Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка педагогических кадров в системе среднеспециальных учебных заведений Республики Таджикистан, 1924-1990 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создавшаяся необходимость реализации новой образовательной школьной политики требует от педагога «владеющего высоким профессионализмом и творческим потенциалом, способного успешно трудиться в условиях рыночных отношений, но и занимать ведущие позиции в интеллектуально-культурном авангарде общества.» Зто подтверждает, что среди социальных приоритетов переходного периода одним из самых важных… Читать ещё >

Содержание

  • ЗВВЩЙТГ.ТЕ
  • ГЛАВА. Х.ОРШИаАЩЛ СШМ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ТЕЩЪГШСШ КАДРОВ В ТАД-жтсшв (1924 -1945гг.)
    • I. Состояние школьного образования в Таджикистане в кшце XIX- начале ХХвв
    • 2. Становление системы образования и проблемы подготовки педагогических кадров в период Таджикской АССР

    § 3.Учебно-методическая и воспитательная работа в средних специальных педагогических учебных заведениях в период осуществления всеобщего начального обучения 66 ГЛАЗА II. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВШЕ СЩЩЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ПЕМГОПШСХОГО 'ОБРАЗОВАНИЯ В ТАДШ2СТСТАНЕ Ж ЕГО ЗНАЛЗНЙЕ В ПОДГОТОВКЕ ШДАРЭГИЧЕСКЖ КАДРОВ (1945- 1990гг.) 1. Развитие средних специальных педагогических учебных заведений в период с 1945—1990 гг. 80 5 2. Профессиональная подготовка будущих учителей в системе среднего специального педагогического образования

    § 3.3неурочная учебно-воспитательная работа в педагогических училищах в 1945—1990 гг.

    ЖШЕгРЛЕ

    ЕЙБЛЙОГРАФШ у, тт тт

    D О ?" Д lu II Ji

Подготовка педагогических кадров в системе среднеспециальных учебных заведений Республики Таджикистан, 1924-1990 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВЫВОД Ы.

Анализ работы средних педагогических учебных заведений в 194 690 годы показывает, что в деятельности этих учебных заведений накоплен определенный опыт по подготовке педагогических кадров для школ республики. •.

В республике в послевоенные годы необходимо было осуществлять закон о всеобщем семилетнем образовании, начатое до войны. Дри осуществлении этого закона встречались определенные трудности, которые нужно было преодолевать органам народного образования. Понадобилось развернуть широкое строительство новых школ, необходимо было обеспечить здания школ инвентарем, снабдить учеников учебниками, учебными пособиями, улучшить качество подготовки, педагогических кадров. Период 1941;46 годов количество педагогических училищ сократилось.

Были поставлены следующие задачи: а) ликвидация существовавшего разрыва между потребностью в учительских кадрах (особенно для старших классов) и возможностью её удовлетворения за счет выпускников педагогических учебных заведений-б)улучшения качества подготовки и повышения квалификации учителей, работающих в школе.

В республике сеть расширившихся педучилищ создала новые источники пополнения учительских кадров для начальной школы.

В 1948/49 уч. году в II педагогических училищах республики обучалось 2257 учащихся, в той? числе 1358 таджиков и узбеков.^.

Важно©значение для дальнейшего развитая средних педагогических учебных заведений имело постановление второй сессии Верховного Совета Таджикской ССР (май 1948 г. 1 к решение УII съезда КШб' Таджикистана (декабрь 1948) состоянии народного образования в Таджикистане и мерах его дальнейшего улучшения". В процессе решения этих постановлений укрепилась материально-техническая база педучилищ, что способствовало улучшению подготовки педагогических кадров. Если в 1950;57 уч. годах в школах республики работало 7648 учителей с общим средним образованием, то в 1958/59 уч. году в них уже работало II300 учителей со средним педагогическим образованием.^.

В 60-е годы были вновь организованы ряд педучилищ и созданы новые. Партархив, ф.35оп.55,ед.хр.90,л.11−12 ?

Парархив, ф. З, оп.55,ед.хр.90,л.15К16 si.

— 149.

