Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Тенденции развития малого предпринимательства в современной России и его государственная поддержка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования послужили теоретические положения и концепции, представленные в классических и современных работах российских и зарубежных экономистов и социологов, а также правовые акш, нормативно-методические документы, материалы и документы I Всероссийского съезда представителей малых предприятий, научных и научно-практических конференций… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Малое предпринимательство как субъект экономических отношений
    • 1. 1. Сущность и критерии определения малого предпринимательства
    • 1. 2. Место и роль малого предпринимательства в рыночной экономике
  • Глава 2. Становление малого предпринимательства в современной
  • России
    • 2. 1. Динамика и структура малого предпринимательства
    • 2. 2. Условия и особенности формирования малого предпринимательства в России
  • Глава 3. Государственная поддержка малого предпринимательства
    • 3. 1. Необходимость, принципы и структура государственной поддержки малого предпринимательства
    • 3. 2. Ресурсная поддержка субъектов малого предпринимательства

Тенденции развития малого предпринимательства в современной России и его государственная поддержка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Трансформация командно-адмишстративной системы хозяйства в рыночную сделала проблему предпринимательства вообще и малого бизнеса — в частности предметом интенсивных научных исследований. Все более осознается тог факт, что рыночная экономика по своей суш — это экономика предпринимательства и, следовательно, становление и развитие предпринимательства является одним из решающих условий становления экономики рыночного типа.

Бизнес-слой российской экономики в значительной мере представлен малым предпринимательством. Это миллионы реальных собственников, менеджеров, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в условиях переходного периода. Фактически за годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики. Это не может не актуализировать анализ закономерностей его развития.

Однако малый бизнес существенным образом зависит от активного и позитивного вмешательства государства. Продолжение курса реформ требует, чтобы поддержка малого предпринимательства в нашей стране стала важной частью общегосударственной доктрины проводимых социально-экономических преобразо. .у. вании.

Исследование динамики сектора малого бизнеса, особенностей и условий его становления и функционирования в переходной экономике во взаимосвязи с анализом системы его государственной поддержки представляется актуальным как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Степень разработанности проблемы.

Проблема сущности предпринимательства как особой формы экономической деятельности нашла отражение в работах А. Смита, Ж.-Б. Сэя, Р. Кантильона, А. Маршалла, М. Вебера, Й. Шумпетера, Ф. Хайека, Ф. Наигга, МФридмена,.

Дж. М. Кейнса, Дж К. Гельбрейта, П. Самузльсона, Л. Эрхарда. Отечественная экономическая наука до недавнего времени если и рассматривала эту проблему, то чаще всего в связи с критикой тех или иных буржуазных теорий. Господствовало мнение о несовместимости предпринимательства в его частной форме с социализмом.

Однако со второй половины 80-х годов в отечественной науке происходит поворот в сторону активного изучения феномена предиришшательства, прежде всего на основе зарубежного опыта. Примером могут служить работы Арупоня-наСА, Зяблюк Н. Г., ИчитовкинаБВ., ГорлановаГВ., Карпова В. В., Луши-ной Н.Л., Омарова А. М., Рязанова ВГ. С начала 90-х гг. отечественная экономическая наука переходит к рассмотрению предпринимательства в связи с коренным преобразованием общественных отношений, становлением многообразия форм собственности, перспективами развития рыночной экономики в России. Этому посвящены работы Авиловой АВ., Алимовой Т. А., Абалкина Л. И., Аксеновой Т. В., Афанасьева В., БугаянаКР., Брагинского СВ., БыстроваГВ., БусыпшаАВ., Горбунова Э. В., ГордановаГ.В., ДанишевскойГ., ДынкинаА., ЖидихановаР.Э., ИчвгговкинаБ.И., КагановаВМ, Качура П. И., Климовой М. В., КочевринаЮ.Б., Лившиц АЛ., Мягкова АТ., Омарова А. М., Орловой Т. К. Осипенко О.В., Разум-новой И.И., Яковлева ВМ., и др.

Значительное число работ отечественных экономистов последнего времени посвящены проблемам малого предпринимательства и условий его функционирования, роли государства в обеспечении внешних условий его развития. Авторская концепция сущности и критериев малого предпринимательства, его место и роли в развитой рыночной экономике, закономерностей его функционирования в условиях переходной экономики России сформировалась в ходе изучения работ, А Архипова, Л. В. Бабаевой, Г. Баткалиной, Т. Беляевой, А Блинова, Е. Братиной, В. Буева, Е. Бухвальда, А Виленского, Л. Гаранькиной, В. Голиковой, Г. Ершовой, Н. Ивановой, В. Калинина, А Колесниковой, Л. Колесникова, А Орлова, Н. Черниной, Е. Чернина, А Чепуренко, А Шулус и др.

Однако следует отметить, что при активном внимании отечественных исследователей (не только экономистов, но и социологов, психологов, юристов) к проблемам предпринимательства в целом и малого предпринимательства — в частности многие аспект этих проблем остаются дискуссионными. Это относится к вопросам определения малого предпринимательства и его критериев, его места и роли в экономической системе, взаимодействия с государством в условиях переходной экономики.

Актуальность обозначенной проблемы, а также неполная степень ее разработанности в отечественной литературе, наличие значительного круга спорных вопросов определили цели и задачи диссертационного исследования, его логику и структуру.

Цели и задачи исследования.

Целью диссертационной работы является определение сущности предпринимательства как родового понятая по отношению к малому предпринимательству, характеристика последнего с точки зрения его критериев, места и роли в экономической системе, условий и среды его обитания, а также его взаимодействия с государством.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— дать теоретическое обоснование экономической сущности и критериев малого предпринимательств;

— определить его место и роль в рыночной экономике;

— выявить тенденции, характеризующие динамику и структуру сектора малого предпринимательства в экономике современной России;

— проанализировать условия и особенность формирования названного сектора экономики;

— раскрыть необходимость и систему государственной поддержки малого предпринимательства;

— конкретно проанализировать роль государства в обеспечении субъектов малого предпринимательства материальными, финансовыми, информационными и трудовыми ресурсами.

Объектом исследования является система экономических отношений малого предпринимательства как экономического феномена и закономерности его функционирования как реального сектора переходной экономики современной России.

Предметом исследования являются процессы становления и динамика развития малого предпринимательства в связке с комплексом мер его государственной поддержки.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования послужили теоретические положения и концепции, представленные в классических и современных работах российских и зарубежных экономистов и социологов, а также правовые акш, нормативно-методические документы, материалы и документы I Всероссийского съезда представителей малых предприятий, научных и научно-практических конференций по данной проблеме, документы регионального фонда поддержки малого предпршшмательства Исследование базируется на использовании общенаучных методов восхождения от абстрактного к конкретному, историзма, сравнительного анализа, структурного, функционального и системного подходов, единства объективного и субъективного в становлении и развитии экономических процессов. Названные методы использовались в различной комбинации на разных этапах исследования в зависимости от поставленных целей и задач.

Экспериментальной базой исследования явились данные федеральных и областных органов статистики, документы законодательных и исполнительных органов, а также данные, опубликованные в монографиях и периодических изданиях, проанализированные и обобщенные в диссертации.

Положение диссертации, выносимые на защиту.

1. Положение субъекта малого предпринимательства отличается спецификой, связанной с его положением как собственника так и работника одновременно, сочетанием управленческой и исполнительской деятельности. Поэтому при определении малого предпринимательства как экономического субъекта необходимо видеть его родовую сущность в инициативной инновационной деятельности, характеризующейся автономностью экономических решений, личным риском и личной ответственностью за результаты хозяйствования.

2. Выделение в сфере предпринимательской деятельности малого предпринимательства, осуществляемое в российской практике на основе критериев численности занятых на предприятии работников и структуры его капитала, явно недостаточно. Их необходимо дополнить рядом других количественных и качественных критериев. Среди первых заслуживают быть использованными размер уставного капитала, годовой оборот (объем продаж). Качественные критерии малого предпринимательства включают в себя: относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие оказывать сколько-нибудь существенного влияния на цены и объем реализуемого товараперсшифкщированный характер управления, осуществляемого, как правило, основателем предприятияспецифический характер финансирования и ряд других.

3. Используемые в российской практике общефедеральные критерии малого предпринимательства должны носить рамочный характер и могут трансформироваться в систему региональных показателей, учитывающих специфику конкретного региона и поэтому более точно устанавливающих границы малого предпринимательства.

4. Роль малого предпринимательства в зрелой рыночной экономике определяется не только количественным преобладанием его субъектов, но и его функциональной ролью. Малые фирмы выступают как коммутанты, соединяющие, интегрирующие экономику в единое целоекак генеретики, усиливающие конкурентные отношениякак эксплеренты, обеспечивающие высокую эффективность инновационного процесса.

5. Малые предприятия, обладая рядом преимуществ и значительным внутренним потенциалом, в то же время существенно зависят от факторов внешней среды, деструктивное влияние которых приводит к их неукорененности, относительно невысокой жизнеспособности. Противоречие между высокой значимостью и значительным внутренним потенциалом малых предприятий и их неустойчивостью в рыночной среде выступает как основное противоречие малого предпринимательства.

6. Тенденции развития малого предпринимательства свидетельствуют о том, что оно функционирует в условиях неблагоприятной внешней среды, характеризующейся нестабильностью экономики, падением потребительского спроса населения и обесценением его сбережений как возможного финансового источника предпринимательской деятельности, неразвитостью рынков факторов производства, маргинальным характером субъектов предпринимательства, значительным удельным весом теневой экономики. Динамика и структура малого предпринимательства в России в последние годы, начиная с 1995 г., складывается неблагоприятно по количеству, по числу занятых, по структуре и по прибыльности.

7. Разрешение основного противоречия малого предпринимательства невозможно без его государственной поддержки, рассматриваемой как сознательное создание государственными структурами всех уровней системы экономических, правовых, организационных условий и стимулов для устойчивого развития МП. Такая поддержка, должна рассматриваться как необходимое условие выполнения малым предпринимательством его общественно значимых функций.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке автором ряда положений, характеризующих критерии определения, условия и особенности развития малого предпринимательства в контексте рыночной трансформации экономики России.

В диссертационном исследовании:

— предложена система видовых признаков малого предпринимательства количественного и качественного характера;

— обоснован двусторонний подход к выбору критериев определения малого предприятия: формальный (для статистических целей) и декретный, используемый при выработке государственных программ поддержки малого предпринимательства;

— доказана необходимость рамочного установления декретных критериев малых предприятий в общегосударственном масштабе в сочетании с системой региональных критериев. Такой подход необходим и при определении приоритетных направлений развития рассматриваемого сектора экономики, поддерживаемых государством;

— дан анализ места и функциональной роли малого предпринимательства как объективно необходимого, постоянно воспроизводимого звена развитой рыночной экономики;

— выявлено основное противоречие малого предпринимательства и невозможность его разрешения без государственной поддержки этого сектора экономики;

— прослежены тенденции в развитии малого предпринимательства на разных этапах рыночной трансформации экономики России во взаимосвязи с условиями и особенностями его становления;

— дана характеристика государственной поддержкималого предпринимательства как системы, представлена ее институциональная и функциональная структура, определены цели и принципы ее функционирования;

— на основе комплексного подхода определены основные направления государственной поддержки МП с позиции их обеспечения материальными, финансовыми, информационными и трудовыми ресурсами, структурированы формы такой поддержки в их многообразии и сочетании. .

Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что разработка концепций малого предпринимательства в его взаимодействии с государством призвана реализовать его потенциал как катализатора рыночных преобразований в России. Выводы исследования могут быть использованы при разработке программ поддержки МП на региональном и муниципальном уровнях. Положения диссертации могут быть использованы:

— научными учреждениями при анализе проблем развития МП и его взаимодействия с государством;

— в высшей школе при чтении учебных курсов по предпринимательству, теории фирмы, финансам и кредиту, государственному регулированию экономики;

— в системе подготовки и переподготовки специалистов для малого бизнеса и государственного управления;

— в системе второго высшего и посгвузовского образования, ориентированного на деятельность в сфере предпринимательства.

Апробация работы. Результата исследования использованы автором при чтении курса «Основы предпринимательской деятельности» в Ростовском представительстве Московского института предпринимательства и права, докладывались на 2 научно-практических конференциях.

По результатам исследования опубликовано 3 работы общим объемом 1,1 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введешь трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Проведенное диссертационное исследование позволило его автору сделать следующие выводы и предложения.

В анализе малого предпринимательства как экономического явления следует исходить из родового понятия «предпринимательство», которое можно определить как инициативную инновационную деятельность, характеризующуюся свободой и автономностью экономических решений, личным риском и личной ответственностью за результаты хозяйствования.

Предпринимательство как особая форма деятельности реализует свободу выбора каждого экономически активного члена общества между творческим характером труда, риском и неопределенностью дохода, с одной стороны, и исполнительским трудом и известностью заработка — с другой. В последнем случае социальный статус члена общества — наемный работник.

Сохраняя в себе сущностные черты пред принимательства как родового понятия, малое предпринимательство характеризуется радом количественных и качественных характеристик. Прежде всего, следует отметить, что его субъекты соединяют функции собственника и работника, управленческого и исполнительского труда.

Выделение малого предпринимательства осуществляется по преимуществу на основе количественных критериев и показателей, характеризующих масштабы фирмы. В мировой практике в качестве таких критериев чаще всего используются: численность занятых, годовой оборот (годовой объем продаж), величина уставного фонда, балансовая стоимость активов, которые варьируются в разных сочетаниях. Конкретные числовые значения этих критериев (показателей) определяются в зависимости от отраслевых особенностей производства и других факторов.

Принципиально важно, что в странах развитой рыночной экономикой наряду с количественными, используются и качественные критерии отнесения предприяггай к сектору малого предпринимательства В различных странах такие критерии определяются по-разному, но в качестве типичных можно выделить:

— отсутствие у фирмы доминирующего положения на рынке;

— правовую независимость: собственник как юридическое или физическое лицо сам контролирует свой бизнес;

— относительно небольшое число производимых фирмой продуктов (товаров, услуг, ноу-хау и т. п.);

— так называемая обозримость предприятия, неформальный, месшосгный характер отношений между хозяином и работниками;

— специфический характер финансирования, связанный с использованием по преимуществу собственных средств, «неформального» рынка капиталов (средств друзей, родственников, других предпринимателей) и небольших кредитов банка.

Анализ используемых в России критериев отнесения предприятий к числу малых в сравнении с практикой развитых стран показывает, что в российской практике по суга не используются качественные критерии. Лишь в последнее время введены квоты в структуре уставного капитала малых предприятий, делающие последние независимыми от государственного сектора экономики (доля в уставном капитале МП государственной собственности РФ, ее субъектов и муниципальной собственности определена в 25%) и от лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства (их доля также не должна превышать 25% уставного капитала).

