Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сравнительный анализ результатов, полученных в контрольной и экспериментальной группе, позволяет судить об эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы. Студенты, прошедшие формирующий этап, проявили более высокие показатели в стремлении к организации диалогического, творческого, личностного и индивидуализированного взаимодействия с дошкольниками в учреждениях дополнительного… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Теоретические основы подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возрастав учреждениях дополнительного образования
    • 1. 1. Дополнительное образование как историко-социальное явление
    • 1. 2. Содержание профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования
    • 1. 3. Содержание и структура готовности будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по подготовке будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраст в учреждениях дополнительного образования
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Педагогические условия подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования
    • 2. 3. Динамика готовности будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования

Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется общественно-политическими, экономическими и социокультурными изменениями, происходящими в России на данном этапе, которые привели к необходимости реформирования системы образования. Происходящие перемены касаются, прежде всего, становления вариативного образования и придают особую актуальность дополнительному образованию, которое отличается многообразием видов деятельности, ориентировано на освоение новых социальных ролей, неформальное общение, формирование познавательных интересов, приобщение к культурным ценностям на основе свободного выбора ребенком видов и форм деятельности.

В современных условиях возрастает роль учреждений дополнительного образования детей, как составной части системы непрерывного образования, одного из воспитательно-образовательных институтов социума, тесно связанного с динамикой развития общества и гибко реагирующего на изменения в потребностях и запросах обучающихся и их родителей.

В 1995 году завершился процесс трансформации системы внешкольного воспитания в систему дополнительного образования, которое в Законе РФ «О дополнительном образовании» определено как, целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности, за пределами основных общеобразовательных программ в интересах человека, общества и государства, осуществляемое в учреждениях дополнительного образования.

Педагогическая ценность этих учреждений заключается в том, что личностно-ориентированные подходы, положенные в основу их деятельности, позволяют удовлетворить образовательные и социокультурные запросы различных категорий детей разного возраста.

По статистическим данным к 1998 году количество детей в возрасте от трех до семи лет, не посещающих учреждения основного дошкольного образования, увеличилось до 46,7%. При этом ярко выражена тенденция увеличение количества детей данного возраста в учреждениях дополнительного образования, таких как «Школа раннего развития», «Центр подготовки дошкольников к школе «, «Детская студия» и т. д.

Как показывают исследования, профессиональную деятельность в учреждениях дополнительного дошкольного образования педагоги осуществляют, как правило, без учета специфики этих учреждений, что обусловлено отсутствием четкого определения особенностей и содержания данного вида деятельности и, как следствие, неготовностью педагогов к ее реализации.

Анализ учебных планов и программ вузовской системы образования показал, что отсутствует целенаправленная подготовка будущих педагогов к исследуемому виду деятельности. Отдельные аспекты данной проблемы, такие как история внешкольного воспитания, можно проследить в содержании дисциплин предметного блока, однако их изучение носит ознакомительный характер и не связано с развитием дополнительного образования на современном этапе.

Теоретический анализ проблем дополнительного образования на современном этапе позволил выделить основные направления исследовательской деятельности в этой области: психолого-педагогические и методические основы деятельности учреждений дополнительного образования разработаны в исследованиях А. Г. Асмолова, А. К. Бруднова, С. Г. Вершловского, Н. В. Киселева, O.E. Лебедева и др.- развитие региональной системы дополнительного образования отражено в работах В. И. Аксельрод, Д. И. Грибова, Н. И. Фунниковой, H.A. Черновасоздание разнообразных условий в учреждениях дополнительного образования для достижения основных целей этого вида образования раскрыто в работах A.B. Золотаревой, М. Р. Катуновой, И. А. Киршина, Г. Н. Поповойразвитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, а также проблемы преемственности основного и дополнительного образования представлены в исследованиях Е. Б. Евладовой, Д. Н. Грибова, В. А. Микулене, JI.A. Николаева и др.- воспитательные аспекты деятельности учреждений дополнительного образования рассмотрены в работах C.B. Бондаревской, О. С. Газмана, Л. И. Новикова, Н. Л. Селивановой и др.- развитие личности школьника в учреждениях дополнительного образования исследовано в работах A.B. Николаева, A.JI. Соломина, A.A. Хохлова и т. д.- развитие личности педагога дополнительного образования представлено в исследованиях А. Г. Андрейченко, А. И. Щетинской и др.

Несомненную значимость для работы представляют труды С. Н. Медынского, как основоположника методологии внешкольного воспитания, а также опыт организации внешкольной работы A.B. Зеленко, A.B. Луначарского, С. Т. Шацкого и др. Ретроспективный анализ внешкольной работы сделан в исследованиях В. Л. Абрауховой, В. В. Беловой, А. К. Бруднова, М. Б. Коваль, Е. Г. Плуг., И. И, Митиной и др.

