Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого года жизни

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составляют положения философии о роли языка в развитии личности, о его национально-культурной функции (Й. Вайсгербер, В. Гумбольдт, Л. П. Крысин, А. А. Потебня, Э. Сепир) — положения психологии о связи развития речи с развитием высших психических функцийтеория речевой деятельности, сформулированная в трудах JI.C. Выготского, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, А… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования
    • 1. 1. Своеобразие фразеологического состава русского языка
    • 1. 2. Психологические и психолингвистические основы овладения фразеологической лексикой детьми седьмого года жизни
    • 1. 3. Вопросы обогащения речи детей фразеологизмами в теории дошкольного образования
  • ГЛАВА 2. Изучение особенностей фразеологического словаря детей седьмого года жизни
    • 2. 1. Задачи и методика исследования фразеологической лексики в речи старших дошкольников
    • 2. 2. Своеобразие фразеологического состава детского лексикона
    • 2. 3. Особенности понимания значений фразеологических оборотов детьми седьмого года жизни
    • 2. 4. Определение сформированности элементарных представлений у детей 6 лет о фразеологическом составе родного языка
  • ГЛАВА 3. Обогащение речи старших дошкольников фразеологизмами в условиях экспериментального обучения
    • 3. 1. Определение содержания и методики экспериментального обучения на поисковом этапе исследования
    • 3. 2. Особенности усвоения фразеологизмов детьми седьмого года жизни в процессе экспериментального обучения
    • 3. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ

Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого года жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Свободное владение языком обусловлено усвоением его национальной специфики. Без знания языковых обычаев уже в детском возрасте невозможно полноценное общение, формирование основ культуры речи.

Наиболее ярко традиции языка отражаются в его выразительных средствах, в частности, во фразеологизмах. Как отмечают лингвисты (A.M. Бабкин, Р. А. Будагов, В. В. Виноградов, В. П. Жуков, А. Н. Савченко, В. Н. Телия, А. И. Федоров, Н. М. Шанский, Д. Н. Шмелев и другие), они разнообразят нашу речь, делают ее выразительной, эмоциональной, живой, образной, придают ей национальные черты. Таким образом, работа с фразеологическими единицами в дошкольных учреждениях делает связную речь содержательной, насыщенной, точнойприобщает детей к истокам русской национальной культуры.

Особо актуальным решение этого вопроса представляется в старшем дошкольном возрасте. К 7 годам складывается основное ядро словаря (А.В. Захарова), поэтому ребенку должна быть предоставлена возможность открытия всего богатства родного языка.

Как показал анализ исследований в области детской психологии (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, А. Р. Лурия, А. А. Люблинская, Н. Н. Поддъяков, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, A.M. Шахнарович, Д. Б. Эльконин и другие), в старшем дошкольном возрасте развитие многих психических процессов, мышления, восприятия, воображения, непосредственно связанных с речью, достигает достаточно высокого уровня, что находит отражение в языке ребенка. Детям становится доступно усвоение языковых средств, отличающихся образностью, наличием переносных смыслов.

Исследователи детской речи (В.К. Харченко, С. Н. Цейтлин, К. И. Чуковский и другие) отмечают повышенный интерес дошкольников к фразеологизмам. Дети выделяют их из речи взрослых, задают вопросы, требующие объяснения значений. В устойчивых оборотах их привлекает необычное сочетание слов, яркость звучания.

На необходимость обогащения речи дошкольников фразеологизмами в детском саду указывали A.M. Бородич, Ю. С. Ляховская. Значимость этой работы показывают исследования, в которых вопросы ознакомления детей с фразеологическими оборотами затрагивались в связи с решением таких проблем, как определение содержания словарной работы, усвоение переносных значений слов детьми, совершенствование качества связных высказываний дошкольников, становление словесного творчества, развитие образной речи детей, понимание содержания текстов художественной литературы (A.M. Бородин, Н. В. Гавриш, В. В. Гербова, А. П. Иваненко, Н. П. Иванова, Ю. С. Ляховская Т.В. Казакова, Л. А. Колунова, Г. А. Куршева, О. Н. Пищухина, О.С. Ушакова). Вместе с тем, имеющиеся методические рекомендации по работе с фразеологизмами в дошкольных учреждениях носят фрагментарный и противоречивый характерчасто отсутствует последовательность усложнения лексического материала, не учитывается степень метафоричности значения фразеологизмов, их принадлежность к частям речи, близость их семантического содержания жизненному опыту детей. Дальнейшего изучения требуют методы и приемы, обеспечивающие понимание и активизацию фразеологизмов в речи дошкольников.

