Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка будущих специалистов сферы сервиса в области изучения и использования информационных систем для формирования туристского продукта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопросам теории и практики информатизации образования посвящены исследования Ваграменко Я. А., Дашниц H. JL, Кравцовой А. Ю., Козлова О. А., Кузнецова А. А., Роберт И. В., Софроновой Н. В. и др. В работах Бешенкова С. А., Босовой Л. Л., Кузнецова А. А., Лавиной Т. А., ЛапчикМ.П., Мартиросян Л. П., Панюковой С. В., Роберт И. В. отмечено, что внедрение средств ИКТ открывает новые возможности… Читать ещё >

Содержание

  • j ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СЕРВИСА СФЕРЫ
    • I. СЕРВИСА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
    • 1. Анализ современного состояния подготовки будущих специалистов сферы сервиса в области использования средств ИКТ
    • 2. Педагогико-эргономические и технологические требования к отбору информационных систем для формирования туристского продукта
    • 3. Основные компоненты информационной деятельности в области изучения и использования информационных систем
    • 4. Принципы формирования структуры содержания подготовки будущих специалистов сферы сервиса в области изучения и С использования информационных систем для формирования туристского продукта
  • ВЫВОДЫ ПО Г ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ДВУХЭТАПНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СЕРВИСА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
    • 1. Методические цели подготовки будущих специалистов сферы сервиса к использованию информационных систем для формирования туристского продукта
    • 2. Структура содержания подготовки будущих специалистов i сферы сервиса в области изучения и использования информационных систем для формирования туристского продукта. 75 ,'
    • 3. Программная реализация авторской информационной системы для создания отдельных компонентов туристского продукта, начального этапа подготовки
    • 1. 4. Методические рекомендации для преподавателей по ft использованию информационных систем в процессе подготовки будущих специалистов сферы сервиса
    • 5. Экспериментальная проверка уровня обученности в области использования информационных систем в процессе формирования 'f туристского продукта (на примере курса «Информационные системы в туризме»)
  • J ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

Подготовка будущих специалистов сферы сервиса в области изучения и использования информационных систем для формирования туристского продукта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный уровень становления общества характеризуется динамично развивающимся процессом внедрения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы деятельности человека. Информационные процессы, объекты и явления, а также методы и средства получения, обработки, отображения, передачи, хранения, использования информации являются одной из основ научного знания. В этих условиях возникает необходимость подготовки специалистов в области использования ИКТ, как в процессе обучения, так и в будущей профессиональной деятельности, в том числе сферы сервиса и туризма. Процесс информатизации общества предъявляет новые требования к профессиональным качествам специалистов' любого профиля в области использования ИКТ, что находит свое отражение в информатизации современного образования.

Вопросам теории и практики информатизации образования посвящены исследования Ваграменко Я. А., Дашниц H. JL, Кравцовой А. Ю., Козлова О. А., Кузнецова А. А., Роберт И. В., Софроновой Н. В. и др. В работах Бешенкова С. А., Босовой Л. Л., Кузнецова А. А., Лавиной Т. А., ЛапчикМ.П., Мартиросян Л. П., Панюковой С. В., Роберт И. В. отмечено, что внедрение средств ИКТ открывает новые возможности и перспективы интенсификации процесса преподавания и обучения, качественно изменяя методы, формы и содержание обучения. Это обуславливает целесообразность их применения в различных предметных областях, в том числе и в сфере сервиса. Одним из основных требований в период информатизации и глобальной массовой коммуникации общества, предъявляемых к будущему специалисту сферы сервиса, являются не только теоретические знания конкретной области, но и практические умения в области формирования туристского продукта для решения профессиональных задач на базе использования информационных систем.

Под формированием туристского продукта (турпродукт) на базе использования информационных систем (ИС) будем понимать совокупность взаимосвязанных процессов, позволяющих осуществлять: информационную деятельность по выявлению потребностей клиента, автоматизированному поиску и накоплению информации в информационных системах для формирования запросамоделирование процессов, связанных с разработкой маршрута, состава услугинформационное взаимодействие, связанное с бронированием и резервированием мест на транспорте и гостинице, комплектованием состава услуг, продвижением" и реализацией туров с помощью информационных системавтоматизацию процессов заключения договоров с поставщиками и расчет стоимости тура.