Таким образом, несмотря на повышенное внимание и интерес науки к вопросам дополнительного образования, реальная практика дополнительного дошкольного образования не получила еще своего полного развития, в связи с тем, что не конкретизирована сущность профессионально-педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Проблема подготовки к педагогической профессии получила свое развитие в трудах O.A. Абдулиной, С. Г. Вершловского, Н. В. Кузьминой, А. И. Мищенко, Л. В. Поздняк, В. А. Сластенина, Л. Ф. Спирина и др. Педагогами и психологами выделены основные источники формирования мотивов, знаний, умений и профессионально значимых качеств, необходимых для успешного выполнения профессионально-педагогической деятельности, определены некоторые пути организации подготовки студентов с целью формирования у них готовности к решению тех или иных профессиональных задач. Однако, в исследованиях данного направления, отсутствует четкое теоретическое обоснование содержания и педагогических условий подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Таким образом, новые тенденции в образовании обусловили повышение требований, предъявляемых будущему педагогу, вызывая необходимость совершенствования системы профессионально-педагогической подготовки в вузе, направленной на расширение областей педагогической деятельности.

Все вышеперечисленное позволяет выделить следующее противоречие между возрастающим педагогическим потенциалом учреждений дополнительного образования и потребностью в квалифицированных педагогических кадрах, способных осуществлять профессиональную деятельность с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования, с одной стороны, и недостаточной теоретической и практической разработанностью системы подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования, которая обладает спецификой содержания, форм и методов, а также является составной частью образовательного процесса в вузе, с другой стороны.

Выявленное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические условия подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования?

Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования — педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования — специфика профессиональной деятельности в учреждениях дополнительного образования с детьми дошкольного возраста и подготовка к ней будущего педагога.

Исходя из цели, объекта, предмета исследования были определены следующие задачи.

1. Исследовать генезис дополнительного образования как историко-социальной предпосылки развития дополнительного дошкольного образования.

2. Определить сущность и содержание профессиональной деятельности педагога дополнительного дошкольного образования.

3.Определись уровни и показатели готовности будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

4.Определить и экспериментально проверить педагогические условия подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

В ходе исследования мы придерживались гипотезы, согласно которой процесс подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности в учреждениях дополнительного дошкольного образования будет более эффективен при следующих условиях:

— Осмысление будущими педагогами аксиологии дополнительного дошкольного образования, сущности профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

— Осознанное включение будущих педагогов в процесс подготовки к исследуемому виду деятельности детерменированного: рефлексией личностных качеств, освоением интегративного содержания основных и вариативных дисциплин, а также включенностью студентов в практическое освоение профессиональной деятельности в учреждениях дополнительного дошкольного образования.

Личностно-ориентированное взаимодействие участников образовательного процесса в вузе, посредством вариативности их ролевых позиций, индивидуализация обучения, стимулирование самостоятельности и творчества, будущих педагогов, через актуализацию их субъектного педагогического опыта.

Общую методологию исследования составляет комплексный подход, основанный на системе взаимосвязанных характеристик изучаемых педагогических фактов и явлений, комплексном построении методов, способов изучения и преобразования явлений действительностидеятельностный подход к развитию личности будущего педагога, как субъекта деятельности.

Теоретической основой исследования выступают принцип гуманизации и дифференциации педагогического процессатеоретические исследования генезиса системы дополнительного образованияконцепция целостного педагогического процесса и педагогической деятельности. В исследовании использовалась нормативно-правовая документация, определяющая деятельность учреждений дополнительного образования, образовательные программы в системе высшего педагогического образования.

Решение поставленных задач и проверка исходных положений обеспечивалось применением следующих теоретических и эмпирических методов исследования: историко-сравнительный анализ, наблюдение, обобщение передового опыта, анализ документации, анкетирование, интервьюирование, анализ психолого-педагогической литературы, экспертные оценки, эксперимент, моделирование.

Опытно-экспериментальная база исследования: факультет дошкольного образования Череповецкого государственного университета, Центр Детского Творчества города Череповца, школа раннего развития для детей дошкольного возраста. В констатирующем эксперименте участвовало 120 студентов и 30 педагогов дополнительного дошкольного образования. Формирующий эксперимент проходил в экспериментальной группе, численностью 40 человек, столько же студентов было и в контрольной группе. Исследование проходило в три этапа:

1 этап. Диагностико-прогностический (1997;1998г.г.). На данном этапе проводилось теоретическое обоснование проблемы, определялись методологические и теоретические основы исследования. Выявлялся уровень готовности будущих педагогов к исследуемому виду деятельности, и определялась стратегия дальнейшей опытно-экспериментальной работы.

2 этап. Поисково-практический (1998;2000г.г.). На данном этапе уточнялись теоретико-методологические положения, составляющие основу диссертации, осуществлялась опытно-экспериментальная работа по подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования. Работа осуществлялась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный, проведение которых позволило осуществить реализацию модели готовности, через выявленные педагогические условия и получить позитивные результаты.

3 этап. Обобщающе-итоговый. (2000;2001 г. г.). На данном этапе анализировались и обобщались этапы опытно-экспериментальной работы, осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов, делались выводы по теме исследования. Проводилось дальнейшее внедрение результатов исследования на практике.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

— определены сущность и содержание профессиональной деятельности будущего педагога с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования, ее особенности, структура и основные направления;

— обоснована модель готовности будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования;

— определены уровни и показатели готовности будущего педагога к исследуемому виду деятельности;

— теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Практическая значимость исследования состоит в определении содержания подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности в учреждениях дополнительного дошкольного образования и внедрении на практике модели готовности, через реализацию выделенных педагогических условий, а также разработке программы дисциплины, курсы по выбору, по теме «Педагогическая деятельность в с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования».

