Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интенсивные темпы информационно-технического и социального развития общества, появление новых профессий (дизайнер, визуализатор и т. д.), расширение видов изобразительной деятельности (компьютерная графика, виртуальное проектирование и т. д.), модернизация старых и появление новых средств создания визуальных сообщений (дигитайзер, компьютер, плоттер и т. д.), появление новых направлений… Читать ещё >

Содержание

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию объектов средового дизайна (в системе повышения квалификации).

1.1. Профессиональная компетентность учителя как педагогический феномен.

1.2. Сущность и содержание профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства.

1. 3. Педагогический потенциал обучения компьютерному моделированию объектов средового дизайна в развитии профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства.

1.4. Подходы к отбору содержания и технологий развития профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию объектов средового дизайна

Глава 2. Опытно-поисковая работа- по развитию профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию объектов средового дизайна в системе повышения квалификации).

2. 1. Диагностика уровня- профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства.

2. 2. Анализ результатов констатирующего обследования.

2. 3. Методика развития профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию объектов средового дизайна (в системе повышения квалификации).

2. 4. Результаты контрольного этапа опытно-поисковой работы.

Развитие профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В связи с включением России в рамках Болонской декларации в процесс реформирования системы профессионального образования идея компетентностного подхода, ориентированного на такие цели-векторы образования, как обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация. и развитие индивидуальности, во многом определила развитие отечественного образовательного пространства начала XXI века. В качестве результата обучения выступает ряд компетенций^ обладание которыми является условиемуспешности жизнедеятельности человека, наращивания социокультурного, интеллектуального и духовного потенциала государства, что отражено' в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Стратегии модернизации содержания общего среднего образования» и т. д.

Ориентиры на построение модели «новой школы», декларируемые сегодня-российским правительством, ставят перед системой" образования задачи воспитания личности, готовой* к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, что определяет превращение школы в центр синтеза, творчества и информации и т. д. Поэтому профессиональная компетентность должна стать одной из важнейших системообразующих характеристикдеятельности современного учителя.

Интенсивные темпы информационно-технического и социального развития общества, появление новых профессий (дизайнер, визуализатор и т. д.), расширение видов изобразительной деятельности (компьютерная графика, виртуальное проектирование и т. д.), модернизация старых и появление новых средств создания визуальных сообщений (дигитайзер, компьютер, плоттер и т. д.), появление новых направлений педагогической деятельности (элективные курсы, профильно-ориентированная деятельность школы и т. д.) — все это требует от учителя изобразительного искусства, овладения всем арсеналом современных средств и методов создания визуальных сообщений, в которых совмещается решение не только учебных, но и художественно-проектных задач. К ним относятся: оформление школьного интерьера, досуговых, игровых и ландшафтных зон, детских площадок, дизайн-концепции праздничных школьных мероприятий, оформление школьных музеев, выставок, спектаклей И' т.д. Обучение учителей изобразительного искусства компьютерному моделированию объектов средового дизайна может явиться универсальным и эффективным средством, которое позволит реализовать данные задачи.

Необходимость профессионального совершенствования учителей изобразительного искусства актуализирует проблему непрерывного образования как процесса наращивания личностного, общекультурного и' профессионального потенциала человека-. (А. А. Вербицкий). В концепции непрерывного образованияутвержденной в документе. «Болонский процесс 2020 — европейское-пространство высшего образованияв- новом-, десятилетии» (2009 г.), разрабатывается идея непрерывного образования, что предполагает получение профессиональной квалификацииприобретение новых компетенций, способствующих персональному росту. Функции развития профессиональной' компетентности учителей впослевузовский период возложены на систему повышения" квалификациикоторая должна обеспечивать разнообразие компонентов содержания^ образования, адекватного потребностям общеобразовательных учреждений, удовлетворение индивидуальных профессиональных образовательных потребностей учителей, создавать условия для реализации, их профессиональных потенций (А. В: Баранников).

В работах О. А. Артемьевой, А. В. Болотова, А. А. Вербицкого, Э. Ф: Зеера, И. А. Зимней, Д. А. Иванова, М. Н. Макеевой, Р. П. Мильруд, В. В. СериковаВ. А. Сластенина, Э. Э. Сьшанюк, М. А. Холодной, А. В. Хуторского и др. была сформирована понятийно-терминологическая база компетентностного подхода в отечественном образовании, что позволило продолжить исследование проблемы формирования и развития компетентности обучающихся на всех образовательных уровнях. Применительно к системе повышения квалификации эту проблему изучали Е.- В. Алфеева, И. Л. Булыгин, О. А. Жильцова, Л. И. Луценко, Н. Л. Солянкина, И. Ю. Самоненко, Ю. А. Самоненко и др. Они выделили общие и специальные компетенции педагога, исследовали проблему развития системы базовых и специальных компетенций у учащихся и т. д.

Возможности формирования профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства были предметом исследования В. Н. Банникова, И. А. Бирич, Н. А. Долгих, Н. Н. Долгих, С. Н. Дорошенко, М. Т. Ломоносовой, Е. А. Пановой, М. Ф. Рудзик и др: Однако в данных педагогических исследованиях компьютерные и дизайн-технологиш не рассматриваются как необходимый компонент изобразительной" деятельности. Основной причиной данного явления, на нашвзгляд, являетсяотсутствие у учителей изобразительного искусства1 компетентности, необходимой1 для осуществления эстетического развития учащихся с применением компьютерных технологий, т.к. программы обучения изобразительному искусству в школе (В. С. Кузин, Б. М. Неменскищ Т. Я. Шпикаловаи др.) включают изучение процесса физического моделирования* и основа дизайна, но не предполагают его осуществление с помощью компьютерных изобразительных средств.

Все вышесказанное позволило выявить следующие противоречия:

— между современными требованиями государственной" политики в области обновления содержательных и технологических аспектов профессиональной компетентности учителей и недостаточным уровнем реализации данного требования для учителей искусства-,.

— между теоретической и практической разработанностью проблемы развития профессиональной компетентности учителей в< педагогике и недостаточной ее разработанностью в педагогике художественного образования;

— между возможностью развития профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию объектов средового дизайна и отсутствием теоретической и методической разработанности данной проблемы.

Актуальность и выявленные противоречия позволили сформулир9вать проблему данного исследования, суть которой заключается в поиске, теоретическом обосновании и осмыслении эффективных путей развития профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию объектов средового дизайна (в системе повышения квалификации).

Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы и ее практическая значимость позволили сформулировать тему диссертационного исследования: «Развитие профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию».

Объект исследования' — процесс обучения учителей изобразительного искусства в условиях системы повышения квалификации.

Предмет иccлeдoвaниЯi — методика развития профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию объектов средового дизайна.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и опытно-поисковым путем проверить методику развития профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию" объектов средового дизайна (в условиях системы повышения квалификации).

Гипотеза исследования. Развитие профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию объектов средового дизайна в условиях системы повышения квалификации будет эффективным, если:

— осуществлять актуализацию личного профессионального опыта обучающихся (опыта изобразительной деятельности и работы с современными компьютерными программами), способствовать осмыслению ими единства компетенций в сфере изобразительного искусства, дизайна и компьютерной графики;

— в качестве основы процесса обучения использовать андрагогические принципы, предполагающие активную деятельность как обучающего, так и обучающихся с применением деятельностно-ориентированных технологий;

— реализовать методику, предусматривающую освоение обучающимися системы интегрированных знаний в области средового дизайна, компьютерной графики и изобразительного искусства, опирающуюся на эмпирические представления обучающихся" в области компьютерного моделирования и изобразительной деятельности, учитывающую содержание базового образования и уровень индивидуальной подготовки-учителя изобразительного искусства, ориентированнуюна творческую самореализацию обучающихся в практической социально-значимой деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой диссертационного-исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Уточнить структуру профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства.

2. Определить последовательность развития профессиональной компетентности учителей изобразительногоискусства в процессе * обучения компьютерному моделированию объектов средового дизайна (в условиях системы повышения квалификации).

3. Выявить основные принципы, этапы, формы, методыи средства, составляющие методику развития профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию объектов средового дизайна (в условиях системы повышения квалификации).

4. Проверить эффективность разработанной методики развития профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию объектов средового дизайна (в условиях системы повышения квалификации).

Методологическую основу исследования составили: теории компетентностного подхода (Е. В. Бондаревская, В. Е. Ефименко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя,.А. В. Хуторской и др.), теоретические положенияраскрывающие сущность и структуру понятий «компетентность» и «компетенция» (В. И. Байденко, А. В. Болотов, Н. В. Бордовская, Б. С. Гершунский, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Н. Г. Милорадова, Р. П. Мильруд, А. М. Павлова, М. Г. Резниченко, В. В. Сериков,.

B. А. Сластенин, Э: Э: Сыманюк, Ю. Г. Татур, М. А. Холодная, А. В. Хуторской и др.), идеи формирования и развития профессиональной компетентности представителей педагогических профессий", (В: И. Загвязинский, А. А. Реан,.

C. И. Розум и др.), в том числеучителей изобразительного искусства (Н. А. Долгих, Н. Н. Долгих, С. Н. Дорошенко, Е. А. Панова, М. Ф. Рудзик и др.), теоретические положения о профессиональном развитии педагогических кадров (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкина, А. К. Маркова и др.), теория контекстного обучения (А. А. Вербицкий), идеи андрагогического подхода к обучению взрослых (С. И. Змеев), концепция< непрерывного" образования взрослых («Болонский процесс 2020 — европейское пространство высшего образования в новом десятилетии»), концептуальные положения теории и методики обучения изобразительному искусству (В. С. Кузин, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. П. Ростовцев, Н. К. Шабанов, Е. В. Шорохов и др.), положения теории и методологии дизайн-проектирования- (К. С. Кашенов, Н. В. Квач, И. А. Розенсон, В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский и др.).

В* исследовании использовались следующие методы: теоретические — анализ, изучение, обобщение и систематизация литературы по проблеме-и теме исследованияпедагогическое проектирование и моделирование учебной деятельностиэмпирические — анкетирование, анализ творческих работ слушателей курсов повышения квалификации, профессиональных дизайнеров,. экспертное оценивание, опрос, опытно-поисковая работа.

Исследование проводилось на базе Тюменского областного государственного института развития регионального образования, факультета повышения квалификации и переподготовки специалистов при Магнитогорском государственном университете, Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской1 области, Института педагогики, психологии, социального управления" Тюменского государственного университета в период с 2006 по 2010 гг. и включало три этапа.

На первом этапе (2006;2007 гг.) изучалась проблема исследования, формулировались цель, задачи, объект, предмет и гипотеза, определялись его теоретико-методологические основы, анализировались литературные источники по проблеме и теме исследования. На этой основе выстраивались теоретические положения, разрабатывался диагностический инструментарий работы.

На втором этапе (2007;2009 гг.), проводилось констатирующее обследование, по результатам5 которого разрабатывалась методика развития профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию объектов средового дизайна * в системе повышения, квалификации, осуществлялся формирующий этап опытно-поисковой работы.

На третьем этапе (2009;2010 гг.) проводилось теоретическое обобщение, контрольный этап опытно-поисковой работы,. анализ и систематизация результатов исследования, формулировались выводы и окончательно оформлялся текст диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

1. Установлено, что развитие профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию объектов средового дизайна осуществляется посредством восхождения от эмпирических представлений (опыта изобразительной деятельности, опыта работы с современными компьютерными программами), рефлексивного осмысления единства компетенций в сфере изобразительного искусства, дизайна ' и компьютерной графики через накопление знаний в области компьютерного моделирования, совершенствование практических художественно-проектных и технико-технологических умений и навыков к творческой самореализации обучающихся в практической деятельности (выполнение проекта интерьера на планшете, методическая разработка ведения работы над графическим решением интерьера, создание компьютерной модели интерьера).

2. Определено, что развитие профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию объектов средового дизайна предусматривает освоение системы интегрированных знаний-в области средового дизайна, компьютерной графики и изобразительного искусстваопору на эмпирические представления обучающихся в области компьютерного моделирования и изобразительной деятельностиучет содержания базового образования и уровень индивидуальной подготовки учителя изобразительного искусстваориентацию на творческую самореализацию обучающихся в практической социально-значимой деятельности.

3. Разработана методика развития профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства, включающая формы организации деятельности слушателей: информационная лекция, лекция-визуализация, проблемная лекция, деловая игра, практические и творческие занятия, методы визуализации, проектов, моделирования ситуаций будущей профессиональной деятельностисредства обучения: электронный конспект лекций, примеры готовых дизайн-проектов, компьютерных моделей, выполненных слушателями курсов повышения квалификации и профессиональными дизайнерами.

4. Определены этапы реализации методики: начальный (инвариантный) — активизация у обучающихся эмпирических представлений о компьютерном моделировании как разновидности эстетически значимойартономической деятельности (актуализация, анализ и рефлексивное осмысление личного профессионального опыта), осознание слушателями единства базовых компетенций у учителя изобразительного искусства и у представителей смежных артономических профессийсодержательно-процессуальный (инвариантный) — углубление и расширение теоретических и практико-ориентированных знаний, совершенствование умений и навыков обучающихся в области компьютерного моделирования, средового дизайна и изобразительного искусстваформирующий ' (вариативный) — расширение опыта обучающихся в области компьютерного моделирования объектов средового дизайнаобобщающий (вариативный) — обобщение практико-ориентированных знаний, умений и навыков обучающихся в области компьютерного моделированияобъектов средового дизайна в процессе их творческой самореализации.

Теоретическая значимость исследования:

1. Определено, что обучение учителей изобразительного искусства компьютерному моделированию объектов средового дизайна способствует развитию всех компетенций, входящих в структуру их профессиональной компетентности: 1) универсальных (ключевых) — информационная, социально-коммуникативная- 2) общепрофессиональных (педагогических) — проективная, прогностическая, организаторская, познавательная- 3) специальных профессиональных — методическая, аналитическая, изобразительная, культурологическая.

2. Определено, что методика развития профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе* обучения компьютерному моделированию объектов средового дизайна базируется на принципах:

— единства художественного и технического (что является спецификой процесса изобразительной деятельности, где художественно-образное раскрытие замысла художника — целевая установка, а ее технико-технологическое воплощение — средство достижения цели);

— опоры на опыт обучающихся, контекстности обучения, актуализации результатов обучения, интегративности, что предполагает активную деятельность как обучающего, так и обучающихся и является условием реализации андрагогического подхода к обучению взрослых.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— разработана программа курсов повышения квалификации учителей изобразительного искусства на базе Тюменского областного государственного института развития регионального образования, Института педагогики, психологии, социального управления Тюменского государственного университета;

— разработан курс «Моделирование на компьютере объектов средового дизайна», который предназначен для развития профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в условиях системы повышения квалификации;

— создано учебно-дидактическое обеспечение данного курса: различные по форме лекции, мультимедиа презентации, учебно-методические пособия: «Основы компьютерного моделирования объектов средового дизайна», «Моделирование на компьютере объектов средового дизайна», — база готовых дизайн-проектов, компьютерных моделей, выполненных слушателями курсов повышения квалификации и профессиональными дизайнерами, которые могут использоваться в образовательном процессе.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе педагогической деятельности автора в качестве преподавателя дисциплины «Компьютерное моделирование объектов средового дизайна» на курсах повышения квалификации при Тюменском областном государственном институте развития регионального образования, на факультете повышения квалификации и переподготовки специалистов при Магнитогорском государственном университете, Институте педагогики, психологии, социального управления Тюменского государственного университета, где в рамках реализации госзаказа Департамента по образованию и науке Тюменской области проводились курсы повышения квалификации учителей изобразительного искусства по программе «Педагогика искусства в аспекте интеграции традиционных и инновационных технологий преподавания». Теоретические положения исследования обсуждались на Всероссийских научно-практических конференциях (Тюмень, 2009, 2010), на заседаниях кафедры изобразительного искусства Института педагогики, психологии и социального управления Тюменского государственного университета, кафедры художественного образования Уральского государственного педагогического университета, нашли-отражение в ряде публикаций автора:

Достоверность и обоснованность основных положений ивыводов диссертации обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций, аргументированностью ее теоретических положений^ использованием эмпирических и теоретических методов, адекватных специфике каждого этапа исследования, результатами опытно-поисковой работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обучение учителей изобразительного" искусства компьютерному моделированию объектовсредового дизайна способствует развитиювсех компетенций, входящих в структуру-их профессиональной компетентности: 1) универсальных (ключевых) — информационной, социально-коммуникативной- 2) общепрофессиональных (педагогических) — проективной, прогностической, организаторской, познавательной- 3) специальных профессиональных — методической, аналитической, изобразительной, культурологической.

2. Развитие профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию объектов средового дизайна осуществляется" посредством восхождения от эмпирических представлений (опыта изобразительной деятельности, опыта работы с современными компьютерными программами), рефлексивного осмысления единства компетенций в сфере изобразительного искусства, дизайна и компьютерной графики через накопление знаний вобласти компьютерного моделирования, совершенствование практических художественно-проектных и технико-технологических умений и навыков к творческой самореализации обучающихся в практической деятельности (выполнение проекта интерьера на планшете, методическая разработка ведения работы над графическим решением интерьера, создание компьютерной модели интерьера).

3. Методика развития профессиональной, компетентности учителей изобразительного искусства' в процессе обучения компьютерному моделированию объектов средового дизайна базируется на принципах: единства художественного и технического, опоры на опыт обучающихся, контекстности обучения, актуализации результатов" обучения, интегративностивключает методы визуализации, проектов, моделирования ситуаций будущей профессиональной деятельностиформы организации деятельности: информационную лекцию, лекцию-визуализацию, проблемную лекцию, деловую игру, практические и творческие" занятиясредства обучения: электронный конспект лекций, примеры готовых дизайн-проектов, компьютерных моделей, выполненных слушателями курсов повышения квалификации и профессиональными дизайнерами.'.

4. Данная методика учитывает уровень базового образования, индивидуальной подготовки слушателей и реализуется на четырех этапах: начальном (инвариантном), содержательно-процессуальном (инвариантном), формирующем (вариативном) и обобщающем (вариативном).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ проблемы исследования и результаты опытно-поисковой работы подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать выводы.

1. Обучение учителей изобразительного искусства компьютерному моделированию объектов средового дизайна способствует развитию таких компетенций, как универсальные (ключевые): информационная, социально-коммуникативнаяобщепрофессиональные (педагогические): проективная, прогностическая, организаторская, познавательнаяспециальные профессиональные: методическая, аналитическая, изобразительная, культурологическая.

2. Установлено, что развитие профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию объектов средового дизайна осуществляется посредством восхождения от эмпирических представлений обучающихся (опыта изобразительной деятельности, опыта работы с современными компьютерными программами), рефлексивного осмысления единства компетенций в области изобразительного искусства, дизайна и компьютерной графики через накопление знаний в области компьютерного моделирования, совершенствование практических художественно-проектных и технико-технологических умений и навыков к творческой самореализации обучающихся в практической деятельности (выполнение проекта интерьера на планшете, методическая разработка ведения работы над графическим решением интерьера, создание компьютерной модели интерьера).

3. Методика развития профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию объектов средового дизайна предусматривает освоение системы интегрированных знаний в области средового дизайна, компьютерной графики и изобразительного искусстваопирается на эмпирические представления обучающихся в области компьютерного моделирования и изобразительной деятельностиучитывает содержание базового образования и уровень индивидуальной подготовки учителя изобразительного искусстваориентирована на творческую самореализацию обучающихся в практической социально-значимой деятельности. Данная методика базируется на принципах единства художественного и технического, опоры на опыт обучающихся, контекстности обучения, актуализации результатов обучения, интегративности, включает методы визуализации, проектов, моделирования ситуаций будущей профессиональной деятельности, формы организации деятельности слушателей — информационная лекция, лекция-визуализация, проблемная лекция, деловая игра, практические и творческие занятиясредства обучения — электронный конспект лекций, примеры готовых дизайн-проектов и компьютерных моделей, выполненных слушателями курсов повышения квалификации и профессиональными дизайнерами.

4. Данная методика учитывает уровень базового образования, индивидуальной подготовки слушателей и реализуется на четырех этапах:

— начальном (инвариантном) — активизация у обучающихся эмпирических представлений о компьютерном моделировании как разновидности эстетически значимой артономической деятельности, (актуализация, анализ и рефлексивное осмысление личного профессионального опыта), осознание слушателями единства базовых компетенций у учителя изобразительного искусства и у представителей смежных артономических профессий;

— содерэ/сателъно-процессуалъном (инвариантном) — углубление и расширение теоретических и практико-ориентированных знаний, совершенствование умений и навыков обучающихся в области компьютерного моделирования, средового дизайна и изобразительного искусства;

— формирующем (вариативном) — расширение опыта обучающихся в области компьютерного моделирования объектов средового дизайна;

— обобщающем (вариативном) — обобщение практико-ориентированных знаний, умений и навыков обучающихся в области компьютерного моделирования объектов средового дизайна.

5. Результаты опытно-поисковой работы доказали эффективность разработанной методики развития профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию объектов средового дизайна, ориентированной на внедрение в систему повышения квалификации.

Перспективным направлением научного поиска может являться изучение проблемы развития профессиональной культуры будущих учителей изобразительного искусства средствами компьютерного моделирования в процессе их профессиональной подготовки в средних специальных и высших учебных заведениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т. В. Педагогика высшей школы: компетентностный подход
  2. Текст.: учеб. пособие / Т. В. Амельченко. Чита: ЧитГУ, 2007. — 244 с.
  3. , В. JI. Методические рекомендации по формированию ИКТ-компетенции учителя физики в системе повышения квалификации Текст. / В. Л. Акуленко, Л. Л. Босова. М.: ИИО РАО, 2006. — 57 с.
  4. , В. А. Профессиональная компетентность современного учителя Текст. / В. А. Адольф. Красноярск: КрасГУ, 1998. — 309 с.
  5. , А. А. Педагогика высшей школы : новый курс Текст. / А. А. Андреев. М.: Московский международный институт, эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. — 264 с.
  6. , Н. Н. Основы рисования Текст.: учеб. пособ. для вузов / Н. Н. Анисимов, М.: Стройиздат, 1974. — 156 с.
  7. , В. В. Методика обучения компьютерно-графическому моделированию пространственных базовых форм Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. В. Александрова. СПб.: [б. и.], 2002. — 139 с.
  8. , И. С. О некоторых аспектах методики преподавания сапр archicad в архитектурном вузе Электронный ресурс. / И. С. Ахметсафина // Архитектон: известия вузов. 2007. — 1 (№ 17). — Режим доступа: http ://archvuz.ru/numbers/2007 1 /ра 1.
  9. Autodesk 3ds Max 2010. Уровень 1. Основы 3D моделирования
  10. Электронный ресурс.: программа / Учебный Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана / официальный сайт. -Режим доступа: http://www.specialist.ru.
  11. , С. Г. Компьютерные технологии в изобразительной и дизайнерской деятельности студентов вузов Текст. / С. Г. Ажгихин // Изобразительное искусство в школе. 2008. — № 1. — 80 с.
  12. , О. А. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности : монография / О. А. Артемьева, М. Н. Макеева. — Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технического университета, 2007.-208 с.
  13. , В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. — 2003. № 10.-С. 8−14.
  14. , А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство Текст. /А. С. Белкин. Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 2004. — 171 с.
  15. , В. И. Компетенции в профессиональном образовании. К освоению компетентностного подхода: дайджест Текст. / В. И. Байденко // Психология обучения. 2005. — № 10. — С. 5−7.
  16. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы Текст.: учеб. пособ. / М. В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
  17. , Н. В. Педагогика Текст.: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2000. — 304 с.
  18. , А. В. Компетентностный подход и качество образования Текст. / отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: Московский центр качества образования, 2008. — 144 с.
  19. , Е. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций Текст. / Е. В. Бондаревская, I
  20. С. В. Кульневич // Педагогика. 2004. — № 10. — С. 23−31.
  21. , Т. Г. Современная аттестация учителей: цели и тенденции Текст. / Т. Г. Браже // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 69−73.
  22. Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2 т. / под. ред. В. В. Давыдов. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993. — 608 с.
  23. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы Текст.: учеб. пособ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 544 с.
  24. , И. В. Развитие педагогической компетентности учителя в учреждениях дополнительного профессионального образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Букреева. Ставрополь: [б. и.], 2004. -26 с.
  25. , И. И. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. И. Барахович. Красноярска: [б. и.], 2000. — 24 с.
  26. , В. Н. Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Н. Банников. Шуя: [б. и.], 2009. — 24 с.
  27. , Т. В. Трехмерное моделирование и ЗО-технология построения чертежа в программе AutoCAD Текст.: учебное пособие / Т. В. Бощенко, Н. Ф. Коленчин, А. М. Бурлаков. Тюмень: ТюмГНГУ, 2006. — 82 с.
  28. , О. В. О внедрении информационных технологий в учебный процесс Текст. / О. В. Батенькина, С. П. Шамец // Омский научный вестник. Серия «Приборы, машины и технологии». Омск: ОмГТУ, 2010. — № 1(87). -С. 233−235.
  29. , Н. А. Формирование профессионально-педагогической компетентности как компонента профессиональной подготовки менежджеров Текст.: монография / Н. А. Банько. — Волгоград: ВолгГТУ, 2004. 75 с.
  30. , Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция Текст.: учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов по спец. № 2109
  31. Черчение, рисование и труд", 2-е изд., перераб. и доп. / Г. В. Беда. М.: Просвещение, 1981. — 239 с.
  32. Бауман, 3. Индивидуализированное общество Текст. / 3. Бауман — пер. с англ., под ред. В. Л. Иноземцева. -М.: Логос, 2005. 390 с.
  33. , А. А. Контекстное обучение в компетентностном подходе Текст. / А. А. Вербицкий // Высшее образование в России. — 2006. № 11.-С. 39−46.
  34. , А. А. Новая образовательная1 парадигма и контекстное обучение Текст.: монография / А. А. Вербицкий. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.
  35. , А. А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении Текст. / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева // Вопросы психологии. 1997. -№ 3. — С. 22−32.
  36. , А. А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе Текст. / А. А. Вербицкий //Вопросы психологии. — М. — 1987. -№ 5. С. 31−39.