Таким образом, становится очевидным противоречие между психологическими предпосылками, обусловливающими возможность усвоения старшими дошкольниками фразеологических оборотов, признанием благотворного их влияния на речевое и общее развитие ребенка, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методического аспекта обогащения речи детей фразеологизмами с другой. Это обстоятельство обусловило выбор темы исследования «Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого года жизни».

Проблема исследования: каковы педагогические условия обогащения речи детей седьмого года жизни фразеологическими средствами родного языка. Решение выдвинутой проблемы и составляет цель исследования.

Объект исследования — речь детей седьмого года жизни.

Предмет исследования — процесс формирования фразеологического словаря в речи старших дошкольников.

Гипотеза исследования. Формирование фразеологического словаря у детей седьмого года жизни происходит успешно при соблюдении ряда условий:

— отбора фразеологических единиц с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики, детского опыта, необходимости ФЕ для общения и познания, восприятия и понимания текстов детской художественной литературы;

— применения методов и приемов, позволяющих наглядно представить образное содержание фразеологических единиц, обеспечивающих сопоставление прямых и переносных смыслов устойчивых словосочетанийобращения к личному опыту детейрасширения ассоциативных связей посредством показа возможных границ сочетаемости фразеологизмов;

— элементарного осознания детьми роли фразеологизмов в высказывании;

— активизации фразеологических единиц в связной речи и создания условий для широкого переноса навыков употребления фразеологизмов в речевую практику.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности понимания и употребления фразеологизмов детьми седьмого года жизни.

2. Определить содержание и методику работы над фразеологическим словарем с детьми седьмого года жизни.

3. Разработать методические рекомендации по обогащению фразеологического словаря детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу исследования составляют положения философии о роли языка в развитии личности, о его национально-культурной функции (Й. Вайсгербер, В. Гумбольдт, Л. П. Крысин, А. А. Потебня, Э. Сепир) — положения психологии о связи развития речи с развитием высших психических функцийтеория речевой деятельности, сформулированная в трудах JI.C. Выготского, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейнатруды по лингвистике, раскрывающие своеобразие фразеологического состава русского языка (A.M. Бабкин, Р. А. Будагов, В. В. Виноградов, В. П. Жуков, В. Н. Телия, А. И. Федоров, Н. М. Шанский, Д.Н. Шмелев).

База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась в дошкольных учреждениях №№ 697, 1021 г. Москвы. Всего исследованием было охвачено на поисковом этапе 42 ребенкав констатирующем и формирующем эксперименте — 38 дошкольников, из них 20 обучались в экспериментальной группе, 18 — в контрольной.

Этапы исследования. Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в несколько этапов с 1997 по 2000 гг.

На первом этапе (1997;1998) осуществлялся теоретический анализ литературы, диссертационных работ по проблеме исследованияопределялась основная идея, гипотеза, задачи и методы исследования.

На втором этапе (1998;1999) проводился поисковый эксперимент, разрабатывалась методика исследования, обобщался и систематизировался полученный материал.

На третьем этапе (1999;2000) проводились констатирующий эксперимент, экспериментальное обучение и контрольный эксперимент. Обрабатывались и обобщались полученные данные, формулировались выводы, уточнялись отдельные теоретические положения.

В соответствии с намеченной целью и задачами были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ лингвистической, психологической, психолингвистической и педагогической литературынаблюдения за речью детей в различных видах деятельностианализ текстов детской художественной литературыпедагогический экспериментколичественный и качественный сравнительный анализ высказываний дошкольникованализ и обобщение экспериментальных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем получены новые данные об особенностях усвоения дошкольниками фразеологического состава русского языка. Экспериментально обоснованы педагогические условия усвоения фразеологизмов детьми седьмого года жизни: накопление содержания фразеологического словаря через ознакомление с художественной литературой разных жанров, содержательное общение со взрослымиразвитие интереса к фразеологическим средствам родного языка на основе произведений народного творчества, дидактических игр и поисковых языковых ситуацийформирование понимания семантического компонента фразеологизмов на основе элементарного осознания наличия у них переносного значения, умений сопоставлять прямой и переносный смысл устойчивых оборотов, понимать их из контекстаобеспечение активной речевой практики посредством создания коммуникативных ситуаций, стимулирующих использование фразеологизмов. Определена система работы с учетом лексико-семантического своеобразия устойчивых оборотов. Показано влияние обогащения словаря детей фразеологизмами на качество связных высказываний.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана методика обогащения речи детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами, учитывающая их структуру, типы семантической сплоченности компонентов, наличие мотивированного и немотивированного значения. Созданы дидактические игры и упражнения, речевые ситуации, загадки для формирования фразеологического словаря у старших дошкольников. Составлен частотный словарь фразеологических оборотов по произведениям детской художественной литературы. Материалы исследования отражены в методических рекомендациях для воспитателей дошкольных учреждений.