Достоверность и надежность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечиваются методологической обоснованностью теоретических предпосылок исследования, связанных с системным и деятельностным подходами, использованием в исследовании методов, релевантных его предмету, задачам и логике, репрезентативностью экспериментальной выборки, сравнимостью опытных данных с массовой практикой.

На защиту выносятся следующие положения: Дополнительное образование — это структурный компонент образовательной системы, имеющий глубокие исторические корни, прошедший путь развития от внешкольного воспитания к современному разнообразию учреждений дополнительного образования, которые нацелены на творческое саморазвитие педагогов и детей в ходе педагогического процесса.

— Профессиональная деятельность педагога дополнительного дошкольного образования имеет ярко выраженную гуманистическую направленность, обусловленную вариативностью функциональной заданности образовательного процесса по следующим направлениям: техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, художественное и социальная адаптация, реализуемых посредством решения задач развития интеллектуальных и творческих способностей детей, социальной адаптации дошкольников, а также развития их общей культуры, и обеспечивающим самоопределение ребенка.

Процесс подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования предполагает адекватность этой подготовки специфике решаемых студентами в будущей профессиональной деятельности задач дополнительного дошкольного образования и субъектность, детерменированную включением будущих педагогов в процесс развития мотивационно-личностного отношения к данному виду деятельности, а также осознанным овладением ими необходимыми знаниями и умениями, через актуализацию их личностного педагогического опыта.

Логика подготовки будущего педагога к исследуемому виду деятельности представлена в следующей последовательности:

1. Формирование мотивационно-личностной сферы, предполагающее развитие интереса к педагогической деятельности и наличие установки на профессиональную деятельность с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования, основанную на личностно-ориентированном взаимодействии.

2. Осознанное освоение будущими педагогами совокупности логико-методологических, профессионально-теоретических знаний, понятийного фонда и специальных знаний, связанных с особенностями будущей профессиональной деятельности.

3. Формирование у будущих педагогов проективных, конструктивных, аналитико-диагностических и контрольно-коррекционных умений, необходимых для организации педагогической деятельности с дошкольниками в учреждениях дополнительного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на внутриуниверситетских и межвузовских конференциях: «Проблемы разноуровневой подготовки педагогических кадров», г. Череповец (1999 г.), «Проблемы формирования личности ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования», г. Череповец (1999 г.), «Проблемы формирования личности ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования» г. Череповец (1999 г.), «Развитие системы непрерывного образования муниципального и регионального уровня», г. Череповец (2001 г.), «Инновационные технологии в системе дошкольного образования», г. Курган (2001 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Выводы по второй главе.

1. Определение динамизма, как одного из показателей готовности, позволило выделить уровни готовности будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования: имитирующе-воспроизводящий, интерпретирующе-конструктивный и творческо-модернизирующий. Переход с одного уровня на другой, в позитивном направлении, позволяет говорить об эффективности проводимой комплексной подготовки.

2. Критерием определения того или иного уровня готовности к деятельности являются отличительные признаки, позволяющие судить об уровне, как отдельных компонентов, так и готовности в целом. Исходя из предмета нашего исследования, основным показателем, эффективности проведенной экспериментальной работы, является качественное изменение уровня готовности, а именно переход от имитирующе-воспроизводящего к интерпретирующе-конструктивному и творческо-модернизирующему уровню готовности к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

3. Результаты констатирующего эксперимента показали, что уровень готовности к исследуемому виду деятельности является недостаточным для организации полноценной педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования. В качестве основной причины выступает отсутствие целенаправленной подготовки к данному виду деятельности.

4. Методика подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности с дошкольниками в учреждениях нового типа предусматривает три этапа: подготовительный, основной и заключительный, в процессе которых происходит личностное включение студента в процесс подготовки, развитие основных профессиональных качеств, овладение умениями, связанными с педагогической деятельностью в учреждениях дополнительного образования.

5. Подготовительный этап направлен на формирование методолого-теоретических основ готовности к исследуемому виду деятельности. Основной и подготовительный этап были направлены на реализацию модели готовности к педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования, через интеграцию содержания дисциплин предметного блока и курсов по выбору, а также специальную организацию практической деятельности в учреждениях дошкольного дополнительного образования.

6. Механизм выявления комплекса педагогических условий подготовки студентов, к исследуемому виду деятельности включает учет: социального заказа общества высшей школе, определение системно-функциональной характеристике подготовки к данному виду деятельности.

7. На основе теоретического и практического исследования проблемы были определены условия подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования, а именно:

— Осмысление будущими педагогами аксиологии дополнительного дошкольного образования, сущности профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

— Осознанное включение будущих педагогов в процесс подготовки к исследуемому виду деятельности детерменированного: рефлексией личностных качеств, освоением интегративного содержания основных и вариативных дисциплин, а также включенностью студентов в практическое освоение профессиональной деятельности в учреждениях дополнительного дошкольного образования.

