Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение эффективности функционирования предприятий жилищно-коммунальной сферы: на примере организаций Тюменской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако формирование рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) не завершено в силу дотационности этого сектора экономики, недостаточно развитой системы договорных отношений, неэффективной тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги. Федеральные решения в отношении реформирования ЖКХ носят для местных органов власти рекомендательный характер, что приводит к субъективизму… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. 1. Факторы, параметры и показатели развития жилищной сферы в Российской Федерации
    • 1. 2. Анализ производственных показателей жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
    • 1. 3. Основные направления развития организации и управления в жилищной сфере Российской Федерации на современном этапе
    • 1. 4. Показатели жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области и направления его развития
  • Выводы к главе
  • ГЛАВА. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
    • 2. 1. Основные принципы оценки систем управления предприятиями жилищно-коммунальной сферы
    • 2. 2. Критерии и система оценочных показателей системы управления предприятиями жилищно-коммунальной сферы
    • 2. 3. Учет особенностей жилищно-коммунальной сферы в системе управления предприятиями
  • Выводы к главе 2
  • ГЛАВА. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
    • 3. 1. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством
    • 3. 2. Стратегия формирования конкурентных преимуществ в жилищнокоммунальной сфере

    3.3. Метод определения эффекта от энергосбережения по уровням управления жилищно-коммунальной сферы и общего синергетического эффекта от комплексности и единой направленности программ, проектов и мероприятий.

    3.4. Организационно-экономический механизм повышения уровня использования ресурсного обеспечения и потенциала предприятий жилищнокоммунальной сферы.

    Выводы к главе 3.

Повышение эффективности функционирования предприятий жилищно-коммунальной сферы: на примере организаций Тюменской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящие в настоящее время преобразования с целью формирования рыночных отношений существенно меняют положение и роль организаций жилищно-коммунальной сферы в национальном хозяйстве Российской Федерации, а также в жизни общества, вносят принципиальные коррективы в систему внешнего и внутрифирменного регулирования, ставят целый ряд новых, весьма сложных задач, требующих скорейшего решения.

В свою очередь, инновационная модернизация форм и методов управления предприятиями жилищно-коммунальной сферы обеспечивает обратное воздействие на развитие социально-экономической среды в РФ. Значимость данного комплекса определяется составом услуг, оказываемых его субъектами населению и хозяйственным структурам различных отраслей экономики.

Однако формирование рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) не завершено в силу дотационности этого сектора экономики, недостаточно развитой системы договорных отношений, неэффективной тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги. Федеральные решения в отношении реформирования ЖКХ носят для местных органов власти рекомендательный характер, что приводит к субъективизму на местах, монополии муниципалитетов в управлении, деформированию в формировании спроса и предложения в этом секторе экономики. Не получила пока достаточного распространения практика формирования прогрессивных форм управления многоквартирными домами, в частности товариществ собственников жилья.

Своеобразие производственно-эксплуатационной деятельности структур ЖКХ определяет специфику их адаптации к условиям рынка. Характерной чертой ЖКХ является большое различие входящих в эту сферу предприятий и организаций по целевому назначению, технологическим процессам, используемому оборудованию, режиму работы, организационно-правовым формам и т. д.

Значимость и актуальность проблем реформирования жилищно-коммунального хозяйства и адаптации его субъектов к рынку привлекают к ним внимание большого числа ученых и практиков. В последние годы значительно усилился территориальный подход к управлению этой сферой. Сегодня в данном комплексе возникают задачи, успешное решение которых определяет устойчивое развитие национальной экономики и социально-политическую стабильность России.

В настоящее время наша страна, как и многие ведущие страны мира, стремится оптимизировать своё энергопотребление. Для решения этой задачи разрабатываются и реализуются специальные целевые программы, которые являются одним из важнейших инструментов трансформации экономики Российской Федерации в энергоэффективную и энергосберегающую систему. Такими программами на федеральном уровне являются «Энергоэффективная экономика» «Жилище», а также национальный проект «Доступное и комфортное жильё».

