Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Морфофункциональные особенности школьников с разными вариантами полового созревания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема оздоровления детей, подростков и молодежи в Российской Федерации является актуальной и в настоящее время, Анализ состояния их здоровья" указывает на достоверно выраженную тенденцию к его ухудшению. За последние 10 лет уровень заболеваемости подростков вырос на 20,5% (Година Е. З, и соавт, 1992; Губин Г, И. и соавт, 1994; Кузин В. В, и соавт-, 1996; 2003; Изаах С. И, и соавт., 2004… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор литературы
  • Глава 2. Материал и методы исследования
  • Глава 3. — Комплексная оценка физического развили н двигательных качеств учащихся школ г. Иркутска
    • 3. 1- Девочки (девушки)
    • 3. /. /. Физическое развитие ."."
      • 3. 1. 2. Двигательные качества
      • 3. 2. Мальчики (юноши).,
      • 3. 2. 1. Физическое развитие ."", ." «. .» «. «. «.. ««.,.,
      • 3. 2. 2. Двигательные качества. «
      • 3. 3. Сопоставление данных физического развития н двигательных качеств мальчиков (юношей) и девочек (девушек)
      • 3. 4. Показатели физического развития и двигательных качеств учащихся школ г Иркутска в сравнении с общероссийскими стандартами
  • Глава. 4, Физическое развитие и двигательные качества учащихся с разными вариантами полового созревания
    • 4. 1. Девочки (девушки)
    • 4. /. /. Физическое развитие
      • 4. 1. 2. Двигательные качества
      • 4. 1. 3. Сопоставление показателей физического развития и двигательных качеству девочек (девушек) с разными вариантами полового созревания
      • 4. 2. Мальчики (юноши)
      • 4. 2. /. Физическое развитие
      • 4. 2. 2. Двигательные качества.-. «. «
      • 4. 2. 3. — Сопоставление показателей физического развития и двигательных качеств у мальчиков (юношей) С разными вариантами полового созревания «.»»

Морфофункциональные особенности школьников с разными вариантами полового созревания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема оздоровления детей, подростков и молодежи в Российской Федерации является актуальной и в настоящее время, Анализ состояния их здоровья" указывает на достоверно выраженную тенденцию к его ухудшению. За последние 10 лет уровень заболеваемости подростков вырос на 20,5% (Година Е. З, и соавт, 1992; Губин Г, И. и соавт, 1994; Кузин В. В, и соавт-, 1996; 2003; Изаах С. И, и соавт., 2004;), Школьники России не получают профессиональной помощи н навыков по правильной организации здорового образа жизни. В большей степени это связано с тем, что процесс физического воспитания в школах не обеспечивает решения задачи укрепления их здоровья (Бальсевнч В К. и соавт., 1996; 2004; Издак С. И. и соавт., 2005).

Несмотря на то, что проблемами физического воспитания, занимаются различные организации, отсутствуют единые стандартизированные программы контроля здоровья и физического развития детей, что не позволяет вести точное наблюдение за формированием организма ребенка (Семенов Л .А. и соавт., 2003; Вострикова В А., 2003).

В середине 80-х годов была упразднена государственная система ГТО, которая позволяла осуществлять контроль физической подготовленности жителей России Появилось множество разрозненных систем тестирования физического развития и двигательных качеств (Виноградов П, А. н соавт, 2002).

Стандарты физического развития зависят от многих факторов, их рекомендуют пересматривать и разрабатывать заново через каждые пять лет (Кардашенко В.Н. и соавт., 1988). В Восточно-Сибирском регионе никогда не проводилась комплексная оценка физического развития и двигательных качеств у учащихся. Измерялись лишь некоторые антропометрические параметры, исследования проводились однократно на небольшом контингенте.

Для повышения роли физической культуры в формировании здорового образа жизни Правительство РФ утвердило общероссийскую систему мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (постановление № 9] 6 от 29 декабря 2001 г.). Это позволило сформировать базу данных о состоянии физического здоровья детей в регионе, оценить н проанализировать сложившуюся ситуацию в РФ (Антропова М.В. и соавт. 1983; Комков А. Г., 1998; Тяпнн АЛ, и соавт., 1998; Лебединский В. Ю и соавт., 2003; Изаак И. С. н соавт., 2005, 2006). Учитывая, что население, проживающее в Восточной Сибири, находится поя влиянием неблагоприятной экологической обстановки разработанные региональные показатели и сравнение их с общероссийскими стандартами позволят выявить причинно-следственные связи н факторы негативного воздействия на физическое здоровье иркутян.

В Иркутской области сложилась непростая социально-экономическая ситуация. Шесть городов Иркутской области входят в состав двадцати самых экологически неблагополучных (Савчснков М Ф&bdquoI99tКолесников С.И., 1998; Михайлова Л. А, 2002). По результатам мониторинга школьники нашего региона имеют более низкие показатели физического развития и физической подготовленности, чем дети Центрально-Европейской части России. {Псреверзкн И И. и соавт., 2001; Сахнуллни А. Аи соает, 2005; Гончаренко В. П. и соавт., 2005).

Из обширного круга проблем" касающихся физического совершенствования наиболее внимательно должен рассматриваться вопрос о развитии двигательных качеств в процессе возрастных изменений организма. Многие авторы (Мейксон Г. Б. н соавт." 1978; Лях В, И, и соавт., 1996; Зайцев В-П. и соавт. 2005) указывают на снижение уровня физического развития и зависимости его от уменьшения двигательной активности детей. Учитывая образ жнзкн современного ребенка" педагоги и врачи говорят об его умственной перегрузке и двигательном дефиците, которые особенно хорошо шины в средних и старших классах.

Таким образом, при изучении физического развития н двигательных качеств учащихся школ отмечалось, что каждый ребенок имеет свои особенности: лети развиваются разными темпами, периоды интенсивных изменений или слабой динамики возникают в различные сроки и при этом имеют разную продолжительность. Этн различия наиболее хорошо прослеживаются в подростковом возрасте, когда происходят гормональные изменения в организме. В результате учащиеся были разделены по возрасту, половому признаку* и объединены по степени развития ВПЛ.

Учитывая вышеизложенное, сформулированы нель н задачи выполняемой работы. Целью работы явилось проведение комплексного сопоставительного изучения физического развития и двигательных качеств учащихся МОУ 7−17 лет с учетом варианта нх полового созревания, которое выполнялось в рамках подпрограммы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков н молодежи в Российской Федерации» (2002;2005 гг.) Федеральной целевой программы «Молодежь России» (20 012 005 гг.).

В ходе исследования решались задачи:

— изучить антропометрические показатели детского организма в возрасте от 7 до 17 лет г. Иркутска;

— определить состояние двигательных качеств и уровень полового созревания летей 7−17 лет;

— установить особенности изменения физическое развития и двигательных качеств у детей с разными вариантами полового созревания:

— создать базу данных физического развития н двигательных качеств детского населения школьного возраста, проживающего в г. Иркутске,.

Для достижения поставленной цели проводились антропометрические измерения, функциональные пробы и тестирование двигательных качеств. Исследования производились в течение трех лет. Итоговые показатели рассчитывались раздельно для мальчиков и девочек, по возрасту, с использованием общепринятых методик и компьютерных программ EXCEL и STATISTIC.

Научная новизна.

Впервые проведена комплексная оценка физического развития и двигательных качеств учащихся МОУ г. Иркутска и создана региональная база данных.

Установлено, что пернол максимального годового прироста у девочек наступает раньше, чем у мальчиков — на 2−3 годаПриоритетными являются сведения о выявлеиной гетерохронностн в проявлении интенсивности ростовых процессов н двигательных качеств.

Кроме того" впервые опенка физического развития и состояния двигательных качеств у детей 7−17 лет г, Иркутска выполнялась с учетом вариантов их полового созревания. В результате был определен их не линейный характер зависимости и доказано, что дети с различными вариантами полового созревания имеют разный уровень формирования двигательных качеств.

Обнаружено, что антропометрические показатели детей проживающих в г. Иркутске характеризуются меньшими размерами окружности грудной клетки по сравнению с общероссийскими стандартами,.

Теоретическая и практическая шичимосги.

Создана база данных физического развитая н двигательных качеств, которая положена, а основу разработки региональных стандартов используемых в анатомической, педиатрической н педагогической практике.

Полученные данные о двигательных качествах у детей разных возрастных групп с учетом вариантов их полового согревания позволяют определить уровень индивидуальной физической нагрузки, что используется при разработке нормативно-программных документов по физическому воспитанию.

