвещение, 1991 — 222 с.
  30. , Г. И. К вопросу о технологии концентрированного обучения / Г. И. Ибрагимов // Специалист, 1993. № 5. — С.29−31.
  31. , Г. И. Проблемы качества образовательных стандартов среднего профессионального образования: Пособие для работников системы СПО / Г. И. Ибрагимов, Т. В. Лопухова Казань: ИСПО РАО, 2001.-48 с.
  32. , JI.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. / Л. Б. Ительсон, М., «Просвещение», 1964 — 248 с.
  33. , В.А. Моделирование воспитательной системы «школы общечеловеческих ценностей» / В. А. Караковский // Моделирование воспитательных систем. М., 1995. — С.79.
  34. , А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студентов./ А. Б. Качанов Минск: Изд-во «Университетское», 1983.
  35. , Г. И. Оптимизация содержания информационно-компьютерной подготовки в средней профессиональной школе. Диссертация на соискание степени доктора педагогических наук. / Г. И. Кирилова Казань, 2001. — 36 с.
  36. , А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. / А. А. Кирсанов Казань: Изд-во КГУ, 1982. -224 с.
  37. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. / М. В. Кларин М.: Знание, 1989. — 80 с.
  38. , А. Техника педагогического воздействия / А. Кочетова // Народное образование. 1996 — № 9.
  39. , А.А. Методическая система обучения ОИВТ: структура, функции, состояние и перспективы / А. А. Кузнецов, В. П. Долматов // Информатика и образование, 1989. № 1.- С. 3−8.
  40. , А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. / А. А. Кыверялг Таллин «Валгус», 1980. — 333 с.
  41. , М.П. Информатика и технология: компоненты пед. образования / М. П. Лапчик // информатика и образование. 1991. -№ 6. — С. 3−6.77 .Лебедева, И. П. Система учебных вопросов как средство обучения. Канд. диссертация / И. П. Лебедева 1992. — 168 с.
  42. , B.C. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. Издание второе, исправленное. / B.C. Леднев М.: МГАУ, 2002.- 120 с.
  43. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. / B.C. Леднев М. Высшая школа, 1991. — 224 с.
  44. , А.А. Деятельность и общение / А. А. Леонтьев // Вопросы философии, 1979, № 1.-С. 121−132.
  45. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев -М.: Наука, 1997.-304 с.
  46. , А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т.-Т1. / А. Н. Леонтьев -М.:Педагогика, 1983.
  47. , И.Я. Дидактическая система методов обучения: новое в жизни, науке, технике. / И. Я. Лернер М.: Знание, 1976. — № 3.
  48. , И.Я. Дидактические основы обучения. / И. Я. Лернер М.: Педагогика, — 1981. — 186 с.
  49. , Л.Н. К обществу образованных людей. / Теория и практика образования взрослых. / Л. Н. Лесохина СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1998. -с.266.
  50. , Н.П. Международный проект «Неделя образования взрослых в России» / Н. П. Литвинова // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. С-Пб. — Иркутск — Plock — 2000. -С.45−48.
  51. , Б.Т. Педагогика: Учебное пособие. / Б. Т. Лихачев М.: Юрайт, 2000. — 523 с.
  52. , Т.В. О потребности в специалистах со средним профессиональным образованием и требования к ним / Т.В. Лопухова//СПО 2'2001 С.6−10.
  53. , Д. Факторный анализ как статистический метод / Д. Лоули, А. Максвелл М., 1967. — 175 с.
  54. , И.А. Межпредметные связи и их роль в формировании знаний и умений школьников. Дисс.. канд. пед. наук. / И. А. Лошкарева М.: 1967. — 186 с.
  55. , Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования: Метод, пособие. / Н.И. МАкиенко -М.: Высш. школа, 1983. 344 е., ил.
  56. , В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. / В. Н. Максимова М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
  57. , В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. / В. Н. Максимова М.: Просвещение, 1987. -160 с.
  58. , В.Ш. Формирование профессиональной готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального педагога. Автореферат дисс. на соиск.уч.ст.д.п.н. / В. Ш. Масленникова Казань — 1996 — 32 с.