Личностно-ориентированное взаимодействие участников образовательного процесса в вузе, посредством вариативности их ролевых позиций, индивидуализация обучения, стимулирование самостоятельности и творчества, будущих педагогов, через актуализацию их субъектного педагогического опыта.

8. Сравнительный анализ результатов, полученных в контрольной и экспериментальной группе, позволяет судить об эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы. Студенты, прошедшие формирующий этап, проявили более высокие показатели в стремлении к организации диалогического, творческого, личностного и индивидуализированного взаимодействия с дошкольниками в учреждениях дополнительного и общего образования, а также более высокий уровень знаний и умений, необходимых для педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях нового типа. Тогда как в контрольной группе произошли незначительные изменения, не связанные с областью нашего исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Общественно-политические, экономические и социокультурные изменения привели к необходимости реформирования системы образования, определения новых ориентиров её развития. В качестве одного из них выступает принцип непрерывности, реализация которого заключается в достижении целостности образовательного процесса, интегративности всех его этапов и ступеней. Идея непрерывности образования отражает назревшую общественную потребность в упорядочении и совершенствовании вертикальных и горизонтальных структур системы образования, ее достраивании новыми элементами, обновлении форм и видов образования детей и взрослых, в целях всестороннего развития личности.

В связи с этим возрастает роль дополнительного образования, которое, являясь органической частью системы общего образования и представляющей собой процесс и результат формирования личности ребенка, предоставляет детям дополнительные интеллектуальные, образовательные, развивающие и другие виды услуг на основе свободного самоопределения.

Увеличение количества детей дошкольного возраста, не посещающих учреждения основного образования, вызвали необходимость организации педагогической деятельности с данной категорией детей в учреждениях дополнительного образования, через организацию различных видов деятельности, позволяющих сформировать у дошкольников определенный уровень готовности к следующей ступени развития.

Таким образом, процесс дифференциации системы дополнительного образования, связанный с появлением новых видов детских объединений, ориентированных на привлечение новых групп детей, в частности дошкольников, и неготовность педагогов дополнительного образования к реализации педагогической деятельности с данной категорией детей, обусловили противоречие, между востребованностью в квалифицированных педагогах дополнительного дошкольного образования и, отсутствием целенаправленной подготовки к данному виду деятельности.

Необходимость подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования обусловлена возросшими требованиями, предъявляемыми специалисту, ростом педагогического потенциала учреждений дополнительного образования, а также реорганизацией всей системы образования на современном этапе.

В связи с этим, настоящее диссертационное исследование посвящено теоретическому и практическому анализу данной проблемы. Отправной точкой явилось теоретическое и практическое обоснование проблемы, через конкретизацию определений «Дополнительное образование», «Педагогическая деятельность», «Подготовка к педагогической деятельности», «Педагогическое условие» и т. д. Кроме того, были определены особенности и содержание профессиональной деятельности педагога дополнительного дошкольного образования.

Исходя из этого, были определены основные подходы к конструированию системы подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Определяя готовность как цель и результат подготовки, и опираясь на положения о системном подходе, исследуемый вид готовности представлен как интегративная совокупность мотивационно-личностного, содержательного и деятельностного компонентов. Данная система характеризуется целесообразностью, целостностью, структурностью, иерархичностью, динамизмом и открытостью. При этом, готовность может проявляться на трех уровнях: имитирующе-воспроизводящем, интерпретирующе-конструктивном и творческо-модернизирующем.

Проведенное исследование показало, что целенаправленная подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования, проходит при следующих условиях:

— Осмысление будущими педагогами аксиологии дополнительного дошкольного образования, сущности профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

— Осознанное включение будущих педагогов в процесс подготовки к исследуемому виду деятельности детерменированного: рефлексией личностных качеств, освоением интегративного содержания основных и вариативных дисциплин, а также включенностью студентов в практическое освоение профессиональной деятельности в учреждениях дополнительного дошкольного образования.

Личностно-ориентированное взаимодействие участников образовательного процесса в вузе, посредством вариативности их ролевых позиций, индивидуализация обучения, стимулирование самостоятельности и творчества, будущих педагогов, через актуализацию их субъектного педагогического опыта.

Для получения объективной информации, об уровне готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного, был определен комплекс показателей каждого уровня для каждого компонента и систематизированы диагностические методики их определения. Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, еще раз подтвердили необходимость целенаправленной подготовки к исследуемому виду деятельности.

В ходе опытно-экспериментальной работы учитывался принцип постепенности, в формировании, какого либо личностно-профессионального явления, определивший этапы формирующего эксперимента, а именно: подготовительный, основной и заключительный, заключающиеся в реализации модели готовности к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Итак, результаты теоретико-экспериментального исследования подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Актуальность проблемы подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования, обусловлена социально-экономическими, политическими и культурными изменениями в нашей страневозросшими требованиями к личности и профессиональной деятельности педагога, предполагающее расширение функций педагогической деятельности, связанных с дифференциацией системы дополнительного образования, возрастающим уровнем образовательных потребностей со стороны различных социальных групп и недостаточной разработанностью проблем подготовки к дополнительному дошкольному образованию.

2. Теоретический и практический анализ проблемы позволил выделить и конкретизировать стратегические цели профессиональной деятельности педагога дополнительного дошкольного образования, а также определить структуру и содержание педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

3. Практический анализ проблемы показал, что необходима целенаправленная и комплексная подготовка к исследуемому виду деятельности, так как основные недостатки в деятельности педагога дополнительного дошкольного образования связаны с низким уровнем готовности к данному виду деятельности.

4. Существуют различные теоретико-методологические и практические исследования проблем подготовки будущего педагога к различным видам деятельности. Определив готовность как цель и результат целенаправленной комплексной подготовки к определенному виду деятельности и, исходя из предмета нашего исследования, были выделены содержание и структура готовности будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования. Структурно готовность представлена как интегрированная совокупность мотивационно-личностного, содержательного и деятельностного компонентов. Их взаимосвязь образует сложную систему, характеризующуюся определенными чертами.

5. Теоретический и практический анализ позволил определить условия эффективной подготовки студентов к исследуемому виду деятельности. Следует отметить, что выделенные условия ранее не использовались в рамках области нашего исследования и не реализовывались в комплексе.

6. Разработанные системные и функциональные критерии, а также показатели уровней готовности к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования позволили на практике выявить состояние готовности к данному виду деятельности, как у педагогов дополнительного дошкольного образования, так и у студентов. Результаты исследования еще раз подтвердили необходимость целенаправленной подготовки к данному виду деятельности.

7. Сравнительный анализ результатов, полученных после формирующего эксперимента, в контрольной и экспериментальной группе доказал необходимость целенаправленной подготовки к педагогической деятельности с дошкольниками в учреждениях дополнительного образования. В экспериментальной группе произошли значительные изменения, заключающиеся в переходе от имитирующе-воспроизводящего к интерпретирующе-конструктивному и творческо-модернизирующему уровню готовности к данному виду деятельности, как по количественным, так и по качественным показателям. В контрольной группе произошли незначительные изменения, не связанные с областью данного исследования.

Таким образом, проведенное опытно-экспериментальное исследование подтвердило, что реализация намеченных путей и средств подготовки, будущих педагогов к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования, способствует достижению высоких результатов. Студенты экспериментальной группы, где проходила целенаправленная подготовка к данному виду деятельности, показали:

— более высокий уровень мотивационно-личностного компонента готовности, проявляющийся в позитивном изменении отношения к новой области педагогической деятельности, детям, как субъектам образовательного процесса и, к себе, как организатору педагогического процесса с дошкольниками в учреждениях дополнительного образованияболее высокий уровень содержательного компонента, проявляющийся в повышении уровня и качества специальных знаний, связанных с педагогической деятельностью с детьми дошкольного возраста в учреждениях нового типа;

— более высокий уровень деятельностного компонента, проявляющийся в овладении студентами не только общепедагогическими умениями, но и умениями, связанными с педагогической деятельностью в учреждениях дополнительного образования.

Представленная работа не исчерпывает всего содержания области нашего исследования. Дальнейшая исследовательская работа может быть продолжена в следующих актуальных, на наш взгляд, направлениях:

— Изучение вопросов организации целостного педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования;

— Изучение вопросов подготовки будущих педагогов к реализации целостного педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования;

Определение путей, средств, содержания подготовки и переподготовки педагогических кадров в системе дополнительного образования.

