Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роман В. Набокова «Дар» как энциклопедия жанров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ поэтики жанров текстов, принадлежащих перу главного героя романа, Федору Годунову-Чердынцеву, в аспекте смыслообразующих функций в пределах романа привел к следующим выводам. Героем использованы жанры всех трех литературных родов: лирического, эпического, драматического. Помещая в центр повествования поэта и прозаика, автор пытается разрешить одну из главных проблем литературы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЖАНРОВО-КОМПОЗИЦИОННЬШ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА НАБОКОВА «ДАР»
    • 1. 1. История создания романа В. Набокова «Дар»
    • 1. 2. Особенности композиции романа «Дар»
    • 1. 3. Жанровое своеобразие
  • ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ЖАНРОВ ВСТАВНЫХ ТЕКСТОВ
    • 2. 1. Лирические жанры: разрушение границ поэзии и прозы
    • 2. 2. От поэзии — к прозе, от новеллы — к биографии в романе «Дар»
    • 2. 3. Биография Н. Г. Чернышевского и совмещение жанров
    • 2. 4. Драматические жанры в романе «Дар»
  • ГЛАВА 3. МНОГОЖАНРОВЫЙ СОСТАВ РОМАНА-ЭНЦИКЛОПЕДИИ В. НАБОКОВА «ДАР»
    • 3. 1. Жанровые вкрапления как прием введения чужого слова
    • 3. 2. Упоминаемые в романе жанры как способ выражения художественного мышления автора
    • 3. 3. Жанры стилевой периферии в романе
      • 3. 3. 2. Реклама и экфрасис — жанры-изображения
      • 3. 3. 3. Жанры информативного, визионерского, научного и справочного характера

Роман В. Набокова «Дар» как энциклопедия жанров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

обусловлена необходимостью комплексного и системного исследования романа Владимира Набокова «Дар» в аспекте жанрового своеобразия, заключающегося в объединении в рамках одного произведения большого количества жанров. Акцентирование жанрового синтетизма в данном случае — следствие его определяющего значения. Обращение к данной теме также связано с отсутствием специальных работ по классификации жанров, входящих в состав «Дара» как романа-энциклопедии жанров.

Значительность жанра как наиболее продуктивной и в известной мере определенной категории подчеркивают современные концепции. И в этом отношении особое место принадлежит идеям М. М. Бахтина, повлиявшим на современные интерпретации жанра. Вслед за крупными теоретиками мы рассматриваем жанр в качестве одного из «основных инструментов прочтения произведения» [131, с. 6].

Интерес к творчеству Набокова не утихает и в настоящее время. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации, монографии, экранизации фильмов по произведениям данного автора, включение его романов и повестей в школьную программу. Произведения Набокова, являющегося многоязычным писателем (им написаны произведения на русском, английском, французском языках), представляют огромный материал для исследователей.

В России, на чиная с конца 90-х г одов XX века, творче ство Набокова вызвало не только общественный отрицательный резонанс, связанный с публикацией романа «Лолита», но и большой научный интерес к нему как к писателю русского зарубежья, который только относительно недавно приобрел статус классика русской литературы. Иностранные же набоковеды, имея больший срок работы с художественными произведениями писателя, создали значительную научно-исследовательскую базу. Поэтому исследование творчества Набокова — одна из актуальных задач современных отечественных литературоведов.

Объектом данного исследования является «лучший русский роман» [97, с. 161 ] Владимира Набокова — «Дар» (1937).

Предмет исследования — жанровое своеобразие романа Владимира Набокова «Дар», включающего множество жанров и жанровых начал, а также специфика их реализации и функционирования в художественном тексте.

Целью данной диссертации является создание классификации жанров и жанровых начал, которая бы позволила говорить о «Даре» Владимира Набокова как об энциклопедии жанров. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

— определить основной критерий для классификации жанров и жанровых начал в романе «Дар»;

— рассмотреть особенности внешней и внутренней композиции романа «Дар», позволяющие реализовать его жанровое многообразие;

— исследовать своеобразие жанра романа В. Набокова «Дар»;

— выявить и установить статус реализации всех наблюдаемых в романе «Дар» жанров;

— описать многообразие жанров и проследить художественные функции жанров в пределах романа, посредством которых раскрывается художественный мир произведения Набокова «Дар»;

— проанализировать причины сложной многожанровой структуры произведения Владимира Набокова «Дар».

Степень изученности темы. Творчество В. Набокова широко исследовано отечественными и зарубежными литературоведами. Труды ученых-набоковедов составляют весомую научную базу для исследовательских изысканий. Прежде всего, необходимо сказать о некоторых традициях в литературоведении, сформировавшихся в связи с творчеством данного автора. Самой популярной является традиция, идущая от В. Ходасевича, который назвал Сирина (В. Набокова) «художником формы, писательского приема».

149, с. 247]. При противоположном подходе в центре внимания оказывается метафизический аспект произведений Набокова. Главным разработчиком этого направления можно считать В. Е. Александрова с его монографией «Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика» (1991) [2], посвященной проблеме исследования миросозерцания В. Набокова на основе глубокого анализа поэтики. В ней автор полемизирует с точкой зрения Ходасевича, согласно которой Набоков является в большей степени «творцом металитературы» [2, с. 7]. Еще один подход — экзистенциональный. Он обозначен В. Варшавским, Г. Хасиным, П. Бицилли. Последний сравнивает произведения Сирина с творениями Гоголя и Салтыкова-Щедрина в том смысле, что в них явлена не личность, а человек вообще, поэтому искусство может быть уподоблено аллегории [18, с. 58].

Согласно перечисленным концепциям, в произведениях Набокова выделяются несколько уровней: поэтический, метафизический и экзистенциональный. В нашей ра боте приоритетным направлением является поэтика.

Если говорить о конкретном объекте нашего исследования, то необходимо отметить, что в научно-исследовательской литературе существует огромное количество трактовок «Дара». В работе Ю. Д. Апресяна «Роман „Дар“ в космосе Владимира Набокова» (1995) [5] дается типология основных интерпретаций романа: «Дар» как эклектический набор тем (А. Филд, A.M. Сейлхар, С. Давыдов — с оговорками) — «Дар» как энциклопедия жизни (Б. Бойд) — «Дар» как исследование творческого процесса (В.Вейдле, В. Ходасевич, Ю. И. Левин, С. Давыдов) — «Дар» как критический анализ русской литературы (Б. Бойд, И. И. Ковтунова, Б. Карлинский, А. Долинин) — «Дар» как роман о «работе судьбы» (A.M. Сейлхар, Б. Бойд, В. Ерофеев) [5, с. 673−677]. Исследователь считает, что для всех (кроме первой) интерпретаций «универсальный роман» Набокова дает достаточно оснований. «Мощная полифония романа не укладывается в привычные рамки понятий эстетического и экзистенционального, метафизического и мистического, литературы и литературоведения, текста и метатекста, традиций и новаторства, реализма и модернизма, фабулы и приемов, потока сознания и коллажа, автора и рассказчика. Больше всего для характеристики его формальной структуры подошло бы понятие гипертекста, но и от того, что обычно называется гипертекстом, он отличается идеальной, хотя и не очень очевидной согласованностью и гармонией входящих в него текстов» [5, с. 677]. Сам Ю. Д. Апресян рассматривает роман как ребус, требующий не чтения, а решения. Темой-версией решения является трагедия постоянного соединения с чужим и постоянная отторгнутость от родного, которая отражается в разных кругах-ипостасях.

К обзорному списку Ю. Д. Апресяна добавим значительные, на наш взгляд, исследования литературоведов, в которых затронуты многие аспекты жанрового своеобразия романа Владимира Набокова «Дар».

Особо следует отметить первую монографию на русском языкедиссертацию С. Давыдова «» Тексты-матрешки" Владимира Набокова" (1982) [38], в которой рассматривается ситуация внедрения в роман целого ряда внутренних текстов. Однако подробного системного анализа входящих текстов в работе нет.

Диссертация Е. Г. Трубецковой «» Текст в тексте" в русском романе 30-х годов" (1999) [137] посвящена исследованию связи повествовательной структуры «текст в тексте» в «Даре» с эволюцией отношения автора к своему герою-писателю. Исследовательницей определяется роль «текста в тексте» в организации сюжета романа, в раскрытии основных категорий эстетического видения автора. Анализируются причины актуализации структуры «текст в тексте» в романе 30-х годов.

В статье Ю. И. Левина «Об особенностях повествовательной структуры и образного строя романа Владимира Набокова «Дар» «(1998) [62] выделяются признаки, определяющие форму повествования в «Даре», большое внимание уделяется метатекстам и «квазиметатекстам» и в связи с этим рассматривается вопрос о личности имплицитного автора, точка зрения которого, по мнению ученого, совпадает с точкой зрения героя.

Синтетизм романа, его разнообразные жанровые начала, повествовательные особенности рассматривает А. Долинин в книге «Истинная жизнь писателя Сирина» (2004) [42].

В монографии М. Липовецкого «Русский постмодернизм» (1997) «Дар» рассматривается как «прекрасный образчик русского метаромана» [69, с. 95]. Ученый видит родство набоковской поэтики с поэтикой акмеизма, накладывающейся на символистскую структуру художественного миропонимания у Набокова [69]. К такому осмыслению близка точка зрения исследователей A.B. Млечко [86], О. Червинской [151], Н. С. Степановой [125], A.M. Люксембурга [76]. А. В Млечко анализирует метароманность «Дара» в свете игровой теории пародии. Ольга Червинская видит в «Даре» «лирический метатекст с намеренной неоднородностью» [151, с. 27]. A.M. Люксембург обращается к организации набоковского метатекста и теории игровой поэтики.

Ж. Нива ищет путь к постижению «Дара» через теорию «зеркального романа, в котором воплощается система отражений» [99, с. 122]. Аналогичен и подход О. Д. Заболотной [48], которая пользуется термином энантиоморфизм". По ее мнению, зеркальность реализуется через отдельные элементы (зеркала, оптические образы, двоемирие, двойничество, композицию, языковую игру) и систему зеркальной симметрии-асимметрии — энантиоморфизма.

В статье Ирины Паперно «Как сделан «Дар» «исследуются приемы «поэтической механики» как маркеры миросозерцания художника. «Через такие приемы, как окрашивание, озвучивание, наименование, реализация метафоры, в самом построении романа как бы осуществляется формалистическая модель метафора искусства как «воскрешение слова» «[105, с. 510].

Пользуясь набоковской метафорой, Нора Букс в книге «Эшафот в хрустальном дворце. О русских романах Владимира Набокова» (1999) [28] пишет о романе-оборотне, опираясь на строгую композиционную вымеренность, завершенность и замыкание тематического кольца произведения. «Дар», по ее мнению, «в первую очередь биографический роман» [28, с. 82]. Исследовательница также делает акцент и на неоднородности произведения: «Текст романа словно представляет модель качественного, видового, жанрового понятия литературы. Он включает поэзию и прозу, их разные виды, жанры, размеры — политическую литературу, публицистику, художественную литературу, роман, короткую новеллу, драму, сказку, мемуары, энциклопедическую статью, частное письмо, сонет, стансы, романс, ямб, анапест, гекзаметр, верлибр, произведения известные и вымышленные.» [28, с. 92]. Такое видовое многообразие объясняется исследовательницей авторскими задачами. Согласно ее теории, многожанровость творчества Годунова-Чердынцева составляет пародийную параллель деятельности Н. Г. Чернышевского. Роман является своеобразным откликом на разработку «суперформ» в русском авангарде («сверхповесть Хлебникова») [28, с. 145].

Монография Б. В. Аверина посвящена исследованию жанра автобиографии в контексте русской автобиографической традиции. Аверин утверждает, что Набоков создает «новый тип автобиографической прозы» [ 1, с. 332]. По мнению ученого, «в „Даре“ говорится о пяти произведениях Годунова-Чердынцева, каждое из которых так или иначе связано с воспоминанием. Из этих пяти замыслов осуществлены лишь два. Читателю предъявляются фрагменты стихотворений и полностью — книга о Чернышевском. Вместо книг — рассказ о создании (или отказе от создания) книг» [1, с. 30−31]. На наш взгляд, читателю предъявляется гораздо больше замысловвопрос в том, как и кем они воплощаются в произведении.

Традиции пушкинского «свободного романа» и их продолжение в «Даре» анализируются в работах Н. В. Семеновой и A.B. Степанова. Признаками свободного романа являются: «непосредственное продолжение в жизни», «отсутствие заданной структурной схемы, ограничения размера, обязательной развязки-разрешения», «ослабленная сюжетность», «обнажение техники» [115, с. 40−41].

Интересен взгляд на проблему жанра романа «Дар» исследователя А. И. Ванюкова. На основе композиционных признаков «Дар» определяется им как «роман-сонет». «Имитация „онегинской строфы“ в последнем абзаце романа являет форму сонета, два катрена и два терцета, которые соответствуют первой, второй, третьей и пятой главам „Дара“ — и в своем итоговом, вершинном, сводовом выражении, и в непосредственном, содержательном, эпическом наполнении. Поразительно, что и каждая „отдельно пробегавшая строка“ и поэтический рисунок, опорные слова, и вид связи — рифмовки, и интонации, паузы, и знаки препинания получают гармоническое соответствие в романной композиции» [29, с. 11].