В указанные годы в республике проводилась большая работа в деле улучшения качества подготовки педагогических кадров-Начиная с 1946 года постепенно все педучилища страны в том числе и в Таджикистане перешли на четырехлетний срок обучения .Цель этого мероприятия заключалась в улучшении качества подготовки учителей начальных классов. Педучилища страны получают новые учебные планы и программы. Вносились необходимые изменения в устав педагогических училищ, который устанавливал, что учащиеся педучилищ, сдавшие успешно госэкзамены, получают диплом об окончании училища с указанием присвоенного звания учителя начальной школы.

В исследуемый период велась большая работа по совершенствованию педагогической подготовки учащихся в педагогических учебных заведениях среднего звена. С требованием научно-технического прогресса была повышена общая подготовка учащихся.

Несколько раз пересматривались планы и программы психолого-педагогического цикла. Педагогические училища вели большую воспитательную работу во внеурочное время. В это время уделялось особое внимание политико-воспитательной работе. Нравственное воспитание учащихся всегда было в центре внимания, но в процессе нравственного воспитания мало уделялось внимания национально-культурным традициям какого региона страны.

— ШО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Кардинальные переиены, происходящие в обйествеШфё$уют серьез' • П ! ного переосмысления сложившегося в последнее десятилетие отношения к человеку. Особая роль в решении проблемы человека на современном переходном этапе и на более длительную историческую перспективу, как показывает мировая практика, принадлежит образованию.

Создавшаяся необходимость реализации новой образовательной школьной политики требует от педагога «владеющего высоким профессионализмом и творческим потенциалом, способного успешно трудиться в условиях рыночных отношений, но и занимать ведущие позиции в интеллектуально-культурном авангарде общества.» Зто подтверждает, что среди социальных приоритетов переходного периода одним из самых важных является совершенствование подготовки учителя и перестройка существующей системы педагогического образования, |)| Цга структура, которая сложилась еще в 30-е годы, перестала от-Щгьрпотребностям современного этапа общественного развития как в Ьоцио-культурном, так и организационно-педагогическом и научно-родержательном плане. Социальная значимость и потребность професски никогда не ослабнут, т.к.обучение и воспитаниеявление не шреходяЦэе^пре^грянно требующее своего соверщеиствования.

Важные принщйы функционирования образовательных систем в республике Таджикистан, как и в других странах, становится предметом все более тщательного системного изучения, в котором боль-) шое место занимает теоретико-исторический анализ. В этом отношении важное место занимают педагогические структуры в силу той стимулирующей роли, которую играет подготовка педагогов и их места в любой общественно-политической системе, тем более в тех, которые находятся на решающих этапах своего развития. В связи с I этим большой интерес представляет процесс становления, содержания и дальнейшее развитие средних специальных педагогических учебных.

— 151 * у заведений в республике." .

С первых дней установления Советской власти на территории бывшего Туркестанского края, куда входили современные ра5 верного Таджикистана и часть Памира органами новой влафя была проведена значительная работа по реорганизации старого и создания нового аппарата управления школ и других учебно-восштатель-ных учреждений: интенсивное развитие школ нового типа требовали безотлагательного решения проблем, связанных с подготовкой учительских кадров. В связи с этим в июне 1918 г. был создан Туркестанский комиссариат просвещениявместо русско-туземных школ открываются национальные школыв апреле 1918 г.' в Ташкенте был открыт Туркестанский народный университет, преобразованный в декабре 1919 г. в Туркестанским государственный университет, сыграв-i j |Ьфий болыцую роль в подготовке национальных, в том числе учитель' |ских кадров для Центральноазиатских республик. Подготовка пе.

I —: рагогических кадров из числа представителей коренной национальности в первые годы новой власти на территории Таджикистана п ро-водилась по линии обучения на краткосрочных курсах, организованных в крупных городах и районах, командирования на учебу молодежи в центральные города, такие как Москва, Ленинград, Баку, Ташкент, Самарканд, Бухару, приглашения на постоянную работу учителей из других городов и т. д. С I декабря 1925 года начали работать педагогические курсы в Душанбе, сыгравшие не маловажцую |роль в деле подготовки национальных учительских кадров. 1? j В декабре 1924 г. в г. Ташкенте был организован Таджикский институт просвещения, который фактически выполняю: функцию сред-| непедагогичвского училища, являясь учебным заведением дл£ подго.

Ски учителей школ первой ступени и школой для подготовки учася в высшие учебные заведения. Следует также отметить, что j j. t ' ' ~~ 1 «—.