Результаты и выводы исследования могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных учреждений, а также в подготовке и повышении квалификации специалистов дошкольного профиля в педагогических вузах, колледжах.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологическим подходом, опирающимся на положения философии о роли языка в развитии личности, о его национально-культурной функцииположения психологии о связи развития речи с развитием высших психических функцийтеорию речевой деятельностиприменением комплекса методов исследования, адекватных его предмету, целям и задачамрепрезентативностью выборки испытуемых и объема речевых высказываний детей на разных этапах экспериментаэффективностью проведения экспериментальной работы и ее длительным характеромсочетанием количественного и качественного анализа материала.

Апробация материалов исследования. Ход и результаты исследования обсуждались на кафедре методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ, докладывались на научно-практических конференциях факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1998;2000гг.), конференции, посвященной памяти Ф. А. Сохина (1999г.), международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения А. В. Запорожца (2000г.). Материалы исследования используются при чтении лекций по курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» и спецкурса «Развитие образной речи дошкольников» на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Усвоение фразеологизмов старшими дошкольниками происходит на основе ознакомления с различными жанрами детской художественной литературы.

2. Методика обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами должна быть направлена на привлечение их внимания к образным средствам языка, развитие умений выделять фразеологические единицы из речи окружающихформирование понимания значений незнакомых фразеологических оборотов из контекста, на основе сопоставления прямых и переносных смыслов устойчивых словосочетаний.

3. Эффективность обучения обеспечивается последовательным усложнением словарного материала с учетом структуры, степени семантической сплоченности компонентов фразеологизмов, принадлежности к части речиформированием элементарных представлений о наличии переносных значений у фразеологических единицприменением поисковых языковых ситуацийсозданием условий для использования фразеологизмов в речевой практике.

4. Обогащение речи детей фразеологическими единицами оказывает положительное влияние на качество связных высказываний, развивает чувство красоты родного слова.

1. Теоретические основы исследования.