Как известно, жилые и общественные здания в городах потребляют наибольшее количество тепловой энергии, но её расходование на единицу площади в нашей стране осуществляется нерационально и в несколько раз превосходит показатели стран с развитой экономикой. Поэтому использование комплексных энергосберегающих мероприятий и решений может существенно сократить расход тепловой энергии (от 30 до 70%) как для новостроек, так и для реконструируемых зданий, сооружений, незначительно увеличивая при этом стоимость строительства или реконструкции.

Вышеуказанные обстоятельства обусловливают актуальность настоящего научного исследования, в котором на основе комплексного и системного подходов рассмотрены процессы формирования и развития рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве и повышения эффективности предприятий этой сферы на основе реализации энергосберегающих мероприятий.

Целью диссертации является научное обоснование и разработка организационно-экономических подходов и предложений по повышению эффективности функционирования предприятий сферы коммунального обслуживания на основе рыночных принципов.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

— анализ состояния и перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Тюменской области, в частности, определение факторов, имеющих наибольшее влияние на данный комплекс;

— исследование основных подходов к формированию эффективного управления предприятиями жилищно-коммунальной сферы;

— развитие многоуровневой системы управления жилищно-коммунальным хозяйством;

— разработка модели формирования конкурентных преимуществ в жилищно-коммунальной сфере и методологии их оценки;

— разработка метода сравнительной оценки предприятий жилищно-коммунальной сферы при проведении конкурсных торгов и выборе победителя;

— формулирование принципов организационно-экономического механизма повышения уровня использования ресурсного обеспечения и потенциала предприятий жилищно-коммунальной сфере на основе реализации энергосберегающих мероприятий.

Предметом исследования является комплекс организационно-экономических форм и методов обеспечения устойчиво развивающейся производственно-эксплуатационной деятельности субъектов коммунального хозяйства в условиях рыночных отношений.

Объектом исследования являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства, во взаимодействии с их партнерами, потребителями услуг и органами управления.

Методы исследования: теория управления техническими и производственными системами, системотехника, методы организационного и имитационного моделирования, труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме.

Научная новизна диссертации заключается в развитии методической базы повышения эффективности функционирования предприятий жилищно-коммунальной сферы, адекватной рыночной экономике, на основе разработки следующих её элементов:

— метода обеспечения и оценки конкурентоспособности предприятий жилищно-коммунальной сферы на основе включения в систему оценочных показателей качества выполнения основных бизнес-процессов, классифицируемых по таким параметрам, как: номенклатура, количество, качество, время, цена и организационно-экономическая и технико-технологическая надежность;

— методического подхода сравнительной оценки предприятий жилищно-коммунальной сферы по нормативным, техническим и экономическим параметрам при проведении конкурсных торгов и обосновании выбора победителя на региональном и муниципальном уровнях управления;

— комплекса мероприятий по формированию организационно-экономического механизма повышения эффективности предприятий жилищно-коммунальной сферы, предусматривающего реализацию системы энергосберегающих программ и проектов федерального, регионального, муниципального уровня;

— метода определения эффекта от энергосбережения по уровням управления жилищно-коммунальной сферы и общего синергетического эффекта от комплексности и единой направленности программ, проектов и мероприятий.

Практическая значимость работы заключается в том, что реализация содержащихся в ней предложений и рекомендаций позволяет повысить эффективность функционирования предприятий жилищно-коммунальной сферы с одновременным ускорением их адаптации к новой социально-экономической среде за счет использования адекватных методических подходов.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы органами федерального, регионального, муниципального управления при разработке нормативно-правовых актов, регулирующих сферу коммунальных услуг, а также субъектами данного комплекса при разработке стратегии своего развития, принятии текущих управленческих решений и формировании внутрифирменных и внешних производственных связей.

Теоретической и методологической основой работы послужили исследования в области управления коммунальным хозяйством, реформирования сферы услуг, оперативного и стратегического менеджмента, организации хозяйственных связей. Использовались труды российских ученых: Абалкина Л. И., Веденина H.H., Гончарова В. В., Зотова В. Б., Карнаухова С. Б., Ковалевой В. Е., Лукьянчикова H.H., Макарычевой И. В., Мильнера Б. З., Михайлова Д. М., Одесса В. И., Орловой Р. И., Потравного И. М., Сборщикова С. Б., Сосуновой Л. А., Софиной Т. Н., Хаширова O.A., Чернышева Л. Н., Швандара В. А., Шепеля В. М., а также зарубежных авторов: Ансоффа И., Гирхе В., Друкера П., Менара К., Стиглица Дж.Ю., Самуэльсона П., Эклунда К. и других.