Именно в этих направлениях нами и будет продолжено исследование.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990−141с.
  2. O.A. Личность студента в процессе профессиональной подготовки. //Высшее образование в России. 1993 — № 3.
  3. А.П. О характере педагогических умений в деятельности педагогов-мастеров // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.1. /Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1973. — 165с.
  4. Г. З., Жильцов П. А., Круглов Ю. Г. Учебно-педагогические комплексы в системе непрерывного образования// Советская педагогика -1992-№ 9−10-с.54−60.
  5. Ш. А. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Батенова. М.: Педагогика, 1988. -544с.
  6. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 494с.
  7. .Г. Избранные психологические труды- в 2 т. / Под ред. Бодалева A.A. и др. М., 1980. — 230с.
  8. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1980, т. 1. 232с.
  9. .Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. A.A. Бодалева М.: «Изд-во институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК" — 1996. — 386с.
  10. Ю.Анохина Н. В. Программно-методическое обеспечение дополнительного образования Проблемы дополнительного образования детей и формирование нравственных отношений в семье. — М.: Мир Книги, 1995.-132с.
  11. Антология гуманной педагогики. Выготский Л. С. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили., 1996.-224с.
  12. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и личности. М.: Наука, 1981, с.3−19.
  13. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа, 1980.-368с. Н. Асеев В. П. Проблемы мотивации и личность. ВКН.: Теоретические проблемы психологии личности. ~М.: Мысль, 1974.с. 122−144.
  14. В.Г. О диалекте детерминации психического развития // Принципы развития в психологии. М.: Наука, 1978.-148с.
  15. А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник,-1997.-№ 9.-с.6−8.
  16. А.Г. На пути к развивающему вариативному образованию. Сб. «Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития дополнительного образования детей»: Вып. З, М., 1997.-c.4−6.
  17. А.Г. Стратегия развития вариативного образования в России // Учительская газета.-1993.-№ 25−26-с. 11.
  18. Аттестация педагогических кадров в учреждениях дополнительного образования детей. Выпуск 2. М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.-74с.
  19. Т.Н. Повышение эффективности подготовки детей к школе в д/с // Совершенствование подготовки детей к школе в д/с. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1989,-с.40−49.
  20. Ю.К. Оптимизация педагогического процесса /Метод.основы/ М.: Просвещение 1972.-192с.
  21. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.-М.: Педагогика, 1982.-203с.
  22. Э.А. Преемственность в развитияи культуры. М., 1962.-c.34.
  23. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.-340с.
  24. Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. -М.- 1994.-70с.
  25. Д. Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества// Вопросы психологии -1976.-№ 4. с.23
  26. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Педагогика, 1968.-464с.
  27. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Просвещение, 1972.- с23−24.
  28. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребностям к самообразованию. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.-144с.
  29. А.И. С помощью методов проблемного обучения // Вестник высшей школы.-1986.-№ 7.-с.31−33.
  30. А.К. Проблемы становления и развития системы дополнительного образования. // Воспитание школьников.-1995.2.-с.З-6.
  31. А.К. Развитие дополнительного образования детей в условиях образовательного учреждения // Воспитание школьников.-1995-№ 2.-с.3−6.
  32. А.К. Развитие дополнительного образования детей Российской Федерации: поиск, опыт, находки. Принципы обновления программного обеспечения в учреждений дополнительного образования. Тезисы конференции. С.-Петербург, 1995, 125с.
  33. А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования // Воспитание школьников.-1994-№ 5.-с.2−5.
  34. Е.А., Венгер А. Л., Поливанова К. Н., Сушкова Е. Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М.: Издательство Министерства образования РФ, 1992−65с.
  35. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для студ. пед. вузов и колледжей. М.: Издательский центр «Академия», 1999−440с.
  36. Л.А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления // Знания, 1985, № 2.-80с.
  37. А.Н. Самостоятельная работа студентов: опыт и проблемы // Высш. образ, в России. 1995. № 2. — с. 137−145.
  38. В.М. Проблемное обучение в высшей школе. Киев, «Вища школа», 1977.-94с. с ИЛ.
  39. Р. И. Фадеева И.П. Диалоговое обучение и развитие мышления//Вестник высшей школы.-1988.-№ 12.-c.33−36.
  40. Р. И. Методические рекомендации по использованию методов проблемного обучения в вузах. Рига. Изд. Рижского политехи. ин-та, 1978.-89с.
  41. Внешкольные учреждения. Пособие для работников внешкольных учреждений. / Под ред. Л. К. Балясной. М.: Просвещение, 1978.-256с.
  42. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пединститутов. / Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1973.-288с.
  43. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). Под ред. Эльконина Д. Б., Давыдова B.B. М.: Просвещение, 1966.-442с.
  44. Вопросы воспитательной деятельности внешкольных учреждений: Сб.науч.тр./ НИИ общей педагогики АПН СССР. / Под ред. ШирвицдтаБ.Е., Коваль М.Б.-М., 1980.-86с.
  45. Воспитание учащихся во внеучебное время: Обзор материалов передового опыта / Центр. ин-т усовершен. учителей /-М., ЦИУУ, 1988.-68с.
  46. Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сборник научных трудов / НИИ общ. проблем воспитания/ М., 1986,-104с.
  47. Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений. Том 2.-М., 1982, с.23−24.
  48. Выдержки из проекта Федерального Закона «О дополнительном образовании» //Внешкольник.-1998.-№ 5.-С.2−9.
  49. .З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности. 2-е изд. М.: Просвещение, 1983.-288с.