Данные о морфофункционаяьном состоянии организма детей в возрасте от 7 до 1? лет могут быть использованы в анатомии, антропологии, педиатрии, гигиене детей и подростков, спортивной медицине, валеологни, физической культуре, спортивной и восстановительной медицине.

Основные положения, выносимые ни шщнту.

I Данные о возрастной динамике физического развития и двигательных качеств (абсолютные значения показателей, гстерохронность и сенситивные периоды их изменений) являются основополагающими для разработки и совершенствования региональных программно-нормативных документов, но физическому воспитанию в МОУ.

2. Периодам интенсивного улучшения двигательных качеств предшествует активный роет параметров физического развития,.

3. Оценка физического развитая и двигательных качеств у учащихся школ должна проводиться с учетом вариантов ИХ ПОЛОВОГО созревания.

Апробация работы.

Основные положения диссертации доложены и обсалены на:

Вссроссинс кон конференции Международной ассоциации морфологов (Саратов, 2001);

— VI конгрессе Международной ассоциации морфологов (2002);

— Региональной научиенпракти ческой конференции «Система физкультурного образования в Восточной Сибири» (Иркутск, 2001; 2002; 2004);

— Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг физического развития, физической подготовленности различных возрастных групп населения» (Нальчик. 2003);

— научно-практической конференции «Физическая культура и спортпрошлое, настоящее и будущее» (Улан-Удэ. 2003);

— Международном симпозиуме «Физическая культура и спорт в системе образования Здоровьесберегаюшне технологии» (Красноярск,.

2004);

— Международной электронной научной конференции «Физн чес кос-воспитан не и спорт в высших учебных заведениях: интеграция, а европейское образовательное пространство» (Харьков, 2005);

Международной научно-методической конференции «.Воеток-РоссняЗапад. Физическая культура и спорт, а развитии здоровьеформнруюшнх и злоровьесбсрсгзющих технологий» (Иркутск,.

2005);

— Ш Всероссийской научно-практической конференции «Валеопедагогнческне аспекты здоровье форм ировання в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы» (Екатеринбург. 2006).

По материалам диссертации опубликовано 10 печатных работ, из них 2 — н журналах, включенных в список ВАК РФ.

Структура jHccrprjiiiin.

выводы.

1. При изучении показателей физического развития выявлено, что период их максимального годового прироста у девочек наступает раньше на 2−3 года — в 10−13 лет, чем у мальчиков — в 13−16 лет.

2. При анализе динамики результатов изучения двигательных качеств выявлено, что интенсивное их улучшение у девочек происходит преимущественно в 9−11 лет, а у мальчиков и юношей — в 8−11 и 15−17 лет.

3. Сопоставительный анализ исследуемых параметров у детей 7−17 лет показал, что выраженному приросту результатов тестирования двигательных качеств предшествуют периоды активного развития морфофункцнональных показателей.

4. Полученные данные физического развития и двигательных качеств (границы среднего уровня) совпадают с общероссийскими стандартами по большинству показателей, но у девочек выявлены достоверно более высокие значения скоростно-с иловой выносливости мышц туловища, В младшем школьном возрасте у иркутян выше результаты динамометрии м обшей аыносливосш. У детей проживающих в г, Иркутске меньше размеры окружности грудной клетки, чем параметры общероссийских стандартов.

5. Оценка физического развития и двигательных качеств у учащихся 1−11 классов шкал г, Иркутска выявила неоднородность показателей в зависимости от варианта полового созрсванняг.

• в группе с УР периоды интенсивного роста протекают в течение одного года: у левочек — с 11 лет, а у мальчиков с 13 лет;

— группе с БР период значительных изменении занимает более продолжительное время — 3 года: у девочек в 11−13″ у мальчиков — в 13−15 лег, группе с РР у мальчиков интенсивные перестройки возникают позднее — в 16, 17 лег У девочек этот период приходится на 13 лет, но в 17 лет имеется второй период максимального прироста.

6. Результаты, полученные в исследовании, отражают особенности морфофункционального развития детей с разными вариантами полового созревания и могут служить основой для разработки методов улучшения физического развития и двигательных качеств у учащихся МОУ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

В связи с тем, что в одном классе учатся дети не только различного паспортного возраста, но и с разными вариантами полового созревания и они отличаются по уровню физической подготовленности необходимо совершенствовать учебный процесс на уроках физической культуры с ориентацией его на более индивидуальный подход.

Региональные стандарты необходимо использовать для более объективной оценки уровня физического развития и подготовленности учащихся школ г. Иркутска, Они позволяют выделить наиболее слабые стороны развития физической подготовленности с целью коррекции учебно-воспитательного процесса в МОУ для достижения гармоничного развития ребенка. Эти стандарты так же можно использовать для профилактического отбора в ДЮСШа.