  59. , М. И. Взаимосвязь общего и профессионального образования / М. И. Махмутов // Советская педагогика. 1984.-№ 4.-С.31−37.
  60. , М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. / М. И. Махмутов М., Педагогика, 1975. — 368 с.
  61. , М.И. Современный урок. 2-е изд. / М. И. Махмутов -М.: Педагогика, 1985.
  62. Методология проектирования и развития системы среднего профессионального образования в регионе. Казань: ИСПО РАО, 1998. — 128 с.
  63. Методы и методики социально-педагогического исследования / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1999. -С.94−96.
  64. , Г. Я. Параметры педагогической экспериментальной деятельности / Г. Я. Мкртычян // Педагогика. № 5 — 2001. — С. 18−22.
  65. , Г. В. Теоретико-методологические проблемы процесса социального становления личности студента ССУЗ. / Г. В. Мухаметзянова, В. Ш. Масленникова, Н. М. Таланчук, Т. М. Трегубова, В. М. Токар, Р. И. Зинурова Казань: ИСПО РАО, 1999. -144 с.
  66. , Г. В. Актуальные проблемы социально -профессионального становления студентов ССУЗ. / Г. В. Мухаметзянова // Социально-профессиональное становление молодежи. Т. д. НПК 17−18 мая 1999. Казань: ИССО РАО, ч. 1. -176 с.
  67. , Г. В. Гуманистическая парадигма профессионального образования / Г. В. Мухаметзянова // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева.-М., АПО. 1999 440 е., ил.- 1999.
  68. , Г. В. Образование в условиях социальной рыночной экономики. / Г. В. Мухаметзянова Казань: ИСПО РАО, 2000. -132 с.
  69. , Г. В. Состояние, проблемы и тенденции профессиональной подготовки / Г. В. Мухаметзянова // Специалист. 1996. — № 2. — С. 6−8.
  70. , Г. В. Стратегии реформирования системы среднего специального образования / Г. В. Мухаметзянова М.: Магистр, 1995.-220 с.
  71. , Г. В. Концепция развития среднего профессионального образования в Республике Татарстан (проект) / Г. В. Мухаметзянова, Г. И. Ибрагимов, В. П. Ширшов Казань: ИСПО РАО, 1999.-36 с.
  72. , Г. В. Подготовка социального педагога в системе среднего профессионального образования. / Г. В. Мухаметзянова, В. Ш. Масленникова Казань, 1994.
  73. , Г. В. Гуманитаризация ключевая идея преодоления кризиса образования. / Г. В. Мухаметзянова, М. И. Надеева — Казань: ИССО РАО, 1997. — 115 с.
  74. , Н.Н. Деятельностный подход как основа системного построения модели специалиста // Содержание подготовки специалистов с высшим образованием: Сб. науч. тр. / Н. Н. Нечаев -М.: НИИВШ, 1988. С.7−20.
  75. , З.Г. Воспитание гуманизма у школьников. / З. Г. Низамов Казань. 1988. — 184 с.
  76. , Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. / Р. А. Низамов Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1985.-302 с.
  77. , A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования. // A.M. Новиков Специалист. 1999 № 6 — С. 2−6.
  78. , A.M. Проблемы демократизации профессионального образования. // Новиков A.M. Специалист 1999. № 1 — С.2−9.
  79. , C.JI. Информационное общество и устойчивое развитие: философские и методологические аспекты: Диссертация на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. / C.JI. Орлов М., 1999 — 124 с.
  80. , П.Н. Здесь все способствует профессиональному становлению специалиста //Профессиональное образование: Казанский педагогический журнал. / П. Н. Осипов 2000, — № 2. -С.80−82.
  81. , П.Н. Профессиональное развитие студента среднего специального учебного заведения (Социально-психологический аспект). / П. Н. Осипов Казань: РИЦ «Школа», 2002. — 196 с.
  82. , П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. Монография./ П. Н. Осипов Казань: Карпол, 1997. — 216 с.
  83. Педагогика среднего профессионального образования: Уч. пособие для препод, системы среднего проф. образования / Под общ. ред. акам. РАО Г. В. Мухаметзяновой. Казань: ИСПО РАО, 2001. 384 с.