Среди количественных критериев преобладающим является численность занятых, устанавливаемая законодательными актами и носящая в силу этого декретный характер. Характерно, что ряд последовательных правовых актов «ужесточают» количественные значения указанного критерия, сужая поле малого предпринимательства.

Законодательно установленные критерии МП носят общероссийский характер и по своим количественным значениям близки или даже ниже аналогичных показателей для сектора малого предпринимательства развитых стран, несмотря на очевидное различие в уровне прогоюдительносш труда, связанном с численностью работников отрицательной зависимостью.

По мнению автора диссертационного исследования, следует использовать различные подходы к количественным критериям определения МП. При формальном определении малого предприятия для статистических целей в качестве такового следует считать предприятие, характеризующееся по какому-либо избранному критерию показателем ниже статистического среднего. Такой подход отражал бы объективно сложившийся уровень развития и структуру экономики (малый, средний, крупный бизнес), досгигаугый уровень производительности труда и его динамику. Сами показатели МП в таком случае носили бы не статичный, а динамичный характер.

Другой согласованный подход может быть использован при выработке государственных программ поддержки малого предпринимательства Здесь могут быть использованы иные, декретные показатели, значительно отличающ иеся от тех, что применяются для статистических наблюдений.

Оба подхода: формальный (статистический) и неформальный — декретный, принятый в законодательных актах и других государственных документах, имеют, на наш взгляд, реальное основание и не противоречат друг другу.

По мнению автора диссертации, общефедеральные критерии МП в условиях существенных региональных различий по уровню экономического развитая, насыщенности рынка, занятости населения и т. п., влияющим на развитие малого предпринимательства, должны носить рамочный характер. Регионы должны обрести право трансформировать названные критерии в систему региональных, более точно учитывающих специфику конкретного региона.

Определяя место и роль малого предпринимательства в рыночной экономике, автор исходит из того, что сложившаяся практика развитых стран позволяет характеризовать его как самый многочисленный слой мелких собственников, являющихся работодателями почти 50% трудового населения всего мира, создающих свыше половины ВВП этих стран. Роль малых предприятий в экономике России существенно ниже: в середине 90-х годов их доля в общей численности занятых составляла около 10%, а в ВВП -10−11%.

Значение исследуемого сектора экономики определяется исходя не только из его количественных параметров, но и из его функциональной роли в экономике. Речь идет прежде всего о том, что МП выступают как коммутанты, связывающие, интегрирующие экономику в единое целое. Характерной чертой современного эффективного производства является его избирательность: оно экономически оправд ано и выгодно далеко не в любых условиях. Крупный и средний бизнес сосредотачивается на масштабном сверхприбыльном или специализированном выгодном производстве, ориентированном на сформировавшиеся достаточно долговременные потребности. И лишь малые фирмы-коммутанты ориентированы на постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей, непрерывно приспосабливаясь к конъюнктуре рынка.

Не менее важна роль малых предприятий в формировании конкурентной рыночной среды. В этом особенно заметна роль фирм-генеретиков — небольших компаний, копирующих продукцию ведущих фирм и нередко выпускающих более конкурентоспособные товары из-за более низкой цены. В целом малые фирмы как единый сектор экономики способны составить конкуренцию мощным компаниям не только в силу своей многочисленности и гибкости, но и в результате быстрого обновления малого предпринимательства (переключения его на новые сферы бизнеса).

Конкурентные позиции малых предприятий определяются либо выбором такой сферы деятельности, где малый размер предприятия обеспечивает наибольшую эффективность, либо определенным взаимодействием, симбиозом с крупными корпорациями, делающим для последних разорение мелких фирм невыгодным.

Роль малых предприятий в рыночной экономике определяется и их инновационной деятельностью, их функцией эксплеренгов. Это инновационные фирмы, ставящие масштабные цели и разрабатывающие принципиальные нововведения.

Фирмы-эксплерешы выступают как «возмутители спокойствия», осуществляющие рискованные прорывы в неведомое.

Место и роль малого предпринимательства в экономике определяется и тем, чгго с его помощью обеспечивается рациональное использование ресурсов общества — трудовых, материальных, финансовых.

Однако те же факторы, которые определяют преимущества малых предприятий, при определенных условиях становятся их недостатками. Быстрое реагирование МП на изменение условий функционирования делает его мобильным и адаптивным, но и зависимым от внешней среды предприятия. Относительно небольшой исходный капитал позволяет легче начать дело, но и сдерживает возможность привлечь дополнительные ресурсы. Ограниченные масштабы производства упрощают управление, но совмещение функций собственника и менеджера в одном лице может привести к нерациональной организации труда. Ориентированность МП на локальные рынки с одной стороны, позволяет их лучше изучить, а с другой — ставит малые фирмы в сильную зависимость от названных рынков, обладающих значительной неопределенностью и стихийностью.

Таким образом, малые предприятия в своем функционировании испытывают негативные воздействия внешней среды, что порождает проблему неукорененности, относительно невысокой жизнеспособности малых предприятий. Противоречие между априори важной социально-экономической функциональной ролью и значительным внутренним потенциалом малых предприятий — с одной стороны, и их сильной зависимостью от изменений внешней среды, относительной низкой жизнеспособностью — с другой составляет, по мнению автора, основное противоречие малого предпринимательства.

Характеризуя процесс становления малого предпринимательства в современной России, автор диссертации пришел к выводу, что после быстрого роста численности малых предприятий в первые годы рыночной трансформации, начиная с 1995 г. сложилась устойчивая тенденция сокращения их числа Если учесть, что их число в расчете на 1000 жителей далеко от оптимального (5,5 и 22 соответственно), эту тенденцию следует рассматривать как негативную. Число занятых в МП, до 1995 г. превышающая численность безработных, рассчитанную по методике МОТ, в 1996 г. сравнялась с последней, что прекращает возможность МП поглощать большую часть безработного населения. При этом сектор малого предпринимательства примерно в равной степени является источником постоянной и дополнительной (вторичной) занятости. Численность малых фирм и занятых на них в Ростовской области в своей динамике за 1991;1996 гг. характеризуется той же тенденцией к сокращению.

Отраслевая структура малого бизнеса в РФ относительно устойчива и характеризуется преобладанием МП торгово-посреднического характера. Совокупная доля малых предприятий реального сектора производства составляла в 1991 г. 33,5%, снизившись до 30,5% в 1995 г.

Отраслевая структура малого предпринимательства в Ростовской области более динамична, чем в России в целом, но общая структура заметных отличий не имеет.

Распределение числа занятых на МОП различных отраслей экономики сложилось так, что в основных производящих сферах деятельности сосредоточено 61,4% общей численности, в торгово-посреднических отраслях — 38,6%. Однако следует делать поправку на то, что практически коммерческой деятельностью занимаются многие работники фирм, отнесенных по официальной статистике к производственной сфере.

В региональной структуре малого предпринимательства по абсолютному количеству и удельному весу МП Северо-Кавказский регион занимает 4 место после Центрального, Уральского и Западно-Сибирского регионов. В сравнении с московским малым бизнесом, этот сектор в Ростове характеризуется существенно более низким удельным весом предприятий науки и научного обслуживания, не отражающим наличный научный потенциал Ростова (13% названных малых предприятий в Москве и 4,3% в Ростове).

Концентрация трудовых ресурсов в сфере малого бизнеса по регионам неравномерна (от 30% общей численности работающих в Центральном регионе до 2−3% в Дагестане, Кабардино-Балкарии).

Анализ неполных данных о результативности деятельности МП показывает, что на фоне обвального общего спада производства, кризиса неплатежей, банкротства крупных фирм и т. п. этот сектор экономики демонстрирует относительную эффективность. Рентабельность малых предприятий Ростовской области, исчисленная как отношение прибыли и выручке от реализации продукции, составила в 19% г. 9,9%. Однако каждое пятое малое предприятие было убыточным. Доля таких предприятий особенно значительна в материально-техническом снабжении, в сфере финансов, кредитования и страхования, в торговле и общественном питании. В отраслях реального сектора экономики число убыточных предприятий несколько меньше (18−21%).

Понимание процессов, характеризующих динамику малого предпринимательства в России, требует анализа условий и особенностей его формирования.

Первый этап его развития, начавшийся в конце 80-х годов, характеризовался бурным количественным ростом числа МП, быстрым и легким накоплением капиталов, развитием производства дефицитных товаров и услуг. Значительные льготы МП, в т. ч. и за счет средств госбюджета, создали для них благоприятную внешнюю среду. Но из малого предпринимательства того периода ускорителя реформ не получилось и не могло получиться в условиях, когда реформирование экономики проводилось «сверху» .

Вступление России в период рыночной трансформации экономики означало начало второго этапа в развитии малого предпринимательства Для него характерны:

— его маргинальный характер (среди «вынужденных» предпринимателей инженеры, педагоги, научные работники, отставные офицеры, рабочие многих специальностей);

— перенос структуры в сторону торгово-посреднической деятельности и диверсификация деятельности других малых предприятий;

— тесная связь с неформальным (неорганизованным) сектором экономики;

— связь с теневым и криминальным бизнесом.

Многие отмеченные характерные особенности МП непосредственно связаны с условиями их становления, а именно:

— с недостаточной развитостью рынков факторов производства, затрудняющей обеспечение малого бизнеса материальными, финансовыми, трудовыми, информационными ресурсами;

— с ограниченностью внутреннего рынка, снижающей возможность сбыта продукции МП;

— с вялой инвестиционной деятельностью, отсутствием перетока средств из финансового в реальный сектор экономики, в т. ч. и в малое предпринимательство;

— с неконкуренгоспособносгью продукции отечественного производства в условиях растущего давления со стороны импортных товаров;

— с ценовым диспаритетом на продукцию базовых отраслей, где преобладают крупные предприятия и естественные монополии, и продукцию отраслей конечной продукции, где существенно выше удельный вес малых и средних предприятий.

Эта и другие факторы внешней экономической среды оказывают деструктивное воздействие на становление сектора малого предпринимательства, определяя во многом негативные тенденции его динамики.

Столь же неблагоприятно влияние на деятельность МП сложившейся правовой среды (нестабильность законодательства в отношении малого предприятия, недостаточность правовых гарантий равенства всех форм собственностинереали-зованность многих уже имеющихся норм права и решений органов государственной власти, касающихся малого предпринимательства и т. п.).

В сложившихся условиях малое предпринимательство не может занял" свое место в структуре экономики (отнюдь не периферийное), реализовать свой внугренний потенциал, доказать заложенные в нем преимущества без развернутой системы государственной поддержки.

Автор рассматривает государственную поддержку малого бизнеса не как благотворительную акцию сильного по отношению к слабому, а как соответствующую стратегическим целям самого государства. Реализация целей государственной экономической политики и таких ее составляющих, как экономический рост, поддержание конкурентной среды, обеспечение занятости населения, стабильный уровень цен и устойчивость национальной валюты, справедливое распределение доходов, невозможна без участия малого предпринимательства.

В пользу государственной поддержки малого бизнеса говорит и практика такой поддержки в странах с развитой рыночной экономикой.

Система государственной поддержки малого предпринимательства, сложившаяся в развитых странах, при всей страновой специфике имеет ряд общих черт, значимых при формировании такой системы в России. Такими чертами, по мнению автора, являются:

— наличие специальных правовых актов, определяющих цели и задачи государственной полигики и регулирующих весь комплекс поддержки предпринимательской деятельности;

— разработка и реализация государственных программ содействия МП;

— сочетание прямых и косвенных мер поддержки МП;

— выделение ассигнований на реализацию программ поддержки из бюджетов разных уровней, использование стимулирующих налоговых инструментов, создание институциональной структуры поддержки малого бизнеса, применение разнообразных форм и методов его господдержки;

— рациональное распределение функций по поддержке МП между центральными, региональными и муниципальными органами государственной власти при перенесении центра тяжести на уровень административнсьтерриториальных образований;

— ориентация государственной политики в сфере МП по поощрение совместной деятельности, взаимопомощи и кооперирования как внутри сферы МП, так и в его связях с крупным бизнесом.

Теоретическое обоснование и практическое функционирование взаимодействия государства и малого предпринимательства позволяет сформулировать основные принципы государственной поддержки МП: протекционизмпрограммно-целевойселективный характермотивационная направленность господдержки на развитие прежде всего инновационного бизнесагарантированность и обоюдная ответственностьучет динамичности и противоречивости процесса становления малого предпринимательствакомплексный системный характер мер по поддержке последнего.

В диссертации рассмотрена институциональная и функциональная структура системы господдержки малого бизнеса и ее подсистемы. Важнейшими задачами такой поддержки, по мнению автора, является создание примерно равных хозяйственных возможностей малых и более крупных предприятий в конкурентном рыночном соревновании.

Система государственной поддержки МП рассмотрена в диссертации с точки зрения их ресурсного обеспечения, имея в виду, что активная предпринимательская деятельность предполагает доступность для МП необходимых ресурсов и возможность использования рыночных способов приобретения факторов производства, информационное обеспечение деятельности МП.

Вновь созданные и создаваемые МП располагают устаревшим оборудованием с высокой степенью износа, испытывают острый дефицит производственных и офисных помещений. Государственная помощь малым фирмам в указанном направлении может быть, по мнению автора, связана с созданием региональных фондов свободных помещений и неиспользуемого оборудования для оснащения МП. Его использование может осуществляться в разных вариантах, а именно:

— предоставление таких помещений в аренду с использованием арендных льгот;

— гласный, конкурентный порядок предоставления объектов недвижимости в аренду или собственность с соблюдением принципа предпочтения небольших покупателей (арендаторов) крупным;

— создание местного рынка производственных и технологических услуг на основе использования незагруженного оборудования различных предприятий, в том числе и государственных. Организационной формой такого направления поддержки МП могут служить муниципальные производственно-технологические центры или территориально-производственные зоны на базе использования производственного потенциала конверсируемых предприятий ВПК;

— создание технопарковых и инкубационных структур.

Развитию малого предпринимательства может служить более широкая, поощряемая государством интеграция МП в производственные сети крупных экономических структур, организационными формами которой являются франчайзинг, лизинг, долгосрочные контракты малых предприятий с крупными на поставку комплектующих под определенные финансовые гарантии. Эти формы взаимодействия крупного и малого бизнеса обладают существенными преимуществами и перспективностью.

Реализация экономического потенциала малых предприятий во многом зависит от их обеспеченности финансовыми ресурсами. В структуре финансовых источников МП преобладают заемные средства, что ставит малый бизнес в зависимость от внешних источников финансирования. Наиболее высокую долю средств для реализации инвестиционных проектов МП выделяют банки, наименьшую — федеральный и региональные фонды поддержки малого предпринимательства (20,5% в 1995 г.). Очевидно, что в этом случае государственные институты не выполняют своей роли каналов прямого финансирования его развитая.

Ограниченность средств, которыми располагают фонды поддержки малого бизнеса, делает целесообразным их использование не только для прямого финансирования и льготного кредитования, но и преимущественно для косвенной финансовой поддержки МП, обеспечивающей доступность для них кредитов коммерческих банков за счет обеспечения залогов, страхования и гарантий этих кредитов со стороны фондов. Применение такого механизма господдержки малого бизнеса обладает значительным мультипликативным эффектом.

Финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется избирательно, распространяясь на МП так называемых приоритетных направлений, определяемых директивно на федеральном уровне. Представляется, что такие приоритеты на общегосударственном уровне следует определять лишь рамочно, предоставляя органам государственной власти на региональном уровне право определял" конкретные приоритеты в поддержке МП, исходя из специфики местных условий.

Значительные резервы привлечения заемных средств в сферу малого бизнеса заложены в развитии небанковского рынка капиталов, прежде всего путем создания системы взаимного кредитования МП. Государство, законодательно оформив общества взаимного кредитования, способствовало бы декриминализации процессов взаимного кредитования малых предприятий: в настоящее время оборот стихийных «касс взаимопомощи» осуществляется только в наличной форме, без уплаты налогов, с использованием чрезвычайно высоких процентных ставок, а сами «черные банки» нередко связаны с организованной преступностью.

Финансовое состояние МП существенным образом зависит от системы налогообложения. Предоставлением субъектам малого бизнеса налоговых льгот не оказывает активного воздействия на развитие МП, т. к. нередко сопровождается ужесточением других мер, противодействующих такому развитию. Не дает ожидаемого эффекта и переход на упрощенную систему налогообложения (в Ростове на нее перешел только 1% МП). К тому же эта система распространяется лишь на предприятия с численностью работающих 15 чел. Проектом Налогового кодекс предусматривается распространение упрощенной системы налогообложения на весь сектор малого бизнеса путем использования так называемого вмененного дохода. По мнению диссертанта, исчисление вмененного дохода с учетом многих факторов, не имеющих четких параметров, и определяемого субъективно, ставит МП в еще большую зависимость от чиновников. Автор полагает, что необходимо в число критериев, определяющих отнесение предприятия к малому, включить годовой оборот (годовой объем продаж), в зависимость от которого и определять размер налогов.

Государственная поддержка МП в отношении обеспечения последних трудовыми ресурсами может, по мнению автора диссертационного исследования, выражаться в различных формах: в виде кредитования МП, создающих новые рабочие места, за счет средств государственной службы занятости, путем освобождения таких предприятий от платежей в фонд занятости, путем обучения кадров для малых предприятий за счет средств названного фонда или возмещения из него затрат самих предприятий на эти цели.

В современных условиях существенное влияние на функционирование МП оказывает использование такого важного ресурса, как информация. Участие государства в различных формах в информационном обеспечении субъектов малого бизнеса (создание информационно-консалтинговых центров, содействие оснащению МП современной техникой и технологией сбора и обработки информации, подключение к системе Интернет и т. п.) еще не сложилось в развитую систему.