Г Анисимов В. В. Новый этап в развитии пед-го образования, й-л 1 «Педагогика*, 1992, Ж1~12,с.58 i' F Щ.

Hi1: u •J, 4 * i Ш.

И 'I 111.

— 152.

Таджикгошрос являлся первым педагогическим учебным заведением по подготовке педагогических кадров для учительских курсов и педтехникумов с таджикским языком обучения во второй половине 20-х годов, при которых организовывались детские сады и клубы, издавались журналы по вопросам народного образования.1.

В августе 1935 года Таджикинпрос был реорганизован в двухгодичный Таджикский учительский институт, который функционировал в Ташкенте.

После размежевания Средней Азии и создания Таджикской АССР была поставлена задача дальнейшего развития всех сфер обществен- ' ной жизни молодой советской республики, в особенности образования. Интенсивный рост сети новых школ привело к необходимости обязательно^ начальному образованию.

В подготовке учительских кадров со специальным среднепедаго-гическим образованием для работы во вновь организованных школах молодой ресцу блики больцую роль сыграли педагогические техникумы,.

В 1926 г. в Душанбе был открыт первый в Таджикистане педагогический техникум с контингентом 125 учащихйя, положивший начало регулярной подготовки учительских кадров для начальных школ. Число педагогических техникумов быстро росло .Если в 1928/29 уч. год в республике функционировало 4 учебных заведений такого типа,* которые имели двухгодичные подготовительные отделения, то к 1935/36 уч. году их количество возросло до 16, где обучались 3.504 учащихся.

В период 30-х годов в республике проводилась значительная работа по расширению сети педагогических техникумов как очной, так и заочной. формы подготовки, а также о дополнительной организации педагогических курсов в ряде регионов. В это врекя в республике уделялось исключительно большое внимание подготовке учителей из числа женщин коренной национальности. В связи] с этим iTTFT^TccF^ в 1933/34 уч. году в республик©имелось 2 специальных женских лед-техникума — в Душанбе и Худаанде, в которых обучалось до 300 девушек-таджичек и узбечек, кроме того десятки кенщин коренной национальности обучались в учебных заведениях в Ташкенте, Москве,.

— г.

Ленинграде и др. х В 1934/35 уч. году в составе учителей республики насчитывалось до 600 женщин.

В 1937 г. педтехникумы были переименованы в педагогические училища.

В связи с трудностями военного времени в период Великой Отечественной войны некоторые педучилища были закрыты, которые вновь начали функционировать после окончания войны.

В исследуемый нами период в соответствии с ростом уровня развития всех структур государства изменялось и содержание образования в средних специальных педагогических учебных заведениях.республики. В первые десятилетия новой власти часто менялись учебные планы, отмечалась их многопредметность и комплексность, где нарушался принцип предметности, в результате чего они не могли дать учащимся систематических знаний. По сравнению с 1924 г. в учебных планах и программах 1927 г. отмечается принцип предметности и поел едовате льШсти, что не могло не отразится на качестве обучения учащиеся Медучилищ.

Следует отметить, что в развитии школ республики отрицательную роль сыграли педологи, в связи с чем в 1936 г., после выхода постановления *0 педологических извращениях в системе нарксякрросов* был востаковяен предмет «психология* и получило свое развитие педагогическая психология.

Решение УII съезда КП (б1 Таджикистана Смай 1948 г.) «О состоянии народного образования и мерах их дальнейшего улучшения1* споп.—.-.I.-.——.. ¦ ——— in. i— «I——.—— Газета «Кощунист Таджикистана*, 20 августа 1934 г.

— 154- собствовало укреплению материальной базы педучилищ и улучшению качества подготовки специалистов для начальных школ республики.

В послевоенные годы учебные планы и программы были направлены на совершенствование учебновоспитательного процесса в педагогических училищах, основывающихся на психолого-педагогических дисциплинах, которые пересматривались и изменялись в соот-ветсвии с требованиями времени. Программы по педагогике 1984 г. являются более полными и гибкими, где учитываются принципы дидактики и воспитания.

