Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Воспитание гуманитарной культуры будущего учителя иностранного языка в педагогическом колледже

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При подготовке учителя иностранного языка педагогические колледжи учитывают гуманитарный потенциал дисциплин филологического цикла. Однако в силу новизны, отсутствия достаточного опыта подготовки по данной специальности, несовершенства временно действовавшего стандарта можно утверждать, что проблема воспитания гуманитарной культуры будущего учителя иностранного языка в условиях педагогического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты исследования процесса воспитания гуманитарной культуры будущего учителя иностранного языка
    • 1. 1. Гуманитаризация и гуманизация как ведущие тенденции модернизации педагогического образования
    • 1. 2. Гуманитарная культура учителя иностранного языка в структуре педагогической культуры (сущность, структура, уровни и критерии ее сформированное&trade-)
    • 1. 3. Гуманитарный потенциал иностранного языка и зарубежной литературы
    • 1. 4. Потенциал иноязычного образования в воспитании гуманитарнойкультуры гимназистов (историко-региональный подход)
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию гуманитарной культуры студентов в процессе обучения иностранному языку
    • 2. 1. Анализ результатов констатирующего эксперимента по воспитанию гуманитарной культуры студентов педагогического колледжа
    • 2. 2. Воспитание гуманитарной культуры студентов на занятиях и во внеаудиторной деятельности педагогического колледжа
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по воспитанию гуманитарной культуры студентов
  • Выводы по второй главе

Воспитание гуманитарной культуры будущего учителя иностранного языка в педагогическом колледже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения, произошедшие в последнее время в социально-экономической и культурной жизни нашего общества, выдвигают задачи гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, что в свою очередь предполагает изменения в содержании и организации педагогического образования, которое должно обеспечить как личностное, так и профессиональное развитие специалиста. В реальном педагогическом процессе профессиональное проявляется в единстве с общекультурным и нравственным развитием личности учителя. Профессиональное развитие личности учителя в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня овладения им гуманитарной культурой. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к профессиональной подготовке учителя, который приобретает все большую актуальность, так как отражает объективную связь человека с культурой как системой ценностей.

Овладение гуманитарной культурой приводит учителя к осмыслению им философских, духовно-нравственных оснований педагогической деятельности, позволяет изучать и понимать воспитанников, вводить их в мир общечеловеческой культуры, организовывать их духовно насыщенную деятельность, воспитывать у них гуманистические ориентации и качества личности. [216] Вот почему так необходимо в профессионально-педагогическом образовании ориентироваться на воспитание гуманитарной культуры будущего учителя.

В последние годы проведен ряд исследований по подготовке учителя в условиях гуманитарной парадигмы, развития его педагогической культуры (Е.П. Белозерцев, А. П. Валицкая, И. Ф. Исаев, И. А. Колесникова, В. П. Кузовлев, A.B. Мудрик, E.H. Шиянов и др.), в том числе по культурологической подготовке будущего учителя иностранного языка в условиях вуза, направленных на совершенствование его способностей осуществлять творческие процессы в профессиональной деятельности за счет культуро-сообразного гуманитарного содержания и новейших образовательных технологий (О.Л. Артемьева, Е. К. Вдовина, В. Н. Карташова, В. П. Кузовлев, Н. Е. Кузовлева, Е. П. Пассов, А. А. Полякова и др.).

Однако вне поля зрения исследователей остается проблема воспитания гуманитарной культуры будущего учителя иностранного языка в условиях среднего профессионального звена. Программы среднего профессионального педагогического образования реализуются в педагогическом колледже, главной задачей которого является «удовлетворение потребностей личности в получении широкой культурологической и гуманитарной профессиональной подготовки». [216].

Культурологическая и профессиональная гуманитарная подготовка будущего учителя иностранного языка в педагогическом колледже осуществляется в процессе изучения общегуманитарных и специальных предметных дисциплин филологического цикла (иностранный язык и зарубежная литература). Филологические дисциплины выступают предметом не только профессионального обучения будущего учителя, но и обладают большими возможностями в воспитании его гуманитарной культуры. Важнейший компонент филологического образования — его ценностно-смысловая составляющая.

Предметы филологического цикла позволяют студенту не только овладевать иноязычной речевой деятельностью, но и развивают в нем способность ощущать язык как общечеловеческую ценность, как высший дар, осознавать красоту и выразительность иноязычной речи, воспитывать в нем вкус к художественному слову, приобщать к нравственно-эстетическим ценностям мировой культуры, формировать эмоциональную восприимчивость, стремление к истине, добру, к высоте идеалов и помыслов.

Гуманитарная профессиональная подготовка будущего учителя иностранного языка осуществляется за счет включения в содержание предметов филологического цикла ценностных гуманистических смыслов диалога культур. Текст определяет сущностную характеристику филологического образования, в нем отражается человеческий мир, увиденный через художественный образ. На его базе формируются гуманистические ориентации и гуманитарные качества личности.

При подготовке учителя иностранного языка педагогические колледжи учитывают гуманитарный потенциал дисциплин филологического цикла. Однако в силу новизны, отсутствия достаточного опыта подготовки по данной специальности, несовершенства временно действовавшего стандарта можно утверждать, что проблема воспитания гуманитарной культуры будущего учителя иностранного языка в условиях педагогического колледжа является малоисследованной и требует специального рассмотрения. В этой связи необходимо осмыслить создание педагогических условий, позволяющих реализовать гуманитарный потенциал дисциплин филологического цикла для воспитания гуманитарной культуры будущего учителя иностранного языка.

В процессе исследования мы выявили следующие противоречия:

— между значимостью овладения будущим учителем гуманитарной культурой и ее реальным состоянием в образовательном процессе педагогического колледжа;

— между потребностью системы образования в педагогических кадрах, обладающих высоким уровнем гуманитарной культуры, и неразработанностью педагогических условий их воспитания в педагогическом колледже.

Отсюда возникает проблема исследования: определить теоретические предпосылки и условия эффективного воспитания гуманитарной культуры будущего учителя иностранного языка в педагогическом колледже.

Решение данной проблемы определяет цель исследования.

Объектом исследования является профессиональная подготовка будущего учителя иностранного языка в педагогическом колледже.

Предметом исследования является процесс воспитания гуманитарной культуры студентов отделения иностранного языка педагогического колледжа.

Гипотеза исследования. Воспитание гуманитарной культуры будущего учителя иностранного языка в педагогическом колледже будет эффективным, если:

— определены структура и содержание гуманитарной культуры будущего учителя иностранного языка;

— активизирован воспитательный гуманитарный потенциал специальных дисциплин филологического цикла (иностранный язык и зарубежная литература) в контексте социокультурного, исторического и аксиологического подходов;

— реализована совокупность следующих педагогических условий: актуализация аксиологического компонента содержания культуры страны изучаемого языкаорганизация ценностно-смыслового общения между преподавателем и студентами на занятиях по практике иностранного языка, зарубежной литературеактивизация креативно-ценностных методов обучения иностранному языку: бесед, ролевых игр, комплекса упражнений на развитие эмпатии и культуры общениявключение студентов во внеаудиторную деятельность.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой нами сформулированы задачи исследования:

1. Определить структуру и содержание гуманитарной культуры будущего учителя иностранного языка.

2. Выявить потенциал дисциплин филологического цикла в воспитании гуманитарной культуры студентов педагогического колледжа.