Полученные данные об особенностях физического развития учащихся школ с разными вариантами подового созревания должны учитываться не только при медицинском обследовании, но и при опенке успешности овладения навыками на занятиях физической культурой. В неблагоприятные периоды развития двигательных качеств необходимо корректное отношение к интенсивности и длительности используемых нагрузок.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.С. Методы определения уровни физического развития коллективов // Гигиена и санитария. 1985. -№ 5. — С. 47−50.
  2. Автандияов, Г. Г Медицинская морфомстрня / Г. Г, Автандилов. -М: Медицина, 1990. 384 с.
  3. . В.У. Физическое образование н России f В.У- Агеевец, -СПб., 1996,-31 с.
  4. . Р. И, Методические аспекты определения индивидуальной нормы в онтогенезе человека 1 Р.И. Айэнман II Актуальные вопросы бномсдицинской и КЛ1ШИЧССКОЙ антропологии^ тез. докл. Томск- Красноярск. 1996,-С.8.
  5. . ВП. Антропология азиатской части СССР / В. П. Алексеев, И. И Гохман. М.: Наука, 1984. — 208 с.
  6. Алексеев, В. II Лесные ненцы (соматотнпнчсские наблюдения) / В-П. Алексеев И Вопросы антропологии, М, — МГУ. 1971. — Вып. 39. — С. 43−57.
  7. Алексеева. ТИ Алеуты Командорских островов (морфологическая характеристика) / Т. И. Алексеева, Н. И. Клсвцов // Вопросы антропологии. -1980, — Вып. 65.-С. 17−28.
  8. Алексеева, ТИ- Антропология медицине / Т. П. Алексеева, — М.: МГУ, 1989 -246 с.
  9. Алексина, Л. А Соотношение паспортного и биологического возраста у подростков с различными телосложениями / Л. А. Алексина И Новости спортивной и медицинской антропологии М., 1990. — Вып. 2. — С. 152−153.
  10. Алексина, Л. А- Этно-террнториальные, возрастные и половые особенности скелетного созревания i Л. А. Алексина, Т, И, Хайрулнна // Актуальные вопросы бномсдицинской и клинической антропологии: тез. докл. Красноярск, 1992, — С. 3.
  11. Алтыбеков. Б. Е- Динамика физического развития шахтеров карагандинского угольного бассейна / Б. Е. Алтыбеков, Г. М. Пнчхадзс, Ю. Н. Зубцов Ю.Н. (н др. Н Гигиена и санитария. 1984. — Je 1.-С. 30−32.
  12. , С.Ю. Реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъектного опыта студентов / С. Ю, Алькова /I Теория и практик физической культуры, 2003, — № 4, — С. 1042.
  13. . Н.М. Раздумья о здоровье 3-е изд. / Н. М. Амосов. М.: ФиС, 1987. -64 с.
  14. Ананьева, НА, Физическое развитие и адаптационные возможности школьниц / НА. Ананьева, Ю. А. Ямпольская // Вестник Российской АМН. -1993.5.-С. 19−24.
  15. Андреенко, ЛИ, Проявление и совершенствование двигательных качеств девочек-подростков разных типов телосложения: дис.. канд. пед, наук/Л.И. Андреем ко. М-, 1978. — 157 с.
  16. , Г. Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей н подростков / Г. Г Анишсико // Гигиена и санитария. 2001. -№ 5.-С 7−12.
  17. Антропова, MB, Мор (}к>функцнональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / MB, Антропова, М М. Кольцова. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  18. Анчугин. В. А Динамика физического развития детей и студентов г. Тюмени / В. А. Анчугин н др,. Н Морфология, функции и физическая работоспособность школьников и студентов. Тюмень, 1982. — С. 61−68.
  19. Анчугин, В. А- Бноклнмат Сургута., Тюмени, Владимира н физическое развитие школьников зггнх городов / В. А. Анчугин П Региональные проблемы медицинской географии.-Л, (987,-С. 103−104.
  20. Апанасенко. ГЛ Физическое развитие детей и подростков- методология и практика поиска критериев оценки / ГЛ. Апанасенко //
  21. Медицинские проблемы физической культуры. Киев, 1984. — Вып, 91. С. 7-И.
  22. Апаиасенко. ГЛ- Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики / ГЛ. Апаиасенко // Валсология: диагностика, средства н практика обеспечения здоровья. СПб.: Наука, 1993. — С. 49−60.
  23. , ГЛ. Медицинская валсологня I ГЛ. Апаиасенко, H.A. Попова Н Гиппократ. Ростов н/Д.: Феникс, 2000, — 248 с,
  24. , Ю.М. Исследование полового созревания детей и подростков мужского пола в аспекте физического воспитания: автореф. дне. ,. канд. мед. наук / Ю М. Арестов, М., 1970, — 23 с
  25. , И.А. Основы возрастной периодизации / И. А. Аршавскнй // Возрастная физиология: руководство по физиологии / под ред. В Н. Никитина. Д.: Наука, 1975, — С. 5−67.
  26. , И.А. Некоторые методологические н теоретические аспекты анализа закономерностей индивидуального развития организмов // Вопросы философии. -1986. -На 11.-С. 95−104.
  27. Архангельская, MC О взаимосвязи процессов роста и минерализации костей кисти с показателями скелетного н хронологического возраста детей и подростков / М. С Архангельская И Современная морфология физической культуре и спорту. Д., 1987. — С. 76−77.
  28. , Ю.М. О метрических антропометрических характеристиках, сопровождающих пубсртатность / Ю. М. Ауль // 7 международный конгресс антропометрических и этнографических наук, М.- Наука, 1964. — 327 с.
  29. , ЮМ. О недостатках методов шкал регрессии при оценке физического развития человека // Вопросы антропологии, 1973. — Вып. 45.113.118.
  30. , Ю.М. О закономерностях физического развития школьников it Вопросы физической антропологии женщин: тез. докл. Тарту, 1980. С. 5−6.
  31. Афанасьева, НА Физическое развитие и адаптационные возможности школьников / Н, А Афанасьева, Ю. А. Ямпольская Н Вестник РАМН 1993 -№ 5.-С. 19−24.
  32. , В.И. Морфофункцнональныс особенности развития женского организма в условиях Тюменского Севера: автореф. лис.. канд. мед. наук /В.Н. Ахматов. Тюмень, 1993. — 22 с.
  33. . Б. А. Теория н методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарнн. М.: ФиС, 1978. — 223 с.
  34. , P.M. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека: учеб.-мстод. пособие: в 2 ч. Ч. 1 / P.M. Ьаевскнй. А. П. Берсенева, А. Л. Максимов Магадан: СВНЦ ДВО РАН. 1996. 55 с.
  35. Баландин. В, И. Диагностика и прогноз функциональной готовности спортсменов// Вестник спортивной медицины России, 1995. — № 3−4. — С. 85,
  36. , В.И. Современная технология повышения психофизиологических резервов ментальный тренинг / В. И. Баландин, П. В. Бундзен // Тенденции развития спорта высших достижений: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. — М., 1997. -CJ2-I7,
  37. , Е.И. Значение «критического веса» в развитии организма девочек / Е. И. Балахонова // Современная морфология -физической культуре и спорту Л,. 1987. -С. 165.
  38. . Е.И. Изменчивость соматических характеристик в группах девочек разного биологического возраста .7 Человек, экология, симметрия- мат-лы Мсждунар. симпозиума. Минск, 1984. — С. 73−74.
  39. Балашова, И, И. Особенности физического развития и крови у подростков Севера Сибири / И И. Балашева, E.H. Титова Н Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков- тез. докладов, -М., 1990.-С, 21−22.
  40. . Т.А. Морфофункцнональное созрсванис детей с различным развитием скелетной мускулатуры Н Вопросы антропологии. -1975 Вып. 50.-С. 152−161.
  41. , В. К. Исследование локомоторной функции в постнатальном онтогенезе человека (5−65 лет): автореф. дне.,. д-ра мед. наук f B. K- Бальсевич М Л971. -38 с.
  42. Бани Ama, A.M. Оценка структуры физической подготовленности юных гимнастов разных типов телосложения, как метод педагогического контроля: автореф. днеканд- пед- наук / A.M. Банн Ата. М-, 1989. — 23 с.
  43. Баранов, А А. Здоровье школьников Красноярска t A.A. Баранов. H.A. Матвеева Красноярск: Изд. КГУ, 1989. — 183 с,
  44. Баранов, АЛ, Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / A.A. Баранов, Л. А. Щепкина, А. Г. Ильин н др. И Рос. пед. журнал. 2005 — № 2. — С. 4−8.
  45. Баранов, А Н, Оценка физического 11 полового развития девушек {прелубертатного и пубертатного периодов): метод, пособие / А Н. Баранов Архангельск, 1996. — 30 с,
  46. Башкироя, П. Н Физкультурная антропометрия, се задачи и связь с антропологией // Вопросы антропологии. 1960. — Вып 4. — С. 9−20.