Результаты исследования свидетельствуют об эффективности разработанной методики и подтверждают выдвинутую гипотезу. Вместе с тем, дальнейшего изучения требуют вопросы преемственности в работе по обогащению словаря детей фразеологизмами в разных возрастных группах, влияние овладения образными средствами языка на развитие словесного творчества дошкольников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.П. Фразеология в современных художественных произведениях для детей: Автореф. дис. канд. филол. наук. — М., 1985 — 16с.
  2. М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., Академия, 1997. — 400с.
  3. Аничков И. Е, Труды по языкознанию. СПб., 1997. — 509с.
  4. Г. П., Антонова И. П. Познавательная деятельность детей 6−7 лет. М., 1991. — 99с.
  5. Ю.Д. Лексическая семантика: синонимические средства языка. М., 1974. -366с.
  6. Н.Д. Типы языковых значений слова. М., 1988. — 338с.
  7. А.Г. Речь и речевое общение детей. М., 1999. — 270с.
  8. A.M. Русская фразеология, ее развитие и источники. Л., 1970. — 263с.
  9. Г. Н. Формирование словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1976. -20с.
  10. Бао Хун. Национально-культурная специфика фразеологизмов в русском и китайском языках //Фразеология в контексте культуры. -М., 1999. С. 305−31 1
  11. Р.И. Эмоционально-образная и словесная оценка детьми друг друга //Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. М., 1996. — С. 97−117
  12. О.А. Речь и общение. Ярославль, 1998. — 239с.
  13. Л.И., Дубровская Л. А., Овчинникова И. Г. Ассоциации детей от 6 до 10 лет. Пермь, 1995. — 256с.
  14. А.Н. Возрастные особенности понимания и употребления слов детьми 3−5 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1970. -21с.
  15. Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995. -209с.
  16. A.M. Методика словарной работы в детском саду. М., 1968. — 67с.
  17. A.M. Методика развития речи детей. М., 1981. -255с.
  18. Р.П. Использование латышской народной песни в формировании образной речи старших дошкольников: Дис. канд. пед. наук. М., 1988. — 143с.
  19. Р.А. Очерки по языкознанию. М., 1953. — 280с.
  20. Ф.И. О воспитании в начальном обучении родному языку //Хрестоматия по методике русского языка: русский язык как предмет преподавания. М., 1982. -271с.
  21. Т.В. Из опыта словарной работы на уроках чтения // Вопросы методики русского языка в начальной школе. Рязань, 1994. -Вып. № 2. — С. 15 — 18
  22. Й.Л. Родной язык и философия духа. М., 1993. -223с.
  23. Н.А. Художественное творчество и ребенок. -М., 1972. 287 с.
  24. В.В. Основные типы лексических значений слова // Вопросы языкознания. М., 1953. — № 5. — С. 5−12
  25. В.В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины // Лексикология и лексикография. М., 1977. — 312с.
  26. Н.В. Эмоциональная регуляция речемыслительных процессов // Психологические и психофизиологические исследования речи. М., 1985. — 236с.
  27. Е.Н. Умственное развитие детей от первого проявления сознания до 8-летнего возраста. СПб., 1876. -109с.
  28. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М., 1989. — 221с.
  29. В.В. Фразеологический словарь. М., 1997. — 96с.
  30. Волшебная шкатулка. М., 1994.- 541с.
  31. Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. Пермь, 1991. — 43с.
  32. Л.С. Развитие устной речи // Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1982. — т.З. — 367с.
  33. Л.С. Лекции по психологии. СПб., 1997. -144с.
  34. Л.С. Мышление и речь. М., 1999. — 352 с.
  35. С.Г. Проблема функционирования фразеологического фонда русского языка в связи с общими вопросами теории фразеологии: Автореф. дис. док. филол. наук. Л., 1975. — 43с.
  36. Н.В. Некоторые пути формирования образности речи старших дошкольников // Разнообразие воспитания и обучения дошкольников в психолого-педагогическом аспекте. М., 1990.
  37. Н.В. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. М., 1991. — № 9. — С. 16−20
  38. Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: Дис. канд. пед. наук. М., 1991. — 188с.
  39. Н.В. Развитие образности речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи дошкольника. М., 1994. -С. 72−83
  40. Гак В. Г. Языковые преобразования. М., 1998. — 763с.
  41. Гак В.Г. Национально-культурная специфика меронимиче-ских фразеологизмов //Фразеология в контексте культуры. -М., 1999. С. 260−265
  42. Ю.А. Функции ФЕ в русской речи // Фразеологическая номинация. Р-н-Д, 1989. — С. 12−17
  43. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. -417с.
  44. В.В. Прагматический аспект исследования в стихах английского детского фольклора Nursery Rhymes. \ Актуальные направления современной лингвистики. М., 1989, — с.25−28
  45. В.В. Особенности формирования словаря детей третьего года жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1971. — 19с.