ИсследованияАнаньевой Т.Н., Медникова А. В., МорарьЕ.В., Овчинниковой Л. П. и др. посвящены разработке методических подходов к обучению информатике и ИКТ студентов специальностей сервиса и туризма. Однако, в данных работах не уделено должного внимания вопросам подготовки будущих специалистов сферы, сервиса в области изучения возможностей дляиспользования информационных систем при формировании турпродукта. Формирование турпродукта основано на реализации возможностей информационных систем и их использовании в процессе подготовки будущих специалистов сферы сервиса, которые позволяют осуществлять: информационную деятельность, по комплектованию турпакетов, созданию и продвижению туров (Мастер-Тур, Само-Тур и др.) — информационное взаимодействие, связанное с бронированием мест на транспорте (Sabre, Gabriel и др.) — мест в гостинице (Amadeus, GTA, Horse XXI и др.) — моделирование процессов, связанных с изучением спроса, выявлением потребностей' и формированием заказа, поиском информации по спецпредложениям туроператоров (Foros, AllSpo и др.) — автоматизацию процессов по работе с клиентом (Клиент, Партнер и др.) — поиск и оформление необходимых документов консультативного и справочного характера (страховой полис, ваучер, памятки и т. п.). Преимуществом информационных систем является объединение в рамках одной системы всех ресурсов сферы сервиса, организация качественного поиска информации по сайтам каталога, а так же формирование узкоспециализированного рейтинга ресурсов по туризму. Существующие информационные системы в области формирования турпродукта не ориентированы на обучение будущих специалистов сервиса, однако, при определённых методических подходах возможна организация учебной деятельности будущих специалистов сферы сервиса.

Анализ содержания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и программ подготовки будущих специалистов сервиса и туризма по специальностям 100 201 — «Туризм» и 230 500 — «Социально-культурный сервис и туризм» показал, что вопросы использования средств ИКТ в учебном процессе изучаются только в курсах «Информатика» и «Информационные системы и технологии». При этом вопросы, связанные с изучением и использованием информационных систем для формирования турпродукта, в программах не предусмотрены.

Вместе с тем, специалисты сферы сервиса и туризма должны осуществлять: информационную деятельность по сбору, обработке и созданию компонентов турпродукта (администрирование базы данных туристской компании, поиск в телекоммуникационных сетях информации о турпродукте, дополнительных услугах и т. п.) — моделирование туристской деятельности (изучение спроса и предложений, расчет стоимости тура с учетом курса валют, скидок, комплектование состава услуг и др.) — интерактивное взаимодействие с автоматизированными системами бронирования и резервирования. Однако, в современных исследованиях методические подходы к подготовке студентов в данной области практически не разработаны, что обуславливает необходимость такой подготовки.

В связи с вышеизложенным, проблема исследования обусловлена противоречием между существующими возможностями изучения и использования информационных систем для формирования турпродукта по осуществлению информационной деятельности и информационного взаимодействия на их базе, моделирования и автоматизации технологических процессов оказания услуг в сфере сервиса, реализация возможностей которых определяет подготовку специалистов сферы сервиса, и недостаточным уровнем научно-методических разработок в данной области.

Актуальность исследования определяется необходимостью разработки теоретических и методических подходов к подготовке будущих специалистов в области изучения и использования информационных систем для формирования турпродукта в аспекте осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия, моделирования и автоматизации технологических процессов оказания услуг в сфере сервиса.

Объектом исследования является процесс подготовки будущих специалистов сферы сервиса в области изучения и использования информационных систем для формирования турпродукта.

Предмет исследования — теоретические и методические подходы к подготовке будущих специалистов сферы сервиса в области изучения и использования информационных систем для формирования турпродукта, ориентированные на формирование знаний и умений осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия, моделирования и автоматизации технологических процессов оказания услуг в сфере сервиса.

В связи с этим, цель исследования заключается в научном обосновании и разработке теоретических и методических подходов к подготовке будущих специалистов сферы сервиса в области изучения и использования информационных систем для формирования турпродукта.

Гипотеза исследования: если изучение и использование информационных систем для формирования турпродукта будет основано на реализации педагогико-эргономических и технологических требований, предъявляемых к отбору информационных систем, и направлено на осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия, моделирование и автоматизацию технологических процессов оказания услуг в сфере сервиса, то это обеспечивает повышение уровня обученности будущих специалистов сферы сервиса в аспекте решения профессиональных задач.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ современного состояния подготовки будущих специалистов сферы сервиса в области использования средств ИКТ.

2. Обосновать и сформулировать педагогико-эргономические и технологические требования к отбору информационных систем для формирования турпродукта, реализующие возможность осуществления информационной деятельности в области изучения и использования информационных систем будущими специалистами сферы сервиса.

3. Теоретически обосновать и сформулировать принципы формирования структуры содержания подготовки будущих специалистов сферы сервиса в области изучения и использования информационных систем для формирования турпродукта.

4. Выявить методические цели подготовки будущих специалистов сферы сервиса в области изучения и использования информационных систем для формирования турпродукта.

5. Разработать структуру содержания двухэтапной подготовки будущих специалистов сферы сервиса в области изучения и использования информационных систем для формирования турпродукта.