3. Определить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий эффективного воспитания гуманитарной культуры студентов педагогического колледжа в процессе изучения дисциплин филологического цикла.

Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения философских, психолого-педагогических теорий о культуре, I взаимосвязи элементов человеческой культуры, о природе и функциях гуманитарной культуры как социального феномена, о сущности языкового и литературного образования, фундаментальные положения по теории деятельности и общения в процессе профессионального развития личности.

Теоретической основой исследования служат философские и психолого-педагогические теории, касающиеся:

— профессиональной подготовки будущих специалистов (Е.П. Белозер-цев, A.A. Вербицкий, Б. С. Гершунский, О. В. Долженко, В. П. Кузовлев, А. К. Маркова, JI.C. Подымова, В. А. Сластенин и др.);

— содержания и специфики базовой культуры и гуманитарной культуры личности в образовании (Л.П. Буева, И. Ф. Исаев, Э. В. Ильенков, JI.H. Коган, И. А. Колесникова, Н. Б. Крылова, Ю. М. Лотман и др.);

— гуманистической педагогики (Г.И. Беленький, Е. В. Бондаревская, П. П. Блонский, С. Ю. Курганов, Б. Н. Неменский, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др.);

— закономерностей формирования педагогической культуры (A.B. Барабанщиков, А. П. Валицкая, Г. Ф. Карпова, И. А. Колесникова, Н. В. Кузьмина, E.H. Шиянов и др.);

— проблемы духовных ценностей (М.М. Бахтин, B.C. Библер, H.A. Бердяев, М. С. Каган, М. К. Мамардашвили и др.);

— современных подходов к обучению иностранным языкам (И.А. Бим, И. А. Зимняя, В. Н. Карташова, Г. А. Китайгородская, A.A. Леонтьев, A.A. Миролюбов, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова и др.);

— положений о языке, являющемся основным средством человеческого общения, социализации и приобщения человека к культурно-историческим ценностям (В.В. Виноградов, С. Л. Рубинштейн, Л.В. Щерба).

В процессе работы над диссертацией был использован комплекс следующих методов: теоретический анализ и концептуальный синтез философской, социологической, психолого-педагогической литературыизучение и обобщение педагогического опытапроведение педагогического экспериментапрямое, косвенное, включенное наблюдениеанкетирование и тестирование студентовметод экспертных оценокстатистические методы обработки экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился Усманский педагогический колледж, студенты и преподаватели отделения иностранных языков которого приняли участие в организации и проведении эксперимента (71 студент), ЕГУ им. И. А. Бунина.

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе (2001 — 2002 гг.) изучалось состояние проблемы воспитания гуманитарной культуры в теории и на практике: анализировался опыт обучения иностранному языку студентов в педагогическом колледже, проводилась работа в архивах г. Воронежа и г. Ельца, осуществлялся сбор экспериментальных данных, формулировались ведущая проблематика, объект и предмет данного исследования, определялись содержание, структура, критерии уровней сформированности гуманитарной культуры.

На втором этапе (2002 — 2004 гг.) проводилось выявление педагогических условий, способствующих повышению уровня гуманитарной культуры будущего учителя иностранного языка: разрабатывались программа спецкурса, комплекс бесед, ролевых игр и серия упражнений по воспитанию гуманитарной культуры студентов, продолжался сбор экспериментальных данных, изучались результаты опытно-экспериментальной работы путем сопоставления данных констатирующего и формирующего экспериментов, проверялась гипотеза исследования.

На третьем этапе (2003 — 2006 гг.) анализировались, обобщались, систематизировались материалы исследования, формулировались основные теоретические выводы, оформлялись полученные результаты и текст диссертации.

Научная новизна исследования:

— уточнено содержание понятия «гуманитарная культура» учителя иностранного языка, обоснованы ее структурные компоненты (аксиологический, когнитивный, личностно-деятельностный), дана критериальная характеристика уровней ее сформированности;

— предложена система диагностирования уровня сформированности гуманитарной культуры учителя;

— выявлен воспитательный потенциал дисциплин филологического цикла (иностранный язык и зарубежная литература) в образовательном процессе на учебных занятиях и во внеаудиторной деятельности;

— определены и экспериментально проверены педагогические условия воспитания гуманитарной культуры. «.

Теоретическая значимость полученных результатов исследования состоит в том, что:

— конкретизировано понятие «гуманитарная культура» учителя иностранного языка, осуществлено его системное исследование в условиях действующего образовательного учреждения как самостоятельного, целостного явления;

— рассмотрено соотношение характеристик исследуемого явления с характеристиками понятий «культура» и «профессионально-педагогическая культура», уточнены их объемы;

— полученные данные могут служить базой для дальнейших теоретических и практических разработок в области воспитания гуманитарной культуры студентов различных типов учебных заведений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть привлечены в курсе по выбору «Гуманистические тенденции в английской и американской литературе», разработанные дидактические материалы могут привлекаться на практических и внеаудиторных занятиях по иностранному языку и при написании учебных программ, планов, отборе содержания обучающих курсов в педагогическом колледже.

Достоверность полученных результатов обеспечена обоснованностью исходных методологических и теоретических положений, применением комплекса методов исследования, адекватных цели и задачам работы, репрезентативностью участников педагогического эксперимента, непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах изучения проблемы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на международной (Москва, 2005), всероссийских (Белгород, 2001; Воронеж, 2003), региональных (Липецк — Лебедянь, 2002; Липецк — Усмань, 2003; Липецк, 2004; Елец, 2005) конференциях.

Основные положения и результаты докладывались и обсуждались в рамках образовательной программы «Учителя-учителям», проводимой американским советом по международному образованию в 2005 г. в Москве, на заседаниях предметно-цикловой комиссии Усманского педагогического колледжа, кафедр педагогики, иностранных языков специальных дисциплин ЕГУ им. И. А. Бунина.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Гуманитарная культура учителя иностранного языка — интегральное качество личности, определяющее ее направленность на гуманитарное развитие и профессиональное самосовершенствование, основанное на совокупности общечеловеческих идей, ценностных ориентаций, творческих способов педагогической деятельности, системы иноязычных знаний и умений, знаний гуманистических ценностей своей и чужой культуры и сформированных гуманитарных качеств.

2. Уровни сформированности гуманитарной культуры учителя иностранного языка (низкий, средний, высокий) определяются следующими критериями: аксиологический компонент — ценностные ориентациикогнитивный компонент — полнота, осознанность, глубина и системность знаний: общегуманитарных, специальных (иностранного языка, зарубежной литературы, истории страны изучаемого языка), профессионально-педагогическихличностно-деятельностный компонент — наличие гуманитарных качеств и развитость умений иноязычной речевой деятельности, а также способность транслировать и синтезировать гуманистические ценности родной и зарубежной культуры.

3. Воспитание гуманитарной культуры будущего учителя иностранного языка — это целенаправленная деятельность по организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая сознательный выбор студентами гуманитарных ценностей и формирование на их основе профессионально-ценностных ориентацийовладение ими общегуманитарными и специальными знаниямистановление у студентов иноязычных умений транслировать и синтезировать ценности родной и зарубежно^ культурразвитие гуманитарных качеств.

4. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность воспитания гуманитарной культуры студента на отделении иностранных языков в педагогическом колледже:

— актуализация аксиологического компонента содержания культуры страны изучаемого языка;

— организация ценностно-смыслового общения между студентами и преподавателем на практических занятиях по иностранному языку, зарубежной литературе;

— активизация креативно-ценностных методов обучения иностранному языку: бесед, ролевых игр, комплекса упражнений на развитие эмпатии и культуры общения;

— включение студентов во внеаудиторную деятельность.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Выводы по второй главе.

1. Одной из основных задач настоящего исследования являлось подтверждение гипотезы разработанной концепции воспитания гуманитарной культуры студентов. Этим была продиктована необходимость осуществления опытно-экспериментальной работы в педагогическом колледже.

2. В результате констатирующего эксперимента, проводившегося с использованием целого комплекса методик (анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ документации, метод экспертных оценок и самооценок и др.), обнаружено, что у студентов по многим показателям' недостаточно сформирована гуманитарная культура. Результаты диагностики послужили основанием для создания экспериментальной программы по воспитанию гуманитарной культуры студентов в педагогическом колледже в ходе обучения английскому языку и зарубежной литературе.

3. Воспитание гуманитарной культуры будущего учителя иностранного языка — процесс сложный, комплексный, системный, сущность которого раскрывается через цели и задачи, гуманитарное содержание, методы изучения иностранного языка и иноязычной литературы в аудиторное и внеаудиторное время. На практических занятиях по иностранному языку, на занятиях по.

I* спецкурсу «Гуманистические тенденции английской и американской литературы», во внеаудиторной деятельности происходит поэтапное овладение студентом социальными ценностями, обогащающими внутренний мир и способствующими развитию его гуманитарной культуры. Рефлексивное восприятие объекта познания, освоение через призму собственного опыта и ценностных установок успешно сочетается с обменом переживаниями, мыслями с взаимовлиянием на результат постижения и ценностные отношения.

4. Педагогические условия воспитания в педагогическом колледже гуманитарной культуры будущего учителя иностранного языка:

— актуализация аксиологического компонента содержания культуры страны изучаемого языка;

— организация ценностно-смыслового общения между студентами и преподавателем на практических занятиях по иностранному языку, зарубежной литературе;

— активизация креативно-ценностных методов обучения иностранному языку: бесед, ролевых игр, комплекса упражнений на развитие эмпатии и культуры общения;

— включение студентов во внеаудиторную деятельность.

5. Опытно-экспериментальная работа подтвердила основные положения гипотезы о возможности воспитания гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Перед современным образованием стоит задача воспитания человека, обладающего разносторонней творческой активностью, сформированной гражданской позицией, твердыми гуманистическими убеждениями, способностью осуществлять выход за пределы нормативной деятельности, создавать и передавать ценности, понимать и грамотно оценивать явления современной культурной практики в ее нравственных, художественных направлениях. Для решения этой задачи необходимо подготовить педагогов, способных осуществлять такое воспитание. >

В связи с этим на первый план выдвигается гуманитарный подход в педагогическом образовании, который ведет будущих педагогов к культуре, к осознанию себя и своего места в мире природы, человеческих отношений. Такая постановка вопроса побудила нас к рассмотрению проблемы воспитания гуманитарной культуры у студентов педагогического колледжа, поиска возможностей повышения ее уровня в процессе реализации гуманитарного воспитательного потенциала иноязычного образования. Во все века реальным показателем гуманитарности считалось филологическая культура, владение языками. Традиционно путь иноязычного образования обеспечивал гуманитарное развитие личности через приобщение к лучшим образцам мировой и отечественной литературы, истории, философии, искусства.

В исследовании выделены два аспекта воспитания гуманитарной культуры: теоретический, который научно обосновывает эту идею, и практический, позволяющий развивать ее в непосредственной образовательной деятельности.

Теоретическая сторона идеи воспитания гуманитарной культуры будущего учителя иностранного языка опирается на анализ философских, педагогических подходов к культуре и воспитанию.

Теоретико-методологический анализ литературы позволил разработать концепцию воспитания гуманитарной культуры будущего учителя иностранного языка в процессе его профессиональной подготовки в педагогическом колледже. В ее основу положен культурологический подход к профессиональной подготовке учителя: поиск новых путей развития гуманитарности личности, идеи социокультурного, коммуникативного, аксиологического подходов к обучению иностранному языку и зарубежной литературе. Данные положения позволили предложить гипотезу, согласно которой воспитание гуманитарной культуры будущего учителя иностранного языка возможно в процессе изучения иностранного языка и зарубежной литературы, если:

— активизирован воспитательный гуманитарный потенциал специальных дисциплин филологического цикла (иностранный язык и зарубежная литература) в контексте социокультурного, исторического и аксиологического подходов;

— реализована совокупность следующих педагогических условий: актуализация аксиологического компонента содержания культуры страны изучаемого языкаорганизация ценностно-смыслового общения между преподавателем и студентами на занятиях по практике иностранного языка, зарубежной литературеактивизация креативно-ценностных методов обучения иностранному языку: бесед, ролевых игр, комплекса упражнений на развитие эмпатии и культуры общениявключение студентов во внеаудиторную деятельность.

Дальнейшая программа исследования состояла в выявлении и обосновании компонентной характеристики гуманитарной культуры учителя ИЯ, уровней и критериев ее сформированное&trade-.

В нашем исследовании мы рассматриваем гуманитарную культуру как вид профессионально-педагогической культуры, как оптимальную совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентации и качеств личности, универсальных способов познания и творческих действий, которая приводит к осмыслению философских, духовно-нравственных оснований педагогической деятельности и осознанию ее как своего социума культуры, сфера морального, мировоззренческого (смысложизненного) самоопределения. Гуманитарная культура — это прежде всего гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия. Гуманитарная культура учителя иностранного языкасложное трехкомпонентное образование, включающее: аксиологический компонент, содержащий ценностные ориентации, мотивы профессионально-педагогической деятельности, гуманистические чувства, убеждения, отношение к своей и чужой культуре как к ценностикогнитивный компонент, содержащий общегуманитарные знания, специальные знания (знания иностранного языка, литературы, истории страны изучаемого языка), профессионально-педагогические знанияличностно-деятельностный компонент, содержащий гуманитарные качества, умения в различных вид&х иноязычной речевой деятельности, умение транслировать гуманистические ценности родной и зарубежной культуры.

Определяющими чертами, взятыми исследователем за основные показатели гуманитарной культуры являлись:

— ориентация личности на общечеловеческие морально-этические ценности;

— усвоение социально-гуманитарного знания, развития творческого мышления, включение в сферу эмоциональных переживаний другого;

— способность и стремление совершать нравственно-ценные действия и поступки.

Перечисленные критерии также характеризовались следующими показателями:

1 критерий: направленность на гуманитарное самосовершенствование, профессионально-педагогическая направленность, включение в сферу эмоциональных переживаний другогоналичие гуманистических чувств, убеждений, идеалов.

2 критерий: полнота, глубина, прочность знаний.

3 критерий: языковая и речевая иноязычная грамотность, гибкость в общении, умение делать моральный выбор, способность совершать ценностные действия.

В соответствии с этими критериями и параметрами, были составлены характеристики трех уровней сформированности гуманитарной культурывысокого, среднего и низкого.