  46. В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4−6 лет.- М., 1987. -206 с.
  47. М. Фразеологическое значение в сопоставлении с лексическим // Фразеологическая номинация. Р-н-Д, 1989. -С. 27−35
  48. Говорят дети. Словарь-справочник. / Составители Н. С. Цейтлин, М. Б. Елисеева. СПб., 1996. — 151с.
  49. В. Характер языка и характер народа //Язык и философия культуры. М., 1985. — 440с.
  50. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.- 482с.
  51. День за днем. Хрестоматия для детей 3−5 лет по программе «Развитие». М., 1996. — 239с.
  52. О.Б. Устойчивые словосочетания в детской речи // Детская речь как предмет лингвистического изучения. Л., 1987. — 160с.
  53. Детская речь. Тексты, дневники, наблюдения. СПб., 1993.- Вып. № 1. 76с.
  54. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др / Под ред. Бабаевой Т. И.,, Михайловой З. А., Гурович Л. М. -СПб., 1995. 288 с.
  55. Е.И. Природа значения вариантной ФЕ // Вопросы лексической и фразеологической семантики. Р-н-Д., 1979. -С. 74−79
  56. Е.И. Синкретизм фразеологического знака // Фразеологическая номинация. Р-н-Д, 1989. — С. 21−27
  57. О.А. Лингвистические теории в развивающих системах обучения русскому языку на начальной ступени образования. Тамбов, 1998. — 33с.
  58. М. Иллюстрированный сборник идиом на пяти языках. М., 1997. — 224с.
  59. А.Я., Лустина Е. А. Психология воображения. -Смоленск, 1997. 82с.
  60. О.М. Развитие воображения дошкольников. М., 1996. — 31с.
  61. Н.И. Механизмы речи. М., 1958. — 370с.
  62. Н.И. Язык. Речь. Творчество. М., 1998. — 364с.
  63. В.П. Фразеологизм и слово: Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1967. — 55с.
  64. В.П. Школьный фразеологический словарь. М., 1980. — 430с.
  65. А.А. Слово в лексиконе человека. Воронеж, 1990. — с.203
  66. А.В. Опыт лингвистического анализа словаря: Дисс. .канд.филол. наук. Новосибирск, 1975.
  67. Золотая птица. Хрестоматия. М., 1996. — 350с.
  68. А.П. Словарная работа с детьми четвертого года жизни. Дис. канд. пед. наук. М., 1971. — 210с.
  69. Н.П. Система словарной работы с детьми четвертого года жизни. Дис. канд. пед. наук. М., 1983. — 219с.
  70. Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1976. — 78с.
  71. Э.В. О воображении. / Народное образование. -М., 1968. № 3
  72. Истоки: Базисная программа развития личности ребенка-дошкольника. М., 1997. — 278с.
  73. Т.В. Развитие речи дошкольников в процессе их подготовки к школе. Тамбов, 1997. — 62с.
  74. С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М., 1967. — 327с.
  75. О.Я., Стеркина Р. Б. Веселые и грустные. М., 1998. — С. И- 19
  76. Н.С. Развитие творческих способностей детей в процессе обучения их выразительному чтению наизусть, рассказыванию // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М., 2000. — С. 520−531
  77. М.Л. О проблеме понимания фразеологических единиц современными носителями русского языка // Проблемы и методы современной лингвистики. М., 1988. — С. 112 125
  78. М.Л. К проблеме описания национально-культурного аспекта семантики ФЕ, идиом // Актуальные направления современной лингвистики. М., 1989. — С. 48−49
  79. А.В. Обогащение мотивов речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения: Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. — 185с.
  80. JI.А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. -24с.
  81. Л.А., Ушакова О. С. Особенности понимания детьми смысловых оттенков слова // Проблемы дошкольного образования. М., 1994. — С. 35−37
  82. Л.А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи дошкольника. М., 1994. — С. 83−87
  83. М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979. -158с.
  84. В.И. Развитие словаря младшего дошкольника: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1969. — 20с.
  85. М.М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста // Обучение в детском саду. М-Л, 1948. — С. 145−176
  86. Н.Г. Слово в речи: денотативные аспекты. М., 1992. — 180с.
  87. А.Л. Некоторые семантические особенности фразеологизмов в коммуникативном аспекте // Фразеологическая семантика в коммуникативном аспекте. М., 1985. — С.76−85
  88. Э.П. Беседа о книгах в подготовительной группе. // Дошкольное воспитание. М., 1974. — № 10. — С.14−17
  89. Л.Е. Структура лексического значения. М., 1988. — 90с.
  90. Л.П. Владение языком: лингвистический и социокультурный аспекты // Язык, культура, этнос. М., 1994. -234с.
  91. Н.В. Формирование словаря детей в сюжетно-ролевой игре: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1980. -21с.
  92. А.В. О порождающем фразеологическом контексте // Фразеологическая семантика в коммуникативном аспекте. -М., 1985. Вып. 244. — С. 98−102
