Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ реализации межпредметных связей для изучения вопросов гражданской обороны на основе информационных технологий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При организации уроков большое внимание следует уделять подготовке учащихся, так как это активизирует их познавательную деятельность, мобилизует умственные способности, прививает навыки научной и исследовательской работы. На разных этапах коллективного решения задач урока могут иметь успех учащиеся с разными познавательными способностями. Принимая участие в групповой работе, не очень способные… Читать ещё >

Анализ реализации межпредметных связей для изучения вопросов гражданской обороны на основе информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ реализации межпредметных связей для изучения вопросов гражданской обороны на основе информационных технологий.

Связь между предметами — одно из основных требований дидактики профтехобразования. Единство и взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования обеспечивается, прежде всего, на основе межпредметных связей. В современных условиях всем нам приходиться сталкиваться с техникой, явлениями природы и экологией, отрицательно воздействующими на человека. Вот почему важными составляющими всесторонней подготовки молодежи к действиям в экстремальных условиях и при прохождении действительной военной службы являются воспитание у них творческого, системного мышления и формирование мобильного использования знаний. Воин только тогда может успешно действовать в бою, выполнять сложные задачи, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным предметам, взаимосвязаны, взаимообусловлены и представляют собой единый комплекс [33].

В учебном процессе по предмету ОБЖ имеются три вида межпредметных связей:

Предшествующие, когда при раскрытии того или иного вопроса преподаватель опирается на знания учащихся, полученные при изучении других предметов. Так, например, нельзя понять принцип действия индивидуальных дозиметрических приборов, если не опираться на знания, полученные в 9-ом классе на уроках физики при изучении темы «Конденсаторы. Электроемкость плоского конденсатора».

Сопутствующие, когда ряд фактов, понятий, определенная информация одновременно разбираются на уроках ОБЖ и в курсах других предметов. К сожалению, реализация такого вида связей — дело случая, хотя при хорошо продуманном и высокоорганизованном учебно-воспитательном процессе сопутствующие связи должны стать основными.

Перспективные, когда изучение материала по ОБЖ опережает их рассмотрение на уроках по другим предметам. Так, например, тема «Оружие массового поражения» изучается в курсах ОБЖ до того, как на уроках физики разбираются вопросы атома и атомного ядра [11].

Стремясь повысить активность учащихся, большинство преподавателей значительно увеличивает объем самостоятельной работы на этапе ознакомления с новым материалом и для его первичного закрепления.

Но, организуемая по традиционной методике, самостоятельная работа учащихся не дает должного эффекта, так как в ходе такой работы активно думают и мыслят лишь отдельные учащиеся. Остальная часть — пассивна, она по-прежнему получает уже готовые знания. Создается ложное представление о качестве усвоения знаний всеми учащимися.

Стремясь выполнить этот пробел, а также пробел ряда практических навыков, приобретенных ранее учащимися, автором наряду с реферативным и ситуационным методами, учебно-тренировочными картами, задачами-заданиями, кроссвордами, тестами и др. сделана попытка провести ряд практических работ в условиях нового содержания курса ОБЖ и соответствия предмета требованиям Государственного стандарта.

Практические работы по ОБЖ включают семь тем. Первые три темы посвящены основам военной службы. При выполнении четвертой темы предусматривается определение сторон горизонта и времени (по базовому учебнику) и измерение расстояний с помощью подручных средств.

В пятой работе проводится расчет уровней и доз радиации для конкретных вариантов исходных данных. Работа основана на применении знаний по математике и физике и дает возможность осознанного представления о длительности пребывания в опасных зонах с повышенным уровнем радиации.

Шестая тема посвящена проблеме безопасной езды на автомобиле. При выполнении этой работы учащиеся определяют безопасную дистанцию между автомобилями, предельный боковой занос при торможении и условия опрокидывания автомобиля, предельный боковой занос при торможении и условия опрокидывания автомобиля при различных значениях скорости и качестве дороги. Даются рекомендации безопасной езды на автомобиле при интенсивном движении.

Седьмая тема посвящена статистическим данным, полученным самостоятельно учащимися, о продолжительности жизни человека и ее изменении за последнее время в городских, как правило, экстремальных условиях.

Характерной особенностью данного дидактического материала является то, что процесс выполнения работ, а также их результаты фиксируются на уроках, что позволяет преподавателю контролировать учащегося и своевременно обнаруживать в его знаниях пробел. Такой прием способствует формированию четкости мышления, развивает внимание, наблюдательность, мобилизует память.

В целом предложенный курс практических работ по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» помогает:

  • — сформировать у учащихся умение мобильно использовать полученные по ОБЖ знания для более глубокого изучения явлений и процессов при изучении других дисциплин;
  • — активизировать учащихся в приобретении и применении на практике своих знаний.

Чтобы урок был полезным, убедительным и запоминающимся можно использовать не только традиционные, и другие нестандартные формы его проведения с привлечением специалистов из разных областей знаний. Такими специалистами вполне могут быть школьные медицинские работники и учителя предметники. А чтобы учащиеся не были пассивными слушателями, следует привлекать к проведению урока и самих школьников. Организация интегрированного урока может быть разной: это может быть семинар, урок-лекция, урок-конференция, обобщающе-повторительный урок и др.

При организации уроков большое внимание следует уделять подготовке учащихся, так как это активизирует их познавательную деятельность, мобилизует умственные способности, прививает навыки научной и исследовательской работы. На разных этапах коллективного решения задач урока могут иметь успех учащиеся с разными познавательными способностями. Принимая участие в групповой работе, не очень способные учащиеся также могут проявить себя, показав, допустим, свою практичность и исполнительность [33].

Дидактические требования, которые необходимо предъявлять к межпредметному уроку:

Межпредметный урок должен иметь четко сформированную образовательную задачу, для решения которой необходимо привлечение знаний из других предметов.

На таком уровне следует обеспечить высокую активность учащихся. У них должен возбуждаться интерес к познанию связей между информацией из разных предметов. А это достигается:

  • — выполнением практических, самостоятельных работ межпредметного содержания; например, можно заблаговременно выдать домашние задания;
  • — решением вычислительных задач межпредметного содержания.

Для более полной реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций межпредметных связей творчески работающий, ищущий преподаватель найдет и использует связь предмета ОБЖ с литературой и искусством, общественными науками, предметами естественно-математического цикла, физической культурой и др. Ведь именно гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление, воспитывают духовно-богатую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности, обладающую развитым чувством социальной и нравственной ответственности [11].

Таким образом, можно утверждать, что в современном обучении учащихся значение межпредметных связей возросло до самостоятельного дидактического принципа. Применяя их в своей практике, реализуется основной принцип обучения — принцип систематичности, последовательности и комплексности, что помогает повысить интеллектуальный уровень предмета ОБЖ.

Однако на уроках ОБЖ мало используются современные информационные технологии.

Исходя из этого, мы разработали урок по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на тему «Химическое оружие».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой