Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методические особенности интеграции геометро-графических и профессиональных знаний студентов технических направлений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отечественной и мировой педагогике имеется достаточно богатый опыт исследования проблем интеграции. За 1990;2007гг., по данным «библиотечных каталогов», увидело свет более двухсот таких работ. Богатый вклад в развитие проблем интеграции внесли работы ученых, посвященные анализу интеграционных процессов в области образовательной теории и практики. Защищены диссертационные исследования… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы интеграции геометро-графических и профессиональных знаний
    • 1. Проблемы интеграции в педагогическом процессе
    • 2. Роль геометро-графических и профессиональных знаний в образовательном процессе
    • 3. Интеграция геометро-графических и профессиональных знаний при выполнении курсового и дипломного проектирования (для студентов пищевых направлений)
  • Глава 2. Разработка методической основы развития геометро-графических и профессиональных знаний студентов технических направлений (на примере студентов факультета пищевых производств)
    • 1. Мониторинг проблемы интеграции геометро-графических и профессиональных знаний студентов технических специальностей
    • 2. Определение уровней развития геометро-графических и профессиональных знаний студентов экспериментальной группы

    § 3 Основные направления опытно-экспериментальной работы по развитию геометро-графических и профессиональных знаний студентов технических направлений (на примере студентов факультета пищевых производств) 103

    § 4 Описание интегрированного курса «Геометро-графическая подготовка и инженерные основы специальности

    Машины и аппараты пищевых производств" 108

    Глава 3. Определение эффективности внедрения методики профессиональной подготовки студентов технических направлений на основе интеграции геометро-графических и профессиональных знаний в учебный процесс (на примере специальности

    Машины и аппараты пищевых производств") 133

    § 1 Диагностический анализ результатов внедрения интегрированного курса «Геометро-графическая подготовка и инженерные основы специальности «Машины и аппараты пищевых производств» в учебный процесс 133

    § 2 Обработка эмпирических данных с применением математического метода сравнения вариантов с использованием показателей эффективности 146

Методические особенности интеграции геометро-графических и профессиональных знаний студентов технических направлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономические и социальные условия, сложившиеся в современном обществе, выдвигают вполне конкретный ряд требований к специалисту в отношении объема знаний, навыков и умений. Причем эти требования мобильны и могут меняться в соответствии с развитием производства, наличием спроса и предложения на специалиста в условиях рыночной экономики.

В связи с модернизацией отечественного высшего образования и вводом двухступенчатой системы подготовки специалистов (бакалавров и магистров) вузам неизбежно предстоит активизировать все ресурсы, приложить все усилия, что бы качество выпускаемых специалистов только повышалось.

В связи с этим подготовка высококвалифицированных специалистов технического профиля в настоящее время не может осуществляться только традиционными методами.

С целью подготовки специалистов технических специальностей, обладающих высоким научно-техническим и культурным интеллектом, способных постоянно повышать свой теоретический и профессиональный уровень, учебный процесс в вузах должен базироваться на интеграции образования, науки и производства. При существующих методах преподавания в вузе, обуславливающих развитие творческих способностей личности, основу составляют активные формы обучения, развивающие у студентов самостоятельность в познании и творческую активность.

Однако на практике начала складываться ситуация, когда ради достижения высокого качества профессионально-ориентированной подготовки ущемляется общетехническая и естественнонаучная подготовка, создававшая базу для подготовки специалиста, способного к профессиональному росту не только в одной узко выбранной области, но и в смежных областях. Желание устранить данное противоречие привело к тому, что чаще пересматриваются и изменяются государственные образовательные стандарты, что дестабилизирует образовательный процесс в вузе. Таким образом, в области подготовки специалистов технических специальностей перед высшей школой в настоящее время стоит задача: разрешить противоречие между качеством подготовки специалистов и сохранением широкопрофильного образования, обеспечивающего универсальность специалиста, что крайне необходимо в условиях быстроменяющегося производства современной рыночной экономики.

России предстоит вывести общественное производство на так называемый мировой уровень производительности, качества, конкурентоспособности.

Новые информационные педагогические технологии и методики обучения помогают решению этой задачи. Одним из факторов, позволяющих решить эту задачу, являются интеграционные процессы в образовании. Представление и получение интегративных знаний становится важной задачей создания студентами собственных целостных знаний для будущей профессиональной деятельности. Такую структуру квалификации практически легко обеспечить, в том числе преодолением искусственной многопредметности общепрофессиональных и специальных дисциплин, обслуживающей передачу так называемых «основ профессионального образования».

Основной задачей профессионального образования является подготовка качественного специалиста, и интеграция накопленных знаний необходима. Это невозможно осуществить в рамках отдельных дисциплин, ибо каждая дисциплина ревностно отделяет свою область знания от других и оперирует выработанными в рамках этой области понятиями. >

Сфера человеческой деятельности стремительно расширяется. Отдельные направления разбиваются на ряд более узких, появляются принципиально новые области знаний. Кроме известных положительных моментов такого роста появляется отрицательная тенденция — потеря целостности. Эта проблема возникает и у студентов и у молодых специалистов, стоящих в преддверии профессиональной деятельности. В связи с изложенным, необходим обратный процесс — интеграция результатов различных направлений деятельности и установление взаимосвязей между ними.

Особенно большое значение это имеет для формирования теоретических и профессиональных знаний специалистов технических специальностей. В основе инженерных знаний, получаемых этими специалистами, лежит ряд дисциплин, охватывающих общеинженерную и специальную подготовку. Для успешного освоения этих дисциплин, а так же для привития навыков в использовании современных информационных технологий необходима образность мышления, умение обобщать накопленный опыт в области инженерного творчества. Как показала практика, наилучшим образом такую подготовку обеспечивают интеграционные процессы в обучении, а именно интеграция геометро-графических и специальных знаний студентов.

В отечественной и мировой педагогике имеется достаточно богатый опыт исследования проблем интеграции. За 1990;2007гг., по данным «библиотечных каталогов», увидело свет более двухсот таких работ. Богатый вклад в развитие проблем интеграции внесли работы ученых, посвященные анализу интеграционных процессов в области образовательной теории и практики. Защищены диссертационные исследования, непосредственным своим предметом имеющие указанные процессы (М.Н. Берулава, В. Д. Семенов, Л. Д. Федотова и др.) Значительное место отводится аспектам педагогической интеграции в исследованиях таких ученых как B.C. Безрукова, Н. К. Чапаев и др. Пристальным вниманием пользуется интегративная тематика у зарубежных исследователей: американских (А.Блум, Дж. Брунер, Г. Винтроп Р. Гагне, Дж. Розерфорд и др.), немецких (Р.Винкель, Л. Клинберг, А. Коссаковски и др.), болгарских (М.Андреев Д. Лазарев, И. Сантулови др.), венгерских (О.Михай, А. Хорват и др.) и т. д.

Проделанный анализ источников позволяет утверждать, что интеграция исследуется на методологическом, теоретическом и практическом уровнях. Такие ученые как Г. И. Батурина А.П. Беляева, М. Н. Безрукова, М. Н Берулава, В. И Загвязинский, B.C. Леднев, В. Н. Максимова, В. Д. Семенов, Ю. С. Тюников, Н. К. Чапаев исследовали теоретико-методологические основы, факторы и сущностно-категориальные характеристики педагогической интеграции. Такие ученые как А. С. Белкин, И. Г. Еременко, Ю. Н. Ракчеева и др. определили подходы к выявлению структурно-морфологических составляющих и исследовательского инструментария интеграции. М. Н. Безрукова, М. Н. Берулава, Ю. С. Тюнников, Н. К. Чапаев и др. разработали средства технологического обеспечения педагогической интеграции. У зарубежных исследователей особой популярностью в качестве предмета анализа пользуются интеграционные процессы в содержании образования (А.Блум, Г. Винтроп и др.), психофизиологические основы учебно-познавательной интеграции (Дж. Брунер, А. Кассаковски и др.) и т. п.

Однако, очень мало работ, посвященных исследованиям интеграции предметных знаний в целом и интеграции геометро-графических и профессиональных знаний в частности, что является, как это уже отмечалось выше, одним из наиболее эффективных методов подготовки специалистов технического профиля.

В настоящее время междисциплинарный синтез рассматривается как личное дело обучающегося, очень редки случаи, когда на учебных занятиях обсуждаются многоаспектные проблемыу обучающихся недостаточно развиты способности диалогического и полиологического мышления и общения. Практика приема междисциплинарных экзаменов, курсовых и выпускных квалификационных работ показывает, что студенты в ходе выполнения вышеуказанных работ редко прибегают к синтезу приобретенного собственного опыта и полученных предметных знаний.

Из вышеизложенного можно выявить следующие противоречия:

— между становлением процесса интеграции геометро-графических и специальных знаний в ведущую закономерность при формировании специалиста технического профиля (бакалавра или инженера) в вузе и фактически господствующим положением дезинтеграционных тенденций в формировании знаний, нужных этому специалисту;

— между необходимостью проведения в учебном процессе вуза научно-исследовательской и учебно-методической работы по интеграции знаний и реализацией процесса интеграции знаний на практике.