Продуктивной оказалась идея об актуализации ресурсных возможностей иностранного языка и зарубежной литературы в воспитании гуманитарной культуры. На всем протяжении исторического развития общества иноязычное образование вносило существенный вклад в развитие культуры человека.

Проведенный нами историко-педагогический анализ гуманитарной подготовки учителя в процессе иноязычного образования на базе Воронежской и Елецкой мужских гимназий в XIX и начале XX веков подтвердил это положение, показал также, что изучение древних и новых иностранных языков являлось важной составной частью гимназического образования. Иноязычное образование оказывало влияние на развитие гуманитарной культуры гимназистов. Знакомство с древней литературой, с красотой слога произведений античности, с шедеврами мировой художественной литературы помогало извлечь максимум полезной информации для расширения и формирования общего кругозора. Изучение иностранных языков способствовало более глубокому усвоению других предметов, оказывало сильнейшее воздействие на развитие личности учащихся, способствовало их общей образованности. Изучение и переосмысление исторического опыта позволило исследователю интегрировать прогрессивные находки и достижения прошлого в опытно-экспериментальной работе.

Продуктивной оказалась идея воспитания гуманитарной культуры будущих учителей в процессе изучения иностранного языка и иноязычной литературы за счет повышения культуроемкости содержания образования, придания ему аксиологического характера, построения гуманных отношений в диалоговом взаимодействии преподаватель студент, позволяющим передать все богатство социального опыта, осуществить ориентацию студента на общечеловеческие ценности в культуре, на ценности образования, воспитания, развить потребность студента в самоуважении, способствовать его саморазвитию, формированию жизненной позиции, его творческой самостоятельности, активности, инициативы.

Реализацией этого явилась опытно-экспериментальная программа, включающая:

— активизацию гуманитарного потенциала иностранного языка, позволяющего за счет программного материала, обогащенного информацией о системах ценностей культуры Великобритании и США, спецкурса «Гуманистические тенденции английской и американской литературы/) актуализировать аксиологический компонент английской и американской культуры;

— интенсификацию культуры иноязычного общения за счет решения проблемных ситуаций с гуманистическим содержанием, ролевых игр, способствующих самопознанию и самосовершенствованию;

— организацию ценностно-смыслового общения преподавателя и студентов, создание благоприятного психологического микроклимата в студенческой группе на занятиях по иностранному языку;

— включение студентов во внеаудиторную воспитательную деятельность.

Экспериментальная программа прошла апробацию в ходе опытного обучения. Результаты опытно-экспериментального обучения дала достаточно достоверную информацию о повышении уровня сформированности компонентов гуманитарной культуры студентов, таким образом подтвердили правильность первоначально выдвинутой гипотезы о возможности воспитания гуманитарной культуры будущего учителя иностранного языка при следующих педагогических условиях:

— актуализация аксиологического компонента содержания культуры страны изучаемого языка;

— организация ценностно-смыслового общения между студентами и преподавателем на практических занятиях по иностранному языку, зарубежной литературеактивизация креативно-ценностных методов обучения иностранному языку: бесед, ролевых игр, комплекса упражнений на развитие эмпатии и культуры общения;

— включение студентов во внеаудиторную деятельность.

Проведенное исследование не является исчерпывающим. Оно открывает перспективы для дальнейшего выявления потенциальных возможностей процесса в воспитании гуманитарной культуры студентов таких, как применение коммуникативных, компьютерных технологий, осуществление межпредметных связей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И.А. История гимназического образования в России ХУШ-Х1Х вв. Текст. / И. А. Алешинцев. — СПб., 1912. — С.41.
  2. , О.Ю. Толкование смысла как метод исследования художественного текста Текст. / О. Ю. Авденина // Принципы и методы исследования в философии. Конец XX века: научно-методический семинар. «ТехШэ». СПб — Ставрополь, 2001. — Вып. 6. — С. 130.
  3. , С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление Текст. / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988. — С. 253.
  4. , А.И. Введение в культурологию Текст. / А. И. Арнольдов.-М.: Академия, 1993.-С. 179.
  5. , Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным? Текст. / Ю. Н. Афанасьев // Вопросы философии. 2000. — № 7. — С.37−42.
  6. , О.С. Словарь лингвистических терминов Текст. / О. С. Ахманова. М.: Наука, 1966. — С. 450.
  7. , М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. — 47 с.
  8. , Е.П. Профессиональное воспитание учителя-филолога Текст. / Е. П. Белозерцев, В. Н. Мезинов, Г. Н. Сергеева. Елец: ЕГПИ, 1998. -С.93.
  9. , Е.П. На пути к русскому образованию Текст. / Е. П. Белозерцев // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 42.
  10. , Е.П. О национально-нравственном образовании в России Текст. / Е. П. Белозерцев // Педагогика. 1998. — № 3. — С.30−35.
  11. , Е.П. Педагогическая подготовка учителя-филолога: Идеология. Содержание. Технология) Текст. / Е. П. Белозерцев. -М.: Валент, 1996.-С.102.
  12. , К.Н. Школьная система в России перед Февральской революцией Текст. / К. Н. Бендринов // Народное образование. 1947. -№ 33. -С.42−53.
  13. М.Н. Состояние и перспектива гуманизации образования Текст. / М. Н. Берулава // Педагогика. 1996. — № 1. — С.9−11.
  14. , B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) Текст. / B.C. Библер // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С.31−42.
  15. , B.C. От наукоучения к логике культуры Текст. /
  16. B.C. Библер.-М.: Политиздат, 1991.-412 с.
  17. , B.C. Школа диалога культур Текст. / B.C. Библер // Советская педагогика. 1988. -№ 11. — С.29−34.
  18. Бим, И.Л. К проблеме базового уровня образования по иностранным языкам в средней школе Текст. / И. Л. Бим, М. З. Биболетова, М. Л. Вайсбурд, 0.3. Якушина // Иностранные языки в школе. 1990. — № 5.1. C.16−25.
  19. , О.С. Нравственное воспитание старшеклассников Текст. / О. С. Богданова, C.B. Черенкова. М.: Просвещение, 1988. — 206 с.
  20. , М.В. Национальные и общечеловеческие ценности в российском образовании первой четверти XX века Текст. / М. В. Богуславский // Магистр. 1998. — № 3. — С.39−52.
  21. , А.И. Проблема человека в русской философии XVII века Текст. / А. И. Болдырев. М.: Изд-во Московского университета, 1986. -С. 117.
  22. , Е.А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии Текст. / Е. А. Болховитинов. Воронеж, 1800.-С.22.
  23. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1997. -№ 4. -С.11−17.
  24. , Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность Текст. /Е.В. Бондаревская //Педагогика. 1999. — № 3.-С.37−49.
  25. , Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская, C.B. Кульневич. -М.: Ростов н/Д.: ТЦ «Учитель», 1999. 563 с.
  26. , В.П. Реформирование образования в России Текст. / В.П. Борисенков//Педагогика. 1997.-№ 5.-С. 17−41.
  27. , Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности / (к 20-летию со дня смерти А.Н. Леонтьева) Текст. / Б. С. Братусь // Вопросы философии. -1999.-№ И. С.81−89.
  28. , Б.С. Психология. Нравственность. Культура Текст. / Б. С. Братусь. М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994. — С.8−9.
  29. , Е.А. О филологическом образовании в школе Текст. / Е. А. Быстрова, М. В. Черкезова //Педагогика, — 1997. — № 6. — С. 11−17.
  30. , М.Л. Цели обучения иностранным языкам Текст. / М. Л. Вайсбурд // Иностранные языки в школе. 1994. — № 6. — С. 6−13.
  31. , А.П. Культуроведческая школа: концепция и модель образовательного процесса Текст. / А. П. Валицкая // Педагогика. 1998. -№ 4. -С.12−18.
  32. , А.П. Нужна ли России высшая педагогическая школа? Текст. / А. П. Валицкая // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 3 — 8
  33. , А.П. Русская эстетика 18 века. Историко-проблемный очерк просветительской мысли Текст. / А. П. Валицкая. М.: Искусство, 1983.-С. 238.
  34. , А.П. Сдвиг в ценностном измерении? Текст. / А. П. Вардомацкий // Социологические исследования. 1993. — № 4. — С.46−55.
  35. , Е.К. Развитие потребности взрослых в гуманитарной культуре в процессе освоения иностранного языка Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. К. Вдовина.-М., 1999.-С. 194.
  36. , Е.М. Национально-культурная семантика русских фразеологизмов Текст. / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров // Словари и лингво-страноведение. М., 1982. — С.89.
  37. , В.В. Традиционные и новые ценности в системе образования США Текст. / В. В. Веселова // Педагогика. 1996. — № 2. — С.102 -108.
  38. , Г. И. Из истории частных школ в Воронеже Текст. / Г. И. Веселовский // Русский вестник. 1867. — № 6. — С. 247.
  39. , Л.Г. Теоретические основы становления интеллигенции в образовательной системе высшей школы Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Л. Г. Викторова. Ростов н/Д, 1999. — 40 с.
  40. , Е.И. Воспитательные возможности процесса обучения иностранному языку Текст. / Е. И. Вишневский // Иностранные языки в школе. 1998. — № 4. — С.23−28.
  41. , И.Г. Актуальные проблемы колледжа Текст. / И. Г. Волиев // Специалист. 1995. — № 8. — С.5−1.
  42. , Ю.Г. Основополагающие идеи и принципы гуманистической идеологии Текст. / Ю. Г. Волков // Журнал: Социально-гуманитарное знание.-2001.-№ 2. -С.9.
  43. , Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет Текст. / Л.Б. Л. Б. Волченко. -М.: Изд-во Московского университета, 1992. -115с.
  44. , Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. СПб.: Издательство С-Петербургского ун-та, 1996. — 148 с.
  45. , ф. 64,оп. 1 д. 66 л. 38.
  46. , ф. № 85, оп. 2, д. 205, л. 79.
  47. , К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников Текст. / К. В. Гавриловец, И. И. Казимирская. Мн.: Нар. асвета, 1988. -128 с.
  48. , О.С. Ответственность школы за воспитание детей Текст. / О. С. Газман // Педагогика. 1997. — № 4. — С.45−52.
  49. ГАЛО-Ф.- 119.0п. 1. Д. 10.
  50. ГАЛО Ф. — 42. Оп. 1.Д.1) /Гаво ф.64 оп.1 д. 57 л. 1852. ГАЛО Ф.-42. Оп. 1.Д.З
  51. , Н.Д. Практические и общеобразовательные аспекты обучения иностранным языкам Текст. / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. 1995. — № 5. — С.8−13.
  52. Г АРФ ф. 2313, оп. 1, д. 43.
  53. ГАФО ф. И-64, оп. 1, д. 1.
  54. ГАФО ф. И-64, оп. 1, д. 154.
  55. ГАФО ф. И-64, оп. 1, д. 2.
  56. ГАФО ф. И-64, оп. 1, д. 322.
  57. ГАФО ф. И-64, оп. 1, д. 865.
  58. ГАФО ф. И-64, оп. 23, д. 322.
  59. ГАФО ф. И-64, оп. 23, д. 55.
  60. ГАФО ф. И-64, оп. 23, д. 59.
  61. ГАФО ф. И-64, оп. 88, д. 437.
  62. С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию Текст. / С. И. Гессен. М.: Издательский центр «Академия», 1995. -С.32, 33.
  63. , М.Т. Если вы преподаватель . Позиция. Модели. Технологии Текст. / М. Т. Гранкова. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.-С.66.
  64. , В.Ф. Профессиональное воспитание педагога средствами дидактической игры Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / В. Ф. Гревцева.-Липецк, 1999.- 176 с.
  65. , В.Г. Поиск и утверждение новой парадигмы социально-гуманитарного знания и образования Текст. / В. Г. Гуляев // Социально-гуманитарное образование. 2001. — № 2. — С. 7−8.
  66. , В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников Текст. / В. Е. Гурин. -М.: Педагогика, 1988. 136 с.
  67. , Ю.Н. Культура природа — традиция Текст. / Ю. Н. Давыдов. -М.: Учитель, 1978.-С.51.
  68. B.Д. Днепров. Л.: Сов. писатель, 1970. — 424 с.
  69. , Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России Текст. / Э. Д. Днепров // Педагогика. 1996. — № 5.1. C.39−46.
  70. , О.В. Очерки по философии образования Текст. / О. В. Долженко. М.: Промо-Медия, 1995. — 240 с.
  71. , Л.А. Педагогический колледж в структуре учебно-научного педагогического комплекса Текст. / Л. А. Доронова, А. К. Карпов // Специалист. 1995. — № 8. — С.8−10.
  72. , А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении Текст. / А. Б. Есин. М.: Академия, 1999.-216 с.
  73. Журналы «Наше наследие» № 1, 1989- № 6, 1989 (статьи о Розанове, Пришвине, Бунине). С. 820.
  74. Журналы: Педагогика, 1995, № 4. Материалы круглого стола «Философия образования" — Вопросы философии, 1995, № 1 круглый стол «Философия образования: состояние проблемы и перспективы».
  75. , А.П. О психологическом компоненте предмета «Иностранный язык» Текст. / А. П. Загорский // Иностранные языки в школе. -1990. № 6. — С.26−31.
  76. , А.П. Опыт использования личностно-гуманного подхода при обучении иностранному языку Текст. / А. П. Загорский, В. И. Силкин // Иностранные языки в школе. 1989. — № 6. — С.62−65. >
  77. Закон «Об образовании» Российской федерации Текст. М., 1992.
  78. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. М., 2000.
  79. , В.П. О целях и ценностях образования Текст. / В. П. Зинченко //Педагогика. 1997. — № 5. — С.3−16.
  80. , A.B. Критерии нравственной воспитанности Текст. /
  81. A.B. Зосимовский//Педагогика. 1992.-№ 11−12.-С.22−26.
  82. , A.B. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен Текст. / A.B. Зосимовский // Педагогика. 1998. — № 7. -С.74−77.
  83. , В.В. Игры обучение, тренинги, досуг Текст. /
  84. B.В. Петрушинского. М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
  85. С.Н. Диалог о культуре Текст. / С. Н. Иконникова. -Л.: Лениздат, 1987.-205 с.
  86. , E.H. Искусство общения Текст. / E.H. Ильин // Педагогический поиск. -М: Педагогика, 1989. С. 278.
  87. , Т.А. Педагогика: Курс лекций Текст.: учебное пособие для студентов пед. институтов / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  88. , М.Г. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы Текст. / М. Г. Иовчук, JI.H. Каган. М.: Политиздат, 1979.-208 с.
  89. , И.Ф. Культурологический подход как методологическое основание разработки содержания педагогического образования Текст. / И. Ф. Исаев // Преподаватель. 1999. — № 5. — С.43.
  90. И.Ф. Педагогика Текст.: учебное пособие для студ. пед. учеб. зав / И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  91. , И.Ф. Колледж как инновационное образовательное учреждение: опыт исследования профессионально-педагогической культуры Текст. / И. Ф. Исаев, H.JI. Шеховская. Белгород: Изд-во БГУ, 1997. — 144 с.
  92. , Е.И. О проблемах воспитывающих и развивающих методов обучения иностранному языку Текст. / Е. И. Исенина // Иностранные языки в школе. 1990. — № 1. — С.32−38.
  93. Т.Г. Дифференциация ценностных ориентаций студентов Текст. / Т. Г. Исламшина, O.A. Максимова, Г. Р. Хамзина // Социологические исследования. 1999. — № 6. — С.132−136.
  94. , М.С. Философская теория ценности Текст. / М. С. Каган. -СПб.: ТООТК «Петрополис», 1997. 205 с.
  95. , М.Г. О чем мечтают сегодня американские подростки Текст. / М. Г. Казакина // Педагогика. 1995. — № 5. — С.97−101.
  96. , В.Н. Формирование лингвогуманитарной культуры в процессе подготовки учителя к раннему иноязычному образованию Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13. 00. 08 / В. Н. Карташова. Елец, 2003. -14 с.
  97. , В.Н. Формирование лингвогуманитарной культуры учителя в сфере раннего иноязычного образования Текст., монография /
  98. B.Н. Карташова. М.: Прометей, МПГУ, 2002. — 287 с.
  99. , A.A. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки Текст. / A.A. Касьян // Педагогика. 1998. — № 2.1. C. 17−22.
  100. Ю5.Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь Текст. / Г. М. Код-жаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  101. , И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадиг-мальной рефлексии Текст.: курс лекций по философии педагогики /И.А. Колесникова. СПб.: Детство-Пресс, 2001. — С. 288 с.
  102. , И.А. Воспитание человеческих качеств Текст. / И. А. Колесникова // Педагогика. 1998. — № 8. — С.56−62.
  103. , Я.М. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого? Текст. / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова // Иностранные языки в школе. 2000. -№ 1. — С.28−31.
  104. , JI.B. Педагогические условия ориентации будущего учителя на ценности культуры страны изучаемого языка Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / JI.B. Колобова. Ориенбург, 1997. — 17 с.
  105. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе Текст.- под ред. Е. И. Пассова и В. Б. Царьковой. М.: Просвещение, 1993.-С.19.
  106. Концепция развития социально-педагогического колледжа на период 2000—2005 гг. Текст.- под общ. ред. Э. В. Паничевой, М. В. Дюжаковой. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2000. — 164 с.
  107. , В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования Текст. / В. М. Коротов // Педагогика. 1997. — № 5. — С.46.
  108. , З.И. Из воспоминаний бывшей пансионерки Текст. / З. И. Котлярова //Памятная книжка Воронежской губернии на 1914 год. Воронеж, 1914. Отд. IV. — С.110−112.
  109. , И.Б. Педагог: профессия и личность Текст. / И.Б. Кото-ва, E.H. Шиянов. Ростов н/Д, 1997. — С. 143.
  110. , И.Б. Философские основания современной педагогики Текст. / И. Б. Котова, E.H. Шиянов. Ростов н/Д, 1997. — 30 с.
  111. , Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста Текст./ Н. Б. Крылова. М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
  112. , В.П. Современные технологии профессиональной подготовки учителя иностранного языка Текст. / В. П. Кузовлев, В.Н. Карташо-ва. М.: МПГУ, Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2004. — 164 с.
  113. , В.П. Педагогика Текст. / В. П. Кузовлев. 2002. — № 1. -С. 53−54.
  114. , В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе Текст. / В. П. Кузовлев. М.- Елец, 1998. — С.131.
  115. , C.B. Личностно-ориентированное воспитание: Концепция. Содержание. Реализация Текст. / C.B. Кульневич. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1995.- 168 с.
  116. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования Текст.: монография- под ред. проф. Исаева И. Б. Белгород, 1999.- 151 с.
  117. , В.А. Естественное и искусственное: борьба миров Текст. / В. А. Кутырев Н.-Новгород, 1999. — С.52.
  118. , Б.А. Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе Текст. / Б. А. Лапидус. М.: Высшая школа, 1986. — 195 с.
  119. , М.М. Технологии профессионального педагогического образования Текст. / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  120. Лейкина-Свирская, В. Р. Интеллигенция в России во второй половине 19 в. Текст./В.Р. Лейкина-Свирская. -М., 1971.-С. 152.
  121. , E.H. Справочник по фондам ГАЛО Текст. / E.H. Леонидова. Воронеж: Центрально-чернозёмное книжное издательство, 1986. -13 с.
  122. , A.A. Коммуникативность: пришло или прошло время? Текст. / A.A. Леонтьев // Иностранные языки в школе. 1991. — № 5. — С.22−23.
  123. , М.К. Развитие цивилизации в Америке Текст.: в 2-х т. / М. К. Лернер. М.: Радуга, 1992. — С.672. — Т. I.
  124. , O.A. Культурные факторы формирования личности Текст./ O.A. Лосева. М.: Академия, 2001. — С. 124.
  125. , В.М. О духовно-нравственном развитии личности Текст. / В. М. Мальцева, В. В. Зельновский // Педагогика. 1994. — № 4. -С.96−98.
  126. , Э.С. Понятие «культура» в системе современных социальных наук Текст. / Э. С. Маркарян. -М.: Совершенство, 1973. С. 180.
  127. , А.П. Кризис идентичности и ресурсы гуманитарного образования Текст. / А. П. Марков // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 13−17.
  128. , С.Б. Техникум колледж: поиски и находки Текст. / С. Б. Маслов, И. П. Ефремов, Л. М. Петухова, Е. Д. Колегова, E.H. Литвинова // Специалист.- 1992.-№ 10.-С.16−17.
  129. Материалы для истории Воронежской гимназии Текст. // Памятная книжка Воронежской губернии на 1900 г. Воронеж, 1899.
  130. , В.М. Культурология и философия культуры Текст. / В. М. Межуев // Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы. -М., 1993.-С.16.
  131. , Р.П. Организация ролевой игры на уроке Текст. / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 1987. — № 3. — С.8−13.
  132. , Р.П. Порог ментальности российских и английских студентов при соприкосновении культур Текст. / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 1997. — № 4. — С. 17−22.
  133. , Р.П. Проблема развития школьников средствами иностранного языка Текст. / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. -1989. -№ 3. -С.20−25.
  134. , Р.П. Феномен американской ментальности Текст. // Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 1999. — № 5. — С.68−73
  135. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения языка Текст. / Р.К. Миньяр-Белоручев. -М.: Стелла, 1996.-С. 144.
  136. , A.A. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам Текст. / A.A. Миролюбов // Иностранные языки в школе. -2001. -№ 5.-С.11−14.
  137. , JI.M. Психология профессионального развития учителя Текст. / JI.M. Митина. М.: Флинта, 1998. — 200 с.
  138. , Г. И. Организация внеклассной работы по немецкому языку Текст. / Г. И. Мокроусова, Н. Е. Кузовлева. М.: Просвещение, 1989. -С.33−40.
  139. , H.A. Педагогика среднего профессионального образования Текст. / H.A. Морева. М.: Академия, 1999. — 304 с.
  140. , JI. Н. Энциклопедия психологических тестов Текст. / Л. Н. Москвина. М.: ООО «Изд-во ACT», 1997. — 333 с.
  141. , Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка Текст. / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Булькон и др. Мн.: Высшэйшая школа, 1996. — 522 с.
  142. , Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека Текст. / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 4. — С.3−8.
  143. , A.M. Колледж-модель для России? Текст. / A.M. Новиков //Специалист. № 8. — 1995. — С. 2−5.
  144. , Ю.М. Восхождение к индивидуальности Текст. / Ю. М. Орлов. -М.: Просвещение, 1991.-С.257.
  145. Основные положения концепции педагогического образования Текст.-М.: МО РФ, 1992.-С.15.
  146. Основы философии Текст.: учебное пособие для вузов- отв.ред. Е. В. Попов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 320 с.
  147. , В.В. Страноведческий материал на уроке английского языка Текст. / В. В. Ощепкова // Иностранные языки в школе. 1998. — № 1. -С.77−83.
  148. , В.В. Язык и культура Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии Текст. / В. В. Ощепкова. М.-СПб.: ГЛОССА /КАРО, 2004.-336 с.
  149. Памятная Книжка Воронежской губернии на 1856 г. Текст. -Воронеж, 1856.-С.5−7.
  150. Памятная Книжка Воронежской губернии на 1900 г. Текст. Воронеж, 1900. — С.10−15.
  151. Памятная Книжка Воронежской губернии на 1907 г. Текст. -Воронеж, 1907.-С.22−28.
  152. Памятная Книжка Воронежской губернии на 1913 г. Текст. -Воронеж, 1913. -С.10−14.
  153. Памятная Книжка Воронежской губернии на 1916 г. Текст. Воронеж, 1916.-С.8−16.
  154. , Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур Текст. / Е. И. Пассов. -Липецк, 1998.-159 с.
  155. , Е.И. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества Текст. / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, B.C. Коросте-лев // Иностранные языки в школе. 1987. — № 6. — С.29−33.
  156. , Е.И. Учитель иностранного языка: мастерство и личность Текст. / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. Б. Царькова. М.: Просвещение, 1993.-С. 159.
  157. Педагогическая энциклопедия Текст.: в 4 т. -М.: Советская энциклопедия, 1966.
  158. Педагогика Текст.- под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспеда-генство, 1996. — 604 с.
  159. Педагогика профессионального образования Текст. / Е.П. Бело-зерцев, А. Д. Танеев, А. Г. Пашков и др.- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. — 368 с.
  160. Педагогический альманах: Свободное воспитание Текст. Вып. № 3. — M., 1993.-С.17.
  161. Педагогический словарь Текст.- под ред. И. А. Капрова. Т.1. — М: АПН, 1960.-С.774.
  162. , Л.М. Содержание образования с позиций самоидентификации личности Текст. / Л. М. Пермикова // Педагогика. 1997. — № 3. -С.37.
  163. , В.И. Педагогическая этика Текст. / В. И. Писаренко, И. Я. Писаренко. Мн.: Нар. асвета, 1977. — 256 с.
  164. , Г. В. Проблема духовности (состав, типы, назначение) Текст. / Г. В. Платонов, А. Д. Косичев // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1998. — № 2. — С.3−32.
  165. , Б.Р. О стимулах становления человека и смены его ценностей Текст. / Б. Р. Пойзнер // Высшее образование в России, 1996. -№ 3. -С.57−60.
  166. , Е.С. Обучение в сотрудничестве Текст. / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. -№ 1. — С.4−11.
  167. , В.И. Мировая и отечественная культура Текст. / В. И. Полищук. Екатеринбург, 1993. — С.12.
  168. , A.A. Теория и практика развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / A.A. Полякова. Ориенбург, 2002. — С.460.
  169. , М.В. Гуманитаризация образования и концепция инте-гративного курса по страноведению Текст. / М. В. Пономарев // Иностранные языки в школе. 1996. — № 2. — С.19−22.
  170. Понять Британские государственные институты Текст.- сост. и ред. К. Хьюитт и М. Феклиш. Оксфорд: perspective publications, 1998. -297/254-с.
  171. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других Текст.- сост. Р. Римская, С. Римский. М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. -376 с.
  172. Практический курс английского языка 1 курс Текст.- под редакцией В. Д. Аракина. М.: Владос, 2003. — 330.
  173. Практический курс английского языка 2 курс Текст.- под редакцией В. Д. Аракина. М.: Владос, 2003. — С.330.
  174. Программа модернизации педагогического образования. Приказ № 13/3.-М., 2003.-С. 3
  175. Программы для общеобразовательных учреждений. Иностранные языки Текст. -М.: Просвещение, 1994. 237 с.
  176. Профессиональная культура учителя Текст.- под ред. В.А. Сла-стенина. M., 1993.-С.13.
  177. , A.C. «Свет мой, зеркальце, скажи.»: методические разработки социально-психологических тренингов Текст. / A.C. Прутченков. -М.: Новая школа, 1996. 144 с.
  178. Психологические проблемы развития нравственных убеждений Текст. Липецк, 1987. — С.9.
  179. Психологические тесты Текст.- сост. Э. Р. Ахмеджанов. М.: Светотон, 1995.-320 с.
  180. Психология. Словарь Текст.- под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  181. Психолого-методические особенности развивающих методов обучения иностранному языку Текст.: межвузовский сб. научн. трудов.- отв. ред. Е. И. Иселина. Иваново, 1994. — 135 с.
  182. , Ю.В. Школы и просвещение Воронежского края в XVIII веке Текст. / Ю. В. Пыльнев, С. А. Рогачев. Воронеж: Квадрат, 1997. -С. 97.
  183. Райдаут Рональд. Толковый словарь английских пословиц Текст. / Рональд Райдаут. СПб: Лань, 1997. — 256 с.
  184. , П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера Текст. / П. Е. Решетникова. М.: ВЛА-ДОС, 2000.-304 с. 193. РГИА ф. 730, оп.1, д.ЮЗ.194. РГИА ф. 730, оп.2, д. 369.
  185. Реформа образования в России и государственная политика в сфеiре образования Текст. 1992. — С. 14.
  186. , Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании Текст. / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.
  187. , Г. В. Личностное чтение Текст. / Г. В. Рогова, Г. Н. Ловце-вич // Иностранные языки в школе. 1994. -№ 1. — С.16−19.
  188. , Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе Текст. / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. М.: Просвещение, 1991.-287 с.
  189. Российская педагогическая энциклопедия Текст.- под ред.
  190. B.В. Давыдова.-М., 1993.- 180 с.
  191. Россия: Энциклопедический словарь Текст. Л.: Лениздат, 1999. -С. 400.
  192. , Л.И. Самовоспитание личности Текст. / Л.И. Рувин-ский.-М.: Мысль, 1984.- 140 с.
  193. , Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников Текст. / Л. И. Рувинский. М.: Педагогика, 1981.- 128 с.
  194. , С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам Текст. /
  195. C.Н. Савина. М.: Просвещение, 1991. — С. 159.
  196. , В.В. Иностранный язык в двуязычном образовании российских школьников Текст. /В.В. Сафонова // Иностранные языки в школе. 1997.-№ 1,-С. 2−7.
  197. , В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования Текст. /В.В. Сафонова // Иностранные языки в школе. -2001.-№ 1.
  198. , В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам Текст. /В.В. Сафонова. М.: Высшая школа Амекорт Интернэшнл, 1991.-311 с.
  199. , Ю.В. Гуманитаризация образовательной среды в университете Текст. / Ю. В. Сенько // Педагогика. 2001. — № 5. — С. 53−54.
  200. , Ю.В. Гуманитарное определение стиля нового педагогического мышления Текст. / Ю. В. Сенько // Педагогика. 1999. — № 6. — С.45.
  201. , И.Н. Проблемы современного воспитания в философском контексте Текст. / И. Н. Сиземская, Л. И. Новикова // Педагогика. -1998.-№ 7.-С. 14−22.
  202. , П.М. Воронежская Николаевская женская прогимназия. Исторический очерк. К 50-летию её существования (1863−1813 гг.) Текст. / П. М. Ситник // Памятная книжка Воронежской губернии на 1914 год. Отд. IV.-С. 1−83.
  203. , В.А. Аксиологические основы образования «Ценностные приоритеты общего и профессионального образования Текст.: материалы Международ, науч.-практ. конф. Часть 1 / В. А. Сластенин. М., 2000. -С.29.
  204. , В.А. Лингвогуманитарная культура учителя иностранного языка Текст.: монография / В. А. Сластенин, В. Н. Карташова. М.: Международная академия наук педагогического образования, Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2003.-232 с.
  205. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки Текст. / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976.-С. 89.
  206. , В.А. Формирование профессиональной культуры учителя Текст. / В. А. Сластенин. -М., 1993. С. 13.
  207. , В.А. Общая педагогика Текст. / В. А. Сластенин, М. Ф. Исаев.-М.: Владос, 2002.-Часть 1.-С.102.
  208. Словарь по этике Текст.- под ред. A.A. Гусейнова и И. С. Кона.i
  209. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
  210. , Л.П. Художественный текст в обучении иностранным языкам в языковом вузе: Теория и практика отбора Текст.: монография / Л. П. Смелякова. СПб.: Образование, 1992. — 142 с.
  211. , Р.В. Общечеловеческие ценности к нетрадиционному пониманию Текст. / Р. В. Соколова // Свободная мысль. 1994. — № 1. -С.52−61.
  212. , B.C. Собр. соч. Текст.: в 2-х т. / B.C. Соловьёв. М.: Владос, 1996.-Т. 2.-С. 315.
  213. , B.C. Культура Текст. / B.C. Степин // Вопросы философии.-1999.-№ 8.-С.61−71.
  214. , Д.И. Америка: народ и страна Текст. / Д. И. Стивенсон. -М.:ППП, 1993.-С.192.
  215. , М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников Текст. / М. Г. Тайчинов. -М.: Просвещение, 1982. 160 с.
  216. , Г. Д. Лингвострановедение что это такое? Текст. / Г. Д. Томахин // Иностранные языки в школе. — 1996. — № 6. — С.22−27.
  217. , Х.Г. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров Текст. / Х. Г. Тхагапсоев // Педагогика. 1998. — № 1. -С. 66−72.
  218. , Г. Н. Воспитательный процесс как открытая система Текст. / Г. Н. Филонов // Педагогика. 1998. — № 8. — С.35−40.
  219. Философия Текст.: учебное пособие для студентов вузов / Авторский коллектив под руководством Ю. В. Осичнюка, B.C. Зубова. Киев: Ф1ТА, 1994.-С. 384.
  220. Философский словарь Текст.- под редакцией И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1980.-444 с.
  221. , М.И. Образование в России: философия, идеология, политика Текст. / М. И. Фишер // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 17−23.
  222. , С.Л. Этика нигилизма / Вехи. Из глубины Текст.- сост. A.A. Яковлева. М.: Правда, 1991. — С. 606.
  223. , А.Г. Социология воспитания Текст. / А. Г. Харчев. М.: Высшая школа, 1999. — С.54.
  224. , К. Понять Британию Текст. / К. Хьюитт. М.: Высш. шк., 1994.-С. 199.
  225. , В.В. Колледж на рынке образовательных услуг Текст. / В. В. Шевелев, В. Н. Беседина // Специалист. № 2. — 1996. — С.8−12.
  226. , С.Н. Как строилась гимназия Текст. / С. Н. Шилов // Красное Знамя. 13.07.1996.
  227. , Н.Б. Пути формирования лингвосоциокультурной компетенции в интенсивном курсе обучения иностранному языку (английский язык в неязыковом педагогическом вузе) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Б. Шиханян. М., 1996.- 18 с.
  228. , JI.B. Избранные работы по языкознанию и фонетике Текст. / JI.B. Щерба. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1958. -Т.1. -С. 27, 33.
  229. Энциклопедический словарь по культурологи Текст. -М.: Центр, 1997.-477 с.
  230. , Н.Е. Новое воспитание Текст. / Н. Е. Щуркова. М., 2000.-С. 79.
  231. , М.М. Профессионально-педагогическая направленность в научной подготовке учителей средней школы в дореволюционной России Текст. / М. М. Эскин // Советская педагогика. 1953. -№ 33. — С.84−96.
  232. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И-С. Якиманская. М.: Центр, 1996. — С. 84.
  233. , Е.В. Об англоязычной культуре на английском языке Текст. / Е. В. Яковлева, Е. Ю. Вершинина. М.: Московский лицей, 1997. -С.248.
  234. Hecker, М. American Literature / M. Hecker, A. Golovenchenko, B. Kolesnikov- под ред. проф. С. Н. Засурского.-М.: Просвещение, 1978.
  235. Brooks, N. The Analysis of Language and Familiar cultures / N. Brooks // The Cultural Revolution in Foreign Language Teaching: A Guide for Building the Modern Curriculum Skokie, Illinois: National Textbook, 1975. — p. 19−31.
  236. Jespersen, О. How to Teach a Foreign Language / O. Jespersen. L.: George Allen, 1956.-202 p.
  237. G. Robinson Stuart, N. Nocon Second, Culture Acquisition: Ethnography in the Foreign Language Classroom // The Modern Language Journal. — N. -Y., 1996. — Vol. 80. — № 4. — p. 431 — 449.
  238. Lado К. Linguistics across Cultures Applied Linguists for Language Teacher. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1957. — 141 p.
  239. Liz and John Soars New Headway. Intermediate and Upper-Intermediate // Student’s Book. Oxford: Oxford University Press, 2002. — 160 c.
  240. Peter Viney and Karen Viney Student’s Book 2 // Oxford University Press. Oxford, 1994. — 134 c.
  241. N. Seelye Teaching Culture: Strategies for Foreign Language Educators/ Skokie: National Textbook Company, 1974. — 188 p.- Seelye, N. Teaching Culture: Strategies for Intercultural Communication. — Lincolnwood: National Textbook Company, 1993. — 336 c.
  242. Virginia Evans Nei / O’Sullivan Click on 2. Student’s Book / Virginia Evans -Nei / O’Sullivan. — Express Publishing, 2002. — C. 250.
Заполнить форму текущей работой