Проведенный анализ мер государственной поддержки малого предпринимательства позволяет сделать вывод о том, что эти меры не сложились еще в систему, нередко носят противоречивый и непоследовательный характер. Принимавшиеся правовые акты и решения по вопросам поддержки МП зачастую декларированы и не имеют механизмов реализации. На цели поддержки МП выделяются крайне незначительные ассигнования, эффективность их использования невысока. Все это отрицательно сказывается на развитии малого предпринимательства. Для того, чтобы сохранить в лице его представителей сторонников проведения рыночных реформ, заинтересованных в стабильности общественного развития, необходимы энергичные и прогрессивные изменения в государственной политике по отношению к МП.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1991 г. «О мерах по поддержке предприятий в РСФСР».
  2. Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. «О налоге на имущество предприятий».
  3. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
  4. Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. № 1485 «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 268 «О Фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции».
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  7. Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней».
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 65 «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 1994 г. № 409 «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994−1995 гг.».
  10. Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации».
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 912 «О Совете по промыпхленной политике и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации».
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1994 г. № 1319 «Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации».
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1994 г. № 1322 «О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов для государственных нужд».
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1994 г. № 1434 «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса»
  16. Часть I Гражданского кодекса Российской Федерации. 1 января 1995 г.
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 224 «Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности».
  18. Закон Российской Федерации от 6 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  19. Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 1995 г. № 563 «О государственном Комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» и одноименное Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1045.
  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности».
  21. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 1184 «О федеральном Фонде поддержки предпринимательства»
  22. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1995 г. № 1256 «О федеральной Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996−1997 годы».
  23. Федеральный Закон от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
  24. Л. Предпринимательство: его природа и роль в обновлении общества. // Экономика и жизнь. -1991. № 8−9.
  25. Л.И., Петраков Н. Я., Ясин Е. Г. и др. Перестройка управления экономикой: проблемы, перспективы. -М.: Экономика, 1989. 352с.
  26. Л.И. На перепутье: Размышления о судьбах России / РАН. ин-т экономики. М., 1993. — 254с.
  27. B.C. Предпринимательская функция в экономической системе. -М.: Ин-т мировой экономики и международных отношений АН СССР. 1989. -82с.
  28. Т.В. Проблемы развития малого бизнеса в России // Экономическая реформа и рынок в России. М., 1993. — С. 26−30.
  29. Т., Буев В., Голикова В. Малое предпринимательство в России (на примере Краснодарского края и Удмуртской Республики). // Вопросы статистики. 1997. № 2. С. 9−29.
  30. Т.А. и др. Стратегия поведения малых предприятий в переходной экономике. Материалы социологических исследований. М., 1995.
  31. Алимова ТА и др. Стратегия поведения МП в переходной экономике. Материалы социологических исследований: ИСАРП. М. 1995.
  32. Алимова ТА и др. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей. // Вопросы экономики. 1994. № 11.
  33. Л. Как преуспеть в малом бизнесе. Пер. с англ. Общ. ред. Н. В. Гавриловен, ЕМ. Каневский. М.: АО Торговый дом «Русская тройка», 1991. -192с.
  34. Американская экономика: человек, технический прогресс и предпринимательство. / РАН. Ин-т США и Канады- Сулян В. Г., Даниелов А. Р., Веневсленский В. Б. и др.: М.: Наука, 1993. 240с.
  35. М. Большие возможности малых предприятий. // Хозяйство и право. -1991. -№ 3.-С. 18.-22.
  36. АП. Предпринимательская деятельность в современных условиях. М: ИПК м-ва труда РФ. -1993. — 33с.
  37. М. Создание собственного дела: первые шаги // Мировая экономика и международные отношения. -1991. № 1. — С. 121−129.
  38. В.Д. Основы радикальной экономической реформы и предпринимательской деятельности в Российской Федерации. СПб., 1992. — 127с.
  39. Аузан, А А. Путь к социалистическому предпринимательству. М., Политиздат., 1990.-286с.
  40. В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал. -1993. № 2. — С.59−66.
  41. О. Малые предприятия в ракурсе аренды. // Экономика и жизнь. 1991. -№ 7.-С. 9.
  42. Большие возможности малых предприятий. // Экономическая газета. 1989. -№ 7.-020.
  43. Л.В., Чирикова А. Е. «Очередные меры» и внеочередные перемены. // ЭКО. 1996. № 7. С. 161−173.
  44. Банковские технологии для малых предприятий Дона. / Под общей редакцией Высокова В. В. Ростов-на-Дону., 1997.
  45. Ю. Малая приватизация: кто, что, зачем и почему // ЭКО. 1993. -№ 11.-С. 74−84.
  46. П. Мелкое предпринимательство и плюрализм в экономике // Проблемы теории и практики управления. -1990. № 4. — С. 20−22.
  47. Т.Т., Маевская Л. И. Большие деньга для малого бизнеса. // ЭКО. 1996. № 7. С. 174−182.
  48. Бизнес и государство: согласование социально-экономических интересов. / Под ред. А А. Иголкина и др. -М.: ГАУ, 1991 126с.
  49. Блинов, А Малый бизнес поможет обустроить Россию. // Бизнес и политика. 1996. № 2. С. 29−34.
  50. Блинов, А Малое предпринимательство и большая политика // Вопросы экономики. 19%. № 7. С. 39−46.i
  51. Блинов, А Государственная политика поддержки малого предпринимательства. // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 2. С. 96−101.
  52. Блинов А, Никитов А. Немалые трудности малого бизнеса. // Российский экономический журнал. 1995. № 2. С. 42−48.
  53. Блинов, А Развитие предпринимательства в России. // Экономист. 1993. — № 6. -С. 70−73.
  54. Блинов, А Региональные фонды и другие финансовые институты поддержки предпринимательства //Вопросы экономики.-1994. -№ 11.-С. 151−155.
  55. Большие дела малого бизнеса: идея и реальность / Яковлев Д. Н., Айрапетян М. С., Разумнова Н. И. и др. // Диалог. -1990. № 12. — С. 63−68.
  56. Е. Малый бизнес. Состояние и проблемы. // Свободная мысль. 1995. № 11. С. 86−93.
  57. C.B., Певзнер Я. Л. Политическая экономия: дискуссионные проблемы и пути обновления. М: Мысль, 1991. — 300с.
  58. C.B. Система государственной поддержки малого предпринимательства. // Вестник академии. 1996. № 3−4. С. 90−97.
  59. И.Р., Криченко С. И. Государство и предпринимательство: концепция стратегии делового сотрудничества в условиях становления рынка. // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1995. Xsl. С. 29−33.
  60. И.Р. Доминантный товар и развитие общественных отношений. // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1997. № 1. С. 16−21.
  61. И.Р., Криченко С. И. Малый бизнес: возможности и перспективы развития. // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1996. Xsl. С. 28−36.
  62. A.B. Предпринимательство. Основной курс. Учебник для ВУЗов. М.: ИНФРА-Н., 1997.
  63. A.B. Предпринимательство. Начальный курс. М., Независимый институт Российского предпринимательства, 1992. — 204с.
  64. Е.М., Виленский AB. Российское малое предпринимательство и система его государственной поддержки: перспектива развития. // Проблемы планирования. 1996. Хо4. С. 65−74.
  65. Ф.В. Рыночное самоуправление малым предприятием. М., Экономика, 1991.-81с.
  66. А. Этапы развития малого предпринимательства в России. // Вопросы экономики. 1996. Xs7. С. 30−37.
  67. О. Кто поведет к рынку (О роли нарождающегося класса предпринимателей при переходе к рыночной экономике) // Вопросы экономики. 1992. -Х°1.-С. 10−18.
  68. Л. Основные элементы московской системы поддержки малого бизнеса. // Российский экономический журнал. 1996. № 9. С. 51−54.