  93. Г. А. Влияние мордовского фольклора на словесное творчество старших дошкольников // Вопросы речевого развития дошкольников. М., 1998. — С. 36−38
  94. А.И. Система работы по развитию семантической стороны речи младших дошкольников: Дисс. канд. пед. наук. М., 1998. — 153с.
  95. Е.В. Держи язык за зубами. М., 1992. — 16с.
  96. Е.В. Что бы это значило? М., 2000. — 63с.
  97. Н.С. Организация работы по авторской программе «Родное слово». Старший дошкольный возраст. Пенза, 1999. — 31с.
  98. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. -212с.
  99. В.И. О развитии словаря детей // Дошкольное воспитание. М., 1969. — № 9.
  100. В.И. Формирование словаря у дошкольников // Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 1979. — С. 79−101.
  101. А.Р. Язык и сознание. Р-н-Д, 1998. — 414с.
  102. М.Р. Методика развития речи младших школьников.- М., 1985. 176с.
  103. А.А. Очерки психологического развития ребенка. М., 1965. — 412с.
  104. Ю.С. Активизация словаря детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. М., 1968. -276с.
  105. Ю.С. К вопросу изучения словаря ребенка старшего дошкольного возраста // Ученые записки МГЗПИ. -М., 1970. Вып. № 31.
  106. С.В. Крылатые слова. М., 1995. — 290с.
  107. Л.Д., Арямова О. С., Климова С. А., Пескова М. С. Речевое развитие младших школьников. Методические рекомендации к работе по программе «Речь». Пенза, 1995.
  108. И.А., Таранова Т. Н. Дитя человеческое. Программа целостного развития личности дошкольника. Ставрополь, 1996. — 120с.
  109. О.Ф. Особенности детской речи. М., 1986.- 75с.
  110. В.М. Образы русской речи. Л., 1986. — 253с.
  111. Е.Ю. Эмотивность и эмоциональность две научные парадигмы // Психолингвистические исследования значения слова и понимания текста. — Калинин, 1988.
  112. Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. М., 1981. — 111с.
  113. Р.С. Психология. М., 1994. — т.1. — С. 124−283
  114. Р.С. Психология. М., 1994. — т.2. — С. 80−104
  115. М.В. Лексическое значение в слове и словосочетании. Владимир, 1974. — 222с.
  116. Н.В. Развитие речи. Ярославль, 1996. -237с.
  117. Ноев ковчег. М., 1993. — 350с.
  118. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». М., 1996. — 64с.
  119. Общее языкознание. / Под ред. Серебренникова Б. А. М., 1972. -520с.
  120. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста. М., 1998. — 135с.
  121. Е.В. Взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов в познавательной деятельности старшего дошкольника. Комсомольск-на-Амуре, 1995. — 93с.
  122. Н.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1967. -18с.
  123. О.Б. О методах и приемах изучения изобразительных средств языка басен // Вопросы методики русского языка в начальной школе. Рязань, 1994. — Вып.2. — 76с.
  124. Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. М., 1996. — 272с.
  125. А.В. Значение фразеологизма и контекст. / Фразеологическая номинация. Р-н-Д., 1989. — С. 63−66
  126. Л.А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи // Обучение в детском саду. М-Л, 1948. -С. 111−144
  127. Л.А. Обучение родному языку // Вопросы обучения в детском саду. М., 1952. -С. 51−78
  128. В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. -207с.
  129. Л.Н. Психолингвистический анализ словесных ассоциаций в русском и киргизском языках: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1977. — С. 3−12
  130. О.Н. Влияние волшебной сказки на словесное творчество детей седьмого года жизни: Дисс. канд. пед. наук. М., 2000. — 170с.
  131. Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977. -272с.
  132. Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1996. — 69с.
  133. А.И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворения // Дошкольное воспитание. М., 1970. — № 7
  134. А.А. Мысль и язык. Киев, 1993. — 223с.
  135. Придумай слово / Под редакцией Ушаковой О. С.. М., 1996. — 192с.
  136. Г. Об этимологических справках на уроках русского языка и чтения // Вопросы методики русского языка в начальной школе. Рязань, 1994. — Вып. № 2. — 76с.
  137. Про небо и землю. Сказочная хрестоматия. М., 1999. -368с.
  138. Проблемы семантики: психолингвистические исследования.- Тверь, 1991. 151с.
  139. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 1985. -174с.
  140. Программа «Развитие». М., 1994. -64с.
  141. Программа «Одаренный ребенок». М., 1995. — 64с.
  142. Психологические проблемы семантики. / Под ред. Леонтьева А. А., Шахнаровича A.M. М., 1983. — С. 8−115
  143. Психология детей дошкольного возраста. / Под ред. Запорожца А. В., Эльконина Д. Б. М., 1964.
  144. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6−7 лет в детском саду.- М., 1997. 271с.
  145. Расскажи мне сказку. М., 1993. -463с.
  146. А.А. Введение в языкознание. М., 1967. -542с.