Информационную базу исследования составили материалы статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики Россиитехнико-экономические и финансовые показатели деятельности предприятий и организаций ЖКХ Тюменской областистатистические данные, опубликованные в отечественных и зарубежных монографиях, периодических изданиях.

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 12 научных статей общим объемом|8,2 п.л.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературысодержит 182 страниц машинописного текста, включая 28 таблиц, 10 рисунков, списка литературы из 118 наименований.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

В диссертации рассмотрены наиболее актуальные вопросы, связанные с повышением эффективности жилищно-коммунального обслуживания, обобщены полученные научные и практические результаты, представляющие собой комплексное исследование. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Одним из важнейших стратегических направлений социально-экономических преобразований в России является развитие жилищной сферы и дальнейшее ее реформирование, ориентированное на создание необходимых условий жизнедеятельности человека и улучшение среды обитания. Ведущие отрасли в составе данной сферы — это жилищное строительство и ЖКХ, которые в сложных макроэкономических условиях обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. Повышение их устойчивости требует развития диверсификации бизнеса предпринимательских подходов.

2. В условиях развития рыночных отношений особое значение придается структурным экономическим преобразованиям всей сферы услуг, а также результативности её функционирования. В настоящее время экономические преобразования в данном секторе экономики могут принести значительный эффект путём формирования эффективного механизма управления при условии повышения технического уровня ЖКХ, обновления его материальной базы.

3. Для решения проблем трансформации ЖКХ и оптимизации системы управления отраслью, которые должны быть реализованы на региональном и муниципальном уровнях при организационном, методическом и техническом содействии федерального центра, необходимы мероприятия по формированию и развитию конкурентных отношений, повышению результативности проводимых институциональных преобразований в этом секторе.

4. Формирование рыночных отношений с одновременным развитием конкурентной среды в жилищно-коммунальной сфере кардинально изменит характер взаимоотношений. Спрос со стороны потребителей, ценовая политика предприятий ЖКХ и качество работы будут основными факторами конъюнктуры рынка жилищно-коммунальных услуг, и эти показатели можно использовать при проведении конкурсных торгов и выборе победителя.

5. Показатели конкурентоспособности представляется целесообразным разделить на три группы: нормативные, технические, экономические. Нормативные параметры используются для определения соответствия характеристик оцениваемого предприятий и его услуг значениям стандартов и норм, существующих на данном рынке. Технические параметры характеризуют назначение продукта (услуги).

6. Результативность производственно-коммерческой деятельности, адаптивность любого предприятия во многом определяется рациональностью управления его ресурсным потенциалом и для субъектов жилищно-коммунального хозяйства это направление является приоритетным. Экономической основой повышения эффективности и снижения издержек на производство жилищно-коммунальных услуг является энергосбережение, предполагающее реализацию комплекса мероприятий как технической, так и экономической направленности.

7. На уровне производителя жилищно-коммунальных услуг дополнительный эффект от реализации энергосберегающих мер (в форме инвестиционных проектов) может достигаться за счет формирования многоплановой программы энергосбережения (портфеля инвестиций), которая обеспечит максимальный эффект.