  37. , А. А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход Текст.: методическое пособие / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991.-207 с.
  38. , Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием Текст.: дис. д-ра. пед. наук / Ю. В. Варданян.-М.: [б. и.], 1999.-38 с.
  39. , Г. С. Профессиональная компетентность современного учителя Текст.: учеб. пособие / Г. С. Вяликова. Коломна: Коломенский гос. пед. ин-т, 2008. — 125 с.
  40. , В. А. 3с1 Мах 9 : секреты мастерства Текст. / В. А. Верстак. СПб.: Питер, 2007.-736 с.
  41. , С. М. Становление профессиональной компетентности учителя Текст.: учебное пособие / С. М. Годник, Г. А. Козберг. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. — 346 с.
  42. , Б. С. Философия образования Текст.: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Б. С. Гершунский. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 432 с.
  43. , М. М. Развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. М. Голованова. М.: [б. и.], 2007.-28 с.
  44. , О. М. Система инновационных информационных технологий в формировании профессиональной компетенции учителя: на примере подготовки учителя ИЗО Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. М. Гущина. -Тольятти: [б. и.], 2003. 213 с.
  45. , Л. А. Формирование исследовательской компетентности педагога в системе дополнительного образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. А. Голубь. Ижевск: [б. и.], 2006. — 17 с.
  46. , Д., Стенли, Д. Статистические методы в педагогике и психологии Текст. / Д. Гласс, Д. Стенли. М.: Прогресс, 1976. — 493 с.
  47. , С. И. Искусство : изобразительное искусство и художественная культура 1−9 классы Электронный ресурс.: программа / С. И. Гудилина. -Режим доступа: http://www.art.ioso.ru/programisk.htm.
  48. , Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс Текст.: учебник / Н. А. Горяева, О. В. Островская — под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2010. -192 с.
  49. , Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека Текст.: методическое пособие 7−8 кл. / Г. Е. Гуров, А. С. Питерских — под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2009. — 176с.
  50. , Б. Г. Пути совершенствования методов обучения акварельной живописи (в системе подготовки учителей изобразительного искусства) Текст.: автореферат дис.. канд. пед. наук / Б. Г. Гагарин. М: [б. и.], 1975.-24 с.
  51. , Б. Г. Практические советы: Бумажная пластика. Продолжение Текст. / Б. Г. Гагарин // Юный художник. 1989. — № 12 — 52 с.
  52. , Э. Социология Текст. / Э. Гидденс. М.: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с.
  53. , О. Б. Лепим из глины Текст. / О. Б. Глаголев. М.: Профиздат, 2009.-96 с.
  54. , С. Н. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя искусства в системе художественного образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Н. Дорошенко. Оренбург: [б. и.], 2010.-24с.
  55. , С. Н. Формирование профессиональной компетентности «учителя изобразительного искусства Текст. / С. Н. Дорошенко // Искусствои образование. 2009. — № 4(60). — С. 139−150.
  56. , А. А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования Текст. / А. А. Дорофеев // Высшее образование в России. — 2005.-№ 4.-С. 30−33.
  57. , Т. В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования Текст. / Т. В. Добудько. Самара: СамГПУ, 1999.-340 с.
  58. , А. А. Акмеология Текст.: учебное пособие / А. А. Деркач, В. В. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003 — 256с.
  59. , А. А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих Текст. / А. А. Деркач, JI. А. Степнова. М.: РАГС, 2003.-297 с.
  60. , А. А. Акмеологические основы развития профессионала Текст. / А. А. Деркач. М.: Издательство Москвского психолого-социального института, 2004. — 752 с.
  61. , Н. А. Влияние образовательной технологии на становление специальной компетентности художника-педагога (в процессе изучения курса композиции) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. А. Долгих. -Томск: [б. и.], 2006. 22 с.
  62. , Н. Н. Педагогические условия обеспечения непрерывности становления профессиональной компетентности преподавателя изобразительного искусства Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Н. Долгих. Томск: [б. и.], 2005. — 20 с.
  63. Дизайн интерьера (АЩоСАБ/АгсЫСАЕ)): программа / Учебный центр при Академии профессионального дизайна Электронный ресурс. / официальный сайт. Режим доступа: http://www.kursi-moscow.ru.
  64. , Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций в образовании. Текст. / Н. Ф. Ефремова. Ростов-на-Дону: Аркол, 2009. — 228 с.
  65. , В. И. Теория обучения : современная интерпретация Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2007. — 183 с.
  66. , В. И. Исследовательская деятельность педагога Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. — М.: Академия, 2006. 176 с.
  67. , В. Г. Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий Текст.: учебно-методическое пособие — под ред. В. Г. Зарубина, Л. А. Громовой. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. -511 с.
  68. , Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования Текст. / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С.23−30.
  69. , Э. Ф., Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем Текст. / Э. Ф. Зеер, Д. Э. Заводчиков // Высшее образование в России. 2007. -№ 11.- С.39−46.
  70. , Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности Текст.: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. Воронеж: НПО МОДЭК, 2008. — 256 с.
  71. , Э. Ф. Психология профессий Текст.: учебное пособие для студентов вузов — 4-е издание, дополненное и переработанное / Э. Ф. Зеер. М.: Академический проект: фонд Мира, 2006. — 336 с.
  72. , И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного- образования / И. А. Зимняя // Интернет-журнал „Эйдос“. -2006. — 5 мая. Электронный ресурс.: официальный сайт. — Режим доступа: -http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
  73. , И. А. Педагогическая психология Текст.: учебник для вузов, изд. второе, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2007. — 384 с.
  74. , И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании Текст.: учебное издание / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 20 с.
  75. , С. И. Андрагогика. Основы теории, истории и технологии обучения взрослых Текст. / С. И. Змеев. М.: ПЕРСЭ, 2007. — 272 с.
  76. , С. И. Становление андрагогики : развитие теории и технологии обучения-взрослых Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / С. И. Змеев. -М.: [б. и.], 2000.-44 с.
  77. , С. И. Основы андрагогики Текст.: учеб. пособие для вузов / С. И. Змеев. М.: Флинта, 1999 г. — 151 с.
  78. , С. И. Технология обучения взрослых Текст.: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С. И. Змеев. М.: Издательский центр „Академия“, 2002. — 128 с.
  79. Закон российской федерации „Об образовании“ от 10 июля 1992 г. N 3266−1 Электнонный ресурс.: официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федарации. Режим доступа: http ://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3 9 8 8/.
  80. , Т. Ю. Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики Текст.: дис.канд. пед. наук / Т. Ю. Забавникова. -Тамбов: [б. и.], 2005. 162 с.
  81. , А. М. Формироване объемно-пространственных представлений школьников на уроках изобразительного искусства / А. М. Зимина // Изобразительное искусство в школе. 2009. — № 4. — С. 67−78.
  82. , Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы : анализ, проблемы, выводы Текст. / Т.В.Иванова// Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 1. — С. 16−20.
  83. , Д. В. Реализация концепции педагогики индивидуальности в высшей и средней школе Текст.: сб. науч. ст. / Д. В. Ивченко, Н. В. Самсонова — науч. ред. О. С. Гребенюк. Калининград: Издательство калининградского университета, 2000. — 103 с.
  84. , Н. В. Подготовка педагогов профессионального обучения специальности дизайн интерьера Текст.: дис. .кан. пед. наук / Н. В. Квач. -Нижний Новгород: [б. и.], 2005. 180 с.
  85. , К. С. Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Текст.: дис.канд. пед. наук / К. С. Кашенов. Алматы: [б. и.], 2007. — 123 с.
  86. , М. С. Дизайн внеучебных проектов студентов как условие развития профессиональной направленности будущих педагогов Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук / М. С. Кривощекова. — Екатеринбург: [б. и.], 2008.-23 с.
  87. , Н. Г. Словарь иностранных слов Текст. / Н. Г. Комлев. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 669 с.
  88. , Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990. — 119 с.
  89. , Н. В. Способности, одаренность, талант учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. Ленинград: Знание, 1985. — 32с.
  90. , Н. В. Очерки психологии труда учителя: психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности Текст. /
  91. Н. В. Кузьмина. — Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1967.- 182 с.
  92. , Н. В. Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах Текст. / Под ред. Н. В. Кузьминой. Ленинград, 1970. — С.47−61.
  93. , М. Н. Формирование педагогической компетентности преподавателя образовательного учреждения Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. Н. Карпетова. М.: [б. и.], 2000. — 192 с.
  94. , Г. Ф. Высшая школа России: Проблемы сохранения интеллектуального потенциала Текст. / Г. Ф. Красноженова. М.: Мысль, 1998.-258 с.
  95. , В. Г. Психология и педагогика Текст.: курс лекций / В. Г. Крысько. М.: Омега-Л, 2006. — 368 с.
  96. , Л. И. Учебный процесс в системе повышения кадров в Германии как процесс приобретения компетенций Текст. / Л. И. Коренева // Вестник ОГУ. 2005. — № 4. — С. 137−140.
  97. , Г. М. Словарь по педагогике Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. М. Коджаспиров. Ростов н/Д: МарТ, 2005. — 448 с.
  98. , Ю. Н., Сухобская, Г. С. Личность: внутренний мир и самореализация: идеи, концепции, взгляды Текст. / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб.: Тускарора, 1996. — 174 с.
  99. , А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества Текст. / А. Ю. Козырева. Пенза: НМЦ ПГОО, 1994. — 344 с.
  100. , О. А. Я знаю, что я знаю Текст.: всё о профессиональной компетентности учителя / О. А. Козырева // Учитель года: лучшее от лучших. 2004. — № 3. — С. 73−77.
  101. , Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) Текст.: учебное пособие / Е. А. Климов. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 320 с.
  102. , М. К., Арцишевская, Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции Текст. / М. К. Кабардов, Е. В. Арцишевская // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 34−49.
  103. , Н. Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы Текст. / Н. Ю. Клименко // Педагогика. 2003. — № 2. -С. 22−29.
  104. , Т. Э. Развитие методической компетентности преподавателя среднего профессионального учебного заведения в условиях последипломного образования Текст.: дисс.. канд. пед. наук / Т. Э. Кочарян. Ставрополь: [б. и.], 2004. — 179 с.
  105. , В. С. Психология Текст.: учебник 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Б. Ф. Ломова. -М.: Высш. школа, 1982. 256 с.
  106. , В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе Текст.: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / В. С. Кузин. М.: Агар, 1998.-336 с.
  107. , Н. А. Дизайн. История и теория Текст.: учеб. пособ. для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н. А. Кавешникова. М.: Омега-Л, 2009. — 224 с.
  108. , Н. И. Логический словарь-справочник Текст. / Н. И. Кондаков. -М.: Наука, 1975.-717с.
  109. , Б. Ю. 3ds Мах 8 : от моделирования до анимации Текст. / Б. Ю. Кулагин. СПб.: БХВ — Петербург, 2006. — 432 с.
  110. , И. А. Социология: Общий курс: учеб. пособ. для вузов Текст. / А. И. Кравченко. М.: Логос, 2002. — 640 с.
  111. , О. А. Профессиональное становление учителя изобразительного искусства в процессе переподготовки педагогических кадров Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / О. А. Коблова. М.: [б. и.], 2007. — 22 с.
  112. , Д. Лепим из полимерной глины Текст. / Д. Крэков. М.: ACT -Астрель, 2005. — 65 с.
  113. , И. В. Методическая подготовка учителя к использованию на уроках средств информационных технологий Текст. / И. В. Левченко // Вестник МГПУ. 2007. — № 1(8). — С. 62−66.
  114. , О. Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. Е. Ломакина. Волгоград: [б. и.], 1998. — 23 с.
  115. , Л. В. Учебно-профессиональная компетентность как фактор конкурентоспособности Текст. / Л. В. Львов // Право и образование. -2006.-№ 4.-С. 153−162.
  116. , Д. А., Интерьер : дизайн и компьютерное моделирование Текст. / Д. А. Ларченко, А. В. Келле-Пелле. СПб.: Питер, 2008. — 478 с.
  117. Ли, Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка Текст.: учебник / Н. Г. Ли. М.: Эксмо, 2006. — 480 с.
  118. , С. П. Изобразительное искусство. 5 класс. В 2 частях Текст.: учебник / С. П. Ломов. М.: Дрофа, 2009. — 112 с.
  119. , Н. Г Психология и педагогика Текст.: учебник / Н. Г. Милорадова. М.: Гардарики, 2005. — 335 с.
  120. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. — М.: Международный гуманитарный фонд „Знание“ 1996. — 308 с.
  121. , А. К. Психология труда учителя Текст.: книга для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  122. , Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя Текст.: учебное пособие / Л. М. Митина. М.: Академия, 2004. — 320 с.
  123. , Р. П. Компетентность в изучении языка Текст. / Р. П. Мильруд // Иностранный язык в школе. 2004. — № 7. — С. 30−36.
  124. , Н. В. Методы активного социально-педагогического обучения Текст. / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. М.: Академия, 2007. — 96 с.