В связи с композицией романа отметим трактовку Д. Мызникова, который считает, что жанровое определение находится в «онегинской строфе», замыкающей роман. «» Прощай же, книга!." — а не текст неизвестного рода и жанра" [91, с. 340]. Автор утверждает, что «Дар» — книга, как и Библия — книга и целая библиотека. «Дар» — роман о «Русской Литературе», включивший в себя прежние и будущие романы.

В статье А. Бабикова «Путь к „Дару“ Владимира Набокова» [10] роман предстает как свод явлений творчества: от творческого восприятия жизни до сочинения жизни. Сочинение, в свою очередь, как римская сатура, представляет свод форм: стихи (лирика, апокрифический сонет, капустный гекзаметр, а 1а Андрей Белый), путевые записки, биографическое исследование, эссе, рецензии, роман и даже нечто вроде лекций по русской литературе [10, с. 163].

Размышляя об интертекстуальности в творчестве Набокова, H.A. Фатеева пишет: «» Дар" - повествование, по ходу которого рождается «прозрачная проза» XX века, и ее рождение происходит по мере разрешения структурно-типологической оппозиции проза Пушкина / проза Белого, первая из которых звуко-осмысленно формирует прозрачный ритм Арзрума, вторая пародййнометрически капустные гекзаметры автора «Москвы» и «Петербурга» «[142, с. 246]. Если Н. А. Фатеева строит оппозицию Пушкин — Белый, то О. Сконечная видит в «Даре» реализацию такой оппозиции, как Чернышевский — Белый [120].

Диссертационная работа Ю. А. Рыкуниной посвящена специфике жанрово-стилевой системы романов Набокова «русского периода» (2004). «Дар» предстает исключением из теории М. Бахтина о трансцендентности завершающего авторского сознания по отношению к герою. «Закон судьбы как эстетической функции» [111, с. 91] становится главным художественным законом, положенным в основу «Дара». В диссертации подчеркивается монологический характер романа, наличие единственного субъекта повествования. «Дар» признается синтетическим романом, объединяющим в себе отдельные жанровые элементы. Однако большой спектр художественного материала во многом мешает разглядеть автору работы детали жанрового своеобразия «Дара».

Проблему нарушения жанровых границ в «Даре» пытается решить Ст. Блэкуэлл. Он считает отсутствие жанровых граней следствием развития идеала неограниченности, бесконечности. «В великолепном и грандиозном взрыве сгорают барьеры и границы, отъединяющие друг от друга разные произведения, присутствующие в романе Годунова-Чердынцева. Роман заявляет не только свою связь с русской и европейской литературой, но и утверждает, что все искусство — и вся наука — представляет собой ограниченный континуум без начала, конца или зрительных барьеров внутри него» [25, с. 850].

Дар" как энциклопедию рассматривают такие исследователи, как Г. Хасин («энциклопедия экзистенционального изгнания» [146, с. 183]), Б. Бойд («энциклопедия жизни художника» [21, с. 542]), Б. Носик («энциклопедия русской литературы» [101, с. 175]).

Особо следует отметить статью И. Сухих, в которой «Дар» определяется как «энциклопедия жанров, микрожанров, псевдожанров» [127, с. 220], а также как «энциклопедия классического романа». Это, на наш взгляд, наиболее удачное определение романа. Однако в своей статье И. Сухих ограничивается только определением и небольшим списком вставных жанров.

Таким образом, к проблеме жанра «Дара» обращались многие исследователи. Вместе с тем вопрос системного исследования проблемы жанра романа в связи с его полижанровостью до сегодняшнего дня оставался открытым. Многожанровость и синтетичность романа давно подмечена, однако подробного анализа жанров, реализующихся в романе, в исследовательских работах нет. Исследователи обращают внимание в основном на легко обнаруживаемые вставные тексты или ограничиваются указанием списка жанрового многообразия и его обусловленности. Во многом решается проблема жанра «Дара» в его целостности, но не его частей и микрочастей, которые тоже имеют жанровые особенности и функции.

Научная новизна настоящей диссертации заключается в определении субъектной принадлежности жанра в качестве главного критерия систематизации жанров, входящих в состав «Дара" — в выявлении множества жанров, большинство из которых не было описано исследователямив выделении не только жанров литературно-художественного стиля, но и иностилевых жанровв определении статусов реализации жанров в тексте художественного произведенияв установлении причин жанровой гетерогенностив детальной дальнейшей разработке, описании поэтики и идейно-тематического своеобразия романа «Дар».

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют концепции ведущих отечественных литературоведов — М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, Ю. Н. Тынянова, В. Н. Турбина, В. В. Кожинова, H.JI. Лейдермана, В. Е. Хализева, Н. Д. Тамарченкоисследования набоковедов — Б. В. Аверина, В. Е. Александрова, Н. Анастасьева, Ю. Д. Апресяна, Б. Бойда, Н. Букс, A.B. Злочевской, А. Долинина, С. Давыдова, Ю. И. Левина, А. Мулярчика, И. Сухих и др.- работы по истории литературы XX века, учебная литература, словари. К исследованию привлечены также статьи и интервью В. Набокова, в которых раскрываются его основополагающие творческие и философские принципы.

Философской предпосылкой анализа произведения служит собственно эстетическая философия Набокова.

Исследование основывается на следующем принципе: системный подход к выявлению и группировке жанров. В работе использованы аналитический, описательный, сопоставительный и концептуальный методы исследования, методы эмпирического (наблюдение, описание, сравнение) и теоретического (абстрагирование, анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция) уровней познания.

Основным термином, использованным нами в исследовании, является жанр. Ознакомившись с работами по теории литературы, мы сделали определенный вывод относительно рабочего определения жанра. Жанр — тип (реально-существующий и идеальный) словесно-художественного произведения как целого [129, с. 270]. Жанр — типологическая и конкретно-историческая категория. Исходя из этого положения, жанр можно дефинировать как «исторически сложившийся тип устойчивой структуры художественного произведения» [65, с. 13], и как «исторически складывающийся тип литературного произведения» [57, с. 106]. Эти определения необходимы для выяснения состава входящих в роман текстов определенных жанров, составляющих его оригинальное жанровое своеобразие.

Кроме того, надо сказать о романе как наиболее поздно развившемся жанре, который по своей природе является многожанровой формой. Роман, как справедливо заметил М. М. Бахтин, — «единственный становящийся и еще не готовый жанр. <. .> Роман по природе не каноничен. Это — сама пластичность. Это вечно ищущий, вечно исследующий себя самого и пересматривающий все свои сложившиеся формы жанр» [15- с. 408, 446]. Такие возможности романной формы являются главными предпосылками для создания художественной энциклопедии жанров.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Данные, полученные в процессе исследования, могут способствовать расширению представления о жанровом своеобразии романа Набокова «Дар», углублению и обогащению понимания возможностей романа-энциклопедии.