  50. Г. Энциклопедия философских наук. T. l-М.: мысль, 1975.-432с.
  51. . С. Перспективы развития системы непрерывного образования. М.: Педагогика, 1990.-224с.
  52. .С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге XXI века. М., 1993. — 165с.
  53. . Гуманистический подход- что такое психология. Часть 1.-М.: «мир», 1992.-с.77−78.
  54. . Теория психосоциального развития- что такое психология. Часть 2.-М.: «Мир», 1992, — с.43−46.
  55. В.А. Воспитание у детей дошкольного возраста положительного отношения к школе. // Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. Сб.трудов. М.-.МГПИ им. Ленина, 1989.-С.21−25.
  56. В. А. Концепция дополнительного образования детей. // Внешкольник.-1996.-№ 1.-е. 6−11.
  57. В.А., Малышевский А. Ф. Философские и организационно-педагогические аспекты базисного учебного плана дополнительногообразования детей в Российской Федерации. М.: МО и ПО РФ, 1996.-41с.
  58. В.А. О некоторых принципах дополнительного образования и формирование примерных программ (тезисы и материалы Всероссийской научной конференции. С-Петербург, 1995. с. 109−113.
  59. Н. С. Наумова Е.А. Модель учреждений дополнительного образования в современных условиях / Внешкольник, 1997.-№ 9.- с.29−31.
  60. Готовность к школе. Руководство практического психолога. / Под ред. И. В. Дубровиной.-М.: Наука. Академия, 1995.-121с.
  61. В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972.-423с.
  62. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240с.
  63. В.В. Учебная деятельность: Состояние и проблемы исследования //Вопросы психологии, 1991, № б-с.5−14.
  64. Деятельностный подход к построению учебно-методических материалов. М.: АПН СССР, 1990.-180с.
  65. Детский сад и начальная школа, психологический аспект преемственности. Николаев А. Б., Николаева А. Б. // -1989.- № 1.- с.39−45.
  66. Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей. / Под ред. Д. Б. Эльконина, A.JI. Венгера-М.: Педагогика, 1981.-256с.
  67. Дополнительное образование детей: Сборник нормативных документов /1991−1993/.Часть l./Сост. А. К. Бруднов, В. А. Березина,
  68. Е.М. Пахомова. М&bdquo- 1995, 112с.
  69. Дополнительное образование. Материалы МО РФ о положении дел в образовании и перспективы на будущее. // Вестник образования.-1992.- № 6−7.
  70. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Под ред. О. Е. Лебедева. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.-554с.
  71. М.И., Кондыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1976. — 175с.
  72. Е. Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки. М: Просвещение, 1982.- 148с.
  73. И.А. Педагогическая психология- Учебное пособие.-Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1997.-480с.79.3мановский Ю.Ф. 6 лет. Детский сад. Школа. М.: Знание, 1983. -96с.
  74. И.В. Что такое личность? / С чего начинается личность. -М.: Академия, 1979.-С.234−235.
  75. М.Н., Параманова Л. Г., Головнева Н. Я. Тесты для детей «Готов ли Ваш ребенок к школе?» Санкт-Петербург: «Дельта», «АСТ», 1997.-383с.
  76. Т.А. Как придать ей проблемный характер: / Из цикла статей «Что такое современная лекция/ //Вестник высшей школы.-1984,9.-С.7−14.
  77. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.-238с.
  78. Информационно-справочные материалы о дополнительном образовании детей в Российской Федерации. М., 1993.-30с.
  79. Г. Н. Роль исторической преемственности в развитии. М.: Наука, 1969.-80с.
  80. Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования / Под ред. ЗИ.Равкина. М.: ИТП и MHO РАО, 1994.-88с.
  81. М.Б. Педагогика внешкольных учреждений. Оренбург, 1993, 230с.
  82. М.Б. Становление и воспитательной системы воспитательной деятельности внешкольных объединений: Дис.. д-ра пед.наук.М., 1991,-246с.
  83. JI.JI., Панько E.JI. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.: Кн. для учителей. М.: Просвещение, 1988.-190с.
  84. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988.-270с.
  85. Концепция. Государственные требования /стандарта/. К содержанию дополнительного образования детей / Науч. рук. В. В. Белова, М., 1997.-230с.
  86. П.В., Попович М. В. Логика научного исследования. М.: Наука, 1965.-360с.
  87. Г. С. Воспитание культуры учебного труда у учащихся начальных классов // Воспитание социально-активной личности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Межвуз. Сб.науч.тр,-М.МГПИ им. В. И. Ленина, 1989.-C.212−2227
  88. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара, — 1994, — 34с.
  89. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.-152с.
  90. Т.В. Итоги дискуссий и пути дальнейшей работы // Вестник высшей школы 1984. — № 4. — с.27−33.
  91. Т.В. Некоторые психолого-дидактические вопросы проблемного обучения // Советская педагогика. 1976. — № 8. — с. 10−14.
  92. Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. Серия педагогика и психология. М.: Знание, 1991 — № 4.
  93. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии -1981. № 2. — с.2.
  94. ЮО.Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности. Преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. -М., 1990. 265с.
  95. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентировочные подходы к развивающему образованию // Педагогика-1996.-№ 5-с.24−26.
  96. М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. Мн.:ИГЖ и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1996.-232с.
  97. ЮЗ.Лейтис Н. С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Международная педагогическая академия. 1994. — 256с.
  98. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Знание, 1973, 120с.
  99. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-185с.
  100. Юб.Лернер И. Я. Познавательные задачи в обучении истории. М.: Просвещение, 1968.-94с.
  101. Ю7.Лернер И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974, — 64с.
  102. М.И. О механизмах смены ведущей деятельности в перьу v лет жизни.// Дошкольное воспитание. 1978. — № 5. — с.73−78. ^
  103. Ю9.Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей вобщения с взрослыми и сверстниками// Дошкольное воспитание. 1982. № 4.-с. 18−35.