Причины указанных противоречий могут быть разные. Главнаяотсутствие целостного представления о профессиональных знаниях применительно к будущей специальности.

Основная идея проводимых нами исследований — показать на примере подготовки инженеров пищевых направлений, эффективность использования интеграции геометро-графических и профессиональных знаний, ведущую к повышению качества подготовки специалистов, которая может быть применена при подготовке бакалавров.

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать методику формирования целостности профессиональных знаний студентов инженерно-технических специальностей, направленную на повышение качества их подготовки, базирующуюся на реализации процесса интеграции геометро-графических и профессиональных знаний.

Объект исследования — учебно-познавательная деятельность студентов технических специальностей.

Предмет исследования — процесс интеграции геометро-графических и профессиональных знаний студентов технических специальностей.

Гипотеза исследования: — достижение интегративного уровня знаний, развитие творческой активности и формирование конкурентоспособного специалиста технического направления будет более эффективным на основе реализации процесса интеграции геометро-графических и профессиональных знаний при выполнении следующих условий: получении необходимого объема профессиональных знаний, обеспечивающих подготовку конкурентоспособного специалиста- ' развитии профессиональных знаний студентов, опирающихся на содержательные стороны геометро-графических и специальных знанийцелостности представлений о выбранной профессиональной деятельности, как характеристики интеграцииоптимизации учебно-познавательной деятельности, развивающей мотивационно-ценностный аспект интеграцииединства методов деятельности преподавателя и студента в учебном процессе, благодаря которым формируется повышенное качество подготовки инженеров.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи: выявить теоретические и практические предпосылки проблемы интеграции геометро-графических и профессиональных знаний в системе педагогической теории и образовательной практикиопределить степень влияния интеграции геометро-графических и профессиональных знаний студентов технических специальностей на формирование целостного восприятия выбранной профессиональной деятельностиразработать концептуальные положения новой методики профессиональной подготовки инженераразработать инструментарий, структуру и содержание интегрированного курса «Геометро-графическая подготовка и инженерные основы специальности «Машины и аппараты пищевых производств», обеспечивающие новую методику профессиональной подготовки инженераосуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности предлагаемой методики профессиональной подготовки инженера и провести квалиметрический анализ полученных результатов, определить эффективность внедрения интегрированного курса.

Методы исследования основаны на диалектическом сочетании теоретических и практических подходов и включают в себя: теоретический анализ философской, научно-исторической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследованияпедагогическое проектированиенаблюдение образовательного процесса в естественных условияхопросные методы (анкетирование, целенаправленное наблюдение, конструирование педагогических ситуаций) — анализ результатов учебно-познавательной деятельности студентовпедагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, итоговый) — математический метод обработки данных педагогического эксперимента, графическое представление результатов исследования и их анализ.

Базой для проведения опытно-экспериментальной работы явились: Оренбургский государственный университет, Оренбургский государственный аграрный университет, Башкирский государственный университет.

Этапы исследования.

На первом этапе исследования (2000;2002г.г.) осуществлялось изучение и анализ литературы по проблеме, анализировался опыт работы педагогов-практиков выпускающих кафедр вузов по интеграции предметных знаний.

Второй этап (2002;2004г.г.) включал в себя подготовку теоретической базы исследования, проведение констатирующего эксперимента с целью изучения рассматриваемой проблемы на практике.

Третий (2004;2008г.г.) — формирующий этап исследования. Опытно-экспериментальная работа по организации учебно-познавательной деятельности студентов с целью формирования профессиональных знаний и ценностного отношения к ним. Подводились итоги опытно-экспериментальной работы, осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, формулировались выводы.

Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем: определены структура и содержание процесса интеграции геометро-графических и профессиональных знаний студентов технических направленийобоснована эффективность процесса интеграции геометро-графических и профессиональных знаний студентов технических направлений для повышения качества их подготовкивыявлены критерии оценки уровня повышения качества геометро-графических и профессиональных знаний студентов технических направлений, основанные на их интеграции.

Практическая значимость исследования состоит: в формировании структуры и содержания интегрированного курса, базирующегося на блоке геометро-графических знаний для студентов специальности «Машины и аппараты пищевых производств" — в разработке комплекса учебно-методических материалов, обеспечивающего методику профессиональной подготовки инженера по специальности, способствующего повышению качества и успешности развития геометро-графических и профессиональных знаний и обеспечивающего развитие поисковой деятельности студентов, а также реализация его на практике. '.