  125. , С. М., Кулеева, Л. М. Основы дизайна Текст.: учебник для специальности 2902.00 „Дизайн архитектурной среды“ / Под. ред. С. М. Михайлова. Казань: Новое знание, 1999. — 240 с.
  126. , С. Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Текст.: автореферат. д-ра. пед. наук / С. Г. Молчанов. Челябинск: [б. и.], 1998. -39 с.
  127. , С. И. Учебно-деловая игра в системе повышения квалификации учителей изобразительного искусства Текст. / С. И. Мокроусов //Известия УрГУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2010. — № 2 (75). — С. 49−55.
  128. , С. И. Обучение студентов специальности „Изобразительное искусство“ основам компьютерного моделирования Текст. /
  129. С. И. Мокроусов // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО.-2010.-№ 2(70).-С. 94−101.
  130. , С. И. Моделирование на компьютере объектов средового дизайна) Текст.: учеб.-метод. пособие для студ. спец.-ти „Изобразительное искусство“ / С. И. Мокроусов. Тюмень: ТОГИРРО, 2008. — 24 с.
  131. Математическое Бюро: решение задач по высшей математике Электронный ресурс.: официальный сайт. Режим доступа: http://www.matburo.ru/tv/tablechi.pdf.
  132. , Л. Г. Пути формирования графического художественного образа на занятиях по академическому рисунку Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Л. Г. Медведев. М.: [б. и.], 1987. — 409 с.
  133. , Г. Б. Дизайн. Иллюстрированный словарь-спровочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др.- под редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. М.: Архитектура-С», 2004. — 288 с.
  134. , А. М. Постиндустриальное образование Текст. / А. М. Новиков. -М.: ЭГВЕС, 2008, — 136 с.
  135. , А. М. Основания педагогики Текст.: пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики [Текст] / А. М. Новиков. М.: ЭГВЕС, 2010.- 208 с.
  136. HP мастерская Электронный ресурс. / сайт HR-ров и рекрутеров. — 07.06. 2009. — Режим доступа: http://www.hrvip.ru/ponyatie-kompetenciya.
  137. , Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд 1−9 класс Текст.: программы общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский. — М.: Просвещение, 2010. 141 с.
  138. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года Электронный ресурс.: приказ / Министерстово Образования и науки Российской Федерации: официальный сайт. — Режим доступа: http://ed2.informika.ru/min/pravo/276/.
  139. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Электронный ресурс. / Президент России: официальный сайт. Режим доступа: http ://www.kremlin.ru/transcripts/5979.
  140. , М. М. Управление качеством образования в вопросах и ответах Текст. / М. М. Поташник // Народное образование. 2001. — № 8. — С. 39 -48.
  141. , П. И. Педагогика Текст.: учеб. пособ. для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  142. , Е. В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры Текст.: дис.. канд. психол. наук/Е. В. Попова. -Ростов-н/Д: [б. и.], 1996. -221 с.
  143. , Е. М. Формирование мотивов выбора профессии Текст. / Е. М. Павлютенков. Киев: Радянська школа, 1980. — 143 с.
  144. , А. И. История педагогики и образования : от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. Текст.: учебноепособие для педвузов / Под ред. А. И. Пискунова. — 2-е изд., исправленное и дополненное. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 512 с.
  145. , Е. А. Развитие профессиональной культуры учителя изо в процессе повышения квалификации Текст.: монография / под науч. ред. С. Л. Паладьева. Ярославль: ЯГПУ, 2010. — 191 с.
  146. Примерная основная образовательная программа начального общего образования Текст. / Министерство образования и науки Российской Федерации: официальный сайт. 2010. — 194 с. — Режим доступа: http ://mon. gov.ru/dok/fgos/7195/.
  147. , Ю. А. Изобразительное искусство и художественный труд для 1−4 классов общеобразовательных школ Текст.: пособие для учителя начальной школы / Ю. А. Полуянов. -М.: Вита-пресс, 2007. 208 с.
  148. , A.C., Гуров, Т.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7−8 классы Текст.: учебник / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров. М.: Просвещение, 2009. — 175с.
  149. , С. Г. Художественно-проектная деятельность студентов педвузов в условиях дизайн-гурупп Текст.: дис.кан. пед. наук / С. Г. Пищев. -Бийск: [б. и.], 2000. 159 с.
  150. , JI. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг Текст. / Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989.-216 с.
  151. , М. Г. Введение в педагогическую деятельность Текст.: учеб. пособ. для студ. фак. нач. образ. / М. Г. Резниченко. Самара: СГПУ, 2003. -132 с.
  152. , Н. С. Ценности гуманитарного образования Текст. / Н. С. Розов // Высшее образование в России. — 1996. № 1. — С. 81—89.
  153. , А. А. Психология и педагогика Текст. / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2002. — 432 с.
  154. , В. Ф. Основы теории и методологии дизайна Текст.: учеб. пособ. / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. М.: МЗ-Пресс, 2003. — 252 с.
  155. , И. А. Основы теории дизайна Текст.: учеб. для вузов / И. А. Розенсон. СПб.: Питер, 2006. — 224 с.
  156. , Д. Ю. Развитие эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения информатике Текст.: дис. .канд. пед. наук / Д. Ю. Рудаков — Омск. гос. пед. ун-т. Омск: [б. и.], 2003. — 188 с.
  157. , Г. А. Содержание и методика преподавания вводного курса изобразительного искусства в системе профессиональной подготовкистудентов-культурологов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. А. Рубан. -М.: [б. и.], 2005. 18с.
  158. , М. Ф. Модернизация системы повышения квалификации педагогов искусства Текст. / М. Ф. Рудзик // Ученые записки: Электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск, 2008. -№ 2 (10).-С. 168−173.
  159. , А. А. Социология : учеб. пособ. для вузов Текст. / А. А. Радугин, А. К. Радугин. -М.: Центр, 1999. 160 с.
  160. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация Текст. / Дж. Равен — пер. с англ. — М.: «Когито-Центр», 2002. — 396 с.
  161. , Л. Г. Изобразительное искусство и среда (природа -пространство архитектура) 1−11 классы Текст.: интегративная программа полихудожественного развития / Л. Г. Савенкова. — М.: Просвещение, 1995. -75 с.
  162. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. М.: Академия, 2001. — 304 с.
  163. , Б. Г. Живопись Текст.: уч. пособ. для студ. худ. граф. фак. пед. ин-тов / Б. Г. Смирнов. М.: Просвещение, 1975. — 142 с.
  164. , В. А. Педагогика Текст.: учеб. пособ. для студ. пед. учеб. заведений 3-е изд. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  165. , Л. А. Психолого-акмеологическая диагностика профессиональной компетентности кадров управления Текст.: учеб. пособ. / Л. А. Степнова, Ю. В. Бруй- под общ. ред. А. А. Деркач. М.: РАГС, 2010.- 126 с.
  166. , Л. Д. Педагогическая психология Текст. / Л. Д. Столяренко.- Ростов н/Д: Феникс, 2003. 544 с.
  167. Стратегия модернизации содержания общего образования Текст.: Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования. М.: ООО «Мир книги», 2001. — 102 с.