  84. Педагогика. Учеб. пособие для студентов педвузов и пед.колледжей. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995
  85. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 е.: ил.
  86. , М.А. Преимущества и недостатки информационных технологий в учебном процессе // М. А. Пивоварова СПО 2'2001 -С.31−34.
  87. Проблемы дидактики теоретического обучения. М.: Высш.шк., 1978.
  88. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 г. // СПО 4'2000 С. 6- 30.
  89. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.
  90. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. -М.: АПО, 1997.
  91. Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам в вузе/ Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1982. -179 с.
  92. Психология и педагогика. Учебное пособие /Под ред. К. А. Альбухановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. -320 с.
  93. , Ю. Новые процессы в развитии образования взрослых // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. -С-Пб. Иркутск — Plock — 2000. — С 58−63.
  94. , И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // И. В. Роберт Информатика и образование. — 2002. -№ 12.-С. 2.
  95. , И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. / И. В. Роберт 2003. -№ 1.-С. 2.
  96. , И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. / И. В. Роберт 2003. -№ 2. — С. 8.
  97. , И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы, перспективы использования. / И. В. Роберт М.: Школа-Пресс, 1994.-205 с.
  98. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт./Гл.ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1998 — 672 е., ил. Т.2-М-Я-1999.
  99. , В.М. Переход на 12-летнее образование это реальность. // Информатика и образование. / В. М. Салахов — 2000. -№ 2. — С. 11.
  100. Сему шина, Л. Г. Моделирование профессиональной деятельности техника в учебном процессе // Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект): Сб. науч. тр. / Л. Г. Семушина -М.: НИИВШ, 1986. С. 126−142.
  101. , Л.Г. Проблемы формирования содержания образования и обучения в среднем специальном учебном заведении // Содержание подготовки специалистов с высшим образованием: Сб. науч. тр. / Л. Г. Семушина М.: НИИВШ, 1998. — С.87−101.
  102. , Г. Н. Педагогические основы совершенствования управления самообразования студентов: Автореф. дис.. доктора пед. наук / Г. Н. Серико Челябинск, 1988
  103. , В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ: Метод, пособие. / В. А. Скакун М.: Высш. шк., 1987. — 272 е.: ил.
  104. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований. / М. Н. Скаткин М. 1986.
  105. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 1632 е., ил.
  106. Современная дидактика: Теория и практика /Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.: ИТП и МИО РАО, 1994. 288 с.
  107. Современный словарь по педагогике/ Рапацевич Е. С. Мн.: Современное слово, 2001 г 928 с.
  108. Современный специалист: проблемы становления: Сб. науч. трудов / Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1991. -88 с.
  109. Социокультурные ценности и адаптационные механизмы их использования в системе гуманитарной подготовки в СПШ специалистов нового поколения. Казань: ИСПО РАО, 1999.- С.7−11.
  110. Социологический профиль уровня обеспечения учебно-личностных достижений учащихся // Справка об итогах социологического исследования. Зотова Н. К., Садчикова O.K., Тимченко Л. А., Нефедова В. И. и др. 2001.
  111. Среднее спнецнальное образование: состояние, проблемы, тенденции. Тезисы докладов научной конференции ИССО РАО/ Под ред. д-ра пед. наук П. Н. Осипова. Казань: ИССО РАО, 1993. -130 с.
  112. , Г. В. Основы математической статистики для психологов. / Г. В. Суходольский J1., изд-во ЛГУ, 1972 429 с.
  113. , Н.М. Воспитательная работа мастера профтехучилища. / Н. М. Таланчук Казань. Татарское кн. Изд-во, 1982. -128 с.
  114. , Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. / Н. Ф. Талызина М. «Знание», 1986. — 72 е.
  115. Теоретико-методологические основы моделирования развития инновационных образовательных процессов в системе среднего профессионального образования. Монография. / Под ред. доктора пед. наук, проф. Г. И. Ибрагимова. Казань: Изд-во ИСПО РАО, 1999. -138 с.
  116. , В.И. Психолого-педагогические основы диагностики прогнозирования профессионально-методической подготовки будущего учителя в педвузе. Ч. 1. / В. И. Тесленко — Красноярск, 1996.
  117. , Г. С. Педагогические основы обучения иностранным языкам (Предметная дидактика): Монография. / Г. С. Трофимова -Ижевск: Изд. Дом «Удмуртский университет», 1999. 283с.
  118. , А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование. / А. Ю. Уваров 1994. -№ 3,-С. 3−15.
  119. , К.Д. О народности в общественном воспитании. / К. Д. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 2-х Т.-Т.2.-М.-Л., 1988.-С.69−66
  120. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М.: Сов. энциклопедия, 1983, — 840 с.
  121. Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Е. Ф. Губского М.: Инфра-М, 2006. -576 с.
  122. Фундаментализация обучения естественно-математическим и общеспециальным дисциплинам в ССУЗ // Под ред. Н. А. Читалина Казань ИСПО РАО, 1999. — 129 с.
  123. , И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. / И. М. Чередов М., 1987.- 372 с.
  124. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов./ Д. В. Чернилевский М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-437 с.
  125. , Н.А. Межпредметные связи как фактор формирования познавательных интересов старшеклассников в учебной деятельности. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. / Н. А. Чурилин -Л.: 1984.-21 с.
  126. , Т.В. Андрагог как аниматор и организатор образования взрослых. // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. С-Пб. — Иркутск — Plock — 2000. -С. 100.
  127. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. / Г. И. Щукина М.: Просвещение, 1986. — 144 с. 169. «Strategies of Social Closure in Class Formation» in Parkin (ed.), The Social Analysis of Class Structure, London: Tavistock, 1974.
  128. Tubingeon: J.C.B.M>hr, «Die Flucht des Arbeiters in die Freiheit», P. 126.
  129. Michels R. First Lectures in Political Sociology. N.Y.: Harper and Row, 1965. P.82
  130. Cf. Mitzman, Sociology and Estrangement, ch.25.Cf.dso Michel’s Political Parties (trans. Eden and Cedar Paul), N.Y., Dover, 1959, P.271−282.
  131. Sorokin P.A. Social and Cultural Mobility. P.38−46,118−28.
  132. Lipset and Zetterberg, «A Theory of Social Mobility», P.571−3- Lipset and Bendix, Social Mobility in Industrial Society, ch. 10.
  133. Cf. Tawney, Equality, London: Allen & Unwin, 1938, P. 116−17,1445.
  134. D.V. (ed.), Social Mobility in Britain, London: Routledge, 1954, Introduction, Р.Ю.
  135. Anthony Giddens, The Class Structure of the Advanced Societies, London: Hutchinson, 1973, P. 10/.
  136. Cairnes J.E. Some Leading Principles of Political Economy Newly Expounded. L.'Maximilian, 1874. P.7073
  137. Frank Parkin, Class Inequality and Political Order, London: MacGibbon & Kee, 1971, P. l$
  138. Cf.Blau and Dunkan, The American Occupational Structure, P.5−7.
  139. Glass D.V. and J.R. Hall, «Social Mobility in Britain: a Study of Inter-generation Changes in Status».
  140. Goldthorpe J.H. Social Mobility and Class Structure in Modern Britain. 2nd ed. Oxford: Clarendon press, 1987. Pl-37.
  141. Gosta Carlsson, Social Mobility and Class Structure, Lund: GWK Gleerup, 1958.
  142. Harrison R. Afterword //Self Help. L., 1968, P.262(lst edn., L.: John Murrey, 1859).
  143. Heek van F. Some Introductory Remarks on Social Mobility and Class Structure" // Tsactions of the Third World Congress of Sociology. L.: International Sociological Association, 1956. Vd.in. P. B1.
  144. Kaare Svalastoga, Prestige, Class and Mobility, Copenhagen: Gyldendal, 1959.
  145. Lopreato J., HazeHgg L. Chss, Conflict and Mobility. San-Francisco: Chandler, 1972. P. 115
  146. Marshall Cf. A. Principles of Economics. L.: Maximilian, 1890. Book 4. Ch.6.
  147. Mill J.S. Principles of Political Economy. L.: John W. Parker, 1848. Vol.1. P.4623.
  148. T.H.Marclall (ed.), Class Conflict and Social Stratification, London: Le Play House Press, 1938.
Заполнить форму текущей работой