8. Комплексность энергосберегающих программ федерального, регионального, муниципального уровней, их неразрывная связь и единая направленность осуществляемых в их рамках мероприятий могут обеспечить крупный синерге-тический эффект.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11,1994 № 51 ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.07.2006)
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 28.12.2004 № 188-ФЗ.
  3. Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"/ от 30.12.2004 года№ 210-ФЗ (ред. от 26.12.2005)
  4. Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации"/ от 6.10.2003 года№ 131-Ф3 (ред. от 15.02.2006)
  5. Постановление правительства РФ «Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг и правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» от 26.09.1994 № 1099
  6. Указ Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в АО» от 01.07.92 г. № 721
  7. Указ Президента РФ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» от 28.04.97 г. № 425
  8. В.А. Проблемные вопросы реформирования и модернизации ЖКХ // Журнал руководителя и главного бухгалтера. Часть 2. 2004. — № 8. — С.3−8.
  9. Т.А., Хаскин В. В. Экология. Человек Экономика — Биота — Среда. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  10. И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
  11. А.Н. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: все, что о ней хотим знать. М.: Феникс, 2006. — 217с.
  12. А.Р. Методы оценки региональной и социальной ассиметрии. Региональная социально-экономическая ассиметрия и механизмы ее выравнивания. М.: ИНСАН, 1998.
  13. К. Основы стратегического менеджмента. Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1997.
  14. A.B. Закономерности переходной экономики: теория и методология. / Вопросы экономики, № 2, 1995, с. 40−50.
  15. Бычковский И. В Тарифная политика в ЖКХ в условиях нового законодательства и методов регулирования. Чтобы экономить надо вкладывать. // Вестник Инноваций — 2006. март-апрель
  16. H.H. Экологическая безопасность. Правовые аспекты. М.: Право и закон, 2000.
  17. О.С. Стратегическое управление: учебник. М.: МГУ, 1995.
  18. А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики М.: Финансы и статистика, 2002. — 175с.
  19. В.М., Кленова И. А., Колесников В. И. Экология для технических вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
  20. В.В. Ключевые элементы управления и их практическое значение. М.: МНИИПУ, 1998.
  21. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. В 2-х томах. М.: МНИИПУ, 1996.
  22. В.Я., Швандар В. А. Малый бизнес: Организация, экономика, управление: учебное пособие. — М.: Юнити-Дана, 2003. — 475с.
  23. А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2001. -492 с.
  24. В. О состоянии жилищно-коммунального комплекса.// Экономист, № 6, 2004.-с. 42−60
  25. Денационализация как политическая цель // Передача в частную собственность установок для очистки сточных вод. Пер. с нем. М.: ВЦП, № Р-240,1988.
  26. П. Управление, нацеленное на результате. Пер. с англ. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.
  27. А. Налоговый Рай. // Труд. 26.06.2001, с. 2.
  28. Жилищное и коммунальное хозяйство, №№ 2000−2005 гг.
  29. E.H. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: учебное пособие. М.: МГУ, 1995 — 185 с.
  30. Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города. M.: Владос-Пресс, 2003. — 92с.
  31. В.А. Промышленная экология. М.: ДеЛи, 1999.
  32. В.Б. Совершенствование территориального управления жилищно-коммунальным хозяйством. M.: 1995.
  33. В.Б., Макашева З. М. Муниципальное управление. М.: ЮНИТИ, 2004. — 279 с.
  34. А.Б., Картышев C.B., Постников A.B. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Филин, 1997.
  35. . Менеджмент в условиях рыночной экономики: теория и практика. М.: 1992.
  36. А.И. Планирование на предприятии. Ч. 1. Стратегическое планирование. Мн.: Мисанта, 1998.