  47. Башкирце, П. Н Учение о физическом развитии человека / П. Н. Башкнров, М.: Изд-во МГУ. 1962. — 340 с.
  48. Башкиров, ПН К вопросу о понятии «Физическое развитие человекам // Вопросы антропологии. 1964. — Вып. 18, — С, 20−35,
  49. Бишкиров, П. Н К вопросу роста и возрасгно-половой днффсрсниировкн детей и подростков Н Архив анатомии, эмбриологии. -1967.-№ 11 С. 139−141
  50. , И.И. Морфо-фу национальные модели как критерий возрастной периодизации / И. И. Ьахрах. И. У. Канасв Н Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков, Мч 1981, — С. 76.
  51. Бедный, М-С- Экология, Демографические процессы и здоровье населения / М. С, Бедный // Экология человека, Основные проблемы- сб, тр, -М г Наука, 1988 С. 138−144.
  52. , В. А. Физическое развитие детей школьного возраста, проживающих в Кирове, за 10-летний период / В. А. Беляков. И. В. Попова, В Н. Жуков // Здравоохранение РФ 2005 — № 6 — С, 53−55.
  53. Бережков. Л. Ф Физиология и патология подросткового периода / Л. Ф, Бережков // Сборник трудо» института ЦНИИ туберкулеза, 1984. -Т. 40 -С- 40−43.
  54. , Л.Ф. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и значения медико-биологических факторов в его формировании / Л. Ф. Бережков, Н М. Бондарскко, А С. Зутлср и лр.) // Вестник РАМН. -1993.- № 5. -С. 8−15,
  55. Беренштейн, Г. Ф Физическое развитие школьников западных районов Витебской области / Г. Ф. Беренштени, А, Г, Караваев, М, Н. Нурбасва // Здравоохранение Белоруссии 1986. № 10. С. 7−10.
  56. . И.В. Морфофункниональныс особенности мужчин неопределенного соматотипа / И, В. Бессонов, О. Ю, Дяденко, Г. С. Логачева Н Сер. «Новости спортивной и медицинской антропологии». М., 1990. -Вып 1.-С. 117−118.
  57. Бец, Л-В. Эстрогенная активность организма у девочек пубертатного возраста И Вопросы антропологии. 1974. — Вып, 48, — С. 136−141.
  58. Бисяршш, В, П Здоровье детей на Севере / В. П. Бнсярина. М, — Медицина, 1978,-360 с.
  59. , ЛМ. Особеиности физического развития школьников в различных климато’гсографнчсскнх зонах / Л, Н. Бнтюпкая, К. М. Устинов // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М&bdquo- 1990.- С. 33.
  60. , ИЛ. Физическое развитие детского школьного возраст города Душанбе / И, Я. Бобохаджасв, Я, А. Усманов, Х, Р Хайдарова Н Здравоохранение Таджикистана. 1983. — № 1. — С. 68−71,
  61. Богатое, А, А Типологические особенности энергообеспечения скелетных мышц и работоспособность лыжин ков-гоншн ков // Теория и практика фнз. культуры. 2001. — № I. — С. 26,39−43.
  62. , А.М. Половое созревание девочек различных конституционных типов // Педиатрия. 1980, — № 6. — С. 8−11.
  63. Боджар, Е Б- Телосложение и менархе // Вопросы антропологии -1981 № 68 С. 64−67.
  64. . А.И. Влияние антропогенных факторов на физическое развитие детей / А. И, Борнсевнч, А. В, Ерсмсншвили // Влияние антропогенных факторов на морфогенез и структурные преобразования органов: тез. докл. Астрахань, 199 К — С. 18−19.
  65. Бородин, Ю. И Медицинская антропология и задачи всеобщей диспансеризации населения (КШ. Бородин, А. Г, Щедрина // Функциональная морфологая- тез, докя. Новосибирск, 1984. — С. 139−140.
  66. Босый, М, К- Избыточная масса тела н физическое развитие учащихся среднего школьного возраста / М. К. Босый и др. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков, М. Д990. — С. 45.
  67. , ИИ. Валеологня наука о здоровье / И И Брехман, — М, 1990. — 206 с.
  68. Брожек. И Возрастные изменения и половые различия состава тела у детей и подростков И Вопросы антропологии. 1967. — Вып. 26. -С, 76−89
  69. Бруй, Б П. Мсднко-демографические характеристики населения России // Проблемы социальной гигиены и истории медицины 1994. I, -С. 27−31.
  70. . В.В. Опыт топологии пропорции тела м стандартизации главных антропометрических размеров //Ученые записки МГУ. М., 1937. -Вып. 10. — С 7−15.
  71. . В.В. Антропометрия. Практический курс / В. В. Бунак. М.: Учпедгиз. 1941 368 с,
  72. . В.В. Выделение этапов онтогенеза и хронологические границы возрастных периодов // Советская педагогика. 1965. — Т. 29, №. ] -С. 105−119.
  73. . В.В. Об увеличении роста и ускорении полового созревания современной молодежи в сеете советских симатологнческнх исследований // Вопросы антропологии. 1968. — Вып. 28, — С. 36−39.
  74. Бунак, В В. Физическое развитие детей / В, В. Бунак // Биология человека. М.: Мир, 1979. — 330 с.
  75. , В.В. Род Номо, его возникновение и последующая эволюция / В. В. Бунак. М. г Наука, 1980, — 328 с.
  76. Бундзен, П-В. Автоматизированная система «ОФИС»: оценка состояния здоровья и назначение физических упражнений / П. В. Бундзен, Р, Д. Днбнср, Л. Н. Лисицына н др. // Теория и практика физической культуры. 1991. № 8. — С. 24−27.
  77. Бундзен, П. В, Здоровье и массовый спорт: проблемы и пути ах решения / П, В- Бундзен, Р. Д. Днбнср // Теория н практика физической культуры. 1994. — Яе 5−6. — С. 6−12.
  78. , П.В. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения (аналитический обзор) / П. В. Бундзен, О. М. Евдокимова, Л. Э. Унссталь // Теория и практика физической культуры, 1996. — № 8, — С. 57−63.
  79. . Я.С. Гигиена физического воспитания / ЯС Вайнбаум. -М- Просвещение, 1986.- 173 с,
  80. . ЯС. Дозирование физических нагрузок школьников / Я. С. Вайнбаум. М.: Просвещение. 199. — 64 с.
  81. Варгшховская, О. Г, Типы конституции и онтогенез /
  82. Г. Варпаховская И Конституция и здоровье человека: тез, докл, Л, 1991 -С 10.
  83. , Е.М. Критерии диагностики и оценка эффективности лечения задержки полового развития у девочек-подростков- авторсф, дис. канд. мед. наук / Е.М. Василенко- ГОУ ВПО ВГМУ (ФАЗиСР) МзнСР РФ- -Владивосток, 2004. 20 с.
  84. , СТ. Характеристика компонентов массы тела учащихся общеобразовательных школ-ннгернатов И Морфология, 2002, -№ 6, -С. 66−67.
  85. Васютинский. НА Золотая пропормя / Н А, Васютннский. М., 1990.-238 е.
  86. Веяичковский, Б Т Рост и развитие детей и подростков в России I Б. Т. Велнчковскнй, А. А. Баранов, В Р. Кучма // Вестник РАМН. 2004 — № 1. С. 43−45.
  87. Веренич, Г. И Зависимость типов конституции детей и подростков от региона проживания / Г. И. Версии ч // Новости спортивной и медицинской антропологии: ежскварт науч-ннф. сб. М., 1990. — Вып. 1, — С. 118−119.
  88. . Г. И. Типы конституции и групповые факторы крови / Г. И, Верекнч Н Генетические маркеры в антропологии и медицине. -Хмельницкий, 1998. С. 43.
  89. . В. В. Оценка физической работоспособности при избыточной массе тела // Физиология человека- 1991, — Т 17, № 3. — С. 7983.9 В. Влаетовский. В. Г. Акселерация роста н развития детей ! В. Г Властовский. М.: МГУ, — 1976, — 279 с.
  90. Властовский, ВТВозрастная периодизация человеческой жизни и биологический возраст ребенка // Вопросы антропологии. i976. — Вып. 52, -С. 19Ы95,
  91. ВМСИЮвашй, В. Г Сравнительный анализ особенностей процессов роста н соматического развития якутских и русских детей в возрасте 8−18 лег // Вопросы антропологии. 1984. — Вып. 73. — С, 25−38,
  92. , Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена / Л. В. Волков. Киев: Здоровья, 1984, — 143 С.
  93. Воробев, А Н Анатомия силы. 2-е изд. дои, / А, Н. Воробев, Ю-К. Сорокин. М.: ФнС, 1987. — 80 с.
  94. Воронцов, ИМ Оценка антропометрических данных // Вопросы охраны материнства и детства. 1985 — Т. 30, № б. — С. 6−11
  95. . И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки / И. М. Воронцов. Л, — Изд, ЛИМИ, 1986. — 65 с.
  96. И0. Герасимова, Т. Н. Конституция женишн, специализирующихся в хоккее на траве / Т. Н. Герасимова, Л. А. Павлычева, СХ Сарсання И Новости спортивной и медицинской антропологии. М, 1990. — Вып. 1, — С. 68−71.
  97. I Гичан, A.A. Формирование ожирения у детей дошкольного возраста / А-А. Гичан, В. И. Корзеико // Гигиена н санитария. 1991 — № 7. -С. 46−47.
  98. . Л. И. Соматотнпичсские особенности спортсменов и лиц с заболеваниями ссрдсчно-сосудистой системы / Гоголева Л. Н., ИИ Мнстюкевнч И Новости спортивной и медицинской антропологии. М., 1990.-Вып 1-С. 145−146.
  99. , МЛ. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М А. Годик, М.: ФнС, 1980. — 165 с.
  100. , Е.З. Экология и рост: влияние окружающей среды на процессы роста и полового созревания человека / Е. З. Година, Н, Н, Миклашевская И Итоги науки н техники. Сер. Антропология. ВИНИТИ, 1989, № 3.- С. 77−134.
  101. , Е.З. Некоторые тенденции соматического развития городских детей и подростков за последние 20 лет (на примере обследования школьников Москвы) / Е. З. Година, Н. Н. Миклашевская // Вестник АМН СССР.-М" тг79−84.
  102. , Е.З. Некоторые особенности соматического развития у детей с высокорослостью / Е. З. Година, Н. Т. Базиева // Новости спортивной н медицинской антропологии. М., 1990, — Вып I, — С, И9−120.
  103. ГЬдана, Е. З, Биосоциальные влияния на процессы роста н развития // Человек, экология, симметрия / Е. З. Година. Минск, 1991, — С. 21−22.
  104. , Е.З. Некоторые особенности процессов роста и развития карельских детей / Е. З. Година, Н. М, Данилксвич, Я. В. Задорожиая и др. // Вопросы антропологии. 1992 — № 86, — С, 70−81,
  105. , И.Ф. Физическое развитие школьников города Иркутска: дне.. канд, мед, наук / И. Ф, Голснсикнй- Иркут. гос. мед. уи-т. -Иркутск, 1954, — 196 с.
  106. , Л.Л. Физиологические эффекты тренировки выносливости у детей младшего школьного возраста / Л. Л. Головина, Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская // Теория и практика фнз. культуры, 1998. — № 7, -С, 13−15.
  107. Гаяъдберг, ЕЛ Физическое развитие детей н подростков томской области / Е, Д, Гольдбсрг, Томск: Изд. Том, ун-та, 1977, — 151 с.
  108. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1992 г, М, 1992. — 158 с,
  109. , Н.С. Общая, частная н локальная конституция ! U.C. Горбунов, В, Г. Николаев // Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: материалы науч, конф Красноярск, 200 Г — С 18−21.
  110. , В.Г. Физическое развитие хакасов: дне. канд. мед. наук / В. Г Горохов- Иркут. гос. мед, ун-т. Иркутск, 1971.- 109 с.
  111. . ВВ. Закономерности морфофункцнонального развития детей в условиях урбанизированной среды: автореф. дне.. д-ра мед. наук ! В.В. Гребенникова- Красноярская гос. мед, акад. Красноярск, 2003. — 34 с,
  112. , H.H. Физическое развитие и состояние карднореспираторной системы детей в условиях Западной Сибири: автореф. дне. ,. канд. бнол. наук / Н. Н, Грсбнсва, М.- Тюмень, 1993. — 26 с.
  113. Гримм. Г Основы конституциональной биологии и антропометрии I Г. Гримм. М.: Медицина. 1967. — 29 t с.
  114. , Д.Л. Уровень физического развития школьников старших классов с различными типами констгуцнн / Д.Л. Г’риммков // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. M, 1990.-С. 76−77.
  115. Громбах, С. М, Комплексная оценка морфологического развития ребенка по тем пам созревания и физическому состоя пню ! С. М. Громбах, В. Г. Ужвн, Ю. А. Ям польская И Вопросы антропологии. 1974. — Вып. 47. -С- 98−108
  116. Громбах, СМ О гигиенических критериях «Школьной зрелости» // Новые исследования возрастной физиологии. 1976. № 1/6. С. 8-Ю,
  117. Громбах, С. М, О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков U Вестник АМН СССР. 1981. — Jfe t. — С. 29−35,
  118. . В.П. Опенка физического развития детей по данным морфологических наблюдений / В. П. Губа, Я. С. Татарников lf Теория и практика физической культуры. 1988. — № 3, — С. 32−33.
  119. . В.П. Основы распознания раннего спортивного таланта /
  120. B.П. Губа. М.: Терра спорт, 2003. — 207 с.
  121. , Г. И. Методическое пособие по мануальной терапии: Курс мануальной терапии позвоночника н головы для начинающих / ГЛ. Губин, И. О. Равдоннкас. Иркутск, 1994. — 74 с.
  122. А. А Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: акгорсф. дне. .д-ра пед. наук / A.A. Гужаловский. М., 1979. — 26 с.
  123. . A.A. Развитие силовых свойств скелетных мыши у мальчиков-подростков / A.A. Гуминский. Е. А. Борон нн, О-С. Елизарова н др. // Новые исследования по возрастной физиологии. 1988. — № 1 (30).1. C, 54−58.
  124. . H.H. Физиология высшей нервной деятельности / H.H. Данилова, А. Л. Крылова. М.: Изд-во МГУ, 1989 — 399 с.
  125. . С.С. Динамика антропометрических показателей за последние десятилетня у детей разного возраста / СС, Дарская, Б. А, Никитюк, О. Б. Новожилова и др. И Морфофункцнональное проявление акселерации детского возраста. М&bdquo- 1979. — С, 6−33.
  126. С.С. Соматотин как интегральная характеристика морфологической организации спортсмена / С. С, Дарская Н Современная морфология физической культуре и спорту: тез, докл. — Л., 1987, — С. 121 122.
  127. , С.С. Соматические особенности дзюдоисток разных весовых категорий / С. С. Дарская Н Новости спортивной и медицинской антропологии. М., 1990. — Вып. I.-C. 72−73.
  128. Даутон Ф Ф Заболеваемость населения пиелонефритами на территориях с разным уровнем антропогенной нагрузки / Ф. Ф. Даугов, Ш Х Тагиров, Р. Х Чалисв И Гигиена и санитария. 2002, — № 1. — С. 25−27.
  129. Дерябин. В-Е, Географические особенности строения тела населения СССР / В. Е. Дерябин, АЛ. Пуруджаи М МГУ, 1990, — 192 с.
  130. Детская спортивная медицина: руководство для врачей / под ред. СБ. Тихвинского, С. В, Хрущева. М.: Медицина, 1991. -560 с.
  131. Доданава. Л. П Индивидуально-типологические особенности организма детей и развитие двигательных качеств / Л. П, Долонова, А Г. Щедрина // Новости спортивной н медицинской антропологии. М-, 1990. -Вып 1.-С. 147−148,
  132. Додонови, Л. П Конституция, биологический возраст и физическое развитие детей // Актуальные вопросы бномедицннской н клинической антропологии: тез. докл. Красноярск, 1992. — С. 14.
  133. , К.П. Роль социальных н биологических факторов в развитии ребенка f К.П. Дорожнова. М., 1983. — 159 C
  134. , КМ. Краткое практическое руководство по соматотипированию в медицинской антропологии / Б, М. Доронин, А. Г. Щедрина, О. М- Филатов и др. Новосибирск. 1998. — 48 с,
  135. Дорохов. Р. И Определение парциальных размеров мышечных групп конечностей // Сборник научных трудов посвященный 30-лстню организации ГУ НИИ медицинских проблем Севера, СО РАМН «Актуальные проблемы морфологии». Красноярск, 2006. — Вып. 5. — С. 53.
  136. Доскин. В-А. Морфофункцнональные константы детского организма: справочник / В. А. Доскин. X. Кеплер и др. М, — Медицина, 1997.-286 с.
  137. Држевецкая, И, А Эндокринная система растущего организма. Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1987. — 207 с.
  138. Дроыова, С. Г Физическое развитие и состояние здоровья детей дошкольного возраста в г. Орле И Гигиена и санитария. 1993, — № 2, — С, 39−40,
  139. Днденко, О Ю Морфофункинокальные особенности организма и типы гемодинамики юношей: авгореф. дне. .,. канд. мед. наук / О. Ю. Дяденко. Новосибирск, 1994. — 17 с.
  140. , О.М. Особенности восприятия интенсивности физических нагрузок у лиц молодого возраста, не занимающихся спортом Н Спорт и здоровье: сб. СПб., 1992. — С. 184−189.
  141. Железняк, Ю. Д Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения- учеб. для студ, высш. пед, учеб, завед. / Ю. Д. Железняк. М: Академия, 2002. — 520 с.
  142. . В.П. Научно-методические подходы к исследовательской деятельности преподавателя физической культуры и способы ее реализации /
  143. C.С. Харьков: ХГАДИ, 2005. — С. 137−142.
  144. , И. В- Диагностика и коррекция региональных экологически обусловленных состояний у детей // Гигиена н санитария, -2001.-№ 5.-С. 31−36.
  145. Запоражхшов, В. А, Методика опенки перспективной спортсменов в условиях центра отбора / В А. Заиорожанов, К. П. Сахновскин, А. И. Кузьмин // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 4. — С. 2729,
  146. , С.И. Тендерные различия в возрастной динамике моторного развития школьников I С.И. Изаак, ТВ. Панасюк // Уч. зап. С.-Петсрб. гос. мед ун-та им. акад, И. П. Павлова, 2004, — Т, 11, № 3.
  147. , С.И. Характеристика физического развития школьников различных регионов России / С, И, Изаак, Т, В. Паиасюк // Гигиена и санитария. 2005. № 5 С. 61 64.
  148. , H.H. Нарушения здоровья у первоклассников как обоснование для оздоровления / H.H. Ильина, О Н. Емельянова // Материалы всероссийскою конгресса «Человек н здоровье» Иркутск, 2004 — С. 171.
  149. Иишухаметов ММ Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры в 4−6 классах общеобразовательной школы: автореф. дне,, канд. пед. наук i М. М. Ишмухамстов. М, 1984. — 22 с.
  150. Кабачков, В, А Основные направления коррекции девнантного поведения детей и подростков в процессе двигательной активности / В. А. Кабачков. А, В. Родионов, В. А, Родионов и др,. // научи, тр, ВИИФК. М.+ 1997.-С 125−142.
  151. , ВН. Школьная гигиена / В. Н. Кардашенко, Е. П. Стромская, Л.П. Кондакова-Варламова, M B. Прохорова и др. // Учебник- школьная гигиена. М.: Медицина. — 1988. -219 с,
  152. Коваленко, Т-Г. Применение проблемно-модульной технологии обучения в учебном процессе физического воспитания / Т. Г. Коваленко, А. И. Родионов, A.B. Шарксвнч // Теория и практика физической культуры. -2003, -№ 8.-С 47−50.
  153. Колесников. С-И. Совершенствование работы по охране здоровья населения Иркутской области // Тез, докл. науч.-практ. конф, по программе «Здоровье населения Иркутской области». Иркутск, 1988. — 205 с.
  154. Король, В. М Показатели дыхания н сердечно-сосудистой системы при вслоэргомстрнческон пробе у мальчиков 10−11 лет / В. М. Король,
  155. B. Д. Соньки и, Р. В. Тамбовцева I/Физиология человека. 1989. Т. 15, № 4.1. C. 48−56.
  156. , МИ. Физическое развитие московского пролетарского дошкольника / М И. Корсунская, М.- Л.: Биомедгнз. 1931. — 92 с,
  157. Коршунов. Л-А- Анализ и оценка уровня двигательной активности и морфо-функинональных показателен студентов в зависимости от возраста. уровня н вида физической активности // Слобожанський научно-спортивный вестник. 2004. — № 7. — С. 8−11.
  158. . ВВ. Интетратнвная антропология и социальная практика) ВВ. Кузин, Б. А. Никитине Н Бномсдикннскне биосоциальные проблемы нитегративноЙ антропологии: материалы конф. СПб., 1996. — С. 41−42.
  159. , З.И. Физическое воспитание учащихся подготовительной медицинской фуппы / З. И, Кузнецова М.: Просвещение, 1970. — 104 с,
  160. . В.Р. Показатели здоровья детей и подростков в современной системе соинальио’гнгнсннческого мониторинга // Гигиена н санитария. 2004. — № 6. — С- 14−16.
  161. Линда. Ь Х Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б, Х Ланла М.: Советский спорт, 2005. -100 с.
  162. , С.П. Оценка физического состояния школьников с использованием компьютерных технологий И Теория и практика физической культуры. 2002. «№ 1. — С. 60−63.
  163. . А. И. Особенности физического развития и заболеваемость детей в возрасте 4−7 лет на территориях города с разным уровнем атропогенной нагрузки: авгореф. дне.. канд. мед. наук / А.И. Лысенко- Казанская гос. мед. акад. Казань, 2002. — 24 с.
  164. Лях, В. И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте / В. И, Лях // Теория и практика физической культуры 1990. -№ 3. С. 15−19.
  165. Лях. В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов / В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. В. Мейксон // Программы общеобразовательных учреждений М. г Просвещение,. 996. — С. 106−204.
  166. Лях. В.И. Спортивно-двигательные тесты для опенки специфических координационных способностей футболистов / В. И. Лях, 3. Внтковскн, В, Жмуда // Теория н практика фнз, культуры. 2002. — № 8. -С. 51-Я.
  167. Макарова, Г, А Практическое руководство для спортивных врачей / ПА. Макарова Краснодар, 2005. — 1230 с.
  168. . A.A. Индивидуальный подход в работе со студентками гуманитарных вузов /A.A. Макеев И Физическая культура. 2004. № 3 — С. 39.
  169. . T. M. Современное состояние, тенденции н перспективные оценки здоровья населения / Т, М Максимова, М, 2002. -192 с.
  170. , К.Ю. Функциональное состояние и физическое развитие детей республики Адыгея- авторсф. дис, канд. мед, наук / К.Ю. Мамгетоа- Кубанская roc, мед, акад. Майкоп, 1994, — 22 с.
  171. C.B. Конституциональные особенности развития и оценка физномстрнчсских данных у детей младшего школьного возраста: авторсф, дне,, канд, мед, наук / С, В. Матвеев, Л., 1990, — 18 с.
  172. . H.A. Динамика физического развития сельских школьников-чувашей / H.A. Матвеева, H.H. Емельянова, Е. С. Богомолова и др. H Гигиена и санитария 2001. — № 3. — С. 64−67.
  173. , Л.П. Теория н методика физической культуры / Л. П. Матвеев. М., 2003. 160 с,
  174. Медик, Р. А Использование методов описательной статистики для оценки уровня физического развития спортсменов-подростков / P.A. Медик, Б. Б Фншмаи // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья, 2002, -№L-C 37−40.
  175. , Г. Б Совершенствование уроков физической культуры в связи с подготовкой учащихся к выполнению нормативных требований комплекса ITO / Г. Б. Мейксон, С. М. Зверев // Физическое воспитание н школьная гигиена: тез, Всес, конф М, 1978, — С. 38−40,
  176. , В.А. Проблема здоровья студентов Самарского государственного медицинского университета / В. А. Мельников, О. Б. Калинки на // Проблемы психического здоровья молодежи в 21 веке, Пенза, 2003. — С. 123.
  177. Миклашевская НИ Особенности росга и развития организма / Н, Н, Миклашевская, Б. А, Ннкнтток И Морфология человека. М. т 1983. -320 с.
  178. , H.H. Ростовые процессы у детей н подростков / H.H. Миклашевская, B.C. Соловьева, Е. З. Година. М-, 1988. — 184 с.
  179. , ЛА. Систсмогснсз и особенности транспорта кислорода у детей в условиях Сибири н Крайнего Севера // Сб. науч.-нссл, работ КрасГМА Красноярск, 2002. — С. 249−256.
  180. , З.Т. Влияние половых гормонов на развитие биоэнергетики скелетных мышц / З. Т. Тамбовцева, Р.В. Тамбовцева// Тезисы 5 Всесоюзной конференции по биохимии мышц. Тславн. I985.-C, 156.
  181. Никитюк, Б А, Анатомия и спортивная морфология (практикум) / Б. А. Никитюк, A.A. Гладышева. М., 1989 — 175 с.
  182. Никитюк. Б А. Модели современной медицины и отношение к ним иите1-ративиой клинической антропологии / Б. А. Никитюк, H.A. Корнетов // Рос. морфол. ведомости, 1999. — № 1−2. — Разд. 2. — С. 108.
  183. . ВТ. Онтогенетическая динамика индивидуально-типологических особенностей организма человека / ВТ Николаев. -Красноярск. 2001. 150 с.
  184. . ВТ. Состояние, проблемы и перспективы нитегративной антропологии / В. Г. Николаев Н Актуальные вопросы ннтегративной антропологии- сб. мат-лов коиф. Красноярск, 2001. Т. I. -С. 4−12.
  185. Николаеву Ю. М, Теория физической культуры: базовые концепции н основополагающий категориальный аппарат // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 3, — С, 15−20,
  186. Панасюк ТВ Антропометрические профили типов конституции по Штефко в 1 детстве // Конституция и здоровье человека: тез. докл. Л., 1991.-С. 50−51.
  187. , И. И, Формирование Иркутской областной компьютерной мониторинговой системы „Физкультурный паспортшкольника“ Первые итоги и перспективы / И. И. Персверзин, А, А, Сахнуллии // Теория и практика фкз, культуры, 200К — № 10, — С. 47−50.
  188. , И.В. Характеристика физического развития детей, проживающих в г. Кирове, Кировской области России: авторсф. дис, .канд. мед. наук / И В. Попова- Пермский мед. нн-т. Пермь, 1994. — 18 с,
  189. , В. Г. Зависимость показателей физического развития подростков-пловцов н не спортсменов от их соматотипа и уровня биологического созревания: авторсф, дис. ,. канд. мед. наук / ВТ. Постодовский- Лснинф, пед, мед. нн-т. Л&bdquo- 1989, — 20 с.
  190. , Е.И. Характеристика методов оценки физического развития детей / Е. И. Прахин, BJI. Грнцннская Н Педиатрия. 2004. № 2. -С. 60−62.
  191. , Е.В. Состояние здоровья, физическое и половое развитие, особенности гормонального статуса мальчиков 7−11 лет в Среднем Приамурье: авгореф. дне.. канд. мед. наук / Е.В. Ракицкая- Дальнсвост, roc, мед, ун-т. Владивосток, 2002. — 25 с.
  192. , М.Ф. Состояние здоровья населения г. Иркутска в связи с техногенный загрязнением окружающей среды / М. Ф. Савченков, -Иркутск. 1991. 75 с.
  193. СальникаВ. А- Индивидуальные различия в системе спортивной деятельности: монография t В. А. Сальников Омск: Изд-во СнбАДИ, 2003. -262 с.
  194. Сальникова. Г П. Критерии биологического возраста у учащихся в нрепубертатном периоде роста / Г, П. Сальникова., В. Г. Ужви Ц Гигиена и санитария. 1977. -Jfe 12. — С. 4<М8.
  195. , А. А. Состояние физической подготовленности студентов в среднем специальном учебном заведении физической культуры и спорта / А Л. Сахнуллин, И. П. Лин-Бей, А. А Беляев // Теория и практика фнз. кульзуры. 2004. — № 6. — С- 12−13.
  196. Сахиулдин, А-А. Колледж физической культуры и олимпийского резерва стратегическая модель отраслевого учреждения среднего профессионального образования ft Теория и практика фнз. культуры. 2005.1.-C.5I.
  197. . М.Ф. Материалы многолетних исследований физического развития школьников / М. Ф. Сауткин, Т, И. Стунссва И Здравоохранение РФ.-2005, Jfe 1.-С55−57.
  198. Сердю конских. Г-Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников / Г Н. Ссрдюковская. М., 1979. — 184 с.
  199. , Л.И. Совершенствование мстоднко-практн чес кого подхода к уроку физической культуры в недагогнчсских вузах со студентами специальных медицинских групп / Л, И. Слонимская // Вестник Иркутского пед. ун-та, 2004 — № 5. — С, 198−201.
  200. , B.C. различия в биологическом возрасте у подростков разного типа конституции / ВС. Соловьева И Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты. М, 1975, — С. 249−251.
  201. , ВН. Успеваемость студентов как один из основных показателей адаптации к образовательному процессу в вузе // Физическая культура. -2004, З.-С.21.
  202. , В.Д. Рост, дифференцнровка и энергообеспечение функций на этапах постнатального онтогенеза t В.Д. Сонькин, И. А, Корниенко // 17 съезд физиологов России: тез. докл.-Ростов н/Дону, 1998, -С. 14.
  203. , А.Г. Состояние здоровья детей и подростков и факторы, его формирующие / А, Г. Сухарев И Гигиена детей и подростков / Под ред. ГЛ. Сердюковской. М: Медицина, 1986.-С, 70−96.
  204. . Л. А. О нормах физического развития дошкольников г. Москвы i Л. А. Сыркин, М.: Госиздат, 1924. — 97 с.
  205. , PB. Возрастные особенности энергетики, роста и развития скелетных мышц мальчиков 7−17 лет: автореф. дне.. д-ра бнол. наук / Р, В. Тамбовнсва, 1990, — 20 с,
  206. Тарханов. И. К- Кдиннко-гнгнсническая характеристика полового развития мальчиков в бногеохимической провинции Прибайкалья: дне.. канд. мед. наук / И .Б. Тарханов- Иркут, гос. мед. уи-т. Иркутск, 2002. -134 с.
  207. , ОС. Индекс Кетле у сельских школьников // Мед. журн, Узбекистана. 1990. — JfeL-C. 26−28.
  208. Тегако. ЛИ Практическая антропология: учеб. пособие / Л. И. Тегако, О, В. Марфина. Ростов и/Д.: Феникс, 2003, — 320 с.
  209. С.Б. Физическая работоспособность н показатели карднореспираторной системы у детей и подростков- автореф. дне. .д-ра бнол, наук / С. Б. Тихвинский. Л&bdquo- 1972, — 37 с.
  210. , Я.А. Факторная обусловленность морфофункцнонального статуса у детей в период полового созревания / Я. А. Тугксвсне // Новости спортивной и медицинской антропологии. М., 1990. — Вып. — С, 137−138.
  211. . А. И. Физкультурный паспорт / А. Н. Тяпни, Ю. П. Пузырь, Л. А. Захаров (и др. Методическое руководство по тест программе. — М.: 1998.-25 с.
  212. . А.Н. Формы статистической отчетности при тестировании физической подготовленности учащихся в образовательных учрежденияхг. Москвы / А. Н Тяпни, В. П Щербаков, Ю. В. Головкин {и др. М-. J 998. -20 с.
  213. У рысак A.M. Возрастная динамика тела детей и подростков в возрасте от 4 до 18 лет / А, М. Урысон // Рост и развитие ребенка. М. г МГУ, 1973, -С. 3−21,
  214. Физическое развитие и уровень биологического возраста у детей с лабильной первичной артериальной гипертензней И Бюллетень Вост.-Снб научного центра СО РАМ. Иркутск. 2001. -J6 1(15) — С. 127−130.
  215. Филиппов. ВИ Динамика морфоф>нкииональных показателей мальчиков 7−12 лет / В. И. Филиппов, H.A. Токарева Ц Методологические основы спортивной морфологии: матер.симпоз. М.: 1979. С. 183−185.
  216. , СЛ. Методика ко м п л с кс, но цел ости ого развития физических способностей учащихся 4−11 классов на уроках физической культуры: автореф. днеканд. пед. наук / С. Д. Фомин. — М., 1987, — 22 е.
  217. . Ж.К. Теория и методика физического воспитания / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. М.: Экспресс, 2001. 325 с.
  218. . E.H. Эволюционная морфология скелета человека (E.H. Хрисанфова. М.: Наука, 1978. — 102 с.
  219. , E.H. Антропология / E.H. Хрисанфова, ИВ. Перевозчиков -М.: МГУ, 1991. -320 с.
  220. Хрущев, С. В Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников / С. В. Хрущев. М.: Медицина, 1980. — 222 с.
  221. . И. Б- Пониженный рост и особенности физического здоровья детского населения Центральной Сибири / И. Б. Чмнль, Л. Н. Медведев // Сибирское медицинское обозрение. 2002. — № I, — С. 29−31.
  222. . В.П. Опыт объективной диагностики соматических типов на основе измерительных признаков у женщин / В. П. Чтецов. Н. Ю. Лутовнна, М. И. Уткина // Вопр. аитропол. 1979. — Вып. 60. — С, 3−14.
  223. Чтецов, В. П Состав тела и конституция человека // Морфология человека: сб. тр. М., 1983. — С. 15−18.
  224. , Е.В. Психофизиологические особенности познавательной деятельности у детей с множественной психомоторной патологией развития: автореф. дне. канд. бнол, наук / Е, В. Шалаурова- Северский гос. мед. ун-т Архангельск, 2004. 18 с.
  225. Шварц, В В О генетической детерминированности биологической зрелости организма детей н подростков i В. Б, Шварц, С. М. Багочинас, С. В. Алексеева И Современная антропология медицине и народному хозяйству: тез. докл. Тарту, 1998. — С. 160−161.
  226. Шшм. Б. М. Теория и методика физического воспитания школьников. Ч. 2 i Б. М. Шнян. Тернополь: Учебник-Богдан. 2002. — 248 с,
  227. , Х.З. Мониторинг физического развития детского населения, а крупном промышленном городе Южного Урала / Х. З, Шубина, Е. А. Поварго, Р. И. Загитбаева // Медицинская сестра. 2005. — № 3. — С. 3335,
  228. . Л.В. Дифференцированный подход к воспитанию скоростных способностей у детей 6−10 лет на спортивном часе в группе продленного дня: автореф. лис. канд, пед, наук / Л, В, Шунсвнч. Минск, 1988.-18 с,
  229. , А.Г. Педология наука о детстве как фундаментальная основа валсологнн и педагогики / А. Г. Щедрина. Новосибирск, 1996. -43 с.
  230. , AT. Онтогенез н теория здоровья. Методологические аспекты / А-Г. Щедрина. Новосибирск, 2003. — 164 с.
  231. Щедрин, А С. Проявление обшсбиологнческих закономерностей в физическом развитии школьников г. Новосибирска // Морфология. 2001. -№ 4. -С. 56−59.
  232. , О.П. Здоровье и физическое развитие детей в России в 1985—2000 гг.. / О. П Щеп ни» Е. А. Тншук // Рос. псд. журнал. 2004. — № I. -С, 47−49,
  233. , Л.А. Закономерности формирования роста и развития здорового ребенка // Рос. пед. журнал, 2003, — № 6. — С, 4−9,
  234. Ямпачъская. Ю-А. Состояние, тенденции и прогноз физического развития детей и подростков России / Ю. А. Ямпольская, Е. З Година // Рос. пед. журнал. 2005. — № 2. — С. 30−39
  235. Anthropomciric values in an elderly French population / J, Dclaruc, Constans, D Malvy ct al. // Br, J. Nutr. 1994. — V.7I, № 2 — P. 295−302.
  236. Bailey, D.A. Physical activity and strengths of the femoral shaft during the adolcsccnt growth sport // Medicine and Science in Sport and Exercise, -2002. Vol.34, № 5.- Supplement. — P. 82.
  237. Balogun, J. A Anthropometric indices of male and female Nigerians of different age groups / J.A. Balogun. A G. Olawoye, V.A. Oladipo // Afr. J, Med, Sea, 1994. — V.23, № 3. — P. 279−286,
  238. Bloom. B. The role of gifts and markes in the development of telent // Exceptional children. 1987. — № 48. — P. 510−522.
  239. Briksi A. Dckkar N. Athletisme. Variables predictives de la performance it Medicine du Sport. 1987. — № 61, — P. 64−70.27J. Brock, J. FNutrition and human constitution // Safr, med. J- 1972, -V.46, № 326. — P. 1109−1116,
  240. Broock, CG. Fat cells in childhood obesity // Med Klin I960. V.96-P.295
  241. Bouchalava. M Potodni delka a hmolnos vevzktahu k rustu do 12 let it Cs. Podiat, 1980. — V. 35, № 9. P. 505−509.
  242. Carter- J.E. Changes in somatotypes of Huropcn males between 17 and 24 years t J. Carter, J. Pamkova it Am, J.Phys. Anthropol. 1978. — V.48, № 2, -P.251−254.
  243. Cermak, J. Changes in heart volume, basic somatomctric indicators and body composition during growth and adolescence. Longitudinal study in healthy boys aged 12−18 years / J. Cermak, J, Pamkova ii Rev, Czech, Med, -1975,-V.21,№ 3. P. 134−147.
  244. Cooper S.M., Liemon W. Biomechanica. assessments of motor ability in normal and motor impaired children tt 5 International Congress of Biomecanics. Lyvaskyla, 1975. — P. 32,
  245. Cureion. T.K. Relationship of physical fitness to athletic performansc and sports // i Amer Med. Assoc, 1956. — № 12. — HJ 139−1149.
  246. Czabanski, B. Die Sporttschnic, Technische feller und Fehlcrkorrectur in Hochschulsport // O.J. 1982. — № 1 — P. 12−17,
  247. Danton A, Bill treu NK, Elliot O, Gilels E- Predicting somatype from body measurements // Amer. J. Phus. Anthropol. 1962. — V, 20. — P, 461—474,
  248. Damon. A Notes on anthropometric technique. 2. Skin folds-right and left sides- held by one or two hands // Am J Phys Antropol. 1965. — V.23, № 3. -P. 307−311.
  249. Damon. A Negro-white differences in pulmonary function (vital capacity, timed vita. capacity, and expiratory flow rate) // Hum Biol. 1966, -V. 38, № 4 — P. 381−393.
  250. De Meersmam R E Maximal word capacity in prepubescem obese and nonobese females / R E. DeMecrsman, S. Stone, D.C. Schaefer // Clin. Pediatry Phila) 1985 — V.24, № 4. P 199−200.
  251. Drobny, J. Factor Analusus of body Measurements of 7 years old Bratislavian Children // Acta Faeultaiis Renim Naturalium Universitatis Comeninanae. 1991. — V.27, — P. 71−103.
  252. Elbert, O.G. Vargane Teghzc Gcrbev Zsusanna, Farkas Martha, et lat Hcight and wcigt standarts of 0−14 Jear — old Budapest children bcsed on a longitudinal growth study U Antropol. kozl. — 1986. — V. 30, № 1−2. — P. 67−76.
  253. Faulkner. I. The Physiology of swimming // The Research Quarterly. -1966. -№ 3,-P, 474−512.
  254. Ferro-Luzzi A, Dumin J C A The Assessment of human energy intake and expenditure: a critical revicv of the recent literature. Roma, Fao, -1981. -524 p.
  255. Frisancho. A. R New standards of weight and body composition by frame stze and height for assessment of nutritional status of adults and the elderly II Am. J.Clin. Nutrition. 1984 № 40. — P 808−819,
  256. Gamhril. D, Training the club swimming // Swimming techniguc. -1989. V.22,№ 1. — P. 19−35.
  257. Gazzefl, J.W. The adult Human Hand: Some anthropomcthric and Biomccanicat Considerations it Human Factors 1991. 113. P, I17−131,
  258. Goldstein, R.A. Chronic disease in the workplace and the environment. Lung disease: review of past initiatives / RA Goldstein II Arch.EnvLron. Health. -1984 -V.39,№ 3. -P. 183−186.
  259. Grimm, H. Zwei ubcrsichtstabbcin zur Stadieneirtleilung der man lichten und weiblichen Reifungszcichen ff Pirztl Gagkolc I960, — № 52. -S. 292−301.
  260. Gutmcm. Y. Glutathione your body s most powerful healing agent. -Montreal, Canada, 2000. — 302 p.
  261. Haskell W, L. The physical activity component of health promotion tn occupational settings / W.L. Haskell, S.N. Blair // Public. Health Rep 1980. -V. 95.-P. 109−118,
  262. Infanle-Rivard, C. Childhood asthma and indoor environmental risk factors // Am. J. Epidemiol. 1993. — № 137. — P. 834−844
  263. Hahn, E. Schlagwort «Kindcrtnuning» ff Lristungsport 9. 1979. -№ 6.-S, 512−520,
  264. Hunt E, Cock G. Gallacher J. Somatyope and sexual maturation in boys method of development analysus // Human biology 1958. V. 30, № 1,
  265. Johansson, J. EfFecicncy of Human Movement // Anat. Res. 1984. -V, 41. — P, 169−181.
  266. Joke. E, Physigue and performance // Anthropol Kozl. 1990. — № 24. -P. 123−136.
  267. Katch V., Michael E.D. The relationship Between Various Segmental Leg Measurements, Leg Strength and Relative Endurance Performance of College Females tl Hum. Biol. 1993 — V. 145, № 3. — P. 371−383,
  268. Koch B. Petient Monitors // Med elect 1996. V.26, № 5. P. 149 156.
  269. Malar. M. Bczccka vythropomethric 11−15 rocnes mladese w Sabinove // Tel. Vych. Mladeze. 1982. — V. 47, № 4 — P 168−177,
  270. Micoxzt, M.S. Age variations in the relation of body mass indices to estimates of body fat and muscle mass / M.S. Micozzi, T.M. Harris // Am, J, Phys. Anthropol. 1990. — V. 82, № 3. — P. 375−379.
  271. Murray, J.E. Stature and body-mass index among mid nineteenth ccntuTy south Chinese immigrans / J.E. Murray if Ann. Hum. Biol. — 1994. — V.21, № 6. — P 617−620.
  272. Parmu, R. W Somatotyping by phusical anthropomcthiy // Amcr. J. Phus. Anthropol. 1954. — V. I2, № 12. — P. 209−239.
  273. Pershagen. G, Epidemiological cvidcrvcc Air pollution and cancer / G. Pershagen// IARS Set Publ 1990 V. I04 P.240−251.
  274. Procopek. M. Child Growth nationale Standarte in Czehoelovakia // Anthropol. fcozi, 1993. — V.30, № 2. — 37 p.
  275. Raudsepp. L Somatolypcs of prepubertal school children / L. Raudsepp, T. Jurimae // Papers on anthropology. Tartu, 1995, — C. 200−204.
  276. Relation of body fat distributions to ischemic heart disease, The National Helth and Nutrition Examination Survey I (NHANES 1) Epidemiologic Follow-up / D.S. Frccdman, D.F. Williamson, J.B. Croft etal. U Am.J.Epidemiol.- 1995. V, 142. № 1-P. 53−63.
  277. Roy, B.G. Biomcchanical aspects of some gliding sports И Phusical training 1992. — V. 12. № 3. — P 704−115,
  278. Rompatti, K. A study of stride length in running // Track and Field Dig.- 1990. P. 249−256.
  279. T. НоопШ P. Organising road races for children U The P. and S. 1985. — V. l 3, № 3. — P. 126−33.
  280. Schlegel, W.A. Die Konstitution stupen wahred Schuiaiter a und Pubertat //Homo- 1961 -V. L P. 12−18.
  281. Skibbuka, A, Somatic types of athletes, Wychow // Fizy Sport. 1965.- V. 9. P. 55−72,
  282. Smith D. S< Brown A1. L Anthropometry in preschool children in Hawaii 11 Am. J, Clin. Nutrition, 1970. — V.23, — P. 932−939.
  283. Sjostrom. CD Body compartment and subcutaneous adipose (issue distribution risk factor patterns in obese subjects / C-D. Sjostrom, A. C-Hakangard, L, Lissncr, L. Sjostrom // Qbes. Res. — 1995. — № 3 P. 9−22.
  284. Swains. P. et all. Comparison tics methods dc Sheldon // Ktndenthropologie 1970. — V.2, № 1,-P. 31−42
  285. Tanner J. M. Childhood epidemiology. Physical development / J.M. Tanner // Br Med. Bull, 1986. — V.42, № 2, — P, 131−138.
  286. Tompson, A.M. Physical activity from childhood and adolescence in adulthood in males and females A qualitative analysis H Medicine and Sport and Exercise. 2001. — V. 33. № 5. — P I16.
  287. Wandja K. Hooft P-J" van de Voorde HP Predictive value of anthropometric parameters for birth weigth / K. Wandja, PJ. Hooft, H P, van de Voorde t! J, Gynecol. Obstet. Biol. Reprod (Paris). 1995. V.24, № 4 — P.444−448.
  288. Which anthropometric indices of regional adiposity are related to the insulin resistance of aging? ! M, D. Weidncr, KE. Gavigan, G.L. Tyndall et al. // InU Obes Relet Mctab. Disord 1995, — V. 19, № 5. — P, 325−330.
  289. Wuisherk. H. Zum Normbegriff in der Anthropometric // Theorie und Praxis derKoperkultur. 1983.-V S.- P 371−373.
Заполнить форму текущей работой