  104. Ю.Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995 -282с.
  105. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.пед.инс-та, 1995.-221с.
  106. Н.Ф. Рабочая книга социальной педагогики. Часть 1 Гуманистическая педагогика / Пособие для самообразования специалиста по социальной работе. Орел, 1994.-138с.
  107. Материалы Коллегии МО РФ «Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей» // Вестник образования.-1996.-№ 5.-е.6−14.
  108. Т.А., Максимова Н. Ю., Орлов А. Б. Формирование мотивов учения. -М.-1990- 136с.
  109. A.M. Проблемные ситуации в обучении. М., 1972.-208с.
  110. Пб.Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977.-240с.
  111. М.И. Принципы проблемности в обучении // Вопросы психологии 1984. — № 5. — с.26−30.
  112. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. -367с.
  113. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Татарское кн.изд., 1972, 551с.
  114. E.H. Энциклопедия внешкольного образования: лекции, читаемые на пед. фак-те Урал. инс-та в 1920—1922 гг.-М.:Пг: Госиздат, 1923, т. 1.-138с.
  115. А. И. Введение в педагогическую профессию. -Новосибирск, 1991 242с.
  116. А.Н. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991.-79с.
  117. B.C. Шестилетний ребенок в школе- Кн. для учителя начальных классов. М.: Просвещение, 1986.-144с.
  118. Научно-методические основы проблемного обучения в вузе / Сб.науч.тр. Ростов-на-Дону.: Изд. РГУ, 1988. -176с.
  119. Н.Д. Об активизации учебной деятельности // Вестник высшей школы. 1983. — № 8. — с.26−32.
  120. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/ С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др.- Под ред. С. А. Смирнова.-2-е изд., исп. и доп. М. — Издательский центр «Академия», 1999. — 544с.
  121. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов.-М.:Школа-Пресс, 1997−512с.
  122. Педагогическая энциклопедия./Под ред. Капрова И. А., Петрова В. Н. в 4 т. М.: Советская энциклопедия,-1964.-т. 1- 4.
  123. Л.И. Аспекты логико-гносеологический и психолого-педагогический// Вестник высшей школы.-1977, № 12.-c.33−39.
  124. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. -М., 1987.-142с.
  125. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб.науч.тр. / Отв. ред.Е. В. Ткаченко. Вып. 1.-Екатеринбург, 1995.-224с.
  126. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987.-78с.
  127. Права ребенка. Сборник основных международных документов. Ростов-на-Дону,-1994.-79с.
  128. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.-270С.
  129. Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Санкт-Петербург, 1995.-263с.
  130. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии. / Под ред. М. Ж. Арстанова и др. Алма-Ата.: Мектеп, 1980.-207с.
  131. Прогнозирование в образовании: теория и практика. / Под ред. Б.С. Гершунского-М., 1993.-210с.
  132. Программа научно-методического обеспечения развития образования в России. / Под научной ред. Б. С. Гершунского. М., 1993.-120с.
  133. Психология развивающейся личности. / Под общ. ред.
  134. A.B. Петровского- науч.-исслед.ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР.-М: Педагогика, 1987.-240с.
  135. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл.ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, том 1,1993. 608с.
  136. C.JI. Бытие и сознание. М., 1957.-328с.
  137. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: изд. АН СССР, 1958.-387с.
  138. Ряд материалов, подготовленных Мин. образования РФ, о положении дел в образовании и перспективах на будущее. // Вестник образования.-1992. № 6−7. — с.2−62.
  139. В.Ф. Образование: образ культуры/Социально-психологические проблемы образования. М., 1992.-86с.
  140. A.B. Дополнительное образование как социальнопедагогическая проблема. Дис.канд. пед. наук Ростов-на-Дону, 1996.-189с.
  141. A.B. Актуализация личного смысла в педагогической деятельности. -М., 1976. 160с.
  142. A.B. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки. М., 1976 — 186с.
  143. В.В. Формирование социально активной личности учителя// Советская педагогика. 1981. — № 4 — с. 76−84.
  144. Современные проблемы истории образования и педагогической науки /Под ред.чл.кор.РАО Равкина З.И.-М., 1994. T3.-c.75,Tl-c.43.
  145. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей /Аналитическая записка «Развитиеучебно-исслед.деят-ти учащихся в системе дополнительного образования. //Вестник образования.-1996.-№ 5.-С.6−14.
  146. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста.-М.: Знание, 1986.-108с.
  147. Теория и практика воспитательных систем / Редкол.: Л. И. Новикова /отв.ред./ и др.: в 2-х кн.: кн.2-М.: Изд. ИТП и МНО РАО, 1993.-208с.
  148. У. К проблеме дифференцированной подготовки детей к школе // Дошкольное воспитание. 1987. — № 2 — с.33−37.
  149. Управление развитием школы. / Под ред. Поташника М. М., Лазарева В.С.-М.: Новая школа, 1995.-262с.
  150. Философия, Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону.: «Феникс» 1996.-576
  151. Философско-психологические проблемы развития образования. / Под ред. В. В. Давыдова, Российская академия образования. М.: ИНТОР, 1994, -128с.
  152. А.Б. Основы управления учреждений дополнительного образования детей. М., 1996.-86с.
  153. H.A. Методика работы педагога дополнительного образования: Учебное пособие. М.: издательский центр «Академия», 2000.-224с.
  154. Т.М. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982,-209с.
  155. З.К. Теория и методика дополнительного образования: Учебное пособие. Издательский центр «Академия», 2000. 224с.
  156. E.H. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. М.: Ставрополь, 1991, 224с.
  157. А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя. В кн.: Психология труда и личности учителя. Вып.1. / Под ред. Щербакова А. И. л., 1976.-с.32−38.
  158. Г. И. Педологические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988−206с. 170. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.-224с.
  159. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.-144с.
Заполнить форму текущей работой