  147. Речевое развитие младших школьников./ Под ред. Рождественского Н. С. М., 1970. — 222с.
  148. Речь. Речь. Речь. / Под ред. Ладыженской Т. А. М., 1990. -335с.
  149. Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 1978. — 191с.
  150. Л.И. Лекции по общей и русской фразеологии. -Самарканд, 1973. 223с.
  151. С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. -т. 1. — С. 442−460
  152. Н.П. Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе трудового воспитания: Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1965. — 243с.
  153. А.Н. Образно-эмоциональная функция речи и поэтическая речь. Р-н-Д, 1978. — 128с.
  154. В.А. Развитие речи учащихся в добукварный период. М., 1964. — 72с.
  155. Э. Язык, раса и культура //Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. — 654с.
  156. Т.А., Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 1997. — С. 10−29
  157. Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. Обнинск, 1998. — 67с.
  158. А.Э. Развитие творческого мышления детей. -Ярославль, 1996. 190с.
  159. JI. Формирование у детей интереса к русскому фольклору // Дошкольное воспитание. М., 1993. — № 5. — С. 33−35.
  160. А.А. Понимание и употребление слов детьми пятого года жизни // Проблемы дошкольного образования. М., 1994. — С.33−35
  161. А.А. Особенности понимания смысловой стороны слова дошкольниками // Проблемы изучения речи дошкольников. М., 1994. -с. 26−31
  162. Ю.П. Образность фразеологизмов и фразеологическая номинация // Фразеологическая номинация. Р-н-Д, 1989. — С.6−11
  163. О.Н., Гурович Л. М. К вопросу об этапах усвоения дошкольниками средств языковой выразительности // Наука о дошкольном детстве традиции и современность: материалы международной конференции. — М., 2000. — С. 81−83
  164. Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. М., 1978. — 158с.
  165. И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте (СПб, 1899) //Хрестоматия по методике русского языка: русский язык как предмет преподавания. М., 1982. — С. 98−101.
  166. И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1975. — 156с.
  167. A.M. Методы активизации мышления дошкольников. Основные особенности мышления дошкольника. Обнинск, 1997. — т.1. — 152с.
  168. Е.М. Работа над смысловой стороной слова // Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Сохина Ф. А., Тарунтаевой Т. В. М., 1978. — 158с.
  169. Е.М. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду. Дисс. канд. пед. наук.- М., 1984 г.
  170. Е.М. Развитие словаря детей // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1984. — с. 153−160
  171. Е.М. Лексическое развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1991. — № 7.
  172. С.В. О содержании работы над фразеологизмами на уроках чтения // Вопросы методики русского языка в начальной школе. Рязань, 1994. — Вып. 2. — 76с.
  173. С.В. О словарно-фразеологической работе на уроках чтения // Вопросы методики русского языка в начальной школе. Рязань, 1994. — Вып. 2. — 76с.
  174. А.Г. Значение словотворчества в речевом развитии дошкольников. // Дошкольное воспитание. М., 19
  175. В.Н. Типы языковых значений. Связное значение слова в языке: Автореф. дисс. .док. филол. наук. М., 1981. -48с.
  176. В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996. -305с.
  177. В.Н. Метафора в языке и тексте. М., 1988. — 130с.
  178. Тер-Григорян J1.A. Фразеологическое значение и этимология // Проблемы и методы современной лингвистики. М., 1988. — С. 126−138
  179. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. М., 1984. — 225с.
  180. Е.И. Родная речь и пути ее развития. Москва-Петроград, 1923. — 136с.
  181. Е.И. Развитие речи детей. М., 1981. — 160с.
  182. Ты и твоя речь. Екатеринбург, 1998. — 141с.
  183. А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М., 1972. 78с.
  184. А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. М., 1969. — 272с.
  185. О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994. -41с.
  186. О.С. Развитие речи детей четырех семи лет // Дошкольное воспитание. — М., 1995. — № 1. — С. 55−66
  187. О.С., Струнина Е. М. Про ежей, про елки и разные иголки. М., 1996. — с.
  188. О.С., Арушанова А. Г., Максаков А. И., Струнина Е. М., Юртайкина Т. М. Занятия по развитию речи в детском саду. М., 1998. — 364 с.
  189. О.С., Танина JI.B. Развитие словесного творчества в разных видах художественной деятельности // Наука о дошкольном детстве традиции и современность: материалы международной конференции. — М., 2000. — С. 68−70
  190. О.С. Развитие речи дошкольников. М., 2001. -237с.
  191. К.Д. Родное слово // Педагогическое наследие. -М., 1994. С. 106−122
  192. К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Педагогическое наследие. М., 1994. — С. 122 — 139