Теоретическая значимость исследования состоит в выработке концептуальных положений разработанной методики профессиональной подготовки инженера на основе личностно-деятельностного подхода, направленной на повышение качества подготовки специалистов. Реализация этих положений основана на интеграции геометро-графических и профессиональных знаний, и включает следующие этапы:

1. Разработка и введение тестов проверки текущих и остаточных знаний по дисциплинам геометро-гафического. цикла, с целью уровневой дифференциации студентов. .

2. Анализ учебных плановспециальностей и выделение инвариантной и вариативной составляющей учебного плана.

3. Мониторинг требований со стороны рынка труда к специалисту. v.

4. Формирование требованийк структуре и содержанию интегрированных курсов (инженерная подготовка на основе блока. геометро-графических знаний, направленная на формирование инженерного мышления с использованием чертежа).

5. Реализация комплекса методов, средств и содержания обучения для удовлетворения современных требований к специалистам (методика обучения).

На защиту выносятся:

1. Концептуальные положения методики ' профессиональной подготовки инженера на основе личностно-деятельностного. подхода, позволяющей развить у студентов интегративный уровень знаний, творческую активность и конкурентоспособность.

2. Методика профессиональной подготовки инженера, которая определяется реализацией в учебном процессе интегрированных курсов, а таюке единством, методов учебно-познавательной деятельности преподавателя и студента.

3. Критериальная оценка уровня развитиякачества, геометро-графических и профессиональных знаний, студентов технических, специальностей как целостное и ценностное представление о будущей профессиональной деятельности.

4. Комплекс учебно-методических материалов, направленный на интеграцию геометро-графических и профессиональных знаний.

Обоснованность и достоверность полученных результатов подтверждается опорой: на методологию исследования учебно-познавательной деятельностианализом и синтезом теоретического и экспериментального материалаорганизацией опытно-экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям, и задачам исследованияметодами математической обработки результатов опытно-экспериментальной работывоспроизводимостью результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на: научно-методических семинарах, заседаниях кафедр, межвузовских научно-методических, всероссийских и международных нучно-практических конференциях 2000;2008 г. г. в Оренбурге, Орске, Челябинске, Уфе, Казани, Москве.

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как показывают проведенные теоретические и экспериментальные исследования проблема интеграции геометро-графических и профессиональных знаний в педагогическом процессе при подготовке студентов технических направлений очень актуальна.

Ведущие идеи этой проблемы были определены нами на основе теоретического изучения процесса интеграции знаний в философском, психологическом и педагогическом плане. При этом интеграционные процессы рассмотрены в трех аспектах: социально-экономическом, историко-гносеологическом и историко-психологическом.

В интеграции выявлены объективные и субъективные стороны. Объективная интеграция подразумевает создание интегрированных курсов, а субъективная восприятие и осмысления студентом знаний о своей профессиональной деятельности.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, позволило решить поставленные задачи и сформулировать следующие выводы:

1. Анализ работ в области интеграции и изучение проблем, которые существуют в инженерном образовании, подтверждают актуальность данного исследования и дают возможность выявить теоретические и практические предпосылки проблемы интеграции геометро-графических и профессиональных знаний.

2. Поставленные задачи по определению влияния процесса интеграции геометро-графических и профессиональных знаний студентов технических направлений на формирование целостного восприятия выбранной профессиональной деятельности решаются с помощью введения в учебный процесс комплекса тестов предлагаемых студентам при защите выпускной квалификационной работы.

3. Доказано, что повышение качества геометро-графических и профессиональных знаний достигается путем введения специально разработанных интегрированных курсов.

4. Предложенный методический инструментарий может быть рекомендован к применению для широкого спектра технических специальностей.

5. Опытно-экспериментальная проверка предлагаемой методики профессиональной подготовки инженера на базе интегрированных курсов доказала ее эффективность, правильность выдвинутой гипотезы и ее основных положений.

6. Квалиметрический анализ может быть рекомендован для оценки эффективности подготовки на основе данной методики инженеров и бакалавров любых направлений.

Опытно-экспериментальная работа в целом показала, что организация учебно-познавательной деятельности на основе разработанной методики способствует развитию геометро-графических и профессиональных знаний студентов и их представлению о выбранной профессиональной деятельности, содействует развитию мотивационно-ценностного отношения к ней, что ведет к повышению качества подготовки студентов технических направлений.