  69. Г. К. Предприниматель. М.: Посев. Рос. филиал., 1992. — 222с.
  70. С.Ю. Экономика и политика: эпизоды борьбы. М.: Гнозис. 1994.412с.
  71. С.И. Проблемы малой приватизации // Известия АН СССР. 1991. -ХоЗ.-С. 125−131.
  72. Э. Малая экономика как фактор формирования общесоюзного рынка // Вопросы экономики. -1990. № 12. — С. 79−84.
  73. Э. О концепции развития малого предпринимательства в СССР // Вопросы экономики. 1991. — № 8. — С. 52−61.
  74. Э. Об условиях развитая малого и среднего бизнеса // Экономист. -1992.-№ 1.-С. 86−92.
  75. Г. В., Карпов В. В., Рязанов Т. В. Социалистическая предприимчивость. М., Экономика, 1989. — 255с.
  76. Государственная поддержка малого предпринимательства на местном уровне: Метод, рекомендации / Департамент развитая малого предпринимательства Ленинградской обл. СПб., 1997.156с.
  77. МВ. Предприниматель в современной экономике // Общество и экономика 1993. — № 4. — С. 28−41.
  78. Э. Широкие горизонты малого предпринимательства // Мировая экономика и международные отношения. -1991. № 5. — С. 151−157.
  79. В., Васецкий Н. Налогообложение малых предприятий запуталось в противоречиях. // Деловой мир. 1997, апрель.
  80. Дж.К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1976. -406с.
  81. Дж.К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969. — 406с.
  82. Р. Мелкий бизнес в Великобритании // Мировая экономика и международные отношения. -1992. -№ 3. С. 120−128.
  83. Друкер Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы. М.: СП БукЧембэр Интер-нэшнл, 1992. — 350с.
  84. Дьшкин А, Стерлин А. и др. Предпринимательство в конце XX века // М.: Наука, 1992.-312с.
  85. Н., Николаев Н. Малые предприятия: организация, функционирование, эффективность // Экономические науки. -1991. № 11. — С. 109−114.
  86. Н.Н., Барсученко Э. И. основные тенденции предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой. Киев: Упр. ИНТЭИ., 1992.
  87. С.З., Крупцов В. И. Как организовать свое дело: мелкий бизнес в США М.: Новости, 1990. — 211с.
  88. Жуков П Легче уклоняться, чем платить. // Деловые люди. 1996, май. № 66. 94. Заславская Т. И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус. // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 17−32.
  89. О. Малая экономика и рынок (Всесоюзная научно-практическая конференция «Малые предприятия как фактор формирования и развития рыночной экономики»)//Вопросы экономики. -1991. -№ 8. С. 157−160.
  90. Н.Г. Государство и малый бизнес в США. М: Наука, 1987. — 175с.
  91. Н. Малый инновационный бизнес в странах развитой рыночной экономики. // Российский экономический журнал. 1995. № 12. С. 76−79.
  92. В.И. Налоги, которые нас обирают // Диалог. -1993. № 5/6. -С. 23−26.
  93. М. Малое предприятие вопросы становления и развития // Экономист. -1992. -№ 6.-С.43−46.
  94. Инновационная политика развитых капиталистических государств. / Отв. ред. Гвишани Д. М., Громека В. И., М., 1990,116с.
  95. .И. Малые формы хозяйствования. М, Экономика, 1991. — 204с.
  96. В.И. Малая фирма: факторы успешной предпринимательской деятельности // Вестник СПб ун-та. Сер. 5, Экономика.-1992. № 3. — С. 130−132.
  97. В.Ю., Васильев А. Б. Бизнес инкубирование в России // Специалист. -1995. -№ 3. — С. 18−20.
  98. П. Малые предприятия: сущность и трудности становления // Вопросы экономики. -1991. № 8. — С. 76−88.
  99. П. Малые предприятия: Проблемы становления, перспективы развития.//Экономика и жизнь. -1991.-№ 15.-С. 11. р
  100. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.-434с.
  101. Е.В. Роль малого бизнеса в инновационном процессе // Вести. Санкт-Петерб. ун-та. Сер. 5, Экономика. -1992. Вып. 4. — С. 129−131.
  102. М. Мелкое и среднее предпринимательство: старый и новый подходы //Мировая экономика и международные отношения.-1990. -№ 10. -С. 149−151.
  103. М.В. Государственное предпринимательство в государствах Европейского сообщества М., 1988. — 184с. ,
  104. А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определений. // Вопросы экономики. 1996. № 7. С. 46−58.
  105. Компас российского предпринимательства / Под. ред. В. К. Потемкина. -СПб.: Изд. центр «Аура», 1992. 211с.
  106. В.И. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал. -1992. -№ 4. С. 134−141.
  107. Костенко И, А Философия бизнеса Учеб. пособие. Новосибирск: НИСИ, 1992.-92с.
  108. В., Зайцев А. Рука ведущая (методы государственного регулирования предпринимательства в России). // ЭКО. 1996. № 12. С. 125−139.
  109. Ю.В. Малый бизнес в США. М: Мысль, 1965. — 165с.
  110. Ю.В. Развитие и регулирование предпринимательства в области малого и среднего бизнеса // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 1992. — Вып. 3. /№ 19/.-С. 132−134.
  111. В.М. Новые формы кооперации в СССР. М.: Мысль, 1990. — 283с.
  112. Курс экономической теории. Уч. пособие / Рук авт. коллект. и научный редактор проф. док. эк наук A.B. Сидорович. М., 1997.
  113. В. Государственное регулирование экономики: цели, теоретические модели, практика // Экономист. 1995. № 2. С. 72−81.
  114. М.И. Социально-психологические аспекты предпринимательства -М: Луч, 1993.-81с.
  115. А.П. Роль мелкого производства и его значение в общественном развитии. // Веста. Моек ун-та Сер. 6., Экономика -1991. № 1. — С. 15−20.
  116. АЛ. Введение в рыночную экономику. М.: МП ТПО «Квадрат», 1991. -389с.
  117. Н.Л. Малое производство и социализм. М.: Наука, 1988. — 129с.
  118. В. Место «мельчайшего бизнеса» в экономике. // Мировая экономика и международные отношения. -1992. № 1. — С. 141 -152.
  119. А.Н. Развитие малого предпринимательства. // Деньги и кредит. -1993.-№ 6.-С. 33−44.
  120. K.P., Брю СЛ. Экономика: принципы, проблемы, политика В 2-хт.М, 1992.
  121. Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мировой опыт / Под. ред. AB. Авиловой и АЮ. Чепуренко. РНИСиНП, Центр социально-экономических проблем, М, 1995.
  122. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. М., 1996.292с.
  123. Малый бизнес: с вершины «власти» и «из глубины». Два интервью на одну тему. // Бизнес и политика. 1996. № 2. С. 22−28.
  124. Малый бизнес // Экономика и жизнь. 1992. — № 36. — С. 14.
  125. Малый бизнес у нас и в Японии. // Деловой мир. -1992. № 26. — С. 2.
  126. Малые предприятия как фактор формирования и развития рыночной экономики // Известия АН СССР. -1991. № 6. — С. 67−76.
  127. Малый бизнес в ожидании. // Инвестиции в России. -1995. № 2. — С. 8−9.
  128. Малое предпринимательство заявляет о себе (по материалам Первого Всероссийского съезда представителей малых предприятий). // Российский экономический журнал. 1996. № 3. С. 50−58- № 4. С. 29−35.
  129. А. Принципы политической экономии, т! М.: Мысль, 1983. — 367с.
  130. Материалы Ш международного конгресса «Российский малый и средний бизнес». Москва, 23−25 ноября 1994. Международный фонд поддержки экономических реформ России, М., 1994.
  131. Материалы Ш международного конгресса «Российский малый и средний бизнес». М., 1994.
  132. Мелкие и средние предприятия. Характеристика и финансирование мелких средних пред приятий во Франции, Европе и в других промышленно развитых страна / Реферат/. ИНИОН АН СССР. — М, 1990. — 20с.
  133. А.И. Мелкий бизнес: сущность и практика. // Малый бизнес, рынок и общество. 192. — № ¾. — С. 20−42.
  134. МишуроваКВ. Приоритетные направления государственной поддержки малого бизнеса на региональном уровне. // Вестник академии. 1996. № 1−2. С. 52−59.
  135. А.О. Роль малых фирм в научно-технических нововведениях. // США: экономика, политика, идеология. -1998. № 5. — С. 89−98.
  136. А.Т. Роль малого бизнеса в научно-техническом прогрессе // Управление и рынок: социальные и экономические аспекты. М, 1992. — С. 98−101.
  137. Мы и малый бизнес. // Экономика и жизнь. -1990. № 46. — С. 14.
  138. Н., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна // Российский экономический журнал. -1993. № 4. — С. 49−56.
  139. Мягков НА, Русинов Ф., Петросян Д. Возрождение предпринимательства в России. // Экономист. 1993. — № 1. — С. 55−61.
  140. Н.А. Большие проблемы малого бизеса // Деньги и кредит. 1992. -№ 12.-С. 6−8.
  141. Мягков НА Малые предприятия. М.: Экономика: МНПП «ЭСИ», 1992. -140с.
  142. Мяпсов Н, Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна // Российский экономический журнал. 1993. № 4. С. 49−56.
  143. B.C. Объективная необходимость и основные предпосылки развития предпринимательства в условиях рыночной экономики. Горки: БСХА, 1992.-23с.