Логическим продолжением учебногопроцесса является внеаудиторная работа учащихся педагогических училищ,. основная цель которого заключается в укреплении интереса и убеждений в, выбранной ими профессии учителя. По данным нашего исследования внеаудиторная работа проводилась по следующим основным направлениям: идейно политическойнаугшо-исследовательской-общественио-полезкой, на формирование качеств педагогической профессии.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1.B первые годы Советской власти СI9I7-I924 гг.), когда решались глобальные экономические и социальные задачи, развитие школ — нового типа и обеспечение их квалифицированными кадрами было объявлено важной государственной задачей. Основным еидом подготовки учительских кадров были педагогические курсы.

2.Интенсивный рост количества советских школ требовали увеличения числа учительских кадров в связи с чем в республике открываются институты просвещения (Ипросы) .Но инстмуты просвещения и педагогические курсы не могли дать своим слушателям общие и профессиональные знания. Нехватало политически грамотных учителей с широкими профессиональными и теоретическими знаниями. В.

1926 г. в Дппанбе открывается первый педтехникум, полоокившйй начало среднему педагогическому образованию в республике.

Процесс обучения в педтехиикумах в первые годы их образования был затруднительным из-за слабой подготовки контингента учащихся. Иссякшяяи^ах. в педтехкикумк должны были поступать лица, окончившие 7 классов, но такого контингента в то время явно не хватало, и потоку на учебу в эти учебные заведения принимали людей, проучившихся в ликбезах и курсах, для которых были организованы подготовительные курсы.

3.Проведение всеобщего обязательногоб начального обучения и полной ликвидации неграмотности в республике требовали подготовки значительного количества учительских кадров, в связи с чем в исследуемый нами период наблюдался рост числа педтехникумов и количества учащихся в них.

4.В военные годы число педучшлщ (педтехнинумы в 1937 г. переименованы в педучилища) количество педучилищ сократилось. Педагогические училища в этот период подготавливали учителей для начальных классов.

5.В послевоенный период количество педучилищ восстанавливается и наблюдается тенденция их увеличения в связи с широким увеличением сети школ.

5.Акализйруя опыт работы по подготовке учительских кедров в республике через средние педагогические учебные заведения, особенно довоенные годы, нами было выявлено, что особое внимание придавалось развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся педучилищ.

7.По мере увеличения сети средних специальных педагогических учебных заведений развивалось содержание педагогического образования, шел постоянный поиск новых оптимальных путей в процессе обучения и воспитания учащихся педучилищ. j.

— 156.

8.С развитием экономики, культуры и науки в республике совершенствовалось содержание образования, его формы, методы обучения и Боепитания.

Наряду с определенными успехами в республике наше исследо-ваше выявило ряд недостатков в области образования в исследуемый период:

1.Учебный процесс в педагогических учебных заведениях был. чрезмерно политизирован.

2. В учебных планах и программах не учитнвамйЬ национальные особенности культуры и истории таджикского народа.

3.Все планы и программы в исследуемый нами период были цен- ' трализованными, не было подготовлено ни одной программы (кроме по родному языку?

4.Планы и программы педагогического цикла были далеки от практики школ.

5.Отсутствие критерий оценок программ и учебных планов в педучилищах.

6.В процессе обучения и воспитания учащихся педучилищ не использовался многовековой опыт таджикского народа.

На основе проведенного исследования для совершенствования подготовки педагогических кадров выкосятся следующие рекомендации:

— дальнейшая рационализация системы учебных заведений, обеспечивающих подготовку педагогически^ кадров в прямую зависит от • особенности опыта по воспитанию молодого поколения, историю иулыуру данного народа;

— для совершенствования учебных планов и программ необходимо разработать научнообоснованную критерию их оценки, создать центр по созданию новых планов и программ с учетом требований. времени;

— 157 ^.

— учитывая опыт прошлых': лет, усилить политехнический уклон в процессе обучения и воспитания в педагогических училищах республики;

— расширить сеть базовых школ при педучилищах;

— создать научно-методические центры по проведению педагогической практики совместно учителей школ с учеными-педагогами республики.

1. Абдурауф Фйтрит.Бааноти. сайехи Хинд. ж-л Садок Шарк, Рб, 1990.3 .Абдутоукуров ?.*!. Повышение квалификации учителей Таджикистана.1. Лушанбе, Ирфон, 1967.

2. Аскаров Ю. С. Система повышения квалификации учителей в Таджи-, кистане. Душанбе, Ирфон, 1970.5 .Арипов М. А. Некоторые сведения о состоянии народного образования в Таджикистане в период ACCF (1924;1929' .Учен. — зап. СГПИ, т.15,вып.2,Сталинабад, 195б.