Результаты работы могут найти и практическое применение: в практике вузовского и школьного преподавания, при составлении учебных пособий, написании курсовых и дипломных работ по творчеству В. Набокова, а также в разработке спецкурсов, посвященных творчеству Владимира Набокова, при составлении основного курса по «Истории русской литературы XX века».

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

1. Основным критерием для систематизации жанров, наблюдаемых в «Даре», является субъектная принадлежность жанра (автономного или вставного текста определенного жанра). Это положение определяет трехчастную классификацию, в основе которой принадлежность текстов определенных жанров тому или иному условному автору (изображающему субъекту, главному герою, персонажу).

2. Дополнительным критерием является стилевая принадлежность жанра. В романе обнаруживается группа иностилевых жанров, без которой рассмотрение «Дара» как энциклопедии будет неполным. Данная группа оппозиционирует со всеми остальными жанрами художественного стиля, в связи с этим классификация подразумевает двухчастность.

3. Исходя из наблюдений исследователей и собственных изысканий, не претендуя на исчерпывающий характер, составляется алфавитный список жанров, который включен в «Дар» как энциклопедию жанров, некоторые из которых имеют нетрадиционный, условный характер: анекдот, апокриф, басня, биография, видение, воспоминание, гимн, диалог, диссертация, дневник, доклад, драма, житие, записки, идиллия, исповедь, каламбур, комедия, комментарий, книга, легенда, манифест, мемуары, миф, некролог, новелла, объявление, онегинская строфа, очерк, пародия, песня, письмо, повесть, поэма, притча, прокламация, псалом, путеводитель, пьеса, рассказ, реклама, рецензия, речь ораторская, розыгрыш, роман и его варианты, романс, руководство, сатира, сказка, сон, сонет, статья, стихотворение как универсальный жанр, трагедия, трактат, утопия, фарс, шарада, элегия, экфрасис, эпиграмма, эпиталама.

4. Объединению такого большого количества жанров способствуют особенности композиции романа. Объединяющими элементами внешней композиции являются: заглавие, подзаголовочный комплекс, художественная рама, деление на главы. Повествовательная структура, сюжет, хронотоп, система образов — элементы внутренней композиции, способствующие интеграции жанрового многообразия.

5. Жанровое своеобразие «Дара» как романа — в сложном совмещении отдельных жанровых начал (романа-воспитания, воспоминания, биографии, автобиографии, производственного, любовного, философского, метаромана, игрового и др.) и жанровых вкраплений.

6. Все наблюдаемые тексты различных жанров различаются по статусу реализации в художественном произведении. Выделяется 4 типа положений. Жанр-текст автономный (сюжетно и композиционно самостоятельный), вкрапленный (несамостоятельный фрагмент, соотносимый с предполагаемым жанром), упоминаемый (указанный как исторически сложившийся тип литературного произведения), «витализованный» (рождающийся на глазах у читателя).

7. Жанровые группы в составе романа выполняют следующие художественные функции: поддерживают «реальность» художественного мира, выражают эстетические взгляды автора, его отношение к вопросам искусства слова, вводят чужие жанровые системы, являются показателями художественного мышления Набокова, создают игровые отношения между автором и читателем.

8. Причинами появления такой сложной многожанровой структуры являются:

— актуализация структуры «текст в тексте» в XX веке как способа преодоления кризиса романного жанра 20-х гг.;

— особенности профессии главного героя и персонажей романа;

— указание Набокова на то, что героиней является Русская Литература, с ее разветвленной жанровой системой (кроме того, в романе представлен и корпус зарубежной литературы);

— преломление в «Даре» жанров, используемых (в прошлом и будущем) самим Набоковым;

— зеркальная обращенность к «Евгению Онегину», который является не только «энциклопедией русской жизни», но и «энциклопедией жанров»;

— п реодоление о днообразия п ереходов от одной темы к другой путем жанровых перетеканий и трансформаций.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались на ежегодных научных конференциях на филологическом факультете, результаты исследования обсуждались на заседании кафедры русской литературы Даггосуниверситета. Содержание диссертации отражено в десяти статьях, опубликованных в сборниках научных работ и журналах.

Структура диссертации обусловлена поставленными целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 158 наименования. Общий объем диссертации равен 181 страницам машинописного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Дар" — вершинное произведение в творчестве Владимира Набокова. Не случайно автор называет его своим лучшим и любимым романом. Эта книга обозначила границу набоковского творчества, разделив его на русский и английский периоды. «Дар» — уникальное произведение, вобравшее в себя темы, мотивы, проблемы, идеи волнующие автора в уже написанных им произведениях и тех, которые будут написаны позже.

В одном из своих писем Набоков признается: «Я все тверже убеждаюсь в том, что the only thing that matters в жизни есть искусство». Роман «Дар», думается, лучше всего отражает это положение, так как его главной героиней является Литература. «Дар» — литературная энциклопедия, которая включает в себя цитаты, отсылающие к разным культурным источникам. А герой романа Федор Годунов-Чердынцев не только главный герой романа, но и его имплицитный автор, разделяющий многие взгляды своего создателя.

Оригинальное своеобразие романа связано и с его формой, жанром. В данной работе нами проведено системное исследование романа «Дар» в аспекте жанрового своеобразия, заключающегося в объединении в рамках одного произведения большого количества жанров. Систематизация жанрового материала позволила прикоснуться к особенностям набоковской поэтики и его творческой философии.

В качестве основного критерия классификации нами определена субъектная принадлежность текста определенного жанра. Этот критерий в большей степени повлиял на структуру данного исследования. Согласно субъектной принадлежности, мы проанализировали жанровое своеобразие романа, рассмотрели особенности и функции вставных текстов разных жанров, принадлежащих главному герою и персонажам романа. В качестве дополнительного критерия нами выделена стилевая принадлежность жанров. В романе обнаруживается группа иностилевых жанров, без которой рассмотрение «Дара» как энциклопедии является неполным. Данная группа противопоставляется всем остальным жанрам художественного стиля.

Жанровое своеобразие романа «Дар» заключается в совмещении различных жанровых начал в своей содержательно-художественной структуре, а именно: романа воспитания, романа-воспоминания, биографии и автобиографии, любовного романа, бытописательского, игрового романа, романа-пародии, свободного романа. И во включении вставных текстов разных жанров, принадлежащих герою и персонажам романа, и включении жанров стилевой периферии в рамки жанра романа. Что позволяет условно определить «Дар» как энциклопедию жанров, а также творческую и литературную энциклопедию.