6. Разработать методические рекомендации для преподавателей по использованию информационных систем в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов сферы сервиса, экспериментально проверить уровень обученности в области использования информационных систем в процессе формирования турпродукта (на примере курса «Информационные системы в туризме»).

Методологическую основу исследования составили результаты теоретических исследований по дидактике: Бабанского Ю. К., Лернера И .Я., Никандрова Н. Д., СкаткинаМ.Н. и др.- по педагогике и психологии: Выготского JI.C., Давыдова В. В., Леонтьева А. Н., Гальперина П. Я', Талызиной Н. Ф., Фельдштейна Д. И! и др.- работы в. области общей теории высшего-профессионального образования: Абдулиной О. А., Кузьминой Н. В., СластенинаВ.А. и др.- теории и практики информатизации образования: Ваграменко Я. А., ДашницН.Л., Козлова О. А., Лавиной Т. А., ЛапчикМ.П., МазураЗ.Ф., Мартиросян Л: П., Панюковой С. В., Полякова В. П., Роберт И: В., Софроновой Н. В. и др.- теории' и методики подготовки специалистов в области информатики и ИКТ: Жданова G.A., Кузнецова А. А., Кравцовой А. Ю., Мартиросян Л. П. и др.- использования^ средств информационных и коммуникационных технологий в индустрии сервиса и туризма при подготовке студентов вузов: Биржакова М. Б., Биржаковой К. М., Гуляевой В. Г., Жуковой М. А., Калашниковой И. В., МорозоваМ.А., Морозовой Н. С., Чудновского А. Д. и др.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ современного состояния научной и учебно-методической литературы в аспекте использования средств ИКТ в процессе подготовки специалистов сервисанаблюдение, тестирование, анкетирование, беседы со студентами, преподавателями и руководителями туристских фирм по проблеме исследованияанализ результатов педагогического эксперимента.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования^ состоят в: обосновании и формулировке педагогико-эргономических и технологических требований к отбору информационных систем для формирования турпродукта, реализующих возможность осуществления информационной деятельности будущих специалистов сферы сервисаопределении основных компонентов информационной деятельности будущих специалистов сферы сервиса в области изучения и использования информационных систем для формирования турпродуктатеоретическом обосновании и формулировке принципов формирования структуры содержания подготовки будущих специалистов сферы сервиса в области изучения и использования информационных систем для формирования турпродуктавыявлении методических целей подготовки будущих специалистов к изучению и использованию информационных систем для формирования турпродукта.

Практическая значимость исследования состоит в: разработке структуры содержания двухэтапной подготовки будущих специалистов-сферы сервиса в области изучения и использования информационных систем для формирования турпродуктапрограммной реализации авторской информационной системы для создания отдельных компонентов турпродукта, являющейся средством подготовкиразработке методических рекомендаций для преподавателей по использованию информационных' систем в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов сферы сервисаразработке программы профильного курса «Информационные системы в туризме» для будущих специалистов сферы сервиса.

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке специалистов сервиса и туризма в системе повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров и реализации обучения студентов по программам подготовки специализации «Менеджмент туризма», «Организация и управление в сфере туризма», «Экономика международного туризма», «Гостиничный и туристский бизнес».

Этапы исследования:

На I этапе (2004;2005 гг.) — изучение педагогического опыта, анализ психолого-педагогической, учебной и методической литературы по проблеме исследования, составление плана опытно-экспериментальной работы.

На II этапе (2005;2007 гг.) — изучение информационных систем и их отбор, выявление особенностей информационных систем для. формирования турпродукта, разработка, методических подходов к двухэтапной подготовке будущих специалистов в области изучения и использования информационных систем для формирования турпродукта в аспекте развития содержания курса «Информационные системы в туризме», проведение работы по подготовке и проведению педагогического эксперимента.

На III этапе (2007—2008' гг.) — сбор и обработка экспериментальных данных, анализ, и обобщение теоретических и* практических материалов* исследования.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения, материалы и" результаты исследования* докладывались и обсуждались на заседаниях Ученого совета Института информатизации образования Российской’академии образования (г. Москва, 2006;2008 гг.), на заседаниях кафедры социальных коммуникаций и технологий Института коммуникативных технологий (г. Москва, 2006;2008 гг.) — материалы исследования представлены в виде тезисов докладов, статей и выступлений нанаучно-методических конференциях: всероссийской научно-практической конференции «Проблемы, информатизации образования: региональный аспект» (г. Чебоксары, 2006 г.), международной, научно-практической конференции «Развитие рынка интеллектуальной собственности в РФ: формирование, проблемы, перспективы» (г. Тольятти, 2006 г.).

Внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс вузов г. Москвы: «Институт управления и информатики», «Институт экономики и культуры», «Институт коммуникативных технологий».

Обоснованность и достоверность проведенного исследования, его результатов и выводов обусловлены: методологической и теоретической обоснованностью исходных данныхопорой на теоретические разработки в области психологии, педагогики, информатизации образованиясовокупностью разнообразных методов исследованияадекватных сути проблемысоответствием полученных выводов основным положениям теории и практики информатизации образования и результатам педагогического эксперимента.

Положения, выносимые на защиту:

1. Подготовка будущих специалистов сферы сервиса основана на реализации принципов формирования структуры содержания подготовки, основных компонентов информационной деятельности и методических целях подготовки будущих специалистов в области изучения и использования информационных систем для формирования турпродукта.

2. Реализация методических подходов к двухэтапной подготовке будущих специалистов сферы сервиса в области изучения и использования информационных систем для создания турпродукта, представленных в виде б л очно-модульной структуры содержания, средств подготовки и методических рекомендаций по использованию информационных систем в процессе подготовки, обеспечит формирование знаний и умений по осуществлению информационной деятельности и информационного взаимодействия, моделирования и автоматизации технологических процессов оказания услуг в сфере сервиса.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

1. Выявлены методические цели подготовки будущих специалистов в области изучения и использования информационных систем для формирования турпродукта, в основу которых положен принцип реализации возможностей осуществления информационной деятельности в области использования информационных систем для формирования турпродукта. Будущий специалист должен уметь осуществлять: информационную деятельность по выявлению потребностей клиента, автоматизированному поиску и накоплению информации в информационных системах для формирования запросамоделирование процессов, связанных с разработкой маршрута, состава услугинформационное взаимодействие, связанное с бронированием и резервированием мест на транспорте и гостинице, комплектованием состава услуг, продвижением и реализацией туров с помощью информационных системавтоматизацию процессов заключения договоров с поставщиками и расчет стоимости тура.

2. Разработана структура содержания двухэтапной подготовки будущих специалистов сферы сервиса, программа профильного курса «Информационные системы в туризме» для будущих специалистов сферы сервиса, методические рекомендации для преподавателей по использованию информационных систем в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов сферы сервиса.

3. Разработана авторская информационная система (программная реализация), обеспечивающая создание отдельных компонентов турпродукта, являющейся средством подготовки будущих специалистов сферы сервиса.

4. Результаты педагогического эксперимента показали, что количество студентов, достигших эвристического уровня обученности (получивших по результатам тестирования и за выполненный учебный проект «Моделирование тура» не менее 7 баллов), равно 62. Выборочный линейный парный коэффициент корреляции Пирсона случайного вектора (X, Y) был равен гху=0,84. Это свидетельствует о наличии между сравниваемыми признаками положительной и достаточно тесной (^>0,5) связи, а близость значения т^у к 1,0 свидетельствует о том, что эта статистическая связь близка к линейной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведённого исследования подтверждена гипотеза, решены поставленные задачи, обоснованы положения, выносимые на защиту, и получены следующие результаты:

1. В результате проведенного анализа современного состояния подготовки будущих специалистов сферы сервиса в области использования средств ИКТ, было выявлено, что существующие подходы к организации подготовки специалистов сервиса не реализуют в должной мере возможности средств ИКТ, в частности изучение и использование информационных систем для формирования турпродукта. Подготовка специалистов сферы сервиса в настоящее время направлена на то, чтобы дать студентам большой объем теоретических знаний в данной области, в тоже время выработка знаний и умений в области использования информационных систем для формирования турпродукта не предусмотрена ГОС ВПО. Формирование турпродукта лежит в основе будущей профессиональной деятельности специалиста, основанной на изучении возможностей информационных систем и их использования в процессе подготовки будущих специалистов сферы сервиса сферы сервиса, которые позволяют осуществлять: информационную деятельность по комплектованию турпакетов, продвижение и реализацию туров с помощью информационных системинформационное взаимодействие, связанное с бронированием мест на транспорте, гостинице и др.- моделирование процессов, связанных с изучением спроса, выявлением потребностей клиентов и формированием заказа и др.- автоматизацию процессов по работе с клиентом, связанных с поиском и оформлением необходимых документов консультативного и справочного характера и др. В результате анализа выявлена необходимость подготовки будущих специалистов сферы сервиса сферы сервиса в области изучения и использования информационных систем для формирования турпродукта.

2. Обоснованы и сформулированы педагогико-эрганомические требования (соответствие дидактическим возможностям использования ИС для формирования турпродукта в процессе подготовкисистемности и последовательности подготовки будущих специалистов сферы сервиса в области использованию ИС для формирования турпродуктавариативности применения ИС к различным видам деятельности в области сервисаобеспечение комфортных условий взаимодействия с ИС за счет соответствия установленным нормам организации диалога, визуальной среды, формату текстаобеспечение индивидуального темпа и режима учебной деятельности за счёт автоматизации процесса формирования тура, бронирования билетов в гостинице на основе ИС и др.) и технологические требования (наличие текстовых и аудиовизуальных форм представления информациинадёжность функционирования программой реализациисоответствие компонентам полноты реализации технологической цепочкиучет специфики функциональных возможностей информационных систем для формирования турпродуктаобеспечение возможности автоматизации процесса сбора, обработки и накопления информациивозможность! функционирования в локальном и сетевом режиме.

3. Теоретически* обоснованы и сформулированы следующие принципы формирования структуры содержания подготовки специалистов сферы сервиса в исследуемой области: принцип начального уровня знаний и умений в аспекте использования информационных систем для формирования турпродуктапринцип реализации методических целей использования информационных систем для формирования турпродукта в процессе подготовки специалистов сервисапринцип двухэтапной подготовки в области использования информационных систем для формирования турпродуктапринцип инвариантности и прикладной направленности информационных системпринцип блочности информационных систем для формирования турпродуктапринцип реализации возможностей осуществления информационной деятельности в области использования информационных систем для формирования турпродукта.

4. Выявлены методические цели подготовки будущих специалистов сферы сервиса к использованию информационных систем для формирования турпродукта, в результате достижения которых будущий специалист должен: знать основные направления развития средств ИКТ в сфере сервисаосновные виды и типы информационных систем для формирования турпродукта, направления и порядок их использованияглобальные компьютерные системы бронирования и резервирования и др.- уметь формировать и решать задачи сферы сервиса с помощью средств ИКТосуществлять технологическую цепочку создания и реализации турпродуктаподбирать оптимальные туры по заданным параметрамопределять основные задачи автоматизации офиса туристской фирмыосуществлять автоматизацию процессов информационно-поисковой деятельностивести электронную документацию и др.

5. Разработана структура содержания подготовки будущих специалистов сферы сервиса сферы сервиса на примере курса «Информационные системы в туризме» состоящая из двух этапов. Первый (начальный) этап подготовки включает в себя решение задач с использованием авторской информационной системы для создания отдельных компонентов турпродукта в независимой базе данных, состоящей из следующих блоков: работа с электронными таблицами (информация о ценах на услуги, расчет стоимости тура, цены проживания и бронирования на разные сроки и др.) — моделирование туристского предприятия (наименование, продолжительность, цена тура, код страны, виза, код менеджера и др.) — разработка баз данных. Второй этап направлен на профессиональную подготовку и состоит из нескольких блоков. Блок «Использование информационных систем в сфере сервиса и туризма» предполагает аналитический обзор существующих информационных систем в сфере сервиса, их возможности, методические рекомендации по использованию отдельных компонентов систем (изучение спроса, формирования запроса, определение видов, форм и элементов турпродукта, разработка маршрута и состава услуг, заключение договоров и расчет стоимости тура, продвижение и реализация турпродукта). Блок «Автоматизированная работа турфирмы», предусматривает автоматизацию процессов работы туристской фирмы на основе системы Мастер-Тур, Online Voyage которыесостоят из нескольких модулей («Конструктор туров», «Реализация Туров», «Справочный», «Финансовый» и др.). Блок «Использование глобальных компьютерных систем бронирования» рассматривается на занятии с помощью компьютерной системы Amadeus. Данная компьютерная система представляет ресурсы провайдеров «Авиа», «Отели», «Автомобили» и др., на основе которых студенты отрабатывают вопросы: изучение информации об авиакомпаниях, графика полётов с дальнейшим бронированием мест, сведений о странахописание всех типов гостиниц с описанием и расценками для номеровзаказ экскурсий, автомобилей и др. Блок «Сопряжение информационных технологий управления с системами бронирования», изучается на основе использования системы автоматизации гостиниц «FIDELIO FO», которая состоит из нескольких модулей «Модуль бронирования», «Модуль портье», «Бухгалтерский модуль» и др.

6. Разработаны методические рекомендации для преподавателей по использованию информационных систем в процессе подготовки будущих специалистов сферы сервиса сферы сервиса и проведена экспериментальная проверка эвристического уровня обученности в области использования информационных систем в процессе формирования турпродукта на примере курса «Информационные системы в туризме». Полученные результаты педагогического эксперимента подтверждают гипотезу исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  2. Д.Л., Гиевая Л. П., Жданова Т. С. Управление в туризме: Учебное пособие. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. — 272 с.
  3. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии. Екатеринбург, 1995. — 144 с.
  4. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. Курс лекций. Часть 1- М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998.- 320с.
  5. М.Б., Биржаков К. М., Ушакова М.В. WWW- World Wide Web Интернет в туризме // Туристские фирмы. — Вып. 13. — С. 46−49
  6. М.М. Психофизиологические основы организации эффективной работы учащихся при использовании новых технологий обучения // Здоровье детей, 2005, № 24. С. 27−42.
  7. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.-142 с.
  8. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 205 с.
  9. И.Е. Теория и технология оценки качествапрограммных средств образовательного назначения: Дисс. д-ра. пед наук. -М.-2002.-387с.
  10. И.Г., Кильдишев Г. С. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Статистика, 1975. 3-е изд., перераб. и доп. — 264 с.
  11. Е.И. Автоматизированный учебный курс как средство активизации обучения математике // Активные формы и методы обучения в вузе: Тез. докл. межвуз. конф./ Под ред. JI.K. Гребенкиной. Рязань: РГПУ, 1994.-С. 186−188.
  12. Т.Ю. Современное состояние российских и международных научных исследований в области информатизации образования // Ученые записки. Выпуск 18. М.: ИИО РАО, 2005. — 312 с.
  13. В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М.: НИИ шк. технологий. — 2004. — 122 с.
  14. В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование. — 2001. — 127с.
  15. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.- 495 с.
  16. Ю. Состояние и перспективы использование Интернета в туристском бизнесе России. Сервер «100 дорог», 1999. www.tours.ru.
  17. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  18. H.JI. Методические подходы к подготовке педагогических кадров в области комплексного использованияинформационных и коммуникационных технологий в школе: Дисс. канд. пед. наук. М. 2003. — 278 с.
  19. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1986. 176 с.
  20. С.М. Проектирование баз данных: Учебник для вузов. М.: Финансы и статистика, 1988. — 216 с.
  21. Г. Л. Квалификационная характеристика геоинформатика в области использования методов информатики и средств ИКТ в сфере муниципального управления. // Ученые записки. Выпуск 18.- М.: ИИО РАО, 2005. С. 185−193.
  22. Л.Х. Создание и применение электронных учебников. Астрахань: ЦНТЭП, 1999. — 218 с.
  23. . Работа в Internet: Пер. с англ. М.: Бином, 1996. — 236 с.
  24. Информационные технологии в туризме: справочно-методическое пособие для будущих специалистов сферы сервиса направления «Управление». М.: РМАТ, 1996. 189 с.
  25. Информационные системы оперативного управления туристской фирмой: учеб. пособие / А. И. Сеселкин, Л. А. Зуева, Ю. А. Гаранина и др.- под общ. Ред. А. И. Сеселкина. М.: РИБ «Турист», 2002.-283 с.
  26. Информационные технологии в образовании. XI конференция -выставка 7−12 ноября 2000 г. Сборник трудов. 4.II. МИФИ 2001. С. 218−222.
  27. И.В. Как автоматизировать работу туристского агентства// Туринфо. 1997. — № 10. -С 24−29.
  28. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы // Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки. — Вестник образования России. 2005. — № 22. — Издательство «Про-Пресс».
  29. Концепция использования НИТ в организационно-методическом обеспечении учебного заведения / РОСЦИО, (Науч. рук.: Ваграменко Я. А., отв. исп.: Роберт И.В.). М., 1992. 372 с.
  30. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393.
  31. А.Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей' в области информационных и коммуникационных технологий (теориями практика). М.: Образование и Информатика. — 2003. — 232 с.
  32. А.А., Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Современный курс информатики: от элементов к системе // Информатика и образование. — 2004. -№ 1,2.
  33. И.В. В России уже можно бронировать туры на компьютере // Туринфо. 1997 — № 7. — С. 55−61.
  34. А.А., Максимова Т. Ю. Бовт В.В. Учебное пособие по дисциплине «Интернет-технологии для бизнеса». М.: МЭСИ, 2001. -280 с.
  35. А.Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационных и коммуникационных технологий (теория и практика). — М.: Образование и Информатика. — 2003. — 232 с.
  36. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000 -148 с.
  37. А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе. — Дисс. д-ра пед. наук. М. — 1988.