3. Арипов «.А. Очерки по истории просвещения в Таджикской ССР.1. Какд. дисс., ., 1950.

4. Арипов М. А. Из истории педагогической мысли таджикского народа.1. Душанбе, 1962.

5. Арипов МД. Некоторые сведения о состоянии народного образования в Тадж. ССР в 1929;1941 гг. Учен. залкскк СТШГ, т. 23, вып. 3, Сталинабад, 1957. гв них и выпускников, учителей отделениями этих училищ.

6. Бартольд В. В. История культурной жизниркестала.Д., 1927.

7. Барщин К. В. Как научить детей учиться.М., Просвещение, 1969.

8. Бендриков К.S.Очерки по истории народного образования в Туркестане. Изд. АПН РСФСР, М., 1960.

9. Безлюдов Л. А. Профессиональная педагогическая подготовка учащихся педучилищ в период изучения педагогики. Авто-реф.канд.дис., Л., 1955.

10. Бондаревская Методы преподавания педагогики в педагогическом училище.Автореф. канд. дис., М., 1954.

11. Брагинский й.С. Очерки из истории таджикской литературы. Душанбе, Таджикиздат, 1956.

12. Вершловский С. Г., Лесокина Л. Непрофессиональная деятельность молодого учителя .Л., Педагогика, 1982.

13. Всесоюзный съезд учителей. Стенографический отчет.М., 11росвеще-. ние, 1969.

14. Голубов А. Воспитание профессионально-педагогической направленности учащихся педагогических училищ во внекласснной работе.Автореф. канд. дис., Л., 1956.

15. Гол ос Самарканда, 22 мая 1918.

16. ТУрин Н.А.К вопросу о переходе на новые программы (по специальностям) .ж-л «Среднее специальное образование*, 1990,1. W7.

17. Давыдов Н. К. Педагогическое образование и подготовка учительских кадров в Таджикистане (1924;1958 гг.).Канд.дис. Душанбе, 1966.

18. Давлатеров Д. Из истории подготовки педагогических кадров в годы завершения строительства социализма С1946;58). Изв .АН Тадж. G8P, отд-ние обществ. Наука, 1976,?Я.

19. Давлятов? Ледагогические основы подготовки и переподготовки — учительских кадров общеобразовательных школ ъ условиях Таджикской ССР (1958;1975″ .Автореф.канд.дис.ф /^пианбе, 1982.

20. Дадаханов Т. Канибадам: вчера и сегодня.газ." Правда*, 1977,18 июля.

21. Директивы НШ (б) по вопросам просвещения. Основные указания и распоряжения по народному образованию.Сб.документов, 1929.

22. Директивы ЕКП (б) и постановление Советского правительства о народном образовании. Сбдокументов за 1917;1947 гг. Вып.1 и XI, М-Л, 1947.

23. Ддоназаров X.Д.История развития народного образования в Советском Таджикистане. Душанбе, Ирфон, 1987.

24. Дододжанов А. Д. Деятельность Компартии Таджикистана по подго-товке и воспитанию учительских кадров (1945;1961;. Каця. дисДушанбе, 1967.

25. ЗЗ. Дистерверг А.Избранные педагогические сочинения.Изд." Семья и школа" .1933.

26. Елканов С. Б. Нрофессиональное самовоспитание учителя.'!., Просвещение, 1986. :

27. Ерхов В. И. Методические рекомендации к изучению курса ^Педагогика" в педучилищах. М., 1979.

28. Жилина А. В. Повышение квалификации учите лей. М., Х981.39.3атдорин Д. М. Среднее педагогическое образование на новый уровень. ж-л «Среднее специальное образование1*,?^, 1988.

29. Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем разви- -тии системы народного образования б Таджикской СС Р. ! Сталинград, 1969.41.3арыкин В Л. Среднее специальное образование на современном этапе, ж-л «Советская педагогика», Г6,1985.

30. Из истории культурного строительства в Таджикистане с 1941 ¦160 гг/т.II, Душанбе, Ирфда, 1972.

31. Измайлов А. Э. Просвещение в ре еду бликах Советского Востока. Т.Т., 1. Педагогика, 1979.

