Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе проведенного эксперимента были разработаны и апробированы содержание спецкурсов, различные формы организации лекций и семинарских занятий на основе принципов личностно — развивающего и ценностно — ориентированного образованияопределены личностноориентированные педагогические методы выявлен наибольший эффект свернутых форм дискуссий. Полученные данные исследования позволили выделить… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Духовное развитие студентов как проблема научного исследования
    • 1. 1. Проблемы духовного развития в философской науке
    • 1. 2. Психолого-педагогический аспект проблемы духовного развития личности
  • Выводы по1 главе
  • Глава 2. Логика педагогического исследования
    • 2. 1. Задачи и методика констатирующего этапа исследования
    • 2. 2. Задачи и методика формирующего этапа исследования
    • 2. 3. Задачи и методика контрольного этапа исследования
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. Пути и методы развития духовности студентов вуза в процессе изучения педагогических дисциплин
    • 3. 1. Особенности духовного развития студентов вуза (констатирующий этап исследования)
    • 3. 2. Педагогические условия развития студентов в процессе профессиональной подготовки
    • 3. 3. Результаты контрольного этапа исследования
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение

Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема духовного развития подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес общества и сегодня она приобрела новый смысл. Это обусловлено обострившимся социально — экономическим кризисом в России и кризисом отдельной личности. В науке и практике осуществляется интенсивный поиск путей выхода личности из духовного кризиса и осмысление целей воспитания и задач просвещения. Духовное развитие каждого индивида служит условием самоорганизации социума, самовоспитания и наращивания созидательной силы, его самоконтроля и свободы. Это обеспечивает личности богатство духовных интересов, раскрытие творческих способностей, проявление наиболее важных человеческих качеств. Духовное становление, основанное на ценностно — ориентированном взгляде на жизнь (творчество, самобытность, самостоятельность, открытость, терпимость к иным взглядам и образу мыслей и др.), предполагает актуализацию духовного потенциала общества и возможностей самого человека и становится преобладающим над классовым, региональным, национальным. Система образования, являясь одной из наукоемких сфер духовного производства, должна помочь преодолеть противоречие между ориентацией общества на построение и функционирование материального производства и возрастающим стремлением сохранить духовный потенциал нации. Более всего нам сегодня необходимо образование, которое могло бы дать направление и руководство молодежи, помогло бы молодым людям «строить самих себя», совершать духовный рост, принимать ответственные решения при выборе жизненного пути.

Духовность в науке трактуется как компонент развития личности наряду с физическим, психическим, социальным и другими свойствами. Пересмотр содержания и статуса наук, которые задействованы в воспроизводстве духовного потенциала человека, дают возможность осуществить интеграционный подход к организации педагогического процесса, содействовать духовному развитию человека. Представляется, что лишь достаточно высокий уровень развития наук о человеке позволит строить нормативные прогнозы развития личности и модели желаемого. К настоящему времени в педагогике исследованы проблемы формирования духовных потребностей личности (Ю.В.Шаров), роль духовных потребностей в нравственном ее развитии (Е.Н.Шуркова), пути формирования духовных потребностей в старшем школьном возрасте (Т.И.Власова, Т.Н.Капкан) и студентов педагогического вуза (Л.Н.Разуваева). Особое звучание данная тема приобретает в исследованиях, связанных с развитием духовности у студентовбудущих учителей. Предпринята попытка рассмотреть их духовное развитие в процессе образования в педагогическом вузе (на примере факультета русского языка и литературы) (Е.О.Галицких), процесс формирования духовной культуры будущего педагога, духовного мира и духовно-нравственных ценностей учителя музыки (В.В.Богатое, А. Н. Гурова, Е. Н. Шуркова и др.). В исследовании (Е.П.Лагунова) обращение к опыту духовного воспитания в процессе подготовки учителя нового типа, в частности, в курсе преподавания художественной культуры. Вместе с тем, количество исследований, специально посвященных вопросам духовного развития будущего учителя незначительно, феномен духовного развития в педагогике остается недостаточно исследован и требует своего педагогического осмысления.

В философии складывается интеграционный подход к изучению проблемы духовного развития, что нашло отражение в трудах русских философов С. А. Алексеева, Н. А. Бердяева, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, Н. К. Рериха, В. В. Розанова, Г. С. Сковороды, В. С. Соловьева, С. Л. Франка, А. С. Хомякова и др., и в современных исследованияхМ.М.Бахтина, Б. Н. Бугаева, Ф. Е. Василюк, В. Е. Гурина, С. Б. Елканова, П. М. Ершова, Э. В. Ильенкова, А. Ф. Лосева, С. С. Нуровой, В. И. Селиванова, П. В. Симонова, В. Г. Федотовой и др.

В данном исследовании осуществлен аксиологический подход в изучении проблем духовного развития личности, осуществленный, представляет собой направление, в основу которого легло понимание и утверждение ценности человеческой личности, значимости субъективности, т. е. личностного начала в человеке, и образования как одного из основных средств его развития. Осмыслить принципы изучения и развития личности через анализ различных областей человекознания позволяют ряд идей деятелей науки второй половины XIX — начала XX века: Н. А. Добролюбова, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева, К. Н. Вентцеля и многих других.

Теоретическую основу нашего исследования составили вопросы развития личности, отраженные в трудах Б. Г. Ананьева, К.А.Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, Л. С. Выготского, А. В. Петровского, А. А. Ухтомского и др.- формирования таких качеств личности, как направленность — А. Н. Леонтьева,.

B.С.Мерлина, С. Л. Рубинштейна и др., становлении ценностных ориентацийИ.С.Кона, М. Г. Казакиной и др., развития духовной культуры будущего специалиста — Е. В. Бондаревская, Т. И. Власова, Н. Б. Крылова, Н. Е. Шуркова и др. Они обогатили наше исследование психолого-педагогигческими подходами в раскрытии критериев, показателей и уровней духовного развития.

Современные подходы к проблемам духовности и духовного развития опираются на историю и традиции педагогической мысли о развитии отечественной школы, духовно-нравственном становлении. М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, К. Д. Ушинский, В. Я. Стоюнин, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Д. И. Писарев, А. И. Герцен и Н. П. Огарев, П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский,.

C.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Росинский, В. А. Сухомлинский и многие другие понимали духовное развитие личности как одно из важнейших направлений педагогических поисков. Это дает возможность обосновать необходимость духовного развития будущих педагогов в вузе и подготовить их к активной ценностно — ориентированной деятельности.

Педагогика, обращенная на развивающуюся личность, изменяет представления о целях и задачах образования, которые транслируют ценности общечеловеческой и национальной культуры. Это, в свою очередь, требует пересмотра содержания и технологий обучения и воспитания студентов в вузе. Анализ исследований позволил нам обратить внимание на то, что вопросы развития духовности студентов остаются практически не освещенными или же рассматриваются с точки зрения теоретических вопросов, связанных с особенностями трактовки понятия «духовность». В нашем исследовании мы делаем попытку интеграции профессионально — педагогического образования и содержания духовного развития студентов на факультете национальной школы педагогического вуза и видим это как один из путей развития мотивации, ценностных ориентаций студентов, убеждений, ответственности, способности осуществлять поиск истины и творчески самореализовываться в процессе будущей профессиональной деятельности. Потребности, интересы, цели развивающейся личности становятся сегодня центральными в различных науках, и поэтому в нашем исследовании изучаются педагогические условия, создание которых обеспечит студентам развитие способности к самодвижению и самостроительству.

Анализ философских, психолого — педагогических исследований по проблемам духовного развития личности позволил обнаружить ряд противоречий, обосновавших направление нашего исследования: между сложившимся социально — экономическим, социальным кризисом в России и необходимостью осмысления целей воспитания, образования будущих педагоговценностно — ориентированным образованием и реальной педагогической практикойтребованиями к духовному развитию будущего учителя и фактическим уровнем его развитияобновлением содержания педагогического образования с ценностно — ориентированных позиций и отсутствием целенаправленной деятельности, обеспечивающей духовное развитие студентовпотребностью в самосовершенствовании, поиском ответов на вопрос о смысле жизни и недостаточным опытом практического и духовного освоения действительности.

При выборе темы исследования и обосновании ее акту&чьности, мы придерживались следующих концептуальных позиций, исходили из того, что:

— на всех этапах системы образования важен уровень освоения духовного, эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений, возрождение национальных традиций, признание необходимости использования возможности духовного открытия в настоящем и будущем, изучение и использование научных рекомендаций по проблемам духовного развития;

— образование является фактором развития сознания и прежде всего мы имеем в виду осознание моральных, духовных и эстетических ценностей, которые несмотря на их древность, способны возрождаться и обновляться в каждую новую эпоху, составляя цели жизнедеятельности человека, для которых наука и технология должны быть лишь средствами;

— в образовательном проекте главная задача — это подготовка компетентного человека, который должен понимать сложную динамику не только процессов социального, но и духовного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем, человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее с ним и случающееся;

— расширенное воспроизводство духовности представляется в качестве целостного мировоззрения, общей и профессиональной культуры, духовно-нравственно-правового образа жизни;

— недостаточно разработана тема и проблема в целом в педагогической науке, освещена в научно-педагогической и методической литературе.

Таким образом, выбор темы исследования «Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин» продиктован как научными интересами к духовной стороне развития личности и, прежде всего, к ее внутреннему миру и возможностям личностного роста, так и потребностями педагогической практики. Обозначенные противоречия определили цели, объект, предмет, гипотезу и задачи исследования.

Цель исследования состоит в обосновании педагогических путей и способов духовного развития студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Объектом исследования выступает процесс духовного развития студентов в системе их профессионального образования.

Предмет исследования: содержание педагогических дисциплин и педагогических технологий, обеспечивающих духовное развитие сту дентов. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть основное содержание понятий «духовность», «духовное развитие» студентов.

2.Определить критерии, показатели и уровни духовного развития студентов вуза.

3.Определить пути духовного развития студентов вуза и условия их саморазвития в системе профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования. Духовное развитие студентов вуза в процессе изучения педагогических дисциплин возможно обеспечить при соблюдении следующих условий:

— интеграции в содержание педагогических дисциплин и спецкурса ценностных смыслов духовной жизни человека как его собственных целей и содержания педагогической деятельности;

— создания специального курса, содержащего в себе основные понятия духовности и раскрывающего особенности организации процесса духовного развития личности;

— осуществления студентами сознательного выбора духовных ценностей как ориентиров в их будущей профессиональной деятельности;

— наличия потребности у студентов к духовному и профессиональному самосовершенствованию и готовности преобразовывать содержание педагогической деятельности с позиций ценностных смыслов;

— использования диалогово — развивающих методик, обеспечивающих духовно — личностный и духовно — профессиональный рост студентов, ценностно — ориентированный обмен интересами, мнениями, стимулирующих потребность к духовному самосовершенствованию и готовность изменять свои представления об образе педагога и содержании педагогической деятельности.

Методологическую основу исследования составили аксиологический подход, раскрывающий ценностные ориентации, ценностные смыслы как цели и содержание педагогической деятельности, представляющий систему мировоззренческих смыслов, детерминирующих педагогические процессы, обусловливающий закономерности процесса духовного развитиягуманистический подход, ориентированный на основную цель — развитие личности и ее ценностных ориентаций, определяющий новые тенденции в образовательном процессе высшей школыдеятельностный и личностный подходы к управлению образовательным процессом, обеспечивающим духовное развитие студентов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в актуализации процесса духовного развития студента как профессионально необходимого компонента формирования личности будущего учителяв рассмотрении проблемы профессиональной духовно-нравственной подготовки студента в русле ценностно — ориентированного подхода. Разработана и теоретически обоснована модель процесса духовного развития студентов, состоящая из ценностного переосмысленного образа будущего учителя, интеграции педагогического и духовного знания, диалоговоразвивающих методов, обеспечивающих потребность в самопознании, самоопределении и самоизменении. Определены уровни духовного развития студентов, характеризующие содержательный аспект духовно-нравственной личности. Дано обоснование потенциальных возможностей педагогических дисциплин н дисциплин специализации, способствующих духовному развитию будущего учителя. Раскрыта динамика духовного развития студентов. Выявлены педагогические условия, способствующие процессу духовного развития личности, интеграция в содержание педагогических дисциплин и спецкурса ценностно — ориентированных смыслов, создание содержания спец. курса «Основы духовного развития личности», раскрывающего основные понятия процесса духовного развития личности и систему управления этим процессомразработана модель педагогической технологии управления процессом духовного развития студентов.

Практическая значимость результатов исследования. Созданы и прошли экспериментальную проверку: программа спецкурса «Основы духовного развития личности», логика построения процесса духовного развития студентов, диалогово — развивающие методики как ценностноориентированная педагогическая технология, обеспечивающая самодвижение студентов к своему духовному «Я». Разработаны методические рекомендации по внедрению интегрированного профессионально — педагогического и духовного содержания спецдисциплин в процесс подготовки педагогических кадров в вузе.

На защиту выносятся:

Понятие «духовное развитие студентов», определяемое нами как личностная структура, входящая как компонент в профессиональную модель будущего учителя, представленная потребностями студентов к самосовершенствованию, творчеству и свободеосознанными ценностными смыслами, обусловливающими изменения в личностном и профессиональном ростеготовностью взять на себя ответственность за воспитание других и самовоспитание, к построению собственной программы дтсовного личностного и профессионального саморазвития.

2.Логика процесса духовного развития студентов рассматривается как интегрированная детерминирующая структура — ценностно — смыслового целеполагания, духовного педагогического содержания, диалоговоразвивающих и ценностно — ориентированных технологий в непрерывно действующей системе подготовки педагогических кадров, обеспечивающая:

— достижение результативности в приобщении личности к духовным ценностям, их осмысление и принятие, развитие на этой основе нравственных качеств и норм, регулирующих поведение;

— изменения в целеполагании, содержании профессионально педагогической подготовки будущих учителей, их духовном опыте и потребности к самосовершенствованию.

3.Интегрированное в содержание педагогических дисциплин духовнопедагогическое содержание спецкурса «Основы духовного развития личности», раскрывающее понятия духовности будущего учителя и ребенка, педагогический идеал, процесс духовного развития личности и т. п.- духовные, нравственные, эстетические, политические, личностные, профессиональные и др. ценности как составляющие педагогическое содержание и образ будущего >чителяпути и методы духовного развития и самосовершенствования студентовспособы самопознания уровня своей духовности и переноса смысла изучаемых ценностей в собственный педагогический опыт. Содержание спецкурса концентрирует в себе основные понятия духовного развития и входит отдельными темами в блок дисциплин специализации и определяет основные акценты педагогических курсов в психолого — педагогическом блоке.

4.Диалогово — развивающие ценностно — ориентированные технологии представлены диалоговыми, игровыми методиками, рефлексией, дидактическими играми, тренингами, имитацией, моделированием. Они обеспечивают становление ценностных смыслов в целеполаганиях и содержании профессиональной деятельности, изменение духовных потребностей, способностей студентов и их готовности осуществлять педагогическую деятельность на основе осмысленных духовных ценностей. Педагогические технологии ориентированы на удовлетворение потребностей студентов в духовном самосовершенствовании, в приобретении собственного педагогического опыта, на развитие духовно — нравственных качеств, обусловливающих стабильность личности в конфликтно — противоречивых ситуациях.

Базой данного исследования стал Адыгейский государственный университет, где диссертант работает в должности старшего преподавателя кафедры психолого-педагогических дисциплин и в разные периоды провел опытно-экспериментальную работу со студентами разных курсов очного и заочного отделений факультета национальной школы в количестве 950 человек. Из них студенты очного отделения были задействованы в углубленном исследовании.

Этапы исследования:

Первый этап (1993;1994 гг.) — поисково-подготовительный — включал сбор и систематизацию теоретического материала по проблеме исследования, что позволило обосновать теоретические возможные пути, средства и условия духовного развития будущих учителей. Начат констатирующий эксперимент, в котором разрабатывалась методика диагностики духовного развития личностиготовились материалы к спецкурсу и программе личностного и профессионального саморазвития, раскрывающие сущность понятий, необходимых для формирования научной базы понимания проблемы.

Второй этап (1995;1997 гг.) — экспериментально-диагностическийнаправлен на выявление основных противоречий процесса духовного развития и моделировал иновационный вариант на этой основе. Завершен констатирующий эксперимент, включающий научный поиск методики изучения, выявления и определения степени духовного развития будущих учителей. Осмыслена систематика приемов, стимулирующих саморазвитие и выявлены структурные элементы технологии педагогического стимулирования цели, организация дидактического материала, техника лекции-диалога, семинара-брифинга, спецсеминара, тренинга и применения материала).

Третий этап (1996;1999 гг.) — экспериментально — преобразующийпосвящен формирующему эксперименту с целью выявления оптимальных педагогических условий управления процессом духовного развития студентов педагогического вуза и выработаны методические рекомендации по управлению процессомразработаны критерии и показатели духовного развития, осуществлена их проверка в условиях педагогического экспериментаосуществлена опытно-экспериментальная работа по апробированию курса и программы личностного и профессионального саморазвития, систематизация результатов, их обобщение и осмысление, концептуальное оформление работы.

Исследование осуществлялось следующими методами: теоретического анализаобсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение) — эксперимент (естественный и формирующий) — опросные методы (беседы, анкеты, тесты, опросники, интервью) — методы педагогической диагностики (анализ процесса и результатов деятельности, наблюдение и анализ поведения студентов в педагогических ситуациях).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: в процессе опытно-экспериментальной работычерез публикацию научно-исследовательских материалов по теме диссертациив ходе выступлений на I-ой научной конференции аспирантов и соискателей «Достижения молодых ученых Республики Адыгея — науке» (Майкоп, АГУ, 1996 г.), в педагогической школе-семинаре по проблеме «Человек у порога Нового мира» (Москва, Горки Ленинские, 1996 г.), на 1-м Международном конгрессе по программе «Мир на Северном Кавказе: через языки, образование и культуру» (Пятигорск, ПГЛУ, 1996 г.), на межвузовской научной конференции «Семейная педагогика и современная национальная школа» (Карачаевск, КЧГПУ, 1997 г.), на научной конференции аспирантов и соискателей (Майкоп, АГУ, 1997 г.), в процессе обсуждения материалов диссертации на кафедре психолого-педагогических дисциплин в АГУ. Результаты исследования использовались в работе на факультете национальной школы АГУ.

Достоверность исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций, обеспечивается целью и задачами исследования, характером изучения и определения духовного развития, применением методов, адекватных предмету и задачам, среди которых ведущее место занимает опытно-экспериментальная проверкавнедрением результатов исследования в учебно-воспитательную работу педагогических вузов, колледжей, дошкольных образовательных учреждений.

Заключение

.

Исследование опиралось на современную методологическую основу, суть которой состоит в понимании образования как культурного явления и трансляции через него высшей ценности человека — духовности. Теоретические положения исследования представлены историческим контекстом и традициями отечественной педагогической мысли о духовно — нравственном становлении личности и совокупностью взглядов о роли действительности в преобразовании личности. Личностноориентированный подход представляет собой направление, в котором приоритетом выступает воспитание личностных и культурных функций сознания с учетом социального опыта и индивидуальных психо — физиологических особенностей индивида в воспитательной и образовательной деятельности. Психологический аспект обоснован личностным ростом, содержательно отвечающим духовному развитию субъекта.

Духовность в теоретической литературе понималась в нескольких аспектах: как высшее нравственное качество человека, как регулятор человеческих отношений, как ориентир в жизнедеятельности личности, как высшая ценность, определяющая стиль поведения и жизни в обществе. В контексте нашего исследования «духовное развитие студентов» определяется как личностная структура, входящая как компонент в профессиональную модель будущего учителя, представленная потребностями студентов к самосовершенствованию, творчеству и свободеосознанными ценностными смыслами, обусловливающими изменения в личностном и профессиональном ростеготовностью взять на себя ответственность за воспитание других и самовоспитание, способной к построению собственной программы духовного личностного и профессионального саморазвития. Важным фактором духовного развития студентов является культура и духовно — преобразующая деятельность.

На начальном этапе исследования нами был выявлен достаточно низкий уровень представлений студентов о ценностных смыслах педагогической деятельности. Чаще всего они ориентировались на личностные смыслы жизнедеятельности. Потребности студентов педагогического вуза характеризовались немотивированностью, неосознанностью и основу их составляли практические и материализованные смыслы. Лишь небольшое количество студентов демонстрировали потребности как идеаты, к которым они стремятся в своей будущей педагогической деятельности. Отдельные студенты имели несистематизированные представления о программе собственного саморазвития. Но при этом студенты проявляли активную позицию в педагогической деятельности, творческие характеристики ее отсутствовали.

В процессе проведенного эксперимента были разработаны и апробированы содержание спецкурсов, различные формы организации лекций и семинарских занятий на основе принципов личностно — развивающего и ценностно — ориентированного образованияопределены личностноориентированные педагогические методы выявлен наибольший эффект свернутых форм дискуссий. Полученные данные исследования позволили выделить основные зависимости интеграционно — духовного содержания, обеспечивающего личностно — смысловое развитие студентов, поддерживающего индивидуатьность с опорой на способность будущего учителя к самоизменению и духовному саморазвитию при условии включения аксиологического, когнитивного, деятельностно — творческого и личностного компонента. При этом личностный компонент обеспечивает познание себя, рефлексивную способность овладения способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения и является системообразующим.

Контрольный этап исследования позволил выявить качественные изменения в развитии основных показателей духовного развития студентов: потребностей, ценностных смыслов, готовности к преобразовательной деятельности. Потребности стали характеризоваться самопознанием, самоопределением и самосовершенствованием, однако студенты еще испытывали затруднения в определении способов профессионального самообразования. Среди ценностных смыслов превалирующим выступили: творчество как высшая ценность личности и будущего профессионала, понимание ребенка как личности, обладающей индивидуальными потребностями, смыслами и активностью. Потребность быть успешным выступила ценностным смыслом личности будущего педагога. Если на констатирующем этапе мы выявили готовность в виде активности познавать содержание будущей деятельности, то контрольный эксперимент выявил новые характеристики такой активности, как самостоятельность в постановке ценностно — ориентированных целей, оригинальность в конструировании содержания, наличие способов изменять свой педагогический образ и преобразовывать профессиональную деятельность с ориентацией на понимание ее как процесс собственной реализации. Студенты приобрели опыт проектировать программу духовного саморазвития и оказывали индивидуализированную духовную педагогическую помощь во время педагогической практики коллегам и учащимся педагогического колледжа.

Проведенное исследование подтверждает положения выдвинутой гипотезы и позволяет сделать следующие выводы:

— интеграция в педагогические дисциплины и спецкурсы ценностей духовной жизни человека изменяет цели, смыслы и содержание педагогической деятельности;

— создание системы специальных курсов, содержащих в себе основные понятия духовности и раскрывающих особенности организации процесса духовного развития личности обеспечивает изменение образа личности будущего учителя;

— осуществление студентами сознательного выбора духовных ценностей как ориентиров в их будущей профессиональной деятельности обеспечивает более высокий уровень проявления индивидуальности и творчества;

— развитие духовности студентов — потребностей, ценностных смыслов и готовности к инновационной деятельности является показателем профессиональной культуры и обуславливает новые подходы к воспитанию детей в образовательных учреждениях;

— наличия потребности у студентов к духовному и профессиональному самосовершенствованию и готовности преобразовывать содержание педагогической деятельности с позиций ценностных смыслов обусловлено рядом педагогических условий: структурирование содержания профессионально-педагогического образования на основе ценностных смыслов, культуросообразных развивающих технологий, личностного диалога и наличия программы личностного и профессионального духовного саморазвития.

Проведенная нами экспериментальная работа показала значимость внедрения результатов исследования в практику работы педагогических вузов и обозначить перспективы дальнейшей работы: нуждается в углубленном исследовании вопрос учета национально — региональных ценностей в содержании профессионально — педагогического образованиясистематизации непрерывного профессионально — педагогического образования с позиции ценностного подхода на факультете национальной школыконструирование моделей вариантов интеграции содержания образования в соответствии с уровнями профессионального образованияразработка педагогических условий к созданию индивидуальных программ саморазвития, самообразования, самовоспитания, самопознания будущих учителей начальной школы и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. Автореф. дис. в виде научного доклада доктора философских на ук.-Уфа., 1996, — 41с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-334с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -229, 2.с.
  4. Агни Йога: В 3-х т./ Под общей ред. Г. И. Каган, Ю. Е. Родичев. Самара, 1992.
  5. С. А. Соч.: Основные проблемы теории познания и онтологии.СПб., 1990.-С.204, 246, 249. *
  6. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.-496с.
  7. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980.
  8. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-255с.
  9. И.Г. Социалистические ценности и ценностные ориентации личности. Изд-воМГУ, 1986.-С.14.
  10. З.Бабурина Л. В. Созидание духа //Школа духовности. 1997. — N2. — 63с.
  11. И.Г. Целостный подход в духовно-нравственном воспитании и развитии младшего школьника: Автореф. дис.. канд. пед.наук.-М., 1996.-17с.
  12. П.Бачинин В. А. Духовная культура личности: Философские очерки. М.: Политиздат, 1986. — 108с.
  13. Бездуховность //Школа духовности.-1996 -N 0.-12с.
  14. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. (Мастерство учителя: Идеи. Советы. Предложения) М.: Просвещение, 1991.-176с.
  15. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. (Курс лекций). Часть 1.-М.:Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 318с.21 .Белый А. /Арабески. Книга статей. М., Мусагет, 1911, — С. 215,40.
  16. Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности. Париж, 1937. 320с.
  17. Н.А. Национальность и человечество //Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. — 346с.
  18. Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики НО назначении человека. М.: Республика, 1993.-383с.
  19. Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация //Царство Духа и царство Кесаря /Сост. и послесл. П.В.Алексеева- Подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. М.: Республика, 1995. -383с.
  20. Н.А. Русский духовный ренессанс начала XX в. и журнал «Путь» //Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. 4.2. С. 218.
  21. Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: «Междунар. отношения», 1990. — 336с.
  22. Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 175с.
  23. Н.А. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. 346с.
  24. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 479с.
  25. Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого, НО назначении человека. М.: Республика, 1993. — 383с.
  26. Беспат1ько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192с.
  27. Е.П. Тайная доктрина (Синтез науки, религии и философии): 2 т./Пер. с анг. Редакционно-издательский центр «ТОК», 1993. — T.I. — 760с.- Т.2. -912с.
  28. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. /Сост. и авт. вступ. статьи, с.8−29, М. Г. Данильченко, А. А. Никольская.- Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.
  29. П.П. Задачи и методы новой народной школы. Избр. пед. и псих, соч.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1979. T.I. — С.39 — 86.
  30. В.В. Формирование духовно-нравственных ценностей будущего учителя музыки. Автореф. дис.. канд.пед.наук, — М., 1995. 16с.
  31. Бодал ев А. А. Личность и общение: Избр. труды. М.: Педагогика, 1983,-271с.
  32. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед.акад., 1995. — 209с.
  33. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. -464с.
  34. Л.И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения советских школьников //Известия АПН РСФСР. 1951. Вып.36. — С. 10.
  35. Большая советская энциклопедия: В 30-ти Т. /Гл.ред. А. М. Прохоров.- М.: Сов. энциклопедия, 1970 1978.
  36. Е.В. Вариативные стратегии личностно ориентированного воспитания в муниципальном образовательном пространстве. — Ростов — на -Дону, 1999. — 230с.
  37. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (основные положения концепции воспитания в изменившихся социальных условиях). Ростов — на — Дону: РГПУ, 1993. — 32с.
  38. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования //Педагогика, 1997. № 4. — С. 11−17.
  39. Е.В. Концепции личностно ориентированного образования и целостная педагогическая теория //Школа духовности. — 1999. — № 5. — С.41−52.
  40. Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. — Ростов — на — Дону, 1997. — 28с.
  41. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность //Педагогика. 1999. — № 3. — С.37−43.
  42. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика. — 1995. — № 4. — С.29−36.
  43. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 304с.
  44. Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры //Вопросы философии. 1996. — N 2.-С.4−5.
  45. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216с.
  46. Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие (Философские заметки). М.: Знание, 1988. — 63с.
  47. С.Н. Размышления о национальности //Христианский социализм. -Новосибирск: Наука, 1991. 349с.
  48. И.В. Воспитание духовности у старшеклассников средствами изобразительного искусства в условиях групповой деятельности. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 18с.
  49. Е.Н., Капустин Н. С. Духовность как феномен культуры //Духовность России: истоки и современность. Сб. материалов и тезисов региональной конференции. Ростов-на-Дону. Издательство ДЮИ. 1996. 128с.
  50. Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984 — 198с.
  51. В.П. Избранные педагогические сочинения /Сост. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаева. М.: Педагогика, 1987. — 400с.
  52. Введение в педагогическую культуру: Учеб.пособие. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1996. — 172с.
  53. К.Н. Свободное воспитание /Сб.избранных трудов. М.: А.П.О., 193. — 170с.
  54. Т.И. Теоретико методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. — Ростов — на — Дону: Изд-во РГПУ, 1999. -212с.
  55. О.В. Проблема ценностей в современном мире //Молодежь в условиях радикальных перемен современного общества. М., 1990. — С.89.
  56. В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986.-480с.
  57. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 288с.
  58. Л.С. Педагогическая психология /Под ред. и со вступ.ст., с.5−32. В.В.Давыдова- М.: Педагогика, 1991. — 479,1. с.
  59. Л.С. Собр.соч.: В 6-ти т. /Гл.ред. А. В. Запорожец.-М.: Педагогика, 1982. Т.2. 504с.
  60. Г. П. Духовные ценности и судьба России //Социально-политический журнал. 1994. -N 3/6.-С.22,23,24.
  61. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Энциклопедия философских наук. Философия духа / Пер. В. А. Фохта. М.: Политиздат, 1956.Т.З. Ч.3.-371с.
  62. А.И., Огорев Н. П. О воспитании и образовании:Сборник. /[Сост. и авт. коммент. В.И.Ширяев- Авт. вступ. ст. А. Ф. Смирнов, с.6−21]- АПН СССР. -М.: Педагогика, 1990. 363, [4]с.
  63. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа — Пресс», 1995. — 448с.
  64. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи (АН УССР), Ин-т философии. Киев: Наук, думка, 1988. — 142,2.с.
  65. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Гос. ком. РФ по высш. образованию, 1995. — 366с.
  66. П.С. Философия культуры: Пособие для студ. гуманит. вузов. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — 317с.
  67. В.Е. Воспитание творческой личности //Совершенствование образовательных процессов. Краснодар: КубГТУ, 1995.
  68. В.Е. Методика организации сравнительных историко-педагогических и общепедагогических занятий со студентами //Е.А. Дегтярев. Персоналии в педагогике: идеи, опыт, проблемы. Краснодар: КубГУ, 1997.
  69. В.Е. и др. Педагогика здоровья учащихся. Краснодар: КубГУ, 1993.
  70. В.Е. Современные проблемы школьной и вузовской подготовки. -Москва Краснодар: КубГУ, 1998.
  71. А.Н. Формирование духовного мира учителя. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1994. -200с.
  72. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. -240с.
  73. В.Н. Ключевые понятия человеческого бытия //Школа духовности. 1997. — N 2. — 63с.
  74. Н.А. Избранные педагогические сочинения /Вступ. ст. В. Ф. Козьмина, с.6−18.- АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 346,[21с.
  75. Ф.М. Дневник писателя: Избр. страницы /Ф.М.Достоевский- Сост., авт. вступ. ст., с.5−34, и коммент. Б. Н. Тарасов. М.: Современник, 1989.-555,2.с.
  76. О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. — 351с.
  77. Д.И. Проблема идеального. М/. Мысль, 1983. — 228с.
  78. Духовное Обновление и Школьное Образование в России. Первая всероссийская конференция. 1−9 ноября. Крым, 1992. — 72с.
  79. Духовный мир советского рабочего. Опыт конкретно-социологического исследования /Под общ. ред. М. Т. Иовчука, Л. Н. Когана. — М.: Мысль, 1972. -438с.
  80. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. — 189с.
  81. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя. -М: Просвещение, 1986. 143с.
  82. И.П. Воспитывать коллективистов //Педагогический поиск /Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987. — 544с.
  83. Иванов-Разумник. О смысле жизни. Берлин, 1920. С. 21,27.
  84. А. Деидеологизация: возрождение духовности //Вестник высшей школы. 1990. — N 8. — С.3−7.
  85. Э.В. Проблема идеального //Вопросы философии, 1979. N 6,7.
  86. И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948−1954 гг. В 2 т. //М.:МП «РАРОГ». Т.2. 1992.-С.40−41.
  87. И.А. О грядущей России. Избранные статьи /Под ред. Н. П. Полторацкого.-Загорск: Св.-Троицкий Монастырь: Телекс, 1991 .-367с.
  88. И.А. Путь духовного обновления //Собр.соч.: В 10 т. /Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы.-М.:Русская книга, 1993. T.I. — С.39−282.
  89. И.А. Путь к очевидности:Сборник /Послесл. В.И. Кураева- Примеч. Р. К. Медведевой.-М.: Республика, 1993.- 430,1.с.
  90. М.С. О духовном (опыт категориального анализа) //Вопросы философии. 1985. — N 9.-С.95.
  91. М.С. Философская теория ценностей. Санкт — Петербург, 1997. -20с.
  92. М.Г. О духовном мире и не только о нем . //Народное образование. 1989. — N 10.-С.74−79.
  93. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе: Учеб. пособие к спецкурсу /Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л.: ЛГПИ, 1989. — 83,1.с.
  94. ПО.Как воспитать настоящего человека: (Советы воспитателям) /В.А.Сухомлинский. Киев: «Рад.школа», 1975. — 236с.
  95. Ш. Кант И. Сочинения: В 6-ти т./Под общ. ред. В. Ф. Асмуса и др. /Ред. Т. И. Ойзерман. М.:Мысль, 1964.Т.З.-799с.
  96. ПЗ.Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения /Вступит, статья П. А. Лебедева с.7−34.- Под ред. A.M. Арсеньева.-М.:Педагогика, 1982.-704с.
  97. П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды //Избр. пед. соч.-М.:Педагогика, 1982. 704с.
  98. В.А. Воспитай гражданина: Записи директора шк. N 825 г. Москвы ,-М. :Моск.рабочий, 1987.-142, 2.с.
  99. Пб.Карпова Н. К. Теоретические основы синтеза искусств как способа эстетического познания и моделирования личности в условиях информационных технологий. Дис.. доктора пед.наук. — Ростов — на — Дону, 1996.-352с.
  100. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223с.
  101. В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996. -С. 135.
  102. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335с.
  103. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. формирования личности.Учеб. пособие для пед. ин-тов.-М.:Просвещение, 1979.-175с.
  104. И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов -на — Дону: Изд-во РГПУ, 1994. — 294с.
  105. И.Б., Шиянов Е. Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов — на — Дону: Изд-во РГПУ, 1997. — 144с.
  106. И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов — на — Дону: Изд-во РГПУ, 1994. — 63с.124 .Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста. -М.:Высш.шк., 1990.-140, 2.с.
  107. С.Б. Контуры духовности: новые контексты и идентификации //Вопросы философии, 1992. № 12. — С.21−25.
  108. С.В. Педагогика личности. Лекционно практический курс. 4.1: Стратегия и тактика личностного воспитания. Изд.З. — Воронеж: ВГПУ, 1997. -184с.
  109. Л.Ф. Программа исследования личности. Санкт — Петербург, 1908.
  110. Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности //Проблемы дифференциальной психофизиологии.- М., 1977.Т.10.-С.164−179.
  111. Н.С. К проблеме сензитивных периодов в психическом развитии человека //Принципы развития в психологии /Под ред. Л. И. Анцыфировой.-М.Д978.-С.208.
  112. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н.Леонтьев.-М., Политиздат, 1977.-304с.131 .Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.-М.:Мысль, 1965.- 545с.
  113. П.Ф. Соч.: В 5-ти т. М.:Изд-во АН СССРД951−1956. Т.1.1951.-335с.
  114. М. Об идеальном и реальном //Вопросы философии. 1984.-N 10.-С. 120−145.
  115. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М. .Просвещение, 1985.-175с.
  116. Д.С. В чем смысл жизни //Письма о добром и прекрасном /Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской.-Изд. З-е.-М.: Дет.лит., 1989.-238с.
  117. Д.С. О национальном характере русских //Вопросы философии. -1990. N4.-C.5−6.
  118. Е.П. Монастырь в русской культуре:опыт духовного воспитания. Автореф. дис. канд. пед. наук.-Санкт-Петербург, 1994.-21с.
  119. М.В. О воспитании и образовании:Сборник. /АПН СССР.-М. :Педагогика, 1991 .-339,[4]с.
  120. А., Скребцова М. Новый подход к проблеме духовно нравственного образования в условиях современной школы //Книга для занятий по духовному воспитанию. Книга 1, 1995.-581 с.
  121. А.Ф. Дерзание духа.-М.: Политиздат, 1988.-364,2. с.
  122. Н.О. Обоснование интуитизма //Избранное. М., Правда, 1991.-622с.
  123. Н.О. Условия абсолютного добра.-М.: Политиздат, 1991.-367 с.
  124. А.Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе ценностного отношения к искусству. Автореф. дис.. доктора пед. наук. М., 1996.-39 с.
  125. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
  126. К., Энгельс Ф. Сочинения: В 30 т. /Ин-т марксиз ма ленинизма при ЦК КПСС.-2-е изд.- М.: Госполитиздат, 1955. Т. 4.-615 с.
  127. .Г. Нетрадиционная педагогика,— М.: Школа-Пресс, 1994.-96 с.
  128. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика., 1986. 256с.
  129. Методологические проблемы социальной психологии /Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975 — 295с.
  130. Моделирование образовательного пространства: Межвузовский сб.науч. трудов. Вып.1. Ростов — на — Дону: РГГГУ, 1998. — 159с.
  131. Н.Н. Восхождение к разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. М.: Изд-во «Центр», 1993. — С.98.
  132. А.В. Самые трудные годы. М.: Знание, 1990.-62, 2. с.
  133. В.И. Духовный смысл отечественного образования //Школа духовности, — 1996.- N 0.-12 с.
  134. И.С. О ценностях как идеалах человеческой деятельности //Ценностные аспекты отражения, — Свердловск, 1977.-23 с.
  135. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика. -1998.-№ 4.-С.З.
  136. М. На пути к духовному возрождению: О развитии народного образования в Якутии //Рос.газ. 1993. 19 марта. -С. 1.
  137. Т. Воспитание характера: как наши школы могут научить уважению и ответственности. Нью-Йорк, Bantam, 1991. С.48
  138. Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М/. Педагогика, 1989. — 280с.
  139. Ю.М. Потребностно мотивационные факторы учебной деятельности студентов вуза. М., 1983.
  140. И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности,— М.: Учпедгиз, 1950.-263 с.
  141. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. М., Российское педагогическое агенство, 1995, — 637 с.
  142. Педагогическое наследие /Я.А.Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци- Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский, — М.: Педагогика, 1989.411 с.
  143. С.В. Научно фундаментальное содержание педагогического образования — основа профессионализма: Основные положения концепции образования педагога. — Ростов — на — Дону: РГПУ, 1994. — 30с.
  144. В.А. Феномен субъективности в психологии личности. М., 1993.
  145. Н.И. Избранные педагогические сочинения /АПН РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики: Ввод. ст. В. З. Смирнова, — М.: Издательство АПН РСФСР, 1953.-751 с.
  146. Д.И. Избранные педагогические сочинения / Вступ. ст. В. В. Большаковой, с. 6−22.- М.: Педагогика, 1984, — 367 с.
  147. Г. В., Косичев А. Д. Проблема духовности личности: (состав, типы, назначение) //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия,-1998.-N 2.-С.3−32.
  148. Г. В., Косичев А. Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) //Вестн. Моск. ун-та.Сер.7. Философия.-1998.-№ 3.-С.17.
  149. К.К. Структура и развитие личности /Отв. ред. А. Д. Глоточкин,-М.: Наука, 1986.-250,1. с.
  150. В.Д. Ценностное самоопределение студентов в педагогическом образовании в условиях университета. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 1996.-18 с.
  151. О.Ф. Культура и мировоззрение //Философская и социологическая мысль. Киев, 1992.-N 6.-С. 41−59.
  152. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996.-432 с.
  153. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе /Под ред. В. С. Мухиной.- М.: МГПЙ им. В. Й. Ленина, 1987.- 151с.
  154. Психологические тесты: (Для деловых людей) .- М.: АО «Бизнес -школа «Интел синтез», 1994, — 317с.
  155. Психология и педагогика. М.: Издательство «Центр», 1996, — 336 с.
  156. Психология развивающейся личности /Под ред. А.В.Петровского- Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР М.: Педагогика, 1987.-240 с.
  157. А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву- Вольность /Изд. подгот. В. А. Западов.-СПб: Наука, 1992.-671 с.
  158. Л.Н. Формирование духовных потребностей студентов педвуза. Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1990. -18 с.
  159. Ребенок в мире культуры.- Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.-558с. / Под общей ред. д.п.н., профессора Р. М. Чумичевой.
  160. Ю.Г. Формирование у студентов младших курсов пединститута готовности к самостоятельной работе. Автореф. дис.. канд. пед. наук,-Новосибирск, 1995.-19 с.
  161. Религии мира. Издание второе, переработанное, 1994. Белфакс, 463 с.
  162. Н.К. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.-С.3−63.
  163. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании : Учебное пособие, — М.: ВЛАДОС, 1996, — 529с.
  164. В.В. Культура и духовно-нравственное здоровье человечества: проблемы и реалии //Экология и религия. М., 1994. Ч. 2.-С.373.
  165. В.В. Религия. Философия. Культура. М.: Республика, 1992.-397 с.
  166. В.В. Сумерки просвещения: Сборник. / [Сост. и авт. очерка о В. В. Розанове, с. 595−621, В.Н.Щербаков]. — М: Педагогика, 1990.-620, [2] с.
  167. М.А. Прошлое как ценность //nyrb.-1992.-N I.-C. 150.
  168. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. I /Гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993, — 608 с.
  169. М.М. Проблемы учителя. М.} Л.} 1927, — С. 203.
  170. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. /АПН СССР. -М.: Педагогика, 1989. Т. 2.-322 с.
  171. .В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. М.: Знание, 1984.-96 с.
  172. .В., Дорогова Л. Н. Мир человека //Методологические вопросы формирования духовного мира. М.: Мысль, 1975. -206 с.
  173. В.И. Избранные психологические произведения (воля, ее развитие и воспитание).- Рязань, 1992.-574 с.
  174. В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика.-1994.-№ 5.-С. 16−21.
  175. В.В. Ориентация на личность как парадигма современного образования //Гегярлт.-. 998.-№ 1 ,-С.З.
  176. И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека //Философская наука. 1990.-N 12.-С. 100−10
  177. Сиземская И.Н., Л. И. Новикова.Проблемы современного воспитания в философском контексте //Педагогика.-1998.-№ 7.-С. 14−20.
  178. П.В. Предыстория души //Наука и жизнь. 1984, — N 2.-С. 120.
  179. П.В. и др. Происхождение духовности /П.В.Симонов, П. М. Ершов, Ю.П.Вяземсий- АН СССР. М.: Наука, 1989. — 350с.
  180. В. Реальность субъективного духа//Человек.-1994.-№ 5.-С.21−39.
  181. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа — Пресс. — 1995 .-384с.
  182. Г. С. Сочинения. В 2-х т. Т. I. М., Мысль, 1973. -511 с.
  183. Словарь по этике / Аверинцев’С.С. и др. Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона.- 6-е изд.- М.: Политиздат, 1989.-447, 1. с.
  184. Словарь русского языка: В 4-х т. / Гл. ред. А. П. Евгеньева.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Рус. яз., 1981, — Т. I. А-Й.-696 с.
  185. Вл.С. Русская идея //Русская идея /Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин, — М.: Республика, 1992.-496 с.
  186. З.Соловьев B.C. Собр. соч.: В 10 т. 2-е изд. — СПб., 1911 — 1914.- Т. 7.-С.29. 2 М. Соловьев B.C. Собр.соч. В 2 t.T.I.M. 1990.-С.758.
  187. Вл. Философские начала цельного знания //Соч.: В 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1988.-С.139−289.
  188. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения -М.:Педагогика, 1991,-С.55−125
  189. Сорока-Росинский В. Н. Путь русской национальной школы //Лед. соч.-М.: Педагогика, 1991 .-240с.
  190. Е.Н. Теория и практика подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединений. М., 1996. — Автореф. докт.пед.наук. — 32с.
  191. А.Г. Мозг и психика: Соотношения материального и идеального //Мозг и сознание (Философские и теоретические аспекты проблемы). М.: ВИНИТИ, 1990. — С.32−46.
  192. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат. 1972. — 303с.
  193. Е.Б. Духовные влияния как основа воспитания и саморазвития личности //Психологический журнал. 1992. — Том 13. — № 4. -С.95−98.
  194. В .Я. Избранные педагогические сочинения /АПН СССР. М.: Педагогика, 1991. — 367с.223 .Суворов А. В. Человечность как фактор саморазвития личности. Автореф.дис. .докт.псих.наук. -М., 1996. 55с.
  195. В.А. Избр.пед.соч.: В 3-х т. Т.1.- М.: Педагогика, 1979.-558с.
  196. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т.-М.: Педагогика, 1981. Т.3. 640с.
  197. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.-М.:Мгу, 1975.-187с.
  198. .М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т.1. — 329с.
  199. Л.Н. Педагогические сочинения /Вступит.ст. В. А. Вейкшан. 2-е изд.доп. — М.: Учпедгиз, 1953. — 441с.
  200. Л.Н. О жизни //Собр.соч.: В 22-х т. Т. 17−18. — М.: Худож.лит., 1984.
  201. В.Н. Изобразительное искусство и мифология // Мифы народов мира.-М., Сов. энциклопедия,! 980 Л1.-С.482−488.231 .Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. Берлин, 1922. — 281с.
  202. Н.Н. Проспект книги о смысле жизни //Квинтэссенция: Филос. альманах /Сост. В. И. Мудрагей, В. И. Усанов. М.: Политиздат, 1990. — 447с.
  203. В.П. Духовные ценности человека //Сов.педагогика. 1966. -№ 1. — С.24−33.
  204. В.П. Избранные философские труды /Ленингр.гос. ун-т. Л.: Изд-воЛГУ, 1988.-334с.
  205. В.П. Марксистская философия и проблема ценности //Проблема ценности в философии. М.-Л., 1966. — С.22.
  206. В.П. О смысле жизни. Л.: Лениздат, 1961. — 47с.
  207. В.П. О ценностях жизни и культуры. Д.: Изд-во ЛГУ, 1960. -С.3−4,15.
  208. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -124с.
  209. В.П. Ценностные ориентации личности, пути и основы их формирования: Тез.докл.науч.конф. /22−23 мая 1984 г. /Петрозаводск, 1984/.
  210. Д.Н. Психологические исследования. М.: Издательство «Наука», 1966. -450с.
  211. А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологического исследования. М.: Мысль, 1980. — 271с.
  212. А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. — 336с.
  213. А.А. в воспоминаниях и письмах /СПб.гос.ун-т- Сост. Ф. П. Некрылов. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1992. — 205с.
  214. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1988 -1990.
  215. К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении //Пед.соч. В 6 т. Т.2. — М.: Педагогика, 1988. — С.8−26.
  216. К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии //Пед.соч. В 6 т. -Т.2. М.: Педагогика, 1988. — С.122−217.
  217. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии //Пед.соч. В 6 т. Т.6 /Редкол.: С. Ф. Егоров и др. 1990. — 527с.
  218. К.Д. Собрание сочинений : В 11-ти т. /АПН РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. М.- Л: Изд-во АПН РСФСР, 1948 — 1952.
  219. К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти т. Т.8. — М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 776с.
  220. К.Д. О религиозно-философском воспитании //Собр.соч.- В 11-ти т. Т.10. — М&bdquo- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — С.611−615.
  221. Г. П. О судьбе русской интеллигенции: (Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли). М.: Знание, 1991. — 61с.2°4-™ М • Моск. рабочий, 1990. 268с.
  222. Г. П. Святые Древней Рус, — ^ де"ьноста.. М,
  223. Федотова В. Г. Практическое и духовное
  224. Наука, 1992. 136с. ^ ^ перераб. «доп.
  225. ФИЛОСОФСКИЙ словарь /Под ред. И. P
  226. М.: Политиздат. 1991. -560с. /Редкол.: С. С. Аверинцев,
  227. Философский энциклопедически ело ^^ 1<�т .
  228. Э.А.Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др-2-е изд. М.815с. м. инФРА, 1997. 576с.
  229. Ф.тософскийэнциклопедический™ ^ ^ ^ ред257. Философско-психологические проблемы развит¦ ^
  230. В.В.Давыдова: Российская Академия /Сост. и
  231. П.А. Особенное: *^ ^ ст. А. В. Гулыт, М, — ^^. ^25,Франк С. Л. Духовные о-^— ^ ^
  232. С.Л. Реальность и человек. N .1 оо7 479с
  233. П.В.Алексеев.-М.: Республика, 199/. ¦, 990. № 6. — С.69−131.26,Франк С. Л. Смысл жизни //Вопросы Ф^^^. 366с.
  234. В. Человек, поиске—- ^ ^ q263 .Фрейд 3. Введение в психоанал
  235. ФВ.Васси"иМ.Г.ЯроШевски,-^,^й ^ ^ ^
  236. Формирование личности у* ^ ^ ^. м, профессиональной подготовки /В.А.Сластени
  237. ПРосвеихениеМ976.-160. к добру и злу
  238. Э. Духовная сущность1 ооп No8−9.-C.89.
  239. Философские науки. -1990. • ^ Современник, 1988.
  240. А.С. О старом и новом: Ст. и о 4МС2б7. Чавчавадзе Н. З. Культура
  241. P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995. — 272с.
  242. В.Д. Духовность и творчество //Школа духовности. 1997.-№ 2. -С.16−20.
  243. А.Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект). Майкоп: Изд-во АТУ, 1996. — 168с.
  244. Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей. Сб. «Проблемы формирования духовных потребностей личности». Новосибирский гос. пед. ин-т.Научные труды, вып.47, Новосибирск.-, 1970.
  245. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т.1. — 304с.
  246. Шацкий С.Т.: работа для будущего: Докум. повествование: Кн. для учителя /Сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. М.: Просвещение, 1989. — 222с.
  247. В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. М.: Моск. рабочий, 1987. — 237с.
  248. В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности //Вопросы философии. 1996. — № 2. -С.27−29.
  249. В.И. Философия и мировоззрение //Человек и мир человека /Категории «человек и мир «в системе научного мировоззрения) Киев: Наукова думка, 1977. -С.7−26.
  250. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать», 1995. — 314с.
  251. М. Учение Живой Этики: принципы воспитания //Школа духовности. 1996. — №. — С.25−34.
  252. И.А. Адыгейская народная педагогика. Майкоп: Кн.изд., 1989. -335с.
  253. И.А. О методах нравственного воспитания в адыгской народной педагогике. В кн.: Вопросы школьной и вузовской педагогики. — Ростов — на -Дону: РГПИ, 1980, — С.14−30.
  254. Шри Ауробиндо и Мать. Духовная эволюция человека. Перевод с английского, введение и примечания Димитрия фон Мореншильдта. Киев, 1995.-95с.
  255. B.C. Философские подходы к педагогической теории //Сов. педагогика. 1990. 12. — С.60−65.
  256. Н.Е. О формировании духовной культуры будущего педагога //Формирование личности учителя советской школы: Межвузовской сб.науч.трудов. М.: Прометей, 1991. — С. 36−42.
  257. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560с.
  258. В.А., Беляев Э. В., Водзинская В. В. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением. М., 1970.
  259. А.И. Целеполагание и идеалы. Киев, 1977. С. 173.
Заполнить форму текущей работой