  144. Омаров AJM Предприимчивость в рыночной экономике. М., 1990. — 80с.
  145. Орлов, А Магнит для инвесторов. // Российская Федерация. 1996. № 3. С. 32−33.
  146. Т.К., Колесников АВ., Куприянов Л. Н. Механизмы поддержки инновационного бизнеса: система фондов венчурного финансирования на Западе. // Веста. Рос. АН. -1992. № 9. — С. 99−117.
  147. О.В. Свое дело: Об индивидуальной трудовой деятельности и не только о ней. М- Политиздат, 1991. — 192с.
  148. Основы предпринимательского дела: Благородный бизнес / Актапюв В. А, Зотова Е. С. и др. М: ассоциация Туманитарное знание" — МП 'Тритон", 1992. — 430с.
  149. Основы предпринимательского дела / Под ред. ЮМ. Осипова М., 1992.
  150. Основы предпринимательской деятельности. / Под ред. Власовой В. М. М.: Финансы и статистика., 1994.
  151. Основные направления развитая малого предпринимательства в Ростовской области и его государственной поддержки до 2000 года Ростов-на-Дону, 1997,19с.
  152. C.B., Петров А. И. Малые научно-технические фирмы /Зарубежный и отечественный опыт/. М.: Знание, 1990. — 64с.
  153. Ю.В. Большие возможности малых предприятий. // Экономическая газета -1939. № 9.
  154. Поддержка МСП в странах ЕС: к вопросу о положительном опыте, достойном заимствования. Материалы семинара ТАСК, 18 апреля 1995 года. Секция 1. М., 1995.
  155. Поддержка малых предприятий в России. // Экономика и жизнь. 1992. -№ 39. -С. 16.
  156. Предпринимательство в конце XX века. / Под. ред. А, А Дынкина, АВ. Стерлина, И. В. Тулина и др. М.: Наука, 1992.
  157. Проблемы перестройки науки и техники в условиях перехода к рыночной экономике (материалы междун. конференции) / Под. ред. Глазьева С. Ю. М, 1992. 416с.
  158. В. Маргинальностъ социального слоя предпринимателей. // Российский экономический журнал. 1995. № 11. С. 84−91.
  159. Развитие рыночных отношений в экономике. М., Луч, 1992. — 86с.
  160. И.И. Мелкий бизнес и эффективность американской экономики. -М.:ИНИОН, 1990. -42с.
  161. И.И. Мелкие фирмы в США: экономика и управление. М.: Наука, 1989. — 128с.
  162. И. Мелкое предпринимательство в промышленности США. // Проблемы теории и практики управления. -1990. № 8. — С. 62−86.
  163. Региональная программа поддержки малого предпринимательства в Ростовской области на 1996 г. Ростов-на-Дону, 1995 г. 34с.
  164. Л. Государство и малый бизнес в США: полигика и приоритеты // Малый бизнес, рынок и общество. -1991. № 2. — С. 85−98.
  165. Роль мелкого бизнеса в экономике развитых стран: /Обзор/ М.: ИНИОН, 1992. — 18с.
  166. Роль малого бизнеса в решении социально-экономических проблем регионов. Обзор материалов Круглого стола в Совете Федерации Федерального Собрания РФ // Вопросы экономики. 1996. № 7. С. 37−47.
  167. Россия в мировой экономике. Генеральный проект «Россия в третьем тысячелетии». Общероссийское объединение «Круглый стол бизнеса России». Центр комплексных социальных исследований и маркетинга. Вып. XI. М., 1995.
  168. Рубе В, А Сотрудничество или эксплуатация? / Мелкий бизнес глазами буржуазных экономистов. М.: Мысль, 1986. — 174с.
  169. Рубе В, А Крупный и мелкий бизнес, связи и противоречия // Известия АН СССР. Серия экономическая. -1985. № 2. — С. 107−119. .
  170. В. Феномен предпринимательства (экспериментальный спецкурс) // Российский экономический журнал. 1995. № 9. С. 45−50- 1995. № 10. С. 58−62- 1996. № 1. С. 40−46.
  171. П. Экономика. Вводный курс. Прогресс, 1964. 843с.
  172. Система государственной поддержки предпринимательства: Научно-аналит. обзор / Рос. АН, ИНИОН. -М.: ИНИОН, 1993. -60с.
  173. В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности. // Со-цис. 1994. № 1. С. 8−13- № 2. С. 15−33.
  174. Соломенникова Е. А Малая экономика в историческом диапазоне. // ЭКО. 1996. № 7. С. 150−160.
  175. Тарасов ЕА У малого предпринимательства большие проблемы. // Российский экономический журнал. -1993. № 7. — С. 48−54.
  176. Трудный поворот к рынку / Науч. ред. Л. И. Абалкин. М.: Экономика, -1990.-559с.
  177. Устинова H Лизинговый аспект столичной системы поддержки малого предпринимательства // Российский экономический журнал. 1996. № 11−12. С. 60−61.
  178. Э.Н., Яковлев ИЛ. Предпринимательству государственную поддержку. // Социологические исследования. -1994. — № 2. — С. 33−43.
  179. П. Экономический образ мышления. М., 1991.
  180. ЦипкоВА Государственная поддержка инновационного предпринимательства в регионах. // Вестник РАН. -1992. № 10. — С. 74−84.
  181. А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе. // Вопросы экономики. 1996. № 7. С. 59−71. ®
  182. А.Ю. Предпринимательский класс в возрождающейся России. // Лицо России. 1993. № 1. С. 76−82.
  183. Ч.П. Предприниматель кто он? Из опыта зарубежного предпринимательства М.: Международные отношения., 1992. г
  184. Н.В., Чернин Е. А. Мелкий бизнес в России периода реформ. // ЭКО. 1996. № 2. С. 61−72.
  185. Н.В. Малый бизнес в сибирском городе. // ЭКО. 1996. № 4. С. 94−106.
  186. MB. Стимулирование развития малого бизнеса в Восточной Германии. //ВестникМосковского ун-та. Серия 6. Экономика. 1994. № 6. С. 20−27.
  187. Ф. Государственная поддержка малого предпринимательства. // Экономист. 1995. № 10. С. 88−91.
  188. Ф. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания. // Вопросы экономики. -1993. № 10. — С. 155−160.
  189. Ф. Малое предпринимательство. // Экономист. 1994. — № 11. — С. 69−70.
  190. Шапиро AJML Опыт функционирования мелких и средних предприятий в экономике развитых капиталистических стран. М: 1985. — 211с.
  191. М. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий. М, 1993. *
  192. А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки. // Российский экономический журнал. 1995. № 5−6. С. 65−76.
  193. Н.А. Малый бизнес в условиях рынка. К Деньги и кредит. -1992. -№ 1. С. 66−69.
  194. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  195. Экономика и бизнес: /Теория и практика предпринимательства/ Под. ред. В. Д. Камаева. М.: Изд-во МГТУ. 1993. — 462с.
  196. Л. Благосостояние для всех. / Начало Пресс. — М., 1991. — 336с.
  197. А.Ю. Фирма и рынок. М., 1990.64с.
  198. А. Среднее и мелкое предпринимательство в ФРГ. // Мировая экономика и международные отношения. -1990. № 7. — С. 120−128.
  199. В.М. Малое предпринимательство в России: проблемы переходного периода. / РАУ, Центр проблем рыночной экономики. М., 1994. — 133с. *
  200. Е. Ставка на предпринимательство. // Человек и труд. 1992. — № 1. -С. 90−92.
  201. Количество малых предприятий по отраслям народного хозяйства (тыс.)1991г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г.
  202. Строительство 52 73 92 123 137 134
  203. Промышленность 38 60 95 127 118 124
  204. Торговля и 124 275 398 419 358 337общественное питание
  205. Наука и научное 10 36 45 52 47 46обслуживание
  206. Общекоммерческая 7,2 21 64 52 49 34деятельность
  207. Другие виды 36 95 152 123 126 130деятельности
  208. Динамика занятости в секторе МП России по основным видам деятельности (постоянно работающих, млн. чел.)1991г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г.
  209. Строительство 1,81 2,14 2,38 2,63 2,40 1,47
  210. Промышленность 1,84 2,10 2,33 2,38 2,38 1,28
  211. Торговля и 1,11 1,62 2,34 2,10 1,93 1,66общественное питание
  212. Наука и научное 0,12 0,28 0,31 0,20 0,22 0,16обслуживание
  213. Общекоммерческая 0,04 0,12 0,38 0,30 0,33 0,18деятельность
  214. Другие виды 0,52 0,78 0,89 0,86 0,84 0,85деятельности
  215. Распределение малых предприятий по основным регионам страны1. Количество предприятий 1994 г. 1995 г. Темпы ростатыс. %к тыс. %к (снижения)ед. итогу ед. итогу %
  216. Российская Федерация 896,9 100 836,2 100 93,21. Регионы:
  217. Северный 26,4 2,9 24,8 3,0 93,9
  218. Северо-западный 78,6 8,8 76,5 9,1 97,3
  219. Центральный 269,6 30,1 267,3 32,0 99,1 г. Москва 159,4 17,8 167,8 20,1 105,3
  220. Волго-Вятский 26,6 2,9 23,7 2,9 89,11. Центрально-
  221. Черноземный 26,9 3,0 21,8 2,7 81,0
  222. Поволжский 88,4 9,9 77,7 9,3 87,9
  223. Северо-Кавказский 79,5 8,9 83,4 10,0 104,9
  224. Уральский 101,5 И, 3 92,4 11,0 91,2
  225. Западно-Сибирский 100,9 11,2 86,3 10,3 85,5
  226. Восточно-Сибирский 45,0 5,1 40,3 4,8 89,6
  227. Дальневосточный 47,7 5,2 37,4 4,5 78,4
  228. Прибыль, полученная малыми предприятиями
  229. Ростовской области за январь декабрь 1996 года1. В % к итогу
  230. Рентабельность малых предприятий Ростовской области за январь -декабрь 1996 года
  231. Прибыль, убыток в % Предприятия, получившие убыткик выручке от реализации Количество %к общему числуМП
Заполнить форму текущей работой