  38. , А. Н. Избранные психологические произведения. -в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Просвещение, 1983. — Т. 2. — С. 320.
  39. , Д. А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали / Д. А. Леонтьев // Психол. журн. 1996. — № 5. — С. 19−30.
  40. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика. — 1981. — 185 с.
  41. М.П. Информатика и информационные технологии всистеме общего и педагогического образования. Омск: Изд-во Омского гос. пед. университета. — 1999. — 321 с.
  42. Т.А. Структура и содержание инвариантной подготовки будущих специалистов сферы сервиса в области использования информационных технологий в профессиональной деятельности // Ученые записки ИИО РАО. Вып. 12. С. 156−185.
  43. B.C., Мартиросян Б. П. Методологические основания структурирования знаний в области педагогической инноватики. // Ученые записки ИИО РАО. Вып. 12. С. 14−28.
  44. Л.И. Управление туризма: основы управления. М.: Финансы и статистика, 2002. 304 с.
  45. М.А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: учебник / М. А. Морозов, Н. С. Морозова М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 345 с.
  46. М.А. Информационные технологии в туризме // Экономика и жизнь. 1997. — № 3. — С. 46−52.
  47. М.А. Информационные технологии в системах управления гостиничным комплексом // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998. — № 3. — С. 68−72.
  48. .П. Информационные и коммуникационные технологии в инновационной деятельности современной школы // Ученые записки. Выпуск 12. М.: ИИО РАО. — 2004. — С. 130−139.
  49. Л.П. Требования к структуре, содержанию учебного материала и организации учебной деятельности с использованием информационных технологий на уроках математики // Ученые записки ИИО РАО. 2003. — Вып. 12. — С. 107−115.
  50. Е.В. Развитие готовности будущих специалистов сферы сервиса сервисных специальностей к разработке и использованию баз данных в процессе обучения информатике: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.-2007.- 19 с.
  51. В.Э. Совершенствование системны подготовки учетельских кадров в условиях информатизации школьного образования: Автореф. дисс. док. пед. наук. Москва. 2005. — 41 с.
  52. Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ Пресс, 2004. — 67 с.
  53. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности будущих специалистов сферы сервиса. Казань: Изд-во КГУ. -1975.-212 с.
  54. Н.Д. Организационные формы и методы обучения в высшей школе // Проблемы педагогики высшей школы. П., 1972. — 168 с.
  55. Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред А. В. Петровского. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 303 с.
  56. Общая теория статистики / Под ред. А. Я. Боярского — М.: МГУ, 1977.- 172 с.
  57. С. Перспективы туристского бизнесе в Сети. Библиотека I2R.ru http://i2r.ru/static/263/out5106.shtml
  58. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования // ИНФО. 2000. — № 4,5,7.
  59. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования // ИНФО. —2001.—№ 1.
  60. Педагогический энциклопедический словарь // Гл. ред. Б. М. Бим — Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 324 с.
  61. Педагогика: Учеб. Пособие для будущих специалистов сферы сервиса пед. ин-тов // Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М., Просвещение, 1988. — 479 с.
  62. Педагогика. Учебное пособие для будущих специалистов сферы сервиса педагогических учебных заведений. Под ред. В. А. Сластенина. М., 1997.
  63. Педагогика. Курс лекций // Под редакцией Г. И. Щукиной и др. -М.-1966.-312 с.
  64. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии // Под ред. С. А. Смирнова. -М.: Академия, 1999. 512 с.
  65. С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. — М.: Про пресс, 1998. 273 с.
  66. С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.: Про пресс, 1998. — 272 с.
  67. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. — М. -Школа-Пресс, 1994.- 205 с.
  68. И.В. Информационное взаимодействие в информационно-коммуникационной предметной среде. // Ученые записки ИИО РАО. -2001. Выпуск 5. — С. 3−31.
  69. И.В. Влияние тенденций информатизации, массовой, глобальной коммуникации современного общества на профессиональное образование. // Ученые записки ИИО РАО. 2004. — Выпуск 12. — С. 3−14.
  70. И.В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование. 1991. — № 4. — С. 3−26.
  71. И.В., Поляков В. А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. -М: «Образование и Информатика», 2004. 68 с.
  72. И.В., Панюкова С. В. Кузнецов А.А., Кравцова А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие для педагогических вузов. / Под редакцией И. В. Роберт. М., 2006. -374 с.
  73. И.В., Босова Л. Л., Поляков В. П. Основные направленияиспользования ИКТ в модернизации системы образования //Учёные записки. Вып'. II. М.: ИИо РАО, 2003, С. 3−21.
  74. И.В. Информационное взаимодействие в информационно-коммуникационной предметной среде. // Ученые записки ИИО РАО. -2001. Выпуск 5. — С. 3−31.
  75. И.В. О понятийном аппарате информатизации образования //Информатикаи образование.-2002.-№ 12- 2003.-№№ 1,2,4.
  76. Рабочая тетрадь по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе»: Учебно-методическое пособие / Сост. С. В. Панюкова. — Рязань: РГПУ, 2004. 50 с.
  77. JI.A. Информационные технологии в гостиничном и туристском управление: учебное пособие. М.: Изд-во РМАТ, 1997 157 с.
  78. JI.A. Интернет-технологии, в1 туризме: учебник/ Л.А.Родигин- Российская международная академия туризма. М.: Советский спорт, 2006. — 388с: ил. — (Профессиональное туристическое образование).
  79. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / С. Д. Смирнов. М.: ИЦ «Академия», 2003. — 304 с.
  80. В.А. Управление экономикой туристско-экскурсионного предприятия. -М.: ЦРИК: Турист, 1990- 364 с.
  81. Н.В. Теоретические и технологические основы обеспечения учебного процесса программно-методическими средствами: Дисс. д-ра пед. наук. Чебоксары, 1999. — 332 с.
  82. В.П. Диагностика степени обученности учащихся: Учебно-справочное пособие. М.: МПА, 1999. — 48 с.
  83. СанПиН 2.2.2/2.4.1340−03. Санитарно-эпидемологические правила и нормативы. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Утв.
  84. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г. Дата введения: 30 июня 2003 г.
  85. В.В. Личностно ориентированное образование. // Педагогика. -1994. № 5. — 18−24 с.
  86. Н.В. Теоретические и технологические основы обеспечения учебного процесса программно-методическими средствами: Дисс. д-ра пед. наук. Чебоксары, 1999. — 332 с.
  87. С.С. Современные информационные технологии. -М.: Радио и связь, 1989.-224 с.
  88. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М.: ИИО РАО, 2006. — 60 с.
  89. И.В. Энциклопедия Интернет-бизнеса. СПб.: Питер, 2001.-413 с.
  90. Федеральная программа развития образования // Официальные документы в образовании. 2000. — № 8.
  91. Федеральная программа развития образования // Официальные документы в образовании. 2000. — № 9.
  92. , X. Мотивация и деятельность. в 2 т. / X. Хекхаузен- пер. с нем. — М.: Педагогика, 1976. — 391 с.
  93. Е.А. Методические аспекты использования профессионально-ориентированных информационных систем управления в туризме на* основе принципа блочности // Журнал «Информатика и образование».-2008.-№ 5, с. 123−125.
  94. Е.А. Методические предпосылки к преподаванию дисциплин в вузе на основе личностно-ориентированного обучения с использованием информационных технологий // Журнал «Инновации в образовании», ноябрь 2006.-№ 6, с.39−44.
  95. Е.А. Использование информационных технологий в самостоятельной работе студентов вузов // Проблемы, информатизации образования: региональный" аспект: Материалы всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары: ИИОРАО, 2006, с. 190−195.
  96. Е. А. Никонова Н.В. Создание системы автоматизированного контроля и учёта успеваемости в вузе // Философия образования: интеллектуальные традиции и новации: Сборник научных статей, вып. 5, Саратов: СГУ, 2006, с.47−53.
  97. Е.А. Психолого-педагогические аспекты внедрения в учебный процесс вуза компьютерно-ориентированных технологий // Научно-практическая конференция, Рязань, 2006, с.67−70.
  98. Е.А. Учебно-методическое пособие «Обучение студентов сферы сервиса в области использования информационных систем туризма». М: Издательство «Институт экономики и культуры», 2008 г., 80с.
  99. Т.Е. Совершенствование обучения базам данных и системам управления на основе клиент-сервисных технологий: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва. 2006. — 19 с.
  100. А.Д. Информационные технологии управления в туризме: учебное пособие / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. М.: КНОРУС, 2007.- 104 с.
  101. А.Д., Жукова М. А. Управление в туризме и гостиничном хозяйстве. М.: КноРус, 2004. 256 с.
  102. , А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности будущих специалистов сферы сервиса / А. Ф. Эсаулов. — М.: Высш. шк., 1982.-223 с.
  103. Якиманская' И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М'.: Сентябрь, 1996. 246 с.
  104. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.- 317с.
  105. Collins J, Hammond М, Wellington J. Teaching and learning with multimedia London and New York, 1997. — 146 p.
  106. Beverly Hunter My students use computers. Learning activities for computer literacy. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах: Кн. для учителя: Пер. с англ. М.: Просвещение, 1989. — 224 е.
  107. Papert S. Mindstorms: Children, Computers and Powerful Ideas. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989. — 220 е.
  108. Floreskcu V. La rhetorique et la neorhetorigne: Geneze, evolution, perspectives. P., 1982.- 367c.
  109. Nenfer G., Hunfeld H. Methoden des fremdsprachlichen DU. Eine einfuhrung. Langenscheilt. Berlin- Munchen- Wien- Zurich- New York, 1993. — 184 S.
  110. Oberg K. Culture Shock: Adjustment to new cultural environments // Practical Anthology. 1960. — Vol. 7.
  111. Pauels W. Interkulturelles Lernen die neue Herausforderung im FU. — Praxis des neusprachlichen Unterricht.-1993. — № 4. — 345 S.
  112. Vander Zander, James W. Sociology- Che Core. 2 nd ed. — New York: Mc Graw-Hill, 1990. — 433 p.
Заполнить форму текущей работой