В ходе проведенного анализа мы пришли к выводу о том, что все наблюдаемые в романе тексты разных жанров отличаются друг от друга статусом реализации. Исходя из этого, выделили четыре типа положений. Жанр-текст автономный (сюжетно и композиционно самостоятельный), вкрапленный (несамостоятельный фрагмент, соотносимый с предполагаемым жанром), упоминаемый (указанный как исторически-сложившийся тип литературного произведения), «витализованный» (рождающийся на глазах у читателя, полнота без автономности). Для упоминаемых жанров статус реализации является единственным критерием, так как данная группа находится на уровне выражения художественного мышления автора. Автономным, композиционно и сюжетно самостоятельным, является жанр романа (многожанровость — его природное свойство), который объединил в своей структуре множество жанров. Относительно самостоятельной можно считать книгу «Жизнеописание Чернышевского», жанровое своеобразие которой заключается в совмещении жанров пародии и жития. Спутником романа и автономным считаем рассказ «Круг», связанный с романом сюжетно и композиционно.

В результате исследования было установлено, что объединению многочисленных жанровых наслоений в рамках одного жанра — романа способствуют композиционные элементы. Это такие элементы внутренней композиции, как изменчивая повествовательная манера, система образов, стержнем которой является образ главного героя романа, Федора Годунова-Чердынцевавнутренний конфликт Федора, наделенного даром слова, с воплощением этого дара в конкретных жанровых формах, что определяет и этапы развития сюжетахронотоп романа, способный вместить в себе хронотопы вставных жанровых систем. Наиболее значительными элементами внешней композиции романа в плане объединения жанрового многообразия считаем заглавие, входящее в систему подзаголовочного комплексаэпиграф и художественную раму, которые актуализируют круг философских проблем романа. В центре повествования — становление писателя, протекающее в обстановке русского эмигрантского Берлина около трех лет. Повествовательная структура нарушает принцип полноценного мира художественного произведения. Мир в романе парадоксален. Романодновременно законченный текст и текст, находящийся в стадии становления. Этому соответствуют изменяющиеся формы повествования, переходы от третьего лица к первому и сложные единичные случаи использования формы «мы». В романе создаются ситуации нахождения автора «везде и нигде». Вопрос о существовании имплицитного автора в «Даре» решается положительно. Но провести границу между творчеством Годунова и Набокова невозможно. Приведенные в романе произведения, сочиненные героем, сочинены автором. Повествовательная модель романа более всего соотносится с повествовательными формами, встречающимися в «Евгении Онегине». Финал «Дара» открыт, потому что сюжет героев не исчерпан, их будущее полно возможностей продолжения. Система зеркал, ограничивающая повествование, не позволяет закрыть его, так как за любой мысленно проведенной границей открывается новая перспектива. Особенности повествования тесно связаны с жанровой неоднородностью. А жанровая неоднородность в свою очередь обусловлена одной из главных тем романа — поиском жанра, в котором в наибольшей степени отразится дар художника слова. В своем арсенале жанры имеют разные повествовательные формы. Столкновение в романе разных жанров непременно ведет к смешению повествовательных форм. Однако такая изменчивая повествовательная манера необходима и закономерна для создания многожанрового произведения.

Объединению жанров в рамках романа способствует и система образов, в которой также преломляется авторская позиция. Стержневым в системе образов романа «Дар» является образ главного героя — Федора Годунова-Чердынцева и его творческая биография, представленная в романе. Он замыкает в себе все линии. Система персонажей «Дара» определяется отношениями Федора Годунова-Чердынцева к семье, любви, работе, творчеству, дому и литературе.

Очень сложную систему представляет хронотоп романа. Время в творчестве Набокова — это не только важнейшая его тема, но и литературный прием, целью которого является маскировка вымысла. Исторические аллюзии, отсылающие к конкретным событиям, подчас носят условный характер и создают эффект временной неопределенности. Многие факты становятся анахронизмами заведомо. Хронотоп имеет отношение к философскому пониманию Набоковым проблемы конечности человеческого существования. Время непоследовательно. Оно не расчленено, а объединено в «некое настоящее». Пространственную структуру составляет наложение двух топосов: русского и немецкого. Они нередко контаминируют друг с другом. Сюжетно-временная последовательность обнаруживает временные разрывы, что ведет к расхождению фабулы и сюжета. Сюжетно-событийная линия скудна. Эпизоды, следующие друг за другом, практически равноценны. Акценты переносятся на сознание субъекта, который функционирует на трех различных когнитивных уровнях. Сознание субъекта в целом монологично. Сюжетная основа строится на творческих замыслах, знаменующих этапы развития героя — поэта и писателя. Конфликт, определяющий развитие сюжета, — внутренний — конфликт Федора с воплощением его творческого дара в конкретных жанровых формах.

Говоря о композиции, необходимо отметить использование принципов симметрии, кольца, разомкнутости. Особую роль играют метатексты, относящиеся как к основному тексту, так и к его вставным объектам, которые в романе представлены в значительном объеме.

Анализ поэтики жанров текстов, принадлежащих перу главного героя романа, Федору Годунову-Чердынцеву, в аспекте смыслообразующих функций в пределах романа привел к следующим выводам. Героем использованы жанры всех трех литературных родов: лирического, эпического, драматического. Помещая в центр повествования поэта и прозаика, автор пытается разрешить одну из главных проблем литературы: противопоставление поэзии прозе. Это обуславливает появление в романе промежуточных форм — стихотворений в прозе и ритмизованных графически невыделенных отрезков, имитаций стихотворений, замаскированных поэтических объектов. Читатель оказывается в творческой лаборатории поэта, наблюдает за процессами рождения (витализации) и воскрешения стихотворений. В романе разворачивается микроистория стихотворения и творческая макроистория лирики от Карамзина, Державина и Пушкина до Тютчева, Фета и поэзии модерн. Однако выражение своего дара слова только в формах лирического рода не удовлетворяет Федора Годунова-Чердынцева. Новыми формами, новыми пробами в истории его писательского становления являются новелла и биография. Эти жанры не получают статуса автономности и тщательно камуфлируются в романной текстуре, создавая атмосферу реальности творческой жизни героя, когда творению настоящего произведения искусства предшествует долгая работа и поиск формы. Кульминационным событием в жизни героя и в развитии сюжета является написание биографии Н. Г. Чернышевского, в которой ему удалось разрешить творческое кредо и соединить два несовместимых жанра: жития и пародии. В романе обнаруживаются и признаки такого литературного рода, как драма. Ее представляют два диалога, созданные творческим воображением Годунова-Чердынцева, что позволяет говорить и о диалогическом монологе. Собеседники диалогов, обсуждая литературные произведения и творчество отдельных писателей, приходят к мысли о неоднозначности творчества любого писателя и неограниченности возможностей вымышленного мира.

Жанры лирического, драматического и эпического рода, в которых пробует свой дар главный герой, не только подтверждают энциклопедический характер романа, использующего возможности различных родовых форм, но и актуализируют важную для автора проблему отсутствия границ в искусстве, науке, жизни.

Дополняют список энциклопедии жанровые вкрапления персонажей романа. Все фрагменты-вкрапления вводят в роман чужие жанровые системы и подразделяются на несколько групп: вкрапления-пародиивкрапления, комментирующие вложенные текстывкрапления-пересказы, переводы. Вкрапления-пародии (философская трагедия и роман трагедия Буша, роман Ширина «Седина») представляют жанры писателей эмигрантов, образуют сравнительный фон, сюжетно, тематически и композиционно перекликаются с «Даром», служат поводом для выражения от противного эстетических взглядов автора. Вкрапления, комментирующие вложенные тексты (рецензии Христофора Мортуса, Линева, Анучина и др.), используются в целях саморефлексии и создания реальности — возможной литературной судьбы произведения. Вкрапления-пересказы и переводы (сказка, легенда, притча), отличающиеся фабульной целостностью, являются дополнительными средствами в раскрытии образов персонажей романа, намекают на присутствие имплицитного автора, актуализируют философские проблемы.

Упоминаемые в романе жанры, выделенные нами по степени эксплицированности в художественном произведении, находятся на уровне выражения художественного мышления автора. Данные жанры могут входить в состав фигуры сравнения, выполнять функцию наименования, использоваться в качестве эпитета, маркера, отражателя внутреннего мира персонажа.

Рассмотрение «Дара» как энциклопедии жанров было бы неполным без учета жанров стилевой периферии. Данная группа подразделяется на несколько подгрупп (игровые жанры, жанры изображения, жанры информативного, научного, справочного, визионерского характера). Игровые жанры (розыгрыш, каламбур, ребус, шарада, анекдот) поддерживают игровое начало романа, а также обеспечивают создание игровых взаимоотношений между автором и читателями. Жанры-изображения (реклама и экфрасис) отражают творческие механизмы самого романа, служат дополнением в создании правдоподобного городского топоса в романе. Включение жанров информативного, научного, справочного, визионерского характера, кроме индивидуальных функций, дополнительно подчеркивают охват романа-энциклопедии и отношения романа к традиции постмодернизма, актуализирующей второстепенные жанровые системы.

Жанровые группы в составе романа выполняют следующие художественные функции: поддерживают «реальность» художественного мира, выражают эстетические взгляды, вводят чужые жанровые системы, являются показателями художественного мышления Набокова, создают игровые отношения между автором и читателем. Как видим, в своем романе В. Набоков активно работает с жанрами. Он искусно смешивает их, но не нарушает при этом целостности самого произведения. И это одна из особенностей его стиля.

В ходе исследования жанра романа и жанров, входящих в его художественно-содержательную структуру, наметились и основания многожанрового состава романа. Причин, обусловливающих такую сложную конструкцию, достаточно много. Однако ясно, что создание такой полижанровой структуры определено художественным намерением писателя. В качестве основных мы выделяем следующие основания: актуализация структуры «текст в тексте» в 20 в. как способа преодоления кризиса романного жанра 20-х гг.- особенности профессии главного героя и персонажей романауказание Набокова на то, что героиней является Русская Литература с ее разветвленной жанровой системой (кроме того, в романе представлен и корпус зарубежной литературы) — преломление в «Даре» жанров, используемых (в прошлом и будущем) самим Набоковымзеркальная обращенность к «Евгению Онегину», который является не только «энциклопедией русской жизни», но и «энциклопедией жанров" — обращение к разным жанрам это — способ преодоления однообразия переходов, разрушения жанровых границ, что поддерживается набоковской философией искусства, восходящей к шлегелевскому пониманию «поэзии поэзии».

Смешение, трансформация жанров, внедрение большого количества самых разнородных жанров в различном статусе, использование нехудожественных жанров и необыкновенное их единение в рамках романа — все это служит выражению главной мысли книги отсутствию ее конца, конечности человеческого существования, любых ограничений будь-то в искусстве, науке или жизни. И Набоков был полностью уверен в этой безграничности.

Таким образом, исходная гипотеза об энциклопедичности романа в ходе проведенного исследования получила подтверждение. Роман Владимира Набокова «Дар» можно рассматривать как энциклопедию жанров, различающихся субъектной принадлежностью, степенью эксплицированности, стилевым разнообразием, совмещающую в себе жанры всех литературных родов, что свидетельствует об авторском понимании безграничности искусства и создании поливалентного художественного мира в романе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Собрание сочинений в 4-х томах. М.: Правда, 1990. П
  2. . Дар Мнемозины: романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. — СПб.: Амфора, 2003. 399 с.
  3. В.Е. Набоков и потусторонность. — СПб.: Алетейя, 1999. 320 с.
  4. Н.А. Феномен Набокова. — М.: Советский писатель, 1992. -316 с.
  5. Н. Владимир Набоков. Одинокий король. М.: Центрполиграф, 2002. — 525 с.
  6. Ю.Д. Роман «Дар» в космосе Владимира Набокова // Избр. труды. М., 1995. Т.2: Интегральное описание языка и системная лексикология. — С. 651−654.
  7. Е. Чужое слово в прозе В. Набокова 20−40-х гг: Автореф. дис. канд. филол. наук. — Томск, 2002.
  8. А. И сны, и явь // Звезда. 1999. — № 4. — С. 204 — 214.
  9. А. Путь к «Дару» В.Набокова // Набоковский вестник. СПб.: Дорн, 1999.-С.160−167.
  10. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс, 1994. 616 с.
  11. М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. 424 с.
  12. А. Котик Летаев // Белый А. Повести. Роман. -М.: Современник, 1990.
  13. П. Трагедия русской культуры: исследования, статьи, рецензии. М.: Русский путь, 2000. — 608 с.
  14. И.М. Набоков и постмодернизм // Крымский набоковский научный сборник. Симферополь, 2001. — С. 32 — 40.
  15. . Владимир Набоков: русские годы. Биография. М.: Независимая газета, 2001. — 695с.
  16. . Владимир Набоков: американские годы. Биография. — М.: Независимая газета, 2004. 928 с.
  17. Бло Ж. Набоков. СПб.: Блиц, 2000. — с. 239.
  18. А. Собр. соч.: В 6 т. Т.З. Л., 1980.
  19. Ст. Границы искусства: чтение как «лазейка для души» в «Даре» Набокова // Набоков В. В.: pro et contra. Т. 2. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 824 — 852.
  20. A.B. «Поэтик белый, Сирин.» // Звезда. 1999.- № 4. — С. 198 — 204.
  21. С.Н. Проблема лирических жанров. Тверь, 2001. — 218 с.
  22. М. Проза В. В. Набокова 20-х годов: Становление поэтики: Дисс. канд. филол. наук. — М., 1995.
  23. М.Л. Избранные труды. Т.1.: О поэтах. М.: Языки русской культуры, 1997.-501 с.
  24. Дж. Метаморфозы «Дара» // Набоков В. В.: pro et contra. Т. 1. СПб.: РХГИ, 1997.-С. 585−630.
  25. Н. Коммуникативные стратегии писательского труда: от постсимволизма к концептуализму // Критика и семиотика. 2001. — № ¾.-С. 181 -201.
  26. С. Набоков: герой, автор, текст // Набоков В.В.: pro et contra. Т. 2. — СПб., 2001.-С. 315−328.
  27. С. «Тексты-матрешки» Владимира Набокова. — СПб.: Кирцидели, 2004.- 158 с.
  28. В. Толковый словарь живого великорусского языка, т.4. М.: OJIMA-ПРЕСС, 2003.
  29. А. Три заметки о романе Владимира Набокова «Дар» // Набоков В. В.: pro et contra. Т. 1. СПб.: РХГИ, 1997. — С. 693 — 736.
  30. А. Истинная жизнь писателя Сирина: Работы о Набокове. СПб.: Академический проект, 2004. — 400 с.
  31. А. Примечания к «Дару» // Набоков В. В. Русский период. Собр. соч. в 5 т. СПб.: Симпозиум, 2004.
  32. Е.Е. Набоков в роли режиссера сна // Крымский набоковский научный сборник. Симферополь, 2001. — С. 45 — 55.
  33. Н. «Груз и угроза» // Знамя. 2000. — № 5. — С. 190 — 197.
  34. В. Звуковая инструментовка имен собственных в романе В.Набокова «Дар» // Функционирование языкового знака в тексте. Ташкент, 1992. -С. 12−16.
  35. О.Д. Система энантиморфизма в творчестве В.В. Набокова: Дисс. канд. филол. наук. М., 2003.
  36. Ю. Мотив зеркала в художественной системе В. Набокова: Дисс. канд. филол. наук. — Пермь, 2004.
  37. А.М. Набоков. М.: Молодая гвардия, 2004. — 453 с.
  38. М.М. Концепция женского мира в русских романах В.В. Набокова: Дисс. канд. филол. наук. Махачкала, 2007.
  39. Йен Тинг-Чиа. Специфика пространственно-временной организации русскоязычных романов В. Набокова: Дисс. канд. филол. наук. -М., 1999.
  40. Е.А. Традиции русского символистского романа в романе 20-х-30-х годов XX века А.П. Платонов «Чевенгур», В. В. Набоков «Дар»: Дисс. канд. филол. наук. М., 2004.
  41. Классик без ретуши / под. ред. Н. Мельникова. М.: Независимая газета. 2001. — 704 с.
  42. Ю. Об особенностях повествовательной структуры и образного строя романа Владимира Набокова «Дар» // Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М, 1998.-С. 274−315.
  43. Ю. Вокзал-Гараж-Ангар: Владимир Набоков и поэтика русского урбанизма. СПБ.: Издательство Ивана Лимбаха, 2004. — 400 с.
  44. А.В. Поэтика и стилистика В.В. Набокова в контексте художественных исканий конца XIX- первой половины XX века: Дисс. доктора, филол. наук. М., 2005.
  45. А. Набоков-ницшеанец. — СПб.: Алетейя, 2005. — 240 с.
  46. В. «Анти-Бахтин» лучшая книга о Владимире Набокове. — СПб.: Типография им. Котлякова, 1994. — 216 с.
  47. М. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэтики). -Екатеринбург: Урал. гос. пед университет, 1997. — 317 с.
  48. М. Эпилог русского модернизма. Художественная философия творчества в «Даре» Набокова // Набоков В. В.: pro et contra. Т. 1. СПб.: РХГИ, 1997.-С. 638−661.
  49. Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л.: Учпедгиз, 1972.-270.
  50. Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988.— 352 с.
  51. Ю.М., Пятигорский A.M. Текст и функция // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Таллинн, 1992. — С. 133−141.
  52. М.Ю. Некоторые замечания о поэзии и поэтике Ф. К. Годунова-Чердынцева // Набоков В. В.: pro et contra. Т. 1. СПб.: РХГИ, 1997. — С. 344 — 347.
  53. М.Ю. А та звезда над Пупковым. Заметки о поэзии и стихосложении В. Набокова // Набоков В. В.: pro et contra. Т. 2. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 213 — 227.
  54. А.М. Коварный конструктор игровых структур: организация набоковского метатекста в свете теории игровой поэтики // Набоковский сборник: Искусство как прием. — Калининград, 2001. — С. 3 — 19.
  55. А.М. Набоков, Пушкин и проблема творческих игр // Вестник Ростовского государственного университета. — 2002. — № 3. — С. 5 — 8.
  56. Ш. А. Невозвращение в Россию как необычная мечта Владимира Набокова // Вестник Дагестанского государственного университета. Вып. № 5. -Махачкала, 2006. — С. 33 — 37.
  57. М.Е. В. Набоков. Авто-био-графия. — СПб.: Академический проект, 2002.-256.
  58. М. Из чего сделан Яша Чернышевский // Вышгород. 1999. — № 3. -С. 160−170.
  59. А. Дар любви // Столица. 1992. — № 4. — 59.
  60. В.В. Собр. соч.: В 2 т. Т.2. -М.: Правда, 1988.
  61. А. Художественная концепция творческой личности в произведениях В.Набокова. Автореф. дис.. канд. филол. наук. Архангельск, 2002.
  62. М. Концепция художника в русских романах В.Набокова: Дисс. канд. филол. наук. М., 2005.
  63. А.В. Игра, метатекст, трикстер: пародия в «русских» романах В. В. Набокова. Волгоград: ВолГУ, 2000. — 188 с.
  64. И.Ю. Гипертекстовая организация «Евгения Онегина» // Национальный гений и пути русской культуры: Пушкин, Платонов, Набоков в конце XX века. Омск, 2000. — С. 83 — 88.
  65. А. Русские романы В. Набокова. М.: МГУ 1997. — с. 140.
  66. Д. В. О некоторых особенностях композиции романа В. Сирина «Дар» // Polska Akademia Nayk. Instityt Slawistyki. Studia litteraria. Warszawa, 2000. — C. 335−352.
  67. В. Предисловие к английскому переводу романа «Дар» («the Gift») // Набоков В. В.: pro et contra. Т. 1. СПб.: РХГИ, 1997. — С. 43 — 45.
  68. В. Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. М.: Интелвак, 1999. — 1008 с.
  69. Набоков о Набокове и прочем: Интервью, рецензии, эссе. М.: Независимая Газета, 2002. — 704 с.
  70. Н. Багаж. Мемуары. СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2003. — 368 с.
  71. . Нива Ж. Два «зеркальных» романа тридцатых годов, «Дар» и «Мастер и Маргарита»// La letteratura russa del Novocento. Problemi di poetica. Napoli, 1990. — C. 95- 105.
  72. M. «Венецианка» Набокова, или чары искусства // Звезда. 2000. — № 10. -С. 201 -205.
  73. . Мир и дар Владимира Набокова. М.: Пенаты, 1995. — 550 с.
  74. Л. Концепция героя в русскоязычных произведениях В.Набокова: Дисс. канд. филол. наук. -М., 1997.
  75. Ю.Б. Взаимодействие стиха и прозы: типология переходных форм: Автореферат дисс. д. филол. и. М., 1992.
  76. И. Как сделан «Дар» Набокова // Набоков В. В.: pro et contra. Т. 1. -СПб.: РХГИ, 1997.-С. 491−513.
  77. A.A. Принцип игры в творчестве Набокова: Дисс. канд. филол. наук. М., 1999.
  78. И.П. Портретное мастерство В.Набокова в романе «Дар» // Крымский набоковский научный сборник. Симферополь, 2001. — С. 45 — 52.
  79. Я. В. Сонет В.В. Набокова как элемент поэтической вселенной художника // Вестник Ставропол. гос. ун-та. Вып. 24, 1999. — С. 103 — 113.
  80. А. Чуть-чуть о философии Владимира Набокова // Набоков В. В.: pro et contra. Т. 1. СПб.: РХГИ, 1997. — С. 334 — 341.
  81. Г. Языковая игра в прозе В. Набокова: Автореф. дисс. докт. филол. наук. — Ростов на Дону, 2004.
  82. Ю.А. Специфика жанрово-стилевой системы романов В.В.Набокова «русского периода»: Дисс. канд. филол. наук. — М., 2004.
  83. М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности: Учебное пособие. -М.:РДЛ, 2001.-206 с.
  84. Н.В. «Даль свободного романа» у В. Набокова: цитата и структурирование текста // Набоковский сборник: Искусство как прием. -Калининград, 2001. С. 40 — 52.
  85. Н.В. Цитата в художественной прозе (на материале произведений В. Набокова). — Тверь: Твер.гос.ун-т, 2002.
  86. О. Люди лунного света в русской прозе Набокова. К вопросу о набоковском пародировании мотивов серебряного века // Звезда — № 11.— 1996. С. 207−214.
  87. О. Черно-белый калейдоскоп. Андрей Белый в отражения В. В. Набокова// Набоков В. В.: pro et contra. Т. 1. СПб.: РХГИ, 1997. — С. 667 — 696.
  88. В. Пушкин в творчестве В. В. Набокова // Набоков В. В.: pro et contra. Т. 1. СПб., 1997. — С. 772 — 782.
  89. А.В. Онегинский пастиш Набокова // Набоковский вестник. -№ 1. -1998.-С. 72−80.
  90. Н.В. Цитата в художественной прозе (на материале произведений В. Набокова). — Тверь: Тверской гос. ун-т, 2002. 200 с.
  91. Н.С. Текст и метатекст В.Набокова: Проблемы интерпретации // Текст как единица анализа и единица обучения. — Курск, 1999. С. 71 — 73.
  92. Н.С. Мотив воспоминаний в русских романах В. Набокова. — Курск: Учитель, 2001. -204 с.
  93. И. Поэт в зеркалах // Звезда. № 4. — 1999. — С. 219 — 228.
  94. Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения: Хрестоматия для студентов. — М.: РГГУ, 2002. 467 с.
  95. П. Заметки о полигенетичности в прозе Набокова// Набоков В. В.: pro et contra. Т. 1. СПб.: РХГИ, 1997. — С. 508 — 522.
  96. JI. Набоков и этика камуфляжа // Набоков В. В.: pro et contra. Т. 2. -СПб.: РХГИ, 2001.-С. 377−387.
  97. Ив. Ходасевич в Кончееве // Набоков В. В.: pro et contra. Т. 1. — СПб.: РХГИ, 1997.-С. 793−805.
  98. Ив. Владимир Дмитриевич, Николай Степанович, Николай Гаврилович // Звезда. № 11. — 1996. — С. 181 — 191.
  99. Е.Г. «Текст в тексте» в русском романе 1930-х годов: Дисс. канд. филол. наук. — Саратов, 1999.
  100. В. Н. Поэтика романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». М.: МГУ, 1996.-232 с.
  101. Т. Набоков в Берлине. М.: Аграф, 2004. — 240 с.
  102. Н.А. Пушкин и «Дар» В. Набокова // Контрапункт интертекстуальности, или интертекст в мире текстов. М.: КомКнига, 2000. — С. 246−259.
  103. С. Одинокий империалист, или осмысление изгнания как субъективизация России в романе Набокова «Дар»// Набоковский вестник. 2000. — №. — С. 32−45.
  104. О.А. Пространство сна в поэзии Набокова // Набоковский вестник. -№ 4.-1999.-С. 91 -101.
  105. Г. Театр личной драмы. Русские романы В. Набокова. М.: Летний сад, 2000.-188 с.
  106. Э. «Подвиг» Набокова и волшебная сказка // Набоков В. В.: pro et contra. Т. 2. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 716 — 730.
  107. В. Творения. -М.: Советский писатель, 1986.
  108. Вл. О Сирине // Набоков В. В.: pro et contra. Т. 1. СПб.: РХГИ, 1997.-С. 238−244.
  109. O.B. Пушкин, Набоков, Ахматова: метаморфизм русского лирического романа. Черновцы: Рута, 1999. — 152 с.
  110. О. «Дар» Владимира Набокова как метаморфоза лирического образа «Дали свободного романа» // Метаморфозы русского лирического романа -Черновцы, 1999. С. 105−123.
  111. В.В. Пушкинские мотивы в набоковских контекстах // A.C. Пушкин и В. В. Набоков. Сборник докладов Международной конференции. СПб.: Дорн, 1999. — С. 117−124.
  112. Е.Я. Энциклопедия символов. М.: ACT, 2003. — 591 с.
  113. Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х. Т.1. М.: Наука, 1983. -235 с.
  114. М.Д. Набоков: темы и вариации. СПб.: Академический проект, 2000. -384 с.
  115. С. Избранные статьи. -М.: Искусство, 1956. 456 с.
Заполнить форму текущей работой