Исследованием установлено, что гипотеза полностью подтвердилась. Задачи, которые ставились, выполнены.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М: Мысль, 1991. 254 с.
  2. А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. С. 213.
  3. А.Н. Указ. соч. С. 263.
  4. А.Н. Указ. соч. С. 265.
  5. А.Н. Указ. соч. С. 214.
  6. Ю.П. Радость учить и учиться. -М.: Политиздат, 1989., 335 с.
  7. Активизация познавательной деятельности учащихся / Под ред. Г. И. Щукиной, Л., 1984, — С. 17.
  8. Т.К. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования межпредметних связей /Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. /Под ред. Г. И. Щукиной Л., 1984. -С. 58−64.
  9. Т.К. Формирование межпредметиых умений учащихся в учебной деятельности: Метод, рекомендации /ЛГПИ. Л., 1988. — 41 с.
  10. Ю.Алексеева Н. Г., Юдин Э. Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе //Научное творчество /Под ред. С. М. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М., 1969, С. 83−84.
  11. М.С., Турсунов А. В. Современные тенденции интеграции наук. //Вопросы философии. 1981. — № 3. — С. 66−69.
  12. М.Асмолов А. Г. Психология личности. М.- Изд-во МГУ, 1990.
  13. Т.К. Педагогические основы становления идейно- нравственных убеждений подростков. В кн.: Нравственное формирование личности школьников в коллективе. Л., 1977. 123 с.
  14. . А. Категориальный аппарат понятия интеграция. //Диалектика как основа интеграции научного познания. /Под ред. А. А. Королькова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — С. 50−60.
  15. М.Д., Борисов В. И. Интегративные науки и системные исследования. //Синтез современного научного знания. /Под ред. В. А. Абарцумяна. М.: Наука, 1973. — 247 с.
  16. Д. Высшее образование США. НИИВО, 2001.
  17. Л.Б. Строение и функции естественно-научной теории. М., Наука, 1978.-225 с.
  18. В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2002. с. 24−27, с.81−95.
  19. B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. — Екатеринбург: Сб. науч. тр./ Свердл. инж.-пед. ин-т. -Свердловск, 1990. С. 5−25.
  20. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. — Екатеринбург, 1994. 152с.
  21. Л.И. Интеграция научно-технического образования. //Советская педагогика, 1989. — № 4. — С. — 14.
  22. Л.А. Социокультурные основания педагогической деятельности: Автореф.дис.докт. философ. Наук.-Екатеринбург, 1994. 45с.
  23. А.П. Проблемы методологии и методики дидактическихисследований в профтехобразовании. -М.: Высш. шк., 1991. 208с.
  24. М.Н. Интеграция общего и профессионального образования в профтехучилищах. — Томск. ТТУ. 1988. — 222 с.
  25. Бердяев Н. А, Судьба России. М: Сов. писатель. -1990., 271 с.
  26. М.Н. Интеграция общего и профессионального образования. //Сов. педагогика. 1990. — № 9. — С. 57−60.
  27. М.Н. Интеграция содержания образования. —М., Пед., 1993. 172 с.
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, М.: Просвещение, 1968. 124 с.
  29. Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. -М.: Знание, 1979. С. 39.
  30. К.И. Еще раз об умениях и навыках. //Вопросы психологии. 1957. № 1.-С. 137.
  31. Бондаренко Б. Д, Культура общения с природой, М.- 1987, — 174 с.
  32. В.Д. Указ, соч. С. 24−25.
  33. Л.П. Человек: Деятельность и общение. М., 1978.
  34. Т.Г. Интеграция как одно из направлений поисков в современной школе. // Проблемы интеграции учебных предметов в современной школе:
  35. Метод, рекомендации. Л., 1991. — С. 3−4.
  36. Т.Г. Указ. соч. С, 5−8.
  37. А.В. Критическое мышление: Метод, теория, практика / А. В. Бутенко, Е. А. Ходос. М.: МИРОС, 2002.
  38. Ф. Новый Органон. Соч. в двух томах. Т2. М.: 1971. С12.
  39. Е.С. Информатизация образования как процесс, направленный на повышения качества образования Электронный ресурс. — Режим доступа: http://it-cpo.by.ru/s2−02.shtm.
  40. Взаимодействие наук. Теоретические и практические аспекты. /Под ред. В. М. Кедрова и П. В. Смирнова. М.: Наука, 1984. — С. 24−35.
  41. В.И. Ноосфера. М.: Наука, 1977. С. 53.
  42. Вестник высшей школы: «Alma mater» 2000. № 6.
  43. А.И., Прянишникова О. Д. Уровни высшего образования, степени и дипломы высших учебных заведений в зарубежных странах (обзорный доклад) / Под ред. Акад. МАН ВШ А. Я. Савельева. — М: НИИВО, 2002. С. 6−27.
  44. В.А. Восприятие целостных объектов. JL: Изд-во Ленин, ун-та, 1974. — 152 с.
  45. B.C. Философия образования: научный статус и задачи. //Сов.педагогика. 1991. — № 4. — С. 69−75.
  46. B.C. Указ. соч. С. 71.51 .Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение студентов. Киев, 1988 — С. 48.
  47. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 655 800 Пищевая инженерия. М.: Приказ министерства образования и науки № 686 от 02.03.2000 г.
  48. B.C. Материальное единство мира и единство научных знаний. М., 1981,-С. 131.
  49. B.C. и др. О единстве научного знания. /Готт В. С, Урсул А. Д., Семенюк Э. П. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  50. В.В. Виды обобщения в обучении. №., 1972. С. 122.
  51. Г. А. единство человека и природы как философская проблема. -М., 1966.
  52. Дейри Н. Г, Главное усвоить на уроке. М., 1984. — № 5. — С. 20−22. (Сер. «Знание»).
  53. Н.М. Особенности интеграционного процесса в науке и формы его реализации. //Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция знания. М., 1991. С. 77.
  54. Н.М. Указ. соч. С. 78−79.
  55. М.А. Интеграция профессиональных знаний как фактор повышения качества подготовки инженера /Егорова М.А.// Вестник ОГУ, 2005, № 5, С.37−43.
  56. М.А. Теоретические подходы к проблеме интеграции /Егорова М.А.// Перспектива. Сборник статей молодых ученых. № 1.-Оренбург: ОГУ-2002.- с. 19−25
  57. Егорова М. А. Основные составляющие качества инженерного образования /Егорова М.А.// Управление качеством инженерного образования. Всероссийская научно -практическая, конференция. Тезисы докладов.
  58. Казань: Изд-во Казан. Гос. тех. ун-та, 2002, — С. 234
  59. М.А. Проблемы подготовки кадров для пищевой промышленности /ЕгороваМ.А.// Оптимизация сложных биотехнологических систем. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург: ОГУ- 2003.- С. 55−58.
  60. М.А. Основы САПР пищевых производств. /ЕгороваМ.А. В. Г. Коротков, С. В. Антимонов, Р. Ф. Сагитов, В. П. Ханин // Учебное пособие. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006.
  61. Егорова М. А. Сравнительный анализ подготовки специалистов пищевого профиля в разных странах /Егорова М.А.// Вызовы XXI века и образование. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, 2006.
  62. М.А. Методические указания для преподавателей «Подготовка бакалавров пищевых направлений на основе интеграции геометро-графических и специальных знаний» /Егорова М.А.// Зарег. в УФАП № 414 10.12.2008 г. Оренбург, 2008.
  63. Журнал Московской патриархии. 1984. № 3 — С. 17.
  64. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М, 1981.- 160 с.
  65. А.Н. Развитие понятия «дидактическая система знаний» в свете принятия системности. //Пути совершенствования содержания образования и учебно-воспитательного процесса. /Под ред. Н. М. Шамкаева. М.: Пед. общество, 1981. — С. 22−27.
  66. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний. -М., 1978. 127 с.
  67. Л.Я. Системность качество знания. М., 1979. — С. 33.
  68. Л.Я. Указ. соч. С. 37−40.
  69. Е.П. Мотивация и мотивы СПб.: Питер, 2000, — 512с.
  70. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. 1., М., 1972.-С. 24.
  71. Интеграция современного научного знания: методологический анализ. /Н.Т. Костюк, B.C. Лутой, В. Д. Белогуб. и др., -Киев.: Выс. шк., 1964. 184 с.
  72. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. /Под ред. М.И.
  73. , В.В. Краевского. М., 1978. С. 39−40.
  74. .М. О современной классификации наук (основные тенденции и её эволюция). М., 1981. С. 173.
  75. М.В. Естественные науки и их значение для развития мировоззрения и технического процесса. //Коммунист. -1966. № 7. — С. 39.
  76. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивавшего обучения. М.: Педагогика, 1980. — 159 с.
  77. А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности (Теория и диагностика): Учебное пособие к спецкурсу. Л., 1991. — С. 27−35.
  78. А.В. Указ. соч. 84 с.
  79. А.В. Указ. соч. С. 35−55.
  80. А.В. Болонский процесс в контексте модернизации Российского образования Текст. А. В. Кирьякова. Оренбург ГСП., 2004. — 42с.
  81. К.К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция Текст. К. К. Колин // «Alma Mater» (Вестник высшей школы). — 2002. № 8
  82. .Г. Эволюция картины мира. М., АН СССР., 1961. — 353 с,
  83. М.И. Новое содержание образования и совершенствование учебного процесса. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  84. П.В. Гносеологические и логические основы науки. М.: Мысль., 1974.-С. 21−27.
  85. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. М — 2002. — № 1.
  86. .И. К проблеме преобразования науки в учебный предмет. //Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке. С, 1., М., 1976. С. 187.
  87. А.С. Типы интеграционных процессов в науке. //Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграции знания. М., 1981. С. 5153.
  88. ЮО.Кравец А. С. Типы интеграционных процессов в науке. //Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция знаний, М., 1961. — С. 54−56.
  89. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический аспект. М., Педагогика., 1977. — С. 264
  90. ЮЗ.Леднев B.C. Содержание образования: сущность структура, перспективы. — М., Высшая школа., 1991.- 223с.
  91. В.А. Субъект, объект, познание. М., — С. 157.
  92. А.И. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат., 1977. С. 49−50.
  93. А.И. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975. С. 302.
  94. А.Н. Психология образа. Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1972. -12.- С. 3.-13.
  95. Д.А. Личность: человек в мире и мир человека. Вопросы психологии. 1989. — № 3. — С. — 8.
  96. И.Я. Качество знаний и их источники. Новые исследования в педагогических науках. 1977. — Вып. 2. — С. 80.
  97. И.Я. Указ. соч. 47 с.
  98. И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: 1978. — № 8. — С. 50. (Сер. «Знание»).
  99. П.С. Подготовка кадров для перспективного производства. М.: Высш. шк. 1989.-129 с.
  100. П.С. Альтернативные подходы к определению перспектив инженерно-педагогических образов. М.: 19 990. С — 85−93.
  101. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М., 1987. — 160 с.
  102. В.Н. Межпредметные связи в процессе образования: М: Просвещение., 1988. — 192 с.
  103. В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения. Автореф дис. докт. пед, Ленинград, 1981.
  104. Макс Планк. Избр. тр. М., 1975. — С. 590.
  105. Ю.И., Рыманенко В. Е. Об интегральном уроке в школе. //Новые исследования в педагогических науках. М., 1990.
  106. Э.С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных и естественных наук. Ереван.: Изд-во АН Арм. ССР., 1977. -230 с.
  107. Ш. И. Проблемное обучение. М., 1975. — С. 276−279.
  108. Н.М. Основные законы материалистической диалектики. М., 1973.-С. 34.
  109. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе / сост. Ю. С. Тюнников. М.: Изд-во АПН СССР, 1986.-46 с.
  110. Н.М. Интеграция экологических знаний, автореферат дис.. к-та педагогических наук: 13.00.01 / Оренб. гос. у-тет. Электронный ресурс. Режим доступа: http://artlib.osu.ru/site/index.php?option=comfmd&Itemid=50
  111. Л.И. Знание о мире и мир знаний. М.: Педагогика, 1992. — 74 с.
  112. Ю.Н. Развитие как философская проблема (интегративный подход). -Оренбург., 1992. 11 с.
  113. Д.П., Новиков Ю. В. Окружающая среда и человек. №., 1980. — С. 34.
  114. Т.Н. Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. — М.: Наука, 1981. С, 2025.
  115. Педагогическая интеграция: сущность, состав, реализация: Метод. Разработка / Сост. B.C. Безруков, 1987. 50с.
  116. В.А. Экспертно-обучающие системы. Киев: Наукова Думка 1992.
  117. В.В. Психология образа, //Вестник МГУ. Сер. «Психология». -1979.
  118. А. 100 страниц для будущего. Н.: Прогресс, 1980.
  119. А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. — С. 290.
  120. П.П. Самостоятельная познавательная деятельность. М.: Педагогика, 1980. -С. 51−52.
  121. Проблемы интеграции в естественно-научном образовании. //Междунар. науч.-практ.конф.: Тез.докл. СПб., 1993. -С.-153.
  122. Пиаже Жак. Избранные психологические труды. М.: Просвещение., 1969. -659 с.
  123. Психология: Словарь /Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  124. В.Г. Развитие общего образования: интеграция и гуманизация. //Сов. педагогика. 1989. — № 4, — С. 25.
  125. Е.Г., Тарасов JI.B. Развитие общего образования: интеграция и гуманизация. //Сов.педагогика. 1983., № 7. — С. 9−13.
  126. Расчетина С. А, Взаимосвязь целей и методов воспитания в воспитательном процессе. Автореф, докт. пед.наук. JL, 1988., 34 с.
  127. Е.С., Потемкина С. Ф. Графические методы в психологической диагностике, М., 1994, — 52 с,
  128. Симонян Е, А. Единство теории и практики, М.: 1980., С. 105−106.
  129. Ю.В., Тамарин В. Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. М., 1989. — № 12. — С. 8−20. (Сер. «Знание»).
  130. Ю.В., Тамарин В, Э, Указ. соч. С. 70−71.
  131. Т.М. Интеграция естественнонаучных знаний в процессе обучения. //Проблемы интеграции учебных предметов в современной школе. -Л., 1991.-С. 63−65.
  132. С.А. Дидактические основы построения интегрированных курсов: Автореф. дис. С. А. Сергенок канд. пед. наук: М., 1992. — С. 19.
  133. С.Н. Онтологические основания интеграции наук. В сб.: Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция знания. М., 1981.-С. 86.
  134. С.Н. Указ. соч. С. 89.
  135. А.В. Психология запоминания. М., 1988. С-30.
  136. С.Д. Психология образа и образ мира. //Вестник МГУ. Сер. «Психология»., 1984. № 2.
  137. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. — М.: Изд-во Моск. ун-та., 1985. 231 с.
  138. A.M. Логическая структура учебного материала М.: 1974. С. 19−20.
  139. Л.В. К вопросу о формировании целостности знаний М.: 1983. -35 с.
  140. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: 1975., 343 с.
  141. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание., 1983. -96 с.
  142. Л.В. Концепция экологического образования школьников -М., 1993. -25с.
  143. Ю.Б. Методологические основы оценки фундаментальности естественно-научных достижений и открытий. / Вопросы философии., 1986. -№ 8.-С. 42−53.
  144. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1985. — С. -182.
  145. Ю.С. Политехнические основы профессиональной подготовки учащихся. Автореф. дис. .д-ра пед.наук.-Казань, 1990. 37с.
  146. Теоретические основы общего среднего образования. /Под ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера. М.: Педагогика., 1983. — 352 с.
  147. Толковый словарь русского языка. /Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос. изд., Т. 1., М. Гос. изд-во шк. и национ. словарь., 1938.
  148. Цит. из кн.: Удальцова А. Поезд надежды. М., 1981.- С. 165−166.
  149. X., ИсидзукаМ. Представление и использование знаний: Пер. с японс., под редакцией Х. Уэно, М. Исидзука. -М.:Мир 1989.
  150. А.Д., Семенюк Э. П. О единстве научного знания.-М.: Знание, 1977. -64 с.
  151. А.Д. Философия и интегративно-общенеучные процессы. М., 1981. -С. 69−71.
  152. В.В., Пинский А. А., Дик Ю.И. Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. 1987 № 5 С. 42−47.
  153. Г. Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (предложенный опыт). Л., 1989. — С. 10−15.
  154. Г. Ф. Указ. соч. 94 с.
  155. Е.К. Взаимодействие общества и природы. Л. 1972. — 42 с.
  156. П.Н. Философия и интеграция знания. М.: Наука, 1980. — С. 620.
  157. К.Л. Традиционное и особенное в методологических принципах физики XX в. //Вопросы философии, 1980. № 10. — С. — 113.
  158. Н.Г. Направления и формы интеграции образования и производства. //Народное образование. 1994, — № 1. -С. 10−11.
  159. М.Г. Интеграция науки /Философские очерки /. -М.: Мысль. 1975. 246 с.
  160. Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции. Автореф. док.. пед. наук., Екатеринбург., 1998 г., 37с.
  161. С.Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста: опыт США. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pro f.msu.ru/publ/epub/001 .htm
  162. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: 1986. — С. 4.
  163. И.П. Интегративные процессы в высшей школе. -Л.: Изд-во ЛГУ. 1980.-113с.
  164. И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. — Л.:ЛГУ.1987.-128с.
  165. Barblan A. The Sorbonne Declaration — Follow-Up and Implications: A Personal View. Geneva: AEU/CRE, 1999.
  166. Beverwijk J. and van der Maat L. Introducing the Undergraduate-Graduate Structure: Reforming, Adding, and Renaming: Paper presented at the 21st EAIR Conference, Lund, August 1999
  167. Haug G. Trends and Issues in Learning Structures in Higher Education in Europe: Background paper commissioned by the European Commission DG XXII for the Bologna Meeting of 18−19 June 1999 (не опубликовано).
  168. Prodi R. Idea delT Europa. Rome: II Mulino, 1999.
  169. Pennsylvania State University. Baccalaureate Degree Programs Bulletin. 200 001.
Заполнить форму текущей работой