32. Иркаев? Л., 0бидов И.О., Каримова 0. Расцвет народного образованияв Советском ТаджикистанеДушанбе, лрйон, 1970.

33. Искандарова Р. И. Ликвидация неграмотности в Таджикистане CI9I7−1941 гг.) Канд. дис., Душанбе, 1969.

34. История таджикского народа.т.III, Москва-Сталинабад, I960.

35. Какиева Л. Х. Организационно-педагогические условия непрерывного повышения квалификации преподавателей педучилищ. Канд. до-с., АПН СССР, НИИ теории и истории педагогики, 1991.

36. Каримова О. В. Народное образование Советского Таджикистана в период завершения строительства социализма (1951 -1958) .Душанбе, 1979.

37. Каримова О. В. Народное образование Таджикистана в II пятилетке, 1. Душанбе, Ирфон, 1984. ^.

38. Каширина Т. В. Народное образование в Таджикистане в 1924;1932 гг. (Ист орико ведче ский анализ документальных материалов). Душанбе, Докиш, 1986.•.

39. Кадарина Т.В.У истоков: 0 проезещении и воспитании трудящихся — Таджикистана в первые года Советской власти (19 171 929 гг.).Душанбе, Ирфон, 1990. ¦57 .Коммунист Таджикистан, от 26 августа 1935. «.

40. Кочаров В. Из истории организации развития народного образования в дореволюционном Узбекистане (I865-I9I7) .Ташкент ," Фан*, 1966.

41. Лебедева Т. И. Деятельность Компартии Таджикистана по подготовке и воспитании педагогических кадров в период развитого социализма.Канд.дис., Душанбе, 1985.

42. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т.23,т.24,т.37.

43. Лыкошн Н. С. Пол жизни в • Туркестане. Петроград, 1916.

44. Мамадов А. Культурная революция и пути дальнейшего развитиясоциалистической культуры таджикского народа.Канд., дисс., Душанбе, 1955.

45. Мехергова В. Ф., Холмогорова Е. В. Среднее специальное образовав ние в СССР (сб.материалов)Л., Высшая школа, 1962.64.??устафаева Б. Нормирование профессиональной готовности учащихия педагогических училищ. Канд.дисс., Ташкент, 1984.

46. Народное образование в СССР. М., 1957.

47. Народное образование в СССР (I9I7-I967 гг.).М., 1967.

48. Народное образование в СССРСI967−761 976.

49. Народное образование в Таджикской ССР в 1972 г. Сб. статей, Душанбе, 1974.

50. Народное хозяйство Тадж. ССР в 1989 г. Сб. статей, Душанбе, Ирфон, i 1991.

51. Обзор Самаркандской области за 1895 г. Самарканд: Типография штаба войск Самаркандской обл., 1896, приложение 17.

52. Тб. Обидов И. О. Краткий очерк истории народного образования в Тад-. дикистане. Дппанбе, 1965.77.0бидов И. О. Развитие народного образования в годы Советской. власти, ж-л 'Советская педагогика", ШО, 1967.

53. Обидевi-Й.О. История развития народного образования Тадас. ССР (1917;1967). Душанбе, Ирфон, 1968.

54. Паначин £.Г. Педагогическое образование в СССР.М., Педагогика, 1975.I.

55. Паначин Ф. Г. Повышение квалификации учителейвеление времени.

56. S-л.Советская педагогика, ЗГЙ, 1973.

57. ПШ и Ж. Ф. З, оп.120,д.П, л.20. 8 86. ПАТФ и МД. Ф.36,от.1,д.223,л.99.

58. ПАТФ' и M2I. Ф.3,оп.120,д.21,л.'29.88.1ШФ и Ж. Ф.3,оп.4,д.173,л.10. ' • .

59. ПШ и Ш. Ф.36,оп.1,д.223,л.99.90 .Прокофьев МЛ. Народное, образование в завершающем году девятой пятилетки. ж-л «Советская педагогика*, И, 1975.

60. Пулатов Т. Прошлое и будущее народного образования в Таджикистане. Таджикгосиздат, 1966.

61. Садыков Х.У.15 лет народного образования в Таджикистане. В кн.

62. Наука в Таджики стане .15 лет Таджикской ССР" .Стали-набад, 1945.

