Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оптимизация содержания учебника для вуза. 
Системное обоснование критериев редакторской оценки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все названные шаги выстроены в направлении уточнения предмета учебника по экономике, активно меняющегося вслед за приоритетами общественного развития и внедрением средств новых информационных технологий в образование. Среди новых принципов построения предмета учебника по экономике, как было установлено, является принципиальная направленность на формирование профессионально необходимых умений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Использование методологии системного подхода в развитии исследовательских средств и методов редакционно-издательского знания
    • 1. 1. Понятия «система» и «системный подход» в характеристике предмета исследования
    • 1. 2. Уровни системного рассмотрения объекта учебной книги
    • 1. 3. Система знания в учебной книге как форма существования научного познания
    • 1. 4. Мировоззренческие аспекты использования системного подхода в профессиональной деятельности редактора учебной литературы
  • Глава 2. Системное обоснование структурных и содержательных аспектов учебной книги
    • 2. 1. Система и структура знания в учебной книге
    • 2. 2. Функции и задачи системы знания в содержании учебного издания
    • 2. 3. Связь системы знания учебника с задачами образовательного процесса
    • 2. 4. Система знания как критерий оценки содержания и структуры учебного издания
    • 2. 5. Системное моделирование знания учебника в традиционной и электронной версии учебного издания в процессе оптимизации его структуры и содержания
  • Глава 3. Применение критерия системы знания в уточнении предметной области и оптимизации содержания учебных изданий по экономическим наукам
    • 3. 1. Экономика как область научного знания в отражении содержанием учебной книги
    • 3. 2. Структура видов знания в содержании изданий по экономическим наукам
    • 3. 3. Дидактические аспекты подготовки специалиста в содержании учебных изданий по экономической теории
    • 3. 4. Гуманитарные аспекты организации системы знания учебных изданий по экономике
    • 3. 5. Оценочные критерии системы знания экономической науки в формировании содержания учебных изданий

Оптимизация содержания учебника для вуза. Системное обоснование критериев редакторской оценки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность исследования. Выпуск учебных изданий — важнейшее направление организации образовательного процесса и основной инструмент образовательной деятельности. Распад единой политической и социально-экономической системы в нашей стране коренным образом изменил структуру книгоиздательской и образовательной систем. Результатом его стала неоправданная либерализация оценочных критериев учебника, неопределенность задач современного редактора и его роли в складывающемся книгоиздательском процессе.

Переход к новой образовательной концепции, в основе которой лежит принцип фундаментализации образования, не сводится к простому увеличению объемов каждой из фундаментальных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Речь идет о качественно новых целях образования, о новых принципах отбора и систематизации знаний, о создании фундаментальных учебных курсов на основе системных представлений о передаваемом знании. Концепция модернизации высшего образования, провозгласившая демократизацию и либерализацию образовательного процесса и в то же время максимальную концентрацию знания в образовательных стандартах, требует качественного изменения учебника для вуза. Система государственной монополии в учебном книгоиздании уступила место альтернативному коммерческому учебнику, что позволило «насытить» рынок, но не решило важнейших проблем создания новой учебной книги, отвечающей современным требованиям.

Поэтому актуальной является задача разработки новых теоретических оснований учебника для вуза, уточнения его сущностных характеристик, обоснования содержания учебника как определенной системы знания. Данный подход дает возможность с новых позиций мотивировать принципы отбора фактического материала содержания учебника, обосновать его структуру, состав научного аппарата, а также разработать принципиально новую систему критериев редакторской оценки.

Прикладная проблема системного описания содержания экономического знания в изданиях учебной литературы видится наиболее актуальной в свете изменений, происходящих в области экономического образования, становления ее методики и методологического аппарата экономической науки. Экономические дисциплины затрагивают проблемы современного переходного периода к рыночным отношениям, как в области экономических теорий, так и отдельных сфер экономического знания.

Актуальность системного представления области финансово-экономического знания в содержании учебных изданий объясняется происходящим процессом становления данной отрасли учебного книгоиздания, наблюдаемом на фоне подъема значения высшего экономического образования в нашей стране. Ранее существовавшие способы формирования содержания экономического знания были продиктованы либо традиционными требованиями, акцентирующими материалистические основы классовой теории в области экономического производства, либо, в последнее время, конъюнюурными попытками отражения определенной области знания.

В настоящем диссертационном исследовании делается попытка установить объективные основания для формирования содержания учебного издания по экономике, разработать соответствующую систему оценочных критериев и методики редакционно-издательской подготовки в условиях современного издательства.

Целью исследования является создание модели структуры и содержания учебного издания по экономике, выраженной целостной системой научного знания и приспособленной к решению актуальных задач редакционно-издательского процесса. Исходя из этой цели в исследовании поставлены следующие задачи:

— выявить отличительные признаки системы знания, обобщающие структурно-содержательные характеристики учебного издания, являющиеся предметом редак-ционно-издательского знания;

— разработать совокупность критериев оценки содержания учебной книги, рассматриваемой в качестве системы знания;

— обосновать применение оценочных критериев редакторского анализа содержания учебного издания, созданных использованием методических средств системного подхода, как эффективный принцип оптимизации его содержательных особенностей;

— разработать методическую модель формирования содержания учебного издания по экономике на основе теоретически подтвержденных объекта и предметных свойств учебной книги и научно разработанных принципов оценочной работы редактора.

Объектом диссертационной работы является массив учебных изданий по экономике, содержащих актуальную систему экономического знания, выделенный существующей типовидовой и отраслевой классификациями книговедческой науки. Предметом исследования является содержательные особенности учебного издания по экономике, выражающие систему научного экономического знания.

Общая методология и историография исследования. Методологической основой диссертации является системно-типологический аспект книговедения и системного анализа в плане влияния на методику редакционно-издательской подготовки издания учебной литературы.

Системный подход в исследовании объекта книговедческой проблематики предполагает использование всех существующих в современном книговедении подходов и методов (эмпирико-описательного, функционального, типологического, а также их системных вариаций). Наиболее продуктивным методом современного книговедения на сегодняшний день остается системно-типологический метод, эффективно использующий разработанную типологическую модель учебной книги в целях специально-книговедческого исследования. В прикладных областях книговедческих исследований наиболее эффективными оказываются методы редакцион-но-издательского дела, такие как редакторский анализ, сформированные в соответствии с требованиями системно-типологического подхода и методологии отраслевой деятельности.

Традиционными для любого логически последовательного исследования остаются общелогические методы, такие как анализ и синтез, позволяющие логически правильно осуществлять операции по конструированию исследовательской модели, обоснованному получению выводного знания.

Особое место в настоящем исследовании принадлежит группе методов дея-тельностного подхода, используемого в изучении объектов, в составе которых могут быть выделены процессы деятельности, имеющие научно обоснованный характер.

В структуру источниковедческой базы вошли две основные группы письменных источников. Первую составили работы, посвященные общим вопросам книговедения, методологии системного подхода и методики редакционно-издательской деятельности — труды A.A. Беловицкой, A.A. Гречихина, С. Г. Антоновой, Э. Г. Юдина, П. Г. Буги, В. П. Беспалько, В. Г. Бейлинсона и A.B. Юдина.

Первоначально, с момента зарождения книговедческой науки, задача специального книговедческого рассмотрения объекта учебного издания сводилась к необходимости создания универсальной типологической модели всего издательского репертуара вузовской учебной книги. Основанием для нее была глубоко разработанная методология книговедческой науки и выстроенная на ее фундаменте типология книжных изданий, сформированная использованием универсальных критериев читательского адреса и целевого назначения. Концепция системно-типологического метода выстроила общую структуру, определила объектно-предметную область книговедения, обосновывала модель редакционно-издательской деятельности как процесс создания завершенных форм существования книги в книгоиздательском деле. Связанная с именами A.A. Беловицкой, С. П. Омилянчука и A.A. Гречихина, названная концепция отражала соответствующий уровень развития книгоиздания в нашей стране, диалектически отождествляя процессы воспроизводства знаний в книгоиздательской сфере с объективными процессами в общественном сознании.

Реализуя концепцию системно-типологического метода в области выпуска учебных изданий, A.A. Гречихин, В. П. Беспалько и др. ставят своей задачей разработку многомерного типологического критерия для систематизации признаков содержания и формы вузовской учебной книги. Воплощая собственную теорию в сфере методики редакционно-издательского дела, A.A. Гречихин обнаруживает синтаксические, семантические и прагматические основания систематизации структурных и содержательных характеристик учебных изданий.

Современной задачей теоретического рассмотрения предмета и структурно-содержательных особенностей учебника, согласно единодушного мнения его исследователей, является необходимость разработки четкой концепции учебника, максимально соответствующей современным целям реформирования образования и основополагающей роли учебной книги в образовательном процессе среди других средств учебно-методического комплекса. Одним из центров разработки концепции учебника нового поколения является кафедра Издательского дела и редактирования Московского государственного университета печати, членам и сотрудникам которой принадлежит авторство ряда монографических и коллективных работ по изучению предмета учебной книги. Целью исследования предмета учебника является отыскание теоретических основ разработки перспективной системы электронных учебных средств, обещающее принципиально изменить привычную схему авторско-редакторского труда в результате внедрения новых принципов отбора и размещения фактического материала в содержании учебника.

Настоящая диссертационная работа базируется на вышеизложенных концепциях как отправных точках собственного исследования.

Ко второй группе источников по теме относятся публикации, отражающие актуальные современные проблемы редакционно-издательской подготовки учебной книги, в том числе оптимизации содержания учебных изданий в области экономической науки — работы Л. Н. Глызиной, В. Д. Камаева, Н. Д. Латыновой и А. И. Ростовцева. Перечисленные работы с разной степенью успеха воссоздают предметную область современной учебной книги по экономике, отмечают наиболее актуальные задачи организации образовательного процесса в области высшего экономического образования и новейшие тенденции, связанные с редакционно-издательской подготовкой названных изданий.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые предпринимается попытка на основании теоретически разработанной концепции оценки структуры и содержания вузовской учебной книги сформировать методические основания для оптимизации содержательных особенностей учебных изданий экономической тематики. Рассмотрение содержания учебника по экономике как определенной системы знания позволило выявить требования к учебнику как виду издания, дало материал для разработки конкретных рекомендаций по совершенствованию учебных изданий в области экономической науки.

Практическая значимость Результаты исследования предполагается использовать в редакционно-издательском процессе Академиздатцентра «Наука» РАН, в том числе его региональных отделений. Материалы диссертации могут быть успешно внедрены в содержание учебного процесса и методику подготовки редакто-ров-издателей по специальности 21 500 «Издательское дело и редактирование».

Апробация исследования. Результаты диссертационного исследования использовались при участии автора в научно-исследовательском проекте по разработке концепции современного учебного издания, его содержания, критериев оценки и особенностей редакционно-издательской подготовки для Академиздатцентра «Наука» РАН. По завершении ее было осуществлено внедрении результатов изучения структурно-содержательных особенностей учебной книги в методику ре-дакционно-издательского процесса Академиздатцентра, подготовлен ряд аналитических обзоров по изучению предметной области учебных изданий и определены конкретные направления по совершенствованию используемой методики редакторской подготовки изданий.

Автор является участником научных исследований, проводившихся кафедрой Издательского дела и редактирования МГУП по темам «Методология и теория ре-дакционно-издательской деятельности» (2000;2001), «Редакционное технологические принципы создания электронной версии учебника на основе бумажного прототипа» (2001;2002).

Результаты диссертационной работы докладывались на VII Международной научной конференции, проведенной Международной академией информатизации (Москва, 2001), 41-й научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и научных сотрудников МГУП (Москва, 2001) и IX Международной научной конференции по проблемам книговедения «Книга.и книжное дело на рубеже тысячелетий» (Москва, 2000).

На защиту выносятся:

— обоснование теоретической модели учебной книги как объекта редакционно-издательского процесса;

— представление структуры и содержания учебника в качестве предметной области исследования редакционно-издательской науки;

— теоретические основания разработки комплекса критериев рассмотрения содержания учебной книги как необходимой базы для формирования методики редакционно-издательской деятельности;

— научно-методологические основания и методика разработки теоретической модели учебной книги по экономике;

— методическая модель формирования содержания электронной версии учебного издания на основании объекта и предметных свойств традиционного учебника по экономической науке.

Структура и объем работы" В соответствии с целью, объектом и предметом диссертационного исследования определены его объем и структура. Диссертация состоит из введениятрех глав, в которых разрабатываются основные положения исследованиязаключения и списка использованной литературы. Общий объем диссертации составляет 180 страниц. Библиографический список содержит 140 названий.

Заключение

.

Значимость представления структуры и содержания учебного издания как системы знания продиктована необходимостью решения задач оптимизации содержания учебника, обозначенных в свете реализации концепции фундаментализа-ции высшего образования и системы учеб но-методических средств. В этом смысле проведенное исследование опирается на вес предшествующий богатый опыт разработки философской концепции системного подхода, с одной стороны, и ранее осуществленные наработки описания предмета учебника, положенные в основу создания его новой концепции, с другой.

— Настоящая работа среди основных выводов, выполненных по ходу рассмотрения теоретической модели учебной книги, подтвердила предположение о системном характере содержания и структуры учебного издания. Она принадлежит к числу попыток реализации замысла системного описания предмета учебника и его знаниевых аспектов, формируемых привлечением общенаучного и отраслевого знания. Цели и задачи проведенной работы породили дуализм используемых исследовательских методов системных объектов — применительно к системе знания учебного издания ими выступали традиционные методы книговедческой типологии и деятельностного подхода, изучающие отражение предмета отраслевого знания в содержании учебника.

Приближением к исследованию проблем методологической организации системы знания следует считать рассмотрение функциональных свойств системы, главное из которых заключено в представлении в содержании издания системы научного знания. В соответствии с требованиями учебного процесса в составе системы знания учебной книги может быть обозначена структура целостно связанных между собой видов знания, функционально выделяемых требованиями целевого назначения книговедческой типологии.

Важнейшим выводом проведенной работы является определение роли системы знания в учебном издании как критериального принципа оценки его содержания. Он следует из функционального назначения анализируемой системы в организации предмета, структуры и содержания учебника, сводящегося к обеспечению системного представления знания. Методологическим обоснованием отражения системы научного знания в учебной книги должна служить традиционная книговедческая типология, общенаучная теория системного и деятельностного подходов, характеризующих способ организации содержания издания и представление в нем изучаемого вида профессиональной деятельности.

Одной из важнейших прикладных задач системного обоснования предмета учебника была названа необходимость выработки группы оценочных критериев редакторского анализа в отношении содержания учебника. Этот и ряд других шагов, касающихся разработки моделей учебников, в том числе электронной версии, принадлежит к числу действий по формированию единой системы требований к организации содержания учебных изданий. В составе выработанной системы критериев оценки содержания учебника были обозначены критерии глубины и широты отражения системы научного знания, соотносимые с существующей практикой редакторского анализа.

Выделенные критерии актуальности, практической ценности и связанности системы знания учебного издания с задачами учебного процесса позволяют дополнить оценочные принципы широкой системной спецификой. Дальнейшее развитие принципов оценочной работы редактора над изданием учебной литературы, безусловно, потребует их преобразования в соответствии с нормами книговедческой типологии. Полученная завершенная и универсальная в применении критериальная форма должна отвечать существующим типологическим требованиям отражения в издании содержания учебной дисциплины. Более того, обозначенная выше группа критериев системного представления знания в содержании учебника может быть трансформирована в важный методологический ориентир разработки оценочных принципов редакторской деятельности скорого будущего. Осуществляемая в русле проводимой работы по созданию методологических основ редакционно-издательского дела выработка системно обоснованных критериев оценки способна сыграть существенную стимулирующую роль в интенсификации этого процесса.

Выработка системы оценочных принципов редакторской работы над изданием учебной литературы на основе сформированных представлений о прототипе учебной книги, максимально отвечающих задачам образовательного процесса, лежит в русле совершенствования применяемой методики редакционно-издательского дела. Ее разработанность непосредственно обращена к уровню развития форм редакционно-издательского процесса и появлению новых типов учебных средств, причисляемых к объектам рассматриваемого вида деятельности. Методы работы редактора над изданием учебного вида литературы претерпевают коренные изменения вслед за меняющейся действительностью социально-экономической жизни общества. Демократизация ее проявлений в последнее десятилетие сделала возможным принятие неординарных творческих ходов и решений редактора, немыслимых ранее в свете существовавших тогда жестких и рутинно однозначных требований к форме учебника.

Реализация альтернативных подходов к организации методики редакторской работы позволит осуществить конкретные шаги в направлении оптимизации содержания учебника, связанные, прежде всего, с повышением его информативности и актуальной значимости в выражении специального знания, необходимого в профессиональной деятельности специалиста. Путь решения названных задач обращен вовсе не к обыкновенному насыщению материала учебника различной информацией, он направлен на увеличение его емкости, как за счет реализации в структуре и содержании учебника системных принципов, так и в результате использования информационных средств в организации его формы. Разработка теоретической модели современного учебного издания указывает на основные направления совершенствования методики редакторской работы, меняющей его облик. Прежде существующие задачи редакторского анализа, ориентированные на приведение учебника в соответствие с представлениями о читательском адресе и целевом назначении, уже не отвечают понятиям о современной методике работы редактора. Его необходимо вооружить новой системой оценочных критериев, обращенной не только к предмету учебника, но и к предмету изучаемой дисциплины, отраженной в системе знания учебной книги, а также к особенностям осваиваемого вида профессиональной деятельности.

Современные задачи редакционно-издательской работы над содержанием учебника наиболее явно обозначили актуальность глубокого исследования отраслевого знания, образующего предмет учебного издания, посредством применения группы книговедческих методов. Впоследствии, знание отрасли трансформируется в формализованную систему, унифицированную применением специально научной методологии и предназначенную к использованию в книговедческих исследованиях. Другое направление развития современной методик редакторской работы лежит в области изучения информационных технологий формализованного описания объекта исследования с последующим отнесением их к структуре и содержанию книжной формы учебника и его электронной версии. Синтез двух выше представленных тенденций указывает на важность задачи перевода отраслевого знания на информационный «язык» в виде структуры, представляющей характер изучаемого вида деятельности, и содержания понятий, выражающих предмет анализируемого знания. Подчинение этой же структуры знания системному принципу, задачам выражения предмета дисциплины, целям построения образовательного процесса, преобразует представленную информационную структуру в полноценную систему знания. Ей обязана предшествовать работа по уточнению предметной области учебника, формированию оценочных принципов редакторской деятельности, включающей оценку содержания новой формы учебных средств, книговедческое исследование отраслевых блоков знания.

Вместе с тем не стоит абстрагироваться от того факта, что методика редакци-онно-издательской работы, как и любой другой сферы практической деятельности, прежде всего, является результатом осмысления реального профессионального опыта, получившего соответствующее научно-теоретическое обоснование. Рост наличного книгоиздательского знания обеспечивает методологическим оснащением дальнейшее развитие редакционно-издательских процессов деятельности и появление новых прогрессивных форм учебных средств и профессиональных методик. Следовательно, полученные результаты в построении теоретической базы организации работы редактора требуют соответствующего апробирования непосредственно в практике редакционно-издательского процесса отдельного издательства или издающей организации, специализирующейся на выпуске учебной книги для высшей школы. Однако, сохраняющаяся дифференцированность творческих сил, задействованных в выпуске учебной литературы и задерживание интенсивного процесса специализации издательств, способного создать условия кардинального решения проблемы, затрудняют дальнейшее развитие методики редакторского труда.

Необходимость разработки методологии редакционно-издательского дела определенно назрела и ощущается наиболее явственней в свете попыток внедрения средств новых информационных технологий в отраслевую практику. Реализация задачи создания теоретической модели учебника посредством системного представления его структурно-содержательных аспектов может служить одним из отправных пунктов формирования редакционно-издательской методологии наравне с теоретическими представлениями о самом характере этой деятельности. Принципы моделирования учебной книги как одного из наиболее сложных и полиструктурных объектов книгоиздательского знания, созданные в ходе системного рассмотрения ее предмета, особенностей структуры и содержания могут лечь в основу для получения выводов и обобщений теории редакционно-издательской деятельности. Речь идет в том числе и о теоретическом осмыслении принципов редакторской работы над группой учебных средств электронной версии, требующих использования иных подходов к определению целевого назначения, формированию предмета учебника и способов его отражения.

Реализация целей формирования оценочных принципов редакторской работы над учебным изданием и методологии редакционно-издательской деятельности лежит в одной плоскости с задачами обоснования предмета современного учебника. Появление его новых форм, созданных применением информационных технологий, нуждается в адекватном научно-теоретическом осмыслении, вытекающим в систему конкретных типологических требований. В связи с этим вырастает необходимость уточнения читательского адреса, сужающегося в современных учебных средствах, а также целевого назначения, конкретизируемого выполнением комплекса образовательных функций. Последнюю задачу актуализирует распространенная практика расширения целевых функций современных учебников широким спектром вопросов изучения основ профессионального вида деятельности, связанного с профилем подготавливаемого специалиста.

Завершение процесса обоснования предмета учебника нового типа целевых задач значительно активизирует разработку теоретических моделей учебных средств электронной версии. Речь идет о моделировании широкой фреймовой структуры, воссоздающей в учебнике структурные характеристики изучаемой дисциплины, особенностей профессионального вида деятельности с дальнейшим углублением научно-теоретического рассмотрения.

Достигнутые результаты в осмыслении предмета учебника и разработке его теоретической модели могут быть эффективно использованы в развернувшемся процессе формирования образовательных стандартов, отвечающих задачам реализации концепции фундаментапизации высшего образования. Содержание учебника и связанных с ним средств учебно-методического комплекса в свете целевых установок и требований новых образовательных стандартов будет представать максимально актуализированным задачам образования и ориентированным на передачу особенностей отраслевого вида деятельности. Дифференциация методических и педагогических усилий, участвующих в формировании обучающих стандартов различной отраслевой спецификации, способно дать эффективные результаты в адаптации отраслевого вида знания в предмет учебной дисциплины. Аналогичная тенденция в организации производственного процесса наблюдается и в отношении учебного книгоиздания, локализующего в границах вузовских издательских центров творческие возможности и научно-методические позиции собственного коллектива специалистов.

Использование учебных средств, подготовленных в локальных условиях на-учно-методической и обучающей среды высшего учебного заведения, оказывается эффективным в процессе специализации обучаемых, изучении профессионально аспектированных сторон осваиваемого вида деятельности. В то же время в условиях вводнога и тем более профилированного изучения основ дисциплины возникает острая необходимость в организации централизованного вузовского книгоиздания, обеспечивающего соблюдение единых методических и критериальных требований к содержанию учебника. Источники их продуцирования, как было установлено, расположены в границах предметов и методологических аппаратов дидактической и информационной наук, теории редакционно-издательской деятельности.

Процесс централизации учебного книгоиздания в отношении предмета изучаемых дисциплин обеспечивает выполнение не менее важной функции реализации глобальных и фундаментальных целей образования в содержании конкретных учебников. Так, например, обращение к задачам организации высшего экономического образования обнаруживает целый комплекс мировоззренческих и воспитательных ориентиров, имеющих важное общественное значение, в том числе содействующее становлению личных позиций социальной активности. Изучение экономического знания, входящего в комплекс общественных наук, способствует пониманию ключевых социальных, хозяйственных, политических, демографических процессов и явлений, в участие в которых включено наше общество и его отдельные члены. Осознание их на высоком уровне теоретической абстракции будет содействовать раскрытию законов функционирования крупнейших национальных и международных хозяйственных систем, условий и механизмов развития экономических и гуманистических приоритетов.

Обращение к предмету экономического знания и его выражению в содержании учебного издания обнаруживает признаки становления общих принципов организации системы различных видов знания. Рассмотрение массива учебников по экономике и особенностей отражения структуры и содержания основных видов знания изучаемых дисциплин, установило наличие их инвариантных элементов, имеющих методологическое значение для формируемого содержания учебника.

Инвариантной значимостью в отношении выстраиваемой системы знания экономической науки в учебной книге, как было определено, обладает знание по-литэкономической области, актуальное для предметов современных учебников самого широкого дисциплинарного спектра. Вместе с тем, осуществленное рассмотрение массива учебников обнаружило отсутствие единых принципов методологической организации формирующейся системы экономического знания. Их, очевидно, следует отнести к числу становящихся объектов, главным образом, за счет привлечения системы методов смежных с предметом экономического знания. Таким образом, становится налицо, что последний постепенно утрачивает теоретические черты, привнесенные общественной спецификой экономики, ее предмет довольно активно приобретает прагматический облик.

Вследствие этого, в состав совокупной системы привлекаемых методов не так давно вошли методы математического анализа, социологической и психологической науки, а также политологии. Все более активную роль начинает играть конгломерат частнодисциплинарных методов, главным образом, принадлежащий теории зарубежной экономической мысли, например, технический анализ, пришедший на смену устаревшего затратного метода. Иными словами, полноту представления современной системы экономического знания, актуализированного сложившейся общественно-производственной спецификой, в учебнике обеспечивает единство общенаучных, специальных и частнодисциплинарных методов, сближающих предмет учебника с комплексом дидактических задач деятельностного спектра.

В проведенном исследовании отмечена системообразующая роль содержания учебного процесса в формировании системы научного знания в составе учебников с ориентацией на целевое назначение сообщаемого знания. Вместе с тем подчеркнута негативная сторона наблюдаемой практики применения «конъюнктурных способов» формирования складывающейся системы знания экономической науки с учетом меняющейся политической и социально-экономической ситуации. В связи с этим осуществлено детальное рассмотрение особенностей выражения в учебниках дидактических и гуманитарных аспектов экономического знания на примере некоторых ключевых дисциплин, типа «Основ экономической теории», «Макроэкономики» и «Микроэкономики». Отмеченные недостатки в вопросе организации систем знания проанализированных учебников были сопровождены отысканием методологических основ формирования системы дисциплины и отражения предмета отраслевого вида деятельности.

Методологическое знание экономической науки, то есть знание взаимоперехода предмета теоретической модели дисциплины на сферу ее практического существования во всех характерных проявлениях экономической жизни общества, является ключевым для развертывания совокупной системы. Осуществленное рассмотрение предмета исследования установило методологическую значимость понятий и методов политэкономической науки для системы фундаментального знания экономики широкого дисциплинарного спектра.

Методы политэкономии способны стать существенной точкой опоры в будущем исследовании и системном описании структурно-содержательных особенностей знания различных дисциплин экономической науки. С помощью стержневых категорий политэкономии, таких как «производство», «потребление», «товар», «себестоимость» и др. может быть представлена развернутая структура знания любой экономической дисциплины. Развертывание ключевых понятий и методов политэкономии ляжет в основу создаваемых моделей отраслевых блоков знания, необходимых в книговедческих исследованиях отражения в учебнике научной системы знания.

Осуществление вышеперечисленных шагов является фундаментальной предпосылкой для оптимизации содержания учебника по экономике с опорой на научно обоснованное ядро редакционно-издательского знания. Целевыми установками процесса оптимизации содержания учебника являются задачи реализации концепции фундаментализации высшего образования, в том числе необходимость актуализации задач учебного процесса и внедрения в образовательную практику учебных средств электронной версии. В отношении предмета традиционной учебной книги в связи с этим вырастает значимость оптимального представления содержания и структуры учебника, позволяющего максимально эффективно решать задачи учебного процесса. Разработка оценочных принципов редакторской работы, учитывающих меняющееся представление о предмете учебника и актуальных задачах реформирования высшего образования, обращена к решению глобальной цели выработки единых принципов отражения в содержании учебника знания конкретных отраслевых дисциплин. Так, в частности, ходом настоящего исследования осуществлялась попытка регламентирования набора требований к представлению в учебных изданиях системы знания экономической науки. Суть ее заключена в составлении моделей структур и взаимосвязей различных видов функционально выделяемого знания ключевых экономических дисциплин. В ходе проведенной модельной работы были определены основные дидактические особенности выражения экономического знания, названы главные инвариантные звенья, включая стержневые понятая политэкономии и ее методологический аппарат, а также целевые установки освоения прикладных сторон профессионального вида деятельности.

Все названные шаги выстроены в направлении уточнения предмета учебника по экономике, активно меняющегося вслед за приоритетами общественного развития и внедрением средств новых информационных технологий в образование. Среди новых принципов построения предмета учебника по экономике, как было установлено, является принципиальная направленность на формирование профессионально необходимых умений и навыков будущих специалистов, а также отражение наиболее актуальных современному уровню развития общественных отношений сфер экономического знания. Предмет современного учебника по экономической науке вслед за интегрирующими тенденциями в содержании учебного процесса максимально расширяется за счет смежных с изучаемой тематических областей экономики, сопредельных с нею сфер знания, целевых задач и ориентиров пограничных с требованиями образовательных стандартов. Выработанные представления о предмете современной учебной книги могут быть успешно перенесены на объект учебника электронной версии, реализующего посредством своей гипертекстовой структуры и интерактивной обучающей среды актуальные задачи учебного процесса. В соотнесении с определенными принципами развертывания предмета учебного средства и методологического аппарата дисциплины уже осуществляются попытки разработки фреймовой структуры выражения знания экономических дисциплин в учебных изданиях.

Обоснование принципов фактологического наполнения содержания учебных изданий электронной версии осуществляется в рамках предметов различных научно-теоретических систем с самого начала внедрения средств новых информационных технологий в образование. В частности, в границах методологического аппарата информатики происходит разработка информационной модели альтернативной формы учебного средства и составление конкретных образовательных алгоритмов. Попытки обоснования использования электронной учебной книги в обучающем процессе фиксируются со стороны педагогической науки. Таким образом, становятся очевидными широкие возможности теории редакционно-издательской деятельности в исследовании уже не формальных, а сущностных сторон отражения научного знания в содержании учебника. Средствами этой научной теории анализу подвергаются предмет учебника и связанные с его выражением характерные стороны структуры и содержания в учебном издании. В соответствии с основами функционального метода происходит выделение блоков научного знания в содержании учебника, выполняющих функции заложения фундаментального, специального и методологического видов знания. Применение перспективных средств и методов системного подхода объединяет в комплекс развитой системы разнородные знаниевые блоки, подчиняя их целевой функции и связывая с предметов учебника. Причем центральное место в формируемой системе принадлежит методологическому знанию, играющему координирующую роль в развертывании предмета учебника и функциональных блоков знания, выделяемых в составе его содержания. Свое выражение в содержании учебных изданий методологическое знание получает посредством единства подходов отражения системы научного знания, приспособленной к целям образовательного процесса, предмета и передачи практических навыков профессионального вида деятельности в ходе реализации концепции деятельностного подхода.

Дальнейшая разработка основ необходимой методологической базы для обеспечения поступательного развития системы знания в содержании учебной книги в виде целевых образом ориентированных образовательных стандартов должна соотносится с ростом всей системы в целом. Активная роль в ней должна принадлежать формирующейся системе редакционно-издательского знания, дающей специальное, а с учетом деятельностного подхода, и общее методологическое обоснование комплектации системы знания в составе традиционной книговедческой типологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Ж. Усиление практической функции экономической теории в условиях рыночной экономики и отражение ее в учебном процессе// Инновационные образовательные технологии на рубеже ХХ-ХХ1 вв.- Казань. 1998. 4.2. -С.131−134
  2. В.Н. Электронная книга: Новое средство социальной коммуникации. М., 1997. -230с.
  3. И.Д. Теория как форма организации научного знания. М., 1979. -303с.
  4. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1991.-415с.
  5. С.Г., Тюрина Л. Г. Еще раз про . учебник// Университетская книга. 1997. — № 12. — С.33−34
  6. С.Г. К вопросу об обосновании предметной области учебных изданий для вузов// Издательское дело и редактирование. Теория. Методика. Практика,-М., 1997.-Вып.1.-С.41−45
  7. С.Г. Специфика книги по искусству. (Теоретические аспекты редактирования)// Книга. Исследования и материалы. 1993. — Сб. 66. — С.79−89
  8. С.Г. Специфика учебников по профилирующим дисциплинам в системе многоуровневого образования// Издательское дело и редактирование. Теория. Методика. Практика, — М., 1999. Вып.З. — С.5−12
  9. С.Г. Учебная книга как средство формирования гуманитарной культуры специалиста// Материалы 38 научно-техническая конференции профессорско-преподавательского состава аспирантов и научных сотрудников. М., 1998. -С.137
  10. С.Г. Учебное издание как средство взаимодействия информационной культуры общества и личности// Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы. Краснодар, 1997. — С. 107−110
  11. И.В., Горюнова J1.A. Проблемы вузовского учебника по экономическим дисциплинам// Проблемы вузовского учебника. 4 Всерос. науч. ме-тодол. конференция. — М., 1995. — С.95−97
  12. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. — 368с.
  13. Г. А. Основа перестройки учебного процесса его методологическое обоснование// Вопросы методологии, методики и организации учебного процесса. — Киев, 1990. — С.3−8
  14. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект.-М., 1977.-254с.
  15. Н.И. Психолого-педагогические проблемы учебника// Проблемы вузовского учебника. 2 Всерос. науч. метод, конференция. — Вильнюс, 1983. С.44−46
  16. И.Е., Барсук А. И. К вопросу о методах книговедческих дисциплин// Книга: Исследования и материалы. 1974. — Сб.29. — С.20−45
  17. В.Г. Арсенал образования: Характеристика, подготовка, конструирование учебных изданий. М., 1986. — 286с.
  18. A.A. Общее книговедение. М., 1987. — 256с.
  19. В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. М. 1988.160с.
  20. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке// Проблемы методологии системного исследования. -М., 1970. С.7−48.
  21. И.В., Юдин Б. Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. -М., 1972.-48с.
  22. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М., 1973.-270с.
  23. В.А. Актуальные вопросы редакционно-издательской подготовки вузовского учебника// Вузовский учебник. Киев, 1974. — Вып. 18- С.58−64
  24. А.Е., Гезлер Е. С. Экономика// Большая советская энциклопедия. -3-е изд. М., 1978.-Т.29.603−614
  25. П.Г. Вузовский учебник: Создание, выпуск, распространение. М., 1987.- 158с.
  26. Г. Э. Роль методологии в системе человеческой деятельности// Роль методологии в развитии науки. Новосибирск, 1985. — С. 148−156
  27. В.В. О разработке системы стандартных компьютерных тестов по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин// Информатизация базового гуманитарного образования в высшей школе. Сочи, 1995. — С.9−11
  28. Г. Оценка качества учебных изданий// Университетская книга. 1998. — № 9. — С. 13−14
  29. Н.И., Колкова Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе: Стандарты высш. учеб. заведения. Кемерово, 1998. — 170с.
  30. И.В., Кулькова В. Ю. Особенности формирования специалистов рыночного профиля в современной отечественной экономике// Инновационные образовательные технологии на рубеже ХХ-ХХ1 вв.- Казань, 1998. 4.2. -С.136−138
  31. Л.Н. О некоторых особенностях работы с экономическими текстами// Современные образовательные технологии. Омск, 1999. — С.92−93
  32. A.A. Библиотипология, или общая теория систем в книжном деле// Книжное дело. М., 1995. — № 6/7. — С.75−80
  33. A.A. Типологический подход к оптимизации качества вузовской учебной книги// Издательское дело и редактирование. Теория. Методика. Практика. М&bdquo- 2000. — Вып.4. — С.48−81
  34. A.A. Типология вузовской учебной книги, требования к ее содержанию и оформлению// Издательства в процессе перемен. М., 1999. — С. 15−45, 179−189
  35. A.A., Древе Ю. Г. Вузовская учебная книга. Типология, стандартизация, компьютеризация. М., 2000. — 255с.
  36. Дал ада Е. В. Критерии оценки системы знания учебного издания по экономике// Тез. докл. к IX Международной науч. конф. по проблемам книговедения. М., 2000. — С.56−58
  37. Е.В. Традиционные издания по экономике как объект для формирования их электронной версии. Редакционно-издательский аспект// Материалы VII Международной научной конференции 24−25 декабря 200! г. М. 2001. — С.57−62
  38. А.Я. Учебник как основа научно-методического комплекса// Проблемы вузовского учебника. Всесоюз. науч. метод, конференция. — М., 1979. С.9−11
  39. О. Учебник для вузов: Каким ему быть?// В мире книг. 1980. -№ 1. — С.16−18
  40. В.К. Общие формы организации процесса обучения. Красноярск, 1984.- 185с.
  41. М.П. Методология книговедения: Предпосылки формирования// // Книга: Исследования и материалы, 1993. Сб.66. — С.39−62
  42. О.С. Системно-структурный подход к определению содержания и структуры учебника// Проблемы вузовского учебника. Всесоюз. науч. метод, конференция. — М., 1979. С.81−83
  43. Л .Я. Теория как система знаний и метод познания в содержании образования// Теоретико-методологические проблемы педагогики в условиях становления и развития целостной системы непрерывного образования. М., 1988. -С.133−135
  44. Д.Д. Новый этап развития педагогического образования в стране и проблемы вузовской учебной книги// Актуальные проблемы образования. -М., 1980. С.57−58
  45. Т.А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений// Результаты новых исследований в педагогике. М., 1977. — С.3−18
  46. Каким быть учебнику: Дидактические принципы построения: В 2ч/ Под ред. И Я. Лернера, Н. М. Шахмаева.- М., 1992. 4.1. -169с.
  47. Каким быть учебнику: Дидактические принципы построения: В 2ч/Под ред. И. Я. Лернера, Н. М. Шахмаева.- М., 1992. 4.2. -160с.
  48. A.A. Системы знаний гуманитарных дисциплин и их моделирование// Информатизация базового гуманитарного образования в высшей школе. -Сочи, 1995. -С.16−18
  49. В.Д. Учебник по экономике: каким ему быть? // Университетская книга, 1997.-№ 4.-С. 16−17
  50. Г. В. Роль информационного материала в курсе «Мировая экономика и международные отношения»// Информатизация и проблемы гуманитарного образования. Краснодар, 1995. — С. 100−102
  51. A.C. Совершенствование процесса обучения в высшей и средне-специальной школе на основе системно-деятельностного подхода// Вопросы методологии, методики и организации учебного процесса. Киев, 1990. — С. 8−14
  52. В.А. Роль и место дисциплины «Экономика предприятия» в общей системе подготовки специалистов экономического профиля// Содержание образования в экономическом вузе. Материалы метод, конференции. Новосибирск, 1997. — С.78−81
  53. Ким В. В. Научное познание как система// Роль методологии в развитии науки. Новосибирск, 1985.-С. 194−203
  54. JI.A., Муленко A.K. К вопросу о системном подходе к построению учебного пособия для специальных дисциплин и спецкурсов// Проблемы вузовского учебника. Всесоюз. науч. метод, конференция. — М., 1979. С.43−44
  55. И.П. Вузовский учебник: суть проблемы, корни// Университетская книга. 1997. — № 6.-С.14−18
  56. К.И. Структура и возможности систем обработки знаний из гуманитарных областей// Информатизация и проблемы гуманитарного образования. -Краснодар, 1995. С.240−242
  57. A.C. Методологическая культура преподавания как фактор формирования научного мировоззрения// Методология наук в системе вузовского преподавания. Воронеж, 1982. — С.51−66
  58. В.Ф. Концепция современной книги: Система. Структура. Модель// Книга: Исследования и материалы. М., 1985. — С.50−71
  59. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. Методологический анализ. М., 1977. — 264с.
  60. О.И. Функции учебных изданий как средств подготовки управленческих кадров в условиях рыночной экономики// Проблемы вузовского учебника. 4 Всерос. науч. метод, конференция. — М., 1995. С.43−44
  61. В.П. Гносеологические проблемы системного знания. -М., 1983.64с.
  62. В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. -3-е изд., доп. М., 1986. — 398с.
  63. В.А. Применение структурно-логических схем при проблемном методе преподавания темы «Накопление и потребление при социализме»// Актуальные вопросы проблемного преподавания общественных наук в высшей школе. -Минск, 1980.-С. 150−152
  64. Н.В. Системный подход к образовательным программам// Инновационные образовательные технологии на рубеже ХХ-ХХ1 вв.- Казань, 1998. -4.2. С.32−34
  65. Латы нова Н. Д. Проблемы гуманизации экономического образования в техническом вузе// Гуманизация и гуманитаризация образования: теории, концепции, опыт: Материалы всерос. науч.-практ. конф. Самара, 1997, С.36−41
  66. А.П., Марцев А. И., Чичерин B.C. О некоторых предпосылках создания вузовского учебника// Проблемы вузовского учебника. Всесоюз. науч. -метод, конференция. М., 1979. С.19−21
  67. A.A. Понятие системности и организменности// Наука и техника. -1976. № 8. — С.102−103
  68. С.В., Шрейдер Ю. А. Методологические аспекты теории классификации// Вопросы философии. -1976. № 12. — С.67−79
  69. Я.А. Оптимизация сложности учебного текста.-М., 1981. 119с.
  70. Е.В., Ошуева H.A. О научных основах конструирования учебника для заочных вузов// Проблемы вузовского учебника. 2 Всерос. науч. метод, конференция.'-Вильнюс, 1983.С.96−98
  71. Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М., 1980. — 303с.
  72. К.А. Роль редактора в процессе подготовки электронного учебного издания// Материалы VII Международной научной конференции 24−25 декабря 2001 г.-М., 2001. -С.71−74
  73. А.Г. Структурно-системное представление учебного материала как важный фактор активизации познавательной деятельности обучаемых// Программированное обучение. Киев, 1980. — Вып. 17.- С.38−43
  74. A.C. Об одном способе исследования структуры учебника// Проблемы вузовского учебника. Всесоюз. науч. метод, конференция. — М., 1979. С.39−42
  75. E.H. Процесс обучения и преподавания студентам специальности «Финансы и кредит»// Современные интенсивно развивающие технологии обучения в высшем образовании. Тольятти, 1999. — С.33−34
  76. Ю.Л., Решетова З. А. Системный подход к построению учебного предмета в вузе и формирование технического мышления современного инженера// Психолого- педагогические проблемы профильного обучения. М&bdquo- 1979. — С.89−107
  77. В.Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. М., 1981. — 239с.
  78. М.П. Инновационные технологии в процессе преподавания современной экономической теории// Инновационные образовательные технологии на рубеже ХХ-ХХ1 вв.-Казань, 1998. 4.2. — С.139−142
  79. М.А. Проблемы эмпирического анализа научных знаний. Новосибирск, 1977.-176с.
  80. А.И. Методологические основы структурирования гуманитарных дисциплин для компьютеризации// Проблемы вузовского учебника. 4 Всерос. научн.- метод, конференция. М., 1995. — С .27−28
  81. Г. В., Шеховцев А. Ю. Учебник вуза в системе учебно-воспитательного процесса// Инновационные образовательные технологии. Саратов, 1998.-С.112−117
  82. Э. Закономерности формирования «модели культурного человека»// Вопросы философии. 1990. № 5. — С. 71−72
  83. В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974. — 279с.
  84. В., Сенаторова Н. Университеты как учебно-методические центры// Высшее образование в России. 1997. — № 3. -С.24−36
  85. Н.В. Гуманизация содержания образования// Гуманизация и гу-манитеризация образования: теории, концепции, опыт: Материалы всерос. науч.-практ. конференции. Самара, 1997, С.120
  86. Система гуманитаризации в высшей школе: Обзор/ Л. И. Коханович, И. П. Ивановская, H.H. Карева. М., 1993. — 46с.
  87. Г. А. Основы формальной теории целостности// Системные исследования. Методологические проблемы. М., 1983. — С Л 25−151
  88. Е.М. Проблемы преподавания экономических наук в процессе профессиональной подготовки специалистов// Инновационные образовательные технологии на рубеже ХХ-ХХ1 вв.-Казань, 199S.-4.2. С.143−145
  89. С.Н. Элементы философского содержания понятия «система» как ступени развития познания и общественной практики// Системный анализ и научное знание. -М., 1978. С.60−66
  90. И.С. Учебник как вид издания (на примере учебника по химии для общеобразовательной школы)// Издательское дело и редактирование. Теория, Методика. Практика.- М., 2001. Вып.5. — С.99−107
  91. A.M. Логическая структура учебного материала: Вопросы дидактического анализа. -М., 1974. 192с.
  92. А. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСах// Высшее образование в России 1996. — № 3. — С. 17−25
  93. A.A. Имитационное моделирование как средство изучения экономических систем// Инновационные методы преподавания в высшей школе. -Чебоксары, 1999.-С. 186−188
  94. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов, 1987. — 242с.
  95. Г. В. Методология построения оптимальной модели учебного процесса// Проблемы выбора оптимальной модели учебного процесса. Тверь, 1991.-С.7−8
  96. О.Б., Живечкова Л. А. Объективность систем оценивания качества знания// Оптимизация учебного процесса. Н.-Новгород, 1994, — С.44−49
  97. Н.И. Основные проблемы вузовского учебника. Минск, 1976.- 183с.
  98. Н.И. Система требований к учебникам для высшей и средней школы. Минск, 1986. — 63с.
  99. Л.Г. Издательская деятельность высших учебных заведений// Издательское дело и редактирование. Теория. Методика. Практика, — М., 2000. -Вып.4.-С.185−193
  100. JI.Г. Концентрическая модель учебной книги// Материалы VII Международной научной конференции 24−25 декабря 2001 г. М., 2001. — С .74−76
  101. Л.Г. О необходимости уточнения понятия «Электронный учебник»// Материалы 41-й науч.-технич. конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов и науч. сотрудников. -М., 200! -4.2. С.266−268
  102. Л.Г. Учебная книга в формировании профессионального мышления специалиста// Издательское дело и редактирование. Теория. Методика. Практика. М., 1999. — Вып.2. — С. 13−18
  103. B.C. О подходах к построению общей теории систем// Системный анализ и научное знание. -М., 1978. С.42−59
  104. В.П. Системность в преподавании политэкономии и изучение первоисточников// Актуальные вопросы проблемного преподавания общественных наук в высшей школе. Минск, 1980. — С.123−126
  105. А.И. Системный подход и общая теория систем. -М., 1978. 272с.
  106. И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М., 1991, С.208−209
  107. Т.И. К проблеме экономического воспитания// Инновационные методы обучения в вузе. Мурманск, 1993. — С.7−14
  108. Л.Б., Киров B.C. Типовые задачи как единицы соотнесения между целями обучения, его содержанием и контролем// Вопросы методологии, методики и организации учебного процесса. Киев, 1990. -С.95−99
  109. Т.С. Организация экономического образования и воспитания в Кемеровской высшей школе менеджмента и маркетинга// Проблемы экономического образования. Новокузнецк, 1993. — С.22−26
  110. B.C. Научное познание как деятельность. -М., 1984. 232с.
  111. М.К. Вопросы структуры учебников. Соотношение теории и практики// Проблемы вузовского учебника. Всесоюз. науч. метод, конференция. -М., 1979. С.34−36
  112. Г. Б. Гуманитарные аспекты экономических знаний// Инновационные образовательные технологии на рубеже ХХ-ХХ1 вв.- Казань, 1998. 4.1. -С.63−68
  113. В.А. Проблемы методологии научного познания. -М. 1978.271с.
  114. Ю.А. Создание учебных комплексов по экономике предприятий// Информатизация базового гуманитарного образования в высшей школе. -Сочи, 1995. С.52−54
  115. .Г. Методологические проблемы исследования самоорганизующихся систем// Проблемы методологии системного исследования. -М., 1970. -С.359−382
  116. .Г. Методологический анализ как направление изучения науки. -М., 1986.-260с.
  117. .Г. Методологический анализ функционирования научного знания// Вопросы философии. 1982. — № 8. С.99−107
  118. Э.Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения // Вопросы философии. 1976. — № 5. — С.60−75
  119. Э.Г. Методологический анализ, его основные задачи и формы// Политическое самообразование. 1975. — № 8.- C.68−94
  120. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. -М., 1978.391с.
  121. Т.Н. Экономическая теория для России// Высшее образование в России. 1993. — № 2. — С.69−84
  122. В.В. Вузовский учебник как средство организации и активизации самостоятельной работы студентов// Проблемы вузовского учебника. Всесоюз. науч. метод, конференция. — М., 1979. С.12−14
  123. Bertalanffy, L.: General Systems Theory. Foundations Development -Applications.- New York, 1968. — 382p.
  124. Lenk, H.: Wissenschaftstheorie und Systemtheorie. Zehn Thesen zu Paradigma und Wissenschaftsprogramm des Systemansatzes// Systemtheorie als Wissen-schaftsprogramm.- Gottingen.- 1978. S.239−266
  125. Polanyi M. Personal Knowledge. Chicago, 1962. — 376p.
  126. Veltman K. Computers and New Philosophy of Knowledge// International Classification. New York, 1991. -Vol.18., № 1. -P.2−12
Заполнить форму текущей работой