  193. К.Д. Родное слово. Новосибирск, 1997. -450с.
  194. М.В. Влияние небыличного фольклора на словесное творчество дошкольников: Дисс. канд. пед. наук. М., 1998. — 197с.
  195. А.И. Семантическая основа образных средств языка. М., 1986.
  196. В.М. Что и как рассказывать и читать дошкольникам. М., 1955. — 190с.
  197. Е.А., Шабад Ю. А. Живое слово в дошкольном учреждении. М., 1938. — 93с.
  198. Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1961. — 334с.
  199. Э.Д., Скворцова JI.H. Русский фольклор детям. -СПб., 1993. -42с.
  200. Фразеологическое значение в языке и речи. Челябинск, 1988. — 172с.
  201. Хаббард J1.P. Как чему-то научиться. Дания, Новая Эра, 1994. — 203с.
  202. В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения // Детская речь как предмет лингвистического изучения. -J1., 1987. 160с.
  203. В.П. Словарь детской речи. Белгород, 1994. -130с.
  204. В.П., Озерова Е. Г. Сложные слова в детской речи. -Белгород, 1999. 150с.
  205. Э.Н. Семантическое освоение фразеологических единиц в речи дошкольников. / Фразеология и контекст. Самарканд, 1987. — С. 86−89
  206. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. -М., 1990. -431с.
  207. Хрестоматия для маленьких и постарше. М., 1996. — 382с.
  208. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М., 2000. — 554с.
  209. Т.П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь, активность мозга ребенка. М., 1991. — 199с.
  210. С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. Кишинев, 1986. — 1 10с.
  211. К.И. От двух до пяти. М., 1960. — 375с.
  212. С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. -СПб., 1997. 188с.
  213. С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. -М., 2000. 240с.
  214. Н.М., Иванов В. В. Современный русский язык. -М., 1981. 4.1. — С. 68−91
  215. A.M. Детская речь в зеркале психолингвистики. М., 1999. — 166с.
  216. В.И. Категоризация эмоций в лексикосеманти-ческой системе языка. Воронеж, 1987. — 190с.
  217. А.Е. Влияние русского фольклора на детское словесное творчество // Эстетическое воспитание студентов дошкольных факультетов вузов и педучилищ. М., 1970. — С. 5−7
  218. Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. -М., 1973. С. 7−188
  219. Ш мелев Д. Н Современный русский язык. Лексика. М., 1977. — 332 с.
  220. Э.А. Частотный словарь современного русского языка. М., 1973. — 228с.
  221. С.Г. Крылатые выражения русского языка, их истоки и развитие. Челябинск, 1995. — 221с.
  222. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. — 427с.
  223. Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958. — 1 15с.
  224. Д.Б. Речь // Психология детей дошкольного возраста / Под ред. Запорожца А. В., Эльконина Д. Б. М., 1964. -С. 115−134
  225. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. -М., 1995. -414с.
  226. Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. М., 1998. — 1 12с.
  227. А.И. О языковых функциях ФЕ идиом // Фразеология и контекст. Самарканд, 1987. — С. 30−35
  228. A.M. Некоторые актуальные вопросы современной русской фразеологии. Самарканд, 1972. — 97с.
  229. В.И. Содержание словарной работы с детьми пятого года жизни // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М., 1983. — с.
  230. В.И. Словарная работа с детьми пятого года жизни (на материале ознакомления с трудом взрослых): Дисс. канд. пед. наук. М., 1975. — 181с.
  231. В.И. Некоторые особенности развития словаря детей пятого года жизни // Дошкольное воспитание. М., 1974. — № 10. — С. 38−42
  232. Anglin J.M. The growth of word meaning. Cambridge, 1970.
  233. Butt D. The object of language // Language Development: Learning Language, Learning Culture. New Jersey, 1989. — V. XXVII. — 387p.
  234. Children’s Language Development //Studies in Education: Firth years at School. London, 1964. — P. 93−113
  235. Clark H.H. Word associations and linguistic theory //New horizons in linguistics. Harmondsworth, 1970.
  236. Cloran C. Learning through the language: the social construction of Gender // Language Development: Learning Language, Learning Culture. New Jersey, 1989. — V. XXVII. — 387p.
  237. Halliday M. Learning to mean //Children and language: reading in early language and socialization. London, 1975. — P. 223−255
  238. Hymes D. The ethnography of speaking //Reading in the sociology of language. Paris, 1970.
  239. Lundsteen S.W. Language Arts: A Problem-Solving Approach. N.Y., 1989. — 588p.
  240. McNeil D. A study of word association // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1966. — № 5.
  241. Strickland Ruth G. The Language Arts in The Elementary School. Boston, 1957. — 463p.
  242. Tidyman, Butterfield. Teaching the language arts. N.Y., 1959. — 402p.
Заполнить форму текущей работой