  37. С.Б. Концепции логистики (системный анализ). М.: Российская экономическая академия, 2003 — 162 с.
  38. Е.А. Реформа ЖКХ, или Теперь мы будем жить по-новому. М.: Феникс, 2006. — 348с.
  39. Е.А., Барулин С. В. Финансы жилищно-коммунального хозяйства. М.: Ось — 89, 2003.- 192с.
  40. В.Г. Товарищество собственников жилья как одна из форм управления многоквартирным домом. М.: ГроссМедиа, 2006. — 224с.
  41. Н. Б. Улюкаев A.C. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: эволюция или революция? // ВЭ, № 9, 1997. с. 55−68
  42. Крепкий J1.M. Организация коммерческого успеха. М.: Экономика, 1999.
  43. Г. Ф. Экономика городского хозяйства. СПб.: 1997.
  44. Курс переходной экономики. / Под ред Л. И. Абалкина. М.: 1995.
  45. . Стратегический маркетинг: пер. с франц. СПб.: Наука, 1996.
  46. П., Бирюков П. Траст новый институт Российского права // Хозяйство и право. 1996. № 2, с. 33.
  47. Л.И., Шишко Н. Г. Кадры в жилищно-коммунальном хозяйстве. Образцы должностных инструкций. Квалификационные характеристики рабочих и служащих. М.: Дикта, 2006. — 408с.
  48. Е. Стратегическое планирование и прогнозирование на предприятии. // Российский экономический журнал. 1992, № 5,6.
  49. H.H., Потравный И. М. Экономика и организация природопользования. М., Тройка, 2000.
  50. В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. М.: Финпресс, 1997.
  51. И.В. Трастовый рынок: мировой опыт и российская специфика. Нижний Новгород, 1999.
  52. В.В. Предпринимательские сети в бизнесе. М.: Центр экономики и маркетинга, 1997.
  53. К. Экономика организаций /Пер. с франц. М.: ИНФРА-М, 1996.
  54. Менеджмент (под ред. Литвинюка A.A., Лукашевича В.В.). Т. 1 -2 МГЦК, 1997.
  55. Менеджмент организаций (под ред. проф. Румянцевой З. П., Соломатина И.А.) М, ИНФРА-М, 1995.
  56. М.К., М.Альберт, Ф.Хедуори. Основы менеджмента. М., Дело, 1992.
  57. .З. Реформы управления и управление реформами в 2-х томах. М., Институт экономики РАН, 1994.
  58. .З. Теория организаций. Курс лекций. М., ИНФРА-М., 1999.
  59. Д.М., Барсукова С. В. Трастовые операции: международный и российский опыт. Учебн. пособие. М., 1998.
  60. Моделирование взаимодействия комплексов в системе народного хозяйства / под ред. Розина Б. Б. Новосибирск: Наука, 1992. — с. 191.
  61. Н.П. Траст: правовые основы и практика реализации в США и России // Банковское дело. 1997, № 5, с. 36.
  62. Логистика и маркетинг в экономике России переходного периода ./Новиков Д.Т., Проценко И. О. и др. М.:Маркетинг в России и зарубежом, №№ 24,1998.
  63. О работе организаций жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в условиях реформы: Анал. зап.//Тюменский областной комитет госстатистики. Т., 2004. -27с.
  64. Обработка осадков природных и сточных вод. Сб. научн. тр. М.: АКХ им. К. Д. Памфилова, 1986.
  65. Ю.А. Трансформация хозяйственных систем (сборник статей). -М.: Институт экономики РАН, 1994.
  66. Р.И. и др. Экономика жилищно-коммунального хозяйства. Учебник. М.: Стройиздат, 1988.
  67. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент). Под ред. В. М. Власовой. М., Финансы и статистика, 1995.
  68. В. Конкурентоспособность. // РИСК, 1999, № 4, с. 4−11.
  69. A.B. Система государственного управления. М.: ЮНИТИ, 1997.
  70. Д. Путь к покупателю. М.: Прогресс, 1991.
  71. A.B. Теория и организация американского менеджмента. М.: МГУ, 1991.
  72. Г. Х., Ю.Н.Бронников. «Справочное пособие директора производственного объединения, предприятия», М.» Экономика, 1997.
  73. Программные мероприятия реформирования ЖКХ г. Тюмени // Городское управление. 2004. — № 6. — С.75−80.
  74. И.О. Стратегическая логистика. М.: МЕЛАП, 2005
  75. В. Доверительное управление имуществом // Финансовая газета, 1997, № 20, с. 9.
  76. Е.Г. Сфера услуг: планирование, проблемы, перспективы. -Саратов: 1988.
  77. Российский статистический ежегодник, 2000. М.: Госкомстат РФ — 2001.
  78. Т.К. Финансово-экономические и социальные аспекты перехода па новую систему оплаты жилья. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003.8,2 п.л.
  79. Т.К. Формирование и развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве: теория, методология и практика. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 25,2 п.л.
  80. Рынок и логистика. / Под ред. М. П. Гордона. М. Экономика, 1993.
  81. С. Жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы и решения // Финансы, № 1, 2006.
  82. И.Н., Котилко В. В. Стратегия развития сферы услуг: Монография. -М.: Сатурн-С, 2003−248с.
  83. С.Ю. Жилищно-коммунальное хозяйство. Права и обязанности потребителей. М.: ГроссМедиа, 2006. — 184с.
  84. С.Б. Механизм государственного регулирования и стимулирования инвестиционно-строительной деятельности: Монография M.: АСВ, 2004.- 168с.
  85. С.Б., Березин В. П. Теоретические основы взаимодействия участников программ жилищного строительства./Сборник прикладных научно-технических работ Мытищинского филиала МГСУ./Моск. гос. строит, ун-т. М.: МГСУ, 2004. — с.98−104.
  86. В.М. Как возродить экономику России реформировать, не разрушая. — М.: Паритет, 1999.
  87. Ю.Ф., Дрозд Н. И. Жилищно-коммунальное хозяйство. М.: Март Март, 2004. — 272с.
  88. Синяева И.М., C.B. Земляк, Синяев В. В. Маркетинг в малом бизнесе. М.: Юнити — Дана, 2006. — 287 с.
  89. В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. М.: Академия. 2000.
  90. С.С. Опыт реформирования ЖКХ Тюменской области // Журналруководителя и главного бухгалтера. Часть I. 2004. — № 4. — С.62−64.
  91. JI.A. Макроэкономическая концепция коммерции услуг. СПб.: СПб ГУ ЭФ, 1997.
  92. Т.Н. Сфера услуг: трансформации в рыночной экономике. СПб, 1999.
  93. Дж.Ю. Экономика государственного сектора. / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.
  94. Е. Новые формы управления имуществом // Экономика и жизнь. 1996, № 27, с. 25.
  95. JI.B. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги (по новому жилищному кодексу Российской Федерации) М.: Тихомирова М. Ю., 2005. -95с.
  96. Теория и практика антикризисного управления. Под ред. С. Г. Беляева, В. И. Кошкина. М.: ЮНИТИ, 1996.
  97. Теория фирмы. / Под. ред. В. М. Гальперина. СПб, Экономическая школа, 1995.
  98. Управление государственной собственностью. Учебник. Под ред. В. И. Кошкина, В. М. Шупыро. М.: 1997.
  99. P.A. Система менеджмента: учебно-методическое пособие. -М.: Бизнес-школа «Интер-синтез», 1996.
  100. Формирование и развитие рынка жилищно-коммунальных услуг / В. А. Крылов, А. Г. Мокроносов, Т. К. Руткаускас. Екатеринбург: Екатеринбург, 2000. — 19,25 п.л. (авт. 9,25 п.л.)
  101. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. А. А. Турчака. М.: Финансы и статистика, 1997.
  102. С.Е. Организация производственных систем (теоретическое основание организационной науки). Тула: Шар, 1996.
  103. O.A. Предпринимательство в сфере услуг. СПб.: 1993.
  104. А.Т. Самоменеджмент. М.: Экономика, 1995.
  105. Чернышев J1.H. Экономика городского хозяйства. М.: 1999.
  106. А.Н. Экономика США: Сфера услуг.-М.: 1987.
  107. Ф.И. Новое российское предпринимательство. М.: Экономика, 1994.
  108. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (Управленческая гуманитарология). М.: Финансы и статистика, 1992.
  109. К. Эффективная экономика. Шведская модель. Пер. со шведск. -М.: Экономика, 1991.
  110. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства./сб. научн. тр. М.: АКХ им. К. Д. Памфилова, 1990.
  111. Экономика и организация рыночного хозяйства / Ред. колл. Злобин Б. К., Куш-лин В.И., Спицын А. Т., Румянцев А. Ф. М.: НПО «Экономика», 2000.
  112. Экономика переходного периода: Учебное пособие. / Под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. М.: МГУ, 1995.
  113. Экономическая энциклопедия / Научн. ред. Совет изд-ва «Экономика, Институт экономики РАН, гл. ред. Л. И. Абалкин. М.: Экономика, 1999.
  114. Г. Двенадцать принципов производительности, 2-е изд. М.: Экономика, 1992.
  115. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Тандем, 1996.
Заполнить форму текущей работой