  168. Специальность 0311 Изобразительное искусство и черчение Текст.: Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (базовый уровень среднего профессионального образования). -М.: ИПР СПО, 2002. 46 с.
  169. Специальность 52 400 Дизайн Текст.: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства утвер. от 14.03.2003 № 181. -М., 2003. 44 с.
  170. Специальность 30 800.00 Изобразительное искусство с дополнительной специальностью Текст.: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования утвер. от 31.01.2005 № 668. М., 2005. — 21с.
  171. Специальность 50 100 Педагогическое образование: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования утвер. от 22.12.2009 № 788. М., 2009.-25с.
  172. Специальность 50 139 Изобразительное искусство и черчение: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования утвер. от 05.11. 2009 № 531. -М., 2009. 73 с.
  173. , Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста Текст. / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 132−135.
  174. , Е. Л. Развитие педагогических и изобразительных умений у студентов художественно-графических факультетов педвузов при выполнении рисунка портрета Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. Л. Толстых. Курск: [б. и.], 2002. — 194 с.
  175. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Текст. / Мин-во обр. и наук.Рос.Фед. приказ № 373 от 6.10.2009. М., 2004. — 41 с. — Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p 1/1287/рпг^.Ы:т1.
  176. , М. А. Когнитивные стили : о природе индивидуального ума Текст. / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2004. — 384 с.
  177. , Н. Аспекты теории синтаксиса Текст. / Н. Хомский. М.: МГУ, 1972.-259 с.
  178. , А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты Электронный ресурс. / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». М., 2002. — 23 апреля. — Режим доступа: http://eidos.ru/joumal/2002/0423.htm.
  179. , А. К. Практикум по дидактике и современным методам обучения Текст. / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2004. — 541 с.
  180. , Н. П. Методика преподавания курса информатики при подготовке специалистов на художественно-графическом факультете педагогического ВУЗа : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. П. Ходакова. -М.: б. и., 2005.-26 с.
  181. , А. С. Имитационное моделирование как механизм активизации процесса повышения квалификации педагогов Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. С. Ходоровская. С-Петербург: [б. и.], 2000. — 153 с.
  182. , Т. М. Профессиональные способности учителя изобразительного искусства (структура, детерминанты, индивидуальные особенности проявления) Текст.: дис.. канд. психол. наук / Т. М. Харламова. Пермь: [б. и.], 2003. — 195 с.
  183. , Т. М. Изучение профессиональных способностей учителей изобразительного искусства Текст. / Т. М. Харламова // Успехи современного естествознания. 2005. — № 5. — С. 89−90.
  184. , А. Р. Развитие художественно-творческих способностей будущих учителей изобразительного искусства в процессе изучения курса компьютерной графики Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Р. Хайруллин. Уфа: [б. и.], 2010. — 23 с.
  185. , Т. А. Формирование психолого-педагогической компетентности преподавателя высшей школы в процессе постдипломногообразования Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. А. Царегородцева. -Йошкар-Ола: [б. и.], 2002. 196 с.
  186. , Т. В. Психолого-педагогические условия реализации методики обучения компьютерной графике студентов вузов Текст. / Т. В. Чернякова// Вестник ЧГПУ. Челябинск, 2009. -№ 10. — С. 171−178.
  187. , P. X. Рождение личности: новая парадигма Текст. / P. X. Шакуров. Казань: КГТУ, 2007. — 355 с.
  188. , О. М. Аутопедагогическая компетентность учителя Текст. / О. М. Шиян // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 63−68.
  189. , В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компентностный подход Текст. / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 26−31.
  190. , Ю. В. Бумажное моделирование : оригами Текст. / Ю. В. Шумаков, Е. Р. Шумакова, В. В. Гончар. M.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2002.-189 с.
  191. , О. В. Формирование проективных умений студентов при использовании компьютерных технологий Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. В. Шелехова. Иркутск: [б. и.], 2004. — 177 с.
  192. , О. П. Активизация учения студентов педвузов в процессе подготовки по черчению Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. П. Шабанова. М.: [б. и.], 1997. — 34 с.
  193. , Н. К. Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов педвуза (на примере занятий по рисунку на художественно-графических факультетах) Текст.: дис. .канд. пед. наук / Н. К. Шабанов. М.: [б. и.], 1987. — 202 с.
  194. , Е. В. Основы композиции Текст.: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Е. В. Шорохов. — М.: Просвещение, 1979.-303 с.
  195. , А. С. Юным любителям кисти и резца Текст.: книга для учащ-ся старших классов / А. С. Щипанов. М.: Просвещение, 1981.-416 с.
  196. , Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе Текст. / Б. П. Юсов // Известия Российской академии образования. 2001. — № 4. — С. 64−73.
  197. , О. Г. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама Текст. / О. Г. Яцюк, Э. Т. Романычева. СПб.: БХВ — Петербург, 2004. -432 с.
  198. Ford, Н. My Life and Work the Electronic resource. / H. Ford/ January, 2005 — the Mode of access: http://www.gutenberg.org/cache/epub/7213/pg7213.html
  199. Hymes, D. H. On Communicative Competence In: J.B. Pride and J. Holmes (eds) Text. / D. H. Hymes //Sociolinguistics. Selected Readings. -Harmondsworth: Penguin, 1972. (Part 2) — pp. 269−293.
  200. Muller-Scholl, A. Der Wolf im scharfen Pelz Nicht nur Kunstler, auch Gestalter generieren Bildwelten Text. / A. Muller-Scholl // Detail. — Munchen, 2008. — № 4 — C.280−286.
  201. Reinhart, C. F., Breton, P-F., Experimental Validation of Autodesk® 3ds Max® Design 2009 and Daysim3.0, contract report for Autodesk Text. /
  202. C. F. Reinhart, P-F. Breton // Draft manuscript submitted to Building Simulation. Gund Hall. Cambridge: Harvard Graduate School of Design, 2009. — 33 c.
  203. Tuning educational structures in Europe the Electronic resource.: a pilot project supported by the european commission in the framework of the socrates programme. 2010. — the Mode of access: http://eua.uni-graz.at/TuningsummaryEUAconference.pdf.
  204. Taylor, F. W. The principles of scientific management the Electronic resource. / F.W.Taylor. M. E., Sc. D., 1911. — the Mode of access: http://www.social.mtu.edu/faculty/sawalton/ss3510/taylor.pdf.
  205. White, R. W, Motivation reconsidered: The concept of competence Text. / W. R. White // Psychological Review. 1959. — № 66 — pp. 297−333.
Заполнить форму текущей работой