63. Серебряная Ф. И. На пути к перестройке содержания и методов обучения в педагогических училищах .Ж-л «веский язык в школе*,£2,1987.

64. Таджикистане в годы Советской власти. Сб.статей.материалов, .Пушанбе, Статистика, 1967.

65. Текущий архив Министерства просвещения Тадж. ССР за 1947 г., д. 13.

66. Отчеты педвузов и педучилищ за соответствующие года.

67. Учебные планы и программы педагогичиских училищ. 1947.

68. Ученые записки Кулябского пединститута. Был.1,1955. I007Учительекая газета* 30 ноября 1946.

69. Ю1. Ушинский К. Д. Собрание сочинений.Соч.1,11 .Изд.АПК РС2СР, 1948.

70. Ю2. Фанян Д. К истории советского строительства в Таджикистане (1920;1929 гг.).Сб.документов, ч. I, СталииаДад, 1940.

71. ЮЗ. Федорчук Й. П. Работа классного руководителя в педагогическомучилище. Канд. дисс., М., 1952. fc.

72. Хаджимухамедова Р. И. Развитие таджикской общеобразовательной1 школы. Душанбе, Ирфон, 1972.

73. Юо. Хайдаров Г. Х. Из истории подготовки учительских кадров в Сем ветском «Туркестане (1917;1924гг.).Учен.зап. ЛГИ им. 4 С. М. Кирова, вып .У, Ленинабад, 1957.

74. Юб. Хамидов Р. Я. Развитие народного образования в Таджикистане. Душанбе,аджикиздат, 1957.

75. Худоминский П. В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы. Док.дисс., Л., 1985. 165;

76. ЦГА Тадж.ССР. Ист. фонд Щ, опЛ, ед.хр.И966,л.35 109. ф.1,оп.1,ед.хрЛ966,л.147.

77. НО ф.1,оп.1,ед.хр.948,л.2.

78. I. ф.1,опЛ, ед.хр.1966,лЛ45.

79. А0?, ф.84,оп.1,ед.хр.64,лл.З и 57.

80. ЦГА Узб.ССР. ф.47,оп.1,д.73,л.42.157.о.

81. Шацкий С. Т. На пути к трудовой школе .Изд. АПН 2С§ С?, 1948.

82. Шипунов В, Г, Просмотр учебных плановважный этап развития среднего специального образования. Ж-л «Среднее специальное образ ование», ЗГ"1,1981.

83. Щукуров М. Р. Развертывание культурной революции в Тадж. ССР в годы второй пятилетки (I933−1937гг.).У., 1955.

84. Щукуров М. Р. Культурная революция в Таджикистане. Сталинабад, 1957.

85. Щукуров М. Р. История культурной жизни Таджикистана. Душанбе, Ирфон, 1970.

86. Щукуров М. Р., Кадыров А. Об особенностях становления к р&звиФиянародного образования в Ходжендском округе. й&з.АК Тадж. ССР: сер. Востоксведение, история, философия, Ю,1966.

87. Эркабаев й. йз истории организации и развития советской системынародного образования в Таджикистане (I924-I941гг.). 3 кн.:Сб.аспирант.работ исторического факультета ТГУ, Душанбе, 1977.

88. Югай А.X.Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки студентов в обучении. Сб.научн.трудов ДпМ км. Т. Г. Севченко, Душанбе, 1990.

89. Тбб. Юнусов Ю. Канибадамское педагогическое училище им. МЛУрсун-заде. Какибадам, 1979.

90. Юнусов Ю. Чашни фархунда (Ба 50-солагии омузишгохи педагогииахри Конибодом б, а номи М. ТУрсун-зода). Конибодом, 1981.

91. DqynoB X. Формирование активно^ жизненной позиции у учащихсяпедагогических училищ в системе внеурочной деятельности. Канд.дисс., Душанбе, 1991.

92. Яхъяев М. Из истории создания и развития высшей и среднейспециальной школы в Таджикистане. В кн.:тЛз истории культурного строительства в Таджикистане. Сб. статей, вьш. I &bdquo-Душанбе, 1968.

93. Яхъяев Расцвет народного образования в Советском Таджикистане. Душанбе, 1969 .

94. Ягодин Г. А. Перестройка высшей школы и непрерывное образование. Ж-л «Политическое самообразование» ,£7,1986.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой